автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.03
диссертация на тему:
Владелец-заказчик и формирование усадебного комплекса в конце XVIII - начале XIX в.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Спрингис, Екатерина Эдуардовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.03
Диссертация по культурологии на тему 'Владелец-заказчик и формирование усадебного комплекса в конце XVIII - начале XIX в.'

Текст диссертации на тему "Владелец-заказчик и формирование усадебного комплекса в конце XVIII - начале XIX в."



& ^ х

к/ "" /

' .V -А «

•V г » £ с\ 7е •у

Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию

Российский государственный гуманитарный университет

На правах рукописи

Спрингис Екатерина Эдуардовна

Владелец- заказчик и формирование усадебного комплекса в конце XVIII - начале XIX в. (По материалам усадебного строительства графа Н.П.Шереметева).

Специальность 24.00.03 — "Музееведение; консервация и реставрация историко-культурных объектов"

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель — доктор исторических наук профессор Истомина Э.Г.

Москва — 1999

Оглавление:

Введение. 3

Примечания к введению. 1 \

Глава I. Заказчик и автор в контексте русской культуры 12 конца XVIII — начала XIX вв.

1.Формирование личности заказчика. Воспитание, образование, 17 художественные вкусы.

2.Социальное положение "автора" в России в последней трети 31 XVIII - начале XIX в.

2.1. Архитектурная наука и садоводство: обучение и 32 основные особенности профессиональной деятельности.

2.2. Организация работы крепостных мастеров. 46

2.3. Специфика социального и экономического 51 положения автора.

Примечания к главе I. 59

Глава И. Н.П.Шереметев-строитель. 63 Проблема со-творчества заказчика и автора.

1. Н.П.Шереметев — заказчик в усадебном строительстве. 63 Характеристика источников.

2.Усадебное строительство гр.Н.П.Шереметева. 70

3.Особенности проектной и строительной деятельности гр. 134 Н.П.Шереметева.

Примечания к главе II. 142

Заключение. 147

Список использованных источников и литературы. 151

Приложение. 159

Введение.

Актуальность темы. Настоящая работа посвящена одной из важных проблем современного усадьбоведения — изучению роли личности владельца усадьбы как заказчика в формировании усадебного комплекса. Усадьба как частное владение несомненно испытывала влияние собственника на ее формирование, быт, дальнейшую судьбу. Именно здесь, в усадьбе дворянин имел возможность проявить себя, продемонстрировать собственные "знания и вкус". Для формирования облика усадьбы большое значение имели не только личные качества ее владельца (воспитание и образование, сознательное желание выступить соавтором наряду с профессиональными мастерами), но и его финансовые возможности. В связи с этим постановка вопроса о роли заказчика представляется ключевой при изучении русской усадебной культуры.

Анализ историко-художественного процесса, изучение истории конкретных памятников показывает, что заказчик — владелец усадьбы оказывал решающее воздействие как на создание проекта, так и на его реальное воплощение. Наиболее активно в роли заказчика владелец усадьбы проявлял себя в период расцвета усадебного строительства — в последней трети XVIII -первой трети XIX вв. Современные историки культуры видят в русской усадьбе уникальный информативный источник, разностороннее изучение которого способствует более глубокому пониманию социальной истории России. Прояснение роли владельца-заказчика в формировании усадебного комплекса представляется одним из актуальных подходов к изучению усадебного строительства России в конце XVIII - начале XIX вв., а в социокультурном контексте — к пониманию места автора (архитектора, художника, мастера) в этом строительстве.

