автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Вклад профессора О. М. Ковалевского в изучение истории и культуры монголоязычных народов Центральной Азии, I-я половина XIX века
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Полянская, Оксана Николаевна
ВВЕДЕНИЕ
1. Роль Казанского университета в становлении российской школы монголоведения в первой половине XIX века "
1.1 Казанский университет - центр отечественного востоковедения в первой половине XIX века
1.2 Формирование школы монголоведения в Казанском у ни верситете
2. Научная командировка О.М. Ковалевского в Восточную Сибирь с целью изучения языка, истории и культуры 62 монголоязычных народов
2Л Изучение монгольского языка О.М. Ковалевским во время его пребывания в Забайкалье в 1828-1833 годах о
2.2 Подготовка профессором О.М. Ковалевским научных трудов по монгольской филологии
2.3 Подготовка профессором О.М. Ковалевским научных трудов по истории монголов и буддизму
3. Просветительская деятельность О.М. Ковалевского среди бурят
3.1 О.М. Ковалевский о забайкальских бурятах первой половины XIX века
3.2 Роль профессора О.М. Ковалевского в научной подготовке
Доржи Банзарова, Галсана Гомбоева, Александра Бобров- 155 никова.
Введение диссертации2001 год, автореферат по истории, Полянская, Оксана Николаевна
Актуальность исследования. Географическое положение Российского государства - на стыке Европы и Азии - определило появление многосторонних и длительных связей народов России и Востока. Особое место в восточной политике России на Востоке занимали народы Центральной Азии. Наличие этих взаимоотношений на протяжении ряда веков вызывало в России практический интерес к Востоку и способствовало накоплению знаний о нем.
В первой половине XIX века в России формируется новая наука - университетская, которая с самого начала носила как теоретический, так и прикладной характер. Востоковедение, в этом смысле, не было исключением. По мнению академика Н.И. Конрада, "наряду с практическим востоковедением, как стали обозначать это направление в изучении Востока, развивалась и та отрасль востоковедной работы, которая получила наименование научного востоковедения. Толчком к его развитию послужил более глубокий интерес к Восто-ку"(1).
Одно из ведущих мест в российском востоковедении принадлежит монголоведению, которое является одной из старейших отраслей отечественной востоковедной науки. Первые шаги подлинно научного академического монголоведения были сделаны в Петербурге и связаны с именем Я.И. Шмидта (17791847). Публикация его грамматики монгольского языка (на немецком в 1831 году и в 1832 году - на русском) и краткого "Монголо-немецко-русского словаря" (1835)(2) стала важным событием в истории монголоведения. Изданием текстов монгольского эпоса Гэсэриады и исторического сочинения Саган-Сэцэна Я.И. Шмидт заложил основы фундаментальных исследований по монгольской филологии(З).
Научное изучение Монголии началось во второй четверти XIX века, с открытия в 1833 году в Казанском университете первой в Европе кафедры монгольского языка. Ее организация была вызвана расширением территории России и связей с соседними странами Азии.
Российские востоковеды всегда проявляли большой интерес к Монголии, ее истории и культуре. Одним из выдающихся представителей русской востоковедной школы, заложивший основы монголоведения в России и в Европе в целом был О.М. Ковалевский. Его труды до сегодняшнего дня не утратили своей актуальности, а роль в востоковедной науке трудно переоценить. По мнению одного из исследователей научной деятельности О.М. Ковалевского Е.Ф. Шамова: "Монголоведение благодаря О.М.Ковалевскому стало одним из ведущих направлений мировой ориенталистики. О.М. Ковалевский убедительно показал, что монголоведение - это комплекс важнейших и сложных вопросов истории и культуры народов Востока."(4).
Для востоковедной науки имя О.М. Ковалевского особенно дорого прежде всего с точки зрения его вклада в монголоведные исследования. Диапазон его исследований был широк: это и язык, литература, этнография, история, вопросы материальной культуры и быта, религия, - все это позволило ученому объективно подойти к изучению монгольских народов. Своей научной, просветительской деятельностью Осип Михайлович попытался обратить внимание царского правительства на бурят, тунгусов и другие народы далекой Сибири. Велика его роль в распространении образования среди бурятского народа и формирования научных кадров из бурят. Гуманистический подход к изучению истории и культуры монгольских народов позволил ему отстаивать взгляды о единстве существования человечества, равноправие европейцев и народов Во-стока(5). Это должно было стать основой и русско-монгольских связей, что актуально с позиции сегодняшнего дня, когда отношения между этими странами выходят на новый уровень развития. Поэтому сегодня важно вернуться к истории изучения Монголии в России в первой половине XIX века. Профессор О.М. Ковалевский был одним из первопроходцев в изучении языка, истории, культуры монгольских народов. Его по праву считают основателем научного монголоведения в России. Этим был обусловлен выбор темы кандидатской диссертации.
Историография проблемы. Об О.М. Ковалевском писали многие, однако каждый испытывал трудности в поисках материала, так как большинство архивов О.М. Ковалевского сгорело во время пожара 1863 года в Варшаве. Сохранившиеся материалы оказались разбросанными по городам России, Литвы, Польши. Все это еще раз указывает на необходимость поиска научного наследства и библиотеки О.М. Ковалевского.
Одним из первых, кто познакомился с большим собранием восточных рукописей О.М. Ковалевского, хранящихся в библиотеке Казанской Духовной Академии был историк А. Любимов. Его статья "О неизвестных рукописях о. Иакинфа и рукописях профессора Ковалевского, хранящихся в библиотеке Казанской Духовной Академии"(1908) посвящена описанию этого собрания(б).
В начале XX века (1902) вышла работа Ю. Талько-Гринцевича, посвященная 100-летию со дня рождения О.М. Ковалевского(7). В ней автор попытался кратко осветить весь жизненный путь ученого-востоковеда и его научные заслуги. Ю. Талько-Гринцевич, оценивая работы О.М. Ковалевского по монголоведению, отмечал, что "значение его заслуг возрастает пропорционально времени"(8). Однако, следует отметить неточности, допущенные автором в датировке некоторых жизненных событий. Возможно, это связано с характером литературы, которую использовал Ю. Талько-Гринцевич. В основном, это польские периодические издания, представляющие отдельные разрозненные факты из жизни О.М. Ковалевского. Несмотря на эти недостатки работа Ю. Талько-Гринцевича содержит обобщающие материалы по биографии О.М. Ковалевского.
В отечественной историографии об О.М. Ковалевском и его роли в развитии востоковедения писали в разное время Б.Я. Владимирцов, В. Грицкевич, Н.А. Мазитова, А.А. Петров, Р.Е. Пубаев, В.Э. Раднаев, Г.Н. Румянцев, Г.Д. Санжеев, П.Е. Скачков, Д.Б. Улымжиев, Е.Г. Фролов, М.П. Хамаганов, Ш.Б. Чимитдоржиев, Г.Ф. Шамов, Н.О. Шаракшинова, Н.П. Шастина, Б.С.Шостакович, А.С. Шофман и некоторые другие(9).
Следует обратить внимание на то, что работы, посвященные жизни и научной деятельности О.М. Ковалевского, настолько разноплановы, что их трудно объединить по тематике и выявить единую линию. Занимая общую позицию и определяя О.М. Ковалевского как основоположника российского монголоведения, большинство историков рассматривает отдельные аспекты его научного творчества.
