автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.12
диссертация на тему:
Внеклассические тенденции в русской архитектуре I-й половины XIX века на примере С. Петербургского, Московского и Крымского регионов

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Чекмарев, Владимир Михайлович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.12
Автореферат по истории на тему 'Внеклассические тенденции в русской архитектуре I-й половины XIX века на примере С. Петербургского, Московского и Крымского регионов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Внеклассические тенденции в русской архитектуре I-й половины XIX века на примере С. Петербургского, Московского и Крымского регионов"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМьий "„В, ЛОМОНОСОВА

Исто pite ский факультет Кафедра исторш отечественного искусства

На правах рухошса ЧЕКМА1ЁВ Владимир Михайлова«*

ВНЕШССИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В 1УССК0Й АИИТЕКТУШ 1-Й ПОЛОВИНЫ XII ВЕКА НА ПРИМЕРЕ С.ПЕТЕШГРГСКОГО, МОСКОВСКОГО И КРЫМСКОГО РЕГИОНОВ

Специальность - 07.00.12 Исторая искусства

Автореферат даосартадйя аа соискание

ученой степени кандидата искуоотвоэвданвд

Москва 1995

Работа выполнена в Московском Государственном Университете им.М.В.Ломоносова ка рафедре которая отечественного искусства Исторического факультетам

Научный руководитель: кандидат искусствоведения,

доцент В.£.Кириллоз

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения

Е.Й.Кирачевко кандидат искусствоведения Е.Г. Щэболева

Ведущая организация: Московский Государственный академический художественный институт им.В.й.Сурикова»

Защита диссертации состоится 27 сентября 1995.г. в 15 час. 20 мин. на заседании Специализированного Совета Д.053.05.73. при МГУ им.М.В.Ломоносова по адресу: П9899„ Москва, В-234, М1У, 1-й корпус гуманитарных факультетов, аудитория № 550.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГУ им.М.В. Ломоносова. ,

Автореферат разослан " ^ " гус-г 2995 г.

Ученый секретарь Специализированного Совета, доктор искусствоведения

В.С.Турчин

Цредметдц предлагаемого йоолйдовэл.'!« являются впаклаосячз-скив твндешщя в русской архитектура 1-й половины XIX во га на примерз петербургского, московского и крымского регионов.

Актуальность теин. В истории отечественной архитектура данный материал относится к недостаточно 'освещенным. Все еще сохраняются предубеждения относительно художественного качества я значения для архитектурного процесса многих явлений, связанных о внеклассяческимй тенденциями 1-й половики XIX в.

В обозначенном контекста аэучеаяо регионального вяеклассиче-ского формообразования приобретает актуальность по двум основном причинам. Во-первых, этот шраод в значительной степаня связан о целой эпохой русского романтизма, обозначившей становление прлнцишально новых архитектурных задач. Во-вторых,, баз комплекс- ■ ного рассмотрения характерных черт внеклассических "стилей", о учете« их региональной обусловленности» невозможно моделирование целостного архитектурного процесса эпоха.

Состоим в вопроса. В историографии регионального батог аняя внеклассических "отилей" в 1-й половине XIX столетия существуют значительные пробелы, не соответствующие его в действительности важному значению для всего последующего развития русской архитектура.

Исследования, тггавиався раскрыть сущность этого художественного феномена, появляются на рубеже ХИ-ХХ вв. Так, вяекласси-часкоо творчество петербургского и московского регионов рассматривается в статьях Е.Лансере, А.Бенуа, К.Быковского и Г.Котова.

В 1920 -1950 гг. аа первый план выдвигается проблематика так навиваемой "московской готаня" в контексте решения основополагающего вопроса яациояальной самобытности в русской архитекторе. В этой связи следует назвать работы Н.А.Когана, В.В.Згура,

С.В.БэзсоаовЕц А.И.Кяхайлова, А.П.Седова. Впервые предметом целенаправленного леучскЕя становится "крымская го-така" в иссяе-дсваняях С.Д.&риавао

