автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Восточная Мещера ХIII-XV веков
Полный текст автореферата диссертации по теме "Восточная Мещера ХIII-XV веков"
Специальность 07.00.02,- Отечественная история
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Нижний Новгород -1996
На правах рукописи ТАРАСОВ АЛЕКСЕЙ ИГОРЕВИЧ
ВОСТОЧНАЯ МЕЩЕРА ХШ-ХУ ВЕКОВ.
РаСота выполнена на кафедре историографии и источниковедения Нижегородского государственного университета
Научный руководитель:
доктор исторических наук профессор Макарихин В.П.
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук Профессор Кузнецов Е.В. кандидат исторических наук Сочнев Ю.В.
Ведущая организация:
Нижегородский государственный педагогический университет им. А.М.Горького
Защита состоится 26 июня 1996г. в 15 часов на заседании Диссертационного совета Д-063.77.04 в Нижегородском государственном университете им. Н.ИЛобачевского (Нижний Новгород, ул Ульянова, 2, ауд.310)
Автореферат разослан 24 мая 1996 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета доктор исторических наук .
профессор Молев Е.А. J
ОАыЛ
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. В настоящее время в связи демократизацией и развитием исторической школы страны и нарушением стабильности в межнациональных отношениях становится важным освещать малоизученные темы возникновения зон межэтнических контактов, которые до настоящего времени сохранены и стабильны в плане социальных отношений между этносами. Поэтому актуальна тема данной диссертации: "Восточная Мещера ХШ-ХУ веков". Название диссертации неслучайно, т.к. в ХП-ХУ века в Саровском крае на стыке Древней Руси и Великой Степи проживали такие этносы, как мордва-эрзя, мурома, мещера, славяне-кривичи, славяне-вятичи, тюрки, булгары. Данная работа освещает тему, непосредственно связанную с проблемой отношений, взаимодействия между этносами края - саровско-мещерской зоны межэтнического контакта в ХШ-ХУ века. Исследования существования и симбиоза многочисленных этносов, возникновение нового этноса - татар-мишарей, роль этих групп в становлении политики Московского государства через военное, торговое, политическое общения и сотрудничество актуально в исторической науке современности благодаря нестабильности современного общества в плане межнациональных общений.
Несмотря на изучение отдельных вопросов рядом ученых такой специфической и малоизученной темы, как история юга нижегородского края в ХШ-ХУ века, то, что эта территория была буферной при развитии цивилизаций степных регионов Европейской части России средних веков и растущей лесостепной Московской государственности, историками изучено слабо. Примечательной особенностью рассматриваемой области - Восточной Мещеры, что она развивалась как с признаками ордынско - степного улуса, так и с признаками русского княжества, пока не началось строительство засечной
черты и территория не стала плацдармом роста Московского государства на восток в XV веке.
Объектом исследования является история отдельных этносов в процессе их миграции в край изучаемого периода времени, их симбиоз между собой, отражение этих отношений на внутренний строй саровского края и далее, влияние всего этого в комплексе на политику Орды и Руси. Это необходимо для того, чтобы показать, что край стал одним из центров формирования нового этноса -татар-мишарей, что и является объектом изучения работы в контексте зоны межэтнических контактов.
Целью диссертации является написание целостной истории образования на стыке двух держав: Московского государства и распадающейся Золотой Орды, буферного Мещерского княжества, куда саровский край и входил, которое сглаживало фактом своего существования различия во взаимоотношений оседлого и кочующего народов средневековья, целью является показать историю правомерности становления и развития нового этноса - татар-мишарей в XIV-XV века в саровском крае, как зоне межэтнических контактов . В связи с этой целью автор поставил перед собой следующие задачи:
- анализ основных источников и степень изученности проблем,
- характеристика этапов развития края и направлений межэтнических общений,
- изучение отношений края с Ордой и Русью,
- определение исторического места этих явлений,
- исследование причины мирного сосуществования и симбиозе многочисленных этносов,
- определение участия этносов в становлении политики Московского государства,
- характерные черты самобытности мещерского этноса и состояние его в настоящее время.