Объектом исследования избрана фигура графа Николая Петровича Шереметева — одного из тех представителей высшего света, которые как по уровню своего образования, так и по финансовому положению выступали в роли активных заказчиков в архитектуре. В этом отношении имя

Н.П.Шереметева может быть поставлено в один ряд с именами гр.В.Г.Орлова, гр.П.А.Румянцева, Н.А.Демидова и многими другими. Однако, на фоне прочих заказчиков своего времени Н.П.Шереметев выделяется особенной увлеченностью вопросами искусства — в большей степени театрального и архитектурного, которые на протяжении значительной части его строительной деятельности оказывались взаимосвязаны. Руководствуясь своими интересами Н.П.Шереметев стремился отслеживать все новинки в этих областях как в России, так и за ее пределами — во Франции, Италии, Швеции. Личность Н.П.Шереметева представляет важное значение для прояснения широты потенциальных возможностей, которые открывались перед образованными и обеспеченными заказчиками конца XVIII в. в их архитектурной деятельности и в усадебном строительстве.

Изучение роли заказчика невозможно без четкого представления о представителях творческих профессей — исполнителях заказа, поэтому наряду с понятием "заказчик" в настоящей работе вводится термин "автор", который употребляется по отношению к архитекторам, садовникам, художникам, мастерам различных направлений.

Хронологические рамки исследования совпадают с периодом активного усадебного строительства гр. Н.П. Шереметева и ограничиваются серединой 1780-х- 1800-ми гг.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы является изучение на конкретно-историческом материале личности представителя особой социальной группы в российском обществе конца XVIII в. — заказчиков в усадебном строительстве — ее роли в качестве заказчика, степени участия владельца в создании усадебного комплекса в зависимости от его личных качеств и финансового положения, социокультурной и экономической ситуации в России в последней трети XVIII - начале XIX вв.

В связи с этим в данном исследовании ставятся задачи:

—выявить характер образования заказчика конца XVIII столетия, в том числе его знаний в области искусства, отношения к творчеству и творческим профессиям;

— определить роль архитекторов, садоводов, мастеров различных специальностей в реализации архитектурных проектов;

— установить периодизацию в усадебном строительстве Н.П.Шереметева, методы его работы с архитекторами, садовниками, мастерами, особенности его проектной и строительной деятельности;

— дать анализ уникальных источников, характеризующих деятельность Н.П.Шереметева как заказчика в усадебном строительстве.

Метод исследования. Междисциплинарный характер исследования потребовал использования историко-описательного, архитектуроведческого методов в сочетании с социокультурным подходом, благодаря которым удалось выявить и проанализировать специфическую деятельность заказчиков в усадебном строительстве и архитектуре. Анализ активной позиции конкретного заказчика (Н.П.Шереметева) потребовал сбора и классификации письменных и графических источников, соотнесение многочисленных изобразительных материалов и архивных сведений, атрибуционной работы с графическими листами. В итоге основным для данного исследования стал системный подход, позволивший: 1) использовать различные источники — письменные и изобразительные; 2) к ранее известным фактам художественной жизни (в рамках настоящего исследования — усадебной культуры России) добавить немаловажный фактор роли заказчика; 3) в итоге связать отдельные элементы художественного творчества в усадебном строительстве России в единое целое.

Историография проблемы. Проблема заказчика в усадебном строительстве до последнего времени почти не поднималась в исследованиях, посвященных историко-культурной проблематике. Однако, в отдельные периоды подобные вопросы ставили перед собой искусствоведы. Впервые в

истории российского искусствознания проблема заказчика как "потребителя искусства" и художника как его "производителя" была обозначена в 1920-е гг. в рамках работы Социологической секции Института археологии и искусствознания Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН)1. Наряду с вопросами стилеобразования исследователи этого направления (А.А.Федоров-Давыдов, Н.Н.Коваленская, Э.Н.Ацаркина) ставили и проблему анализа потребителя искусства, связывая его с социально-экономическими условиями, политической жизнью, устанавливали социальный состав художников и потребителей искусства, психологию той или иной социальной группы. Однако, подобный анализ в отношении усадебной культуры не состоялся, а впоследствии и вовсе на несколько десятилетий был вычеркнут из истории науки.

В настоящее время историки все чаще проявляют интерес к исследованию личности и роли заказчика. Такой подход представляется одним из важнейших при изучении и русской усадебной культуры. Уже на первой конференции возрожденного Общества изучения русской усадьбы (1992 г.) поднимался вопрос о необходимости изучения роли владельца имения в истории усадебного ансамбля .

