автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: Взаимодействие с телезрителем. Эволюция, принципы и модели интерактивного телевидения
Полный текст автореферата диссертации по теме "Взаимодействие с телезрителем. Эволюция, принципы и модели интерактивного телевидения"
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА
Факультет журналистики Кафедра телевидении и радиовещания
'О
г,Т\
На правах рукописи
ПОБЕРЕЗНИКОВА Елена Владимировна
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ТЕЛЕЗРИТЕЛЕМ. ЭВОЛЮЦИЯ, ПРИНЦИПЫ И МОДЕЛИ ИНТЕРАКТИВНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
10.01.10 — Журналистика
Научный руководитель: МУРАТОВ С.А. - профессор, доктор филологических наук
Москва - 2000
Работа выполнена на кафедре телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова.
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ - доктор филологических наук,
профессор С.А.Муратов
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ - доктор филологических наук,
профессор А.С. Вартанов
- кандидат филологических наук, доцент Н.В.Вакурова
ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - Институт повышения квалификации
работников телевидения и радио.
Защита состоится 8 декабря 2000 г. в 15 часов на заседании Диссертационного Совета Д. 053.05.10 при факультете журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова по адресу: 103914, Москва, ул. Моховая, д.9, ауд. 201.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова.
Автореферат разослан.................. 2000 г.
Ученый секретарь Диссертационного Совета кандидат филологических наук,
доцент В.В.Славкин
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Одна из основных тенденций второй половины XX века - демократизация общественных отношений - стимулировала формирование новой модели массового общения или коммуникации, отвечающей общественным ожиданиям и имеющей большой потенциал к оптимизации общественного развития, который до конца еще не реализован. Интерактивность (взаимодействие) - основное отличительное качество этого типа общения, характеризующееся, прежде всего, активизацией обратных связей для обмена информацией. И особенно ярко это новое качество воплотилось в телевизионном вешании, породив телевизионный феномен конца XX века -интерактивное телевидение (ИТВ).
Сам термин имеет американское происхождение и появился в российской прессе во второй половине 90-х годов одновременно с экспансией западных телепередач и других образцов западной, и в первую очередь, американской масс.культуры. Он очень быстро укрепился в языке телевизионных практиков и на страницах прессы, проникнув через нее и в разговорный язык. Им стали называть практически все виды телевизионных программ, основанных на взаимодействии (интеракции) с телевизионной аудиторией: от студийных «ток-шоу» («Я - сама», «Сделай шаг», «Старая квартира»), «народных новостей» («Открытые новости», «Времечко», «Сегоднячко») до сложных политических' передач («Общественное мнение», «Глас народа») и передач, которые по жанру можно отнести к своеобразному «телевизионному фольклору», основанному на сотворчестве с телезрителем («Сам себе режиссер», «Играй, гармонь!», «Иванов, Петров, Сидоров»)
При желании интерактивные формы массового общения мы можем обнаружить только в сфере телевидения. 1 В то же время, на сегодняшний день мы не име строгого научного определения того, что же такое интерактивность и соответствен; что же такое интерактивное телевидение. В данной работе автор предлап следующее толкование этого термина.
ИТВ - это новая форма телевизионного вещания, диалогическая по своей приро, I возникшая в ходе развития телевидения. Главным признаком, отличающей ее телевидения монологического типа, является то, что телезритель - не объеь воздействия со стороны телекоммуникатора, а субъект телевизионного процесса. С процесс основан на взаимодействии телекоммуникатора и телезрите. осуществляемым с помощью активной обратной связи, которая может бь использована в самых разных формах и посредством разнообразных техническ средств (почта, телефон, микрофон, видеокамера, пейджер, компьютерные сети Телезритель активно реагирует на теледействие и в той или иной степени участвуй создании телепередачи. Это участие телезрителя может быть различным по степе активности и по форме, но в любом случае он, как личность, включен в са теледействие. Конечно, очевидно, что взаимодействие с аудиторией органично д СМИ, но в этих программах он из латентного превращается в явное.
Передачи, которые можно отнести к этому виду, в 2000 году 2 на 6 основш общенациональных телеканалах составляли около 11-12% объема вещания. I рейтинги, в среднем, в 2-2,5 раза превышали рейтинги традиционного монологическо
1 В разговорную речь вошли словосочетания - «интерактивные игры» (например, в «Комсомольской ирг игры-викторины и кроссворды, рассчитанные на широкое участие читателей), «интерактивные музе; формы» (новые методы работы в музее-заповеднике «Коломенское», рассчитанные на включение посетит музея в различные игровые формы знакомства с историческим памятником).
