автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Влияние Отечественной войны 1812 г. на культуру российской провинции
Полный текст автореферата диссертации по теме "Влияние Отечественной войны 1812 г. на культуру российской провинции"
На правах рукописи
Захарова Мария Евгеньевна
ВЛИЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 г. НА КУЛЬТУРУ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ (по материалам Пензенской губернии)
24.00.01 - Теория и история культуры
Автореферат
диссертации на соискание учёной степени кандидата культурологии
17 АПР 2014
Саратов 2014
005547187
005547187
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор
Волошинов Александр Викторович
Официальные оппоненты: Кучерук Ирина Владимировна
доктор культурологии, доцент, ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет», профессор кафедры истории России
Абрамов Михаил Александрович
доктор культурологии, профессор, ФГКВОУ ВПО «Саратовский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации», старший преподаватель кафедры гуманитарных и социальных наук
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Ульяновский
государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», кафедра культурологии и музееведения
Защита диссертации состоится «10» июня 2014 г. в 14.30 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.242.12 при ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» по адресу: 410054, Саратов, ул. Политехническая, 77, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., корп. 1, ауд. 319.
С диссертацией можно ознакомиться в научно-технической библиотеке ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»
Автореферат разослан « О.Ь » апреля 2014 г. Ученый секретарь ^^ .
диссертационного совета Тищенко Наталья Викторовна
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Длительность сохранения в российском общественном сознании XIX века памяти об Отечественной войне 1812 года не является свидетельством его «отсталости» и «восточного традиционализма», а демонстрирует тот неизгладимый отпечаток, который данное политическое событие наложило на духовную жизнь российского общества, качественно её преобразовав. Обычно оценка значения Отечественной войны 1812 г. и последующих заграничных походов русской армии ограничивается либо констатацией тех изменений, которые произошли на политической карте Европы в 18131815 годах, либо определением влияния этого события на зарождавшееся российское революционное движение в лице будущих декабристов. Иногда к этому добавляют и революционизирующий эффект от пребывания за границей простых русских солдат, почувствовавших на мгновение свободу, а затем вновь возвращённых в крепостную неволю. При этом как-то забывается, что российское общество образца 1812 года — это не только офицеры-дворяне и солдаты из простонародья. Конечно, именно они были главным субъектом освободительной войны. Однако то, как события войны повлияли на умонастроения других социальных групп и общностей, удалённых от театра военных действий территориально, т.е. находившихся в провинциальном тылу, а также то, как война отразилась в быту провинциалов, принадлежавших к различным социальным слоям, ещё не было предметом специального исследования. Культурологический аспект войны всегда оставался в тени или, в лучшем случае, трактовался очень узко, с позиций искусствоведения. А ведь в ходе войны в общественном сознании произошёл качественный скачок, результатом которого стало завершение процесса формирования национального самосознания и превращение патриотизма в одну из детерминирующих характеристик мировоззрения россиян.
В начале XXI века вновь возник интерес к изучению «осевой» для России эпохи 1812 года и потребность в определении её долгосрочного воздействия на духовную культуру российского общества, в массе своей провинциального. Как и 200 лет назад, российское общество переживает период социально-экономической нестабильности и духовного перелома, только вызван он не внешнеполитическими причинами, а глубоким системным кризисом, выход из которого без создания нового идеала невозможен. Современное российское общество находится в состоянии деидеологизации: старые ценности утрачены, новые не выработаны. Поиск идеалов заставляет вспомнить, что россияне — это граждане великой страны, в историческом прошлом которой было немало славных страниц. Сегодня, как ив 1812 году, главным претендентом на роль объединяющего фактора выступает идеал общегражданского патриотизма.
Таким образом, необходимость данного исследования продиктована, во-первых, актуальностью проблемы формирования у современных россиян чувства патриотизма с помощью героических образцов из прошлого нашей Родины, а во-вторых, тем, что влияние Отечественной войны 1812 года на провинциальную культуру ещё не рассматривалось.
Степень изученности проблемы. Ближе всего к теме данного диссертационного исследования в историческом аспекте подходят исследования С. В. Белоусова, В. А. Бессонова, В. П. Тотфалушина. Так, работы С. В. Белоусова содержат ценный материал о том, как именно «гроза двенадцатого года» коснулась провинциального пензенского общества. В них содержится важная информация о численности и социальной принадлежности пензенцев - участников Отечественной войны 1812 г., а также о том, откуда они родом и в каких войсках служили. Большой интерес для изучения российской провинции в 1812 году представляет монография В. П. Тотфалушина «Саратовский край и наполеоновские войны», которая содержит сведения о пребывании военнопленных наполеоновской армии в Саратовской губернии, а также кратко рассматривается отражение событий войны в народном фольклоре Саратовского края. Из узкоспециальных исторических исследований нужно отметить статьи В. А. Бессонова и В. П. Тотфалушина, в которых рассматривается положение военнопленных солдат и офицеров «Великой армии» и предпринимается попытка анализа их взаимоотношений с населением российской провинции. Фундаментальный труд академика Е. В. Тарле «Война с Наполеоном» представляет интерес не только как подробное исследование военных действий. Выдающийся советский историк изучал также и умонастроения разных слоев русского общества в 1812 г. Его работа содержит взвешенный и аргументированный, в отличие от более поздних исследований, анализ крестьянских выступлений в 1812 г. и бунтов пензенских ополченцев.
Что "же касается культурологического аспекта, то ни в одной из изученных нами работ общее влияние Отечественной войны на культуру российской провинции не рассматривалось, хотя проблема провинции и провинциального общества и в философском, и в историческом, и в культурологическом вариантах в последние годы стала популярным объектом научного исследования. Однако когда речь идёт об отражении войны в культуре русской провинции, объектом рассмотрения становятся либо русская литература, либо общественно-политическая мысль, либо отдельные художественные артефакты.
Попытки изучения воздействия войны с Наполеоном на русскую культуру немногочисленны. Одной из них можно считать 7-томный сборник статей «Отечественная война и русское общество. 1812-1912», изданный в 1911 г. к 100-летнему юбилею Отечественной войны. В томе V имеется раздел «Отражение войны в литературе и искусстве», однако
почти все очерки, входящие в него, посвящены исключительно столичной дворянской культуре. Правда, наряду с журналистикой, театром, дворянской литературой и живописью рассматривается и посвященная войне народная поэзия, но краткий обзор народных песен, в котором предпринят поиск наиболее очевидных аналогий с фольклором XVIII в., не может, на наш взгляд, считаться полноценным исследованием. Не получил в этом сборнике объективной оценки и роман М. Н. Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году». Автор очерка «Отголоски 12-го года в русской повести и романе» ограничился только резко отрицательной характеристикой данного произведения, которая была традиционной для русской литературной критики Х1Х-ХХ веков.
