автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему: Влияние иранского предметно-художественного творчества на русский художественный текстиль
Полный текст автореферата диссертации по теме "Влияние иранского предметно-художественного творчества на русский художественный текстиль"
Министерство образования и науки Российской Федерации Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики
На правах рукописи
Сейедахмади Завнех Сейед Саид
Влияние иранского предметно-художественного творчества на русский художественный текстиль (проектный аспект)
Специальность 17.00.06 - Техническая эстетка и дизайн
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Министерство образования и науки Российской Федерации Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики
На правах рукописи
Сейедахмади Завиех Сейед Саид
Влияние иранского предметно-художественного творчества на русский художественный текстиль (проектный аспект)
Специальность 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Работа выполнена в Московском государственном текстильном университете им А. Н. Косыгина на кафедре рисунка и живописи.
Научный руководитель: Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
доктор искусствоведения, профессор Н. П. Бесчастнов
доктор искусствоведения, профессор А. Н. Лаврентьев
кандидат искусствоведения, доцент Е. В. Морозова
Московский государственный университет дизайна и технологий
Защита состоится « на заседании
Диссертационного совета Д 217.003.01 при Всероссийском научно-
исследовательском институте технической эстетики по адресу: 129223, Москва, ВНИИТЭ (ВВЦ, корп. 312).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ВНИИТЭ. Автореферат разослан « 2Д> 1А 2004 г.
Общая характеристика работы
Проблема, тема, состояние вопроса. Быстрый рост производства художественных изделий в XX веке, вызванный научно-техническим прогрессом и повышением уровня жизни среднего класса в развитых и развивающихся государствах, становление и совершенствование художественного проектирования текстильного рисунка в странах- традиционных производителях художественного текстиля требуют современного осмысления истории создания изображений на тканях, определения путей развития текстильного рисунка, анализа его сюжетов, мотивов и образного языка.
Особый интерес к текстильному орнаменту вызывает то, что текстиль — единственная на сегодня среда дизайна, где орнамент применяется масштабно при производстве как уникальных, так и промышленных изделий, и многотысячелетний опыт его совершенствования необходим искусству сегодняшнего дня. Орнаментализм, как форма переосмысления прошлого, в период постмодерна, конечно, должен иметь методико-теоретическую поддержку.
Современный европейский орнамент, представляющий соединение восточных и европейских мотивов, является законодателем моды в текстильном дизайне мира и в русле модных веяний быстро распространяется в странах как христианской, так и мусульманской культуры. В связи с этим вопрос о формах взаимодействия искусства Востока и Запада становится не академическим, а практическим, т.к. вместе с мотивами в мировое искусство орнамента проникают и методы его построения.
Как происходило это взаимодействие во времени? Что стало результатом этого взаимодействия? Наше исследование является попыткой ответить на эти вопросы путем исследования одной локальной темы- изучением влияния иранского искусства на русский художественный текстиль.
Проблема определения восточных мотивов в русском искусстве в полную силу встала в XIX веке в период поисков национального своеобразия русского искусства в целом и попыток проектирования орнамента в «русском стиле» в частности. О восточных мотивах в русском прикладном искусстве и текстильном орнаменте писали: В.В.Стасов, И.И.Буалев, Н.Н.Соболев, С.М. Темерин, Н.Г. Рудин, С.К. Стриженова, Н.П. Бесчастнов и другие, но исследования о влиянии иранского предметно-художественного творчества на русский художественный текстиль не проводились.
Сложность поставленных в диссертации задач потребовала детального исследования иранского искусства, начиная с древнейших форм прикладного творчества (М. Ехсани, И. Бехнам, К.Д. Вилсон, Р. Гиршман, Р.Н. Фран, К.А. Хатам, В.Г. Луконин, В.П. Даркевич и др.) и европейского и русского орнаментального творчества и текстильного рисунка (Н.Н.Соболев, А. де Моран, Т.М. Соколов, Н.П. Бесчастнов, В.Я. Береснева, Э.В. Кильчевская, СВ. Иванов, В.М. Шугаев, В.Н. Козлов, Л.М. Буткевич и др.). Сильное влияние на раскрытие данной темы оказали книги Б.А. Рыбакова «Язычество древних славян», труды А.К. Амброза, В.И. Бибиковой, В.А. Городцова, Г.С. Масловой, ИЛ. Богуславской и материалы археологических находок и коллекций народного текстиля музеев России. В орбиту исследования были вовлечены труды по дипломатическим и торгово-экономическим связям Ирана и России (Н.И. Веселовский, А. Олеариус, И. Афшар, М.А. Дандама-ев, В. Дорант, М.А. Джамал-заде).
Цель и задачи диссертации. Цель диссертации - определение путей и масштабов влияния иранского предметно-художественного творчества на становление и развитие русского художественного текстиля, выявление принципов и методов заимствования восточных мотивов искусством русского орнамента.
Для реализации этой цели в диссертации решаются следующие задачи:
- определяются условия возникновения и древний образно-художественный смысл сюжетов орнаментальных композиций на ранней стадии сложения иранского искусства; выявляются хронологические рамки развития иранских орнаментальных сюжетов;
— дается сравнительный анализ иранского орнаментального искусства домусульманского периода и протославянских и славянских племен дохристианского периода;
- прослеживаются культурные и экономические связи иранского государства и России во втором тысячелетии нашей эры;
— выявляется роль традиционных центров иранского текстильного производства на развитие русского текстильного орнамента в допетровской Руси и России после Петра Великого;
— очерчиваются основные группы орнаментальных композиций иранских мотивов, вошедших в виде базовых композиций в русский текстиль ХУШ-ХХ веков;
- раскрываются связи древних основ текстильного орнамента и современной сферы дизайна.
Объект, предмет, материал и гранитты исследования. Объектом исследования является практика и методика работы с орнаментом на территории иранского и российского государств на всем обозримом протяжении их развития. Предмет исследования — художественное проектирование текстильного рисунка.
Работа построена на материале истории и теории культуры, археологии, этнографии, истории народного и декоративно-прикладного искусства, истории и теории промышленного дизайна.
Выбор и организация материала подчинена основным задачам исследования. Материалы по истории иранского предметно-художественного творчества Ирана освещены в литературе крайне незначительно, поэтому в работе существенную роль играет фактография явлений с введением в научный
обиход неизвестных современным исследователям текстов и изображений из опыта прошлого.
За пределами исследования остаются хорошо освещенные в литературе технологические аспекты в работе с тканью.
Метод исследования. Огромный исторический период, охватываемый исследованием, и системный характер искусства требуют адекватного изучения. В связи с этим значительная часть исследования ведется в рамках системно-исторического метода. В качестве развивающихся систем мы рассматриваем художественное проектирование текстильного рисунка. Воспринимая текстильный рисунок как сложную, многоуровневую, иерархически организованную композиционную систему, мы пытаемся понять принцип интеграции мотивов в древний каноничный строй орнаментов, распространенных у народов, населявших в древности территорию России, и перешедших в славянский текстиль.
Используемые в диссертации произведения иранского и русского декоративно-прикладного искусства описываются с применением аналитико-систематического анализа, который дает богатый материал для сравнительных поисков. Исследуя текстильный рисунок, нельзя забывать и то, что он во все периоды развития испытывал воздействие всей среды художественного творчества и находился в системе искусств.
Научная новизна исследования. Научная новизна исследования обусловлена целью исследования: влияние иранского предметно-художественного творчества на русский художественный текстиль рассматривается впервые.
