автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Внебрачная связь как феномен европейской культуры
Текст диссертации на тему "Внебрачная связь как феномен европейской культуры"
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
На правах рукописи
Рыбалка Елена Александровна Внебрачная связь как феномен европейской культуры
09.00.13 - философская антропология и философия культуры
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель доктор философских наук, профессор Несмеянов Е.Е.
Ростов-на-Дону 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1.Брак и внебрачная связь: понятие и феномен. 14
1.1 .К истории понятия «внебрачная связь» 15
1.2.Брак и внебрачная связь в современном мире 31
Глава 2. Внебрачная связь в истории европейской культуры. 46
2.1 .Внебрачная связь в древнегреческой культуре 47
2.2. Внебрачная связь в Средние века 63
2.3. Внебрачная связь в Новое время 80 Глава 3. Внебрачная связь в экзистенциальном контексте. 91 Заключение 113 Список литературы 116
Введение.
Актуальность темы исследования
Супружеская измена - это реальность, которая постоянно встречается в окружающей жизни. В современном европейском обществе супружеская измена воспринимается как вполне обыденный и само собой разумеющийся факт. Однако брак и семья всегда представляли для общества особую ценность. С институтами брака и семьи связано воспроизводство нации, воспитание и социализация будущего гражданина. Наконец, будущее только что родившегося человека во многом зависит от того, в какой семье он родился, насколько она благополучна, царит ли в ней обстановка любви и доверия или же на глазах у ребенка происходят ссоры и распад семьи. Во многом такого рода вопросы связаны с феноменом внебрачных связей. А может, внебрачные связи и спасают семью, делают супругов более покладистыми и терпимыми друг к другу?
Трудно ответить на эти вопросы однозначно, да мы и не ставим эту цель. Речь идет о другом, о том, что необходимо исследовать внебрачные связи в самых различных аспектах, и философская культурология здесь имеет, на наш взгляд, большие перспективы. Она создает широкий культурный кругозор, позволяет увидеть феномен внебрачной связи в культурном контексте, что невозможно при чисто социологическом или психологическом исследовании. Естественно, что проводимые в этих областях исследования весьма полезны и мы будем учитывать их в своей работе.
Несмотря на внешнюю простоту исследуемого явления, его частоту и обыденность в реальной жизни, внебрачные связи редко подвергаются именно философско-антропологическому осмыслению. Исследование внебрачных связей осложняется широкой представленностью этого явления в литературе, искусстве, средствах массовой информации. Целый ряд работ не выходит за
пределы первичной обработки такого рода информации. На наш взгляд, проблема заключается не только в изучении психологических социологических и других факторов и аспектов внебрачных связей, которые позволяют сделать такого рода первичную обработку материала, но и в вовлечении в анализ социально-культурных факторов, выявлении социально-культурного фона и построении социально-культурного образа внебрачных связей.
Исследованию этого феномена мешает несовершенство категориального аппарата для анализа внебрачных связей. Во многом это объясняется тем обстоятельством, что при анализе такой, казалось бы, приземлённой и прозаической темы исследователи редко обращаются к философской литературе, ограничиваясь кругом уже привычного социально-психологического анализа. Между тем, и в работах классиков философии -Канта, Гегеля, Фейербаха и современных - Никколо Аббаньяно мы найдём много интересного и поучительного. А, главное, философия даёт возможность построения категориального аппарата и разработки теоретического метода, без чего не может быть изучена, в частности, и типология внебрачных связей, как социально-культурного явления, имеющего столь же длительную историю, как и культура в целом.
Таким образом, изучение проблемы внебрачных связей в философско-культурологическом плане не только обещает высветить новые аспекты проблемы, расширить поле её обозрения, но принести плоды для самой философской науки, поскольку показывает её неустранённость от осмысления современных жизненно-острых проблем человечества. Всё это и объясняет, по нашему мнению, актуальность перенесения проблемы внебрачных связей в плоскость философской антропологии и философии культуры.
Степень разработанности проблемы.
Внебрачные связи до недавнего времени практически редко рассмаривались в специальных трудах. Впервые проблема на теоретическом уровне была изложена в работах советских социологов и психологов 60-х годов XX века (С.И. Голод, C.B. Ковалёв, В.З. Роговин). Внебрачные связи в этих работах трактовались как аномалия «нормальной брачной жизни» и рассматривались крайне негативно с позиции коммунистической морали, нравственного облика советского человека и т.д. Исследования внебрачных связей как явления закономерного в современном обществе и связанного с культурной европейской традицией появлялись в основном в трудах западных психологов и социологов (Р. Шорт, В. Райх, Э. Берн, К. Ботуин). Однако, в социальной практике и отражении её на уровне обыденного сознания внебрачная связь в нашей стране была столь же распространена, как и в западных странах.
