автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Восточная тематика в русских путевых очерках 40-60-х годов XIX века

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Гасымова, Садагат Мусеиб кызы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Восточная тематика в русских путевых очерках 40-60-х годов XIX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Восточная тематика в русских путевых очерках 40-60-х годов XIX века"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИ!! ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ им. М. <К. АХУНДОВА

На правах рукописи УДК 8 —4 882. 89: «18» 19 век

ГАСЫМОВА САДАГАТ МУСЕИБ кызы

ВОСТОЧНАЯ ТЕМАТИКА В РУССКИХ. ПУТЕВЫХ ОЧЕРКАХ 40 — 60-х ГОДОВ XIX ВЕКА

10.01.01 — Русская литература

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Баку — 1994

Диссертация выполнена на кафедре истории русской классической литературы Азербайджанского педагогического института русского языка и литературы им. М,. Ф. Ахундова,

Научный руководитель:

кандидат филологических наук, доцент М. А. АХМЕДОВА.

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Р. М. НОВРУЗОВ,

кандидат филологических наук, доцент М. А. ЯКУБОВА.

Ведущая организация: Институт литературы имени Низами АН Азербайджанской Республики.

Защита состоится « » 1094 года в часов

на заседании специализированного совета Н — 054.07.01 по защите дис^ сертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук при Азербайджанском педагогическом институте русского языка и литературы им. М. Ф. Ахундова по адресу: 370601, г. Баку, ул. М. Б. Касу-

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке АПИРЯЛ имени М. Ф. Ахундова.

мова, 1.

Автореферат разослан «

1994 года.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат филологических наук, доцент

01ЯАЯ XАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Одной из важнейших я актуальных том поалецних десятилетий по-прежнему оатаетая тёш межнациональных отношений. В поле зрения исследователей находятся вопросы взаимообогаие-иия, взаимопроникновения литератур. В настояаее время, когда вое более развиваются и утепляются связи между Воотоксе* я Запацш, вшино проследить становление и развитие этих связей. Отаяда актуалыюатв такой темы, как отражение Востока в русских путевых очерках 1В40-10б0*годов,

Понятие "Вооток" - широко и многогранно, охватывает разные регионы к связано о историей и культурой разных народов. Ми ограничиваем исследование регионами Кавказа, Ближнего к Среднего Воатока, а такха Воогочноазиатаюши охранами /Япония, Китай/.

Отношения России со странами и народами Востока уходят а глубокую древность. Первоначально сведения о Востоке находили отражение в "Хождениях" - памятниках древнеруоокой литературы. в "хоэдениях" уае начала вырисовываться характерные для "путешествий" XIX века особенности: ведение повествования от плени автора - путеаественпш'л, переложение аоойаенпй встав-нши новеллами, лврпчзокпш отступлениями н т.д.

Х¥Ш век дал пренмуцаогабяяо "учение" "путешествия" о Воо-тога, авторами которых <3шш землепроходцы, путешественники -учааиэ. Первая треть ИХ века - новый этап в развита руооко-яоогопшвг отношений, связанный о обдеотвенно-полатичеоютш!

/открытие Азиатского университета^ Петербурге, специализированных ка;вцр в Москве, Петербурге, Казани и др./ и социально-экономическими факторами. Уто период бурного разлития российского воотоковедеиия,

В 40-60-ие годи XIX века развиваются и укрепляются политико-экономические овлзи как между регионами России, так и о друг шли странами Востока. Все это в той или иной мере находит отражение и в художественной, и в художественно-публицистической литературе. Жанр "путешествий" зенимал особое место в литературном процессе. Он давал возможность и специфической повеотпователыюй |орые показ шшдь жизнь раз них стран и народов, знакомить с их общественным устройством, битом и нравами, материальной и духовной культурой, затрагивать важное проблемы современности.

• Путевой очерк, или "путешествие" завоевал прочное место

»

б периодической печати. Являясь плодом наблюдений и анализа увиденного в пути, "путешествия" несут п себе большой паша-ваг ельный материал, становятся заметной частью духовной жизни, влияю!" ла выработку эстетических представлений.

Руаскке ггиоателп, путешественники, ученые, обращаясь к кизни других народов с огран, расширяли овой кругозор к обо-ганает собственную литературу. Тагам образш, вопрос оЗ отра-воипя вооточноИ тшы и дояре "путешйотвио", о ого обогааонш в ргактш клеог опредслеишШ интерес к актуальность, - оаэбешю еагш учооть, чго с поашшдо гады в литературоведения вазноэ ко от о в£шш£эт пролома, сшязшшш оо спецификой канроз.

Разработаянооть проблемы,

Вопроси русоко-восточних связей XIX века затрагиваляаь как в связи а изучением творчества А.С.Пушкина /труды И.С.Бра-гшюкого, Д.И.Белкина, Ь'.А.МаЙмина и др./, так и в связи о Отражением восточной тематики на страницах руоских изданий. В диссертациях и монографиях азербайджанских ученых эти вопроон нашли широкое отражение. Ми имеем в виду монографии М.Рафили, Ш.К.Курбанова, М.З.Садыхова, А.Дк.Гаджпева, кандидатские дио-оертации С.К.БашировоЙ, Ш.М.Аббаоова, Ф.Р.Мурадовой и цр. Исследования этих ученых касались прежде всего "кавказского" или "азербайджанского* материалов, без выделения произведений, наппоаяных в кан^е "путешествие", в особую тему иооледованил, за исключением монографии А.Дж.Гаджиева "Развитие очеркового жанра в руоской литературе XIX века" /Баку,1984/, где рассматривается тематическое своеобразие жанра, новаторство "Путешествия в Арзрум" А.С.Пушкина я его воздействие на современную и пооледушую литературу о Кавказе.

Работа А.Дк.Гаджиева охватите? в основном произведения на кавказскую тему первой трети XIX века. Цезду тем 40-60 годы XIX века дают большой и интересный материал для того,чтобы показать дальнейшую эволюции яаира "путешествие" но ?аяь го яа "кавказском" материале, но и более широко - на материала трубежяого Воогока.