Научная и практическая значимость исследования. Проведенное автором исследование обосновывает и научно оформляет формы влияния иранского искусства на русский художественный текстиль, восполняя тем самым имеющийся дефицит исследований в области текстильного орнамента.
Практическое значение заключается в том, что исследование позволяет понять методы использования в текстильном рисунке иноземных мотивов и адресно использовать опыт, накопленный в этом направлении.
Апробация и внедрение результатов исследования. Научные положения, содержащиеся в диссертации, докладывались автором на семинарах, конференциях отраслевого, всероссийского и международного характера, излагались на практических занятиях по курсу «Реализация проекта» кафедры рисунка и живописи МГТУ им. А.Н. Косыгина. Таблицы орнаментальных композиций, полученные автором на основе результатов исследования, были применены в процессе обучения студентов, специализирующихся по художественному проектированию текстильных изделий.
По теме диссертации имеются 8 печатных работ в сборниках научных работ и тезисов докладов научных конференций МГТУ им. А.Н. Косыгина, Дмитровоградского института технологии, управления и дизайна, Ивановской государственной текстильной академии.
Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры рисунка и живописи МГТУ им. А.Н. Косыгина.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка использованной литературы и приложений. Она содержит 283 страницы машинописного текста и 301 рисунок. Список литературы - 224 наименования.
Краткое содержание и основные результаты исследования;
Во введении раскрываются состояние вопроса, актуальность, цели и задачи исследования, объект, предмет и границы исследования, методика, структура, научная новизна и практическая значимость работы.
Первая глава- «Иранское предметно-художественное творчество и его воздействие на прикладное искусство протославянских и славянских племен в период становления русского этноса» охватывает огромный и сложный для славянских племен период: от возникновения орнаментов у племен, населявших в древности территорию Ирана и земли юга России, до сложения и развития канонов древнерусской культуры.
В становлении проектной культуры, разделяемой российскими теоретиками дизайна на три фазы: канон, историческую проектную культуру и проектное творчество, канону отводится значительная роль. Особенно это относится к сферам проектной культуры, имеющим прямые связи с каноническим творчеством. Каноническая культура имеет самый длинный путь развития и орнаментальные мотивы, рожденные в древности, устойчиво воспроизводятся на предметах быта в течение тысячелетий. На современной одежде можно увидеть массу орнаментальных мотивов десятитысячелетней давности. Стилистика данных мотивов может быть изменена, но они хорошо узнаваемы. Мотивы, распространенные в Иране, Западной Европе, России, очень часто идентичны и появились в глубокой древности в период зачаточного состояния текстиля.
Множество мотивов текстильного орнамента связано с ранними дому-сульманскими и дохристианскими формами религиозного сознания. Именно в их древних корнях скрыт смысл орнаментальной исторической устойчивости во всех сложных взаимосвязях.
Из исторических источников известно, что развитие цивилизации на землях Ирана произошло очень рано. Быстрое развитие государственности,
торговли, художественных ремесел позволили сформироваться раннему экспорту художественных произведений в окружающие Иран земли. Наиболее масштабно этот экспорт производился в северные территории, где позднее сложилось Российское государство. Цели работы заставляют нас уделять особое внимание возникновению древнейших орнаментов в иранских поселениях и их распространению среди племен к северу от Ирана посредством натурального обмена и торговли произведениями декоративно-прикладного искусства.
Изучение возникновения и развития иранского предметно-художественного творчества Ирана в древнейший период с анализом орнаментальных форм мы считаем важнейшей частью работы и уделяем этому особое внимание. Родившиеся в глубине тысячелетий в Иране мотивы прошли длинный путь развития еще до возникновения ткачества. Анализ работ таких известных исследователей, как Геродот, А.К. Сен, Р. Гришман, Р.Н. Фраи, ВТ. Лукунин, А. Годар, Х.В. Джансени, и обширного материала археологических находок и коллекций иранских музеев, Лувра, Эрмитажа и музея Виктории и Алберта позволил очертить группы мотивов, перешедших в иранский текстиль задолго до нашей эры и известных на протяжении тысячелетий.
Кроме того, были выявлены мотивы орнаментов и орнаментальные композиции на керамике, металле и камне, которые повлияли на развитие орнамента на обширной территории вне Ирана. Посуда, браслеты, женские украшения и другие изделия, несущие орнаменты, говорят о большом графическом разнообразии орнаментальных построений, опирающихся на простые геометрические формы. Понять возможности этого разнообразия нам позволяет линейный раппорт и раппортная сетка, распространенные на глиняных изделиях.
В процессе развития представлений о мироздании иранское искусство обретает космогоническое и мифологическое содержание, отразившееся в орнаментальных композициях. Появление символа солнца и земледельческих
символов с растительными мотивами завершает построение изображений многоярусного мира.
Иранские мотивы в искусстве скифов и других племен северного Причерноморья, живших на территории возникновения русского государства, мы прослеживаем по материалам раскопок могильников скифского времени. В скифских могильниках обнаружено огромное количество иранских изделий. Об этих находках пишут Х.В. Джансен, А.А. Борбинский, И.Е. Забелин, Б.Н. Граков, И.И. Ляпушкин, К.А. Хатам и др.
Изучая прикладное искусство славянских племен первых веков нашей эры, мы обнаруживаем такие древние иранские мотивы, как изображения птиц, «плетенки», небесных светил, «дерева жизни»,звезд и др.
Материалы, изложенные в первой главе, позволили сделать следующее заключение:
- основные мотивы орнаментальных композиций иранского искусства возникли до X века до н.э.;
- орнаментальные мотивы не были изначально связаны с текстильным изделием и встречались на разных предметах быта;
- «переход» орнаментальных древних мотивов на текстиль в Иране в наиболее развитой форме происходил в ткачестве;
- художественный текстиль наравне с посудой и украшениями был предметом иранского экспорта и влиял на развитие орнамента у народов-предшественников славян, в искусстве скифов использовалось множество сюжетов, имеющих иранские корни;
- ткацкое производство, продукция которого вывозилась с иранской территории, было высокоразвитым уже в III веке до н.э.;
- измененные иранские мотивы встречаются в искусстве славянских племен первых веков нашей эры.
Вторая глава «Влияние иранского предметно-художественного творчества на орнамент художественного текстиля Древней Руси» посвящена анализу иранского влияния на русский орнамент и художественный текстиль в
период сложения и развития канонов древнерусского искусства, т.е. во время формирования государственности в Киевской Руси.
Для этого в тексте излагаются торгово-экономические связи Ирана и ру-сов, изученные по иранским и русским литературным источникам и документам, анализируются иранские сюжетные мотивы и символы-знаки в прикладном искусстве славянских полугосударственных объединений, исследуются иранские мотивы на художественных изделиях Киевской Руси и Новгорода.
На землях, где в конце первого тысячелетия нашей эры расцвела русская культура, редко был мир. Здесь обитали разные народы. Они сменяли друг друга. Через эти земли шли дороги, по которым двигались переселявшиеся племена, проходили степные кочевники. Поэтому описание произведений искусства и их орнаментов невозможно проводить без учета особенностей временного фона, включающего и религиозную направленность. Анализ орнаментов производился на основе изучения иранского предметно-художественного творчества большинства имеющихся групп, найденных археологами. Оставшиеся от этого времени клады и захоронения с драгоценными предметами византийской работы и, частично, с сасанидскими изделиями, говорят о продолжающейся активной торговле и культурном обмене с сопредельными странами. Сравнение данных произведений с работами местных мастеров говорит о сильном восточном влиянии на их искусство. Скорее всего в этот период сложились и мотивы русских вышитых полотенец с силуэтом богини-божества с поднятыми вверх руками, держащими птиц. Иногда божество заменяется изображением цветущего дерева, окруженного охраняющими его стражниками. В тысячелетие, предшествующее Киевской Руси, определились и каноничные формы мотивов русского ткачества и набойки.
