автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Вопросы социального прогресса в творчестве Бернарда Шоу

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Хвостенко, Елена Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Волгоград
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Вопросы социального прогресса в творчестве Бернарда Шоу'

Заключение научной работыдиссертация на тему "Вопросы социального прогресса в творчестве Бернарда Шоу"

Заключение

Конец XIX - первая половина XX века представляет собой важный качественно новый этап в истории человечества и общественно-политической мысли. Его отличительными чертами стали резко возросшее участие масс населения в политической жизни, изменение механизма политической власти, развитие технических средств. В связи с этим возникают некоторые новые черты политической власти: апелляция власти к волеизъявлению масс, появление новых приемов завоевания и удержания политической власти - создание массовых партий, борющихся за влияние на избирателей, воздействие власти на общественное сознание в политических целях.

Октябрьская революция 1917г., фашизм, мировые войны, все эти события в той или иной мере нашли отражение в политической теории Бернарда Шоу. Можно с разной степенью серьезности оценивать его политические взгляды. Кто-то воспринимает его фабианский социализм как некоторое эксцентрическое дополнение к пьесам. Я же склонна считать, что они являются сущностью Бернарда Шоу и, кроме того, именно политические взгляды вдохновляли Б. Шоу на создание литературных произведений. Обозрение художественных работ Б. Шоу позволяет дать ответ на вопрос, какую роль сыграл социализм Шоу в его творчестве. Теория социализма дала ему жизненную позицию и проблематику для его художественных произведений.

Социалистическая мысль Б. Шоу развивалась от «Прогресса и бедности» Генри Джорджа к трудам Карла Маркса, и он сумел соединить в единую теорию марксистский социализм, идеи фабианского общества и экономическую теорию У. Джевонса. В течение многих лет его имя и значительная часть его работы была связана с фабианцами.

Теоретический социализм, до нашего времени, обычно был творчеством представителей самих привилегированных классов, это относится и к Бернарду Шоу. Его натура настроена на критику существующего социального порядка и постоянно жаждет изменений в условиях социальной системы. Джеймс Факс (издатель произведений Б. Шоу - Е.Х.) совершенно точно характеризует Б. Шоу как «режиссера и главного героя изложения фабианской позиции в политике и экономике» . Исследователи критиковали фабианцев и Б. Шоу, определяя их способ мышления как «социализм гостиных», называли их «небоеспособными утопистами в век революционных социалистических массовых движений»330. Но это не совсем справедливо. Идеи Б. Шоу порой были во многом жизнеспособны.

Если, следуя за Маргарет Коул, определять основные положения фабианства как «экономизм, антиреволюционность и постепенность»331, то обвинения Б. Шоу в предательстве идей фабианского социализма несостоятельны. Несмотря на эволюцию его взглядов, которая происходила под влиянием реальных исторических обстоятельств, Б. Шоу остался верен основным принципам фабианского социализма. Следует отметить, что и сами фабианцы менялись со временем, и из «сборища философствующих анархистов, отчаянных мятежников, атеистов, противников денег, христианских социалистов, поборников

329 Shaw B. The Socialism of Shaw //Ed. with introduce by J. Fucks. N.Y., 1926. P. 4.

330 Ibid. P.5.

331 Cole M. The story of Fabian Socialism. L., P. 28 - 29. единого налога, блаженных жертв неразборчивого чтения» , которыми были они в начале восьмидесятых годов, превратились к концу века в респектабельное светское политическое общество. В 1905 году в своем письме Эдварду Пизу, соратнику по фабианскому обществу, Б. Шоу писал о том, что основные методы фабианцев не изменились за пятнадцать лет, и они по-прежнему сторонники медленного изменения ситуации: «Все чего я хочу, это расшевелить и провести переучет идей и методов фабианства, чтобы сделать его интересным снова. У меня нет далеко идущих проектов или каких-то очень конкретных намерений кроме простого желания поразмышлять о нашей прошлой жизни»333.Это и было основой политической и литературной деятельности Б. Шоу в XX столетии.

Личность Б. Шоу настолько сложна, что понять его порой сложно из-за постоянно возникающих противоречий. В то же время, все свои идеи он черпал исключительно в английской действительности и отличался от фабианцев и лейбористов только экстравагантностью выражения своих взглядов.

В социализме Б. Шоу уживались многие тенденции и дилеммы: прагматический взгляд на богатство противопоставлялся принципам равенства и справедливости; попытка соединить существование политической власти с моральным идеализмом, целью которого были рациональный порядок и бесклассовое общество, основанное на морали. Доктрины Б. Шоу могли сбить с толку любого, он метался между индивидуализмом и коллективизмом, военным переворотом и реформизмом,

332 Пирсон X. Бернард Шоу. Ростов н/Д., 1997. С. 76.

333 Shaw В. Collected letters. 1898 - 1910. N.Y., 1972. P. 536. фундаментализмом и скептицизмом, но никогда не был сторонником революционных катастроф.