В чаотноотя, не исследовали татао темы, как персидская, •урэцкая, нашедшие отргпеянэ в заяре путевого очзрка. В со-едине века Ближний а Средний Вооток по ряду причин оказана-

ются в паю зрения русских ориенталистов. Среди авторов "путешествий" - видающиеся деятели русской паут Ад.Берже.А.Ума-лвц, В.Диттель, И.Н.Березин, А.Рафалович и др. Их произведения моию отнести к особой разновидности - так называемым "ученш "путсыоствкям", содержании большой <{лктический материал- Они обогащали не только науку, но и литературу.

Политико-экономические и научные интересы Рооояк середины пока овязшш также о тшшш странами, гак Япония и Китай. Очерки Гончарова "<3фегат "Ппллада" явились прямш результатом экспедиций Путятина. Произведение Гончарова привлекало шима-нио как исследователей его творчества /Л.Г.Цейтлин, Ю.М.Лониц, Б.А.Нсдзвецкий и др./, так и исследователей калра "путешествие" Л5.Г.Горенштейн, В.А.Михельсон, В Л! vI'yi.iiiHcKKit/. Опираясь на отя исследования, диссертант рассматривает "фрегат "Палла-ду" в аспекте отражения в не Л восточной тематики и в сопоставлении о произведениями других авторов, обрацавцихая к этой же тематике.

Объектом исследования явились публикации русских зурна-лов 1840-1050 годов /"Современник, "Отечественные; записки", "Моаквитшш:" и др./, а также газета "Кавказ", посвяцсшше вое-точной тематике. Широко привлекаются "путешествия", созданные известлши учеными-воотоковедг&га, а такзее путель-о очерки, авто-' рами которых были представители "то аса oil литературы", публи-циотичеокие статьи и рецензии, позволяющие понять остроту я актуальность проблем, затронутых в канра "путешествие".

Предметом исследования послужила проблема обогащения жанра "нутеавотвло" повюи темами, проблегшгш, хуцсиестваинши

приемами.

_ проследить процесс обогвцеты жанра "путешествие" на примере путевых очерков, посвтацешшх восточно,'! тематике. В процессе работы решались следующие задачи: выявление в яурпалйно-гаэетной прессе произведений, написанных в кайре "путешествие", анализ художественно-публшша-тических и "ученых" "путешествий" о точки зрения освещения в них восточной теми, прослеживая традиции и новаторство путевого очерка 1840-1£т60 голов, эволюцию жанра, его особенности.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые сделана попытка на разнообразием "восточном" материале /темы Кавказа, Турции, Персии, Японии, Китая, Сибири/ проследить обогащение жанра "путешествие" и его эволюции.

В центре внимания оказались как крупные, этапные произведения в развитии этого жанра - "Путешествие в Арзрум" Пушкина и "1регат "Паллада" Гончарова, так и произведения "маооовой литературы".

Методологическая основа исследования - достижения современного литературоведения в изучении межнациональных литературных связей, а также литературных жанров, закономерностей их изменения и развития, традиций и новаторства.

В основу методики исследования положены иоторико-литера-турный и сравнительно-типологачеокий принципы;

Теоретическое значение диссертации заключается в выводах о восприятии Востока, его стран я народов руоской литературой и востоковедческой наукой в середине XIX века, о специфика жанра "путешеотвие", законсмерностях его развития, изменениях а функционировании в литературном процессе.

ирактическое значение работы: содержите и выводы циооор-тации могут бить использованы в вузовском и школьна.! преподавшим русской литературы XIX века, в спецкурсе и спепаемияа-рах, на факультативных занятиях.

Апробация циосергации. Работа вшолнена на кафедре историк русской классической литературы Азербайджанского педагогического института русского языка и'литературы им. М.ь.Ахундова. Основные положения и выводи наследования нашли отражение в выступлениях на меквузовоких научных конференциях, в статьях и публикациях автора йп страницах республиканской печати.

Структура работы. Диссертация состоит из введения,грех глав: I. - "Кавказ в путевых очерках 1840-Ш0 годов", П -"Ближний и Средний Восток в очерках путешествий", Ш - "Восточная тематика в творчестве И.А.Гончарова /"¿регат "Палладп"/, заключения, содержанего выводы, и библиограф игл использованной литературы. . *

Объем работы{150 страниц машинописного текста.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность и научная новизна избранной темы, дается критический обзор источников, имеющих непосредственное отношение к исследуемой проблеме, определены цель и задачи исследования, возможности практического применения положений диасерташси.

В первой глава - "Кавказ в путевых очерках 1840-1060 годов" - рассматривается вопрос об эволюции кавказской темы в жанре "путешествие", роли жанра "путешествие" в деле озяаксм-

ления русского читателя с Кавказом.

В работе подчеркивается, что первые произведения,затрагивающие тему Кавказа, созданы именно в этом жанре. Это но является случайным явлением: возникшие еце в древности и постоянно развнваюциеся торговые и экономические связи меяду Западом и Ноотоком находили отражение в тех произведениях, . которге представляли собой "кальки о действительных путешествий". Мы имеем в виду "хождения" /или "хоженяя"/, в которых уае наметились черты, приоуиие жанру путевого очерка.

Развитие кавказской темы, ее обогащение било подготовлено научными экспедициями на Кавказ, связано о накоплением необходимых сведений о природе и народонаселении южных областей России. Сведения по географии-, о растительном а животном г-зра, геологии, минералогии, экономике Кавказа дают возможность по-отичь своеобразие различных национальных культур. Обширный а конкретный материал о природе п народонаселении Кавказа, ооб-ранный экспедициями П.С.Далласа, С.Г.Гмелина, И.А Л'ильденатед-та, О.Д.Бурнспзва п'др., подготавливал важные теоретическиз выводы, содействовал выработка ооцяальпо-иоторичеокоЗ кояцев-ции низнн народов Кавказа, пониманию зависимости нацаояальяо-го характера народа о? хозяйственной деятельности, гвографзчэ-01шх в пшп условий физического его оуцеотвоваяюг.

