автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Христианская церковь В Галлии и Франкском государстве (II - середина VIII века)

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Сурта, Елена Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Христианская церковь В Галлии и Франкском государстве (II - середина VIII века)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Христианская церковь В Галлии и Франкском государстве (II - середина VIII века)"

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УДК 281

СУРТА Елена Николаевна

ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ГАЛЛИИ И ФРАНКСКОМ. ГОСУДАРСТВЕ / II - середина УШ века /

Специальность 07.00„03о' - Всеобщая история

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наузс

Минск - 1935-

Работа выполнена на кафедре истории древнего шра ж средних веков Белорусского государственного университета

Научный руководитель --доктор исторических, наук,

профессор Федосик В0А„-

Офицаалькке опнонентк - доктор исторических наук,

профессор йвокин Ю.Е.

кандидат исторических наук, доцент Млницкий Н.И,-

Оппокирукщая организация - Белорусский университет

культуры

Защита состоится "15." февраля 1995 г. з 14' часов zz заседании Специализированного Совета по защите диссертаций Д 05S.03.02. Белорусского государственного университета / 220080, Минск, пр. Ф.Скорины, 4, ауд- 206./

С диссертацией могно ознакомиться в библиотеке Белорусского государственного университета

Автореферат разослан _° января 1995 г.-

Учёный секретарь Специализированного Совета. З255ндат исторических наук

доцент -■<-3,и,Синица

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность исследования. История церкви - одна из важнейших сторон социальной истории. Изучениз истории христианства и христианской церкви на территории Западной Европы, прежде всего в Галлии, является весьма существенным не только для понимания феномена античного христианства в целом Стак как Галлия была одним из самых крупных его очагов), но, кроме того, изучение данной проблемы позволяет уяснить процессы, происходившие в западном христианстве в эпоху распространения религии Христа, которая имела и имеет колоссальное значение в истории Европы и вообще пирогой цивилизации./Христианская католическая церковь явилась на Западе практически единственным полностью сохранившимся элементом Западной Римской империи, сыгравшим весьма серьезную роль в формированию! Франкского государства, территория которого входила в регион синтеза римских и варварских государственных начал. Важность изучения эволюции галло-франкской церкви обусловлена тем, что эта церковь как часть всей католической церкви определяла судьбы христианства не только в античный период, но и в эпоху формирования феодализма, входя в состав крупнейшего в то время в Западной Европе варварского королевства.

Христианская церковь в Галлии с момента своего возниконоЕе-ния ео II веке до середины VII столетия претерпела сложную эволюцию: от малочисленных первохристианских общин с неоформившейся организационной структурой до статуса важнейшего социального института. сыгравшего первостепенную роль в процессе генезиса средневековой цивилизации, интегрируя в варварское общество элементы позднеантичной культуры. Выяснение организации» функционирования и роли католической церкви в Меровингском государстве позволяет понять ее статус и значение в феодальном обществе. /

Изучение взаимоотношений галло-франкской церкви и римской кафедры раскрывает истоки и механизм формирования вселенской католической церкви бо главе с Римом, имевшей большое значение для уяснения ее функций в период зрелого средневековья. Объективное решение проблемы о роли; церкви в формировании феодального государства и ее отношеник>со- сЁетской властью имеет клшевое значение в понимании,истррдаесгай .роли галло-франкской церкви как одной из церквей на Западе. _ т

Актуалыюсть исследования темы данной диссертации обуслбв- •

лена недостаточной разработанностью проблемы в хронологических рамках со II до середины VIII езкпв в целок в историографии, крайне слабой изученностью в отечественной исследовательской литературе, ' дискуссионнсстью ряда существенна аспектов, а такке ¿начешем изучения зтой проблемы для осмысления роли и значения церкви в социальной истории.

Разработанность текк исследования. Несмотря на всю важность

и значимость рассматриваемой темы следует отметить, что история •христианской церкви в Галлии и во Франкском государстве, охваты-ваадая период со II до середины VIII столетий, в таких хронологических райках не была предметом специального исследования, она рассматривалась, как правило, либо в более узком хронологическом и тематическом аспекте, либо в работах-более широкого плана, где данная тема также недостаточно глубоко и всесторонне анализировалась. Ряд ее аспектов является дискуссионным, поэтому существует необходимость создания целостной светской концепции по данной проблеме.

В российской дореволюционной историографии со второй поло-Бины XIX Еека предпринимались попытки к исследованию проблем античного и раннесредкевекового христианства, в которых затрагивались отдельные аспекты христианизации Галлии1.' Вообще, дореволюционную российскую историографию по истории галльской церкви представляют в основном церковные авторы или теологически ориентированные историки, что сказалось на специфике их работ.

4 ' Наибольший интерес в рамках данной темы представляют иссле- .

давания С.В.ЕЕеЕсксго, М.С.КЬрелина, Н.Малицкого, С.Предгеченс-

кого, В.Самойлова, П.Соколова .Исследование С.В.Ешевского "Алол-

~ 1. Аззрэвгч Д. Анта^ннй м5р i христианство, Ярославль, 1880; Александровы. История христианской церкви. Вып. I. Спб., 1913; Аллзр П. Христианство и Римская империя от Нерона до Феодосия. Спб., 1838; Талонов И. Церковная история с первых времен христианства до второй половины XIX века. Харьков, 1857; Терно-вский Ф. Три первые века христианства. Киев, 1878; Троицкий И. Е. История христианской церкви. Спб., 1893.

2. Ешевскнй С. В. Аполлинарий Сидоний. М., 1855",Корелин М. С. Важнейшие моменты в истории средневекового папства. Спб., 1901 ; Мзлицкий Н. Борьба галльской церкви против пап за независимость. М.., 1303; Предтеченский С. Развитие влияния папского престола нз дела западных церквей до конца IX века. Казань, 1841; Самуйлоь В. История Арианства на латинском Западе С335-430). Спб. , 1890; Соколов П. Столкновение папы Зосида с церковью в Галлии // Труды Киевской духовной академии. 1905. Т.3. n 10. С.233-250.

динарий Слдоккй", посзящзннсе жизнедеятельности галлс-римского аристократа и клермонского епископа, затрагивает вопросы не только политической, ко и религиозной истории Галлии V века, положение католической церкви в период варварских завоеваний, статус епископов и их взаимоотношений друг с другом.

Другой, наиболее значительной работой для изучения данной диссертационной темы, - является труд Н.Малицкого, рассматривавший круг вопросов, связанных с происхождением христианства в Галлии, формирования там церковной организации и, глаЕнкм образом, с характером отношений галльской церкви и римской кафедры со II до середины V века.

Проблема)! развития взаимоотношений между галльской и римской церквами, но уже не только в античный период, а в зпоху варварских завоеваний и в период франков, лосвяшекы работы М.С.КЪ-релина , С.Предтеченского , П.Соколова . И если исследование М.С.КЬрелина носит достаточно обзорный , краткий характер , где специфике собственно галло-ркмских отношений уделяется очень мало внимания , то в работе С.Предтеченского достаточно подробно рассматривается политика папства во Франкском государстве на протяжении VI-VIII веков. Однако недостаточность документального материала повлияла на качество исследования , которое страдает неточностями.