В качестве методологической основы автор стремился руководствоваться принципом исторической объективности. В диссерта-
ции применены все методы исторического исследования: историко-хронологический, историко-реконструктивный, стадиальный, аналогический, исторлко-типологичёский. Дан синтез этлх методов в применении в совокупности с количественным методом.
Хронологические рамки исследования охватывают период с XIII по XV века. Исследуется развитие этноса татар-мишарей и в последующее время.
Научная новизна. В диссертации впервые предпринята попытка целостного изучения истории края, в показе ее буферной роли в отношении Степи и Русской государственности. Впервые показана наиболее полно сама история края в XIII-XV века, что также ново. Показана связь истории зоны межэ г ¡ических контактов с историей татар-мишарей и показана правомерность возникновения данного этноса на данной территории.
Апробация работы проведена на кафедре историографии и источниковедения Нижегородского государственного университета.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы и основные выводы могут быть использованы при разработке проблем, связанных с историей Мещерского края в средние века. Материалы диссертации могут найти практическое применение при подготовке к чтению специальных курсов в вузах, в лекционной пропаганде и при создании музейных экспозиций.
Источники.Учитывая, что изучаемый период характеризуется определенной скудостью источников и исследований ученых, очень важна мобилизация всех сохранившихся типов источников и исследований по ним и комплексное изучение данного материала. Теоретическая основа диссертации - это историография и источниковедение по данной теме русских, советских, современных ученых России и Востока. В работе использованы документы из архивов Москвы (ЦГАДА), Ленинграда (ОРГПБ иь. М.Е. Салтыкова-Щедрина), Нижнего Новгорода (ГАГО), Мордовии (ЦГА МАССР), Тамбова (ГАТО), Рязани (Кадомский краеведческий музей), Сарова (Саров-
ский краеведческий музей), Казани (Архив АН Республики Татарстан) и т.д. Диссертация построена на синтезе разных категорий источников: письменных, археологических, литературных, фольклорных и языковых. Из письменных источников использованы опубликованные сообщения восточных авторов, русские летописи, акты, грамоты и другие официальные документы, материалы текущего делопроизводства. Многоплановым источником являются выпуски многочисленных сборников и отдельных изданий ГУАК (Тамбова, Рязани, Пензы, Нижнего Новгорода).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. К работе приложен список источников и литературы, список сокращений.
Основное содержание работы.
В введении обосновывается тема исследования, ее научная значимость и актуальность, сформулированы цели и задачи, показана научная новизна и возможности практического применения ее выводов, здесь же определяется методологическая и теоретическая основа диссертации.
Глава 1. Историография и источники.
Состоит из двух параграфов и в хронологическом плане разделена на четыре основных этапа.
В первом параграфе первый этап открывается работами В.Н.Татищева \ в которых рассматривается история Восточно-Мещерского края в средние века. Заслугой историка в изучении вопроса является то. что, используя данные разнообразных источников, он вывел сведения по Саровскому краю и сделал попытку философски объяснить причины возникновения мещерского княжества.
Второй этап изучения темы включает в себя середину XIX века и начало XX века. С середины XIX века в историографию края вводится новая тема исследования, как зона этнического контакта. Начиная с работы П.И.Петрова "История родов русского дворянст-
1 Татищев В.Н. История Российская. Т-5. Москва-Ленинград. 1965г.
2 Смирнов М.Н. О князьях мещерскихХШ-Х\/ веков. Рязань. 1904г.
ва" вводится новый вид источников, которые до этого оставались за пределами исследований. Речь идет о татарских источниках, отраженных в работах И.Н. Смирнова, В.Г.Тизенгаузена и т.д. Отдельные вопросы темы этнической истории края отражены в трудах иеромонаха Парфирия, С.И.Архангельского, М.Н.Смирнова 2, но работы носят более описательный характер, вопросы анализируются незначительно, что связано более с уровнем развития исторической науки в XIX веке. Большую научную объективность проявил в своих трудах С.Б.Веселовский, И.П. Лихачев. В трудах ученых начинают исследоваться национальные административные очаги края, как зоны межэтнических контактов применяется методика научного анализа и поэтому работы второго этапа имеют научную ценность.
