автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему: Влияние новых религиозных объединений и деструктивных культов на политический процесс в Российской Федерации
Полный текст автореферата диссертации по теме "Влияние новых религиозных объединений и деструктивных культов на политический процесс в Российской Федерации"
005535555
На правах рукописи
¿Г
Семенова Валерия Игоревна
ВЛИЯНИЕ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕД ИНЕНИЙ И ДЕСТРУКТИВНЫХ КУЛЬТОВ НА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Специальность 23.00.02 — политические институты, процессы и технологии
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук
г 4 ОКТ 2013
Москва -2013
005535555
Диссертация выполнена на кафедре социальных наук и государственного управления Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный областной университет»
Научный руководитель - доктор политических наук,
профессор Лоза Григорий Григорьевич
Официальные оппоненты: доктор политических наук,
профессор,
профессор кафедры социологии, психологии и педагогики ФГБОУ ВПО Московского государственного технологического университета «СТАНКИН» Феофанов Константин Анатольевич
кандидат политических наук, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления НОУ ВПО Московского института государственного и корпоративного управления
Высоцкий Иван Владимирович
Ведущая организация:
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
Защита состоится «12» ноября 2013 г. в 15 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 212.155.14 по политическим наукам при Московском государственном областном университете по адресу:
г. Москва, ул. Фридриха Энгельса, д. 21 а, ауд. 305.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного областного университета (Москва, ул. Радио, д. 10а).
Автореферат разослан « $ ъ ОКЯЛ &РЯ 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат политических наук, доцент
Абрамов А.В.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Процессы демократизации российского общества привели к тому, что религия занимает все более важное место и приобретает большее значение в жизни государства. За последние двадцать лет религиозная ситуация почти полностью изменилась: принципиально новые черты приобрели отношения религиозных объединений и государства, религия влияет на политические, правовые, экономические, культурные процессы. Как следствие произошедших изменений, в России появилось множество новых религиозных объединений как зарубежного, так и отечественного происхождения. Почти не ограниченные правовыми рамками, религиозные организации (в том числе и весьма опасные) активно воздействуют на политический процесс, рекрутируют сторонников, проводят различные акции и проповедуют свои учения. Исходя из этого, в настоящий момент назрела необходимость усовершенствования российского законодательства, которое предусматривало бы ответственность по всему спектру нарушений, имеющих место быть в миссионерской деятельности и функционировании деструктивных религиозных объединений. Как можно больше явлений и процессов общественной жизни, связанной с религиозными объединениями, должно быть учтено в новом законодательстве.
Предотвращение появления новых опасных религиозных объединений, борьба с политическим влиянием и дальнейшим распространением уже существующих деструктивных религиозных организаций, просвещение граждан относительно негативных последствий участия в таких организациях и непрестанное совершенствование правовой базы являются насущными задачами настоящего времени.
А1стуальность темы диссертационного исследования определяется тем, что:
Во-первых, влияние новых религиозных объединений и деструктивных культов на российское общество с годами не уменьшается. Если в начале 1990-х годов многие люди открыто заявляли о своей симпатии к каким-либо новым религиозным учениям, то сегодня это принято скрывать. Таким образом, проблема усугубляется сложностью идентификации сторонников деструктивных религиозных объединений от приверженцев традиционных религий, происходит политическая и социальная мимикрия потенциально опасных для государственной власти сил.
Во-вторых, деструктивными религиозными объединениями практикуется организация и участие в антиобщественных акциях, причем многие из них не делают тайны из того факта, что конечной целью их деятельности является захват власти и мировое господство. .
з
В-третьих, причина высокой популярности новых религиозных объединений и деструктивных культов кроется в низкой осведомленности и вследствие этого неразборчивости граждан. Бесконтрольное развитие таких учений грозит усилением неустойчивости государства. Возник реальный вызов не только духовным интересам нации, но и государственной безопасности.
. В-четвертых, анализ перспектив деятельности деструктивных религиозных объединений на территории России показывает, что при их дальнейшем бесконтрольном функционировании появляется опасность усиления фундаменталистских настроений в обществе как способа отстоять свою цивилизационную идентичность.
В-пятых, об актуальности данной темы также свидетельствуют широкие негативные последствия деятельности новых религиозных объединений и деструктивных культов, для нейтрализации которых необходима теоретическая и практическая база. Должно быть ограничено проникновение религиозных новообразований в государственные учебные заведения и государственные структуры, а особенно предприятия, имеющие отношение к оборонной промышленности или обладающие передовыми технологиями.
Таким образом, все перечисленные обстоятельства обусловливают актуальность избранной диссертантом темы научного исследования.
Степень научной разработанности темы диссертации
Комплексных подходов к проблеме политического влияния новых религиозных объединений и деструктивных культов на сегодняшний день очень мало и они недостаточно разработаны. Существуют отдельные предложения от светских правоведов, юристов, от миссионеров и священнослужителей традиционных религий, также активно занимающихся нейтрализацией последствий деятельности деструктивных религиозных объединений на территории Российской Федерации. Но, если для первых исследователей более характерен уклон исключительно в правовое поле и популяризацию компромата на лидеров религиозных объединений и самих адептов, то для вторых особенно важной представляется духовная сторона проблемы. В связи с этим, необходим не только теоретический комплексный анализ ситуации, сложившейся в современной России, но и разработка практических мер как по обеспечению национальной и религиозной безопасности, правовому регулированию деятельности религиозных объединений, так и по информированию граждан об угрозе и последствиях вовлечения в культы, умению отличать мировые религии с тысячелетней историей от деструктивных подделок.
В России существует незначительное количество работ, в которых попытка противодействия деструктивным религиозным объединениям не
сводилась бы к простому накапливанию фактов о правонарушениях лидеров новых религиозных объединений и их адептов, но предлагалось бы объективное толкование государственно-религиозных отношений, содержался политологический анализ проблемы отношений государства, общества и религиозных организаций. Ввиду этого, весь объем литературы по теме диссертационного исследования целесообразно разделить на несколько групп и обозначить условные границы в соответствии с содержанием круга проблем, на которых сосредоточено внимание исследователей.
К первой группе исследований относятся научные работы, посвященные теоретическому осмыслению роли новых религиозных объединений в современной действительности, прежде всего, как сложного философского и социокультурного феномена. Такие ученые, как Е.Г. Балагушкин, Е.В. Бурлуцкая, Дж. Льюис, В. Мартин, М.Т. Сингер, Н.А. Трофимчук, В. Хаус, И.П. Яблоков рассматривают различные аспекты данного понятия, анализируют особенности взаимодействия новых религиозных объединений с государством и обществом .
Работы, в которых представлены различные аспекты вероучения и деятельности отдельных новьрс религиозных объединений, составили вторую группу исследований2.
1 Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. Ч. 1, 2. М.: ИФ РАН, 1999. 2 ч.; Балагушкин Е.Г. Проблемы морфологического анализа религий. М.: ИФ РАН, 2003. 218 е.; Бурлуцкая Е.В. Структурно-функциональный анализ религиозных новообразований // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. Третий философский конгресс. Т.З. Ростов н/Д., 2002; История религии. В 2 т. Т.2. / Под общ; ред. И.П. Яблокова. М.: Высшая школа, 2002. 609 е.; Мировой опыт государственно-церковных отношений: Учебн. пособие / Под общ. ред. д. ф. н., проф. Н.А. Трофимчука, 2-е изд., дополи, и перераб. М.: Издательство РАГС, 1999. 287 е.; Штерин М. Новые религиозные движения в России t990-x годов // Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. проф. К. Каариайнена и проф. Д. Фурмана. - СПб., М.: Летний сад, 2000. С. 150-173; Bromley, D. et al. Cults, Religion, and Violence, 2002; Hassan, S. Combatting Cult Mind Control, Park Street Press, 1990; House, W.: Charts of Cults, Sects, and Religious Movements, 2000; Kramer, J., Alstad, D. The Guru Papers: Masks of Authoritarian Power, 1993; Lalich, J. Bounded Choice: True Believers and Charismatic Cults, 2004; Landau Т. M. et al. Captive Hearts, Captive Minds, 1994; Lewis, J. R. The Oxford Handbook of New Religious Movements Oxford University Press, 2004; Lewis, J. R. Odd Gods: New Religions and the Cult Controversy, Prometheus Boob, 2001; Martin, W. et al. The Kingdom of the Cults, 2003; Melton, Gordon: Encyclopedic Handbook of Cults in America, 1992; Oakes, L. Prophetic Charisma: The Psychology of Revolutionary Religious Personalities, 1997; Singer, M.T. Cults in Our Midst: The Continuing Fight Against Their Hidden Menace, 1992; Tourish, D. On the Edge: Political Cults Right and Left, 2000.