Последний пэраод - 1360е-1990 гг. - суврствеяно отличается от НЕядаэствующах по целому ряду направление преимуществанно новизной исследовательского метода. Уясааниэ слоеных вопросов становления к бытования внеклассического формотворчества приобретает качественно гное содержание. Наряду о прэдпрагштам в послад-яве время уточвокаем генетической природа того или иного вне-классичвсЕОго направления^ есэ более последовательно осуществляется эхявлва« сдещЕфйчесетх особенностей творческого метода зодчих» На кквэязем егапз неученая также весьма целенаправленно рассматривается вопрос о непосредственном воздействия внекласси-ческого фордаворчасгаа на слоквняе объёмно-пространственной и образно-содэркагэльиой природа эклектической архитектура. Е '«той связи заслуяиваи® саиого кристального' внимания исследования Е.И.Кй5вташсо, Е. А. Борисовой» В„В.Каряллозаг кйоЕ^&ртенева,, В.Г.Лясобсхого9 Т.А.Славиной, А.В.Поздяухова, Д.Н,Тшо$эева, О.А.Медввдяозойо

Прозедэкнай обзор игв^атуры позволяв ч«» ср-'

стоякяе вопроса характеризуется достаточно солидным объемом а е- _ копленных фактов!, адзй & ганстее,, Однако исследоваяай0 целостно рассматраввщах региокаяыяуп приводу внеклассического формотворчества 1-й половины ХЛ шка0 еще не било.

Границы дссладов8да,До Жйторвчвски -=■ это последняя четверть ХУШ и 1-я половина ХП в.

Территориально - это петербургский, московский е кржсшЁ регионы-,

Цзль исследования. Изучение феномена внеклассического формообразования в 1-й половине III века, выявление его генезиса, бытования, региональной пр!роды и в свете этого исследование творческого метода наиболее значительных зодчих«,

Задачи исследования. В соответствии с поставленными целями задачи исследования сводятся к следующему:

- Апализ причин актуализации внеклассического формотворчества в русской архитектур6 1-й половины ИХ века;

- Исследование основ внеклассического формообразования в контексте их региональной обусловленности;

- Выявление индивидуального подхода, черт преемственности и новаторства в творческом методе наиболее значительных зодчих обозначенных регионов.

Методика исследования базируется на:

- комплексном культурологическом подхода, предполагающем использование широкого круга источников;

- формально-стилистическсм анализе, позволяющем обстоятельно проследить генезис я бытование внеклассического формотворчества па региональном уровне;

- яконологическсм метода, позволявши в рамках внеклассиче-скях направления Нового временя прояснить их исходную художественную ориентацию;

- иякросоцяологаческом методе, позволяющем проследить пути становления внеклассического фориотвопчесгва в контексте взаимоотношений заказчика и архитектора.

Комплексное использование этих методов позволяет структурно решать поставленные в диссертации задачи.

Источн'нкц: АВПР, Алупкяяскяй дворец-музей. Бахчисарайский дворец-музей, ГЕН, 1ШШ им.А.С.Пушкина, 1НИМА им. А.В.Щусвва»

ГПБ им.М.Е.Салтыкова-Щэдрина5 ГШ, ГТГ, ГЭ, ЙЙМК, ЛОИА, МИРЛ, НИМ АХ, ЦГБИА, ЦГАДА, ЦГИА СССР, ЦГИА г.Москвы, ЩШ.ЦГАОР СССР; Британский музей,, Королевский институт британских архитекторов„ Музей Виктории и Альберта (Лондон)„ Университетская библиотека (Кембрида)о

Научная новизна исследования состоит преаде всего в тем,что впервые систематически рассматривается региональная природа вяе-классического формотворчества 1-й половины XIX столетия» Соответственно исследуется архитектурная деятельность целого ряда отечественных и иностранных зодчих. В научный обиход вводятся вновь выявленные текстовые в графические материалы.

Псактическая ценность диссертации обусловлена, прежде всего» самой спецификой её лсторйко-теоретической направленности» Ока существенно расширяв? сложившиеся представления о путях разви1. . русской архитектуры, йзультаты исследования проливают свет на ряд актуаль'-'х проблем романтического'и ранне эклектического фор— мообразованияо Вновь выявленные архивные материалы могут быть использованы при воссоздании вля научной реставрации рассматриваемых комплексов^ а также отдельных композиций. Научное содер-' вание и выводы диссертации могут быть использованы при проведении дальнейших изысканий;, посватанных отечественной культуре и . искусству этого времена, а также в соответствующих лекционных курсах. Опыт предпринятой работы актуален и для исследования российско-британских художественных связей 1-й половины XIX века.

Адсобашш. Отдельные положения диссертаций доложены на конференциях, а также содержатся в статьях (их список прилагается).