Третий этап изучения истории края составили работы русских историков, репрессированных и уничтоженных сталинской машиной террора. Это П.И.Черменский, Л.М.Каптерев 3, Ф.Ф. Дашков, А.А.Гераклитов, М.Г.Худяков. В работах этих историков впервые были собраны и обобщены все документальные материалы по истории земель Мещеры, ее восточной части дано ясное представление по исторической географии края, освещен вопрос наличия этнических групп, в тенденции их взаимодействия и развития, исследована главная проблема - описание хода местных событий в связи с общерусской историей, дано ясное понятие о реальных политических центрах в географии края на исторически меняющемся промежутке времени с XIV по XV века. В работах авторами дается правильная оценка нахождения на юге Нижегородского края Пургасовой волости, выявлено, что в татарский период Мещера была буфером между Русью и Ордой, что началось со времен междоусобицы Тохты и Нагая. Учеными в своих работах составлена предварительная схема этнического дробления и интеграции участков мещерского края в результате чего обосновывается тема возникновения в крае нового этноса - татар-мишарей.
3 Каптерев ГШ. Нижегородское Поволжье в Х-ХУ1 века. Горький. 1936г.
4 Муххамедова Р.Г. Татары-мишари. Москва. 1972г.
5 Федоров-Давыдов Г.А. Монеты Нижегородского княжества. Москва. 1981г.
Работы четвертого этапа изучения истории края составляют труды историков советского послевоенного времени. Это ученые М.А.Усманов, Р.Г.Муххамедова 4, Г.А.Федоров-Давыдов, В.П.Ма-карихин, И.Э.Фроянов, А.И.Халиков, А.М.Орлов, Н.Ф.Мокшин, Д.М.Исхаков, Ю.В.Сочнев, И.К.Инжеватов и другие.
В работах дан комплексный анализ исторических источников, введены в оборот всевозможные источники как русского, так и восточного происхождения по истории Руси и Золотой Орды на их стыке и взаимодействии между собой. Выявлено, что область звалась ордынцами Иски-юрт (Старый юрт). Р.Г.Муххамедовой анализирован вопрос наличия в крае самобытного этноса - татар-мишарей, опираясь на статистические данные последних двух столетий архивов по этнографии края. Доказано наличие в крае этнических коренных очагов данного этноса. И.Я.Фроянов рассмотрел предпосылки возникновения буфера в крае между Русью и Ордой, возникновение основ государственности. А.Н.Халиков доказал, что именно обулга-ризованные буртасы положили начало татаро-мишарскому этносу, сблизившись с кипчако-половцами, распространив свой язык и культуру на ордынцев.
В.П.Макарихин 6 показал, что усилению данного процесса способствовало участие этой этнической группы в качестве служилого класса на Руси в строительстве Московского государства. Обозревая литературу по нашей теме можно констатировать, что многие авторы освещают вопросы развития и возникновения этнических групп в крае в ХШ-ХУ веке большей частью косвенно, в связи с разными проблемами истории близлежащих регионов. Только отдельные работы по краю. Так, Д .К.Исхаков в своих работах показал и классифицировал, что тагары-мешаре как группа II уровня, а именно этнос, вышли из древнейшего очага - это темниковские татары, что есть группа субэтноса, которому принадлежало историко-географическое пространство - Восточная Мещера.
6 Макарихин В.П. "О титуле великого князя Нижегородского Дмитрия Константиновича в "Местных" грамотах XIV века." Верхнее и Среднее Поволжье в период феодализма. Горькнй. 1986г.
Во втором параграфе дается характеристика источниковой базы. По теме диссертации нами привлечены следующие типы источников:
1) Письменные (восточные, русские летописи)
2) Вещественные (археологические)
3) Литературные и фольклорные
4) Языковые
Летописные источники следует разделить на русские: московские, нижегородско-суздальские, рязанские и ордынские. В них фиксировалась информация на всем протяжении изучаемого периода. Более конкретную информацию дают акты, грамоты и другие официальные документы. По системе Л.В. Черенкина, А.А.Зимина документы края можно разделить на три группы:
1. Акты и грамоты, характеризующие борьбу феодалов за землю;
2. Акты и грамоты, характеризующие борьбу феодалов за власть;
3. Акты и грамоты, утверждающие систему высокоэкономического принуждения.
