автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Воспитательный потенциал семьи и пути его реализации в условиях социализма

  • Год: 1989
  • Автор научной работы: Сангилов, Мирзаиль
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Воспитательный потенциал семьи и пути его реализации в условиях социализма'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Воспитательный потенциал семьи и пути его реализации в условиях социализма"

¿оЯЭ-

АКАДЕМИЯ НАУК УЗБЕКСКОЙ ССР /^С

ЖтТУТ ФШООШШ И ПРАВА их-ени И.М.МУШНОВА

На правах,рукописи

САНГИЛОВ Мирзаиль

УДК 316.356.2:37(575)

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛИЗМА (На примере республик Средней Азии)

09.00.02 - теория научного коммунизма

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени докгора философских паук

Ташкент 1989

Работа выполнена на кафедре фидософаи Теакенгагаго срдева Дружбы народов политехнического института шенк £ерг/нх.

Сфициальные оппоненты:

доктор йллосо^стах наук, профессор ШЕЗСЗ Б.С.

доктор $шюсо$снзх наух, заслуженной деятель вауки УаОСР, профессор Ш1АТ03 Х.П.

доктор ф?лосо$снзх паук, профессор ХА1К20ВА ГЛ.

Ведущая организация:

Оыский государственный иедагвггзд-скиё инсгитут

Защита оостоится

1939 г. в 14 часов

на заседании специализированного Совета Д 015.03.01 по задав диосертаций на соискание ученой степени доктора наук при Екст®-гуге фияооофия и права ии. И.?5.Мукинова АН УзССР. (700170, г.Ташкент, ул. Муюшсаа, 9).

С диссертацией когно ознакомиться в ^увдаыентальноа бяЗгш-отеКв АН УзССР (700170, Ташкент, ул. Ыуиинова, 13).

Автореферат разослан

1939 г.

Ученый секретарь специализированного Совета кандидат философских наук

лштав

":1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В условиях революционной перестройки и коренного обновления социализма воспитание нового человека стало решающим требованием жизни. Именно человек является главной производительной силой социалистического общества, главным фактором социально-экономического и культурного развития страны. Строительство социализма, подчеркивал В.И.Ленин, является комплексной задачей, в решении которой экономические и социально-политические проблемы органически связаны с формированием нового человека, с коммунистическим воспитанием, обучением "всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей"1.

На современном этапе развития нашего общества задача формирования нового человека приобрела не только теоретический, но и важнейший практический смысл.

Актуальность разрабатываемой проблемы еще более возрастает в свете Политического доклада ЦК КПСС ХХУП съезду партии,где подчеркнуто: "Будущее во многом определяется тем, какую молодежь мы воспитываем сегодня. Это задача всей партии, всего народа"2.

На усиление заботы о детях, об упрочении советской семьи нацелен целый комплекс мер, намеченных ХХУП съездом партии.

Как известно, детей в СССР шне 83 миллиона - почти треть нашего общества. Мы в течение 70 лет гордились радуяной мыслью, что дети - наше будущее. К сожалению, все это было на словах, на оумаге. Хотя за период, называемый сейчас застойным, мер, направленных на заботу о детях и подростках, со стороны нашего государства предпринималось немало, но командно-административные порядки все это сводили практически к нулю.

1 Лени» В.И. Поли.собр.соч.-Т.41.-0.33.

о

Материалы ХПП съезда Коммунистической парши Советского Сог>-за. - М.: Политиздат, 1986. - С.53.

Поэтому накопилось множество социальных проблем. Детям сегодня нужна социальная, нравственная, юридическая, медицинская и педагогическая помощь.

В настоящее время вся социальная политика партии направлена на комплексное воспитание детей и подростков как ведущий нравственный принцип семейно-брачных отношений в СССР.

Семья - важнейшая, уникальная социальная общность ладей, которая удовлетворяет их общественные и личные потребности в физическом и духовном воспроизводстве молодого поколения. Сложный социальный процесс совершенствования семейных отношений и характерные для него тенденции и объективные закономерности можно наглядно проследить на примере народов республик Средней Азии, где за годы Советской власти произошли крупные социально-экономические, политические и культурные преобразования в жизни семьи.

Однако ныне встают новые проблемы, вызванные потребностями революционной перестройки, коренного обновления социализма, по-, вышенид эффективности и дальнейшего улучшения всей сферы идейно-политического, трудового,нравственного, атеистического,физического, экологического и интернационального,патриотического и правового воспитания,совершенствования форм и методов организации и руководства комплексным воспитанием советской молодежи,что вытекает из стратегического курса КПСС,разработанного ХОТ съездом партии,НХ Всесоюзной партийной конференцией,Съездом народных депутатов СССР.

Степень разработанности проблемы. В последние десятилетия в нашей стране осуществлены разносторонние исследования филоаоф-ских и социологических проблем социалистической семьи, семейного воспитания, культуры советской оемьи, в которых анализируются различные аспекты влияния оемьи на ребенка, отдельные стороны и компоненты ее воспитательного потенциала.

Тем не менее в советской научной литературе воспитательный потенциал оемьи и пути его реализации в условиях социализма в регионе Средней Азии еда не стали объектом специального комплексного исследования, а чаще затрагиваются вскользь, побочно, при исследовании других проблем (В.Г.Алексеева, Л.Ь.Зубенко, М.О. Ыацковский, Ф.И.Миншев, В .В. Новиков, И.Ю.Родзинская, В .М.Сагу-

рин, В.Я.Тпгаренко, Э.Н.Фетисов, А.Г.Харчев, Н.Г.Юркевич, B.C. Язнкова, З.А.Янкова и др.).

В большинстве работ только констатируется необходимость тесного контакта семьи, школы, трудового коллектива и общественности в процессе воспитания личности, обращается внимание на недостаточную исследованноеть этих проблей (Т.А.Акокуров, Э.А.Васина, Г.С.Глезерман, В.Н.Домченко, Е.Ф.Сулимов, У.Таштениров, Г.М.Хамвдова, Н.Д.Шимин и др.).

Большое значение для анализа исследуемых в диссертации проблей имеют работы, раскрывающие воспитательный процесс на основе принципов системного подхода. Среди них можно назвать работы Р. Ачиловой, В.Н.Батковой, Е.М.Зуйковой, А.И.Комарова, Ф.И.Мигаоше-ва, Б.С.Павлова, В.И.Семенькова, О.П.Умурзаковой, М.М.Усеновой и др.

Достаточно полно и всесторонне рассматриваются в нашей литературе вопросы семейного воспитания (Э.К.Васильева, Л.А.Зубен-ко, С.Э.Карклина, А.ГДарчев, В.С.Языкова).

Зопросам семейного воспитания уделяют определенное внимание и ученые республик Средней Азии (Р.Ачияова, Т.А.Аттокуров, У.Таш-темиров, Г.М.Хакидова, А.Х.Хашимова и др.).

В качестве теоретической основы для решения многих поставленных задач нам послунили труды М.М.Ахмедовой, Б.Г.Ананьева, А.Е.Ануфриева, М.А.Абдуллаева, А.А.Артыкова, А.А.Абдусамедова, М.Н.Абдуллаевой, Л.Н.Буевой, Е.М.Бабосова, М.Б.Барагова, К.Б.Бу-раноза, А.К.Валиева, Л.Е.Гарбера, Н.П.Дубинкна, М.В.Демина, Б.И. Исмаялова, С.М.Ковалева, А.М.Ковалева, Л.Н.Когана, Р.И.Косалапо^ ва, О.Н.Крутовой, Г.Г.Квасова, Г.К.Лечекзького, А.С.Макаренко, А.В.Мялкина, В.С.Никитченко, Х.П.Пулатова, Г.Л.Смирнова, С.Г.Спа-сибенно, Т.С.Саидбаева, Ю.Сычева, В. А.Сухом лил ск ого, 2.Т.Тулено-ва, СЛ.Турсунмухамедова, О.П.Умурзаковой, М.У. Уеманова, О.Ф.Фай-зуллаева, И.Г.Фролова, М.М.Хайруллаева, К.Х.Ханазарова, Х.А.Шай-ховоЗ, Э.Ю.Юсупова и др., раскрывающие.общие закономерности развития воспитательного процесса под воздействием всей совокупности у слови]! экономической, социально-полиЕнеской и духовной жизни общества.

Мояно заключить, что несмотря на достаточно высокий уровень изучения общих проблем воспитательного процесса, из поля зрения нередко выпадают наиболее общезначимые и сложные вопросы,требую-

щие самостоятельного комплексного исследования проблемы. Во всяком случае,в республиках Средней Азии,насколько нам известно,пока нет работ,специально посвященных разработка этой важной комплексной проблема.

Методологической и теоретической основой исследования послужили труды классиков научного коммунизма, материалы ХХУП съезда КПСС, XIX Всесоюзной партийной конференции, Пленумов ЦК КПСС, Съезда народных депутатов СССР, постановления партии и правительства по вопросам реформы школы, обучения и трудового воспитания молодого поколения, проект ЦК КПСС 1 "Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стрзне", материалы XXI съезда Компартии Узбекистана. Автор опирался также на фундаментальные работы советских философов, социологов,экономистов, посвященных исследуемой проблеме.