В первые десятилетия XIX века оведевпя о пароде Кавказа возраствэ?,у?о"чшштоя знания о социальной структуре, общественной япзяп Кавказа, что подготавливало богатую почву для ппоателей, облегчало познание суцности лизни кавказских народов. Первооткрывателями Кавказа в русской литературе было оу&дено стать декабристам и людям, причаотнкл к еобгтгзяи 14

декабря 1825 гоца. Стремление изучить неизвестный ранее |фай приводило к обаепию как о простым народом, так и о представителями кавказской общественности, обору исторического к этнографического материала, интересу к языкам и произведениям на-родгого творчества.

Жанр "путешествие" .занял едва ли не главное место в творчестве писателей-декабристов, что отчасти связано о их служебной деятельностью и необходимостью передвижения из одного района Кавказа в другой. Но главное вытекало из активной жизненкеЗ

а

позиции, стремления изучить те юта кные'-проблемы, волновавшие обаоство, к предложить свое решение сложных обпественяо-лаян-тических вопросов. Мы имеем в виду "кавказские" "путешествия" /"дневники", "дорожные писька", "журналы путеаеотвик / декабристов В.Кюхельбекера /"Письмо к Тушяскоау"/, И .Суханова /"Взятие Гянцки", "Красный ыосу", Илиоавегиольская дошша®/. Б.Дпчанова /"Дневник следователя посольства"/, а такте ¿.Саакова /"Писька из Грузил"/, ¿.Грибоедова /"Путевые аапиокн"/ в др.

Дрн ог те; обпая вволэция кайра "путешествие" связана с ослабление!8, субъективного начала, приоуцего пноателяы-аентвцеи-талмотам и романтикам, Все более путевой очерк сближается о "ученш" "путешествием", сообцаюавы точаыо данные о хозяйстве, экономике, социально-политической атрое народов. Эволюция в воскраятап кавказской ¡¡таи нашла отраженке в нарастании тенденций достоверности и воторпзиа в описании быта народов,формировании нового, более близкого к реальности представления о народах Кавказа, Язашодейстше науки и искусства раздвкга-

ет границы и возможности эстетического познания до таких пределов, гагах литература до романтизма еще не знала.

"Кавказские" путевые очерки А.Бостужева-Марлкнского, писателя, публициста, этнографа, занимают особое место среди произведений этого жанра. Отличаясь богатством и многообразием содержания, соединяя высокую художественность с научностью, они насыщены конкретными описаниями и деталями из жизни народов Кавказа. Мы имеем в виду.такие произведения писателя-декабриста, как "Прощание с Каспием", "Путь до города Кубы", "Горная дорога из Дагестана в Ширван через Кунакенты", "Последняя дорога к старой Шемахе", "Переезд от с.Топчи в Куткашен", "Дорога от станции Алмали до поста Ыугансы". /1834-1836/, в которых проявились художественные принципы писателя-романтика: словесный орнаментализм, пышные метафоры, яркость, эффективность,1фа-сочиость стиля.

Автором очерков была нарушена грацищя выделять в заглавии произвеления места, назначения поездки. Бестугкев-Марллнскип не дает своим путевым запискам общего названия, лодчеркквающо-го конечный пункт назначения, а разделяет, юс на несколько под-главок, названия которых фиксируют тот или иной отрезок пройденного пути. Ого новаторство будет подхвачено авторами путевых очерков 1840-1Ь50 годов, а романтическое восприятие Кавказа, романтический стиль найдут свое продолжение.

В качестве примера диссертант подвергает иоследованио очерка Султана Казо-Гирея "Долина Ажитугай" /"Современник" -1836. - № I/, адыгского просветителя, на духовное развитие которого большое воздействие оказало знакомство со многими дея-

теляш русской науки и культуры.

Самобытность и неповторимость произведения Казы-Гирея во многом объясняется биографией автора, ого особым углом зрения: Кавказ дается здесь в восприятии уроженца этой земли, горца, надолго оторванного от родшш, от обычаев предков и вновь увидевшего знакомые места. Это очерк-воспоминание о годах детства и юности, вместе с тем йдесь высказаны мысли и чувства от соприкосновения не только с прошлым, но и с настоящим. Читателя подкупает неподдельная любовь к родным местам, к родному краю, предельная откровенность в мыслях и чувствах, стремление передать то, что думает и чувствует автор.

Он широко использует прием сопоставления, что помогает уяонить сегоцняшдага жизнь автора, ту высоту, о которой он воспринимает свою родину после долгих лет разлуки о ней.

Главный показатель романтического произведения — образ автора, лирического героя, его внутренний мир, «го духовное богатство, открытость миру природы и неприятие реальных отношений, сложностей и пороков окружающей среды; Подобно "естественному человеку" Руссо, герой отвергает город, цивилизации, уродующую человечеокие отношения, переживает невзгоды, выпавши а на долю его роцшш.

Кавказ был родиной русского романтизма, вместе с тем одно из первых реалистических проиаведеиий связано о Кавказом. Мы имеем в виду "Путешествие в Арзрум" А.С.Пушкина, включившее вое лучшее, что было накоплено русской прозой и ставшее вершиной в развитю очеркового жанра 30-х годов.

В процессе работы Пуякин оознательно стремился к обновления канра "путеаеегм?", он даучал "путешествия" русских зем-

лепроходцев и ученых Х^И! века, которые привлекали его точностью и документальностью, отсюда его понимание самого жанра "путешествие", главным объекта.! которого является не путешественник, а коренное население и природные условия чужого края. Точность, документальность, научность, сочетающиеся о художественностью, - особенность пушкинского произведения,

Пушкин резая свою задачу на кавказоком материале, излюбленном романтиками, логдал привычные представления о том, что такое Кавказ и как следует писать о нем. Он стремился к точному, почти научному изображению особенностей инонациональных ^ характеров. Реалистический характер носят и пейзажные зарисовки, и батальные сцены. Образ автора приобрел в "Путешествии" оообый характер.

