автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Влияние идеи Града Божьего Августина Блаженного на процесс христианизации германских племен в ходе становления франкской государственности

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Булдакова, Елена Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'Влияние идеи Града Божьего Августина Блаженного на процесс христианизации германских племен в ходе становления франкской государственности'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Булдакова, Елена Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Идея Града Божьего Августина Блаженного как основа раннесредневекового христианского мировоззрения.

1.1. Жизнь и творчество Августина Блаженного в контексте эпохи.

1.2. Истоки учения Августина Блаженного о Граде Божьем.

1.2.1. Реализация идей стоиков в теософии Августина.

1.2.2. Влияние неоплатонизма на формирование идеи

Града Божьего.

1.3. Основные положения концепции Града Божьего.

1.3.1. Августиновское определение Града Божьего.

1.3.2. История странствия Града Божьего на земле.

1.3.3. Небесное состояние Града после Страшного Суда.

Глава II. Христианизация германского мира в эпоху Меровингов.

2.1. Хлодвиг - первый защитник христианской ортодоксии на Западе.

2.2. Роль меровингских королей в процессе христианизации германских племен.

2.3. Социально-политические изменения во франкском 104 королевстве в период правления майордомов.

Глава III. Каролингская империя как прообраз Града Божьего на земле.

3.1. Августиновская доктрина войны и имперская концепция Карла Великого.

3.2. Иерархия социального пространства в эпоху Карла

Великого.

3.3. Отражение августиновского принципа единства в политической практике Каролингской империи.

3.4. "Христианская республика" Людовика Благочестивого.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по истории, Булдакова, Елена Викторовна

Тема данной диссертационной работы - "Влияние идеи Града Божьего Августина Блаженного на процесс христианизации германских племен в ходе становления франкской государственности (У-1Х вв.)". Актуальность темы исследования связана, прежде всего, с возрастающим интересом в отечественной науке к проблемам мировоззренческого характера. Что касается западноевропейской истории, то в этом плане закономерно внимание ученых к эпохе раннего средневековья, как эпохе становления христианской цивилизации.

На заре средневековья церковное учение уже опиралось не только на Священное Писание, но и в значительной степени на труды Отцов Церкви, в которых оно получало новое развитие. В латинской патристике исключительное место занимает творчество Августина Блаженного, поскольку ему удалось, интерпретируя все сущностные идеи раннего христианства, создать единое учение, в центре которого находилась идея Града Божьего. Теософия Августина обладает не только самоценностью; благодаря глубине и гибкости его суждений, касающихся вопросов веры, она оказывала определяющее влияние на политику папства и европейских монархов вплоть до XIII в., а также позволила наполнить духовным содержанием светскую власть королей. Исходя из этого, трудно переоценить вклад Августина в исторический процесс.

Монархи франкского государства были единственными, изначально принявшими ортодоксальный вариант латинского христианства, в отличие от других варварских королей-ариан или народов, сохранивших в своей среде языческие верования, поэтому именно им принадлежит попытка последовательного воплощения августиновских идей в церковной и светской политике, что в дальнейшем не только повлияло на развитие франкского общества в период правления Меровингов и Каролингов, но в целом изменило облик Западной Европы как в политико-географическом, так и в культурно-религиозном отношении. Отсюда интерес к теме, в рамках которой рассматриваются попытки реализации идей, высказанных крупным христианским философом, в конкретной исторической практике является вполне закономерным.

Анализ литературы исследовательского характера по истории западноевропейской цивилизации раннего средневековья позволяет сделать вывод, что данная тема находится в поле зрения как западных, так и отечественных философов и историков, и привлекает их внимание либо в связи с определением роли и значения Августина, либо в связи с обращением к историко-культурным процессам во Франкском государстве. Представляя современное состояние изученности проблемы целесообразно разделить исследования на работы общеисторического и конкретно-исторического характера, отметив при этом, что многие из них в силу особенности темы имеют философскую основу.

Среди работ общеисторического характера, прежде всего, следует выделить те, которые непосредственно отражают суть августиновской идеи Града Божьего, оказавшей столь значительное влияние на раннехристианское учение и через него на становление франкской государственности, и в которых исследуются истоки этой идеи, а также в целом определяется место творческого наследия Августина в сфере латинской патристики. К исследованиям этого плана относятся работы Ч.-Ф. Коплстона "История

1 О средневековой философии" и Б.Рассела "История западной философии" , где не только представлена обобщенная картина Града Божьего в интерпретации Августина Блаженного, но также сформулирована мысль о том, что Августину принадлежит лишь разработка и обобщение идеи, которая в действительности

1 КоплстонЧ.Ф. История средневековой философии. - М.: Наука, 1995.

2 Рассел Б. История западной философии. - М.: Миф, 1993. уже существовала в концепциях позднеантичных философов и Священном Писании. Этого мнения придерживаются и многие отечественные историки философии. В частности, данная мысль была развита и углублена в известном исследовании Г.Г.Майорова "Формирование средневековой философии. Латинская патристика"1.

Исходя из этого, было бы логично в дальнейшем рассмотреть работы, реконструирующие взаимосвязь идей, высказанных позднеримскими философами и самим Августином, а также обратиться к сочинениям, посвященным изучению текстов Библии.

Работы крупных российских ученых А.Б. Рановича "Первоисточники по истории раннего христианства"2 и В.М. Уколовой "Античное наследие и культура раннего средневековья"3 акцентируют внимание на преемственности идей двух великих эпох в истории человечества, их закономерной взаимосвязи. В книге Рановича приводятся обширные цитаты из трактатов и сочинений философов, таких как Эпиктет, Сенека, Порфирий, автор доказывает, что христианство, несомненно, уходит своими корнями не только в древневосточную мифологию, но и проистекает из мировоззренческих идей античности. Уколова расширяет рамки исторической картины, прослеживая политические и культурные аспекты взаимосвязи античности и средневековья.

Что касается позднеримской философии стоиков и неоплатоников, которые оказали непосредственное влияние на формирование христианской догматики, то их основные положения выделяются и излагаются в отдельных главах одноименных книг ведущих отечественных историков философии В.Ф.

1 Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. - М.: Мысль, 1979.

2 Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. - М.: Издательство политической литературы, 1990.

3 Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья. - М.: Мысль, 1989.

Асмуса1 и A.C. Богомолова2 "Античная философия". Работа А.Ф. Лосева "История античной философии"3 позволяет обратиться к глубокому анализу идей, высказанных представителями этих позднеримских школ, акцентируя внимание на моральном аспекте учений.

Центральной фигуре христианского вероучения посвящено исследование выдающегося французского историка и филолога Эрнеста Ренана. В первой книге своего фундаментального труда "История происхождения христианства", которая так и называется "Жизнь Иисуса"4, Ренан трактует Иисуса Христа как реальную историческую личность. Интерес для исследователя представляет введение, посвященное, главным образом, оригинальным документам истории происхождения христианства. Этическую сторону христианского учения разрабатывает на страницах своей книги "Великие моралисты" А.Гусейнов5. Он пытается дать ответ на вопрос: В чем состоит нравственная сила личности Христа и почему религия, основателем которой он был, имела и имеет столь значительное влияние на людей?

Тексты Библии являлись и являются неиссякаемой темой исследования многих поколений ученых. При написании диссертации были использованы работы итальянского писателя Амброджо Донини "У истоков христианства"6 и 7 венгерского исследователя-религиоведа Густава Гече "Библейские истории" . Если цель Гече - изучить содержание самой Библии, которую он рассматривает как творение человека, то Донини акцентирует внимание на социальных, политических и идеологических истоках христианства. Необходимый материал

1 Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высшая школа, 1999.

2 Богомолов A.C. Античная философия. - М.: Высшая школа, 1985.

3 Лосев А.Ф. История античной философии - М.: Мысль, 1989.

4 Ренан Э. Жизнь Иисуса. - М.: ИП "Обновление", 1991.

5 Гусейнов A.A. Великие моралисты. - М.: Республика, 1995.

6 Донини А. У истоков христианства. - М.: Политиздат, 1989.

7 Гече Г. Библейские истории. - М.: Политиздат, 1990. был почерпнут в сочинениях польского писателя Зенона Косидовского

1 9

Библейские сказания" и "Сказания евангелистов" . В них автор подвергает подробному и всестороннему изучению библейские мифы, составляющие обе части Священного Писания.

Евангелиям от Матфея, Марка и Луки посвящены глубокие размышления священника московского храма св.бессребреников Космы и Дамиана в Шубине

•5

Г.П.Чистякова . Метод сравнительного лингвистического анализа позволяет рассмотреть их тексты в широком культурном аспекте.

Названные выше исследования позволили автору диссертационной работы составить определенное мнение о роли и значении текстов Священного Писания, а также позднеантичных философских идей в создании теософии Августина Блаженного и, в частности, его учения о Граде Божьем.

Это учение Августина Блаженного было положено во главу угла раннесредневековой христианской ортодоксии и оказало определяющее влияние на процесс формирования церкви как социального института и ее политику вплоть до Фомы Аквинского. В одноименных книгах "История папства" С.Г. Лозинского4 и Е.Гергей5 освещается история установления иерархии внутри католического клира, а также история борьбы, которую вела западно-христианская церковь за распространение и упрочение своего влияния. Необходимый материал по этой теме был также почерпнут из фундаментальной работы A.B. Карташева "Вселенские соборы"6, посвященной важнейшему периоду истории христианской церкви (325-825 гг.), когда формировались ее канонические нормы, происходило становление христианства как мировой

1 Косидовский 3. Библейские сказания. - М.: Политиздат, 1975.

