автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Время

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Штомпель, Людмила Александровна
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Время'

Текст диссертации на тему "Время"

У/ - а /у** у

г / ' ^ ч/- к/ / ■ 7 г - 7 / *

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

ростовский государственный 'Университет

На правах рукописи

ШТОМПЕЛЬ Людмила Александровна

время: культурно - исторический смысл

24.00.01 - теория культуры^

Диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук

Научный консультант - доктор философских наук, профессор В.Е.Золотухин

Ростов - на - Дону — 1998, *

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................................................................................................3

Глава I. ТРАНСФОРМАЦИИ СМЫСЛОВ ВРЕМЕНИ..........................................19

1.1. Модели времени в естествознании..............................................................20

1.2. Гуманитарные науки: понятие смысла

времени................................................................................................................................................................36

1.3. Время как код культуры....................................................................................................65

Глава II. ТЕМПОРАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ИНДУСТРИАЛЬНОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО

ОБЩЕСТВА............................................................................................................................................................87

2.1. Время и информация..............................................................................................................89

2.2. Время индустриального общества..................................................................104

2.3. Время информационного общества............................................................116

Глава III. СОТВОРЕНИЕ ВРЕМЕНИ КАК СОТВОРЕНИЕ

КУЛЬТУРЫ................................................................................................................................................................134

3.1. Собственность на время....................................................................................................135

3.2. Сотворение времени активным субъектом хозяйствования..................................................................................................................................147

3.3. Сотворение политического времени........................................................165

3.4. Сотворение художественного времени..............................................181

3.5. Время и вечность......................................................................198

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................................211

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 215

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Одним из самых труднопережи-ваемых противоречий человеческого существования является противоречие между рождением и смертью, жизнью и безжизненностью, длением и его прерывом. Осознание этого противоречия сделало проблему времени вечно актуальной для философии, науки и для всякого мыслящего человека. Человеческое существование раскрывается через время, через историчность, поэтому осознание себя во времени является важнейшей проблемой философии на всём протяжении её существования.

В XX веке человечество оказалось перед лицом многих проблем и взаимопротиворечивых тенденций, "раздирающих" и человеческое бытие, и человеческое сознание. Современное человечество столкнулось с невиданным и повсеместным ускорением всех социальных процессов, что вызвало обострение противоречия между хронологически увеличивающимся временем жизни человека и его нехваткой, дефицитом времени. Всё это привело к росту интереса к проблеме времени. Множество вопросов, которые человечество "задаёт" времени, множество концепций, в которых философы, культурологи, историки, психологи, социологи и художники пытаются выразить сущность времени, свидетельствуют о том, что человечество во всём многообразии своих культур выделяет во времени как объективной форме существования мира различные грани, а осознав его как ценность, наделяет время разными смыслами.

Другая сторона постановки актуальности проблемы времени связана с компьютерной революцией, со вторжением новых информационных технологий во все сферы общества, возникновением в связи с этим новых возможностей и задач. Речь идёт не только об : эффективном использовании "машинного времени" и культивирова-

нии специфических особенностей психологического времени человека, но и о новых гранях связи времени и информации, вторжении информационных процессов во временную плоскость бытия людей, их возможностями по - новому выстраивать временную перспективу жизни.

Когда говорят о времени, то подразумевают, что событиям присущи длительность и порядок последовательности; отношениям между длительностями - ритм /и аритмия/; что процессы могут протекать одновременно, а время течёт из прошлого через настоящее в будущее. Такое понимание выражает общезначимый смысл, приписывающий фиксированное тождество тому, что тождественным быть не может - Времени, изменчивому, непрерывно меняющему, подобно Протею, свои лики.

Подобный общезначимый и здравый подход действительно оправдан, когда мы имеем дело с временем макропроцессов. Но начавшийся в 1 - й половине XX века пересмотр взглядов на научную рациональность ознаменовался в том числе "возрождением времени", открытием нового смысла времени объективных процессов и новой роли времени как объяснительного принципа. Этот новый смысл времени нов только для нас, открывающих его для себя. В действительности он присущ Времени как таковому и действительность "нашёптывала" нам о нём очень давно. В чём смысл образа Хроноса, пожирающего своих детей? Не в том ли, что сущность времени не только и не столько в непрерывности и длительности, айв прерывании, поглощении? Время, сжимающее свои челюсти, "отплёвывает" события одно за другим, отделяя их друг от друга. Этот образ является архетипическим, пронизывающим культуру многих народов. Время созидает или разрушает? И нет ли в действительности двух времён: одно фиксирует паузы и остановки, другое выражает движение и становление? Может быть, следует говорить о "третьем" времени, объединяющем эти процессы?

Сегодня проблема времени видится под особым углом зрения. Одна из её сторон связана с утратой современным человеком смыс-ложизненных ориентиров, потерей правильной ориентации во времени мира и в личном времени. Метания от прошлого к будущему, от образа "колеса времени" к признанию линейной последовательности событий, утрата чувства настоящего - вот зримые последствия отсутствия в культурах, переживающих кризис, размышлений по поводу смысла человеческого существования и развития этого смысла во времени жизни человека. Важнейшая проблема здесь: как вписать время индивидуального бытия человека во время общества, как соразмерить разворачивание жизни отдельного человека с его пониманием смысла и целей своей жизни, с реализацией во времени ценностных ориентации культуры. Данная проблематика становится особо актуальной сейчас, на рубеже веков, когда возрастает роль культуры в регуляции жизни человека, общества и социальных механизмов.

