автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Проблемы трансформации традиционной культуры индейцев североамериканских прерий под влиянием европейской цивилизации

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Фильчиков, Сергей Сергеевич
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Автореферат по культурологии на тему 'Проблемы трансформации традиционной культуры индейцев североамериканских прерий под влиянием европейской цивилизации'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблемы трансформации традиционной культуры индейцев североамериканских прерий под влиянием европейской цивилизации"

На правах рукописи УДК: 94.7

Фильчиков Сергей Сергеевич

ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ИНДЕЙЦЕВ СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ ПРЕРИЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Специальность: 24.00.01 - теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степепи кандидата культурологии

1 / ,''">

I I ■)■.! ¡;

ои»

Санкт-Петербург 2014 г.

005547235

Работа выполнена на кафедре культурологии и искусствоведения Частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Русская христианская гуманитарная академия»

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой культурологии и искусствоведения Русской христианской гуманитарной академии

Хлевов Александр Алексеевич

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры социологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Окладникова Елена Алексеевна

кандидат культурологии, главный редактор Центра научно-информационных технологий «Астерион» Кривич Наталья Алексеевна

Ведущая организация:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет»

Защита состоится « 2 » июня 2014 г. в 18 часов на заседании Совета Д 212.199.23, созданного на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», по адресу: 197046, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, 26, ауд. 317.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48, корпус 5.

Автореферат разослан «/ У> ^^уп 2014 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат культурологии

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Предлагаемая диссертационная работа исследует процессы трансформации в традиционной этнической культуре кочевых индейцев Великих Равнин в Северной Америке, происходящие под влиянием евроамериканской цивилизации на протяжении Х1Х-ХХ в.в.

Актуальность темы исследования заключается в важности этнокультурологического исследования архаической, традиционной кочевой культуры североамериканских индейцев Великих Равнин. Любая традиционная культура является устойчивой и нединамичной системой, происходящие изменения в которой практически не фиксируются носителями самой культуры, а потому особую важность в данном контексте приобретает анализ динамики культуры индейцев-кочевников Северной Америки и ее развития в контексте происходящих в ней процессов христианизации и модернизации.

Наряду с этим, современное общество пришло к осознанию ценности всех локальных культур, положение которых часто может быть охарактеризовано как кризисное, в связи с чем изучение положения этнических меньшинств в государствах с гетерогенным составом населения (а сюда относятся Россия и США) в начале XXI в. становится одной из важнейших задач культурологии. Современную социокультурную ситуацию можно охарактеризовать как противостояние национального и этнического, что приводит к невольному сопоставлению уровней жизни различных этносов друг с другом в полиэтнических государствах, следствием чего является актуализация в памяти негативных моментов взаимодействия, что привносит деструктивность в развитие межэтнических отношений. Проблемы малых народов в полиэтнических государствах выходят на передний план, и здесь изучение трансформации культуры индейцев Равнин в США поможет в понимании процессов, происходящих среди малых народов России.

Кроме того, традиционные культуры претерпели в XX в. радикальную трансформацию, что стимулирует энтропию еще сохраняющихся этнических традиций. И фиксация современного состояния культуры локального сообщества становится как никогда актуальной.

Также, несмотря на наличие литературы в отечественной науке об индейцах прерий, их культура остается малоизученной. Большинство работ посвящены американским индейцам иных культур, либо носят фрагментарный характер. Ряд важнейших и интереснейших для культурологии феноменов этой культуры вообще не имеет достаточного освещения, в виду чего, актуальность и в восполнении данного пробела.

Объектом диссертационного исследования является культура североамериканских индейцев на территории Великих Равнин с конца XVIII в. до начала XXI в.

Предмет исследования — трансформация кочевой культуры индейцев прерий в Северной Америке на протяжении ХЗХ-ХХ в.в.

Цель исследования — является исследование архаической, традиционной культуры индейцев Великих Равнин Северной Америки до начала и в период тесных контактов с европейской цивилизацией, а также современной локальной культуры индейцев прерий в XX в., и выявление особенностей ее трансформации.

В связи с этим выдвигаются следующие задачи:

1. Изучить и систематизировать источники по культуре индейцев Равнин не только на ру бежах XVIII-XIX и XIX-XX в.в., но и на рубеже XX-XXI в.в.

2. Определить конкретные параметры, степень и формы трансформации культуры кочевых индейцев Великих Равнин под влиянием и давлением европейской цивилизации.

3. Выявить доминантную сферу культуры, при трансформации которой происходят изменения в остальных частях культуры.

4. Раскрыть динамику основных изменений в культуре индейцев прерий, выявить их причинно-следственные связи с инновациями, принесенными европейцами; определить формы и степень культурной интеграции индейцев в американскую культуру.