2 Бакланова Г.Ю. Православная Церковь Божией Матери «Державная» как социально-религиозный феномен: дис. ... канд. филос. наук. М., 1999. 123 е.; Балагушкин Е.Г. Критика идеологии и практики современного кришнаизма. М.: Знание, 1984. 64 е.; Кузнецова Т.Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни
В третью группу вошли диссертационные исследования, посвященные религиоведческому, философскому и социальному анализу новых религиозных объединений. Среди них следует отметить работы В.И. Ибрагимова, A.B. Кузьмина, Д.Н. Манченко, Ю.Г. Носкова, Т.С. Оленин3.
К четвертой группе исследований относятся труды, в которых основным объектом для изучения стали государственно-религиозные отношения, рассматриваемые в политическом аспекте. Широкий спектр сведений о деятельности и вероучительных особенностях традиционных религий затрагивают такие ученые, как Р.Г. Ланда, A.B. Малашенко, Т.В. Растимешина, P.A. Силантьев4.
Труды, освещающие юридические аспекты деятельности новых религиозных объединений на территории Российской Федерации, составили пятую группу исследований. С позиций правовых наук данную
последователей Сан Мён Муна. М.: Издательство МАК ЦЕНТР, 1999. 377 е.; Кураев А. Сатанизм для интеллигенции (о Рерихах и Православии) в 2-х т. Т.1. Религия без Бога. М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006. 527 е.; Неопятидесятничество. Книга четвертая / Сборник трудов под общ. ред. А. Берестова. М„ 2010. 440 е.; Никитин А. Рон Хаббард и «Церковь Сайентологии». СПб.: Санкт-Петербургский Православный Институт Религиоведения и Церковных Искусств, 2006. 319 е.; Никитин А. «Многие придут под именем моим...». Сан Мен Мун и «Церковь Объединения». СПб.: Издательство «Шандал», 2001. 208 е.; Слюсаренко А. Иванов, ивановцы, ивановщина. О Паршеке и его «детках». М.: Изд-во «Христианская библиотека», 2009. 176 е.; Усатов А. Альфа-курс - путь в никуда. М.: Изд-во Душепопечительского центра св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2008. 174 с.
3 Ибрагимов В .И. Новые религиозные движения в духовной жизни современного
общества: дис. ... канд. филос. наук. Н: Новгород, 2011. 175 е.; Кузьмин А.В. Феномен деструктивности новых религиозных движений: дис. ... канд. филос. наук. Белгород, 2009. 204 е.; Макоева А.А. Нетрадиционные религиозные движения в современном российском обществе (на примере Кабардино-Балкарской Республики): дис. ... канд. историч. наук. Нальчик, 2010. 233 е.; Манченко Д.Н. Религии «нового века» в контексте культуры постмодерна: дна ... канд. филос. наук. М., 2002. 163 е.; Носков Ю.Г. Социально-философский анализ воздействия религиозного фактора на национальную безопасность: дис. ... д-ра филос. наук. М.: 2000. 332 е.; Оленич Т.С. Трансформация русского религиозного сектантства: философско-культорологический анализ: дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д., 2005. 332 с.
5 Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги.. М., 2005. 285 е.; Растимешина, Т.В. Культурное наследие церкви в политике российского государства. Saarbruscen: Dictus Publishing, 2012. 289 е.; Религии России: учебное, справочно-аналитическое пособие по вопросам государственно-конфессиональных отношений и религиоведению / под общ. ред. О.Ю. Васильевой, В.В. Шмидта. М.: РАГС, 2009. 157 е.; Религия и глобализация на просторах Евразии: [сборник] / Московский центр Карнеги; под ред. А. В. Малашенко и С. Б. Филатова. М:: РОССПЭН: Московский центр Карнеги, 2009. 340 е.; Сафронова Е. С. Буддизм в России (российские буддологи о буддизме в России) // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2010. №1. С. 140-164; Силантьев Р.А. Мусульманская дипломатия в России: история и современность. М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2010. 488 е.; Силантьев Р.А. Новейшая история ислама в России. М.: Алгоритм, 2007.576 с.
проблему рассматривают такие ученые, как С.А. Бурьянов, О.В. Дмитриев, Н.В. Кривельская, И.А. Куницын, А.А. Тер-Акопов, М.С. Фокин5.
К шестой группе исследований относятся работы, в которых внимание авторов сконцентрировано на проблемах нейтрализации последствий пребывания человека под воздействием учений деструктивных религиозных объединений и дальнейшей социализации людей 6.
Ввиду множества различных мнений, имеющих место быть в современной литературе по вопросу о статусе и месте новых религиозных объединений в российской действительности, очевидно, что тема религиозно-государственных отношений в современной России и их правового регулирования является дискуссионной и недостаточно разработанной.
На сегодняшний день недостаточно исследована проблема влияния новых религиозных объединений и деструктивных культов на политический процесс в Российской Федерации, а также проблема их маскировки под благотворительные и образовательные организации. Существование этих явлений описано некоторыми исследователями ,
5 Бурьянов, С.А. Религия на выборах в России. Фактор отношений государства с религиозными объединениями в федеральном избирательном цикле 2003-2004 года. М.: Институт свободы совести, 2005. 198 е.; Дмитриев О.В., Фокин MC. Сектантство: уголовно-правовые аспекты: Учебное пособие. Омск: Омский государственный университет, 2002. 163 е.; Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. М.: Фонд «Благовест», 1999. 26В е.; Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. М., 2000. 464 е.; Религия и право: российское и международное законодательство о свободе совести и о религиозных объединениях: сборник нормативно-правовых актов. СПб.: Невская Лавра, 2006. 376 е.; Свобода убеждений, совести и религии в современной России: специализир. информ.-аналит. докл.: монография / A.B. Бабушкин и др.; сост. и общ. ред. С.А. Бурьянов, Н.В. Костенко. М.: Московская Хельсинкская группа, 2007. 272 е.; Тер-Акопов A.A. Безопасность человека: социальные и правовые основы. М.: Издательство «Норма», 2005. 272 с.
6 Каган В.Е. Сайентология и психотерапия: экспертные материалы // Независимый психиатрический журнал. 1999. № 3; Хассен С. Освобождение от психологического насилия. Деструктивные культы, контроль сознания, методы помощи. СПб.: Прайм-Еврознак, ИД «Нева», М.: Олма-Пресс, 2002. 400 е.; Чеснокова И.А. Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность.: дис. ... канд. психолог, наук. М., 2005. 260 с.
7 См., например: Балагушкин, Е.Г. Религиозный плюрализм в современной России. Новые религиозные движения на постсоветском этапе / Е.Г. Балагушкин, В.К. Шохин // Мир России. 2006. № 2. С. 62-78.; Никитин, А. Рон Хаббард и «Церковь Сайентологии». СПб.: Санкт-Петербургский Православный Институт Религиоведения и Церковных Искусств, 2006. 319 е.; Религиозные объединения Московской области: Справочник / Е.П. Аверичев и др. М.: Славянский диалог, 1998. 431 с.
