автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Вологодский регион в средневековом культурогенезе
Полный текст автореферата диссертации по теме "Вологодский регион в средневековом культурогенезе"
На правах рукописи УДК:947.012
Прокофьев Александр Александрович
ВОЛОГОДСКИЙ РЕГИОН В СРЕДНЕВЕКОВОМ КУЛЬТУРОГЕНЕЗЕ
Специальность: 24.00.01 -теория и история культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии
Санкт - Петербург 2004 г.
Работа выполнена на кафедре художественной культуры
Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена
Научный руководитель:
доктор культурологи, профессор Щедрина Галина Константиновна
доктор искусствоведения, профессор Мосолова Любовь Михайловна
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор
Махлина Светлана Тевельевна
кандидат культурологии, доцент Арцыбашева Татьяна Николаевна
Ведущая организация: Санкт-Петербургская
художественно-промышленная академия
Защита состоится «7» декабря 2004 года в часов на
заседании диссертационного совета Д 212.199.23 Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по адресу: 191186,. Санкт- Петербург, ул. Малая Посадская, д. 26, ауд. 317
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического
университета им. А.И. Герцена
Автореферат разослан 2004 г.
Ученый секретарь диссертационного^ кандидат педагогических наук
С.Н. Токарев
Диссертационная работа посвящена изучению процессов культурогенеза Вологодской земли в эпоху средневековья.
Актуальность темы исследования связана со сложившейся в последние годы необходимостью изучения особенностей культурно-исторического развития регионов России. В значительной степени это обусловлено обострением проблемы культурной идентификации на личностном и государственном уровнях в современной ситуации, вызванной глубоким преобразованием бывшего советского социокультурного пространства. Вместе с тем каждый новый этап культурно-исторического развития требует переосмысления имеющегося социокультурного опыта и выработки новых ценностных установок эквивалентных современной реальности. Вследствие этого вопросы об исследовании прежних форм межкультурного взаимодействия и выявления исторических ресурсов культурного развития регионов обретают особую актуальность. Сохранение уникального наследия различных культур является важным фактором формирования толерантности при преодолении различных кризисов современных межэтнических отношений и должно являться приоритетным аспектом региональной культурной политики, а также обязательным условием содержания общего и высшего образования.
В настоящее время значительное развитие получают дисциплины, занимающиеся региональными характеристиками культурно-исторического бытия. Сложность и многоплановость этно- и культурогенетических процессов требует интегративного характера используемых методов. Культурологическое исследование учитывает данные различных гуманитарных знаний, и предполагает применение междисциплинарного подхода к изучаемому явлению. Такой подход позволяет целостно проследить динамику развития культурных процессов для данного региона и выявить его своеобразие.
Обращение к исследованию культуры Вологодского региона эпохи средневековья продиктовано недостаточной ее изученностью как сложного, исторически меняющегося феномена. Недостаточно освящены вопросы, связанные с определением роли Вологодского региона в судьбе России, а также с особенностями развития его культурной традиции, родившейся на стыке славянского и финно-угорского миров. Актуальна характеристика Вологодской земли как регионального типа культуры, то есть заданного в соответствующих пространственно-временных координатах комплекса с особым, неповторимым сочетанием культурных черт1. Специальных монографических или диссертационных работ на эту тему до сих пор нет.
Степень изученности:
На сегодняшний день существует значительное количество отдельных трудов по истории, археологии, этнографии, искусствоведению, затрагивающих частные аспекты истории культуры Вологодского региона.
Значительный фактологический материал археологии по древности и средневековью Вологодского края представлен в основном в работах Брюсова А.Я., Равдоникаса В.И., Черницына Н.А., Ошибкиной СВ., Голубевой Л.А., Арсаковой М.Е., Зимина М.П., Кочкуриной СИ., Гуслистова Н.В., Макарова НА, Никитина А.В., Савельевой Э.А., Башенькина А.Н., Иванищева Н.В., Иванищевой И.В.
Вопросы этнической истории финно-угров и славян Вологодчины с привлечением данных лингвистики, фольклористики, антропологии, рассмотрены исследователями Пименовым В.В., Битовым М.В., Бубрихом Д.В., Рябининым Е.А., Власовой И.В., Кузнецовым А.В., Бондалетовой В.Д., Чайкиной Ю.И., Славгородской НА, Криничной Н.А., Пульпиным В.И., Петровым К.М. и др.
Фундаментальный, обобщающий характер в отношении археологии финно-угорских древностей региона носит работа Рябинина Е.А. «Финно-угорские племена в составе Древней Руси».
История Вологодского края и его городов, основанная на материале летописей, уставных грамот, легенд, житийных свитков собрана в трудах Засецкого А.А., Степановского И.К., Вологдина Л.Я., Суворова Н.И., Швецова М.Н., Мерцалова А.Е., Непеина С.А., Верюжского И., Коновалова Ф.Я. и др.
Историко-географический аспект Вологодского средневековья в контексте формирования территории Древней Руси, а затем России отражен в работах Насонова А.Н., Кучкина В.А., Любавского М.К.
Традиции хозяйствования, землевладения, монастырская история края представлены в работах Камкина А.В., Васильева Ю.С., Воскобойниковой Н.П., Данилова Л.В.,
Вопросы истории градостроительства, развития изобразительного, декоративно-прикладного, архитектурного искусств освящены в работах Тихомирова М.Н., Лукомского Т.К., Рыбакова А.А., Седова М.В., Иванищевой М.В., Ушакова Ю. С, Бочарова Г., Золотовой О.А., Пуцко В.Г., Белова С.П., Воропанова В.В., Чайкиной Ю.И., Петровоа Т.Г., Иванова Г.О., Серебряковой Г.С., Никитиной Т.П., Щенниковой А.А. и т.д.
Существует значительный пласт исследований по фольклористике, словесно-музыкальной, обрядовой и материальной культуре представленный в трудах Славгородской Л.А., Марушковой Н.А., Пульпина В.И., Мокиной Г.Г., Криничной Н.А., Петрова К.М. и др.
Широкий круг вопросов по истории и культуре Вологодской земли, а также ее письменные памятники (писцовые и уставные книги, деяния святых, воспоминания путешественников, нарративные источники)
представлены в сериях краеведческих альманахов: «Вологда», «Устюжна», «Великий Устюг», «Тотьма», «Вытегра», «Белозерье», «Чагода», «Череповец».
Обшие основания и принципы историко-культурологического исследования регионов России представлены в работах Кагана М.С., Щедриной Г.К., Мосоловой Л.М., Маркаряна Э.С., Герда А.С., Лебедева Г.С., Розенберг Н.А., Арцыбашевой Т.Н., Васильевой Е.В., Махтиной В.М., Чукурова А.Ю., Прозоровой Е.К., Вагиновой Л.С. и др.
Объектом исследования является история культуры Северо-Запада России.
Предметом исследования является процесс средневекового культурогенеза на территории Вологодской земли.
Цель данного исследования - выявить характер содержания и динамики культурогенетических процессов на территории Вологодского региона и определить его типологические особенности в период средневековья.
Задачи исследования:
- Рассмотреть теоретические основания исследования региональной культуры.
- Исследовать региональную культуру Вологодской земли как пространство поликультурного взаимодействия народов в древности и средневековьи.
- Дать историко-типологическую характеристику культурной традиции Вологодского региона с древности до XVII века.
- Рассмотреть трансформацию культурной традиции различных обшностей Вологодского региона в ходе колонизационных процессов Древней Руси.
- Выявить общий и локальные типы культуры, сложившиеся в ходе историко-кульурных процессов средневековья в пространстве Вологодской земли.
- Осмыслить значение «монастырской традиции» Севера и ее влияния на культурогенез Вологодского региона.
- Через анализ репрезентативных топохронов Вологодской земли осветить генезис духовно-содержательной сферы Вологодской культуры.
- Проследить связи культурной традиции Вологодской земли с другими регионами Руси.
Методология исследования.
В связи с необходимостью системного подхода к эмпирическому материалу различных наук, в данной работе предполагается взаимодействие разноплановых, взаимодополняющих друг друга методов и приемов анализа. Среди них: метод междисциплинарного взаимодействия позволяет изучить различные стороны культуры на стыке наук; источниковедческий анализ и синтез, применяемый для изучения исследовательской литературы; генетический - рассматривающий культуру в ее происхождении и историческом развитии; контекстный -
при анализе событийной истории; типологический - направленный на изучение специфической комбинаторики явлений культуры; герменевтико-феноменологический - для выявления смыслов различных видов памятников и их интерпретации.
Основные положения регионалистики, предполагающие системное исследование культуры конкретного региона с учетом целостного историко-культурного контекста и результирующие междисциплинарное взаимодействие разработаны А.Гердом и Г.Лебедевым. Методологической базой по проблеме средневековой культуры, культурной традиции, культуро- демо- и этно- генеза, общего и локального типов культуры послужили работы Арутюнова С.А., Кагана М.С., Лурье СВ., Маркаряна Э.С., Флиера А.Я.,
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые проведен культурологический анализ материалов, представленных различными науками и сделана попытка построить историю культуры края на собственно культурологических основаниях. Культура Вологодского края рассматривается в целостности и преемственности культурогенетического процесса. Впервые прослежена многоплановость культурогенеза в контексте этно-культурных процессов северо-запада России и выявлены Западный, Центральный и Восточный локальные типы в культурном наследии средневековья Вологодской земли. Специфика генезиса культуры Вологодского региона раскрыта посредством анализа его культурной традиции, формирование и развитие которой связано с высокой интенсивностью этнокультурного диалога, а также особой ролью монастырей Севера в ее культуроформирующем процессе.