5. Определить актуальные способы сохранения традиционной этнической культуры, приемлемые и эффективные и для малых народов России.

Степень научной разработанности проблемы. Широкий спектр вопросов, рассматриваемых в данной работе в связи с темой исследования, предусматривает разнообразие использованных источников. Однако не все стороны культзфы индейцев прерий одинаково хорошо освещены. В одних случаях можно говорить об обилии источников, а в других — об их недостаточности или отсутствии, либо слабой доступности.

До 1850 г. изучением культуры индейцев занимались лишь отдельные энтузиасты. Серьезные исследования различных аспектов культуры индейцев Великих Равнин были начаты сравнительно поздно, уже на рубеже XIX-XX в.в. Ученые этого периода часто основывались на более ранних наблюдениях исследователей и путешественников, которые оставили описания жизни индейцев. Из ранних исследователей можно назвать принца А.Ф. Максимилиана (1782-1867), иезуитского миссионера Пьера де Смета (1801-1873), Ж.Л. Берландиера (1805-1851), Г. Брекенриджа (1786-1871), Дж. Брэдбери (1768-1823), Дж.Г. Бурка (1846-1896), торговца Э. Дэнига (18121858), У. Вэлша и Г. Вэлша, а также Дж. Кэтлина (1796-1872).

Крупными исследователями рубежа веков были антрополог Р. Лоуи (1883-1957), Дж. Уолкер, антропологи A.JI. Крёбер (1876-1960) и К. Уисслер (1870-1947), этнограф Дж.А. Дорсей (1868-1931), антрополог Р. Линтон (1893-1953), антрополог и политический деятель Л.Г. Морган (1818-1881), этнолог Дж. Муни (1861-1921), историк и антрополог Дж. Гриннел (18491938), этнограф А.К. Флетчер (1838-1923), работавшая совместно с антропологом из племени омаха Ф. Лафлэшем (1857-1932), историк Дж. Эверс.

Из современных зарубежных исследователей культуры индейцев прерий наиболее важны П. Штейнмец, Дж. Мур, антрополог А. Гулкрантц (1920-2006), Л. Салливан, профессор истории У. Роллингс, Р. Пойнтер, Р. М. Томас, а также профессор религиоведения Дж. Пайпер.

Из советских авторов, изучавших культуру индейцев прерий, наибольший вклад сделала этнограф-американист Ю.П. Аверкиева (19071980). Изучением различных аспектов культуры индейцев занимались И.А. Золотаревская, Ю.Е. Берёзкин, О.В. Шамшур, В.Б. Евтух, В.М. Вахта, И.Р. Григулевич, A.B. Логинов, В.И. Козлов и другие. Из современных российских учепых-индеанистов наиболее известны Ю.В. Стукалин, A.B. Ващенко (р.1947), историк и антрополог В.А. Типпсов (р.1941), историк В.Г. Стельмах, К.В. Цеханская, C.B. Чешко, O.E. Данчевская.

Необходимо сказать несколько слов об Интернет-ресурсах: с каждым годом объем информации об индейцах в Интернете возрастает. К сожалению, большинство подобного материала представляет собой современный миф об индейцах. Но можно выделить некоторые интернет-ресурсы, предоставляющие достоверную, хоть и не многочисленную, информацию — это сайты ивдейских резерваций, деятелей культуры и искусства из среды индейцев, Бюро Индейских дел, библиотеки Конгресса США.

Наконец, нужно отметить, что на территории России за последние 15 лет не проходила ни одна крупная экспозиция, посвященная североамериканским индейцам, если не считать постоянно действующего отдела в Кунсткамере. Проходили лишь выставки, посвященные индейцам Центральной или Южной Америки, а в некоторых регионах России проводились небольшие тематические экспозиции. В связи с этим необходимо отметить проведение художественной выставки индейской культуры «Сны осьминога» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств (при поддержке консульства США) в июле-августе 2012 г., а также ее повторение в Тольяттинском художественном музее в апреле-мае 2013 г. — это первые подобные уникальные проекты на территории России.

Положения, выносимые па защиту:

1. Формируясь в рамках топографии естественного ареала — на территории Великих Равнин (прерий, степей) в Северной Америке, и на определенной ресурсной базе (охота и коневодство), культура индейцев-

5

кочевников развивалась и изменялась во времени, при этом в разной степени и с учетом разнообразного влияния со стороны европейской цивилизации. Будучи подвижной системой, эта культура трансформировалась, в первую очередь, на границах своего культурного ареала.

