автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Культурогенез как проблема теории культуры

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Лях, Валентина Ивановна
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Культурогенез как проблема теории культуры'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Лях, Валентина Ивановна

Введение

Раздел 1. Культур о генез как категория теории культуры

Раздел II. Основные подходы к исследованию культурогенеза

Раздел III. Сущностная характеристика культурогенеза древнекубанского региона

Раздел IV. Пр о св ещ е н и е и и с ку с ств о в культурно м пространстве региона,

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по культурологии, Лях, Валентина Ивановна

Актуальность темы исследования. В последние годы возрос интерес к философско-историческому осмыслению процессов, происходящих в культуре и связанных с переходом общества от парадигмы линейно-поступательного развития к постмодернизму. В области гуманитарных наук активизировался поиск нового взгляда на общество, на человека - творца культуры, его образ жизни и мировосприятие, на духовную и предметно-материальную картину мира.

Один из аспектов этого поиска - выяснение сущности культурогенеза как процесса создания ценностей культуры, актуальность изучения которого всё острее осознаётся сейчас, когда возникла необходимость обращения каждого народа к осмыслению своей культуры и пройденного ею пути, возрождения и сохранения лучшего в культурном наследии для понимания своих корней и своего места в истории. В более широком плане - это создание оптимальных условий для дальнейшего развития культур разных этносов с учётом их менталитета, традиций, обычаев, психологического склада. Актуальность этого определяется там, где локальные особенности развития культурогенеза оказываются предметом споров, столкновения мнений, особенно в современном бурлящем мире противоборства сепаратистских, национально-шовинистических и прочих тенденций, порой приводящих к откровенному фашизму.

Это предъявляет требования к формированию категориального аппарата теории культуры, предполагающему, в частности, анализ сложившейся в ней трактовки понятия «культурогенез» и обоснования необходимости её углубления.

Выбранный ракурс проблемы исследования делает её методологически заострённой для понимания сущности культурогенеза и его особенностей. Актуальность исследования определяется логикой теоретического осмысления этого понятия. Всё большее место занимают цивилизационный и междисциплинарный подходы, «мышление в масштабах культуры», образующих целостную систему современных методов изучения культурогенеза, освоения культурного наследия и соответствующую им антропологическую ориентацию.

В диссертации избрана стратегия исследования, обеспечивающая раскрытие общих закономерностей культурогенеза на основе анализа конкретных проявлений этого процесса в условиях локального культурного пространства кубанского региона - «геодемографического» перекрёстка, где переплетаются интересы многих народов Востока и Запада, Севера и Юга, где сложились и развиваются духовные ценности народов христианской, мусульманской и буддистской цивилизаций. Это позволило говорить о возможности выделения исследуемого региона как части типичного представителя Северокавказской цивилизации.

Вышеизложенное актуализирует необходимость осмысления роли культурогенеза в формировании многослойных пластов истории рассматриваемого региона.

Уделяя особое внимание осмыслению специфики культурогенеза и «отслеживанию» путей становления локальных культур в исследуемом регионе, учитывалась актуальность возникающей в нём политической ситуации, а не только поставленной в диссертации теоретической проблемы.

Степень изученности проблемы и источники исследования. В историко-философской и культурологической науке пока нет исследований, касающихся изучения культурогенеза как проблемы теории культуры в интересующих нас аспектах. В большинстве своём осмысление этого понятия носит фрагментарный и подчинённый характер (см. учебные курсы по теории, истории отечественной и мировой культуры А. Арнольдова, П. Гуревича, И.

Кондакова, М. Кагана, М. Петрова, В. Романова, В. Сильвестрова и других1). Целостную характеристику этому процессу дал А. Флиер .

На уровне докторской диссертации такое исследование предпринимается впервые.

Культурогенез» - понятие многослойное и многоплановое. Осмыслить его содержание с позиций философии культуры помогли труды В. Аверинцева, С. Артановского, Л. Баткина, М. Бахтина, Н. Бердяева, А. Лосева и других3.

В определении культурогенеза как категории теории культуры сыграли важную роль сочинения Г. Гегеля, К. Маркса, А. Тойнби, К. Ясперса, М. Хайдеггера, а' также Г. Вернадского, Л. Гумилёва, Н. Данилевского, Н. Карамзина, Н. Ключевского, Д. Лихачёва, М. Ломоносова, П. Милюкова, Б. Покровского, Б. Рыбакова, В. Тредиаковского4.

Учитывались также новые подходы, увязывающие развитие культурогенеза с другими процессами, происходящими в обществе и получившими освещение в работах Н. Александровой, А. Ахиезера, В. Библера,

1 Гуревич П. Философия культуры. - М., 1994. - 249 е.; Кондаков И. Введение в историю русской культуры. - М., 1994. - 379 е.; Каган М. Философия культуры. - СПб., 1996. - 345 е.; Петров М. Язык, знак, культура / АН СССР, Ин-т философии. - М., 1991. - 328 е.; Романов В. Историческое развитие культуры: Проблемы типологии. - М., 1991. - 190 е.; Сильвестров В. Философское обоснование теории и истории культуры. - М, 1990. - 239 с.

2 Флиер А. Культурогенез. - М., 1995.

3 Аверинцев С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. - 1988. - №9; Артановский С. На перекрёстке идей и цивилизаций. - СПб., 1994; Баткин Л. Пристрастия: Избр. эссе и статьи о культуре. - М., 1994; Бахтиология: исследования, переводы, публикации: к 100-летию рождения М. Бахтина. - М., 1995. - 370 е.; Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. - М., 1994; Лосев А. Очерки античного символизма и мифологии. -М., 1993. - 965 с.

