автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Парадокс в творчестве Б. Биэна, Г. Пинтера, Н. Ф. Симпсона

  • Год: 1988
  • Автор научной работы: Чакаре, Валда Отовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Б. М.
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Диссертация по филологии на тему 'Парадокс в творчестве Б. Биэна, Г. Пинтера, Н. Ф. Симпсона'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Чакаре, Валда Отовна

с.тр.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПАРАДОКСА В АНГЛИЙСКОЙ

ДРАМАТУРГИИ XX ВЕКА. Б.БИЭН, Г.ПИНТЕР,

Н.Ф.СИМПСОН

ГЛАВА 2. РОЛЬ ПАРАДОКСА В РАСКРЫТИИ ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Б.БИЭНА

ГЛАВА 3. ФУНКЦИЯ ПАРАДОКСА В ПЬЕСАХ Г.ПИНТЕРА

ГЛАВА 4. "HON SEQUITUR" - НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ

ФОРМА ПАРАДОКСА В ДРАМАТУРГИИ Н.Ф.СИМПСОНА

 

Введение диссертации1988 год, автореферат по филологии, Чакаре, Валда Отовна

Историческое развитие литературы - не однородный процесс. Новые идейно-эстетические явления возникают сумбурно, зачастую в совершенно неожиданных, постоянно видоизменяющихся соотношениях, образуя сложную, многоплановую структуру. На первый взгляд эта структура может показаться разнородной, трудно познаваемой. Но тем не менее она едина по своему назначению. А.Зись и Н.Стафецкая справедливо отмечают: "Целое не может быть понято без понимания его частей, а часть, единичное, в свою очередь, уже содержит в себе целое. Искусство определенной исторической эпохи, несмотря на наличие в нем видовых, стилистических, индивидуальных, национальных различий, выполняет единую культурную функцию"*. Это единство культурной функции позволяет судить не только об общем направлении литературного процесса, но и о конкретных идей-но-эстетических предпочтениях, характерных для определенной исторической эпохи.

Своеобразие литературного (как художественно творческого) процесса XX века во многом определяет парадокс^ - одновременно как средство выражения и как основа восприятия и понимания мира и человеческой сущности. Особую значимость парадокс приобретает в драматургии, что в частности объясняется диалогической природой драмы и парадокса. Мезду тем ли Зись А., Стафецкая Н. Интерпретация произведения как феномена культуры. - В кн.: Художественная рецепция и герменевтика. Теории, школы, концепции (критические анализы).-М.: 1985, с. 77. р

От греч. paradoxon - неожиданный, странный. тературоведы и театроведы редко обращаются к более глубокому анализу парадокса в драматургии XX века. Парадокс рассматривается в основном как одна из составных частей поэтики драматурга, что дает лишь представление о роли парадокса в системе художественных средств, но не исчерпывает всю его значимость в становлении социально-философского и художественного мышления писателя. Столь же случайный характер носит исследование такой принципиально важной проблемы, как преемственность парадокса.

В данной диссертации парадокс рассматривается как характерная примета творческой манеры английских драматургов так называемой новой волны. Одновременно раскрывается трансформация функций парадокса в сочинениях конкретных авторов. Это дает возможность, во-первых, определить, в какой степени появление парадокса обусловлено социальной действительностью эпохи и в какой мере оно вытекает из самобытности личности автора и его философского мировосприятия, и, во-вторых, судить о процессе художественного познания жизни в английской драматургии.

Парадокс в диссертации рассматривается в рамках творчества драматургов "новой волны" (конец 50-х годов нашего века) - Б.Биэна, Г.Пинтера и Н.Ф.Симпсона, так как они представляют единый, качественно новый период в английской драматургии, для которого характерно парадоксальное художественное мышление. Однако при этом каждый из них пользуется своим собственным художественным методом: англичане - Г.Пинтер и Н.Ф.Симп-сон - являются представителями английской драматургии абсурда, а ирландец Б.Биэн - драматург главным образом реалистического склада.

Актуальность темы в определенной мере заключается также в том, что в середине 80-х годов (с тридцатилетним опозданием) советский театр, включая в свой репертуар западноевропейские пьесы 50-60-х годов, начал осваивать сценический язык драматургии абсурда, которая в свое время оказала несомненное влияние на развитие мирового театра. Кроме того, в советской драматургии 70-х годов всколыхнулась своя "новая волна" - появились пьесы, в которых, наряду с ярко выраженными элементами неонатурализма, отчетливо проступали неоспоримые черты абсурда (особенно в пьесах Л.Петрушевской), в том числе склонность к парадоксу как характерному средству выразительности, присущему абсурдистам. Осознание функций парадокса в английской драматургии может способствовать выявлению типологических связей советской драматургии "новой волны".

