автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Влияние теории народолюбия Мэн-Цзы на развитие этической и общественно-политической мысли Вьетнама

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Киеу Вьет Кыонг
  • Ученая cтепень: кандидата философ. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Влияние теории народолюбия Мэн-Цзы на развитие этической и общественно-политической мысли Вьетнама'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Влияние теории народолюбия Мэн-Цзы на развитие этической и общественно-политической мысли Вьетнама"

- \ V и-.-4 I с С И и с

российская академия наук

Институт философии

На правах рукописи

Киеу Вьет Кнонг

ВЛИЯНИЕ ТЕОРИИ НАРОДОЛЮБИЯ МЭН-ЦЗЫ НА РАЗВИТИЕ ЭТИЧЕСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИМСЛИ ВЬЕТНАМА

Специальность 09.00,03 - история философии

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва - 1993

Работа выполнена в Лаборатории истории восточ ной философии Института философии РАН.

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор

К.Т. Степананц

Консультант:

кандидат философских наук

Й.В, Никитин

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор В.Г. Буров

доктор исторических наук А.Л. Рябинин

Ведуцая организация: Кафедра истории стран Дальней Востока и Юго-Восточной Азии Института стран Азии и Африки при МГУ

Зацита состоится ___1993 г.

в "____" часов на заседании Специализированного Совета

Д. 002.29.01 по истории философии Института философии РАН по адресу: 121019, г. Москва, ул. Волхонка, 14.

Автореферат разослан 1993 г.

С диссертацией можно ознакомиться в Библиотеке Института философии РАН.

Ученый секретарь Специализированного совета

кандидат философских наук М.М. Федорова

(С) ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ РАН,- 1993г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность теми. Одним из значительных парадоксов наших дней является во нногом неокиданное превращение в последние десятилетия многих стран Восточной и Юго-Восточной Азии, подверженных глубокому влиянии китайской культуры в прожлом и считавшихся "застойными и отсталыми" странами на протяжении многих веков, в "азиатских летащих драконов", достижение ими больиих успехов в социальной, экономической и научно-технической областях. Данное явление привлекает пристальное внимание многих исследователей из разных стрзн мира, специалистов по различны* научным отраслям. Сыграло ли древнекитайское идейное наследие реиавдув роль в расцвете этих стран ? Ответ на этот вопрос пока дело будущего, но очевидно, что в поисках "клвчей", при помочи которых можно было бы открыть "тайные двери" цивилизации многих стран Востока, нельзя пройти мимо проблем, касакцихся древнекитайских философских доктрин в целом, и учения Кэн-цзы, в частности.

После смерти великого древнекитайского мыслителя Конфуция, важнейиую роль в преемственности и развитии его доктрины сыграл Нэн-цзы (372-289 до н.э.) - "один из глубочайиих умов Китая", "вторая фигура в истории Китая после учителя Куна". На основе главных идей Конфуция Нэн-цзы переработал и развил конфуцианство, подняв его на новую степень, отвечавшую изменив-иейся обстановке, новым задачам и требованиям своего времени, интересам многих новых поколений, а также всех тех, кого интересуют и беспокоят такие проблемы,' как гуманность, добродетельность и социальная справедливость.

Из всего идейного наследия Мэн-цзы, на наш взгляд, цен-нейвим является его этико-политический тезис "народолюбия".

Исследование проблем древнекитайской философии, вообще, и прогрессивных идеалов Нэн-цзы, в частности, было всегда важным и необходимым делом. Данные проблемы становятся более актуальными в тех случаях, когда вопросы о ценностях гуманизма, социальной справедливости, а также проблема прав человека, во многих странах не получают должного внимания, и даже нарува-ются.

Этим объясняется на* выбор теории "народолюбия" Мэн-цзы в качестве объекта исследования данной диссертации.

Цель и задачи исследования. Основной целью, которую поставил перед собдй автор настоящей диссертации, является исследование теории "народолюбия" Мэн-цзы и ее влияния на развитие вьетнамской идейно-политической истории.

В соответствии с указанной целю исследования были определены следуицие основные задачи:

- выявить и проанализировать суть теории "народолюбия" Мэн-цзы в максимально большем числе ее проявлений: его взгляды на политически, экономическую, этическую области, а' также на образование*и воспитание.

- рассмотреть влияние теории "народолюбия" Мэн-цзы на развитие мысли Вьетнама, в особенности на этико-политические взгляды видных представителей вьетнамской мысли, например, Нгуен Чая. Ле Куй Лона, Фан Бой Тяу, а также рассмотреть отно-

• -У

■ение президента Хо Ви Нина к преемственности рациональных зерен конфуцианства, включая и прогрессивные идеалы Мэн-цзы.

.Теоретической и методологической базой работы послужили труды видных советских, китайских и вьетнамских китаеведов ло древнекитайской философии. Важное значение для проведения исследования имели концепции,'принципы, подходы, выводы и результаты изучения древнекитайских философских доктрин, содержавшиеся в работах В,Г. Бурова, Л.С. Васильева, Й.И. Кобзева, Люй Чжэньвя, А.С. Мартынова, Нгуен Зуй Хиня, М.Л. Титаренко, Чан Ван Зяу, Фэн Плана и др. .

Научная новйзна, - До сих пор нет ни одной обобщающей работы монографического характера по проблеме теории "народолюбия" Мзн-цзн, а также ее влияния на развитие этической и общественно-политической мысли Вьетнама, поэтому новизна дайной диссертации заключается, прежде всего« в постановке самой теми исследования.

В отличие от предшествующих работ, затрагивавших, главным образом, этико-политические воззрения Мэн-цзы в целом, в настоящей диссертации уделяется более пристальное внимание теории "народолюбия" исследуемого нами философа в максимально большем числе её проявлений. Данную теорию диссертант рассматривает как красную нить, проходящую через все учение Мэн-цзы,

оказавщув заметный отпечаток и на политическув, экономическуи, этическув области, а также на образование и воспитание.

В диссертации также впервые в научной литературе рассмотрены отдельные аспекты влияния конфуцианства, в особенности влияния концепции "народолвбия" Мэн-цзы, как и на духоенуи жизнь вьетнамцев в целом, так и на формирование этических и общественно-политических взглядов видных представителей вьетнамской мысли. •

* Практическая ценность. Изложенные в настоящей диссертации материалы и выводы могут быть использованы при изучении общих проблем истории философии, в первуп очередь при дальнейщем исследовании древнекитайских философских доктрин, а также в вузовских курсах лекций по китайской и вьетнамской философиям.

