автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Выразительные средства телевизионных программ культурно-просветительской тематики

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Оганесова, Юлия Артуровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Воронеж
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Выразительные средства телевизионных программ культурно-просветительской тематики'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Выразительные средства телевизионных программ культурно-просветительской тематики"

На правах рукописи

Оганесова Юлия Артуровна

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОИ ТЕМАТИКИ

Специальность 10.01.10- Журналистика

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

1 ь н:он

Воронеж - 2014 49992

Работа выполнена в ФГБОУ В ПО «Воронежский государственный университет»

Научный руководитель доктор филологических наук, доцент

Шестерина Алла Михайловна

Официальные оппоненты Ильченко Сергей Николаевич, доктор

филологических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет», доцент кафедры телерадиожурналистики:

Зверева Екатерина Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина», заведующий кафедрой журналистики и издательского дела

Ведущая организация ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный

национальный исследовательский университет»

Защита состоится 25 июня 2014 года в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.038.18 в Воронежском государственном университете по адресу: 394068, г. Воронеж. Московский проспект, 88, к. 211-а (конференц-зал).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Воронежского государственного университета и на сайте www.science.vsu.ru.

Автореферат разослан 22 мая 2014 г.

Ученый секретарь _

диссертационного совета СП/^СС^- Гладышева Светлана Н иколаевна

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В век глобального потребления, научных и технических открытий в палитре семантических оттенков становится труднее различать подлинные смыслы и ценности. Телевидение как одно из ведущих средств массовой информации современности играет ключевую культуроформирующую роль, помогающую зрителю сделать выбор в пространстве окружающего мира посредством сформированной отраженной реальности. В контексте процессов визуализации, свойственных вектору развития современной культуры, именно телевидение с его специфическим набором выразительных средств становится основным каналом трансляции обществу социокультурных ценностей.

Актуальность настоящего диссертационного исследования диктуется необходимостью дать подробный, обстоятельный анализ современного подхода к использованию средств художественной выразительности в телевизионном эфире. Активная трансформация аудиовизуальных СМИ, отмечаемая многими исследователями1, остро нуждается в системной оценке. Изучение процесса преобразования формы и формата телепрограмм в связи с изменением социокультурной, технико-технологической, экономической ситуации нашего времени важно не только для сохранения творческого потенциала журналистики, но и для развития общества в целом. С одной стороны, трансформация экранного языка отражает общие процессы развития цивилизации, своевременное понимание которых чрезвычайно важно в аспекте научной рефлексии. С другой стороны, эти изменения в сфере медиа оказывают значительное влияние на сам

1 Вильчек В.М. Под знаком ТВ / В.М. Вильчек. - М.: Искусство, 1987.:

Борчиков С.А. Метафизика виртуальности: Опыт единой теории виртуальной реальности. -М., 2000;

Вартанов A.C. На телевизионных подмостках. Актуальные проблемы телевизионного творчества. -М.. 2003:

Качкаева А.Г. Гламурный тоталитаризм: телевизионная индустрия в эпоху стабильности (2004-2007) // Телерадиоэфир: история и современность. - М.. 2008. - С. 46-67: Кемарская И.Н. Телевизионный редактор-профессионал. - М„ 2003; Клюева Л.Б. Проблема стиля в экранных искусствах. - МЦ 2007;

Шестерина А. М. Психология журналистики. - Воронеж: Изд-во факультета журналистики ВГУ, 2011.

социокультурный процесс, а потому они остро нуждаются в объективной и оперативной научной оценке. Сегодня, когда телевидение часто упрекают в обилии некачественных программ, когда исследования подтверждают силу влияния экранного контента на формирование базовых ценностей и потребностей аудитории особенно важно выявить ключевые тенденции развития телевизионного языка. Переход к рыночной экономике и рынку в целом предполагает переход к иной системе отношений, к новым компонентам взаимодействия, определяет формирование особой культуры коммуникации. Специфические законы рыночной экономики вовсе неприемлемы для некоторых сфер. Все, что связано с духовным развитием человека, с огромным трудом может приспособиться к рыночному способу существования. Современные произведения телевизионной культуры все чаще облекают в оболочку товара. А между тем, телевизионным культурно-просветительским программам необходимо даже в жестких условиях медиарынка сохранять образность, метафоричность и многомерность.

С изменением условий жизни меняются методы и средства формирования и распространения подлинных жизненных ценностей. Процесс трансформации социокультурных феноменов и медиа протекает в условиях теснейшей взаимообусловленности. Глобальные изменения в подаче экранной продукции, в ее форме, способах создания и воздействия на аудиторию требуют.

Цель настоящей диссертационной работы заключается в комплексном изучении современного подхода к использованию художественно-выразительных средств в программах культурно-просветительской направленности.

Цель диссертации определяет исследовательские задачи, решаемые в ходе данной научной работы:

- исследовать тенденции социодинамики культуры в аспекте их влияния на масскоммуникационные процессы;

- конкретизировать роль СМИ в целом и телевидения в частности в процессе формирования и трансформации культурных ценностей;

— охарактеризовать современные модели и новые подходы телекоммуникации с позиции участия медиа в социокультурных процессах;

— выявить потенциал культурно-просветительских программ в аспекте использования вербальных и невербальных выразительных средств экрана;

— конкретизировать жанровые возможности участия аудиовизуальных медиа в социокультурном процессе;

— определить наиболее эффективные в просветительском аспекте выразительные средства информирования аудитории;

— рассмотреть вопрос трансформации профессиональных компетенций современного журналиста — участника социокультурного процесса.

Объект исследования — система современных выразительных средств тележурналистики.

Предмет исследования — комплекс эффективных средств выразительности в телепрограммах культурно-просветительской направленности.

Степень научной разработанности проблемы применения средств выразительности экрана в аспекте влияния на культуроформирующие процессы в обществе невелика. По справедливому замечанию Д. Дондурея, формируемые телевидением экранные смыслы практически не рефлексируются ни на научном, ни на профессиональном уровне2. И хотя на уровне обыденного сознания они обретают все большую значимость, комплексной оценки современного выразительного телевизионного языка в рамках филологической науки не производилось. Тем не менее, отдельные аспекты исследуемой нами проблемы подвергались анализу, и результаты такой работы формируют надежную базу для изучения проблемы. Так, вопросы создания визуального образа изучались Э. Ефимовым, К. Разлоговым, М. Стюфляевой, Г. Кузнецовым, В. Цвиком, А. Юровским3. Проблема участия телевидения в сохранении и формировании

2 Дондурей Д.Б. Медиа — взаимодействие и репрезентативность // INOP.RU : институт общественного проектирования, 2013. URL: http//w\v\v.inop.ru/files/Chapterl4.pdf (дата обращения 15.12.2013).

