автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему: Волновой метод в изучении политических процессов
Текст диссертации на тему "Волновой метод в изучении политических процессов"
/ У / ' ' > ^ * V 0
I/ м I ^ V» ( , Ч «у --
* ч» * ' Т
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
ЯКОВЛЕВ Игорь Игоревич
ВОЛНОВОЙ МЕТОД В ИЗУЧЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Специальность 23.00.02. - политические 1|^|ггуты я процессы
Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук
Санкт-Петербург 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ВОЛНОВЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБЩЕСТВЕ...........................................9
§ 1. СОЦИАЛЬНО-НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ВОЛНОВОГО МЕТОДА...........................................................................9
§ 2. ОСОБЕННОСТИ ВОЛНОВЫХ ПРОЦЕССОВ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА........................50
ГЛАВА 2.
ОПЫТ АНАЛИЗА ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ В СВЕТЕ ВОЛНОВОГО МЕТОДА......................80
§ 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ....................80
§ 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ЦИКЛА 90-Х ГОДОВ....................................................................114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................142
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
147
ВВЕДЕНИЕ
Функционирование и развитие социальных систем (цивилизаций, государств и т.д.), политических, экономических, культурных, социальных институтов и процессов характеризуется устойчивостью и изменчивостью. В определенных условиях изменчивость приобретает характер реформ и контрреформ, когда меняются их формы или типы сначала в одном направлении, а затем в обратном. Эти явления социальных колебаний, волн, циклов давно привлекают внимание исследователей. В социальных и политических науках усиливается стремление уловить закономерности, которые имеют волновую форму, раскрыть их причины, выявить механизм действия и, по возможности, найти принципы оптимального управления нелинейными социальными процессами. С этим связана актуальность темы данного исследования.
Автор поставил целью внести свой вклад в исследование метода и теории волновых процессов применительно к анализу особенностей их проявления & политической жизни, рассмотреть социально-политические изменения России в свете положений волнового подхода.
Решение этих задан потребовало обращения к классическому наследию и современным отечественным и зарубежным работам.
Мировая общественная мысль с древних времен до нашего времени много внимания уделила этим вопросам в рамках преимущест-
веяно циклической парадигмы. Среди авторов XIX — XX веков можно отметить работы, которые оказались в поле зрения автора: П. А. Сорокина, А. Тойнби, О. Шпенглера, Г. Адаме, Н. Кондратьева.
Среди современных исследований наиболее актуальными в настоящее время являются волновые подходы к исследованию развития цивилизаций. Речь идет о концепциях: А. Тоффлера, Дж. Модельски, Ю. В. Яковца, Л. Н. Гумилева, А. С. Ахиезера. В рамках этого направления используются волновые идеи о циклах в политической сфере Г. Хантингтоном, А. Шлезингером, В. И. Пантиным, Л. В. Сморгуно-вым.
В отечественной политической науке кроме вышеупомянутых фундаментальных работ, усиливается внимание к колебаниям, циклам, волнам как по отношению к изменениям структур и типов политических систем, так и к подъемам и спадам отдельных партий, движений, политиков в общественном мнении избирателей.
Здесь можно отметить работы таких исследователей как В. й. Пантин, В. В. Лапкин, А. С. Панарин, В. Я. Гельман, Д. П. Гавра, В. П. Милецкий, В. Д. Виноградов, А. А. Федосеев, Г. П. Артемов, О. й. Иванов, Соколов Н. В. и др.
Анализ существующей литературы позволил осмыслить разнообразие подходов и методов анализа динамики политических процессов. Вместе с тем этот плюрализм мнений показывает необходимость дви-
жения к общему методу. Автор в поисках общей универсальной основы динамики политических процессов обратился к диалектической методологии, лежащей в основе волнового подхода как более частного метода применительно к политическим явлениям, имеющим некоторую периодичность в колебаниях «слева — направо» вши « вверх — вниз».
Кроме указанных ранее публикаций автор использовал работы, в которых затрагиваются вопросы диалектического, системного, синер-гетичеекого, циклического и других общенаучных подходов.
При анализе социально-политических процессов 80-90 годов использованы не только научные труды, но и выступления политиков, журналистов.
Основная цель диссертационного исследования заключается в раскрытии основных положений волнового метода применительно к анализу политического процесса в России.
Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих взаимосвязанных исследовательских задач:
рассмотреть представления и концепции волновых процессов в обществе;
сформулировать ряд положений, составляющих основу волнового метода;
показать специфику проявления волновых процессов в политической жизни обществ;
раскрыть волновой характер социально-политических реформ в Советском обществе и выявить основные циклы и закономерности этого процесса;
вычленить особенности социально-политического цикла России в 90 -е годы.
В процессе выполнения исследования автор пришел к следующим основным выводам, которые обосновываются в диссертации и выносятся на защиту:
1. Исследование волновых процессов в обществе формируется особенно в XX веке как научное направление, в котором при различии подходов выделяются ряд общих положений - универсального распространения волн, противоречивости социальных явлений как источника их возникновения^ смены направления волнового процесса, периодичности волн, необходимости гармонизации амплитуды и ритма: для более эффективного управления развитием общества.