На защиту выносятся следующие положения:
Центральным понятием при изучении культур огенеза Вологодской земли может служить культурная традиция как основа культурогенетического процесса, выполняющая аккумулятивную, трансляционную, регулятивную и селективную функции, обуславливающая включение инноваций в общий историко-культурный опыт, что обеспечивает устойчивость и развитие культурных систем.
- Территория Вологодского региона испытала несколько волн этнокультурных миграций, оставаясь в то же время . зоной непрерывного заселения. Во взаимодействии местных и пришлых культур новации в разной степени в зависимости от этапа и локальных особенностей вплавляются в существующую культурную традицию. В культуре Вологодской земли преемственно закрепились традиции различных исторических эпох и этносов, населявших северо-запад с эпохи неолита.
- п.л.Самобытность культуры Вологодского края строится на преломлении многих традиций, многообразии локальных вариантов, на одновременности существования «индоевропейского и финно-угорского»,
«славянского и финского», «христианского и языческого», непрерывности и цикличности культурного взаимодействия региональных общностей.
- Специфика формирования культурной традиции Вологодской земли связана с высокой интенсивностью этнокультурного диалога, обусловленного включением региона в систему Волжско-Балтийского Пути. Характерной чертой культурной традиции Вологодского региона является его инновационная восприимчивость и высокая трансляционность по отношению к другим культурам.
Становление монастырской культуры объединяющей и стабилизирующей культурные потоки, выполняющей роль культурного авангарда, является центральным в культуроформирующем процессе Вологодского региона, в период его вхождения и дальнейшего развития в культурном пространстве Руси в период средневековья.
Феномен монастырской культуры Вологодской земли представляет собой специфическое явление культурной традиции Севера; в художественном наследии которой воплощены духовные смыслы, образы, ментальность населения региона того времени.
- В средневековом пространстве Вологодской земли сформировался общий поликультурный региональной тип, в котором выявлены локальные культурные типы на долгое время сохранившие специфические черты в народной культуре; Западный, сложившийся в ранний период средневековья, во взаимодействии славян и западнофинских групп населения, Центральный образовавшийся при столкновении двух славянских потоков новгородского и ростово-суздальского происхождения и Восточный, где славяне вошли в контакт с восточнофинскими общностями.
- В процессе своего исторического развития культура Вологодской Земли оказывает значительное влияние на культуру соседних регионов и на культуру России в целом.
Теоретическая значимость работы.
Исследование способствует расширению теоретико-
методологической базы историко-культурологических исследований, развитию регионалистики и науки об истории культуры России в целом.
Практическая значимость работы.
Результаты работы могут служить основанием для осуществления прикладных культурологических исследований региональной жизни, определения культурных ресурсов развития региона и выявления принципов культурной политики.
Рекомендации об использовании результатов диссертационного исследования.
Фактический материал работы может быть использован в практике преподавания и воспитания, в частности, учебных программах, курсах, пособиях по истории русской культуры для высшей и средней школы, а
также при разработке национально-регионального компонента образования.
Апробация диссертации.
Положения и результаты исследования нашли отражения в докладах на научно-практических конференциях: «Молодые исследователи региону» (Вологда., 2003), «Русская культура на рубеже веков: опыт истории» (Нижний Новгород., 2004), «Новгород и Новгородская земля» ( Новгород., 2004 ).
Диссертация была обсуждена на заседании кафедры художественной культуры Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, на заседаниях теоретического семинара кафедры художественной культуры.
Структура работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Основное содержание работы.
Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются ее объект и предмет, цель, задачи, методология исследования а также степень ее изученности.
Глава I Теоретические предпосылки изучения культуры средневековья Вологодской земли. Первая глава состоит из двух параграфов, в которых рассматриваются методологические основания исследования и производится анализ корпуса исследовательской литературы по культуре Вологодской земли.
§1. Методологические аспекты изучения Культурогенеза
Вологодской Земли посвящен определению методолого-категориального аппарата используемого в данном диссертационном исследовании и включает в себя следующие смысловые позиции:
- Культурогенез - процесс постоянного самообновления культуры, структурным элементом которого является образование новых культурных форм и человеческих сообществ2.
- Культурная традиция является основой культурогенетического процесса, выполняющей аккумулятивную, трансляционную, регулятивную и селективную функции, обуславливающие включение инноваций в общий историко-культурный опыт, что обеспечивает устойчивость и развитие культурных систем .
- При исследовании культурогенеза в условиях того или иного ареала наиболее результативным является междисциплинарный подход, являющийся основным для такой синтезирующей гуманитарной дисциплины как «регионалистика».
- «Общее и локальное» выделяет два взаимопредполагающих вида типологизации культурно - исторического процесса, позволяющих
См.Флиер А.Я. Культурогенез// Культурология, XX век. Энциклопедия. Спб.: УНИВЕР. Т 1.1998.
С.367
3 См. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Наука. 1983. С 174 8
пропорционально сочетать присущие ему качественно различные группы признаков.
-Через «общее и локальное» интегрируются любые случаи типологического обобщения, от конкретно - данных пространственно -временных условий обитания человеческих коллективов, до, наоборот, рассматривающих объекты исследования в рамках этих условий и усредненно отражающих локальные связи этих коллективов с их окружением.
- Тип в координатах места (топос) и времени (хронос) определяется как топохрон и уточняет содержание более широкого понятия «локус» (место, местонахождение, местный центр). Любой материальный объект, правильно интерпретированный в отношении своего культурно-исторического содержания, выступает как топохрон культуры, раскрывающий ее семантическое содержание (семиотику культурного пространства), растворенное в локусах4.
- рассмотрение Вологодского региона в аспектах «общего и локального», позволяет выявить его культурно-типологическую специфику и место в культурном пространстве Северо-Запада.
- Анализ топохронов образует, собственно, конкретно-содержательную составляющую Культуры Вологодской земли.
§2. Историографический анализ материалов по культуре Вологодской земли посвящен анализу корпуса исследовательской литературы по истории и культуре Вологодского региона.
За период с XVIII века по сегодняшний день исследователями Вологодской земли был накоплена широкая источниковедческая база. Первыми были подвергнуты анализу письменные памятники средневековья. К группе древнейших западных источников относятся труды готского историка Иордана и Адама Бременского, а также скандинавские саги.
Различные данные о народах, предположительно заселявших Вологодский край встречаются в путевых заметках арабских путешественников, посещавших Волжскую Булгарию в Х1-Х11 вв. Важным документом являются «Записки о Московии сэра Джерома Горсея» XVI века, непосредственно бывавшего в Вологде.
К славянским памятникам наиболее раннего происхождения относятся материалы летописей, жития святых, древнерусские княжеские уставы, грамоты передачи собственности из собраний Великого Новгорода, приходские книги монастырей Вологодской земли, писцовые, таможенные и уставные книги городов Вологды и Великого Устюга XVI, XVII вв.
Историческое изучение Вологодской земли восходит к ХУШ веку. Первая попытка описания Вологды была предпринята летописцем Иваном Слободским, певчим вологодского архиерейского дома, в 1716
4 См. Основания регионалистики: Формирование и эволюция историко-культурных зон Европейской России .СПб.: СПбГУ. 1999
году. В 1782 г. в Москве выходит книга Засецкого А.А. - «Исторические и топографические известия о городе Вологде...» Традиция исторического описания была поддержана в XIX веке Степановским И.К., Суворовым Н.И., Вологдиным Л.И. и т.д.
На рубеже М^КК вв. с развитием краеведения наблюдается большой всплеск интереса к истории. Появляются монографии целого ряда исследователей. Наиболее яркими представителями этой группы авторов являются Швецов М.Н., Мерцалов А.Е., Непеин С.А.
В Советское время специальных трудов по истории края не было, однако, отдельные ее аспекты в контексте истории России рассматривались в трудах Насонова А.Н., Кучкина В.А., Любавского М.К., Тихомирова Н.В., и др.
В XX веке в исследовании Вологодского региона стали активно привлекаться материалы археологии, сформировавшие отдельную группу источников. В середине 30-х годов Равдоникасом В.И. были предприняты разведывательные раскопки Белоозера. В 1949-65 г.г. раскопки древнего Белоозера были продолжены Голубевой Л.А.. Исследование памятников мезолита, раннего металла было начато только в 70-е годы Ошибкиной СВ. Новый цикл полевых работ начался в конце 70-х годов силами двух экспедиций: Онежско-Сухонского отряда ИА АН СССР под руководством Макарова Н.А. и северорусской экспедицией под руководством Башенькина А.Н. Также раскопки проводил ученик Никитина А.В. Гуслистов Н.В.
С развитием археологии стал проявляться интерес к фольклорным, лингвистическим и антропологическим исследованиям, рассматривающих вопросы этнической истории, что нашло свое отражение в работах Витова М.В., Власовой И.В.. Вопросы весско-вепской преемственности с привлечением материалов различных наук были рассмотрены Пименовым В.В. Появляются исследования по топонимике Бондалетова В.Д., Чайкиной Ю.И. а также местного краеведа Кузнецова А.В., представленные статьями в краеведческих альманахах, а также в его трудах «Сухона от устья до устья» и «Язык земли Вологодской».
Фундаментальный, обобщающий характер носит работа Рябинина Е.А. «Финно-угорские племена в составе Древней Руси». Взаимодействие славянских и финно-угорских этносов рассматривается в ней с широким привлечением данных археологии, лингвистики, фольклористики и других гуманитарных знаний.