однако практические рекомендации по распознаванию и их нейтрализации пока не выработаны.
В российской политологии пока не осуществлен комплексный анализ последствий влияния деструктивных культов на политические процессы и сознание граждан нашей страны. Отсюда становится очевидной необходимость не только дать объективную характеристику данным процессам и свести воедино научные теории в данной области, но и выработать комплекс практических мер по нейтрализации влияния новых религиозных объединений на политический процесс в России. Назрела необходимость осуществления таких практических рекомендаций, которые способствовали бы появлению национального проекта по противодействию деструктивным культам.
Обобщая степень разработанности данной проблемы в отечественной и зарубежной литературе, можно сделать вывод, что тема, как отдельное диссертационное исследование не рассматривалась.
Все это и обусловило выбор темы исследования, ее основных целей и задач. .
Объектом исследования является политический процесс в контексте государственно-религиозных отношений в современной России.
Предметом исследования является характер воздействия на политический процесс в современной России новых религиозных объединений и деструктивных культов.
Целью исследования является анализ влияния новых религиозных объединений и деструктивных культов на политический процесс в Российской Федерации, обоснование практических правовых и организационных рекомендаций по нейтрализации этого влияния.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие
задачи:
1. Уточнить и дополнить классификацию новых религиозных объединений и деструктивных культов, действующих на территории Российской Федерации, выявить степень их влияния на политический процесс в Российской Федерации;
2. Провести анализ влияния (в том числе через СМИ) новых религиозных объединений и деструктивных культов на политический процесс в Российской Федерации;
3. Выявить факторы, обусловливающие влияние новых религиозных объединений на политический процесс, а также рассмотреть особенности деятельности новых религиозных объединений и деструктивных культов на территории Российской Федерации;
4. Проанализировать перспективы деятельности новых религиозных объединений и деструктивных культов на территории Российской Федерации;
5. На основании проведенных исследований разработать стратегию и тактику противодействия политическому влиянию новых религиозных объединений и деструктивных культов.
Теоретико-методологическую основу диссертации составили труды классиков общественно-политической мысли по рассматриваемой в диссертации проблеме. Методологическую базу исследования составили такие методы общенаучного познания, как синтез (соединение полученных . при анализе частей в одно целое) при обработке разрозненных данных о политических доктринах различных деструктивных религиозных объединений; аналогия, абстракция, индукция и дедукция, моделирование, формализация, контент-анализ, требования однозначного представления понятий, качественное и количественное наблюдение, эксперимент, частнонаучные и специальные методы.
Все использованные методы позволили сформулировать выводы по каждой главе диссертационного исследования и заключение.
Хотя работа не носит характер правового исследования, при ее написании автор опирался на законодательство Российской Федерации.
В диссертационном исследовании широко использовались труды отечественных и зарубежных ученых о новых религиозных объединениях, осуществляющих свою деятельность на территории России, материалы научных конференций, посвященных проблемах государственно-религиозных отношений8.
Эмпирической базой диссертации являются: законодательное обеспечение государственно-религиозных отношений9, статистические
8 Итоговое заявление международного христианского семинара «Тоталитарные секты в России», Москва, 16-20 мая 1994 г. // Альфа и Омега. 1994. № 2.; Итоговое заявление участников российской научно-практической конференции «Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека» (Санкт-Петербург, 12 января 1996 г.) // Миссионерское обозрение. 1996. № 3. С. 4-6.; Итоговое заявление православной сибирской международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты в Сибири», 10-13 января 1999 года г. Белокуриха Алтайского края // Альфа и Омега, 2000; Новые религии в России: двадцать лет спустя. Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, Центральный дом журналиста, 14 декабря 2012 г. М„ 2013. 240 с.
9 См.: Конституция Российской Федерации: офиц. текст. М.: ACT, Астрель, 2013. 63 е.; Концепция национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] // Совет Безопасности Российской Федерации [Сайт]. URL: http://www.scrf.gov.nj/index.html (дата обращения 24.11.2012); Федеральный закон от 19 мая 1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: информационно-правовой портал. URL: http://www.consultant.ru/popular/obob/ (дата обращения 03.05.2012); Федеральный закон РФ от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Российская газета, 30.07.2002.; Федеральный закон РФ от 29 июня 2013 г. № 136-ФЭ «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и
данные о количестве зарегистрированных религиозных общин и социологические опросы населения России 10, а также информация, полученная автором в результате общения с представителями традиционных религий, различных новых религиозных объединений и деструктивных культов, издаваемая ими литература.
Структура диссертационного исследования обусловлена его целями и задачами. Оно состоит из введения, трех разделов и списка литературы.
Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается степень разработанности проблемы, формулируются цель и задачи исследования, определяются его. методологические основы, новизна, основные положения, вынесенные на защиту, научно-практическая значимость, дается общая характеристика структуры диссертационной работы.
Раздел первый - «Теоретико-методологические основы исследования влияния новых религиозных объединений и деструктивных культов на политический процесс в Российской Федерации» - посвящен исследованию основных понятий данного диссертационного исследования, определению их идеологической сущности. Также приводятся основания для авторской классификации новых религиозных объединений и деструктивных культов, рассматривается степень их влияния на политический процесс.
Раздел второй ~ «Специфика влияния новых религиозных объединений и деструктивных культов на политический процесс в Российской Федерации» - посвящен анализу различных аспектов политической деятельности новых религиозных объединений на территории Российской Федерации. Внимание уделяется и другому важному фактору - информационно-психологическим аспектам деятельности новых религиозных объединений в России,
Раздел третий - «Стратегия и тактика противодействия влиянию новых религиозных объединений и деструктивных культов на политический процесс в Российской Федерации». В данном разделе рассматриваются основные направления информационного и правового
отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» // Российская газета. 30.06.2013.
10 Опросы по теме «Религия» [Электронный ресурс] 7 Соцопрос.ги. URL: http://www.sotsopros.ru/polls/religion/ (дата обращения 12.06.2013); Религиозность. Конфессии. Религиозная терпимость [Электронный ресурс] / ВЦИОМ [Сайт]. URL: http://wciom.ru/mdex.php?id=312 (дата обращения 21.10.2012); Религия в России [Электронный ресурс] / Encyclopaedia-Russia.ru. URL: http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=376 (дата обращения 16.01.2013); Цифры о вере и ценностях [Электронный ресурс] / Религия и закон: информационно-аналитический портал. URL: http://religionip.ru/category/socoprosy (дата обращения 15.09.2012)
обеспечения религиозной безопасности Российской Федерации, а также предлагаются практические рекомендации по усовершенствованию законодательства о религиозных объединениях.
В Заключении сформулированы основные выводы работы. Обозначены приоритетные, по мнению автора, пути решения проблем, обозначенных в диссертационном исследовании.
НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ
Научная новизна диссертационного исследования состоит в достижении следующих результатов:
- уточнена и дополнена классификация новых религиозных объединений и деструктивных культов, действующих на территории Российской Федерации, выявлена степень их влияния на политический процесс;
- проанализировано влияние новых религиозных объединений и деструктивных культов на политический процесс в Российской Федерации;
выявлены факторы, обусловливающие влияние новых религиозных объединений на политический процесс, рассмотрены особенности деятельности новых религиозных объединений и деструктивных культов на территории Российской Федерации;
- проанализированы перспективы деятельности новых религиозных объединений и деструктивных культов на территории Российской Федерации;
- разработаны стратегия и тактика противодействия политическому влиянию новых религиозных объединений и деструктивных культов.
Исходя из целей и задач диссертационного исследования, автор выносит на защиту следующие положения:
1. Авторскую классификацию новых религиозных объединений и деструктивных культов, действующих на территории Российской Федерации, составленную на основе многофакторного анализа (при доминировании политического фактора).
