автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.03
диссертация на тему: Взаимодействие государства и Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи
Полный текст автореферата диссертации по теме "Взаимодействие государства и Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи"
На правах рукописи
СТЕПАНОВ Вадим Валерьевич
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В СФЕРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Специальность 23.00.03 - политическая культура и идеологии
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук
6 ФсВ 201
Москва —2014
005545063
005545063
Научный руководитель: Официальные оппоненты:
Диссертация выполнена на кафедре национальных и федеративных отношений Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».
Болтенкова Любовь Федоровна, доктор юридических наук, профессор Смирнова Светлана Константиновна,
доктор политических наук, Председатель Совета Ассамблеи народов России, профессор кафедры истории и теории журналистики факультета журналистики Удмуртского государственного университета
Нигматуллина Танзиля Алтафовна,
кандидат исторических наук, доцент, директор Башкирского института социальных технологий (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений» ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет», факультет управления и социологии, кафедра политологии Защита состоится 27 февраля 2014 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета ДК 504.001.14 при ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, г. Москва, проспект Вернадского, 82, 6 уч. корпус, ауд. 2076.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: г. Москва, проспект Вернадского, 84, уч. корпус 1. Автореферат разослан 27 января.
Ведущая организация:
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор юридических наук, профессор
У
Л.Ф. Болтенкова
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования.
Со времени обнародования Миланского эдикта - первого официального государственного документа в Римской империи, «давшего» право на существование и признание Христианской Церкви, прошло 1700 лет. Следовательно, 1700 лет Христианская Церковь имеет государственное и общественное признание, являясь полноправным участником (за исключением некоторых периодов) общественных процессов. Данный статус Христианской Церкви заставил (обязал, позволил) задуматься о роли в обществе христиан. Эта роль была воспринята как служение добру, справедливости, гуманности, миру, любви, дружбе. Началась эпоха расцвета христианской мысли, культуры, формирования духовно-нравственных основ жизни, то есть смена мировоззренческих парадигм. По-новому стала пониматься личная, общественная и государственная ответственность за то, что происходит в мире. Это подвигнуло к модернизации всех институтов общества, начиная с семьи, отношения к женщине и заканчивая классовой структурой общества. Однако, провозглашённые идеалы не стали образом жизни всех и даже многих. Понадобились столетия, чтобы появился Международный билль о правах человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод - документы, хотя бы частично фиксирующие провозглашенные ранее идеалы. Прошедшие столетия были наполнены войнами, кровопролитием, дискриминацией. В ХХв. идеи равенства, братства, добра, справедливости, самоопределения, дружбы, мира, сосуществования «подхватило» Советское государство. Именно оно взвалило на свои плечи тяжесть борьбы за обновление мира на гуманных основах и создало «новую веру» — в коммунизм. Но вера без Бога, что неодухотворённая нравственность, исторически долго продержаться не может. Личность, общество, государство скатываются ко греху. Грех разъедает душу человека, сердцевину государства. Эксперимент построения общества справедливости без Церкви в конечном счёте не удался, хотя сделано в этом направлении государством было немало. История Российского государства показывает, что миссия России на Земле может быть осуществлена только во взаимодействии государства и церкви. Именно церковь является духовно-нравственной силой народа, хранительницей традиций, гарантией связи времён. Именно возврат к церкви спас Россию в конце XX — начале XXI вв., когда «старое»
государство ушло с исторической сцены, а новое ещё не окрепло, когда социалистическая экономика рухнула, а рыночная не обрела «человеческое» лицо. Это хорошо понимает нынешнее руководство страны. Президент России В.В. Путин, в частности, отметил, что между государством и религиозными организациями должен установиться совершенно другой режим взаимоотношений — партнёрства, взаимной помощи и поддержки. Был Кодекс строителя коммунизма — сейчас требуется деятельное, прямое, эффективное ежедневное участие религиозных объединений в жизни общества и государства1.
Особое место в системе «забот» государства отводится институту семьи и молодёжи. В этой сфере взаимодействие государства и церкви актуально как никогда. Русская Православная Церковь и другие традиционные религии должны получить, по мнению главы Российского государства, все возможности для полноценного служения в таких сферах, как поддержка семьи и материнства, воспитание и образование детей, молодёжная политика, решение социальных проблем, укрепление патриотического духа в армии. «Это ответ на живую потребность людей, — считает В.В. Путин, — в нравственной опоре, в духовном наставничестве и поддержке»2. Руководство религиозных объединений с пониманием относится к призывам Президента РФ о сотрудничестве, партнёрстве в деле созидания, воспитания молодого поколения. Для Церкви складывается уникальный исторический шанс проявить свои возможности в возрождении духа российского народа и особенно его молодой составляющей - будущего России. Например, Святейший Патриарх Кирилл воспринял эту миссию, сделав одним из приоритетов своего служения выстраивание отношений Церкви с государством, институтами гражданского общества и с каждым гражданином, способным слышать слово Церкви.
Поддерживают позицию на сотрудничество и лидеры других конфессий. Об этом можно судить по результатам встреч с ними главы Российского государства, в частности, на Торжественном вечере, посвященном 225-летию основания Центрального духовного управления мусульман России, где Путин назвал ислам «ярким элементом российского культурного кода»3.
См.: Российская газета. 2012. 9 февраля.
См.: Российская газета. Сайт чтау.-га-га
См.: Российская газета. 2013. 22 октября.
Вслед за этим, конец октября - начало ноября 2013г., оказался насыщенным событиями в сфере государственно-церковных (конфессиональных) отношений, позволяющими говорить о соработничестве в целях привития обществу духовных ценностей. Коротко, в рамках Введения, обозначим эти события:
- участие в работе конференции «Соотечественники и их вклад в мировую культуру» представителей конфессий4;
- награждение за работу по укреплению согласия и развитию межрелигиозного диалога орденом «За заслуги перед Отечеством IV степени» Верховного муфтия Талгата Таджуддинова и главного раввина России Адольфа Шаевича5;
- участие представителей власти в работе Русского Народного Собора и приветствие в адрес Собора Президента России В.В. Путина6;
- работа Конгресса народов России «Дружба народов — единство России», где участвовали религиозные деятели (4-5 ноября 2013г., Москва);
- совместное возложение цветов к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому Президента РФ, Патриарха, Глав других конфессий7;
- награждение Путина В.В. премией Всемирного Русского Народного собора за сохранение державной России8.
Рассматривая вопрос о взаимодействии церкви и государства в сфере духовно-нравственного воспитания молодёжи, необходимо отметить, что церковь понимается в её конституционной трактовке — все основные конфессии России. Поэтому в названии темы слово «церковь» пишется с маленькой буквы «ц». В тексте же диссертации речь в основном идёт о Русской Православной Церкви, и в этом смысле слово «Церковь» пишется с большой буквы «Ц».
Вопрос об участии в духовно-нравственном воспитании молодёжи других конфессий считаем не менее актуальным, однако невозможно всё рассмотреть в рамках одной, тем более, кандидатской диссертации.
См.: Российская газета. 2013. 29 октября.
См.: Российская газета. 2013. 30 октября.
См.: Российская газета. 2013. 1 ноября.
См.: Российская газета. 2013. 5 ноября.
Там же.
Считая вопрос о взаимодействии государства и Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания молодёжи актуальным, отметим всё же, словами митрополита Илариона, что созвучие между Церковью и государством в оценке общественных процессов ни в коей мере нельзя считать признаком «слияния» между ними. Принцип взаимного невмешательства Церкви и государства во внутренние дела друг друга должен сохраняться и сохраняется. Но этот принцип должен быть уравновешен другим, не менее важным принципом: соработничества Церкви и государства во всех тех областях, в которых это соработничество возможно и необходимо9.
Степень научной разработанности проблемы.
Работа по раскрытию темы диссертационного исследования показала, что конкретной политологической литературы, которая бы комплексно, начиная с древних времён до настоящего времени освещала проблему взаимодействия государства и церкви в сфере духовно-нравственного воспитания молодёжи, практически нет. В целом же литературы о церкви, о молодёжной политике, об отношениях церкви и государства на разных этапах исторического развития России достаточно много.
Об основах морали, духовно-нравственного воспитания писали Бердяев H.A., Булгаков С.Н., Лосский Н.О., Ильин И.А., Соловьёв B.C., Трубецкой E.H., Флоренский П.А., Ковалевский П.И., Толстой JI.H., Белинский В.Г., архиепископ Сергий Страгородский, митрополит Филарет (Дроздов), Филарет (Гумилевский), Смирнов С., Голубев С.Т., Дмитриевский А. и др.
Вопросы молодёжной политики рассматриваются в двух фундаментальных книгах: «Молодёжь России: тенденции, перспективы» (М., 1993) и «Молодёжь: будущее России» (М., 1995). Во введении к изданию 1995г. говорится, что в основе данной книги лежат материалы, подготовленные авторским коллективом для очередного ежегодного доклада Комитета РФ по делам молодежи Правительству РФ. Если в первом докладе и книге «Молодежь России: тенденции, перспективы» (М., 1993) был дан широчайший срез, по сути дела всех, основных проблем положения и роли молодежи в экономике, политике, социальной и культурной сферах, ее ценностных ориентации, интеллектуального
Иларион, митрополит Волоколамский, председатель ОВЦС Московского Патриархата. Вера Свободы И Российская газета. 2013.25 октября.