2 Конец 90-х годов XX столетия рассматривается автором как определенный этап, когда из разрозненных элементов нового типа телевещания сформировалась целостная система, обладающая рядом специфических признаков и закономерностей.
вещания.' Такая потребность и отношение телевизионной аудитории к передачам нового типа имеет объективные причины. И искать их следует как в особенностях общественно-политических процессов, так и в закономерностях развития собственно телевидения как общественного института.
Предпосылки формирования телевещания, основанного на выведенном на экран взаимодействии с аудиторией, начали возникать как следствие нарастания в обществе демократических тенденций. С другой стороны, они стали возможны лишь на определенном уровне развития собственно телевидения, его технической базы и профессионального мастерства его работников. В то же время приходится констатировать, что значение нового явления ускользнуло от внимания теоретиков. Конечно, некоторые исследователи как-то пытались выделять передачи этого типа из общего
ряда. В ходе развития отечественного телевидения их называли по-разному: в 60-е годы 'i
- контактными, в 70-е - передачами с обратной связью. И только во второй половине 90-х годов появился новый термин - интерактивное телевидение (Interactiv media).
В США концепция Interactiv media начинает разрабатываться уже с конца 70-х годов, и она существенно отличается от позиции, формирующейся у отечественных теоретиков и практиков, имеющих отношение к новой телевизионной форме В США -это, прежде всего, продукт синтеза телевидения и компьютерных технологий. Предполагается, что телезритель, сидя дома, может во время телевизионного «сеанса связи» по своей инициативе связаться с телекоммуникатором посредством компьютерной сети и вступить с ним в двусторонний обмен информацией. 4 Естественно, осуществление этого процесса возможно лишь при наличии развитой и
Цифры здесь и далее даются на основе анализа автором еженедельных программ с 1991 по 1000 г. на б основных общенациональных каналах.
Hollander Richard. Video Democracy. The vote - from Ноше Revolution. - Ml. Airy. IV85
широко доступной компьютерной сети. В практике зарубежного телевещания (США, Япония, Великобритания) подобные «компьютополисы» известны лишь в локальных масштабах и носят преимущественно прикладной характер. Это - различного рода компьютерные игры, видеообучение, видеоголосование и т.д.
Проникнув на страницы отечественной прессы, этот термин (интерактивное телевидение) несколько расширил свое значение. В современной разговорной и профессиональной лексике он чаще всего используется для обозначения разнообразных форт участия телеаудитории в создании телепередачи. Вопрос этот достаточно сложен и требует специального исследования. В силу этого, примем в рамках данной работы условное толкование предмета исследования, который за неимением общепризнанного термина, назовем интерактивное телевидение (сокр. ИТВ).
Объектом исследования в данной работе станут все формы взаимодействи (ИНТЕРАКЦИЯ) телекоммуникатора с телеаудиторией в рамках телсвизионно! передачи. Первая передача, которую мы можем отнести к ИТВ на отечественном теле видении, вышла в эфир в 1957 году ("Вечер веселых вопросов"). С этого времени новьп вид вещания существовал, развивался, обогащался художественными приемами. В ег« недрах возникали новые структуры, модели программ, нащупывались методы подхода ] материалу. Сложный процесс формирования системы шел по своим внутреннии законам, как бы незаметно для постороннего глаза.
Цель исследования состоит в раскрытии механизмов, обеспечивающих функционирование и развитие ИТВ, как реально существующей системы вещания, обладающей рядом только ей присущих характеристик и перспектив развития. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи: 1. Определить сущность ИТВ, как новый вид телевещания.
Выявить предпосылки возникновения ИТВ и с учетом предыдущего опыта деятель-эсти всех видов СМИ, как западных, так и отечественных, проследить эволюционное 13витие ИТВ на примере отечественного телевидения от первых простейших элемен->в (письма телезрителей) до масштабных всенародных акций, имеющих большое >щественное значение.
.Систематизировать сложившиеся внутри системы модели программ ИТВ и их ■дельные элементы.
Определить своеобразие существующих моделей телепрограмм ИТВ. На основе анализа базовых моделей ИТВ сформулировать особенности работы журналиста с материалом в рамках ИТВ.
Определить возможные перспективы дальнейшего развития ИТВ и его роль в
I
оптимизации общественного развития.