Ефимов Э.М. Замысел, фильм, зритель. — М.: Искусство, 1987.; Разлогов К.Э. Искусство экрана. Проблемы выразительности. — М.: Искусство. - 1982.; Стюфляева М.И. Человек в публицистике. — Воронеж, 1989.;

культурных норм составила основу трудов таких ученых, как А. Вартанов, В. Вильчек, С. Муратов, Н. Фрольцова4. О характере влияния аудиовизуальных медиа на культуру писали В. Егоров, Б. Сапунов, Е. Козлов, В. Саппак, Е. Сабашникова5. Процессы современной трансформации СМИ изучали Н. Горюнова, Д. Дондурей, А. Качкаева, Т. Лебедева, А. Шестерина6. Однако до сих пор выразительные средства экрана не рассматривались комплексно с позиций их участия в формировании культурно-просветительской сферы как трансляторы и создатели смыслов в контексте современных социокультурных процессов.

Эмпирическую базу исследования составили, в первую очередь, документальные фильмы и культурно-просветительские программы российского телевидения, выходившие в эфир с 2000 г. по настоящее время на телеканалах «Культура», «Россия», «Первый канал», на интернет-канапе «Дождь» и некото-

Кузнецов Г.В. Методика телевизионной журналистики. — М.. 1979.:

Цвик B.J1.. Борецкий P.A. Жанры телевизионной публицистики // Телевизионная журналистика: учебник. - М., 2001.:

Юровский А.Я. Телевидение - поиски и решения. Очерки истории и теории советской телевизионной журналистики. — М., 1983.

4 Вартанов A.C. Три этапа телевизионной режиссуры / сост. Л. И. Польская // Режиссер на ТВ: сборник статей. — М.: Искусство. 1978.;

Вильчек В.М. Под знаком ТВ. - М„ 1987.;

Муратов С.А. Встречная исповедь: Размышления о культуре телевизионного диалога. - М.. 1988;

Фрольцова А.Т. Типология творческой деятельности в аудиовизуальной коммуникации. — Минск: Б ГУ, 2003.

5 Егоров В.В. Большая культура и малый экран. - М.: ИПК РТР, 1998. ;

Сапунов Б.М. Культурология телевидения: Основы исторш! мировой и российской культуры.-М. 2001.

Козлов Е.В. Серийность в паралитературе интертекстуальные образования и издательские серии // Массовая культура на рубеже XX-XXI веков: Человек и его дискурс // Сб. науч. трудов. - М.. 2003.

Саппак B.C. Телевидение и мы : Четыре беседы. — М., 1988.: Сабашникова Е С. Диапазон. Рассказы о телевизионных режнссерах..-М.: Искусство, 1987.

6 Горюнова Н.Л. Художественно-выразительные средства экрана. Ч. 1. Пластическая выразительность кадра. - М.. 2000.;

Дондурей Д Б. Медиа — взаимодействие и репрезентативность // INOP.RU : институт общественного проектирования, 2013. URL: http//\\4wv.inop.ru/filcs/Chapter 14.pdf (дата обращения 15.12.2013).-С. 13:

Качкаева А.Г. Гламурный тоталитаризм: телевизионная индустрия в эпоху стабильности (2004-2007) // Телерадиоэфир: история и современность. - М.: Элиткомстар. 2008. Лебедева Т.В. Тележурналистика: темы, жанры, персоны // Актуальные проблемы телевидения и радиовещания. — Воронеж, 2008.;

Шестерина A.M. Интерактивная журналистика. — Воронеж, 2007.

рых других. В ретроспективном ключе исследование опиралось на наиболее значимые достижения документалистики советского и постсоветского периода.

Методологическая база исследования сформирована на основе системного анализа телевизионного контента в контексте текущих социокультурных процессов с позиций современности и в ретроспективе. Исследование тенденций трансформации медиаязыка в контексте культурных и социальных изменений, определение характера влияния медиапродуктов на общий вектор развития культуры потребовало обращения к историко-функциональному методу. В выявлении особенностей функционирования выразительных средств в разных типах медиатекстов мы обращались к сравнительно-типологическому методу, а в конкретизации ключевых проблем качества телевизионного контента в области культуры — к текстологическому и индуктивному методам.

Теоретическую базу исследования сформировали труды ученых, отражающие общие вопросы участия СМИ в жизни общества и современные тенденции их развития (Я. Засурского, Е. Прохорова, Е. Пронина, Л. Свитич, М. Стюфляевой, В. Тулупова, А. Шестериной, М. Шкондина7), а также работы исследователей телевизионного сектора журналистики (Г. Кузнецова, С. Муратова, В. Цвика, А. Юровского8). Особо выделим труды выдающихся деятелей кино, которые заложили основы экранной коммуникации, экранной выразительности и повлияли на вектор исследования аудиовизуального образа:

7 Засурский Я.Н. Журналистика в буржуазном обществе. - М.: Мысль, 1976.; Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики. — М., 1980.; Прохоров Е.П. Журналистика. Государство. Общество. -М., 1996.: Свитич Л.Г. Феномен журнализма. — М, 2000.:

Стюфляева М.И. Человек в публицистике. - Воронеж. 1989.:

Тулупов В В. и др.Техника и технология СМИ; печать, телевидение, радио, Интернет. -СПб., 2006.:

Шестерина А. М. Парадоксы современного телевидения: проблемы практики в зеркале обра-зорания,- Воронеж, 2007.;

Шкондин М. В. Средства массовой информации: системные характеристики. — М.. 1995.

8 Кузнецов Г. В. ТВ-журналист. - М.. 1980.;

Муратов С. А. Встречная исповедь: Размышления о культуре телевизионного диачога. - М., 1988.;

Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. История, теория, практика. -М., 2004.; Юровский А. Я. Телевидение - поиски и решения. Очерки истории и теории советской телевизионной журналистики. - М., 1983.

С.Эйзенштейна, В.Шкловского, Н. У таловой9. В аспекте изучения вопросов постмодернистской культуры мы опирались на работы таких ученых, как Ж. Лиотар, Ж. Деррида, Р. Рорти и другие10. В формировании представлений о системе выразительных средств аудиовизуального произведения мы исходили из концепций Ж. Бодрияра. Г. Маркузе и других".

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые предпринимается попытка системного изучения выразительных средств телепублицистики в контексте текущих социокультурных процессов как с позиции их участия в формировании культурного фона жизни общества, так и с позиции влияния последнего на трансформацию экранного языка. Аудиовизуальный контент изучается как потенциальный канал распространения смыслов и как поле их формирования в условиях динамических изменений различных сфер культуры и искусства — с позиций современности и в ретроспективе. Трансформация выразительных средств создания экранного образа исследуется без отрыва от характера творческого процесса журналиста, что позволяет выявить необходимые компетенции создателя телевизионных программ, повышающих общий культурный уровень аудитории. В данной работе проведен сравнительный анализ выразительных средств, применяемых в различные периоды телевизионной эволюции.