Полезный материал о происхождении христианства в Галлии содержится в работах В! В. Болотова, Ю. КулакоЕского , А. П. Лебедева0'.

Большой интерес в рамках данного исследования представляет монография В.Самойлова "История арианства на латинском Западе", затрагивавшая историю галльской церкви з IV веке в аспекте ее отношения к распространившемуся тогда арианству. .

Таким образом, дореволюционная российская историография по вопросам истории христианской церкви в Галлии л во франкском государстве немногочисленна и в основном сосредоточена на антиком периоде галльской церкви, подвержена теологическому влияния и характеризуется недооценкой социально-экономических и политических факторов.

6. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. (История церкви до Константина Великого). T.III. Спб., 1913] Кулаковский Ю. Христианская церковь и римский закон. Киев, 1892; Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире, при Константине Великом. Спб., 1904.

-ч-

Нз стала предлагаемая тема предметом специального исследования и б советской историографии. Внимание уделялось в основном социально-экономическим аспектам истории античности и раннего средневековья. Тем не менее, вопросы участия католической церкви в формировании Модального государства затрагиваются в ряде работ российских исследователей.--Так, роль католической церкви в успешной завоевательной политике франков отмечал Д.М.Петрушевс-кк?Л а А.Р.1Сорсунский в своей монографии "Образование раннефеодального государства в Западной Европе"5 указывал на Еавдчс роль католичесской церкви в становлении государства франков, выра^аз-иухкя в сакрализации королевской атасти,. трансляции в варварское обп^ство элементов гозднеринской государственности , участии церкви в организации и функционировании некоторых государственна институтов.

В совместном исследовании А.Р.Корсунского и немецкого историка Р.Гштера6, посвященном проблеме перехода от античности к средневековью в кругу вопросов, касашихся упадка римского общества, возникновения и развития германских королеЕстг до середины • VI века, авторы рассматривали и вопросы, связанньэ с попытками романизации католической галльской церковью германских народов Сбургундсв, вестготсз, франкоз ) , основквавяжх свои королевства :-:а территорзк Галлии . Отдельньв аспекты ¡с-гтересунцей нас теки затрагивались отечественными исследователями в обобшащих трудах по истории христианства и раннего средневековья7. Однако в таких монографиях кстсрия 'галло-франкской церкви осЕешалась крайне фрагментарно.

Единственными работами, полностью посвященными роли католической церкви во Франкском государстве, являются статьи Д. П. Лыса

4! Пэ труте в ский Д. М. Очерки по истории средневекового ой^е-ства и государства. М., 1922.

5. Корсунский А. Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М., 1953.

Б. Корсунский А. Р., Гшнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств С до' середины VI века). М., 1934.

7. Каждзн А. П. От Христа к Константину. М., 195а; Колесниц-кий Н.Ф. Феодальное государство С\'1-ХУ века). М., 1957',.Лозинский С. Г. История папства. М., 1936 ; Люблинская А. Д. Очерки из истории Франции. С древнейших времен до первой мировой войны. Л., 1957; Федосик В. А. Церковь и государство. Мн., 1988;Шкуняев С. В. Культура Галлии и романизация // Культура древнего Рима. Т.П. М., 1985.

л В. И. Маэуги^, анализирущие взаимоотношения в VI-VIII генах королевской. власти и церкви. Эти взаимоотношения рассматриваются авторами как главное згено в истории ранней средневековой государственности. Феномен воздействия римских муниципальных традиций через посредство церкви на средневековую государственность в рамках постепенного утверждения идеалов теократии, понимается как слияние церковной и светской власти. Позитивным в указанных работах было то, что исследователи привлекали новый для отечественной медиевистики документальный материал, но ограничивались в основном хронологическими рамками VI - середины VIII века. Кроме того, на выводы Д.П.Лыса сильно повлияли господствовавшие в 60-е - 70-е годы официальные' идеологические установки, что придало работе некоторую тенденциозность.'

В белорусской медиевистике отдельные аспекты предлагаемой темы только затрагивались в исследованиях более общего плана. Так, В.И.Горемыкина в своих работах', касаясь роли и места христианства в истории средневекового европейского общества, проводит Еесьма дискуссионную мысль о том, что учение Христа не имело никакого отношения к процессам феодализации.

Таким образом, весь комплекс проблем, связанный с возникновением и эволюцией христианской цёркви в Галлии, а затем ео Франкским государстве в период со II до середины VIII веков не нашел должного освещения ни в российской, ни в белорусской медиевистике. За последние десятилетия не появилось ни одного крупного отечественного исследования, специально посвященного данной теме. Гораздо более серьезное внимание этим вопросам бшо уделено в западной историографии.

/ Определенный интерес при рассмотрении данной темы представляет некоторые , правде всего французские, исторические исследо-

8. Лыс Д. П. Роль церкви во Франкском государстве // Учен, зап. Моск. обл. пед. ин-та. Т.232. Всеобщая история. Вып.2., М., 1S59. С.28-61; Его же; Роль католической церкви во Франкском государстве при Каролингах // Учен. зап. Моск. обл. пед. ин-та. Т. 299. Всеобщая история. Вып. 13. „ М., 1971. С. 98-120; Мажуга В. И. Королевская власть и церковь во Франкском государстве VI века // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе CVI-XVII веков). Л., Í9S0. С.46-70.

9. Горемыкина В. К. В поясках истины о раннем христианстве. Мн.: Беларусь, 1989; Ее жэ: Возникновение и развитие первой антагонистической формации в средневековой Европе: (Опыт ист.-те-орет. исслед. на материале варвар, королевств Западной Европы и Древней Руси). Мн.: Изд-во БГУ, 1982.

вания, появившиеся еще в XIX - начале XX века , в которых каккм-либо образом затрагивались интересущке нас вопросы10.

fC числу наиболее крупных и важных для данной темы исследовании относится фундаментальный двухтомный труд Э.Лоэнинга "История немецкого церковного права"11, посвященный истории гал-ло-франксксй церкви от момента ее возникновения до последних ровингов практически во гсех ее аспектах внутрицерковного устройства и организаций, общественно-государственного статуса и функционирования. '

Среди более поздних работ западных историков имеется ряд общих и специальных, посвященных отдельным периодам или аспектам истории галло-франкской церкви. Из них следует ввделить работы прежде всего немецких, польских и чешского авторов по проблемам античного христианства в Галлии, институализации там церкви: Ю. Келлера, А.Харнака, И.Мольтхагена, В.Хаммеля, Ж.Брандеса.Дж.Кол-зона, Х.Чедзика, Ц.Андресена, Ш.И.Казе, И.Чешки, М.Дибелиуса и других12.Внимание исследователей привлекали прежде всего проблемы христианизации Галлии , принципы церковно-административного устройства, отношения'с Римом и варварами.