4 Вернадский Г. Древняя Русь. - М., 1996. - 290 е.; Гегель Г. Философия истории. Пер. с нем. - СПб., 1993. - 479 е.; Гумилёв Л. От Руси к России: Очерки этнической истории. - М., 1996. - 292 е.; Данилевский Н. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. - СПб., 1995. - 513 е.; Карамзин Н. История государства Российского. - М., 1988. - Кн. 1. - 521 е.; Лихачёв Д. Раздумья. - М., 1991. - 316 е.; Ломоносов М. Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года. - СПб., 1766. - 412 е.; Маркс К Формы, предшествующие капиталу. - М., 1940; Милюков П. Очерки по истории русской культуры. - М., 1995. - Т. 1-Ш; Рыбаков Б. Из истории культуры древней Руси - М., 1984; Тойнби А. Постижение истории. - СПб., 1992. - 338 с; Ясперс К. Истоки истории и её цель. -М„ 1978.

И. Быховской, Л. Выготского, Л. Когана, Ю. Лотмана, В. Межуева, А. Оганова, Э. Орловой, Н. Чавчавадзе, В. Шостакова5.

Рассмотрены идеи о соотношении традиций и новаторства, содержащиеся в исследованиях Э. Балл ера, Г. Батищева, Л. Буевой, С. Иконниковой и других учёных6.

Полезным оказался анализ развития художественной культуры, проведённый М. Афасижевым, М. Каганом, А. Зись, А. Апресяном, И. Хандельдиевой, Ю. Сохором, Ю. Фохт-Бабушкиным, В. Цукерманом7.

В исследовании учтены нетрадиционные подходы к изучению понятия «культурогенез», которые появились в последнее время в философской

5 Александрова Е., Быховская И. Культурологические опыты. - М., 1996. - 117 с.; Ахиезер А. Социально-культурные проблемы развития России. Философский аспект. - М., 1992. - 81 е.; Библер В. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М., 1991. - 191 е.; Выготский Л. Психология искусства. - М., 1987. - 341 е.; Коган JI. Теория культуры. - Екатеринбург, 1993; Лотман Ю. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. - М., 1996. - 523 е.; Межуев В. Культурология и философия культуры//Культурология сегодня: Основы, проблемы, перспективы. -М., 1993; Оганов А. Теория отражения и искусства. - М., 1978. - 133 е.; Орлова Э. Руководство по методологии культурно-антропологических исследований. - М., 1991; Чавчавадзе Н. Культура и ценности. - Тбилиси, 1984. - 171 е.; Шостаков В. Мифология XX века. - М., 1988.

6 Баллер Э. Социальный прогресс и культурное наследие. - М., 1987; Батищев Г. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. - М., 1969; Буева Л. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. - 1996. - №2. - С. 3-9; Иконникова С. История культурологии: Идеи и судьбы. - СПб., 1996. - 264 с.

7 Зись А. Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы. - М., 1975. - 447 е.; Каган М. Историческая типология художественной культуры. - Самара, 1996; Фохт-Бабушкин Ю. Художественная культура: проблемы изучения и управления. - М., 1986; Хангельдиева И. Лики культуры. XX век // Пепел созвездий. - М., 1997. - Т: 1; Цукерман В. Народная культура. - Свердловск, 1982. литературе8, а также работы, связанные с проблемами взаимоотношения мифологии, религии, фольклористики и истории9.

Библиометрический подход позволил сгруппировать многочисленные источники и литературу и помог выявить специфические черты культурного пространства региона, повлиявшие на формирование его культурогенеза. В первую группу источников включены работы, написанные о регионе ещё в начале XIX века10.

Во вторую - источники, характеризующие особенности исследуемого региона во второй половине XIX- начале XX веков. Это - труды П. Короленко, Б. Городецкого, И. Попки, Я. Кухаренко, В. Золотаренко, Л. Македонова, М. Покровского, А. Туренко, Е. Эварницкого и других11.

8 Крымский С. Культурно-экзистенциальные измерения познавательного процесса // Вопросы философии. - 1998. - №4. - С. 39-48; Пантин В. Ритмы общественного развития и переход к постмодернизму: постмодернизм и парадигма линейно-поступательного развития общества // Вопросы философии. - 1998. - №7. - С. 3-10; Чучин-Русов А. Культурно-исторический процесс: форма и содержание // Вопросы философии. - 1996. - №4. - С. 3-15; Янков В. Эскиз экзистенциальной истории // Вопросы философии. - 1998. - №6 - С. 3-28.

9 Зеленин Д. Восточнославянская этнография. - М., 1991; Лосев А. Философия. Мифология. Культура. -М., 1991; Леви-Строс К. Структура мифов. - М., 1953; Митрохин Л. Философия религии. - М., 1993. - 414 е.; Фрезер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. -М., 1983; Фрейд 3. Тотем и табу. - М., 1995; Юнг К. О современных мифах. - М., 1994.

10 Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Ч. 1. - М., 1823; Дебу Л. О Кавказской линии и присоединённом к ней Черноморском войске. - СПб., 1825; Зябловский Е. Землеописание Российской империи. - СПб., 1810; Люлье Л. Общий взгляд на страны, занимаемые горскими народами // Записки Кавказского отделения русского географического общества (ЗКОРГО/. - Тифлис, 1857; Сикар К. Письма о Крыме, Одессе и Азовском море. - М., 1810; Сбитнев И. Воспоминания о Черномории // Украинский журнал. - 1825. - № 11-12.

11 Блюдов Н. Начальное народное образование в Кубанской области // Кубанский сборник. -Екатеринодар, 1883. - Т.1. - С. 23-54; Золотаренко В. Плач Василия при реке Кубани // Известия ОЛИКО. - Екатеринодар, 1901. - Вып. 4. - С. 43-72, Кияшко И Войсковой протоиерей Кирилл Россинский // Кубанский сборник на 1913 г. - Екатеринодар, 1913. -Т. 18; Короленко П. Черноморцы. - СПб., 1874; Кошевые атаманы Черноморского казачьего войска XVIII в. - СПб., 1905; Кухарожо Я., Туренко А. Исторические записки о войске Черноморском // Киевская старина. - 1887. - Т. 17, №3; Македонов Л. Быт и хозяйство жителей нагорной полосы Кубанской области. - Воронеж, 1908; Мельников-Разведенков П. Классическая система образования и её значение в воспитании. - Екатеринодар, 1895; Попка И. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту. Очерки края, общества, вооружённой силы и службы. - СПб., 1858; Эварницкий Д. История запорожских казаков. -Киев, 1892. - Т. 1.