Структура саботы. Работа состоит ив Вступления, Историографии вопроса,, четырех глав и развернутых примечаний к ним, Заключения, Библиографии.

Во Вступлении. основное содержание которого изложено выше, обосновывается актуальность избранной темы, определяются цели и задачи исследования.

В разделе ИстогяогсаДйя дается развернутая характеристика изученности вопроса.

Пепвая глава диссертации, посвященная рассмотрению предпосылок становления внеклассическях тенденций в русской архитектуре 1-й половины XIX в., открывается скатим очерком общей идейно-художественной ситуации. Особо подчеркивается необычайная многогранность художественннх проявлений времени, что было характерно практически для всех видов искусства как изобразительных, так и пространственных. Далео автор впервые достаточно подробно рассматривает вопрос о динамике смыслового восприятия самого те рдяна "готический" в русской культура 2-ой пол.ХУШ - 1-ой пол.XIX вв. Вначале под ним понималось два вида архитектурного творчества! под первый подпадали всякого рода образцы древнего, преимущественно средневекового зодчества вне зависимости от их географической принадлежности; второй ассоциировался со сравнительно недавно вовввдоннымя или даже современным композициями, так или чначе уклоняющимися от классицистического формотворчества. Художественные В8 деятеля романтической поры, напротив, насыщают данное понятие целым спектром философских, эстетических, художественных и ассоциативных идей, которые, однако, в совокупности составляют совершенно неразрывный образно-смыс.ювой сплав.

В этой связи особый интерес представляет изменение ориентации архитектурного образования, особенно показательное в деятельности двух ведущих учебных заведений - С.-Петербургской Академия художеств а Московском дворцовом архитектурном училище. А.Я.Оле-шш и М.Д.Бикоиский ввели в педагога .аскую практику глубокое и

всестороннее изучение самых разнородных стилей предшествующих эпох. Учащимся был предложен принципиально новый метод проектирования на основе' творческого осмысления композиционных приемов зодчества всех стран и народов мира, вполне соответствовавший духу и чаяняям подлинно романтического формотворчества» При этом немаловажное значение для становления внеклассического формообразования имели пенсионерские и другие специализированные поездки за границу с целью всестороннего натурного изучения архитектурных монументов. Показательно, что помимо традиционных для отечественного пансионерства центров молодые архитекторы стремятся посетить Германию, Голландию, Испанию и Англию, а также в значительной мерз удаленные от Европы государства Ближнего и Дальнего Востока, демонстрирующие необычайное многообразие практически всех средневековых родов зодчества. Привозимый из-за границы .огромный фактический материал,довольно полно освещавший разнородные стилевые ветва "восточной" и "западной" архитектуры, активно воздействовал на сложение образного мышления нового поколения отечественных зодчих,,

В заключительной частя главы дается характеристика роля я значения многочисленных специализированных изданий, освещавших самые различные стороны история мировой архитектуры, а также всевозможных практических руководств, пропагандировавших те или-иные образнозначимые стилевые направления. Соответственно немаловажную роль для внеклассического формотворчества имело, как отмечается, создание двумя ведущими учебными -заведениями достаточно обширного библиотечного фонда.

Во вготой главе - самой значительной по объему диссертации -рассматривается внеклассическое направление в архитектурном творчестве С.-Петербургского региона. Прежде всего отмечается воздай-

ствие на его сложение специфических природно-климатических условий и художественных традиций этой сбпкряойшзй территории, вошед-ией в состав Российской империя в 1-й четверга Х7Ш в. В этой связи особо отмечается, что существующий в специальной литературе устойчивый взгляд па "готику" данного региона как-на явление,щя-внесённое сугубо извне и потому не имег!цее органических связей с предшествующими этапами развития, зодчества, нуждается в шресмот-рэ. й прежде всего потому,, что здесь были сосредоточены многочисленные средневековые монументы .последовательно сменявших друг друга аухитектурных эпох, участвовавшие в формировании своеобриз-пой архиектурно-художественной: среда, максимально приближенно» к северо-западным европейским странаы.

Далее особо подчеркивается, - что формообразующие поиски зодчих романтической поры фактически исключают какую бы то ни былс обобщаицую ели одновекторяую интерпретацию. Специфические особенности их творческих исканий яе позволяют однозначно судить о преемственности или говорить о генетической общности. Вследствие этого автор считает методологически оправданным обратиться глазным образом к выявлению индивидуального творческого почерка па-15рбургскях зодчая.