К первой группе можно отнести духовные и договорные грамоты великих и удельных князей, в которых прослеживается историческая география края, например, "Духовная грамота (первая) Вел. князя Василия Дмитриевича" от 1407 года. Интересен материал текущего делопроизводства, писцовых, переписных, приправочных, дозорных и других книг. Например, писцовая книга по Мещере "Мещерские книги письма и меры князя Левонтия Шеховского да подьячьего Бажена Степанова". Данные документы дают ясное представление об исторической географии края, принадлежности земель конкретным лицам. Надо отметить родословные мелких вотчинных князей и мурз. Все это, включая документы церковных архивов, источниковая база русского происхождения. Интересны данные золотоордынского происхождения. В первую очередь надо отметить работу иранского историка
Рашид-ад-Дина "Сборник летописей", сборник летописей " Кадыр Али бека, дастаны всевозможных авторов, исторические работы Се-ананг-Сеценя, Сеид-Муххамед-Риза, а также работу Фра Мауро.
В изучении темы большое значение принадлежит и вещественным находкам. Это этнографические данные - шаджары - родословные справки, писавшиеся на надгробных камнях, старинные карты и нумизматические данные. Все эти вещественные находки дают ясное представление о старинных ордынских населенных пунктах края, наличии старинных дорог. Ясно, что мещерские жители имели тесные экономические, политические и культурные связи с народами Руси и Золотой Орды. В диссертации использованы также фольклорные, литературные и языковые источники. В различных жанрах устного народного творчества сохранились сведения о конкретных татарских князьях края, их жизни в старинных городищах, военных сражениях. Но использовать сообщения устного народного творчества возможно лишь при глубоком анализе и сравнении с письменными и археологическими источниками. В языке потомков татар-мишар и эрзяновской мордвы сохранились понятия, свидетельствующие об определенном укладе хозяйства, о развитии торговли, наименовании денежных и весовых единиц. Это свидетельство постоянных экономических, политических и культурных контактов этнических групп в зоне этнических контактов - Восточно-Мещерского края. Глава 2. История колонизации края.
Состоит из трех параграфов, где рассматриваются основные этапы и формы развития внутренней и внешней политики Саровского региона.
В первом параграфе исследуется этическое состояние края к концу XIII века. Основы славянской народности рассматриваемого региона складывались в Х1-ХШ века в рамках племенной общности славян-вятичей и кривичей, а также славянизированных финно-угорских племен мордвы-эрзи, мещеры и частично муромы. Но в основ-
ном здесь присутствовал кривический элемент. В соответствии с историческими данными можно заключить, что славяне тремя потоками распространились в мещерском крае. Первый поток - славяне-кривичи со стороны Рязани и Мурома двигались по Мещере с XI века; второй поток - славяне-вятичи со стороны Мурома и Нижнего Новгорода двигались с XII века, третий поток - славяне-кривичи в середине XIV века полностью проникли в край со стороны русских княжеств. Проникновение славянских элементов в край не носило враждебного к коренному населению, завоевательского характера, было постоянное и периодическое. Их населенные пункты чередовались с местными мордовскими и буртаскими центрами, что привело к тому, что в Кирдяновской земле образовалась к XIII веку Пурга-сова Русь. Славяне несли в край новую систему земледелия, более прогрессивную, что привело к мирной миграции в край славян и симбиозу с местным финно-угорским населением еще в первом потоке, к мирной метизации этнических групп, что явно представлено в истории двух финских народностей: мещеры и мордвы-эрзы. До ордынского нашествия мещеры, как особой народности, уже не существовало, она русифицировалась. Благодаря тому, что первая волна ассимиляции мещеры была со славянами-кривичами, она унаследовала у последних даже большее число слов. Совсем противоположно происходила история мордвы-эрзизаэгот период. Эрзя строила свою государственность, этническую целостность, что известно, например, по истории Пургасовой Руси, когда происходил культурно-исторический взлет этноса, прерванный ордынским нашествием. Можно явно заключить, что накануне ордынского нашествия мордва-эрзя, как этнос, полностью сформировалась благодаря славянскому и частично булгарскому влиянию, в отличие от буртас, которые сильнее подверглись булгарскому культурному влиянию, а также влиянию половцев, кипчаков. По этническому состоянию края к концу XIII века можно сделать заключение. Если рассматривать саровскую землю как географическую область, то с севера на терри-
торию проникли очень небольшие этнические группы вятичей, зато с запада приток кривичей намного больше. С юго-запада проникли метизированные кривичами мещерские племена, с востока небольшая группа черемис. С юга проникли буртасы с булгарской культурой, с юго-востока небольшая группа татар-половцев, но основная этническая масса мордвы-эрзя. К началу XIV века славянизированная мещера и тюркозированные буртасы составили конгломерат, из которого стал выходить новый этнос - татары-мишары.