Гипотеза исследования базируется на представлении о том, что современные социокультурные процессы требуют новых форм выразительности. Телевидение претерпевает не только эволюционные, но и революционные изменения. От всесилия цензуры и стремления к свободе оно переходит к погоне за

9 Утилова Н. И. Монтаж. - М.. 2004:

Шкловский В. За 60 лет. Работы о кино / В. Шкловский - М.: Искусство. 1985.; Эйзенштейн С. Монтаж // Собр. соч. В 6 т. - М.. 1968.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - М., 1998; Деррида Ж. О грамматологии. — М.. 2000;

Философия Ричарда Рорти и постмодернизм конца XX века // Материалы межвуз. науч. конф., 28-29 окт., Санкт-Петербург / Сост. и отв. ред. д-р филос. наук, проф. A.C. Колесников - СПб., 1997: Эстетика и теория искусства XX века. - М.. 2008.

11 Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. — М.: Рудомино, 1996; Маркузе Г. Критическая теория общества. - М„ 2011.;

Маркузе Г. Критическая теория общества / Г. Маркузе. - М.: ACT: Астрель, 2011.

рейтингом, от стандартизированной работы оператора - к использованию непрофессиональных записей, от новостей и инфотенменту, от строгого монтажа - к клиповости. «Перемонтированная» реальность все чаще становится кривым искажением действительности, а не ее цитатой. Современный экранный мир -новая обособленная реальность, «сконструированная» по законам человеческих потребностей. Эра доминирования идеи о телевидении, отражающем жизнь как зеркало (пусть кривое), закончилась. Но, несмотря на революционные изменения в технико-технологической парадигме создания телевизионного контента, по-прежнему актуальными и незаменимыми остаются приемы и методы классического подхода к подаче документальных программ о культуре и искусстве.

Положения, выносимые на защиту:

1. Взаимодействие телевизионного сообщения в программах культурно-просветительского сектора с современной аудиторией в настоящее время имеет более камерный характер. Влияние публики на характер сообщения и его формат можно представить в виде схемы:

Медиа как основной ресурс распространения информации играет ведущую роль в формировании культурного сообщества. В зависимости от избранных выразительных средств и от их комбинации автор определяет не только формат телевизионного повествования, но и общее чувство вкуса публики, и образное мышление зрителя. Можно говорить и об обратном влиянии, когда

социокультурные практики определяют, что будет интересно увидеть, что захочется узнать зрителю и в каком формате ему будет удобнее воспринимать эту информацию «здесь и сейчас».

2. Расширение технических возможностей и разножанровый синтез произведений как в рамках культуры, так и на телевидении, усложняют деление культуры: общепринятое условное деление произведений на элитарные и массовые сегодня приобретает промежуточные вариации. Появляется более широкий спектр «зрелищ» во всех сферах художественной культуры - в том числе экранной. Телевизионная культура утрачивает экранные границы.

3. Основные выразительные средства современного эфира можно представить в качестве схемы, компоненты которой находятся в теснейшем взаимодействии:

Выразительные средства телевизионного контента

С

Визуальные

Содержание кадра

(ракурс, крупность плана, перспектива, цвет; свет, насыщенность и

др.)

Монтаж

(длительность монтажной

фразы, темпорнга, скорость воспроизведете изображения, применение

эффектов (растворение, композитам-)

4. Современные телепрограммы культурно-просветительской направленности, рассчитанные на разные каналы трансляции, становятся сложнее по форме, но проще по содержанию. Визуальный компонент телепрограмм (кадр, план, ракурс, цвет, свет, перспектива) занимает главенствующее положение.

Основная причина - техническое «усложнение» программы, воплощенное в возможностях нелинейного монтажа, которое обеспечивает развитие новых экспериментальных форм как в эфире, так и на сетевых ресурсах. Отмечается ярко выраженный процесс форматирования программ культурно-просветительского сектора ТВ.

5. Одной из наиболее ярких тенденций форматирования телевизионных проектов сегодня является игрореспизация как основа формирования экранного языка. Игра предполагает приближение телепрограммы к публике, что в свою очередь рождает не пассивное созерцание, а вовлечение зрителя в процесс.

Научная достоверность исследования определяется обширной эмпирической и теоретической базой в сочетании с совокупностью исследовательских методов и апробацией результатов исследования в практической деятельности.

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в научной и преподавательской деятельности в области культуры и медиа. Полученные выводы могут применяться для прогнозирования дальнейшего развития телевизионных программ культурно-просветительской направленности, а также для оценки участия СМИ в социокультурном процессе. Результаты исследования дают возможность использовать его выводы для анализа современного подхода к журналистской практике региональных и центральных телеканалов. Многие положения исследования могут быть применены в практической деятельности журналиста, освещающего вопросы культуры и оценивающего свою работу с позиций значимого вклада в развитие общества.

Результаты исследования прошли апробацию в ходе выступлений на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации» (Воронеж, октябрь, 2009 - 2013 гг.); Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массой коммуникации: новые подходы» (Воронеж, май, 2009 - 2013 гг.); Международной научно-практической конференции «Журналистика в коммуникативной культуре современности: новые журналисты для новых медиа» (Новосибирск, 2012 г.); Международном

молодежном научном форуме «Ломоносов - 2011» (Москва, 2011 г.); Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2010 г.: СМИ в публичной сфере» (Москва, 7-9 февр. 2011 г.); Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2011 году. Ценности современного общества и средства массовой информации» (Москва, 6-8 февраля 2012 г.); Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2012 году: социальная миссия и профессия» (Москва, 9-11 февраля 2013 г.); Традиционной научно-практической конференции «Средства массовой информации в современном мире» (Санкт-Петербург, 2010 г.); конференции «СМИ в современном мире. Молодые исследователи» (Санкт-Петербург, март 2013); Международной конференции «Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения» (Санкт-Петербург, 2011 - 2013 гг.).

По теме диссертационного исследования опубликовано 30 работ, из которых 4 статьи опубликованы в периодических изданиях, входящих в список Высшей аттестационной комиссии.

Результаты исследования нашли активное применение в учебном процессе на факультете журналистики ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет»: разработаны учебные программы «Методика и технология телевидения», «Сценарий на телевидении и радио», «Основы телережиссуры» по профилю «Теледокументалистика», учебный курс «Техника и технология видеорекламы» для СПО «Реклама». Многие положения исследования применялись в практической деятельности при создании телевизионного контента для телеканалов г. Воронежа и Воронежской области.

Характер изучаемого объекта исследования, объем поставленной цели и задач обусловили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух основных разделов, включающих девять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснованы актуальность, степень изученности темы, ее теоретическая и практическая значимость, новизна, изложены цели и задачи исследования, конкретизирован объект и предмет, эмпирическая и теоретико-методологическая база, изложены положения, выносимые на защиту, а также характер апробации результатов исследования.

Первая глава работы «Особенности современного медийного поля» посвящена теоретическим исследованиям в области современной культуры и влиянию телевидения на трансформацию и формирование культурных ценностей.

В первом разделе «Теоретико-философские аспекты соцнодинамики культуры» отмечены характеристики нынешней эпохи, отразившиеся в содержании современных телепрограмм. Переход к информационному обществу, доминирование концепции постмодернизма обусловили значительные трансформации в сфере взаимодействия культуры и медиа. Невероятная усложненность семантических, технологических н социальных систем, утрата ими в процессе их развития основополагающих организационных основ, смешение разнообразных принципов и стилей в рамках одной и той же системы как результат ее развития — все это усложнило возможность рационального познания социокультурных процессов. Процесс усугубляется тенденцией многих систем и групп к закрытости, сознательно культивируемой эзотеричности, расцветом и приумножением иррационалистических движений в конце XX столетия.