йз всех значительных мастеров, работавшая во знеклассичесгях "стилях", заметно выделяется фигура А.А.йенелеса0 обозначив®)го весьма оригинальную трактовку внвкласскческсго формотворчеств прааде всего в своих наиболее крупных работах - ври создании Александровского парка в Царском Селе и дворцового ансамбля "Александрия" в Петергофе. Исходя яз богатейшего разнообразия "готических" фори, Менелас избирает однородный стилизующий метод. Анализ архитектурных композиций показывает» что введение зодчш дугообразной схемы позволяло максимально увеличить простракствия-

но-временной диапазон их. восприятия. Его специфика заключается в последовательном чередовании разреженных и концентрировавннх образно-значимых вон. Далее, обращаясь к проблематике партстроительства той апохв в более общем плане, автор приходит к выводу, что значительное расширение образно-типологического спектра "петербургской готики" по сравнению с концом ХУШ в. ведет к фориа--роваяию необычайно развитых в комплексно трактованных "готических" зон, чутко реагирующих на искусно срежиссированные с ре довив особенности паркового окружения.

Экспериментальные по преимуществу поиски Менеласа нацелены на дальнейшее углубление личностного воображения, способного вызвать нетрадиционное образно-художественное восприятие "готиче- . ских* форл в подлинно романтической атмосфере пейзажного парзш.

Впервые предприняты® в диссертации ксыплексинй анализ архЕ-тектуряо-паркового ансамбля "Александрия* позволяет оценить его как вполне самостоятельно« явление вяеклассического формотворчества. Мене лас должен был в первую очередь руководствоваться личными вкусами российского монарха и его ближайшего окружения, сохранявшего стойкую приверженность к "готике". Пространственный замысел "Александрии", отвечавший типологии прибрежного пейзажного парка, базировался на активном использования крутоняспвдаю-. щего к Финскому заливу необычайно подвижного всхолмленного ландшафта, в полной мере удовлетворявшего важнейшим требованиям романтической живописности. При этом обраэно-смысловым ядром "Александрии" становится Коттеда, закрепивший своим небольшим объемом самое возвышенное место. Рассматривая принципы его формообразования, автор приходит к выводу, что Менелас стремился к созданию своего рода "готического эквивалента" классическому стилю. Это нэредко приводит к довольно форлальной трактовке от-

дальних "готических" эляментов, исполняющих лишь знаковую роль. Напротив» При формировании архитектурного образа камерного хрша св.Александра Невского просматривается явное намерение заказчика ощутить все многообразие подлинно готических фор«. Этсму, в частности» способствовало широкое применение вошедших в повседневной обиход чугунных формованных элементов, адекватно передававших идейно-образное содержание данного направления.

Самостоятельный подход к "готическому стилю" демонстрирует другой крупный мастер Петербургского региона - А.И.Шгаквнлнейд1р з усадеЗяом комплексе Фалль в Эстонии. Достаточно развитая пространственная структура "замка", отличающаяся совершенно особы* динамизмом асимметричного построения, базируется на контрастно» взаимодействии разновеликих объемов. Гашение Штакеншнейдэра во многом перекликается о разработкой тема "замковой" архитектуры, проистекающей от симметричных композиций Р.Адама и В.И.Геста и получившей дальнейшее развитие в английской архитектурной практике 1-й пол.ХП в., окончательно признавшей асимметрию викяей-вши образно-художественным средством подааяно романтической живописности.

Заведение общедоступных парков в эпоху ршантазма способствовало становлению во вявхлассическсм направления еще одного архитектурного жанра - паркового павильона, г.дойная сущность которого наиболее ярко проявилась в творчества О.Монфе рраиа при создании им Еката рипгофа. Использование сугубо "готических" кошо-зиций вполне оправдавалось их культурно-зрелищным назначением. Чисто живописное ах восприятие достигалось с помощью таких то.чхо обыгранных образных средств, как неожиданность, необычность и т.п. «Так, например, весьма впечатляющий пространственный иотан-цаал"Воксала"зам9тно выделяет его из правлчного контекста "готн-

ческого" форлотвог^ества,, указывая на беспрецедентное по своей значимости, дальнейшее .развитие, заложенных в нем, тенденций,столь ярко проявившихся в типологическом разнообразии крупных общественных зданий а сооружений 2-й пол.XIX - нач.XX вв.