Во втором параграфе исследуется тема истории края в эпоху Золотой Орды, так как через мещерские земли проходили главные ордынские военные дороги на Муром, через край проходила постоянная миграция тюркского элемента. Особенно это стало заметно в 1298 году, когда ширинский князь БахметУсайнов пришел из орды Чагатая и вместе со своими воинами осел, захватив весь Мещерский край. С этого момента указанная территория административно принадлежала монголо-татарам, как ордынская автономия - Мещерский Юрт, состоящий из нескольких "тем", где "тьма" - единица административно-податного деления в русских пределах, созданная ордынцами. С середине XIII века край имел значение как центр баскачества - сборщиков дани, которая с Руси отправлялась в Орду. Сами баскаки проживали в мещерских городках. С приходом к власти в 1313 году хана Узбека центр мордовского улуса Мухши стал главным центром баскаков, столицей Золотой Орды, где сидел "дарога" - верховный управитель покоренной области. Это продолжалось до 1362 года, пока центр Золотой Орды в другую область - Дешм-и-Кипчак. К 80-м годам XIV столетия новая волна тюрков поступает в край в связи с боевыми действиями хана Токтамыша. Это привело к тому, что окончательно сформировался этнос татар-мишарей.
В третьем параграфе исследуется тема политики Мещерского юрта в фарватере политики Руси конца XIV начала XV века. В 1350 году нижегородский князь Константин Васильевич разрешил селиться в мордово-мещерских землях, бывших сельбищах мордвы. Это
способствовало тому, что в край стали приходить наиболее грамотные крестьяне, принося с собой наиболее прогрессивные методы ведения сельского хозяйства, так как в это время центром экономического развития и объединения стала северо-восточная Русь, а земли, окруженные труднопроходимыми лесами, реками и болотами были надежным укрытием от ордынцев, в Мещеру пошел значительный приток населения, более всего славян-вятичей с Севера и славян-кривичей с Запада. Так как славянские князья ставили погосты с церквями по мере продвижения волн мигрантов в край, колонизация произошла в основном мирным путем, путем облагания посильной дани для сбора. Для этого мордва-эрзя делилась на общины, называемые "сливы". Возглавляли мордово-мещерские общины старосты, сотники, десятские. Свободную продукцию податное население могло продавать в погостах, куда приезжали купцы или на торжках у рек. В Мещеру приходили и русские бортники, собиравшие мед со значительных лесных участков. По уровню правовой защиты свободные бортники приравнивались к феодалам. Славянская миграция в край привела к тому , что в начале XV века Городец Мещерский, Кадом и Елатьма стали значительными городами, где сидели русские наместники. Население русифицировалось, в следствие чего в крае уже проживали только мордва-эрзя, русские и татары-мишаре.
Глава 3. Внутренний строй Мещерского княжества и социально-экономическое развитие региона.
