автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Возникновение и формы представлений о судьбе у европейских народо в эпоху формирования раннеклассовых обществ
Полный текст автореферата диссертации по теме "Возникновение и формы представлений о судьбе у европейских народо в эпоху формирования раннеклассовых обществ"
АКАДЕМИЯ СССР ИНСТИТУТ ЭТНОГРАФИИ им. НЛиЖШО-.'ЛАКЛАЯ
Ка правах- рукописи
ТАРАСОВА Ирина Викторовна
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И (ЮРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СУДЬБЕ У ЕВРОПЕЙСКИХ НАРОДОВ В ЭПОХУ ФОРМИРОВАНИЯ РАННЕКЛАССОВЫХ ОБЩЕСТВ
Специальность 07.00.07. - этнографм
Автореферат диссертации на соискакле ухэной степени кандидата исторических наук
Москва 1985
Работа выполнена в секторе "История религия первобытно! общества. Религия и свободомыслие Древнего мира" Ленинградси го государственного Музея истории религии и атеизма.
Научный руководитель - доктор исторических наук,
профессор С.А.ТОКАРЕВ
Официальные оппоненты: доктор исторических
Ведущая организация: кафедра этнографии Ленинградского государственного университета им. А.А.Жданова.
заседании Специализированного совета К.002.76.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Институте этнографии АН СССР по адресу: 117036 Москва, В-36, уд. Дмитрия Ульянова, д.19.
С диссертацией могло ознакомиться в библиотеке Институт! этнографии АН СССР.
Авторе<Тергт разослан 1986 г.
наук В.Р.КАБО доктор философских наук В.Н.ШЕРДАКОВ
Защита состоится
час. на
Ученый секретарь Специализированного совета к.и.н.
А. Е. ТЕР-САШИСЯНЦ
Общая характеристика работы. Основой формирования научно-мировоззрения является диалектико-матерналисткческий метод чения истории, философии, психологии. Лишь на этой основе ут быть глубоко и всесторонне оценены те или иные явления овной культуры. Важным аспектом истории культуры является чение традиционных народных верований. Народные верозания, и астностя представления о судьбе, оказывали значительное воэ-ствие на фольклор, литературу, философские и этические учения вности и нового времени.
В основе ядея судьбы лепт представление об изначальной заноси, предопределенности всей жизни человека или отдельных событий, а также о наличии существа или силы, воплощающих предопределенность. Обращение к истории возникновения фата-тическнг* представлений является весьма существенным, так для объективной оценки важно "смотреть на каждый вопрос с ки зрения того, как известное явление в историк возникло, :ие главные этапы в своем развитии это явление проходило и с [ки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала [ерь"2.
Актуальность темы. Необходимость изучения проблемы возник-¡ения и развития представлений о судьбе определяется несколь-ш основными научно-политическими причинами. Во-первых, общи-задачами изучения духовной культуры. Формирование таких калорий как "время", "история", "будущее" и в определенной сте-
1 Выражения "представления о судьбе", "фаталистические здсгавления", "фаталистические верования" употребляются в 1ной работе как синонимические.
2 Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.39, с.67.
пеня, становление нравственного сознания я этических учений испытывало влияние представлений о судьбе. В истории литератз ры содержание и смысл целого ряда памятников в произведений I вого времени таипе не могут быть до конца раскрыты, если не принимать во внимание фаталистические идеи и представления. Отсутствие религиоведческих работ, выполненных на основе мари систской методологии, вынувдает историков культуры обращаться к трудам буржуазных религиоведов, хотя и многочисленным, ао разноречивый и неоднозначны« но конечным результатам.
Во-вторых, для выяснения истории философского фатализма такке необходимо предпринять религиоведческое изучение вреден лений о судьбе, служащих его основанием. Кроме того, в исторг философии встречается иногда попытки "демифологизировать" пош тие судьба, рассматривая его как форму ствхийно-ыатериаластич« ски?- воззрений и, сближая, по крайней мере в истоках, с научш трактовкой детерминизма. Изучение тех идя иных религиозных яде в историко-философском контексте оправдано, ибо философия, до замечание К.Маркса, "сначала вырабатывается в пределах религи озной формы сознания"'1. При этом однако, не должно упускаться мифологическое значение этих понятий, иначе возникает опасность замены простых понятий более сложными.