2 Косидовский 3. Сказания евангелистов. - М.: Политиздат, 1977.

3 Чистяков Г.П. Над строками Нового Завета. - М.: Истина и Жизнь, 1999.

4 Лозинский С.Г. История папства. - М.: Изд-во политической литературы, 1986.

5 Гергей Е. История папства. - М.: Республика, 1996.

6 Карташев A.B. Вселенские соборы. - М.: Республика, 1994. религии. В этом аспекте несомненный интерес представляет известное исследование французского ученого Ж.Дюби «Три сословия или облик феодализма»1, а также книга английского историка Дж.Линча «Средневековая церковь» . Политика римских понтификов по отношению к миссионерскому движению является предметом исследования В.И.Герье3. В книге современного немецкого ученого К.Дешнера4, посвященной политике христианской церкви, приведены интересные факты о становлении и развитии христианства, о борьбе с ересью, о том, какими методами распространялась эта религия, в том числе и в германских государствах.

Ранее был отмечен тот факт, что первыми и главными защитниками католической церкви на Западе в период формирования варварских королевств стали франки. К работам общеисторического плана, в которых отражен в той или иной мере данный аспект проблемы, следует отнести сочинение Ш. Монтескье "О духе законов"5, где с максимальным приближением к изучаемой эпохе рассмотрены обычаи и традиции древних германцев, в частности, франков, установлена определенная преемственность между языческими и христианскими компонентами их законодательной системы, которая, несомненно, регламентировала образ жизни.

Объемную картину истории средневекового феодального общества представляют работы французских ученых Школы «Анналов» Марка Блока «Феодальное общество»6 и Жана Ле Гоффа «Цивилизация средневекового Запада» . В рамках отечественной историографии необходимо выделить

1 Duby Georges. Les trois ordres ou l'imaginaire du feodalisme. - Paris: Ed. du Seuil, 1979.

JIiH4 Джозеф. Середньов1чна церква. - К.: Основи, 1994.

3 Герье В. И. Западное монашество и папство. - М, 1913.

4 Дешнер К. Криминальная история христианства: В 4 кн. Кн 1,2. - М.: Терра, 1996.

5 Монтескье Ш. Избранные произведения. - М. : Госполитиздат, 1955.

6 Bloch Marc. La société féodal. - Paris, 1989.

7 Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - M.: Прогресс - Академия, 1992. исследования таких крупных медиевистов как Н.П.Грацианский1, у 3

А.Р.Корсунский . Материалы первого тома «Истории Франции» (в трех томах) под редакцией А.З.Манфреда, В.М.Далина и С.Д.Сказкина также были полезными для осмысления социально-экономических и культурных проблем изучаемой эпохи.

Исходя из темы диссертационной работы, наиболее значимыми для нас исследованиями являются те, которые дают некоторую возможность приблизиться к пониманию мировосприятия людей изучаемой эпохи. С этой точки зрения внимание привлекают книги французского ученого Жана Флори «Идеология меча»4 и итальянского историка Франко Кардини "Истоки средневекового рыцарства"5, где речь идет о важнейшем аспекте бытия раннесредневекового периода - войне. Естественно, что на страницах исследований много места отводится истории франкских завоеваний, при этом авторы акцентируют внимание на особом отношении франкских вождей и воинов к завоевательным походам, которое исходило из церковной проповеди, непосредственно основанной на августиновской доктрине "справедливых" и "несправедливых" войн. Менталитет средневековья является темой исследования таких известных отечественных историков как А.Я.Гуревич6 и Л.М.Бицилли7. В их работах нашли отражения основные положения августиновского учения о Граде Божьем, реализованные через образ мышления

1 Грацианский Н.П. Из социально-экономической истории западноевропейского средневековья. - М., 1960.

2 Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской Империи и возникновение германских королевств. -М.: Мысль, 1984.

3 История Франции: В 3-х т. / Манфред А.З., Далин В.М., Сказкин С.Д. - М.: Наука, 1972. -Т.1.

4 Флори Жан. Идеология меча. - СПб.: Евразия, 1999.

5 Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. - М.: Прогресс, 1987.

6 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Искусство, 1981.

7 Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. - СПб.: Мифрил, 1995. и жизни людей. Особое место среди литературы, изученной в ходе диссертации, принадлежит фундаментальному исследованию О.А.Добиаш-Рождественской «Культура западноевропейского средневековья»1, в котором автор уделяет большое внимание роли и значению церкви в средневековом обществе, оговаривая важность августиновской идеи Града в создании ее учения. Кроме того, Добиаш-Рождественская дает подробную характеристику категории письменных источников, относящихся к средневековому периоду, и обращает внимание на то, что они часто составлялись в церковных кругах.

В отношении изучения жизни и творчества Августина Блаженного интерес представляют работы К. Кремоны "Августин из Гиппона"2 и А. Аммана "Путь отцов: Краткое введение в патристику"3, в которых Августин представлен в большей степени как человек, нежели историческая личность. Роли Августина в истории церкви и его учению посвящены книги крупных французских ученых А.-И. Марру "Святой Августин и августинианство"4, Е. Жильсона "Введение в учение св. Августина"5, П. Курселля "Исследования "Исповеди" св. Августина"6, а также работа В.И.Герье "Августин Блаженный"7. В аспекте влияния августиновской теософии на общественную мысль исследуемой эпохи интересна работа М.Булла "Истоки", представляющая Q отдельную главу книги "История крестовых походов" .

В исследовательской литературе, непосредственно посвященной проблемам истории и культуры франкского государства, значительное место

1 Добиаш-Рождественская O.A. Культура западноевропейского средневековья. - M.: Наука, 1987.

2 Кремона Карло. Августин из Гиппона. - М.: Дочери св.Павла, 1998.

3 Амман А. Путь отцов: краткое введение в патристику. - М.: Пропилеи, 1994.

4 Марру Анри-Ирене. Святой Августин и августинианство. - Долгопрудный: Вестком, 1999.

5 Gilson Е. Introduction a l'etude de Saint Augustin. - Paris, 1949.

6 Courcelle P. Recherches sur les Confessions de Saint Augustin. - Paris, 1968.

7 Герье В. И. Августин Блаженный. - M., 1910.

8 История крестовых походов // Под ред. Джонатана Райли-Смита. - М.: Крон-Пресс, 1998. занимает фундаментальный труд Патрика Перена и Лауры-Шарлотты Феффе "Франки"1, воссоздающий пяти-вековую историческую картину: зарождения франкской государственности во времена Хлодвига, ее расцвет при Карле Великом и упадок, который предвосхитил появление на карте Западной Европы трех государств.

Истории правления первой династии франкских королей посвящены л такие известные исследования как "Меровинги" Г.Фурнье, "Крещение Хлодвига"3 Ж.Тессье, "Хлодвиг"4 Р.Мюссо-Гулара. Что касается этих работ, то следует обратить внимание на немаловажный для нас факт определения роли церкви уже на начальных этапах существования франкского государства. Особо акцентирует значение христианской религии во франкском обществе в своем исследовании Рене Мюссо-Гулар. Время правления и личность короля Дагобера - главная тема произведений М.Бувье-Ажама5 и Лорана Тейса6. Работа последнего имеет значимое для данной темы название "Дагобер -король для народа".

К фундаментальным работам, отражающим историю правления каролингской династии, следует отнести книги Ж.Бордонова "Короли, которые создали Францию. Каролинги"7 и П.Рише "Каролинги. Династия, создавшая о

Европу" . Центральной фигурой этой эпохи, без сомнения, является Карл Великий. "Карл" - так называются и одноименные исследования современных

1 Perin Patrick, Feffer Laure-Charlotte. Les Francs: 2 vol. - Paris: Armand Colin, 1987.

2 Fournier Gabriel. Les Mérovingiens. - Paris: PUF, 1966.

3 Tessier Georges. Le Bapteme de Clovis. - Paris: Gallimard, 1964.

4 Mussot-Goulard Renee. Clovis. - Paris: Presses Universitaire de France, 1997.

5 Bouvier-Ajam Maurice. Dagobert. - Paris: Librarie Jules Tallandier, 1980.

6 Theis Laurent. Dagobert. Un roi pour un peuple. - Paris: Fayard, 1982.

7 Bordonove Georges. Les rois qui ont fait la France. Charlemagne. - T.2. - Paris, 1989.

8 Riche Pierre. Les Carolingies. Une famille qui fit l'Europe. - Paris: Hachette, 1983.

1 9 французских историков Р.Мюссо-Гулара и Ж.Тессье . Подробное исследование истории коронации Карла изложено в работе Р.Фольца .

Именно изучение истории правления Карла Великого дало основание для постановки как в отечественной, так и в западной историографии проблемы взаимосвязи августиновской идеи Града Божьего с процессом формирования государственности у франков.