Обзорный характер имеет и другое исследование - юбилейное издание коллективной монографии «Бородино, 1812», посвященное 175-летию Бородинского сражения. В главе «Гимн защитникам Отечества» кратко рассказывается об отражении ключевых событий войны с Наполеоном в русской литературе, музыкальном и изобразительном искусстве с 1812 г. до 80-х годов XX века без выделения провинциальной составляющей.
Если дворянский культурный мир, в большей мере столичный, изучен достаточно полно, то исследований провинциальной народной культуры крайне мало. Тем большее значение имеют работы Т. Т. Алявдиной и О. П. Мартыненко, где даётся условная классификация народного песенного фольклора по сюжетам, приводятся образцы народных песен, восходящих к 1812-1814 годам, и подробно сообщается, кем, где и когда была записана та или иная песня. Изучению народного изобразительного искусства посвящена работа А. В. Корниловой «Картинные книги», в которой показана эволюция русского лубка в начале XIX века и его превращение из забавной картинки в средство наглядной агитации. Та тщательность, с которой описаны некоторые лубки, позволяет рассматривать эту книгу и как важный источник. Специальных исследований другого популярного жанра - глиняной игрушки, в которых отдельные сюжеты связывались бы с событиями 1812 г., нет. Тем не менее, опираясь на информацию, которая содержится в работах известного отечественного коллекционера и исследователя Г. М. Блинова и искусствоведа И. Я. Богуславской, можно эту связь установить.
С методологической точки зрения важными для исследования художественного наследия Отечественной войны 1812 г. представляются диссертации В. Ф. Бирюкова, А. Б. Поддубных и О. А. Савченко. В них рассматривается конкретно-исторический характер духовного производства, оценивается роль искусства как источника исторического познания, даётся определение понятия «национальная идея» и подчёркивается, что её формирование в 30-40-х годах XIX века происходило, в том числе, и под влиянием побед в Отечественной войне.
Анализ научных трудов показывает, что вопрос влияния Отечественной войны 1812 года на российскую провинциальную культуру мало изучен.
Объектом исследования являются провинциальное общество и провинциальная культура России в период с 1812 г. по 1912 г.
Предметом исследования является Отечественная война 1812 года как причина возникновения новшеств, длительное время существовавших в культуре российской провинции.
Целью исследования является изучение влияния Отечественной войны 1812 г. на культуру российского провинциального общества XIX-XX веков.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- исследовать отношение различных слоев российского провинциального общества к войне с наполеоновской Францией;
- определить границы толерантности российского общественного сознания на примере отношения провинциалов к военнопленным;
- изучить те изменения, которые произошли под влиянием Отечественной войны 1812 г. в дворянской художественной культуре, а значит, и в мировосприятии создателей этой культуры — дворянской интеллигенции;
- рассмотреть те формы и художественные средства, с помощью которых в народном искусстве изображались события войны и её герои -защитники Отечества;
- определить длительность патриотического влияния Отечественной войны 1812 г. на провинциальное общественное сознание и культурную жизнь провинции;
- исследовать воспитательный аспект празднования 100-летнего юбилея войны.
Гипотеза исследования состоит в следующем.
Отечественная война стала тем «осевым» событием, которое качественно изменило мировосприятие народа, сделав патриотизм одним из главных чувств россиян, детерминантой российского общественного сознания вплоть до 1916 года. Патриотизм в этот период - это сложное явление, которое по-разному интерпретировалось и фиксировалось в мировоззрении социальных слоев российского общества. Этот культурологический феномен зависел от многих факторов, в том числе от культурного уровня носителей патриотического чувства, их пространственно-временной локализации, социального статуса и положения на стратификационной лестнице. Как показывает тщательное изучение источников, патриотизм в годы Отечественной войны и заграничных походов 1813-1814 гг. проявился не только в героизме русской армии, но и в новых культурных тенденциях,
распространившихся, в том числе, и в провинции. Он стал устойчивой и длительной объединяющей характеристикой российской провинциальной культуры, создателями которой на равных были представители всех социальных слоев: дворянства, зарождавшейся разночинной интеллигенции и крестьянства.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются принципы научности, объективности, историзма, принцип диалектической связи и взаимозависимости социальных процессов и тех культурных явлений, которые на протяжении 100 лет характеризовали жизнь российской провинции, а также принципы диахронии и синхронии, позволяющие проследить развитие целостного комплекса социокультурных явлений, порождённых Отечественной войной 1812 года, и особенности их взаимосвязи.
Исследование велось в русле сочетания культурологического и деятельностного подходов как наиболее плодотворного способа, позволяющего, во-первых, описать, сравнить и систематизировать эмпирический материал, являющийся культурным наследием российской провинции первой половины XIX века, а во-вторых, рассмотреть его как результат созидательной творческой деятельности людей, вызванной к жизни патриотическим подъёмом 1812 года.
При изучении проблемы автор придерживался также и междисциплинарного подхода, который позволил использовать целостную систему социально-гуманитарного знания, созданную, в частности, такими науками, как история, культурология, искусствоведение, литературоведение, а также философия.
Феномен провинциальной культуры, менявшейся под влиянием Отечественной войны 1812 года, изучался с помощью следующих методов:
аксиологического метода, который позволяет рассмотреть различные культурные явления начала Х1Х-ХХ вв. через призму моральных, правовых и политических норм, а также дать оценку эстетическим взглядам и вкусам дворянства и простого народа;
генетического метода, с помощью которого можно проследить истоки тех культурных явлений, которые трансформировались под влиянием Отечественной войны 1812 г.;
компаративного метода, в рамках которого проводится сравнительно-исторический анализ общественного сознания и феноменов культуры в период до и после войны 1812 года.
Источниковая база диссертационного исследования. Использованные для диссертации источники можно разбить на три категории: 1) письменные источники; 2) устное народное творчество; 3) памятники материальной культуры XIX в. К первой категории относятся мемуары и произведения художественной литературы. Вторая категория
представлена народной песней и народными рассказами. Третья категория включает произведения живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Текстовые источники играют важную роль в изучении культурологических проблем. Так, исследование восприятия провинциальным обществом Отечественной войны 1812 г. невозможно без воспоминаний современников и участников войны. Среди использованных мемуаров есть воспоминания жителей провинции, офицеров русской армии (выходцев из провинциального дворянства) и пленных наполеоновских офицеров. Большую ценность представляют «Записки» Ф. Ф. Вигеля, дающие много интересных сведений о реакции провинциального пензенского общества на войну с Наполеоном. Интересны и информативны записки двух пленных немецких офицеров наполеоновской армии Ф. Ю. Зодена и Ф. фон Фуртенбаха, находившихся в Пензенской губернии.
Среди произведений художественной литературы наиболее ценным является роман М.Н.Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году». Написанный участником Отечественной войны, он с почти документальной точностью рисует картины жизни и настроений провинциального общества в 1812 г.
