автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Власть и развитие музыкальной культуры в Советской России

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Баркетова, Татьяна Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Власть и развитие музыкальной культуры в Советской России'

Текст диссертации на тему "Власть и развитие музыкальной культуры в Советской России"



САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО

На правах рукописи

БАРКЕТОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

ВЛАСТЬ И РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ (1917-1932 гг.)

Специальность 07.00.02. - Отечественная история

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель доктор исторических даук профессор А.И.Аврус

САРАТОВ -1999

ч

Содержание

Введение.........................................................................3

Глава I. Основные направления политики Коммунистической партии и Советской власти в области музыкальной культуры.........................................................................19

Глава II. Отношение деятелей музыкальной культуры к

Советской власти..............................................................75

Глава III. Творческая деятельность музыкантов

§ 1. Концертная жизнь...............................................110

§ 2. Композиторское творчество................. .......... ........137

Глава IV. Музыкальное образование и наука

§ 1. Формирование и развитие советской системы

музыкального образования.........................................164

§ 2. Музыкальная наука.............................................212

Заключение.......................................................................233

Список использованных источников и литературы....................236

Введение

Проблема взаимодействия власти и искусства всегда стоит очень остро в любом обществе, в любую эпоху. Но особую остроту эта проблема приобретает в переходные эпохи. Властные структуры, занятые более важными делами, уделяют искусству минимум внимания, стремясь использовать его в чисто утилитарных целях. Это чувствуется и в современных условиях переходного периода в России. Вот почему особую актуальность приобретает изучение истории музыкальной культуры в нашей стране в такую сложную эпоху, которая сложилась после революционных событий 1917 г.

Революционные события 1917 года, определившие ход истории России в течение XX века, повлияли и на развитие музыкального искусства. Искусство во все времена было зеркалом эпохи, оно отражало его дух и пафос. Музыка, в силу своей специфики, способна рассказать не столько о событиях, сколько о чувствах, мыслях, состоянии людей, живущих в то или иное время. Будучи "бессловесной", музыка может передать то, что нельзя сказать словами. Она с трудом поддается цензуре, вырывается из идеологических рамок. В отличие от литературы,в музыке нет и не может быть эзопова языка. Вот поэтому музыка является уникальным, чрезвычайно достоверным документом эпохи.

Формирование и развитие музыкального искусства в России шло очень непростым путем. Академическая музыка пришла в Россию из Европы довольно поздно. Профессиональная композиторская школа начала складываться только с конца XVIII века. Но русские музыканты были способными учениками. К концу XIX века русская классическая музыка зазвучала и в Европе. Первым композитором, чьи произведения получили мировую известность,

был П.И.Чайковский. В начале XX века мир рукоплескал Рахманинову и Шаляпину, Стравинскому и Прокофьеву. В театрах Европы ставились оперы Римского-Корсакова и Мусоргского, звучала музыка Скрябина и Глазунова. Русское музыкальное искусство было на взлете. И вот роковой 1917 год. Крах старой системы, старой культуры. Казалось, ничто не должно уцелеть в горниле революции и гражданской войны, тем более такая хрупкая сфера культуры, как музыка. Но из всех видов искусства именно музыка с первых дней революции привлекала пристальное внимание большевиков, музыка и революция стали неразделимы. В этом были и ее спасение, и ее трагедия.

Тема "музыка и революция" была чрезвычайно популярна в музыковедческой литературе советского периода. Во многих книгах, статьях доказывалось несомненное положительное влияние на музыкальное искусство революционных событий. Общая идея была такова: революция придала новое дыхание музыкальному искусству, влила свежую кровь революционных идей, открыла невиданные возможности и горизонты перед творцами музыки, дала нового слушателя, в широко распахнутые революцией двери театров и филармоний хлынул простой народ, который "припал к музыкальному искусству как живительному источнику". Десятки лет настойчиво утверждалась мысль о неустанной заботе партии и государства о музыкальном искусстве.1 Вот это очевидное расхождение официального мифа о небывалом расцвете музыкального искусства в СССР с реальным положением вещей породило интерес автора к изучаемой проблеме.