В работе отмечаются характерные для последнего времени направления изменения культурного поля: между феноменами культуры практически исчезает культурная иерархия, а сами явления культуры дифференцируются на мало зависимые или вовсе независимые друг от друга культурные стили и формы. Некогда «высокая культура» обретает субкультурный статус. Телеиндустрия, которая раньше рассматривалась как производительница косноязычной массовой культуры, приобретает новую, не присущую ей ранее функцию - функцию

производителя и распространителя новых жизненных форм, ценностей и жизненных стилей. Телевидение становится транслятором новой культуры. Едва ли не все черты постмодернизма обнаруживают себя в современном экранном произведении.

Во втором разделе главы «Аудиовизуальные СМИ в контексте массовой культуры» отмечается возрастающее значение экранных искусств как трансляторов культурных смыслов. Сегодня экранные искусства — комплексные средства освоения человеком окружающего мира в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах. Функции искусства — эстетическая, гносеологическая, дидактическая, компенсаторная, организационная, коммуникативная — всецело совпадают с функциями телевидения. Однако язык искусства — произведения культуры и образы. Язык же телевидения — программы и типажи. В то время, когда в ходе стадиальной дифференциации культура отделила духовную деятельность от утилитарной, искусство становится самостоятельной областью, где прикладной характер несут иные, нехудожественные формы духовной деятельности - в том числе, телевидение. Последнее ярко проявляет себя во всех пластах массовой культуры (кич-культура, мид-культура, арт-культура), однако при этом не находится с ней в подчинительных отношениях.

Медийный пласт является лишь составной частью культурного процесса, но не представляет его полностью. Современные медиа являются не только трансляторами культурных ценностей и тенденций, но и выполняют задачи иного, околокультурного характера (идеологическая, организаторская, утилитарная, коммуникативная, рекреативная и другие функции). Графически взаимодействие культурного и медийного пласта изображено на рис.1. Здесь отчетливо видно отсутствие соподчиненности при наличии широкого поля пересечения и взаимовлияния двух сфер.

Культурный _Медиасреда

пласт_■ ;

Рис. I. Взаимодействие культурного и медийного пласта.

В третьем разделе главы «Телевидение как феномен популяризации культурных ценностей» рассмотрены особенности современного медиакон-тента, место телевидения в общем культурном процессе, изучена трансформация, изменение социальных стереотипов вследствие воздействия телекоммуникации, а также смещение аксиологических аспектов в программах культурно-просветительского характера.

Так, подчеркивается роль телевидения не только в сохранении и распространении базовых культурных ценностей (здоровье, семья, любовь и т.д.), но и в формировании конкретных форм их бытования. Например, в программах «Снимите это немедленно» (телеканал «Домашний»), программа «Голос» (Первый канал), «Музы. Головомойка» (телеканал «Дождь»), «Успеть за 24 часа» (телеканал СТС). Доказывается взаимосвязь между транслируемым эфирным контентом и трансформацией отношения к традиционным формам духовности. Произведения искусства все более «растворяются» в повседневной жизни и формируют бытовую культуру аудитории. Благодаря возможностям телевидения нередко возникает ситуация, когда ценностью становится не само произведение искусства - кино, музыка, живопись, театр, — а процесс создания этой ценности. Например, фильм «Смыслы Бориса Гребенщикова» (телеканал «Культура»), программа «Фабрика звезд» (Первый канал), «ТВ Летучка» (телеканал «Дождь»),

Имея общие прафункции и праоснову с другими видами творчества, развиваясь из единого с ними корня духовной деятельности, телевидение интег-

рирует фундаментальные функции искусства, но при этом пользуется сегодня собственным выразительным «языком», вобравшим в себя многие средства художественной культуры и модернизировавшим эти средства под собственный формат и стиль медийного сектора.

Тема современного языка телевизионного повествования в программах культурно-просветительского направления нашла свое отражение во второй главе данной работы «Вербальные и невербальные выразительные средства телевизионного повествования в программах культурно-просветительской направленности». В этой главе проанализированы средства художественной выразительности, являющиеся сегодня наиболее востребованными на экране. Особое внимание уделено их влиянию на культуроформирующие задачи телепрограммы.

В первом разделе главы «Проблема качества телевизионного контента в области культуры» рассматривается вопрос востребованности программ культурно-просветительской тематики, изучаются аспекты зрительского интереса. Несмотря на то, что рейтинг высокопрофессиональных проектов в области культуры (программы и документальные фильмы-победители творческих конкурсов в области журналистики) невысок, отмечается устойчивость зрительского интереса к изучаемому сектору. Такой интерес обеспечивается, в первую очередь, своеобразием выразительного языка этих программ, особенностями построения кадра, выразительным чередованием крупности плана, спецификой цветового решения, авторским подходом к построению монтажной фразы. Оригинальность выразительных элементов, тенденция к формированию неповторимого аудиовизуального образа и авторского стиля. Например, сознательная архаизация в передаче «Больше, чем любовь» (телеканал «Культура») выгодно выделяют программы культурно-просветительской тематики из общего телевизионного потока.

Во втором разделе второй главы «Жанровая палитра программ культурно-просветительской направленности» мы отмечаем изменения в подходе к формированию авторского экранного произведения, связанные с общим

вектором развития культуры. В целом можно сказать, что традиционные жанровые формы в культурно-просветительском секторе не утратили своего значения. По прежнему в числе наиболее популярных можно назвать такие жанры, как репортаж, комментарий, беседа, телевизионный очерк, зарисовка («Белая студия» (телеканал «Культура»), «Исторические хроники» Николая Сванидзе (телеканал «Россия-1», «Прямой разговор» (телеканал «Культура») «Ливень» (телеканал «Дождь»), «Вологодские мотивы» (телеканал «Культура») и др. Активное развитие сектора наблюдается в области документалистики («Школа в Новом Свете» (телеканал «Культура»), «Андрей Макаревич. Изменчивый мир» (Первый канал), «Пешком» (телеканал НТВ). И тем не менее, если некоторое время назад именно жанры журналистики определяли средства выразительности. которые авторы использовали в конкретном формате, то сегодня вполне можно говорить о том, что с техническими преобразованиями в работе телеканалов выбор выразительных средств в большей степени зависит от творческого потенциала журналиста, его вкусов и от авторского стиля повествования. Персонификация информации сегодня является необходимым компонентом эфира («Намедни» Леонида Парфенова (телеканал «НТВ»), «Нескучная классика» Са-ти Спиваковой (телеканал «Культура»), «Постскриптум» Алексея Пушкова (телеканал ТВЦ). Размытость жанровых границ во многом обусловлена именно индивидуальным и субъективным началом в телевизионном высказывании. «Эффект присутствия» и даже «эффект участия» автора становится одним из ключевых признаков программ культурно-просветительской направленности (Леонид Парфенов «Глаз Божий», «Снимите это немедленно» Таша Строгая (телеканал СТС), «Одноэтажная Америка» с Владимиром Познером и Иваном Ургантом (Первый канал), «Петербург. Место и время» (телеканал «Культура»),

На современном этапе мы можем наблюдать и другие изменения в использовании выразительных средств. Подчас наблюдается ситуация, когда превалирование того или иного средства на экране определяет формат программы или фильма. С. Эйзенштейн писал, что «искусство начинается с того

момента, как в сочетании звука и изображения уже не просто воспроизводится существующая в природе связь, но устанавливается связь, требуемая задачами выразительности произведения»12. Сегодня в секторе программ культурно-просветительской тематики мы все чаще видим стремление автора к формированию собственного языка с помощью экспериментирования с выразительными средствами экрана.