Важным источником сведений о праздновании в Пензенской губернии и по всей России 100-летнего юбилея Отечественной войны является пензенская периодическая печать (газеты «Пензенские губернские ведомости» и «Пензенские епархиальные ведомости») за 1912 г. Помимо данных о собственно юбилейных мероприятиях, она содержит свидетельства того интереса к Отечественной войне, который сохранялся в провинциальном общественном сознании столетие спустя.
Главным источником, который показывает, как война с Наполеоном отразилась в сознании самого большого из классов-сословий Российской империи начала XIX в. - крестьянства, принявшего на себя основные тяготы войны, следует считать устное народное творчество, в частности народные песни. Изучение их сюжетов позволяет составить представление о восприятии «грозы двенадцатого года» так называемым простонародьем. С этой целью при работе над диссертацией были использованы образцы устного народного творчества, собранные и введённые в научный оборот отечественными учёными-фольклористами.
Третью группу источников составляют предметы искусства - картины и гравюры, украшения интерьера провинциальных дворянских усадеб и домов, посуда из хрусталя и фарфора, а также народный лубок и глиняная игрушка. Они позволяют выявить то долгосрочное влияние, которое Отечественная война оказывала на художественно-бытовую культуру провинции на протяжении последующего столетия. Большой объём
фактического материала содержится в коллективной монографии «Бородино, 1812», а также в ряде искусствоведческих работ.
Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК. Исследование выполнено в рамках специальности 24.00.01 - Теория и история культуры. Тема диссертации соответствует п. 9. Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов; 15. Роль культурного наследия в жизнедеятельности общества; 22. Культура и национальный характер Паспорта специальностей научных работников ВАК Министерства образования и науки РФ (культурология).
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
- основываясь на письменных источниках и памятниках художественного творчества, доказано влияние Отечественной войны 1812 г. на духовную жизнь российского провинциального общества, главным результатом которого стало возникновение патриотического национального самосознания;
- в результате изучения мемуаристики начала XIX в. определены границы толерантности российского общественного сознания, демонстрировавшего неоднозначное отношение различных социальных слоев провинциального общества Российской империи к военнопленным;
- выявлено значение Отечественной войны 1812 г. как важного фактора возникновения новых тенденций в дворянской художественной культуре (литература, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство), свидетельствовавших о появлении в ней интереса к народу как главной силе, выигравшей войну;
- введён в научный оборот роман М. Н. Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году» как важный историко-культурологический источник по войне 1812 года;
- определены те сюжетные изменения, которые произошли под влиянием Отечественной войны 1812 г. в традиционном народном художественном творчестве, в частности в фольклоре, лубочных картинках и глиняной игрушке;
- определено консолидирующее значение мероприятий, связанных с празднованием в 1912 г. 100-летнего юбилея Отечественной войны, и выявлен воспитательный аспект юбилейных торжеств на примере Пензенской губернии.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В ходе Отечественной войны 1812 г. окончательно сформировалось российское патриотическое национальное самосознание. Все социальные группы осознали единство своих общенациональных интересов и продемонстрировали единодушный порыв к защите общего для них Отечества. Именно с этого времени патриотизм стал константной
характеристикой российского общественного сознания в целом и провинциальной культуры, в частности.
2. Отношение провинциального общества к пленным солдатам и офицерам французской армии было неоднозначным: от симпатии, которую демонстрировало провинциальное дворянство, до открытой неприязни большинства крестьян и горожан. Это позволяет говорить об определённых границах толерантности российского общественного сознания начала XIX в. и развеять миф о всепрощенчестве как имманентной черте русского характера.
3. Под влиянием Отечественной войны в элитарной (дворянской) художественной культуре возникла новая национально-патриотическая тенденция. Она проявилась в том, что народ стал одним из объектов эстетического познания в литературе, живописи и декоративно-прикладном искусстве — жанрах, наиболее популярных в российской провинции.
4. Отечественная война 1812 г. послужила источником для возникновения новых военно-патриотических сюжетов и форм народного искусства, таких как рассказы о героях и событиях войны в песенном фольклоре, военный лубок на основе профессиональной гравюры и глиняная игрушка, изображающая всадника в обмундировании русской армии начала XIX века. В них проявилась специфика народного восприятия войны, превратившаяся в культурную традицию, дошедшую до наших дней.
5. Празднование 100-летней годовщины Отечественной войны в российской провинции стало наглядной демонстрацией культурной трансмиссии, при которой национальные ценности, возникшие в начале XIX в., не только сохранились в провинциальном общественном сознании, но и были переданы следующим поколениям. Торжества в честь великой победы имели не только мемориальное значение, но и стали важным средством воспитания подрастающего поколения, призванным направить настроения молодёжи в патриотическое русло.
Научно-практическая значимость диссертации заключается, во-первых, в том, что её результаты возможно использовать для дальнейшего изучения^провинциального общества XIX в., его ментальности и культуры; во-вторых, она может быть использована для создания обобщающих трудов по русской культуре 1-й половины XIX в.; в-третьих, содержащиеся в диссертации материалы могут быть использованы в воспитательной работе, пропаганде патриотизма на гсроичсских примерах из истории России, одним из которых является Отечественная война 1812 г. Результаты исследования могут быть использованы в экскурсионной и научно-исследовательской работе в следующих музеях Российской Федерации: Государственном Бородинском военно-историческом музее-заповеднике, музее-панораме «Бородинская битва», Музее Отечественной
войны 1812 года, Государственном историческом музее, Государственном Лермонтовском музее-заповеднике «Тарханы». Также результаты исследования могут быть использованы в преподавании университетских дисциплин: «Мировая художественная культура», .«Культурология», «История Отечества», «Всемирная история Нового времени».
Апробация результатов исследования:
1. Областная научно-практическая конференция «Формирование установок толерантного сознания и проблема этноконфессионального диалога» (Пенза, 2010).
2. XVII Международная научная конференция «Отечественная война 1812 года. Источники. Памятники. Проблемы» (Можайск, 2011).
3. Третья Международная научно-практическая конференция «Война и оружие. Новые исследования и материалы» (Санкт-Петербург, 2012).
4. Международная научная конференция «"Сей день пребудет вечным памятником..." Бородино 1812—2012» (Можайск, 2012).
5. XVIII Международная научная конференция «Отечественная война 1812 года. Источники. Памятники. Проблемы» (Можайск, 2013).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав (шести параграфов) и заключения. Общий объём диссертации 214 страниц. Библиографический список включает 265 наименований.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, анализируется степень научной разработанности проблемы, устанавливаются объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи диссертации, раскрываются её методология, научная новизна и практическая значимость полученных результатов.
В первой главе «Война 1812 года и формирование национального самосознания в культурном пространстве провинции» автор рассматривает изменения в настроениях провинциального общества, произошедшие под влиянием войны с Наполеоном и закрепившиеся в провинциальном общественном сознании на долгие годы.