Состоит из одного параграфа. Саровские земли, равно расположенные от Рязани, Мурома и Нижнего Новгорода в радиальном отношении и были экономическим центром, к которому тяготела мордва-эрзя. Эта территория была буфером между Русью и Ордою, как зона межэтнического контакта. Но на пустом месте, без соответствующих предпосылок такой буфер возникнуть не мог. В связи стем, что Восточная Мещера была на границе стыка рязано-муромских земель - основы мещерского княжества сложились в рамках племен
ной общности славян-вятичей и кривичей, а также славянизированных финно-угорских племён мордвы, муромы и мещеры, где в основе был кривичский элемент. Создание княжеской власти протекало с явным прогрессом: переход от родового-племенного строя на феодальный, внедрение в Мещере передовой русской культуры воздело-вания злаковых и татарской культуры овцеводства, применение передовых технологий кожевенного производства и ювелирного дела, оставшихся от разгромленных монголами а начале XIII века Булгар-ского царства и развитых среди булгаризированных буртас, населявших Мещерский край. Все это привело в XIV веке к росту уровня жизни в землях, где ныне темниковско-саровский район Мордовии. Причины политического возникновения русского центра в Мещере -союз муромцев и рязанцев с Ростово-Суздальскою Русью в борьбе за политическое господство над мещеро-мордовскими землями против булгар, что даже привело к тому, что муромские и рязанские князья и бояре участвовали в трудные политические моменты в делах Рос-тово-Суздальского княжества, например во время гибели Андрея Боголюбского. При этом происходило усиление внутреннего волостного дробления, что привело к ХН1-Х1У векам к появлению термина "Мещерские волости". Поэтому предпосылки возникновения Мещерского княжества - это создание суверенных общин на основе системы погостов и развитие волостной жизни. Этот процесс шёл и в период Золотой Орды, так как князья Ширинские-Мещерские крестились и обрусели, приняв на земли и членов своих клановых организаций славянский образ жизни, комбинируя его со степным. Обул-гаризированные буртасы в Мещере сработали этническим буфером, приняв тюркский пласт и сохранив в ХШ-Х1У века княжескую власть. Поэтому Бахмет Устинович Ширинский - родоначальник князей мещерских - завоевал в Мещере земли не только мордвы-эрзи, но и обулгаризированных буртас, проживавших в её восточной части вдоль реки Мокши, которая звалась Тырницей в честь булгарского тотема XIV века - журавля.
К началу XIV века мещерскую княжескую власть усилили тюр-коязычные феодалы, как кадры становившейся новой иерархической феодальной системы. Из этих выходцев начинает складываться служилое сословие, основа будущего мещерского, а затем российского дворянства. Например князь Усекай Колончаков пожалован в Мещере землями от имени Дмитрия Донского, великого князя Московского.
Мещерская государственность сложилась из двух основных элементов - из старой мещерской основы русскоязычной мещеры, обулгаризованных буртас и мордовских этносов и наносного татарского элемента, сообщавшего старому оседлому населению новую государственную, кочевническую организацию. Носителем военно-^ монархической власти, опиравшейся на военную систему и силу, являлся хан - неограниченный повелитель, князь Мещерский. Край делился на четыре-пять частей с центрами, за каждый из которых отвечал отдельный татарский род. Эта четырехосновная система правления была характерна также для Крымского ханства, Казанского ханства, Касимовского царства. Власть мещерского хана считалась неограниченной, но она несколько умерялась советом (диваном), состоящих из четырех-пяти сановников-карачи, главным из которых был Улу-карачи. Все это был законосовещательный орган правления. Кроме этого был законодательный орган правления -"Курултай". Это было собрание трех сословий - духовенство, военных и землевладельцев в полном составе. Но данная форма государственности не выдержала перипетий времени, что привело к развалу Иски-юрта из-за:
1. Переноса золотоордынского центра в Темников.
2. Перехода от системы баскачества к тамге - пошлине от провозимых товаров.
3. Распада Золотой Орды.
4. Распада клановой системы ханства.
Археологические материалы и письменные источники позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на систематический грабеж и разорение мордовского народа монголо-татарами в Мещере, ремесло, торговля, земледелие развивались и совершенствовались. Подъем социально-экономического развития региона особенно наблюдался во времена хана Токтамыша и связано с курсом мещерских князей на единение с московским государством. В крае стала увеличиваться площадь обрабатываемых земель, распространяться паровая система, стрехполным севооборотом, особенно к началу XVвека. Политике единения земель края с землями северо-восточной Руси способствовало уничтожение русскими князьями в Мещере работорговли. Мещерская мордва стала активно включаться в борьбу русского народа против золотоордынского гнета, что видно, например, в 1444 году, когда совместными усилиями был разбит ордынский царевич Мустафа. Развитию экономики способствовало то, что новообразованный этнос татар-мишарей стал сразу "садиться на землю", начинать крестьянствовать, перенимая технологию земледелия у русских переселенцев. Хотя в культуре татары сохраняли некоторые особенности своего каро-киданского прошлого, например, в некоторых названиях элементов своего быта.