В-третьих, задачами атеистического воспитания. Известно, что религия является наиболее консервативной формой общественного сознания, сохраняя в том или ином виде многие верования, возникавшие на разньс этапах ее истории. Представления о судьбе сохраняются в до наших дней как в.простых формах, в виде обыденных суеверий, так и на более высоком уровне мировых ре-
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.26, ч.1, с.23.
:ий. Конкретно-социологические исследования показывают, что галистические представления и вера в судьбу имеют распространю среди части советских людей, особенно тех, которые, не об-хая-еще развитым материалистическим мировоззрением, характери-этся религиозным инди-Тйерентизмом. Представления о_судьбе шмают определенное место в учениях мировых религий христиан-за и ислама, в частности, они использовались религиозными злигелями при создания учения о божественном предопределении, яако, если в исламе простейшие <йагалисгические верования апример, в то, что предназначенной смерти не избежать), нашед-з отражение в доисламской арабской поэзии послужили непосред-зеннкы фундаментом доктрины божественного предопределения,то христианстве это учение испытывало воздействие не только на-цных верований, но и, в большей степени, идей детерминизма гичной философам. Несмотря на то, что и исламская, и хрястк-екая теология отрицает веру в судьбу, противопоставляя ей жественный промысел, между "слепой" судьбой и всемогущим бо-м, на наш взгляд, нет существенного различия, поскольку они инаково предопределяют и отдельные поступки человека и на-авленность всей его жизни. Ваишой особенностью Латалистиче-ях представлений в мировых религиях является их перенесение плоскости повседневной жизни"в плоскость жизни вечной и движения спасения. Проблема "человек я судьба" трансформирует; в проблему "божественное провидение и свобода воли". Это зволяег говорить о том, что фаталистические представления, >тя и на уровне религиозной философии, оказывают воздействие I сознание достаточно большого числа явдей.
Предмет я хронологические рамки исследования. Предметом ¡следования являются фаталистические представления народов Ев-
ропы. Весьма разнообразные, они фиксируются источниками на дай тельном отрезке исторического времена, что позволяет проследит динамику их развития а провести сопоставление отдельных вариан тоз. При выборе региона учитывалось также, что основные теории происхождения фаталистических представлений в буржуазном религиоведении строятся на европейском материале.
Целью исследования является изучение отдельных видов представлений о судьбе и условий, способствующих их возникновению.
Задачи исследования состояли з следующем: I) на основе критического пересмотра накопленного фактического материала уточнить генетические взаимосвязи фаталистических верований; 2) установить период формирования основного комплекса верований; 3) выявить социально-экономические предпосылки возникновения представлений о судьбе; раскрыть психологический механизм, способствовавший их возникновению; 4) проанализировать существующие в буржуазном религиоведении концепции происхождения
ч
представлений о судьбе.
Методологическая основа исследования. Идейно-теоретической и методологической основой диссертации является марксяст-ско-леаанское учениц о религии. Затеейшее значение имеют философские а исторически е труды классиков маркой зш-ленинизма, указания, содержащиеся в материалах ХХУ" и ХХУ2 съездов КПСС. При разработке основных положений диссертации автор опирался на труды советских специалистов в области истории религии, про-исхозденая и эволюции ее отдельных форм, исследования философских, социологических, психологических проблем религии. При подготовке работй использовались также марксистские исследования в области всеобщей истории, этнографии, фольклористики, литературоведения, психологии.
Научная новизна исследования.Диссертация является первым циальнны исследованием фаталистических представлений в соском религиоведении, выполненным на широком историческом ма-иале. На основе исследуемых материалов в работе предпринимая попытка последовательно провестй сравнительное изучение цсгавленяй о судьбе у народов, принадлежащих к нескольким о-языковым группам европейского населения, хотя отдельные оставления данных верований делались и ранее.
В результате принятой методики стало возможным проследить лзоцию отдельных групп представлений, уточнить их типологию, елив еще одну разновидность персонифицированных образов -ов судьбы.
В диссертации прослеживается механизм развития представле-о судьбе как особого религиозного явления. Формирование фа-истических верований рассматривается как результат социаль-экономических изменений обкества в эпоху классообразоьания. анавливается связь возникновения представлений о судьбе с цессом индивидуального самосознания. Всё это позволяет ав-у предложить самостоятельную точку зрения на происховдение дставлений о судьбе, учитывающую основные разновидности занных верований.
Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседаниях тора "История религии первобытного общества. Религия и сво-.омыслие древнего мира" и Ученого Совета Государственного ея истории религии и атеизма, на совместном заседании сек-|0в народов зарубежной Европы и Религиоведения Института юграфви АН СССР.
Материалы диссертации использовались в докладе на Всесо-юй конференции "Идеологические представления древних об-
ществ" (Институт археологии АН СССР. Москва, декабрь 1980 г.) в лекциях на областных и районных семинарах в гг. Донецке, Саратове, Пскове, на занятиях школ атеизма Ш КПСС Ленинграда и Ленинградской области.
Практическая ценность исследования. В результате исследования выясняются социально-психологические особенности фатали< тических верований, одного из бытующих и в наши дни суеверий. Определение условий возникновения фаталистических верований ы собствует формированию вдумчивого, серьезного отношения к это» тип^ религиозности, указывает пути воздействия на обыденное сс
I
зкайле. способствует совершенствованию атеистического воспитания.
Положения и выводы диссертации могут быть использованы:
- при преподавании спецкурсов по истории культуры античного и средневекового общества, вузовского курса "Основы научного атеизма";
- в системе партийного образования, в частности в системе атеистического воспитания, в лекциях общества "Знание", универ сигетах марксизма-ленинизма;
- при подготовке соответствующих разделов социологических опросов, выясняющих состояние религиозности населения.
Состояние исследования проблемы. В советской литературе представления о судьбе изучены явно недостаточно. Специальных работ, посвященных этой теме, почти нет. Общие принципы понимания сущности проблемы и основных этапов развития верований намечены в энциклопедических словарных статьях С.С.Аверинцева
и В.М.Карева. В основном, проблема судьбы рассматривается в
ч
контексте других историко-литературных или историко-культурных проблем. Так, А.Ф.Лосев, историки античной литературы С.А.Оше-
, И.В.Шталь, В.Н.Ярхо в своих работах касаются идеи судьбы,, тшей. по их мнению, на мироотношение человека античного об-гэа. Вопрос о воздействии представлений о времени на форми-ише представлений о судьбе затрагивается в статье В.П.Гай-50. Неоднократно возвращаются к проблеме судьбы А.Я.Гуревич .И.Стеблин-Каменский, подчеркивающие особую роль и место цставлений о судьбе в "варварском" и раннесредневековом об-тве Европы. С материалистических позиций анализируются фата-тические представления в книгах английского ученого Д.Томсо-и польского исследователя С.Пекарчика, рассматривающих пробу каждый в пределах одного общества, соответственно грече-го и германского. Таким образом, появление специальной рабо-госвященнои проблеме судьбн, выполненной на широком историком материале, хотя и не заполнит полностью пробел, сущеет-)щий в отечественной науке, но возможно привлечет внимание тгиоведов к этой проблеме.
Источники диссертации. Диссертация написана на материалах скольких групп памятников: героического эпоса (Илиада, Одис-i, Беовульф, Старшая Здда, ирландские саги; литературных па-гников (поэмы Гесиода, Вергилия, Младшая Эда); фольклора казочные сюхеты AT 930-935, 938, 939, 945-949, 332, 410, OB., 461, 735-739, 745, 844, 1187), песен славянских и балт-ах народов. Использовались также пословицы, поговорки евро-йсквх народов. Использованный материал относится к разным ксономйческим уровням, что предполагает некоторую гипотетич-ють общих выводов.
Структура исследования. В соответствии с задачами и целью ¡следования диссертация состоит из введения, трех тлав, заключая и списка литературы. Во введении поставлена проблема в
определена ее актуальность, сформулированы цель и задачи ис следования, охарактеризовано состояние изучения проблемы. £ главах рассмотрены в решены поставленные задача. Каждая гла сопровождается выводами. В заключении приведены общие вывод определено их основное значение даш практического яспользов Список литературы, включая труды основоположников марксизма нинизма, состоит из 21? наименований.
Основное содержание диссертации.
Глава I. "Изучение представлений о судьбе в буржуазном дигиоведении. Источники". В этой главе на основании рассмо' ния общих вопросов изучения представлений о судьбе предприш мается попытка подведения итогов почти полуторавекового иса) дования проблемы. Кроне того, рассматривается вопрос о том, насколько верно отражаются фаталистические представления в о роком круге источников, традиционно привлекаемых для их изуч ния.