Политические взгляды Б. Шоу дают нам полное представление об его идеале государственного устройства. Идеальным государством для Б. Шоу является социалистическое государство. При этом социалист Б. Шоу никогда не изменял своим фабианским принципам. Это, возможно, объясняется тем фактом, что он сравнительно рано сконцентрировался на социализме как на политической и теоретической программе.

В своих работах от «Фабианских очерков» (1889) до «Путеводителя для интеллигентной женщины.» (1928) он защищал практически неизменно одно и то же теоретическое отношение к основным проблемам социальной реконструкции - он настаивал на равенстве, как на единственно работоспособной альтернативе капитализму. Б. Шоу рассматривает равенство в нескольких смыслах - экономическом, политическом, биологическом, социальном. Но все эти виды равенства у него тесно связаны между собой и зависят друг от друга. Биологическим аргументом в пользу равенства Б. Шоу считал общую принадлежность к человеческому роду, сходность привычек и потребностей людей. Основа общества - это экономическое равенство, Б, Шоу понимает его как равное участие каждого гражданина в пользовании богатством страны. Только это экономическое равенство приведет к равенству социальному, а затем и политическому. Фабианцы, как и лейбористы, не рассматривали вопроса о коммунизме, они говорили только о социализме. Работа Б. Шоу «Условия равенства» никогда не была опубликована фабианским обществом. Идея такого равенства совершенно утопична, она более характерна для коммунизма, а не для социализма, и сам Б. Шоу в дальнейшем осознает это. Он отказался от идеи уравнительного социализма как несправедливой, когда осознал, что способности должны давать доход даже при социализме, и, что личный талант человека (например, писательский) должен быть вознагражден. Б. Шоу придет к идее равенства реализации возможностей, чтобы предотвратить попытку правительства обложить налогом талантливых людей и тем самым низвести их до уровня простых смертных.

Политическое равенство для Б. Шоу, заключается в свободе выражения своих взглядов, даже если они являются оппозиционными. Для достижения равенства, по мысли Б. Шоу, не нужны революции и социальные катаклизмы. Вполне реальный путь - это путь реформ. Первоочередные реформы должны проводиться сначала в экономической сфере, а затем уже в политической. Именно эта точка зрения фабианцев и Б. Шоу чаще всего подвергалась критике. Джеймс Факс, сравнивая фабианцев с классическими утопистами, писал: «Фабианский утопизм не сосредотачивается, как классический утопизм, на предвкушении будущих социальных структур. Фабианское мышление - это утопизм средств и методов, а не целей»334. Мир может быть спасен не революцией, а эволюцией - вот основная точка зрения Б. Шоу к середине 80 годов XIX века. Но сама необходимость преобразований в обществе для Б. Шоу была несомненна, положение человека при капитализме он считал униженным, и мириться с таким положением вещей он не мог. Каждый

334 Shaw B . The Socialism of Shaw //Ed. with introduce by J, Fucks. N.Y., 1926. P. 5. гражданин должен был, по его мнению, внести вклад в совершенствование своего общества, в этом смысле он считал такую деятельность революционной.

Б. Шоу считал наиболее приемлемым путем перехода к идеальному строю - воспитание у людей социалистической совести, главным содержанием которой должно стать формирование чувства патриотизма, гражданственности и необходимости всеобщей трудовой деятельности на благо общества. Как точно сказал Г. Честертон, метод воспитания людей, предложенный Б. Шоу был «методом революционизирования революционеров, обращающий их рационализм против остатков сентиментализма» . В отличие от классической теории социализма К. Маркса, Б. Шоу видел социальную основу для таких преобразований не в пролетариате, а в среднем классе. Пролетариат, по его мнению, недостаточно образован, не владеет профессиональными знаниями по управлению, и соответственно не способен самостоятельно строить социалистическое государство. Средний класс или интеллигенция должны взять эти обязанности в свои руки.

Б. Шоу в течение своей жизни создал свой новый метод борьбы с мировыми проблемами и обосновал необходимость социальной реконструкции, несмотря на очевидное противостояние «шкурных интересов» различных социальных групп. Социализм Бернарда Шоу, как фабианский социализм, всегда был исключительно этичным и интеллектуальным. В этом сила его теории и в этом ее слабость. Именно стремление

335 СЬейейоп а К. в-В. КУ., 1956. Р. 48. фабианцев сделать идею социализма респектабельной привело их общество к упадку, и в то же время этот интеллектуальный социализм придавал особенный характер драматическим произведениям Б.Шоу. Теория социализма Б. Шоу базировалась на уверенности в быстрой реализации социализма через исключительно высокую его рациональность и сверхморальные качества. Строя свое видение социализма на моральных и интеллектуальных основах, отрицая, что рабочий класс является единственным инструментом, с помощью которого может быть практически реализован социализм, Шоу полагал, что он руководствовался здравым смыслом. Но он ошибся. Его замечательный социализм целиком зависел от окружающих его людей.