В диссертации предпринята попытка на материале драматургии Б.Биэна, Г.Пинтера и Н.Ф.Симпсона проследить истоки парадокса, определить диапазон его действия и основные виды его проявления; вскрыть механизм действия парадокса в конкретных аспектах художественного познания жизни и человеческой природы; исследовать процесс трансформации парадоксов в зависимости от духовных устремлений эпохи и своеобразия художественного мира и личности автора.

Теоретической и методологической основой диссертации являются произведения классиков марксизма-ленинизма и новейшие достижения советского и зарубежного литературоведения. Основной метод исследования - конкретно-исторический анализ.

Научная новизна диссертации заключается в том, что парадокс анализируется не только в системе художественных средств

Б.Биэна, Г.Пинтера и Н.Ф.Симпсона, но и как принцип познания мира и человеческой природы; конфликты в драмах Б.Биэна, Г.Пинтера и Н.Ф.Симпсона рассматриваются в аспекте использования ими парадокса; парадокс характеризуется как фактор, способствующий диалектическому раскрытию социальных и философских проблем. В диссертации также предпринята попытка показать трансформацию функций парадокса в зависимости от исторического времени, социально-экономических закономерностей и личности автора; прослеживаются изменения функций парадокса в драмах, различных по творческому методу.

В работе анализируются пьесы, теоретические и критические, а также публицистические сочинения Б.Биэна, Г.Пинтера и Н.Ф. Симпсона. Теоретической основой диссертации явились труды классиков марксизма-ленинизма об искусстве, литературоведческие исследования советских и зарубежных ученых о творчестве Б.Биэна, Г.Пинтера, Н.Ф.Симпсона - работы В.Бабенко, А.Гозенпуда, Б.Зин-германа, И.Куликовой, А.Образцовой, В.Ивашевой, М.Эслина, Ж.Ги-шарно, К.Тайнена, Дж.Уэлворта и др. В процессе исследования возникла необходимость обратиться к книгам и статьям по вопросам философии (А.Познер, ЭЛудинов), проблемам личности и психологии творчества (И.Кон, А.Выготский, Д.Узнадзе), истории и теории литературы (Ю.Андреев, Л.Андреев, Ю.Борев, Г.Поспелов, И. Волков, Б.Дземидок, Г.Маркевич, А.Лилов, Г.Редекер) и теории драмы (А.Аникст, В.Хализев).

По материалам диссертации прочитаны доклады на конференциях в ЛГУ им.П.Стучки в 1980, 1981 и 1983 годах, опубликованы статьи "Красная зелень" (о драматургии Н.Ф.Симпсона в литературно-художественном и общественно-политическом журнале

Карогс" - Знамя - 1987, $2), "В ожидании светлого будущего под дырявой крышей" (в газете "Литература ун макела" - Литература и искусство - 1987, № 4), "Смотрите, кто пришел" (о пьесе Г.Шгатера "Сторож", "Литература ун максла" - Литература и искусство - 1988, А 37), разработан и издан учебно-методический материал "Драматургия Б.Биэна" (ЛГУ, 1987). Материал диссертации использовался в работе со студентами факультета иностранных языков ЛГУ им.П.Стучки.

Диссертация обсуждена на кафедре Зарубежной литературы факультета иностранных языков ЛГУ им.П.Стучки в 1983 году.

Материал диссертации может быть использован при разработке общего курса истории зарубежной литературы, спецкурса по истории английской драматургии XX века на филологическом факультете и факультете иностранных языков. Эстетическая модель мира и концепция личности, представленные в творчестве Б.Биэна, Г.Пинтера и Н.Ф.Симпсона и выявленные в процессе исследования, могут быть использованы в практической деятельности режиссеров и актеров при постановке пьес этих авторов. Результаты исследования могут быть использованы также в театральной критике при оценке интерпретации зарубежной драматургии.

Структура работы следующая: в введении сформулированы основные задачи исследования, в 1-й главе дано теоретическое обоснование проблемы, анализу парадокса в драматургии представителей "новой волны" Б.Биэна, Г.Пинтера и Н.Ф.Симпсона посвящены соответственно 2, 3 и 4-я главы работы, в заключений отражены результаты исследования. Список литературы включает 119 наименований, в том числе 49 отечественных и 70 зарубежных авторов.