Формообразующие .поиски А.П.Броллова,; как отмечается в глава, подпадают под действке общехудожественного метода, наиболее выпукло демонстрирующего, характерные особенности архитектурного историзма» "Готическая", церковь в Парголова свидетельствует о его глубоком осмысления пространственно-пластических закономерностей подлинно готического культового зодчества. При этом вполне различимы яринцЕШ лоздаевдассического проектирования, вира-кенные в подчеркнуто строгой симметричности плана, четкой ритми- . ческой организации фасадов,,ясной соподчиненности всех составных частей сооружения. Вместе с тем, обращаясь к архитектурным достижениям подлинной ГОТШШс Брюллов во многом способствовал быстрому преодолению инфантильной, робости позднеклассических объемно-пространственных схем,, В области интерьера к наиболее значительным работш зодчего восхода* отличающийся екзальтированной природой интерьер Ванной кдаватн в Зимнем дворце, ставший логическим итогом творческого подхода мастера к освоению, художественных откровений "восточного вкуса"» Углубленное изучение графического наследия А.П.Броляовав. в частности его путевых альбомов, дозволило диссертанту выявить истотаак0 непосредственно вдохновлявший архитектора в работе над данным интерьером - знаменитый дворец Альгамбра, . ■...,.

Внеклассаческая линия в творчестве НЛ.Бенуа, как .отмечается в работе„ становятся заключительным аккордом "императорской готики" романтической пора. В отличие от других.реализованных

■... у

"готических"1 композиций,. замысел Петергофских дворцовых рошпен

изначально признавал эстетически значимым самоценность крупных, пространственно-развитых г монументально трактованных Форм. При этом архитектор берет за основу английский королевский дворец Хзмптон-Корт„

Откровенно заявленная зодчим типизированная трактовка архитектурных форм, ярко проявившаяся на завершающей стадии полувекового регионального "готического движения", наглядно проступает и в комплексе Петергофского почтового ведомства. Столь глубокое проникновение в декоративную сущность западноевропейских средневековых стилей, причем на уровне отдельных национальных школ, демонстрируемое в даccej даи на примере станции "Новый Петергоф", заметно выделяет внвялассЕЧЗское архитектурное творчество Бенуа в сравнении с другими мастерами региона. Этот завершающий постромантический всплеск интереса к готике, вобравший в себя практически все основополагающие методологические приигдпы эклектической архитектуры, обнар; авает более рассудочности чем романтической взволнованности. В нем детальное знание источника стилизаций существенно ослабляем .эмоциональный творческий порыв, неукротимую свободу подлинно романтического формотворчества»

Совершенно особый подход к рамках зкеклассического направления демонстрирует. К.А.Тоя в езоих храмовых композициях с ах устойчивой ориентацией на допетровское отечественное архитектурное наследие,, Само привлечение этого совершенно нетрадиционного, дня региона источника знаменуем собой становление нового направления, неразрывно связанного е..проблематикой формрования "национального стиля" Нового времени. .Автол стмзчав7, что избрав в качестве исходного образца типологию креетозокуг.сльных храмов раннемосковской .школы, Тон останавливается на разработке трех .модификаций объемно-пространственной структуры.

Далее з диссертация указывается, что в творчестве Тона достаточно отчетливо просматриваются позднэклассические принципы моделирования, актуальные к для "готического" творчества Бенуа. Оба мастера, вне зависимости от избранного источника стилизации, наглядно демонстрируют повышенное внимание как в обдай, так и к частной симметрии, укрупненным, монументально трактованным объемам.

В третьей глазе разбирается внеклассическое формотворчество московского региона. Как особо подчеркивается, в самом становле-1нии вне классических тенденций с наиболыгей последовательностью обнаруживается заинтересованное обращение к московскому зодчеству допетровской пори. Такая приоритетная ориентация именно на отечественное средневековое наследие будет устойчиво сохраняться в региональном вноклеосаческом формотворчестве на всех рассматриваемых стадиях бытования "русского вкуса" Нового временя, от его зарождения вплоть до середины ХП в. В эта! явном стремлении приобщиться к вековым устоям отечественного зодчества для последующего плодотворного конструирования в "национальных формах", роль московского региона не только своеобразна, но и совершенно .исключительна. ■ . -

В самом бытовании русифицированной версии регионального формотворчества, как уточняет автор, следует усматривать два принципиально различных по своим идейным установкам перл ода.