Глава 4. Формирование в саровском крае в конце XIV начале XV веков нового этноса - татар-мишарей.
Состоит из одного параграфа.
Первая развернутая этнографическая классификация этнокультурных таксонов татар Волго-Уральского региона появилась лишь в 1960 году. В основу этнокультурной дифференциации татар были положены языковые и культурно-бытовые различия, существующие внутри татарского населения региона, несмотря на некоторое смещение двух разных "разрезов" этноса - собственно этнического и этнокультурного, были выявлены данные таксоны:
у
Второй уровень - две "основные группы" (казанские татары и мишаре), составляющие этнос татар Среднего Поволжья и Приура-лья. Из этой типологии второй уровень имеет промежуточный характер, который ближе к образованиям этнического характера, один из которых - мишари. Наиболее древняя группа мишарей - темников-ская. Эта группа определена как основная. Формирование темников-ской мишарской группы связывается с активным участием кыпчаков области Дешт-и-Кипчак. Об этом процессе говорят всевозможные предания, бытовавшие среди потомков мурз и князей. Проникновение золотоордынских тюрок на территорию формирования темни-ковских татар началось довольно рано. Это происходило с XIII века, начиная с прихода Ширинов в край, чему способствовало и то, что 1313 года столицей Золотой Орды при хане Узбеке была Наручад в Мордовии. Несомненно также и ногайское влияние на формирование мишарского этноса в начале XV века. К этому времени этнос мишарей оказался сформирован в саровской земле, как зона этнического контакта средних веков. Он воплотил в себе всю самобытность исторического развития Восточно-Мещерского края средневековья, как места стыка Степной и Русской цивилизаций находясь на пути трансевразийских дорог. Впоследствии этносы с Мещеры мигрировали в своем поступательном развитии, Темниковскую как более древнюю группу от Сергаческой группы отличает и то, что первые до сих пор отожествляют себя с термином "томен" - "тьма", от чего произошло название Темников. Рост Московского государства землями на восток и юго-восток сопровождался миграцией мишар в том же направлении, так как они полностью пошли на службу к русскому царю, на охрану границ, формируя пограничные военные населения у засечных черт. Значение этого этноса для судьбы России огромно. Именно в Мещере возникает такая форма сотрудничества между русскими и татарами, как служба городовых казаков. Мишаре создали национальную самобытную культуру, переняв с переходом на оседлый образ жизни южно-русские-рязанские земледельческие тра-
^ Исхаков Д.Н. К этнической и этно-культурной дифферинциации татар Волго-Уральского региона. Этно-культурное районирование татар среднего Поволжья. Казань.1991г.
диции. Но надо отметить, что наиболее древний пласт мишар, как представителей наиболее самобытной культуры, обрусел, в связи с переходом последних на службу Москве. Это князья и мурзы: Акчу-рины, Менделеевы, Дашкины, Чеодаевы, Карамзины и т.д.
В заключении подводятся итоги исследования, вытекающие из предыдущих глав. Новый этнос татар-мишар вышел из конгломерата славянизированной мещеры и тюркоязычных буртас на что повлияло два наслоения ордынских тюрок Ногайской Орды. Проживая на буферной территории между Степью и Русью, они стали самобытным этносом, который способствовал росту Московской государственности. По диссертации можно привести следующие выводы.