2. Столкновение индейской этнической культуры Великих Равнин с европейской цивилизацией привело ее к сильнейшей трансформации и эрозии. Подобные столкновения часто приводят не только к глобальным переменам в этнических культурах, но и к их гибели, в том числе и к исчезновению их носителей.

3. Влияние европейской цивилизации в первую очередь сказалось, что естественно, на культуре жизнеобеспечения — материальные заимствования наиболее логичны и естественны при культурных контактах. Но это привело к дальнейшим изменениям — уже в культуре духовной, то есть в традиционном обществе культура жизнеобеспечения, не смотря на синкретичность самой традиционной культуры, в которой, вроде бы, ни одна из сфер не играет доминирующей роли, все же оказывается доминантной по отношению к духовной культуре.

4. Изменения в культуре жизнеобеспечения всегда, в той или иной мере, приводят к трансформациям в духовной культуре, но особенно в религии, хотя все материальные заимствования отражаются на религии в последнюю очередь. Однако трансформация традиционной религии этноса и ее исчезновение приводит к постепенной энтропии самой этнической культуры.

5. Исследуя трансформацию и динамику развития этнической культуры индейцев Великих Равнин уже в резервациях, можно сделать вывод о позитивной роли, которз'ю невольно сыграли резервации для сохранения традиционных культурных форм. Из этого можно заключить, что в деле сохранения культур малых этносов, а также их консолидации, можно использовать резервации, то есть территории, а) обладающие суверенитетом, б) имеющие право вырабатывать, устанавливать и исполнять свои законы, не противоречащие законам государства, в) устанавливать свои налоги, г) иметь свое гражданство, д) проводить коммерческую и общественную деятельность на своей территории, е) которая не отчуждаема у этноса ни при каких обстоятельствах.

Научная новизна исследования состоит в анализе одной из эталонных моделей трансформации традиционного социума, выявлении сущностных концептов этого процесса. В работе впервые проведен целостный анализ как культуры духовной, так и культуры жизнеобеспечения, целой группы индейских племен в период с XVIII по XXI в.в., проживавших на территории Великих Равнин в Северной Америке, и образовавших в конце XVIII в. единую хозяйственно-экономическую систему, основанную на коневодстве. В связи с этим в отечественный научный оборот введены малоизвестные этнокультурологические материалы по культуре и истории индейцев этого региона.

6

Вместе с тем, на достаточно обширном культурно-историческом материале доказывается иерархия взаимных отношений отдельных сегментов традиционной культуры. Доминирующее положение культуры жизнеобеспечения, в свою очередь, корректируется и уравновешивается воздействием традиционной религиозности на все сферы жизни. В результате формируется сложный динамичный культурный комплекс, конфигурация которого может быть рассмотрена как модель при анализе других культур сходного стадиального типа. Такой анализ впервые осуществляется на материале индейских племен Великих Равнин.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Исследование является многоуровневым, и затрагивает вопросы в пограничном пространстве истории, культурологии, антропологии и социологии, с использованием различных методов. Ведущим принципом исследования стал культурологический анализ, базирующийся на обобщении исторических, этнографических и социологических данных, позволивших реализовать исследовательские задачи, а также принципы историзма и объективности. Принцип историзма позволил рассмотреть социокультурные процессы, происходящие в индейском кочевом обществе во временном развитии, а также в контексте социально-экономических изменений, происходящих в нем на протяжении Х1Х-ХХ в.в. Принцип объективности дал возможность беспристрастно проанализировать источники и обеспечил достоверность сделанных выводов.

Метод теоретического изучения и анализа имеющихся источников позволил обработать необходимое количество информации, а описательно-исторический метод - через обилие нарративного материала выявить произошедшие изменения в культуре. Компаративный (сравнительный) метод в исследовании позволил сопоставить культуру с собой же, но в разные исторические периоды. Это дало возможность увидеть не только произошедшие культурные изменения и их отличие или сходство с изменениями у культурно-родственных народов, но и их динамику. Кроме того, компаративистский подход позволил нам увидеть культуру не как законченное и статичное образование, а как динамичный комплекс, меняющийся под влиянием времени и социальных процессов. Аксиологический метод в исследовании применен для выявления социально-ценностных установок и ориентиров в сознании носителей культуры, отображенных в научных и художественных текстах, а метод системного анализа использован при теоретическом воссоздании комплекса культово-обрядовых действий в традиционной религии индейцев Равнин.