В третьей части второй главы «Вербальные средства художественной выразительности» рассмотрен вопрос о том, какие вербальные средства применяют авторы в современном телеэфире программ культурно-просветительской направленности, каким образом с помощью этих средств авторы создают целостный документально-художественный образ. Отмечается присутствие в программах культурно-просветительской тематики имманентно связанных, но в чем-то противоположных установок на стандарт и экспрессию. Стандартизация выражается в необходимости опоры на традиционные для телеязыка клеше и прецедентные высказывания, позволяющие апеллировать к фоновым знаниям зрителя. И поскольку от глубины фоновых знаний зависит характер воспринятого, автор программы не может идти по пути чрезмерного усложнения. Однако с другой стороны, потребность реализовать задачу обособления собственного произведения в медиапотоке, установка на креативность и, наконец, сама тематика программ культурно-просветительского сектора заставляют автора вести языковую игру со зрителем в более активной форме, нежели в программах иной тематической направленности.

На современном телевидении используются разные средства усиления изобразительности и выразительности речи. Метафоризация языка становится одним из ключевых приемов, активно распространяющихся не только в передачах документально-художественного эфира, но и в информационных и аналитических программах. Языковая игра, каламбур, трансформация фразеологизмов, незавершенность высказывания - наиболее распространенные инструменты построения диалога со зрителем. Использование различных сти-

12 Горюнова Н. Л. Художественно-выразительные средства экрана. 4 3 - М„ 2000. - С. 30.

листических приемов позволяет автору создать подтекст, смысл которого нередко высвечивается сочетанием с визуальным рядом произведения.

В четвертой части второй главы «Техннко-технологический прорыв в работе тележурналиста» конкретизируется влияние современных тенденций производства аудиовизуальных СМИ на содержание и форму телеконтента. Современная техника позволяет не только делать высококачественные синхронные записи, но и использовать многолинейный монтаж и высокоточную работу с видео- и звукозаписями. В результате в рамках программ культурно-просветительской тематики мы получаем следующие возможности:

1. Возможность качественного воспроизведения произведений культуры и искусства в различных формах;

2. Возможность всестороннего показа объекта;

3. Возможность сверхточного воспроизведения визуальных деталей;

4. Возможность оперативного и разнопланового информирования о событиях в сфере культуры и искусства;

5. Возможность интерактивного взаимодействия со зрителем;

6. Возможность восстановления архивных записей;

7. Возможность стилизации «под старину» или определенный визуальный образ;

8. Расширение возможностей реконструкции исторических событий.

Активное обращение к вышеперечисленым возможностям современного

экрана изменяет образную систему произведения и формирует новые подходы в использовании выразительных средств создания телевизионного контента. Новый же язык телевидения оказывает заметное влияние на развитие культурных практик в современном обществе.

В заключении обобщаются теоретические и практические результаты работы, делаются выводы о направлениях трансформации подходов к формированию образного языка культурно-просветительского сектора телевидения.

Публикации по теме диссертации:

1. Оганесова Ю. А. Теледокументалистика как формат современной программы эфирного контента / Ю. А. Оганесова // Вестн. Воронежск. roc ун-та. Сер. Филология. Журналистика. - 2012. - №2. - С. 198-200.

2. Оганесова Ю. А. Герои современной теледокументалистики / Ю. А. Оганесова // Вестник Воронежск. гос. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. - 2013. - №2. - С. 193-196.

3. Оганесова Ю. А. Технико-технологическая трансформация в работе тележурналиста в программах культурно-просветительской тематики / Ю. А. Оганесова // Теория и практика общественного развития. - Краснодар, 2013. - №12. - С. 97-99.

4. Оганесова Ю. А. Невербальная палитра визуальных выразительных средств культурно-просветительских программ/ Ю. А. Оганесова // Вестник Воронежск. гос. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. - 2014. - J44 _ С. 28-30.

5. Оганесова Ю. А. Камера + мотор / Ю. А. Оганесова // Актуальные проблемы телевидения и радиовещания,- Вып.2, т.1. Воронеж: Изд-во ф-та журналистики ВГУ, 2009. - С. 188-193.

6. Оганесова Ю. А. Что наша жизнь? Игра! / Ю. А. Оганесова// Актуальные проблемы телевидения и радиовещания. - Вып.2, т.2. Воронеж: Изд-во ф-тажурналистики ВГУ, 2009. - С. 30-34.

7. Оганесова Ю. А. Радиотеатр: столица и провинция / Гааг H.A., Оганесова Ю.А // Средства массовой информации в современном мире - СПб- СПбГУ 2009.-С. 15-18.

8. Оганесова Ю. А. Владимир Высоцкий: новый формат / Ю. А. Оганесова, JI. Н. Дьякова// Коммуникация в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации» -4.2. - Воронеж, 2009. - С. 8-9.

9. Оганесова Ю. А. Чёрно-белое изображение как выразительное средство современного экрана / Ю. А. Оганесова // Коммуникация в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации». - 4.2. - Воронеж, 2009. - С. 25-26.

10. Оганесова Ю. А. За каждым словом - человек / Ю. А. Оганесова // Материалы традиционной научно-практической конференции «Средства массовой информации в современном мире». - СПб: СПбГУ, 2010. - С. 296-297.

11. Оганесова Ю.А. Стереотипные эффекты в процессе формирования имиджа/ Ю. А. Оганесова // Коммуникация в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массой коммуникации». - 4.2. - Воронеж, 2010 - С. 29-31.

12. Оганесова Ю. А. Взгляд на процесс формирования культурных и социальных стереотипов посредством телевидения: социально-психологический и культурологический аспект / Ю. А. Оганесова // Коммуникация в современном

мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массой коммуникации». — 4.2. — Воронеж, 2010. — С. 31-33.

13. Огаиесова Ю. А. Современные тенденции взаимодействия формы и содержания в программах российских телеканалов / Ю. А. Оганесова // Мультимедийная журналистика Евразии-2010. Казань: Изд-во КГУ, 2010. - С. 34-35.

14. Оганесова Ю. А. Актуальные тенденции трансформации телевизионного контента в аспекте влияния сетевых технологий / Ю. А. Оганесова // Коммуникация в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации». - 4.2. - Воронеж, 2011 -С. 23-25.