Одним из исследователей деятельности О.М. Ковалевского является Г.Ф. Шамов. Им было написано диссертационное исследование "Роль востоковедов Казанского университета в изучении Монголии и Китая первой половины XIX века"(10). Глава вторая этой работы посвящена возникновению монголоведения в России, связанного с именем О.М. Ковалевского. В ней автор сделал попытку охарактеризовать научную биографию О.М. Ковалевского. В дальнейшем диссертационное исследование Г.Ф. Шамова стало основой для публикации статей "Научная деятельность О.М. Ковалевского в Казанском университете"^ 1) и "Восточный разряд Казанского университета", последняя была написана в соавторстве с А.С. Шофманом(12). Все эти работы были опубликованы в1956 году, а в 1983 году вышел в свет очерк Г.Ф. Шамова "Профессор О.М. Ковалевский. Очерк жизни и научной деятельности", в котором автор обобщил все свои труды по деятельности профессора О.М. Ковалевского в области монголоведения. Г.Ф. Шамов в своих работах основной упор делает на рассмотрение деятельности О.М. Ковалевского как ученого-ориенталиста. Определяя место и роль О.М. Ковалевского в создании в первой половине XIX века школы монголоведения, Г.Ф. Шамов отмечает, что "О.М. Ковалевский был первым ученым монголоведом России и Европы, создавшим своими трудами базу для дальнейшего развития монголоведения"(13).
Работы Г.Ф. Шамова вносят значительный вклад в изучение деятельности О.М. Ковалевского, как ученого-востоковеда, организатора научного монголоведения в России. Однако, некоторая ограниченность в источниках и отпечаток своего времени не позволили автору детально и достаточно объективно осветить всю разностороннюю деятельность выдающегося монголоведа.
Г.Ф. Шамов уделяет внимание поездке О.М. Ковалевского в Восточную Сибирь, освещает основные моменты его пребывания в далекой провинции. При этом забайкальский период Г.Ф. Шамовым рассматривается в самых общих чертах. Один из ведущих исследователей жизни и творчества О.М. Ковалевского обошел вниманием просветительскую деятельность ученого. Г.Ф. Шамов не считал свое исследование "полным и завершенным ., стремился показать . процесс возникновения и становления научного монголоведения в России, что было связано прежде всего с деятельностью профессора Казанского университета Ковалевского"(14).
Некоторое внимание педагогической деятельности О.М. Ковалевского в Казанском университете уделяет А.С. Шофман. Это касается роли Осипа Михайловича в научной подготовке студента Доржи Банзарова: "Ковалевский следил за работой Банзарова и направлял его научные интересы"(15).
Статья А.А. Петрова "Рукописи по китаеведению и монголоведению"(16) интересна для исследователей научного наследия О.М. Ковалевского. В ней А.А. Петров значительное внимание уделяет рукописям О.М. Ковалевского, посвященным Монголии, которые он обнаружил в библиотеке Казанской Духовной Академии, среди них была "История монголов". Описывая найденные рукописи О.М. Ковалевского, А.А. Петров характеризует его как талантливого ученого-востоковеда.
Еще одна публикация, дополняющая сведения о работах по монгольскому языку О.М. Ковалевского - это рукопись его сочинения "Опыт монгольского корнеслова", обнаруженная в Улан-Удэ Г.Н. Румянцевым в 1947 году. Г.Н. Румянцев, изучив данную рукопись, пришел к выводу, что "Опыт монгольского корнеслова" с новой стороны характеризует О.М. Ковалевского как крупного ученого-монголоведа: "В этом труде он выступает как глубокий знаток монгольской лексики в историческом аспекте. В этом отношении он далеко оставляет за собой всех монголистов XIX века"(17).
Интересным источником для изучения жизни О.М. Ковалевского являются письма, как адресованные к ученому, так и его ответы. Известный монголовед Н.П. Шастина обращается к некоторым из них. В частности, переписка О.М. Ковалевского с представителями бурятского народа, которая вызывает интерес и у лингвистов, и у историков культуры бурятского народа, и у биографов О.М. Ковалевского(18).
О поездке О.М. Ковалевского в Восточную Сибирь в 1970-е годы писали В. Грицкевич и Н.А. Мазитова. В. Грицкевич свою статью "Породненный с кочевниками"(19) посвятил взаимоотношениям О.М. Ковалевского с забайкальскими бурятами, характеризуя О.М. Ковалевского как этнографа. Н.А. Мазитова в своей работе "Изучение Ближнего и среднего Востока в Казанском университете"(20) сделала попытку раскрыть пути становления и развития востоковедной науки, рассмотрела вопросы подготовки кадров профессорско-преподавательского состава восточного отделения Казанского университета. В этом аспекте осветила научную командировку О.М. Ковалевского в Восточную Сибирь.
Изучая источники по буддизму, Р.Е. Пубаев(21) отмечает значительный вклад В.П. Васильева в исследовании буддизма, при этом особо подчеркивает влияние О.М. Ковалевского на становление В.П. Васильева как буддолога.
В 1990-е годы выходит несколько статей об О.М. Ковалевском, его рукописях, а также делается попытка взглянуть на его деятельность с позиции сегодняшнего дня. Д.Б. Улымжиев посвящает этому свои работы в связи с изучением истории отечественного монголоведения(22): "Страницы Отечественного монголоведения", статьи "Учитель школы монголоведов", "Новые, ранее неизвестные письма О.М. Ковалевского". Характеризуя О.М. Ковалевского как основателя научного монголоведения в России, Д.Б. Улымжиев отмечает, что "Казанская школа монголоведов, созданная Ковалевским, была ведущей в России на протяжении XIX столетия. Монголоведение, благодаря Ковалевскому и его трудам, стало одним из ведущих направлений мировой ориенталистики"^). Об этом Д.Б. Улымжиев говорит и в последующей своей публикации "О.М. Ковалевский" в сборнике "Российские монголоведы XVIII-начала XX веков"(24). В статье "Новые, ранее неизвестные письма О.М. Ковалевского" Д.Б. Улымжиев указывает на один из моментов просветительской деятельности О.М. Ковалевского по отношению к бурятскому народу, доказывая это перепиской Ковалевского с главным тайшей 18-ти Селенгинских бурятских родов, найденных им в Национальном архиве Бурятии(25). "О.М. Ковалевский - основатель научного монголоведения в России", эту тему профессор Д.Б. Улымжиев продолжает развивать и в статьях, опубликованных за рубе-жом(26).
В разное время научное наследие О.М. Ковалевского привлекало внимание исследователей. Гибель многих его рукописей в Варшаве в 1863 году, разбросанность его библиотеки заставляют исследователей вновь и вновь обращаться к их поиску. Ш.Б. Чимитдоржиев описал фонд О.М. Ковалевского в библиотеке Вильнюсского университета(27), К. Алексеев и К. Яхонтов дали полное описание вильнюсской коллекции книг и рукописей на китайском, маньчжурском, монгольском и тибетском языках О.М. Ковалевского(28). Помимо этого, К. Яхонтов в своей работе "Китайские и маньчжурские книги в Иркутске" в числе других вопросов отмечает деятельность О.М. Ковалевского по сбору книг на китайском и маньчжурском языках в Иркутске в 1828-1829 годах(29).
Еще один автор, затрагивающий тему О.М. Ковалевского, - иркутский исследователь Б.С. Шостакович. Он дает высокую оценку трудам О.М. Ковалевского: "Ковалевский является профессионалом, специально занимающимся изучением монголоязычных и других народов, в том числе и проживающих в Сибири. Его научные труды выходили, в основном, на русском языке, кроме того, они оказывались в поле зрения научной общественности, - в этом, по мнению Б.С. Шостаковича,^ заключалось существенное отличие его работ от . мемуаров и публикаций", предшествующих ему исследователей-путешественников. Особое внимание Б.С. Шостакович обращает на то, что О.М. Ковалевский оставил интересное наследие о бурятах (30).
Все перечисленные работы, как и публикации зарубежных авторов, посвящены Казанскому периоду жизни и деятельности О.М. Ковалевского, не затрагивая его педагогической и научной работы в Варшаве в 60-70-е годы XIX века. Некоторое внимание этому вопросу уделяет С. Шинкевич(31). Он отмечает, что в Варшаве О.М. Ковалевский занимался в основном проблемами истории Востока и буддологии и подготовкой кадров по востоковедению, "в том числе и по Монголии".