На данный момент не существует единого определения таких понятий, как «новое религиозное объединение», «секта», «культ». В настоящем диссертационном исследовании автор использует все эти термины как религиоведчески нейтральные, не несущие в себе какой-либо негативной окраски. Под сектой автор подразумевает религиозную группу, отделившуюся от основной конфессии. В рамках данного диссертационного исследования под культом понимается определенный тип организации группы, который характеризуется самостоятельным по отношению к существующим конфессиям происхождением. Культ не
всегда имеет четко выраженную религиозную составляющую. Термин «новое религиозное объединение» введен автором, для обобщения понятий «культ» (относится только к культам с выраженной религиозной составляющей) и «секта». Употребление данного термина указывает не только на'принципиальную новизну положений, содержащихся в учениях рассматриваемых религиозных групп, но и на новизну хронологическую.
На сегодняшний день существуют классификации новых религиозных объединений по многим признакам: происхождению, направлению вероучения, степени деструктивности, характеристике объекта поклонения и др. Необходимо отметить, что общепринятой классификации пока нет. Таким образом, проблема адекватной, соответствующей реалиям настоящего времени типологии новых религиозных объединений актуальна для научного анализа.
Несмотря на кажущееся единство форм существования и исторического развития новых религиозных объединений, все они существенно различаются по методам завоевания политического влияния, воздействия на личность и манипулирования ею, способу организации, особенностям обрядовой жизни. Практически все классификации, по разным признакам и основаниям, не дают однозначного ответа о том, куда же отнести . сайентологов. Точно не определены места «Трансцендентальной Медитации», «Ошо» и «Международного Общества Сознания Кришны», ведь отнесение их к религиозным организациям ориенталистского типа было бы сильным допущением. Некоторые исследователи вообще отделяют «Церковь Сайентологии» от всех остальных групп. Это обусловлено тем, что еще есть разногласия по поводу того, причислять ли сайентологию к религии. На основании всех изложенных фактов автор предлагает свою классификацию новых религиозных объединений. В данной классификации рассмотрены и весьма немногочисленные новые религиозные объединения, так как в масштабах одной страны и они имеют большое значение.
Псевдохристианские-. «Богородичный Центр», «Московская церковь Христа», «Ревнители истинного благочестия», «Свидетели Иеговы», «Семья», «Ревнители истинного благочестия», «Церковь Иисуса Христа святых последних дней».
Псевдовосточные: «Ананда Марга», «АУМ Сенрике», «Бахай», «Белый Лотос», «Брахма Кумарис», культ Ауробиндо Гхоша, культ Сатьи Саи Бабы, культ Шри Чинмоя, последователи Бабаджи, «Сахаджа-йога», «Фалуньгун», «Шри Чайтанья Сарасват Матх».
Эклектика: «Белое Братство», вуду, культ Раджниша (Ошо), «Международное Общество Сознания Кришны», «Трансцендентальная Медитация», центр «Юнивер», «Церковь Объединения», «Церковь Сайентологии».
Сатанизм и производные от него: братство «Мадра», «Общество сатаны», «Российская церковь сатаны», «Синий лотос», «Черный ангел», «Черное братство», «Черный дракон», «Южный крест» («Московская церковь сатаны»).
Ультраправые религиозные объединения: ваххабиты, «Новый акрополь».
New Age: «Братство фиолетового пламени», группа О. Андреева, «Зеленое братство», культ Анастасии, «Международный центр космического сознания» (уфология), Международный эзотерический центр «Vita», наркокультура, «Радастея», «Троянова Тропа», центр йоги «Крылья совершенства», «Церковь последнего завета». Также в данную группу можно отнести астрологические объединения и производные от них, неоязычество и все производные от него объединения (группа Доброслава, «Ошмарий-чимарий», «Школа Диворга»), теософские кружки и объединения почитателей Рерихов, а также все производные от них (ассоциация «Колыбель Сибири», бажовцы, «Экология сознания»).
Группы «новой магии»: спиритизм, шаманизм (в том числе последователи К. Кастанеды), медиумизм.
Мифологические культы: друидизм, культы на основе кельтской мифологии, культы на основе скандинавских легенд.
Медицинские культы: группа В. Столбуна, культ Порфирия Иванова, «Рейки», «Храм «шеол», «Энерсенс».
Психологические культы: «Синтон», нейролингвистическое программирование (НЛП).
Педагогические культы: валеология, «Международная академия информатизации».
Коммерческие культы:, сетевой маркетинг («Амвей», «Гербалайф» и др.).
Антиэтические культы: «Церковь адамитов».
Нацистские культы: «Церковь нави» («Церковь великой белой расы»).
Экологические культы: «Зеленый орден».
При составлении данной классификации принимались во внимание такие факторы, как:
- отношение к государству;
- отношение к общественным институтам;
- отношение к личности;
- понимание духовного идеала;
- взаимоотношение добра и зла в понимании учителей религиозных объединений;
- выбор методов и средств для достижения целей;
- характеристики основателей и руководителей религиозных объединений;
- роль духовного лидера в жизни религиозных объединений;
- определение финансового базиса религиозных объединений;
- отношение к законодательству, численность правовых нарушений руководителями религиозных объединений.
Данная классификация носит условный характер, но как система отсчета для понимания движущих сил данных религиозных объединений, она дает наиболее сжатую и конкретную информацию.
2. Результаты анализа и оценки деятельности новых религиозных объединений и деструктивных культов и их участия в политическом процессе России позволили выявить общую схему завоевания ими влияния, которую можно представить в виде последовательности: включение - вытеснение — завоевание.
Проведя качественный анализ имеющихся эмпирических данных о направлениях деятельности наиболее крупных религиозных объединений, действующих на территории России, можно прийти к выводу, что каждое из них имеет предпочтительную для себя сферу влияния. Как основные, можно выделить политическую, экономическую, культурную и оздоровительную направленности. При этом для данных групп существует два способа вхождения в политический процесс: собственно политический (религиозное объединение изначально позиционирует себя как полюс власти) и способ опосредованного участия (религиозное объединение закрепляется в экономической, культурной или медицинской сфере, а потом стремится к завоеванию политического влияния). Таким образом, религиозные объединения преимущественно политической направленности выдвигают борьбу за политическую власть как одну из основных (после духовного совершенствования) целей, к которым нужно стремиться. В эту группу входят: «Церковь Объединения», «АУМ Сенрике», неопятидесятники, «Ананда Марга», культ Шри Чинмоя и др.
Группа экономической направленности включает в себя «Свидетелей Иеговы», мормонов, а также все коммерческие, педагогические и психологические культы, набирающие с каждым годом все большую популярность.
В группу культурной направленности входят такие религиозные объединения, как «Церковь Сайентологии», «Международное Общество Сознания Кришны», последователи учения Рерихов, движение «New Age» и др.
В группу . религиозных объединений оздоровительной, экологической направленности следует отнести последователей Порфирия Иванова и десятки менее известных направлений целительства, созданных по тому же принципу.
Данная классификация позволяет получить представление о том, из чего складывается фундамент завоевания политического влияния новых
религиозных объединений.
Сначала религиозное объединение находит для себя нишу в какой-либо из перечисленных сфер, закрепляется в ней (включение), затем происходит постепенное вхождение в близкие сферы деятельности, укрепление влияния, вытеснение конкурентов. Затем, на основе предыдущих этапов, происходит завоевание стабильной и верной аудитории сторонников. Наиболее типичным примером здесь может служить Российский объединенный Союз христиан веры евангельской. Сначала данное религиозное объединений приобретает значительное число последователей 11 , включается в патриотические движения, вырабатывает современный имидж, отвечающий реалиям российской действительности. Постепенно круг влияния неопятидесятников расширяется: лидер религиозного объединения, C.B. Ряховский, заявляет, что «перед Церковью сегодня ставится задача воспитывать будущих политиков, бизнесменов, которые будут влиять на общество» . За последнее десятилетие неопятидесятники постепенно приходят в политику на высоких уровнях. В частности, C.B. Ряховский вошел в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ (с 2002 г.) и в Общественную палату РФ (с 2006 г. избран от общероссийских общественных объединений, утверждён указом
Президента РФ)13.