В работе использованы статистические данные ЦСУ СССР и республик Средней Азии, материалы центральной и местной периодической печати, документы текущих архивов ЦК КП Узбекистана, Министерств народного образования, культуры, результаты социологического исследования в областях республики, проведенного Институтом философии и права им. И.М.Мукинова АН УзССР. Кроме того, автором проводилось 'интервьюирование родителей, учащихся, студентов дневного и вечерне-заочного обучения республики к т.д. Широкое применение получили в работе данные конкретно-социологических исследований, проводившихся под руководство« автора на протяжении нескольких лет в ряде школ Узбекистана. Наряду с этим автор использовал живые факты из многолетнего личного наблвдения в процессе педагогической деятельности в качестве преподавателя истории и обществоведения в русских и узбекских средних школах.

Все это позволило автору сделать попытку охарактеризовать общие закономерности, а также региональные и национальные особенности и основные направления работы по комплексному воспитанию молодого поколения на современном этапе перестройки и коренного обновления советского общества.

Цель и 'задачи исследования. Цель данной диссертационной' работы заключается в том, чтобы раскрыть с учетом региональных особенностей социальное значение воспитательного потенциала семьи как важнейшего фактора в коммунистическом воспитании моло-

дого поколения на современном этапе. Отсюда вытекают следующие задачи:

- раскрыть воспитательную роль семьи;

- определить характерные черты воспитания детей и подростков в семьях народов республик Средней Азии;

- рассмотреть возможные пути совершенствования координации основных субъектов воспитания: семья, школа, учебное заведение, трудовой коллектив;

- обосновать необходимость комплексного подхода к воспитанию детей и подростков в семье, диалектической взаимосвязи идейно-политического, трудового, правового, нравственного, атеистического, экологического, интернационального, патриотического,физического воспитания молодого поколения;

- разработать конкретные практические рекомендации к предложения, направленные на дальнейшее совершенствование комплексного воспитания молодого поколения в условиях современной семьи.

Научная новизна диссертации определяется презде всего тем, что она представляет собой целостное и системное философско-со-циояогяческое исследование воспитательного потенциала семьи и путей его реализации на современном этапе революционной перестройки у народов республик Средней Азии, что в ней дается анализ семейно-брачных отношений в республиках среднеазиатского региона, функционирования и развития семьи нового типа и как необходимое условие выполнения его важнейшейсоциальной функции -комплексного воспитания молодого поколения,

- Особое внимание обращено на традиция народной педагогики в Средней Азии.

Проведен комплексный анализ структуры и социальных функций семьи, образа жизни, стиля взаимоотношений полов и поколений, воспитания детей, обычаев и традиций совреыенных семей народов Средней Азии.

Раскрыты причины застойных явлений в социально-идеологической жизни республик Средней Азии в 70-80-е годы и их негативное воздействие на семекно-брачные отношения, мировоззренческие ориентации, адейно-нравервешше позиции отдельных категорий молодых людей.

Обоснованы рекомендации по перестройке системы комплексного воспитания детей и подростков в семье, основанные на результатах проведенного исследования.

Научно-практическая ценность исследования определяется следующим:

'•• - научные выводы, обобщения и рекомендации, содержащиеся в диссертационной работе, могут послужить теоретической базой для последующих комплексных исследований воспитательного потенциала социалистической семьи, ее дальнейшего развития и упрочения и совершенствования воспитательных функций, выявления специфики семейного воспитания и лучших традиций народной педагогики в республиках Средней Азии;

- содержащийся в диссертации конкретно-социологический,статистический материал и сформулированные на их основе научные выводы и гчтодические советы могут быть использованы (и уже используются) учителями общеобразовательных школ, особенно по курсу этики и психологии семейной жизни, при организации воспитательной работы с детьми и подростками, они могут использоваться также в вузовском курсе основ марксистско-ленинской философии (тема "Семья в социальной структуре общества")» научного коммунизма (темы: "Бытовые и семейные отношения при •орциалязме, их социальная проблематика" и "Прогнозирование будущей семьи и быта") и др.;

- для социального планирования, прогнозирования семейно- • брачных отношений, активной социальной политики в Среднеазиатском регионе;

- наконец, обобщенный в диссертации позитивный эмпирический материал поможет пропагандистам, лекторам, политдокладчикам совершенствовать методику контрпропаганды, аргументированной критики буржуазной идеологии. Данные этой работы можно использовать для разоблачения фальсификаторов советского образа жизни, явно искажающих социальную сущность советской семьи, особенно в республиках Средней Азии.в условиях революционной переотройки и коренного обновления социализма.

Апробация результатов исследования. Основное содержание, вывода и положения диссертации отражены в 24 публикациях, в том числе в монографии "Семья и коммунистическое воспитание" (8,5

иен.д., на узб.яз.), которая подучила положительную оценку в рео-' публикакской научной печати.

Теоретические выводы и практические рекомендации диссертации доложены на всесоюзных, республиканских, областных и других научно-теоретических и научно-практических конференциях по проблемам коммунистического воспитания молодеет.

Разработанные автором методология и методика социологического исследования проблем комплексного воспитания молодежи положены в основу научной работы кафедры марксистско-ленинской философии ТашГШ им. Еерунк.

С основными выводами и практическими рекомендациями, выте-каотдаи из исследования, диссертант выступал на научно-теоретической конференции и на научно-теоретических семинарах КПК преподавателей общественных наук при ТашГУ им. В.И.Ленина (январь

1985 г.), а также на научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава ТапПИ им. Беру ни (IS82-I989 гг.).

Материалы диссертации били использованы при разработке методических пособий для чтения курса марксистско-ленинской философия студентам дневного и вечерне-заочного отделений'ТашПИ.

' Основные положения диссертации (монографии) обсувдались в IS84 г. на кафедре теории социологии и научного коммунизма Уральск его государственного университета ж. А.М.Горького; на кафедре марксистско-ленинской философии ТашГосШ; в 1985 г. - в Узбекском научно-исследовательском институте педагогических наук (отдел коммунистического воспитания) игл. Т.Н.Кары-Ниязова; в

1986 г.-на кафедре педагогики ТашГУ им. В.И.Ленина; на Ученом методическом совете по педагогике Минпрооа УзССР; в 1988 г. -на кафедре теории и практики коммунистического воспитания философского факультета МГУ им. И.В.Ломоносова; в 1987-1988 гг. диссертация была обсуждена и рекомендована к задате на заседании кафедры марксистско-ленинской философии ТашПй им. Беру ни, а также да объединенном заседании секторов исторического материализма, научного коммунизма, социологии, социалистического интернационализма и национальных отношений, этики и эстетики Института филосарии и права им. И.М.Муминоза АН УзССР.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из зве-

дения, четырех глав и заключения о приложением описка использованных источников и литературы. Текстовая часть диссертации изложена на 307 стр. машинописного текста.

'• ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, анализируется степень ее разработанности, обосновывается выбор темы исследования, определены методологические основы, цель и задачи работы, ее основные положения, обусловливающие научную новизну и практическую значимость данного исследования.

Первая глава - "Социалистическая семья и ее проблемы" - по-овящзна методологическим проблел:ам изучения семьи. Особое внимание в ней уделено анализу проблемы возникновения и развития семьи, семейно-брачных отношений, роли семьи в жизни общества и каждого индивида.

В диссертации показывается, что подлинно научный анализ закономерностей и тенденций развития' семьи и брака и их ролл в человеческом обществе впервые в истории был дан в трудах классиков марксизма-ленинизма.

Классики карк'сизма-леншпзка показали, что семья есть сложное социальное явление, специфический социальный инструмент и без нее невозможно расширенное воспроизводство населения. Именно семья служит одним из важнейших факторов формирования социа- • диетической личности.

Великая Октябрьская социалистическая революция преобразовала брачно-семейные отношения в нашей стране. Это показано в работе на примере республик Средней Азии, в частности,Узбекистана.

. Великий Октябрь уничтожил экономическую основу частнособственнической моногамии. Сложилась новая, прогрессивная тенденция развития семьи, с превращением брака из экономической сделки в добровольный и равноправный союз полов, с демократизацией всей жизни семьи.

"Без привлечения женщин к самостоятельному участию не только в политической казни вообще, но и к постоянной, поголовной общественной службе нечего и говорить не только о социализме,

но и о полной я прочной демократии"-'', - говорил В.И.Ленин.

В Политическом докладе ЦК ХХУП съезду1 партии Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев подчеркнул: "Социализм освободил женщину от экономического и социального угнетения, создал ей равные с мужчиной возможности трудиться, получать образование, участвовать в общественной жизни. Социалистическая оемвя строится на основе полного равноправия мужчин и женщин, их равной огветг-ственности за семью"2.

Ныне успешное решение величественной программы экономического и социального развития, намеченной ХХУП съездом партии, XIX Всесоюзной партийной конференцией, Съездом народных депутатов СССР, во многом зависит от инициативы, энергии и.творческих усилий советских женщин.

Один из важнейших ленинских принципов анализа семьи - партийно-классовый подход. Известно, что при анализа семьи, перспектив ее развития В.И.Ленин требовал учитывать "объективную логику классовых отношении в делах любви". Когда И.Ф.Арманд в качестве альтернативы буржуазному браку выдвинула требование "свободной любви", Ленин написал ей: "... Не лучше ли противопоставить мещански-интеллигентски-крестьянский... пошлый и грязный

о

брак без любви - пролетарскому гражданскому браку о любовью" .