 

Список научной литературыЧакаре, Валда Отовна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"

1. Маркс К. и Энгельс Ф. Избранные письма, - М., Госпо-литиздат, 1953, 536 с.

2. Андреев Ю. Оценки современного произведения. В кн.: Анализ литературного произведения. - Л., Наука, 1976, 236 с.

3. Аникст А. От Осборна к Мерсеру. Театр. - М., Искус-ство, 1969, 6, 147-156 с.

4. Аникст А* Теория драмы от Гегеля до Маркса. М., Наука, 1983, 288 с.

5. Бабенко В. Английская драматургия 60-х годов: утрата героя и поиски жанра. В кн.: Проблемы метода и жанра. -Томск, Издательство Томского ун-та, 1978, 100 с.

6. Бабенко В. Драматургия Б.Биэна и некоторые проблемы современной ирландской комедии, В кн.: Художественный метод и творческая индивидуальность писателя. - Свердловск, 1973, 168 с.

7. Бабенко В. Драматургия современной Англии. М., Высшая школа, 1981, 144 с.

8. Брук П. Пустое пространство. М., Прогресс, 1976, 239 с.

9. Выготский Л. Психология искусства. М., 1968, 576 с.

10. Гайденко П. Трагедия эстетизма. М., Искусство, 1970, 247 е.

11. Глумова-Глухарева Э. Западный театр сегодня. Очерки.-М., Искусство, 1966, 184 с.

12. Гозенпуд А. Пути и перепутья. Л., Искусство, 1967, 327 с.

13. Гринберг М. Безобидная дробь насмешек. Театр. -М., Искусство, 1968, 2, 147-156 с.

14. Деннингхаус Ф. Театральное призвание Бернарда Шоу. -М., Прогресс, 1978, 328 с.20* Дземидок Б. О комическом. М., Прогресс, 1974, 224 с.

15. Днепров В. Литература и нравственный опыт человека. Размышления о современной Зарубежной литературе. Л., Советский писатель, 1970 , 424: с.

16. Друзина М. Эволюция современной английской драмы. 1956-1970. Л., ЛГИТМИК, 1977, 72 с.23. 1антиева Д. Английский роман XX века. I9I8-I939. -М., Наука, 1965, 346 с.

17. ЗатонскиЙ Д. В наше время. Книга о зарубежных литературах XX века. М., Советский писатель, 1979, 432 с.

18. Зингерман Б. Жан Вилар и другие. 0 театре Брехта. -Английские перемены. - М., ВТО, 1964, 244 с.

19. Ивашева В. Английская литература. XX век. М., Просвещение, 1967, 476 с.- 143

20. Ивашева В. Что сохраняет время. Литература Великобритании 1945-1977. Очерки. М», Советский писатель, 1979, 336 с.

21. Ивашева В. Эпистолярные диалоги. М., Советский писатель, 1983, 367 с.

22. Кагарлицкий Ю. "Назад к Мафусаилу" в свете научных воззрений Шоу. В кн.: Современное западное искусство. XX век. Проблемы и тенденций. - Mv, Наука, 1982, 317 с.

23. Ковалев Ю. Эдгар Аллан По, новеллист и поэт. Л., Художественная литература, Ленинградское отделение, 1984, 296 с.

24. Лилов А. О природе искусства: Критика соврем* концепций буржуазной эстетики, М., Искусство, 1977, 200 с.

25. Лилов А. Природа художественного творчества. М., Искусство, 1981, 479 с.

26. Луначарский А. Собрание сочинений в 8-ми томах, т.6.-М., Художественная литература, 1965, с. 146-153, 257-266.

27. Луначарский А. -О театре и драматургии. Избр. статьи в 2-х т* М., Искусство, 1958, т. I» 838 е., т. П, 707 с.

28. Манн Т. Собрание сочинений в 10-ти томах. Т. 5. -М., Гослитиздат, I960, 695 с.

29. Неупокоева И. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. М., Наука, 1976, 359 с.

30. Образцова А. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX-XX веков. М., Наука, 1974 , 392 с.

31. Образцова А. Драматургический метод Бернарда Шоу. -М., Наука, 1965, 315 с.- 144

32. Образцова А. Синтез искусств и английская сцена на рубеже XIX-XX веков. М., Наука, 1984, 333 с.

33. Образцова А. Современная английская сцена. М., Наука, 1977, 247 с.

34. Одуев С. Тропами Заратустры. (Влияние ницшеанства на немецкую буржуазную философию). М., Мысль, 1971, 432 с.