§ I. "Основные этапы изучения представлений о судьбе" я священ священ периодизации изучения данной проблемы. Стедеш научного интереса к проблеме ЖХ - первой половине XX вв. бь пропорциональна силе обыденного фатализма в обществе и иссле дователи находились под влиянием фаталистических настроений своего времени. В историографии проблемы выделяются три осно этапа. Первый этап, с которым связано возникновение интереса фаталистическим представлениям, приходится на время господст романтизма в ,европейской культуре. Идеи романтиков о том, чт роль каждого народа в истории предопределена провидением, а лой. позволяющей реализовать это предназначение, является "н родный дух" (мистическое понятие из арсенала романтиков), ст. муларовали интерес к истории и фольклору так называемых "вар
>ских" народов Европы (германцев, славян, балтов, кельтов). :оде изучения народных верований буржуазный учеными был соб-{ большой конкретный материал, выявлены типы представлений о ц>бе. Оказалось, что вера' в судьбу занимает существенное ме-> в дохристианских верованиях европейских народов.
Второй этап изучения представлений о судьбе приходится на рвут половину XX в. и связан с глубоким кризисом, потрясшим щталвстическяй игр. Кульминацией этого этапа стали годы фв-отсвой диктатуры, в идеологии которой идея судьбы играла сьма важную роль. В это время особенно интенсивно изучаются талистические верования германских народов, в среднем ежегод-выходит одна монография, посвященная этой проблеме, не счи-я журнальных сгатек. Фаталистические представления рассматри-¡ится как ванный элемент германской культу ра, нашедший свое .'Ражение в социальных установлениях, верованияг, литературе, !Кусстве. Философской основой изучения, по-прекнему, остается 1ея "народного духа",трактуемая в реакционном, неоромантяче-юм ключе. Вера в судьбу подымается почти на уровень офациаль-эй доктрины. Вывода, полученные в результате исследований, рямо экстраполируются на современность и получают политическое вучание.
Третий этап изучения представлений о судьбе начинается в 0-е годы XX в. Его специфика заключается в переходе от иссле-.ования идей и представлений к изучению настроений и действий аталистически ориентированного человека. Смена звдач, которые ¡тавили перед собой исследователи, отражала рост ыанипулятивных тенденций буржуазной пропаганды. Вера в судьбу не рассматривался более как примитивное суеверие, напротив, она осознается (эк часть современной "массовой культуры" буржуазного общества.
Это вызывало потребность в контроле, который был невозможен без изучения и осмысления психологической, природы фаталистических верований.
- Изучение представлений о судьбе находилось под воздействием не только указанных факторов; эволюция геологических оценок веры р судьбу, возникновение новых методов исследования, новых течений л научийс школ в религиоведении, этнографии^ фольклористике также оказывали влияние на состояние изучения проблемы. Таким образом, кавдый этап изучения фаталистических верований вскрывал новые аспекты проблемы, не отменяя и тенденций сложившихся ранее.
§ 2. "Характеристика общих концепций возникновения представлений о судьбе" рассматривает основные теории возникновения этого религиозного явления. Источником его возникновения считаются: идея всеобщей (космической) закономерности, представления о циклическом времени, мысль о неизбежности смерти человека, распределение охотничьей добычи в первобытном обществе, осмысление человеком своего социального статуса. Все эти понятия и представления действительно входят составными частями в комплекс фаталистических верований, но выбор любого из них в качестве исходной категории, мотивируется лишь пристрастиями ученого. Недостатком общих концепций судьбы в буржуазном религиоведении является абсолютизация их авторами какой-либо одной стороны представлений о судьбе и, б то же время, распространение выводов, сделанных на материале верований только одной этно-языкоаой группы, на всю историю представлений о судьбе у европейских народов. Марксистское религиоведение требует рассматривать явяенмз во всей "Го многогранности и видеть его глубинную сущность, прекде всего, во взаимосвязи с социально-
гномическим уровнем развития общества.