В 1994 г. вышел в свет сборник работ Общества историков архитектуры

"Заказчик в истории русской архитектуры". Проблеме частного человека в

-1

русской архитектуре посвящена одноименная статья Г.И.Ревзина . Однако, конкретная деятельность заказчиков в данной статье не рассматривалась.

В этом же сборнике И.Н.Слюнькова обратила внимание на творческую роль заказчика в области принятия крупных градостроительных решений, касающихся общей планировки вотчины4.

Впервые с большей определенностью проблема роли заказчика в художественной культуре ХУШ-Х1Х вв. была поставлена Л.В.Тыдманом5. Попытка дать определение заказчика привела к выделению черт, безусловно

характеризующих последнего. Заказчик получил характеристику "инициатора создания и преобразования окружающей Среды", "организатора строительства" и, как следствие, — "соавтора" того или иного проекта.

Важное значение для понимания роли заказчика в формировании усадебного комплекса имеют работы, посвященные конкретным персоналиям XVIII в. Так, личность П.А.Румянцева была рассмотрена в упомянутой статье Л.В.Тыдмана; Н.А.Демидову — строителю Петровского-Алабина — посвящен исследование З.К.Покровской6.

Наконец, несомненная зависимость между личностью владельца и миром усадьбы декларируется в обобщающей статье "Культура русской усадьбы" E.H.

п

Марасиновой и Т.П. Каждан . Наряду с другими проблемами усадьбоведения личность владельца усадьбы, его пристрастия и вкусы выделяются в качестве одного из ракурсов культурологического исследования.

В целом историографический обзор проблемы владельца-заказчика в русской усадебной культуре показывает, что эта тема, несмотря на ее важность и актуальность, еще не вышла за рамки постановки проблемы и требует дальнейшего детального изучения. Для этого необходимо выявление источников по данной теме, исследование деятельности конкретных заказчиков в усадебном строительстве, в дальнейшем — создание обобщающего труда, посвященного этой проблеме.

Источниковую базу исследования составили документы личных архивных фондов гр. Шереметевых, хранящиеся в Российском Государственном историческом архиве г. Санкт-Петербурга (Ф.1088), Российском Государственном архиве древних актов (ф.1287), а также материалы коллекции "Архитектурная графика" Московского музея-усадьбы Останкино.

Фонд гр.Шереметевых в РГИА - наиболее полно сохранившийся массив документов по истории этого дворянского рода и интересующей нас проблеме. Бесценным материалом в этом отношении являются так называемые Повеления

Н.П.Шереметева (кон. 1780-х - 1808 гг.) - предписания, рассылаемые в вотчинные правления. Наряду с сугубо хозяйственными указаниями, повеления содержат предписания по проектированию, строительству и перестройке усадебных домов в подмосковных Останкине, Жихареве, так называемом Китайском (Никольском) доме в Москве, петербургских городских зданиях и загородных дачах - Вознесенском, Шампетре.

Существенным дополнением к повелениям Н.П.Шереметева являются и доклады управляющих вотчинами, переписка вотчинных правлений и контор (Санкт-Петербургской и Московской, Кусковской и Останкинской), указы, исходящие из Собственной Н.П.Шереметева Санкт-Петербургской и Московской домовой контор, а также такие документы, как "Записки приказаниям Его Сиятельства при отъезде в Петербург" и некоторые другие, позволяющие оценить как роль заказчика, так и роль управляющего при создании усадебного комплекса, реестры строительных работ, сметы и рапорты о произведенных работах и другие источники. Этот комплекс материалов интересен и многочисленными свидетельствами о людях, трудами которых велось усадебное строительство - архитекторах - как признанных московских и петербургских зодчих - И.Е.Старове, В.Бренне, Ф.Кампорези, Е.С.Назарове, Дж.Кваренги и др., так и о собственных крепостных архитекторах и их учениках. Перечисленные источники содержат сведения и об устройстве усадебных садов и парков, садоводах того времени, а также о художниках, декораторах, скульпторах, мраморщиках, резчиках, мебельщиках и других мастерах, принимавших участие в создании особого эстетизированного мира усадьбы.