Киевская Русь уже имела развитое ремесленничество, которое «технологически приработало» древнейшие каноничные узоры к массовому повторению в условиях тогдашнего производства. Городское ремесло, взяв из дерев-
ни основу своего развития, очень быстро приспособилось к расширенному производству изделий прикладного искусства. Технологии изготовления, воспринятые из Византии и Персии, были развиты многими киевскими мастерами, выполнявшими как массовые, так и уникальные вещи. Изделия киевских мастеров отличают разнообразие форм, тонкость и тщательность отделки. Усилившийся интерес к декоративности, к самому узору позволяет киевским мастерам трактовать пришедшие с востока мотивы львов и грифонов не как конкретные божества, а как символическую охрану или эмблемы храбрости. Плетеный орнамент-«плетенка» имеет выраженные восточные черты. Известный мотив «индийского огурца» родился в Иране.
Текстильные изделия, необычайно распространенные в искусстве Киева и Новгорода, известны очень узкому кругу ученых. Но то, что осталось, позволяет говорить о хорошо налаженном производстве тканей из шерсти домашних животных, льна и конопли. Обрывки тканей, найденные в Новгороде, показывают преобладание красного цвета, наличие черного, желтого, зеленого, синего, белого цветов. Узорное ткачество и вышивка, воспроизводившие древние каноничные мотивы, среди которых было много и иранских, употреблялись повсеместно. В кафтанах, обшитых византийскими и иранскими шелками с изображениями орлов, павлинов и грифонов, щеголяли половецкие и русские знатные воины. Орнаменты шелковых «восточных» материй, не производившихся в домонгольской Руси, активно влияли на орнамент русских изделий декоративно-прикладного искусства и, особенно, на русский текстиль. Знакомство русских с набивными привозными тканями, изготовлявшимися в тех же местах, где и шелковые материи, позволило перенести на русскую почву не только мотивы «восточного» канона, но и всю технологическую цепочку. Таким образом, на Руси было внедрено производство, вобравшее в себя лучшие технологические достижения того времени. Привозная набойка оказала на русских сильное впечатление и вызвала масштабное подражание.
Материалы, изложенные во второй главе, позволили сделать следующее заключение:
- активный ввоз изделий иранского предметно-художественного творчества в русские земли имел выраженное влияние на декоративно-прикладное искусство Древней Руси;
- мотивы иранского орнамента занимали заметное место в каноничном орнаменте славянских полугосударственных объединений и в искусстве Киевской Руси и Новгороде;
- «восточные» мотивы оказали прямое влияние на композицию рисунков русских вышитых изделий;
- мотивы «восточных» орнаментов «переходили» на русский текстиль не только с привозных дорогих материй и набойки, но и с изделий из металла, керамики и стекла;
- русский текстиль имел развитую культурно-технологическую базу, позволявшую внедрить в своем отчестве мотивы иранского орнамента;
- татаро-монгольские завоевания усилили влияние восточного искусства на Русь, активизировали использование иранских мотивов доисламского периода;
- набивной текстиль стал одной из ранних масштабных форм освоения на русской земле восточных мотивов вместе с импортной текстильной технологией.
Третья глава «Использование и творческое развитие иранских мотивов в русском текстильном орнаменте в период становления и развития художественного проектирования текстильного рисунка в России» выявляет основные этапы использования иранских мотивов в русском текстильном орнаменте в «додизайнерский» и дизайнерский периоды художественного проектирования текстильного рисунка. Важной для нас особенностью является теоретическое осознание в XIX веке роли орнамента в художественном творчестве и значение «восточных правил» во «всеобщей теории орнамента».
Особенности развития русского художественного текстиля потребовали от нас выделения в работе трех составляющих: создание орнаментов с восточными мотивами в XV-XVШ веках, сочинение восточных орнаментов в XIX веке и художественное проектирование текстильных рисунков с восточными мотивами в XX веке. Изучение музейных образцов тканей, литературы по декоративно-прикладному искусству, изданной в российских художественных заведениях, учебно-методических альбомов с изображением тысяч орнаментов дает возможность говорить об устойчивом влиянии иранских мотивов на русский художественный текстиль. Это влияние связано не только с практикой текстильных производств в крупных городах России, но и на пе-реферии.
Московская Русь так же, как и Киевская Русь, имела хорошие дипломатические и торговые связи с Ираном. Более того, поток товаров с востока не только не уменьшился, а увеличился. Иранские купцы успешно торговали текстильными изделиями, перевозимыми по русским рекам. В тексте излагаются обширные торговые связи того периода по реке Волге, бывшей известной дорогой из Ирана в Европу, дается сравнительный анализ текстильных технологий, существовавших в России и в иранских городах. Ткани привозилось по Волге с Востока так много, что ряд шелковых материй (тафта, байбе-рек, атлас и др.) набивались уже на русской территории.
Если в геометрических узорах на тканях Московской Руси иранские мотивы можно четко выделить только в узорах, заимствованных с иранских ковров, то растительные мотивы и сюжетные композиции восточного типа определяются довольно четко. В главе описываются иранские мотивы, распространенные в русском текстиле XVI-XVШ веков, разбираются особенности их композиционного построения. Сасанидские мотивы, известные в России как арабески, можно встретить повсеместно. С иранских образцов переносились в рисунки русских тканей не только отдельные мотивы, но и их фрагменты или же композиционные схемы. Композиционные схемы могли заполняться и местными мотивами, но характер обработки форм говорит о
заимствованных приемах. Характерные иранские композиции, получившие на Руси название «дорожников», издавна печатались на иранском текстиле, который продавался «шаховыми людьми» в Астрахани или на южном побережье Каспийского моря - «Гилянском береге». Торговцы из Москвы, Ива-ново-Вознесенска и других городов России с XVII века активно раскупали иранский текстиль. Название слободы в Москве, где производились ткани-«Хамовная», является производным словом из персидского языка.
Из северных провинций Ирана ввозился купцами и текстиль с орнаментом в виде розеток, «огурцов», гвоздик. За столетия существования данных мотивов на русских тканях иранский орнамент стал родным и для русских. Анализ орнаментальных мотивов на русских тканях позволил очертить круг иранских мотивов в русском текстиле.
Русский промышленный текстиль конца XVIII - начала XIX века создавался для потребления большими массами населения России и к концу XX века был продукцией, созданной на образцовых промышленных произзодст-вах. Фабричная ткань России потреблялась представителями всех слоев общества, включая крестьянство, и во второй половине XIX века стала экспортироваться в сопредельные страны. Регулярно получаемые первые премии на Всемирных выставках за качество товара из России позволяли непрерывно совершенствовать текстильное дело, ориентируясь на лучшие мировые достижения. На образцовых производствах была создана эффективная структура художественных мастерских-рисовален с коллективами подготовленных в Европе и в русских учебных заведениях художников и рисовальщиков.
Поскольку поставки текстиля, сделанного в центральной части России, на восточные окраины империи стали постоянными, то часть «текстильного товара» проектировалась в восточном стиле.