Любую культуру условно можно разделить на материальную и духовную сферы, хотя подобная дихотомия не позволяет узнать что-либо новое о ней. Изучая структурные схемы культуры, предложенные Т. Парсонсом, американским культурологом Л. Уайтом, а также российскими

учеными Э.А. Орловой, АЛ. Флиером и Д.К. Бурлака, мы приходим к выводу, что логичнее следовать примеру американских исследователей, наблюдавших и изучавших жизнь индейцев в конце XIX и начале XX в.в. — тому, как они рассматривали культуру индейцев Великих Равнин. Кроме того, по такому же пути пошли многие отечественные исследователи, в частности, Ю.П. Аверкиева и Г.И. Дзенискевич

В связи с вышесказанным, мы рассматриваем культуру индейцев прерий в ее диалогичности — культура жизнеобеспечения (социальное и общественное устройство, хозяйственная деятельность, семья, военное дело, торговля и т.п.) и культура духовная (религия, искусство, игры и досуг, «обряды перехода»). Однако сложность в изучении культуры североамериканских индейцев, как и многих других архаичных культур, заключается в том, что все сферы этой культуры синкретичны, и потому сложно четко их разделить.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в восполнении в отечественной науке пробела в отношении изучения наиболее яркого примера трансформации автохтонной культуры под давлением европейской цивилизации, а также в анализе резервации как возможного способа сохранения традиционной этнической культуры. Кроме того, анализ взаимовлияния жизнеобеспечивающей и религиозно-мировоззренческой сфер культуры имеет методологическую ценность для культурологии.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на выявление основных тенденций и особенностей трансформации традиционной культуры, что становится все более востребованным в современном обществе и в государствах с гетерогенным населением. Исследование способствует дальнейшему всестороннему изучению этнокультурных отношений и процессов, возникающих между современным постиндустриальным обществом и этническими культурами.

Кроме того, полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в разработках практических рекомендаций для консультации госслужащих в секторе социальной работы с коренными народами. Результаты исследования могут быть использованы при создании методических материалов и в научных публикациях по индеанистике, американистике, культурологии, антропологии, этнополитологии, этносоциологии, а также в спецкурсах по истории, культуре и искусству индейцев США.

Апробация результатов исследования. Отдельные положения диссертации излагались в 2011-2013 годах в докладах на конференциях и в публикациях. Кроме того, автором проводились лекционные занятия по прикладной антропологии, целью которых является формирование у

студентов представления о предмете и важности практически-прикладного применения научных знаний, в котором для наглядности использовался материал по культуре североамериканских индейцев. В программе курса студенты знакомились с историей формирования и развития прикладной антропологии, понятием «развития» (прогресса) и его неоднозначностью, а также культурой индейцев Северной Америки. При изучении курса показывается, насколько губительным может оказаться процесс бездумного перенесения феноменов одной культуры на почву другой.

Структура диссертации определена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, приложения на 2 листах (схемы). Объем работы составляет 246 страниц. Список использованной литературы включает 229 наименований, в том числе на иностранных языках — 93.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность исследования, обусловленная недостаточной научной разработанностью, а также теоретической и практической значимостью; определяются объект, предмет, цель и задачи работы; раскрывается степень ее научной разработанности; обосновываются новизна и научная значимость темы; формулируются положения, выносимые на защиту; а также излагается апробация результатов исследования.

Глава I «Традиционная культура индейцев прерий на рубеже ХУШ-Х1Х в.в. до начала тесных контактов с европейцами» включает три раздела. В данной главе рассматривается история североамериканских индейцев Великих Равнин с точки зрения ее контактов с -европейской культурой, а также изучаются основные элементы ее духовной культуры и кулыуры жизнеобеспечения на конец XVIII в.

В разделе 1.1 «Вопросы периодизации истории индейской культуры» рассматривается история кочевой культуры индейцев прерий в контексте ее взаимоотношений с европейской цивилизацией. Показывается, что при рассматривании истории культуры индейцев через контакты с европейцами, ее можно разделить на три неравнозначных периода. Первый период до конца XVIII в. является тем, что можно назвать «древней» или «архаичной» историей этноса, практически не имеющей письменных или археологических источников. В этот период контакты индейцев прерий с европейцами были незначительны и не приводили к серьезным трансформациям в их культуре, однако некоторые изменения происходили -в обиход входило железное оружие и предметы быта, возникло и развивалось коневодство.

Следующий период, ограниченный 1804 г., экспедицией Кларка и Льюиса по индейским территориям, и 1890 г., завершением индейских войн и окончательным поселением остатков индейских племен в резервации, является ключевым в процессе становления и развития индейской культуры, а также ее трансформации. На этот период приходится самый сложный момент во взаимоотношениях индейцев прерий и европейцев, так как именно с этого периода можно говорить о серьезных изменениях, происходящих в культуре индейцев-кочевников. Контакты между индейцами и европейцами носили неоднозначный характер: в первой половине XIX в. они происходили по большей части мирно, причем основную роль здесь играли торговцы и миссионеры. Во второй половине ХЕХ в. эти контакты проходили в основном в военных конфликтах, и здесь основную роль выполняли армия и чиновники США.