^м.: История русской советской музыки. М.,1959.

Объективное исследование темы сделалось возможным после коренных изменений в стране в последние годы, когда стали доступными многие источники, были, наконец, напечатаны мемуары ряда выдающихся деятелей культуры, в том числе и музыкантов. Сенсацией явились воспоминания и размышления Ф.И.Шаляпина в книге "Маска и душа". Книга Г.П.Вишневской "Галина" открывала истинное положение в сфере высокого искусства в советское время, в ней много говорится о взаимоотношении государства и музыкальной культуры.

Исследований в историческом плане о взаимоотношении властных структур и деятелей музыкальной культуры России в тот или иной период чрезвычайно мало. Что касается изучения рассматриваемого нами периода, то в 30-е годы в историографии сколько-нибудь заметных публикаций еще не было. Шло формирование идеологической позиции в отношении музыкальной культуры, поэтому исследователи избегали описывать и давать оценку только что происшедшим событиям.

Первой попыткой проанализировать процессы в музыкальной культуре была монография Л.Л.Сабанеева "Музыка после Октября".1 Образованнейший человек, закончивший Московский университет, консерваторию, музыковед, критик, композитор, имевший собственную точку зрения на происходившие события, первое время был лояльно настроен к Советской власти. Особую значимость имела объективная, несколько ироничная и критическая оценка музыкальной культуры первых послереволюционных лет. Он анализировал все сферы музыкальной культуры и делал весьма неутешительные для Советской власти выводы: музыкальная

хСм.: Сабанеев Л.Л. Музыка после Октября. М., 1926.

культура в России погибала, уезжали за границу самые талантливые музыканты - гордость русского искусства, разрушалась композиторская школа, к "халтуре" скатились концертная деятельность и оперное искусство. Работа Л.Л.Сабанеева вызвала негативную и яростную реакцию. Против нее в печати и с трибуны выступил А.В.Луначарский.1 Автор был объявлен врагом Советской власти и вскоре эмигрировал, его работа была запрещена. Это была единственная серьезная попытка в довоенные годы критически осмыслить процессы, происходившие в музыкальном искусстве.

В 20-е годы было опубликовано много популярных и публицистических статей, брошюр о музыкальной культуре, но они не носили научного характера, были крайне тенденциозны. Однако, имеющийся в них фактический материал не потерял ценности до настоящего времени.

Новый этап советской историографии, наступивший со второй половины 50-х годов, позволил ряду ученых музыковедов создать фундаментальные труды по истории советской музыки, но они были прочно связаны с официальной коммунистической идеологией и не отличались объективностью. Собственно, они и создавались для того, чтобы доказать официальную точку зрения: забота партии и государства привели музыкальное искусство к небывалому расцвету. В частности, с этой позиции рассматривалась музыкальная культура в многотомной "Истории русской советской

3

музыки" , отдельные тома которой писались разными исследова-

1 См.: Луначарский A.B. Рабочая революция и искусство.// Вестник искусств. 1922 №5.

2 См.: Корев С. И. Музыка и современность. М., 1928, Виноградов B.C. Суд над музыкальной халтурой. М., 1930, Лебединский Л. Новые задачи музыкантов. М.1930 и др.

3 См.: История русской советской музыки в 4 т. ред. Алексеев А.Д. Кабалевский Д.Б. М., 1956; История русской советской музыки. Ред. Алексеев А.Д. Соловцов A.A. М., 1959; Ис-

тельскими коллективами, в "Истории музыки народов СССР"1. В них замалчивались многие факты, искажалось влияние политических событий, решений и постановлений партии и правительства на музыкальную жизнь, давалась тенденциозная оценка явлениям, событиям, произведениям, навешивались идеологические ярлыки на творчество, да и саму жизнь многих видных музыкальных деятелей.