15. Оганесова Ю. А. Воздействие современных психологических изменений массовой коммуникации на эфирное пространство / Ю. А. Оганесова // Коммуникация в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации». - 4.2. - Воронеж, 2011 -С. 22-23.

16. Оганесова Ю. А. Особенности отражения в эфире произведений современной культуры / Ю. А. Оганесова // Искусство в пространстве современной культуры : материалы междунар. науч.-практ. конф. (Воронеж, 29-30 сент. 2011 г.). - Воронеж, 2011. - С. 223-227.

17. Оганесова 10. А. Современные тенденции взаимодействия формы и содержания в программах российских телеканалов / Ю. А. Оганесова // Журналистика в 2010 г. СМИ в публичной сфере : материалы междунар. науч.-практ. конф. (7-9 февр. 2011 г., Москва). - М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 2011. -С. 41-12.

18. Оганесова Ю. А. Реальность по законам потребностей (О тенденциях взаимовлияния формы и содержания на современном телевидении) / Ю. А. Оганесова // Материалы Международного молодежного научного форума "Ломоносов-2011" . - М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012 . - С. 1718.

19. Оганесова Ю. А. Трансформация базовых культурных ценностей под влиянием развития электронных СМИ / Ю. А. Оганесова // Коммуникация в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации». -42,- Воронеж, 2012 - С. 89-90.

20. Оганесова Ю. А. Проблема формата современных региональных телеканалов/ Ю. А. Оганесова // Коммуникация в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации»,-4.1.-Воронеж, 2012-С. 127-128.

21. Оганесова Ю. А. Тематические программы в телевизионном и сетевом контенте как субъект сохранения существующих и формирования новых национальных традиций. / Ю. А. Оганесова // Материалы конференции «Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения» - Санкт-Петербург, 2012.[Электронный ресурс] (rus.jf.spbu.ru/upIoad/files/fíle_l 33180615 l_1202.doc).

22. Оганесова Ю. А. Когнитивные особенности режиссуры информационных новостных сюжетов телевизионного и сетевого контента / Ю. А. Оганесова //

Материалы конференции Тамбовского ГУ им. Г. Р. Державина: Сборник научных работ,- Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2012 - С. 55-59.

23. Оганесова Ю. А. Сетевая адаптация визуальных и лингвистических форм современных СМИ в контексте медиапопуляризации (на примере телеканала «Культура») / Ю. А. Оганесова // Журналистика в коммуникативной культуре современности: новые журналисты для новых медиа. - Новосибирск, 2012. -С. 69-70.

24. Оганесова Ю. А. Современный язык создания экранного образа / Ю. А. Оганесова // Материалы конференции Тамбовского ГУ им. Г. Р. Державина: Сборник научных работ. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2012 -С. 75-77.

25. Оганесова Ю. А. «Эффект присутствия» факта или современные подходы к построению образа в документальных телепрограммах / Ю. А. Оганесова // Сборник трудов Международной научно-практической конференции «Журналистика постсоветских республик: 20 лет спустя». - Белгород, 2012. - С.115-117.

26. Оганесова Ю. А. «Образ места» в современных документальных программах / Ю. А. Оганесова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации». - Воронеж: Изд-во ф-та журналистики ВГУ, 2013. - С. 104-106.

27. Оганесова Ю. А. Отражение постмодернистских философских идей в современном телеэфире / Ю. А. Оганесова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации». - Воронеж: Изд-во ф-та журналистики ВГУ, 2013. - С 80-82.

28. Оганесова Ю. А. Современный язык создания экранного образа / Ю. А. Оганесова // Тенденции развития языка СМИ: актуальные проблемы: материалы 3-й международной заочной научно-практической конференции молодых исследователей - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2012. - С. 75-77.

29. Оганесова Ю. А. Социально-интегративная функция культурно-просветительского сектора на ТВ / Ю. А. Оганесова // Средства массовой информации в современном мире. - Москва: МГУ им. М.ВЛомоносова, 2012. -С. 226-227.

30. Оганесова Ю. А. Вербальные и невербальные средства художественной выразительности современных документальных программ / Ю. А. Оганесова // Средства массовой информации в современном мире. Молодые исследователи: материалы XII международной конференции студентов и аспирантов (11-13 марта 2013 года) / Под ред. М. А. Бережной; сост. Е. А. Королев - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2013. - С.485-487.

Четыре статьи (№ 1-4) опубликованы в периодических изданиях, входящих в список Высшей аттестационной комиссии.

Подписано в печать 07.04.2013 г. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетна*. Усл. печ. л. 1.0. Тираж 100 экг Отпечатано в типографической лаборатории факультета журналистики В ГУ 394068. Воронеж, Хользунова. 40-а Тел. (473) 274-52-71

 

Текст диссертации на тему "Выразительные средства телевизионных программ культурно-просветительской тематики"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный университет»

На правах рукописи

04201459318 Оганесова Юлия Артуровна

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ

ТЕМАТИКИ

Специальность 10.01.10 - Журналистика

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор

Шестерина Алла Михайловна

Воронеж - 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................3

Глава I. Особенности современного медийного поля в социокультурном аспекте ..........................................................................................................................................................16

1.1. Теоретико-философские аспекты социодинамики культуры................................18

1.2. Аудиовизуальные СМИ в контексте массовой культуры.......................................44

1.3. Телевидение как феномен популяризации культурных ценностей....................64

Выводы к главе 1............................................................................................................................72

Глава II. Вербальные и невербальные выразительные средства телевизионного

повествования в программах культурно-просветительской направленности.........74

2.1. Проблема качества телевизионного контента в области культуры....................76

2.2 Жанровая палитра программ культурно-просветительской направленности 103

2.3. Вербальные средства художественной выразительности........................................................................................................................................................112

2.4. Технико-технологический прорыв в работе тележурналиста.............................121

2.5. Трансформация профессиональных компетенций тележурналистов..............132

Выводы к главе II.........................................................................................................................144

Заключение.....................................................................................................................................145

Список использованной литературы....................................................................................150

ВВЕДЕНИЕ

«Зачем нам нужно искусство... Тут хлеба нет, а мы с вами стишки пишем. Но если мы не будем писать стишков, то хлеба никогда не будет, -писал Ю. М. Лотман. - Только потому он, может, и будет, что мы не хлебом единым живем»1. В век глобального потребления, научных и технических открытий в палитре семантических оттенков становится труднее различать подлинные смыслы и ценности. Телевидение как одно из ведущих средств массовой информации играет ключевую культуроформирующую роль, помогающую зрителю сделать выбор в пространстве предлагаемых ценностей окружающего мира посредством сформированной отраженной реальности. По данным социологического исследования, осуществленного TNS Gallup Media в январе 2012 года, среднее время телепросмотра (в городах с населением более ста тысяч человек) растет и составляет 5,2 часа (около шести часов зимой и почти пять часов летом). В более крупных городах, таких как Воронеж, время телепросмотра также увеличивается. В сельской местности, где Интернет еще не получил широкого распространения, зависимость от ТВ порой тотальна . Кроме того, в контексте процессов визуализации, свойственных вектору развития современной культуры, именно телевидение с его специфическим набором выразительных средств становится основным каналом трансляции обществу социокультурных ценностей.