развития, образования, миграции и т.д., то в данном случае в качестве предмета исследования взята всего одна «вдруг» оказавшаяся под государственным запретом, замалчиваемая и гонимая, но исключительно важная, на наш взгляд, молодежная проблема общества — проблема воспитания, которая рассматривается в самом широком, комплексном, междисциплинарном плане.
В состав авторского коллектива входят: Антонов А.И., д.ф.н., проф., академик (разд.Ш, гл.1); Бабочкин П.И., к.ф.н., доц. (разд.Ш, гл.2, 11, соавтор разд-IV, V); Бальсевич В.К., д.п.н., проф. (разд.Ш. гл.В); Быкова С.Н., к.ф.н. (разд.П, гл.З); Гришина Е.А., к.ф.н., (разд.Ш, гл.5); Дерюгин ЮА, к.ф.н., доц. (разд.Ш, гл.4); Ильинский И.М., д.ф.н., проф., академик (введение, разд. I, II, соавтор разд.IV, V); Королев A.A., д.и.н., проф., академик (разд.Ш, гл.5); Криворученко В.К., д.и.н., проф., академик (разд.Ш, гл.4); Кухтевич Т.Н., д.ф.н., проф. (разд.Ш, гл.З); Полуэхтова И.А., к.ф.н. (разд.Ш, гл.6); Родионов В.А., к.и.н., доц. (разд.Ш, гл.7); Ручкин Б.А., д.и.н., академик (разд.Ш, гл.1, 10); Стурова М.П., д.п.н., проф. (разд.Ш, гл.9); Шапинский В.А, к.ф.н. (разд.Ш, гл.6).
При подготовке книги использованы материалы Бестужевой-Лада С.Н., к.ф.н.; Бодалева А.А, д.п.н., проф., акад.; Бондаревской ЕВ., д.п.н., проф., акад.; Володиной Е.П.; Добрыниной В.И., д.ф.н., проф.; Захарова НА., к.и.н; Кириенко В.П., с.н.с.; Ковалёвой АИ., к.п.н., доц.; Короткова В.М., д.п.н., проф., акад.; Козлова А.А, к.ф.н., акад.; Комозина АН., к.ф.н.; Лихачёва Б.Т., д.п.н., проф., акад.; Овсянникова А.А, д.э.н., проф., акад.; Малютина М.В., к.ф.н.; Мальковой З.А., д.п.н., проф., акад.; Петровой Т.Э., к.ф.н.; Пуляева В.Т., д.э.н., проф., акад.; Рябова Л.П., к.в.н.; Сапрыкина В.А, д.п.н., проф.; Сулимовой Т.С, д.ф.н., проф.; Шаховой Р.Ф., к.ф.н.; Иванова А.А, к.и.н., доц.; Щегловой С.Н., к.п.н., доц.
Многие из перечисленных авторов продолжают исследовать «молодёжную» проблематику и в настоящее время. К их именам можно добавить новые. К научным работам, посвященным общей теории молодёжи и культурологии, выполненным на стыке политологии, социологии и социальной работы относятся: труды Л.М. Дробижевой, И.М. Ильинского, A.M. Карпенко, А.И. Ковалёвой, И.А. Ламанова, В.Т. Лисовского, В.А. Лукова, В.В. Павловского, Е.И. Холостовой, С.Н. Чируна и др. Названные исследователи рассматривают общетеоретические основы молодёжной деятельности, они проработали категорийно-понятийный аппарат.
Среди авторов работ, посвященных политико-правому регулированию молодёжной политики, следует указать В.В. Желтова, В.В. Нехаева, И.Н. Родионова, А.И. Скулова и др.
К трудам, в которых раскрывается зарубежный опыт институционализации молодежной политики, относятся работы таких авторов, как: М.М. Зеленкова, Д.А. Садыкова, A.C. Сафонова и др. Зарубежный потенциал зарождения и развития молодёжной политики, раскрытый в работах этих авторов, позволяет провести сравнительный анализ молодёжной системы Российской Федерации с другими государствами.
Работы, в которых акцент делается на региональных и этнорегиональных особенностях молодёжной политики российских регионов, следующие: И.В. Глазунова, О.В. Дегтяревой, A.C. Поповой, В.А. Смирнова, С.А. Федина и др. В своём большинстве эти работы полезны для определения эффективности молодёжной политики на региональном и муниципальном уровнях, а также для совершенствования её общенациональной модели. Кроме того, в каждом субъекте Российской Федерации сформированы научные школы, раскрывающие разнообразные аспекты реализации молодёжной политики в федеральном центре и на местах. К примеру, учёные: Г.Р. Ишкильдина, Г.А. Кабакович (политико-правовой срез), М.А. Аюпов, A.A. Вальков, В.В. Гайдук, Ю.Н. Дорожкин, Т.Г. Мухтаров, З.Я. Рахматуллина (этнонациональный, этнокультурный и федеративный срез), К.В. Храмова, А.Б. Юнусова (конфессиональный срез), P.A. Ахметьянова, Ю.А. Кожевникова, М.Ф. Маликов, Ф.С. Файзуллин (общественно-политический аспект).
Проблемы современной молодёжи в контексте российского федерализма и национальной безопасности исследуются на кафедре национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Л.Ф. Болтенкова, Г.Г. Гасанов, К.В. Калинина, В.А. Михайлов, Н.П. Медведев, А.Ф. Радченко, Е.Л. Рябова, Л.О. Терновая и др.).
В последние годы также защищены кандидатские и докторские диссертации по политологии, непосредственно посвященные молодёжной политике. Так, П.В. Летуновский в своём исследовании обосновал приоритетность формирования патриотических качеств молодежи. Э.В. Чекмарёвым раскрыт молодёжный потенциал в модернизации российской
политической системы. Л.А. Рахимова рассмотрела политическую социализацию российской молодёжи и определила её роль в совершенствовании молодёжной политики. A.A. Зеленин выявил механизмы реализации молодёжной политики на субфедеральном уровне. М.И. Смирнова защитила кандидатскую диссертацию в РАНХиГС при Президенте РФ по проблеме взаимодействия Церкви и Государства на опыте России, где также затрагивался молодёжный аспект.
В 2013 г. в РАНХиГС при Президенте РФ защищена докторская диссертация Нигматуллиной Т.А. «Молодежная политика в условиях российского федерализма: региональный аспект».
Ранее в РАГС при Президенте РФ защищены кандидатские диссертации: Радченко А.Ф. «Государственная молодёжная политика в Российской Федерации: особенности становления и развития» и Диденко Ф.С. «Политологический анализ трансформации молодёжных субкультур в условиях глобализации».
Отметим книгу «Русский мир - 2012: сборник статей (М., 2012), в которой привлекают внимание слова: «Всем христианским церквям надо иметь в виду, что рынок, как некая специфическая общественная сила, как некая мистическая матрица организации сознания человека и организации людей в общество, бросает вызов не только государству, но и Церкви, её слову и её символам, её духовности. Рыночная матрица не только стремится вытеснить и заменить государство и его институты своими квазигосударственными образованиями (под видом самоуправляющихся, «автономных» и иных организаций), но и вытеснить ценности верования ценностями и символами потребления, торговли и обогащения. Наконец, заменить в сознании людей христианское прочтение свободы, идущей от духовного, нравственного начала, свободной рыночной, идущей от потребностей плоти и идолов обогащения. Апостол Павел говорит: « ... стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1). Свобода христианская и свобода рыночная — это разные свободы» (с. 123-124).
Анализ литературы показал, что вопросы государственно-церковных отношений в досоветский период рассматривались всеми, кто так или иначе касался истории России, тем более, когда об истории писали профессионально. Выделим такие имена, как: Ломоносов М.В., Карамзин Н.М., Костомаров Н.И., Ключевский В.О., Соловьёв С.М., Тальберг Н.Д., Муравьёв А.Н., Никитский А.И., Голубинский Е.Е., Павлов A.C., Бережков
М.Н., Спицын A.A., Папков A.A., Платонов А.И., Айналов Д.В., Малышевский И.И., Кашпровский Е.И., Львов В.Н., Суворов Н.С., Бердников И.С. и др.
Информацию по рассматриваемой теме получить можно из трудов Энгельса Ф., философов Бердяева H.A., Ильина И.А., Лосева А.Ф., Соловьева B.C., Флоренского П.А., писателей Булгакова М.А., Достоевского Ф.М., Толстого Л.Н., мемуаристов Жевахова Н.Д. и Урусовой Н.В.
Кроме того, о государственно-церковных отношениях писали и пишут священнослужители. Назовём: Макарий (Булгаков), Святитель Николай Сербский, Митрополит Евгений (Болховитинов), епископ Иннокентий (Смирнов), архиепископ Филарет (Гумилевский), Иоанн, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Иеродиакон Серафим (Чиркин), Священник Георгий Рябых.