Если рассматривать саровскую землю как географическую область, то к концу XIII века с севера в эту зону межэтнических контактов проникли очень небольшие этнические группы вятичей, несмотря на то, что данная территория была заселена мордвой-эрзёй, зато с запада приток кривичей был намного больше. С юго-запада ещё более проникли этнические группы метизированных кривичами мещерских племён. С востока - очень небольшой элемент черемис. С юга проникли большой группой буртасы, чем западнее, тем более они подверглись булгарской культуре со стороны Мурома и Кадома. С юго-востока проникли тюрки большей частью половецкой крови. Основная этническая масса края - мордва-эрзя. Если расположить наличие этносов по убыванию в процентном количестве к населению, то получится следующий перечень: мордва-эрзя, буртасы, славяне (кривичи), мещера, мордва-мокша, черемисы, мурома. Причем до ордынского нашествия ведущими были этносы: эрзя, буртасы, славяне; после нашествия: эрзя, буртасы, тюрки. С точки зрения пассио-нарности по теории Гумилёва, в первом случае наиболее пассионарны были славяне. И наиболее их метизации подверглась мещера, во втором случае наиболее пассионарны были тюрки, и наибольшей их метизации подверглись булгаризированные буртасы. К концу XIV века славянизированная мещера, булгаризированные буртасы и
тюрки составили конгломерат, из которого стал выходить новый этнос - татары-мишаре. Этому способствовал поэтапный приход в край тюрок. А имени :
С наступление конца XIII века Восточно-Мещерский край подвергся интенсивной интервенции тюрок Золотой Орды, в всвязи с тем, что через эти земли проходили главные ордынские сухопутные военные дороги на Муром. К 1298 году Бахмет Ширинский приводит в край тюрок каро-киданского происхождения из орды Чагатая из Северного Китая;
К концу XIV века наступает новая волна тюрок в Мещеру, на этот раз хан Тохтамыш привел этнические массы Ногайской орды в кр. г'
В результате этих процессов в саровских землях, как в зоне межэтнических контактов, сложился определенный государственный массив из двух основных элементов - из старой мещерской осно-*
вы русскоязычной мещеры, обулгаризированных буртас и мордовских этносов и наносного татарского элемента, сообщившего старому оседлому населению новую государственную кочевническую организацию жизни, которая стала оседлой с распадом Золотой Орды.
С середины XIV века формирующийся этнос татар-мишарей после Куликовской битвы стал "садиться на землю", начинает крестьянствовать. Из степного этноса они превращались в один из этносов края, который стал выполнять уже иные функции. Это охрана границ растущего Московского государства и ведение засечного хозяйства. Но этот процесс пошел с середины XV века, который в диссертации не исследуется. К началу XV века, благодаря наличию ногайского компонента, этнос татар-мишарей окончательно сформировался, что могло произойти только в Саровском крае. Это подтверждают этнические исследования, приведенные в работе. Генетическими этнографическими группами в составе мишарей оказываются северные (сергачская) и южная (темниковская) группы. Послед-
пе "тэмэн", является самой древней. Темниковская (саровская) подгруппа является наиболее древней частью южной группы мишарей. Она во многом оказалась "материнской" по отношению:: остальным подгруппам с "чокающими" говорами. После образования этноса татар-мишарей началось их расселение на восток в ХУЬХУН века. Этнос татар-мишарей глубоко цементировался и сохранился до сих пор.
Мещерское княжество как буферное между Русью и Великой Степью, оглаживая политику столкновений оседлых и кочевых народов, превращая их в мирный симбиоз, само претерпело из степного в центрально-европейское княжество многонационального, уже рос-шского толка, что и отразилось на :стории формирования этноса татар-мишарей. В начале этот тюркский пласт, сработав буфером против монгольской интервенции, стал равномерно поступательно развиваться, способствуя фрактовке ордынских военных частей в крае. Благодаря переходу к оседлому образу жизни и практике системы погостов, торговых пошлин, что привело к мирному развитию и процветанию края. Существовало связующее звено в торговле "Восток-Запад", которая достигла своего развития в XV веке, как фактор экономического роста края, а значит развития самого этноса татар-мишарей темниковской (саровской) группы, как самого древнего пласта данных татар российской государственности.
По теме диссертации осуществлены следующие работы:
1. А.И.Тарасов. Саровская твердыня. Саров, 1993 г.
2. А.И.Тарасов. Татары-мишаре в Нижегородском крае. /Нижегородский регион в истории Российской государственности. Н.Новгород, 1994 г.
3. А.И.Тарасов.О тьмах и мещерском юртеУ"Рязанский следопыт" ,№4.Рязань, 1995 г.
Подписано к печати 7.05.96. Бумага писчая. Печать офсетная. Форм.бум. 60x84. Заказ №224. Тираж 100 экз. Уел печ. 1.25 л. Типография города Нижнекамска. РеспубликаТатарстан..