В отечественной научной литературе впервые коснулся этой проблемы Л.П. Карсавин в своей работе "Культура средних веков"4. При этом главный акцент был сделан на правлении императора Карла Великого, цель которого, по мнению автора, заключалась в построении христианского государства, мыслимого как прообраз Града Божьего на земле. Непосредственно, данной теме было посвящено сочинение русского ученого А.С.Вязигина «Идеалы «божьего царства» в монархии Карла Великого»5. Эта идея в известной мере нашла отражение в книге А.П. Левандовского "Карл Великий. Через Империю к Европе"6. Автор рассматривает различные стороны деятельности франкского короля, в том числе и духовную. Важно для нас то, что он прослеживает факты, позволяющие судить о стремлении Карла построить идеальное государство.

Во французской историографии попытку соединить августиновское учение, положенное в основу идеологии и политики католической церкви, с государственным строительством в рамках королевства, а затем империи франков, предприняли историки Школы "Анналов", которые, опираясь на широкий круг источников, в том числе и вновь введенных в научный оборот, а также на новейшие исследования, осуществили издание "Новой истории

1 Mussot-Goulard Renee. Charlemagne. - Paris: PUF, 1984.

2 Tessier Georges. Charlemagne. - Paris: Albin Michel, 1967.

3 Folz Robert. Le Couronnement imperial de Charlemagne. - Paris: Gallimard, 1964.

4 Карсавин Л.П. Культура средних веков. - К.: Символ-AirLand. - 1995.

5 Вязигин А. С. Идеалы «божьего царства» в монархии Карла Великого. - СПб., 1912.

6 Левандовский А.П. Карл Великий. Через Империю к Европе. - М.: Соратник, 1995. средневековой Франции". Автор первого тома, который называется "Происхождение франков"1, Стефан Лебек посвятил свою работу истории франкского государства в период с V по IX вв. Второй том "Наследие л

Каролингов" , автором которого является преподаватель средневековой истории в Сорбонне Тейс Лоран, освещает 1Х-Х вв. Ключевые разделы этих книг ("Хлодвиг", "Первые очертания христианского общества", "Бонифаций и коренная реформа франкской церкви", "Государственная церковь и церковное государство", "Христианская республика" Людовика Благочестивого") отражают этапы становления франкского государства. Кроме того, Стефан Лебек намечает новую важную для нас проблему: не только Карл, но уже и правители Меровингской династии (поскольку изначально франки приняли христианство по римско-католическому обряду) в известной мере руководствовались августиновскими идеалами и, прежде всего, идеей Града Божьего.

То, что проблема, представляющая несомненный научный интерес, отражена в отечественной и зарубежной историографии лишь фрагментарно и, в основном, касается эпохи Каролингов, привело к выявлению личного научного интереса и позволило сформулировать цель данного исследования, которая заключается в изучении процесса проникновения августиновских идей, в частности, идеи Града Божьего, в политическую жизнь франкского общества, и их влияния на формирование франкской государственности. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

1) выделить основные положения августиновского учения и, прежде всего, концепции Града Божьего, оказавшей влияние на: а) мировоззрение франкского общества; б) церковную политику франкских королей;

1 Лебек Стефан. Происхождение франков. У-1Х века. - М.: Скарабей, 1993.

2 Тейс Лоран. Наследие Каролингов. 1Х-Х века. - М.: Скарабей, 1993. в) государственное строительство;

2) выяснить возможность формирования в рамках меровингского периода условий для восприятия идеи Града Божьего и отражения ее в политике государства франков;

3) проанализировать реальный уровень воплощения идеи Града в империи Каролингов.

Поставленная цель и сформулированные задачи обусловили обращение к источникам, освещающим развитие философских идей и историю изучаемого периода.

Отдельную группу источников составляет небольшое количество письменных памятников, относящихся к эпохе античности, знакомство с которыми было необходимо в связи с изучением творческого наследия Августина Блаженного.

В рамках представленной темы очевидно, что основным источником, требующим внимательного и скрупулезного изучения, является Библия1. Именно по ее текстам возможно составить наиболее полный и объемный образ христианского Божьего Града, образ, который выдающийся деятель западноевропейской церкви Августин Блаженный избирает в качестве краеугольного камня своей христианской концепции истории человечества. Божий Град, по Августину, - это конечный результат исторического развития, в нем обретут блаженство и покой праведники после Страшного Суда.

Однако, известно, что осмысление идеи Града Божьего Августином опиралось не только на библейские представления о Небесном Иерусалиме, но также шло по пути усвоения идей, высказанных философами позднеантичных школ стоиков и неоплатоников. В частности, в трактатах Сенеки "О

1 9 благодеяниях", "О блаженной жизни", его письмах реконструируется моральный облик человека, достойного счастливой жизни в Вышнем Граде, в интерпретации же Августина - жизни в Граде Небесном. Этическая сторона данной проблемы углубляется в знаменитых "Размышлениях"4 римского императора Марка Аврелия. В конечном итоге важно то, что составленный стоиками образ добродетельного человека максимально приближен к августиновскому понятию истинного христианина. Неоплатонические представления о Боге и душе также находят отражение в раннехристианской ортодоксии, основанной на учении Августина Блаженного.

История философской мысли раннесредневекового периода, а также непосредственно история варварского государства франков представлена достаточно широким кругом источников. Следует иметь в виду, что большая часть средневековых источников исходила из королевского окружения и церковной среды, и поэтому отражает в основном историю королей и церкви, оставляя в тени историю народов.

К обширной группе повествовательных источников раннесредневекового периода, использованных в настоящей работе, относятся всемирные хроники, составленные христианскими историками. Этот тип исторического произведения сложился в IV-V вв. и оказал значительное влияние на всю средневековую историографию. Первые хроники появились в наиболее передовых и культурно развитых провинциях восточной части Римской империи. В их основу была положена история народов Средиземноморья и Ближнего Востока, история же римского государства, которая ранее являлась ядром мировой историографии, стала последним временным отрезком

1 Сенека. О благодеяниях // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. - М.: Республика, 1995. - С. 14-166.

2 Сенека. О блаженной жизни// Указ. соч. - С. 193-195. Л

Сенека. Нравственные письма к Луцилию. - М.: Наука, 1977.

4 Марк Аврелий Антонин. Размышления. - Л.: Наука, 1985. священной истории", т.е. истории еврейского народа и христианской церкви.

Одну из таких всемирных хроник создал епископ африканского города Гиппона Августин Блаженный. Свою собственную концепцию истории человечества он изложил в знаменитом произведении "О Граде Божьем"1 ("De civitas Dei") (410-426 гг.). Исторический процесс, по Августину, который представляется как возрастной переход от одной стадии к другой является осуществлением божьего промысла и имеет своей целью вечное блаженство в небесном царстве. Земное государство, тем более, языческий Рим, постоянно подвергается бедствиям и конечным результатом его существования будет гибель. Достижение божьего царства может обеспечить только христианское государство, подобное тому, которое создал Константин, где соединятся в нерушимом союзе церковь и империя. Августиновское сочинение оказало определяющее влияние на историческую, богословскую и философскую мысль западноевропейского феодального общества.

Наследуя литературную традицию отцов католической церкви, в том числе и Августина, епископ одного из крупнейших религиозных центров франкского королевства Григорий Турский (539-594 гг.) составляет очередную всемирную хронику (Decern libri historiarum), в которой история франков является естественным продолжением истории римского государства. Свое повествование Григорий открывает весьма важной и примечательной для нас фразой: "Намереваясь описать войны царей с враждебными народами, мучеников с язычниками, церквей с еретиками, я, прежде всего, хочу изложить свою веру, дабы будущий читатель не усомнился в том, что я католик."3 Как и Августин, он начинает "Историю" от сотворения мира, затем излагает деяния

1 Августин Блаженный, о Граде Божьем: Соч. в 4-х т. - М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. - 1994.

2 Григорий Турский. История франков. - М.: Наука, 1978.

3 Там же. - С.7. турских епископов и описывает историю франков до смерти Сигиберта Мецского в 575 г., когда сам Григорий уже стал Турским епископом. 5-10 книги представляют собой изложение событий, непосредственным участником которых был сам Григорий. Эти книги особенно ценны еще и потому, что Григорий Турский во время работы над ними использовал самые разнообразные источники, часть из которых известна только из его "Истории франков": среди не дошедших до нас источников письма Сидония Аполинария и Авита, некоторые всемирные хроники от Евсевия до Иеронима, консульские фасты конца V в. и Анделотский договор 587 г., заключенный между королями Гунтрамном и Хильдебертом, а также епископские послания, жития святых, церковные легенды и народные сказания (например, сага о Хильдерике). Социальное положение и занимаемая должность способствовали тому, что Григорий был хорошо осведомлен о государственных делах и имел доступ к королевскому архиву. Сведения об экономике и социальном положении различных сословий, культуре и быте, церкви и ее политике, приведенные Григорием Турским, составляют основу современных знаний об истории франкского государства VI в. В аспекте данного исследования наиболее интересна точка зрения турского епископа на проблему политического альянса между церковью и государством. Этот союз он считал реально необходимым, т.к. он способствовал укреплению мощи и авторитета как светской, так и церковной власти. Высоко оценивая политическую роль королевской власти, он также восхвалял деяния епископов галло-римской и меровингской церквей. Но отношения между сторонами не представлялись ему идеальными. Григорий Турский, как и другие прелаты, защищал прежде всего интересы церкви от претензий королей и местных аристократов. Церковь выказывала недовольство королевскими междоусобицами и ратовала за их прекращение во имя принципа единства.