В первом параграфе «Отношение российского провинциального общества к войне с наполеоновской Францией» представлен анализ непосредственной реакции разных социальных слоев населения провинции на события Отечественной войны.
Война 1812 года была одним из тех исторических событий, которые затронули прямо или косвенно всё российское общество. Впервые в истории страны борьба с агрессором стала делом не только армии, но и всего народа, и трудно измерить и оценить, чей вклад в победу был больше. Под влиянием Отечественной войны завершился последний этап формирования российского патриотического национального самосознания, начало которому было положено в 1380 году на Куликовом поле.
Произошло окончательное осознание всем народом единства своих общенациональных интересов и перспектив общественного развития.
Ни среди дворянства, ни среди крестьян не наблюдалось пораженческих настроений; ни те, ни другие не связывали дальнейшее развитие российского общества с французской оккупацией. Напротив, победа над общим врагом должна была принести крестьянам, как они считали, освобождение от крепостной зависимости, поэтому, не отставая от «своих» помещиков, они шли в ополчение или начинали партизанскую войну. Следовательно, патриотический подъём 1812 г. охватил все слои русского общества.
Российская провинция, будучи социально неоднородной, тем не менее, продемонстрировала беспрецедентный по тем временам всеобщий патриотизм; редкие пораженческие настроения подвергались осуждению, а их носители, порой, и физическому насилию со стороны возмущённых сограждан. Все социальные группы провинциального общества воспринимали войну как общенациональное бедствие, с которым можно справиться только «всем миром». Поэтому практически все современники, оставившие воспоминания об Отечественной войне, в отличие от историков позднейших времён единодушно отмечали установившийся в стране своеобразный классовый мир, во время которого были отодвинуты в сторону социально-политические и экономические противоречия, и классы-антагонисты объединились для защиты общего для всех Отечества.
Провинциальное российское общество, формируя ополчение, снабжая армию всем необходимым, решая вопросы размещения военнопленных, было непосредственным участником войны и давало ей свою оценку в дневниках и мемуарах, средствами художественного слова и изобразительного искусства.
Во втором параграфе «Отношение жителей российской провинции к пленным солдатам и офицерам наполеоновской армии» рассмотрено восприятие жителями российской провинции событий 1812 г. через призму отношения представителей различных социальных групп провинциального общества к военнопленным.
Общенациональные патриотические настроения, конечно, не могли привести к нивелированию мировосприятия людей, принадлежавших к разным сословиям полуфеодального российского общества. Сам факт жёсткой сословной стратификации препятствовал появлению некоего среднестатистического гуманистического мировоззрения. Каждое сословие, «запертое» законами в рамках своих прав и обязанностей, формировало собственные культурные стереотипы, с помощью которых оценивало происходящие события. В 1812 году аксиологические сословные различия наиболее ярко проявились в отношении к пленным французской армии.
Для российского дворянства французы были врагами только на поле боя, военнопленных же наполеоновской армии провинциальные помещики воспринимали почти как жертв войны, достойных сожаления и участия. Столь «короткая» память привилегированного сословия объясняется тем влиянием французской культуры, которое российское дворянство испытывало на протяжении XVIII — XIX веков. Поэтому, если судить по мемуарным произведениям бывших военнопленных, у многих из них остались самые тёплые воспоминания о России и россиянах, правда, в основном о помещиках и военной администрации.
«Подлые» же сословия, с одной стороны, не будучи франкофилами, а с другой - испытав на себе полной мерой все тяготы и лишения войны, не испытывали к поверженным врагам никакой симпатии. Толерантность простых провинциалов, горожан и крестьян, не была аналогом христианской заповеди «возлюби врага своего», поэтому в этой социальной среде особой жалости к военнопленным французской армии не наблюдалось. Правда, не было и целенаправленной жестокости в обращении с бывшими врагами в тех губерниях, где военные действия не велись. Но мнение о природном добродушии и «милости к падшим» как чертах русского характера - всё же миф, который легко опровергается и мемуарами, и документами времён Отечественной войны 1812 года.
Во второй главе «Влияние войны 1812 года на провинциальную художественную культуру» рассматриваются формы и характер отражения событий Отечественной войны 1812 г. в провинциальной дворянской и народной культуре.
В первом параграфе «Отражение Отечественной войны в дворянской художественной культуре российской провинции» исследуются изменения, произошедшие в мировоззрении правящего класса под влиянием Отечественной войны, которые отразились в профессиональном искусстве.
Общественное сознание российского дворянства первого десятилетия XIX в. характеризовалось господством профранцузских настроений, которые оказывали определяющее влияние на культуру российского господствующего класса. В провинции эта тенденция ощущалась слабее, причиной чего были, во-первых, консерватизм и патриархальность провинциального жизненного уклада, а во-вторых, то, что в условиях провинциальной усадьбы дворяне постоянно соприкасались с культурой и языком простого русского народа, что оказывало существенное влияние на их мировосприятие. Неудивительно поэтому, что провинциальное дворянство было более патриотичным, а деятели культуры-провинциалы впервые в истории русского искусства прославили подвиг народа.
В авангарде этой тенденции была литература. Первым откликом на события 1812 г. явились поэтические произведения, созданные по горячим следам военных действий, в основном их участниками - офицерами,
ополченцами, партизанами. Они восхваляли подвиг армии и победу народа над врагом. Но по мере того, как бои и военные триумфы отходили в прошлое, в литературе начали появляться размышления о личности и её роли в войне. Это были мемуары, которые больше напоминали хроники, то есть перечень сражений, памятных событий и их участников, в них мало встречается личных оценок происходившего и пережитого. К тому же авторами этих воспоминаний чаще всего были дворяне, поэтому в их записках редко упоминались люди «подлого сословия».
На стыке мемуарной и художественной литературы находятся стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» и роман М. Н. Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году». В них реалистично выведены в качестве главных и второстепенных персонажей солдаты, крестьяне, купцы, горожане. М. Н. Загоскин правдиво описал предвоенную жизнь русской провинции, настроения различных слоев населения до и во время войны, эпизоды сражений и «народную войну». Писатель правдиво показал многообразие настроений российского провинциального общества во время войны с Наполеоном, и от имени трёх социальных групп -дворян, купцов и крестьян — дал исторически правдивую оценку происходящим событиям. Именно многообразие мнений, оценок и поступков позволяет считать роман таким же важным историческим источником для исследователя российского провинциального общественного сознания того времени, как и мемуарная литература.