Художественные открытия Пушкина не сразу и не у всех завоевывают признание, однако обцая тенденция большинства произведений о Кавказе - стремление к реализму. Эта тенденция проявляется в произведениях разных авторов. Особенностью многих очерков является то, что гос авторы преследуют прекде всепо намерение дать практические советы в связи с хозяйственным освоением Кавказа. Эту цель ставит ГерзИ' в очерках "Путешествие в южные провинции России, прилегающие к Каспийскому и Черному морям", посвятив их вопросу о состоянии и развитии шелководотва. В путевых записках В.Г'.'Сухум-Кале" даются рекомендации об использовании бухты для военных и торговых отношений.

На страницах газеты "Кавказ" публикуется множество очерков "путешествий" по Грузии, Азербайджану, зяакомяцюс о бытсм, хозяйственной деятельностью, природой. Здеоь мы встретим как описания городов о их своеобразной архитектурой, так

~л отдельных селений; авторы стрештся поведать исторические легенды и сказания, заметить проблески нового в жизни народов Кавказа. В очерках рисуется как повседневная жизнь, так и религиозные праздники. Здесь отводится место описаниям жен-оких трэдов, убранству цомсщ.

Особую группу произведений о Кавказе составляют "ученые" путешествия". Их авторы преследовали прежде всего научные цели, но нередко в них проявлялся дар рассказчиков. Материал излагался в форме дневников, писем, заметок, путевых очерков,отчетливо прослеживался маршрут путешествия, что придавало занимательность и разнообразие описаниям, предметы сменялись сщин за другим по мере того, как они представали путешественникам.'

В качестве примеров подобных .сочинений диссертант останавливается на произведениях известных востоковедов А.А.Зиссер-мана и И.Н.Березина.

В очерках Зиосермана "Десять лет на Кавказе" содержится богатый и интересный фактический материал. Главной побудительной причиной интереса к Кавказу он считает произведения А.Еес-туаева-Марлинского /его кавказские очерки и повести "Аммалат-бек" и "Мулла Hyp", создавшие у читателей образ Кавказа как "обетованной земли"/. Отметим, что ссылка на Бестужева-Марлш-ского и полемика о ним были обычными для путевых очерков по Кавказу многих авторов, и Зиосерман не исключение.

У Зиосермана сталкиваемся еве о одной особенностью этого жанра - подчеркивание недостаточности оерьезных исследований о Кавказе и 1фитика превратных представлений об этда крае у многих олучайно заезжих туристов, которые считали своим долгой

целиться о читателями своими необыкновенными приключениями. Эиссерман стремится указать на недостаточность публикации и в то же время подчеркивает значительную роль местной руаокой преосы в пропаганде исторических сведений о разных регионах Кавказа.

В жгазой, увлекательной беседе с читателем Зисоермая касается истории кавказских народов, обычаев, нравов, вероисповедания, особенности языка и культуры; выявлении своеобразия неповторимых обликов восточных городов.

Монография И.И.Березина "Путешествие по Дагестану и Закавказью" /1В49/ не потеряла своего значения до настоящего времени как наиболее достоверное исследование о Кавказе. Автор дает подробные описания городов Дагестана и Азербайджана, делает исторические экскурсы, его интересует экономика, материальная и духовная культура народов, быт и нравы кителей.

Своеобразным дополнением к "Путешествие по Дагеотану и Закавказью" является его очерк "йндуоы на Апшеронакса полуострове", опубликованный в "Отечественных записках", в которсм красочность описаний монастыря, карвая-сарая, часовни сочетается о точностью, научностью, постановкой проблей;, связанной о отшельниками, апвугшми в монастыре; кто она, гебрн или папуси.

Изучая журнальную а газетную прессу соредгаш XIX века, нельзя на заметить качественно повых тенденций, характерных для этого времени: наблщается дальнейший рост лпчннх а общественных связей писателей России и Кавказа, делает значительный sar вперед русское кавказоведение, все.чада русская лиге-

ратура обращается к изображению кизни кавказских народов. Вое это явления исторически закономерные.

1840-1850-ые годы - важный период в историческом развитии руоокого очерка, определивший и особенности развития воей руо-окой литературы, утвердившейся на пути реализма. В 40-о годы очерк становится едва ли не главенствующим жанром русской литературы. "Физиологический очерк" последовательно аналитический жанр, отвечавший-духу времени. "Физиология4 - это не просто очерк, а очерк, преследовавший цель научного исследования. Исследования опирались на' данные точных наук и вырабатывали свой метод. Однако "физиологический очерк" просуцеотвовал недолго: он перестал бить структурно оформившейся разновидностью канра ухе к 50-ым годам и уступил свое место новому типу очерка 60-х годов, получившему овое развитие в творчестве писателей-демопатов Н.Г.Помяловского, Ф.М.Решетникова , В.А. Слепцова и др. ' *

Авторы "путешествий" о Кавказе были исследователями, землепроходцами, путешественниками. Они не могли не воспользоваться опытш_своих современников, их произведения шли в русле общего литературного процесса.

■ Еще в начале XIX века, когда главенствующее место в руо-окой литературе принадлежало битовсиу нравоописательному очерку и очеркисты изображали не только "нравы" определенной сош-альной, но и географической среды, сложилиоь определенны; традиции, присущие канру "путешествие" и нашедшие отражение, в частности, в очерках на кавказскую тему. Путевые очерки имели ряд ах од и их моментов: объяснение причин написания очерков мач

изученноатыо края, обязательное поовяиение, предупреждение о "слабости пера", оправданием чему служили просьбы друзей о публикации интимных страниц, написанных для себя и для тесного груга друзей.