Исследование вопросов по прикладным видам искусства, фольклору, изобразительному искусству, а также широкий спектр историко-культурных материалов представлен группами авторов краеведческих альманахов городов Вологодского края. Памятники средневековой архитектуры, иконографии в различных аспектах Вологды исследованы Лукомским Т.К, Ушаковым Ю.С., Бочаровым Г. Золотовой О.А. Рыбаковым А.А., Пущ о В.Г., Беловым С.П., Воропановым В.В. Чайкиной Ю.И. Петровой Т. Г. и др. Традиции фольклора, прикладного
искусства представлены в работах Славгородской Л.А., Марушковой НА, Пульпина В.К, Мокиной Г.Г., Криничной НА, Петрова К.М. и др.
Широкий круг вопросов, связанный с выявлением особенностей крестьянской культуры, хозяйственной деятельности, с влиянием монастырей на культуру края представлен в работах Камкина А.В.
Таким образом, на сегодняшний день исследователями накоплен значительный материал по истории, археологии, этнографии, искусствоведению и фольклористике Вологодской земли. Однако тема Вологодского средневековья освящена в научной литературе слабо. В основном, анализу подлежат специализированные вопросы, ограниченные узкими рамками ведущей дисциплины. Очевидным является недостаток отсутствия обобщающих трудов по истории средневековья, и комплексных исследований культуры края.
Глава II. Культурное пространство Вологодской Земли в древности и раннем средневековье: основные циклы развития культуры. Глава состоит из двух параграфов. В материале главы рассматриваются вопросы формирования фундамента культурной традиции Вологодской земли в древности и ее становления в раннем средневековье.
§1. Особенности демогенеза на территории Вологодской Земли в древнейший и древний период определяет основные этапы и условия древнего заселения территории Вологодской земли. Рассматривается динамика развития и смен археологических культур в контексте формирования древнейших элементов культурной традиции Вологодской земли.
В период мезолита область заселяли, проникавшие с запада и юга небольшие группы поселенцев, вероятно, преимущественно индоевропейского происхождения. Несмотря на незначительное количество этого первичного населения и трудности, связанные с выявлением генезиса в материальной культуре, несомненным наследием этого периода является культурное освоение территории, выразившееся в древнейших индоевропейских названиях рек, сохранивших свое имя до нашего времени. Этими названиями обозначается культурное пространство региона, на тысячелетия вперед определяются пути движения этнокультурных потоков.
В период неолита, с появлением постоянного населения в крае, представляется возможным говорить о начале культурной традиции данного региона. На данном этапе фиксируется не просто появление новых культурных форм, а их преемственное развитие и закрепление в культуре. Наблюдается диалог между оседлым населением древних прафиняо-угров с пришлыми фатьяновцами. Преемственное развитие отражается в формах хозяйствования, в материальной культуре, в ритуальной практике. Формирование древнейших мифологических
образов финно-угров, населявших эту территорию в средневековье, находит свое зримое подтверждение в археологических находках неолита.
К середине I тысячелетия н.э. данный регион испытал несколько волн этнокультурных миграций, каждая из которых вплеталась в уже существовавшие напластования культуры, оставляла в них свой след, дошедший до нас в остатках материальной культуры, специфике похоронных обрядов, топонимии края. Прослеживаемая культурная традиция, под влиянием внешних новаций, усложняется, приобретает иные акценты в сферах мифологических представлений и хозяйственной деятельности, что подразумевает нелинейность культурогенеза, одновременное сосуществование многих направлений культурного развития.
Важным элементом, характеризующим специфику Вологодского региона, как пространства поликультурного взаимодействия в древний и последующий, средневековый период, является его нахождение на магистральном речном пути, соединяющем Волжский бассейн с Север-Западом - Онегой и Ладогой, и с Севером-Востоком через Сухоно-Двинский и Сухоно-Вычегодский пути.
§2. Историке - культурологическая типология Вологодского региона в раннем средневековье. На основе материалов данного параграфа исследуется процесс сложения ранних средневековых общностей на территории Вологодской земли, и формирование системы связей и коммуникаций, образующих историко-культурную целостность ареала будущего региона.
По данным археологии и лингвистики, а также имеющимся письменным памятникам выявляется генезис коренных финно-угорских общностей на данной территории. В их собственный генезис на ранних этапах стал активно вмешиваться славянский субстрат.
В период раннего средневековья Волжско-Балтийский путь становится трансъевропейской артерией, и к нему вполне применимо понятие пути «из варяг в арабы». Он связывает территорию будущей Руси со Скандинавией, Балтикой, Северной и Средней Европой, Булгаром, Хазарией, странами арабского халифата.
Важной вехой в формировании межэтнических контактов и связей явилось возникновение в середине VIII века Ладоги, крупнейшего торгово-ремесленного поселения, расположившегося на важнейших международных европейских путях того времени. Появление столь крупного центра к западу от Вологодской земли не могло не сказаться самым сильным образом на всем последующем развитии региона. Втягивание местного населения в торговые отношения с Ладогой ускорило темпы внутреннего развития населения, расположенного вдоль торговых путей, вызвало переориентацию хозяйственной деятельности.
Локальные группы веси оказались в разных исторических условиях. Так, весь приладожская в X - нач. XI в. имела тесные контакты со
скандинавами, в то время как белозерская весь подвергалась раннему и сильному воздействию славян. Южная граница территории веси - верхнее Поволжье, где она соприкасалась с мерей . На Западе археологические памятники веси не переходят р.Волхов, на северо-западе (Олонецкий перешеек) граничат с памятниками корелы.
Судя по всему, славянское население в IX веке освоило все течение Шексны, а также южное и северо-восточное побережье Белого озера. В IX-X вв. с юго-запада на территорию области продвигается новая волна славянского населения - словене ильменские, принесшие в край пашенное земледелие.
В X-XI вв. на Шексне и Белом озере идет быстрая ассимиляция веси, на территории Вологодской области к середине XII века находилось три города: Белоозеро, Луковец, Устюжна. В этом факте примечательно то. что все города образовались в западной части области, на Волго-Балтийском пути «из варяг в арабы». Эти три города образуют важный узел этого пути.
Можно утверждать, что географическое положение Вологодского региона, как ключевого участка Волго-Балтийской системы определило границы поликультурного пространства, в рамках которого происходили процессы этногенеза в период раннего средневековья.
Интенсивность межкультурного диалога, на данной территории, определило направление и задало высокий уровень динамики для культургенетических процессов в данный и последующий периоды. Важной чертой местных племенных традиций стала трансляционность и восприимчивость к чуждым культурным инновациям.
Глава III. Формирование общего и локальных типов культуры Вологодской Земли в период развитого средневековья состоит из двух параграфов и посвящена анализу развития культурной традиции Вологодского региона, связанного с его включением в культурное пространство России.
§1. Становление историко-культурного пространства Вологодской Земли в ходе колонизационных процессов Московской Руси раскрывает процесс формирования собственной культурной традиции Вологодской земли, с общими и локальными ее чертами, из синтеза культурных инноваций, связанных с процессом ее колонизации различными этносами. Производится анализ направлений и специфики этнических миграций в контексте межкультурного взаимодействия, а также исследование развития коммуникативных связей Северо-Запада.
Подвергается исследованию этноним легендарной чуди. Рассматриваются трактовки этого термина и реальное историческое существование этого этноса. Термин чудь многообразен, не может быть приписан какому-то одному из существовавших финно-угорских народов. Остается актуальным и весьма дискуссионным вопрос о территории заволочской чуди и ее этнокультурной принадлежности.
Выявление чуди заволочской, исчезнувшей с исторической арены в ходе древнерусского освоения края, неотделим от выявления характера, путей и времени этого колонизационного процесса.
В ходе колонизационных процессов, осуществляемых новгородцами и низовцами происходит поэтапное включение территории Вологодской земли в состав Древнерусского государства, осложненное спецификой культурно-исторического процесса.
Процесс колонизации носил многоплановый характер. Новгород вытесняют из Заволочья и не только военным путем. Ростовцы проводят активную христианскую экспансию региона.
Начиная с 12 века на территории Вологодской земли начинается процесс монастырского устроения. В крае, почти не охваченном государственностью, они своими, только им присущими средствами готовили местное население к принятию власти как основы общественного устройства.
Однако монастырская колонизация выполняет не только политическую функцию. Монастырское учредительство активизируется в последние десятилетия XIV века. За время жизни одного—двух поколений людей количество монастырей на Севере утроилось. Монастыри были основаны во всех важнейших зонах края. Благодаря их деятельности формировалась особая неповторимая культура Русского Севера, проникнутая духом христианского мессианства. Художественным выражением этого смысла является Стенопись Рождественского храма Ферапонтова монастыря руки Дионисия. Этот памятник отражает специфичность того культурного содержания, которым проникнута монастырская культура Севера. Это прежде всего идеал духовной красоты человека, жертвующего жизнью ради спасения людей, образец нравственной чистоты. Художник передавал ожидаемый, лучший мир, в котором уже достигнута гармония духовного и телесного. Все суетное, быстротечное устраняется, ведь «внутренне человек внешнему сообразуется». Моральный пафос — в мотивах оправдания и заступничества.
В ходе широкой крестьянской и монастырской колонизации, развернувшейся в послемонгольскую эпоху, в регионе началось разрушение мелких родоплеменных групп местной чуди и их постепенное обрусение.
Формирование монастырской культуры объединяющей и стабилизирующей культурные потоки, выполняющей роль культурного авангарда, становится центральным в культуроформирующем процессе Вологодского региона. Феномен монастырской культуры Севера представляет собой специфическое явление культурной традиции Вологодской земли, через раскрытие художественных смыслов которого раскрывается своеобразие мироощущения региона в целом.