Особую роль в изучении культурогенеза региона сыграли публикации Ф. Щербины и Е Фелицына, которые вошли в историю как общественные деятели, просветители, исследователи быта, традиций, культурного наследия народов, населяющих исследуемый регион. Двухтомное монографическое издание Ф. Щербины «История Кубанского казачьего войска» стало своеобразной энциклопедией, раскрывающей все стороны жизни и быта казачьего населения региона, а фольклорно-этнографические и археологические работы Е.

1 О

Фелицына помогли больше узнать о своеобразии его культуры .

Сущностные характеристики культурогенеза региона складывались из анализа исследований, проведённых в самых различных отраслях знания: в области истории и в ракурсе отдельных элементов культуры13, а также в археологии14, этнографии15 и других науках.

12 Щербина Ф. История Кубанского казачьего войска: В 2-х т. - Репринт, воспроизведение. -Краснодар, 1992. - Т. I. - 736 е.; Т. 2. - 880 е.; Краткая история народного просвещения на Кубани // Кубанская школа. - Екатеринодар, 1914. - №1. - С. 125-134; №4. - С. 174-183; №5.

- С. 235-243; Кубань в прошлом и настоящем: Сб. ст. про Кубань и кубанцев. - Прага, 1927

- С. 14-37; Материалы для истории образования на Северном Кавказе: Состояние народного образования в земле Черноморского казачьего войска в первые годы его существования. -Ставрополь, 1888. - 146 е.; Фелицын Е. Западно-кавказские дольмены // МАК. - 1904. - Вып. IX; Кубанское казачье войско 1696 - 1888. - Воронеж, 1888; Хронология достопримечательных событий и фактов, имеющих отношение к истории Кубанской области и Кубанского казачьего войска. - Екатеринодар, 1894. - 89 с. ь Агапова Т., Серова М. Декабристы на Кубани. - Краснодар, 1973. - 47 с. Горлова И. Культурная политика в современной России: региональный аспект. - Краснодар, 1998. - 319 е.; Еремеева А. Между прошлым и будущим. - СПб., 1996. - 151 е.; Криводед В Культурное и социальное развитие кубанского крестьянства (1945-1959). - Краснодар, 1998. - 111 е.; Куценко И. Кубанское казачество. Изд. 2-е. - Краснодар, 1993; Недвига Н.Г. Кубанское казачество: религия, образ жизни и культура. - Краснодар, 1997. - 317 е.; Недосекин В.И. Начало заселения кубанских земель в XVIII - первой пол. XIX в. // Дон и степное Предкавказье. XVIII - первая пол. XI - X в. Заселение и хозяйство. - Ростов на/Д, 1977. - С 64 - 71; Черномория: проблемы социально-экономической структуры. 1792 - 1860 г.г. -Краснодар, 1980. - 66 е.; Матвеев О.В. Слово о кубанском казачестве; Шептун С. Из истории православной церкви на Кубани. - Краснодар, 1995; Солодухин Л. и др Краснодар: Исторический очерк /Л. Солодухин, И. Куценко , Г. Чучмай/. - Краснодар, 1968. - 190 е.; Трёхбратов Б. Малоизвестные страницы биографии Ф.А. Щербины // Кубанский краевед: Ежегодник. - Краснодар, 1989. - С. 53-74 и др.

14 Анфимов И.Н. Меотские племена Прикубанья // По страницам истории Кубани /краеведческие очерки/ - Краснодар, 1993; Древнее золото Кубани. - Краснодар, 1987. - 231 е.; Курганы рассказывают. - Краснодар, 1978. - 96 е.; Гадло A.B. Этническая история Северного Кавказа. X - ХШ вв. - JI, 1994. - 216 с , Гайдукевич В.Ф Боспорское царство.

Основу документальных источников исследования составили материалы государственного архива Краснодарского края (ГАКК), центра документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИКК), государственного архива Ставропольского края (ГАСК), государственного архива Ростовской области (ГАРО). Это - документы директивного характера, предписания и циркуляры войсковых атаманов и начальников Кубанской области, статистические и справочные материалы, рапорты, записки и другие. В качестве источниковедческой базы в диссертации получили отражение справочные издания: энциклопедии, словари, библиографические указатели.

В диссертации использован материал, собранный и обобщённый Обществом любителей изучения Кубани (до революции - ОЛИКО), Центром

М., 1949. - 625 е.; Боспорские города. - Л., 1981; Древние поселения Прикубанья. -Краснодар, 1953. - 77 е.; Из прошлого Кубани. - Краснодар, 1958. - 160 е.; Марченко ИИ. Новые исследования по древней истории Кубани // Новейшие исследования по истории Кубани. - Краснодар, 1992. - С.99-107; Мунчаев P.M. Кавказ на заре бронзового века. - М., 1975. - С. 197-335; Формозов A.A. Каменный век и энеолит Прикубанья. - М., 1965. - 160 с.