Идеализация возможностей и нравственных качеств человека сделали теорию Б. Шоу утопичной и невыполнимой. Мифический сверхчеловек, или джентльмен, или гений, или философ, как определяет его Б. Шоу - «человек, который видит дальше и понимает глубже других людей; поэтому он руководствуется иной, чем у них, системой этических оценок.»336 - не может быть пока создан в массовом порядке.

Политическое переустройство государства по теории Б. Шоу дело отдаленного будущего. Не столь важно, по его мнению, какими политическими институтами будет управляться социалистическое общество, будет ли это диктатура или демократия. Борьба этих двух противоположных форм государства характерна для всех этапов истории человечества. В критике демократии Б. Шоу исходил из того, что очень часто демократические преобразования, предпринимавшиеся с самыми лучшими намерениями, оказывались источником более авторитарного правления, чем то, с которым они боролись. Демократия очень легко, по его мнению, превращалась в диктатуру, причем в диктатуру, устанавливающую тотальный контроль над обществом. Б. Шоу исследует эту проблему, начиная с времен Оливера Кромвеля, Великой Французской революции и заканчивая диктатурой пролетариата в СССР и фашистской диктатурой в Германии. Б. Шоу делает вывод, что почти все они маскировались под демократию, пытаясь представить свое правление как волеизъявление народа. Демократию он все-таки признает более перспективной формой управления.

Он дает свое решение проблемы как избежать перерождения демократии в диктатуру и вообще избежать диктатуры. Обращаясь к теории Творческой Эволюции и сверхчеловека, Б. Шоу полагает, что избежать диктатуры можно, только выбирая высоконравственных политических лидеров. Б. Шоу враг диктатуры крупной буржуазии. Он ищет свободы личности, свободы чисто индивидуалистической. Поэтому он не приемлет и диктатуру пролетариата, всякая партийность кажется ему стесняющей обузой.

Рассматривая политику вождей Советской России "фабианец-постепеновец" Шоу не мог примириться с революционными методами, отсюда сравнение практического воплощения марксизма в СССР с религиозным фанатизмом. Он сумел однако понять разницу между фашистским правлением и социалистическим устройством СССР.

В самой малой мере Б. Шоу связывал свои надежды на совершенствование общества с политикой. Вообще политика, по его мнению, была грязным и неблагодарным делом в том виде, в котором она существовала: «Ни правителям, ни управляемым недоступно понимание политики в собственном смысле слова. Им неизвестно даже существование такой области знаний, как наука о политике, однако они в совершенстве владеют чудовищным умением принуждать и порабощать - и не остановятся перед уничтожением самой цивилизации, поскольку, обучаясь убийству, прошли добросовестную и основательную подготовку»337. Реализовать идею социализма, считал Б. Шоу, можно и в условиях демократии, и в условиях диктатуры, но это будет лишь решение экономических проблем. Если говорить об установлении полноценного социализма, то, по мнению Б. Шоу, только демократия может способствовать этому.

Оздоровление буржуазной демократии Б. Шоу связывает прежде всего с необходимостью ликвидации партийной системы в парламенте. Он был уверен, что для активизации деятельности Парламента необходимо уничтожить оппозицию в принципе, и работа депутатов должна быть по-настоящему работой, а не развлечением престарелых джентльменов и не демонстрацией своих амбиций (как в Палате Лордов). Истинно демократическая власть, считал Б. Шоу, должна, в идеале, опираться на представителей граждан, выбранных группами людей, хорошо их знающих и чтобы эти представители не имели никакой выгоды от своих должностей, кроме получения удовлетворения от реализации своих управленческих способностей.

Он называл существующую политическую систему Англии псевдодемократической, потому что власть принадлежала людям, которые занимались своим личным обогащением, были выбраны такими гражданами, которые сами ничего не понимали ни в политике, ни в бизнесе.

Предложение Б. Шоу по оздоровлению буржуазной демократии заключается в активном включении в политическую деятельность профессиональных организаций, как союзов рабочих. А самое главное - осуществление строжайшего контроля со стороны народа за всеми уровнями государственной власти -законодательной и исполнительной.

Взгляды Б. Шоу на государственное устройство несколько раз менялись в течение его жизни. Эти частые , порой противоречивые перемены, обусловлены его философской теорией Творческой Эволюции, в которой мир представляется как вечное совершенствование по пути прогресса, на котором, однако, возможны и ошибки. К таким ошибкам сам Б. Шоу позже отнесет фашистские диктатуры в Италии и Германии. Но согласно философской теории все они имели право на существование. Создание идеально справедливого государства Б. Шоу связывал в большей степени с отдельной совершенной личностью. В этом проявляется субъективность и идеалистичность его теории. Но с другой стороны, эта вера в человека характеризует теорию Б. Шоу как гуманистическую. Основной метод создания идеального государства , предложенный Б. Шоу, звучит так: «Реальная, конструктивная схема - практическое внушение каждому того, в чем нуждается страна, - и вы добьетесь этого воспитывая джентльменов через социальное образование, социальное и религиозное чувство. И когда вы воспитаете их, все остальное получится само собой»338. Этот джентльмен или сверхчеловек (как называет его Б. Шоу в своей философской теории) представляет собой соединение разума и морали, это человек «обладающий широким кругозором, безграничным великодушием, свято

339 признающии ваши духовные и человеческие качества.» .