Наже исследование может внести определенный вклад в дело режения ряда актуальных вопросов, относящихся к создании новой современной культуры на основе сохранения, преемственности и развития квинтэссенции традиционной мысли человечества.

Апробация работ«. Текст диссертации обсуждался на заседании Сектора истории философии Института философии РАН. получил положительнув оценку и был рекомендован к защите.

Стрдктдра работ«. Данная диссертация состоит из Введения, двух глав, Заклвчения и списка использованной литературы.

КРАТКОЕ С0ДЕР1АНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введения обосновывается актуальность темы, определяются цели исследования, раскрывается степень изученности данной проблемы, ставятся задачи диссертационной работы.

Первая глава "Теория народолжбия" 1зн-цзм посвящена исследование сути названной концепции и ее проявлений в политических, экономических, этических и воспитательно-образовательных взглядах изучаемого нами философа.

В первой части этой главы давтся основные вехи жизни Мэн-цзы, а также краткое изложение его учения.

Отмечается, что Мзн-цзы родился и вырос в середине периода Чжаньго. Философ хорожо знал жизнь народа, в первув очередь крестьян, страдавжих от чрезвычайно высоких налогов и повинности служить в армии. Неслучайно в трактате "Мэн-цзы" часто

повторяются просьбы и предложения, с которыми он оорацался к правителя« разных царств о "смягчении наказании и штрафов", "снижении налогов и податей", В молодые годы Мэи-цзы получил образование в духе конфуцианства и полностью разделял идею "человеколюбия" Конфуция. Одним из самых ярких выравении творческого отношения к наследию Конфуция является тезис Мэн-цзы жэнь пжэн ("гуманное управление"). Главные усилия Мэн-цзы были напрвлены на пропаганду указанного тезиса, однако осуществить его на практике ему фактически не удалось. Последние годы жизни Мэн-цзы занимался дальнейшей разработкой учения, стремясь сделать его доступным для своих учеников и последователей.

В кратком изложении учения Мэн-цзы диссертант пытается обобщить главное содержание трактата "Мэн-цзы", которое нашло отражение в ряде концепций, тезисах и конкретной политике философа по "управлению "Поднебесной" (т.е. китайским обцеством), а также во взглядах на воспитание человека. Диссертант уделяет главное внимание таким взглядам Мэи-цзы, как "управление на основе гуманности" (жэнь пжун и &ан дао), "самым ценным является народ","установление постоянного имущества для народа" (хэн, пань), в основе которого лежит важный тезис о землепользовании цзин ди. Диссертант высоко оценивает понятие Мэн-цзы а ("применение человеколюбия в жизни"), согласно которому и. превыше, чем жизнь человека.

Вторая часть "Концепция "народолпбия" Иэн-цзн" - составляет основное содержание настоящей главы. В этой части указанная концепция философа рассматривается в различных ее проявлениях.

В первом параграфе вводится в научный оборот термин "народолпбия". Высказывается мнение, что в основании учения Мэн-цзы левит "нечто", заметно отличащееся от главного пафоса учения Конфуция. В поисках понятия, которое могло бы выразить это "нечто", диссертант привел к термину "народолюбия" на основе соединения слов "народ" и "любовь". Далее диссертант обнаружил данное слово в дневниках известного китаеведа В.А. Рубина, который употребил его в записях о Мэн-цзы. Обретение такого единомышленника в области "мзн-цзеведении" укрепило убввденно'сть диссертанта в том, что он находится на верном пути.

Второй параграф посвяиен исследованию проявлений теории

"народолвбия" Мэн-цзы в политических взглядах тэнь пжш

Одним из самих ярких проявлений тезиса юнь пмэн является обращение Мэн-цзы к господствувдему классу с требование* заботиться о «изни народа. Аргументируя свое мнение, диссертант цитирует разные диалоги Мэн-цзы с правителями и чиновниками разных царцарств. Так, например, на вопрос Свань-вана о том "какие достоинства нужны, чтобы был» (стать) правителем 7" Мэн-цзы ответил: "Править, заботясь о народе и охраняя его"(1). В другом месте Мэн-цзы отмечал: "Умный государь регулирует аизненные средства народа таким образом, чтобы их было достаточно для со-дермания родителей, хватало для прокорма мены и детей, чтобы в урожайный год все были довольны, а в неурожайный избегли бм гибели. .."(2), а также выступал за "смягчение наказаний и итра-фов, снижение налогов и податей-(З), тяжким бременем ложивжихса на плечи народа и т.д.

Дух концепции*жэш> чжш навел отражание и в имели философа о том, что господствувщий класс дол.жефуважительно относиться к народу, или, говоря иначе, ценить народ. Здесь диссертант приводят известные слова философа: "самым ценны» является народ, за ним следует государство (букв, духи земли и зерна), правители достойны недооцен>{и"(4). Однако, при этом нельзя считать эту мысль Мэн-цзы созвучной современным идеям демократии. Как и Л.С. Васильев, диссертант считает, что смысл указанной цитатм не имеет отношения к идее "народовластия".

Взаимоотножения между правителями и народом, согласно тезису тэнь чжзн, являвтея связями самостоятельных субъектов. Он сказал:"Если правитель рассматривает своих подданных в качестве' своих рук или ног, то подданные считает его своим родственником; если правитель считает подданмх собаками или лоцадьми, то подданнме считает его чужим; если он рассматривает подданных как траву, то оодданые считает его врагом"(5). Философ советовал правителям: "Если Вы будете осуществлять жэнь чжт, то

(1)(4) Цит. По: Древнекит. философия. Т.1. М., 1972, с.226,237.

(2) Цит. по: Васильев Л.С. Проблема генезиса китайской мысли, М., 1989, с. 129.

Г5) Цит. по: Лвй Чжэньвй. История политической мысли Китая. Ханой, 1964, С, IV (перевод с кит..на вьет. яз.).

- е -

все мудрецы в Поднебесной пожелают служить при Вашем дворе; все купцы пожелают торговать на Ваших рынках; все путешественник! пожелают странствовать по дорогам Вашего царства, а те в Поднебесной, кто ненавидит своих повелителей, пожелавт отправиться с жалобой к Вам, И тогда кто сможет противостоять Вам ?"(!).