Методологическое значение для диссертанта имеют труды Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В XX и XXI вв. вопросы государственно-церковных отношений, религии в целом, стали объектом исследователей: Абдулатипов Р.Г., Амосов Н.К., Андреева Л.А., Балевиц 3., Белова Т.П., Болтенкова Л.Ф., Борис (Рукин), Борисов Н.С., Брихничёв И., Васильева О.Ю., Введенский
A.И., Власов В.И., Вострышев М., Гидулянов П.В., Добросклонский А.П., Емелях Л.И., Жминда М.Н., Знаменский П.В., Зорин В.Ю., Кандидов Б., Карташев A.B., Корзун М.С., Кравчук В.В., Кураев А., Марченко В., Нестерова А.Г., Николин А., Никольский Н.М., Персиц М.М., Перхавко
B.Б., Плаксин Р.Ю., Рункевич С.Г., Савельев В.В., Свенцицкая И.С., Смолич И.К., Спиркин А.Г., Степнов П.П., Степнова Л.А., Тростников В.Н., Тростникова Е.В., Угринович Д.М., Федотов Г.П., Шишкин A.A., Шмидт В.В., Шмидт К., Щапов Я.Н., Щукин А. и др.
Информацию о литературе также можно получить из «Списка использованных источников и литературы» (в диссертации), где названо более 500 источников.
Внушительный перечень имён авторов, так или иначе разрабатывавших тему церковно-государственных отношений, духовно-нравственного воспитания, молодёжной политики не означает, как уже указывалось, полного исследования проблемы взаимодействия государства
и церкви в сфере духовно-нравственного воспитания на всех этапах развития России. Именно эта задача пока не выполнена.
Объектом исследования являются государственно-церковные отношения (РПЦ) по поводу духовно-нравственного воспитания общества, молодёжи в том числе.
Предметом исследования являются светско-религиозные ценности, принципы, идеи, составляющие основу духовно-нравственного воспитания молодёжи.
Задачи исследования:
— определить круг источников, подлежащих изучению, анализу, сосредоточив основное внимание на тех из них, которые касаются отношений Церкви и государства;
— наиболее полно изучить, проанализировать те из источников, в которых содержится информация о духовно-нравственной составляющей деятельности государственных институтов и Церкви на разных этапах развития России (досоветской, советской, современной);
— определить круг понятий, категорий, подлежащих использованию в диссертации и при необходимости дать отсутствующие определения их;
— проанализировать правовое положение РПЦ в системе государственности имперской России;
— дать характеристику статуса Церкви в советский период;
— изучить вопрос о государственно-церковных отношениях в современной России;
— показать роль РПЦ в воспитательно-образовательном процессе в досоветский период;
— проанализировать процесс реализации функции Советского государства по духовно-нравственному воспитанию молодёжи;
— дать характеристику мероприятий РПЦ и государства в постсоветский период в вопросах духовно-нравственного воспитания молодёжи;
— проанализировать механизм взаимодействия РПЦ и государства в постсоветский период в вопросах духовно-нравственного воспитания молодёжи;
— сформулировать выводы.
Гипотеза исследования.
Автор исходит из того, что более чем тысячелетнее существование Церкви не было однозначным по содержанию её деятельности в сфере
духовно-нравственного воспитания общества, молодёжи, в частности. На деятельность Церкви оказывали влияние политическая система, международное положение. В соответствии с этим, Церковь либо выдвигалась в первые ряды носителей и воспитателей духовно-нравственных ценностей, либо отстранялась от этого процесса. Тогда как диссертант предполагает, что в данной сфере деятельности должен существовать баланс отношений и ролей, исходя из того, что цель Церкви - спасение души Человека, обращения его к Богу, а цель государства — обеспечение свободы самоопределения личности, гарантий безопасности, достойного уровня жизни.
Теоретическую основу исследования составили труды досоветских, советских и современных ученых в области политологии, юриспруденции, философии, социологии, религиоведения, истории, политические и политико-правовые документы.
Методологическую основу исследования составили традиционные и современные методы познания социально-политических явлений и процессов, в том числе:
- исторический метод, с помощью которого осуществлен анализ государственно-церковных отношений в России на всем протяжении ее развития, а также выявлена степень участия РПЦ в духовно-нравственном воспитании молодёжи;
- метод политико-правового анализа, который позволил провести исследование политических документов, правовых актов и основанной на них реальной действительности в сфере государственно-церковных отношений и духовно-нравственного воспитания общества, прежде всего, молодёжи;
- институциональный метод, с помощью которого показано положение Церкви как института государства на разных отрезках времени развития России в досоветский период;
- компаративный метод, позволивший сравнить статус Церкви на разных этапах её существования в России и определить степень её вклада в духовно-нравственное воспитание молодёжи;
- системно-функциональный метод, который «помог» провести анализ статуса Церкви в его взаимосвязанности с происходящими процессами в государстве;
- дедуктивно-индуктивный метод, который позволил провести анализ, идя от общего к частному и особенному.
В целом указанная методология позволила комплексно и, насколько это возможно в рамках кандидатской диссертации объективно, показать изменчивую, не всегда устойчивую, в ряде случаев противоречивую ситуацию вокруг Церкви, внутри неё и во взаимоотношениях РПЦ -государство по вопросам духовно-нравственного воспитания.
Эмпирическую базу исследования составили политические и правовые документы досоветской России; советские конституции и законодательство; Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство; Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ; Стратегии, Концепции, Доктрины; интервью, отдельные высказывания и книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла; материалы «круглых столов», конгрессов, конференций, форумов.
Достоверность исследования обеспечена изучением, анализом и использованием большого массива источников различного происхождения, их сопоставлением и авторским осмыслением применительно к теме диссертации.
Научная новизна диссертации.
Исследование является одним из первых в политологии, где раскрыты вопросы взаимодействия государства и Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания молодёжи на всех этапах развития России, что вычленяет, с одной стороны, преемственность, с другой стороны, особенности и отличия в процессах.
Автор показал, что на стадии становления Российской государственности взаимодействие Церкви и государства в деле воспитания, образования было тесным, иногда - слиянным (в лице великих князей). В Х1У-ХУ11вв. наступает период поиска первенства, конкуренции во влиянии на общество не только в сфере воспитания, но и в политике. Диссертантом поэтапно прослеживается степень взаимодействия и его результаты на состояние общества с позиций духовности.
Автор, уточнив понятие духовно-нравственного воспитания, внёс определённый вклад в теоретические основы этого процесса.
В диссертации систематизированы рычаги (средства, пути, инструменты) осуществления духовно-нравственной функции как государством, так и Церковью. В результате - показан механизм данного вида деятельности.
Автор приходит к выводу, что соработничество государства и Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания не должно
нивелировать разность подходов, форм, конкретных текущих задач, исходя из того, что цель Церкви — спасение души Человека, подготовка его к вечности, а цель государства - земное благополучие человека, его безопасность, гарантии самовыражения без ущерба другому.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В период существования Древнерусского государства и ранний - Московской Руси, одним из основных инструментов духовно-нравственного воспитания была молитва. Считалось, что молитвенное слово, произнесённое на церковно-славянском языке, обладает духовной энергией добра, любви и препятствует злому внушению извне. Защищённый молитвой воин побеждал в бою за Русь. Следовательно, государственная идеология как бы выражалась в молитве и, наоборот, молитва — это и есть идеология данного периода нашей отечественной истории.
2. Оценивая данное явление с позиций современности, полагаем правомерным утверждать о возможности использования в духовно-нравственном воспитании молодёжи России ценностей Православия.
3. Осознавая фактор многонациональное™ и многоконфессиональности России, проведя сопоставления духовных ценностей Православия и других религий, приходим к выводу о возможности использования в духовно-нравственном воспитании и ценностей ислама и других конфессий. Однако в условиях отделения государства и церкви, светского характера Российского государства необходимо коллективно выработать механизм вкрапления религиозных ценностей в идеологию государства.
4. Попытка того, что сказано выше, в России уже предпринималась со времён Петра Великого. Однако Пётр Великий, веря в Бога сам, считая, что служит Отечеству по воле Бога, объективно, привнёс в общество идею безбожия. Его внутреннее отношение к Богу не стало видимым всей стране, всему обществу. В качестве образца использовались лишь «мирские» ценности. Тенденция материализации ценностей нарастала в дальнейшем, слияние Церкви и государства происходило на основе бюрократизации, имущественных интересов. Миссия духовно-нравственного воспитания и в целом образования, отодвинута была на второй план.
5. Отделение Советской властью церкви от государства и школы от церкви, взятые государством на себя функции образования и духовно-
нравственного воспитания явилось закономерным и в тех условиях единственно верным решением. При этом ряд религиозных ценностей были вкраплены в государственные идеологические конструкции. В итоге, как бы создавалась новая религия, новая вера, но без Бога.
6. Исследование вопроса о взаимодействии государства и Церкви в вопросах духовно-нравственного воспитания общества и молодёжи, прежде всего, показывает, что на этом поприще необходимо соблюдать баланс компетенций, исходя из предназначений двух институтов — государства и Церкви.
7. Полагаем, что в современной России, исходя из исторического опыта, сложились оптимальные условия для тесного и равноправного взаимодействия государства и церкви в сфере духовно-нравственного воспитания молодёжи при сохранении независимости, самостоятельности каждой из сторон. При этом автор имеет в виду не только РПЦ, но и все основные конфессии России, хотя исследование было посвящено главным образом взаимодействию государства и РПЦ.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Положения и выводы диссертации вносят вклад в развитие политических наук в направлении изучения проблем взаимодействия государства и Церкви по вопросам духовно-нравственного воспитания молодёжи, общества в целом, что касается в том числе проблем функционирования идеологии.