о я

Псрвий, пришедшийся на 1770 -1820 гг., в целом характеризуется достаточно однородной стилизующей направленностью, ведущей свое происхождение от особенностей творческого метода В.И.Бааенсва и М.Ф.Казакова. На второй, переломной стадии, всецело относящейся ко 3-й четверти ХП в. и отмеченной печатью романтического мировосприятия, формообразующие поиски начинают смещаг ся к большему

многообразию, основанному на более пристальном изучении разноплановых отечественных источников.

В сравнении с западноевропейской и петербургской "готикой", ориентированной преимущественно на романские, готические или ей сопутствующие образцы, "московская готика",как особо отмечается в главе, на всех своих стадиях,- как правило, исходила из творческой переработки своего собственного регионального наследия, представленного "русифицированными* или национальными версиями романского, ренессансного, позднеготического а барочного стилей.

Далее автор пишет о том, что в сравнении с предшествующим временем "московская гот^ла" в 1-й пол.ХП в. не теряет своих позиций в усадебном и монастырском строительстве, архитектура временных павильонов. Но наряду с этим обозначилась и совершенно новая сфера ее активности, неразрывно связанная со сложившейся на протяжении столетий средневековой градообразующей тканью в связи с реконструкцией послепопарной Москвы (башни и сооружения Кремля, Китай-города и др.).

■ Наблюдающаяся тенденция заинтересованного конструирования в "яациояальясм вкусе" просматривается в творчестве И.В.Еготоза, А.Н.Бакарева и И.Л.Мироновского, ставших признанными лидерами московской архитектурной школы начала XIX в. В стилизудащэм отношении их внеклассические композиции смыкаются с образцами "каза-ховской готики" 17В0Х-1790Х гг., основанной на приуате классически уравновешенной и тектонически выверенной формы.

Несколько иной подход к конструированию в "р/сском вкусе" демонстрирует Мироновский в главном корпусе Государева Печатного двора, объемяо-пространственнов решение которого основано яа традиционных для отечественного средневекового подчества системе сводчатых перекрытий. Этот, по существу первый опыт образно-

емкой стилизации интеръерной среды получит дальнейшее развитие в архитектурном творчестве К.А.Тона и М.Д.Быковсхогс,

Принципиально иным стилизующим содержанием характеризуется разработанное Е.Д.Тюриным проектное решение временных павильонов, предназначенных для празднования коронации Николая I на Девичьем поле. Их композиционный строй воспроизводит необычайно затейливые древнерусские терема с удивительными по своей живописности силуэтами.

В области храмового зодчества 2-й четверти ХП б. главенствующие формообразующие позиции сохраняли К.АЛ'он и М.Д.Быковский. Б наиболее ответственном проекте Храма Христа Спасителя Тон последовательно раскрывает возможности своего метода, основные положения которого сложились еще в I820-O гг. Избрав в качестве достойного образца кремлевский Успенский собор, зодчий преобразует исходный облик прототила до искомых обьемио-пространствен-ных и композиционных параметров.

Методологические принципа конструирования храмовых объемов, заявленные Быковским, несомненно глубже и всестороннее, ore груша рнекласевческит композиций, образно связанная со cpsiffis-чековым архитектурным наследием, в стилизующем отношении расседается па три доьольно отчетливо просмаливающиеся ветви. К пар-вой относятся сооружения, сохраняющие в наиболее чистом вида родовые признаки "московской готики" рубека ХУШ-ХП вв. (фасада доух церквей в Зачатьевском монастыре). Вторая, несомненно новаторская, условно названная б диссертации "итальянизирующей", обнаруживает свое родство с прогоренессансными, в частности, флорентийскими памятниками (колокольня Страстного монастыря, Ивановский монастырь). Всякий раз уклоняясь от использования каких бы то ни было ордерных структур, Быковский целенаправленно вво-

дат з подобные архитектурные композиции стилизованные элементы этого переходного стиля, все еще сохраняющего реминисценции романского зодчества. Наконец, характерные особенности третьей ветви определены искусной стилизацией отдельных древнерусских форм и деталей, причем в их трактовке наглядно проступают несколько укрупненные масштабные соотношения (церковь Воскресения Петровского я церковь св.Алексея Аяексеевского монастырей)«

Явное отступление от возобладавших тенденций впеклассиче-ского культового зодчества демонстрирует Е.Д.Тюрян в проектном решении церкви св.Николая для Симонова монастыря. В архитектурном замысле этого православного храма зодчий допускает широкое использование стилизованных готических элементов, явно указывающих на свое западноевропейское происхождение„