13 Бондарь Н.И. К вопросу фольклорно-этнографических исследований на Кубани: дореволюционный период // Проблемы историографии и культурного наследия народов Кубани дореволюционного периода: Сб. научн. тр. - Краснодар, - 1991. - С. 114-124; Традиционная духовная культура кубанского казачества /конец XIX - первая половина XX вв. // Традиционная культура: природа, общество, человек. Вып. 1. Традиционная культура и дети. - Краснодар, 1994; Дикарев Митрофан Алексеевич (1854 - 1899) - этнограф, фольклорист // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1994 год: Матер, науч.-практ. конф. - Белореченск, 1995. - С. 3-5; Основные тенденции развития кубанского казачества в XIX веке: этносоциальный аспект // Вопросы общественно-политических отношений на Северо-Западном Кавказе в XIX в. - Майкоп, 1987; Этнокультурная ситуация на Кубани // Традиционные национальные кулыуры Кубани: состав, состояние, проблемы. Матер, науч.-практ. конф. - Краснодар, 1991. - С. 7-25; Кубанское казачество /этносоциологический аспект/ // Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. - М., 1995. - С. 5-48;. Модель традиционной культуры кубанского казачества / Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. - М., 1995 - С. 49-86; Захарченко В. А.Д. Бигдай - собиратель народных песен Кубани // Новейшие исследования по социально-экономической и культурной истории дореволюционной Кубани. - Краснодар, 1989. - С.27-37; Живая связь времён // Кубань. - 1984. - № 3, 7; Песни станицы Кавказской, записанные от А.И. Сидоровой с приложением песен, собранных А.Д. Ламоновым / Исторический очерк о заселении станицы Кавказской. - Краснодар, 1993. - 336 е.; Слово о Концевиче // Проблемы историографии и культурного наследия народов Кубани дореволюционного периода: Сб. науч. тр. - Краснодар, 1991. - С. 84-90. национальных культур, региональными отделениями Международной академии информатизации и другими организациями, а также опубликованный в федерально-региональной программе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (Пятигорск, 1998), краевой антикризисной программе «Система духовного и физического оздоровления населения Кубани» (1997), краевой комплексной программе сохранения и развития культуры и искусства Краснодарского края (1994-2000 гг.). Полезными оказались материалы научно-теоретических и научно-практических конференций, обсуждавших проблемы сохранения и изучения культурного наследия народов региона, чтений, посвященных памяти известных «радетелей культуры» Кубани Ф.А. Коваленко, М.А. Дикарева, И.Д. Попки.

Охарактеризованная источниковедческая база, с одной стороны, и отсутствие её систематизации и осмысления в рамках избранной проблемы, - с другой, побудили обратиться к обстоятельной теоретической разработке темы, связанной с осмыслением процесса культурогенеза как проблемы теории культуры, выявлением его сущности на основе анализа конкретного регионального материала.

Цель диссертационного исследования - выявление сущности культурогенеза как проблемы теории культуры, как процесса, лежащего в основе развития и взаимодействия локальных культур.

Цель исследования конкретизировалась постановкой и последовательным решением следующих задач: сформулировать определение культурогенеза как категории теории культуры; выявить основные подходы в исследовании этого процесса; раскрыть значение целостности и многомерности сторон культурогенеза, взаимосвязь которых обнаруживается в формировании «культурного пространства» и «культурных полей» региона; проследить изменения в содержании понятия «культурогенез», происходящие на разных этапах истории исследуемого региона; определить общее и особенное во взаимодействии и взаимообогащении разнообразных культурных потоков, образующих целостное содержание культурогенеза региона; обосновать важность выделения категории «культурогенез» как необходимого условия развития теории культуры и применения её как теоретической основы при разработке и осуществлении региональной культурной политики.

Объект исследования - культурогенез как проблема теории культуры и как процесс становления и развития культуры.

Предмет исследования - сущностная характеристика культурогенеза конкретного региона.

Данное исследование не претендует на исчерпывающий анализ выдвинутых проблем. Некоторые из высказанных оценок, безусловно, носят дискуссионный характер.

Методологическая основа исследования. Разрабатывая методологический инструментарий исследования, мы предприняли попытку синтезировать различные подходы, апробированные в гуманитарных науках, для глубокого и последовательного изучения избранной проблемы.

На основе философского принципа единства исторического и логического, на базе обобщения данных, полученных в результате применения деятельностного подхода к культуре как историческому процессу развёртывания созидательной практики человека, выстроена теоретическая концепция культурогенеза.

Согласно этой концепции, в центре историко-культурных процессов всегда находится человек и закономерности его жизнедеятельности (JI. Буева, С. Иконникова, М. Каган, Н. Палеева16).

Учитывались выводы Э. Маркаряна, который рассматривает культурогенез как один из аспектов процесса исторического развития, увязывающий «звенья культуры в некую целостность, представляя её как реально функционирующую и развивающуюся систему17.

В соответствии с этим, за основу «вертикальной» модели этого процесса взята его эволюционно-историческая схема, а за основу «фронтальной» модели - представление о локальном культурном пространстве, вбирающем в себя все проявления предметной жизнедеятельности взаимодействующих индивидов18.

В исследовании использованы традиционные подходы, которые, с нашей точки зрения, не утратили своей актуальности. Так, цивилизационный подход помог выработать механизмы диалога различных стадий культурогенеза как пространственно-временных образований, эмпирически наблюдаемых и поддающихся воспроизведению на теоретическом уровне19.

Можно согласиться с определением культурогенеза как «системы дуальных оппозиций, как единства и одновременно множества», которое создаёт основу для порождения новых элементов культуры, содержит определённым образом упорядоченное, накопленное ею, богатство и является одновременно плацдармом для её дальнейшей конкретизации. «Сконцентрированный в культуре накопленный опыт превращается в программу воспроизводства, фокусируется в личности, испытывает

16 Буева JL Методологические проблемы общественной детерминации развития личности // Проблемы психологии личности: советско-финский симпозиум. - М., 1982. - С. 31-37; Иконникова С. Диалог о культуре. - Л., 1987. - 97 е.; Каган М. Системный подход и гуманитарное знание,- М., 1991; Палеева Н. Проблема личности в русской классической драматургии. -М., 1992. - 197 с.

17 См. Маркарян Э. Теория культуры и современная наука. - М., 1983. - С. 59,135,141.

18 См. Крымский С. Культурно-экзистенциальные измерения познавательного процесса // Вопросы философии. - 1998. - №4. - С. 44. органическую перестройку, перефокусацию, переосмысление, интерпретацию и

ЛЛ т. д., складываясь в проблему» .

Ориентиром для рассмотрения культурогенеза как одной из сторон антропосоциогенеза послужили идеи, выдвинутые О. Шпенглером и Э. Кассирером21, а для уточнения представления об этногенезе - труды Л. Гумилёва22.

С целью выявления характера взаимосвязи стадий культурогенеза в диссертации использовался анализ бахтинской концепции диалога культур, осуществлённой В. Библером23.