Социализм, устраняя все формы эксплуатации и угнетения,создает объективную основу для утверждения семьи нового типа. Однако процесс этот не протекает стихийно, автоматически.

О противоречиях в семейно-брачннх отношениях свидетельствует, в частности, статистика разводов. Например, в 1987 г. на 1000 существующих браков в СССР приходилось в среднем 3,4 развода.

На мусульманском Востоке брачные отношения создавались строго на основе Корана. Как правило, заключались очень ранние браки. Обычно возраст,вступающих в брак был: 13-14 лет для девушек и 15-16. лет для юношей. Сделка заключалась родителями, согласия

1 Ленин В.И. Поли.собр.соч. -Т.39,- С.24.

2

л Материалы ХХУП съезда Коммунистической партии Советского Союза. - С.51.

3 Ленин В.И. Полн.собр.соч. - Т.49. - С.56.'"

жениха и невесты не требовалось. Уплатив калым за жену, муж не только мог продать ее, как вещь, но даже и безнаказанно убить.

Одной из причин сохранения до сих пор калыма (в различных формах) и других пережитков прошлого в семейно-брачных отношениях является специфика общественного развития народов республик Средней Азии, пришедших к социализму, минуя капитализм.

В условиях коренного обновления социализма преградой на пути к усилению социальной активности женщин коренных национальностей стоят специфические проблемы. Так, в материалах Ш пленума ЦК Компартии Узбекистана (1985 г.) подчеркивается: "Проявляется феодально-байское отношение к женщине в современных условиях, не встречая должного отпора со стороны партийных, советских, общественных организаций, в ряде районов продолжается скрытая купля-продажа девушек в форме калыма. Имеется множество случаев третирования женщин в семье, унижения их чести и достоинства"*.

Не прекращаются и самосожжения женщин в знак протеста против унижений их чести и человеческого достоинства. Так, в 19861987 гг. произошло 270 таких вопиющих случаев. Среди покончивших с собой или покушавшихся на свою жизнь есть учащиеся, члены ВЛКСМ и КПСС"2.

Причиной самосожжения женщин-узбечек нередко отановятся сохранение пережитков феодально-патриархальных форм в семьях народов республик Средней Азии, отрыв женщин от трудовых коллективов, формализм в работе кишлачных Советов, женсоветов, партий- . ных, профсоюзных, комсомольских организаций о женщинами, неудовлетворительные социально-экономические и килищно-быговые условия, рабский труд на хлопковых полях, заотойный морально-психологический климат в семье, уходящий корнями в основанные на канонах шариата и адата отсталые традиции и обычаи.

Чтобы женщины коренных национальностей республик Средней Азии, особенно на селе, действительно почувствовали себя равноправными членами семьи и общества, необходимо прежде всего поднять материальный, жилищно-бытовые условия, общеобразовательный

1 ПрвЕда Востока.-1986<-5 окт.

2 См.: Партийная жизнь. - Ташкент, 1988. - й 3. - С.29.

и культурный уровень дародов Средней Азии. Надо серьезно готовить молодежь к семейной жизни, повысить уровень преподавания уроков этики и психологии семейной жизни, включенных в программы общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ, причем уроки должны вести специально подготовленные преподаватели.

В нашей стране женщины, в ток числе коренных национальностей Средней Азии, равноправны с мужчинами в социальной жизни, они участвуют в общественном производстве, получают за труд почти равную о мужчиной оплату, а следовательно, материально независимы. К примеру, процент женщин в общей численности рабочих и служащих, занятых в народном хозяйстве СССР, увеличился с 24 в 1928 г. до 51,8 в 1987 г. При этом в 25$ случаев зарплата жены выше зарплаты мужа*.

Яеншина, чувствуя себя относительно экономически самостоятельной, естественно, предъявляет к браку более высокие, чем прежде, требования и относительно легко идет на развод, если ее семейная жизнь в чем-либо ее не устраивает. Разводи отрицательно сказываются на ровдаекостя, создают трудности в воспитании детей в неполных семьях, осложняют решение целого ряда социальных проблем.

Брак в СССР свободен от расовых, национальных и религиозных предрассудков. Советская семья возникает и развивается на основе любви, дружеских взаимоотношений, уважения, человеческого достоинства. "Никто не принуждается к заключения брака, - писал К.Маркс, - но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак"2. За годы Советской власти в нашей стране сложился и окреп новый, социалистический тип семьи, диалектика развития которого выдвигает свои проблемы.

Во второй главе - "Социалистический семейный быт и его проблемы" - исследуются социалистическое преобразование семейного быта и укрепление семьи - диалектически связанные между собой задачи строительства нового общества в условия?.; революционной перестройки и коренного обновления социализма.

1 См.: Шимин Н.Д. Семья как общественное язление. - Воронеж, 1989. - С.141.

2 Парке К., Энгельс 0. Соч. - 2-е изд. - Т.1. - С.162.

Быт семьи выступает тем фундаментом, без которого невозможно формирование высоких моральных и нравственных качеств личности. Не случайно основоположники научного коммунизма подчеркивали, что для того, чтобы заниматься наукой, искусством, политикой человек должен сначала пить, есть, иметь жилище, одеваться и т.д.^ Таким образом, формирование нового человека - человека социалистического типа связано непосредственно с его образом яизни, в котором значительное место отведено быту.

Быт - особая сфера непроизводственной жизнедеятельности людей, совокупность способов и форм удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Он включает в себя обычаи, обряды, традиции, привычки и нормы общежития и является одним из неотъемлемых элементов образа жизни советских лмдей.

В научной литературе нот пока единого определения категории "быт". В диссертация подчеркивается, что в наших условиях быт советских лвдей претерпевает глубокие качественные изменения.

Необходимо отметить, что сложность воздействия на быт, происходящие в нем процессы связана с действием ряда факторов: во-первых, с многое тру ктуршм характером бкта; во-вторых, с невозможностью воздействовать на бит непосредственно, только с помощь» законов и декретов.

Новый социалистический быт складывается из лучших черт быта и традиций всех наших народов. В современных условиях все более развивается процесс интернационализации быта, б основе кото-. poro леяиг возникновение единого советского образа яизни, утвердившего общее, присущзе всем народам нашей страны в быте каадой нации.

Именно в быту лвди потребляют материальные и духовные блага, воспитывают детей, общаются с родными, соседями, друзьями, знакомыми, проводят свой досуг. Именно здесь раскрываются подлинно человеческие отношения лвдей друг к другу, образ их повседневной жизни, привычки, вкусы, формируются черты их характера, культура поведения и т.д.

Быт, будучи продуктом экономического развития общества, определяется совокупностью социально-экономических отношений дан-

* См.: "'арке К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.19. - С.350.

ной эпохи» Вместе с тем быт оказывает обратное позитивное или негативное влияние на производство и на другие стороны общественной жизни. Например, неустроенность бита мешает формированию и развитию личности, росту сознательности, трудовой активности, укреплению здоровья, что негативно отражается на производственной деятельности людей и т.д. И, наоборот, налаженный быт укрепляет здоровье людей, позитивно отражается на их производственной деятельности. Не случайно в материалах ХХУП съезда КПСС подчеркивается: "Люди трудятся лучше, охотнее там, где они ощущают постоянную заботу об улучшении условий их груда и дита"^.

Социалистическое общество берет на себя такие важные стороны быта, как жилищное строительство, организацию торговли, общественного питания, транспортного, комг/унальнс-бытового, медицинского и культурного обслуживания, частично - воспитание детей. Действительно, на современном этапе в республиках Средней Азии, в том числе в Узбекистане, происходят известные перемет в жизни колхозного крестьянства. Вместо старых, в основном глинобитных домов, строится современное жилье с коммунально-бытовыми условиями для жизни тружеников села.

КПСС и Советское правительство, проявляя заботу о создании, для советских людей благоприятных бытовых условий, всемерно способствует развитию в нашей стране жилищного строительства.

Только в 11-й пятилетке в СССР построены жилые дока общей площадью 550 млн. м^ и свыше 50 млн.человек улуяшиш свои жилищные условия. Сейчас около 80$ городского населения живет в от-делышх квартирах2. Например, в Узбекской ССР за годы 11-й пятилетки было сдано в эксплуатацию более 440 тыс. квартир со всеми современными удобствами; более 3 млн.человек въехали в новые квартиры.

Но все еще острой остается в Узбекистане проблема жилья и коммунального обслуживания населения. Еще числятся в очереди за получением жилья свыше 260 тыс.семей. Немало населения пока проживает в глинобитных домах с низким уровнем благоустройства

т

Материалы ХХУП съезда Коммунистической партии Советского Сою-зз • С • 52 0

2 Там же. - С. 262.

и инженерного обеспечения. Удельный вес введенных жилых домов, оборудованных водопроводом, канализацией, другими видами благо- . устройства, составляет &0% против 8$ в целом по стране.

"Партия считает делом особой социальной значимости ускорение решения жилищной проблемы с тем, чтобы к 2000 году практически каждая советская семья имела отдельное жилье - квартиру или индивидуальный дом"1'.