10. Case Sch. J. The evolution of early Christianity. Chicago, 1917; Герье В. Западное монашество и папство. М., 1313;Гк-зо Ф. История цивилизации во Франции. Т. I. М., 1877; Фюстель де Куланж. История общественных учреждений древней; Франции. Т.Ш. Спб., 1907; Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания. Спб., 1907.

11. Loening Е. Geschichte des deutschen Kirchenrecht. "Bd.-I-

II. Strassburg, 1978.

12. Andresen С. Die Kirche der Christenheit. Stuttgart, 1971; Brandes G. Urchristentums. Berlin, 1927; Ceska J. Rimsky stata kotolickaovkev ve iv stoleti. brno, 1983", chadwick h. DlE Kirche in der antiken Welt. Berlin - New-York, 1972; Colson J. Lyon. Baptistere des Gaules. Editions S. O.S. 10S, rue du Вас -Paris, 1975; Dibeuus M. Rom und Christentum in ersten Jahrhundert // Das frühe Christentum im romischen Staat. Darmstadt, . 1971; Hammel W. Entstehung und Entwicklung des Kirchlichen Amtes im Urchristentum. München, 1953; Harnack A. Die Mission und Ausbreitung des Christentums. Bd.I. Leipzig, 1923; Keller J. Katoli-cyzm a rozwoj chrescijanstwa w kosciolach krajowych na Zachodzie // Katolicyzm starozutny jako forma rozwoju pierwotnego chres-

Ряд западных монографий посзяшен истории возникновения и развития монастырей и монашества з Галлии и в государстве франков10. Имеются также специальные и более обшего плана исследования по вопросам взаимоотношений галло-франкской церкви и римской кафедры14, а также статуса католической церкви в арианских Еар-Еарских королевствах вестготов и бургундов1^.

Вообще проблемы эволюции католической церкви на территории Галлии в период античности в зарубежной историографии разработаны несколько меньше, чем в период франков. Истороия Меровингско-го государства и его церкви Сее организационная структура, социальная роль, отношения со светской властью) нашли отражение в польской , немецкой, французской, англо-американской исследовательской литературе , которая использовалась при работе над диссертацией16.

cijanstwa. warszawa, 1963; molthagen j. der romische staat und

die Christen im Zweiten und dritten Jahrhundert. Gottingen.1975.

13. Harnack A. Das Monchtum, seine Ideale und seine Geschichte. Giessen, 1924; Hilpisch St. Geschichte des benediktinischen Monchtums. Freiburo im Breisgau, 1929; Prinz F. Frühes Monchtum in Gallien, den Bayern am Beispiel der monastischen ' Entwicklung (IV. bis VIII. Jahrhundert). München - Wien, 1955; Rauschen G. Vinzent von Lerin. Kempten - München, 1914.

14. Caspar E. Geschichte des Papstums. Bd.I. Tubingen, 1930", Kangen J. D. Geschichte des romisuhen Kirche Cvon Leo I.bis Nikolaus I.). Bonn, 1885; Langgarther G. Die Gallienpolitik Papste im V. und VI. Jahrhundert. Bonn, 1964.

15. Dahn F. Die Konige der Germanen. Das Wesen des ältesten Konigthums der germanischen Stamme und seine Geschichte bis auf die Feudalzeit. Wurzburg, 1871; Его же: Die Germanen. Volkstumliche Darstellungen aus Geschichte, Recht, Wirtschaft und Kultur. Leipzig, 1905; Diesncr H.-J. De Völkerwanderung. Leipzig, 1976; Hagenback H.R. Kirchengeschichte von der ältesten Zeit bis zum XIX Jahrhundert. Bd.I. Leipzig, 1885; Halphen L. Les Barbares. Paris, 1936; Schubert H. Staat und Kirche in den arianischen Königreichen und im Reiche Chlodwigs. München - Berlin, 1912.

16. Fournier G. Les Merowingiens. Paris, 1966; Franzen A. Kleine Kirchengeschichte. Freiburg - Basel ~ Wien, 1975; Hase K.

-S-

При освещении экономических вопросов церковной истории использовались работы немецкого исследователя И.Германа17.

В целом следует отметить, что западная историография достигла серьезных успехов в изучении конкретно-исторического материала на базе комплексного изучения источников, скрупулезный анализом которых отличались некоторые западные исследования. Тек не менее во многих работах история галло-франкской церкви освещалась фрагментарно, не всегда должный образом учитывалась социально-экономическая и политическая специфика эпохи, более того, в течение последних десятилетий практически не было исследований, посвященных истории христианской церкви в Галлии на стыке античной и средневековой цивилизации в широком хронологическом плане. ■ • ' .

Источники. Основу фактологической базы представленной диссертации в значительной части составили источники, мало- или совсем не использовавшиеся в отечественной историографии. Особо ценными являются те письменные памятники, которые помогают восстановить реальную историческую картину зарождения, становления и развития католической церкви в Галлии и в государстве франков. Большинство источников II - первой половины V века освещают в основном события в шной и средней Галлии, подвергшейся наибольшей христианизации , где сложилась наиболее развитая церковная организация.

Большой интерес вызывают в рамках рассмотрения данной проблемы непосредственные свидетельства, к которым относятся произведения древних историков церкви, богословов, позднеантичных исто-

KlRCHENGESCHICHTE AUF DER GRUNDLAGE AKADEMISCHER VORLESUNGEN.

Bd.II. Leipzig, 1890; Historia cosciola. T.II, 600-1500. Warsza-wa, 1988; Katolicyzm A~Z. Poznan! . 1989; Katolicyzm wczesnosred-niowiecznv. Warszawa, 1973; Kurth G. Chlovis. Vol. 1,11. Bruxelles, 1923; Mercier J. Dwadziescia wiekow historu Watykanu. COd. sw.Piotra do Jana Pawla ID. Warszawa, 1985;Sagmuller J.B. Lehrbuch des katolischen Kirchenrechts. Bd.II. Freiburg im Breisgau, 1902.

17. Deutsche Geschichte in 10 Kapitel. Berlin, 1988; Herrmann J. Ökonomie Gesellschaft an der Wende von der Antike zum Mittelalter. Berlin, 1979. '

риографов , содержащие порой уникальный материал по различным аспектам деятельности галльской церкзи. Б этом смысле выделяется сочинение "Против ересей" одного из первых галльских епископов Иринея Лионского , содержащее некоторые данные о жизни галльских христиан и их связях с другими церквами в конце II Еека, и эпистолярное наследие Клприана , предоставляющее ценный материал о христианизации Галлии в III веке и отношениях между ее церковью и Римом.

Кроме того, одним из основных источников по ранней истории галльской церкви II-III столетий является "Церковная история" Евсевия Кесарийского (263-340), доведенная им до первого Никей-ского собора. Но Евсевий не являлся современником многих описываемых им событий в Галлии, это надо учитывать и сопоставлять с другими фактами.