Инструментарий, при помощи которого изучались процессы сохранения и распространения культурных ценностей, выделялось общее и особенное, достигалось понимание отличительных черт различных ступеней историко-культурного развития, вобрал в себя методы абстрагирования, моделирования, структурно-генетического анализа и синтеза, а также сравнительно-исторический.

В исследовании сделана попытка найти точки соприкосновения, закономерности и общие тенденции развития локальных культур на основе методов исторического познания: соотношения факта и его интерпретации, выделения из множества источников ситуационных, смысловых, каузальных связей более существенных, принципиальных, выявления значений, норм,

19 См. Андреев И. Осторожно с «часами истории»: /методологические проблемы цивилизационного процесса/ // Вопросы философии. - 1988. - №9. - С. 50.

20 Ахиезер А. Об особенностях современного философствования: (взгляд из России) // Вопросы философии. - 1998. - №2. - С.6.

21 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии культуры. —М., 1993. - Т.1; Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблемы человека в западной философии. -М., 1988.

22 Гумилёв JI.H. Древняя Русь и Великая степь. - М., 1989; От Руси к России. Очерки этнической истории. - М., 1992; Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1989.

2" Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин или поэтика культуры. - М., 1991. ценностей, которые характеризовали отдельные периоды в культурном пространстве исследуемого региона.

Формирование последовательности стратегии исследования осуществлялось на основе комплексного подхода к историческому материалу и на тех достаточно новых методологических идеях, которые связаны с применением методов количественного и формального анализа, позволяющих детально проанализировать и измерить интенсивность исторических процессов, определить их темп, динамику24.

В процессе работы в методологию исследования введён понятийный аппарат, который помог разобраться в особенностях синтеза традиционных и современных культур, их симбиоза или взаимоотталкивания.

Положения, выносимые на защиту:

1. Культурогенез - категория теории культуры, основывающаяся на единстве и многомерности, концентрации и синтезе его объективной и конкретно-исторической сторон. Это - интегративный процесс, соединяющий стадиальность формационного и синхронность глобального, «естественность» антропологического и искусственность культурологического, социальность демографического и стихийность биосферного методов познания действительности. Это - фундаментальная матрица, помогающая воспринимать окружающий мир, представляющая собой сложную многоуровневую систему, где каждый элемент имеет свою форму детерминации, обусловленную внешними и внутренними факторами развития. Культурогенез осуществляется двумя путями: эволюционным, отражающим постепенные изменения в обществе, и скачкообразным, возникающим в связи с переменами, происходящими в обществе и, соответственно, в его культуре.

2. Сущностная характеристика культурогенеза исследуемого региона раскрывается через понимание его целостности, обусловлена характером

24 См. Хвостова К.В. Вопросы исторического познания // Новая и новейшая история. - 1993. - №3. ментальности, особенностями ценностных структур, уровнем «пассионарности» участников культурного процесса и формируется по следующим параметрам: а) культурогенез как макропроцесс, включающий весь временной период, исследуемый в регионе; б) культурогенез как микропроцесс, включающий многообразие культурных полей в едином культурном пространстве региона; в) культурогенез как процесс развития и взаимообогащения локальных культур региона; г) культурогенез как процесс взаимодействия с культурами народов, государств, не входящих в территориальные рамки исследования.

3. Просвещение и искусство - важные компоненты культурогенеза исследуемого региона, «опорные» конструкции существующего общества, на становление и развитие которых оказывают влияние такие феномены культуры, как культурные ценности и нормы, институты, социально-культурные функции, культурные коды.

4. На основе типического в культуре народов, населяющих исследуемый регион, и систематизации их социального опыта сложился особый архетип культуры, в котором можно выделить три составляющих: русская культура, культура автохтонных народов, культура запорожских казаков. Периодизация культурогенеза исследуемого региона, с нашей точки зрения, включает: мифологический, античный, славянский периоды, период, связанный со временем господства Золотой Орды, её свержением, феодальной раздробленности и созданием многонационального централизованного российского государства, период формирования культуры кубанского казачества, период советской власти, постсоветский период, характеризующийся возвращением к истокам, культурным традициям автохтонных народов региона, возрождением казачества и его культуры.

5. Современные условия развития российского общества нацеливают управленческие органы на переход к программно-целевому подходу в сфере культуры, что позволит расширить их влияние на культурные процессы. Утверждение в административной практике принципов местного самоуправления поможет, с одной стороны, создать условия для развития творческой инициативы населения, а с другой, - заставит задуматься о наших корнях, о богатых и разнообразных культурных истоках народов, населяющих исследуемый регион. Их необходимо сохранить для будущего.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации, с нашей точки зрения, определяются следующими факторами: обозначен предмет исследования, который в таких аспектах и взаимосвязях не изучался в отечественной философской и культурологической науке; определены параметры понятия «культурогенез» как категории теории культуры; выделены основные сущностные характеристики культурогенеза исследуемого региона, которые обосновываются различными подходами к его изучению; предложено теоретическое осмысление культурогенеза как сложной системы знаний о разных сторонах культуры, как процесса её формирования и развития; осуществлён анализ культурогенеза региона в широких хронологических рамках и определена его периодизация; прослежена взаимосвязь основных структурных элементов исследуемого процесса, что дало возможность создать динамическую картину культурогенеза региона.

Теоретическая значимость исследования определяется комплексным подходом к изучению культурогенеза, позволившему нам предложить концепцию учебного курса «Культурология».

Известные в научной литературе трактовки культурогенеза (Дж. Фрезера, Дж. Тайлора, А. Лосева, Э. Маркаряна, П. Гуревича и др.) дополнены понятиями, подчёркивающими региональный уровень проблемы исследования: «культурное поле», «культурное пространство», «древнекубанский регион».

Таким образом, изучение истоков, демократических корней древнекубанской культуры обогатили методологическую базу диссертации новыми разнообразными и интересными подходами, синтезирующими достижения философии культуры, теории культуры, культурной антропологии, истории и других наук; позволили глубже осмыслить процесс взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения локальных культур исследуемого региона.