ручная новизна исследования заключается в том, что в нем. ИТВ рассматривается, как принципиально новый вид вещания, реально сущес-ющий в виде сформировавшейся системы и имеющий перспективу развития. Зпервые в режиме наблюдения сделана попытка сравнительного анализа структуры ременного телевещания с целью вычленения из него передач, в которых гвленное взаимодействие со зрителем становится одним из главных признаков. \втор делает попытку доказать, что сама модель взаимодействия гкоммуникатора с телезрителем-соавтором в ИТВ приводит к возникновению капьной социопсихологической ситуации, в рамках которой ¡¡с только резко активи-^ется восприятие аудиторией телепередачи, но и оказывается влияние со стороны 1тории на процесс. Об этом убедительно свидетельствуют данные социологичес-опросов, которые использованы в работе.
4.Дается периодизация развития ИТВ - от предпосылок, возникновения первых элементов ИТВ к формированию в конце 20-го века нового вида вещания. Методы исследования в данной работе включали в себя:
1. Анализ литературы по проблемам истории, развития и практики телевещания, г также изучение психологической литературы, прежде всего, затрагивающей проблемь общения с целью обоснования основных тезисов работы.
2.Анализ (количественный и качественный) еженедельных телевизионных прог рамм с 1991 по 2000 год на 6 основных общенациональных каналах: «Останкино»! ОРТ), РТР, 3-й канал («2X2», МТК, ТВ-ЦЕНТР), 4-й канал (НТВ), 5-й канал («Куль тура»), ТВ-6. Из них вычленены все программы, которые в соответствии со сформули рованными в диссертации признаками мы относим к ИТВ, а также те из них, которые используют лишь отдельные элементы ИТВ. На основе этого анализа составлены при лагаемые к работе таблицы структурного состава ИТВ, динамики его развития.
3.Социологический опрос, проведенный автором совместно с социологическо{ группой при Мурманском OK КПСС в 1988 году с целью выявить особенности восприятия телеаудиторией вещания с открытой обратной связью.
4.Автором проведен телевизионный эксперимент на Мурманской студщ телевидения, результаты которого обобщены и включены в работу. Опираясь ш убедительные результаты этого эксперимента, с мая 1988 года Мурманская студш телевидения полностью перешла на вещание по типу ИТВ, что позволило повысит! рейтинг местного вещания в 2-2.5 раза.
Актуальность и практическая ценность работы состоит в том, мы делаен попытку обобщить, проанализировать и теоретически осмыслить тот положительны? опыт практической работы журналистов, который сложился за несколько десятилети{ развития ИТВ. Это необходимо потому, что, несмотря на обилие в телевизионноь.
¡шре постсоветского периода программ, причисляемых нами к ИТВ, до сих пор не сработана концепция ИТВ и практики зачастую вынуждены действовать вслепую. В > же время, в ходе развития отечественного телевидения накоплен уникальный эложительный опыт в подготовке подобных программ. Но, к сожалению, он до сих эр не обобщен и не получил должной оценки. С точки зрения теории и практики ¡левидения ИТВ остается "terra inkognita".
Конечно, нельзя сказать, что возникновение нового типа вещания осталось совсем ¡замеченным. С конца 60-х - начала 70-х годов на страницах периодических изданий >емя от времени подвергаются анализу программы и отдельные элементы программ с 5ратной связью. Это, прежде всего, регулярные телеобозрения Г.Фере и С.Муратова в .зете "Советская культура", отдельные статьи этих же авторов, а также Г.Кузнецова в урналах "Журналист", "Телевидение и радиовещание", статьи Н.Василенко о роли Зратной связи в СМИ и дискуссия на эту тему в прессе - вот, пожалуй, и все. нформация о новых программах, основанных на взаимодействии с аудиторией, по >упицам рассыпана по периодическим Изданиям и, как правило, не отягощена тлитическими обобщениями. Поэтому изучая историю вопроса, автор в большой епени опирается на анализ практической журналистской деятельности, как чужой, к и собственной, а также на работы, имеющие косвенное отношение к теме.
лссертация состоит из ВВЕДЕНИЯ, трех ГЛАВ и ЗАКЛЮЧЕНИЯ
В ГЛАВЕ 1-й «ЭВОЛЮЦИЯ ПЕРЕДАЧ ИТВ НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТВ»
ализируются предпосылки возникновения ИТВ, как с точки зрения общественно-ономической, так и технической, формулируются основные принципы интер-тивного телевидения. В этой же главе приводится периодизация передач этого типа, ииедших в эфир на центральном и на региональном телеэкране, начиная со второй новины 50-х годов и кончая 90-ми годами XX века.