35. Редекер X. Отражение и действие. Диалектика реализма в художественном творчестве. М., Прогресс, 1971, 168 с.

36. РоммА. Джордж Бернард Шоу. 1856-1950. Л.-М., Искусство, 1965, 250 с.

37. Ромм А. Творчество Бернарда Шоу. Л., 1956, 47 с.

38. Ряполова В. Английская драма перед новыми задачами.-В кн.: Искусство и общество. Тенденции политизации в современном Западном искусстве. М., Наука, 1978, 224 с.

39. Ряполова В. Две пьесы Брендана Биэна. В кн.: Современный зарубежный театр. Очерки. Борьба идей и направлений. -М., Наука, 1969, 367 с.

40. Ряполова В. После гнева усталость. - Театр. - М., Искусство, 1970, 3, 131-135 с.48* Соловьева Н. Английская драма за четверть века. (1950-1975 гг.). М., Издательство Московского университета, 1982, 108 с.

41. Стенник Ю. Системы жанров в историко-литературном процессе. В кн.: Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. - JL, Наука, 1974, 274 с,

42. Ступников И. Английский театр, конец ХУЛ -г начало ХУШ века. Л., Искусство, Ленинградское отделение, 1986. 349 с.- 145

43. Тайней К. На сцене и в кино. М., Прогресс, 1969, 286 с.

44. Уэллек Р. и Уоррен 0. Теория литературы. М., Прогресс, 1978, 325 с.

45. Фридштейн Ю. Современная английская драматургия. 1956-1975. Указатель литературы. М., ВГБИЛ, 1976, 323 с.

46. Хализев В. Драма как род литературы. М., Издательство Московского университета, 1986, 264 с.

47. Хализев В. Драма как явление искусства. М., Искусство, 1978, Д40 с.

48. Холмогорова И. Обитаемый остров. Театр. - М., Известия, 1988, 2, 41-52 с.

49. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателяи развитие литературы. М., Советский писатель, 1975, 408 с.

50. Шестаков-Дмитриев Д. Водородная бомба и Аристофан. -Театр. М., Искусство, 1962, 9,J73-I77 с.

51. Шихзаманова 0. Тайна второстепенного персонажа. -Театр. -М., Известия, 1979, 10, II7-I23 с.60* Шоу Б. Полное собрание пьес в 6-ти томах. Л., 1979.

52. Бернард Шоу о драме и театре. М., 1963, 640 с.

53. Anderson. М. Anger and Detachment. A Study of Arden, Osborne and Pinter. L., Pitman, 1976, 127 p.

54. Baker W. Tabachnick S.E. Harold Pinter. Edinb., Oliver, 1973, 156 p.64* Barasch F. The Grotesque. Hague, 1971, 246 p. 65* Behan B. My Life with Brendan. - L., Frewin, 1974, 253 p.

55. Behan В. The Complete Plays. L., 1978, 422 p.

56. Behan B. Borstal Boy. L., Transworld publ., 1964» 378 p.

57. Behan B. Brendan Behan's Island. An Irish Sketch-Book. L., Hutchinson, 1962, 191 p.

58. Behan B. Confessions of an Irish Rebel. L., Bernard Geis Associates, 1965» 326 p.

59. Bentley Б. Bernard Shaw. NY, 1957, 348 p.

60. Bentley E. The Life of the Drama. NY, 1964, 371 p.

61. Berst C.A. Bernard Shaw and the Art of Drama. Urba-na, Univ. of 111. press, 1973, 434 p.

62. Brown J.R. Theatre Language. A Study of Arden, Osborne, Pinter and Weaker. NY, Taplinger, 1972, 255 p.

63. Carpenter C.A. Bernard Shaw and the Art of Destroying Ideals. The Early Plays. Madison Univ. of Wir. press, 1969, 350 p.

64. Couchman G.W. This Our Caesar. A Study of Shaw's Caesar and Cleopatra. The Hague-Paris, Mouton, 1973, 170 p.

65. Crompton L. Shaw the Dramatist. Lincoln Univ. of Nebraska press, 1969, 286 p.

66. Driver T.P. Romantic Quest and Modern Query. A. History of the Modern Theatre. NY, Delacorte press, 1970, XVIII, 493 P.