Народ, согласно концепции жмь 1мэн Мзн-цзы, имел "особое право", которое мы условно называем "подтверждением законности прав на легитимации кандидата на пост йяж>-цзи - "Сына Неба" -Правителя. Так, он сказал: "В древности So рекомендовал ¡¡¡уня Небу, и Небо приняло его, предсШёило с&> народу, и нарой принял еео" (курсив диссертацта)(2). Комментируя эту цитату, автор диссертации присоединяется к мнении Фэн Юланя, считающего, что "никто не знает мнения Неба, а знашт только мнение народа", "поэтому когда (Мзн-цзы) говорит о ратификации Небом, речь фактически должна идти о легитимации народом'ЧЗ).

Диссертант также уделяет внимание взглядам Мэн-цэы о том, что "каждий человек может стать Яо и Шунеи"(4) и "простолюдин может приобрести Поднебесную", если он "обладает таким же добродетелями, как Яо и Пунь", да и к тому же "его рекомендует Сын Неба"(5). Исходя из этого, Мэн-цзы открыто выступил против правила передачи титула Шиг-цои по наследству от отца к сыну, и затем от сына к внуку.

Кроме тезиса нонь пжэн, Мэн-цзы также выдвинул концепцию &CW дао, которая тесно связано с жэнь- пюн. Бон, Зао по мнению мыслителя, - зто "путь добродетельного правителя, называют &ан"( 6). ЗЗсш. Sao философ противопоставлял fía дао-, т.е. "пути правителя, управляющего с помощью силы'Ч?),

В основании политических взглядов Мэн-цзы лежат уникальные мысли, согласно которым народ выступает в качестве "представителя воли Неба". Так, мыслитель часто приводил цитаты из главы "Ву цзина""Тай ии": "Небо видит то, что видит народ; Небо слышит то что народ слышит". Более того, Мзн-цзы даже счи-

(1),(2) Цит. по: Древнекитайская философия, с. 230, 240-241,

(3) Фэи Юлань. История китайской философии, Ханой, 1966, с. 82 (перевод с кит. на вьет. яз.).

(4),(5),(б),(7) Цит. по: История китайской философии, М., 1989, с. 94,89, 91-92 (перевод с кит. на рус. яз.). а

ал, что в иерархии ценностей интересы народа должны занимать олее высокое место, чем даже сверхъестественные силы, По ыне-ив мыслителя,"если жертвенные животные превосходны, жертвенное росо чистое и все жертвы приносятся в надлежащее время, но, есмотря на это, происходят засухи и наводнения, то яажемяШ и зерна"!. 1)(курсив диссертанта).

Одной из самих ярких особенностей политической теории Мэн-цзы является суровая критика, обращенная в адрес плохих пра-ителей и бесчестных чиновников царств, в особенности жестоких равящих лиц. Философ назвал, таких диктаторов "тиранами" и го-орил: "(У вас) на кухне вирное мясо, в конюшнях откормленные они, а у народа голодный вид, на дорогах валяптся трупы умер-их от голода"(2). Таких правителей Мэн-цзы считает убийцами, зторые "во главе диких зверей пожиравт лвдей"(3).

В третьем параграфе второй части речь идет об отражении гории "народолюбия" в экономических воззрениях Мэн-цзы.

Многие ученые, исследовавяие экономические программы Мэн-^зы, уделяют главное внимание почти исклвчительно только его гыельноыу проекту цдин йячл ("колодезная система полей"). В гличие от этой точки зрения, диссертант считает, что важнейией экономической платформе Мэн-цзы является концепция "установ-ж'ие постоянного имущества для народа" (жэн юнь). Так, отве-)Я на вопрос правителя царства Тэна об управлении госу-фствон, Мэн-цзи сказал: "Гао (главные принципы) народа тако-1: т«, кто имеет ссэн ишь ("постоянное имущество"), обладают т синь ("постоянными добрыми чувствами"); те, кто не имеет ш пань, не обладает осэн ашь"(4). Далее. Нэн-цзн разъяснил ¡авителв суть разных земельных систем еун, чжц. и при динас-зх Ся, Инь и Чяоу. Следует обратить внимание на то, что отвв-я на вопрос об управлении государством, Мэн-цзы говорил о хо-йстве, о земельных системах. Конечно, нельзя считать, что н-цзы оиибался или не точно понял вопрос, а это свидетельст-ет о том, что он признавал глубокув связь политики и экономи-. Другими словами, согласно взглядам Мэн-цзы, создание посто-

) См.: Васильев Л.С. Указ. раб., с. 132-133. ),(3) Цит. по: История китайской философии, с. 90. ) Цит. по: Древнекитайская философия. Т. 1, с, 234.

янного имущества (жэн пань) для народа выступает как фактор, обеспечивающий стабилизации общества, или, говоря его словами, постоянное доброе чувство (хэн ешь).

Во время Мэн-цзы главным постоянным имуществом для народа могла быть только земля. Поэтому Мэн-цзы уделил особое'внимание земельной проблеме, или, если пользоваться категориальним аппаратам мыслителя, проекту ц&ин ЧДО- илЪ ц&ия да.

В ответе на вопрос Би Чжаня - посланника правителя царства Тана о цзш да ( "принцип распределения земель"), Мэн-цзн сказал: "БйВ правитель, собираясь осуществить жш> ч*эм ("гуманное управление"), избрал Вас (для этой цели)"..."Что касается жэнь

пжш, то его следует начинать с щан, цца ("размежевания зе-

«

цель"). Если цзин цзе будет осуществлено неправильно, то цзин да окажется неравномерным, а зерновой доход будет несправедливым. Поэтому жестокие правители и бесчестные чиновники непременно кое-как относятся к размежеванию. Если размежевание осуществлено правильно, тогда легко распределить поля и установить содержаний чиновникам'Ч 1). Исходя «з этого, следует отметить, что земельная проблема (тин цце- или цоин да) занимает, особое место в экономических взглядах км чанл, Мэн-цзы,. которые рассматривались им как важный фактор; гарантирующий осуществление политического тезиса жэнь чжэн. .