Период 1890-2010 г.г., то есть XX в., является колонизационным для индейцев и их культуры. Загнанные в резервации, лишенные традиционных средств существования и независимости, индейцы вынуждены были изменять свой быт, что повлекло за собой изменения в социальной среде, материальной и духовной культуре. Но после 1950-х г.г. начинается частичное возрождение индейской культуры и самосознания бывших кочевых племен. Кроме того, XX в. стал временем ожесточенной политической конфронтации индейских активистов с властями США, следствием которой стало возникновение в начале XXI в. целого спектра политических, социальных и культурно-религиозных индейских организаций.

В разделе 1.2 «Духовная культура индейцев Великих Равнин на рубеже ХУШ-ХГХ в.в.» осуществляется попытка наиболее полно рассмотреть ее составляющие — религиозные представления, игры, искусство и музыку. Показывается, что вера индейцев была сосредоточена в ключевом понятии Вакан Танки, не имеющем персонификации, но проявлялась в разнообразных культах и церемониях. При этом в отдельных племенах прерий существовали представления о высшем божестве, управляющим Вселенной. Отправление церемоний не являлось личным делом, а несло общеплеменной характер, как по проведению, так и в последствиях (боги благословят, или накажут все племя).

В религии главными являлись культы солнца, реализованный через Танец Солнца, бизона и лошади, так как именно в них проводилась инициация молодых членов племени. Наравне с ними значимыми являлись культы Хейоки и Священной Трубки. Но невозможно сказать, что хоть какой-то из культов среди индейцев не имел значения — вся жизнь индейцев прерий была пронизана религией, так как вся их культура была синкретична. Эта синкретичность прослеживается в играх, которые представляют собой особый религиозный ритуал, искусстве, где все несет на себе отпечаток потусторонности и духовности, в музыке. Религиозность, основанная на вере

10

в духов, проявлялась и в распространенных к концу XVIII в. среди индейцев представлениях о реинкарнации и трансмиграции душ.

В этом же разделе рассматривается институт шаманов, которые занимались составлением и освящением Священных связок (Васикун, фетиши), лечением больных, а также заботились о сохранении и передаче племенных знаний. Однако, несмотря на значимость шаманов для индейского общества, их не любили: из-за своей силы, полученной от духов-покровителей, они часто находились под угрозой обвинения в колдовстве.

Другим важным аспектом духовной культуры индейцев прерий был поиск видений. Изначально являвшийся ритуалом инициации, он уже к концу XVIII в. стал одной из наиболее важных составляющих в религии кочевых индейцев. Именно видения стали тем каналом, посредством которого изменения приходили не только в религиозные представления, но и в жизнь индейцев. При этом сам ритуал поиска видений перестал быть способом инициации молодых воинов племени, что ярко видно из того, что этот ритуал можно было проходить в течение жизни несколько раз, каждый раз получая покровительство иного духа. Эта значимость видений и снов в жизни индейцев Великих Равнин стала отличительным признаком, как их культуры, так и вообще любой культуры в Северной Америке, так как ни в одной культуре мира они не приобрели такого значения и влияния.

В разделе 1.3 «Культура жизнеобеспечения североамериканских индейцев к началу XIX в.» рассматривается материальная составляющая индейской культуры. Разбирается общественное и политическое устройство племен прерий, а также их социальное устройство, в основе которого лежит большесемейпая община (род). При этом делается небольшой акцент на существовавшей в племенах системе, состоявшей из акичита, выполнявших роль воинов и полицейских. Также довольно подробно изучается институт семьи и положение женщин в племенах индейцев прерий. Уделяется внимание и такому культурному феномену, как потлач, который был наиболее ярким способом проявления щедрости. Изучаются основы его возникновения, лежащие в поминальных траурных пирах, а также степень его влияния на социальную жизнь племен.

Военное искусство, бывшее одним из доминантных, наравне с религией, в культуре индейцев на протяжении XVIП-XIX в.в.., сами индейцы не считали ключевым элементом своей жизни. Тем не менее в разделе изучаются оружие индейцев того периода, особенно палочка для Ку, их тактика и стратегия, вопросы скальпирования, мужские военные общества (союзы), а также ритуалы, связанные с войной.

Однако важнейшими элементами в их культуре являлись охота на бизонов и коневодство, причем второе было тем фактором, которое собственно и стало причиной формирования культуры как кочевой. Не охота на бизонов или других животных, не бесплодность степей, даже не военные

11

столкновения с другими племенами побудили индейцев перейти к кочевому образу жизни. Толчком к этому послужило появление лошадей и развитие экстенсивной формы коневодства. Лошади стали мерилом богатства в племенах и на этом основывалась вся социальная дифференциация индейского общества в рассматриваемый период.