В "путешествиях" затрагивались вопросы, связанные о политикой России на Кавказе, военными событиями; автора очерков' стремились не только передать свои впечатления от воаприятия других народов, их материальной и духовной культуры, общественного устройства, но и заглянуть в будуцее этого 1фая, познакомить читателей о собственными проектами освоения Кавказа.

В 1840-1830-ые годы отпала необходимость в поовяиеняях, причтена написания очерка объяснялась не столько малоизученной-тьй края, сколько ложными, далекими от реальной жизни романтическими представлениями. Не было теперь предупреждений о "слабости пера", продолжена была 1фитика других авторов - путешественников, имела меото и самощэитика, самоирония. Заметно стремление авторов к цивилизации очерков, использовании элементов других видов очерка: портретного, проблемного и других,чг о обогацает жанр "путешествие". Среди авторов путевых очерков было немало ученых - ориенталистов, они вносили в овои прокзве-хения точные наблюдения, цифры, фактические данные, ссылки на тучные источники. В то же время они попользовали художественна опыт писателей, поскольку ориентировались не только на ш-■ателя-ученаго. В овею очередь, писатели также использовали остижения ориенталистов. Шел процесо взаимообогацения. Жанр ду-евого очерка обогаядлая новый содержанием, описания станови-ись более достоверными, -точными, документальными.

В "путешествиях" все более чувствовался "сборный жанр" /Т.Роболк/, включаюцяй в себя элементы разных жанровых образований, что, однако, не означало подчинения чужой жанровой логике - научной.

Вторая глава - "Ближний и Средний Восток в очерках путешествий" - поовяцена освецению турецкой и перовдсхой тем в жанре "путешествие". В работе отмечается, что интерес к зарубежному Востоку был вызван историческими событиями тех лет. В начале 1к50-х годов в европейской политике вновь выдвигается на первое место так называемый "восточный вопрос", связанный о глубоким внутренним кризисом Османской империи и освободительным движением населявших ее народов, а также борьбой европейских держав /Англия, Франция, Россия/ за господство на Ближнем Востоке, приведшей к Крымской войне 1853-1856 годов.

В то же враля развитие экономических и культурных связей Роосш оо странами Ближнего Востока и Иранси привело к тому, что многие государственны® и общественные деятели Роооии почу-вотковали настоятельную необходимость в серьезном изучении восточных языков, быта и иотррии народов Востока, что привело к активизации научных поисков в области востоковедения. При этом необходимо заметить, что русская востоковедческая наука в лице авоих лучших представителей руководствовалась не только требованиями, предъявляемыми правящими кругами России, но и вдохновлялась подлинным, вполне беокррыотнш интересом к народам Востока.

Большая рсяь в изучении восточных стран принадлежала отдельным научным центрам и учреждениям, а такяг ррупнейпим уче-

яьм-арабистам и тюркологам: М.Казем-беку, М.Дж,.Топчибадеву, К.М»Базили, И. А Лихачеву, А.В.Норову, А .С .Умапяцу, В.Ф.Дит-тол», Й.Н.Березину, А.А.Рафаловичу, А.П.Милюкову и др.

Руоская периодическая печать охотно предоставляла своп страницы как публикациям ученых востоковедов, так и публицяо-там, проявлявшим большой интерес к современному Востоку. В крптичеоком и библиогрофическал отделах журналов отводилось эначительное место анализу научных исследований и очерков путешествий»

В развития прогрессивных сторон русского востоковедения, как и в развитии жанра путевого очерка большую роль сыграла революционно-демократическая мысль середины века. В публицистических и литературно-критических статьях В.Г.Белинского, Н. А .Добролюбова, Н.ГЛерншевокого, Д.И.Писарева есть немало высказываний, свидетвльотвуюцих об их постоянном интересе к Востоку, его историческому прошлому и современному положения, его литературе и искусству. "Учэяыа" "путешествия" дали воз- * ыожнооть теоретикам литературы высказать овое представление о том, какими должны быть .вообие произведения, написанные в жанре "путешествие". Если обобщить оказанное ими, то основная мысль сводитоя к роди автора: автор путевых очерков должен быть мыслителем и художником, человеком широких взглядов; он должен ; быть не только наблюдательным, но и уметь передать овой взгляд на увиденное, затронуть живые я современные вопросы - оловом, автору отводится едва ли не главная роль в повествовании.

Одно из требований касалось изложения материала. Здесь зе должно быть строгой системы "схоластической, безяизнеяг'оГг

учености" /Добролюбов/, научность должна сочетаться с популярностью и живостью изложения. Только тогда они будут выполнять овею главную задачу - знакомить широкого читателя о различными областями социально-политической, о кон оми ческой, культурной жизни какой-либо отраны.

Все эти идеи, высказанные выдающимися представителями революционно-демократической мысли, не могли не учитываться теш, кто обращал ей к жанру "путешествие".

■Анализ произведений, посвященных странам Ближнего и Среднего Востока, автор работы начинает о "Путешествия в Арзрум" А.СЛушкина, в котором определенное место занимают "турецкие"' и "персидские" страницы.'

Очерк Космократова /псевдоним Титова/ "Восточная жизнь" в известной мере продолжает развитие тем, намеченных Пушкинда. Автор ставит целью развенчать романтическое представление о Востоке, показать те изменения, которые происходят в этих отравах Под воздействием времени. Он пытается проникнуть во внутренний мир восточного человека, понять его изнутри, приблизиться к пониманию его миросозерцания, мировосприятия. Отсюда использование такой особенности жанра "путешествие", как противопоставление "овой" - "чужой", сопоставление, сравнение "своего" и "чужого". Наблюдения Титова касаются общественного устройства, отношения к религии, нравов и обычаев.

Считая, что понять характер народа - значит обратиться к его художественному творчеству, автор много внимания уделяет "Сказкам Шехерезвдн" и Корану. О литературе турок он оудит по песням и изуотным сказкам меддахов.

В "Воспоминании о путешествии в Персию" неизвестного автора также заметяо стремление уловить особенности национального характера через его искусство. Подчеркивается, что' в жизни персов изящные искусства занимают огромное место. Подробно излагается история развития персидской архитектуры. Прослеживая развитие литературы, автор подчеркивает значение творений Саади, Га^кза, Фирдоуси.