Это, в свою очередь, приведет к увеличению свободного времени, особенно работающих женщин-матерей, у которых появится больше возможностей для воспитания детей и подростков, участия в общественной жизни, учебы, отдыха, для более широкого приобщения к богатствам культуры.

Однако и сегодня, к сожалению, большая часть суточного бюджета времени работающих на производстве женщин приходится на домашний бытовой труд.

К примеру, работающие и служащие женщины тратят на домашнее хозяйство 3 часа 13 мин., а в выходной день - 6 часов 18 мин. Свободное время колеблется от 2 часов 24 мин в будни (горожанок) до 1 часа 57 мин (у колхозниц). На воспитание детей уходит от 16 до 30 мин., от 3 до 10 мин. - на любительские занятия, до 42 мин. (в выходной) - на чтение2.

Еилащное к культурно-бытовое строительство, расширение объема коммунальных услуг, рост продажи бытовых машин и приборов заметно повысили уровень бытовых удобств населения, сократили и . облегчили женский груд в домашнем хозяйства. Вместе с тем нынешнее состояние общественного питания, торговли и бытового обслуживания нас не удовлетворяет. Много времени уходит на покупку продовольственных товаров. По подсчетам социологов, в среднем каждая семья ежедневно тратит на покупку продовольствия свыше 70 мин., а промтоваров - более 40 мин. По оценке же К.Маркса, •"то время, которое требуется рабочему для покупки жизненных средств, является для него потерянным временем"^.

т

Материалы ХХУй съезда Коммунистической партии Советского Союза. - С.48.

о

См.: Комсомольская правда. - 1989. - 10 марта..

о

° Маркс К., Энгельс ф. Соч. - 2-е изд. - Т.24. - С.169.

Следует отметать, что по оказанию услуг на душу населения республика находится на предпоследнем месте в Союзе, В Узбекистане сегодня оказывается 500 видов услуг, тогда как в других республиках уже освоены 700-800. Выйуск товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения в расчете на одного кителя республики составляет около 54 руб. в год - з четыре раза меньше, чем в среднем по стране*.

В диссертации показано, что общество принимает мнры по облегчению венского труда в домашнем хозяйстве, по развитию системы бытового обслуживания и нозых форм общественной организации быта.

Даже после победы Октября В.И.Ленин писал, что "женщина продолжает оставаться домашней рабыней, несмотря на все освободительные законы, ибо ее давит, душит, отупляет, принимает мелкое домашнее хозяйство, приковывая ее к кухне и к детской, расхищая ее труд работою до дикости непроизводительною, мелочною, изнер-вливающею,.отупляющею, забивающею"2.

Сегодня в стране проводится в жизнь курс на облегчение венского труда в домашнем хозяйстве. Последние годы, например, интенсивно расширяется объем платных услуг населению. Так, в республиках Средней Азии, в частности в Узбекистане, их в 1985 г. ка душу населения было оказано на 78,3 руб., а в 1937 г. - уже на 91,7 руб. Однако от общесоюзных показателей мы пока отстаем. В 1986 г., например, в нашей республике было оказало платных услуг в 2 раза меньше, чем в среднем по стране. Такой разрыв объясняется, во-первых, тем, что объем платных услуг зависит от уровня доходов населения. В Узбекистане низки еще заработки. В республике есть семьи, чей достаток меньше 30 руб. на одного члена семья. Во-вторых, он зависит от обеспеченности населения предприятиями социальной инфраструктуры. Их у нас, как известно, все еще не хватает. В-третьих, объем платных услуг тесно связан с решением проблемы занятости на рабочем месте-, поскольку именно такая занятость является главным источником'пополнения семейного бюджета.

1 Правда Востока. - 1987. -

2 Ленин В.И. Поли.собр.соч.

8 фево.

- Т.39. - С.24.

По мере успешного развития задач социалистического строительства функции домашнего хозяйства будут все более передавать- ■ ся предприятиям бытового обслуживания.

Вакной стороной общественного быта является организация здравоохранения. В настоящее время в СССР действует более 60 тыо больничных и амбулаторных поликлинических учреждений. Число врачей составляет 1240 тыс.«средних медицинских работников - 3,5 млн. Лишь в Узбекской ССР на отраке здоровья людей стоят 65 тыс. врачей и 187 тыс. средних медработников*.

Таким образом, у узбекского народа, как и у других советских пародов, сложились и развиваются новые социальные формы быта, которые сочетают в себе интернациональные черты и национальные моменты.

Однако и по сей день встречаются в отдельных узбекских семьях феодально-байские проявления в быту (затворничество, многоженство, калым, выдача несовершеннолетних девочек замуж, принуждение к браку, выдача девушек замуж не за любимого человека, религиозные пережитки, отрыв женщин от трудовых коллективов и т.д.). Вое это, конечно, негативно влияет на комплексное воспитание детей к подростков.

Совершенствование социалистического быта во многом зависит от самих людей, их материального, образовательного и культурного уровня, усвоения ими принципов социалистической нравственности. Мало построить новые красивые дома и кварталы, нужно научиться жить в них красиво, по-новсму, беречь, конечно же, этому научить детей и подростков жить и трудиться на благо общества.

В третьей главе - "Социальные функции современной семьи" -анализируются основные функции современной семьи в,условиях революционной переотройки и коренного обновления социализма.

Семья как социальный институт и ячейка общества влияет на все стороны общественной жизни. Для более глубокого понимания сущности семьи необходима точная классификация ее функций. Однако даже простой анализ их перечня, предлагаемого асаледователя-ми семьи (Э.К.Ваоильева, С.Лаптенок, В.А.Ряоенцев, С.Рапопорт,.

1 См.: Народное хозяйство Узбекской ССР за 70 лет Советской власти. - Ташкент : Узбеккстон, IS87. - С.285.

Г.М.Сверддов, В.Сысенко, А.Г.Харчев, Н.Г.Юркевич) свидетельствует о том, что такой единой классификации у нас пока нет. На наш взгляд, перечень функций семьи, отмечаемых исследователями, модно свести к следующим основным: I) физическое воспроизводство потомства; 2) воспитание детей; 3) хозяйственно-бытовая; 4) организация семейного досуга; 5) нравственная.

Еще Ф.Энгельс писал: "Согласно материалистическому пониманию, определяющим моментом в истории является в конечном счете производство и воспроизводство непосредственной жизни... производство самого человека, продолжение рода"^". При социализме существенно меняется эта главная социальная функция семьи - функция продолжения человеческого рода, воспитания и социализации детей и подростков. Эту проблему семья решает на основе сознательного внутрисемейного регулирования.

Одна из наиболее актуальных задач современной демографической политики, проводимой в СССР, - повышение рождаемости. Ныне в стране большинство женщин трудятся и одновременно растят и воспитывают детей. Тем самым они выполняют две социальные функции -производственную и семейно-бытовую.

В современных условиях многодетная семья, характерная для Средней Азии, играет, безусловно, прогрессивную роль, обеспечивая как местное, так и общесоюзное воспроизводство трудовых ресурсов.

В диссертации на конкретных примерах показывается, что наше общество заинтересовано в развитии всех типов семьи, поэтому оно предоставляет многодетной семье материальные привилегии и моральное поощрение, веля борьбу с негативными тенденциями, проявляющимися в ее развитии. Так, в республиках Средней Азии, в частности в Узбекистане, по-прежнему деторождение почитается как награда жизни. Ныне треть всех многодетных семей страны живет в Узбекистане, тлеющем весьма высокий уровень рождаемости. Рождаемость в 1986 г. на каждую 1000 женщин составила в среднем по стране 78,2, в Таджикистане - 182,2, в Узбекистане - 160,8, .в Туркмении - 154,5, Киргизии - 153,4. Зато на Украине иная кар-

* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.21. - С.25-26.

тина: 60,9, в республиках Прибалтики - 62,4-65, в Российской Федерации - 66*.

В современных условиях большое позитивное влияние на рождаемость могут оказать такие факторы, как уровень материальной обеспеченности семьи, ее жилищные уоловия, отношения супругов, их образовательный и культурный уровень, желание родителей иметь детей, место жительства, помощь со стороны родителей и родственников, профессиональная деятельность женщин, совершенствование сферы обслуживания, расширение масштабов строительства ясель и детсадов, совершенствование воспитательной работы среди молодых семей и т.д.

Следует подчеркнуть, однако, что в республике сохраняется пока и весьма высокий показатель детской смертности (табл. I).

Таблица I

Показатель детской смертности в республиках Средней Азии (на 1000 новорожденных) в первом квартале 1939 г.^

Республика ! 1988 г. : январь-март 1989 г.

Узбекская ССР 37,0 37,4

Таджикская ССР 38,3 38,2

Туркменская ССР 49,2 58,4

Киргизская ССР 30,2 35,0

СССР 23,0 22,8

Вопросам защиты жизни детей в республиках Средней Азии до недавнего времени не уделялось должного внимания. Тщательно скрывались истинные причины смертности детей в Узбекистане и лишь после разгрома пресловутой, причинившей огромный материальный и' моральный ущерб узбекскому народу, стране "рашидовщины" народ узнал, что значительная доля детей умирала от гепатита, дизентерии и проказы.

1 См.: Население СССР. 1987. - М.: Финансы и статистика, 198Э.

- С. 6-7.

2 См,: Семья. Еженедельник. M.v-1989. - 29 мая.