При разработке темы приходится учитывать не только широкий круг литературы, но и её разноплановость, прежде всего надо учитывать обширный круг западной литературы, который характеризует внебрачную связь, основываясь на социологических явлениях. Это работы таких западных учёных как А. Кинси, Н. Фишер, М. Хант. Мы также првлекали статьи в журналах «Космополитен» и «Нью-Йорк вумен». Необходимо также учитывать штрокий круг литературы по направлению, которое имеет непосредственное отношение к теме, но в то же время и статус самостоятельной науки - сексологии. Здесь мы хотели бы отметить таких авторов, как Альфред Кинси и его книгу «Сексуальное поведение женщин». Ещё к теме другое сексологическое исследование С.П. Глесс, T.JI. Райт «Сексуальные различия в типе индивидуальных отношений и неудовлетворённости в браке», Нью-Йорк, 1988.
Особое значение имеют работы Эрика Берна, в частности, «Секс в человеческой любви». Следует также выделить книгу Кэрол Ботуин «Соблазнённая женщина». Большой материал для размышлений даёт работа Рэя Шорта «Секс, любовь или влюблённость». В этом контексте могут быть
названы и сексологические исследования И.С. Кона, который, однако, выходит далеко за область социологии и даёт интересный материал для рассмотрения личностных аспектов проблемы, позволяя через проблему личности выходить в область культурологии. В этом плане хотелось бы назвать и работу Петера Куттера «Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоаналих страстей». Особняком стоит книга Отто Вейннегера «Пол и характер», касающаяся принципиальных вопросов взаимоотношения мужчины и женщины.
Специально следует отметить такие работы, которые располагаются в области философии, но характеризуют анатомию человеческих чувств и человеческого поведения. Прежде всего, это работы Эрика Фрома, а также работы Виктора Франкла, которые относятся и к области фундаментальной психологии и к области фундаментальной философии. Нами учитывался целый ряд исследований по проблеме человеческого одиночества и по такой непосредственно освещающей нашу проьлему теме исследования, как частная жизнь в Европе.
Непосредственное отношение к исследуемой проблеме имеют работы в области философской антропологии, среди них мы особо хотели бы отметить обобщающие труды П.С. Гуревича «Философия культуры» и «Философская антропология». Первая из этих работ имеет для нас общеметодологическое значение, на второй работе необходимо остановиться специально, так как в ней характеризуется экзистенциальное состояние человека. В частности, характеризуются такие экзистенциальные переживания как страх, страдание. В особенности обращает на себя внимание индивидуальный аспект экзистенциального состояния и общий контекст, в котором рассматриваются экзистенциальные переживания. Этим контекстом выступают сама человеческая жизнь, сам человек. Его природа и сущность, его жизнь и смерть, проблема человеческого «Я» , его андрогинности и т.д. И в этом контексте рассматривается проблема человеческой любви, философско-антропологический смысл которой передаётся следующим положением автора
- «эрос, как страсть». Любовь находится в центре экзистенциального существования человека, эту мысль, значимую для нашей диссертационной работы мы выводим из исследования П.С. Гуревича.
Большое значение имеют работы другого специалиста в области философии культуры и философской антропологии М.С. Кагана. Остановимся на его работе «Философия культуры» (С-Пб, 1996). Для нас особое значение имеют его идеи о взаимоотношении культуры и человеческой индивидуальности, культуры и развития личности и ряд других, обращенных в историю культуры. М.С. Каган совершенно справедливо связывает постижение сущности культуры с рефлексиями о смысле человеческого бытия. Эти общефилософские размышления позволяют конкретизировать рассмотрение историко-культурного контекста в плане частной жизни, брака и внебрачных связей, что и предпринимается в нашем исследовании.
При этом необходимость в философской базе при погружении в конкретику семейно-брачных отношений усиливалась при проведении историко-культурного исследования, и здесь мы опирались на работы В.Е. Давиловича и Е.А. Жданова. Специально следует отметить их совместную работу «Сущность культуры» (Ростов-на-Дону, 1979). Принципиальное значение для нас имеет вопрос о деятельностных основаниях культуры, о культуре как процессе.
Мы также опираемся на исследования культурологов Ростовской школы -Е.Я. Режабека, Т.П. Матяш, Г.В. Драч, Е.В. Золотухиной, Л.В. Жарова. В этих работах мы найдём развитие проблематики не только общекультурного значения, но и вопросов экзистенциального существования человека, проблем человеческой телесности и т.д.
В целом следует отметит, что существует широкий круг филосфско-культурологических работ, опираясь на которые можно проводить анализ брака и внебрачных связей в историко-культурном контексте. Однако, специальных работ, которые были бы посвящены философско-культурологическому
осмыслению брака, а тем более внебрачных связей, выявлению их смысла и значения, как феномена европейской культуры, мы не нашли. В этом случае речь может идти лишь об историко-культурном освещении отдельных эпох. В этом отношении можно назвать специалистов по Античности (А.Ф. Лосев. Ф.Х. Кессиди, Ж.-П. Вернан), Средневековью (А.Я. Гуревич, Ж. Ле Гоффа, Й. Хейзинги), Новому времени (А.К. Дживелегов, М. Оссовская), чьи работы мы привлекали в диссертационном исследовании.