Ряд очерков строится как описание отдельных городов. Таковы очерки В.Г.Теплякова "Сарай-Бурну" и Л.И. "Тегеран". Тепляков обращается к истории, подчеркивая, как одна цивилизация сменяет другую, культура одного народа сменяется культурой другого.

Очерк "Тегеран" начинается традиционно: о размышлений автора, знакомого с Персией по книгам, о тем, что книги не могут дать действвителъного представления о персидском городе вообще и о столице Персии, в частности. Автор находит в нем много черт, присущие всем персидским городам. Ко главяоз внимание сосредоточил на характеристике разных социальных слоев и разных групп населения. Он останавливается на повседневной жизни города и празднествах.

Очерки С.И.Черняева "День персиянина" и "Судьба женщины на мусульманском Востоке" представляют собой очерки социально-бытового характера, поскольку заостряют внимание на частном быте мужчин и женщин, их времяпровождении, интересах.Клюки к ним очерки М.А.Гамазова "Внутренность гарема персидского шаха", А.С.Уианца "и Турции и Персии", "Из записок русского на Востоке".

' МД.Га'лазоз в очерках "О Турции и Персии" уделяет главное внимание описан ко памятников старины, млид. , базаров, загородных садов Шираза, казаетоя положения жепгошы в странах мусульманского Востока,

Среди тех, кто внес несомненный вклад в изучение Турции, следует назвать А.А.Ра^аловича, его "Этнографические очерки Константинополя".

Ряд очерков о Турецкой империи написан И.Берез иным, В.Дит-тель - автор "Очерков путешеотвия по Востоку о Ib42 по 1Ь45 г."

Оообо отметим "путешествия",* созданные людьми,'далекими от науки - художниками. Так, А.Д.Салтыков, художник-любитель, побывал в Персии, и очерк его "Путешествие в Персию" был опубликован в журнале "Москвитянин". Другой художник, И.Д.Захаров, интересовался некоторыми, подробностями турецкого быта, встречался с представителями высших кругов, йд иаллсаны "Путевые записки русского художника, собранные во время путешествия по Роооии, Турции, Греши, Италии и Германии."

Исследователь жанра путевого очерка Н.М.'Даолова считает, что публицистике "приаупе единство рационального и эмоционального, единство понятийных и образных элементов", и "преобладание одного из них в произведении "путешествие" дао? возможность 'выделить два больших типа образных характеристик" ДЗаслова Н.М. Путевой очерк: проблемы ¡шнра. - М.,1980/, В случае, когда в

' J

путевом очерке преобладает рациональный мсыент, главное значение придаемся дегаляы - понятиям. Если главеотвует эмоциональное восприятие !яира, здесь шее? меото образная детализация. Если исходить пз этой классификации, то "учеяыа" "путешествия",

рассмотрсннне нами, следует отнести к первой группе, ибо в ягос главное внимание отводится деталям-понятиям.

Авторы "путешествии" преследовали разные цели в связи с их профессиональной направленностью к цредметсм изображения. Большинство авторов - ученые-востоковеды /Ад.Берже.А.С.Уманец, ВЖДиттель, И.Н.Березяя, М.А.Гамазов, Л.Рамалович и др,/,и" их "путешествия", хотя и несут опыт писательского творчества, скорее относятся к "ученым" "путешествиям", однако и в такал качестве они не могли но оказать определенного воздействия на развитие жанра "путешествие". Преследуя задачи научного характера, популяризируя научные знания среди широкого читателя, их авторы заражали своей увлеченностью, взволнованностью. Их сочинения содержали богатый фактический материал,обо-гацаяи и науку, я литературу.

Нельзя не обратить внимания яа то, что и в "ученых" "путешествиях" этого времени проявляется в Солыаей или в меньшей степени личность автора, его взгляд на мир,. Это заметно и в по» лемике о авторами специальных работ, и в оаылках на печатную литературу, на устные ра'осказы очевидцев, и в отборе документального материала.

У одних авторов - интерес к древней культуре народов,они строят овой рассказ на описании памятников культуры и искусства. Другие авторы стремились дать представление о жизни разных слоев сбиества, 1^>етьи - затрагивали частные проблемы /положение жениины на Востоке, дервиши и т.д./. "Путешествия]! отходя от простого фиксирования фактов, тли к проблемному их осмыслению.

Третья глава - "Восточная тематика в творчеотве ИД.Гон-чарова /"Сфегат "Поллада"/- посвящена анализу выдающегося про-из ведения 50-х годов, написанного в-жанре "путешествие".

"Орегат "Паллада". Очерк путешествия в двух томах" - это рассказ обо всем увиденном я пережитом во время кругосветного путешествия на военном паруспад корабле. Из множества тем,затрону тцх в произведении И.Л.Гончарова, в диссертации главное внимание уделяется японской и китайской.

Перед писателем стояла сложная задача, так как Япония была почти неизвеотна tie только широкому tpyry читателей, но и специалистом - востоковедам в силу политики замкнутости и от-, чуждення, проводившейся правительством этой страны. Образ Японии и японцев складывался в России долгое время под влиянием сочинений европейских авторов.

Хорошо зная нравы и быт старой, патриархальной, "обломовской" России, писатель не мог не сравнивать начинающего распада русской"социально-политической системы, отжившей психологии и морали q подобным же сложным процессом перехода от феодализма к капитализму в других отранах, в частности в Японии.

Хотя между крепостнической Россией и средневековой Японией существовала огромная разница, при всем том было немало общего в экономической и политической еизни этих стран. Сонное и неподвижное существование, "система замкнутости и отчужденности" вызывает неприятие автора. Отсюда настойчиво повторяющиеся образы-оигяалы: "тюрьма", "заключение", "сон", "сонный", "спящий", используемые применительно к Японии.