В 1987-1988 гг„ Минздрав СССР и Советский детский фодц им. В.И.Ленина оказали огромную помощь республикам Средней Азии в борьбе о детской смертностью, из различных регионов страны в республики Среднеазиатского региона было направлено более 3000 врачей-специалистов для принятия экстренных мер по борьбе с детской смертностью. За короткий срок смертность была сокращена в 2-2,5 раза. От верной гибели было спасено более 10,5 тыс.детских жизней,

В диссертации отмечается, что функция воспитания (социализация) молодого поколения, подготовки его к самостоятельному труду, и общественно полезной деятельности, приобщения его к богатствам социалистической культуры является основной, ведущей функцией социалистической се?льи. Современная советская семья оказывает огромное и все растущее влияние на формирование личности. Это обусловливается, во-первых, неповторимо-специфическим, эмоциональным воздействием семьи на ребенка, во-вторых, первостепенной важностью раннего детства в развитии личности; в-третьих, наличием в семье необходимых объективных условий и возможностей для систематического привлечения детей и подростков к семейно-бытовой, хозяйственной, воспитательной и трудовой деятельности. Именно в семье ребенок впервые испытывает тепло материнской и отцовской любви, получает первые знания о мире, который его окружает, здесь формируется его характер, потребнойти, интересы, нравственные идеалы и личные убеждения.

Семья является своего рода "окном", через которое ребенок впервые обретает возможность увидеть все общество, а через него - и самого себя. Ф.Энгельс писал: "Семья дает нам в миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых движется общество..."2,

Основоположники научного коммунизма подчеркивали значение сочетания семейного и общественного воспитания детей. Возражая сторонникам исключительно домашнего воспитания, они никогда на ставили1вопрос.ни об отмирании семьи, ни о какой-либо замене

* См.: Семья. Еженедельник. М.: - 1988.-28 сенг.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.21. - С.70.

семейного воспитания общественным. Ни одно детское воспитательное учреждение не в состоянии воспроизвести семейный эмоционально-психологический.микроклимат .

В ремейном воспитании, конечно, могут быть как позитивные, гак и негативные стороны, изъяны семейного воспитания отрицательно влияют на личность ребенка, во многом предопределяя конечный результат всего процесса становления человека.

В работе подчеркивается, что ныне значительное число семей испытывают трудности в правильном воспитании детей, так как ежегодно 700 тыс. детей растут без отцов. 9 тыс. несовершеннолетних детей в год задерживаются за правонарушения и бродяжничество. Рво-тет детская преступность. В 1987 г. убито 1299 детей и подрост-крв, а еще 2194 - покончили жизкь самоубийством*. Исследования показывают, что каждый третий подросток - правонарушитель - без отца. По данным переписи населения 1979 г., в СССР насчитывалось 66 млн 307 гас. семей, сейчас их - около 70 млн. В стране ежегодно заключается 2 млн 900 тыс. браков. Однако третья часть этих сеней по объективны« и субъективным факторам распадается^. Между тем роль отца в воспитании детей (особенно сына) непрерывно возраотает. Отец никогда не должен забывать о том, что его личным влиянием и-примером формируется стабильный, мужской характер ребенка.

Ныне задачи и условия семейного воспитания значительно усложняются, поскольку семья становится малодетной, она все чаще ограничивается одним или двумя детьми. Сохраняющиеся социальные различия, неодинаковый уровень культуры родителей приводят к тому, что далеко не всегда качество семейного воспитания отвечает возросшим требованиям общества.

Задачи воспитания детей гораздо легче и успешнее осуществляются в многодетной семье, где ребенок воспитывается в детском семейном коллективе.

Наше общество не может безразлично относиться к случаям явного нарушения родителями своих обязанностей по воопиташю детей

1

2

См.: См.:

Правда. - 1989. Население СССР.

- 3 июня.

- М.: Политиздат, 1983. - С.80.

А.С.Макаренко верно отмечал, что дети являются не только предметом родительской радости, но и будущими гражданами нашего государства. "Правильное воспитание, - писал он, - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезн, это наша вина перед другими людьми, перед страной"1.

Одна из важнейших социальных функций семьи - ведение домашнего и личного подсобного хозяйства. Эта социальная функция семьи является экономической необходимостью и современная семья остается важной хозяйственно-потребительской ячейкой нашего общества.

Нине значительная часть потребностей колхозной семьи и части городских жителей удовлетворяется за счет лнчннх подсобных хозяйств. Партия и государство заботятся об укреплении личных подсобных хозяйств колхозников, рабочих и служащих. В 1987 г. в личных подсобных хозяйствах населения содержалось 23,4 млн. крупного, рогатого скота, в том числе 12,8 млн. коров, 13,6 млн свиней, 33,2 млн овец и коз2. Личными подсобными хозяйствами производится мяса 184,5 тыс.т, молока - 1610,6 тнс.т, яиц - 715,0 млн. шт., шерсти - 15,3 тыс.т, каракуля - 573,3 тыс.шт. Это -крупный аграрный цех страны3. В личных подсобных хозяйствах на-селёния Узбекистана на I января 1987 г. содержалось 2297,4 тыо. голов крупного рогатого скота, в том числе 1097,3 тыс.коров,13,4 тыс.свиней, 3128,2 тыс.овец и коз4.

.Особое значение приобретают ныне личное подсобное хозяйство, семейный, бригадный, арендный подряд, кооператив, индивидуальная трудовая деятельность как воспитательный фактор. Глядя на родителей, дети сами тянутся к труду. Разумное приобщение с малых лет детей ко всем видам труда, особенно земледельческому груду и уходу за домашними животными и птицами, не причиняющее вреда их здоровью, нормальному развитию, ущерба учебе, способствует

т 4

Макаренко A.C. О воспитании в" семье. М.:, Учпедгиз, 1955. - С. 50.

2 См.: СССР в цифрах в 1987 г. - М.: Финансы и статистика, 1988.-C.I20.

3 Народное хозяйство УзССР за 70 лег Советской власти. - C.I34.

4 Там же. - С.128.

воспитанию у детей привычки трудиться, обретению полезных трудовых навыков и знаний, дисциплинирует их, воспитывает в них чувство ответственности за свои поступки, уважение к труду, человека труда, бережному отношению к семейному бюджету, хозяйственному отношению к делу, и все это затем с успехом мотет быть применено в общественно полезном труде.

В процессе развития социалистических общественных отношений наиболее трудоемкие стороны материально-хозяйственной деятельности советской семьи, надо полагать, постепенно отомрут чаи будут в основном выполняться обществом, что благотворно скажется на дальнейшем развитии семейных отношений. Семья будет гораздо успешнее выполнять свои более важные социальные функции: воспитания личностей и организации досуга. Но мы считаем, что и на самых высших этапах общественного развития материально-хозяйственная деятельность советской семьи не отомрет, а будет качественно видоизменяться с развитием общественного производства и быта, играя позитивную роль в трудовом воспитании подрастающего поколения.

Одна из важнейших функций советской семьи - организация совместного семейного досуга, который создает благоприятные условия и играет возрастающую позитивную роль в воспитании и обогащении духовного мира всех членов семьи в социалистическом обществе, где "свободное развитие каждого является условием свободного развития всех"'1'.

На февральском (1988) Пленуме ЦК КПСС было подчеркнуто,что досуг, должен быть богатым п интересным, помогать развитию дарований человека, снимать психологические нагрузки, которые несет ритм современной жизни. Досуг - это часть свободного времени, которым человек распоряжается по своему усмотрению, о учетом желания и настроения.

У нас еоть известные возможности для использования свободного времени в целях всестороннего "и гармонического развития личности в любой советской семье. Однако далеко не все советские люди умеют беречь и рационально использовать свое свободное

1 Маркс К., Энгельо ф. Соч. - 2-е изд. - Т.26. - Ч.Ш. - С.264.

время для учебы, общественной работы, приобщения к ценностям духовной культуры. Некоторые вообще не читают газет, журналов, книг, редко ходят в кино, театры, концертные залы и музеи. Иные же свое свободное время растрачивают нерационально, просто "убивают" в ущерб себе и обществу. Чаще всего это проявляется в пьянстве, азартных играх, наркомании, опустошающих духовный мир человека.

Поэтому воспитание у людей, особенно у молодежи культурного отношения к свободному времени имеет в условиях перестройки и всестороннего совершенствования социализма важное государственное значение.

В диссертации подчеркивается, что для организации разумного семейного досуга, во-первых, необходима определенная работа по педагогической подготовке родителей; во-вторых, надо привлекать самих детей к организации активных форм семе^йюго досуга; в-третьих, во всех этих занятиях должны принимать активное участие сами родители, особенно в выходные дни; в-четвертых, родителям следует глубоко осознать, что организация семейного досуга - важная проблема Боепитания детей и подростков.

Формы внедомашнего семейного досуга многообразны: посещение кино, театров, музеев, концертных и выставочных залов, по- -ездки за город, на природу, турпоходы, совместное проведение отпуска родителей с детьми в пансионатах, домах отдыха, туристических базах и т.д.

Только в 1986 г. в санаториях, учреждениях отдыха, пансионатах и базах отдыха, на, туристских маршрутах и базах отдыхали и лечились 1902,9 тыс. трудящихся и членов их семей, из них 1452,0 тыс.человек пользовались длительным лечением и отдыхом, 450,9 тыс. - одно-двухдневным отдыхом, 201,0 тыс. - отдыхом на туристских маршрутах выходного дня*.