Материалы диссертационного исследования могут послужить подспорьем в педагогической деятельности не только в политической отрасли, но и для историков, юристов, богословов, философов.
На основе материалов диссертации можно разрабатывать спецкурсы, лекции, доклады в области политологии, идеологии, истории. Положения и выводы диссертации можно брать за основу в беседах с молодёжью о духовно-нравственных ценностях.
Апробация работы
Диссертация обсуждалась на кафедре национальных и федеративных отношений РАНХиГС при Президенте РФ, была одобрена и рекомендована к защите. Основные положения диссертации нашли отражение в научных публикациях автора, в том числе в двух из них - в ведущих рецензируемых журналах, а также монографии. Частично знания, полученные в ходе диссертационного исследования, используются автором в деятельности в качестве Председателя Отдела по делам
молодёжи Тверской епархии и эксперта Синодального отдела по делам молодёжи РПЦ.
Структура диссертации
В соответствии с темой, целью, задачами исследования, диссертация содержит Введение и четыре раздела. Имеется список использованных источников и литературы, приложения.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обоснована актуальность диссертационного исследования, показана степень научной разработанности темы, определены объект, предмет, цель, задачи, представлена характеристика теоретической, методологической и политико-правовой базы исследования, раскрыта научная новизна, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, обоснована научно-практическая значимость диссертации, приведены сведения об апробации результатов работы.
В первом разделе «Понятия, используемые в диссертационном исследовании» основное внимание уделяется раскрытию понятий, которые используются в диссертации, и содержанию системы духовно-нравственного воспитания молодёжи. Здесь же диссертант предлагает собственное видение системы духовно-нравственного воспитания и его определение.
Раскрытие обозначенного вопроса начинается с понятия «молодёжь». Автор обращается к уже существующим по этому вопросу трудам. Молодежь — молодое поколение, молодые люди, — читаем у С.И. Ожегова10. Молодежь, — пишется в социологической энциклопедии, — группа общества, выделяемая на основе возрастных характеристик и связанных с ними основных видов деятельности; в более узком, социологическом смысле — социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей11.
10 Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. М„ 1986. С.308.
11 Социологическая энциклопедия: в 2т. Т.1 Национальный общественно-научный фонд I Руководитель научного проекта Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 2003. С.674.
Академик РАН М. Горшков в интервью «Российской газете» сказал: «О том, что мы единый постсоветский народ в этом отношении можно будет окончательно забыть: каждой группе своё, каждая сама за себя»12. Интересы реализуются через политические партии, движения. Количество их будет возрастать. В контексте молодежных организаций, их интересов.
М. Горшков считает, что оппозиция не разобралась как следует в устремлениях людей и прежде всего молодежи. А молодежь сейчас, -сказал Горшков, - как никогда разнообразная и «артистичная»: в том смысле, что умеет скрывать за внешней, публичной маской, особенно среди сверстников, свой внутренний мир, истинные жизненные ценности и цели. Поэтому сегодня очень легко крайне негативные, но при этом локальные тенденции в молодежной среде (например, нарастание агрессивных умонастроений и поступков) принять за всеобщие и повсеместные.
Россия сегодня — очень сложное общество. Раньше его было принято делить на классы, сейчас - на страты, 10 четко выраженных социальных слоев. Они различаются как по уровню жизни (от того, который «на дне», до заоблачно высокого), так и по стилю поведения и системе ценностей.
Молодость, - пишет Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, — это благодатная пора, исполненная сил, горения, раскрытия талантов, возможностей. Этот Божий дар каждый может употребить по своему усмотрению, ибо, будучи не обременёнными всецело заботами зрелой жизни, юноши и девушки получают временной ресурс для исканий, свершений и саморазвития.
По мнению Патриарха, необходимо осознавать, что, имея стремление к самореализации, молодой человек не всегда способен взвешенно осмыслить свои поступки и спрогнозировать последствия своих действий, потому что внутренняя система ценностей еще не устоялась и не хватает жизненного опыта. Трезво мыслить мешают и инстинкты, и искушения юного возраста. Но само стремление к свершениям, это желание «стать кем-то», важно и ценно; его нельзя игнорировать ни юношеству, ни их наставникам»13.
Далее диссертант анализирует нормативные правовые акты с целью выяснения, что такое молодёжь в прямом смысле. Анализ начинается с
12 Михаил Горшков. От края до крайностей // Российская газета. 2013. 27 февраля.
" См.: Патриаршее послание по случаю празднования Дня православной молодежи. 13 февраля 2012г.
Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (1991г.) от 16 апреля, №2114-1. Затем анализируются нормативные правовые и политико-правовые документы Российской Федерации. Выявлено, что граждан Российской Федерации до 18 лет, относят, с одной стороны, к категории «детей», с другой стороны, в категорию «молодёжь» относят и «детей», начиная с 14 лет. Предельный возраст, как правило, 35 лет. Однако часто встречается и цифра — 30 лет. Одним словом, чёткого «стандарта» в определении «молодёжь» не выявлено, многое зависит от целеполагания.
В разделе также рассматриваются понятия «дух», «душа», «духовный», «нравственность», «воспитание», «идеология», «система» и
др.
Под духовно-нравственным воспитанием молодёжи автор понимает систематическое, целенаправленное воздействие на молодёжь в целях усвоения ею общественно-значимых духовно-гуманистических ценностей: добра, справедливости, честности, совестливости, правдивости, добропорядочности, отзывчивости, жертвенности во имя интересов общества, ответственности за свои поступки, любви к Отечеству и умения, готовности реализовать обозначенные качества внутреннего мира личности.
При этом в диссертации отмечается, что систематическое, целенаправленное воздействие на молодёжь возможно осуществить лишь с помощью соответствующего механизма. Данный механизм включает, на наш взгляд, две составляющие: организационную и содержательную. Организационная — это система субъектов воздействия. Содержательная — это система ценностей, которые внушаются молодёжи. Объединение двух названных составляющих образует систему — механизм духовно-нравственного воспитания молодёжи.
К числу субъектов воздействия относим институты государства и институты гражданского общества, как-то: все ветви государственной власти в лице соответствующих структур, либо решений (судебная власть); социальные общности — трудовые коллективы, общественные организации, средства массовой информации; искусство и литература, семья, дошкольные и школьные образовательные учреждения, вузы; военно-патриотические организации; церковь в широком смысле слова (форма функционирования всех основных конфессий).
Во втором разделе «Духовно-нравственные функции Русской Православной Церкви в досоветский период» речь идёт о духовно-нравственной функции Русской Православной Церкви не только со времени провозглашения Империи (1721г.), но и с более раннего периода, имея в виду стадию становления империи, её «корни». А корни её — в Древнерусском государстве, в состав которого входил родоначальник русской государственности — Новгород. В связи с этим считаем целесообразным обратиться к данному периоду российской государственности, ибо духовность предков - наше сегодняшнее богатство и стимул к самосовершенствованию. Как говорил Патриарх Кирилл на XVI Всемирном Русском Народном соборе, - события 1612-го, 1812-го и 1942-го годов - не просто повод для исторического самоутверждения, а свидетельство духовной правоты наших предков. В последнее время, — подчеркнул Патриарх, — мы являемся свидетелями попыток переписать историю России, вычеркнуть из народной памяти или представить в самом мрачном свете ее ключевые события. Эти стремления злонамеренных интерпретаторов истории преследуют одну цель — посеять в душах людей чувство ущербности, спровоцировать желание отречься от своих предков и их наследия. Русская история требует защиты со стороны гражданского общества. Мы должны уберечь от разрушения ее ключевые вехи. Это те рубежи, которые мы не имеем права сдать, - убежден Патриарх Кирилл14.
Литературные источники свидетельствуют, что государственной религии на заре Древнерусского государства не было даже в форме язычества. Затем христианство принимали отдельные люди, в том числе, а может быть и в первую очередь, — варяги-росы (русы). Среди них, — как полагают ученые15, — были Аскольд и Дир.
Такую позицию занимает и РПЦ (Русская Православная Церковь) в лице Патриарха Московского и всея Руси16.
Затем крестилась Великая княгиня Ольга. О принятии ею православия написано много литературы17. Но Ольга не крестила Русь, как
14 См.: XVI Всемирный русский народный собор: договорятся ли история с политикой? // Российская газета. 2012. 3 октября.
15 Карташёв A.B. Церковь и государство. Париж, 1992; Муравьев А.Н. История Российской Церкви. -СПб, 1838; Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917. Кн.8. 4.1. -М., 1996.
16 См.: Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Слова. Проповеди. Выступления. - К.: Изд-во Киево-Печерской Лавры, 2009. С.44-45.
государство, видимо, она ещё не осознавала понятия «Русь», «государство». Она даже сына своего не крестила. В науке считается, что Житие княгини Ольги было составлено в ХУ1в. священником и духовником Ивана Грозного Сильверстом. Канонизация княгини Ольги произошла в домонгольский период, — предполагает Сильверст, ибо Мних Иаков (Х1в.) в своем похвальном слове говорил о нетленности её тела, перенесённом Владимиром в Десятинную церковь18.