§ 3. "Источники" анализирует основные типы источников с очки зрения того преломления, которое получает в памятниках а или иная эпоха. Одним из критериев отбора надвигается принял историзма, разработанный Б.Я.Проппом. Выявляется высокая гепень историзма героического эпоса, народных фаталистических казок, пословиц и поговорок, дидактической поэзии, хотя каче-твенный уровень этого историзма является различным. Эти типы сточников имеют первостепенную важность при реконструкции ве-ований в судьбу а ее мифологических образов. Для характерис-ики специфического мироощущения, лоровдаемогЛ^верой в судьбу, редставляют интерес народные песни, саги, скальдическая поэ-ия, античная лирика, которые, не касаясь существа верований, омогавт проникнуть в эмоциональную атмосферу эпохи. Античная рагедия и эллинистическая литература, несмотря на свои высо-ие художественные достоинства, не могут быть шгодотворно ис-ользовзяы для изучения представлений о судьбе, поскольку от-;осятся ко времени, когда мифологический образ всё более ощу-'имо перерастает в поэтический. При привлечении в качестве ис-:очника произведений античных философов следует учитывать, что ифологический материал здесь рассматривается сквозь призму юбственннх воззрений автора. Это требует особой осторожности ) работе с этим видом источников, но не исключает их использо-)ание. На основании указанного круга источников, с учетом пере-шсленных ограничений, и предпринимается попытка сравнительного изучения фаталистических верований.
Глава II. "Основные исторические Формы представлений о ;удьбе" посвящена уточнению генетических взаимосвязей фаталис-гйческих верований с другими религиозными формами, а также их
типологий. Отметив широту существующих классификаций, додрэз ляющих фаталистические верования на персонифицированные обра и безличную судьбу, диссертант переходит к последовательному изучению типов верований.
? I. "Божества судьбы" посвящен наиболее четко очерченн категории образов. Однако уже -здесь происходит смешение двух типов образов, возникающих независимо друг от друга и в разн! время. Более древними являются образы богинь - дев судьбы, В1 ступающих чаще всего в виде триады и символизирующих неизбежность и неотвратимость судьбы. Девы судьбы {термин введен А.Н.Афанасьевым) это групповые божества, объединенные общим к именованием (мойры, норны, парки, рожаницы, лаймы, матроны), хотя в раде случаев известны и собственные имена этих богинь (Клото, Лахесис, Атропос; Урд, Вердавди, Скульд). По народным поверьям девы судьбы, являясь к новорожденному, определяют ег судьбу (выпрядая ее или предсказывая). Верили, что предсказан их можно подслушать и затем постараться избежать назначенной ими участи, однако значительно шире было распространено убевд ние, что всэ назначенное девами судьбы непременно сбывается. Девы судьбы определяли человеку брачного партнера, срок казни причину смерти; в сказочных сюжетах они наделяют героя умом, красотой, особыми дарованиями. Считалось, что монно повлиять на предсказание дев судьбы, поэтому бытоаал обычай устройства умилостивительных обрядовых трапез. Особенностями дев судьбы яьляются их множественный характер, слабая индивидуализация отдельных образов, сра-шительная широта их "функций" и обособленное положение в пантеоне богов классового общества. Эта черты, а также "древность происхождения", приписываемая им типологическими генеалогиями, роднят дев судьбы с атоническими
:ествами и указывают на то, что эти образы в основе своей адывались еще в эпоху родового общества. Исходным материалом : создания образов дев судьбы в народной фантазии послужили |рые культы семейно-родовых святынь и покровителей, характе-ующиеся теми же чертами. Очевидно матриархальные предстзвле-[, отжившие свой век и потерявшие свое идейное значение в но: условиях, были затем переосмыслены и наполнились новым со-1канием, сохранив при этом характерные внешние черты. Более (лодыми" являются богини судьбы-случая Тихе и Фортуна, они 1никают уже в развитых классовых обществах как олицетворение ■чайности. Наконец, имеются образы, традиционно рэссматривае-! вместе с божествами судьбы (феи, дисы, валькирии, самодивы), по мнению автора, они не входят в круг Фаталистических пер-[ажей и причислены к нему на основании сходства лишь отдель-: признаков.