Автор рассматривает возникновение нового диалогического типа телевещания ка! закономерное явление второй половины 20-го века, полностью соответствующее кон цепции развития моделей массового общения или коммуникации, сформулированно{ Ю.Ф. Бромлеем,3 который выделяет, так называемые «формационные типы культурь общения», соответствующие определенным общественно-экономическим формациям Согласно этой концепции, системы средств массовой коммуникации синхронно реаги руют на все революционные и эволюционные исторические изменения в обществе Изменение социальных функций человека, как общественного существа, рождает I этой системе новые тенденции.
Близко к этим взглядам примыкает концепция В.Я. Проппа6, который все много образие человеческого публичного взаимодействия сводит к четырем основным типаь системы средств массовой коммуникации:
1.Массовые действия карнавального типа, народный театр, обрядовые действия,
2.Церковная служба, классический театр, собрания, митинги,
3.Библиотеки, выставки, музеи, наглядная агитация,
4.Печать, кино, телевидение.
Автор, принимая эту концепцию, как базовую, добавляет в 4-й тип ССМК, ка( модель массового общения посредством технических средств, не упомянуты? В.Я.Проппом телеграф, телефон, компьютерные сети, домашнее видео.
Все вышеназванные формы и типы коммуникации значительно отличаются друг от друга по своим функциям и средствам, но имеют ряд общих черт: 1 .Возникновение каждой из них было вызвано общественными ожиданиями.
5 Бромлей Ю.Ф. Этнос и этнография - М.:Искусство, 1973 - С.17
6 Пропп В.Я. Русский героический эпос - М.'.Наука, 1955 - С.55
2.Со сменой общественно-экономической формации ставшая традиционной модель общения не исчезает, а трансформируется, приспосабливаясь к новым условиям, теряя свое доминирующее значение.
3.В каждой модели общения можно обнаружить наличие как прямых, так и обратных связей. Меняется лишь их значение, степень и характер проявления.
Исторический анализ позволяет увидеть некоторую закономерность в смене этих моделей. Так, например, чем авторитарней система, тем менее выражены в его СМИ обратные связи. И наоборот, чем демократичнее общество, тем большую значимость в его СМИ они имеют. В переходные периоды, к которым мы можем причислить и постсоветский этап развития общества мы можем обнаружить своеобразные перевертыши - имитацию активного использования обратных связей.
Кроме общественно-политических предпосылок возникновения ИТВ важно назвать и технические предпосылки. Бурное развитие во второй половине 20-го века телевизионной техники, появление передвижных телевизионных станций, космических спутников связи, развитие радио и телефонной сети и, наконец, возникновение компьютерных технологий - все это дало возможность формирования принципиально нового поля двустороннего массового человеческого общения в глобальном масштабе.
В этой же главе приводится периодизация передач с элементами интерактивности, начиная со второй половины 50-х годов и кончая 90-ми годами XX века: Териод первый - «ШЕСТИДЕСЯТНИКИ»(1957-19 70)
Точкой отсчета стал 1957 - год 7-го Всемирного Фестиваля молодежи и студентов в Москве, который явился толчком для появления в эфире первой отечественной передачи с вовлечением телезрителей в телевизионное действие («Вечер веселых вопросов»). Второй границей этого периода мы обозначили 1970-й год, как время, когда эфир ЦТ окончательно был подчинен идеологическому диктату КПСС. Этот
период ознаменован появлением первых игр, викторин с участием телезрителей концертов по заявкам. Главным каналом обратной связи была почта. На всех студия* телевидения активно работали отделы писем. Передачи по письмам телезрителей пр1 всей своей незатейливости были одними из самых популярных.
В середине 60-х годов начало зарождаться общественно-политическое направленш ИТВ. Толчком для возникновения на телевизионном экране новых жанров с участие»! телезрителей (дискуссии, анкетирование, уличные опросы) стала пресса, где подобны« формы в этот период стали все более и более популярными. Телевидение же в первьн этап своего существования шло в хвосте этих общественных процессов, допуская и; экран обратную связь со зрителем лишь в развлекательно-просветительских передачам - викторинах, играх.
Наиболее активно процесс формирования общественного направления ИТВ шел н Таллиннской студии телевидения, где уже в середине 60-х годов появились первьн программы, основанные на взаимодействии с телезрителем: «Треугольник», «I кабинете у министра», «Форум». В этих программах впервые в качестве канал; обратной связи были использованы телефонная связь и телемосты (с помощью ПТС) Впервые в прямом телевизионном эфире зазвучал голос зрителя, ставящий социаль» значимые проблемные вопросы и выходящий на диалог с коммуникатором, и чере него - с властью. К концу 60-х годов аналогичные передачи начали появляться н других региональных студиях телевидения. Формирование общественного направлени ИТВ, усиление влияния телезрителей на содержание телепрограмм этого типа на самы: прогрессивных студиях ТВ расширило функции телевизионного вещания, придав ем; не свойственные прежде функции общественного контроля и самоуправления.