Исторические судьбы северных народов становятся общими после вхождения их в состав Московского государства. Именно с этого времени
начинается и новый этап этнической истории русского населения северных областей, и новый этап государственного развития и устройства всего Вологодского края.
§2.Вологодская земля в культурном пространстве Московского Государства. Региональный тип культуры. Параграф посвящен анализу трансформации культурной традиции Вологодского региона в составе Московского государства за, период от его становления до XVII века, и ее преобразованию в региональный тип культуры.
После подчинения северного края Москве и с прекращением борьбы Новгорода с московскими князьями в Вологодской области создались более благоприятные условия для развития хозяйственной деятельности и торговли, чем в центральных районах,, которым постоянно угрожали внешние враги. Вологодский регион приобрел важное политическое значение. Началось активное развитие региона, строительство городов, преобразование хозяйственной сферы, происходил поиск общественно-политического, культурного, духовного статуса в судьбе России, формировалось самосознание регионального типа культуры в составе более широкого культурного пространства.
Неповторимый образ каждого города создается оригинальным сочетанием элементов архитектурной и ландшафтной среды. Анализ территориального роста Вологды и формирования ее планировочной структуры обращает наше внимание на ту роль, которую в становлении образа города играли культовые сооружения - церкви, соборы и монастыри. Через анализ топохрона Софийского собора раскрывается мироощущение населения города. В своей каменной монументальности, находясь в архитектурном ансамбле с кремлем, он символизирует образ «хранимого Богом и одновременно хранящего». Внутренней идеей мессианства для всего Севера, духовного единства Земли Русской для многоэтнического населения проникнут образ Софийского собора.
Через культовые сооружения - церкви, соборы и монастыри формируется городское пространство. Точно также организуется пространство региона. Со второй половины XV века монастырское учредительство все меньше связывается с какими-либо политическими устремлениями. Являя собой результат собственного развития Церкви, сеть северных монастырей достигает наивысшей плотности в истории края.
Рассматривается традиция храмоименования Севера и христианская топография Вологодской земли. Эта структура, восходя к языческой традиции, организовывала земное пространство, наполняла материальное духовным содержанием. Монастыри Русского Севера, во множестве существовавшие в этом крае, к концу XVII века состояли в тесной и органической взаимосвязи. В первую очередь она была вызвана духовным преемством одних обителей от других.
На материалах лингвистики, фольклористики, краеведения выявляются локальные типы культуры региона. Сохранялась некоторая специфика, связанная с различным происхождением и традициями
населения отдельных районов. Двиняне, устюжане, сухонцы, кокшары, важане, южане, вычегжане, белозерцы - географические наименования групп северных русских, несколько отличающихся друг от друга в этническом отношении.
Локальные различия, сложившиеся в процессе культурного развития жителей разных районов Севера, зависели и от особенностей природных условий, и от специфики хозяйства районов, и от определенных этнических традиций, а также административного устройства. Память о былом проживании финно-угорских групп на обширных пространствах Русского Севера сохранилось в пласте преданий о исчезнувшей чуди, бытующих преимущественно у северных великорусов. Разряженность местного населения, рассеянность на больших пространствах и особенности их экономического уклада способствовав длительному сохранению финно-угорских общин. В результате у местных русских групп сложились и долго сохранялись специфические черты в народной культуре, образующие локальные группы населения. В трех вологодских «зонах» ранние этнические процессы имели разный характер: в западных районах с древнейших времен шло взаимодействие славян и западнофинских групп населения; в центре произошло столкновение двух славянских потоков - новгородского и ростова-суздальского в восточных районах края славяне пришли во взаимодействие с восточнофинскими группами.
В итоге расселения славян в северных районах с ХП-ХУП век сложилась современная этническая карта Вологодского края. На основной его территории сформировалась русская народность, вернее, одна из составных ее частей - севернорусская группа, а на окраинах - ее соседи -народности финно-угорского происхождения. В культуре Вологодской земли закрепились традиции различных исторических эпох и этносов, населявших северо-запад с неолита. В результате такого культурного развития на ее территории к XVII веку сформировался уникальный тип региональной культуры, демонстрирующий единство и терпимое, мирное сосуществование локальных культурных общностей, сохраняющих сьое культурное своеобразие.
В Заключении подводятся основные итоги работы. В исследовании продемонстрирована правомерность анализа взаимодействия этносоциальных групп через механизм «традиция-инновация» Культурная традиция представлена как способ сохранения свойственных культурному типу качеств и обеспечения его целостности.
Выявлены особенности формирования культурной традиции Вологодского региона в эпоху средневековья. Специфика формирования культурной традиции региона в раннем средневековье обусловлена полем взаимодействия культуры финно-угорских общностей (веси и чуди заволочской) со славянскими, а затем древнерусскими общностями. С
ситуацией полиэтнизма связана начальная стадия процесса градообразования. При этом наблюдается зависимость этого процесса от активизации водно-торговой деятельности на пути «из варяг в арабы», как локального явления на фоне обширного финского мира. Интенсивность межкультурного диалога, на данной территории, определило направление и задало высокий уровень динамики для культургенетических процессов в данный и последующий периоды. Важной чертой местных племенных традиций стала трансляционность и восприимчивость к чуждым культурным инновациям, а также преимущественно мирное сосуществование иноэтносов.
Определена роль монастырской культуры как центральной в культуроформирующем процессе Вологодского региона, выполняющей роль культурного авангарда.
На широком материале источников в культуре Вологодского региона выявлены локальные типы культуры, сохранившие свои различия с ранних этапов колонизации.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1.Прокофьев А.А. Археологические свидетельства о древнейшом и древнем периодах Вологодского края.// Культурологические исследования 01: Сборник научных трудов. СПб, 2001. - С. 97-101(0.2 п.л.)
2. Прокофьев А.А. Становление русской государственности на территории Вологодской земли.// Культурологические исследования 02: Сборник научных трудов. СПб, 2002. - С. 135-138.(0.2 п.л.)
3. Прокофьев А.А. Города вологодской земли в XV-XVII веках: особенности становления и пути развития.// Культурологические исследования 03: Сборник научных трудов.СПб.2003. - С. 189-194.(0.25 п.л.)
4. Прокофьев А.А. Средневековая культура Северо-Запада России и ее локальные варианты. Этногенез Вологодской земли в эпоху средневековья.// Молодые исследователи - региону: Всероссийская научная конференция студентов и аспирантов. Вологда. 2003. - С. 386-389.(0.2. пл.)
5. Прокофьев А.А. К вопросу этнокультурогенеза веси -средневекового населения вологодской земли.// Культурологические исследования 04: Сборник научных трудов. СПб. 2004. С. 189-194.( 0.3. пл.)
Отпечатано с готового оригинал-макета в НПФ «АСТЕРИОН» Заказ № 242. Подписано в печать 05.11.2004 г. Бумага офсетная. Формат 60х84/16 Объем 1,25 п. л. Тираж 100 экз.
Санкт-Петербург, 193144, а/я 299, тел. /факс (812) 275-73-00,275-53-92, тел. 970-35-70
Р206 5®
А
№
4S4
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Прокофьев, Александр Александрович
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. Теоретические предпосылки изучения культуры средневековья Вологодской земли.
§1 Методологические аспекты исследования культурогенеза
Вологодского региона.
§2 Историографический анализ источников по культуре Вологодской земли.i.
Глава II. Культурное пространство Вологодской Земли в древности и раннем средневековье: основные циклы развития культуры.
§ 1. Особенности демогенеза на территории Вологодской Земли в древнейший и древний период.
§ 2. Историко-культурологическая типология Вологодского региона в раннем средневековье.
Глава III. Формирование общего и локальных типов культуры
Вологодской Земли в период развитого средневековья.
§ 1. Становления историко-культурного пространства Вологодской Земли в ходе колонизационных процессов Московской
Руси.
§ 2. Вологодская земля в культурном пространстве Московского Государства. Региональный тип культуры.
Введение диссертации2004 год, автореферат по культурологии, Прокофьев, Александр Александрович
Диссертационная работа посвящена изучению процессов культурогенеза Вологодской земли в эпоху средневековья.
Актуальность темы исследования связана со сложившейся в последние годы необходимостью изучения особенностей культурно-исторического развития регионов России. В значительной степени это обусловлено обострением проблемы культурной идентификации на личностном и государственном уровнях в современной ситуации, вызванной глубоким преобразованием бывшего советского социокультурного пространства. Вместе с тем каждый новый этап культурно-исторического развития требует переосмысления имеющегося социокультурного опыта и выработки новых ценностных установок эквивалентных современной реальности. Вследствие этого вопросы об исследовании прежних форм межкультурного взаимодействия и выявления исторических ресурсов культурного развития регионов обретают особую актуальность. Сохранение уникального наследия различных культур является важным фактором формирования толерантности при преодолении различных кризисов современных межэтнических отношений и должно являться приоритетным аспектом региональной культурной политики, а также обязательным условием содержания общего и высшего образования.
В настоящее время значительное развитие получают дисциплины, занимающиеся региональными характеристиками культурно-исторического бытия. Сложность и многоплановость этно- и культурогенетических процессов требует интегративного характера используемых методов. Культурологическое исследование учитывает данные различных гуманитарных знаний, и предполагает применение междисциплинарного подхода к изучаемому явлению. Такой подход позволяет целостно проследить динамику развития культурных процессов для данного региона и выявить его своеобразие.