Информация об истории галльской церкви в IV Ееке.о ее отношении к арианству содержится в "Хронике" Иеронима, доведенной им до 378 года , в письменном наследии руководителя анткарианской оппозиции в Галлии епископа Илария Пуатьеского , в работах христианского автора Сульпиция Севера, предоставившего также важный материал по истории первого галльского монашества.

Для характеристики монашеского движения в Галлии и в государстве франков в V - первой половине VI века большое значение имеют такие источники, как : монашеский устав Иоанна Юассиана, произведение галльского пресвитера Сальвиана " Ко вселенской церкви", правила для монахов и монахинь епископа Цезария Арльско-ского, Бенедикта Нурсийского, ирландского монаха Колумбана.

О статусе католической церкви в Западной Римской империи и ее взаимоотношениях с государством в IV - начале V века можно судить по некоторым материалам римского законодательства : эдиктам и указам, собранным в "Кодексе Феодосия" и относящихся тем или иным образом к христианской церкви. Также в данном диссертационном исследозаншж использовались такие законодательна и праЕОЕые памятники варварских государств , как : Салическая и Бургундская правды, капитулярии и постановления франкских королей и майордомов. Наряду с самими актовыми материалами существовали собрания формул и образцов публичных и частных актов, являвшееся абстрактными образцам]! тех грамот, по которым писались различные типы реальных документов. Один из такого рода источни-

--ЛУков, составленный в середине VII зека ео Франкской государстве монахом Маркулфом, использовался в предлагаемом исследовании.

Обильный и ценный материал по истории христианской церкви в поздкеантичной Галлии и в период Меровингов содержится в эпистолярном наследии современников. Особая значимость этой категории источников в том, что его авторы сани быяи актиБНЬми участниками современных m событий. Так, очень ценный материал с точки зрения сведений о структуре, сфере деятельности, социальных основах и характере власти , общественных связях и .роли в политической жизни V века галльского епископата предоставляют письма клер-монского епископа Сидония Аполлинария.

Источниковедческая база истории галльской церкви в эпоху варварских завоеваний была представлена также письмами и других католических епископов. В характеристике христианской церкви з .Галлии в эпоху существования там варварских государств использовались письма и наставления епископов Азита Вьеннского , Цезария Арльского, Ремигия Рейнского.

В этот период CV-VI века) особенно активно создаются хроники . Некоторые из этой группы источников использовались в данной работе: "Хроника" Проспера Аквитанского С доведена до 455 года), ИдацияСдоведена до 463 года). Сулышшя Севера, "Хроника" Фредегария (освещает события с 519 по 541 год}.

Среди многочисленных хроник выделяется "История франков" в десяти книгах епископа Григория Турского . являющаяся исключительным по своему значению источником по истории Меровингского государства и его церкви в VI веке.

Ценнье сведения для разработки диссертационной темы содержатся в сочинениях биографического жанра . Из них в качестве источников были привлечены некоторые биографии галльских и франкских епископов, монахов, светской знати.

Важнейшим видом источников для освещения истории галло-франкской церкш являются акты церковных соборов. Ценность этого источника заключается в отражении реально существовавшей практики церковной жизни и деятельности. Акты галльских соборов, состоявшихся до VI века, анализировались по "Liber canonum" Исидора Севильского, а проводившиеся в период с VI до середины VIII века

-по "conciliae aevi merovingici" и "conciliae aevi karolini i"

Тексты посланий, трактатов, юридических документов анализировались, главным образом, по многотомному изданию Ж. П. Миня :'Patro-

log1ae cursus completus" и ПО 60Л65 СОЕЗрШеННОМу изденюо "monu~

menta Germaniae Histórica" ("Исторические памятники Германии").

Цель и задачи исследования. Исходя из актуальности и слабой разработанности данной темы в отечественной исследовательской литературе, цель данной диссертации состоит в том, чтобы, опираясь на объективный анализ широкого круга разнообразных и малоизвестных источников и-имеющиеся достижения предшественников и современных исследователей, проследить эволюцию одной из крупнейших церквей Запада - галло-франкской - от эпохи античности, начиная с появления первых христианских общин на территории Галлии, до середины VIII столетия; выявить основше тенденции и специфические качественные характеристики этого процесса.

Основное внимание в работе уделено изучению истории ортодоксальной, то есть католической церкви на территории Галлии в период со И до середины VIII века.

■ В рамках цели исследования решались следующие задачи:

- исследовать специфику христианизации Галлии и формирования там структуры церковной организации в позднеантичную эпоху;

- выяснить статус католической церкви в системе государственных институтов Западной Римской империи в постконстантинов-ский период;

- раскрыть роль, положение и функции галльской церкви в период варварских завоеваний';

- проследить взаимоотношения галло-франкской церкви с римской кафедрой в период со II до середины VIII века;

- установить характер и результаты тесного взаимодействия и взаимовлияния франкской церковной организации и государственных институтов Меровингов;

- показать особенности, организацию и роль франкских монастырей и монашества в структуре церкви и в германском мире.

Теоретической и методологической основой предлагаемой работы являются научные принципы и методы исторического познания -объективность, историзм, системность , сравнительно-исторический и критический подход к анализу источников и опубликованной исследовательской литературы.

Научная новизна представляемого исследования заключается в том, что: ~ ;. - _ ~~ ' ". '

- данная работа является первым самостоятельным в отечественной историографии исследованием, в котором предпринята попытка последовательно рассмотреть эволщшо '"католической церкви на территории Галлии от момента ее зарождения до середины VIII века и создать целостную концепцию становления и развития галло-.франкской церкви со II до середины VIII столетия.

- впёрвыз в отечественной историографии был введен в научный оборот ряд источников, таких как: переписка римских и галльских епископов, некоторш капитулярии франкских королей, а также не использовавшиеся ранее документы церковных соборов и другие;

- в работе дается анализ отдельных результатов, полученных рядом зарубежных исследователей;' * ;.

- прослеживается формирование внутриорганизационной структуры галло-франкской церкви , ее иерархии и статус в системе христианской западноевропейской церкви;

- в пределах, допускаемых наличием базы источников, рассматривается и анализируется характер взаимоотношений галльской церкви с римским и затем варварским государствами;

- в работе дается иная, нежели в некоторых других исследованиях, оценка отдельных моментов истории галло-франкской церкви.

Однако следует отметить, что представленная диссертация не является окончательным и полным изложением всех проблем, относящихся к истории католической церкви на территории Галлии в период со II до середины VIII века. В работе , рассматриваются те вопросы, которые были наиболее важны и значимы для понимания эволюции христианской организации в данном регионе Западной Европы.

Практическое значение диссертации. Выводы, положения, документальный и фактический материал диссертации могут быть использованы при разработке и создании обобпшвдх трудов по истории католической церкви на Западе, при изучении отдельных аспектов истории христианской церкви.