2. Общество как социальная система развивается нелинейно, что выражается в периодических колебаниях между противоположными полюсами как во внутренней, так и во внешней политике. Оно становится то более открытым, мягким, то более закрытым, жестким.
В основе этих колебаний - механизм единства и борьбы противоположных свойств любой системы. Единство не позволяет разрушить систему, а борьба ведет к попеременному усилению противоположных позиций,
В политической сфере общества волновые тенденции проявляются в периодическом усилении или ослаблении государственного регулирования и рынка, централизации и демократизации управления (поперечные волны), подъемах и спадах политических лидеров и движений правой или левой части политического спектра (продольные волны).
3. Развитие Советской России характеризуется тем, что в целом унитарная система власти осуществляла реформы то усиливавшие, то смягчавшие жесткие стороны системы в период военного коммунизма и НЭПа, сталинского тоталитаризма и хрущевской оттепели, застойного периода 60-70-х годов и перестройки. Эти системные колебания представляют волновой процесс, включающий несколько циклов.
Особенность политического периода после 1985 года связана с тем, что демократическая перестроечная волна в рамках социалистической системы, после которой как после НЭПа^ и оттепели 50-60-х годов могло произойти реверсивное движение, разрушила прежнюю систему. С 1991-1992 годов начался переходный период формирования новой социальной системы.
4. В условиях переходного периода 90-х годов волновой процесс приобретает характер вначале радикального преобразования но*
вой политической системы и рыночных реформ, а затем реверсивной волны «реформирования реформ», обусловленной негативными социально-экономическими результатами первой радикальной волны. Вторая волна связана с поиском путей совершенствования государственного регулирования экономикой и социальной политики на основе усиления центристских и, возможно, лево-центристских позиций в законодательной и исполнительной власти.
В перспективе за этой волной может последовать новая волна демократизации с учетом опыта 90-х годов.
Эти положения составляют концептуальную основу диссертации.
Их научно-практическая значимость заключается в том, что они позволяют глубже понять процесс развития общества не как линейный односторонний, к чему ведет догматический подход с радикально левых коммунистических или правых позиций, а как волновой, циклический процесс, понимание которого позволит более эффективно управлять общественными процессами.
глава i. теоретические аспекты анализа вол новых процессов в обществе
В первой главе мы попытаемся выявить основные положения волнового метода (подхода). Дадим анализ методологических и общетеоретических проблем^ разрабатываемых в концепциях нелинейных процессов (волн и циклов.) в обществе и политической сфере.
§ 1. социально-научные основы волнового метода
Понятие «волна» связывают с естественно-научными представлениями о физических явлениях. В физике различают колебания и волны. Первые связывают с изменениями объектов во времени, а вторые - в пространстве1.
Сегодня эти понятия распространяются в других науках, как универсальные. Не являются, исключением здесь социальные и политические области знания.
В данной работе речь идет не о переносе физических или математических понятий на социальную почву. И хотя такие попытки имеют место в научной литературе, вероятно, более плодотворен поиск общих волновых закономерностей средствами самих общественных наук. Применительно к обществу вряд ли стоит проводить различие между колебаниями и волнами. Сегодня важнее ввести эти понятия в систему
' Трубецкой Д. И. Колебания и волны для гуманитариев. Саратов, 1997 г.
понятий общественного знания как естественные для него, а не чужеродные.
Волна, по нашему мнению, это изменение (колебание) социального (политического, экономического и т. д.) процесса в каком-то одном или противоположном направлении. Два колебания (волны), в этих направлениях, например, влево или вправо в политике, составля-юг цикл. Из нескольких периодически повторяющихся циклов возникает волновой процесс с определенным ритмом в зависимости от частоты колебаний во времени и размаха (амплитуды) волн в пространстве. Эти представления лежат в основе исследования.
Наука о сложном поведении нелинейных систем, эволюции их во времени и пространстве, о колебаниях и волнах в них и др. называется нелинейной динамикой или нелинейной теорией колебаний и волн. Линейные явления либо растут, либо убывают. Нелинейные ведут себя иначе: они могут вести себя по-разному в зависимости от влияния различных факторов и обратных связей.
Социальные, политические процессы ведут себя преимущественно нелинейно, т. е. колебательно. Колебания отражают процесс самоорганизации, в результате которой система адаптируется к изменяющемся условиям внутренней и внешней среды. В процессе самоорганизации противоборствуют противоположные силы и интересы. Волны отражают периодическую смену их ведущей роли в системе или во внешней среде. Подчас это связывается с нарушением равновесия и
возвращением к нему. Но в обществе это проявляется в борьбе политических сил. Победа приводит одну или противоположную ей силу к власти, что сопровождается изменением курса, реформам. Обе эти силы могут нарушать равновесие системы разными мерами. Главная проблема в том, чтобы эти меры не были излишне разрушительны. Тогда возникают кризисы, как резкие нарушения равновесия внутри общества и в отношениях с другими странами.