Круг проблем, который очерчивает Б. Шоу, в связи с созданием социалистического государства, сводится к следующим:

1. обеспечение равенства граждан;

2. организация контроля;

3. воспитание и образование личности человека.

Его программа преобразований следовательно включает экономическую, политическую и этическую теории. Причем на первое место Б. Шоу выдвигает свою философско-этическую теорию Творческой Эволюции, затем «усовершенствованный» человек Б. Шоу сможет провести необходимые экономические реформы и только в последнюю очередь будет создано справедливое общество. Однако само идеальное (социалистическое) государство нужно только для того, чтобы обеспечить воспроизведение и развитие прекрасных граждан, чтобы создать все условия для бесклассового общества. Именно такое общество - цель общественного прогресса, как считал Б. Шоу.

338 The Socialism of Shaw //Ed. with introduce by J. Fucks. N.Y., 1926. P. 83.

339 Ibid. P. 61.

Главной задачей Б. Шоу в его литературной и политической деятельности можно назвать разрушение буржуазных идеалов и иллюзий, срывание масок капитализма. Но Б. Шоу не ограничивается одной лишь критикой, он предлагает конкретный план действий по реализации социализма. После долгих лет теоретических и практических исканий этот план можно свести к одному единственному пункту социалистической программы Б. Шоу - образование и воспитание высоконравственных людей. Путь, который прошел Б. Шоу - это путь от материалиста -утверждающего, что для установления социализма главное -проведение экономических преобразований, до идеалиста -борющегося с иллюзиями и идеалами, господствующими в головах людей. Б. Шоу считал, что пока эти фальшивые идеалы не будут разрушены, никакие реформы не смогут привести к социализму. Он так объяснял свою позицию: «.у меня у самого натура художника и только художника. А это значит, что меня интересуют люди, а не доктрины и теории, сущность, а не мишурная оболочка. Великое искусство всегда занималось и занимается природой человека - не его догмами, хотя, спору нет, природа человеческая тешит себя и обманом (догмы наши можно ведь назвать и так)»340. Надо признать, что идеализм Б. Шоу был исторически обоснован. Его цель была установление социализма. Без подготовки общественного сознания успех социалистических перемен в обществе невозможен и поэтому на первое место выходит задача переделки общественного сознания. Б. Шоу так определял свою миссию в обществе: «Творчество художника созидание сознания»341.

Неправомочны обвинения в адрес Б. Шоу в приверженности диктатуре и тирании. Так же как для его экономической теории определяющим понятием является равенство, так же для его политической теории определяющим является понятие «свобода». Еще с 90-х годов Б. Шоу привлекает теория анархизма, которую он понимает как предоставление личности безграничной свободы, и в зрелом возрасте он опять приходит к мысли, что лучший способ самореализации человека это отсутствие всякого давления на него и в том числе давления со стороны государства. Б. Шоу осознает, что сам человек в настоящее время еще не готов к такой степени свободы и поэтому вынужден признавать необходимость существования государства до тех пор, пока необходимость в нем не отпадет в ходе эволюции. Поэтому в большей степени ценной представляется его философская теория Творческой Эволюции, основанная на оптимистичной вере Б. Шоу в возможность совершенствования самого человека, а затем уже и всех институтов с ним связанных.

Демократическая направленность идеалов Б. Шоу наиболее полно раскрывается в синтезе его идеала джентльмена или сверхчеловека и идеи равенства. И в том и в другом понятии определяющими для его видения социальной справедливости являются такие гражданские добродетели как чувство собственного достоинства и долга, общественный почет и заслуги перед обществом.

Определяя цель Творческой Эволюции, как мне кажется, Б. Шоу думал о коммунизме. Его идеальное общество, воссозданное

341 Шоу Б. Автобиографические заметки. Статьи. Письма. М., 1987. С. 363. в пьесе «Назад к Мафусаилу» очень напоминает коммунизм -высокоинтеллектуальные люди, обладающие абсолютной свободой самореализации и не ограниченные в своей свободе ничем. Но для достижения подобного общества должно пройти еще много лет эволюции.

Шовианская идея государства основывалась на моральном авторитете граждан государства, на тот момент времени и до сих пор это все еще утопия. Основная роль существующего государства в теории Б. Шоу сводится к организации контроля над несовершенными правительствами, недопущению искушения людей власти теми большими полномочиями, которые они имеют. Конечно, такой всесторонний контроль ведет к бюрократизации государства, но Б. Шоу считал это единственным выходом из создавшейся ситуации.