Обращение к исследованию культуры Вологодского региона эпохи средневековья продиктовано недостаточной ее изученностью как сложного, исторически меняющегося феномена. Недостаточно освящены вопросы, связанные с определением роли Вологодского региона в судьбе России, а также с особенностями развития его культурной традиции, родившейся на стыке славянского и финно-угорского миров. Актуальна характеристика Вологодской земли как регионального типа культуры, то есть заданного в соответствующих пространственно-временных координатах комплекса с особым, неповторимым сочетанием культурных черт1. Специальных монографических или диссертационных работ на эту тему до сих пор нет.
Степень изученности;
На сегодняшний день существует значительное количество отдельных трудов по истории, археологии, этнографии, искусствоведению, затрагивающих частные аспекты истории культуры Вологодского региона.
Значительный фактологический материал археологии по древности и средневековью Вологодского края представлен в основном в работах Брюсова А.Я., Равдоникаса В.И., Черницына Н.А., Ошибкиной С.В., Голубевой JI.A., Арсаковой М.Е., Зимина М.П., Кочкуриной С.И., Гуслистова Н.В., Макарова Н.А., Никитина А.В., Савельевой Э.А., Башенькина А.Н., Иванищева Н.В., Иванищевой И.В.
Вопросы этнической истории финно-угров и славян Вологодчины с привлечением данных лингвистики, фольклористики, антропологии, рассмотрены исследователями Пименовым В.В., Битовым М.В., Бубрихом Д.В., Рябининым Е.А., Власовой И.В., Кузнецовым А.В., Бондалетовой В.Д., Чайкиной Ю.И., Славгородской Н.А., Криничной Н.А., Пульпиным В.И., Петровым К.М. и др.
1 См. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., Мысль. 1983. С 205.
Фундаментальный, обобщающий характер в отношении археологии финно-угорских древностей региона носит работа Рябинина Е.А. «Финно-угорские племена в составе Древней Руси».
История Вологодского края и его городов, основанная на материале летописей, уставных грамот, легенд, житийных свитков собрана в трудах Засецкого А.А., Степановского И.К., Вологдина Л.Я., Суворова Н.И., Швецова М.Н., Мерцалова А.Е., Непеина С.А., Верюжского И., Коновалова Ф.Я. и др.
Историко-географический аспект Вологодского средневековья в контексте формирования территории Древней Руси, а затем России отражен в работах Насонова А.Н., Кучкина В.А., Любавского М.К.
Традиции хозяйствования, землевладения, монастырская история края представлены в работах Камкина А.В., Васильева Ю.С., Воскобойниковой Н.П., Данилова Л.В.,
Вопросы истории градостроительства, развития изобразительного, декоративно-прикладного, архитектурного искусств освящены в работах Тихомирова М.Н., Лукомского Т.К., Рыбакова А.А., Седова М.В., Иванищевой М.В., Ушакова Ю. С., Бочарова Г., Золотовой О.А., Пуцко В.Г., Белова С.П., Воропанова В.В., Чайкиной Ю.И., Петровоа Т.Г,, Иванова Г.О., Серебряковой Г.С., Никитиной Т.П., Щенниковой А.А. и т.д.
Существует значительный пласт исследований по фольклористике, словесно-музыкальной, обрядовой и материальной культуре представленный в трудах Славгородской Л.А., Марушковой Н.А., Пульпина В .И,, Мокиной Г.Г., Криничной Н.А., Петрова К.М. и др.
Широкий круг вопросов по истории и культуре Вологодской земли, а также ее письменные памятники (писцовые и уставные книги, деяния святых, воспоминания путешественников, нарративные источники) представлены в сериях краеведческих альманахов: «Вологда», «Устюжна», «Великий Устюг», «Тотьма», «Вытегра», «Белозерье», «Чагода», «Череповец».
Общие основания и принципы историко-культурологического исследования регионов России представлены в работах Кагана М.С., Щедриной Г.К., Мосоловой JI.M., Маркаряна Э.С., ГердаА.С., Лебедева Г.С., Розенберг Н.А., Арцыбашевой Т.Н., Васильевой Е.В., Махтиной В.М., Чукурова А.Ю., Прозоровой Е.К., Вагиновой JI.C. и др.
Объектом исследования является история культуры Северо-Запада России.
Предметом исследования является процесс средневекового культурогенеза на территории Вологодской земли.
Цель данного исследования - выявить характер содержания и динамики культурогенетических процессов на территории Вологодского региона и определить его типологические особенности в период средневековья.
Задачи исследования:
- Рассмотреть теоретические основания исследования региональной культуры.
- Исследовать региональную культуру Вологодской земли как пространство поликультурного взаимодействия народов в древности и средневековьи.
Дать историко-типологическую характеристику культурной традиции Вологодского региона с древности до XVII века.
- Рассмотреть трансформацию культурной традиции различных общностей Вологодского региона в ходе колонизационных процессов Древней Руси.
- Выявить общий и локальные типы культуры, сложившиеся в ходе историко-кульурных процессов средневековья в пространстве Вологодской земли.
- Осмыслить значение «монастырской традиции» Севера и ее влияния на культурогенез Вологодского региона.
- Через анализ репрезентативных топохронов Вологодской земли осветить генезис духовно-содержательной сферы Вологодской культуры.
- Проследить связи культурной традиции Вологодской земли с другими регионами Руси.
Методология исследования.
В связи с необходимостью системного подхода к эмпирическому материалу различных наук, в данной работе предполагается взаимодействие разноплановых, взаимодополняющих друг друга методов и приемов анализа. Среди них: метод междисциплинарного взаимодействия позволяет изучить различные стороны культуры на стыке наук; источниковедческий анализ и синтез, применяемый для изучения исследовательской литературы; генетический - рассматривающий культуру в ее происхождении и историческом развитии; контекстный -при анализе событийной истории; типологический - направленный на изучение специфической комбинаторики явлений культуры; герменевтико-феноменологический - для выявления смыслов различных видов памятников и их интерпретации.
Основные положения регионалистики, предполагающие системное исследование культуры конкретного региона с учетом целостного историко-культурного контекста и результирующие междисциплинарное взаимодействие разработаны А.Гердом и Г.Лебедевым. Методологической базой по проблеме средневековой культуры, культурной традиции, культуро- демо- и этно- генеза, общего и локального типов культуры послужили работы Арутюнова С.А., Кагана М.С., Лурье С.В., Маркаряна Э.С., Флиера А .Я,
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые проведен культурологический анализ материалов, представленных различными науками и сделана попытка построить историю культуры края на собственно культурологических основаниях. Культура Вологодского края рассматривается в целостности и преемственности культурогенетического процесса. Впервые прослежена многоплановость культурогенеза в контексте этно-культурных процессов северо-запада России и выявлены Западный, Центральный и Восточный локальные типы в культурном наследии средневековья Вологодской земли. Специфика генезиса культуры Вологодского региона раскрыта посредством анализа его культурной традиции, формирование и развитие которой связано с высокой интенсивностью этнокультурного диалога, а также особой ролью монастырей Севера в ее культуроформирующем процессе.
На защиту выносятся следующие положения:
- Центральным понятием при изучении культурогенеза Вологодской земли может служить культурная традиция как основа культурогенетического процесса, выполняющая аккумулятивную, трансляционную, регулятивную и селективную функции, обуславливающая включение инноваций в общий историко-культурный опыт, что обеспечивает устойчивость и развитие культурных систем.
- Территория Вологодского региона испытала несколько волн этнокультурных миграций, оставаясь в то же время зоной непрерывного заселения. Во взаимодействии местных и пришлых культур новации в разной степени в зависимости от этапа и локальных особенностей вплавляются в существующую культурную традицию. В культуре Вологодской земли преемственно закрепились традиции различных исторических эпох и этносов, населявших северо-запад с эпохи неолита.
Самобытность культуры Вологодского края строится на преломлении многих традиций, многообразии локальных вариантов, на одновременности существования «индоевропейского и финно-угорского», «славянского и финского», «христианского и языческого», непрерывности и цикличности культурного взаимодействия региональных общностей.
- Специфика формирования культурной традиции Вологодской земли связана с высокой интенсивностью этнокультурного диалога, обусловленного включением региона в систему Волжско-Балтийского
Пути. Характерной чертой культурной традиции Вологодского региона является его инновационная восприимчивость и высокая трансляционность по отношению к другим культурам.
Становление монастырской культуры объединяющей и стабилизирующей культурные потоки, выполняющей роль культурного авангарда, является центральным в культуроформирующем процессе Вологодского региона, в период его вхождения и дальнейшего развития в культурном пространстве Руси в период средневековья.
- Феномен монастырской культуры Вологодской земли представляет собой специфическое явление культурной традиции Севера; в художественном наследии которой воплощены духовные смыслы, образы, ментальность населения региона того времени.
- В средневековом пространстве Вологодской земли сформировался общий поликультурный региональной тип, в котором выявлены локальные культурные типы на долгое время сохранившие специфические черты в народной культуре; Западный, сложившийся в ранний период средневековья, во взаимодействии славян и западнофинских групп населения, Центральный образовавшийся при столкновении двух славянских потоков новгородского и ростово-суздальского происхождения и Восточный, где славяне вошли в контакт с восточнофинскими общностями.
- В процессе своего исторического развития культура Вологодской Земли оказывает значительное влияние на культуру соседних регионов и на культуру России в целом.
Теоретическая значимость работы.
Исследование способствует расширению теоретикометодологической базы историко-культурологических исследований, развитию регионалистики и науки об истории культуры России в целом.
