автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему: Вологодский свадебный фольклор
Текст диссертации на тему "Вологодский свадебный фольклор"
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
ОСТРОВСКИЙ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ
ВОЛОГОДСКИЙ СВАДЕБНЫЙ ФОЛЬКЛОР (ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ, ПОЭТИКА)
Специальность 10.01.09 - фольклористика
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель - академик РАО, доктор филологических наук, профессор КРУГЛОВ Ю. Г.
Москва - 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................................5
ГЛАВА 1.СТРУКТУРА ВОЛОГОДСКОГО СВАДЕБНОГО ОБРЯДА
1. ЦЕРЕМОНИЯ СВАТОВСТВА
1.1. Сватовство....................................................................................................20
1.2. Место смотреть............................... .........................................................24
1.3. Смотрины у невесты............................... ......................................................................................25
1.4. Скрепление брачных намерений............................................................................................................28
1.4.1. Образовка....................................................................................28
1.4.2. Богомолье...........................................................................................30
1.4.3. Рукобитье..................................................................................................................................................................................31
1.4.4. "По платы ездить".................................................................................................32
1.4.5. Сидины.................................... ..............................................................34
1.5. Пропивание/пропой.........................................................................................36
2. ЦЕРЕМОНИЯ ПОДГОТОВКИ К БРАКУ
2.1. Приготовление даров..............................................................................41
2.2. "Ездить с висьей"/побывашки/"сдарье дарить"..........................................................43
2.3. Прощальные обходы..................................................................................44
2.4. Приезд жениха на девичник — одаривание......................................................................45
2.5. "Красование".................................................................................................................................48
2.6. "Сдача красоты"..................................................................................................................................................................52
2.7. Ритуальная баня..............................................................................................................................56
2.8. Приплакивание.....................................................................................................................................................................58
3. СВАДЕБНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ
3.1. Причитывание невесты утром свадебного дня.............. ..................................63
3.2. Выкуп права входа в дом......................................................................................................................................64
3.3. Обряд встречи жениха..............................................................................................................................................67
3.4. Обряд выкупа невесты.............................................................................70
3.5. Обряд передачи невесты жениху..........................................................................................................74
3.6. Обряд "выводного" стола....................................................................77
3.7. Обряд вывода невесты из-за стола и проводы свдебного поезда..................................................................................................................................................................................................80
3.8. Венчание..................................................................................................................................................................83
3.9. Встреча молодых..................................................................................85
3.10. Большой стол и сопутсвующие ему обряды.......................................90
4. ПОСЛЕСВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ..............................................................................................97
4.1. Второй день в доме жениха......................................................................98
4.2. Отгостки / перегостки / хлибены / отозьмины / процесье (второй день в доме невесты и после-
свадебное перегащивание)......................................................................................105
4.3. Обряды, завершающие свадебный цикл......................................................110
ГЛАВА II. ОБРЯДОВАЯ СИМВОЛИКА СВАДЕБНЫХ ПРИЧИТАНИЙ
1. Запоручивание..................................................................................................................................118
2. Пропивание................................................................................................121
3. Нанесение невесте ущерба...........................................................................................................124
4. Отделение красоты..........................................................................................................................................132
5. Защита от ущерба................................................................................................................................................................136
6. Избавление от горя............................................................................................141
7. Наделение невесты новой судьбой........................................................................................................143
8. Обменное установление родства и одаривание..................................................155
9. Путь жениха к свадебному столу............................................................................................................157
ГЛАВА III. ОБРЯДОВАЯ СИМВОЛИКА СВАДЕБНЫХ ПРИГОВОРОВ
1. Приговоры, сопровождающие сборы жениха........................................................168
2. Описание пути к дому невесты...........................................................172
3. Переговоры у дверей / ворот / на крыльце..............................................................................176
4. Описание входа в дом...................................................................................179
5 . Обращение дружки к родственникам невесты /
девушкам-подругам / теткам молодкам.......................................................................................180
6 . Обращение к хозяевам с просьбой накормить и
уберечь коня............................................................................................................................................................................................184
7. Дарение подарков..................................................................................................................................................................185
8. Требование отличительного знака...........................................................188
9. Описание свадебного стола и угощения (обрядовая трапеза).............................................................................................................................................................188
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................Щ7
БИБЛИОГРАФИЯ....................................................................................................................................................................204
ПРИЛОЖЕНИЯ.........................................................................:........................228
ВВЕДЕНИЕ
Собирание фольклора на территории нынешней Вологодской области имеет давнюю и богатую историю, уходящую корнями в середину XIX века. Именно в это время четко обозначился интерес к народному творчеству как выражению национального самосознания, зафиксированного в пестром многообразии обрядовых и необрядовых форм.