Среди работ зарубежных ученых о научной деятельности О.М. Ковалевского известна монография B.J1. Котвича(32). B.JI. Котвич был последователем научной школы О.М. Ковалевского. При написании своего исследования он использовал польские и литовские архивы. Узость источниковой базы не дала возможности во всем масштабе рассмотреть деятельность О.М. Ковалевского как монголоведа. Однако, она содержит интересные факты о начале формирования О.М. Ковалевского как востоковеда.
Известность Казанской школы востоковедения была всеобщей, научный авторитет общепризнанным. Крупнейшие центры востоковедения: Берлин, Вена, Лондон, Париж в лице своих лидеров Йозефа Гоммера, Густава Дюга, Артура Давидса, Сильвестра де Саси, А. Мюллера, Ч. Рея ревностно следили за успехами ученых из Казани. Интересна работа французского арабиста Густава Дюга(ЗЗ), в которой обозревает развитие востоковедения в XII-XIX веках в Западной Европе, в том числе и в России. Дюга сообщает биографические данные наиболее, на его взгляд, крупных ученых, среди которых О.М. Ковалевский.
Из современных зарубежных авторов следует отметить польского историка А. Кучинского. А.Кучинский особо выделяет исследования О.М. Ковалевского, касающиеся истории культуры бурят и монголов. По его мнению работы Ковалевского в этой области занимают особое место "в польско-сибирских связях"(34).
Работы авторов, которые писали об О.М. Ковалевском носят, как правило, несколько узкий тематический характер. Не умаляя их заслуг, все же отметим, что не все аспекты творческого пути этого ученого до сих пор остаются недостаточно изученными.
Цель и основные задачи исследования. Учитывая недостаточную изученность деятельности О.М. Ковалевского в исторической литературе, в диссертации поставлена цель - осветить всесторонне научную деятельность О.М. Ковалевского, ученого и организатора в области монголоведения, а также просветителя монголоязычных народов и определить его роль в становлении российского монголоведения.
Исходя из этой цели, определены следующие основные задачи:
- освещение уровня и состояния востоковедной науки в первой половине XIX века в Казанском университете;
- изучение научной деятельности О.М. Ковалевского во время его пребывания в Забайкалье, Монголии;
- анализ основных трудов О.М. Ковалевского по буддизму, истории монголов и бурят. Выявление его роли в зарождении монголоведения в России;
- освещение просветительской деятельности О.М. Ковалевского в подготовке первых бурятских ученых и формировании их научного мировоззрения.
Объектом исследования является история и культура народов Центральной Азии первой половины XIX века.
Предмет исследования - определение места и роли ученого-востоковеда О.М. Ковалевского в процессе становления монголоведения как науки и его вклада в развитие монголоведческого направления востоковедения.
О.М. Ковалевский (1801-1878) прошел большой и сложный жизненный путь от студента Виленского университета, который окончил в 1821 году со степенью кандидата философских наук, до профессора Казанского университета, крупного ученого-востоковеда. В 1824 году за участие в тайных польско-литовских патриотических обществах Осип Ковалевский (он являлся членом "Общества филоматов" ("Друзей народа")) был сослан в Казань и причислен к Казанскому университету для изучения восточных языков. В Казани под влиянием прогрессивной профессуры, и в первую очередь ректора университета Н.И. Лобачевского, происходило становление О.М. Ковалевского, как крупного ученого, педагога, просветителя. В условиях жесточайшей николаевской реакции Н.И. Лобачевский, великий математик и патриот, талантливый организатор сумел превратить Казанский университет в одно из лучших учебных заведений России. Он весьма активно занимался подготовкой профессорско-преподавательских кадров, организуя научные экспедиции в страны Востока и на восточные окраины Российского государства. Одной из первых таких экспедиций была поездка в 1828 году О.М. Ковалевского и А.В. Попова в Восточную Сибирь с целью изучения монгольских языков. В Забайкалье казанские востоковеды пробыли до начала 1833 года. О.М. Ковалевский сделал все возможное для глубокого изучения монгольских языков. Ему удалось дважды побывать в Монголии и съездить в 1830 году в Китай с Российской Духовной миссией. По возращению в Казань, О.М. Ковалевский возглавил кафедру монгольского языка в Казанском университете, которая была открыта 25 июля 1833.
В стенах Казанского университета О.М. Ковалевский сложился как крупный ученый-монголовед. Здесь им были написаны такие фундаментальные труды, как "Монгольско-русско-французский словарь", в трех томах, "Краткая грамматика монгольского книжного языка", "Монгольская хрестоматия", по буддизму - "Буддийская космология". Так, трудами О.М. Ковалевского и его соратников создавались основы научного монголоведения в России.
Хронологические рамки исследования - с 1828 года по 1860 год, то есть, с момента выезда О.М. Ковалевского в 1828 году в научную командировку в Забайкалье с целью изучения им монгольского языка, до 1860 года, ознаменовавшего прекращение работы О.М. Ковалевского в стенах Казанского университета.
Методологической базой исследования является принцип историзма (соблюдение хронологии событий, оценка фактов с позиции рассматриваемого периода времени, установление связей исследуемых событий с предшествующим периодом); принцип объективности (оценка событий с учетом всех фактов, разносторонний анализ собранного материала, касающегося данной темы). В процессе исследования так же были использованы методы сравнения, анализа.
Источниковая база исследования. Основными источниками для написания данной диссертации явились преимущественно архивные документы и материалы, содержащиеся в фондах НАРТ (Национального архива Республики Татарстан), а также Архива востоковедов ЛО ИВ РАН (Ленинградского отделения института востоковедения Российской АН), отдела рукописей и редких книг библиотеки Санкт-Петербургского университета, отдела рукописей и редких книг Российской национальной библиотеки (Публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина), отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского (ОРРК НБ) при Казанском университете, НАРБ ( Национального архива Республики Бурятия), периодическая печать Минист-терства народного просвещения первой половины XIX века, периодические издания Казани этого периода, письма разных корреспондентов из России и зарубежных стран к О.М. Ковалевскому. Материалы научного наследия О.М. Ковалевского по монгольскому языку и истории монголов представляют особый интерес, особенно следует выделить его дневники. Часть этих документов и материалов вводится в научный оборот впервые.
Исключительно ценные материалы по проблеме сосредоточены в фондах Национального архива Республики Татарстан. В Казани^ как административном центре губернии и обширном учебном округе^ сосредотачивались многочисленные документы и материалы по интересующим нас вопросам.
Материалы канцелярии попечителя Казанского учебного округа составили фонд 92 НАРТ. В фонде сосредоточены циркуляры и распоряжения попечителя, протоколы заседаний попечительского совета, годовые отчеты Казанского учебного округа, отчеты Казанского университета, дела о научных командировках и путешествиях ученых университета. Для рассматриваемой темы исключительно ценным в информационном плане является дело 2237, отражающим различные аспекты командировки востоковеда О.М. Ковалевского, а также его деятельность во главе кафедры монгольского языка Казанского университета с 1833 года. Дело 2237 включает в себя письма-отчеты О.М. Ковалевского, адресованные попечителю Казанского учебного округа М.Н. Мусину-Пушкину о занятиях монгольским языком в Иркутске под руководством А.В. Игумнова, отражающие многие аспекты жизни сибирского знатока монгольского языка, а также успехи казанских востоковедов О.М. Ковалевского и А.В. Попова в изучении этого восточного языка. Письма О.М. Ковалевского из Сибири и Монголии в Казань представляют заслуженный интерес для изучения многих сторон жизни, быта и духовной культуры монгольских народов. В фонде 92 НАРТ содержатся важные сведения по истории 11 -й Российской духовной миссии в Пекине, участником которой был О.М. Ковалевский. Здесь же находятся сведения о связях О.М. Ковалевского с английскими миссионерами, находившимися в Сибири, среди бурят в начале XIX века. Данный фонд содержит материалы об изучении монгольских языков О.М. Ковалевским, о его работе над словарями, грамматикой и хрестоматией, о бурятах, судьба которых была связана с Казанским университетом и гимназией.