С появлением лошадей охота на бизонов быстро стала важной составляющей в культуре индейцев, давая племенам основной объем пищи и другие компоненты для существования. В разделе рассматриваются существовавшие методы индивидуальной и общинной охоты, а также связанные с ней формы социализации индивидов в обществе.

Во II главе «Изменения в традиционной культуре индейцев прерий на момент переселения в резервации на рубеже Х1Х-ХХ п.в.»

выявляются особенности изменений, произошедших с ней за этот период. XIX в. стал для индейской кочевой культуры пиковым в своем развитии — именно период 1800-1880 г.г. является расцветом культуры кочевников-коневодов Великих Равнин. Однако этот расцвет культуры был невозможен без культурных (как духовных, так и материальных) заимствований у европейцев. Можно говорить о заимствовании бисера, металлической посуды, некоторых видов пищи, оружия и способов ведения войны, но наиболее ярко они прослеживаются в культуре духовной — в разрушении и отмирании некоторых традиционных культов и возникновении новых религиозных верований. Глава состоит из двух разделов.

В разделе 2.1 «Трансформация духовной культуры североамериканских индейцев к началу XX в.» рассматривается духовная сфера индейской культуры в ее состоянии на начало XX в. Формы поклонения (культы и церемонии) по отношению к объектам природы или духовным сверхъестественным существам воспринимались самими индейцами по-прежнему, символически, и основой оставалась вера в Вакан Танку. Однако тесные контакты с европейцами привели к изменениям в части культов и церемоний, а другие, как культ Утренней Звезды, привели к полному исчезновению. В связи с поселением в конце XIX в. в резервации ушли из жизни индейцев многие охотничьи культы, а в сохранившихся культах церемонии были сильно упрощены.

Трансформация религиозных представлений у индейцев происходила на протяжении всего XIX в., однако наиболее ярко процесс христианизации просматривается в возникновении новых религиозных течений. Пляска Духов с ее идеей пророчества, требованиями морали и, пусть и слабо, но разработанной эсхатологией, заложила основы для всей современной религиозности индейцев.

Одновременно, происходило крещение индейцев: их переход в различные христианские конфессии осуществлялся в основном в

протестантском направлении. Христианизация индейцев неотделимо связана с падением роли шаманов в кочевом обществе на фоне постоянных военных поражений, исчезновения бизонов и поселения в резервации. Влияние христианства прослеживается и в смене существовавших в ХУ1П в. среди индейцев представлений о реинкарнации и трансмиграции душ: к началу XX в. сформировалось представление о «стране мертвых».

В разделе 2.2 «Изменения в материальной культуре индейцев Великих Равнин к началу XX в.» основное внимание сосредоточено на материальной составляющей культуры коренных народов Северной Америки и произошедших с ней изменениях за XIX в. Указывается на быстрые заимствования индейцами, касающиеся вещей (пища, элементы одежды, бисер, оружие, элементы быта) и социума (некоторые новшества в социальном поведении, формы ведения войны, образование) у американцев. При этом изначально многими племенами образование приветствовалось, но отношение изменилось после введения правительством США школ-интернатов. Высшее образование к концу XX в. оставалось для индейцев почти недосягаемым, за исключением отдельных личностей.

Военное искусство, охота и коневодство оставались доминантными в культуре жизнеобеспечения индейцев в этот период. В ¡вопросе войны важным моментом стала служба индейцев в армии США с 1860-х г.г. не только в качестве скаутов-разведчиков, но и в составе отдельных индейских подразделений. А вот военные общества, усиление которых произошло в период 1850-1880-х г.г., начали быстро распадаться, особенно после переселения племен в резервации, и к 1900 г. почти исчезли.

С окончанием колонизации американцами и уничтожении ими индейской автономности к 1890 г. самобытное устройство индейских племен Великих Равнин было разрушено: индейцы стали жить согласно навязываемым им политическим, общественным, социальным и культурно-религиозным правилам.

В главе III «Современное состояние культуры коренного населения Америки в окружении евроамериканской цивилизации» культура индейцев прерий рассматривается в ее современном состоянии в ситуации окружения и давления со стороны европейской, а если точнее, американской цивилизации. Важным феноменом современной индейской культуры является ее деление на городскую и рсзервационнуга культуры, а если точнее, то модернистскую, ориентированную на все новые заимствования в европейской культуре, и традиционалистскую, которая основывается на сохранении традиций племенного прошлого. Глава состоит из двух разделов.