Практическая значимость работы.
Результаты работы могут служить основанием для осуществления прикладных культурологических исследований региональной жизни, определения культурных ресурсов развития региона и выявления принципов культурной политики.
Рекомендации об использовании результатов диссертационного исследования.
Фактический материал работы может быть использован в практике преподавания и воспитания, в частности, учебных программах, курсах, пособиях по истории русской культуры для высшей и средней школы, а также при разработке национально-регионального компонента образования.
Апробация диссертации.
Положения и результаты исследования нашли отражения в докладах на научно-практических конференциях: «Молодые исследователи региону» (Вологда., 2003), «Русская культура на рубеже веков: опыт истории» (Нижний Новгород., 2004), «Новгород и Новгородская земля» ( Новгород., 2004).
Диссертация была обсуждена на заседании кафедры художественной культуры Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, на заседаниях теоретического семинара кафедры художественной культуры.
Структура работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Вологодский регион в средневековом культурогенезе"
Заключение.
Данная работа посвящена выявлению характеристик культурогенетических процессов на территории Вологодского региона, рассматриваемых в рамках культурного пространства Северо-Запада, в период средневековья.
В процессе выработки методологических оснований исследования определено понятие культурной традиции как основы культурогенетического процесса, выполняющего аккумулятивную, трансляционную, регулятивную и селективную функции обуславливающие включение инноваций в общий историко-культурный опыт, что обеспечивает процесс культурогенеза. В вопросе заимствований и актуализации прошлого опыта ведущая роль отводится культурной традиции.
Рассмотрение Вологодского региона в аспектах «общего и локального», позволяет выявить его культурно-типологическую специфику и место в Культурном пространстве Северо-Запада.
Анализ суммы топохронов образует, собственно, конкретно-содержательную составляющую Культуры Вологодской земли. В процессе становления культурной традиции происходит самоопределение социума и выявление специфического культурного содержания, в ходе которого топохрон преобразуется в свою противоположность—хронотоп, т.е. регулирующий ментальность и поведение действующего социума алгоритм самоопределения личности, группы, общности в собственном культурном пространстве-времени.
Рассматривая древнейший и древний период истории Вологодского края можно констатировать, что данная территория, начиная с периода неолита испытала несколько волн этнокультурных миграций, каждая из которых вплеталась в уже существовавшие напластования культуры, оставляла в них свой след, дошедший до нас в остатках материальной культуры, специфике похоронных обрядов, топонимии края. На основе археологических памятников и лингвистических данных выявляется длительный процесс культурогенеза. Территория Вологодского региона испытала несколько волн этнокультурных миграций, оставаясь в то же время зоной непрерывного заселения. Во взаимодействии местных и пришлых культур новации в разной степени в зависимости от этапа и локальных особенностей вплавляются в существующую культурную традицию. В культуре Вологодской земли преемственно закрепились традиции различных исторических эпох и этносов, населявших северо-запад с эпохи неолита. Культурная традиция, вбирающая в себя наиболее ценные явления различных этнических культур и их взаимодействий, закладывает основу для дальнейшего развития региона в период средневековья. В этот период формируется пространство региона, определяется структура его коммуникаций, отражающая механизм культурного синтеза. Прослеживается четкая зависимость Вологодского региона в его процессах поликультурного взаимодействия в древний и последующий, средневековый период, от его нахождения на магистральном речном пути, соединяющем Волжский бассейн с Северо-Западом - Онегой и Ладогой, и с Северо-Востоком через Сухоно-Двинский и Сухоно-Вычегодский пути.
Специфика формирования культурной традиции региона в раннем средневековье обусловлена полем взаимодействия культуры финно-угорских общностей (веси и чуди заволочской) со славянскими, а затем древнерусскими общностями. С ситуацией полиэтнизма связана начальная стадия процесса градообразования. При этом наблюдается зависимость этого процесса от активизации водно-торговой деятельности на пути «из варяг в арабы», как локального явления на фоне обширного финского мира. Интенсивность межкультурного диалога, на данной территории, определило направление и задало высокий уровень динамики для культургенетических процессов в данный и последующий периоды. Важной чертой местных племенных традиций стала трансляционность и восприимчивость к чуждым культурным инновациям, а также преимущественно мирное сосуществование иноэтносов.
В ходе колонизационных процессов, осуществляемых новгородцами и низовцами происходит поэтапное включение территории Вологодской земли в состав Древнерусского государства. В период с XI по XV века население региона оказалось в различных условиях, что определило культурное многообразие локальных типов, связанное с особенностями интегрирования того или иного района в поле культурного синтеза. На основе межэтнических контактов различных групп финно-угорского происхождения с двумя потоками новопоселенцев в этот период сформировались локальные культурные группы населения, имеющие самоназвания «двиняне», «важане», «пинегжане», «вычегжане» и т.д.
Процесс колонизации носил многоплановый характер. Выявлены политические, социальные, духовные ее аспекты. Определена роль монастырской колонизации как объединяющей и стабилизирующей культурные потоки, выполняющей роль культурного авангарда, центральной в культуроформирующем процессе Вологодского региона. Феномен монастырской культуры Вологодской земли представляет собой специфическое явление культурной традиции Севера; в художественном наследии которой воплощены духовные смыслы, образы, ментальность населения региона того времени.
В XV-XVII веках, в пространстве Вологодской земли сформировался общий поликультурный региональной тип, в котором выявлены локальные культурные типы на долгое время сохранившие специфические черты в народной культуре; Западный, сложившийся в ранний период средневековья, во взаимодействии славян и западнофинских групп населения, Центральный образовавшийся при столкновении двух славянских потоков новгородского и ростово-суздальского происхождения и Восточный, где славяне вошли в контакт с восточнофинскими общностями.
Происходят преобразования во всех сферах человеческой деятельности. Меняется культурно-исторический статус Вологодского региона судьбе России, идет активный поиск своего пути. В том числе меняется и самосознание людей. Анализ топохрона Софийского Собора Вологды вскрывает эволюцию духовных смыслов «хранимого и хранящего города», «предстояния земного небесному». В процессе своего исторического развития культура Вологодской Земли оказывает значительное влияние на культуру соседних регионов и на культуру России в целом.
Самобытность культуры Вологодского края строится на преломлении многих традиций, многообразии локальных вариантов, на одновременности существования «индоевропейского и финно-угорского», «славянского и финского», «христианского и языческого», непрерывности и цикличности культурного взаимодействия региональных общностей.
Список научной литературыПрокофьев, Александр Александрович, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Археологические памятники бассейна Онежского озера. Петрозаводск.: КФАН СССР, 1989, С 129.
2. Археология верхнего Поволжья. Материалы к своду памятников истории и культуры СССР. Нижний Новгород.: Этнос, 1991, С 161.
3. Археология СССР. Мезолит.: М. Наука. 1989, С 315.
4. Археология СССР. Финно-угры и балты в эпоху средневековья М.: Наука. 1987, С 510.
5. Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР М.: Наука, 1987.
6. Белозерье: Историко-литературный альманах. Вологда.: Русь, №1.1994. С 465.
7. Белозерье: Историко-литературный альманах.Вологда.: Русь. № 2,1998. С 512.
8. Великий Устюг: Краеведческий альманах. Вологда.: Русь. № 1.1995. С 370.
9. Великий Устюг: Краеведческий альманах.Вологда. Русь.: № 2. 2000. С 393.
10. Ю.Вологда: Историко-краеведческий альманах. Вологда. Русь.: № 1. 1994. С 545.
11. П.Вологда: Историко-краеведческий альманах. Вологда. Русь.: № 2. 1997. С 610.
12. Вологда: Историко-краеведческий альманах. Вологда. Русь.: № 3. 2000. С537.
13. Вологда: Историко-краеведческий альманах.Вологда. Русь.: № 4. 2003. С587.
14. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск, г. Бочаров, Выголов: художественные памятники XII-XIX вв. Вологда.: Делия. 2002. С402.
15. Вологжанин: литературно-научный сборник. Вологда.: 1895. С 215.
16. Вологодский летописец. Вологда.: типография В.г.н.: 1873. С 77.
17. Вытегра: краеведческий альманах. Вологда.: Русь. Вып. 1. 1997.С470.
18. Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М. JL: Издательство Академии наук СССР. 1959. С 408.
19. Древнерусские княжеские уставы XI-XV веков. М.: Наука. 1976. С 370
20. Древности Северо-Запада России. СПб.: Книжная палата. 1993. С184.
21. Древности славян и финно-угров. СПб.: Наука. 1992. С315. 22.3аписки о Московии XVI в. сэра Джерома Горсея. СПб.: 1909. 23 .Истоки региональных культур России. Спб.: РГПУ. 2000. С174
22. Кириллов: историко-литературный альманах. Вологда.: Русь. № 1. 1994. С315.
23. Кириллов: историко-литературный альманах. Вологда.: Русь. №2. 1997. С 412.
24. Кириллов: историко-литературный альманах. Вологда.: Русь.№3. 1998. С 389
25. Киршшов: историко-литературный альманах. Вологда.: Русь.№4 2001. С 421.
26. Культура русского севера. -Вологда.: ВГПИ.: 1994. С 183.
27. Культурологические исследования. Спб.: РГПУ. 1998. С 461.
28. Культурологические исследования 01. Спб.: РГПУ. 2001.
29. Культурологические исследования 02. Спб.: РГПУ. 2002. С 400.
30. Культурологические исследования 03. Спб.: РГПУ. 2003. С 512.
31. Культурологические исследования 04. Спб.: Астерион. 2004. С 328.