Результаты предлагаемого исследования могут быть также использованы в вузовских курсах по античной и раннесредневековой истории, в спецкурсах по истории христианства,по источниковедению и историографии католической церкви на Западе . Материалы предоставленной работы дадут также возможность всем интересую-

щимся историей католической церкви в Западной Европе основательно ознакомиться с некоторыми ее аспектами.

Апробация работы. Диссертация была обсувдена и получила положительные отзывы на заседании кафедры древнего мира и средних веков Белорусского государственного университета. Материалы диссертации докладывались на научной Всебелорусской конференции историков {Минск, .3-5 февраля 1993 года). Основные положения диссертационного исследования наши свое отражение в публикациях автора.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается выбор и актуальность темы исследования . ее научная новизна и практическое значение, анализируется степень разработанности, дается характеристика источниковой базы, формулируется цель и задачи исследования, а также основные методологические принципы.

В первой главе "Христианская церковь в Галлии { II-V века )" автор рассматривает специфику христианизации Галлш и формирование там структуры церковной организации в позднеантичную эпоху, а также статус и роль галльской церкви в системе государственных институтов Западной Римской империи в постконстантиновский период и во время варварских завоеваний.

Начало христианско-миссионерского этапа на территории Галлии откосится ко второй половине II века , что само по себе было уже сравнительно^рано для римского Запада . Своим происхождением христианство в Галлии было обязано эмигрантам с Востока, которые попадали в западную часть империи благодаря торгово-экономическим сеязям между регионами , прилегавдими к средиземноморскому бассейну. Вследствие этого на территории Галлии первыми влияню: восточных христианских центров подверглись ее шнш провинции к прежде всего города Лион, Вьенн, Арль, Марсель, ставшие центрами церковной жизни.

В доконстантиновскую эпоху Галлия фактически избежала имперских гонений христиан на своей территории. Это' было следствием того,что в эпоху кризиса III века императорские указы практически не исполнялись в Галлии, да и сторонников новой религии там было еще сравнительно мало. Во н-первой половине- IV -века христианство б Галлии существовало и распространялось прежде всего как городская религия Схристианизация здесь охватывала по-

-19- насилу, как правило, колонии грекоязнчных иммигрантов в крупных городах;, и шные, наиболее урбанизированные провинции были для этого весьна удобны. Политическая объединенность Римской империи способствовала успехам такой универсальной религии, какой являлось христианство. Отсутствие серьезных политических препятствий внутри Галлии и национально-этническое многообразие населения в более или менее крупных ее центрах, обусловили там легкость христианского прозелитизма. В III - начале IV века христианство распространялось в виде самостоятельных общин в отдельных городах Галлии. И лишь во второй половине IV столетия христианизация стала постепенно охватывать сельское население и начали появляться сельские церкви, а к середине V века галло-римское население было уже в основном христианским.

В первые два века существования новой религии в Галлии наиболее восприимчивыми к ней оказались в подавляющем большинстве низшие и средние социальные слои. В среде аристократии, наиболее консервативной в СЕоей приверженности к старому 'римскому языческому культу, христианство обрело определенную популярность в конце IV и особенно V веке.когда оно уже завоевало господствуйте позиции в обществе. В результате придания христианству в IV веке статуса официального государственного культа его престиж серьез- j но повысился; при поддержке светской власти и собственной активной деятельности христианская церковь стала постепенно превращаться не только в серьезную духовно-идеологическую, но и социально-экономическую силу. С IV века взаимоотношения христианской церкви с государством принимают характер взаимодействия, взаимовлияния и даже синтеза Сособенно в V столетии^. Становление христианства как государственной религии проходило под эгидой императорской власти. Хотя в целом, идеиадзарепапизма не нашли на Зала- j де своего воплощения в реальности , так как в процессе крушения _ . Римского государства имперская власть уже была не способна противопоставить себя церкви , ставшей фактически самостоятельных институтом в государстве.

Распространившееся в IV веке арианство не нашло благодатной почвы на территории Галлии, большинство епископов которой остались твердыми приверженцами ортодоксального христианства. Галлия явилась также пионером в области монашеского движения на Западе. Западное монашество было не самостоятельным явлением, а принесен- ;

!

i

ным с Востока. С IV столетия на Западе появились первые странствующие отшельники-монахи, принесшие с собой восточньв традици: религиозного аскетизма. В этот период Галлия явилась осноенн центром становления и развития монастырского движения в Европе. В те времена отсутствовали упорядоченные формы и четкая структура в организации монашества на Западе. Общих правил для монастырей, на основании которых регулировалась и строилась там жизнь, и: существовало. Поэтому в начале своей истории западню монастыр: во многом воспринимали восточные(египетские и палестинские) традиции монашества и перерабатывали их в местном духе. Кроме того, монахи-отшельники наряду с христианскими миссионерами сыграл; серьезную роль в процессе христианизации Галлии. В IV - V века' монастыри были признаны светским правом как организации, которы разрешалось приобретать и владеть имуществом и объединяться : корпорации для религиозных целей без особой санкции государства

Начало формирования в Галлии структуры церковной организации относится ко второй половине IV века. Именно тогда стал: складываться митрополитальные союзы по аналогии с территориально-административным устройством Римской империи. Но единого цер ковного центра там не сложилось. В основу структурной организаци. галльской церкви был положен федеративный принцип, который характеризовался тем, что каждая провинция, как правило, имела своег-митрополита, который находился з ее главном городе и котором, подчинялись все епископы и духовенство данной провинции. Одной и. характерных особенностей каждого провинциального города становилось наличие епископских кафедр. Епископ руководил церковной жизнью всей прилегающей к городу округи и ее клиром , целиком зависевши).! от своего предстоятеля. Однако митрополиты и епископы :• Галлии не являлись строго дифференцированными ступенями в цер козной иерархии: митрополит был лишь'первым среди епископов своей провинции.

На протяжении V столетия шел процесс концентрации экономической власти в руках епископата. При поддержке государства,пользуясь рядом привилегий в сфере государственных налогов и повинностей, а также благодаря стекавшимся со Есех сторон дарениям, завещаниям и торгово-финансовой деятельности клириков," христианская церкоЕь в Галлии в V веке формировалась как важная экономическая и политическая сета.

О роли римской церкви в христианизации Галлии можно говорить с-III гека. Изначально римская кафедра пользовалась особым авторитетом и влиянием среди галльских христиан. На ее особое место в христианской организации по праву апостольского происхождения указывал один из первых епископов, Галлии Ириней Лионский. На протяжении II - IV веков отношение галльской церкви к римской кафедре основывалось на почтительном уважении- к преемнице св. Петра, которую галльские христиане рассматривали в соответствии с древним церковным принципом как свою наставницу. В свою очередь римские предстоятели не амешивались в дела Галлии и не оказывали никакого давления на ее церковь. И только в V столетии, в процессе вызревания у римских епископов супрематических амбиций, их отношения с галльской церковью стали рассматриваться в ином ракурсе. Папы римские, охваченные стремлением к расширению своей церковной юрисдикции в Галлии, балансировали между тактикой создания там единого подчиненного Риму церковного центра и аппе-лированием к федеративному принципу функционирования мкгропояи-тальной организации, пытаясь сформировать у галльского епископата потребность в папском руководстве. Тем не менее, ни те, ни другие попытки не привели к полному подчинению галльской церкви Риму, но влияние папства здесь серьезно усилилось.