В огромных собраниях образцов, в фабричных «Книгах мотивов», созданных в соответствии с духом периода историзма и эклектики, особое место было выделено «восточным мотивам». Анализ данных мотивов в диссертации показал, что большая их часть представляет трансформированные иран-
ские каноничные мотивы или их части. Применение в художественном проектировании текстильного рисунка «восточного пошиба» развитой во второй половине XIX века концепции заимствования (В.В.Стасов, Е.Е.Виолле де Дюк и др.) позволило разъять на отдельные части иранские сюжетные орнаментальные композиции и создать из них множество новых орнаментов. В таких новых орнаментах уже трудно узнать форму исконного каноничного мотива и значительную часть из них можно назвать «русско-иранскими». Восточных элементов особенно много в орнаментах набивных тканей, проектировавшихся в «русском стиле». Анализ «Правил распространения форм и красок как в архитектуре, так и в декоративных искусствах», сформулированных педагогами Строгоновского центрального училища технического рисования и изданных в виде приложения к «Кратким очеркам орнаментальных стилей по Овен-Джонсу, Расине, Перро и Шинье и пр.», выявил пункты, созданные на основе изучения иранских и индийских орнаментов. Новый взлет интереса к иранским мотивам можно увидеть в орнаменте русских тканей модерна. Особенно это относится к такому мотиву, как «дерево жизни», часто изображавшемуся в традициях персидской миниатюры. За основу проектировщиками орнамента брался не фрагмент, а целый мотив и изменялся в соответствии с правилами модерна. Таким образом, появлялась возможность выявления пластических свойств исходных элементов.
В XX веке работа с «восточными» мотивами в России опиралась на методы художественного проектирования текстильного рисунка, разработанные на факультете прикладного искусства Московского текстильного института в 1930-1960-ые годы. Взлет интереса к этнографическим мотивам в ткани, наблюдавшийся в России после поисков конструктивизма и агиттекстиля, вылился в поиски «духа» первоисточника и попытки оставить «эффект руко-творности» в машинном производстве. Однако анализ текстильных рисунков того времени показал, что от первоисточника оставались только две-три характерные черты и новые произведения только отдаленно напоминали каноничные образцы.
В последней четверти XX века все новое в художественном проектировании текстильных орнаментов «восточного» типа связано с автоматизированными системами художественного проектирования текстильных изделий. Систематизация мотивов, начатая в России еще в XIX веке, привела к включению в современный компьютерный банк мотивов иранских мотивов в виде отдельной «восточной» структурной единицы. Анализ методики компьютерного проектирования позволил выявить огромные возможности в создании вариантов рисунков на основе одного мотива и проектировании не одного орнамента, а серии орнаментов, объединенных одной темой. Автоматизированное проектирование впервые предоставило возможность многовариантной глубокой разработки каждой художественной идеи. Серийное проектирование текстильных орнаментов-компаньенов стало новым этапом в создании дизайна ткани на основе древних каноничных образцов.
Материалы, изложенные в третьей главе, позволили сделать следующее заключение:
- в XV-XVШ веках вместе с расширением дипломатических связей Ирана и России наблюдалась активизация ввоза в пределы России иранских текстильных изделий;
- мотивы иранского художественного текстиля широко использовались в русском текстильном орнаменте Московской Руси;
- значительная часть ручного промышленного текстиля проектировалась в «восточном стиле» с учетом рынка сбыта на восточных окраинах Российской империи;
- художественное проектирование текстильных орнаментов в «восточном стиле» опиралось на работы русских ученых и педагогов-художников, систематизировавших мотивы восточных тканей и создавших принципы использования каноничных мотивов в художественном проектировании текстильных изделий;
- использование каноничных иранских мотивов в дизайне современного художественного текстиля прямо связано с развитием компьютерных методов проектирования текстильных рисунков.
Общие выводы
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд положений, имеющих существенное значение для развития художественного проектирования текстильного рисунка и выявления методов заимствования восточных мотивов искусством русского орнамента:
1. Влияние иранского предметно-художественного творчества на русский художественный текстиль происходило на протяжении всех периодов становления и развития русского текстильного орнамента. Оно прочно связано с постоянным торговым, дипломатическим и культурным обменом между Россией и Ираном, имеющим одну из наиболее древних на нашей земле историю развития.
2. Иранские орнаментальные каноничные мотивы, сформировавшиеся еще до X века до нашей эры, имели развитую композиционную структуру и начали распространяться в искусстве народов, населявших земли славян уже в «дотекстильный» период.
3. Орнаментальные мотивы и орнаменты, изначально не связанные с текстильным полотном, переносились с предмета на предмет внутри жилищного и костюмного комплексов как в иранском, так и в русском искусстве. Вследствие этого иранские орнаменты достаточно свободно «проникали» через «межвидовые перегородки» в русском искусстве и появлялись на художественном текстиле по мере вхождения ткани в быт русского человека.
4. Иранский печатный текстиль сыграл одну из наиболее заметных ролей в развитии русского текстильного орнамента. Набойка стала одной из ранних форм освоения на русской земле «восточных» мотивов вместе с импортной технологией. Исследование позволило определить масштабное
влияние набойки, купленной в иранских землях в ХУ1-ХУШ веках, на проектирование печатного рисунка в крупнейших русских центрах текстильного производства.
5. Значительная часть русского промышленного текстиля XIX века про-вотировалась в «восточном стиле» с учетом рынков сбыта как на восточных окраинах Российской империи, так и в северных провинциях Ирана. «Восточный» текстильный орнамент оказал сильное влияние на развитие теории орнамента периода историзма и эклектики в России.
6. Основы методики использования каноничных орнаментов в массовом производстве тканей были сформулированы в московских центрах обучения художников для нужд промышленности, т.е. в Строгоновском училище технического рисования и в Московском текстильном институте.
7. Современное использование иранских орнаментальных мотивов в дизайне художественного текстиля прямо связано с развитием компьютерного проектирования текстильных рисунков, позволяющего многовариантную отработку каждой художественной идеи и открывающего путь к автоматизированному серийному проектированию тканей-компаньенов.
Публикации по теме диссертации
1. Иранские мотивы в русском прикладном искусстве. // Тезисы докладов Всероссийской научно-технической конференции «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности» (ТЕКСТИЛЬ-2002). -М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2003. - с. 245.
2. Восточные мотивы в русском текстильном орнаменте. // Сборник Тезисы докладов студентов по проблемам гуманитарных наук научной студенческой конференции. - М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 22 апреля 2003. - с. 21 (соавтор Т.И. Смирнова).
3. Традиции Сасанидского ткачества в дизайне современных иранских тканей. // Тезисы докладов Всероссийской научно-технической конференции «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности» (ТЕКСТИЛЬ-2003). - М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2003. - с. 332-333.
4. Иранский орнамент в эпоху Сасанидов. // Сборник научных трудов аспирантов «Выпуск 6».- М: МГТУ им. А.Н.Косыгина, 2003.- с. 105-111 (соавтор Н.П. Несчастное).
5. Символические изображения во дворце Ападана. // Вестник ДИТУД. -Димитровградский институт технологии, управления и дизайна, 2004. - с. 6.
6. Древние иранские орнаменты на российских тканях XVI-XVIII в.в. // Вестник ДИТУД. - Димитровградский институт технологии, управления и дизайна, 2004. - с. 6.
7. Восточные мотивы в западных композициях XVII-XX в.в. // Тезисы докладов Межвузовской научно-технической конференции аспирантов и студентов «Молодые ученые- развитию текстильной промышленности» (ПОИСК-2004). - Ивановская государственная текстильная академия, 2004. -с. 101.