3. Факторы, обусловливающие влияние новых религиозных объединений на политический процесс, а также особенности политической и социальной деятельности новых религиозных^ объединений и деструктивных культов на территории Российской Федерации.
11 В состав РОСХВЕ входит 21 централизованная религиозная организация (ассоциации, региональные и епархиальные управления), более 1300 местных религиозных организаций (поместных церквей) зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации и более тысячи незарегистрированных религиозных групп. В соответствии с данными реестра зарегистрированных религиозных организаций Министерства юстиции РФ на 01.07.2010 в состав РОСХВЕ входило 6 % от общего числа зарегистрированных религиозных организаций на территории РФ (для сравнения: 12981 организаций (55 %) принадлежали РПЦ, 4198 (18 %) — исламским религиозным объединениям, евангельским христианам-баптистам - 863 (4%) религиозных организации). - Официальный сайт РОСХВЕ. URL: http://www.cef.ru/about/.
12 Генеральная конференция РОСХВЕ. Сайт московской религиозной организации ХВЕ «Роса». URL: http://www.i4j.net/rosa/nwin/arhivl/churchlfl 7.htm.
13 Яковлев И. Сергей Ряховский на службе у власти? Христианский сайт «Маранафа». URL: http://www.maranatha.org.Ua/cnews/r/91095.
Существует несколько политических и социальных предпосылок широкого распространения и влияния на молодежь в России деструктивных религиозных объединений, которыми являются, прежде всего, крайне либеральные правовые нормы Российской Федерации в отношении религиозных организаций (эту правовую линию продолжил федеральный закон Российской Федерации от 29 июня 2013 г. № 136-ФЭ «О внесении изменений в статью, 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан»14). Дана свобода вероисповедания, но не даны рамки этой свободы, необходимые, когда какие-либо религиозные объединения посягают на базовые права личности. Не предусмотрен эффективный механизм выявления деструктивных организаций и способы ограничения деятельности религиозных общин, уже признанных в других государствах опасными для общества, но продолжающих успешно регистрироваться в Российской Федерации под масками психологических школ или благотворительных фондов.
Вторым важным фактором популярности у российской молодежи новых религиозных объединений является мировоззренческий кризис. Существенно снизилось влияние мировых религий, Россия объявлена светским государством. В России до 1917 года именно религия претендовала на разрешение многих философских вопросов, неизбежно возникающих в жизни человека, она задавала вектор развития, показывала, куда нужно стремиться и что нужно делать. Во многом это упрощало бытие человека, так как существовали базовые ценности, на которые можно было ориентироваться. На пороге XXI века россияне оказались лицом к лицу с вожделенной свободой и многие не смогли справиться с ней. Религиозные учения превратились в способ манипулирования личностью и метод добывания финансовых ресурсов и влияния. Естественно, такого рода «духовные школы» не могут нравственно обогатить человека, помочь найти ему цель в жизни. Разочаровавшись по каким-то причинам в традиционных религиях, молодежь, привлеченная многообещающими лозунгами новых учений, оказывается в культурном вакууме, ведь деструктивные объединения, декларируя себя преемниками христианства, буддизма или другой традиционной религии, на самом деле таковыми считаться не могут по сути своего происхождения.
Третьим фактором, который также необходимо упомянуть в связи с возросшей ролью новых религиозных объединений, является
"Федеральный закон РФ от 29 июня 2013 г. № 136-ФЭ «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» // Российская газета. 30.06.2013.
нестабильность социально-экономического развития в России отсутствие его положительных перспектив. Данные условия создают благоприятную почву для распространения апокалиптических и оккультных учений. Неуверенность в завтрашнем дне толкает многих людей к магам и гуру, которые «видят будущее».
Четвертым фактором, безусловно, является активность самих новых религиозных объединений. Традиционные религии медленнее приспосабливаются к изменениям политической и социальной обстановки, новые религиозные объединения быстрее откликаются на вызовы времени.
В силу вышеперечисленных условий молодое поколение оказалось практически беспомощным перед информационной атакой деструктивных культов, что позволило их руководителям разработать эффективные методы вербовки.
Самыми распространенными, по мнению автора, способами привлечения молодежи в культы являются:
- психологические приемы (например, «бомбардировка любовью» у мунитов, «оксфордские» тесты для выявления проблем в сфере общения у сайентологов);
- бесплатные образовательные программы;
- непосредственное ознакомление с основами учения (листовки, которые разносят адепты, бесплатная раздача литературы);
- «медицинские» практики, исцеления;
- возможность извлечения экономической выгоды (коммерческие культы);
- обрисовка перспектив новой, более полной и счастливой жизни.
4. Перспективы деятельности новых религиозных объединений и деструктивных культов в Российской Федерации можно представить следующим образом:
формирование глобального информационно-культурного пространства, основанного на идеях новых религиозных объединений. Формально такая ситуация может выражаться в постепенном заимствовании Россией американской модели религиозности;
- утрата традиционными религиями своей символической роли как знака национальной и/или культурной идентичности;
- усиленная борьба новых религиозных объединений и деструктивных культов за ключевые позиции в политике и экономике, включая опосредованное влияние через своих сторонников из числа руководства страны;
- правовая дискриминация традиционной религиозности;
- организация мероприятий, направленных на политическую дестабилизацию Российской Федерации, разжигание сепаратистских настроений в обществе;
- наращивание числа последователей;
- вытеснение традиционных религий из общественной жизни;
- усиление влияния деструктивных религиозных объединений, особенно в социально-культурной и экономической сфере, в восточных регионах России.
Как следствие всего вышеперечисленного, можно отметить высокую вероятность появления большого количества течений религиозного фундаментализма как попытку отстоять свою идентичность.
Обозначенные перспективы являются прямой угрозой национальной безопасности России, ее государственной власти. Усиливающаяся таким образом атомизация общества неизбежно создает препятствия для сохранения территориальной целостности страны.
Осуществление таких планов вполне реально, так как степень контроля над сознанием сторонников деструктивных религиозных объединений такова, что во имя исполнения целей, заявленных руководителями, они пожертвуют многим. Это подтверждается следующими фактами:
- многочисленные психические расстройства большинства адептов культов;
- отделение адептов культа от внешнего мира, подведение идеологической базы под данную установку;
- позиция руководства деструктивных религиозных объединений «цель оправдывает средства»;
- запрет на критическое осмысление информации, полученной от вышестоящих лидеров;
- беспрекословное подчинение руководству деструктивных религиозных объединений.
Большинство деструктивных религиозных объединений рассматривает государство как враждебную силу, которую во что бы то ни стало нужно использовать в своих интересах. Неудивительно, что для противодействия вмешательства государства изобретаются специальные механизмы ухода от налогов и сокрытия правонарушений. Среди деструктивных религиозных объединений практикуется и шпионаж на территории России. Мормоны, сайентологи, иеговисты активно пользуются архивами, собирают досье на политических деятелей различных уровней, руководящий состав крупных предприятий15.
Как показывает анализ, несмотря на то, что новые религиозные объединения и деструктивные культы функционируют почти во всех странах мирового сообщества, тем не менее, ряду государств удалось в
15 Ершов Д. Секты шпионят за нами [Электронный ресурс] / Kreml.org [Сайт]. URL: http://ww.kreml.org/opimons/184278602.
значительной мере снизить их влияние на политические процессы. Это явилось следствием комплекса мер, учитывающих специфику деятельности религиозных объединений в каждой конкретной стране.