Историческая ситуация в V столетии, характеризовавшаяся слабостью императорской власти, анархией и варварскими завоеваниями, способствовала самостоятельности церкви и Бела к тому, что в Галлии началось внедрение церкви непосредственно в политическую организацию общества и как следствие, приобретение высшим духовенством некоторых функций государственного аппарата. В период варварских завоеваний галльская церковь серьезно не пострадала , ей удалось сохранить свою организацию, которую признавали и короли германцев. В целом отношение большинства варваров-ариан к галльской ортодоксальной церкви базировалось на принципах лояльности и уважения, что объяснялось как принадлежностью церкви в Галлии к государственным институтам империи, былое величие которой вызывало у новых завоевателей почтительное отношение,так и относительной малочисленностью Еестготов и бургундов, поселившихся на территории Галлии, а также слабостью арианской церкви, не позволявших германским королям проводить насильственную арианизацию. И хотя в период правления вестготского короля Эйриха ортодоксальная цер-

зсоеь и ее духовенство подвергались притеснениям, однако это скорее было результатом политических интересов, направленных ка окончательное устранение имперской власти на территории Галлии и на захват новых территорий . чему противодействовала галльская церковь.

Вторая глава "Христианская церковь во Франкском государстве посвещена истории ортдоксальной церкви в период формирования к существования государства Меровингов с конца V -до середины VIII века. К концу V столетия христианство, уже глубоко укоренившееся в'среде галло-римского населения, было воспринято франками в результате политического расчета-с целью осуществления своих завоевательных проектов. Именно политические мотивы лежали в основе союза Меровингских королей с церковью в период завоевания Галлии, так как от способности франков взаимодействовать с новыми подданными зависела прочность их власти. Франки, единственные из всех германских народов, миновали арианство и сразу приняли христианство в его римском варианте, обеспечив себе тем самым преимущественное положение перед другими варварскими племенами е эпоху крушения Империи и переселения народов.

Первая половина VI века была ознаменована для франков активным продвижением южнее Луары в результате завоевания Вестготского и Бургундского королевств, и как результат ' - утверждение католицизма в качестве единственной законной религии на территории бывшей Галлии. Католические епископы обоих арианских королевств. став союзниками франкских королей в процессе образования Меровингского государства, участвовали в политических событиях.

Принятие христианства франками в римской форме явилось первым этапом католизации германских народов, серьезным культурно-историческим шагом, обеспечившим франкам мощную поддержку как сс стороны ортодоксальной галльской церкви, так и римской .кафедры. Христианизация франков явилась не единовременным актом и заняла достаточно .продолжительный период. Тем не менее, к концу VII века практически еся Галлия была христианизирована за исключением лишь только болотистых и пустынных местностей. Но в' тот период христианизация не означала радикальных изменений з менталитете к образе жизни обращенного населения. Миссионерские акции были направлены прежде всего на уничтожение языческих культовых мест у. предметов, а не на понимание новой религиозной доктрины. О по-

-iS-

вархностной христианизации хероЕикгскзго сбшестЕа свидетельство-■вали сохранявшиеся, в особенности в сельской местности , многие языческие представления и обычаи.

Роль церкви в формировании коеых государственно-политических и идеологических традиций в Меровингском государстве Еесьма существенна. Церковь санкционировала оформление института королевской власти как данного богом источника законодательства и верховной руководящей инстанции в обществе, а институт церковных соборов оказал влияние на формирование такого светского государственного органа как собрания знати. Взаимодействие церкви с Ме-ровингским государством характеризовалось доминированием над ней светской власти, которая обладала важными привилегиями в области церковного управления. В течении VI - VIII веков существовала тенденция к формированию франкской церкви как государственной ео главе с королем. Король, яелязшийся верховным руководителем цер-кеи, обладал приоритетными правами в вопросах созыва церкогных соборов, в выборе и утверждении новых епископов, играл первостепенную роль в росте экономической базы церкви.

Попытки церковной централизации не удались: территориальный принцип продолжал оставаться доминирующим в организации франкской церкви, которая представляла собой систему достаточно автономных митрополий. Низшей структурой в организации франкской церкви была система сельских приходов, которые подчинялись епископу близлежащего города, образуя диоцез. Диоцезы были объеденены в церковные митрополии, возглавляемые архиепископами и митрополитами. резиденции которых, как правило, служили местом проведения провинциальных соборов.

Епископат в период Меровингов обладал высоким статусом и в сфере внутрицерковной жизни, и светской. Сильная позиция церкви ео Франкском государстве и широкие полномочия епископата явились результатом тесного сотрудничества церкви с государством.

Высший клир относился к социальной Езрхушке общества, что стимулировало стремление светской аристократии к получению епископского сана: на протяжении VI - VIII веков участились случаи, когда светская знать, особенно вьсщие государственные сановники, становились епископами, либо совмещали должности сЕетского чиновника и епископа. Епископат являлся важным фактором в политической жизни Меровингского государства, сакрализировавшим оформление

-i3-

королевской власти и влиявшим на формирование некоторых государственных институтов. Епископы, обладавшие фактически монархической властью внутри церкви, были не только важными членами муниципальной администрации городов, но и являлись советниками королей, участвуя со светской знатью в заседаниях королевских советов.

Церковь, тесно связанная со слоем крупных землевладельцев, играла очень серьезную социально-экономическую роль ео Франкском государстве . Епископы при активной поддержке государства постепенно становились крупными землевладельцами, включаясь в иерархическую организацию формирующегося феодального общества. Высокий статус епископата был закреплен в предписаниях и капитуляриях светской власти. Государство франков стало центральным пунктом новых церковно-государственных отношений, проявившихся в сближении, соприкосновении и взаимовлиянии сфер духовной, и светской власти.

В VI -VII веках в Меровингском государстве происходил быстрый рост численности и значения монастырей. В этот период предпринимались попытки к организационному оформлению кинозитийного монашества. Наиболее широкое распространение у франков получили два монастырских устава: уставы Бенедикта Нурсийского и ирландского монаха ¡Солумбана, ознаменовавших собой фактически начало разрушения национального галло-франкского монашестга. С конца VI века монастырская жизнь во Франкском государстве испыгызала натиск иро-шотландского монашества, действовавшего в разных районах государства. Деятельность этих миссионеров поддерживалась Меро-вингскини королями. Однако колумбановские правила, основанию на суровой системе запретов и наказаний, требовавшие восточного послушания, были малоприемлнмы для германского Запада и не выдержали конкуренции с более мягкими и щадящими бенедиктинскими правилами. К началу VIII столетия устав Бенедикта Нурсийского господствовал практически всецело во франкских монастырях, так как оказался более практичным и лучше приспособленным к организации франкской церкви и ее потребностям.