Историю франков" продолжает произведение, известное под названием хроники Псевдо-Фредегара1 (Pseudo-Fredegarus). Этот документ является единственным дошедшим до нашего времени источником по истории франкского государства первой половины VII в. Первая часть хроники представляет краткое изложение первых шести книг "Истории" Григория Турского, вторая ее часть является оригинальной и охватывает период с 584 по 642 гг. Основу хронологии составляют годы правления бургундских королей, очевидно, что составлялся этот документ в Бургундии. В середине VII в. хроника была отредактирована, дополнена, и, по видимому, ее последний автор был из Австразии. Главное, о чем свидетельствует хроника Псевдо-Фредегара -это развал франкского государства на отдельные области - Австразию, Бургундию, Нейстрию, Аквитанию, которые обособляются и начинают вести между собой ожесточенную борьбу, в результате чего формируются местные политические интересы и тенденции.

Источником, который освещает историю франкского государства первой половины VIII в., является использованная в работе хроника, получившая условное название "продолжателей Фредегара"2. Эта хроника была составлена не менее чем тремя авторами, и характер записей позволяет предположить, что она создавалась в австразийской канцелярии. Автор первой части документа описал события в период с 724 по 734 гг., при этом он использовал отредактированную им нейстрийскую хронику "Деяния франкских королей" ("Gesta regnum Francorum"). Второй автор довел события до 751 г., и основу его сочинения составили восторженные описания побед Карла Мартелла (автор находился на службе у брата Карла Мартелла графа Хильдебранда). Последняя, третья часть хроники заканчивается 768 г., годом смерти Пипина Короткого и

1 La chronique du Pseudo-Fredegaire // Archive de la France / Sous la direction de Jean Favier. -T. 1 : Le Moyen Age (Ve - XIe siecle) / Par Jean-Pierre Brunterc'h. - Paris: Fayard, 1994. - P. 196-201.

2 La deuxieme continuation de la chronique du Pseudo-Fredegaire // Op. cit. - P.202-212. была написана по заказу Нибелунга, сына Хильдебранда. Центральное место в ней принадлежит истории коронования Пипина III. Основной тенденцией хроники "продолжателей Фредегара", особенно ее второй и третьей частей, является восхваление деяний представителей новой, восходящей династии Пипинидов (Каролингов), изначально занимавших пост австразийских майордомов, а также умалчивание и игнорирование нейстрийских событий. Несмотря на то, что эти хроники были изучены в хрестоматийном варианте, их необходимо внести в общий список источников, т.к. они являются уникальным документами, освещающими историю исследуемого периода.

Наряду с хрониками к группе повествовательных источников относятся также и анналы. Франкская анналистика получила развитие в период утверждения в королевстве новой правящей династии Каролингов и, соответственно, центрами ее распространения были австразийские монастыри. Приоритетное положение занимал Лоршский монастырь, где в к. VIII в. один из монахов на основании текста "продолжателей Фредегара" и старых монастырских записей составил погодные заметки, достаточно полные и связные, отражающие историю возвышения Каролингов с 680 по 817 гг. Этот документ получил название "Малых Лоршских анналов" ("Annales Laurissenses minores"). Знаменитые "Большие Лоршские анналы" ("Annales Laurissenses majores") на самом деле составлялись не в монастыре, а при дворе императора Карла Великого, поэтому их официальное название - "Королевские анналы"1 ("Annales regni Francorum"). "Королевские анналы" (период с 741 по 829 гг.) являются главным источником наших представлений об исторических событиях Каролингской эпохи. Первая часть этого документа, доведенная до 788 г., посвящена описаниям военных походов королей, судебным и законодательным собраниям, приемам послов и т.д. Вторая ее часть,

1 Les annales royales (741-829) // Charlemagne. Texte de Charlemagne et les Annales royales, les capitulaires de Charlemagne / Par Georges Tessier. - Paris, Editions Albin Michel, 1967. - P. 125-188. охватывающая 789-829 гг., представляет подробные данные о дипломатии и военной истории (по этой части полнее всего восстанавливается деятельность Карла Великого), а также некоторые сообщения о природных и астрономических явлениях, хозяйственной деятельности, культуре. Обе части анналов носят официозный характер и имеют своей целью прославление франкского государства и его королей. В связи с этим следует обратить внимание на несколько одностороннее, а в ряде случаев, искаженное описание исторической ситуации.

Последним крупным произведением исторического характера каролингской эпохи являются "Четыре книги историй"1 ("ШзЬпагит НЬп quattuor"), составленные внуком Карла Великого Нитгардом в 812-813 гг., находящемся на службе Карла Лысого. Карл приказал Нитгарду написать в соответствующем духе историю междоусобных войн, которые после смерти Людовика Благочестивого продолжали вести его сыновья. Сочинение Нитгарда не закончено, т.к. его автор умер во время одного из военных походов. Однако, "Четыре книги историй", несмотря на тенденциозность, являются наиболее объективным источником, освещающим события, предшествующие Верденскому договору 843 г. Кроме того, в этом произведении сохранился такой значительный документ как страсбургская клятва, составленная на романском и германском языках.

С распадом империи прекращает свое существование и официальная анналистика. Списки "Королевских анналов", которые хранились в крупных монастырях франкского государства, становятся основой создания местной анналистической традиции. В этих документах гораздо большее внимание уделяется локальным событиям. Кроме того, они отражают тот политический фон, который был свойственен интересам "местных" королей, светской и духовной элиты. Примером такой формы анналистики могут служить

1 Нитгард. История в четырех книгах // Историки эпохи Каролингов. - М.: Росгон, 1999. использованные нами в рамках данного исследования "Ксантенские анналы"1. "Ксантенские анналы" состоят из двух частей и охватывают события с 790 по 873 гг. Важной для нас оказалась первая часть анналов, составленная клириком Гервардом, служившим библиотекарем при дворе Людовика Благочестивого. Следует отметить краткость статей, описывающих период с 790 по 829 гг., и очевидное использование "Королевских анналов". Статьи, датированные 831-860 гг., имеют вполне оригинальный характер. Что касается локальности "Ксантенских анналов", то они свидетельствуют (первая часть) о приверженности автора после смерти Людовика двору императора Лотаря I.

Дополняют наши знания об исследуемом периоде и произведения биографического типа. Автобиографии и биографии интересны и ценны тем, что позволяют в определенной степени изучить внутренний мир отдельной исторической личности. Таким образом, исследователю предоставляется возможность воссоединить ход событий и отношение к ним, в частности, со стороны философа или правителя, а это позволяет некоторым образом решать проблемы мировоззренческого характера. К этой подгруппе источников л непосредственно относится августиновская "Исповедь" ("СопТезБЮпез"). Данное сочинение интересно для нас с той точки зрения, что в нем подробно описывается путь постижения Бога индивидуальной человеческой душой, душой Августина. О жизни и деятельности Августина повествует и биография, написанная его ближайшим другом и сподвижником Поссидием Каламским3. Благодаря Поссидию нам становятся известными и те факты, о которых сам Августин по тем или иным причинам умолчал в "Исповеди". Биография составлена автором в соответствии с канонами житийной литературы, но ее несомненным достоинством является то, что Поссидий впервые составил список и каталогизировал сочинения гиппонского епископа.

1 Ксантенские анналы // Указ. соч.

2 Аврелий Августин. Исповедь. -М.: Ренессанс, 1991.

3 Посидий Каламский. Жизнь Августина // Аврелий Августин. Исповедь. - М.: Канон+, 1997.

Биографии, относящиеся к меровингскому периоду истории франков до нас не дошли. Но среди источников каролингской эпохи образцом этого вида памятников является "Жизнь Карла Великого"1 ("Vita Karoli Magni") Эйнгарда, приближенного Карла, члена его придворной Академии. Биография императора составлена Эйнгардом на основании структуры текста "Жизни Цезарей" Светония. Таким образом, Эйнгард рассказывает о предках Карла, его военных походах, дипломатических союзах, описывает его внешность, личные качества, домашнюю жизнь, а также смерть и погребение монарха. Источником для Эйнгарда служили "Королевские анналы", хроника "продолжателей Фредегара", документы из дворцового архива, в частности переписка и завещание Карла Великого2, а также его собственные наблюдения и выводы. Несмотря на то, что Эйнгард использовал такие авторитетные документы, исторические события в значительной мере им искажены ради прославления деяний Карла. Поэтому изучать этот документ следует, учитывая его панегирический характер.

Большую известность также приобрела биография Людовика Благочестивого, написанная трирским хорепископом Теганом. Составленная в 837-838 гг. и изданная уже после смерти монарха, "Жизнь императора Людовика" ("Vita Hludovici imperatoris") рассказывает о событиях 813-835 гг., таким образом аквитанский период жизни Людовика и последние годы его жизни оказались опущенными. В качестве основы Теган использовал произведение Эйнгарда и анналы, целью же этого труда была защита франкского императора от претензий его сыновей. Дополняет сведения об истории правления Людовика Благочестивого "Жизнь Людовика

1 La vie de Charlemagne par Eginhard // Charlemagne. - P. 190-210.

Эйнгард. Жизнь Карла Великого // Прометей. Историко-биографический альманах серии

Жизнь замечательных людей». - М, 1977. - Т. 11.