5. В современной российской действительности основным направлением противодействия негативному влиянию религиозных объединений на политический процесс должна стать системная совокупность мер, обеспечивающих равенство всех религий перед законом. Основными составляющими данной стратегии являются:
выработка единого национального проекта «Об информационной и психологической безопасности»;
- мероприятия федерального уровня, направленные на распространение базовых религиозно-культурных знаний, в том числе создание политически, философски и религиозно нейтральной организации федерального уровня, непосредственно занимающейся проблемами религиозных объединений; создание данной организацией постоянной обновляющейся информационной базы в сети Интернет, в которой были бы отражены сведения обо всех религиозных объединениях и их деятельности;
-усовершенствование законодательства Российской Федерации о религиозных объединениях, в частности, принятие закона о психологической безопасности личности, который бы запрещал деятельность организаций, представляющих риск для жизни, психического и физического здоровья граждан, семьи и общества.
Опасность, исходящая от деструктивных религиозных объединений, уже осмыслена некоторыми группами российского общества. Так, приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18 февраля 2009 г. № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе» утвержден состав Экспертного совета и регламент проведения экспертизы. Традиционные религии также проводят немалую работу по информированию граждан об опасности деструктивных религиозных объединений. Создаются центры реабилитации жертв нетрадиционных религий и правозащитные центры. Однако всего перечисленного на сегодняшний день недостаточно, необходимы практические меры, учитывающие политические и исторические
особенности России.
Немалую проблему при разработке законов, регулирующих деятельность религиозных объединений, представляет собой тот факт, что даже с принятием соответствующей законодательной базы по деструктивным религиозным объединениям, проблема их роста не бывает снята, что обусловлено следующими факторами:
высокой трудностью идентификации и выделения деструктивных религиозных объединений (включая религиозные
объединения, замаскированные под общественные организации, профсоюзы и др.);
• тем обстоятельством, что многие деструктивные религиозные объединения действуют под прикрытием так называемых «фронтовых организаций», регулярно меняют свои названия, проводят "реорганизации", что также затрудняет их идентификацию;
• отсутствием возможности полного контроля деятельности даже одного конкретного деструктивного религиозного объединения;
• возможности, после запрета их деятельности, перехода многих деструктивных религиозных объединений на нелегальное положение, ужесточения конспирации и увеличения своей мобильности (постоянные передвижения адептов), что еще более снизит контроль над ними со стороны властей;
• разобщенностью действий со стороны специалистов по деятельности деструктивных религиозных объединений, отсутствием координированности в работе;
• даже при ликвидации конкретного деструктивного религиозного объединения и изоляции его лидеров остается проблема его адептов, действия которых непредсказуемы. Арест и изоляция руководителей конкретной деструктивной религиозной организации редко прекращают ее существование.
Тем не менее, курс на искоренение всех новых религиозных объединений не может проводиться в рамках государственной политики.
В отношении законодательства, регулирующего деятельность деструктивных религиозных объединений, следует идти не по пути их запрещения, а ужесточения наказаний за конкретные правонарушения, совершаемые как новыми религиозными объединениями, так и традиционными. В нормативных актах не обязательно давать точные определения, какие религиозные объединения следует считать деструктивными, а какие - нет, так как зачастую данный факт очень сложно определить. Таким образом, религиозная организация должна отвечать за свои противоправные деяния не потому, что она - «секта», а потому, что она нарушила действующие законы.
В России необходима качественная подготовка специалистов-практиков, занимающихся проблемами деструктивных религиозных объединений, . которые имели бы не только фундаментальные религиоведческие знания, но и психологические, юридические, могли бы работать с традиционными религиями, представленными в Российской Федерации, обладали навыками выработки тактики взаимодействия с лидерами и представителями деструктивных религиозных объединений, правоохранительными органами, региональной и федеральной властью. Данные специалисты не обязательно должны выходить из
конфессиональной среды, их возможно подготовить и в сфере государственного образования.
На взгляд автора, государство и религиозные объединения должны придерживаться комплиментарных отношений, не накалять обстановку в обществе, провоцируя экстремизм. •
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО АПРОБАЦИЯ
Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Впервые сделана попытка политологического анализа влияния новых религиозных объединений и деструктивных культов на политический процесс в современной России. Применение материалов данной работы возможно в политической, научной, преподавательской деятельности, чтении спецкурсов по соответствующей тематике. В вопросе государственно-религиозных отношений данный труд может послужить к усовершенствованию законодательства Российской Федерации и проведению необходимых реформ, выработке новой концепции правового регулирования деятельности новых религиозных объединений.
Содержание данной диссертации в определенной степени помогает лучше понять истоки популярности в России учений деструктивных религиозных объединений, и тем самым более эффективно противодействовать им.
Апробация диссертационного исследования
Методологические и теоретические положения диссертации, её выводы и практические рекомендации докладывались автором в выступлениях на межвузовских научно-практических конференциях: в Москве (Московский государственный областной университет, кафедра социальных наук и государственного управления, а также Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии наук, 2013 г.), в Балашихе (Военно-технический университет), в Нижнем Новгороде (Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского), в выступлениях перед профессорско-преподавательским составом и студентами Московского государственного областного университета, на встречах с отечественными исследователями, занимающихся проблемами новых религиозных объединений.
Основные выводы диссертационного исследования нашли отражение в следующих работах (объем 3,6 п.л.):
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:
1. Семенова В.И. Способы влияния деструктивных религиозных организаций на молодежь в современной России // Человеческий капитал. 2013. № 4 (52). С. 27-31. - 0,3 п.л.
2. Семенова В.И. Стратегия и тактика противодействия влиянию новых религиозных объединений на политический процесс в Российской Федерации // Власть. 2013. № 6. С. 96-99. - 0,3 п.л.
Публикации в других изданиях:
3. Семенова В.И. Политический аспект деятельности «Церкви Объединения» на территории России // Научная перспектива. 2012. № 10. С. 65-68. - 0,3 п.л.
4. Лоза Г.Г., Семенова В.И. Движение New Age как яркий представитель совокупности новых религиозных течений // Ориентир: сборник научных трудов кафедры социальных наук и государственного управления. Выпуск 14. М.: Изд-во МГОУ, 2012. С. 44-50.-0,3 п.л.
5. Семенова В.И. Переговоры как средство срыва сектантских политических мероприятий // Научная перспектива. 2013. № 2 (36). С. 67-71.-0,4 пл.
6. Лоза Г.Г., Семенова В.И. Проблема диалога и взаимодействия традиционных религий и новых религиозных движений в условиях современной глобализации // Проблемы государственного и муниципального управления в условиях современной глобализации: сборник трудов международной научно-практической конференции (Москва, 18.02.2013). М.: МГОУ, 2013. С. 334-337. - 0,3 п.л.
7. Семенова В.И. Влияние новых религиозных объединений деструктивного и оккультного характера на политический процесс в условиях демократизации общества в современной России // Наши научные интересы: сборник научных статей студентов и аспирантов кафедры политологии и права. М., 2013. С. 189-197. - 0,5 п.л.
8. Семенова В.И. Перспективы политической деятельности новых религиозных объединений в Российской Федерации // Материалы V Всероссийской научно-практической, конференции «Россия 2030 глазами молодых ученых» (ИНИОН РАН, 5 апреля 2013). М.: Научный эксперт, 2013. С. 412-414,- 0,3 п.л.
9. Семенова В.И. Влияние нового религиозного движения «Церковь Сайентологии» на образование в современной России // Профессиональное образование в сфере национальной безопасности: сборник тезисов докладов и выступлений Всероссийской научно-практической конференции (Балашиха, 23-24 апреля 2013). Балашиха: ВТУ, 2013. С. 163-166.-0,4 п.л.
10. Семенова В.И. Новые религиозные движения в истории политической мысли (терминологическая проблематика) // Научный обозреватель. 2013. № 4 (28). С. 53-56. - 0,2 пл.
11. Семенова В.И. Новые религиозные объединения как субъекты создания политических теорий // Журнал научных и прикладных исследований. 2013. № 6. С. 39-43.-0,3 пл.
Подписано в печать: 04.10.2013 г. Бумага офсетная. Гарнитура «Times New Roman». Печать офсетная. Формат бумаги 60/84 |/1б. Усл. п.л. 1,5.