Научная новизна исследования заключена в теоретическом анализе и оценке допервобытной и первобытной культуры региона, что позволило осознать процесс формирования культурогенеза на этом культурном пространстве, определить место и роль древних государств Передней Азии, античной Греции и Византии в его становлении, показать значение памятников культуры (дольмены, каменные изваяния и каменные «бабы», терракоты и другие) и их место в истории отечественной и мировой культуры.

В диссертации систематизированы конкретные исторические факты, повлиявшие на формирование особого культурного стиля региона, обогащенного творчеством автохтонных народов. На эту основу была наложена культура переселенцев-казаков и другого пришлого населения, которая впитала в себя всё лучшее и достойное, созданное предшественниками.

В научный оборот введён значительный пласт ранее не использованных документов и литературы, в том числе, извлечённых из зарубежных библиотечных фондов, музеев и частных коллекций.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что исследование категории «культурогенез» как проблемы теории культуры дало возможность нового осознания этого процесса с позиций современных философских, культурологических, исторических и других гуманитарных наук. Теоретические и практические результаты анализа изученных источников и литературы могут быть использованы при дальнейшем исследовании указанной проблемы, а также как важная часть учебных курсов «Теория культуры», «Отечественная и региональная история культуры», в разработке и составлении программ краеведческого цикла.

Результаты исследования могут быть полезными при разработке региональной культурной политики с целью сохранения межнационального согласия, развития и взаимообогащения культур многочисленных народов, населяющих этот регион, создания здесь единого культурного пространства, на котором бы развивалась новая духовно-культурная общность людей.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе учебного процесса в средних и высших учебных заведениях Краснодара и Краснодарского края, на международных, региональных, краевых научно-теоретических и научно-практических конференциях по проблемам культуры и образования.

На основе диссертационного исследования написана монография «Просвещение и культура в истории кубанской станицы», содержание которой используется при чтении лекций по курсу «Культурология» (региональный аспект).

Материалы диссертации использованы при разработке региональных программ «Непрерывная система художественно-эстетического образования и воспитания», «Взаимодействие культур народов Юга России как фактор совершенствования межнациональных отношений», «Программа духовного и физического оздоровления населения Краснодарского края», одобренных и принятых правительством Кубани.

Результаты исследования апробированы в авторской программе учебного курса «Культурология», который читается студентам Краснодарского государственного университета культуры и искусств и Краснодарского института международного предпринимательства и менеджмента.

19

Основные выводы и рекомендации исследования органично вошли в авторскую концепцию и программу художественно-эстетического воспитания различных категорий населения «Мировая, отечественная и региональная художественная культура» цикла непрерывного эстетического образования, которая введена во всех средних учебных заведениях края. Практическое применение имеет разработанное автором учебно-методическое пособие «Региональная художественная культура» для общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры.

Объём и структура исследования. Диссертация состоит из введения, четырёх разделов, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Культурогенез как проблема теории культуры"

4. Результаты исследования доказали, что культурное пространство региона уже в первое десятилетие прошлого века включило в свою структуру профессиональное искусство, основанное на народном творчестве. Уникальный по окраске и глубинному содержанию песенный сплав возник на территории региона естественно. Два столетия назад наш край заселили казаки - бывшие запорожцы, донские казаки - потомки беглых русских крестьян. Здесь селились «служилые» русские солдаты, женившиеся на дочерях и сестрах горцев, армян, греков. Ещё раньше тут стояли древние русские поселения Тмутороканского княжества, Боспорского царства, города-колонии. Возможно, художественное творчество региона «опылилось» песенным цветом всех народов, живших на этой земле: русские, украинские, белорусские, польские, греческие, итальянские, адыгейские, грузинские, армянские, ассирийские, сербские, цыганские, кабардинские, черкесские, абазинские, лезгинские и другие мотивы переплелись в многоцветном венке кубанской песни и танца; абазинские, лезгинские и другие мотивы переплелись в многоцветном венке кубанской песни и танца. Ни в каком другом уголке России нет такого песенного своеобразия, такого уникального песенного сплава. В кубанском народном пении соединены богатырское русское раздолье, стремительность русской души, задумчивая лиричность и весёлая распахнутость, украинская задушевность, мягкость, «усмешка» над собой и близкими. Язык кубанской народной песни представляет собой своеобразный сплав русского и украинского. Это и не чисто русский язык, и не чисто украинский, а «кубанский», «кубанская мова». Недаром исполнители народных песен, шутя, говорят: «Мы знаем несколько языков: русский - кацапский, украинский -хохлацкий и родной - кубанский».

Казачья культура - срез определённой эпохи, специфическое отображение конкретного исторического периода и процесса культурогенеза региона. Культура этого региона стала складываться задолго до указанной эпохи и включает элементы многочисленных культур народов, в разное время населяющих этот регион. Архетип кубанской казачьей культуры основан на синтезе традиционных культур русского, украинского и автохтонных народов.

Таким образом, можно утверждать, что просвещение и искусство, как неотъемлемые составляющие формирующегося культурного пространства региона, в рассматриваемый период органично вошли в процесс формирования его культурогенеза.

Заключение.

Современная философская мысль концентрируется сегодня на поиске национальной, культурной и даже цивилизационной идентичности, которая стала бы отправным пунктом выработки нового общественного сознания в целом и исторического самосознания, в частности. Важный аспект формирования теории культуры - философское осмысление проблемы культурогенеза как её категории. Результаты исследования избранной проблемы позволяют сделать некоторые обобщения и выводы.