В разделе 3.1 «Состояние духовной культуры индейцев прерий в конце XX и начале XXI в.в.» религия, искусство, музыка и другие

13

составляющие духовной культуры рассматриваются в их состоянии на рубеже ХХ-ХХ1 в.в. К этому времени ситуация с Вакан Танка меняется — он становится синонимом христианского Бога, неся в себе идею воздаяния за добро и зло. Вера в сверхъестественные существа, управляющие вселенной, постепенно трансформировалась в синкретичное мировоззрение, где вера в духов сосуществует с верой во Христа. На этом этапе у индейцев возникает понятие греха, но как асоциального поступка. Церемонии становятся уделом личности, в связи с чем, последствия этого распространяются лишь на индивида. А церемония Священной Трубки к концу XX в. стала означать контракт, обещание или клятву.

Традиционные верования индейцев Великих Равнин уже к середине XX в. исчезают совсем либо приобретают христианскую символику, основной причиной для чего послужило либо малое количество адептов культа, либо кардинальное изменение в образе жизни индейцев. С трансформацией образа жизни связано исчезновение культов собаки, лошади и бизона. Из-за малого количества адептов исчезли культы медведя и Хейоки. Танец Солнца, одна из главных церемоний индейцев Великих Равнин, внешне сохранился до начала XXI в. в слабо измененном виде, чего нельзя сказать о его внутреннем содержании. То есть, при смене социальных условий жизни изменились и религиозные представления индейцев.

Из синкретических верований, впитавших в себя идеи христианства, Пейотизм оказался более жизнестойкий к историческим переменам и лучшей адаптивной мерой, нежели Пляска Духов, основываясь на вере индейцев в то, что это традиционная религия, что это религия, и что мескаль не наркотик. Другим синкретичным направлением стало Паувау — полурелигиозное мероприятие, впитавшее в себя многие элементы религиозных церемоний. Паувау к началу XXI в. стал единственным паниндейским фестивалем, объединяя индейцев практически всех племен Северной Америки вокруг себя, а не только индейцев прерий.

Представления о «стране мертвых», возникшее под влиянием христианства, к началу XXI в. сменились христианскими трактовками. Однако христианизации всех индейцев не произошло, несмотря на все усилия миссионеров, за исключением отдельных небольших анклавов. К концу XX в. все индейцы хоть и считаются христианами многочисленных протестантских конфессий или католической церкви, но одновременно с этим посещают служения Пейотизма или принимают участие в церемониях иных традиционных религиозных течений. Можно говорить лишь о крещении индейцев и посещении ими той или иной христианской конфессии.

Игры и искусство, в отличие от музыки и песен, в основе своей оставшимися под влиянием традиционной религиозности, освободились от подобной доминанты. Современный досуг индейцев ничем не отличается от

досуга среднестатического американца, а искусство впитало в себя многие элементы европейской художественной культуры.

В разделе 3.2 «Современная культура жизнеобеспечения североамериканских индейцев в резервациях и городах» показывается, насколько индейцы, проживавшие ранее на территории Великих Равнин, смогли адаптироваться к современным условиям проживания в резервациях и городах. Вместо вождей племенами в резервациях теперь управляют советы выборных старейшин, а для поддержания порядка создана племенная полиция вместо акичита. Однако с середины XX в. возросла политическая активность индейских племен, и произошел всплеск этнического самосознания. Движущей силой стали группы традиционалистов, а также Движете Американских Индейцев (ДАИ), возглавившее вооруженное сопротивление среди индейцев.

Военное искусство, бывшее одним из доминантных на протяжении ХУШ-Х1Х в.в., в XX в. потеряло свое первостепенное значение, став одной из форм социализации индейской молодежи. При этом в процентном соотношении к общему населению индейцы остаются самым служащим этносом: более половины из них идут служить в горячие точки добровольцами. Подобная активность в военной службе привела с 1970-х г.г. к восстановлению некоторых военных союзов, однако теперь они являются клубами ветеранов, а не тайными обществами.

В современности проживающие в резервациях индейские племена продолжают существовать как отдельные этносы с присущими им культурными ценностями, традициями и социальной спецификой. Но уровень национально-этнического самосознания индейцев Великих Равнин оказывается выше в тех резервациях, где экономическая ситуация более благополучна, то есть экономическое развитие резерваций способствует не только росту политической активности индейцев, но и консолидации живущего в ней племени. Однако это ставит препятствие в развитии паниндеанизма. Как и в прошлом, община для индейцев остается центром их существования, и вне ее не существует индейская (племенная) культура.