Национально-патриотические мотивы отразились и в других жанрах дворянской художественной культуры, таких как живопись и декоративно-прикладное искусство. Картины, посуду из фарфора и хрусталя, миниатюрные портреты и мелкую пластику можно разделить на три группы в зависимости от сюжетов: 1) изображения участников войны;
2) мемориальные предметы, связанные с отдельными событиями Отечественной войны и заграничных походов русской армии;
3) карикатурно-сатирические произведения, «героями» которых были побеждённые французы. Большинство художников были выходцами из провинции, поэтому хорошо знали вкусы провинциального дворянства. Многочисленность художественных изделий с военной тематикой свидетельствует об их популярности в среде провинциалов, и, следовательно, о широком распространении патриотических настроений в послевоенном российском обществе. Изготовление этих предметов зачастую велось в промышленном масштабе, причём производство, как правило, располагалось именно в провинции. В целом о дворянской культуре 1812-1814 гг. и нескольких последующих десятилетий можно говорить как о национальной и патриотической.
Во втором параграфе «Формы и характер изображения войны и её участников в народном искусстве» автор прослеживает, как восприняло и запечатлело в своей культурной традиции «грозу двенадцатого года» так
называемое простонародье, составлявшее основную массу населения Российской империи и принявшее на себя основные тяготы войны.
Наибольшее влияние военных событий 1812 года ощущается в таких жанрах народного искусства как фольклор, лубок и глиняная игрушка. В них старые традиционные сюжеты были переосмыслены и наполнены новым содержанием, взятым из рассказов участников войны, или из собственного опыта авторов. Кроме того, возникло несколько качественно новых тем, до этого в народном искусстве не существовавших. Так, в фольклоре рядом с традиционными сюжетами, возникшими ещё в XVII-XVIII столетиях, появились песни, не имевшие предшествующих аналогов. Большинство из них возникли в солдатском обиходе, и их новизна в сравнении с традиционными сюжетами, приспособленными к новой эпохе, заключается в чёткости и красочности описания событий, в изобилии исторических подробностей, которые возможны, только если авторы песен были непосредственными участниками военных действий. Общим для всех песен, посвященных 1812 году, является высокий патриотический пафос, который был немыслим в предшествующей народной поэтической традиции.
Своеобразное и яркое отражение война с Наполеоном получила в народном изобразительном искусстве, добавив к его первоначальным развлекательной и декоративной функциям ещё одну — информационно-пропагандистскую.
Народное восприятие войны отразилось, прежде всего, в лубочных картинках. «Военные» лубки можно разделить на две группы: «событийные» и «портретные». «Событийные» листы представляют отдельные эпизоды войны, а также карикатуры на французов. Большая часть этих картинок создавалась профессиональными художниками, но их «адресатами» были обычные люди из народа. «Портретные» лубки - это условные изображения героев войны, которые создавались анонимными народными художниками, действовавшими в рамках изобразительной традиции, сложившейся ещё в XVII в. И те, и другие создавались «на злобу дня» и служили общей агитационно-патриотической цели.
Ещё одним жанром народного изобразительного искусства, в котором нашли отражение военные действия 1812-1814 гг., была глиняная игрушка. Примером может служить свистулька-всадник, представлявшая военного, детали обмундирования которого могут быть отнесены ко времени Отечественной войны 1812 года. Этот тип игрушки сохранился только в двух промыслах: в дымковском Вятской губернии и абашевском Пензенской губернии. Только здесь игрушка-всадник, происхождение которой по косвенным историческим фактам можно датировать 1-й четвертью XIX в., условно воспроизводит военную форму образца 18121814 гг., что может быть отражением знаний, почерпнутых мастерами-крестьянами из личного опыта.
Все названные жанры под влиянием войны 1812 г. из развлечения и украшения превратились в средства идеологического воздействия и массовой пропаганды. Причём прославление подвига защитников Отечества происходило в народной культуре фактически постоянно, и в силу своего традиционализма дошло до наших дней почти в первозданном виде.
В третьей главе «Память о войне в провинциальном общественном сознании (по материалам прессы Пензенской губернии 1912 года)» на основе изучения газет, издававшихся в Пензенской губернии в начале XX века, исследуется вопрос о сохранении в провинциальном общественном сознании тех патриотических настроений, которые, возникнув в начале XIX века, не утратили своей актуальности и 100 лет спустя.
В первом параграфе «Юбилейные торжества 1912 года и российское провинциальное общество» рассматривается общая картина подготовки и проведения юбилейных мероприятий в Пензенской губернии как типичных для российской провинции, и определяется роль этих торжеств в консолидации российского общества.
Готовясь к празднествам, власти Пензенской губернии особое внимание уделили возвеличиванию роли Александра I, который, если судить по официальным источникам, являлся практически единоличным творцом победы. Эта пропагандистская компания была не чем иным как попыткой восстановить пошатнувшийся за предшествующие годы авторитет монархии в целом и Николая II, в частности, делая последнего, по традиции, наследником славы более удачливого предка.
В то же время празднование 100-летней годовщины Отечественной войны стало всенародным. И в губернском городе, и в уездных центрах, и в сёлах прошли массовые торжественные мероприятия, и хотя размах их был неодинаков, они не оставили равнодушным провинциальное общество. Все сословия - дворянство, духовенство, купечество, «градские жители» и крестьянство — с редким для начала XX века единодушием отметили победу над наполеоновской Францией, забыв на время о существовавших в Российской империи социальных проблемах и противоречиях, так же как это было и в 1812 году.
Принято считать, что гражданского общества в Российской империи быть не могло в силу авторитарного характера политического режима, но на примере празднования 100-летия победы в войне 1812 года видно, что процесс его формирования уже шёл. При подготовке и в ходе проведения памятных торжеств нашлось место и частной инициативе, и социальной самодеятельности, и поэтому хотя юбилей не объявлялся официально государственным праздником, фактически он стал именно таким общенациональным событием.
Во втором параграфе «Воспитательный аспект празднования 100-летия победы над Наполеоном» рассмотрены те методы и средства, которые использовались властями Пензенской губернии в ходе подготовки и проведения юбилейных торжеств 1912 г. с целью формирования патриотического мировоззрения у провинциальной молодёжи. Это было тем более необходимо, что в 1912 году была ещё свежа память о революционных событиях 1905-1907 годов, в которых активное участие принимала городская молодёжь, прежде всего, учащиеся и студенты. Направить настроения молодёжи в патриотическое русло, по замыслу властей, и должна была её массовая вовлечённость в юбилейные торжества. Именно поэтому учащиеся были задействованы практически во всех мероприятиях.
Воспитательная работа с молодёжью велась по нескольким направлениям: организационно-массовое, религиозное, просветительское, развлекательное. Наиболее важным было первое, призванное привлечь подрастающее поколение к непосредственному участию в торжествах. Оно заключалось в обязательном присутствии молодёжи на официальных светских мероприятиях по случаю юбилея. В основном это были военные парады, на которых школьники были и зрителями, и участниками.
Религиозное воспитание осуществлялось через многочисленные молебны и богослужения, проходившие во время празднования юбилея. На них присутствие учащейся молодёжи было строго обязательно. Сюда же следует отнести и памятные мероприятия, проведённые по указанию Святейшего Синода в духовных учебных заведениях.