32. Литература о Вологодской области. Указатель краеведческой литературы. Вологда.: Вол. кн. изд. 1963. С 87.
33. Методология гуманитарного знания в переспективе XXI века. Спб.: Петрополис. 2001.
34. Научная конференция по изучению Вологодской области. Вологда.: обл. кн. изд. 1956. С 350.
35. Основания регионалистики: Формирование и эволюция историко-культурных зон Европейской России .СПб.: СПбГУ. 1999. 392/
36. Очерки по лексике северорусских говоров. Вологда.: Вол. пед. институт. 1975. С216
37. Пермская старина. Пермь.: тип. Каменского. 1889. С 195.
38. Повесть временных лет. М.: Наука. 1997. С 255.
39. Полное собрание русских летописей. М. Л.: Акад. наук. Т 26. 1959. С 413.
40. Полное собрание русских летописей. Л.: Наука. Т 37. 1982. С228
41. Послужить Северу: историко-художественный и краеведческий сборник. Вологда.: Ардвисура. 1995. С 250.
42. Проблемы истории Северо-запада Руси .СПб.:Наука. 1995. С 276.
43. Путешествие Абу Хамида Аль-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153гг.)М.: 1971. С 153
44. Русская культура на пороге тысячелетия: христианство и культура. Вологда.: Легия.: 2001. С 512.
45. Русская культура на рубеже веков: русское поселение как социокультурный феномен, сборник статей. Вологда.: Книжное наследие.; 2002. С 590.
46. Сборник по Археологии Вологодской области. Вологда.: ВГПИ. 1961. С215.
47. Сборник рукописных документов// СПб публ. Библиотека. Собр. Савваитова. F-1 № 778 л 4.об.
48. Северные предания. М.:Наука. 1978.
49. Севернорусская причеть. -М.: Наука. 1970. С 254.
50. Славяне: этногенез и этническая история. Междисциплинарные исследования Л.: ЛГУ. 1989. С 175.
51. Святыни Белозерья. Вологда.: Русь. 1994. С 314.
52. Тотьма: историко-литературный альманах. Вологда.: Русь.№1.1995. С470.
53. Тотьма: историко-литературный альманах. Вологда.: Русь.№2.1997. С 493.
54. Тотьма: историко-литературный альманах. Вологда.: Русь.№3.2001. С 517.
55. Устюжане: сборник статей. Великий Устюг.: Великоустюг. гор. отд. о-ва охраны памятников истории и культуры. 1995. С 261.
56. Устюжна: историко-литературный альманах. Вологда.: Русь.№1.1992. С 317.
57. Устюжна: историко-литературный альманах. Вологда.: Русь.№2. 1993. С410.
58. Устюжна: историко-литературный альманах. Вологда.: Русь.№3. 1995. С389.
59. Устюжна: историко-литературный альманах. Вологда.: Русь.№4. 2000. С 314.
60. Устюжна: историко-литературный альманах. Вологда.: Русь.№5.2002. С 346.
61. Феномен этнического и глобализация культуры народов Поволжья и Приуралья. Ижевск.: Глобал. 2004. С 256.
62. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М.: Наука. 1987. С 509.
63. Финно-угры и славяне Л.: Наука. 1979. С 177.
64. Финно-угры и соседи: проблемы этнокультурного взаимодействия в Балтийском и Баренцевом регионах. СПБ.: APT-ЛЮКС. 2002. С257.
65. Чагода: историко-краеведческий альманах. Вологда.: Ардвисура. 1999. С527.
66. Череповец: Краеведческий альманах. Вологда.: Русь.№1.1996. С 514.
67. Абрамович Г.В. Государственные повинности владельческих крестьян Северо-западной Руси в XVI первой четверти XVII в. // История СССР. 1972. № З.С.65-84.
68. Александров В.И. Сельская община в России в XVII начале XIX в.М.: Наука. 1976. С 130
69. Алешковский М.Х. Социальные основы формирования территории Новгорода IX-XV вв.// Советская Археология. М. №3.1974.
70. Арсений, иеромонах. О вотчинных владениях Троицкого монастыря при жизни его основателе преп.Сергия.СПб.:1877.
71. Арсений, иером. Летопись наместников, келарей, казначеев, ризничих, экономов и библиотекарей свято Троицкие Сергиевы лавры.СПб.:1868.
72. Андреев В.Ф. Новгородский частный акт XII-XIV вв. Л.: Наука.1986. С 173.
73. Андреев В.Ф. Северный страж Руси. Очерки истории средневекового города. Л.: Лениздат. 1989. С 215.
74. Арсакова М.Е. Отчёт о раскопках Пестовской курганной группы в 1926г. рукопись.// Дело № 117/175. Архив ЛОИА.
75. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука. 1989. С 243.
76. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.: Наука. 1983. С 191
77. Бакланова Е.Н. Крестьянский двор и община на Русском Севере. Конец XVII начало ХМШ в.М.:1976. С138
78. Башенькин А.Н. Некоторые общие вопросы культуры веси V-XIII веков// Культура европейского севера России (дооктябрьский период) Вологда.: ВГПИ.1989. С 124.
79. Башенькин А.Н. Сельское расселение в Белозерье X-XIII веков// Сельское расселение на европейском севере России. Вологда.: Русь. 1993. С 174.
80. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Реннесанса. М.: Художественная литература. 1965. С 527.
81. Беляев И.Д. Крестьяне на Руси.М.: 1904.
82. Бондалетов В.Д. Русская онамастика. М.: Просвещение. 1983. С 198.
83. Борисов А.И. Хозяйство Соловецкого монастыря и борьба крестьян с северными монастырями в XVI-XVII вв. Петрозаводск,: 1966.
84. Брей У., Трамп Д. Археологический словарь М.: Прогресс. 1990. С 250.
85. Брюсов А .Я. Очерки по истории племён европейской части СССР в неолитическую эпоху М.: Акад. Наук. 1952. С 263.
86. Брюсов А.Я. Сборник по археологии Вологодской области .Вологда.: Кн. изд.: 1961. С 206.
87. Брюсов А.Я., Зимина М.П. Каменные сверлёные боевые топоры на территории европейской части СССР. М.:Наука.: 1966. С 98.
88. Буганов В.И., Преображенский А.А.,Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России. Социально-экономические проблемы.М., 1981. С182
89. Булатов В. Н. К расколу в русской православной церкви. Вологда. 1922. С 127
90. Булыгин И.А. Положение крестьян и товарное производство в России. М.:Наука,1966. С 117
91. Васильев Ю.С. Борьба с польско-шведской интервенцией на Русском Севере в начале XVII в. Вологда.: ВГПИ. 1985. С 170.
92. Васильев Ю.С., Воскобойникова Н.П. Крестьянство севера России в XVI в. Вологда.: ВГПИ. 1984. С 189.
93. Витов М.В. Антропологические данные как источник по истории колонизации Русского Севера// История СССР.М.№6.1964.
94. Верюжский И. Преподобный Герасим, основатель Троицкого Кайсарова монастыря, вологодский чудотворец. Вологда.: тип. Зимина.1879. С 115.
95. Вологдин Л.Я. Летопись Великоустюженская. А.К. М.: Трапезников. 1889. С 195.
96. Гашель И.Х. Описание Тульского оружейного завода в историческом и техническом отношениях М.: 1826.
97. Голубева Л.А. Весь и славяне на Белом озере .М.: Наука.: 1973.
98. Голубева Л.А. Древние славяне и их соседи М.: Наука.: 1970.
99. Голубева JI.А., Кочкурина С.И. Белозерская весь (по материалам поселения Крутик IX-X веков). Петрозаводск.: КФАН СССР. 1992.
100. Горфункель А.Х Рост землевладения Кирилло-Белозерского монастыря в конце XVI и в XVII в. // Исторические записки.Т.73. М.,1963.
101. Громыко М. М. Православие у русских: проблемы этнологического исследования // Православие и русская народная культура. Кн. 6. М.: 1996. С.185.
102. Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века. М.; Наука. 1986.
103. Гуслистов Н.В., Раскопки и разведка в Вологодской области. М.: АО. 1980.
104. Данилова Л.В. Очерки по истории землевладения и хозяйства в новгородской земле М.: Наука.1955. С 156.
105. Данилова Л.В. Сельская община в средневековой Руси. М.:Наука, 1994. С 128
106. Долуханов П.М. Природные условия эпохи мезолита на территории СССР // Археология СССР. Мезолит. М.: 1989. С 370.
107. Дубов В.И.Великий Волжский путь. Л.: Наука. 1989. С 384.
108. Евдокимов И. Север в истории Русского искусства. Вологда.: 1921.
109. Жирнова Г. В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем. М., 1980.
110. Иванищева М.В. Янтарные украшения могильника Тудозера VI в Обонежье// Новгород и Новгородская земля: история и археология. Тезисы докл. конф. Новгород.: 1992.
111. Иордан. О происхождении и деяниях Гетов. СПб.: Алетейя. 1990. С 505.
112. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. СПб.: Т.1. Петрополис. 2003. С 367.
113. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. СПб.: Т.2. Петрополис. 2003. С 320.
114. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб.: 1997. С.25.
115. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. -М.Ж1974
116. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис. 1996. С 414.
117. Каган М.С. Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. СПб.: 2001.
118. Камкин А.В. Крестьянский мир на Русском Севере (XVIII век). -Вологда.: Русь.: 1995. С 318.
119. Камкин А.В. Православная церковь на севере России. Очерки истории до 1917 года. Вологда.: Русь. 1992. С 256.