Следующий после Ольги великий Киевский князь Святослав был язычником.
Мы считаем, что в деятельности Святослава заложен духовно-нравственный смысл, хотя он и не был христианином.
Сын Святослава Владимир стал тем великим Киевским князем, которого народ воспевал в былинах.
Именно Владимир крестил Русь (988г.), крестившись прежде сам, что произошло не без участия княгини Ольги, в том смысле, что она, воспитывая внука (Владимира), прививала ему христианские ценности.
В целом по доимперскому периоду делается вывод, что Церковь была основным движителем духовно-нравственного воспитания, иногда как бы сливаясь в этой деятельности с великими князьями.
Однако, начиная с Петра Великого, происходят изменения, в конечном счёте приведшие к ослаблению участия РПЦ в духовно-нравственном воспитании. Но автор не склонен «обвинять» Петра I в безбожестве или в нежелании просвещения народа. Петр не отрицал Церкви как учреждения, но в то же время смотрел на нее с чисто практической точки зрения - как на учреждение, которое может принести государству двоякую пользу: во-первых, в области образования и, во-вторых, посредством морального влияния на свою паству. Исходя из этого, Петр последовательно стремился к превращению Церкви в часть государственного управления, в задачу которой входило лишь воздействие на народ. Это вполне соответствовало его рассудочной религиозности, сводившей всю религию и религиозную жизнь к морали. Это определяло все направлявшиеся им мероприятия духовной власти. С этой точки зрения рассматривал Петр и свои обязанности самодержца, то есть человека,
17 См.: Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990; Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси X-XIII веков. М., 1989; Жизнеописание достопамятных людей Земли русской (Х-ХХ вв.) — М.: «Московский рабочий», 1991. —334с.
18 Карташев A.B. История Русской Церкви. - М.: ЭКСМО, 2004. - 911с. и др.
которому свыше доверено руководство многомиллионным народом. Но своим долгом он считал не только управление, но и преобразование жизни этого народа в направлении, которое представлялось царю единственно правильным. Петр верил, что Господь, Создатель мира, руководит его действиями как царя, и в продолжение всей своей жизни сознавал свою ответственность самодержца перед Творцом.
Петр I проявлял уважение к Патриарху Адриану. В беседах с ним он раскрывал своё понимание заповедей Бога и обращал внимание на грех лицемерия. Этот грех он видел в современном ему монашестве и даже в 1724г. написал сочинение «Объявление о монашестве». В этой книге он доказывал, что каждый человек может получить спасение, а не только монахи. Петр I в религии видел этическое содержание. Вот что писал Петр I Святейшему Синоду. Надо «сделать книгу, где б изъяснить, что непременный закон Божий, и что советы, и что предания отеческая, и что вещи средния, и что только для чину и обряду сделано, и что непременное, и что по времени и случаю переменилось, дабы знать могли, что в каковой силе иметь. О первых кажется Мне, чтоб просто написать так, чтоб И поселянин знал, или на двое: поселяном — простые, а в городах — покрасивее для сладости слышащих... в которых бы наставления, что есть прямой путь спасения, истолкован был, а особливо веру, надежду и любовь (ибо о первой и последней зело мало знают и не прямо что знают, а о средней и не слыхали), понеже всю надежду кладут на пение церковное, пост, и поклоны, и прочее тому подобное, в НИХ же строение церквей, свечи и ладон. О Страдании Христовом толкуют только за один первородный грех, а спасение делами своими получать, как выше писано»19.
Многие историки считают, что Петр I ставил задачу создания общечеловеческой христианской культуры в России. Но вряд ли его начинания так были восприняты всеми.
В то же время начавшаяся с Петра I бюрократизация РПЦ, привела её к состоянию государственной структуры с присущими государству методами работы. Мирское начало стало довлеть над Церковью, что показано в диссертации достаточно полно. В какой-то мере это негативно сказалось на духовно-нравственном состоянии общества и прежде всего молодёжи. Лучшая её часть увлеклась революционными идеями, а значительная часть оставалась «темной, невежественной» массой. В
19
Цит. по: Смолич И.К. Указ. соч. С.68.
результате, и та, и другая часть, хоть и с разных сторон, но была вовлечена в орбиту крушения монархии. Возобладала другая идеология.
В третьем разделе «Взаимодействие Советского государства и Русской Православной Церкви в условиях идеологии атеизма»
показано, что факт накопившихся проблем, в том числе внутри Церкви, в среде духовенства, в начале XX в. осознавали очень многие люди из разных социальных слоёв. Народ же, в массе своей не потеряв веру в Бога, потерял веру в Церковь, потерял уважение к духовенству. Хорошо разбиравшийся в политической ситуации министр царского Правительства Кривошеин в 1916г. писал: «Делаются и готовятся вещи отвратительные. Никогда не падал Синод так низко. Если кто-нибудь хотел бы уничтожить в народе всякое уважение к религии, всякую веру, он лучше не мог бы сделать ... Что вскоре останется от Церкви? Когда царизм, почуяв опасность, захочет на неё опереться, вместо Церкви окажется пустое место. Право, я сам порою начинаю верить, что Распутин — антихрист
Кривошеин оказался прав. Монархия рухнула, а народ в большинстве своем это или поддержал, или оказался равнодушен. Но вместе с монархией резко пошатнулся и авторитет Церкви, которая в сознании народном слишком явно ассоциировалась с обанкротившейся властью и идеологией этой власти. Надо сказать, что церковные погромы и притеснения начались не в октябре 1917г., а сразу после Февральской революции, и возглавили их тогда не большевики, а пришедшие к власти буржуазные демократы, либо — просто ненавидевшие бывшую власть мужики, скидывавшие колокола с колоколен и раскулачивавшие священников. Хотя это прискорбно и трагично, но в их сознании бывшая власть и Церковь сливались воедино. Рабочие и крестьяне помнили, что обращение к священникам за помощью в отстаивании своих прав перед лицом антинародной эксплуататорской власти, за защитой против помещиков и фабрикантов — чаще всего заканчивалось призывом к смирению и молитве. Они знали, что сама Церковь была крупнейшим землевладельцем, собственником и эксплуататором. По этому поводу Л.Н. Доброхотов пишет: помнили они и то, чем закончился
20 Цит. по: Никольский Н.М. История русской Церкви. — 3-е изд. - М.: Политиздат, 1983. С.434-435.
их поход за защитой от насилия и голода к Зимнему дворцу 9 января 1905г. с хоругвями, церковными гимнами и портретами царя под водительством попа Гапона, — чем ответил на это царь21.
Современники отмечали, что в сложные для народа времена под давлением духовенства образовал митрополит Питирим самостоятельную комиссию по вопросу о жаловании духовенству, хотя и находил, что необходимость прибегать к помощи государства в этой нужде является постыдной и свидетельствует об упадке и недостоинстве пастырей, допустивших такой упадок22.
Поэтому делается вывод, что отделение Церкви от государства и от школы, что осуществила Советская власть, было фактом закономерным и необходимым. Это было в интересах самой же Церкви, а в тех условиях, и в интересах просвещения, воспитания народа. Только функцию эту взяло на себя государство, выработав новую идеологию, вобравшую в себя, в том числе, и духовно-нравственные ценности Православия.
Советское государство создало и систему просвещения, воспитания, при этом даже в тяжелейшие годы не жалея на эту работу денег.
Отношение государства к РПЦ в определённой мере определялось поведением духовенства, священнослужителей. Не исключалось и участие их в политической борьбе против Советской власти. Как политического, идеологического противника, РПЦ отстраняли от деятельности по духовно-нравственному воспитанию. Но так было не на всём протяжении Советской власти. К примеру, в годы Великой Отечественной войны РПЦ, другие конфессии были допущены к активной общественной жизни и внесли свой вклад в народное дело освобождения от фашизма.
В диссертации раскрывается деятельность всех составных частей системы по духовно-нравственному воспитанию: Компартии, ВЛКСМ, пионерской организации, наркоматов, кинематографа, литературы, школы и т.д.
Делается вывод, что в годы Советской власти был сформирован «новый» тип человека, но не исключающий духовно-нравственных ценностей православного толка.
31 Доброхотов Л.Н. Церковь и общество в России: вчера и сегодня // Национальные интересы. 2011. №1 (71). С.20.
~ Воспоминания товарища Обер-Прокурора Святейшего Синода князя Н.Д. Жевахова. Т. 1. Сентября 1915г. - март 1917г. Т.2. Март 1917г. - января 1920г. - Санкт-Петербург, 2008. Т.2. С.201.
В четвертом разделе «Соработничество РПЦ и государства в сфере духовно-нравственного воспитания молодёжи в Российской Федерации» значительное внимание уделяется непосредственно РПЦ, поскольку за более чем 20 лет «новой» России уже накоплен определённый опыт взаимодействия государства и РПЦ в деле духовно-нравственного воспитания молодёжи. В диссертации также анализируется политико-правовая база, раскрывается деятельность Президента РФ, как Главы государства, по духовно-нравственному воспитанию. При этом подчёркивается, что Президент РФ занимает главенствующее место в системе духовно-нравственного воспитания. Даётся материал и касательно других частей системы: министерств, СМИ, партий и т.д. В сочетании с этим показывается и деятельность РПЦ, начиная с Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, затем Патриарха Кирилла.