8. Иранские мотивы в прикладном искусстве Киевской Руси X-XШ в.в. // Сборник научных трудов аспирантов «Выпуске».- М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2004.-с. 130-136.
ИД №01809 от 17.05.2000
Подписано в печать 14.04.04 Сдано в производство 14.04.04 Формат бумаги 60x84/16 Бумага множ. Усл.печл. 1,25 Уч.-издл. 1,0 Заказ 189 Тираж 100
Электронный набор МГТУ, 119991, ул. Малая Калужская, 1
' »10188
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Сейедахмади Завиех Сейед Саид
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I
Иранское предмстпо-художсстнсппос творчество и его воздействие на искусство нротослапипскпх и славянских племен в период становлении русского этноса.
1. Возникновение и развитие искусства Ирана в древнейший период.
1.1. Развитие искусства на территории Ирана со времени возникновения до эпохи Лхамспидов.
1.2. Предмстно-художсствспное творчество ахамснидов.
1.3. Изобразительные композиции и орнаменты аршакидов (парфян).
1.4. Иранский орнамент в эпоху Сасапидов.
2. Иранские мотивы в искусстве скифов и других племен, населявших южные территории будущего русского государства.
3. Искусство и общество Ирана после исламизацни. «Шелковый путь» и экспорт иранских орнаментов на территории России.
ГЛАВА II.
Влпинпс иранского предметно-художественного творчества па орнамент н художественный текстиль Древней Руси.
1. Торгово-экономические н культурные связи
Ирана и парода «рус».
2. Иранские мотивы в искусстве славянских племен.
3. Иранские мотивы в прикладном искусстве Киевской Руси.
ГЛАВА III.
Использование и творческое развитие иранских мотивов в русском текстильном орнаменте в период становлении п развитии художественного проектировании текстильного рисунка в России.
1. Роль дипломатических и торговых связей Ирама и русского государства в проникновении в пределы Московской Руси предметов иранского декоративно-прикладного искусства.
Русский «восточный» текстиль.
2. Иранские мотивы в русском текстильном орнаменте
XVI-XVIII веков. Принципы создания композиций.
3. Художественное проектирование русских текстильных рисунков в XIX веке и орнаменты «восточного пошиба».
Ивановский текстиль.
4. Методика проектирования русских текстильных рисунков в «восточном стиле» в XX веке.
Введение диссертации2004 год, автореферат по искусствоведению, Сейедахмади Завиех Сейед Саид
Быстрый рост производства художественных изделий в XX веке, вызванный научно-техническим прогрессом п повышением уровня жнзпн среднего класса в развитых и развивающихся государствах, становление п совершенствование художественного проектирования текстильного рисунка в странах - традиционных производителях художественного текстиля требуют современного осмысления истории создания изображений на тканях, определения путей текстильного рисунка развития, анализа его сюжетов, мотивов и образного языка.
Особый интерес к текстильному орнаменту вызывает то, что текстиль -единственная на сегодня среда дизайна, где орнамент применяется масштабно при производстве как уникальных, так и промышленных изделии, н многотысячелетний опыт его совершенствования необходим искусству сегодняшнего дня. Орнаментализм, как форма переосмысления прошлого, п период постмодерна, конечно, должен иметь методико-тсоретическую поддержку.
Современный европейский орнамент представляющий соединение восточных и европейских мотивов является, законодателем моды в текстильном дизайне мира и в русле модных веяний быстро распространяется в странах как христианской, так и мусульманской культуры. В связи с этим вопрос о формах взаимодействия искусства Востока п Запада становится не академическим, а практическим, т.к. вместе с мотивами в мировое искусство орнамента проникают и методы его построения.
Как происходило это взаимодействие во времени? Что стало результатом этого взаимодействия? Паше исследование является попыткой oiBcinn. па эти вопросы путем исследования одной локальной темы- изучением влияния иранского искусства па русский художественный текстиль. II мы надеемся, что выводы по пашей работе станут одним из частей фундамента, цементирующего искусство индоевропейских пародов.
Проблема определения восточных мотивов в русском искусстве в полную силу встала в XIX веке в период поисков национального своеобразии русского искусства в целом и попыток проектирования орнамента в «русском стиле» в частности. О восточных мотивах в русском прикладном искусстве и текстильном орнаменте писали: В.В.Стасов, И.И. Буалев, Н.Н.Соболев, С.М. Темерин, Н.Г. Рудин, С.К.Стриженова, II.ГI. Бссчастнов и другие, по исследования о влиянии иранского предметно-художественного творчества на русский художественный текстиль не проводились.
Сложность поставленных в диссертации задач потребовала детального исследования иранского искусства, начиная с древнейших форм прикладного творчества (М. Ехсани, И. Бехпам, К.Д. Вплсоп, Р. Гиршмап, P.II. Эфрап, А. Хатам Колам, В.Г. Луконин, В.П. Даркевич и др.) и европейского п русского орнаментального творчества п текстильного рисунка (H.I I. Соболев, Л. де Морап, Т.М. Соколов, Н.П. Бссчастнов, В.Я. Бсреспева, Э.В. Кнльчев-ская, С.В. Иванов, В.М. Шугаев, В.II. Козлов, JI.M. Буткевич и др.). Сильное влияние на раскрытие данной темы оказали книги Б.А. Рыбакова «Язычество древних славян», труды Л.К. Амброза, В.И. Бибиковой, В.Л. Городцова, Г.С. Масловой, И.Я. Богуславской п материалы археологических находок н коллекций народного текстиля музеев России. В орбиту исследования были вовлечены труды по дипломатическим и торгово-экономическим связям Ирана и России (Вессловский II.И.,Адам Олспарнус, Афшар Ирадж, М.А. Дандамаев, Дорант Виль, Джамал-задс М.А. и др.).
Цель и задачи диссертации. Цель диссертации - определение путей и масштабов влияния иранского искусства на становление и развитие русского художественного текстиля, выявление принципов и методов заимствования восточных мотивов искусством русского орнамента.
Для реализации этой цели в диссертации решаются следующие задачи:
- определяются условия нозпнкповспия и древним образно-художественный смысл сюжетов орнаментальных композиции на ранней стадии сложения иранского искусства; выявляются хронологические рамки развития иранских орнаментальных сюжетов;
- дается сравнительный анализ иранского орнаментального искусства домусульмаиского периода и протославяпских и славянских племен дохристианского периода;
- прослеживаются культурные и экономические связи иранского государства и России во втором тысячелетии нашей эры;
- выявляется роль традиционных центров иранского текстильного производства на развитие русского текстильного орнамента в допетровской Руси и России после Петра Великого;
- очерчиваются основные группы орнаментальных композиции in иранских мотивов, вошедших в виде базовых композиций в русский текстиль XVIII-XX веков;
- раскрываются связи древних основ текстильного орнамента и современной сферы дизайна.
Объект, предмет, материал и границы исследования. Объектом исследования является практика и методика работы с орнаментом па территории иранского и российского государств па всем обозримом протяжении их развития. Предметом исследования — художественное проектирование текстильного рисунка.
Работа построена па материале истории н теории культуры, археологии, этнографии, истории народного и декоративно-прикладного искусства, истории и теории промышленного дизайна.
Выбор и организация материала подчинена основным задачам исследования. Материалы по истории предметно-художественного творчества Ирана освещены в литературе крайне незначительно, поэтому в работе существенную роль играет фактография явлений с введением в научный обиход пензвестных современным исследователям текстов и изображений из опыта прошлого.
За пределами исследования остаются хорошо освещенные в литературе технологические аспекты в работе с тканыо.