___ Тираж 100 экз. Заказ № 116.__
Изготовлено с готового оригинал-макета в ИИУ МГОУ. 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10-а.
Текст диссертации на тему "Влияние новых религиозных объединений и деструктивных культов на политический процесс в Российской Федерации"
Московский государственный областной университет
На правах рукописи
04201363580
Семенова Валерия Игоревна
ВЛИЯНИЕ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ДЕСТРУКТИВНЫХ КУЛЬТОВ НА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Специальность: 23.00.02 -политические институты, процессы и технологии
диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук
Научный руководитель доктор политических наук, профессор
Лоза Г.Г.
Москва-2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..................................................................................................3
РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические основы исследования влияния новых религиозных объединений и деструктивных культов на политический процесс в Российской Федерации.........................................................................................20
РАЗДЕЛ 2. Специфика влияния новых религиозных объединений и деструктивных культов на политический процесс в Российской Федерации .......................................................................................................60
РАЗДЕЛ 3. Стратегия и тактика противодействия влиянию новых религиозных объединений и деструктивных культов на политический процесс в Российской Федерации.......................................................................................117
Заключение.....................................................................................152
Список литературы...........................................................................161
Введение
Процессы демократизации российского общества постепенно привели к тому, что религия занимает все более важное место и приобретает большее значение в жизни государства. За последние двадцать лет религиозная ситуация почти полностью изменилась: новый уровень приобрели отношения религиозных объединений и государства, религия влияет на политические, правовые, экономические, культурные процессы. Как следствие произошедших изменений, в России появилось множество новых религиозных объединений как зарубежного, так и отечественного происхождения. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» задал рамки почти бесконтрольному до того момента процессу распространения и усиления влияния деструктивных религиозных объединений 1 . Однако эксцессы с организацией сайентологов, «АУМ Сенрике», иеговистами, кришнаитами, псевдоисламскими террористами и другими новыми религиозными объединениями выявили острую необходимость усовершенствования законодательства в Российской Федерации. Как никогда нужны новые формы государственного влияния на религиозную политику страны, правовые нормы и подзаконные акты, которые гарантировали бы гражданам России как полноту информации обо всех действующих на ее территории религиозных объединениях, так и защиту от угроз национальной и личной безопасности.
Проблема не только в том, что деструктивные религиозные объединения покушаются на духовную сторону жизни человека, обманом заставляя поверить его в губительное для психики учение, но и в их политической деятельности, направленной на разжигание этнополитических конфликтов и экстремистских настроений, подрыв традиционных для русской культуры ценностей и
1 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [Электронный ресурс]. // Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/171640/ (дата обращения 21.05.2013)
патриотизма. Вместо того, чтобы вносить позитивный вклад в культуру и самосознание российских граждан, как это делают, согласно своему назначению, традиционные религии, деструктивные религиозные объединения ведут антинародную деятельность на территории России, зачастую не только лишая своих адептов денег и здоровья, но и зачастую занимаются шпионажем, финансовыми махинациями и другими правовыми нарушениями.
Многие деструктивные религиозные объединения не регистрируются как религиозные организации или маскируются под благотворительные и образовательные центры для достижения своих политических или экономических целей (социальная мимикрия). Зачастую такая форма обмана выгодна также для того, чтобы проникать в государственные структуры, образовательные учреждения и общественные институты. В связи с этим можно отметить не только влияние, которое имеют религиозные объединения непосредственно через своих лидеров и адептов, но и опосредованное воздействие через людей, которые зачастую не подозревают, с кем имеют дело.
Почти не ограниченные правовыми рамками, даже особенно опасные религиозные организации действуют и проповедуют свои учения. Исходя из этого, в настоящий момент назрела необходимость усовершенствования российского законодательства, которое предусматривало бы ответственность по всему спектру нарушений, имеющих место быть в миссионерской деятельности и функционировании деструктивных религиозных объединений. Как можно больше явлений и процессов общественной жизни, связанной с религиозными объединениями, должно быть учтено в новом законодательстве.
Предотвращение появления новых опасных религиозных объединений, борьба с политическим влиянием и дальнейшим распространением уже существующих деструктивных религиозных организаций, просвещение населения относительно негативных последствий вовлечения в секты и непрестанное совершенствование правовой базы являются насущными задачами настоящего времени.
Актуальность темы диссертационного исследования определяется тем,
что:
Во-первых, влияние новых религиозных объединений и деструктивных культов на политический процесс в Российской Федерации с годами не уменьшается. Если в начале 1990-х годов многие люди открыто заявляли о своей симпатии к каким-либо культам, то сегодня это скрывают. Таким образом, проблема усугубляется сложностью идентификации сторонников деструктивных религиозных движений от приверженцев традиционных религий.
Во-вторых, деструктивными религиозными объединениями практикуется организация и участие в антиобщественных акциях, причем многие из них не скрывают, что конечной целью их деятельности является захват власти и мировое господство.
В-третъих, причина высокой популярности новых религиозных объединений и деструктивных культов кроется в низкой осведомленности и вследствие этого неразборчивости граждан. Бесконтрольное развитие таких учений грозит усилением неустойчивости государства. Возник реальный вызов не только духовным интересам нации, но и государственной безопасности.
В-четвертых, анализ перспектив деятельности деструктивных религиозных объединений на территории России показывает, что при их дальнейшем бесконтрольном функционировании появляется опасность усиления фундаменталистских настроений в обществе, как способа отстоять свою цивилизационную идентичность.
В последнее время особенно активно стали заявлять о себе сторонники лояльного отношения к новым религиям, свободе совести. Но они забывают или намеренно не хотят говорить о том, что под свободой совести, прежде всего, понимается решение на основе полноты информации, чего как раз не прослеживается в деятельности деструктивных религиозных объединений, зачастую утаивающих или искажающих информацию о себе. Отсюда видно, что для принятия данного отношения к новым религиям надо закрыть вопрос о многократных нарушениях российского законодательства большинством
деструктивных религиозных организаций и позволить им дальше разрушать страну. В документах для внутреннего пользования многих новых религиозных объединений подробно расписывались планы по расчленению России на отдельные государства с использованием искусственно насаждаемых псевдорелигиозных учений и построение «пятой колонны». В соответствии с этим в России должно быть как можно больше этнических и религиозных конфликтов . Чтобы не допустить этого, необходимы своевременные и разумные меры противодействия планам разрушения Российской Федерации.
В-пятых, комплексных подходов к проблеме политического влияния деструктивных религиозных объединений на сегодняшний день очень мало и они недостаточно разработаны. Существуют отдельные предложения от светских правоведов, юристов, от миссионеров и священнослужителей традиционных религий, также активно занимающихся нейтрализацией последствий деятельности деструктивных и тоталитарных религиозных объединений и культов на территории Российской Федерации. Но, если для первых исследователей более характерен уклон исключительно в правовое поле и популяризацию компромата на лидеров сект и самих адептов, то для вторых особенно важной представляется
о
духовная сторона ситуации . В связи с этим, необходим не только теоретический комплексный анализ ситуации, сложившейся в современной России, но и разработка практических мер как по обеспечению национальной и религиозной безопасности, правовому регулированию деятельности религиозных объединений, так и по информированию населения об угрозе и последствиях вовлечения в культы, умению отличать мировые религии от деструктивных подделок.
2 Зеленков М.Ю. Социальная конфликтология: Учебное пособие [Электронный ресурс]. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-101396.html?page=6 (дата обращения 22.01.2013).
3 См., например.: Алидин В.И. Государственная безопасность и время. М.: Изографус, 2001. 448 е.; Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. М., 2000. 464 е.; Кураев А. Сатанизм для интеллигенции (о Рерихах и Православии) в 2-х т. Т. 1. Религия без Бога. М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006. 527 е.; Неопятидесятничество: вирус в христианстве. Книга четвертая. Сборник трудов под общ. ред. А. Берестова. М.: Издательство Душепопечительского центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского ,2010. 440 с.