2 Le testament de Charlemagne par Edinhard // Op. cit. - P.212-215.

3 La vie de l'impereur Louis par Thegan // Op. cit. - P.216-223.

Благочестивого"1 ("Vita Hludovici Pii"), составленная около 840 г. неизвестным автором, который в научных трудах получил два условных имени: Аноним и Астроном, т.к. высказывал постоянный интерес к небесным явлениям. Первая часть биографии описывает жизнь и деятельность Людовика в Аквитании (778 -814 гг.). Во время ее написания Астроном обращался к сочинениям монаха Адемара. Вторая и третья часть работы (814-840 гг.) - результат компиляции анналов и анализа собственных наблюдений автора, человека, явно принадлежащего к духовному сословию и приближенного к особе императора.

Для исследования меровингского периода существенным источником сведений политического и общекультурного характера являются агиографические произведения, среди которых как наиболее значимый вид выделяются жития епископов и аббатов, поскольку они в системе франкского государства имели большой политический вес. Много интересных фактов по истории церкви содержится в житиях епископов Элуа Нуайонского и Кана л

Руанского . В частности, эти агиографии позволяют составить представление о процессе формирования института церковного иммунитета через увеличение количества епископских привилегий.

Что касается Каролингской агиографии, то их количество значительно меньше по сравнению с меровингской эпохой, кроме того, они приобретают риторический акцент. Внимание авторов житий снова обращается к выдающимся деятелям церкви: епископам и аббатам, защитникам церковных интересов, основателям монашеских обителей, а также к миссионерам, осуществлявшим христианизацию германских языческих племен. В ходе работы над диссертацией было рассмотрено такое сочинение как "История

1 Аноним. Жизнь Людовика Благочестивого // Историки эпохи Каролингов. - М. : Роспэн, 1999.

2 La vie de saint Eloi, eveque de Noyon, après 629 an. // Archive de la France. - P. 173.

3 La vie de saint Quen, eveque de Rouen, après 673 an. // Op. cit. - P. 174. оксерских епископов"1. Этот документ интересен, прежде всего, тем, что включает в себя также историю создания и развития наиболее значительных епархий франкского государства.

Последнюю группу повествовательных источников представляет переписка королей, государственных и церковных деятелей. Среди эпистолярного наследия меровингской эпохи следует выделить письма Вьеннского епископа Авита - проводника католицизма в арианской Бургундии. Особое внимание привлекает его послание, адресованное франкскому королю Хлодвигу по поводу его крещения , по-видимому, составленное в 499г. и отправленное из епископской резиденции. Исходя из комментариев Авита становится понятным, насколько важное значение как для франков, так и для католической церкви имело решение Хлодвига принять христианскую веру, и какие надежды возлагали епископы в связи с этим на новообращенного франкского монарха. История крещения Хлодвига находит свое отражение и в письме-наставлении трирского епископа Ницетия, адресованном супруге ломбардского короля Хлодосвинде3.

Каролингская переписка значительно богаче в сравнении с оставшейся от меровингского периода. Сохранились 52 письма Карла Великого, большая часть из которых адресована аббатам, епископам и папам. Среди них следует выделить письмо Карла папе Льву III4, датированное 796г. И посвященное вопросам борьбы с язычниками с целью сохранения и распространения христианской веры, послание к епископу Льежа Гарибальду5, аббату Сен-Кантенского монастыря Фулраду6. Особое место в эпистолярном наследии

1 L'histoire des eveques d'Auxerre, vers 715-720 an. // Op. cit. - P.175.

2 Avitus episcopus Clodevecho régi // Op. cit. - P.l 12.

3 Lettre de Nizier, eveque de Treves, a la reine Chlodoswinde, vers 565 an. // Op. cit. - P. 115.

4 Lettre au pape Leon III, 796 an. // Charlemagne. - P.385.

5 Lettre a Garibald, eveque de Liege, 802-810 an.//Op. cit. - P.387.

6 Lettre a Fulrad, abbe de Saint-Quentin, 806 an. // Op. cit. - P.386.

Карла принадлежит письму-поучению, составленному императором для своего сына Пипина1, короля Италии 806-810гг., в котором он объясняет, как следует управлять государством. В ходе работы были также изучены письма, адресованные самому Карлу, и среди них - 5 писем папы Адриана I, написанные в промежутке между 775-785гг.

Большое значение для исследования социально-экономических отношений, сложившихся в раннесредневековых варварских государствах, имеют юридические источники. Что касается непосредственно первых этапов развития франкского государства, то, прежде всего, следует обратиться к л

Салической правде" ("Lex Salica") - древнему закону салических франков, впервые записанному в k.V - н. VI вв. во время правления короля Хлодвига. К сожалению, первоначальный текст "Салической правды" не сохранился, а более поздние его редакции, несомненно, имеют компилятивный характер. Следует обратить внимание на тот факт, что ряд ранних списков документа, содержат дополнительные статьи, отражающие начальный этап распространения христианства среди франков. Интересны для нас также эмендаты ("Lex Salica emendata") - списки "Салической правды", откорректированной и дополненной при Карле Великом и имевшей в IX в. силу закона. Среди дополнений, введенных Карлом Великим в общий текст закона в 803г.4, особо привлекает внимание, согласно теме диссертации, содержание статей, составленных с целью утверждения христианских порядков во франкском порядке. В 803 г. Карлом были также сделаны соответствующие добавления и к тексту "Рипуарской правды"5 ("Lex Ribuaria").

Ранние списки законов "Салической правды", составленные при

1 Lettre a son fils Pepin, roi d'Italie, 806-810 an. // Op. cit. - P.388-389.

2 5 letters du pape Hadrien Ier a Charlemagne, 775, 776, 780, 782, 785 an. // Op. cit. - P.375-380.

3 Салическая правда / Пер. Грацианского Н.П. - M., 1950.

4 Capitulaire additionnel a la loi salique, 803 an. // Charlemagne. - P.344-345.

5 Capitulaire additionnel a la loi ripuaire, 803 an. // Op. cit. - P.346-348.

Меровингских королях, позволяют сделать вывод об отсутствии какой-либо тенденции к составлению общегосударственного законодательства. Меровингское общество было расчленено на самостоятельные области. Сепаратизм еще более усилился в период правления "ленивых" королей параллельно с установлением приоритета Нейстрии. Содержание статей и дополнительных капитуляриев эмендат, наоборот, говорит о кардинальных изменениях, произошедших во франкском государстве, прежде всего, о стремлении представителей новой Каролингской династии создать единую централизованную систему управления.

Для данного исследования также важным выводом при сравнении текстов "Салической правды" меровингского и каролингского периодов является очевидное увеличение количества статей, которые утверждали за христианством статус государственной идеологии и регламентировали образ жизни франков в соответствии с христианскими догмами.

Законодательные памятники каролингского периода являются более многочисленными, чем источники той же группы меровингской эпохи. Это объясняется не только быстрым развитием феодальных отношений, которые следовало оформить юридически, но и необходимостью управлять огромным государством. Королевские законы со времен Пипина Короткого стали называться капитуляриями, т.к. их текст делился на параграфы - капитулы. Капитулярии посвящались самым разным вопросам как светского, так и церковного характера. В канцелярии Карла Великого уже различали несколько видов капитуляриев: новые законы, законы-дополнения к уже существующим правдам, инструкции королевским посланцам.

Но единого законодательства во франкской империи, включающей целый конгломерат племен, в действительности никогда не существовало: в разных частях государства действовали свои сборники законов. В частности, Карл Великий издавал отдельные законы, распространяющиеся на исконные франкские земли, итальянские, германские области и другие регионы. В 802 г. был издан Ахенский капитулярий1, статьям которого обязаны были следовать жители Нейстрии, Австразии и Бургундии. В этом документе были учтены интересы не только франкского монарха, но и католической церкви и ее прелатов. Что касается саксов, которые оказали самое сильное сопротивление франкским королям, то Карл издал еще два специальных закона для Саксонии.

Л Ж

Статьи первого (Capitularlo de partibus Saxoniae) отличает исключительная жестокость наказаний даже за самые ничтожные нарушения христианского порядка. Второй закон (Capitulare Saxonicum) приняли в 797 г. на Ахенском собрании знати. Т.к. саксонский вопрос к этому времени практически был решен, то во многих случаях смертную казнь заменили штрафами -вергельдами.

Однако, самым значительным законодательным документом, использованным в настоящей работе, было изданное в канцелярии Карла Великого "Всеобщее наставление"4 ("Admonitio generalis"), составленное в марте 789г. "Всеобщее наставление" включало 82 статьи, при этом каждая статья имела своего адресата (например, "всем", "епископам и аббатам" или "клирикам и монахам") и предписывала нормы поведения и образ жизни, которые Карл, вдохновленный учением Августина, считал приемлемым для каждого общественного сословия. Следует отметить, что статьи "Всеобщего наставления" распространялись в пределах франкского государства через капитулярии, переписку с официальными лицами с целью создать условия для трансформации варварского королевства в христианскую державу -единственный путь спасения ее граждан по Августину.