1. Во все времена мыслители-гуманисты задумывались над проблемами органической взаимосвязи культуры и человека, социального опыта, идей, духовных ценностей. Человек, считали они, должен задуматься над своей жизнью и властвовать над самим собой во имя культурного саморазвития и самосознания. Подлинная культура приходит к человеку только в результате его собственной активности, его личных стремлений постоянно впитывать родники духовной жизни, его настойчивых усилий и заботы о прогрессе своего внутреннего мира. Культура начинается с отношения общества к человеку. Её социальное назначение - раскрыть и развивать сущностные силы человека, смысл его жизни и общественной деятельности. Она направлена на расширение сферы жизненных интересов личности и повышение ценности человеческой жизни. Только через человека со всей яркостью и полнотой раскрывается социальное значение культуры. Она немыслима без него и вне него. Жизнь человека невозможна без накопления и воплощения культуры общества, ибо культурные ценности обладают поистине чудесным даром - они направлены на стимулирование социальной активности человека, его гражданского действия, на его идейное, духовное возвышение. Воздействуя на человека, культура получает возможность проявлять свою преобразующую социальную функцию по отношению к природе и обществу.

Культура - система, объединяющая не только накопленные ценности, но и всё новое. С точки зрения конкретно-исторического подхода можно рассматривать культуру как многогранную взаимосвязь традиционного и новаторского, прогрессивного и консервативного и т. д. Это- «скульптор и двигатель» человеческого чувства, сфера формирования духа, основа мышления, явление, отражающее идейную и психологическую настроенность людей, сознание и душу наций и народов. Она объединяет и консолидирует людей, позволяет им лучше понять друг друга.

Особенностью культуры является способность создания условий одновременного общения людей различных культур, их диалога и взаимопроникновения. Это - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах организации жизни и деятельности людей.

2. Человечество за свою историю накопило богатства духовных и материальных ценностей. Они начали складываться тысячелетия тому назад и впитали в себя разнообразие культур многих этносов, связанных общей исторической судьбой, геополитическими интересами, единством территории, традициями межкультурного диалога в ценностно-смысловом культурного пространства.

Культурогенез - закономерный, социально обусловленный интегратив-ный процесс. Он соединил стадиальность формационного и синхронность глобального, «естественность» антропологического и искусственность культурологического, социальность демографического и стихийность биосферного методов познания действительности.

Культурогенез обладает собственными имманентными особенностями, но развивается на одном общем основании, построенном в результате развития нации и её культуры. На основе анализа и изучения множества трактовок понятия «культурогенез» и, учитывая особенности его формирования в рассматриваемом регионе, можно дать следующее его определение: культурогенез -сложный, постоянно развивающийся процесс, способный к самовозобновлению, рождению новых форм и интеграции их в социальную практику; это творческая созидательная деятельность и общение, которые функционируют в социокультурном пространстве и социокультурном времени и способствуют духовному освоению действительности.

3. Культурогенез - категория теории культуры, основывающаяся на единстве и многомерности, концентрации и синтезе его объективной и конкретно-исторической сторон, помогающая воспринимать окружающий мир. Это - часть культурологического понятийного аппарата, выполняющая инте-гративную функцию. Рассматриваемая категория имеет сложную многоуров-ненную систему организации, где каждый элемент обладает своей формой детерминации, обусловленной внешними и внутренними факторами. Наука накопила определённый материал для осмысления проблемы формирования культу-рогенеза как категории теории культуры. Но необходимо время для его осмысления и использования в разработке указанной проблемы на региональном уровне.

4. Сущностные характеристики культурогенеза формируются по следующим параметрам: культурогенез как макропроцесс, включающий весь временной период, исследуемый в диссертации; культурогенез как микропроцесс и как процесс развития и взаимообогащения локальных культур региона.

Это - процесс культуры, характеризующийся определёнными принципами построения и формообразования. На каждом этапе своего формирования культурогенез обрастает всё новыми и новыми характеристиками и методами заимствования и миграции.

Сущность, направленность, уровень и темпы формирования культуры как составляющего компонента культурогенеза детерминированы характером общественного строя. Анализировать его можно с разных точек зрения: под влиянием смены эпох, цивилизаций, орудий труда, информационных технологий и так далее. Независимо от содержания, культурогенез выполняет важнейшую социальную функцию - способствует поступательному развитию общества; он - не только результат развития материальных и духовных ценностей, но и сам процесс их создания., включающий многообразие культурных полей в едином культурном пространстве региона.

Важнейшим условием выявления особенностей культурогенеза является «социодинамика культуры», которая позволяет проследить на протяжении многих столетий различные формы и фазы культурного и социального развития общества, выявить их особенности в процессе взаимного влияния и взаимообогащения социальных и культурных явлений и выяснить общие закономерности и тенденции их дальнейшего развития.

На каждом историческом этапе культурогенез является теоретически актуальным. Культура любого общества не только единожды рождается, но и, как устойчивая социальная целостность, непрерывно воспроизводится. В исследовании делается попытка на конкретном фактологическом материале показать пути развития этого понятия и определить его место в исторической эволюции.

5. Подходы к исследованию культурогенеза весьма разнообразны. Они органично вписываются в контекст самой проблемы, сочетающей синтез философии культуры, теории культуры, культурологии, культурной антропологии, истории и других научных знаний. Разнообразие методологических подходов к изучению культурогенеза помогли сформировать концепцию, в которой наблюдается синтез наук, и выбрать методику и методы исследования.

6. Древнекубанский регион в начале нашей эры греки называли Меоти-дой, персы - Аланией, русские - Козарией. С 964 до 1015 года он находился под властью киевских князей, а потом стал центром Томаторканского государства. Затем, там последовательно появляются татары, азовские казаки и другие народы. В 1783 г. после, более чем 300-летней колонизации, Турция уступила эту территорию России. В 1792 году большую её часть получили в вечное пользование бывшие запорожцы взамен за отобранные русскими земли павшей Сечевой республики.

К 1920 году этот регион вместе с землями горцев занимал площадь 88.000 кв. км. По данным Центрального Статистического Комитета, на 1 января 1915 года там проживало: в станицах и селах 2.803.900 душ, а в городах - 247.300, из них казаков - около 1.500 тысяч человек. Остальное население состояло из автохтонных народов и пришлых - русских, украинцев, немцев.