Задача, по нашему мнению, состоит в том, чтобы соединить воедино философско-антропологическое осмысление внебрачных связей с историко-культурным рассмотрением предпосылок современного состояния частной жизни, прежде всего в аспекте внебрачных связей. Эта проблема прямо в охарактеризованной литературе не ставится и требует своего дальнейшего изучения, что и предпринимается в диссертации.
Цель и задачи исследования.
Предметом данного исследования выступает внебрачная связь как распространённая в европейской истории и в современном европейском обществе форма поведения людей, состоящих в браке, рассмотренная в контексте европейской культуры. Цель исследования: рассмотрение внебрачной связи как сопутствующего явления брака, его места и значения в контексте личностного поведения и культурных ориентаций европейского человека. Задачи исследования:
1. Анализ понятий «брак», «семья», «внебрачная связь»;
2. Характеристика современного феномена внебрачных связей;
3. Анализ внебрачных связей в контексте различных исторических эпох;
4. Выявление устойчивых оснований внебрачных связей как социо культурного явления;
5. Реконструкция экзистенциального контекста и рассмотрение внебрачной связи в контексте жизненного мира личности.
Метод исследования:
Философско-теоретический, предполагающий процедуру обобщения и перехода от абстрактного к конкретному как воспроизведению целостной картины анализируемого явления. В диссертации проблема внебрачной связи рассматривается как обнаружение экзистенциальной проблематики жизненных ценностей, целей, интересов и поведенческих установок личности, соотношения свободы и нравственного долга. Анализ понятий сочетается с сопоставлением и обобщением историко-культурной и социально-психологической конкретики, сохранением образа внебрачных связей в разные исторические периоды.
Научная новизна диссертации.
1. Обосновывается междисциплинарный статус и выявляется внутреннее противоречие в социокультурном статусе брака, разрешением которого выступает внебрачная связь. Даётся развёрнутая характеристика внебрачной связи как социокультурного явления.
2. Проводится анализ состояния современных внебрачных связей и обосновыается необходимость применения социокультурных методов при недостаточности психоаналитического и социологического их рассмотрения.
3. Внебрачная связь рассматривается в историко-культурном контексте эпох Античности, Средних веков и Нового времени. Выявляется специфика брачных и внебрачных отношений в различные эпохи европейской истории.
4. Выявляется развитие личного мира в браке и появление частной жизни характерное для Нового времени, как предпосылок существования брака и внебрачных связей в современной форме.
5. Обосновывается экзистенциальный контекст внебрачных связей и прогнозируются определённые типы поведения в соответствии с экзистенциальными ориентациями личности.
Тезисы, выносимые на защиту.
1. В историческом и современном существовании брака наблюдается антиномия социально-контролируемого и личного, неподвластного общественному контролю и опирающегося на внутренние мотивации и чувства. Брак находится под эгидой общественного контроля и социально-правового обеспечения, которые в свою очередь предполагают наличие самостоятельной личности. Внебрачная связь на всех этапах исторического развития выступает разрешением этой антиномии между устойчиво-неизменными параметрами брака и динамикой личности, находящейся в браке.
2. Современное европейское общество не только демонстрирует многообразие и чрезвычайную распространённость внебрачных связей, не только изменение положения мужчины и женщины в семье, но и изменение их положения во внебрачных связях, в которых главенствующая роль начинает принадлежать женщине. Рассмотрение причин и путей, ведущих к современному состоянию, лежит не в плоскости пансексуализма и психоаналитической интроверсии, на пути рассмотрения исторических форм внебрачных связей.
3. Брак в античности выступает важнейшим институтом гражданского общества и получает импульсы для своего существования извне, под влиянием гражданских требований. Поскольку гражданином является только мужчина, то тем самым продиктовано не только неравное положение мужчины и женщины в браке, но и право мужчины на внебрачную связь.
4. В средние века для мужчины и женщины, находящихся в браке,обретается внутренний мир, через призму которого, во имя спасения
и
души, рассматриваются отношения между мужчиной и женщиной, но,несмотря на глубину психологических переживаний средневекового человека, истинная любовь рассматривается находящейся за пределами брака, сохраняется противопоставление телесного и духовного. В обыденной жизни внебрачные связи распространены в форме сожительства (конкубинат).
5. Новое время демонстрирует эмансипацию личности от религиозных запретов и превращение внутреннего мира личности и прежде всего основополагающего чувства любви - в основание брака. Между тем, эта эпоха, в особенности на ранних своих этапах, демонстрирует как тотальное разрушение нравственности, так и превращение внебрачной связи в почти официально признанный институт. Это объясняется как разрушением прежних нравственных запретов, так и усложнённостью общения в изменившемся экономически и социально мире, его необычайной динамичностью.
6. Выход в экзистенциальные проблемы брака и внебрачных связей возможен через рассмотрение эмоционального мира и тех эмоциональных реакций и состояний, которые ведут к супружеской измене. При этом необходимо учитывать не только эмоциональное состояние, но и экзистенциальные ориентации, которые проявляются в таких глубинно-эмоциональных, экзистенциальных состояниях, как любовь, ревность, ненависть.
7. Брак и внебрачная связь являются вечными спутниками человечества на всём протяжении его истории. Однако причины их нельзя в