Отдельную группу источников представляют фольклорные и имеющие исключительно литературный характер источники. К ним относится множество

1 Capitulaire general des "missi dominici", debut de 802 an. // Op. cit. - P.328-342.

2 Premier capitulaire saxon, 775-790 an. // Op. cit. - P.287-290.

3 Second capitulaire saxon, 28 oct. 797 an. // Op. cit. - P.310.

4 Admonition general, 23 mars 789 an. // Op. cit. - P.293-309. легенд и сказаний о жизни и царствовании Карла Великого. Часто инициатива их составления исходила из церковных кругов, т.к. церковь стремилась всемерно способствовать восстановлению былого единства и мощи франкского государства, утратившего эти качества во время правления сына и внуков Карла. Замечательным образцом легендарного повествования является произведение сен-галленского монаха Ноткера Заики "О деяниях Карла Великого"1 ("De gestis Caroli Magni"), составившего по приказу Карла Толстого и имевшего своей целью создать образ сильного и справедливого монарха, пример для подражания. Обращает внимание желание автора внушить Карлу Толстому некоторые принципы церковной политики. Сохранились только первая и часть второй книги этого сочинения. К памятникам поэтического л характера относится знаменитая "Песнь о Роланде", повествующая о героической гибели в Ронсельвальском ущелье арьергарда войска Карла, возвращающегося из похода в испанские земли.

Несмотря на то, что источники, использованные в ходе исследования темы диссертационной работы, в основном, создавались в королевской канцелярии или исходили из церковной сферы, и что они часто, в связи с этим, имеют панегирический характер и умалчивают о некоторых событиях, а также в них нередко нарушается хронологический принцип изложения, в совокупности они позволяют изучить раннесредневековый период франкской истории в важном для нас аспекте.

В основу структуры диссертационной работы был положен проблемно-хронологический принцип. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений, включающих хронологические таблицы и карту франкского королевства с обозначением крупных религиозных центров. Главы диссертации имеют следующие

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Влияние идеи Града Божьего Августина Блаженного на процесс христианизации германских племен в ходе становления франкской государственности"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Эпоха западноевропейского средневековья - это период человеческой истории, идеологическую основу которого составляла христианская религия. Христианство, возникшее на заре нашей эры, прошло долгий тернистый путь прежде, чем завоевало огромный авторитет и популярность не только в народе, но и в высших слоях общества, проявив, таким образом, свою жизнеспособность и высокий уровень адаптации к внешним условиям. Часто самыми активными проповедниками и защитниками новой веры становились римские патриции. Воспитанные в духе античных языковых традиций, они, продолжая поиск Высшей Истины, приходили к познанию христианского Бога. Подтверждением тому - жизнь и творчество одного из самых знаменитых Отцов Западной Церкви Августина Блаженного (354 - 430 гг.), учение которого определяло основные направления политики католической церкви и западноевропейских государств вплоть до Фомы Аквинского.

В период раннего средневековья августиновские идеи и принципы были наиболее последовательно отражены в политике самого крупного варварского государства франков. Это объяснялось тем, что франки, отказавшись от распространенного среди варваров арианства, приняли крещение по римскому обряду и с тех пор пользовались авторитетной идеологической поддержкой первоапостольской церкви, опиравшейся не только на библейское учение, но и на сочинения христианских философов и, прежде всего, Августина Блаженного, в творчестве которого центральное место занимает идея Града Божьего, изложенная в сочинении, которое так и называется «О Граде Божьем».

Исходя из этого, были поставлены задачи и определена цель данного исследования, заключенная в изучении процесса проникновения августиновских идей и, главное, идеи Града Божьего в политическую жизнь франкского общества и ее влияния на становление франкской государственности, тем более, что традиционно как в отечественной, так и в зарубежной историографии принято связывать попытку воплощения идеи Града Божьего Августина Блаженного только с империей Карла Великого, оставляя в стороне период правления Меровингов.

Цель исследования определила его логику. 1) Прежде всего, на основе изучения теолого-философского наследия Августина Блаженного выявить те положения его учения, которые могли и, как показывает исследование, действительно повлияли и на церковную, и на королевскую политику в деле христианизации германских народов и государственного строительства.

Эта проблема первой главы диссертации, в которой были также рассмотрены истоки августиновской идеи Града Божьего, ее содержание и значимость, что обусловило всепроникающее влияние этого теософского замысла на процесс становления средневековой христианской цивилизации.

Изучение трудов Августина Блаженного, обстоятельств жизни дало возможность осмыслить масштабность его личности и учения, которое вобрало в себя все сущностные характеристики раннехристианской патристики, привело к новому осмыслению католической догматики, стало основой политики папства, смогло наполнить духовным содержанием власть и государственную деятельность монархов в варварскую эпоху, направить чувства и мысли пастора, воплощенные в проповеди, дать надежду на спасение вновь обращенным в христианство.

Истоки этой идеи восходят к учению двух позднеантичных философских школ стоиков и неоплатоников, а также заложены в основе текстов Ветхого и Нового Заветов. Т.к. Августин в поисках Бога изначально двигался по пути постижения античного философского наследия и только потом обратился к Библии, мы сочли возможным расположить материал именно в таком порядке, несмотря на, что, естественно, определяющее значение в данном вопросе имеет Священное Писание.

В учении стоиков наиболее плодотворно был усвоен Августином его этический аспект. Размышления Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия о Мировом

Разуме (Боге), взаимоотношении души и тела, сущности человеческой души, несомненно, нашли свое отражение в христианской теософии гиппонского епископа. Особенно привлекли Августина разработанные стоиками представления о человеке как слабом и покорном судьбе существе, о необходимости постоянного личного самосовершенствования, а также понятие добродетели.

Что касается неоплатонизма, то его основные концепции, получившие творческое развитие в христианской теории мирового развития, - это учение о Едином, его триединстве и иерархичности и связанная с ним идея создания Космоса в результате воздействия духовного начала на материю, учение об антагонизме души и тела и учение о космической душе.

В августиновской теософии была также реализована идея неоплатоников о возможности приближения к Богу, недоступному и никогда не достигаемому пределу, путем аскезы. Через заимствованное у них же понятие символизма, философ смог трактовать церковь как определенное метафизическое единство.

Опираясь на библейские тексты, Августин развивает собственную концепцию «всемирной» священной истории. Он разделяет человеческий род во все времена его существования на две части, два разряда, которые он символически называет двумя градами или двумя обществами людей; одно из них призвано вечно царствовать с Богом, а другое - погрязать в грехах и подвергаться вечному наказанию с дьяволом.

В настоящее же время Град Божий находится в странствии, т.е. в мире он перемешан с Градом земным. Грань, отделяющая одних от других, остается для человека незримой, она видна только Богу. Град Божий и град земной не совпадают ни с земным государством, ни с церковью, т.к. в каждом из них можно обнаружить граждан обоих градов.

Но в ряде случаев Августин все-таки приходит к отождествлению Града земного с государством, а Града Божьего с существующей церковью. Государство основано на любви человека к самому себе, на эгоизме. Оно является царством греха. В отличие от государства церковь основана на самоотверженной любви человека к Богу со своих религиозных позиций сложившийся порядок земного мира, который, как он считает, продлится до второго пришествия Христа и Судного дня, когда будет установлено "царство небесное". Вместе с тем, пока еще не наступило желаемое время, Августин защищает земные социально-политические порядки с той оговоркой, чтобы они способствовали распространению христианской веры и укреплению церкви.

Священную историю Августин мыслит не в замкнутой цикличности, как это было характерно для исторических построений античности, но в поступательном движении к максимально возможному нравственному совершенству, к тому времени, когда победит благодать, а люди обретут состояние "невозможности грешить". История имеет цель - нравственный прогресс. По Августину Блаженному, главным и единственным критерием морального уровня, которого достигнет человечество в результате эволюции, станет Страшный Суд. Наградой же тем, кто выдержит испытание, станет вечное блаженство, испытываемое гражданами Града Божьего независимо от их положения в небесной иерархии в результате созерцания Бога.

Среди организующих принципов человеческого бытия, мыслимого как прообраз Града Божьего на земле, по Августину, первым является принцип единства, мира и порядка. Единство, прежде всего, предполагало объединение людей в сообщество на основе единой веры и управления одним царем, власть которого установлена Богом. Принципы мира и порядка, на которое опирается единство, могут быть осуществлены в тех случаях, когда внутри социума каждый занимает свое собственное место и беспрекословно выполняет возложенные на него Господом функции, поскольку общественная иерархия есть ни что иное, как подобие иерархии небесной. Государство, в границах которого соблюдаются все три принципа, согласно Августину, является залогом спасения каждого его гражданина.

Однако Августин хорошо осознает, что не всегда единство достигается мирным путем, особенно, когда христианское государство окружают язычники или ему угрожают еретики. В этом случае философ оставляет за государством право вести войны, для чего создает единственную в истории раннесредневековой патристики, обоснованную с религиозной точки зрения доктрину «справедливых» и «несправедливых» войн и оправдывает убийство и насилие с целью защиты и распространения христианской веры.

Среди мирных способов организации христианского сообщества для Августина важное значение имело строительство новых церквей (церковь мыслилась им как прообраз Града Божьего) и монашеских обителей, которые рассматривались им как центры распространения христианской культуры. Чтобы обеспечить единообразие методов погружения в нее варварского населения Августин обращал внимание на проблему образования представителей священнослужителей.

Но августиновская идея Божьего Града имела своей целью представить не только историю всего человечества как процесс духовного совершенствования и определить глобальные принципы спасения, в сочинении гиппонского епископа находит свое отражение и история восхождения к Богу отдельной личности. Для спасения ей выделено срединное время, т.к. начало и конец человеческой жизни являются, по Августину, предопределенными Господом: начальное предопределение - это предопределение первичной греховности, конечное предопределение - это предопределение к спасению или к жизни в царстве с дьяволом. Несмотря на тайну предопределения, которая известна только Богу, каждый должен надеяться на Его милость и вести свою жизнь настолько добродетельно, чтобы заслужить божественную благодать, прежде всего, верой и послушанием.