В экономическом положении индейцев произошли существенные изменения — полностью ушли в прошлое охота, рыболовство, земледелие и коневодство, сохраняясь среди отдельных племен лишь в виде хобби. На смену им пришло фермерство, народные промыслы, туристический и игорный бизнес, а также высокий уровень безработицы и слабая конкурентность индейских предприятий. Подобная ситуация существует и с торговлей — меновая и меховая торговли прекратились, а на смену им пришел американский рыночный бизнес.

В Заключении формулируются основные результаты исследования. Те индейские племена Великих Равнин, которые изначально оказались

ближе всего к поселениям европейцев, раньше всего были подвержены культурным заимствованиям, в связи с чем культура, будучи подвижной системой, на окраинах своего ареала трансформировалась быстрее.

Дальнейшее столкновение индейской этнической культуры Великих Равнин с европейской цивилизацией привело ее к сильнейшей трансформации, в первую очередь в сфере материальной культуры, а потом и в духовной. Таким образом, в традиционном обществе культура жизнеобеспечения оказывается доминантной по отношению к духовной культуре. Культура жизнеобеспечения вообще трансформируется гораздо динамичнее, чем культура духовная. И у многих индейских племен на современном этапе материальная культура в значительной степени, а у некоторых и полностью, вытеснена евроамериканской культурой.

Однако деконструкция множества элементов духовной культуры хранит в себе опасность исчезновения самобытной культуры: происходит хоть и медленная, но эрозия всех ценностей в обществе, распасться может вся культура в целом. Исчезновение традиционных верований приводит к «размыванию» самой этнической культуры и к ее исчезновению. Можно сказать: не все, что присутствует в одной культуре, полезно переносить на почву иной культуры. Часто это приводит к деградации и смерти как самой культуры, на которую все это переносится, так и ее носителей.

Резервации, воспринимаемые индейцами на момент их создания негативно, в конце XX в. стали работать уже им во благо, так как являются центрами сохранения традиционной индейской культуры. В связи с этим можно сделать вывод, что в некотором смысле резервации для малых коренных народов нужны. Обладая суверенитетом, они способствуют консолидации этноса и сохранению его культуры. Здесь важно соблюсти баланс между чрезмерной заботой и полной заброшенностью: в первом случае общество получит этнографический заповедник, а во втором — исчезновение уникальной этнической культуры.

Наиболее важные перспективы дальнейшего культурологического исследования лежат в плоскости одного из указанных выше выводов: при изменениях в ргультуре жизнеобеспечения следуют изменения в культуре духовной, особенно в религии, но исчезновение традиционной религии этноса приводит к отмиранию самой этнической культуры. Подтверждение или опровержение данного вывода заслуживает специального исследования.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

1. Фильчиков, С.С. Трансформация Танца Солнца у индейцев Великих Равнин в Северной Америке (Х1Х-ХХ вв.) / С.С. Фильчиков // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2011. - Том 12, выпуск 3. - С.32-36. (0,4 п.л.)

2. Фильчиков, С.С. Путь доблести: индейцы в армии США / С.С. Фильчиков И Проблемы истории, филологии, культуры. - 2013. - №1 (39). - С.98-106. (0,55 п.л.)

3. Фильчиков, С.С. Священный юмор: образ и значение Хейоки у индейцев Великих равнин Северной Америки / С.С. Фильчиков // Этнографическое обозрение. - 2013. - №6. — С.159-164. (0,5 п.л.)

4. Фильчиков, С.С. Синкретизм Пляски Духов у североамериканских индейцев / С.С. Фильчиков // Научная перспектива. - №6. - Уфа: ООО «Инфинити». - 2011. - С.58-60. (0,3 пл.)

5. Фильчиков, С.С. О структуре культуры в сравнительном анализе культур североамериканских индейцев и Арабского халифата / С.С. Фильчиков // Молодой ученый. — №12, том II. - Чита: ООО «Издательство Молодой ученый». - 2011. - С. 194-200. (0,75 п.л.)

6. Фильчиков, С.С. Паувау как основной элемент современной индейской культуры / С.С. Фильчиков // Материалы I Международной научно-практической интернет-конференции «Проблемы и перспективы развития науки в начале третьего тысячелетия в странах СНГ». - Переяслав-Хмельницкий: изд-во Переяслав-Хмельницкого ГПУ им. Г. Сковороды. -2012. - С. 119-120. (0,3 п.л.)

Отпечатано с готового оригинал-макета в ЦНИТ «АСТЕРИОН» Заказ № 024. Подписано в печать 11.03.2014 г. Бумага офсетная Формат 60х84'/|б. Объем 1,25 п.л. Тираж 150 экз.

Санкт-Петербург, 191015, а/я 83, тел. /факс (812) 685-73-00,663-53-92,970-35-70 E-mail: asterion@asterion.ru