Первые публикации вологодского материала относятся к 1841 году, когда на страницах журнала "Москвитянин" появляются несколько бытовых и свадебных песен, записанных и подготовленных к печати профессором истории из Вологды Н.И. Савваитовым [223]. В том же 1841 году выходит в свет сборник учителя и литератора Ф.Д. Студицкого "Народные песни Вологодской и Олонецкой губерний", все тексты которого были собраны автором "в том виде, как их поют" [240]. Журналы "Москвитянин" и "Современник" в 50 — 60 годах публикуют свадебные и святочные обычаи, присланные H.A. Иваницким и ILA. Преображенским, а "Библиотека для чтения" — подробное описание вологодской свадьбы, сделанное В. Александровым [109, 212, 5]. Вологодские свадебные обряды публикует и А. Терещенко в своем труде "Быт русского народа", пользуясь, по-видимому, уже напечатанными фольклорными записями [246].
В 1816 году организуется Русское Географическое общество (РГО), деятельность которого во многом способствовала планомерному и систематическому собиранию местного фольклора, в том числе и свадебного. Так, в 50-е годы появляется "Этнографический сборник" РГО — специальное издание, ставшее на некоторое время центром для публикаций этнокультурных материалов, затем его сменяет "Вестник Императорского Русского Географического общества". В конце XIX века появляются более массовые научно-популярные издания "Живая старина" и "Этнографическое обозрение". Здесь публикуются записи свадебного и календарного фольклора, диалектологические и этнографические данные, представленные П.А. Дилакторским, A.A. Шустиковым, А.Д.
б'
Неуступовым, M.K. Герасимовым, Е.Э. Линевой, А. Валовым, Н.Г. Ординым, М.Б. Едемским, Н. Поповым, М. Протопоповым и многими другими собирателями. Кроме того, на протяжении 50 — 80 годов регулярно появляются корреспонденции из отдельных уездов и волостей в Вологодских, Олонецких, Новгородских губернских и епархиальных "Ведомостях" с сообщениями об обрядах, обычаях и суевериях крестьян, выходят местные этнографические сборники (Вологодский, Новгородский, Олонецкий и др.), также содержащие сведения по традиционной духовной и материальной культуре.
Помимо опубликованных описаний свадебных обрядов, текстов песен и причетов существует обширный материал, хранящийся преимущественно в Российской национальной библиотеке (фонд Н.И. Савваитова), архиве Государственного музея этнографии (фонд князя В.Н. Тенишева) и: з архиве Русского Географического общества. Последний, например, содержит более тринадцати описаний свадьбы Вологодской области и пограничных с ней районов других областей.
• Большое количество этнографических фактов и фольклорных текстов удалось зафиксировать и сохранить благодаря работе в конце XIX - начале XX века Вологодского общества изучения Северного края (ВОЙСК), основной фонд рукописей которого находится на хранении в Государственном архиве Вологодской области, а также архиве Вологодского Государственного музея-заповедника и насчитывает более двадцати описаний свадебного обряда разных районов бывшей Вологодской губернии.