В своей философской теории Б. Шоу стоит на позициях индивидуализма, но этот индивидуализм ради блага всего человеческого сообщества. Под индивидуализмом Б. Шоу понимает ответственность личности перед обществом за свои действия или за свое бездействие. Конечно, его аргументы в защиту индивидуализма имеют метафизическое основание. Основной причиной, подтолкнувшей Б. Шоу к индивидуализму, было отсутствие в капиталистическом обществе практики коллективной ответственности за допущенные просчеты и неудачи. Требование индивидуальной ответственности за свои поступки обратило Б. Шоу к теории индивидуализма. «Религия» Творческой Эволюции - основной метод совершенствования личности человека, предлагаемый Шоу. Индивидуальность, более совершенная, более образованная и более нравственная должна вести остальное человечество по пути прогресса. Нельзя сравнивать сверхчеловека Б. Шоу с диктатором, так как и при демократическом строе очень многое зависти от личности, возглавляющей парламент или правительство, от его ума и компетентности. И нельзя забывать, что Б. Шоу представлял своего сверхчеловека как философа, интеллигента, человека творческого, а творчество и диктатура вещи несовместные.

Часто Бернарда Шоу обвиняют в смене своих политических взглядов, но это вполне естественно, так как он старался не отставать от тех новшеств, которые появились в мире в двадцатом столетии и которые, по его мнению, могли изменить мир. Но нравственная оценка всего происходящего в мире всегда превалировала (возможно, с некоторым опозданием) и позволяла Б. Шоу делать правильные выводы о происходящем. Понимание идей Шоу очень сложно из-за его пристрастия к парадоксам, но, как мы выяснили ранее, именно это дает возможность развиваться мысли Б. Шоу в противоречиях и находить верные решения.

Рассмотрение социально-политических взглядов Б. Шоу позволяет сделать вывод, что в целом его идеи, утопичные и идеалистические, были все же прогрессивными и близки к политической доктрине левого крыла лейбористской партии.

Б. Шоу очень хорошо ориентировался в программных и истинных целях современных ему политических партий. Его поддержка деятельности лейбористов в начале века показывает, что он выбирал правильные ориентиры. Но наряду с этим, на настоящий момент, утопией остались мечты Б. Шоу о ликвидации партийной системы в парламенте вообще, об уничтожении государственной системы, как изжившей себя. Конечно, можно

186 назвать основным недостатком политической и философской теории Б. Шоу - преувеличение роли личности.

С другой стороны, именно гуманистическая направленность теории Б. Шоу делает ее актуальной в наши дни. В современных условиях, когда технический уровень развития общества очень высок, когда уровень образованности людей достигает в развитых европейских странах 100%, и когда для предотвращения всевозможных военных или иных конфликтов необходимо возвращение к нравственным ценностям человечества, становится актуальной теория совершенствования мира, предложенная драматургом и политическим деятелем Бернардом Шоу, его вера в совершенствование человека.

 

Список научной литературыХвостенко, Елена Владимировна, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1. Шоу Б. Социалист-любитель // Поли. собр. соч.: В 13 т. М., 1910. Т.7.

2. Шоу Б. Женщина с саблей. М., 1911.

3. Шоу Б. Ужасы Советской России. М., 1921.

4. Шоу Б. Мысли и фрагменты. М., 1931.

5. Шоу Б. Чернокожая девушка в поисках бога. М., 1932.

6. Шоу Б. О драме и театре. М., 1963.7. Шоу Б. Письма. М., 1971.

7. Шоу Б. Назад к Мафусаилу // Полное собрание пьес: В 6 т. М., 1978- 1985. Т. 5.

8. Шоу Б. Тележка с яблоками // Полное собрание пьес: В 6 т. М., 1978- 1985. Т. 5.

9. Шоу Б. На мели // Полное собрание пьес: В 6 т. М., 1978 1985. Т. 6.

10. Шоу Б. Женева // Полное собрание пьес: В 6 т. М., 1978 1985. Т. 6.

11. Шоу Б. Человек и сверхчеловек // Полное собрание пьес: В 6 т. М., 1978-1985. Т. 6.

12. Шоу Б. Автобиографические заметки. Статьи. Письма. М., 1989.

13. Шоу Б. Ответ простакам // Новый мир. 1956. № 7.

14. Шоу Б. Говорит Бернард Шоу (Текст выступления писателя по английскому телевидению 26 июля 1946г.) // Иностранная литература. 1957. № 5.

15. Шоу Б. Стопроцентная Америка // Иностранная литература. 1962. № 3.

16. Шоу Б. Переписка с мусорщиком О'Рейли // Наш современник. 1964. №11.

17. Шоу Б. Слово о Степняке-Кравчинском // Русская литература. 1967. № 1.

18. Шоу Б. Наша утерянная честность // Ровесник. 1972. № 4. 20.Shaw В. Fabian Election Manifesto. L., 1892.