Получившее к середина XIX в. больной размах конструирование целостного "национального стиля", демонстрируемое, э частности, Тоном на примера Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты и Штакеншнейцэром в проекта Коломенского дворца, по существу выходит за рамки отдельно взятой национальной культуры, там самым демонстрируя одно из важнейших направлений общеевропейских архитектурных поисков. В,га ста с тем диссертант отмечает, что даже одаренные зодчие нэ избегают типизированной трактовки "русского вкуса® в рамках эклектического формотворчества«

В рамках рассматриваемого внеклассического направления в практике создания загородных усадебных ..омплексов зо 2-й четверти XIX в., наряду с "национальной", наглядно просматривается иная формообразующая тенденция, опосредованно связанная с образно-содержательной спецификой западноевропейского средневекового зодчества (композиция в усадьбах Марфино, Авчурино др.)- ^Р51 этом нельзя не отметить наблюдащевся нзп0сра,,:тшш1сз з-здайст-

вив "петербургского готицизма" 1-й трети XIX в.

Итоговый анализ тенденций внеклассического формотворчества в рамках московского региона приводит автора к выводу, что его бытование, в первую очередь, было связано с проблематикой поэтапного освоения древнерусского архитектурного наследия в 1770х-1850"* гг. Само же существование данной региональной разновидности бнло обусловлено целенаправленным формированием "национального стиля" Нового времени»

Четвертая глава диссертации посвящена внеклассическому формотворчеству крымского региона. Следует сказать, что,данный материал еще на являлся предметом комплексного анализа. Правде всего отмечается редкое своеобразие как природно-климатических условий, т^к художества иных традиций полуострова, коренным образом отличных от петербургского и московского регионов. Именно эти обстоятельства фактически предопределили формирование двух внеклассических региональных направлений.' Первое непосредственным образом указывает на свою генетическую связь с крымско-татарской линией мусульманского формотворчества конца ХУЛ - середины ХУШ вв. Другое опосредованно связано с общеевропейским неоготическим движением предромантической и собственно романтической поры.

Диссертантом установлено, что бытование крымской внеклассической архитектуры конца ХУШ - 1-й пол.XIX вв. было по преимуществу связано с процесс о!« формирования усадебных комплексов. В этой связи особо подчеркивается, что на слонепае планировочных,

емно-пространотвенных и декоративных особенностей одной из наиболее крупных региональных ветвей внеклассического формотворчества большое воздействие оказало архитектурное содержание Бахчисарайского дворца.

В эпоху романтизма прежнее экзотическое восприятие памятников "восточного вкуса" имело необычайно расширительное толкование и фактически закрепляло за ним самые разнообразные ассоциативные оттенки. Наиболее полно отвечая уникальным свойствам первозданной крымской природы, внеклассическое архитектурное творчество чутко улавливало особонностя рельефа, экзотической растительности, совмещение ближних и дальних еядовых перспектив,,

Далее диссертант отмечает, что более последовательно комплексное конструирование в "нэотатарсксм стиле* наблюдается з творческой манера Ф.Эльсояа, ставшего родоначальником его региональной версии (Гаремный корпус Бахчисарайского дворца, Кухонный корпус в имении Салгя^а, Старый дом и мачеть в Алупкв и т„д,)= Эта новая редакция "татарского вкусе" „ обнаруживающая свое генетическое родство с киосками ханского дворца, татарскими домами Бахчисарая и Карасубазара, неизменно вызывала оочувствеа-ааэ отклики у владельцев вновь форлирующихся южнобережных юлений (усадебные комплексы в Меласе, йш?аке„ Оригндэ и др.).

• Другая основополагающая ветвь крымского вяеклассичзского формотворчества, выходящая за рамки чисто мастной обусловленности как отмечается в главе, непосредственно связана с идейно-

образной спецификой западноевропейского каоготицизм", игравшего

. 1 заметную роль в общеевропейской теории и практике в эпоху романтизме В ее становлении приняла самое деятэльноэ' участив преимущественно иностранные зодчие, плодотворно работавшие в Крыму в 1-й пол.ХП в. Среда них, как установлено, быт выходцы из стран, в художественной культуре которых неизменно сохранялись богатые традиции: К.'Э.Эшшман (усадьбы в Масхоре и Кореазв), Дж.Торачел-ли (церковь Иоанна Златоуста в Ялте), О.Монфорран, У.Гунг (усадьба в Гаспрз) и др.