67. Elliott R.C. The Power of Satire: Magic, Ritual, Art.-Princeton, NY, UP, 1966, 300 p.

68. Elsom J. Post-War British Theatre. L., Routledge and Kegan Paul, 1976, VIII, 228 p.

69. Esslin M. Pinter, A Study of His Plays, 3 expanded ed. L., Methuen, 1978, 273 p.

70. Esslin M. The Theatre of the Absurd. NY, 1961, 280 p.

71. Weinberg L. Introduction to Satire. Ames, Iowa St. U.P., 1968, 293 p.

72. Feinberg L. The Satirist. His Temperament, Motivation and Influence. Ames, Iowa, 1971, 310 p.

73. Frye N. Anatomy of Criticism. Princeton University Press, 1957, 415 p.

74. Gabbard L.P. The Dream Structure of Pinter's Plays. -L., Farleigh Dickinson Univ. press, 1976, 296 p.

75. Grotjahn M. Beyond Laughter. Humor and the Subconscious. NY, 1966, 364 p.

76. Guicharnaud J. Modern French Theatre from Giraudoux to Genet. New Haven and L., Yale University Press, 1967, 387 p.

77. Gurewitch M. Gomedy. The Irrational Vision. Ithaca -L., Cornell, 1975, 245 p.

78. Hagberg P.O. The Dramatic Works of Samuel Beckett and Harold Pinter. Gothenbirg, 1972, 162 p.

79. Hayman R. Harold Pinter. L., Heinemann, 1968, VIII,80 p.

80. Hayman R. Theatre and Anti-Theatre. New Movements since Beckett. L., Seckos, 1979, XIV, 272 p.

81. Heilman R.B. The Ways of the World. Comedy and Society. Seattle-L., Univ. of Wash, press., 1978, XI, 294 p.

82. Hinchliffe A.P. Harold Pinter. L., Basingstoke, Macmillan, 1976, 190 p.

83. Kennedy A.K, Six Dramatists in Search of a Language. Studies in Dramatic Language. L., CUP, 1975, XIV, 271 p.

84. Kerr W, Harold Pinter. KY-L., Columbia univ. press, 1967, 48 p.

85. Kerr W. Tragedy and Comedy. ШГ, Simon, 1967, 350 p.

86. Marowitz C. The Act of Being. L., Seeker and Warburg, 1978, X, 196 p.

87. Mayne F. The Wit and Satire of Bernard Shaw. Edward Arnold (Publishers). LTD, 1967, 154 p.

88. Meisel M. Shaw and the Nineteenth Century Theater. -Princeton, New Jersey, Princeton University Press, 1963, 246 p.

89. Merchant W.M. Comedy. L., Methuen, 1975, X 92 p.

90. Mills J.A. Language and Laughter. Comic Diction in the Plays of Bernard Shaw. Tucson, Ariz. Univ. of Ariz, press, 1972, XIII, 176 p.

91. Muecke D.C, The Compass of Irony. L., Methuen, 1969, XI, 276 p.

92. Peacock R. The Art of Drama. Westport, Conn., Greenwood, 1974, 263 p.

93. Pearson H. Bernard Shaw. His Life and Opinions. -L., Methuen, 1961, 317 p.

94. Pinter H. Plays. L., Methuen, 1976, 1, 256 p.

95. Pinter H. Plays. L., Methuen, 1977, 2, 248 p.

96. Pinter H. Plays. L., Methuen, 1978, 3, 247 p.

97. Pinter H. Poems and Prose. 1949-1977. L., Byre Methuen, 1978, VIII, 101 p.

98. Simpson N.F. The Hole and Other Plays and Sketches. -L., Faber and Faber, 1964, 154 p.

99. Simpson N.F. Some Tall Tinkles. Television Plays by N.F.Simpson, L., Faber and Faber, 1968, 100 p.

100. Simpson N.F. Was He Anyone? L., Faber and Faber, 1973, 72 p.

101. Taylor J.R. Anger and After. L., Harmondsworth, 1963, 286 p.113* Taylor J.R. Harold Pinter. L., Longmans, Green and Co, 1969, 31 p.

102. The Theory of the Modern Stage. An Introduction to Modern Theatre and Drama, L,, 1982, 493 p.115• Thompson A.R. The Dry Mock. A Study of Irony in Drama. Berkeley, 1948, 314 p.

103. Weintraub S. Bernard Shaw. 1914-1918. Journey to Heartbreak. L., Routledge, 1973, 278 p.

104. Wellwarth G. The Theatre of Protest and Paradox. Developments in the Avant-Garde Drama. L., Macgibbon and Kee, 1965, XV, 315 p.

105. Wilson C. Bernard Shaw. A Reassessments. L., Hutchinson, 1969, XIV, 306 p.

106. Worth K. Revolutions in Modern English Drama. L., Bell, 1973, XIII, 194 p.