В-шестых, об актуальности данной темы также свидетельствуют широкие негативные последствия деятельности новых религиозных объединений и деструктивных культов, для нейтрализации которых необходима теоретическая и практическая база. Должно быть ограничено проникновение религиозных новообразований в государственные учебные заведения и государственные структуры, а особенно предприятия, имеющие отношение к оборонной промышленности или обладающие передовыми технологиями.
Таким образом, все перечисленные обстоятельства обусловливают актуальность избранной диссертантом темы научного исследования.
Степень научной разработанности темы диссертации
В России существует незначительное количество работ, в которых попытка противодействия деструктивным религиозным объединениям не сводилась бы к простому накапливанию фактов о многочисленных преступлениях лидеров сект и их адептов, но предлагалось бы объективное толкование государственно-религиозных отношений, содержался политологический анализ проблемы отношений государства, общества и религиозных организаций. Ввиду этого, весь объем литературы по теме диссертационного исследования целесообразно разделить на несколько групп и обозначить условные границы в соответствии с содержанием круга проблем, на которых сосредоточено внимание исследователей.
К первой группе исследований относятся научные работы, посвященные теоретическому осмыслению роли новых религиозных объединений в обществе, прежде всего, как сложного философского и социокультурного феномена. Такие ученые, как Е.Г. Балагушкин, Е.В. Бурлуцкая, Дж. Льюис, В. Мартин, М.Т. Сингер, H.A. Трофимчук, В. Хаус, И.П. Яблоков рассматривают различные аспекты данного понятия, анализируют особенности взаимодействия новых религиозных объединений с государством и обществом4.
4 Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ.
Ч. 1,2. М.: ИФ РАН, 1999. 2 ч.; Балагушкин Е.Г. Проблемы морфологического анализа религий. М.: ИФ РАН, 2003. 218 е.; Бурлуцкая Е.В. Структурно-функциональный анализ религиозных
Работы, в которых представлены различные аспекты вероучения и деятельности отдельных сект, составили вторую группу исследований5.
В третью группу вошли диссертационные исследования, посвященные религиоведческому, философскому и социальному анализу новых религиозных объединений. Среди них следует отметить работы В.И. Ибрагимова, А.В. Кузьмина, Д.Н. Манченко, Ю.Г. Носкова, Т.С. Оленич6.
новообразований // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. Третий философский конгресс. Т.З. Ростов н/Д., 2002; История религии. В 2 т. Т.2. / под общ. ред. И.П. Яблокова. М.: Высшая школа, 2002. 609 е.; Мировой опыт государственно-церковных отношений: Учебн. пособие / Под общ. ред. д. ф. н., проф. Н.А. Трофимчука, 2-е изд., дополн. и перераб. М.: Издательство РАГС, 1999. 287 е.; Штерин М. Новые религиозные движения в России 1990-х годов // Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. проф. К. Каариайнена и проф. Д. Фурмана. - СПб., М.: Летний сад, 2000. С. 150-173; Bromley, D. et al. Cults, Religion, and Violence, 2002; Hassan, S. Combatting Cult Mind Control, Park Street Press, 1990; House, W.: Charts of Cults, Sects, and Religious Movements, 2000; Kramer, J., Alstad, D. The Guru Papers: Masks of Authoritarian Power, 1993; Lalich, J. Bounded Choice: True Believers and Charismatic Cults, 2004; Landau Т. M. et al. Captive Hearts, Captive Minds, 1994; Lewis, J. R. The Oxford Handbook of New Religious Movements Oxford University Press, 2004; Lewis, J. R. Odd Gods: New Religions and the Cult Controversy, Prometheus Books, 2001; Martin, W. et al. The Kingdom of the Cults, 2003; Melton, Gordon: Encyclopedic Handbook of Cults in America, 1992; Oakes, L. Prophetic Charisma: The Psychology of Revolutionary Religious Personalities, 1997; Singer, M.T. Cults in Our Midst: The Continuing Fight Against Their Hidden Menace, 1992; Tourish, D. On the Edge: Political Cults Right and Left, 2000.
5 Бакланова Г.Ю. Православная Церковь Божией Матери «Державная» как социально-религиозный феномен: дис. ... канд. филос. наук. М., 1999. 123 е.; Балагушкин Е.Г. Критика идеологии и практики современного кришнаизма. М.: Знание, 1984. 64 е.; Кузнецова Т.Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мён Муна. М.: Издательство МАК ЦЕНТР, 1999. 377 е.; Кураев А. Сатанизм для интеллигенции (о Рерихах и Православии) в 2-х т. Т.1. Религия без Бога. М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006. 527 е.; Неопятидесятничество. Книга четвертая. Сборник трудов под общ. ред. А. Берестова. М., 2010. 440 е.; Никитин А. Рон Хаббард и «Церковь Сайентологии». СПб.: Санкт-Петербургский Православный Институт Религиоведения и Церковных Искусств, 2006. 319 с.; Никитин А. «Многие придут под именем моим...». Сан Мен Мун и «Церковь Объединения». СПб.: Издательство «Шандал», 2001. 208 е.; Слюсаренко А. Иванов, ивановцы, ивановщина. О Паршеке и его «детках». М.: Изд-во «Христианская библиотека», 2009. 176 е.; Усатов А. Альфа-курс - путь в никуда. М.: Изд-во Душепопечительского центра св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2008. 174 с.
6 Ибрагимов В.И. Новые религиозные движения в духовной жизни современного общества: дис. ... канд. филос. наук. Н. Новгород, 2011. 175 е.; Кузьмин А.В. Феномен деструктивности новых религиозных движений: дис. ... канд. филос. наук. Белгород, 2009. 204 е.; Макоева А.А. Нетрадиционные религиозные движения в современном российском обществе (на примере
К четвертой группе исследований относятся труды, в которых основным объектом для изучения стали государственно-религиозные отношения, рассматриваемые в политическом аспекте. Широкий спектр сведений о деятельности и вероучительных особенностях традиционных религий затрагивают такие ученые, как Р.Г. Ланда, A.B. Малашенко, Т.В. Растимешина, P.A. Силантьев7.
Труды, затрагивающие юридические аспекты деятельности новых религиозных объединений на территории Российской Федерации составили пятую группу исследований. С позиций правовых наук данную проблему рассматривают такие ученые, как О.В. Дмитриев, Н.В. Кривельская, И.А. Куницын, A.A. Тер-Акопов, М.С. Фокин 8.
Кабардино-Балкарской Республики): дис. ... канд. историч. наук. Нальчик, 2010. 233 е.; Манченко Д.Н. Религии «нового века» в контексте культуры постмодерна: дис. ... канд. филос. наук. М., 2002. 163 е.; Носков Ю.Г. Социально-философский анализ воздействия религиозного фактора на национальную безопасность: дис. ... д-ра филос. наук. М., 2000. 332 е.; Оленич Т.С. Трансформация русского религиозного сектантства: философско-культорологический анализ: дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д., 2005. 332 с.
7 Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги. М., 2005. 285 е.; Растимешина Т.В. Культурное наследие церкви в политике российского государства. Saarbruscen: Dictus Publishing, 2012. 289 е.; Религии России: учебное, справочно-аналитическое пособие по вопросам государственно-конфессиональных отношений и религиоведению / под общ. ред. О.Ю. Васильевой, В.В. Шмидта. М.: РАГС, 2009. 157 е.; Религия и глобализация на просторах Евразии: [сборник] / Московский центр Карнеги; под ред. А. В. Малашенко и С. Б. Филатова. М.: РОССПЭН: Московский центр Карнеги, 2009. 340 е.; Сафронова Е. С. Буддизм в России (российские буддологи о буддизме в России) // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2010. №1. С. 140-164; Силантьев Р.А. Мусульманская дипломатия в России: история и современность. М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2010. 488 е.; Силантьев Р.А. Новейшая история ислама в Р