В своем земельном проекте цзин да Мэн-цзн выразил ряд конкретных идей, направленных на стимулирование труда землепажцев, в первую очередь, земельную систему тж^ (земельная система, су-ществовавжая при династии Инь и, по словам философа, также при династии Чжоу), поскольку, по мнению Мэн-цзы, "только при системе ниц. имелись общественные лоля"(2). Кроме того, философ также предложил разные проекты размеров площадей и налогов для разных частей населения ( городского, населения, неженатых вно-■ей, чиновников разных рангов, культовых полей).

Мэн-цзы уделил пристальное внимание структуре земель де-вятиклеточного канона, н8поминавщей форму иероглифа ц/цт ("колодец"). Диссертант считает, что данная система существовала в .Китае с древности и известна под названием щцм йяж>.. Здесь новаторство Мэн-цзн заключается в том, что он предлйаил опти-

(1)(2) Цит. по: Древнекитайская философияв Т. 1, с. 234, 236.

- э -

мальные нории площади, размеры каждого "колодца", отвечающие возможностям обработки земли землепашцами того времени, разработал формы организации труда, также определил размеры налога, которым облагался каждый владелец "колодца". Так он объяснил Би Чжанв: "Квадратный м составлял колодец. В колодце 900 В середине его находится общественное поле. Восемь семей имеют личные поля по сто щ,- они совместно обрабатывают общественное поле"(1). Большое интерес в предложенном проекте представляют нормы взаимопомощи, которыми должны были руководствовать землепашцы, объединенные в один колодец для совместной обработки земли. Вот слова самого мыслителя: "Пусть люди, чьи поля в волости принадлежат к одному и тому же колодцу, всегда проявляют заботу друг о друге, оказывают помощь друг другу от нападения извне, поддерживают друг друга во время болезни, и тогда народ будет жить в любви и согласии"(2). Несомненно, данная программа Мэн-цзы тесно связана с обеспечймем мирной жизни народа. Другими словами,, основной целью указанного проекта является установление постоянного имущества (гсэн чань) для народа.

Кроме земледелия, в своих экономических взглядах Мэн-цзы цдвлял внимание и другим "отраслям хозяйства, например, ремеслу и торговле. В отличие от точки зрения Сюй Синя, считавшего, что каждый человек, включая и правителя, должен готовить все необходимые для се§я вещи сам, Мэн-цзы полагает, что отдельные группы населения занимаются определенными видами производства и затем обмениваются своей продукцией друг с другом. Очевидно, это мнение свидетельствуето том, что Мэн-цзы имел представление об общественном разделении труда. Философ еще полагал, что "на границах и на ринках .товары следует только контролировать, а не взимать с торговца пошлины и налоги"(3). Ясно, что эта позиция Мэн-цзы имеет большое значение для создания удобных условий рязвитя рыночных отношений между регионами страны, а также для расширения торговных связей между государствами.,

В четвертое параграфе рассматриваются этические и воспитательно-образовательные аспекты теории "народолюбия" Мэн-цзн.

Как известно, Мэн-цзи выступил не только в качестве мнс-

(1К2) Цит. по: Древнекитайская философия. Т. 1, с. 234, 236. (3) Цит. по: Люй Чжэньюй. Указ, раб., с, 227.

литела, но и в качестве моралиста и учителя-воспитателя. В его этических и воспитательно-образовательных взглядах заметно отрамается главный дух теории "народолюбия".

Важной представляется точка зрения Мэн-цзы об изначально доброй природе человека, согласно которой добрая природа человека врожденна и естественна. Так он сказал: "Склонность человеческой природы к добру подобна стремленив воды вниз. Между людьми .нет таких, у которых не было бы стремления к добру, так же как нет воды, которая не стремилась бы течь вниз"(1). Он также подчеркивал:"Если природа человека повинуется естественному движению чувств, то она может стать доброй... И если люди не делаются добрыми, то это не потому, что у них нет склонности к добру"(2). Откуда же появилось зло ? Мэн-цзы рассматривал зло как следствие "расслабления сердца", т.е. утраты природных склонностей. Кроме того, Мэн-цзы признавал влияние жизненных условий на изменение природы человека. Вот слова самого философа: "В урожайный год многие сыновья и младжие братья становятся ленивыми, а в неурожайный год многие сыновья и младжие братья становятся жестокими. Такое различие происходит не от тех природных качеств, которые дало им Небо, а потому, что (голод) вынудил их сердца погрузиться (в зло)"(3). В конечном счете эти'взгляды Мэн-цзы гесно связаны с политической теорией жэнь чн&н, следование которой требует от правителей сначала "установления .имущества для народа"(¡асш), чтобы народ был сытым,, а затем "уделять внимание обучению в «колах, внужать долг сыновней почтительности к родителям, уважение к стараим", "подгонять народ в направлении к добру"(4). ,

Вслед за Конфуцием Мэн-цзы неустанно пропагандировал моральный принцип жшу. В свою очередь Мэн-цзы переработал, развил и поднял его на новую степень - жэнь и и и соединял их друг 'с другом - жэнь и. Что такое и ? Согласно толкованию Мэн-цзы,' и следует рассматривать как "верный и правильный путь челове-ка"(5). На основе выяснении анализа глубиной сути всего учения Мэн-цзы, диссертант считает, что под и следует понимать претво-

(1н2)Цит. по: йнатология мировой философии.Т.1.М., 1969, с.209. (3),(4) Цит. по: История китайской философии, с. 96,97, (5) Цит. по: Люй Чжзньюй. Указ. раб., с. 234.

рение жэнь в жизнь, или, говоря словами Лвй Чжэньпя, жэнь является содержанием, а а проявлением жэн<>(1). Как отмечено внве, Мэн-цзы уделял пристальное внимание концепции и и считал ее пре-выже жизни. Аргументируя этот вывод, диссертант цитирует великолепные слова философа: "Я лвблв жизнь, но лвбли и и: если нельзя иметь то и другое, я готов отдать жизнь, предпочтя ей и !"(2).

Следует отметить, что если содержанием концепции жэнь Конфуция является "сдерживание себя и возрат к ли ("правилам пове-дения"(3), т.е."везде ограничивать себя" и "во всем следовать чжоуским правилам"(4), то жэнь Мэн-цзы всегда связано с и. Философ сказал правители царства Ляна: "Царь ! Зачем обязательно говорить о пользе ? Ведь есть только жэнь и"(5).