Переход к рыночной экономике и рынку в целом предполагает переход к иной системе отношений, к новым компонентам взаимодействия, определяет формирование особой культуры коммуникации. Специфические законы рыночной экономики вовсе неприемлемы для некоторых сфер. Все, что связано с духовным развитием человека, с огромным трудом может приспособиться к

'Лотман. Ю.М. На пороге непредсказуемого// Человек. - 1993. - № 6. - URL :http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Lotm/na_ porog. php (дата обращения 10.12.2013).

2Шестерина A.M. Медиа // Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика. -Воронеж, 2013.-С. 181.

рыночному способу существования. Между тем, современные произведения телевизионной культуры всё чаще облекают в оболочку товара.

Сохранять образность, метафоричность и многомерность телевизионным культурно-просветительским программам необходимо даже в жестких условиях медиарынка, поскольку процесс трансформации социокультурных феноменов и медиа протекает в условиях теснейшей взаимообусловленности. Глобальные изменения в подаче экранной продукции, в ее форме, способах создания оказывают обратное воздействие на отражаемые экраном культурные феномены и требуют внимательного изучения.

Актуальность настоящего диссертационного исследования диктуется необходимостью дать подробный, обстоятельный анализ современного подхода к использованию средств художественной выразительности в телевизионном эфире. Активная трансформация аудиовизуальных СМИ, отмечаемая многими исследователями3, остро нуждается в системной оценке. Изучение процесса преобразования формы и формата телепрограмм в связи с изменением социокультурной, технико-технологической, экономической ситуации нашего времени важно не только для сохранения творческого потенциала журналистики, но и для развития общества в целом. С одной стороны, трансформация экранного языка отражает общие процессы развития цивилизации, своевременное понимание которых чрезвычайно важно в аспекте научной рефлексии. С другой стороны, эти изменения в сфере медиа оказывают значительное влияние на сам социокультурный процесс, а потому они остро нуждаются в объективной и оперативной научной оценке. Сегодня, когда телевидение часто упрекают в обилии некачественных программ, когда исследования подтверждают силу

3Горюнова H.JI. Художественно-выразительные средства экрана. Ч. 1. Пластическая выразительность кадра. - М., 2000.;

Дондурей Д.Б. Медиа - взаимодействие и репрезентативность // INOP.RU: институт общественного проектирования, 2013. URL: http//www.inop.ru/files/Chapterl4.pdf (дата обращения 15.12.2013). - С. 13;

Качкаева А.Г. Гламурный тоталитаризм: телевизионная индустрия в эпоху стабильности (2004-2007) // Телерадиоэфир: история и современность. - М.: Элиткомстар, 2008. — С. 46-67.

влияния экранного контента на формирование базовых ценностей и потребностей аудитории, особенно важно выявить ключевые тенденции развития телевизионного языка.

Степень изученности проблемы применения средств выразительности экрана в аспекте влияния на культуроформирующие процессы в обществе невелика. По справедливому замечанию Д. Б. Дондурея, формируемые телевидением экранные смыслы практически не рефлексируются ни на научном, ни на профессиональном уровне. Вместе с тем, на уровне обыденного сознания они обретают все большую значимость: «Невозможно отказаться от эфира как предмета первой необходимости. По законам современной культуры такой шаг в психологическом плане будет означать, что человек, по сути, выключился из жизни. Можно сказать, в каком-то смысле покончил с собой! В 57 случаях из каждых 100, входя с улицы в свое жилье, человек первым делом включает телевизор. Практически как свет, тепло и воду. Этот жест обычно не зависит от того, усаживается ли он в этот момент перед телеэкраном или занимается другими делами.

Невероятно опасно эту сферу нашей виртуальной, а нас самом деле универсальной - человеческой - жизни недооценивать»4. Тем не менее, комплексной оценки современного выразительного телевизионного языка в рамках филологической науки не производилось.

Однако отдельные аспекты исследуемой нами проблемы подвергались анализу, и результаты такой работы формируют надежную базу для изучения проблемы. Так, вопросы создания визуального образа изучались Э. М. Ефимовым, К. Э. Разлоговым, М. И. Стюфляевой, Г. В. Кузнецовым, В. JI. Цвиком, А. Я. Юровским5. Проблема участия телевидения в сохранении и

4Дондурей Д.Б. Медиа - взаимодействие и репрезентативность // INOP.RU : институт общественного проектирования, 2013. URL: http//www.inop.ru/files/Chapterl4.pdf (дата обращения 15.12.2013) - С. 13.

5Ефимов Э.М. Замысел, фильм, зритель. -М.: Искусство, 1987.;

Разлогов К.Э. Искусство экрана. Проблемы выразительности. - М.: Искусство. - 1982.; Стюфляева М.И. Человек в публицистике. - Воронеж, 1989.

Кузнецов Г.В. Методика телевизионной журналистики // Учеб.-метод. пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1979.

формировании культурных норм составила основу трудов таких ученых, как

A. С. Вартанов, В. М. Вильчек, С. А. Муратов, Н. Т. Фрольцова6. О характере влияния медиа на культуру в целом рассуждали такие исследователи, как

B. В. Егоров, Б. М.Сапунов, Е В. Козлов, В. Л. Саппак, Е. С. Сабашникова7. Процессы современной трансформации СМИ изучали Н. Л. Горюнова, Д. Б. Дондурей, А. Г. Качкаева, Т. В. Лебедева, А. М. Шестерина8. Однако до сих пор выразительные средства экрана не рассматривались комплексно с позиций их участия в формировании культурно-просветительской сферы как трансляторы и создатели смыслов в контексте современных социокультурных процессов.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые предпринимается попытка системного изучения выразительных средств

Цвик B.JL, Борецкий P.A. Жанры телевизионной публицистики // Телевизионная журналистика: учебник. - 3-е изд., перераб. - М.: Аспект Пресс, 2001.

Юровский А.Я. Телевидение - поиски и решения. Очерки истории и теории советской телевизионной журналистики. -М.: Искусство, 1983.

6Вартанов A.C. Три этапа телевизионной режиссуры / сост. JI. И. Польская // Режиссер на ТВ : сборник статей. - М.: Искусство, 1978 - С. 25-35.; Вильчек В.М. Под знаком ТВ. - М., 1987.;

Муратов С.А. Встречная исповедь: Размышления о культуре телевизионного диалога. - М., 1988;

Фрольцова А.Т. Типология творческой деятельности в аудиовизуальной коммуникации. -Минск: БГУ, 2003.