Отмечается, что в целях взаимодействия с религиозными организациями в структуре федеральных органов государственной власти создаются соответствующие комиссии (советы, комитеты). Например, в Совете Федерации имеется Комиссия, состав которой периодически обновляется. Также имеются: Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, Департамент по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента РФ по внутренней политике; Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, Экспертный совет при Комитете Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, Рабочая группа по взаимодействию РПЦ и Министерства иностранных дел РФ.
По каким направлениям происходит взаимодействие? Прежде всего, по вопросам образования, воспитания детей, молодежи. Этот вопрос был главным на заседании Всемирного Русского Народного Собора в мае 20 Юг23. Этому способствуют образовательные программы, киноискусство, выставки-форумы и т.д. К примеру, выставка-форум «Православная Русь» прошла с 4 по 7 ноября 2011 года в центральном выставочном зале «Манеж». В церемонии открытия приняли участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и мэр Москвы Сергей Собянин. Затем экспозиция была организована в крупных городах России и ближнего зарубежья.
23
Российская газета. 2010. 28 мая.
На выставке посетители узнали, что в 1991 году в Русской Православной Церкви было 12 тысяч приходов, 117 монастырей, 2 духовные академии, 7 духовных семинарий, 12 духовных училищ, 4 школы. В 2011 году у нас было 30 675 приходов, 29 324 священника, 3 850 диаконов, 805 монастырей. Количество духовных школ также увеличилось.
Выставка «Православная Русь» познакомила зрителей с историей возрождения церковной жизни не только в России, но и в Украине, Белоруссии, Молдавии, Казахстане, Прибалтике и других странах, входящих в каноническую территорию Московского Патриархата. Экспозиция рассказала о более чем 30 тысячах возрожденных из руин и построенных заново храмах и монастырях в 191 епархии на шести континентах, о возрожденном церковном образовании и книгоиздательстве, об иконописи, прикладном искусстве, живописи.
Секретарь Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского монастыря Москвы архимандрит Тихон Шевкунов отметил, что организация выставки отвечает требованиям времени: организаторы использовали 16 крупноформатных экранов, более 100 плазменных панелей. С помощью интерактивных экспозиций зрители во всей красе увидели убранство храмов, строительство которых еще только предстоит начать.
Но наравне с достижениями компьютерного века в экспозицию выставки вошли святыни, история которых насчитывает сотни лет. Из Тихвинского Успенского монастыря Ленинградской области была принесена Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, которая хранится в Русской церкви с давних времен.
На время работы выставки в «Манеже» открылась детская благотворительная ярмарка, на которой приобретали сувениры, изготовленные учащимися Воскресных школ. Средства были направлены на поддержку православной службы «Милосердие».
Всеобщий интерес вызвала выставка, приуроченная к 400-летию династии Романовых. Помимо Москвы, она стала достоянием многих городов России (ноябрь 2013 г.).
Взаимодействие Церкви, общества и государства в сфере образования, воспитания проявляется в том, что с апреля 2010г. в 19 регионах Российской Федерации началось преподавание в школах «Основ религиозных культур и светской этики». Ученики 4-х и 5-х классов
изучают новый предмет, состоящий из шести модулей - основы православной, исламской, буддистской, иудейской культур, основы мировых религиозных культур и основы светской этики.
Вопросы конфессионального образования, в частности, правового регулирования этой деятельности, * обсуждаются на страницах «Журнала Московской Патриархии». В его сентябрьском (2012 год) номере опубликована статья с изложением мнения специалистов Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ. Из статьи видно, что аттестация общеобразовательных организаций, проводимая Синодальным отделом образования и катехизации, выявила среди них такие, у которых учредителем является субъект Федерации (одна), муниципалитет (пять школ), муниципалитет совместно с религиозными организациями (одиннадцать). В действительности число православных муниципальных школ больше, поскольку к ним следует отнести, к примеру, все казачьи кадетские корпуса. Более того, в последнее время все более заметно стремление к созданию новых муниципальных православных школ, причем инициатива часто исходит от органов управления образованием на местах, от коллективов школ, от родителей.
Русская Православная Церковь взаимодействует с миграционной службой по вопросам языкового образования. К примеру, совместная комиссия РПЦ и ФМС существует с 2010г. Федеральная миграционная служба и Русская Православная Церковь представили совместный проект «Просвещение: языковая и культурная адаптация мигрантов». Основная идея проекта «Просвещение» - создание системы адаптации мигрантов. Основой этой системы должно стать обучение русскому языку. Данный проект планируется реализовать во всех субъектах Российской Федерации, в первую очередь: Ставрополь, Пятигорск, Хабаровск, Ростов-на-Дону, Краснодар. К апрелю 2013г. на основе ФМС работали 64 языковые школы, где можно бесплатно обучаться русскому языку и подготовиться к тестированию, которое с конца 2012г. стало обязательным условием получения разрешения на работу для некоторых категорий мигрантов. Около 7 тысяч человек успешно прошли тест и получили сертификаты24.
В разделе показаны и другие направления взаимодействия (соработничества) государства и РПЦ в сфере духовно-нравственного воспитания в современных условиях.
В Заключении подводятся следующие итоги.
24 См.: Российская газета. 2013. 9 апреля.
По первому разделу основным выводом мы считаем формулировку определения понятия «духовно-нравственное воспитание».
Под духовно-нравственным воспитанием молодёжи понимаем систематическое, целенаправленное воздействие на молодёжь в целях усвоения ею общественно-значимых духовно-гуманистических ценностей: добра, справедливости, честности, совестливости, правдивости, добропорядочности, отзывчивости, жертвенности во имя интересов общества, ответственности за свои поступки, любви к Отечеству и умения, готовности реализовать обозначенные качества внутреннего мира личности.
По второму разделу считаем необходимым выделить:
- Духовно-нравственный смысл в его религиозном (православном) понимании содержался в деятельности первых и последующих русских великих князей, царей, включая Ивана IV (Грозного), несмотря на его противоречивость; основным «движителем» духовно-нравственного воспитания была всё же Русская Церковь.
- Начиная с Петра Великого, РПЦ стала занимать подчинённое государству место в сфере духовно-нравственного воспитания, что продолжалось до падения Империи.
- Обюрокрачивание Церкви, превращение её в один из государственных институтов пагубно сказалось на её деятельности в сфере духовно-нравственного воспитания общества, что, по сути, и является её главным предназначением. В силу своего подчинения государству, практически слияния с ним, РПЦ не справилась со своей главной задачей -духовно-нравственным воспитанием общества, что послужило одной из причин крушения монархии.
- Отделение Церкви от государства, осуществлённое Советской властью, было закономерной и необходимой мерой. Учитывая опыт прошлого, Советское государство дело духовно-нравственного воспитания общества и прежде всего молодёжи, взяло в свои руки. Однако содержание духовно-нравственного воспитания зиждилось не на религиозных догматах, а на коммунистической идеологии, лишь частично вбиравшей в себя божественные установления.
- По большому счёту, Советское государство за исторически короткий срок воспитало нового человека, возродило Россию в лице СССР, освободило мир от фашизма. Однако идеология, не подкреплённая верой в Бога, долго не может удержаться. «Мирское» начало всё больше
стало проникать в души людей, а после демонтажа Советской власти и государство возглавило «поход» в стихию капитала, потребления, развлечений. Это вывод по разделу третьему.
Русская Православная Церковь, учитывая «горький» опыт прошлого, не позволила втянуть себя в политические процессы, хотя попытки и некоторые шаги в этом направлении всё же были. РПЦ заняла единственно верную позицию — она призвана Богом к спасению душ людских: политиков высокого и невысокого уровня, учёных, артистов, рабочих, служащих, воинов и т.д. — общества. Главным же в обществе является молодёжь - будущее страны. Именно вопросы духовно-нравственного воспитания молодёжи должны быть в центре внимания Русской Православной Церкви.
Функцию духовно-нравственного воспитания молодёжи РПЦ не может и не должна осуществлять изолированно от государства и институтов гражданского общества. Однако, учитывая опыт имперского прошлого, РПЦ необходимо «оберегать свой суверенитет», своё духовное лицо и предназначение. Учитывая же опыт советского прошлого, РПЦ не вправе противопоставлять себя государству, бороться с ним как с политическим институтом, ведь воинственность Церкви состоит не в этом, а в борьбе с грехом. Это вывод по четвертому разделу.
Список литературы насчитывает более 500 источников. В Приложении даётся ряд документов, красочно характеризующих ситуацию взаимоотношений Церкви и государства.
По теме диссертационного исследования опубликованы следующие научные работы:
I.
Монографии
1. Степанов В.В. Российское государство и Русская Православная Церковь в системе духовно-нравственного воспитания молодежи: монография. - Тверь, Твер. гос. ун-т, 2014. — 22,6 п.л. ISBN 978-57609-0891-9.
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых журналах и изданиях:
2. Степанов B.B. Предстоятель Русской Православной Церкви в системе духовно-нравственного воспитания молодёжи // «Этносоциум и межнациональная культура». 2013. №10(64) - 0,6 п.л.