§ 2. "ДухЬ судьбы" посвящен рассмотрению еще одного типа »сониФицированннх Фаталистических представлений, до сих пор >бо не выделявшихся. Дня него предлагается название духи судь-
К этому типу относятся демон в греческих верованиях, гений 1 римлян, фюльгия - у германских народов, доля (и сре^а) - у 1вян, лайма - у балтских народов. Выделение их в качестве )бого типа представлений диктуется, во-первых, особой взаимо-гаью духа судьбы и отдельного человека, носящей характер лич-5 принадлежности; во-вторых, способом "определения" судьбы, значаемой не единовременно, но находящейся постоянно под конт-тем духа судьбы, поскольку поступки человека, совершаемые I его воздействием, складываются в судьбу. По народным по-роям дух судьбы ровдается вместе с человеком, растет и мужает эсте с ним, потом дряхлеет и умирает. От его "способностей" и
"знаний" зависят успехи его хозяина: если дух судьбы ленив я; неспособен, человека преследуют неудачи. Человек может получг советы от своего духа судьбы, видеть его во сне ила наяву а i животного, в сказках он может даже бить его палкой, В целом, меаду человеком и духом судьбы прослеживается некая общность бытия, сущность которой лучше всего ыокет быть определена чер понятие сопричастия. Принцип сопричастия лежит в основе нагуа лизма - одной из ранних йэрм религия, понимаемой в советском религиоведении (С.А.Токарев) как взаимосвязь человека не толь с животным, но и с неодушевленны/ предметом-фетишем. Черты на гуалисгаческих представлений отчетливо обнаруживаются в духах судьбы тогда, когда они мыслятся как животные. Как нагуалисти' ческие могут быть истолкованы й представления о том, что жизн: человека изначально соединена с каким-либо предметом и прерыв; ется с уничтожением этого предмета (например, миф о Мелеагре) Судьба в таких поверьях оказывается "опредмеченной". Таким образом, выявляется еще один тип верований: наряду с судьбой пе] сонифацированной может существовать и судьба ыатериализованна* Обнаруженное генетическое родство представлений о судьбе и на-гуализма указывает на сложность процесса формирования комплекса фаталистических верований.
В § 3 "Представления о судьбе - безличной силе" излагайте некоторые соображения относительно использования лексических материалов для реконструкции представлений о судьбе. Выскязывг ся предположение, что в представлениях о безличной судьбе изве сгное место занимали веровашя в удачу. В составе отдельных яэ ков имеются слова, обозначающие удачу в узких областях человеческой деятельности. Намечается взаимосвязь понятия удачи с по нятяем плодородия, что может служить указанием на происховденя
- 17 -имя удачи.
Таким образом, комплекс фаталистических верований включает дувшие представления и образы, существующие не столько в >архическом, сколько в рядоположенном плане. I. Представления безличной судьбе, понимаемой как доля, удача или суждение. Представления о персонифицированных образах: дев судьбы, оли-воряюших судьбу как внешнюю силу, и духов судьбы,' олицетво-щих судьбу как внутреннюю сущность человека. 3. Предсгавле-о материализованной судьбе, воплощающей жизнь человека в ом-либо предмете.
Прослеживаются генетические связи фаталистических представ-ий с ранними формами религии: материнскими культами, нагуализ-, фетишизмом, элементы которых сохраняются в фаталистических дставлениях в трансформированном виде. Это свидетельствует о что под воздействием изменившихся социально-экономических овий жизни общества древние верования подвергались переосш-нию и переработке. Таким образом, представления о судьбе от-ают более высокий уровень развития религиозного сознания.
Глава Ш. "Социальные и психологические предпосылки возник-ения представлений о судьбе" рассматривает специфику измене-в жизни общества, в котором развиваются фаталистические ве- . ания. Возникновение представлений о судьбе приходится на жный период в истории общества - эпоху разложения первобытно-общества и формирование раннеклассовых государств. В это вре-происходит становление новых форм социальных и экономических ошений (переход к более развитому типу хозяйства, результа-чего было увеличение производства прибавочного продукта,
V
ершенствовакие общественного разделения труда, смена типа ' ины), при одно ременном сохранении некоторых отношений,свой-
ственных еще классическому родово.ту обществу. Следствием этих изменений явилась перестройка структуры общественного сознания постепенное превращение примитивно-интегрированного сознания родового общества в дезинтегрированное сознание, характеризуют! общество классовое. Одновременно с этим ускоряется процесс развития индивидуального самосознания и процесс становления личности человека. Своеобразие этого периода у ¡ее не могло быть осмыслено в привычных понятиях родового общества, поэтому потребов; лось создание нозых религиозных идей и образов, среди которых были и представления о судьбе.