Одна из самых важных характеристик семейного досуга - постоянное повышение его культурного, нравственно-эстетического уровня. Это ведет к тому, что семейный досуг, наряду о трудом, становится важнейшим средством воспитания детей и подростков.

* См.: Народное хозяйство Узбекской ССР за 70 лет Советской власти. - С.294.

Однако во многих случаях семейный досуг у нас поставлен очень плохо. Многие партийные, профсоюзные и комсомольские организации, руководители предприятия, учреждений и организаций забывают, что семейный досуг - это то драгоценное время, когда трудящиеся имеют возможность расширять свой кругозор, повышать культуру, раскрывать свои творческие способности.

Очень плохо организован семейный досуг в маленьких городах, селениях, кишлаках, где нет даже клубов и электрического освещения. В этих местах редко <&ваег районная кинопередвижка. У некоторых семей, особенно в сельской местности, нет телевизоров,радиоаппаратуры и музыкальных инструментов.

В республиках Средней Азии, в частности в Узбекистане, мало семейных домов отдыха, пансионатов, санаториев. Очень трудно достать путевки и стоят они очень дорого. Часто бывает и так: родители уезжают отдыхать без детей, а те остаются дома без надзора. От безделья и безнадзорности они начинают хулиганить, курить,у потреблять спиртное, наркотики и т.д. Нередко дело доходит до квартирных краж, насилия и даже бандитизма. Такова "плата" за безнадзорность и плохую организацию досуга молодежи. В этом аспекте велика' ценность и таких форм семейного досуга, как просмотр телепередач, чтение художественной и политической литературы, газет и журналов. Среди творчески активных фори семейного досуга надо выделить семейные ансамбли, семейные спортивные соревнования, техническое творчество и т.п. Разумно организо- . ванный,содержательный семейный досуг благотворно влияет на формирование всестороннего, гармонического развития детей и подростков .

Проблема эта многогранна и ее решение зависит от неустанной заботы партийных, профсоюзных, комсомольских, хозяйственных руководителей.

В четвертой главе - "Роль семьи в формировании всесторонне. гармонически развитой личности" - подробно рассматривается роль семьи в формировании воесторонне, гармонически развитой личности на современном этапе развития социализма. Особое вникание уделяется анализу процесса коыплеконого подхода к формированию целостной личности, диалектической взаимосвязи и единства идейно-политического, трудового и нравственного, интернационального, пагрисгичеокого, атеистического, правового, эстетическо-

го, экологического, экономического и физического воспитания с учетом особенностей различных групп населения Среднеазиатского региона.

Ь первую очередь, дается определение самого понятия "комплексный подход" как такого подхода, при котором учитываются наиболее существенные взаимосвязи рассматриваемого предмета или явления.

Ныне в философской и социологической литературе, когда говорится о комплексном воспитании, речь идет прежде всего о коллективе. Проблемы' комплексного воспитания в семье изучены гораздо слабее.

Наша философская и социологическая литература обычно освещает лишь отдельные проблемы воспитания, а работ, специально посвященных именно комплексному воспитанию детей и подростков в семье, почти нет.

В условиях перестройки важнейшая цель идейно-политического воспитания - формирование высокой политической культуры в советской семье. Родители призваны систематически повышать политическую культуру детей и подростков, чтобы каждый из них рос высокосознательным, активным и убежденным участников строительства 'социалистического- общества.

В диссертации отмечается, что в современных условиях перед семьей и школой встает ответственная социальная задача формирования экономической культуры молодого поколения. Жизнь подсказывает, что воспитывать ее у детей нужно с самых ранних лет,пробуждая у них интерес к экономическому мышлению и анализу, чувство уважения к народному добру.

В.И.Ленин учил: "Берегите, храните, как зеницу ока, землю, хлеб, фабрики, орудия, продукты, транспорт - все это отныне будет всецело вашим, общенародным достоянием"1. В каждой семье у детей и подростков важно с ранних лет формировать правильное отношение к деньгам и вещам. Дети должны понимать, из чего складывается бюджет семьи и общества в целом.

В ходе кардинальной перестройки общесттснных отношений роль экономической культуры мышления будет постоянно возрастать, ибо

1 Ленин В.И. Полл.собр.соч. - Т.35. - С.67.

социалистическое общество, основанное на всенародном самоуправлении, не может функционировать без высокой экономической культуры мышления каждого труженика.

В работе показывается, что от экономической культуры мышления неотделима и-экологическая культура мышления личности. Надо в каждой семье с ранних лет формировать у детей экологическую культуру, бережное отношение человека к природе. Тем более, что именно на современном этапе социоприродного взаимодействия становится все более актуальной мысль К.Маркса о том, что "культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя пустыню"'1'.

Сейчас в критической ситуации оказалось Аральское море. Монокультура хлопчатника привела к истощению земельно-водных ресурсов. Это проблема не только экологическая и социально-экономическая, но и политическая. Исчезают многие виды животных, птиц, рыб. Перспектива самая мрачная - экологическая катастрофа. Подросток, обладающий высокой экологической культурой мышления, не может равнодушно относиться, например, к тому, что другие дети ломают деревья, кустарники, срывают без всякой надобности цветы, лекарственные растения, убивают птиц и др.

Все мы одинаково несем ответственность за сохранение природы, экосферы Земли для нынешних и будущих поколений.

В диссертации рассматривается проблема трудового воспитания детей и подростков в семье. Труд - основная сфера человеческой деятельности, сущность и главное содержание жизни человека, Ф.Энгельс научно обосновал то положение, что труд создал самого человека. Человек по своей природе - творец - созидатель.

В плане трудового воспитания семья для детей - их первоначальная школа, а родители - первые учителя и воспитатели. Именно в семье прежде всего необходимо воспитывать у детей любовь к труду и привычку трудиться.

В материалах февральского (1938) Пленума ЦК КПСС подчеркивается: "Ваяно, чтобы школьный труд был целесообразным, общественно полезным. А не трудом Сизифа - бесплодным, равнозначным пустой трате сил... Советская школа есть и.во все большей сте-

1 1!арко К,, Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.32.- С.45.

пени призвана быть трудовой. То есть с малых лет учить своих питомцев трудиться коллективно, на деле воспитывать уважение к груду и людям труда"1.

Пока еще явно недостаточное внимание уделяется в семьях именно трудовому воспитанию детей, которое следует рассматривать и • как важнейший фактор формирования личности, и как средство удовлетворения потребности народного хозяйства в трудовых ресурсах.

Труд никогда не станет забавой, развлечением, он всегда будет, говоря словами К.Маркса, "дьявольски серьезным делом"2. Анализ характера трудового воспитания детей и подростков в семье дает возможность выделить ряд его черт и особенностей. Во-первых, в домашний труд одинаково вовлекаются дети обоего пола; во-вторых, все более стирается разделение домашнего труда мальчиков и девочек; в-третьих, из года в год повышается роль трудового воспитания. Современная семья в процессе трудового воспитания молодого поколения прививает детям и подросткам любовь к труду, коммунистическое отношение к труду, к людям труда.

В Узбекистане, например, как и во всей стране, высоким престижем, признанием общественности пользуются трудовые, в частности рабочие, династии. Их роль в трудовом воспитании молодежи трудно переоценить.

В работе отмечается, что на современном этапе революционной перестрохЧки и всестороннего совершенствования развития нашего общества одной из важнейших социальных функций советской семьи является воспитание детей и подростков в духе социалистического интернационализма и советского патриотизма, дружбы народов СССР. Под влиянием семьи у детей и родростков формируются первоначально сведения о своей национальной принадлежности, национальное самосознание, отношение к лодям других национальностей.

Особое значение в укреплении дружбы народов и интернационального воспитания имеет изучение русского языка детьми и подростками нерусских национальностей. Как подчеркивается в одной

* Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС (17-18 февраля). - М.: Политиздат, 1988. - С.15.

2 Маркс К., Энгельс ф. Соч. - 2-е изд. - Т.16. - Ч.П. - С.НО.

из резолюций Ш Всесоюзной конференции КПСС говорится: "Важнейший принцип нашего многонационального государства - свободное развитие и равноправное использование всеми гражданам СССР родных языков, овладение русским языком, добровольно принятым советскими людьми в качестве средства межнационального общения"*.

В.И.Ленин вел беспощадную борьбу против черносотенцев и либералов, пытавшихся насильно навязать нерусским народам русский язык. Он писал: "... Мы, разумеется, стоим за то, чтобы каждый житель России имел возможность научиться великому русскому языку. Мы не хотим только одного: элемента принудительности... Мы думаем, что великий и могучий русский язык не нуждается в том, чтобы кто бы то ни было должен был изучать его из-под палки... те,кто по условия!.; своей жизни и работы нуждаются в знании русского языка, научатся ему и без палки"2.

Ныне среди жителей нашей страны нерусской национальности более 16,3 млн. считают русский родным языком^. За 1970-1979 гг. среди узбеков доля лиц, свободно владеющих русским языком, возросла с 13,5 до 49,3$, киргизов - с 19,1 до 29,4, таджиков - с 15,4 до 29,6, туркмен - с 15,4 до 25,В целом же 82$ населения нашей страны свободно владеют русским языком. Все это свидетельствует о широком развитии двуязычия в СССР.