В то же время "сонное царство" Азии постоянно раскрывает-

ся как своеобразная форма самосохранения. Писатель находи оправдание и подозрительности японцев к европейцам, ибо "... от европейцев добра видели они пота мало, а зла много" /Гончаров И.А. Собр.соч.в- 6 т. - М.: Правда,1972 - Т.З. - с.5.'У.

В очерках о Японии много жанровых сцен, много юмора. Особенность гснчаровского юмора связана с теш комическими ситуациями, в которые волею своего правительства были поставлены японские чиновники и переводчики, целью которых было хитрить, чтобы всячески оттянуть установление дипломатических и торговых отношений с Россией.

Гончаров а большим вниманием следит за тем новым, что дает о себе знать в Японии. С любовью взгляд художника задерживается на тех, кто представляется ему "будуцностью Японии". В характере японцев он видит много привлекательного, и это залог движения страны вперед.

Автор "Фрегата "Паллада" напряженно задумывается над тем, каковы должны быть пути исторического развития, желает ей успеха.

В отличие от Японии Китай был более исследован русокой ориенталистикой, да и отношения России с Китаем были более близкие. Достаточно сказать, что еое в первой половине XIX века изучением этой страны активно занимались члены Пекинской духовной миссии, среди которых были иавестнш русокие востоковеды. К моменту экспедиции Путятина на страницах ведущих русских журналов было достаточно серьезных публикаций о Китае. Среди них - статья о.Иакинфа "Общественная и частная жизнь китайцев" и "Китай в 1849 и 1650 годах" £.П.Ковалевского, "Китай

и Европа" В.А.Обручева.

Внимание общественности привлекает опившая война Китая и Англии, которой посвящена книга путешественника и публициста А.Г.Ротчева "Правда об Англии и оказание о расширении владений ее во воех частях света" /СПб,1854/, в которой дана критическая оценка "просветительокол" деятельности Британской империи.

Знакомство Гончарова с Китаем било непродолжительным и ограничилось знакомстве»» с Шанхаем, однако и об этой стране он оумел сказать свое олово.-Ун считает, что интенсивное развитие связей между отраяами, уничтожение феодальных перегородок делгшт европейскую культуру достоянием всего мира. Китайцы вызывают уважение автора своим трудолюбием и талантом.Гончаров пишет: "Этому народу суждено играть большуи роль в торговле, а может быть, и .не в одной торговле" /Т.3.-е.92/.

Колониальная политика европейских государств выбывает осуждение писателя. Он ясно видел такче, что торговля опиумом обострила социальные противоречия до предела и привела к Великой крестьянской войне /восстание "тайпинов"/. Гончаров писал о "тайпинах" одним из первых европейцев.

• , Отметим такую особенность повествования: при всем различии России и Китая или Япония автор нередко зад'.ечает такие картины, жанровые сцены, которые напоминают ему российские.

Соотношение России и восточного мира, русской,цивилизащш с восточной является одним из стержней, соединяющих очерки Гончарова в единое целое.

Субъективная манера повествования, изданная автогем.да-

вала возможность изображать лишь то, что заинтересовало,вэвол-иовало отлого автора. Форма свободного повествования окачалась очень удачной. Он сохраняет обычный для циклов очерков прием 1фаткого указания содержания каждого та,очерков, где находят отражение маршрут и тематика рассказа.

Исследователями творчества Гончарова приводятся', спмски произведений русских я зарубежных авторов, начинал с ХУШ во-ка, которые так или иначе были известны Гончарову. Но о сало-го начала писатель ориентировался на таксЯ жанр, который более всех соответствовал особенностям его творческой манеры. Он всегда прежде всего худоаник.

Во "Фрегате "Налллда" попользован опыт "Путешествия в Арзрум" Пушкина. Тесная связь с пушкинским произведением оауцает-ся во гзгегш. Здесь и разяенчпняе бесплодного романтизма, особенно в оавецэмт Востока, я интерес к будничным, повсея пкгл явлениям, п умение передать необычность' чужих обычаев а нравов, уловить осэбснностя психология разных народов, я сочетание аспектов я окументально-ноторичсского и художественного.

Подобно Пуакппу, Гончаров оироко использует как литературные, таи и научные источники для дополнения газ подтверждения своих мыслей л наблюдений гит полемики о шс авторши.

Произведения Пушкина я Гончарова представляют собой цикла очерков, тематически объединенных поездкой ях авторов. В них поставлены важные политические, зкондалчеекпе п межнациональные проблемы, содержатся исторические, экономические,ота-тастические к этнографические сведения. В композиции прогаве-

дений важное место отводится образу автора, расоказчика,повествователя, что создает определенную идейно-художественную направленность. Образ автора богат и многогранен. Каждый из них - передовой человек своей эпохи, огромной эрудиции, со своими воззрениями, переживаниями, со своим душевным миром, , духовным богатотвом. Можно обнаружить обаее и в художественной манере писателей, несмотря на кх различие. Мы имеем в виду, в частнооти, иронгсо и самоироиию.

Выеоте о тем гончаровокое произведение отразило новый этап в развитии руоской реалистической прозы, им сделан новый шаг вперед по сравнению о "Путешествием в Арзрум". Еслн Пушкин только закладывал-основы реалистического путевого очерка и его произведение не укладывалось в привычные представления об этш жанре, то Гончаров уке широко пользовался доотп-аенишв "натуральной школы" 40-х годов в очерковой литературе, в жанре "физиологического очерка".

Елизооть молодого писателя к "Натуральной школе" содействовала его становлении как реалиста. Изображение повседневной аиэни и быта, интерес к человеческим характерам, стремление передать авоэобразие юс речи, юс психологии, а также опыт первого роглна - "Обыкновенная история" - отразились в цикле очерков "Фрегат "Паллаца".

Гончаров обогатил и расширил содержание путевых очерков за счет восточной тематики. Впервые в русской литературе в путевых очерках представлены самые разнообразные типы, люди разных национальностей - японцы, китайцы, корейцами др.Инонациональные образы обрисованы о большим мастерством.