В оценке творчества музыкантов господствовал один критерий: их отношение к Советской власти, к политике Коммунистической партии. Например, утверждалось, что С.В.Рахманинов и Ф.И.Шаляпин ничего значительного в эмиграции не создали, С.С.Прокофьев вернулся в Россию и "осознал свои ошибки", Д.Д.Шостакович постоянно заблуждался и его надо было направлять в нужное русло и т.д. и т.п. Эти клише, созданные еще в сталинские времена, кочевали из учебника в учебник, из книги в книгу, из публикации в публикацию. Подбирались все новые и новые факты, воспоминания, документы, подтверждавшие официальную точку зрения на музыкальное искусство. Так, в диссертации М.И.Фихтенгольца "Борьба КПСС за развитие музыки как средства коммунистического воспитания трудящихся"2 рассматривались три важнейших идеологических аспекта, связанных с музыкальной культурой: "1) использование партией революционной песни в идеологической работе по мобилизации масс на революционную борьбу против эксплуататоров; 2) борьба партии за критическое освоение классического музыкального наследия в целях

тория русской советской музыки. Ред. Келдыш Ю.В. М., 1959; История русской советской музыки в 4 т. Института истории искусств. М., 1963 и др.

1 См.: История музыки народов СССР. М., 1971.

2 Фихтенгольц М. Борьба КПСС за развитие музыки как средства коммунистического воспитания трудящихся. М., 1955. С.7.

идейного воспитания и духовного обогащения советских людей; 3) борьба партии за развитие новой советской музыки как средства коммунистического воспитания трудящихся".1

Из числа исследователей, занимавшихся изучением музыкальной культуры 20-х годов, следует отметить С.Р.Степанову. Являясь долгие годы сотрудником Центрального музея музыкальной культуры им. Глинки, она собрала и опубликовала значительный фактический материал. Тем не менее, в своей диссертации "Из ис-тории советского музыкального строительства (1917-1925 г.)", ряде публикаций и статей и она не избежала тенденциозности в оценке событий музыкальной жизни. Так, например, перечисляя имена великих музыкантов, оставшихся в России и сотрудничавших с Советской властью, С.Р.Степанова не упоминает, сколько великих музыкантов оказалось в эмиграции и по каким причинам, хотя как сотрудник главного хранилища музыкальных рукописей и документов не могла не знать этого. Или, например, в статье "Музыка в революционном Севастополе"3 и в соответствующей главе своей диссертации С.Р.Степанова видит причину необыкновенного расцвета музыкального искусства в этом городе в 20-е годы в небывалом энтузиазме и желании выдающихся музыкантов нести культуру в массы. Правдой же было то, что голод и разруха гнали музыкантов из Москвы и Петрограда в более спокойные и "сытые" провинциальные города. Они спасали свои семьи от голода пайками, заработанными в многочисленных организациях, секциях, клубах, школах и народных консерваториях. Это было истинной причиной "общественной активности" многих музыкан-

1 Фихтенгольц М. Борьба КПСС за развитие музыки как средства коммунистического воспитания трудящихся. С.9.

2 Степанова С.Р. Из истории советского музыкального строительства (1917-1925). М., 1962.

3 Степанова С.Р. Музыка в революционном Севастополе// Советская музыка. 1961. №5.

тов в те годы. И таких примеров можно привести множество. Это ни в коем случае не умаляет исследовательскую работу С.Р.Степановой. В 60-70-е годы другого взгляда и освещения событий быть не могло. Богатейший фактический материал, опубликованный исследователем, не потерял значения и до сегодняшнего дня.

Следует отметить и книгу Е.Ф.Бронфин "Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного пятилетия. 1917-1922 г."1, в которой она публикует много любопытных документов из личного архива своего отца, занимавшего в 20-е годы ряд важных постов в Наркомпросе и организовывавшего концерты на Балтфлоте. В книге приведены воспоминания отца и его коллег, программы, афиши, Цитаты из газет того времени. Но главной остается все же мысль о неустанной заботе партии и правительства о музыке и музыкантах, о необыкновенном энтузиазме как масс, так и артистов.