Как видим, список источников достаточно велик и представляет большой корпус текстов и описаний непосредственно самого обряда.
По характеру содержания имеющийся материал можно разделить на четыре группы. Первая — это подробные описания региональных свадебных ритуалов вместе с текстами припевок, причетов, песен, приговоров дружки. К публикациям такого рода относятся работы В. Александрова, П. Воронова, Н.Г. Ордина, М.Б. Едемского, П.А. Дилакторского, A.A. Шустикова, H.A. Иваниц-
кого. Вторую группу составляют описания отдельных элементов свадебного ритуала, также включающие в себя вербальные тексты и обряд (А. Балов, Е. Дмитриевская, П.А. Дилакторский, М.Б. Едемский, М. Бартенев). В третьей группе представлены свидетельства, фиксирующие только тексты с кратким пояснением, в какой момент свадебного действия они исполнялись (Н. Попов, И.В. Волков, В. Иванов, М. Протопопов, М. Пшеницын); в четвертой — записи только обряда или отдельных его актов (Н.Д. Волков, H.A. Тихомиров, Г. Потанин, К. Попов, Н. Заварин, Е. Кичин).
Несмотря на огромную ценность перечисленных материалов, следует отметить их неравнозначность.
К первым профессиональным записям свадьбы можно отнести публикацию Г1. Воронова в "Этнографическом сборнике" за 1862 год [57]. Его описание построено на сравнении инварианта обряда в Вельском уезде с его конкретной реализацией в разных волостях, что позволило автору выявить особенности местной традиции. Интересен и подход к текстам. Собиратель публикует их не в контексте "сценария" свадьбы, а пытается объединить в группы, учитывая обрядовую приуроченность причетов (причеть на рукобитьи, смотринах, в свадебный день) и их вариативность в разных частях одного уезда.
Достаточно квалифицированную запись находим в "Материалах по этнографии Вологодской губернии" H.A. Иваницкого, который приводит брачные ритуалы также с учетом вариативности их отдельных элементов по уездам и волостям [108]. Взяв за основу описания свадебные обряды в Васьяновской волости Кадниковского уезда, он отмечает, например, разницу в традиции сватовства в Сольвычегодске и Кадникове, несовпадение содержания причети в близких районах одной местности.
Разновременные фиксации свадьбы В.А. Александровым (1863) и Н.Г. Ординым (1896) также дают подробные описания свадебных обрядов и причети, однако их публикации нельзя отнести к научным [5, 181]. У авторов здесь совершенно другая цель: через старинные ритуалы показать картины народной
жизни, ее колорит, перенести читателя "в ту деревню или село, где играли свадьбу". Но, несмотря на культурно-просветительский характер записей, они содержат много интересных деталей, касающихся изменения свадебной обрядности после крестьянской реформы, что объясняется, по мнению В.А. Александрова, иными социальными условиями и усилившимся городским влиянием.
Другого рода записи — М.Б. Едемского, П.А. Дилакторского, A.A. Шус-тикова [82, 83, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 283, 284, 285]. Они представляют собой фиксацию узколокальной свадебной традиции конкретного места (Кокшеньги, Сямжены, Троичины) и основаны преимущественно на собственных наблюдениях. В кратком предисловии к "Свадьбе в Кокшеньге" М.Б: Едемсхий отмечал, что данное описание сложилось в течение: двухлетней собирательской работы и костяк его составили воспоминания крестьянки А. Ари-старховой, проверенные и дополненные знатоком местной свадьбы В.М. Поповым. В результате автору удалось создать вариант записи, передающий, по его словам, весь обряд Кокшеньги от начала и до конца.