Метод исследования. Огромный исторический период, охватываемый исследованием, и системный характер искусства требуют адекватного изучения. В связи с этим значительная часть исследования ведется в рамках системно-исторического метода. В качестве развивающихся систем мы рассматриваем художественное проектирование текстильного рисунка. Воспринимая текстильный рисунок как сложную многоуровневую иерархически организованную композиционную систему, мы пытаемся попять принцип интеграции мотивов в древний каноничный строй орнаментов, распространенных у пародов, населявших в древности территорию России и перешедших в славянский текстиль.
Используемые в диссертации произведения иранского п русского декоративно-прикладного искусства описываются с применением апалнтико-систематического анализа, который даег богатый материал для сравнительных поисков. Исследуя текстильный рисунок нельзя забывать и то, что он во все периоды развития испытывал воздействие всей среды художественного творчества и находился в системе искусств.
Научная новизна исследования. Научная новизна исследования обусловлена целыо исследования: влияние иранского предметно-художественного творчества русский художественный текстиль рассматривается впервые.
Научная и практическая значимость исследования. Проведенной автором исследование обосновывает п научно оформляет формы влияния иранского нредмстио-художествепного творчества на русский художественный
Практическое значение заключается в том, что позволяет попять методы использования в текстильном рисунке иноземных мотивов и адресно использовать опыт, накопленный в этом направлении.
Апробация и внедрение результатов исследования. Научные положения, содержащиеся в диссертации, докладывались автором на семинарах, конференциях отраслевого, всероссийского и международного характера, излагались па практических занятиях по курсу «Реализация проекта» кафедры рисунка и живописи МГТУ им. А.II. Косыгина. Таблицы орнаментальных композиций, полученные автором на основе результатов исследования, были применены в процессе обучения студентов, специализирующихся но художественному проектированию текстильных изделий.
По теме диссертации имеются 5 печатных работ в сборниках научных работ и тезисах докладов научных конференций МГТУ им. A.II. Косыгина.
Диссертация обсуждалась и была одобрена па заседании кафедры рисунка и живописи МГТУ им. Л.II. Косыгина.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка использованной литературы п приложений. Она содержит 283 страницы машинописного текста и 301 рисунок. Список литературы — 224 наименования.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Влияние иранского предметно-художественного творчества на русский художественный текстиль"
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Как видно из предыдущих глав работы, существовало несколько факторов распространения иранской культуры и искусства па территории России. Эти факторы можно сгруппировать следующим образом:
1) факторы военно-политического характера;
2) географический фактор;
3) религиозная общность;
4) развитие торговли.
В доисламский период Иран обладал безраздельным господством па Среднем Востоке и представлял собой центр цивилизации и культуры на всех территориях, которые сегодня известны как Ближний и Средний Восток, Средняя Азия и Индостанский полуостров.
Иранцами были созданы и подарены миру многие виды ремесел и искусства.
Достаточно посмотреть на происхождение таких используемых в текстильном производстве слов, как «парча», «миткаль», «ситец», «атлас», «ткань», «бойка», «иабойка», «пин»». Все они пришли из фарси или санскрита. Леше всего присутствие этих слов в русском языке можно объяснить но аналогии с такими словами, используемыми в большинстве языков мира, как «компьютер» или «автомобиль». Подобные слова заимствуются из тех языков, в которых они впервые возникли для обозначения тех или иных предметов и явлений.
Языковая общность между скифами и иранцами, о которой говорил Геродот, на протяжении длительного времени формировала основы культуры этих народов. Хотя скифов давно уже пет, однако трудно поверить, что их достижения на пути развития цивилизации не стали достоянием их преемников в лице славян. О том, что влияние иранского искусства распространялось на Сибирь и другие русские земли, свидетельствует уральская сокровищница, которая относится к периоду правления Сасапидов.
Эпоха Сасанидов завершилась в результате нашествия арабов, и в Иране начался исламский период.
Влияние ислама на мировую цивилизацию настолько очевидно, что hci необходимости еще раз говорить об этом, однако следует упомянуть, что существовали два крыла исламской цивилизации, в Иране и Египте, и Ирану в области искусства, литературы и зодчества принадлежит особое место.
Именно иранцы способствовали распространению ислама па территориях Иидостапского полуострова, Центральной Азии, Среднего Востока и Кавказа и играли основополагающую роль в период расцвета исламского мира во времена средневековья.
Официально Иран находился иод господством Халифата, однако на его территории сохранялись местные правители, и при их дворах продолжала существовать древняя культура.
После вторжения в Иран монголов и их победы над Багдадом, который в то время был столицей Халифата, у иранцев и многих пародов, населявших другие земли, появилась возможность освободиться от гнета великой исламской империи и создать независимые государства. Общий язык фарси, распространенный в Центральной Азии, Афганистане, Иране, па западе Иидостапского полуострова и на Кавказе, способствовал возрождению великого государства, именуемого Ираном.
После XIII в. появляются новые региональные и внерегиональныс силы. Создается Османская империя, усиливается влияние Испании и Португалии в зоне Индийского океана, создастся Российская империя, происходит распад Вавилона. Европа напугана усилением влияния Османской империи. В таких условиях Ирану уделяется самое пристальное внимание. Это вылилось в обмен послами, в необходимость укрепления связей, что повлекло за собой расширение экономических отношений, а для этого потребовались взаимные визиты дипломатов и влиятельных и богатых торговцев.
Иран и с географической точки зрения представлял собой центр соприкосновения восточной и западной культур. Через его территорию проходил знаменитый Шелковый путь. Иран имел выходы в Индийский океан, а также в Каспийское море и далее к Волге. В его распоряжении были удобные гавани для морских судов. С другой стороны, он граничил с Османской империей, арабскими государствами, странами Центральной Азии и Кавказа, Индией, Китаем и Россией. Географическое месторасположение Ирана было очень важным. Именно через его территорию проходили самые близкие и удобные пути для доставки и перевозки товаров в различные страны. Иран и в па-стоящее время представляет собой мост, который связывает между собой все территории. Подтверждением этому служат проекты по созданию транспортного коридора «Север-Юг», по строительству железной дороги «Лзия-Европа», железной дороги, которая соединит страны Центральной Азии с Индийским океаном.
Пе вызывает сомнения тот факт, что смена религии в Иране произошла после нашествия на сасанидскую империю арабов, одержавших победу над иранцами. Однако после этого уже иранцы распространяли ислам па Кавказе, в Центральной Азии, в Индии, Китае, Малайзии, на Филиппинах, в Индонезии, па юге России, па северно-восточном побережье Африки. В результате, Иран окружен поясом исламских территорий, и, таким образом, его можно назвать восточным, а Египет —западным центром исламского мира.
Религиозная общность создаст условия для укрепления межгосударственных связей и, в частности, для оказания влияния в области культуры. При этом следует учитывать, что Иран, опираясь на свою культуру, искусство и литературу, которые насчитывают несколько тысячелетий, располагает большими возможностями оказывать влияние па своих соседей в области культуры.
Три фактора, военно-политический, географический и религиозный, подкрепляют фактор торговли, которая на протяжении всей истории с момента зарождения человеческого общества была необходима людям и представляла собой одну из характерных особенностей общества. Торговля с учетом названных факторов носит более целенаправленный характер.
Присутствие иранцев в Астрахани само по себе служит веским подтверждением развития торговли в районе Каспийского моря и на Волге в XVI в. Это развитие стало возможным благодаря обмену посольствами между Россией и Ираном и заключению межгосударственных военно-политических пактов.