В VI-первой половине VIII веков с ростом влияния монашества епископы стремились подчинить его своей юрисдикции. 'Соборные по--становления VI века закрепляли духовную и материальную власть епископов над мужскими и ¡венскими монастырями в государстве 1Мз-ровингов, юрисдикция епископов охватывала широкую сферу жизнедея-

тельности монастырей и монахов. Подобное всевластие епископов вызывало ""протест. Монастыри стремились добиться независимости от местного епископа путем получения определенных привилегий и иммунитетов, так называемых хартий. Тем не менее,многие из этих хартий носили формальный характер и на практике постоянно нарушались. Поэтому-монастыри в своем стремлении защититься от епископата искали себе покровителей в л^е королей и римских предстоятелей. Активное стремление епископов, королей и римских предстоятелей подчинить себе монастыри в первую очередь объяснялось желанием получить доступ к монастырскому имуществу и доходам, так как франкские монастыри в.течении VI - VIII веков становились постепенно'влиятельными, обладавшими обширными земельными-угодьями центрами христианской жизни.

Несмотря на то, что к концу VII века большинство франкских монастырей руководствовалось бенедиктинскими правилами, это не привело к установлении устойчивых контактов и связей между автономно функционировавшими монастырями и не стимулировало формирование обшей монастырской администрации.

В начале VIII века франкские монастыри фактически стали конкурирующей с епископской церковной организацией в области христианского миссионерства: англо-саксонские и франкские нонахи, поддерживаемые австразийскими майордомами и римскими папами, осуществляли христианизацию германских зарейнских народов: тюрингов, фризов, датчан, алеманнов. Это содействовало установлению прочных связей и зависимости восточно-рейнских монастырей и формировавшейся там церковной организации в светской и духовной сфере как от Франкского государства, так и от папского Рима.

В VI Беке между Римом и хшю-галльской церковью сохранились довольно активные связи. Галло-франкская церковь как одна из крупнейших католических церквей на Западе являлась не только естественной опорой и союзницей папства, но и привлекательной целью для его ззластнък амбиций. Именно эти!- прежде всего объясняется то, что галльские епископы первыми в истории франкской церкви стали получать от римских предстоятелей палии, символизировавшие не только особую милость палы, но и стремление последнего к усилению своего влияния в меровингскок церкви. Однако это не дало желаемого результата, так как франкские короли, под властью которых находилась христианская церковь, признавали лишь духовно-тео-

-2i-

логический авторитет Рима, а франкский клир воспринимал папу как первого епископа христианства, обладавшего только бесспорным авторитетом в делах религиозной доктрины и морали. В VII столетии из-за неурядиц и усобиц в Меровингском государстве отношения ленду римской кафедрой и франкской церковью, переаиБазагзй глубокий кризис, почти прекращается.

В первой половине VIII века, когда обьедененное майордомами Франкское государство усилилось, политика пап была направлена на взаимодействие с новыми представителями верховной светской власти з деле реформирования франкской церкви, христианизации Германии, а также в борьбе с лангобардами и Константинополем. Римские предстоятели поставили перед собой глобальную задачу при поддержке Франкского государства и посредством англо-саксонских и франкских миссионеров расширить сферу своего влияния среди германских народов и подчинить их в церковном отношении власти Рима. Стремление франкского короля Пипина к политическому, а Рима к религиозному преобладанию на Западе явилось основной причиной . союза между папством и Франкским государством.

В заключении подводятся основные результаты исследования, делаются обобщения и выводы. В результате исследования представленной темы на защиту выносятся следущие положения:

1. Христианство, принесенное в Галлию миссионерами с Востока зо II веке, существовало там до V столетия в основном как городская религия,охватившая прежде всего низшие и средние социальные слои. Структура церковной организации в Галлии стала формироваться во второй половине IV века на основе администратзшно-территориального устройства Римской империи в виде митрополетальных союзов, основанных на федерально-коллегиальном принципе.

2. С конца IV века галльская церковь как часть всей католической церкви постепенно приобретает в качестве государственного института Западной Римской империи статус значительной социально-политической силы.

3. В эпоху варзарских завоеваний'галльская церковь как духовный и государственный институт аккумулировала в сабе многие функции безвозвратно слабешей имперской власти и транслировала религиозно-культурное и социально-политическое наследие'из античной цивилизации в средневековую.

4. В процессе взаимоотношений галло-франкской церкви с ркм-

-ской кафедрой ка протяжении II -до середины VIII столетия постепенно закладывались основы единства католической иерархии ео главен папстЕом.

5. 3 результате тесного взаимодействия и взаимовлияния гал-лофранкской церковной организации и государственных институтов Меровингов церковь приобрела характер государственной, воспринимая короля как своего верховного руководителя. В свою очередь светская власть, включавшая епископат в состав феодализирущзйся знати и государственной администрации, заимствовала некоторые элементы церковного устройства для оформления системы государственного управления.

С конца IV столетия начинается развитие киновитийного монашества в Галлии, ссноеной особенностью которого почти до конца VII Бака было отсутствие его четкой организации и структуры. Несмотря на то, что в течение V - первой половине VIII веков монастыри теряли свою самостоятельность, попадая под юрисдикцию епископов, королей или римских пап, они за этот период из достаточно убогих поселений оседлых монахов превращались в достаточно влиятельные и богатые центры христианской жизни, становились конкурирующей с епископской церковной организацией в области христианского миссионерства в среде германских народов.

Основные положения исследования изложены в следующих публикациях автора:

1. Хрысцгянская царква у Рынскай Галл i i// Тэзхсы дакладау i паведамленняу Усебеларускай канферэнцыШсторыкау (3-5 лют ara. 1993 г.;.-Мн.. 1993. Ч.И. С. 82-83.

2. Христианство в античной Галлии// Весшк Беларускага дзяржаунага унхЕерсхтэта. Серкя 3,-1993, N З.-С. 18-20.

3. Галло-франкская церковь и римские епископы С конец V - -VII е. б. BecHiK Беларускага дзяряаунага yniEepci тэта.Серкя 3,1994, N 3. С Находится в печати,).

РЕЗЮМЕ.

СУРТА Елена Николаевна

ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ГАЛЛИИ И ФРАНКСКОМ ГОСУДАРСТВЕ /П-середина У111 вв./

Галлия,, германцы, католическая церковь, Меровинги, монастыря, монашество, поздняя античность, римские папы, феодальная цивилизация, Франкское государство, христианизация.