19. Shaw В. The report of Fabian policy. L., 1896.

20. Shaw B. The Fabian society: its early history. L., 1899.

21. Shaw B. Socialism for Millionaires. L., 1901.

22. Shaw B. On going to church. Boston, 1905.

23. Shaw B. Common sense about the war. L., 1914.

24. Shaw B. The Dictatorship of the proletariat. L., 1921.

25. Mr. Shaw's unemployment Bill // The New Statesman. 1924, 28 June.

26. Shaw B. The socialism of Shaw. N.Y., 1926. 29.Shaw B. Socialism: principles and outlook. L., 1930. 30.Shaw B. The Perfect Wagnerite. L., 1930.

27. Shaw B. The Sanity of Art. Major Critical Essays. L,, 1930. Vol. 19. 32.Shaw B. What Bernard Shaw told the Americans about Russia. L., 1931.

28. Shaw B. Pen Portraits and Reviews. L., 1931.

29. Shaw B. What I really wrote about war. L., 1931.

30. Shaw B. Preface of Irrational Knot. L., 1932

31. Shaw B. The Impossibilities of Anarchism. L., 1932.

32. Shaw B. Misalliace. L., 1932.

33. Shaw B. Socialism at 70. L., 1934.

34. Prefaces by Bernard Shaw. L., 1934.

35. Shaw B. Advice to a young critic. Letters 1894 1928. L., 1935. 41.Shaw B. Shaw on Stalin. A Russia today pamphlet. L., 1941. 42.Shaw B. The intelligent women's guide to socialism, capitalism, sovietism and fascism. L., 1944.

36. Shaw В. Everybody's political what's what? N.Y., 1945.

37. Shaw B. Essays in Fabian Socialism. L., 1949.

38. Shaw B. Sixteen self sketches. N.Y., 1949.

39. Shaw B. The Case for equality. L., 1958.

40. Shaw B. Platform and pulpit. N.Y., 1961.

41. Shaw В. The Religious Speeches. Pennsylvania, 1963.

42. Shaw В. Selected Non-dramatic Writings. Boston, 1965.

43. Shaw B. Collected Letters. 1874 1897. N.Y., 1965. Vol. 1.

44. Shaw B. Shaw on religion. N.Y., 1967.

45. Shaw B. The Quintessence of Ibsenism. L., 1967.

46. Shaw B. Collected Letters. 1898 1910. N.Y., 1972. Vol. 2

47. Shaw B. Practical politics. Lincoln, 1976.

48. Shaw B. Collected Letters. 1911 1925. N.Y., 1985. Vol. 3

49. Shaw B. Collected Letters. 1926 1950. L„ 1988. Vol. 4.

50. Shaw B. A dramatic realist to his critics // New review. L., 1894. №62.

51. Shaw B. Modern Religion // The Shavian. 1962. № 5. Vol. 2.

52. Shaw B. Life, literature and political economy // The Shaw Review.1. Pennsylvania, 1965. № 3.1. AAA

53. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994.

54. Бергсон А. Творческая Эволюция. М., 1999.

55. Гегель Ф. Философия права. М., 1990.

56. Иллеш Б. Воспоминания о Бернарде Шоу. М., 1965.

57. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М., 1999.

58. Майский И. Бернард Шоу и другие. Воспоминания. М., 1967.

59. Маркс К. К критике политической экономики. М., 1988.67 .Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Минск, 1998.190

60. Хьюз Э. Встречи и беседы с Бернардом Шоу (Из воспоминаний английского публициста) // Иностранная литература. 1962. № 12.

61. Программа НРП 1926г. «Социализм в наше время» // Блосфельд Е.Г. Вопросы социального прогресса в трудах Г. Ласки и программных документах левого лейборизма 1920-1930-х годов. Ленинград, 1990.

62. Программа Социалистической Лиги 1934г. «Вперед к социализму» // Блосфельд Е.Г. Английский левый лейборизм 19181945гг. Саратов, 1991.

63. Программа национального левого крыла 1926 г. // Блосфельд Е.Г. Вопросы социального прогресса в трудах Г. Ласки и программных документах левого лейборизма 1920-1930-х годов. Ленинград, 1990.

64. Henderson A. Table-talk of G.B.S. N.Y., 1925.

65. Labor Party Conference (39: 1940: Bournemouth). Report of the 39th annual conference. L., 1940.

66. The Report of Fabian Policy. L., 1896.1. Литература

67. Амираджиби Т. Критика английского буржуазного общества втворчестве Б. Шоу: Автореф. дис. .канд. фил. наук. Тбилиси,1950.

68. Аникст А. Бернард Шоу (К 100-летию со дня рождения). М., 1956.

69. Аникст А. Парадоксальный беллетрист // Shaw В. Four plays. M., 1952.

70. Анисимов И. Шоу на стороне нового мира // Собр. соч. Б. Шоу: В 2 т. М., 1984. Т.2.

71. Английские писатели о Стране Советов. Сборник. JL, 1984.

72. Бабенко В. Об идейно-эстетическом своеобразии политических фарсов Б. Шоу // Ученые записки Куйбышевского пединститута. Куйбышев, 1977. Т. 188.

73. Балашов П. Октябрь и публицистика Б. Шоу 20-х годов // «Писатели-реалисты XX века на Западе». М., 1984.