Разнообразные материалы, характеризующие многоплановую деятельность Казанского университета в период с 1805 по 1918 год, представлены в фонде 977 - Совет университета. В этом фонде находятся дела, дополняющие сведения о командировке О.М. Ковалевского и А.В. Попова в Восточную Сибирь. Особый интерес представляют документы, свидетельствующие об открытии кафедры монгольского языка и о начале преподавания этого языка студентам (on. Ист. фак., д.209, л.З). Весьма примечательным оказался документ о создании кафедры педагогики в Казанском университете. Начало ее деятельности было тесным образом связано с именем монголоведа и педагога О.М. Ковалевского (оп. Ист. фак. д. 1850, лл. 22-23 ).
В фонде 10 НАРТ - Казанская Духовная академия представлен богатый материал по научно-педагогической деятельности востоковедов А.А. Бобров-никова и Г. Гомбоева, а также о их сотрудничестве с О.М. Ковалевским.
Периодическая печать являлась одним из источников для написания данной работы. "Казанский Вестник" (1820-1832) и "Ученые записки"(с 1834) Казанского университета публиковали дневники и труды О.М. Ковалевского. Так, в "Казанском Вестнике" за период 1829-1830 годы были опубликованы материалы О.М. Ковалевского "О Забайкальских бурятах", к сожалению не все выпуски "Вестника" сохранились. В "Ученых записках" 1834 года было опубликовано "Содержание монгольской книги под заглавием "Море притч" О.М. Ковалевского.
В процессе исследования были использованы и периодические издания г. Казани первой половины XIX века: "Заволжский муравей", "Камско-Волжская газета", "Волжский Вестник", "Казанский биржевой листок", которые содержат различные заметки о событиях, происходящие в стенах Казанского университета.
В отделе рукописей и редких книг Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге находится дневник О.М. Ковалевского за 1830 год, представляющей ценный источник при написании истории Монголии, Бурятии, Китая в первой половине XIX века. Он был написан О.М. Ковалевским во время поездки с Российской духовной миссией в Пекин через Монголию.
В фонде 29 архива востоковедов ИВ РАН в Петербурге особый интерес представляет дело 22 - "Бумаги о войсковой бурятской школе", включающие проект этой школы, составленный О.М. Ковалевским. А также два тома рукописи "История монголов".
В отделе рукописей и редких книг Санкт-Петербургского университета находится еще одна часть архива О.М. Ковалевского, состоящая из двух папок. В одной - письма к Осипу Михайловичу российских и зарубежных востоковедов, друзей, знакомых, в другой - служебные материалы, относящиеся к его деятельности на посту директора Второй Казанской гимназии, благодарственные письма, деловые письма, характеризующие О.М. Ковалевского как педагога. Особенно интересны для истории монголоведения письма А.В.Игумнова из Иркутска(д.568, Архив Ковалевского. Папка № 2, лл.323-332), а для истории Забайкалья первой половины XIX века - письма поэта Давыдова(д.567, Архив Ковалевского. Папка №1, лл. 25-31 об).
Значительным дополнением к сведениям, полученным в архивах и библиотеках Казани и Петербурга, являются материалы фонда 84-Гусиноозерский дацан НАРБ . Здесь находится переписка О.М. Ковалевского с Бандида-Хамбо ламой Забайкальских дацанов о назначении Г. Гомбоева на должность "надзирателя" Первой Казанской гимназии(оп.1, д.503, лл.1-1об, 5, 7-7об, 19-19об, 33, 42-42об, 54).
Документальная база исследования в целом представляется достаточной для достижения цели и решения основных задач данной работы.
Научная новизна и практическая значимость работы. Диссертация является специальным исследованием, посвященным рассмотрению роли О.М. Ковалевского, как ученого востоковеда в зарождении и становлении монголоведения как науки в России в первой половине XIX века и его личного вклада в развитие отечественного монголоведения. В работе особо подчеркивается, что становление О.М. Ковалевского, как монголоведа происходит не за границей, а в России, на базе, заложенной его предшественниками, изучавшими монгольский язык. Должное внимание уделено иркутскому наставнику О.М. Ковалевского, практику монгольского языка, А.В. Игумнову. Представлены его письма к Осипу Михайловичу, отражающие состояние монголоведения в России на тот период; в них А.В. Игумнов дает оценку трудам ученого по монгольской филологии. О.М. Ковалевский, в свою очередь, обладал блестящими способностями, которые позволили ему не только аккумулировать их идеи, но и претворить в жизнь. Определяя роль О.М. Ковалевского в науке, необходимо подчеркнуть, что он своими фундаментальными трудами положил начало комплексного изучения языка, культуры, истории монголоязычных народов. В этом его важнейшая заслуга перед отечественным монголоведением.
В работе предпринята попытка более полно осветить деятельность О.М. Ковалевского, как ученого, педагога, просветителя, организатора российской школы монголоведения, из которой вышли и первые бурятские ученые Д. Бан-заров, Г. Гомбоев, А. Бобровников. Благодаря фундаментальным трудам О.М. Ковалевского и его учеников монголоведение стало одним из ведущих направлений российского востоковедения. Ученый постоянно отстаивал принципы гуманизма. Поэтому в диссертации фактологические материалы О.М. Ковалевского трактуются с его гуманистических позиций.
В процессе работы над диссертацией выявлен и введен в научный оборот новый архивный материал. В частности, о различных сторонах деятельности английских миссионеров в Забайкалье в первой половине XIX века, об изучении ими монгольского языка и составлении учебных пособий.
В исследовании включены материалы дневников, ранее не использованных при изучен ни наследия ученого. В дневниках содержатся интересные факты по истории монгольского, бурятского, китайского народов. Они дополняют сведения, собранные О.М. Ковалевским о забайкальских бурятах. К со
19 жалению, авторы коллективного труда "История Бурят-Монгольской АССР"(35) не обратились к этим рукописям.
Материалы исследования могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории Монголии, Бурятии, истории отечественного востоковедения и монголоведения, а также при разработке специальных курсов по этнографическим исследованиям в Забайкалье.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Вклад профессора О. М. Ковалевского в изучение истории и культуры монголоязычных народов Центральной Азии, I-я половина XIX века"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Казанская школа монголоведов, созданная в 30-е годы XIX века, занимает важное место в истории российского монголоведения. Главным и определяющим фактором явилось открытие в стенах Казанского университета в 1833 году первой в России кафедры монгольского языка. Это событие сыграло значительную роль не только в истории монголоведения, но и востоковедения в целом. Кафедра просуществовала 22 года, и за этот период была подготовлена плеяда ученых-монголоведов, составивших впоследствии гордость российской науки. Казанский университет в первой половине XIX века стал центром отечественного востоковедения. Представители казанской школы востоковедения действительно оставили заметный след в истории российского монголоведения. По их научным трудам и учебникам учились и учатся многие поколения научных работников и студентов высших учебных заведений. Только приходиться, к сожалению, констатировать тот факт, что многие из этих трудов стали библиографической редкостью.