3. Степанов В.В. Роль Русской Православной Церкви в образовательной деятельности: начальный период становления России // «Этносоциум и межнациональная культура». 2013. №10(64)-0,6 п.л.
II.
Статьи, опубликованные в других научных изданиях:
4. Степанов В.В. К вопросу о системе духовно-нравственного воспитания молодежи // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2013. № 2 (21) — 0,7 п.л. (в соавторстве с Болтенковой Л.Ф., авторство не разделено).
5. Степанов В.В. Федеральные государственные органы в системе духовно-нравственного воспитания молодёжи // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2013. № 3 (22) — 0,7 п.л.
6. Степанов В.В. Глава Российского государства в системе духовно-нравственного воспитания молодёжи // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2013. №4 (23) — 0,7 п.л. (в соавторстве с Болтенковой Л.Ф., авторство не разделено).
Общий объем публикаций — 25,9 п.л.
III.
Статьи, находящиеся в печати:
7. Степанов В.В. Русская Православная Церковь как субъект духовно-нравственного воспитания молодежи в многоэтничной России // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Калининград. 2014.
8. Степанов В.В. Образовательная функция Русской Православной Церкви (XI - XVIII вв.) // Межконфессиональная миссия. 2014. №3 (1)—0,5 п.л.
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук
Степанов Вадим Валерьевич
Тема
диссертационного исследования: Взаимодействие государства и церкви в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи
Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Болтенкова Любовь Федоровна
Изготовление оригинал-макета: Степанов Вадим Валерьевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Подписано в печать: 22.01.2014 Объем: 1,5 п.л. Тираж: 100 экз. Заказ № 27 Отпечатано в типографии «Реглет» 119526, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 39 (495) 363-78-90; www.reglet.ru
Текст диссертации на тему "Взаимодействие государства и Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи"
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра национальных и федеративных отношений
04201456548
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В СФЕРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Специальность 23.00.03 - политическая культура и идеологии
Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук
Научный руководитель:
доктор юридических наук, профессор
Болтенкова Любовь Федоровна
Москва 2013
Содержание
Введение
Стр. 3
Раздел I. Понятия, используемые в диссертационном исследовании
20
Раздел И. Духовно-нравственные функции Русской
Православной Церкви в досоветский период
56
Раздел III. Взаимодействие Советского государства и Русской Православной Церкви в условиях идеологии
атеизма
161
Раздел IV. Соработничество РПЦ и государства в сфере
духовно-нравственного воспитания молодёжи в Российской Федерации 243
Заключение 316
Список использованных источников и литературы 319
Приложения
349
Введение
Актуальность темы диссертационного исследования
Со времени обнародования Миланского эдикта - первого официального государственного документа в Римской империи, «давшего» право на существование и признание Христианской Церкви, прошло 1700 лет. Следовательно, 1700 лет Христианская Церковь имеет государственное и общественное признание, являясь полноправным участником (за исключением некоторых периодов) общественных процессов. Данный статус Христианской Церкви заставил (обязал, позволил) задуматься о роли в обществе христиан. Эта роль была воспринята как служение добру, справедливости, гуманности, миру, любви, дружбе. Началась эпоха расцвета христианской мысли, культуры, формирования духовно-нравственных основ жизни, то есть смена мировоззренческих парадигм. По-новому стала пониматься личная, общественная и государственная ответственность за то, что происходит в мире. Это подвигнуло к модернизации всех институтов общества, начиная с семьи, отношения к женщине и заканчивая классовой структурой общества. Однако, провозглашённые идеалы не стали образом жизни всех и даже многих. Понадобились столетия, чтобы появился Международный билль о правах человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод - документы, хотя бы частично фиксирующие провозглашенные ранее идеалы. Прошедшие столетия были наполнены войнами, кровопролитием, дискриминацией. В ХХв. идеи равенства, братства, добра, справедливости, самоопределения, дружбы, мира, сосуществования «подхватило» Советское государство. Именно оно взвалило на свои плечи тяжесть борьбы за обновление мира на гуманных основах и создало «новую веру» - в коммунизм. Но вера без Бога, что неодухотворённая нравственность, исторически долго продержаться не может. Личность, общество, государство скатываются
ко греху. Грех разъедает душу человека, сердцевину государства. Эксперимент построения общества справедливости без Церкви в конечном счёте не удался, хотя сделано в этом направлении государством было немало. История Российского государства показывает, что миссия России на Земле может быть осуществлена только во взаимодействии государства и церкви. Именно церковь является духовно-нравственной силой народа, хранительницей традиций, гарантией связи времён. Именно возврат к церкви спас Россию в конце XX - начале XXI вв., когда «старое» государство ушло с исторической сцены, а новое ещё не окрепло, когда социалистическая экономика рухнула, а рыночная не обрела «человеческое» лицо. Это хорошо понимает нынешнее руководство страны. Президент России В.В. Путин, в частности, отметил, что между государством и религиозными организациями должен установиться совершенно другой режим взаимоотношений — партнёрства, взаимной помощи и поддержки. Был Кодекс строителя коммунизма -сейчас требуется деятельное, прямое, эффективное ежедневное участие религиозных объединений в жизни общества и государства1.
Особое место в системе «забот» государства отводится институту семьи и молодёжи. В этой сфере взаимодействие государства и церкви актуально как никогда. Русская Православная Церковь и другие традиционные религии должны получить, по мнению главы Российского государства, все возможности для полноценного служения в таких сферах, как поддержка семьи и материнства, воспитание и образование детей, молодёжная политика, решение социальных проблем, укрепление патриотического духа в армии. «Это ответ на живую потребность людей, - считает В.В. Путин, - в нравственной опоре, в духовном наставничестве и поддержке»2. Руководство религиозных объединений с пониманием относится к призывам Президента РФ о сотрудничестве,
1 См.: Российская газета. 2012. 9 февраля.
2 См.: Российская газета. Сайт www.re.ru
партнёрстве в деле созидания, воспитания молодого поколения. Для Церкви складывается уникальный исторический шанс проявить свои возможности в возрождении духа российского народа и особенно его молодой составляющей - будущего России. Например, Святейший Патриарх Кирилл воспринял эту миссию, сделав одним из приоритетов своего служения выстраивание отношений Церкви с государством, институтами гражданского общества и с каждым гражданином, способным слышать слово Церкви.
Поддерживают позицию на сотрудничество и лидеры других конфессий. Об этом можно судить по результатам встреч с ними главы Российского государства, в. частности, на Торжественном вечере, посвященном 225-летию основания Центрального духовного управления мусульман России, где Путин назвал ислам «ярким элементом российского культурного кода»1.
Вслед за этим, конец октября - начало ноября 2013г., оказался насыщенным событиями в сфере государственно-церковных (конфессиональных) отношений, позволяющими говорить о соработничестве в целях привития обществу духовных ценностей. Коротко, в рамках Введения, обозначим эти события:
- участие в работе конференции «Соотечественники и их вклад в мировую культуру» представителей конфессий2;
- награждение за работу по укреплению согласия и развитию межрелигиозного диалога орденом «За заслуги перед Отечеством IV степени» Верховного муфтия Талгата Таджуддинова и главного раввина России Адольфа Шаевича3;
- участие представителей власти в работе Русского Народного Собора и приветствие в адрес Собора Президента России В.В. Путина4;
1 См.: Российская газета. 2013. 22 октября.
2 См.: Российская газета. 2013. 29 октября.
3 См.: Российская газета. 2013. 30 октября.
4 См.: Российская газета. 2013. 1 ноября.
- работа Конгресса народов России «Дружба народов - единство России», где участвовали религиозные деятели (4-5 ноября 2013г., Москва);
- совместное возложение цветов к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому Президента РФ, Патриарха, Глав других конфессий1;
- награждение Путина В.В. премией Всемирного Русского Народного собора за сохранение державной России .
Рассматривая вопрос о взаимодействии церкви и государства в сфере духовно-нравственного воспитания молодёжи, необходимо отметить, что церковь понимается в её конституционной трактовке — все основные конфессии России. Поэтому в названии темы слово «церковь» пишется с маленькой буквы «ц». В тексте же диссертации речь в основном идёт о Русской Православной Церкви, и в этом смысле слово «Церковь» пишется с большой буквы «Ц».
Вопрос об участии в духовно-нравственном воспитании молодёжи других конфессий считаем не менее актуальным, однако невозможно всё рассмотреть в рамках одной, тем более, кандидатской диссертации.
Считая вопрос о взаимодействии государства и Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания молодёжи актуальным, отметим всё же, словами митрополита Илариона, что созвучие между Церковью и государством в оценке общественных процессов ни в коей мере нельзя считать признаком «слияния» между ними. Принцип взаимного невмешательства Церкви и государства во внутренние дела друг друга должен сохраняться и сохраняется. Но этот принцип должен быть уравновешен другим, не менее важным принципом: соработничества Церкви и государства во всех тех областях, в которых это
1 См.: Российская газета. 2013. 5 ноября.
2 Там же.
соработничество возможно и необходимо1.
Степень научной разработанности проблемы.
Работа по раскрытию темы диссертационного исследования показала, что конкретной политологической литературы, которая бы комплексно, начиная с древних времён до настоящего времени освещала проблему взаимодействия государства и церкви в сфере духовно-нравственного воспитания молодёжи, практически нет. В целом же литературы о церкви, о молодёжной политике, об отношениях церкви и государства на разных этапах исторического развития России достаточно много.