7Егоров В.В. Большая культура и малый экран. - М.: ИПК РТР, 1998.;

Сапунов Б.М. Культурология телевидения: Основы истории мировой и российской культуры. -М. 2001;

Козлов Е.В. Серийность в паралитературе интертекстуальные образования и издательские серии // Массовая культура на рубеже XX-XXI веков: Человек и его дискурс // Сб. науч. трудов. - М., 2003. - С. 201-211;

Саппак B.C. Телевидение и мы : Четыре беседы. - М., 1988.;

Сабашникова Е.С. Диапазон. Рассказы о телевизионных режиссерах. - М.: Искусство, 1987.

8Горюнова H.J1. Художественно-выразительные средства экрана. Ч. 1. Пластическая выразительность кадра. - М., 2000.;

Дондурей Д.Б. Медиа - взаимодействие и репрезентативность // INOP.RU : институт общественного проектирования, 2013. URL: http//www.inop.ru/files/Chapterl4.pdf (дата обращения 15.12.2013). - С. 13;

Качкаева А.Г. Гламурный тоталитаризм: телевизионная индустрия в эпоху стабильности (2004-2007) // Телерадиоэфир: история и современность. - М.: Элиткомстар, 2008. - С. 4667.;

Лебедева Т.В. Тележурналистика: темы, жанры, персоны // Актуальные проблемы

телевидения и радиовещания. - Воронеж, 2008.;

Шестерина A.M. Интерактивная журналистика. - Воронеж, 2007.

телепублицистики в контексте текущих социокультурных процессов как с позиции их участия в формировании культурного фона жизни общества, так и с позиции влияния последнего на трансформацию экранного языка. Аудиовизуальный контент изучается как потенциальный канал распространения смыслов и как поле их формирования в условиях динамических изменений различных сфер культуры и искусства - с позиций современности и в ретроспективе. Трансформация выразительных средств создания экранного образа исследуется без отрыва от характера творческого процесса журналиста, что позволяет выявить необходимые компетенции создателя телевизионных программ, повышающих общий культурный уровень аудитории. В данной работе проведен сравнительный анализ выразительных средств, применяемых в различные периоды телевизионной эволюции.

Цель настоящей диссертационной работы заключается в комплексном изучении современного подхода к использованию художественно-выразительных средств в программах культурно-просветительской направленности.

Цель диссертации определяет исследовательские задачи, решаемые в ходе данной научной работы:

1. Исследовать тенденции социодинамики культуры в аспекте их влияния на масскоммуникационные процессы;

2. Конкретизировать роль средств массовой информации в целом и телевидения в частности в процессе формирования и трансформации культурных ценностей;

3. Охарактеризовать современные модели и новые подходы телекоммуникации с позиции участия медиа в социокультурных процессах;

4. Выявить потенциал культурно-просветительских программ в аспекте использования вербальных и невербальных выразительных средств экрана;

5. Конкретизировать жанровые возможности участия аудиовизуальных медиа в социокультурном процессе;

6. Определить наиболее эффективные в просветительском аспекте выразительные средства информирования аудитории;

7. Рассмотреть вопрос трансформации профессиональных компетенций современного журналиста - участника социокультурного процесса.

Объект исследования - система современных выразительных средств тележурналистики.

Предмет исследования - комплекс эффективных средств выразительности в телепрограммах культурно-просветительской направленности.

Теоретико-методологическую базу исследования сформировали труды ученых в области теории журналистики в целом (Я.Н. Засурского, Е.П. Прохорова, Е.Е. Пронина, Л.Г. Свитич, М.И. Стюфляевой, В. В. Тулупова, A.M. Шестериной, М.В. Шкондина9) и теории телевидения в частности (Г.В. Кузнецова, С.А. Муратова, B.JI. Цвика, А.Я. Юровского). Особо выделим труды выдающихся деятелей кино С. М. Эйзенштейна, В. Шкловского, а также работы Н. И. Утиловой10 и других. В аспекте изучения вопросов постмодернистской культуры мы опирались на работы таких ученых, как Жан Франсуа Лиотар, Жак Деррида, Ричард Рорти, Джозеф Марголис, Мишель

93асурский Я.Н. Журналистика в буржуазном обществе. - М.: Мысль, 1976.

Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики. - М.: МГУ, 1980.

Прохоров Е.П. Журналистика. Государство. Общество. - М., 1996.

Свитич Л.Г. Феномен журнализма Монография. - М.: ИКАР, 2000.

Стюфляева М.И. Человек в публицистике. - Воронеж.Изд-воВоронежскогоун-та,1989.

Шестерина А. М. Парадоксы современного телевидения: проблемы практики в зеркале

образования. - Воронеж, 2007.

Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. - М.:УПЛ ф-та журн. МГУ, 1995.

10Утилова Н. И. Монтаж // Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004. Шкловский В. За 60 лет. Работы о кино / В. Шкловский - М.: Искусство, 1985. Эйзенштейн С. Монтаж // Собр. соч. в 6 т. - М.: Искусство, 1968. - Т. 2.

Фуко11. В формировании собственных представлений о системе выразительных средств аудиовизуального произведения мы исходили из концепций Жана

1 9

Бодрийяра, Герберта Маркузе и других .

В методологическом аспекте работа основана на системном анализе телевизионного контента в контексте текущих социокультурных процессов с позиций современности и в ретроспективе. Исследование тенденций трансформации медиаязыка в контексте культурных и социальных изменений, определение характера влияния медиапродуктов на общий вектор развития культуры потребовало обращения к историко-функциональному методу. В выявлении особенностей функционирования выразительных средств в разных типах медиатекстов мы обращались к сравнительно-типологическому методу, а в конкретизации ключевых проблем качества телевизионного контента в области культуры - к текстологическому и индуктивному методам.

Эмпирическую базу исследования составили, в первую очередь, документальные фильмы и культурно-просветительские программы российского телевидения, выходившие в эфир с 2000 года по настоящее время на телеканалах «Культура», «Россия», «Первый канал», интернет-канале «Дождь» и некоторых других. В ретроспективном ключе исследование опиралось на наиболее значимые достижения документалистики советского и постсоветского периода.

Гипотеза исследования базируется на представлении о том, что современные социокультурные процессы требуют новых форм выразительности. Телевидение претерпевает не только эволюционные, но и революционные изменения. От всесилия цензуры и стремления к свободе оно

пЛиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. H.A. Шматко. - М.: Институт экспериментальной социологии. - Спб.: Алетейя, 1998. - С. 12. Деррида Ж. О грамматологии / Пер. с фр. Н. Автономовой. - М.: Ad Marginem, 2000. Философия Ричарда Рорти и постмодернизм конца XX века // Материалы межвуз. науч. конф., 28-29 окт., Санкт-Петербург / Сост. и отв. ред. д-р филос. наук, проф. A.C. Колесников -СПб., 1997.

Эстетика и теория искусства XX века: Хрестоматия / Сост. H.A. Хренов, A.C. Мигунов. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - С. 281.

12 Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. / Пер. с фр. С.Н. Зенкина. - М.: Рудомино, 1996. Маркузе Г. Критическая теория общества. - М.: ACT: Астрель, 2011.

переходит к погоне за рейтингом, от стандартизированной работы оператора -к использованию непрофессиональных записей, от новостей и инфотейменту, от строгого монтажа - к клиповости. «Перемонтиров