Открытие кафедры монгольского языка в Казанском университете связано с именем выдающегося ученого-востоковеда О.М. Ковалевского. О.М. Ковалевский уже в первой половине XIX века был общепризнанным авторитетом в области монголоведных исследований. В результате научной командировки в Восточную Сибирь, которая была организована с целью изучения монгольского языка, истории, духовной культуры монгольских народов, а также посещения Монголии и Китая в составе одиннадцатой Российской духовной миссии в Пекине, О.М. Ковалевский собрал богатейший материал по истории и культуре бурят и монголов, изучил монгольский язык. Собранные сведения, как исторического, так и филологического характера стали основой его трудов по монголоведению. Во время командировки О.М. Ковалевский начал работать над монгольской грамматикой и хрестоматией и составлять "российско-монгольский" и "монгольско-российский словари". Информацию о забайкальских бурятах, монголах записывал в дневники, на основе собранных сведений написал рукопись "История монголов", - все это составляет его историческое наследие. Экспедиция в Забайкалье и сбор материалов, его широкая лингвистическая подготовка позволили О.М. Ковалевскому создать необходимую научную базу для организации кафедры монгольского языка. Научное наследие О.М. Ковалевского достаточно высоко было оценено, как его современниками-востоковедами, так и научной общественностью в последующие годы. Издание "Краткой грамматики монгольского книжного языка", "Монгольской хрестоматии", "Монгольско-русско-французского словаря" фактически означало появление серьезной научной школы монголоведения в России. Российское монголоведение начинает занимать ведущее место в Европе, труды О.М. Ковалевского по монгольской филологии использовали все европейские востоковедные центры.
Огромное наследие, оставленное О.М. Ковалевским в виде рукописей, записок, собранных материалов и опубликованных работ, посвященных истории и культуре монголов до сегодняшнего дня имеет непреходящее значение, хотя отчасти носит описательный характер.
Обращаясь к освещению бытовой, духовной и религиозной обрядности, О.М. Ковалевский этнографически точно, в деталях рисует важные особенности этих явлений. При чем исследователь очень внимательно и тонко подмечает характерные национальные черты и изменения у монголов под влиянием китайской культуры.
Особенно важной, в научном плане, О.М. Ковалевский считал проблему этногенеза народов Центральной Азии, при этом должное внимание уделял географической среде, как основному фактору. При рассмотрении исторического развития исследователь значительное место отводит социальному расслоению. Это очень важно отметить, так как подход такого рода фактически подтверждает передовые научные воззрения ученого. Много времени ученый посвящал духовной жизни кочевников, то есть религии. О.М. Ковалевский одним из первых начинает изучение буддийской религии, - его работа "Буддийская космология" является тому подтверждением. Именно поэтому, даже сегодня перечень проблем, поднятых О.М. Ковалевским в работах, свидетельствует о высоком теоретическом уровне в подходах к их освещению.
Создание кафедры монгольского языка в Казанском университете в 1833 году означало зарождение российской научной школы монголоведения. Умение профессора О.М. Ковалевского, как ученого-организатора находить чрезвычайно обстоятельные подходы к решению различных задач в полной мере проявилось в организации деятельности кафедры. Открытие кафедры и методика подготовки студентов восточного отделения демонстрировало всей России передовые взгляды О.М. Ковалевского в этом сложном и новом деле. Изучение монгольского языка осуществлялось согласно разработанной О.М. Ковалевским программы, опираясь на его обширные знания и широту кругозора при изучении истории и культуры Монголии. Создание необходимых условий для учебы и самостоятельной работы студентов восточного разряда Казанского университета, умение организовать учебный процесс не прошло незамеченным и поэтому следующим этапом в научно-педагогической карьере О.М. Ковалевского стало его назначение ректором Казанского университета.
Итак, в стенах Казанского университета О.М. Ковалевский прошел большой творческий, жизненный путь от слушателя курсов по изучению восточных языков до крупного организатора науки и высшей школы. Здесь сполна проявился организаторский талант О.М. Ковалевского, его умение работать с людьми и решать сложные вопросы, опираясь на поддержку коллектива.
Интерес правительства к монголоведным исследованиям возрос в связи с активизацией политики России в Центральной Азии. Именно поэтому монголоведение за короткий срок становится достаточно серьезным разделом востоковедной науки. Создание кафедры монгольского языка в Казанском университете свидетельствовало о наличии долгосрочных перспектив развития данного направления науки. Царское правительство, преследуя свои геополитические интересы в Центральной Азии, предполагало опору на серьезную научную базу. Необходимо отметить, что экспедиционные материалы, собранные О.М. Ковалевским стали основой для анализа той ситуации, которая складывалась в Центральной Азии во второй четверти XIX века.
Достоинством О.М. Ковалевского, его отличительной особенностью является приоритетность научных исследований, проводимых им в экспедиции в Восточной Сибири. Весьма вероятно предположить, что О.М. Ковалевский прекрасно осознавал необходимость создания информационной базы для дальнейшего усиления влияния Российского государства в странах Центральной Азии. Однако, нужно еще раз подчеркнуть умение О.М. Ковалевского ставить на первый план научные интересы, благодаря чему он сумел создать кафедру монгольского языка в Казанском университете.
Важное место в деятельности О.М. Ковалевского занимает его просветительская миссия. Гуманистический подход в изучении истории, духовной культуры народов окраин Российской империи, который избрал О.М. Ковалевский, находился в зачаточном состоянии в первой половине XIX века. Только сегодня стало понятным, что основная суть человеческой жизни заключается в единстве всех народов, их равноправии. В начале XIX века это звучало новаторски из уст европейского ученого, обратившего свой взор к одному из сибирских народов. Важно подчеркнуть, что деятельность О.М. Ковалевского в Забайкалье не ограничилась лишь его пребыванием и общением с населением края. Понимая всю ответственность своей просветительской роли, О.М. Ковалевский взял на себя смелость привлекать к обучению молодых бурятских юношей в Казанскую гимназию. Приезд группы молодых бурят из далекого Забайкалья для обучения в Казанской гимназии, а затем и в университете означало первый шаг в освоении европейского образования коренными народами Сибири. Приобщение молодых бурят к европейскому знанию было очень важным для бурятского народа. Тем самым О.М. Ковалевский подготовил проникновение европейского образования в Забайкалье. Благодаря всемерным усилиям ученого, Д. Банзаров закончил Казанский университет и представил работу "Черная вера", или шаманство у монголов", которая стала значительным вкладом в мировую ориенталистику. Подготовка Доржи Банзарова - ученого с мировым именем из числа коренного населения Центральной Азии является доказательством правоты гуманистической позиции ученого-просветителя О.М. Ковалевского. Благодаря О.М. Ковалевском}/ мировая ориенталистика обогатилась талантливыми трудами ученых-монголоведов из бурят - Доржи Банзарова, Галсана Гомбоева, Алексея Бобровникова.
Гуманистическая направленность научных исследований О.М. Ковалевского определялась его высоконравственной позицией. Он последовательно отстаивал свою идею о единстве пути развития человечества, что явилось для российской гуманитарной науки первой половины XIX века новаторским. Восток-Запад для О.М. Ковалевского-это два вида цивилизации, два различных пути развития, а не отсталость одних и превосходство других народов. Умение верно ставить проблему, выступая за всестороннее изучение истории и культуры монголоязычных народов, выдвинуло О.М. Ковалевского как монголоведа-исследователя, путешественника-первопроходца в числе передовых ученых, сумевших заложить основы российской научной школы монголоведения. Это было оценено не только российскими, но и европейскими учеными.
196
Вся деятельность О.М. Ковалевского была направлена на то, чтобы привлечь внимание общественности к еще малоизученным проблемам истории и культуры монгольских народов.
Список научной литературыПолянская, Оксана Николаевна, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"
1. Ленинградское Отделение Института Востоковедения Академии Наук1. РФ.
2. Архив Востоковедов Фонд 29, опись 1, дело 24, 27.
3. Отдел рукописей и редких книг Российской национальной библиотеки. Фонд 608. Архив И.В. Помяловского, опись 1, д. 4943.
4. Дневник О.М. Ковалевского с 9 октября по 11 декабря 1830 года- О путешествии в Пекин через Монголию. 76с.
5. Отдел рукописей и редких книг библиотеки Санкт-Петербургского университета.
6. Фонд О.М. Ковалевского. Дело 567, папка № 1; дело 568, папка №2 .
7. Отдел рукописей и редких книг научной библиотеки Казанского университета.
8. Фонд Н.И. Лобачевского. Записка об учреждении кафедры монгольского языка при Казанском университете, составленная экстраординарным профессором Ковалевским. - Казань, 1837.
9. Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ).
10. Фонд 10 Казанская духовная академия,опись 1, дело 215, 243, 308, 382, 349, 450, 454, 463, 676, 692, 904, 1018, 1113, 1170, 1 175, 1297, 1301, 1388, 1389, 1960,2933,3702,3677,4086;опись 2, дело 498,10451132;опись 5, дело 871.
11. Фонд 22 Материалы татарской ратуши, опись 2, дело 289.
12. Фонд 87 Первая Казанская гимназия,д. 2416, 3035, 3202, 3232, 3342, 3445, 3475, 3606, 3667, 3744, 3805, 3835, 4260, 4575, 8989, 9556-а,
13. Национальный архив республики Бурятия (НАРБ). Фонд 84 Гусиноозерский дацан, опись!, дело 503;
14. Фонд 2 Селенгинская степная дума, опись 1, дело 184. Опубликованные источники
15. Куликова A.M. Востоковедение в Российских законодательных актах (конец XVII века-1917 год). СПб., 1994. - 437с.
16. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). С.-1. -Т. 27, -№ 20598; Т. 28, №21498,21499,21500.1. Периодические издания
17. Журнал министерства народного просвещения (ЖМНП). СПб. 1834. -4.1, отд. I; 1835.-4.6; 1836. -Т.10. Кн.9; 1837. - Ч.17; 1838. - Ч.19; 1843. - 4.48; 1857. - Ч. 45, отд. VI; 1874. - Ч. - С. 23.
18. Казанские губернские ведомости. 1843. - № 15.
19. Казанские известия. -1811.-№32;
20. Казанский Вестник. 1829. - Кн. 1-12; 1830. - Кн. 1-12; 1831. - Кн. 1-4, 9-12; 1832 - Кн. 1-12; 1833. Кн. 1-3, 5-7, 9-12.
21. Казанский Вестник. Прибавления к . 1829. - № 1-52.
22. Казанский Вестник. Приложения. 1832. - №1,2, 4-11.15. Молва. 1833. -№ 147, 153.
23. Московский Вестник. -1828.-№ 14, 16.
24. Очерки по истории русского востоковедения. 1959. - Сб. 4; 1960. -Сб. 3, 5; 1963. - Сб. 6.
25. Правда Бурятии. 1999. - 26 июня.
26. Прибавления к Казанским губернским ведомостям. 1843. - № 1, 7, 8, 9, 11, 15, 16, 19, 20, 25,26, 30,40.
27. Русский Вестник. 1857. - Т. 9. - Кн. 2.
28. Русский зритель. 1828. - № 9, 10.
29. Санкт-Петербургские ведомости. 1830. - № 155, 156.
30. Советское востоковедение. 1940. - Т.1; 1941. - Т. 2; 1945. - Т. 3, 1947. - Т. 4.
31. Сын Отечества. 1838. - Т. 2, отд. 3.
32. Труды института востоковедения. М., 1940. - СПб.2.
33. Ученые записки Казанского Императорского университета. -1834. -Кн. 1; 1848. -Ч. 2.
34. Литература на русском языке
35. Азиатский музей Ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР. - М., 1972.
36. Асалханов И.А. Новые данные о Доржи Банзарове // Записки Бурят-Монгольского науч.-исслед. ин-та культуры. Улан-Удэ, 1956. - 4.21. - С. 163-179.
37. Базиянц А.П. Лазаревский институт восточных языков. М., 1959.
38. Банзаров Д. Собрание сочинений. М., 1955.
39. БартольдВ.В. Сочинения. -М.: Наука, 1966.
40. Батуева Т.Б. Народы Сибири в трудах западноевропейских исследователей XVII-XIX вв. Улан-Удэ, 1995. 106 с.
41. Белокрыс М. Новые документы о Д. Банзарове // Байкал. 1982. - № 3. -С. 128-130.
42. Бимбаев Р. Монгольско-русский словарь. Иркутск, 1916.
43. Бобровников А.А. Грамматика монгольско-калмыцкого языка. -Казань, 1849.
44. Бобровников А.А. Джангар. Народная калмыцкая сказка. -Казань, 1854.
45. Васьков О.В. Из истории Российской духовной миссии в Китае // Дипломатический вестник. 1997. - № 1. - С. 78-79.
46. Венгеров С.А. Критико-библиографический словарь русских писателей и ученых. СПб., 1981. - Т.2.
47. Веселовский Н.И. Сведения об официальном преподавании восточных языков в России. СПб., 1879.
48. Владимиров В. Историческая записка о Первой Казанской гимназии. XVIII столетие. Казань, 1867.
49. Восемнадцатое присуждение учрежденных П.И. Демидовым наград. -СПб., 1849.
50. Востоковедные исследования в Бурятии. Новосибирск, 1981.
51. Востоковедные фонды крупнейших библиотек Советского Союза. -М., 1963.
52. Ганжуров В.Ц. Россия-Монголия: история, проблемы, современность. Улан-Удэ, 1997.
53. Гирченко В. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII ипервой половины XIX веков о бурят-монголах. Улан-Удэ, 1939.
54. Гольман М.И. Изучение истории Монголии на Западе XIII середина XX веков. -М., 1988.
55. Горохова Г.С. Очерки по истории Монголии в эпоху маньчжурского господства. -М., 1980.
56. Грицкевич В. Породненный с кочевниками (Очерк об О.М. Ковалевском) // Байкал. — 1974. № 5. - С. 139-144.
57. Гуревич Б.П. Международные отношения в Центральной Азии в XVII-1-й половине XIX вв. М., 1979.
58. Дамешек JI.M. Внутренняя политика царизма и народов Сибири XIX -начале XX веков. Иркутск, 1986.
59. Даревская Е.М. Сибирь и Монголия. Очерки русско-монгольских связей в конце XIX начале XX веков. - Иркутск, 1994. - 400с.
60. Даревская Е.М. Политические ссыльные Сибири в Монголии // Ссыльные революционеры в Сибири: XIX век февраль 1917 г. - Иркутск, 1974. -Вып. 2. - С. 93-94, 102.
61. Денисов П.В. Никита Яковлевич Бичурин. Чебоксары, 1977.
62. Дмитриева Т.Ф. Деятельность православной духовной миссии в Пекине и начальный этап развития российского востоковедения // Банзаровские чтения: К 170-летию со дня рождения Д. Банзарова. Улан-Удэ, 1992.
63. Ефимов Г.В. У истоков русского востоковедения // Вестник Ленинградского ун-та. История, язык, литература. 1973. - Вып. 3. - С. 72-79.
64. Жаргалов А.С. Доржи Банзаров о сравнительном изучении языков // Банзаровские чтения. Улан-Удэ, 1992. - С. 35-37.
65. Загоскин М. Воспоминания об Алексее Александровиче Бобровникове // Сибирский Вестник. 1865. - № 3.
66. Загоскин Н.П. Биографический словарь профессоров и преподавателей
67. Императорского Казанского университета. Казань, 1904.
68. Залкинд Е.М. Проект американской экспансии в Сибири в середине XIX века // Тр. Вост.-Сиб. ин-та культуры. 1968. - Вып. 5. - Серия: Историко-филологическая. - С. 97-105.
69. Извлечения из дневниковых записок, веденных кандидатом Ковалевским в Иркутске, по 15 число ноября 1828 года // Казанский Вестник. 1829. -4.25, Кн. 2,3. - С.113-152; 1830. -4.28.
70. Ильминский Н.И. Воспоминания об Алексее Александровиче Бобров-никове // Ученые записки Казан, ун-та. 1865. - Т.1. - С. 417-450.
71. Именохоев Н.В. Д. Банзаров и древнемонгольские памятники // Банза-ровские чтения, посвященные 170-летию со дня рождения Д. Банзарова. -Улан-Удэ, 1992.