Отсюда возникают серьёзные гносеологические затруднения, связанные с ограниченностью понимания времени как естественнонаучного или социального феномена. На первый план в изучении проблематики времени выходят культурологические исследования, рассматривающие его как ценность, формообразующий и смысло-образующий принцип развития культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема времени в разных своих аспектах всегда волновала философов, историков, культурологов, социологов. До середины 60 -х годов в отечественной философии специфика социального времени практически не исследовалась, время общества, как правило, редуцировалось к физическому времени. Понимание времени традиционно основывалось на тех моделях, которые предложило естествознание во всём разнообразии своих наук. Господствовало представление, что главным в выявлении объективного содержания категории времени является

изучение более "простых материальных систем", составляющих неживую природу. Всесторонний анализ времени в различных естественных науках был предпринят в работах Г.П.Аксёнова, М.ДАхундова, С.Н.Бубнова, Д.П.Грибанова, В.П.Казаряна, В.АКанке,

B.А.Киносьяна, НАКозырева, С.П.Курдюмова, А.П.Левича, Т.П.Лолаева, С.В.Мейена, Ю.Б.Молчанова, А.М.Мостепаненко, И.Пригожина, Г.В.Рязанова, Г.Г.Сучковой, Дж.А.Уилера, Дж.Уитроу,

C.Хокинга, А.С.Щербакова, Дж.Эллиса и др.

При всей важности и плодотворности исследований физического времени разворачивание анализа общественных связей и отношений в рамках философии, социологии, культурологии, истории, психологии показало, что, во - первых, время человеческого бытия не может рассматриваться с сциентистских позиций и выводы естественных наук не следует абсолютизировать в работе по вычленению сущности социального и исторического времени; во-вторых, всё убедительнее стало обоснование различных форм времени, присущих различным типам материальных взаимодействий и различным предметным областям.

Первоначально преобладали работы, в которых объективная сущность времени рассматривалась в аспекте бюджета времени, соотношения рабочего и свободного времени /ЭАЕлизарьев, Г.Е.Зборовский, Г.П.Орлов, В.ДПатрушев/. Наконец появились интересные работы, в которых исследовались особенности наполнения времени общественно - исторической деятельностью /Я.ФАскин, Г.С.Батищев, Н.Н.Трубников, В.П.Яковлев/, анализировалось время как форма культурно - исторического бытия и как категория сознания /М.А.Барг, АЯ.Гуревич, АН.Зелинский, Г.С.Кнабе, А.НЛой, В.С.Поликарпов, В.Н.Ярская/, рассматривалось политическое время /И.А.Василенко, М.В.Ильин/, изучался генезис восприятия времени в структуре различных эпох, культур /С.САверинцев, П.ПГайденко/, этносов /Л.Н.Гумилёв, Б.Г.Рабинович/, выявлялись национальные

образы времени через их выражение в языке /Г.ДГачев, Е.С.Яковлева/, исследовалось психологическое время личности /ТАДоброхотова, Н.Н.Брагина, Е.И.Головаха, ААКроник, Р.И.Кругликов/. Различные аспекты проблемы социального времени рассматривались также в оригинальных работах Т.П.Анишина, ВААртёмова, И.В.Бьгчко, Ю.Г.Васильева, ИАГобозова, В. Е Давидовича, ЮАЖданова, В.И.Жога, В.В.Журавлёва, А.Г.Зарубина, Е.В.Золотухиной -Аболиной, С.Н.Иконниковой, АН.Кагана, М.С.Кагана, АВ.Полетаева, ИМ.Савельевой, Н.И.Листвиной, Н.К.Серова, АВ.Скворцова, В.Б.Устьянцева, АИ.Яценко и других. Интенсивность этих исследований привела к обоснованию объективности и специфичности социального времени, разработке его различных моделей, развитию понятийного аппарата, отражающего время человека, культуры, общества, истории.

Важную роль в развитии представлений о социальном времени сыграли работы, в которых выясняется суть темпорализма в философии И.Канта, феноменологии и экзистенциализме /Ю.М.Бородай, И.В.Ватин, Р.М.Габитова, П.П.Гайденко, Н.ИДёмина, В.ИМолчанов, Н.В.Мотрошилова, Н.М.Эфендиева, В.П.Яковлев/. Именно в "философии жизни", экзистенциализме и феноменологии в понимании культурно - исторической особенности времени изучалась проблема "бессознательной" функции времени в различных культурах. Именно феноменологическое понимание времени, отвечающее на вопрос, почему существует отчуждение, одиночество, тоска, страх, озабоченность и т.д., соответствовало мироощущению начала XX века.