В рамках рассматриваемой неоготачэской ветви самым значительным идейно-образным потенциалом обладает, как подчеркивается в работе, Алуштинский дворцово-парковый ансамбль. Само обращение М.С.Воронцова к известному английскому архитектору Э.Блору хронологически совпало со временем становления очередной фазы английского неоготичвского движения, характеризующейся более комплексным подходом. Именно поэтому для диссертанта была весьма актуальна задача выявления основополагающих источников стилизации, определивших сложение архитектурного облика Алупкинского ансамб-

I

ля.

Стилизующее содержание комплекса, как удалось установить, восходит к двум главным источникам. Первым явилось внеклассича-сков направление в современном английском зодчестве, обозначившее становление очередной, так называемой "археологической фазы готического возрожд9ния"дедшриввркенцвв переходных национальных стилей X7I - нач.ХУП вв. (от поздней готика к ренессансу). Другой источник опосредованно связан с индо-мусульыанским зодчеот-вом ХУТ - нач.ХУП вв. В этой связи диссертант обращает особое внимание на специфику метода архитектора, позволившего синтезировать архитектурные формы двух хронологически совпадающих эпох средневекового зодчества, - западного и восточного.

Однако наряду с ретроспективными исканиями Алушшнский комплекс сошещает в себе принципиально новые пространственные схемы, получившие заишч „всованный отклик в о бцэ европейской архитектурной практике 2-й пол. XIX в.

' Взятый Елором за основу принцип линейного асимметричного расположения разновеликих, активно взаимодействующих между собой объемов, как отмечается, позволил более комплексно подойти к решению целого ряда идейно-образных а композиционных задач. Пред-

ложешшй зодчим подход обеспечивал многоаспектное восприятие контрастных по своему образному строи архитектурно-средозых зон, зримо углублявших живописную интерпретацию этого пространственно развитого организма;

В Заключения подводятся некоторые итоги существования зне-классических тенденций з русской архитектура 1-й половины ХП э. Само появление данного направления было изначально обусловлено идейно-образными устремлениями прздромантического и собственно романтического движения.- При этом всякий раз достаточно ярко заявляла о себе совершенно уникальные культурно-исторические я природно-климатические р зональные особенности. Именно эти обстоятельства во многом предопределяет основное содержание вне-классической архитектурной форты на переломном этапе существования отечественного зодчества. В данной связи зесьма симптоматичны основополагающие последствия ее регяоналького 6ытое.-'!ия„ обозначившие возможные пути дальн- "згего длодотзорнсго развития русской архитектуры.

. 2|аке определяющая линия вааклассачзсксго формотворчества петербургского региона была тесно связана с беспрецедентным структурным освоением обьемно-пространствеаякх завоеваний подлинно готического зодчества, йяенно отсюда ведет свое происхождение новое поколение общественных ядам к?, пространственная основа которых отныне определялась нетрадиционным'!'системами мкэ-. гопролетных перекрытий. Эта формообразующая тенденция будат неуклонно сохранять свою актуальность я далеег стимулируя пространственные поиски модерна и конструктивизма.

НапротиВр общая направленность зкеялЕсскчески" пояскев э архитектур« московского региона^ неразрывно сзя ¡энных с освоением преимущуотвеяно отечественного средневекового художественного

наследия, неизменно ила з контексте становления и последующего весьма динамического развития "национального стиля", пресеченного "культурной политикой" большевистского правительства.

Наконец, вполне самобытным я несомненно оригинальным образно-художественным содержанием в целом отмечено подошаво романтическое но духу внеклассическое архитектурное творчество крымского региона, обусловившее появление стойкого антерэса кр всякого рода экзотическим, по прагаущаству "вооточным стадам", на всех последующих этапах формирования крымского зодчества.

Но теме диссертация опубликована следующие работы:

1. Становление английской неоготики на рубаке 2УП-ХУШ вв. // Архитектура СССР, 1690, Л 2, с. 96-101.

2. архитектурное творчество Британских зодчих в Новороосии во 2-й четверти Ш в." // Памятники культуры. Новые открытия. Ешгодаик. Принято "к печати (1,4 ал.).

3. йэгиональное бытование российской неоготики в эпоху романтизма. рукопись депонирована в ИНИОН АН Россиа (1,1 а. я. д/^Об^