В связи со слабой разработанностью в отечественной научной литературе тема данного исследования "Христианская церковь в Галлии Франкском государстве /П-середшна 7111 вв »/"актуализируется в изучении одного из важнейших социальных феноменов - истории церкви. Проблемы, доставленные в диссертации, направлены на изучение на территории Западной Европы как эволюции античного христианств: так и статуса, роли и значения католической церкви в системе фор мировавшейся средневековой цивилизации и феодального государства. В диссертации на примере Галлии и государства Франков выявлены ос новные тенденции и специфические качественные характеристики процесса католизации германского мира. Работа базируется на объективном анализе широкого круга разнообразных и малоизвестных источш ков, а также на использовании достаточно обширного круга зарубежной исследовательской литературы,,

Данная диссертация являете^ первой в историографии СНГ попытке изложить основной спектр проблем, относящихся к истории ортодоксг льной церкви на территории Галлии, таких как: католическая церко! в системе государственных институтов позднеантичного периода и эх хи Меровингов, её роль и функции во время варварских завоеваний, взаимоотношения с римской кафедрой в аспекте формирования основ вселенской католической иерархии, а также организация и роль фра! неких монастырей и монашества в германском мире.

Автор стремился создать целостную концепцию становления и разь тзя галло-франкской ортодоксальной церкви в хронологический период со II до середины УШ столетия. Представленное исследование т скрывает наиболее ватаые и значимые факторы для понимания эволют христианской организации в данном регионе Западной Европы и может быть использовано при разработке и создании обобщающих „трудов по истории западного католицизма, при изучении отдельных аспектов ис тории христианской церкви.-

Р Э 3 Ю М Е

СУРТА Алена ¡УПкалаеука ХРЫСЩЯНСКАЯ ЦАРКВА У ГАЛ11 I ФРАНКСКАЙ ДЗЯРЕАВЕ . /П-сярэдз!на УШ ст./

Гал!я, германцы, катал!цкая царква,-кляштары, манастза,.Мерав!нг!, позняя антычнасць, рымск!я папы, феадальная цывШзацыя, Франкская дзяржава, хрысц!ян1зацыя.

■ У еувяз!- са слабай распрацоукай у айчыннай навуковай л!тарату-ры тэма дадзенага даследвання "Хрысц!янская царква у Гал!I I Фра-

нвдкай дзаржаве /П-сярэдз1на УШ ст./"-актуал!зуецца у вывучэнн! аднаго з ..важнейших сацыяльных феноменау - г!сторы! царквы. Прабле-мы, пастауленыя у дысертацы1, нак!раваны на вывучэнне на тэрыторы! Заходняй-ЕУропы як эвалюцы1-антычнага хрысц!янства, так 1 статуса, рол! I значэння катал1цкай царквы' у с!стэме фарм!руючайся сярэдне-вяковай цывШзацщ 1 ссеадальнай дзяржавы. У дысертацы1 на прыкла-'. дзе ГалП ! дзаржавы франкау. выяулены асноуныя тэндэнцы! I спецышь чныя якасныя характарыстык! працэса катал!зацы! германскага свету. Работа грунтуецца на аб'ектыуным анал!зе шырокага кола разнастай-ных I малавядомых крын!ц, а таксама на выкарыстанн1 давол! вялIка-га кола замежнай даследчай. л1таратуры. . • ч'

Дадзеная. дысертацыя з'яуляецца першай у ггсторыяграфИ СНД спро-бай выкарыстаць аснс^кы спектр праблем, як!я датычацца г!сторы1 артадаксальнай царквы на тэрыторы! Гал11,' ,так!х як: каталДцкая царква у с1стэме-дзяржауных 1нстытутау пазнеантычнага перыяда 1 эпох! Мерак!щ-ау, яе роля !■ функцы! у час варварск1х заваяванняу, узаемааднос!ны 'з рымскай кафедрай у аспекце фарм!равання асноу ус-яленскай ката^цкайДерархП, а таксама арган!зацыя ! роля франк-' ск1х юшштароу Д манаства у германск!м свеце.

Аутар !мкнууся стварыць цэласную канцэпцыю станаулення ! разв-!цця гала-франкскай артадаксальнай царквы у храналагГчны перыяд,з II па сярэдз!ну УШ стагоддзя. Прадстауленае даследванне раскрывав на!больш. вааныя фактары для разумения эвалюцш хрысц!янскай арган!зацы! у дадзеным рэг!ене Заходняй Еуропы ! мажа быць выкары-'стана пры распрацоуцы I стварэнн! абагульняючых прац. па г!сторы!. заходняга катал!цызму, пры вывучэнн! асобных аспектау г!сторы! хры-сц!янскай царквы.

3 U M ¿1 A R Y SUSTA Elena Kicolayevna

Christian church in Gallia and Pranc. state (frcn the 2nd century till the middle of the 8th century ).

The catholic church, the Christiar.isation, feudal civilization ?ranc state, Gallia, Gerrr.an, the late antiquiti, the i.'ercvings, n-nasteries, monies, Soman Popes.

The theme of the present investigation "Christian church in Ga". lia and Prarc state (iron the- 2nd century till the r.idciie of the 3th. century.-" has been, chosen because this problan has not been tl roughly studied yet and there is lack of infcrmation; about this, p-iod in hone scientific literature. It is devoted to the study of • of the most important social phenomenon - the history of church.

She problems v;hich are investigated in this scientific v:crk ar-the study of the ancient Christianity evolution: on the territory western Surope and the status, role and importance of the (Roman) Catholic church in the system of the medieval civilisation and fe dal state. The sain. tendencies and specific quality characteristi of the Catholicism spreading process in" the Gerrr.an world are show, on the ex.;n>le of Gallia and Pranc state.

This research, ia based on the objective analysis of the v.-ide r: nga of different and little known sources and great amount of fo: eign research works.

This thesis i3 the first attempt in the historiography of the CIS to present the basic spectrum of the problems concerning the history of the orthodox church cn the territory of Gallia such, as the catholic.church in the system of state institutes of the late ancient period and the Merovings epoch, its role and function, dur ing the barbarian invasions, the relations with the Roiran Pulpit the aspect of the oecunenical catholic hierarchy formation, as vvel ¿3 the organization, of Pranc monasteries and ir.onhs in the German, world and their role. Dhs author tries to create the integral con cept of the fomation and development of the Gallia-Pranc orthodc church in the chronological period since the 2nd century till the middle of the. 8th century'.

The present research shows the most important factors for unde standing the evolution- of the Christian, organisation in the defin te region, of Western. Surope and the results of this scientific pa er.can be' used in the creation of works on the histori of V/estern catholicism. and the study of different aspects of the Christian ¿buret history.

Подписано »с печати 02.01.9:. :. Формат 60X84 1/16.Бумага тип N 3 Печать офсетная.Уел.печ.листое 1.45 Усл.издат,листов 1.25.Тираж 70 экз.

Заказ.........Производственное

об'единение "Беларуснефть" 2460СЗ г .Гомель,ул.Г-'Ьгдчгр.ская 9-.

отпечатано в типографии производстве об 'единения "Беларуснефть"