Центральное место в этических взглядах Мэн-цзы принадлежит понятию синь (букв, "сердце"). Синь в понимании философа представляет собой "вместилище" - субстрат доброй природы человека. Зло появляется тогда, когда человек расслабляет свое сердце. Согласно этой логике, желающий сохранить свои природу, 'должен сохранить сердце. Мэн-цзы также считал, что между синь и приобретением Поднебесной существует особая связь. Причиной того, что правители Цзе и Чжоу "лижились Поднебесной", Мэн-цзы считал "лишение ими сердец своего народа". А для того, чтобы , приобрести сердца народа, по мнении философа, следует "собирать все, что хочет народ, и отдавать еыу, не осуществлять ничего, чего не лвбит народ" (6). Итак, высоко оценивая роль сердца, Мэн-цзы не забывал о своей главной цели - осуществление "народолвбия".

Одним из моральных взглядов Мзн-цзы, привлекщим больше внимание диссертанта, является его концепция цзть-щы ("идеальный совершенный человек"). Важнежей чертой цзюнь-ц/зы, согласно точкр зрения философа, йвляется достоинство (целомудрие):

(1) Цит. по: Лей Чжэньвй, Указ, раб,, с. 234.

(2) Цит. по: Васильев Л.С. Указ, раб., с. 131,

(3),(4) Цит. по: История китайской философии, с. 63.

(5) Цит. по: Конрад Н.И. Древнекитайская литература // История мировой литературы. Т. 1. М., 1983, с, 174.

(6) Цит. по: История китайской философии, с. 92.

"богатство и высокий ранг не могут соблазнить, бедность не может унизить, насилие не может покорить"( 1).

Иэн-цзы считал дело обучения народа естественным долгом правящего класса. Поэтому, предложив правителю царства Тэна осуществлять земельный проект п/ку., философ также посоветовал ему создать разные виды школ, такие как сян, сюй, сюэ и ела, для того, чтобы "внушать нравственные правила сыновней почтительности к родителям и уважение к старшим", а также " подгонять народ в направлении к добру" (2). Более того, Мэн-цзы оценивал роль образования выше, чем политики. Так, он сказал: "Хорошее управление не вавнее хорошего воспитания. Хорошее управление вызывает у народа боязнь (власти), а хорошее воспитание вызывает у народа любовь (к власти). Хорошее управление приносит народу блага, но хорошее воспитание способствует приобретению сердец народа'ЧЗ),

Исходя из концепции доброй изначальной природы человека, Мэн-цзы полагал, что "путь образования заключается ни в чем ином, кроме как - искать утерянное сердце", а также "поддерживать изначальную природу человека"(4), ,

В конце первой главы обобщаются и суммируюттся главные факты, изложенные в главе. Отмечается, что все вышеописанные взгляды Мэн-цзы представляет собой рациональные и прогрессивные зерна его учения, поэтому концепция "народолюбия" "философа имеет большое значение не только для его времени, но и для всех эпох, не только для Китая, но и для всех стран мира,. Однако, нарядом с этим, диссертант полагает, что вышеописанные взгляды Мэн-цзы, в конечном счете, не покидали "орбиты" конфуцианства.

Вторая глава диссертации "Влияние теории "народолюбия" Иэн-цзы на развитие этической и общественно-политической мысяи Вьетнама" посвящена особенностям процесса распространения и влияния конфуцианства в целом, и теории "народолюбия" Нэн-цзн,

(1) Цит. по.' By Кхиеу. Вьетнамское общество в прошлом и его идеологическое наследив // Вьетнамская философия нового и и новейшего времени, М., 1990, с. 243.

(2) Цит, по: История китайской философии, с. 97.

(3),(4) Цит. по: Доан Чунг Кон. Мэн-цзы. Сайгон, 1971, с. 224, 227 (на вьет, яз.).

в частности, на духовную жизнь вьетнамцев, а также на формирование этических и общественно-политических взглядов видных представителей вьетнамской мысли.

В первой части главы дается краткий очерк процесса распространения конфуцианства во Вьетнаме.

В первом параграфе рассмотрены особенности указанного процесса с начала навей эры до X века.

Опираясь на различные исторические данные, диссертант выражает несогласие с точкой зрения А.6. Полякова, считающего что распространение конфуцианства во Вьетнам началось не ранее второй половины XII в., и приходит к выводу о том, что конфуцианство начало проникать во Вьетнам с начала навей эры, и уже в конце II в, н.э. оно оказывало заметное влияние на духовную жизнь вьетнамцев, по крайней мере, представителей высших слоев.

Рассматривая разные проявления конфуцианства во Вьетнаме с начала н.э. до X в., диссертант отмечает, что несмотря на тысячелетний период господства китайских наместников, конфуцианство не могло занять достойного, подобающего ему прочного положения в духовной жизни вьетнамцев; главной причиной чего являлось активное неприятие вьетнамца'ми идеологии чужеземцев.

Второй параграф посвящен влиянию конфуцианства на развитие этической и общественно-политической мысли Вьетнама с X в. • до Х1Л в.

Автор диссертации уделяет внимание реформам одного из первых самостоятельных вьетнамских наместников X в, - Кхук Хао, Суть этих форм можно свести к следующему: "Земельный налог взимался поровну, были упразднены, повинности, составлялись реестровые списки податных с указанием места рождения, которые передавались управляющему запа для контроля. Управление было основано на взаимном уважении, мягком обращении, Народ обрел спокойствие и радость"(1). Хотя эти взгляды Кхук Хао довольно близки идеям "народолюбия" Мэн-цзы, однако, диссертант считает, что основные положения реформ восходили к идеям "деревенской демократии" вьетских сельских общин, которые берут начало в древности, а ее модификации продолжали существовать в течение

(1) Цит. по: История Вьетнама. Т. 1. И., 1983, с. 94 (перевод с вьет, на рус, яз.).

• - 14 -многовековой истории Вьетнама.

. Анализ разных аспектов политической и религиозной деятельности королей, чиновников и народа во время правления династий Нго, Динь и ранних Ле, например, построение госддарственного an-парата с четкой иерархией и титулами чиновников полностью по китайской модели, феномен культа предков у вьетов позволи диссертанту сделать вывод, что хотя, в сравнении с буддизмом, в указанный период конфуцианство играло лижь второстепенную роль в идеологической жизни вьетнамцев, но оно было важным инструментом государственной политики. Проанализировав такие факты, как передачу прав на престол от династии Динь к династии ранних Ле (981 г.) и затем от династии ранних Ле к династии Ли (1009 г.) не по наследству, а принципу заслуг, т.е. тому, кто отвечало требованиям народа, а также введение ритуала распахивания первой борозды (йик дьен) в это время, диссертанта приходит к выводу, что все эти факты свидетельствуют не о прямом влиянии конфуцианства, а доказывают, что правители указанных династий в своих действиях руководствовались скорее традиционными обычаями и нормами вьетов, нежели предписаниями конфуцианства.