120. Камкин А. В. Севернорусский сельский приход XVIII века: пространство, населенность, клир // Культура русского севера: межвузовский сборник научных трудов. Вологда, 1994. С. 91-108.
121. Камкин А. В. Традиционные крестьянские сообщества Европейского Севера России в XVIII в. Дисс. д. и. н. М., 1993.
122. Кирилов Б. Отчёт об археологических раскопках в Устюженском уезде Череповецкой губернии в 1925г.// Дело № 190/214. Архив ЛОИА.
123. Колесников П.А. Россия на путях централизации. М.: Наука. 1982. С317.
124. Колесников П.А. Северная деревня в ХУ первой половине XIX в. Вологда, 1976.
125. Колчин Б.А. Хронология Новгородских древностей. Новгородский сборник. М.: Наука. 1982. С 336.
126. Коновалов Ф.Я. Вологда XII нач. XX века, краеведческий словарь. Архангельск.: Сев.-зап. кн. изд.: 1993. С 300.
127. Кузнецов А.В. Сухона от устья до устья. Топоним, словарь путеводитель. Вологда.: Ардвишура. 1994. С 180.
128. Кузнецов А.В. Язык земли вологодской. Очерки топонимики. -Вологда.: Сев-зап кн. изд. 1991. С 125.
129. Кучкин В.А. Формирование государственной территории северовосточной Руси в X-XV веках. М.:Наука. 1984 . С 55.
130. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс культурную психологию. М.:1999.
131. Лукомский Т.К. Вологда в её старине. Вологда. :Ардвисура.: 1991. С 382.
132. Лурье С.В. Историческая этнология. М.: Аспект-Пресс. 1997. С 445.
133. Любавский М.К. Историческая география России .СПб.: Лань. 2000. С 304.
134. Макаров Н.А. Колонизация северных окраин Древней Руси в XI-XIII вв. М.: Скрипторий. 1997. С368.
135. Макаров Н.А. Население русского севера в XI-XIII веках. М.: Наука. 1990. С 214.
136. Макаров Н.А. О некоторых комплексах середины-третьей четверти I тыс. н.э. в юго-восточном Прионежье и на р. Сухоне. М.: 1986.
137. Макаров Н.А. Средневековое расселение на Белом озере. М.: Институт Археологии РАН. М.: 2001.
138. Макаров Н.А. Погребальный обряд населения Восточного Прионежья в XI-XIII вв. М.: Рос Акад. Наук.: 1993142. . Макаров Н.А. Новые находки скандинавских вещей в Белозерской округе//Х Всесоюзная конференция. М. Акад. Наук.: 1994
139. Макаров Н.А. Русский Север: таинственное средневековье. М. Рос. Акад. наук. С 190.
140. Макаров С.А. Стоянки первобытного человека в Прионежье.// Наука итехника.№2 1928.
141. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Наука. 1983. С 189.
142. Маркарян Э.С. Культура жизнеобеспечения и этнос. Ереван.: Ан Арм СССР. 1983. С 319.
143. Маркарян Э.С. Культура как способ социальной самоорганизации.: Пущино. НЦБИ АН СССР. 1982. С 19.
144. Маркарян Э.С. Методологические проблемы исследования этнических культур. Ереван.: Ан Арм СССР. 1978. С 124.
145. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван.: Ан Арм СССР. 1978. С 146.
146. Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций. Ереван.: Ан Арм СССР. 1962. С 179.
147. Маркарян Э.С. Понятие культура в системе современных социальных наук. М.: Наука. 1973. С 31.
148. Меерзон А.Ц., Тихонов Ю.А. Рынок Устюга Великого в период складывания всероссийского рынка (XVII в.) М.Наука. 1960. С 158.
149. Мелехова Г. Н. Православные традиции в Каргополье в XIX в первой трети XX века. Дисс. к. и. н. М., 1997.
150. Мерцалов А.Е. Вологодская старина. Материалы для истории северной России, тип Знаменского. СПб. тип Знаменского. 1889. С 124.
151. Мерцалов А.Е. Очерки города Вологды по писцовой книге 1627 года. Вологда. В.г.н.: 1885.С 51
152. Мосолова JI.M. Историография XX века о глобальном и региональном в развитии культуры. // Регионы России: социокультурные контексты художественных процессов Нового и Новейшего времени. Сборник науч. статей. СПб., 2002.
153. Мосолова JI.M. Проблемы историко-культурологического изучения России. // Философская мысль в России: традиции и современность. -СПб, 1997
154. Назаренко В.А, Овсянников О.В, Рябинин Е.А. Средневековые памятники Чуди заволочской// Советская Археология. №4. 1984.
155. Насонов А.Н. Русская земля и образование древнерусского государства М.: Акад наук. 1951. С 262.
156. Непеин С.А. Вологда прежде и теперь (1147-1906). Вологда.: 1906. С238.
157. Никитин А. В. О начальном периоде истории города Вологды. М.: 1960.
158. Никитин А.В. Городище в г.Устюжне. М. 1967.
159. Орлов А. Происхождение названий русских и некоторых западноевропейских рек, городов, племён и местностей. Вельск.: 1907. С 117.
160. Ошибкина С.В. Мезолит бассейна Сухоны и Восточного Прионежья. М. Наука. 1983. С 295.
161. Ошибкина С.В. Неолит восточного Прионежья. М. Наука. 1978. С 230.
162. Ошибкина С.В. О находках сейминского времени в Восточном Прионежье. М. Наука. 1978.
163. Ошибкина С.В. Памятники эпохи энеолита и бронзы в бассейне р. Вятки.Ижевск.: НИИ при сов. мин.: 1980. С 152
164. Панин И. Находки палеометалла в долине р. Сухоны: сборник научных работ студентов и аспирантов. Вологда. ВГПИ.1993.
165. Панкрушев Г.А. Мезолит и Неолит Карелии.Мезолит. Л. Наука, ч. 1 1978. С 136.
166. Петрухин В.Я. О функциях космологических описаний в погребальном культе// Обычаи и культурно-дифференциирующие традиции у народов мира. М.: Наука. 1979. С 189.
167. Пименов В.В. Вепсы. Очерки этнической истории и генезиса культуры. М.: Наука. 1965. С 264.
168. Равдоникас В.И. Отчёт о раскопках в Устюженском уезде Череповецкой губернии в 1925г. рукопись.// Дело № 186/213. Архив ЛОНА.
169. Рябинин Е.А. Финно-угорские племена в составе древней Руси. -СПб.:Акад.наук. 1997. С 269.
170. Савельева Э.А. Вымские могильники XI-XIV веков Л.: ЛГУ. 1987. С 200.
171. Седова М.В. Ювелирные изделия древнего Новгорода. М.: Наука. 1981.С 195.
172. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М.: 1979. С 170.
173. Славгородская Н.А. Обычаи и обряды связанные со скотоводством и пастушеством. М.: 1981.
174. Спасенкова И.В. Православная традиция русского города в 19171930-е гг. (на материалах Вологды). Дисс. на с. к.и.н. Вологда. 1999
175. Степановский И.К. Вологодская старина. Историко-археологический сборник. Вологда.: тип. Вол-губ правл. 1890. С 529.
176. Степановский И.К. Вологодский край. Страницы из истории североведения. Очерк Г.И. Степановского. Вологда.: тип. Вол-губ правл. 1923. С 80.
177. Стоколос B.C. Культуры эпохи раннего металла северного Приуралья. М.: 1988.
178. Суворов И.Н. Описание свитков, находящихся в Вологодском епархиальном древнехранилище. Вологда.: тип. Знаменского и Цветова.: 1905.
179. Суворов Н.И. Устюг Великий в конце XVII столетия. Вологда.: тип. Галкина. 1864. С 46.
180. Тихомиров М.Н. Древнерусские города М.: Госполитиздат. 1955.
181. Тихомиров М.Н. Русское летописание. М.: Наука. 1979.
182. Тюменцев И.О.Очерки по истории обороны Троице-Сергиева монастыря 1608-1610 гг. Волгоград,: Книга, 1995. С102
183. Тюменцев И.О. Смута в России в начале XVII в. Движение Лжедмитрия П . Волгоград,: Книга, 1999.С 184
184. Ушаков Г. Дневник разрабатывания курганов в Устюженском уезде //СПб ведомости. № 262,263.1844.
185. Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера. Пространственная организация, композиционные приемы, восприятие. Л.: Стройиздат. 1982. С 276.
186. Флиер А.Я. Культурогенез// Культурология, XX век. Энциклопедия. Спб.: УНИВЕР. Т 1. 1998.
187. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.: Деловая книга. 2000. С 458.
188. Флиер А.Я. Этногенез // Культурология. XX век. Энциклопедия. Спб.: УНИВЕР. Т 2. 1998.
189. Флиер А.Я. Современные методы исследования культуры. М.: 2000
190. Чайкина Ю.И. Географические названия Вологодской области Архангельск.: Сев.-Зап. Книжное изд. 1988. С 267.
191. Черкасова М. С. Крупная феодальная община в России конца XVI-XVII века. (По архиву Троице-Сергиевой Лавры). Дисс. д. и. н. Вологда. 2001.
192. Черницын Н.А. Угро-финские могильники на территории Вологодской области.// Советская Археология. № 4. 1963.
193. Шахматов А.А. Сказание о призвании Варягов СПб.: 1904. С 215.
194. Швецов М.Н. Очерки из истории Вологодского края. Вологда.: тип. Галкина. 1911. С 85.
195. Янин В.JI. Очерки комплексного источниковедения. Средневековый Новгород. М.: Наука. 1987.