74. Балашов П. Художественный мир Б. Шоу. М., 1982.

75. Балашов П. Бернард Шоу и идеалы Октября // Известия АН СССР. Серия литература и языкознание. 1971. Т.30. Вып 2.

76. Ю.Блосфельд Е. Английский левый лейборизм 1918 1945гг. Саратов, 1991.

77. П.Блосфельд Е. Идеология английского левого лейборизма (1918-1945). М., 1991.

78. Блосфельд Е. Вопросы социального прогресса в трудах Г. Ласки и программных документах левого лейборизма 1920 1930-х годов. Ленинград, 1990.

79. Венгерова 3. Б. Шоу // Вестник Европы. 1914. № 6.

80. Виноградов В. Путь Б. Шоу к фабианскому социализму // Новая и новейшая история. 1991. № 3.

81. Виноградов В. У истоков лейбористской партии. М., 1965.

82. Гражданская 3. Б. Шоу. Очерк жизни и творчества. М., 1979.

83. Гражданская 3. Бернард Шоу. М., 1965.

84. Гражданская 3. Б. Шоу после Октября. М., 1968.

85. Деннинхаус Ф. Театральное призвание Бернарда Шоу. М., 1978.

86. Динамов С. Б. Шоу. М.-Л., 1931.

87. Дьяконова Н. История и современность в драматургии Б. Шоу // Литература и эстетика. Сборник статей. Л., 1960.

88. Жмаев А. Английские деятели культуры и Советская Россия в 20-х годах. //Труды Киргизского университета. Серия зарубежная литература. Фрунзе, 1975.

89. Кагарлицкий Ю. «Назад к Мафусаилу »//Современное западное искусство XX века. М., 1982.

90. Канторович И. «Дом, где разбиваются сердца» и кризис фабианизма Шоу //Ученые записки Пермского университета. Т.23. Вып.2. Пермь, 1962.

91. Кривоногова С. Б. Шоу и общественные движения Англии конца XIX в.: путь к фабианству //Вестник Челябинского университета. Челябинск, 1995. № 1.

92. Кривоногова С. Социально-политические взгляды Б. Шоу: Автореф. дис. .канд. ист. наук. Челябинск, 1995.

93. Луначарский А. Чернокожая девушка в поисках бога //Луначарский A.B. Статьи о литературе. М., 1957.

94. Малышева Л. Журнал «Интернациональная литература» о левой литературе Англии 30-х годов //Вестник Московского университета. Москва, 1969. № 5.

95. Образцова А. Драматический метод Б. Шоу. М., 1965.

96. Омаров И. Тема борьбы против империализма, захватнических войн и колониализма в творчестве Б. Шоу: Автореф. дис. .канд. фил. наук. Баку, 1966.

97. Пирсон X. Бернард Шоу. М., 1998.

98. Ромм А. Творчество Б. Шоу. Л., 1956.

99. Ромм А. Джордж Бернард Шоу. Л.-М., 1965.

100. Ромм А. Шоу теоретик. Л., 1972.

101. Ромм А. Философская драма Бернарда Шоу «Назад к Мафусаилу» //Ученые записки Ленинградского пединститута им А.И. Герцена. Т.442. Л.,1971.

102. Смирнов П. Защищая права художника: Бернард Шоу об отношениях Искусства и Власти //Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории РАН Институт всеобщей истории. М., 1999. №1.

103. Смирнов П.М. «Фабианское общество: его ранняя история» Бернарда Шоу как первое исследование по истории общества //Россия и Британия. Вып.2. М., 2000.

104. Соловьева И. Горький об английской литературе XIX XX веков //Вестник Московского университета. Москва, 1970. № 1.

105. Трухановский В. Новейшая история Англии. М., 1958.

106. Трухановский В. Очерки новейшей истории Англии. М., 1963.

107. Урнов Д. Споры о Шоу («Шовиан» в 1958-60гг.) //Вопросы литературы, 1960. №10.

108. Хьюз Э. Бернард Шоу. М., 1968.

109. Чубукова Е. Мировоззренческие проблемы в публицистике Б. Шоу. Л., 1984.

110. Шаров Е. К вопросу о роли социалистических идей в развитии английской литературы 30-х годов XX века. М., 1984.

111. Юров Ю. Кто раз увидел. М., 1978.

112. Abbott A. Shaw and Cristianity. N.Y., 1965.

113. The annuals of B. Shaw studies. Vol. 1-2. L„ Cop. 1981-1982.

114. Arnot R. Shaw and Soviet Union //Labour mountly. September, 1956. .

115. Archer P. Shaw and human rights //The Shavian, 1965. Vol. 3. № 3.

116. Berst Ch. In the beginning: the poetic genesis of Shaw's god //Shaw and religion. Vol.1. N.Y., 196751 .Bentley E. Bernard Shaw. Norfolk, 1947.