В 70-е годы предпринималась попытка осмыслить историю музыкальной культуры первых послереволюционных лет с современных позиций в альманахе "Из прошлого советской музыкальной культуры".2 В периодических выпусках альманаха печатались интересные материалы, исследования, воспоминания. Так, впервые исследователь и главный редактор Т.Н.Ливанова опубликовала материал с элементами анализа деятельности Государственного Института Музыкальной Науки, восхищалась выдающимися достижениями, самоотверженностью ученых-музыкантов и в то же

1 См.: Бронфин Е.Ф. Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного пятилетия. 1917-1922. Л., 1984.

2 См.: Из прошлого Советской музыкальной культуры. М., 1975.

время весьма туманно говорила о причинах закрытия этого уникального учреждения.1

Если процессы, происходившие в музыкальной жизни Москвы и Ленинграда, получили определенное отражение в исторической литературе, то жизнь в провинции отражена гораздо хуже. С этих позиций особый интерес представляет материал об истории Саратовского музыкального училища и консерватории, собранный и обобщенный преподавателем Саратовского музыкального училища Н.М.Соколовской-Алябьевой. Она приводит значительный фактический материал. Некоторые архивные документы, найденные Н.М.Соколовской-Алябьевой, использованы в настоящей диссертации.

Новый этап в изучении истории отечественной музыкальной культуры наступает в конце 80-х - начале 90-х годов. Доступ к ранее закрытым архивным фондам, публикации документов и мемуаров, ослабление идеологического давления позволило исследователям более объективно подходить к оценке фактов и явлений музыкальной жизни России 20-х годов.

В монографии О.Н.Знаменского "Интеллигенция накануне Ве-

¿у

ликого Октября" анализируется социальный состав и материальное положение разных групп интеллигенций. К сожалению, анализ положения музыкальной интеллигенции дан недостаточно полно, тем не менее некоторые факты из работы О.Н.Знаменского использованы нами.

Первой попыткой критически осмыслить процессы, происходившие в музыкальной культуре в первые послереволюционные

1 См.: Из прошлого Советской музыкальной культуры. С.275.

2 См.: Знаменский О.Н. Интеллигенция накануне Великого Октября. Л., 1988.

годы, были предприняты Л.Д.Никитиной в монографии "Советская музыка. История и современность". Там уже звучит новая оценка событий: "...Разгул все более усиливавшейся борьбы с инакомыслящими в очень большой степени затронул интеллигенцию..., которая была носителем профессионального искусства. Многие достижения культуры прошлого были разрушены... Музыка понесла серьезный урон и потому, что крупнейшие композиторы XX века - С.Рахманинов, И.Стравинский, Н.Метнер - оказались за рубежом"1. А далее вполне традиционно она пишет о расцвете музыкального образования, несмотря на голод и разруху, самоотверженном труде великих музыкантов на благо Советского государства.

В монографии преподавателя МГУ И.В.Купцовой "Художественная интеллигенция России" анализируется весь комплекс проблем взаимоотношений творческой интеллигенции и Советской власти в годы гражданской войны и НЭПа. Исследователь выделяет основные направления политики большевиков в отношении деятелей культуры, показывает их в развитии, рассматривает реакцию разных слоев писателей, музыкантов, артистов и т.д. на действия новой власти. Опираясь на впервые вводимые в оборот архивные материалы, И.В.Купцова достаточно объективно освещает героические и трагические события в жизни деятелей культуры в послеоктябрьский период.

Интересны исследования взаимоотношений Советской власти и художественной интеллигенции в монографии Т.П.Коржихиной "Извольте быть благонадежны!"3 В своей последней книге, опуб-

1 Никитина Л.Д. Советская музыка. История и современность. М., 1991, С. 17.

2 См.: Купцова И.В. Художественная интеллигенция России. СПб., 1996

3 См.: Коржихина Т.П. Извольте быть благонадежны! М., 1997.

ликованной после ее смерти, профессор РГГУ Т.П.Коржихина сосредоточила свое внимание на изучении деятельности многочисленных творческих организаций, возникших в России и получивших расцвет в первой половине 20-х годов. Она прослеживает, как постепенно это многообразие ликвидировалось, как партийные и государственные органы брали их под свой контроль, отсеивали неблагонадежных, инако