Способы искупления первичного греха, а также накопленных грехов могут быть разными. Наиболее верный, следуя христианской традиции, уход от мирской жизни и посвящение себя иночеству (тот путь, который избрал для себя Августин, приняв крещение).

Но глубокая индивидуальность этой линии августиновской истории, тем не менее, не помешала в дальнейшем превратить ее в моральную основу жизни феодального общества. Таким образом, не только принципы государственной жизни, но и пропагандируемые Августином принципы личной жизни оказались благодаря гибкости предложенных путей их осуществления и явной направленности к защите интересов господствующего класса вполне приемлемыми для того, чтобы стать краеугольным камнем христианского вероучения и определить политику церкви и государств на протяжении многих веков.

2) Вторая глава диссертационной работы имеет своей целью выяснить возможность формирования в рамках меровингской периода условий для восприятия идеи Града Божьего и отражение ее в политике франкского государства.

Исходным пунктом рассуждения было решение короля Хлодвига из династии Меровингов принять крещение по католическому обряду и обратить в христианство весь свой народ. Принимая на себя функцию единственного на Западе защитника первоапостольской церкви, Хлодвиг, тем самым, становился на ее позиции, которые вполне удовлетворяли его политические интересы и запросы. В первую очередь, церковь и агрессивного франкского правителя сблизила идея покорения соседних германских языческих племен и народов, воспринявших арианскую ересь, во имя расширения и объединения христианского мира под эгидой августиновской доктрины «справедливых» и «несправедливых» войн, которая позволяла определить и значение воина в общественной иерархии, и возможность его спасения, а также вводила его в сферу христианской культуры через обряд освящения оружия. Все это было очень важно для франков-варваров и, главное, соответствовало исторически сложившейся обстановке, когда обращение могло быть принять только в результате военного мессианства.

Мирному пути христианизации на первых этапах развития франкского государства способствовало, прежде всего, строительство новых церковных центров, вокруг которых протекала жизнь христианской общины. Их количество при Хлодвиге вряд ли было значительным, но этот факт определил новую для франкской культуры традицию, непосредственно связанную с августиновской концепцией искупления. Земельные, денежные дарения также приветствовались клириками, обещавшим дарителям место в раю, Граде Божьем. Источники также позволяют говорить о том, что во времена Хлодвига берет свое начало и миссионерская деятельность, но подробные документальные сведения об этом отсутствуют.

Важнейшим событием в ранний период существования франкского государства стал Орлеанский собор 511 г., который рассматривал вопросы, непосредственно имеющие отношение к идее Града Божьего Августина Блаженного. Мы не располагаем документальными доказательствами того, что Хлодвигу были известны труды Августина, но благодаря тесным взаимоотношениям с представителями галло-франкского клира, он, очевидно, усвоил основные положения христианского учения, воспринявшего августиновские идеалы единства, мира и порядка.

Христианизация германских народов, предпринятая франкским королем Хлодвигом, являлась номинальной или формальной. Она не могла быть другой в рамках тех исторических условий. Важно одно - значительное количество германских народов было обращено в новую веру, что в последующие периоды принесет свои результаты и значительно изменит облик Европы.

Значительно расширились границы франкского государства во время правления наследников Хлодвига. Естественно, что меровингские короли пользовались теми же провозглашенными церковью лозунгами и насильно крестили побежденные языческие народы, оправдываясь благородной целью их спасения и объединения в пределах одного христианского государства. Но при этом они сами часто выступали нарушителями основополагающего августиновского принципа, за что осуждались представителями духовной элиты, в частности, Григорием Турским. Среди Меровингских королей он выделял Гунтрамна по очевидной причине: этот король, по замечанию самого Григория Турского, стремился прекратить внутригосударственные раздоры, для чего прибегал к популярной в духовной сфере практике организации соборов. Одобрения Турского епископа заслуживали и другие его деяния, направленные на обогащение церкви и усиление ее авторитета в обществе, а также его лояльное отношение к миссионерскому движению. В это время на континент стали прибывать первые ирландские и англосаксонские монархи, и среди них -Колумбан, с именем которого связано основание двух крупнейших религиозных центров франкского королевства: Люксея и Фонтене.

Активизация церковной деятельности является свидетельством более глубокого проникновения христианских идей в среду германских народов в меровингский период. Строительство храмов стало не только заботой королей, но и многих аристократов. Основание новых монашеских обителей и церквей позволяло расширить сферу влияния католической церкви и способствовало как делу личного спасения через иночество, так и создавало предпосылки спасения значительного количества жителей франкского королевства, вовлеченных в сферу христианской культуры.

Заметно улучшились и оживились отношения между франкскими королями и представителями духовной элиты во время правления Хлотаря II и Дагобера I. Так как этим правителям удалось на некоторое время объединить франкские земли и восстановить внутри государства относительный порядок, что соответствовало христианскому представлению о мировой гармонии. Кроме того, и это очень важно, Хлотарь II установил отношения с римским папой Григорием I Великим, активным проводником христианского учения, также как и Августин, увлеченным Посланиями св.Павла. Результатом сотрудничества с папской курией стал Парижский собор 614г., цель которого была сформулирована следующим образом: обеспечить на все времена мир и порядок в королевстве. Григорию I удалось также повлиять на распространение во франкских обителях бенедиктинского устава, что способствовало целям единения христианского мира и представляло попытку реализации августиновского принципа. В народной среде углубляется вера в проповедуемые священниками чудеса, творимые святыми мощами, аура которых, по-видимому, благотворно влияла на новообращенных христиан, подводя их к пониманию смысла искупления.

В эпоху «ленивых» королей значительно расширились епископские привилегии, основанные на принципе церковного иммунитета. Власть прелатов настолько усилилась, что они практически на правах автономии управляли своими диоцезами. В это время, таким образом, в мирском понимании в значительной степени реализовался тезис Августина о верховенстве духовной власти над светской. Но сложившееся положение изменили австразийские майордомы, которые снова восстановили реальное верховенство светской власти. Тем не менее, клирики в целом были довольны их деятельностью. В частности, Пипин II Геристальский выступил инициатором организации церковных приходов, которые, по сути, стали регламентировать частную жизнь прихожан, способствуя распространению и укреплению веры согласно августиновскому принципу единства. Кроме того, во время его правления англосаксонским монахом-миссионером Виллибродом была восстановлена связь с римскими папами, прервавшаяся после понтификата Григория I. Карл Мартелл, как защитник церкви, прославился тем, что остановил арабо-мусульманскую агрессию, а также активно способствовал миссионерской деятельности Бонифация - папского легата в германских землях, с именем которого связывают начало реформирования франкской церкви и общества в целом. Показательными в этом случае являются решения «германского» собора 743 г., подтвержденные Суассонской ассамблеей франкских аристократов.

Наследник Карла Мартелла Пипин III Короткий ввел практику сбора знаменитой церковной десятины.

Восстановленное таким образом единство церковной и светской власти стало основой соглашения Пипина III с римским папой, который, используя свой духовный авторитет, закрепил правомерность власти новой королевской династии Пипинидов (Каролингов).

Таким образом, в эпоху Меровингов можно проследить, как постепенно складывались условия для более глубокого проникновения августиновских идей, носительницей которых пока была только церковь, в государственную политику франкских королей.

3) В третьей главе анализируется реальный уровень воплощения идеи Града Божьего в империи Каролингов. Каролингская эпоха представляет собой новый этап в усвоении августиновской теософии. Его характерной чертой было целенаправленное претворение августиновской идеи Града франкскими монархами.

Значительное расширение франкской экспансии в правление Карла Великого, естественно, требовало ее морального оправдания. Августиновская доктрина «справедливых» и «несправедливых» войн снова оказалась актуальной. Если изученные документы не дают возможности с очевидностью утверждать, что меровингским королям и предкам Карла были известны труды Августина, идеи которого составили основу церковного учения в раннесредневековый период, то Эйнгард прямо отмечает в составленной им биографии интерес монарха к августиновскому сочинению «О Граде Божьем» и его стремление следовать заповедям христианского философа. Это стремление нашло отражение не только в военной практике государства, но и в его мирной законодательной политике. Среди многочисленных капитуляриев эпохи Карла Великого особое место принадлежит «Всеобщему наставлению», изданному королевской канцелярией в 789 г. Данный документ достаточно очевидно иллюстрирует попытку воплощения идеи Града Божьего в реальных исторических условиях. Большое внимание уделяется наведению порядка в государстве, чему должна была служить организация строго иерархизированного общества, в котором все сословия обязаны четко осознавать свое место и выполнять определенные функции.

Тесные взаимоотношения с папством в конечном итоге позволили Карлу реализовать идею создания на западе Европы не просто христианского государства, но христианской империи, - по Августину, - единственной формы монархии, которая могла способствовать спасению всех ее жителей. Рождение империи Карла Великого совпало с празднованием Рождества Христова в первоапостольском городе (25 декабря 800 г.). Среди имперских документов, свидетельствующих о стремлении монарха построить на земле подобие августиновского Града, следует выделить Ахенский капитулярий 802 г. О том, насколько глубоко Карл воспринял учение гиппонского епископа, возможно также судить по его личному участию в решении проблем унификации литургии и определении церковных догматов.