Просветительское направление реализовывалось главным образом путём распространения исторической литературы патриотического содержания и чтением публичных лекций. Массовым средством историко-патриотического просвещения были также газетные статьи и очерки, публиковавшиеся в губернских изданиях, и представлявшие собой исторические экскурсы в 1812 год.
Развлекательные мероприятия отличались большим разнообразием и включали театральные постановки и кинофильмы на сюжеты, связанные с 1812 годом, спортивные состязания, представления кукольных театров, концерты полковой музыки и народных песен, фейерверки и массовые гуляния.
Современники 100-летнего юбилея хорошо понимали воспитательный эффект популяризации и торжественного празднования подвига русской армии и русского народа, и поэтому постарались привлечь молодёжь к максимально большему количеству мероприятий.
В заключении диссертации подводятся итоги исследования, обобщаются его результаты, формулируются выводы и теоретические обобщения.
Основные результаты исследования отражены в следующих публикациях диссертанта общим объёмом 15,98 п.л.:
Монография
1. Захарова, М. Е. Война 1812 года и формирование национального самосознания в культурном пространстве провинции: монография / М. Е. Захарова. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2013.- 176 с. (10,33 п.л.).
Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК РФ
2. Захарова, М. Е. Отношение к пленным наполеоновской армии как характеристика культуры провинциального российского общества первой четверти XIX в. / М.Е.Захарова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. Гуманитарные науки. - Пенза, 2011. -№ 23. - С. 407-411. (0,5 п.л.).
3. Захарова, М. Е. Глиняная народная игрушка Пензенской области / М. Е. Захарова // В мире научных открытий. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011 - № 11.1 (Гуманитарные и общественные науки). - С. 440-449. (0,5 п.л.).
4. Захарова, М. Е. Отечественная война 1812 г. в народных песнях Пензенского края / М. Е. Захарова // Регионология: Научно-публицистический журнал. - Саранск, 2012. -№ 1. - С. 248-253. (0,4 п.л.).
5. Захарова, М. Е. Лубок как явление российской массовой культуры XIX века / М. Е. Захарова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. Гуманитарные науки. -Пенза, 2012. - №27. - С. 634-637. (0,5 пл.).
Статьи, опубликованные в других научных изданиях
6. Захарова, М. Е. Пензенская глиняная игрушка / М. Е. Захарова // Исторические записки: межвуз. сб. науч. тр. / Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского. - Пенза, 2006. — С. 109115. (В соавторстве) (0,35 / 0,2 п.л.).
7. Захарова, М. Е. «Гроза двенадцатого года» в русской культуре первой половины XIX века / М. Е. Захарова // Мир культуры: теории и феномены: межвуз. сб. науч. статей. - Вып. 8. Ч. 3. - Пенза, 2009. - С. 1620. (0,25 п.л.)
8. Захарова, М. Е. Отечественная война 1812 года и глиняная народная игрушка / М. Е. Захарова // Мир культуры: теории и феномены: межвуз. сб. науч. статей. - Вып. 9. Ч. И. - Пенза, 2010. - С. 85-93. (0,5 п.л.).
9. Захарова, М. Е. Конкретно-исторический характер духовного производства / М. Е. Захарова // Научно-практическое обеспечение социально-экономических исследований и процесса обучения: сб. науч. тр. -Пенза: Изд-во ПГУ, 2010. - С. 54-60. (В соавторстве) (0,5 / 0,25 п.л.).
10. Захарова, М. Е. К вопросу о традиционной толерантности русского народа / М. Е. Захарова // Формирование установок толерантного сознания и проблема этноконфессионального диалога: материалы областной науч,-практ. конф. - Пенза, 2010. - С. 200-206. (0,4 п.л.).
11. Захарова, М. Е. К вопросу о патриотизме российского провинциального общества во время Отечественной войны 1812 года / М. Е.Захарова // Отечественная война 1812 года: Источники. Памятники. Проблемы: материалы XVII Междунар. науч. конф., 5-7 сентября 2011 г. — Можайск, 2012. - С. 357-366. (0,5 пл.).
12. Захарова, М. Е. Сюжеты Отечественной войны 1812 года в русском фарфоре 1-й пол. XIX века / М. Е. Захарова // Мир культуры: теории и феномены: межвуз. сб. науч. статей. - Вып. X. - Пенза, 2012. -С. 226-229.(0,15 п.л.).
13. Захарова, М. Е. Война и отношение к ней провинциального российского общества в романе М. Н. Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году» / М.Е.Захарова // Война и оружие: Новые исследования и материалы: тр. Третьей Междунар. науч.-практ. конф., 16-18 мая 2012 года. -Ч. I. - СПб: ВИМАИВиВС, 2012. - С. 426-438. (0,8 п.л.).
14. Захарова, М. Е. К вопросу о провинции и провинциальном обществе / М. Е. Захарова // Инновационные технологии научных исследований социально-экономических процессов: сб. статей X Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2012. -С. 32-35. (0,2 пл.).
15. Захарова, М. Е. К вопросу об источниках и причинах написания стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» / М. Е. Захарова // «Сей день пребудет вечным памятником...» Бородино 1812-2012: материалы Междунар. науч. конф., 3-7 сентября 2012 г. - Можайск, 2013. - С. 589597. (0,5 пл.).
Подписано в печать 31.03.14 Формат 60><84 1/16
Бум. офсет. Усл. печ. л. 1,0 Уч.-изд. л. 1,0
Тираж 100 экз. Заказ 38 Бесплатно
Саратовский государственный технический университет
410054, Саратов, Политехническая ул., 77 Отпечатано в Издательстве СГТУ. 410054, Саратов, Политехническая ул., 77 Тел.: 24-95-70; 99-87-39, е-таИ: izdat@sstu.ra
Текст диссертации на тему "Влияние Отечественной войны 1812 г. на культуру российской провинции"
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ГАГАРИНА Ю.А.»
и*201456913 ___ ,
На правах рукописи
ЗАХАРОВА МАРИЯ ЕВГЕНЬЕВНА
ВЛИЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 г. НА КУЛЬТУРУ
РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ (по материалам Пензенской губернии)
Специальность 24.00.01 Теория и история культуры
Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Волошинов А. В.