Если основываться на имеющихся материалах, посвященных изучению истории искусства, то следует признать, что в период до XVI-XVII в.в. русская культура и искусство в рамках традиционных связей между восточными землями и Россией находились под влиянием Востока. После указанного периода Россия стала все больше склоняться в сторону Запада и наконец оказалась под влиянием западных традиций. В этих условиях русские художники вносили, конечно, изменения в заимствованные па Западе изделия в соответствии со вкусами жителей страши и национальной культурой и создавали российское искусство, независимое от Запада, по довольно близкое к нему.
Это можно проследить па примере орнаментов тканей, которые производились в XVI-XIX в.в. Не составляет труда заметить, что восточные элементы па орнаментах постепенно уступают место западным композициям. Другими словами, можно сказать, что чистое абстрактное искусство Востока становится менее ярким, и все отчетливее проявляется натурализм.
Если обратиться к более позднему прошлому, то мы увидим, что в период, когда побережье Черного моря населяли скифы и сарматы, искусство Ирана имело две общие черты с искусством этих пародов. Речь идет, во-первых, об общности содержания и, во-вторых, об общности формы.
Такая же схожесть и общность с искусством доисторического Ирана наблюдается и у славян ( в период до V столетия).
Подобная общность (т.е. общность но форме и содержанию) продолжалась и в средние века с той разницей, что в некоторых случаях элементы того периода и доисторические элементы использовались отдельно друг от друга, а в некоторых - вместе.
Только после XVI в. и вплоть до XIX в. наряду с прежними орнаментами в русском искусстве все чаще начинают появляться западные элементы, и они постепенно начинают вытеснять восточные мотивы и композиции.
Вместе с тем, складывается впечатление, что русские художники иа протяжении XVI-XIX в.в. так и не смогли полностью отказаться от своих восточных вкусов. Они испытывали на себе влияние западных композиций и свободной манеры творчества западных мастеров, однако сохраняли при этом палитру красок и мотивы, присущие восточному и своему национальному искусству.
Одна из основных причин того, что русское искусство находилось иод влиянием иранского, заключалась в совпадении периода изменений в искусстве Ирана с изменениями в искусстве России.
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд положений, имеющих существенное значение для развития художественного проектирования текстильного рисунка и выявления методов заимствования восточных мотивов искусством русского орнамента:
1. Влияние иранского прсдметио-художествеииого творчества на русский художественный текстиль происходило на протяжении всех периодов становления и развития русского текстильного орнамента. Оно прочно связано с постоянным торгово-динломатическим и культурным обменом между Россией и Ираном, имеющим одну из наиболее древних па пашей земле историю.
2. Иранские орнаментальные каноничные мотивы, сформировавшиеся еще до X века до пашей эры, имели развитую композиционную структуру и начали распространяться в искусстве пародов, населявших земли славян уже в «дотекстильпый» период.
3. Орнаментальные мотивы и орнаменты, изначально не связанные с текстильным полотном, переносились с предмета иа предмет внутри жилищного и костюмного комплексов как в иранском, так и в русском искусстве. Вследствие этого иранские предметы достаточно свободно «проникали» черсз «межвидовые перегородки» в русском искусстве и появлялись на художественном текстиле но мере вхождения ткани в быт русского человека.
4. Иранский печатный текстиль сыграл одну из наиболее заметных ролей в развитии русского текстильного орнамента. Набойка стала одной из ранних форм освоения па русской земле «восточных» мотивов вместе с импортной технологией. Исследование позволило определить масштабное влияние набойки, купленной в иранских землях в XVI-XVIII веках, па проектирование печатного рисунка в крупнейших русских центрах текстильного производства.
5. Значительная часть русского промышленного текстиля XIX века проектировалась в «восточном стиле» с учетом рынков сбыта как па восточных окраинах Российской империи, так и в северных провинциях Ирана. «Восточный» текстильный орнамент оказал влияние па развитие теории орнамента периода историзма и эклектики в России.
6. Основы методики использования каноничных мотивов в массовом производстве тканей были сформулированы в московских центрах обучения художников для нужд промышленности, т.е. в Строгановском училище технического рисования и в Московском текстильном институте.
7. Современное использование иранских орнаментальных мотивов в дизайне художественного текстиля прямо связано с развитием компьютерного проектирования текстильных рисунков, позволяющего мпоговариаитпую отработку каждой художественной идеи и открывающего путь к авторизованному серийному проектированию ткапей-компаньенов.
Список научной литературыСейедахмади Завиех Сейед Саид, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"
1. РУССКИЕ ИСТОЧНИКИ
2. Лбаев В.И., Историко-этимологичсский словарь осетинского языка, т. 1,М.-Л., 1958.
3. Алпатова И.А. Художественные особенности Русской набойки. Ав-тореф. дисс. канд. искусств. - М., 1972.
4. Амброз А.К. Раннеземледельческий, 1965, №3.
5. Аранович Д.М. Искусство в ткани. Рисунки Иваново-Вознесенского треста. // Искусство одеваться, 1928, № 6.
6. Аранович Д.М. Искусство в ткапи. Трехгорная мануфактура. // Искусство одеваться, 1928.
7. Арсепьева Е.В. Ивановские сигцы XVIII начала XX века. - Л.: Художник РСФСР, 1983.
8. Архангельская народная вышивка: Альбом. / Вступ. статья В.Я. Яковлевой. М.: Коиз, 1954.
9. Архив II.Г. Рудипа. Хранится в музее художественных тканей МГТА.
10. Бартольд В.В., История изучения Востока в Европе и в России, 2 изд., Л., 1925.
11. Бачаров Г.Н. Прикладное искусство 11овгорода Великого. М.:, 1969.
12. Бсреснсва В.Я., Романова II.B. Вопросы орнаментации тканей. — М.: Легкая индустрия, 1977.
13. Бесчастнов II.П. Основы изображения растительных мотивов. Черно-белое решение. Учебное пособие. -М.: МТИ, 1981.
14. Бобрипский А.А. Народные русские деревянные изделия: Предметы домашнего, хозяйственного н отчасти церковного обихода: В 12 вып. -М., 1910-1914.
15. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. М.: Искусство, 1972.
16. Брагинский И.С. Из истории иранистики, в сборнике: Иран, М., 1971.
17. Бутовский В.И. История русского орнамента с XI по XVI столетне по древним рукописям. М.: Издание Худож. иромышл. музея в Москве, 1870.
18. Варанов B.C. О крестьянском искусстве. — М.: Советский художник, 1992.
19. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. М.: Искусство, 1977.
20. Веймарп Б.В. Искусство Арабских стран и Ирана VII-XVII веков.-М.: Искусство, 1974.
21. Всйс Г. Внешний быт народов от древнейших до наших дней. 'Г. 1-3 (6 частей). М.: К.Т. Солдатсиков, 1873-1879.
22. Веселовский И.И. Дипломатических и торговых сношений Московской Руси с Персией, т. 1-3, СПб, 1890-98.
23. Виоле ле Дюк Е.Е. Русское искусство. Его источники, его составные элементы, его высшее развитие, его будущие. Пер. с фр. II. Султанова. М.: Худож. промысл, музея, 1879.
24. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985.
25. Вологодская и ярославская народная вышивка: Альбом. / Авт. сост. В.Я. Яковлева. М.: Коиз, 1955.
26. Воронина II.II. и Каргера М.К. История культуры древней Руси. М. JI.: Издательство Академии наук СССР, 1951.