Другим ценным источником для освещения данной темы является переписка заказчика - Н.П.Шереметева - с архитекторами В.Бренной, И.Е.Старовым, Ф.Кампорези, а также с его заграничными корреспондентами -гр.Ю.П.Литтой в Италии и Г.Иваром во Франции. Отдельный и чрезвычайно редкий пласт материалов представляют собой Программы для проектирования

усадебных ансамблей, написанные собственноручно Н.П.Шереметевым (например, "Программа большого и красивого дома", "Программа московскому дому, посланная в Италию через гр.Литту" и др.). Подобные документы служат отправным пунктом при исследовании роли владельца усадьбы как заказчика.

Сведения, почерпнутые из документов б. Санкт-Петербургской конторы гр.Шереметевых, ныне находящихся в РГИА, дополняют материалы архива древних актов, где хранятся документы подмосковных и других вотчин. Особый интерес представляет собой архив Сергея Дмитриевича Шереметева (известного историка, внука Н.П.Шереметева). Среди собранных им материалов - свидетельства о самом Н.П.Шереметеве, его подмосковных вотчинах, домах в Москве и т.д.

Важным источником информации по данной теме служат графические материалы из коллекции "Архитектурная графика" Московского музея-усадьбы Останкино - планы и чертежи усадебных комплексов и построек, представляющие собой проектный, рабочий, а также фиксационный материал. Среди архитектурной графики кон.ХУШ-нач.ХГХ вв. наиболее интересны чертежи подмосковных сел Н.П.Шереметева - Останкина, Маркова, Жихарева, петербургских имений - Вознесенского, Шампетра, дома в Павловске, проекты так называемого "Большого и Красивого дома", позволяющие, в сочетании с архивными свидетельствами, реконструировать многие детали процесса усадебного строительства.

Таким образом, использованные для данного исследования источники содержат весьма значительный по объему материал по истории усадебного строительства Н.П.Шереметева, позволяют оценить его мировоззрение, художественные вкусы, получить интересный материал о ментальности крупного магната того времени и его влиянии в качестве заказчика на формирование усадебного ансамбля.

Подробное обозрение источников, характеризующих Н.П.Шереметева как заказчика, представлено во второй главе настоящей работы.

Научная новизна работы. В данной работе понятие "заказчик" применяется к изучению усадебной культуры России рубежа ХУШ-Х1Х вв. Проблема "искусства в усадьбе" обычно рассматривалась с точки зрения принадлежности проекта усадебного комплекса творчеству того или иного архитектора, художника и пр., а изучение личности владельца было обусловлено в основном интересом к его биографии, генеалогии, конкретному выражению ментальности эпохи и т.д. Понятие "заказчик" в предложенном в диссертации аспекте позволило объединить эти два направления в изучении усадебного строительства в России, выявить роль и степень участия владельцев имений в их проектировании и сооружении.

Проблема владельца усадьбы как заказчика-сотворца является стержневой по отношению к другим аспектам усадебной тематики; ее изучение позволило осветить важнейшие стороны формирования усадебных комплексов в контексте дворянской культуры.

Практическая ценность работы. Полученные в результате работы выводы послужили основой для уточнения атрибуции 12 и датировок 139 графических листов из собрания "Архитектурная графика" музея-усадьбы Останкино, создания каталога основной части коллекции и написания путеводителя по музею-усадьбе Останкино, готовящихся к публикации. Некоторые результаты диссертации были использованы в работе над историческими справками по истории проектирования и строительства Останкинского дворца и отдельных его интерьеров, составившими основу проектов их реставрации. Материалы диссертации могут быть использованы при написании общих трудов, посвященных русской усадебной культуре и истории архитектуры, в курсах лекций для учебных заведений, в музейной практике — в выставочной деятельности, для составления справочных пособий.

Апробация работы. Диссерта