Необходимым минимумом для возникновения Фаталистических представлений стало понятие удачи. Оно сформировалось в религиозном сознании весьма рано и являлось отражением того огромной значения, которое имеет в человеческом коллективе положительны? результат практической деятельности. Таким образом, в основе религиозной идеи удачи (везения) лежит абстрактное понятие эффективности деятельности, оторванное от своих реальных корней и тем самым превращенное в религиозную иллюзию. Б первобытном обществе удача воспринималась как нечто равномерно распределенное среди людей или приуроченное к определенный временны!/, промежуткам. В процессе общественного разделения труда удача начинает мыслиться как специализированная по видам деятельности, присущая отдельны!.! индивидам.
¡Три разработке этого понятия народной Фантазией возникают два типа верований, "объясняющих" удачливость или неудачливость человека. Один аз них - представление о духах судьбы. В этих образах конкретизировались личностные особенности человека, его характер, темперамент. Реальной основой такой конкретизации был процесс превращения индивида в личность, поднятие самосознания
ности на более высокий уровень. Осознавая свою уникальность елостность, свои способности и качества, человек отчуждает вынося вовне себя и персонифицируя в образах духов судьбы, лена одного другим происходит легко и незаметно, поскольку в агиозной фантазии уже существуют сходные по типу яагуалис-еские образы.
Понимание судьбы как силы, стоящей над человеком и предо-целяэдей его жизнь независимо от его желания, нашло свое от-зние в образах дев судьбы. Появление этого типа предстазле-неразрывно связано с усложнением социальных связей индяви-стаксвлслием сословно-классовых отношений. Замкнутый в рам-определекноЁ деятельности, соединенной с сословной припад-«стью, человек, особенно в том случае, когда его собствен-деятельность не была эффективной, рассматривал ее как важную равнодушной или враждебной силой.
Оба типа представлений синтезировались в представление о 1ой судьбе, которая становилась, таким образом, религиозной югией вполне реального понятия биографии. Символом этого :ства выступала "материализованная" судьба, опредггеченная в )й-либо вещи или амулете. >
Таким образом, идея судьбы я возникший на ее основе комл-1 верований довольно полно отразили новое социально-экономнее положение индивида в обществе, усложнившуюся форму его доений „с коллективом, новый этап в развитии сознания и ста-[ение человеческой личности, характеризующие период формиро-1я раннеклассового общества. В Заключении иодзодлтся итоги исследования. Подчеркивает-что, несмотря на кризис, характеризующий современное состо-> религии, задача аовкшения эффективности атеистического вое-
питания продолжает оставаться актуальной. Одним из новых аспектов атеистического воспитания является в настоящее время направление внимания пропагандистов на вневероисповедные формы религи! и разного рода суеверия.
Сравнительно-исторический анализ представлений.о судьбе, проведенный в диссертации на отроком материале, позволяет углубить научное понимание судьбы как сложного комплекса идей.
Изучение социально-экономических и психологических предпо-. сылок возникновения и развития представлений о судьбе является первой,в советской литературе,попыткой создания подробной концеп ции происхождения этих верований.
Материал диссертации и ее основные выводы могут быть полезны как в процессе дальнейшего изучения вневероисповедных форм религии, так и в научно-атеистической пропаганде, в практике преодоления суеверий.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Разложение родового строя и формирование фаталистических пред ставлений. - Советская этнография, 1975, ИЗ. - 0,7 п.л.
2. Способности,мана,судьба. - В сб.: Социально-психологические аспекты критики религиозной морали, выц.З. Л. ,1976. - I п.л.
3. Представления европейских народов о судьбе и нагуализм. - В сб.Актуальные проблемы изучения истории религии.Л.,1979.-1,5 п.]
4. Проблема судьбы в буржуазном религиоведении. - В сб..'Социально-философские аспекты критики религии. I., 1979. - I п.л.
5. О социальных и гносеологических корнях веры в судьбу.-В сб.: Социально-философские аспекты критики религии.Л.,1980.- I п.л.
6. Слагаемые идеи судьбы. - В сб.: Научно-атеистические исследования в музеях. Л., 1984. - I п.л.