Саратов 2014
Оглавление
Введение...........................................................................................3
Глава 1. Война 1812 года и формирование национального самосознания в культурном пространстве провинции..................................................18
1.1. Восприятие российским провинциальным обществом войны с наполеоновской Францией..................................................................18
1.2. Отношение жителей российской провинции к пленным солдатам и офицерам наполеоновской армии........................................................................36
Глава 2. Влияние войны 1812 года на провинциальную художественную культуру..........................................................................................54
2.1. Отражение Отечественной войны в дворянской художественной культуре российской провинции........................................................................54
2.2. Формы и характер изображения войны и её участников в народном искусстве.........................................................................................97
Глава 3. Память о войне в провинциальном общественном сознании (по материалам прессы Пензенской губернии 1912 года)...............................149
3.1. Юбилейные торжества 1912 года и российское провинциальное общество.......................................................................................149
3.2. Воспитательный аспект празднования 100-летия победы над Наполеоном....................................................................................173
Заключение....................................................................................186
Список литературы............................................................................192
Введение
Актуальность темы исследования. Человечество не может совершать путешествия в прошлое, поэтому любая попытка понять то, что происходило с предшествующими поколениями, всегда превращается в мысленную реконструкцию, которая является всего лишь более или менее точной копией оригинала. Речь в данном случае не идёт о материальной культуре, оставляющей после себя множество артефактов. Что касается сферы духовного производства, а именно создания духовных ценностей, т.е. философских, политических, научных и религиозных концепций, правовых и эстетических теорий, то здесь многое утрачивается вместе с уходом субъекта творчества. Мысли, чувства, эмоции людей, их восприятие самих себя и окружающего мира зачастую безвозвратно исчезают, если они вовремя не фиксируются с помощью какого-либо материального носителя.
Причина утраты заключается также и в том, что на духовное производство всегда оказывают влияние не только вкусы и предпочтения создателей и потребителей духовной культуры, но и реалии конкретного исторического периода, в который эта культура создаётся. Духовное производство всегда конкретно, так как «обслуживает» людей определённой исторической эпохи, а следовательно, отражает потребности и интересы, свойственные именно этому времени.
Вместе с тем в духовной сфере дольше сохраняются всевозможные реалии, социальная причина которых давным-давно исчезла, что обычно толкуется как консервативность и некоторое временное отставание общественного сознания от общественного бытия. Но ни индивид, если только он не известный гоголевский герой, ни человечество в целом не хранят то, в чём не испытывают потребность. Если же духовные явления «задерживаются» в постоянно меняющемся общественном сознании на века или даже тысячелетия, этому всегда можно найти объяснение в областях, смежных с ним, а именно, в политике и сфере социальных отношений.
Рассматривая произведения духовной культуры, созданные в ходе и под непосредственным впечатлением Отечественной войны 1812 года и сохранявшиеся в духовной сфере жизни российского общества на протяжении всего XIX века, мы имеем дело со своеобразным культурным наследием. Оно выдержало испытание временем и передавалось следующим поколениям как ценность, способная сплотить нацию, особенно в периоды социальных и политических кризисов. Более того, потребность в сохранении в исторической памяти россиян событий войны и тех чувств, которые составляли сущностную характеристику русского национального самосознания в начале XIX века, ощущается и в веке XXI. Недаром 2012 год был объявлен годом российской истории, а 200-летний юбилей Бородинского сражения отмечался по всей стране как важная памятная дата в истории России.
Современное российское общество находится в состоянии деидеологизации: старые ценности утрачены, новые не выработаны. Это таит в себе опасность утраты цели социального развития. Поэтому сейчас так много внимания уделяется пропаганде патриотизма, которую лучше всего осуществлять на героических примерах нашей истории. Поиск идеалов заставляет нас вспомнить, что мы - граждане великой страны, в историческом прошлом которой было немало славных страниц. Одной из них и является Отечественная война 1812 г. Война - это не только кровь и взрывы снарядов, война - это время, испытывающее народ на стойкость духа. Именно таким испытанием стал для русского народа 1812 год.
Обычно оценка значения Отечественной войны 1812 г. и последующих заграничных походов русской армии ограничивается либо констатацией тех изменений, которые произошли на политической карте Европы, либо определением влияния этого события на зарождавшееся российское революционное движение в лице будущих декабристов. Иногда к этому добавляют и революционизирующий эффект от пребывания за границей простых русских солдат, увидевших на миг, что такое «воля», а затем вновь возвращённых в крепостную кабалу [177, с. 398-401]. Но российское общество образца 1812 года
- это не только офицеры-дворяне и солдаты из простонародья. Конечно, именно они были главным субъектом освободительной войны, и их мужество и героизм стали основным фактором победы над «великой армией двунадесяти языков», что не могло не изменить и не революционизировать их мировоззрение. Этот аспект войны достаточно хорошо разработан в отечественной историографии [147; 164; 192; 197].
Однако то, как события войны повлияли на умонастроения других социальных слоёв и групп, удалённых от театра военных действий прежде всего территориально, т. е. находившихся в провинциальном тылу, а также то, как война отразилась в сознании и в быту провинциалов различных социальных уровней, ещё не было предметом специального комплексного исследования. Взаимосвязь войны 1812 года и культуры российского провинциального общества всегда оставалась в тени или, в лучшем случае, трактовалась очень узко, с позиций искусствоведения [155, с. 301-337].
Между тем, как верно замечает О. А. Савченко, «победа над наполеоновскими полчищами в 1812 г. вдохнула в русское общество веру в свои силы, вызвала прилив оптимизма и патриотического настроения» [249, с. 149]. Более того, именно в ходе войны впервые в российской истории угнетённый класс объединился с классом своих угнетателей, чтобы защитить общую Родину. Это свидетельствовало о том, что в общественном сознании произошёл качественный скачок, результатом которого стало завершение начавшегося в 1380 г. на Куликовом поле процесса формирования национального самосознания. Именно с 1812 года патриотизм стал одной из детерминирующих характеристик мировоззрения россиян.
Необходимостью возрождения чувства патриотизма объясняется вновь возникший в начале XXI века интерес к изучению «осевой» для России эпохи 1812 года, и потребность определения её долгосрочного воздействия на духовную культуру российского общества, в массе своей - провинциального. Как и 200 лет назад, российское общество переживает период социально-экономической нестабильности и духовного перелома, только вызван он не
внешнеполитическими причинами, а глубоким системным кризисом, выход из которого без создания нового идеала невозможен. Поэтому так важен сегодня поиск идеи, которая не только объединила бы россиян, но и помогла бы нашей стране обрести новую цель общественного развития. Главным претендентом на эту роль, как ив 1812 году, выступает идеал общегражданского патриотизма.
Таким образом, необходимость данного исследования продиктована, во-первых, актуальностью проблемы формирования у современных россиян чувства патриотизма с помощью героических образцов из прошлого нашей Родины, а во-вторых, тем, что влияние Отечественной войны 1812 года на провинциальную культуру ещё не рассматривалось.
Объектом исследования в данной диссертации является провинциальное общество и провинциальная культура России в период с 1812 г. по 1912 г. 100 лет - это достаточный срок для того, чтобы, рассмотрев процесс развития духовной культуры российской провинции, обнаружить в нём определённые закономерности и абстрагироваться от всего случайного.