Недостатки указанных и других материалов, собранных и опубликованных в XIX веке, определяются неразработанностью принципов собирания и интересом авторов лишь к внешней, демонстрационной стороне обрядов и текстов. Часто они произвольно подходят к отбору фактов, а изложение их нередко носит беллетризированный, очерковый характер. Так, П. Воронов замечает, что между сговоркой (или рукобитьем) и смотринами во всех волостях у невесты бывает каждый день много причетов, кроме перечисленных им, "но все эти причеты не что иное, как произвольный набор слов, неинтересного сложения" [57, с. 33]. Н.Г. Ордин, ссылаясь на невозможность по цензурным соображениям привести обряды первой брачной ночи, опускает их; а М.М. Куклин по тем же причинам исключает из полного описания тотемской свадьбы ряд приговоров дружки, мотивируя это их бессмысленностью. "Здесь часто вставляют несколько речений, не удобных к печати, единственною целью которых служит
рассмешить слушателей. Иногда же слышится пустой набор слов, не относящихся к делу и ничего не выражающих" [150, с. 101].
Кроме того, интересен и сам взгляд собирателей на народную культуру в целом. Помимо высокой оценки ее поэтических элементов (песен, причетов и т.д.), оценка обрядовых действий нередко была противоположной. Некоторые же обрядовые акты просто воспринимались как грубые проявления народного суеверия, не заслуживающие внимания и исследования. Например, A.A. Шус-тиков считал глупым озорством обычай зрителей бросать деревянные камни в . потолок и стены по окончании свадебного стола, а Н.Г. Ордин указывал на "отвратительность" некоторых брачных обрядов (использование пота невесты для приготовления пищи, которой угощали жениха). Все это говорит о том, что — собиратели подходили к оценке фактов и, следовательно, их фиксации с позиции городской интеллигентской культуры, исключали их из, традиционного контекста, что влекло за собой неправильную интерпретацию и понимание.
Существуют и иные записи, сделанные самими носителями традиции. Среди наиболее полных и интересных.можно выделить описание свадьбы, выполненное крестьянином И.В. Волковым, а также запись свадьбы в деревне Глебово, хранящуюся в архиве ВОЙСК [55, 228]. Записи эти различны. Первая в основном содержит вербальные тексты (49 причетов и 5 свадебных песен); вторая — в основном обряд. Их преимущество в том, что они представляют народную точку зрения на свадьбу, но в силу этого данные описания имеют и ряд существенных недостатков. Во-первых, это фиксации конкретных, отдельных свадеб без какого-либо намека на обобщение. Во-вторых, обе записи созданы людьми, которые часто выступали в роли сватов, поэтому они представляют свадьбу, увиденную с позиций именно этого участника ритуала. В силу указанных особенностей эти записи имеют большую фактографическую ценность, но трудносопоставимы с другими, более общими, описаниями.
Ценными источниками для изучения свадебной обрядности являются не только полные или частичные описания свадебного ритуала, но и публикации,
содержащие сведения по народной медицине и описания различных магических действий, выполняемых в предсвадебный, свадебный и послесвадебный периоды (А.Д. Неуступов, A.A. Шустиков, М.К. Герасименко, Н. Заварин). Эти материалы ценны прежде всего для генетического исследования назначения действий персонажей брачной игры и некоторых обрядовых элементов (огонь, защита от порчи и обереги на свадьбе, Различная очистительная магия и др.).
Особо хотелось бы отметить целую группу публикаций статистического и юридического характера (В.А. Попов "Движение народонаселения в Вологодской губернии", A.A. Шустиков "Право семейной и личной собственности среди крестьян Кадниковского уезда", "Труды комиссии, по преобразованию волостных судов), не имеющих прямого отношения к свадебной обрядности, но включающих в себя сведения по обычному праву (состав приданого, право собственности на него, возраст вступающих в брак и прочее) [205, 281, 258]. Очень интересно, например, сообщение H.A. Тихомирова, в котором автор указывает на оригинальный способ подготовки к свадьбе жителей Шенкурского уезда Архангельской губернии. Во время Филипповского и Великого постов местные крестьяне отправляли женихов-сыновей или невест-дочерей в соседнюю