Вместе с тем, как сказано в резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции "О межнациональных отношениях", важнейшим принципом нашего многонационального государства является свобод- . нов развитие и равноправное использование всеми гражданами СССР родных языков. Следует поощрять изучение языка народа, именем которого названа республика, проживающими на ее территории гражданами других национальностей, в первую очередь детьми и молодежью5 .

1

* Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза. - М.: Политиздат, 1988. - С.137,

2 Ленин В.И. Полн.собр.соч. - Т. 24. - C.II6-II7. а

" См.: СССР в цифрах. 1985. !,5.-.Финансы и статистика, I98S.- C.I2.

4 См.: Население СССР. - М.: Политиздат, 1982. - С.23.

,® Материалы XDC Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза. - С.137.

Буржуазные идеологи преподносят выдвижение русского языка в качестве средства межнационального общения и подлинного сотрудничества как пример "русификации", "процесс насильственной ассимиляции надаонаяышх языков русским", а сам русский язык именуется "суперязыкок" и т.п.* Паси недруги всячески пытаются исказить действительную сущность сочетания общего и особенного, национального и интернационального в жизни многонационального советского народа.

Перестройка, демократизация и гласность вскрыли вопросы, на которые ранее обращалось мало внимания. Это, например, формальное отношение к национальным языкам. Чиновники, бюрократы на местах отодвигали на задний план все национальное, усиленно внедряя русский язык. И вполне закономерно настойчивое требование коренного населения Узбекистана о признании государственного статуса узбекскому языку.

Вместе с тем известны и факты национального эгоизма и кичливости. Кое-кто пытается столкнуть людей разных национальностей, посеять рознь между ними. Все это происходит на глазах молодого поколения. Но примере того не Нагорного Карабаха мы убедились, в какой гордиев узел может завязаться проблема межнациональных отношений. События в Алма-Ате, Якутки, Прибалтике, Закавказье, Узбекистане, появление ряда сборищ националистического толка в некоторых вузах и техникумах Ташкента, Самарканда, Карай, Ферганы, Коканда обязывают серьезно проанализировать сложившуюся у нас систему интернационального воспитания советских людей, особенно молодежи. Отсюда и возрастание на современном этапе роли семьи з интернациональном и патриотическом воспитании детей и подростков.

В диссертации анализируется также роль семьи в атеистическом воспитании детей. Атеизм - один из важнейших элементов материалистического мировоззрения. На современном этапе преодоление религиозных пережитков в сознания и поведении некоторой части советских людей, особенно молодого поколенкл, составляет ' важную сторону воспитания нового человека. Антинаучная идеология

* См.: Ханазаров К.Х. Решение национально-языковой проблемы в СССР. - К.: Политиздат, 1932. - С.217.

мешает познать объективно существующий мир, тормозит процесс развития социалистического общества, "Религия есть опиум народа" это изречение К.Маркса стало краеугольным камнем всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии. Б семье формируется духовный облик детей и подростков, закладываются основы его миро- . воззрения. Отношение ребенка к религии определяется главны!/«образом взглядами и поведением его родителей.

В главе подчеркивается, что образ жизни семьи оказывает огромное воздействие на формирующуюся личность двумя путями; целенаправленны»! влиянием родителей, сознательно развивающих у ребенка те или иные качества, привычки, представления, и стихийном воздействием всего уклада, образа жизни семьи. Так что образ жизни верующих и их семей является одним из основных каналов воспроизводства религиозности в новых поколениях. В.И.Ленин считал, что борьба с религией, как любая идейная борьба, - "общепартийное, общепролетарское дело"**.

В работе уделено значительное место и роли культуры семейного общения и семейных взаимоотношений в нравственном, воспитании детей. В.И.Ленин говорил: "Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали" .

Семья как ячейка воспроизводства социальных идеалов стоит у истоков формирования основных идейно-нравственных черт и чувств у детей. Семья - первый коллектив для ребенка, в ней он впервые . •познает окружающий его объективный мир, получает представление

0 добре, зле и справедливости, о нормах социалистического обще--жития. Семейное воспитание как одна из форм коммунистического воспитания оказывает огромное влияние на все социальное развитие общества..

Семья самим своим образом жизни формирует духовный мир личности,

1 Маркс К., Энгельс ф. Соч. - 2-е изд. - Т.1. - С.415.

2 Ленин В.И. Полн.собр.соч. - Т.12. - С.145.

3 Та:.-, же. - Т.41. - С.309.

"Воспитатель сам должен быть воспитан"''" - это известное марксистское положение является заповедью для каждого наставника молодежи, в первую очередь родителей, ибо они выступают первыми воспитателями своих детей. При этом существенным фактором, от которого зависит эффект воспитательного процесса в семье, является уровень образования и культуры родителей.

Важнейшее условие успеха нравственного воспитания детей и подростков - совместная работа семьи и школы. По словам В.И. Ленина, наша школа должна давать молодели "умение вырабатывать самим коммунистические взгляды, должна делать из них образованных людей" . Разобщенность их отрицательно сказывается на нравственном воспитании детей, прячем микроклимат семьи иногда сводит на нет всю воспитательную работу школы.

Семья своим образом жизни формирует нравственные качества личности, как трудолюбие, скромность, коллективизм, чувство гражданского долга и т.д. Нравственному климату семьи свойственна национальная окраска. Так, в узбекских семьях исторически культивируются уважение к своим родителям и старил», по возрасту людям, вежливость, доброта, особое уважение к хлебу, гостеприимство, умение ценить и дорожить дружбой, особенно с представителями различных национальностей и т.д.

В семейно-бытовых отношениях узбекского народа все более. утверждаются новые, социалистические обычаи, торжественные ритуалы и гражданские церемонии. Новые традиции и обычаи стали органическим элементом социалистического образа жизни, как проводы в Советскую Армию, вручение паспорта гражданина СССР, посвящение в рабочий класс, в хлопкоробы, вручение трудовых книжек, проведение "золотых", "серебряных" и комсомольских свадеб, конкурсов профессионального мастерства и т.д.^

Одна из прогрессивных традиций узбекского народа - "хашар" -своеобразная форма взаимопомощи. Он сближает, объединяет людей,

1 Маркс К., Энгельс Ф. -Соч. - 2-е изд. - Т.21. - С.309.

2 Ленин В.И. Полн,собр.соч. - Т.41. - С.313.

о

См.: Умурзакова О.П. В.И.Ленин и народные традиции Ц Общественные науки в Узбекистане. - 1980. - И 4. - С.67.

скрепляет их дружбу. В самое горячее время осенней страды население городов помогает труженикам села убирать урожай. Именно методом всесоюзного хашара, благодаря огромной помощи нашей партии и правительства, всех народов СССР Ташкент после землетрясения 1963 г. был в короткий срок не только восстановлен из руин, но создан почти заново.

В диссертации рассматриваются также проблемы правового воспитания подрастающего поколения, формирования у молодежи социалистического правосознания. Она должна хорошо знать конституционные права, свободц и обязанности, льготы и преимущества, предоставленные ей советским законодательством.

"Закон есть мера политическая, есть политика", - указывал В.И.Ленин*. Правовое воспитание детой и подростков в семье обеспечивает повышение правовой культуры - одной из важных сторон духовной тазш молодого поколения.

Особое значение в нравственном воспитании молодого поколения, большой оекейно-педагогической проблемой является сексуальное воспитание детей и подростков. Цель его заключается не только в том, чтобы вооружить детей и подростков медицинскими знаниями и привить им необходимые навыки, но и воспитание детей и подростков в духе социалистической морали.

Еще в конце ХП з известный немецкий социалист А.Бебель писал: "Девять десятых девушек, выходящих замуж, ничего не знают о материнстве и свои обязанностях в браке"2. Равнодушное отношение к вопросам подготовки своих сыновей и дочерей к семейной жизни нередко приводит к ранним половым связям, ранним, и непрочным бракам, разного рода тяжелым последствиям.

Очень важной функцией советской семьи является эстетическое воспитание детей и подростков. Оно служит для выработка верных эстетических взглядов и чувства прекрасного, художественного вкуса и культуры, умения понимать и ценить произведения искусства.

1 Ленин В.И. Полн.собр.соч. - Т.30 - С.99. р

Бебель А. Женщина и социализм. - М.: Политиздат, 1959. - С.

149.

Эстетическое воспитание детей - одна из наиболее сложных семейных задач. Формирование эстетических вкусов происходит с самого раннего детства именно в семье. Первые представления о прекрасном и безобразном детям и подросткам обычно дают отец и мать. Красиво, прекрасно го, что нужно людям, что здорово, полезно им и радует их, что вселяет в них уверенность в своих созидательных возможностях. Нельзя не согласиться с определением сущности эстетического воспитания М.Ф.Овсянниковым: "Эстетическое воспитание представляет собой активную, целенаправленную человеческую деятельность""'". При этом эстетические чувства и способности детей зависят от общей и художественной культуры отца и матери.