В работах, посвящённых культурно-историческим механизмам освоения и познания времени /РААкимов, АЯ.Гуревич, А.Н.Лой, В.С.Поликарпов, Н.Н.Трубников и др./, показано, что социальное время - это не внешняя, а внутренняя форма, определяемая сущностью социокультурных процессов; что в разных культурах и эпохах ко "времени" люди начинают относиться по-другому, в

различные эпохи возникают свои, особые размерности человеческого бытия, что определяет и естественнонаучные, и социально -философские, и повседневные представления о времени. Именно поэтому в разные эпохи и в разных культурах время наделялось и свойством разрушения, и свойством созидания; оно выступало и как безличное начало, и как персонификация Бога, Судьбы. Спектр значений, которыми люди разных культур наделяют время, настолько велик, что время мстит за это. И тогда люди бросаются из одной крайности в другую: от "времени не существует" до "время поглощает собой всё".

В "философии жизни", феноменологии и экзистенциализме в вопросах культурно - исторической интерпретации времени можно выделить объединяющие их принципы. Время рассматривается как характеристика миропереживания субъекта, реализуемый самосознанием момент его целостности, фактор, определяющий существование "я" в мире.

Так, переживание времени по Дильтею - это основополагающая структура "понимания", жизни личности в историческом мире. Достоинством подхода Дильтея является понимание жизни как активного творчества себя, как развёртывание спектра возможностей, каждая из которых всегда может "случиться". Концепция Дильтея справедливо критикуется за акцентирование "иррационального" в переживании человека, но при этом не следует забывать о важности темы переживания индивидом своего времени - судьбы. Самые разнообразные типы разворачивания этих идей мы находим в экзистенциализме, а также у О. Шпенглера.

Другой стороной проблемы смыслов времени является анализ временных модусов сознания. Исследование времени как темпоральной структуры сознания и бытия было предпринято в феноменологии Э.Гуссерля и философии М.Хайдеггера. Следует подчеркнуть, что феноменологическое описание различных модусов сознания

не может заменить исследования реальных общественных отношений /на что обращал внимание ещё К.Маркс/, на основе которых формируются как повседневные, так и философские воззрения людей. И всё же именно работы Э.Гуссерля и МХайдеггера /а до них И.Канта/ интересны с точки зрения изучения целостности отношений духовного опыта и его историчности, своим пониманием содержания в структуре опыта и прошлого, и будущего, и действительности, и возможности, а также рассмотрением времени как синтезирующей формы опыта. Вместе с тем понимание времени как смысловой структуры, коренящейся в индивидуальном сознании, над индивидуальной в своей основе и погружающей индивида в единый поток "жизни" или "жизненный мир" превращает время в некоего медиума, посредника между человеком и миром, неизвестно откуда взявшегося и неизвестно куда ведущего.

Но проблема времени человеческого бытия - это прежде всего вопрос о смысле и цели человеческой жизни. В отечественных работах, посвящённых социальному времени, эта тема затрагивалась в основном при осмыслении регулятивной функции времени в различных видах деятельности /О.Н.Ежов, Н.И.Листвина, А.И.Осипов, В.Н.Ярская/. В работах, посвящённых смыслу человеческого существования, проблема времени возникает прежде всего в аспекте связи времени и судьбы, связи представлений о будущем - с мотивами и целями деятельности.

Таким образом, можно выделить несколько теоретических установок, в рамках которых рассматривалась интересующая нас проблематика: во-п ервых, время определяется прежде всего как объективный феномен - природный или социальный; во-вторых, время характеризуется как субъективный фактор, то, что определяет целостность самосознания и существование человека в мире; в -третьих, подчёркивается ценностно-см ы еловая природа времени, позволяющая вывести человека из жёстких методологических схем,

где он выступает в качестве элемента социального механизма, и обосновать творческую открытость субъекта, его способность к жизнетворчеству в собственной истории.

Отсюда возникает необходимость именно в культурологическом изучении времени как культурной ценности, обладающей различными смыслами и значениями, которые фиксируются как результат человеческой деятельности и, одновременно, выступают активной "формой", позволяющей по-но в ому структурировать социум. Тем самым чрезвычайно актуальным является концептуальное изучение тех смыслов, которыми наделяет время конкретно -исторический субъект и тех "плоскостей" бытия, в которых эти смыслы реально существуют.

Теоретико - методологические основы исследования. Данная работа выполнена в русле деятельностного культурологического подхода к анализу времени как меры самореализации человека. Использовались также элементы структурно - функционального анализа в сочетании с историческим методом исследования, с социально -историческим детерминизмом. Важное значение для политеоретического описания многогранного исследуемого феномена имеют эвристические концепты современной философии /"философии жизни", экзистенциализма, феноменологии, персонализма/, связывающие проблему времени и смысла жизни. Методологический "ключ" работы - нахождение культурно - смысловой определённости времени. Ибо понимание времени и истолкование времени является важнейшим условием организации человеческой деятельности.

Цель и задачи исследования. Основной целью нашей работы является экспликация природы времени как артефакта культуры, выяснение роли конкретно - исторического субъекта в формировании культурных смыслов времени и превращении их в объективные формы социального бытия. Для достижения этой ц