Одно из достоинств шит и Гончарова - через факты повседневные, будничные передать особенности жизни чужих стран. Его интересует не экзотика, не внешняя занимательность, а сувдоать явления. Он сумел передать читателю обширный этнографический, исторический, географический материал, передать ненавязчиво, иеоухо и скучно, а увлекательно, интереоно,через непосредственные впечатления.

Это произведение однозначно оценено последователями как выдаюцееся и в творчеотве писателя, а в истории тара "путешествие", показано его воздействие на совеременников Гончарова и его последователей.

В заключении подводятоя итоги проделанной 'работы. Опзэ-чается, что широкое использование в литературе 1840-1Ш0-ых годов жанра "путешествие" отражает возрооший интерес широ -кнх зфугов к экспедициям, путешествиям в разные страны, ооо-бенно в страны Востока, а также в различные регионы Роосш /Кавказ, Сибирь/.'

Путевые очерки на вооточную тему сохраняет определенные традиции, присупие этому жанру, йо и обогадаютоя как постановкой новых проблем, так и расширением географии изображения, новыми идеями и сюжетами, углублением реалистического изображения характеров и образа жизни других народов.

Основные положения диссертация изложены в следуют публикациях:

I. Восток в путевых очерках 40-60-ых годов-XIX века, /па ,. материалам журнала "Современник"/. //Тезисы докладов научной конференции молодых литературоведов республики. - Баку,1992.

2. Ближний Вооток в русской очерковой литературе 40-60-их годов XIX в. //Тезисы докладов научной конференции молодых литературоведов реопублики. - Баку,1994,

3. Азербайджан в руоокой очерковой литературе /40-е годы XIX б/. //Тезисы докладов научной конференции молодых литературоведов реопублики. - Баку,1994.

4. Дорога вдаль. //Литературный Азербайджан. - Баку. - 19Ш -й II - O.II5-II6.

5. Ближний и Средний Вооток в очерковой русокой литературе 1840-1860 годов, //Вопросы теории литературы. - Баку,1994. - о. 100-101.

6. Кавказ в руоокой очерковой литературе в 1&40-1£60-ые годы XIX в. //Руоский язык и литература в Азербайджане /в печати/.

7. Турецкая проблема в руоокой очерковой литературе. //Тезиш докладов научной конференции молодых литературоведов республики, - Баку,1994 - о.80.

Гаоымова С.M.

XIX вор 40-60-чы иллэрин руа jai очерклеряндо иерг мевзуоу.

Хглаоэ

Тодглгатда Шврг мовзуоу материалы еоаоында IBtO-IGSO-чи ахяэр руо вдеоя^атшзда "oojahoî" ванршшм зеккпнлеслэси про-йлсми прашдырылыр.

Твягягатчы Tehran учуй квряоэя руо т.урналларшща /"Ссэ-ремомник", Отечоогпонтф записки", "Баблиотот для Troimja", "Pyocraj постник", "Моокшггзанин"/, Ьабвлэ "Кавказ" гоэетпл-дв нешр одилккш ¿азилари осаа квтурмуядур.

Тодгпгптчы чохлу га ронкаропк парг мевэулари оыраошда оояо дигготи Гафгаз кэвзуоу, Ьабеяз хоричп Шэрг влкаяарп /Тур ra jo, Ира», Чаи, Jолеин ja/ мевзуоу уэоргащо чомяэидирцр» .

Дпооертпсм^а газяндо jai очорклори якирынш лшшиафына дапр умумя «oj.-jsp лозордоя кочярплкр. /А.С.Пузганлл "Зрзру-;-л сзjähst", А.Еостуаов-Царлннсяганш Га|ггз еярклоря, А .И. Гепчаровуи "Паллода" фрегаты" вэ е./. Тодгкгатда бунунла ja-îimi "куглэвя ono6:ijjaí" осэрлэрп до прдедьрилир. Эсердо злх-?ядз lîopKG'urn соргсунасяпр аямуп junt-cajjohrapun гпраглн еэ ропглропк jaa лари да нозордон ке^гтршЕф.

Эоордо едшыял те1шя гэ чнхарылая потпчолор хосторпр гя, оерст ерталаршща "cajahoT" яанрц езупз гэхоуо ayojjoil ои"оН9лэра сахлакат езртетэ тесвярга qorpafajsouHtiH кбпгаиая-дпрялпэаа cajecmane, олэ'и ко jean цроблешэрги rojyjsaoa, базга халгларнн co4njjo®pnffi£H гэ hajn? терзппяз кер«эк реалист тоавгфиняя дерппгашяея cajoesuw звшегшазгр.

Gasimova S.M.

Tho Oriental subjects in the Hussion travel евваув of the 40-60-s tho XlX-th contury

Summery

The problem of the enrichment of the "trovela" genre in the Kussian liternturo of tho 1840-1800-0 on tho material of the Oriental oubjocto ia investigated In the work. For the analysis the author has chosen the publications from the capital Russian magazines ("Sovre-eermik", "Otecheotvenniye Zapiski", "Bibllotoka dla Chtonya", "Rusaki Vestnik", "IJoskvityanin"), and also the newspaper "The Caucasus".

Лаосе fche variety of oriontal themca the attention is- fixed on the theme of the Caucasus and also on the foreigh East (Turkey, Persia, China, Japaji).

The general tendencies of the development of the travel essay's genre are being observed in the thesis. Both the prominent works ( "Travelling to Arzrua" by Pushkin, the Caucasian essays of A.Bestougov-UarHJaskl} "The Frigate " Pallada" by Goncarov) and the works of "aass literature" are being analysed. The interesting and various material io presented by "scientific."travels", the authors of which were proninont orientalists.

The analysis has shown that in the niddle of the century the genre "travels" keeping the definite traditions of this genre has been enriched both by the expansion of the geography of repreaentatioa and Ъу the statement of nee problems, by deepening of the realistic representation of the characters and tha way of different pe.oples?-life.