В числе важнейших социальных функций советской семьи - и физическое воспитание детей и подростков. Оно сгавит перед собой комплекс оздоровительных и воспитательных социальных задач. Физическое воспитание направлено на всестороннее, гармоническое развитие детей и подростков, на укрепление их здоровья, воспитание активных и глубоко убежденных строителей и защитников социалистической Родины. Общепризнано, например, что спортсмены в 1,5-2,5 раза меньше болеют, чем неспортсмены .

Физическая культура должна охватить всех детей и подростков, и вообще все население. Для этого необходимо возведение всех жшшх домов осуществлять в комплексе оо строительством спортивных площадок, залов, плавательных бассейнов, где бы все живущие в микрорайоне могли заниматься физкультурой и спортом.

В 1986 г. спортивные общества республики объединяли 6173,7 тыс.физкультурников, работало 495 детских и юношеских спортивных школ, где занимались 190,5 тыс.детей, сотни групп здоровья для детей и взрослых3. Физкультура ж спорт, оказывают позитивное влияние на умственное и физическое развитие детей и подростков, благодаря им молодое поколение растет физически здоровым, жлзнера-

^ Овсянников М.Ф. Марксистско-ленинская этика.-1'.'.: Высшая школа, 1933. - С.531.

2 См.: Чикин С.Я. Физическое совершенство человека. - М.: Мысль, 1976. -С.III.

3 Народное' хозяйство УзССР за 70 лет Советской власти. - С.295.

достным, социально активным.

В заключении диссертации сделаны обобщения и теоретические выводы из проведенного исследования и высказаны практические рекомендации по совершенствованию комплексного воспитания подрастающих поколений. В их числе следующие:

1. В целях оптимизации координации воспитательной деятельности системы "семья-школа-коллектив-общескзенность" необходимо: ■активизировать работу всех партийных, советских, комсомольских

и профсоюзных организаций в это;.; направлении; совершенствовать структуру и работу комиссий содействия трудовой семье; партийным, комсомольским организациям и трудовым коллективам необходимо разработать и осуществить конкретные меры, стимулирующие воспитательную деятельность родителей, способствующие усилению их ответственности за воспитание детей и подростков; шире пропагандировать имеющийся передовой опыт по координации, активизировать воспитательный процесс в самой трудовой семье, выявить важнейшие пути педагогизации среды, повышения ее воспитательного потенциала.

2. Партийным, комсомольским комитетам, трудовым коллективам при определении конкретных путей воздействия на систему се-иейного воспитания'целесообразно иметь четкую информацию о семьях и детях своих сотрудников. В частности, существенную помощь

в этом могут оказать карточки семьи. Такая карточка - своего рода социально-демографическая характеристика семьи, отражающая следующие данные: состав семьи, материальный уровень ее жизни, ее благополучность, выполнение семьей своих конституционных воспитательных функций и т.д.

3. Прн проведении подписной компакт шире пропагандировать среди молодых семей периодические издания: брошюры серий "Педагогический факультет", "Молодежная"; журналы: "Дошкольное воспитание", "Семья и школа", "Работница", "Семья" н др.

4. Организовать подготовку лекторов по проблематике семьи, семейного воспитания, шире разрабатывать лекции, связанные с вопросами: а) нравственно-этических отношений в семье; б) воспи-тангя детей и подростков; в) охраны здоровья матери к ребенка; г) организации домашнего хозяйства и ее те гаки быта; д) культуры оргглкзгцг.и свободного времени семьи.

При подготовке лекторов и разработке лекций ориентироваться на следующие основные группы населения: а) молодежь, находящаяся в предбрачном возрасте (старшеклассники, учащиеся ГПТУ, вузов, техникумов); б) молодые супруги; в) супруги, имеющие детей * - школьников.

5. Подлинное равноправие всех членов семьи способствует гармоничному развитию личности, создает атмосферу взаимопонимания, доброжелательности, столь необходимую для комплексного воспитания детей и подростков.

6. Надо активно привлекать в комплексном воспитании детей и подростков ветеранов партии, еойны, труда, воинов-интернационалистов я представителей старшего поколения.

7. Широко использовать средства массовой информации и искусства в комплексном воспитании детей и подростков.

8. Вести профилактическую работу в семьях по предупреждению разлагающего влияния на детей нездорового образа жизни отца и матери, так как пример родителей - лучшее воспитательное средство для детей и подростков.

9. Для совершенствования семейного быта необходим рост числа и качества учреждений бытового обслуживания как в городе,так и на селе, внедрение новых, прогрессивных форм обслуживания: а) торговля по предварительным заказам матерей, имеющих детей; б) химчисток, прачечных; в) развитие сети, детских дошкольных и внешкольных учреждений, школ продленного дня, улучшение качества

их воспитательной работы, что позитивно скажется на воспитании детей и подростков.

10. Предоставлять трудовые отпуска в удобное время для обоих родителей, это положительно скажется на укреплении семей и воспитании детей и подростков.

11. В школах республики создавать для родителей университеты педагогических знаний.

12. Серьезно и глубоко продуманно готовить молодежь, особенно республик Средней Азии, к семейной жизни.

13. Возродить советы женщин в трудовых коллективах, по месту жительства, объединив их в единую систему во главе с Комитета/ по делам женщины,охраны семьи, материнства и детства.

14. Привлечь Всесоюзную общественную организацию ветеранов войны и труда, приобщить воинов-интернационалистов к вое-

питанию подрастающего поколения.

15. На современном этапе революционной перестройки и коренного обновления социализма важное значение для теории и практики имеют дальнеШке научные исследования воспитательного потенциала советской семьи.

0.3.гельс писал, что "социализм, о тех пор как он стал наукой, требует, чтобы с ним и обращались как с наукой, то есть чтобы его изучали"-1. Важное теоретическое и практическое значение исследования воспитательного потенциала семьи и публикаций по семье подчеркивается в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по усилению государственной помощи семья;/., имеющим детей". Все это будет способствовать созданию благоприятных условий для комплексного воспитания советской молодежи в духе активных участников коренного обновления социализма.

Основные положения диссертации изложены в следующих опубликованных работах азтора:

1. Семья и коммунистическое воспитание. - Ташкент: Укитув-чи, 1988. - 8,5 п.л. (на узб.яз.).

2. Роль свободного времени в формировании советского человека. - Ташкент: Общество "Знание", 1974. - 1,2 п.л.

3. Роль свободного времени в духовном развитии трудящихся// Общественные науки в Узбекистане.-1975.-й I. - 0,5 п.л.

4. Свободное время - простор для личности // Мехнат ва тур-' муш. - 1975,-й 7. - 0,6 п.л.

5. Сближение культурного уровня рабочих социалистических наций. - Ижевск; Удмуртия. - 1978. - 0,5 п.л.

6. Свободное время как элемент социалистического образа жизни. - Таллин: Философское общество СССР. Эстонское отделение, 1979. - 0,5 п.л.

__7. Свободное время и духовный мир молЪдёии7"Ташкент: "Общество "Знание", 1981. - 1,3~"п.л/~~

8. Свободное время - общественное богатство // Агитатор Узбекистана. - 1982. - К I. - 0,5 п.л.

9. ХХУ1 съезд КПСС об экономической основе духовного развития советского человека // Научные труды ТашИНХ. Вып. )« 204.-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.18. - С. 499.

Ташкент. - 1982. - 0,6 п.л.

10. Свободное время и личность // Общественные науки в Узбекистане. - 1983.—35 4. - 0,5 п.л.

11. Семейный досуг как фактор всестороннего развития трудового коллектива // Сборник ТашГУ им. В.И.Ленина. - 1985. - 0,5 п.л.

12. Забота о советской семье // Агитатор Узбекистана. - 1986,-й 20. - 0,5 п.л.

13. Семья как важный фактор нравственного воспитания молодого поколения // Общественные науки в Узбекистане. - 1986т Й 12.0,5 п.л.

14. Роль семьи в трудовом воспитании детей // Совет макта-би. - 19Н7. 2. - 0,5 п.л.

15. Единой дружной семьей // Партийная жизнь. - 1987.4а 9.0,5 п.л.

16. Атеистическое воспитание детей в семье // Коммунист Узбекистана. - 1987.-К* 12. - 0,5 п.л.

17. Воспитывать бережливость с детства // Агитбтор Узбекистана. - 1988.4= 4. - 0,5 п.л.

18. Роль русского языка в духовно!/, развитии молодого поколения П Общественные науки в Узбекистане.- 1988. - .'5 12. - 0,5 п.л.

19. Все мы родом из детогва// Партийная жизнь. - 1988.-;' Л 12. - 0,5 п.л.

20. Воспитание чувства семьи единой // Агитатор Узбекистана. - 1988.-й 13. - 0,5 п.л.

21. Экологическое воспитание детей в семье // Совет макта-би. - 1989.-15 I. - 0,5 п.л.

22. Методические основы проблемного чтения лекций по марксистско-ленинской философии. Ташкент: Научные труды ТашПИ юл. Беруни. - 1984. - 1,5 п.л. - (в соавторстве).

23. Методические рекомендации для студентов при изучении основ марксистско-ленинской философии. - Каучнке труды ТаиПИ им. Беруни. - Ташкент, 1986. - 1,0 п.л. (в соавторстве).

24. Учет профиля технического вуза в преподавании марксистско-ленинской философии. - Научные труды ТашПИ им. Беруни. Ташкент, 1988. - 2^0 п.л. - (в соавторстве).