72. Иркутская летопись (Летописи ПИ. Пежемского и В.А. Кротова) с предисловием, добавлениями и примечаниями ИИ. Серебренникова. Иркутск, 1911.
73. Исследования и материалы по Монголии: Сб. ст. Улан-Удэ, 1974.
74. Историко-филологический факультет Харьковского университета за первые сто лет его существования (1805-1905). Харьков, 1908.
75. История Бурят-Монгольской АССР. Улан-Удэ, 1954. - ТЛ.
76. История Монгольской народной республики. М., 1983.
77. История Отечественного востоковедения до середины XIX века. М.: Наука, 1990. -435с.
78. История Сибири: В 5 т. / Под ред. А.П. Окладникова. Л., 1968. - Т. 1.
79. Казанский университет 1804-1979 годы: Очерки истории. -Казань, 1979.
80. Казанский университет. -М.: Планета, 1980.
81. Ким Н.В. Доржи Банзаров: Биографический очерк. Улан-Удэ, 1992.46 с.
82. Ким Н.В. У истоков русско-бурятских научных и культурных связей // Национальная интеллигенция и духовенство: история и современность. Улан-Удэ, 1994.
83. Ковалевский О.М. Поездка из Иркутска в Ургу // Казанский Вестник. -4.26, Кн. 5. С. 4-34.
84. Ковалевский О.М. О Забайкальских бурятах // Казанский Вестник. -1829. Ч. 26, Кн. 7. - С. 230-245; 1830. - Ч. 28, Кн. 1. -С. 66-88; Кн. 2. - С. 146-157 ; Кн. З.-С. 283-301.
85. Ковалевский О.М. Монгольский отшельник // Казанский Вестник. -1832. ~ Ч. 34, Кн. 4.-С. 363-377.
86. Ковалевский О.М. Содержание монгольской книги под заглавием "Море притч" // Уч. зап. Казан, ун-та. 1834.-» Кн. 1. - С. 134-162; Кн. 2. - С. 236-259.
87. Ковалевский О.М. О приобретениях восточных книг и рукописей для библиотеки Казанского университета // Ученые записки Казан, ун-та. 1834. -Кн. 2. - С. 260-262.
88. Ковалевский О.М. Каталог санскритским, монгольским, тибетским, маньчжурским и китайским книгам и рукописям, в библиотеке Императорского Казанского университета хранящимся. Ученые записки Казан, ун-та. -1834. -С. 263-299. Отд. изд. - Казань, 1834.
89. Ковалевский О.М. Буддийская космология // Ученые записки Казанского университета. Казань, 1835. - Кн. 2. - С. 373-427; Кн. 4. - С. 217-289; 1837. - Кн.1,- С. 98-135.
90. Ковалевский О.М. Краткая грамматика монгольского книжного языка. Казань, 1835.
91. Ковалевский О.М. Монгольская хрестоматия. Казань, 1836-1837.1. T.l-3.
92. Ковалевский О.М. О знакомстве европейцев с Азией. Речь, произнесенная в торжественном собрании Императорского Казанского университета. -Казань, 1837. 15с.
93. Ковалевский О.М. Обозрение хода и успехов преподавания азиатских языков в Императорском Казанском университете до настоящего времени. — Казань, 1842.
94. Ковалевский О.М. Монгольско-русско-французский словарь. -Казань, 1844.-Т. 1; 1846.-Т. 2; 1849.-Т.З.
95. Конрад Н.И. Запад и Восток: Статьи. М., 1972.
96. Корбут М.К. Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина за 125 лет 1804(5)-1929(30). Казань, 1930. -Т.1.
97. Кудрявцев Ф.А. Очерки по истории Бурят-Монгольского народа. Иркутск, 1940.
98. Кузнецова Н.А., Кулагина Л.М. Из истории советского востоковедения. М., 1970.
99. Кузьмин Ю.В. Некоторые вопросы историографии российского монголоведения // VI Международный конгресс монголоведов: Доклады российской делегации. -М., 1992. -4.1 История. Источниковедение. Экономика. Археология. Этнография. С. 119-125.
100. Кузьмин Ю.В. Монголия и "Монгольский вопрос". Иркутск, 1997. -232с.
101. Кучиньский А. Роль и назначение вклада поляков в познание и освоение Сибири и формирование связи с краем польской диаспоры за Уралом // Сибирская полония: прошлое, настоящее, будущее: Матер, междунар. науч,-практ. конф. Томск, 1999.
102. Лобачевский Н.И. Научно-педагогическое наследие. Руководство Казанским университетом. Фрагменты. Письма. -М.: Наука, 1976.
103. Любимов А. О неизвестных трудах о. Иакинфа и рукописях профессора Ковалевского, хранящихся в библиотеке Казанской Духовной Академии // Записки Восточного отделения Императорского русского археологического общества. -Спб., 1908. Т.18.
104. Мазитова Н.А. Изучение Ближнего и Среднего Востока в Казанском университете (Первая половина XIX века). Казань, 1972. - 225с.
105. Манассеин B.C. Сибирь в казанской периодической печати первой половины XIX столетия: Библиогр. указатель. Иркутск, 1927. - 36с.
106. Материалы для библиографии Н.И. Лобачевского. Собранные и редактированные Л.Б. Модзалевским. М.-Л., 1948.
107. Материалы по истории и филологии Центральной Азии. Улан-Удэ, 1965.-Вып. 2,3,5.
108. Мезенин Н.А. Лауреаты Демидовской премии. Л., 1987.
109. Миллер Г.Ф. История Сибири. М.-Л., 1937. - Т.1; 1941. - Т.2.
110. Мирзоев В. Историография Сибири первой половины XIX века Кемерово, 1956.
111. Михайлов Т.М. Традиционная культура бурят: история, структура и функции // Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона -Улан-Удэ, 1999. С. 8-10.
112. Михайлова С.М. Казанский университет в духовной культуре народов Востока России (XIX век). Казань, 1991. - 360с.
113. Назарова Н.Н. Центральная Азия в дореволюционном отечественном востоковедении. М., 1992.
114. Ольденбург С.Ф. Памяти Василия Павловича Васильева // Материалы по истории и филологии Центральной Азии. Серия востоковедная. Улан-Удэ, 1970. -Вып.4.
115. Орлик О.В. Русская духовная миссия в Пекине в первые десятилетия XIX века//Новая и новейшая история. 1998. - № 6. - С. 138-142.
116. Отчет о состоянии Императорского Казанского университета за 18391840 годы. Казань, 1848.
117. Павлова Г.Е. Организация науки в России в первой половине XIX века. -М.: Наука, 1990.
118. Панчуков А.П. Д. Банзаров первый бурятский ученый (1822-1855) // Уч. зап. Бурят-Монгольского пед. ин-та им. Д. Банзарова- Улан-Удэ, 1955. -Вып. 7.
119. Переписка А. Гумбольта с учеными и государственными деятелями России. -М., 1962.
120. Пинегин М. Казань в ее прошлом и настоящем. СПб., 1890.
121. Петров А.А. Рукописи по китаеведению и монголоведению, хранящиеся в Центральном архиве ТАССР и в библиотеке Казанского университета // Библиография Востока. M.-JL, 1937 - Вып. 10.-С. 139-155.
122. Попов А.В. Монгольская хрестоматия для начинающих обучаться монгольскому языку. -Казань, 1837. Ч. 1,2.
123. Пубаев Р.Е. Пагсам-Чжонсан памятник тибетской историографии XVIII века. - Новосибирск, 1981.
124. Пучковский JI.C. Некоторые вопросы научного описания монгольских рукописей // Советское востоковедение. M.-JL, 1941. - Т. 2. - С. 255283.
125. Пучковский JI.C. Александр Васильевич Игумнов (1761-1834) // Очерки по истории русского востоковедения. М., 1960. - Сб. 3. - С. 166-195.