27. Воронов B.C. Крестьянское искусство. — М.: Государственное издательство, 1924.
28. Воронов B.C. Народная резьба. М.: Госиздат, 1925.
29. Горьковская народная вышивка: Альбом. / Авт. сост. В .Я. Яковлева. М.: Коиз, 1955.
30. Государственная Третьяковская галерея (Путеводитель). М.: Авангард, 1997.
31. Готтеирот Ф. История внешний культуры. Одежда, домашняя утварь, полевые и военные орудия народов древних и новых времен. Перевод с нем. яз. СЛ. Клячко. Т. I-II. Спб.- М.: М.О. Вольф, 1885.
32. Граков Б.Н. Скифы. М. Издательство московского университета, 1971.
33. Гумии А.С. Памятники художественного ремесла древней Руси XXIII вв.-Л.: 1936.
34. Даль JI.B. Обзор русского орнамента//Зодчий, 1876, №7.
35. Даркевич В.П. Аргонавты средневековья. М.: Наука, 1976.
36. Дмитриев Н.П. Ситценабивная мануфактура XVIII века. M.-JI.: Государственное соц. эконом, нзд-во, 1935.
37. Дробижев В.З., Ковальченко И.Д., Муравьев А.В., Историческая география СССР, М., 1973.
38. Дураков Г.П., Яковлева Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. М.: Советская Россия, 1990.
39. Емельянович И.И., Бссчастиов II.I I. Печатный рисунок на ткани (проблемы графической организации). М.: Лсгнромбытиздат, 1990.
40. Журавлева Т.А. Художественное проектирование рисунков тканей промышленного производства с использованием ЭВМ. Авгореф. дисс. канд. техн. наук. - М., 1984.
41. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. Т. I-II, 3 изд. С доп. М.: Т-во тип. А,И. Мамонтова, 1895-1901.
42. Зарубежная Азия, Физическая география, М., 1956.
43. Иванов IO.B. Орнамент пародов Сибири как исторический источник. Труды институт этнографии, т. 81 (Новая серия). M.-JI.: Изд-во Академии наук СССР, 1963.
44. Ивановна М.В. Драгоценные ткани. М.: Реклама, 1971.
45. Ильин М.А. Отрицание орнамента неправильно. // Декоративное искусство СССР, 1964, №4.
46. История КПСС, т. 1-5, М., 1964-70.
47. История России. Для детей и взрослых. — М.: Белый город., 2001.
48. История Сибири с древнейших времен до наших дней, т. 1-5, JI., 1968-69.
49. История СССР. С древнейших времен до наших дней, т. 1-10, М., 1966-73.
50. История Урала, т. 1-2, Пермь, 1963-65.
51. Казлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий: Учебник для вузов. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.
52. Калининская народная вышивка: Альбом./ Автор-сост. В.Я. Яковлева. М.: Коиз, 1955.
53. Кантор К.М. Как быть с дизайном. // Декоративное искусство СССР, №2, 1987.
54. Канлан Н.И. Очерки по народному искусству Алтая. — М.: Госмсс-нромиздат, 1961.
55. Каплан Н.И. Сюжетные мотивы па тканях. //Декоративное искусство СССР, 1961, №11.
56. Каргер М.К. Древний Киев, т.1., М.-Л.: ,1958.
57. Каталог книг и художественных изданий Библиотеки художественного промышленного музея и Строгановского училища. М.: Строгановское центральное художественно-промышленное училище, 1889.
58. Колчин Б.А. Новгородские древности: Деревянные изделия. Кп.1.-М.: Наука, 1968.
59. Колчин Б.А. Становление ремесла древнего Новгорода. В кн.: Тезисы докл. сов. делегации па III международном конгр. славян, археологии, Братислава. М., 1975.
60. Корзухииа Г.Ф. Киевские ювелиры па кануне монгольского завоевания. М.-Л.: Советская археология, т. XIV, 1950.
61. Кристеллер Г1. История европейской гравюры. М.: Искусство, 1939.
62. Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву. М.: Изобразительное искусство, 1974.
63. Лаврентьев А. Геометрические цветы на конструктивистском иоле. -М.: Гранть, 2002.
64. Лейтес Л.Н. Методы художественного оформления тканей. -М.: Гиз-легпром, 1947.
65. Леонова А.И. Русское декоративное искусство (от древнейшего периода до XVIII в.). М.: Издательство Академии художеств СССР, 1962.
66. Лоос А. Орнамент и преступление. В кн.: Мастера архитектуры об архитектуре. -М.: Искусство, 1971.
67. Малахова С.А. Специальная композиция печатного рисунка па текстильных материалах: Учебник для техникумов. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.
68. Мануфактурио-тсхническос училище товарищества Прохоровской трехгорной мануфактуры. М.: Тип. Мамонтова, 1917.
69. Материалы к истории Прохоровской трехгорной мануфактуры и торгово-промышленной деятельности семьи Прохоровых. Годы 1799- 1915.-М.: Тип. Мамонтова, 1916.
70. Мифы народов мира (Энциклопедия). Большая Российская энциклопедия. Том 1-2. М.: ОЛИМП, 2000.
71. Мовша Т.Г. Об антропоморфной пластике трниольской культуры. // Советская археология, 1962, №2.
72. Мораи А. Де. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней; с нрил. статьи Жерапьда Гассио-Толабо о дизайне. / Пер. с фр. М.: Искусство, 1982.
73. Морозова Е.В. Рисунок русской набивной ткапи: специфика композиционного построения. -Автореф. дисс. капд. искусств. -М., 1988.
74. Моррис У. Искусство и Жизнь. Избранные статьи, лекции, речи, письма. / Перевод и коммепт. Р. Усиаповой. -М.: Искусство, 1973.
75. Некрасов Л.И. Очерки декоративного искусства древней Руси. М.: Издательство Т-ва В.В. Думиов, наел, братьев Салаевых, 1924.
76. Некрасов Л.И. Русское народное искусство. М.: Государственное издательство, 1924.
77. Никитин II.М. Художественные оформление тканей. — М.; Легкая индустрия, 1947.
78. Новгородская и псковская народная вышивка: Лльбом. / Авт. сост. В.Я. Яковлева. М.: Коиз, 1955.
79. Оранский И. М., Введение в иранскую филологию, М., 1960.
80. Орнамент украинской набойки: Лльбом. / Сост. архитектор В.Л. Дзугаев. Киев: Издательство Академии архитектуры УРСР, 1950.
81. Очерки истории Поволжья и Нриуралья, в. 1-4, Казань, 1967-72.
82. Очерки по истории изучения иранских языков, М., 1962.
83. Павлов Б.Б. Орнамент (всех времен и стилей), пер. с фр. том 1-2.-М.: Арт-родник, 2002.
84. Пармой Ф.М. Искусства русского народного костюма (методика анализа, классификации в аспекте проектирования современного костюма). Авто-реф. дисс. докт. искусств. - М., 1991.
85. Пармой Ф.М. Русский народны костюм как художественно-конструктивный источник творчества: Монография. -М., Легпром-битиздат, 1994.
86. Пасек Т.С. Исследования памятников эпохи энеолита и бронзы. Сб. статей.-М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960.
87. Петров М.П., Иран. Физико-географический очерк. М., 1955.
88. Писареф С.II. Древнерусский орнамент с X по XVIII век включительно па парчах, набойках и других тканях (Лльбом). -Спб.: Типо-лит. В.В. Комарова, 1903.
89. Плотников В.И. История Русского искусства. М.: Изобразительное искусство, 1980.89,90