117. Bentley E. The cult of the Superman. London, 1947.

118. Brown I. Shaw and his time. L., 1965.

119. Byrom M. What was Shaw? //The Shavian, 1963. October. Vol. 2. №7.

120. Burton R. B. Shaw: the Man and the Mask. N.Y., 1916.

121. Carpenter Ch. B. Shaw and the Art of Destroing Ideals. L., 1963.

122. Cole G.D.H. Worker's control in the distributive industry. L., 1921.

123. Cole G.D.H. Mellor W. The meaning of industrial freedom. L., 1927.

124. Collis J.S. Shaw. London, 1925.

125. Colbourne M. The real B. Shaw. N.Y., 1940.

126. Crompton, Louis. Shaw the dramatist. A study of the intellectual background of the major plays. London, 1971.

127. Chesterton G.K. G.B.Shaw. N.Y., 1956.

128. Dervin D. B. Shaw: a psychological study. London, 1975.

129. Duffin H. Ch. Creative evolution. London, 1950.

130. Dutt R.P. George Bernard Shaw. L., 1951.

131. Ervine J. B. Shaw: his life, work and friends. L., 1956.

132. Evans T.E. An Incomes Policy //The Shavian, 1965. №1.

133. Priestley J.B. G.B.S. social critic //G.B.S. 90. Aspects of Bernard Shaw's life and work. N.Y., 1946.

134. Griffith G. Socialism and superior brains: the political thought of B. Shaw. N.Y., 1995.

135. Geduld X.M. B. Shaw and A. Gitler //The Shaw Review. Pennsylvania, 1961. №1.

136. Gepenson B. Bernard Shaw in USSR //The Shavian, 1963. October. Vol. 2. №7.

137. Joad C.E.M. Shaw and Society. N.Y., 1953.

138. Joad C.E.M. Shaw's philosophy //G.B.S. 90. Aspects of Bernard Shaw's life and work. N.Y., 1946.

139. Fabian feminist: B.Shaw and woman. London, 1977.

140. Hark I. R. Lady Cicely, I presume : converting the heathen, shavian style //Shaw and religion. Vol.1. N.Y., 1967.

141. Harris N. The Shaws. The family of George Bernard Shaw. London, 1977.

142. Henderson A. G.B. Shaw: his life and works. Cincinati, 1911.

143. Henderson A. G.B. Shaw: man of the Century. N.Y., 1956.

144. Hugo L. B. Shaw. Playwright and preacher. London, 1971.

145. Hulse J. Revolutionists in London. Oxford, 1970.

146. Lary D. The dialectic of evolution by Bernard Shaw and Teayr de Sharden //The Shaw Review. Pennsylvania, 1966. №1.

147. Laski H.J. The state in theory and practice. L., 1935.

148. Laski H.J. The decline of parliamentary government. N.Y., 1931.

149. Laski H.J. An introduction to Politics. L., 1954.

150. Levin Karl. Social critic by B. Shaw and F. Nietzche //The Shaw Review. Pennsylvania, 1967. №1.

151. MacKenzie N. and J. The Fabians. N.Y., 1977.

152. McBriar A. The Fabian socialism and the Britain policy 1884-1918. Cambridge, 1962.

153. Nicson R. G.B.S.: British Fascist? //The Shavian, octouber. 1959.

154. Nicson R. G.B.S.: Mosley?//The Shavian, 1960. №2.

155. Lois S. Shaw on Education. N.Y., 1958.

156. Pearson H. B. Shaw: his life and opinions. L., 1961.

157. Pilecki G. Shaw's Geneva. A critical study of the text in relation to Shaw's political thought and dramatic practice. Boston, 1965.

158. Pollitt H. The people's movement //Labour monthly, 1938. №1.

159. Rhaw G. The socialism of Shaw. N.Y., 1926.

160. Robertson A. What is vital in Shaw? //The Shavian. L., May, 1957.

161. Ryan W. Mosley-Shaw? //Express, 26.11.1943.

162. Ruth A. What Shaw really said. N.Y., 1966.

163. Shaw: seven critical essays. Seven papers presented at the Shaw seminars. Toronto, 1972.

164. Smith. J. P. The unrepentant piligrim. A study of the development of Bernard Shaw. Boston, 1965.

165. Strauss E. Bernard Shaw: art and socialism. London, 1942.

166. Stown S. Geneva: paean to the Dictators? //The Shaw Review. Pennsylvania, 1973. №1.

167. Tawney R.H. Equality. L., 1964.

168. Turco A. Shaw's moral vision: the self and salvation. L., 1976.

169. Weintraub S. B.Shaw 1914 1918. Journey to heatbreak. L., 1973.

170. Weintraub S. Private Shaw and public Shaw: a dual portrait of Lawrence of Arabia and G.B.S. N.Y., 1963.

171. Weintraub S. Art and socialism //The Shaw Review. Pennsylvania, 1980. №1.

172. Weintraub R. Fabian feminist. N.Y, 1977.

173. West A. G.B. Shaw. A Good Man Fallen among Fabians. L., 1950.

174. Ward A.C. B. Shaw. London, 1957.