Далее диссертант рассматривает влияние конфуцианства, вообще, "и теории "народолюбия" Нэн-цзы, в частности, на идеолр-

гию Вьетнама в эпоху Ли и Чан. В этот период, несмотря на то, что "больше половины населения жло в монахи, в каждой местности были свои храмы"(,1) и даже некоторые короли, "бросив престол", постриглись в монахи, но господствующий класс навел только в конфуцианстве идейные обоснования своего положения, поэтому роль учения Конфуция-Нэн-цзы постепенно возрастало во всех сферах государственной деятельности и в конце XIU в. оно стало господствующей идеологией правящего класса и совсем вытеснило буддизм с политической арены. Приводимые далее исторические сведения свидетельствуют о подгеие конфуцианства в этот период, например, создание Ван йоеу. ("Литературного храма") (1070 г.), на территории которого были установлены памятники Чжоу-гуну, Конфуцию, Нэн-цзы и отличившимся ученикам Конфуция; открытие Хуок Ш qmí ("Конфуцианской академии")(1075 г.), в которой детей аристократов обучали в духе названного учения; проведение первых

(1) Цит. по; История Вьетнама. Т. 1, с. 94, 113.

конкурсных конфуцианских экзаменов с целю отбора способных людей для службы (1076 г.)...

Какие толки конфуцианства оказали особое влияние на идеологию вьетнамцев в годы правления династий Ли и Чан ? Соглас-. но сведениям вьетнамских традиционных летописей, в т. н. "Конфуцианской академии" учеников обучали классическим конфуцианским трудам, которые были отредактированы китайскими выдавшимися мыслителями, киввими в эпоху династии Сун, такими как Чжу Си, два Чэна, т.е. неоконфуцианству.

Внимание диссертанта привлекает проявления ид»и "народо-лвбия" во многих сферах государственной деятельности королей и чиновников выженазванных династий, в особенности.в завете королю Чан Куок Туана - выдающегося полководца, принесенном им на смертном одре. По мнению Чан Куок Туана, причиной великих побед над жестокой юаньской армией, являлись "единодушие короля и его подданных, братское согласие, напряжение сил всей страны". Он советовал королю "завоевать сердца солдат","жить с нйм как отец с детьми в одной семье", а также "чадить народные силы, необходимые для надежного осуществления дальновидных планов" и подчеркнул, что "именно в этом состоит высший принцип защиты Роди-ны"(1). По-видимому, эти идеи'были созвучны теории шэнь чл&н Уэн-цзы. Пафос "народолюбия" также нашел яркое отражение в диалоге короля Ли Тхай-тонга и сопровождавшего его чиновника во время совержения ритуала распахивания первой борозды (йик диен). Вопрос: "Зго дело землепажцев, зачем Вы уподобляетесь им ?". Ответ; "Если я не буду обрабатывать землю, то откуда у меня появится клейкий рис для жертвоприношения, и кроме того, как я смогу послужить примером народу ?"(2).

Указывается, что'в начале эпохи Ле (с 1428 г. до конца Хи в.) конфуцианство переживало свой блестящий расцвет во Вьетнаме: оно было официально провозглашено государственной идеологией. В этот период была расширена св^ь системы просвещения, конкурсные конфуцианские экзамены стали главным способом подготовки чиновников и приняли регулярный характер. Были учреждены церемонии

(1) Цит. по: История Вьетнама,.Т. 1, с. 144,

(2) Цит. по: Полное собрание исторических записок о Великом Вьете. Т. 1, Ханой, 1972, с, 214 (на вьет. яз.).

• - 16 -

"Объявления имен лиц, успешно проведших конкурсные экзамены"(Ле-шке олнъ), "Обряды чествования победителей конкурсов в родных местах"(/1е- 1инь куй) и "Высечение имен лауреатов, получивших .высшув степень - Шьен щи (букв, "доктор"), на каменных стелах" (Бия Шьен щи). Как и в эпоху Ли и Чан, главным толком конфуцианства, оказавшего влияние на идеологическув жизнь вьетнамцев в это время, является неоконфуцианство, т.е. конфуцианство сун-ского толка.

Отмечается, что одной из особенностей восприятия конфуцианства в эпоху Ле является глубокое влияние этико-политических взглядов жэнь и и ионь чмэн Мэн-цзы, Яркими приыерами, подтверждаемый это мнение, является земельный проект кцан дьен (земельная система, согласно которой все лвди, независимо от их социального происхождения, включая бездетных стариков и старух, сирот, имели свой участок обрабатываемой земли) и 100 статьей о "защите мирных людей" Кодекса "Хонг Дика", согласно содершанив ..которых, любые действия чиновников, наносящие вред жизненным условиям народа, категорически запрещается, и в особенности концепция Нгуен Чая жэш> а и ай мшь, "

В третьем параграфе рассматриваются главные особенности конфуцианства во Вьетнаме с начала XUI в. до нажих дней.

На основе данных ряда исторических источников, известно, что наступление XUI в. ознаменовало' начало глубокого и всестороннего кризиса вьетнамского феодального строя в целом, и его идеологии - конфуцианства, в частности.

Идеологический кризис проявился, прежде всего, в способах обучения конфуцианцев и сдаче ими конкурсных экзаменов. Так, в 1730 г. правитель Чинь постановил, что каждый, кто уплатит три кцана деньгами, освобождается от сдачи провинциальных конкурсных экзаменов и должен рассматриваться как успевно их сдавший. Идеологический кризис отразился и на важнейших концепциях конфуцианства, в первую очередь - d концепции »ищи ("верность королю"). Иллвстрацией, по мнению диссертанта, служит драматическое событие, которое произовло в 178? г.: король Ле Тьеу Тхонг, пытаясь подавить крестьянское восстание Тэйвонов, преследуя восставших, пересекал территорию провинции Кинь Бак, По пути король "попал в засаду", устроенную губернатором этой местности Ле Кань Тхыоком. Тхыок ограбил императорскую казну и

даже снял королевские одежды" с самого короля (1).