Августиновский принцип единства и мира стал основой политики наследника Карла, императора Людовика Благочестивого, который продолжил процесс реформирования церкви и франкского общества. В годы его правления значительно усилился авторитет и власть высшего духовенства, тем более, что Людовик Благочестивый, в отличие от своего отца, часто позволял участвовать в решении государственных проблем приближенным к его особе клирикам. Людовик также пожелал повторить коронацию ради того, чтобы получить папское благословение, что одновременно подчеркивало значимость папского престола и придавало ореол святости имперской власти. В русле этих рассуждений большое значение имело и решение Людовика о принесении публичного покаяния. Император всемерно поддерживал монахов-миссионеров. Результатом деятельности вестготского аббата Витизы было то, что многие франкские монастыри приняли бенедиктинский устав.

Чтобы соблюсти принцип единства, имея трех наследников короны, Людовик издал документ, получивший название «Ordinatio imperii» («Разделение империи»), но сам же вынужден был его нарушить в связи с рождением во втором браке еще одного сына. В 831 г. он изменил условия раздела империи, что привело к серьезному вооруженному конфликту между Людовиком и его старшими сыновьями. В 833 г. произошло событие, которое с очевидностью доказало могущество власти и авторитета церкви: реймский епископ счел возможным наложить на христианского императора епитимью. В 834 г. статус Людовика был восстановлен. Но, в конечном итоге, увлекшись идеей реформирования церкви, этот монарх оказался в зависимом от нее положении, усугубленным тем, что он стал причиной междоусобиц, которые рассматривались клириками в свете августиновского учения как «несправедливые» войны. Миролюбивая и упорядоченная «христианская республика», о создании которой в рамках франкского государства мечтал Людовик Благочестивый, в действительности, оказалась нереализованной идеей. Верденский договор 843 г. привел к окончательному разделу империи. Но идеальный образ Града Божьего продолжал существовать в политике европейских монархов еще очень долго, при этом они традиционно связывали воплощение этой идеи с имперской концепцией Карла Великого.

 

Список научной литературыБулдакова, Елена Викторовна, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1. НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

2. Августин Блаженный. О Граде Божьем: Соч. в 4-х т. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. - 1994.

3. Аврелий Августин. Исповедь. М.: Канон+, 1997.

4. Аврелий Августин. Исповедь. М.: Ренессанс, 1991.

5. Аноним. Жизнь Людовика Благочестивого // Историки эпохи Каролингов. -М.: Роспэн, 1999.

6. Библия. М.: Российское библейское общество, 1998.

7. Григорий Турский. История франков. М.: Наука, 1978.

8. Ксантенские анналы // Историки эпохи Каролингов: М.: Роспэн, 1999.

9. Марк Аврелий Алтонин. Размышления. СПб.: Наука, 1993.

10. Нитгард. История в четырех книгах // Историки эпохи Каролингов. М.: Роспэн, 1999.

11. Песнь о Роланде. М.: Художественная литература, 1976.

12. Плотин. Космогония. -М.: REFL-Book: Ваклер, 1995. С.93-95.

13. Посидий Каламский. Жизнь Августина // Аврелий Августин. Исповедь. М.: Канон+, 1997.

14. Прокл. Первоосновы теологии. Тбилиси: Мецниереба, 1972.

15. Салическая правда / Пер. Грацианского Н.П. М., 1950.

16. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М.: Наука, 1977.

17. Сенека. О благодеяниях // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Республика, 1995. - С.14-166.

18. Сенека. О блаженной жизни // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Республика, 1995. - С.193-195.

19. Сенека. О счастливой жизни // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Республика, 1995. - С. 167-192.

20. Тацит. История. СПб.: Наука, 1993.

21. Толковая Библия или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. СПб, 1911-1913. - Зт.

22. Хрестоматия по истории средних веков: В 3-х т. / Для университетов и педагогических институтов. М.: УчПЕДГИЗ, 1961.

23. Эйнгард. Жизнь Карла Великого // Левандовский А.П. Карл Великий. Через

24. Империю к Европе. М.: Соратник, 1995. 23.Эйнгард. Жизнь Карла Великого // Прометей. Историко-биографическийальманах серии «Жизнь замечательных людей». М, 1977. - Т. 11. 24.Эпиктет. Афоризмы // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

25. М.: Республика, 1995. С.252-270. 25.Эпиктет. В чем наше благо? // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. - М.: Республика, 1995. - С.206-251.1. НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

26. Annales regni Francorum // Archive de la France / Sous la direction de Jean

27. Favier. T.l: Le Moyen Age (Ve - XIe siecle) / Par Jean-Pierre Brunterc'h. -Paris: Fayard, 1994. - P.212-213.

28. Avitus episcopus Clodevecho régi // Archive de la France. -P.lll-112.

29. Clausula de unctione Peppini régis, 751 an. // Archive de la France. P.213-214.

30. La chronique du Pseudo-Frédégaire // Archive de la France. P. 196-201.

31. La deuxieme continuation de la chronique du Pseudo-Fredégaire // Archive de la France.-P.202-212.

32. La vie de saint Eloi, eveque de Noyon, après 629 an. // Archive de la France. -P.173.

33. La vie de saint Quen, eveque de Rouen, après 673 an. // Archive de la France.1. P.174.

34. Lettre de Nizier, eveque de Trêves, a la reine Chlodoswinde, vers 565 an. // Archive de la France. P. 115.

35. L'histoire des évêques d'Auxerre, vers 715-720 an. // Archive de la France. -P.175.

36. Liber pontifïcalis // Archive de la France. P.215.

37. Ordinatio imperii, 817 an. // Archive de la France. P.231 -234.

38. Rapport de Leidrade, eveque de Lion, à l'empereur Charlemagne, vers 809-812 an. // Archive de la France. P.222-223.

39. Admonition général, 23 mars 789 an. // Charlemagne. Texte de Charlemagne et les Annales royales, les capitulaires de Charlemagne / Par Georges Tessier. -Paris, Editions Albin Michel, 1967. P.293-309.

40. Capitulaire additionnel à la loi ripuaire, 803 an. // Charlemagne. P.346-348.

41. Capitulaire additionnel à la loi salique, 803 an. // Charlemagne. P.344-345.

42. Capitulaire d'Aix-la-Chapelle, 813 an. // Charlemagne. P.359-360.

43. Capitulaire de Boulogne-sur-Mer, oct. 811 an. // Charlemagne. P.367-368.

44. Capitulaire de Hershtal, mars 779 an. // Charlemagne. P.280-286.

45. Capitulaire de Nimegue, mars 806 an. // Charlemagne. P.355-358.

46. Capitulaire général des "missi dominici", debut de 802 an. // Charlemagne. -P.328-342.

47. Capitulaire rédige^par des "missi dominici" à l'usage d'un comte, 801-813 an. // Charlemagne.-P.370.

48. Capitulaire relatif aux eVeques et aux abbés, 811 an. // Charlemagne. P. 362-366.

49. Capitulaire, 811 an. // Charlemagne. P.369.

50. Charlemagne dans ses rapports avec les hommes d'Eglise, d'après la relation de Notker le Begue // Charlemagne. P.251 -271.25 .La vie de Charlemagne par Eginhard // Charlemagne. P. 190-210.

51. La vie de l'impereur Louis par Thegan // Charlemagne. P.216-223.

52. Le palais et la cour de Charlemagne par Hincmar // Charlemagne. P.224-250.

53. Le testament de Charlemagne par Edinhard // Charlemagne. P.212-215.

54. Les annales royales (741-829) // Charlemagne. P. 125-188.

55. Lettre a Angilbert, 796 an. // Charlemagne. P.384.

56. Lettre a Fulrad, abbe de Saint-Quentin, 806 an. // Charlemagne. P.386.

57. Lettre à Garibald, évéque de Liege, 802-810 an. // Charlemagne. P.387.

58. Lettre a l'empereur de Byzance Michel IerRangabe // Charlemagne. P.391-392.

59. Lettre a son fils Pépin, roi d'Italie, 806-810 an. // Charlemagne. P.388-389.

60. Lettre au pape Leon III, 796 an. // Charlemagne. P.385.

61. Lettre aux moines de Saint-Martin de Tours // Charlemagne. P.393.

62. Lettre circulaire aux éveques et aux abbe's // Charlemagne. P.396.

63. Lettre circulaire aux lecteurs des églises // Charlemagne. P.397.

64. Premier capitulaire saxon, 775-790 an. // Charlemagne. P.287-290.

65. Première visite de Charlemagne a Rome par Anastase le Bibliothécaire // Charlemagne. P.409.

66. Second capitulaire saxon, 28 oct. 797 an. // Charlemagne. P.310.425 letters du pape Hadrien Ier à Charlemagne, 775, 776, 780, 782, 785 an. // Charlemagne. P.375-380.1. ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ1. НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

67. Амман А. Путь отцов: краткое введение в патристику. М.: Пропилеи, 1994. Антология мировой философии: В 4 т. - М.: Мысль, 1969. - Т.1. Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высшая школа, 1999. Барг М.А. Эпохи и идеи. - М.: Мысль, 1987.

68. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб.: Мифрил, 1995. Богомолов А.С. Античная философия. - М.: Высшая школа, 1985.1. 2.