Сейчас этот регион населен людьми, которые принадлежат к разным языковым группам. Каждая из них прошла свой путь развития, но всех объединяет не только соседство. Связь у них - внутренняя, и корни её уходят в «доисторическую эпоху». Она проявляется в их облике, материальной и духовной культуре, языке, эпосе, особенностям домостроительства, зооморфной пластике, характере погребальных сооружений, орнаментации керамики, древних культах. Это ли не генезис культуры, о котором идёт речь в исследовании?

Издревле эта территория была местом соприкосновения разных типов цивилизаций, своеобразных локальных культур, что повлекло за собой создание сложной противоречивой, многослойной полиэтнической культуры. На основе типического в культуре народов, населяющих исследуемый регион, и систематизации их социального опыта сложился особый архетип культуры, в котором можно выделить три составляющих: русская культура, культура автохтонных народов, культура запорожских казаков.

Динамика культурной жизни общества представляется через дифференцированные процессы, происходящие на различных этапах развития культуры. Одни из них - историчны, носят непрерывный, повторяющийся и обратимый характер, другие - дискретны, имеют микровременное измерение, уникальны и необратимы.

Культурогенез в своём постоянном движении способствует возникновению и, одновременно, разрушению более или менее устойчивых образований, существование которых обусловлено открытостью, незавершённостью, а также интенсивным информационным обменом с окружающим миром. Существование таких образований помогает культуре постоянно трансформироваться, менять траекторию развития. Обладая своеобразными культурами, народы, населяющие исследуемый регион, несмотря на национальную независимость и государственную самостоятельность, принадлежат к единой цивилизации, подчиняются её законам.

В результате взаимодействия различных культур и этнических общностей в ходе формирования определённых социальных, экономических и других уеловий сложилась культура с определёнными локальными признаками и структурно-бытовыми особенностями.

Истоки культуры исследуемого региона таятся в глубинах далёкого прошлого. Они складывались веками, проходили через определённые трудности, приобретали самые разнообразные оттенки.

Таким образом, культурогенез региона, во-первых, вобрал в себя много-цветие всех его культурных полей; во-вторых, отразил достижения культуры центра России, в третьих, сформировал этапы своего становления в конкретном культурном пространстве, отличающегося от остальных своеобразием языка, бытом, народным художественным творчеством, жанрами и видами искусства.

7. Концепция исследования представляет собой комплексный или целостный подход к изучению. Содержание концепции основывается на законах её периодизации. На тысячелетнем историческом пути менялось соотношение слагаемых понятия «культурогенез», поэтому его периодизация играет самостоятельную и важную роль в анализе данного явления. Исследование культурогенеза показало, что в этом регионе было настолько сильное взаимопроникновение культур соседних этносов, что произошел синтез культур и сформировалась культурная среда, в которой прекрасно ужавались традиции и обычаи, народное творчество различных этносов, национальное этническое сознание людей и религий, на основе которых формировался российский государственный менталитет.

Тройственная» история исследуемого региона сложилась из смены целого ряда народов и смешения их культур. Первыми «зодчими» первобытной культуры были, видимо, арийцы, а их непосредственными наследниками - аборигены киммерийцы, оставившие в городищах, курганах и могильниках следы примитивной культуры. Высшие формы культуры насаждали в регионе греки. В начале Х1Хстолетия здесь осело в значительной массе украинское население, принесшее с собой готовую украинскую культуру.

Запорожские казаки и примкнувшее к ним пришлое население так крепко, органически слились и срослись с Кубанью, что она стала для них Родиною.

Кубанское казачество окончательно и прочно связало свои территории с Россией и завершило очередной этап формирование социума этого противоречивого и сложного региона. В начале XX в. оно представляло собой практически однородную социальную группу, состоящую из членов военно-земледельческих общин вольных поселенцев на окраинах России. А в конце XX в., т. е. в современный период, представители казачества входят в состав практически всех социально-профессиональных групп населения России.

8. Сегодня не вызывает никаких сомнений факт интернационализации духовной жизни общества. Мы практически не пользуемся национальной одеждой, смешиваем традиции разных народов и используем то, что, с нашей точки зрения, необходимо. Мы думаем о едином культурном пространстве, а не о национально-культурной обособленности, об одной урбанизированной культуре, о едином духе солидарности и т. д. И хотя культурогенез исследуемого региона сформировался ещё в глубокой древности, мы не должны забывать, что каждый слой культуры формировался на основе синтеза, отборавсего лучшего, что накапливали культуры народов, населяющих это культурное пространство в разные периоды человеческой истории.

9. Теоретический анализ и оценка допервобытной и первобытной культуры региона позволили нам осознать процесс формирования культурогенеза на культурном пространстве исследуемого региона, определить место и роль древних государств Передней Азии, античной Греции и Византии в его становлении, показать значение памятников культуры (дольмены, каменные изваяния и каменные «бабы», терракоты и другие), их место в истории отечественной и мировой культуры и предложить концепцию учебного курса «Культурология».

Теоретические и практические результаты исследования использованы в учебных курсах «Теория культуры», «Отечественная и региональная история культуры», в разработке и составлении программ краеведческого цикла. Они отражены также в монографии «Просвещение и культура в истории кубанской станицы», в авторской концепции и программе художественно-эстетического воспитания различных категорий населения «Мировая, отечественная и региональ

251 ная художественная культура» цикла непрерывного эстетического образования, которая введена во всех средних учебных заведениях края. Практическое применение имеет разработанное автором учебно-методическое пособие «Региональная художественная культура» для общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей.

10. Современные условия развития российского общества нацеливают управленческие органы на переход к программно-целевому подходу в сфере культуры, что позволит расширить их влияние на культурные процессы. Утверждение в административной практике принципов местного самоуправления поможет, с одной стороны, создать условия для развития творческой инициативы населения, а с другой, - заставит задуматься о наших корнях, о богатых и разнообразных культурных истоках народов, населяющих исследуемый регион. Их необходимо сохранить для будущего. Результаты исследования могут быть полезными при разработке региональной культурной политики с целью сохранения межнационального согласия, развития и взаимообогащения культур многочисленных народов, населяющих этот регион, создания здесь единого культурного пространства, на котором бы развивалась новая духовно-культурная общность людей.