Предметом исследования в данной работе стало воздействие Отечественной войны 1812 года на провинциальную культуру. В диссертации рассматриваются такие вопросы как реакция различных социальных групп провинциалов на войну с Францией, неоднозначное отношение жителей провинции к военнопленным, новшества, возникшие под влиянием войны в провинциальной художественной культуре, и отдалённая по времени на сто лет память о войне, ставшая в 1912 году доминирующим фактором культурной жизни российской провинции.
Гипотеза исследования состоит в следующем:
Процесс формирования российского национального самосознания шёл на протяжении четырёх с лишним веков: началом его следует считать Куликовскую битву 1380 г., а окончанием - 1812-1814 гг. Отечественная война стала тем «осевым» событием, которое качественно изменило мировосприятие народа, сделав патриотизм одним из главных чувств россиян, детерминантой российского общественного сознания вплоть до 1916 года. Патриотизм в этот период - это сложное явление, которое по-разному интерпретировался и фиксировался в
различных социальных слоях российского общества. Этот культурологический феномен зависел от многих факторов, в том числе, от культурного уровня носителей патриотического чувства, их пространственно-временной локализации, от их социального статуса и положения на стратификационной лестнице. Патриотизм в годы Отечественной войны и заграничных походов 1813-1814 гг. проявился не только в героизме русской армии, но и в новых культурных тенденциях, распространившихся, в том числе, и в провинции. Он стал устойчивой и длительной объединяющей характеристикой российской провинциальной культуры, создателями которой на равных были представители всех социальных слоёв: дворянства, зарождавшейся разночинной интеллигенции и крестьянства.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются принципы научности, объективности, историзма, принцип диалектической связи и взаимозависимости социальных процессов и тех культурных явлений, которые на протяжении 100 лет характеризовали жизнь российской провинции, а также принципы диахронии и синхронии, позволяющие проследить развитие целостного комплекса социокультурных явлений, порождённых Отечественной войной 1812 года, и особенности их взаимосвязи.
Исследование велось в русле сочетания культурологического и деятельностного подходов, как наиболее плодотворного способа, позволяющего, во-первых, описать, сравнить и систематизировать эмпирический материал, являющийся культурным наследием российской провинции первой половины XIX века, а во-вторых, рассмотреть его как результат созидательной творческой деятельности людей, вызванной к жизни патриотическим подъёмом 1812 года.
При изучении проблемы автор придерживался также и междисциплинарного подхода, который позволил использовать целостную систему социально-гуманитарного знания, созданную, в частности, такими науками, как история, культурология, искусствоведение, литературоведение, а также философией.
Феномен провинциальной культуры, менявшейся под влиянием Отечественной войны 1812 года, изучался с помощью следующих методов:
аксиологического, который позволяет рассмотреть различные культурные явления начала XIX-XX вв. через призму моральных, правовых и политических норм, а также дать оценку эстетическим взглядам и вкусам дворянства и простого народа; генетического, с помощью которого можно проследить истоки тех культурных явлений, которые трансформировались под влиянием Отечественной войны 1812 г.; компаративного, в рамках которого проводится сравнительно-исторический анализ общественного сознания и феноменов культуры в период до и после войны 1812 года.
Степень изученности проблемы. Необходимость данного исследования продиктована не только актуальностью проблемы формирования у современных россиян чувства патриотизма на примере героических образцов из прошлого нашей Родины, но и тем, что влияние Отечественной войны 1812 года на провинциальную культуру не было ещё объектом социального познания.
Ближе всего к данной теме в историческом аспекте подходят исследования С. В. Белоусова, В. А. Бессонова, В. П. Тотфалушина. Так, работы С. В. Белоусова «Провинциальное общество и Отечественная война 1812 года (по материалам Среднего Поволжья)» [150], «Недаром помнит вся Россия...»: Пензенцы -участники Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии» [147] и «Отличаться противу неприятеля отменною храбростию»: пензенцы кавалеры знака отличия военного ордена Св. Георгия (1807-1856). Часть II» [148] содержат ценный материал о том, как именно «гроза двенадцатого года» коснулась провинциального пензенского общества. В них приводится важная информация о численности и социальной принадлежности пензенцев -участников Отечественной войны 1812 г., а также о том, откуда они родом и в каких войсках служили 1. Большой интерес для изучения российской провинции в 1812 году представляет монография В. П. Тотфалушина «Саратовский край и наполеоновские войны» [216], в которой содержатся сведения о пребывании военнопленных наполеоновской армии в Саратовской губернии, а также вкратце
1 Опираясь на эту информацию, мы смогли предположительно указать один из источников абашевской игрушки-всадника.
рассматривается отражение событий войны в народном фольклоре Саратовского края.
Из узкоспециальных исторических исследований нужно отметить статьи В.А.Бессонова и В. П. Тотфалушина, в которых рассматривается положение военнопленных солдат и офицеров «Великой армии» и предпринимается попытка анализа их взаимоотношений с населением российской провинции [151; 152].
Важной представляется и диссертация О. А. Савченко «Гуманитарно-культурологические аспекты формирования русского национального самосознания: первая половина XIX века», в которой не только даётся определение понятия «национальная идея» [249, с. 11], но и подчёркивается, что её формирование в 30-40-х годах XIX века происходило в том числе и под влиянием побед в Отечественной войне [249, с. 149-150].
Проблема провинции и провинциального общества в философском, историческом и культурологическом аспектах в последние годы стала популярным объектом научного исследования. Так, понятия «провинция» и «провинциальная культура» рассматриваются, в частности, в работах В. В. Балахонского [142], И. Л. Беленького [144], Н. М. Инюшкина [173], Е. А. Сайко [250], Н. Д. Чечулина [222] и других авторов. Однако когда речь идёт об отражении войны в культуре русской провинции XIX века, то объектом рассмотрения становится либо русская литература [194], либо общественно-политическая мысль [192, с. 18-20; 164, с. 4; 197, с. 92-100], либо отдельные художественные артефакты [101, с. 33, 35].
Попытки комплексного изучения воздействия войны с Наполеоном на русскую культуру немногочисленны. Одной из них можно считать 7-томный сборник статей «Отечественная война и русское общество. 1812-1912», изданный в 1911 г. к 100-летнему юбилею Отечественной войны. В томе V имеется раздел «Отражение войны в литературе и искусстве» [195], однако почти все очерки, входящие в него, посвящены исключительно столичной дворянской культуре. Правда, наряду с журналистикой, театром, дворянской литературой и живописью, рассматривается и посвящённая войне народная поэзия, но краткий обзор
народных песен, содержащий попытки найти наиболее очевидные аналогии с фольклором XVIII в., не может, на наш взгляд, считаться полноценным исследованием. Не получил в этом сборнике объективной оценки и роман M. Н. Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году». Автор очерка «Отголоски 12-го года в русской повести и романе» ограничился только резко отрицательной характеристикой дан