В современной науке общепринятой считается типология социальных систем на закрытые и открытые, жесткие и мягкие. Первая указывает на характер отношений со средой, а вторая на противоположные типы политического устройства и общественных отношений, тяготеющие к унитаризму или плюрализму.
Процесс функционирования и развития систем носит нелинейный характер колебаний, проявляющийся внутри системы в виде усиления открытости или закрытости, мягкости или жесткости, и как переход из одного типа в другой в форме радикальных реформ или революций. Это общее системно-научное основание волнового метода проявляется на уровне глобальной мировой системы цивилизаций, обществ, подсистем, организаций.
Мировая научная мысль пытается осмыслить этот процесс. Поэтому в первой главе работы имеет смысл раскрыть некоторые ключевые концепции нелинейных процессов (волн и циклов) в обществе и политической сфере и выявить основные положения волнового метода
(подхода). Общественное движение ни прямолинейно, ни хаотично. Оно волнообразно. Эта закономерность прослеживается в самых различных сферах, помогая лучше понять суть происходящих процессов, общую картину развития мира.
Нелинейный характер общественного развития наиболее рельефно образован в циклических концепциях.
Циклы исторического процесса представлены в различных формах. У А. Тойнби это этапы зарождения, становления, надлома, разложения и гибели; Н. Я. Данилевский выделяет стадии зарождения, возмужания, дряхления и гибели; О. Шпенглер подчеркивает, что жизнь любой культуры проходит стадии детства, юности, зрелости, старости и, наконец, гибели в форме цивилизации; К. Леонтьев выделяет стадии первичной простоты, цветущей сложности, вторичного упрощения; для Л. Н. Гумилева всемирная история - локальные этногенезы, последовательно проходящие фазы пассионарного подъема, перегрева, надлома, инерции, обскурации и реликта.
Эти модели исторического развития народов, разработанные в циклических концепциях, опираются на принцип появления и ухода народов с исторической сцены как организмов. Колебания между двумя крайними состояниями жизни и смерти, вызова и ответа, прихода и ухода, простотой и сложностью и т. п. - можно назвать диалектическим маятником между противоположными состояниями свойственными всем биологическим и социальным системам.
На эволюцию современной социальной мысли оказали серьезное влияние идеи цени отдельных замкнутых циклов как картины всемирной истории, сформулированные английским историком и социологом А. Д. Тойнби. По мнению Тойнби, на формирование концепции которого несомненное влияние оказал О. Шпенглер, исторический процесс представляет собой совокупность не связанных между собой «локальных цивилизаций». Каждая из таких цивилизаций проходит в своей эволюции пять основных этапов: зарождение, становление, надлом, разложение и гибель. В первоначальном варианте работы «Исследование истории» Тойнби насчитывал 26 локальных цивилизаций, в дальнейшем он сократил их число до 21, а затем до 13, исключив при этом те, которые не прошли всех стадий эволюции, т.е. недоразвились, а также побочные, второстепенные, в которых основные признаки этапов проявились менее интенсивно.
Каждая цивилизация представляет собой комплекс религиозных, территориальных и политических характеристик и является, по А. Тойнби, основой для исторического исследования. По его мнению, эти цивилизации таковы: западная христианская; российская христианская, ближне-восточная ортодоксальная христианская; иранская ортодоксальная; арабская; индийская, дальневосточная; эллинистская; сирийская; буддийская; синитская; миноанская (бронзовый век на Крите); шумерская; ассирийская; вавилонская; алясская; мексиканская;
юкотекская; майя, египетская; полинезийская; эскимосская; номадиче-ская; оттоманская; спартанская; скандинавская.1
Признавая прогресс в области техники, Тойнби отрицает его роль в эволюции цивилизации: «Не существует корреляции между прогрессом в технике и прогрессом цивилизации» — отмечает он.
Концепция А. Тойнби содержит критерий роста той или иной цивилизации, динамика которой означает «развивающуюся индивидуальность, что в свою очередь свидетельствует о том, что цивилизация движется по пути к тому, чтобы самой стать своей собственной средой..., а также своим поле» действия «В ней же содержится критерий упадка, в качестве которого выступает «прекращение руководства, означающее потерю гармонии между частями, некогда составлявшими единое общество. За потерей же гармонии между частями следует потеря обществом самоопределения, что и является критерием упадка. Причиной гибели цивилизаций, по мнению автора, является разнузданное организованное насилие, «Мы должны запретить войну и классовую борьбу, — пишет А. Тойнби, — чтобы они не уничтожили человека».
По мнению английского историка, после, принятия марксизма Россия как ветвь восточно-христианской цивилизации вступила в конечную стадию своей дезинтеграции. К середине 50-х годов нашего
1 Toynbee A. D. A Study of History. L., 1934-1961.
века в той или иной мере сохранились семь цивилизаций, из которых две последние являются окаменевшими остатками» ныне вымерших цивилизаций:
1. Западная христианская (включая страны Западной Европы, Америки, Австралии, в^ которых распространено христианство в католической или протестантской формах),
2. Православная христианская с русской ветвью (включая страны Юго-Восточной Европы, где распространено православие, и Россию).
3. И