* Во второй половине XIX в. Вьетнам захватили французские колонизатора. Конфуцианца не смогли сплотить народ под своим знаменем для защити Родины и поднять его на борьбу против агрессоров. Порааение движения Яан Вьюне- под руководством патриотически настроенных конфуцианцев в конце XIX в. означало, что роль и влияние конфуцианства как государственного мировоззрения во Вьетнаме отоали в промлое. Конечно, это относится к влиянию конфуцианства на политической арене, в сфере же идеологии многие элементы данного учения, как прогрессивные, так и регрессивные, сохранились до нааих дней.

, В конце этой части характеризуются некоторые особенности процесса распространения и восприятия конфуцианства во Вьетнаме. Отмечается, что хотя во Вьетнаме обучали, главным образом, идеям ортодоксального неоконфуцианства сунского толка, на саном деле приверженцы-вьетнамцы этого учения принимали,'главным образом, лижь этико-политические взгляды Конфуция и Мэн-цзы, в особенности идеи жэнь пмэн и тэнь и Мэн-цза; почти всех вьет- • намских конфуцианцев мало интересовали теологический и онтологический аспекты этого учения.

Вторая часть второй главы посвящена изучению влияния теории "народолюбия" Мэн-цзы на формирование этических и общественно-политических взглядов видных представителей вьетнамской мысли.

В первом параграфе речь идет об идеях июнь и и ай минь выдающегося вьетнамского мыслителя XII в. - Нгуен Чая.

Идея нюнь и Нгуен Чая наала яркое отражение,- прежде всего, в его стратегии Еинь Меа щаЯь С"Стратегия сопротивления минским захватчикам"), согласно которой основной тактикой Ламжонского восстания является "использование да и ("великой справедливости) для того, чтобы победить варварство и использовать пжи, тэнь ("полную гуманность") для того, чтобы уничтожить насилие и жестокость", а также."ведение Мщ- фаЯ Яам коне, ("наступление сердца") для того, чтобы враги сдавались сами без боя"(2). Упоминается, что Конфуций говорил о. тэнь', Мэн-цзы использовал, кроме

(1) См.: История Вьетнама. Т. 1, с. 266.

(2) Цит. по: Полное собрание,,, Т. 2. Ханой, 1985, е.,28?,

. - 18 -

жэнь, еще понятие и', но никто из них не говорил о пжа жэнь и За а. Исходя из этого, можно рассматривать понятия Нгуен Чая пжа жэн*> и да и -лз качестве нового шага в развитии идеи классиков конфуцианства.

Важным представляется другой аспект жэнь а Нгуен Чая, изложенный в "Великом воззвании по случаю умиротворения китайцев". В этом документе мыслитель писал:"Хэнь и а - дать мир и счастье народу. Святой долг воителей - искоренить насилие"(1). Комментируя эту мысль, диссертант присоединяется к мнению Фан Нгока, считающего, что "в целом такие понятия, как ю-нь, и и даже мысль, что "святой долг воителей - искоренить насилие", восходят к древним китайским книгам, но в последних не встречается формула: "жэнь а - дать мир и счастье народу"(2).

Великолепным представляется убеждение Нгуен Чая, что жэнь а следует проявлять не только по отношению к своему народу, но и по отновенив к врагам. Упоминается, что в октябре 142-fr. он предложил- отпустить 150 тысяч минских солдат, окруженных в Донг Куан (ныне Ханой). Более того, отпуская врагов, он выделил им для возвращения на Родину лодки-и лошадей, а также гарантировал им полную безопасность возвращения.

Идея жэнь и Нгуен Чая проявляется не только в стратегии борьбы против захватчиков, эта иисль навла яркое отражение в его политике строительства страны. Мыслитель подчеркивал: "Хэнь и поддерживает мир в стране'ЧЗ).

В идейном наследии Нгуен Чая исключительно ценным является тезис ай минь ("любовь к народу"), высоко оценивающий роль народа и требующий от господствующего класса заботиться о жизни народа. Так, он отмечал: "Силы народа сильны как врда"(4). Обращаясь к королю, мыслитель сказал: "Смею высказать надежду, что государь проявит доброту и заботу о простом люде, чтобы не

(1) Цит. по: История Вьетнама. Т. 1, с. 168,

(2) Фан Нгок. Анализ идей Ягуен Чая с точки зрения постулата материальной адаптации вьеьнамцев // К 600-летию со дня рождения Нгуен Чая. Ханой, 1982, с. 269 (на вьет. яз.). .

(3) Цит. по: Во Нгуен Зяп. Речь на торжествах по поводу 600-летней годовщины Нгуен Чая //К 600-летию..., с. 37.

(4) Цит. по: Нгуеь Чай, Хошимин, 1980, с. 143 (на вьет. яз.).

слыано было в деревнах и глухих селениях криков негодования, стонов тоски и обиды'41) (курсив диссертанта).

Во второй параграфе речь идет об идее "народолюбия" вьетнамского ученого Х1Ш1 в. - Ле Куй Дона.

В отличие от многих чиновников, Ле Куй Дон был одновреме-но и чиновником и ученым: "не было такой книги, котокую в свое время он не прочитал бы"(2). Тщательно изучая причины китайских крестьянских восстаний, Ле Куй Дон пришел к выводу, что крестьянские восстания являлись следствием "жестокой политики, тяжелых налогов, постоянных войн, несправедливых штрафов, взяточничества чиновников..."(3). Ученый сравнил силу таких восстаний с землетрясением. Исходя из этого, в своих письмах, обращенных к королю, он неоднократно советовал ему "щадить народные силы". Так, ученый писал:"Принципы управления страной древних ладей (Яо, Иун'я, Юя и Чщоу-гуна. Примеч. диссертанта) заклп-чается в том, что следует поддерживать мирную атмосферу.,, и использовать мораль для того, чтобы щадить народные сили"(4); а "для того, чтобы народ не ругал и не ненавидел (правящих лиц), существует только единственный путь - это снижение штрафов и налогов'Ч5). Самыми убедительными являются слова ученого, обращенные к императору и чиновникам: "Вся пища, которую ежедневно едят, и одежды, которые носят император и чиновники, созданы руками народа. Крестьяне упорно трудятся целый год, не имея ни дня отдыха, чтобы получить урожай. Каждое рисовое зерно воплощает собой все трудности крестьянской кизни. Видя полные риса государственные амбары, задумывается ли кто из Вас о том, откуда пришел сюда этот' рис ?"(6). Несомненно, все эти идеи Ле Куй Дона созвучны вышеописанным заветам Чан Куок Туана, а также идеям жэнь 'жэн, Мэн-цзы.