126. Раднаев В.Э. Д. Банзаров в научных изысканиях европейских ориенталистов // VI Международный конгресс монголоведов: Доклады российской делегации. М., 1992. - Ч. 1. История. Источниковедение. Экономика. Археология, Этнография. С. 161-167.
127. Раднаев В.Э. Н.И. Лобачевский и Д. Банзаров // Байкал. 1992 - № 1. -С. 141-144.
128. Раднаев В.Э. Лингвистические взгляды О.М. Ковалевского // VII-й Международный конгресс монголоведов. М., 1997. -С. 145-150.
129. Российские монголоведы XVIII-начала XX вв. Улан-Удэ, 1997.
130. Румянцев Г.Н. Неизвестная рукопись О.М. Ковалевского // Записки Бурят-Монгольского гос. науч. исслед. ин-та культуры и экономики. - Улан-Удэ, 1947. - Вып. VII. - С. 139-142.
131. Санжеев Г.Д. Изучение монгольского языка и литературы // Тр. московского ин-та востоковедения. -М., 1947. Сб. 5.
132. Санжиев Б. Доржи Банзаров. Изучение научного наследия: К 175-летию со дня рождения. Иркутск, 1998.
133. Скачков П.Е. Очерки истории русского китаеведения. М.: Наука,1977.
134. Стариков А.А. Восточная филология в Московском университете // ОИРВ. -М., 1960. Сб. 3.
135. Тагаров 3. Заметки о бурят-монгольской летописи "Бичихан запискэ" // Зап. Бур.-Монг. научн.-исслед. ин-та культуры. Улан-Удэ, 1952. - Т. 15.
136. Талько-Гринцевич Ю. К 100-летию со дня рождения Осипа Михайловича Ковалевского. -Иркутск, 1902.
137. Указатель библиографический по монголоведению на русском языке (1824-1960) / Сост.: Балдаев Р.Л. и Васильев Н.Н. Л., 1962.
138. Улымжиев Д.Б. Учитель школы монголоведов (Об О.М. Ковалевском)//Байкал. 1990,-№5.-С. 138-143.
139. Улымжиев Д.Б. Подвиг ученого. К 170-летию со дня рождения Доржи Банзарова (1822-1855)//Байкал. 1992. -№1. - С. 135-140.
140. Улымжиев Д.Б., Чимитдоржиев Ш.Б. Монголоведение в Бурятии // Бюллетень Международной ассоциации монголоведов № 1-2 (9, 10). - Улан-Батор, 1992.
141. Улымжиев Д.Б. Бурятский ученый-востоковед Галсан Гомбоев (18181863): К 175-летию со дня рождения. Улан-Удэ, 1993. - 34с.
142. Улымжиев Д.Б. Новые, ранее неизвестные письма профессора О.М. Ковалевского // Цыбиковские чтения 6: проблемы истории и культуры монгольских народов. - Улан-Удэ, 1993. - С.52-54.
143. Улымжиев Д.Б. Страницы Отечественного монголоведения: Казанская школа монголоведов. Улан-Удэ, 1994. - 107с.
144. Улымжиев Д.Б. Монголоведение в России во второй половине XIX-начале XX вв.: Петербургская школа монголоведов. Улан-Удэ, 1997. - 216с.
145. Успенский B.JI. Монголоведение в Казанской духовной Академии //Mongolica-III: Из архивов отечественных монголоведов XIX-начала XX веков. СПб., 1994. - С.11-17.
146. Формирование гуманистических традиций отечественного востоковедения (до 1917 года). -М., 1984.
147. Хамаганов М.П. Д. Банзаров в оценке деятелей литературы и культуры // Зап. Бурят-Монгольского пед. ин-та им. Д. Банзарова Улан-Удэ, 1955. -Вып. 7.
148. Центральный государственный исторический архив в Ленинграде: Путеводитель / Под ред. С.Н. Валка и В.В. Бедина. Л.: Главное архивное управление, 1956.
149. Чимитдоржиев Ш.Б. Россия и Монголия. М.: Наука, 1987.
150. Чимитдоржиев Ш.Б. Фонд О.М. Ковалевского в библиотеке Вильнюсского университета // Народы Азии и Африки. 1990. - № 2. - С. 137-140.
151. Чимитдоржиев Ш.Б. Монголовед А.В. Игумнов // Исследования по культуре народов Центральной Азии. Улан-Удэ, 1980. - С. 155-160.
152. Чимитдоржиев Ш.Б. Бурят-монголы и Центральная Азия // VI Международный конгресс монголоведов: Доклады российской делегации. М., 1992. -4.1. История. Источниковедение. Экономика. Археология. Этнография.
153. Шамов Г.Ф. Монгольская кафедра Казанского университета. История открытия // Ученые записки Казанского университета им. В.И. Ульянова-Ленина. Казань, 1954. -Т.119, Кн.9. - С.171-183.
154. Шамов Г.Ф. Научная деятельность О.М. Ковалевского // Очерки по истории русского востоковедения. М., 1956. - Сб.2.
155. Шамов Г.Ф. Роль востоковедов Казанского университета в изучении Монголии и Китая в первой половине XIX века: Автореф. дис. канд. ист. наук / Казан, гос. ун-т. Казань,1956. -14с.
156. Шамов Г.Ф. Роль Н.И. Лобачевского в создании восточного разряда в Казанском университете. Казань, 1956.
157. Шаракшинова Н.О. Монголовед Алексей Бобровников
158. Байкал. -1988,- №3.-С. 131-137.
159. Шастина Н.П. История изучения Монгольской Народной республики
160. Монгольская народная республика М., 1952.
161. Шастина Н.П. Из переписки О.М. Ковалевского с бурятскими друзьями // Советское востоковедение. 1965. - Вып. 16.
162. Шастина Н.П. В.П. Васильев как монголовед // Материалы по истории и филологии Центральной Азии. Серия востоковедная. Улан-Удэ, 1970. - Вып. 4.
163. Шинкевич С. Монголоведение в Польше // Культура Монголиии в средние века и новое время (XVI-начало XX веков). Улан-Удэ, 1986.
164. Шофман А.С. Казанский период жизни и деятельности Доржи Банза-рова. Улан-Удэ, 1956. - 164с.
165. Шофман А.С., Шамов Г.Ф. Восточный разряд Казанского университета // Очерки по истории русского востоковедения. -М, 1956. Сб.2.
166. Шостакович Б.С. История поляков в Сибири (XVII-XIX вв.): Учеб. пособие. Иркутск, 1995.
167. Шмидт Я.И. Монгольско-немецко-российский словарь СПб., 1835.
168. Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. СПб., 1894. -Т.П.
169. Яроцкий А.В. О деятельности П.Л. Шиллинга как востоковеда // Очерки по истории русского востоковедения М., 1963. - С. 218-254.
170. Яхонтов К.С. Китайские и маньчжурские книги в Иркутске. -Иркутск, 1994. 140с.
171. Литература на иностранных языках
172. Alexeev К. Yachontov К. The J. Kowaievskis collection of Chinese, Manchu, Mongolian and Tibetan books in Vilnius //Петербургское востоковедение.212-СПб., 1992. Вып. 1.
173. Bawden C.R. Shamans, lamas and evangelicals. The English Missionaries in Siberia. London, Boston, Melbourne and Henley.
174. Dugat G. Histore des Onentalistes de L"Euroupe du XII-XIX siecle. -Pans Т. 1; 1868; T.2. - 1870.
175. Kotwicz W. Jozef Kowalewski orientalista (1801-1878). - Wroclaw, 1948.
176. Kuczynski A. Sybieryjskie szlaki. Wroclaw, 1972.
177. Улымжиев Д.Б. О.М.Ковалевский-основатель научного монголоведения в России // Archiv orientalni. Praga. - 1990 - No 4. - p. 362-375.
178. Ulymzhiev D. O.M.Kovalewski founder of scientific Mongols Stadies in Russia. Bulletin The iams international association for mongol studies. -Ulaanbaatar, 1991.-No 2 (8).