Об основах морали, духовно-нравственного воспитания писали Бердяев H.A., Булгаков С.Н., Лосский Н.О., Ильин И.А., Соловьёв B.C., Трубецкой E.H., Флоренский П.А., Ковалевский П.И., Толстой Л.Н., Белинский В.Г., архиепископ Сергий Страгородский, митрополит Филарет (Дроздов), Филарет (Гумилевский), Смирнов С., Голубев С.Т., Дмитриевский А. и др.
Вопросы молодёжной политики рассматриваются в двух фундаментальных книгах: «Молодёжь России: тенденции, перспективы» (М., 1993) и «Молодёжь: будущее России» (М., 1995). Во введении к изданию 1995г. говорится, что в основе данной книги лежат материалы, подготовленные авторским коллективом для очередного ежегодного доклада Комитета РФ по делам молодежи Правительству РФ. Если в первом докладе и книге «Молодежь России: тенденции, перспективы» (М., 1993) был дан широчайший срез, по сути дела, всех основных проблем положения и роли молодежи в экономике, политике, социальной и культурной сферах, ее ценностных ориентаций, интеллектуального развития, образования, миграции и т.д., то в данном случае в качестве предмета исследования взята всего одна «вдруг» оказавшаяся под
1 Иларион, митрополит Волоколамский, председатель ОВЦС Московского Патриархата. Вера Свободы // Российская газета. 2013. 25 октября.
государственным запретом, замалчиваемая и гонимая, но исключительно важная, на наш взгляд, молодежная проблема общества - проблема воспитания, которая рассматривается в самом широком, комплексном, междисциплинарном плане.
В состав авторского коллектива входят: Антонов А.И., д.ф.н., проф., академик (разд.Ш, гл.1); Бабочкин П.И., к.ф.н., доц. (разд.Ш, гл.2, 11, соавтор раздЛУ, V); Бальсевич В.К., д.п.н., проф. (разд.Ш. гл.8); Быкова С.Н., к.ф.н. (разд.П, гл.З); Гришина Е.А., к.ф.н., (разд.Ш, гл.5); Дерюгин ЮА, к.ф.н., доц. (разд.Ш, гл.4); Ильинский И.М., д.ф.н., проф., академик (введение, разд. I, II, соавтор разд.ГУ, V); Королев A.A., д.и.н., проф., академик (разд.Ш, гл.5); Криворученко В.К., д.и.н., проф., академик (разд.Ш, гл.4); Кухтевич Т.Н., д.ф.н., проф. (разд.Ш, гл.З); Полуэхтова И.А., к.ф.н. (разд.Ш, гл.6); Родионов В.А., К.И.Н., доц. (разд.Ш, гл.7); Ручкин Б.А., д.и.н., академик (разд.Ш, гл.1, 10); Стурова М.П., д.п.н., проф. (разд.Ш, гл.9); Шапинский В.А, к.ф.н. (разд.Ш, гл.6).
При подготовке книги использованы материалы Бестужевой-Лада С.Н., к.ф.н.; Бодалева А.А, д.п.н., проф., акад.; Бондаревской ЕВ., д.п.н., проф., акад.; Володиной Е.П.; Добрыниной В.И., д.ф.н., проф.; Захарова НА., к.и.н; Кириенко В.П., с.н.с.; Ковалёвой АИ., к.п.н., доц.; Короткова В.М., д.п.н., проф., акад.; Козлова А.А, к.ф.н., акад.; Комозина АН., к.ф.н.; Лихачёва Б.Т., д.п.н., проф., акад.; Овсянникова А.А, д.э.н., проф., акад.; Малютина М.В., к.ф.н.; Мальковой З.А., д.п.н., проф., акад.; Петровой Т.Э., к.ф.н.; Пуляева В.Т., д.э.н., проф., акад.; Рябова Л.П., к.в.н.; Сапрыкина В.А, д.п.н., проф.; Сулимовой Т.С, д.ф.н., проф.; Шаховой Р.Ф., к.ф.н.; Иванова А.А, к.и.н., доц.; Щегловой С.Н., к.п.н., доц.
Многие из перечисленных авторов продолжают исследовать «молодёжную» проблематику и в настоящее время. К их именам можно добавить новые. К научным работам, посвященным общей теории
молодёжи и культурологии, выполненным на стыке политологии, социологии и социальной работы относятся: труды JI.M. Дробижевой, И.М. Ильинского, A.M. Карпенко, А.И. Ковалёвой, И.А. Ламанова, В.Т. Лисовского, В.А. Лукова, В.В. Павловского, Е.И. Холостовой, С.Н. Чируна и др. Названные исследователи рассматривают общетеоретические основы молодёжной деятельности, они проработали категорийно-понятийный аппарат.
Среди авторов работ, посвященных политико-правому регулированию молодёжной политики, следует указать В.В. Желтова, В.В. Нехаева, И.Н. Родионова, А.И. Скулова и др.
К трудам, в которых раскрывается зарубежный опыт институционализации молодежной политики, относятся работы таких авторов, как: М.М. Зеленкова, Д.А. Садыкова, A.C. Сафонова и др. Зарубежный потенциал зарождения и развития молодёжной политики, раскрытый в работах этих авторов, позволяет провести сравнительный анализ молодёжной системы Российской Федерации с другими государствами.
Работы, в которых акцент делается на региональных и этнорегиональных особенностях молодёжной политики российских регионов, следующие: И.В. Глазунова, О.В. Дегтяревой, A.C. Поповой, В.А. Смирнова, С.А. Федина и др. В своём большинстве эти работы полезны для определения эффективности молодёжной политики на региональном и муниципальном уровнях, а также для совершенствования её общенациональной модели. Кроме того, в каждом субъекте Российской Федерации сформированы научные школы, раскрывающие разнообразные аспекты реализации молодёжной политики в федеральном центре и на местах. К примеру, учёные: Г.Р. Ишкильдина, Г.А. Кабакович (политико-правовой срез), М.А. Аюпов, A.A. Вальков, В.В. Гайдук, Ю.Н. Дорожкин, Т.Г. Мухтаров, З.Я. Рахматуллина (этнонациональный,
этнокультурный и федеративный срез), К.В. Храмова, А.Б. Юнусова (конфессиональный срез), P.A. Ахметьянова, Ю.А. Кожевникова, М.Ф. Маликов, Ф.С. Файзуллин (общественно-политический аспект).
Проблемы современной молодёжи в контексте российского федерализма и национальной безопасности исследуются на кафедре национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Л.Ф. Болтенкова, Г.Г. Гасанов, К.В. Калинина, В.А. Михайлов, Н.П. Медведев, А.Ф. Радченко, Е.Л. Рябова, Л.О. Терновая и др.).
В последние годы также защищены кандидатские и докторские диссертации по политологии, непосредственно посвященные молодёжной политике. Так, П.В. Летуновский в своём исследовании обосновал приоритетность формирования патриотических качеств молодежи. Э.В. Чекмарёвым раскрыт молодёжный потенциал в модернизации российской политической системы. Л.А. Рахимова рассмотрела политическую социализацию российской молодёжи и определила её роль в совершенствовании молодёжной политики. A.A. Зеленин выявил механизмы реализации молодёжной политики на субфедеральном уровне. М.И. Смирнова защитила кандидатскую диссертацию в РАНХиГС при Президенте РФ по проблеме взаимодействия Церкви и Государства на опыте России, где также затрагивался молодёжный аспект.
В 2013г. в РАНХиГС при Президенте РФ защищена докторская диссертация Нигматуллиной Т.А. «Молодежная политика в условиях российского федерализма: региональный аспект».
Ранее в РАГС при Президенте РФ защищены кандидатские диссертации: Радченко А.Ф. «Государственная молодёжная политика в Российской Федерации: особенности становления и развития» и Диденко
и
Ф.С. «Политологический анализ трансформации молодёжных субкультур в условиях глобализации».
Отметим книгу «Русский мир - 2012: сборник статей (М., 2012), в которой привлекают внимание слова: «Всем христианским церквям надо иметь в виду, что рынок, как некая специфическая общественная сила, как некая мистическая матрица организации сознания человека и организации людей в общество, бросает вызов не только государству, но и Церкви, её слову и её символам, её духовности. Рыночная матрица не только стремится вытеснить и заменить государство и его институты своими квазигосударственными образованиями (под видом самоуправляющихся, «автономных» и иных организаций), но и вытеснить ценности верования ценностями и символами потребления, торговли и обогащения. Наконец, заменить в сознании людей христианское прочтение свободы, идущей от духовного, нравственного начала, свободной рыночной, идущей от потребностей плоти и идолов обогащения. Апостол Павел говорит: « ... стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1). Свобода христианская и свобода рыночная — это разные свободы» (с. 123124).
Анализ литературы показал, что вопросы государственно-церковных отношений в досоветский период рассматривались всеми, кто так или иначе касался истории России, тем более, когда об истории писали профессионально. Выделим такие имена, как: Ломоносов М.В., Карамзин Н.М., Костомаров Н.И., Ключевский В.О., Соловьёв С.М., Тальберг