Не только на словах, но и#на деле Ле Куй Дон активно старался претворять в жизнь идеи "народолюбия". Будучи инспектором двора Ле Куй Дон много раз вскрывал злоупотребления взя-

(1) Цит. по: Никулин И. И. Вьетнамская литература X - XIX вв.

К., 1977, с. 19-20. (21,(3) Цит. по: Ле Куй Дон - вьетнамский ученый Х(Ш1 в. Тхай

Бинь, 1988, с. 71,116. (на вьет, яз,). (4),(5),(6) Цит, по: Ле Куй Дон____ Тхай Бинь, 1979, с. 23.

• - 20 - ■ точников, обиравших народ и строго их HaKa3Meáfl, в особенности в то время, когда он был наместником провинции Тхуан Хоа.

В третьем параграфе исследуется влияние концепции "народо-лвбия" Мэн-цзы на формирование политических взглядов известного представителя новой тенденции развития имели Вьетнама начала XX в. - Фан Бой Тяу.

В отличие от своих предшественников, Фан Бой Тау принадлежит к конфуцианцаи, которые воспрняли новые буржуазные демократические идеи, изложенные в трудах французских просветителей XVIII в. - Монтескье, Руссо, Вольтера... Однако, опираясь на исследование конкретных данных, связанных с процессом формирования и эволюции политических взглядов Фан Бой Тяу, диссертант пришел к внводу, что в основании идейного наследия Фан Бой Тау лежат конфуцианские эелементм, которые он глубоко воспринял с детства, в особенности взгляды Конфуция и Мэн-цзм (концепции чжш ш, жэш> члэн). В своем труде "Факел конфуцианства" мыслитель почеркнул, что буржуазные демократические идеи Руссо, а также тезис европейских политиков о "разоружении" после первой мировой войны, не отличаются от взглядов Мэн-цзы (1).

Четвертый параграф посвящен исследованию научного отношения президента Хо 1и Мина к преемственности конфуцианской традиции.

Будучи глубоким знатоком прогрессивных и рациональнмх зерен конфуцианства в идейном наследии Вьетнама, президент Хо Ми Мин выступал в качестве яркого примера научного отношения к достижениям традиционной мысли, а также преемственности этих ценностей в строительстве современного общества.

Большой интерес представляет то, что в своих трудах и речах президент Хо Ми Мин аироко и ярко использовал конфуцианские концепции и понятно, которые знакомы, популярны и близки пониманию народа, и соединял их с новыми ценностями, соответствующими потребностям современной имели. Яркими примерами для подтверждения этого мнения являются его концепции пжця и ело. Под пжцк следует понимать "верность Родине", а ело -"почитание народа" (а не "верность императору" и "почитания родителей", как толковали конфуцианцы ).

Но президент Хо Ми Мин использовал не только отдельные _______._______

(1) См,: Фан Бой Тяу. Подн. собр. Соч. t.1С. Хвэ, 1990, с.286.

термины, концепции конфуцианства, но и прогрессивные взгляды, точки зрения зтого учения, в особенности взгляды "народолвбия" Нэн-цзы. Например, говоря о качествах вьетнамских коммунистов, Хо Ии Мин упомянул о трех моральных принципах ц/зюнь-цаи, сформулированных Мэн-цзы: "богатство не может соблазнить, бедность не может унизить, сила не может покорить'Ч 1). Требуя от государственных и партийных кадров уважительно относиться к народу, Хо Ии Мин неоднократно подчеркивал идеи Конфуция о том, что "корнем государства является народ" (2)...

На протяжении всей своей жизни Хо Ни Нин неустанно старался осуществлять идеалы "народолвбия". Перед своей кончиной, в завещании, он не не забыл указать следующим, '.'когда мы полностью одержим победу (над американскими агрессорами), я предполагав отменить аграрный налог сроком на один год с сельских кооперативов с той цельв, чтобы соотечественники обрели радость и стали более активными в производстве",

В "Заклвчении" подводятся главные итоги исследования. Отмечаются, что многие из взглядов концепции "народолвбия" Мэн--цзы имеет самое непосредственное отношение к актуальным проблемам нааих дней, среди которых - проблемы социальной справедливости, общественного равенства, гуманности, а также проблемы демократии и вопросы роли и прав трудящихся и др.; значение взглядов Мэн-цзы тем более велико, что ныне во многих странах мира проблемам людей труда не уделяется должного внимания, моральные правила часто нарущаются.

Диссертант приходит к выводу, что хотя в течение многовековой истории Вьетнама конфуцианство, включая и учение Нэн-цзы, оказывало заметное влияние на идеологическув жизнь вьетнамцев, но вьетнамцы воспринимали, главным образом, взгляды и концепции, соответствующих их традиционным представлениям и их потребностям, например, концепции жэнь.й, ай минь. Исходя из этого, можно определить конфуцианство вЬ Вьетнаме как "прикладное конфуцианство". '

(1) См.; Дао Фан, Хо 1и Нин и конфуцианство // Конфуцианство в прошлом,и в нами дни, Ханой, 1990, с.228 ( на вьет. яз.).

(2) См.Г Ву Ки. Дядя Хо пижвт завещание. Ханой, 1989, с, 47 (на вьет. "яз.).

• - 22 -

По теме диссертации опдбликовано ■ находштся в печати три- статей общим объектом 3 (2,2) а.д.:

1. Киеу Вьет Кыонг. Некоторые мнения о чаньской'«коле буддизма в эпоху Ли // Некоторые проблемы роли буддизма в истории мнсли Вьетнама. Ханой, 1986. С. 233-240 ( на вьет. яз.).

2. Влияние теории "народолвбия" Мэн-цзы на развития имели Вьетнама в X - XII вв (на вьет. яэ.Кв печати).

3. Конфуцианские концепции ".чмун" и "сяо" в понимании вьетнамских конфуцианцев (на вьет. яз.)(в печати).