Период второй - СТАГНАЦИЯ (1970-1985)
Вслед за Таллинном, «контактные» передачи распространились на многи
региональных студиях: в Перми, Горьком, Пензе, Мурманске, Пятигорске, Тбилиси и т.д. В конце 70-х годов мощный всплеск новых форм ИТВ дал Ленинград своими передачами«От14до18 и старше», «Контакт», «Перспектива», «Игры деловых людей».
На ЦТ, начиная с 70-го года по политическим причинам, процесс развития интерактивности притормозился вплоть до 1980 года, когда на всесоюзном телеэкране появилась первая политическая передача с открытой обратной связью: «Проблемы -поиски - решения». Следующей заметным шагом в развитии ИТВ стали телемосты. При всех идеологических ограничениях в содержании диалогов через океан, первые телемосты ярко продемонстрировали огромные перспективы нового типа телевещания, раздвигая его рамки до глобального масштаба. С этого момента (начало 80-х годов 20-го века) элементы интерактивности начали понемногу появляться и на центральном экране. Привлекательность и перспективы передач с обратной связью были очевидны, особенно на фоне обветшавшей системы пропаганды, которая пребывала в глубоком кризисе.
Именно в этот период внутри нового типа массовой коммуникации окончательно сформировались два направления, каждое из которых обслуживало свою часть аудитории, общественное (тес11а(1етокгаЦа) и имитационное (тес^акгаШ). Отличаются они друг от друга по своим конечным целям. Одно из них ставит своей задачей предоставить возможность участия самых широких масс не только в создании своеобразного коллективного опыта по отношению к проблемам социальной ориентации, адаптации, психологическим проблемам отдельной личности, но и в вопросах управления, контроля за деятельностью государственных структур и совершенствования общественной системы.
Второе направление - имитационное - обслуживает политические и коммерческие интересы узкого круга лиц, прежде всего озабоченных сохранением власти.
Период третий-ПЕРЕСТРОЙКА. ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ
ТЕЛЕВЕЩАНИЯ (1985-1991)
Демократические изменения в обществе в период Перестройки стимулировал:
дальнейшее развитие ИТВ. Резко набирали темп передачи И ТВ социальной направ ленности на ЦТ. От «событий местного масштаба» ИТВ постепенно превращалось В1 всенародную общественную трибуну. Начиная с 1985 года местные студи телевидения постепенно теряют доминирующее влияние на процесс развития ИТВ.
Поворотным моментом стал телемост В.Познера «Ленинград - Сиэтл», который вы шел в эфир в 1986 году. Он продемонстрировал настоящее массовое общение в плане тарном масштабе. Логику возникновения этого жанра объясняет сам В.Познер: «(Теле мост) не является источником информации, средством развлечения, каналом распро странения учебных программ. Телемост - средство общения. Именно в наше врем массовое общение становится жизненно необходимым. Отсутствие такого общения прошлом...создавало почву для страхов, предрассудков и других темных чувстЕ которые и толкали человека на убийство себе подобных, но при всей кровопролитносп прошлых войн, они никогда не угрожали самому существованию рода человеческогс Ядерное оружие все изменило. По сути дела, только прямое общение масс, людей спо собно противостоять этому. Телемост и есть такое средство массового прямого обще ния.»7
В ноябре 1986 года в Московской редакции ЦТ родилась новая интерактивна модель вещания, построенная на модульном принципе - «Добрый вечер, Москва» Обратная прямая связь становилась доминирующей в вещании канала. В этот ж период появились такие передачи, как «12-й этаж», «Взгляд», «Музыкальный ринга «Общественное мнение», каждая из которых стала событием национального значения.
7 Познер В. Мост времениШауха и жизнь. -1987. - №7 - С.38
Период четвертый-ПОСТСОВЕТСКОЕ ТЕЛЕВЕЩАНИЕ.
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ТВ. (1991-1996).
Переход от планового хозяйства к рыночному коренным образом изменил взаимоотношения в обществе, в том числе и ССМК. Начали появляться первые частные телекомпании - «Дважды два» (1989 г.), АТВ, ВИД, РЕН-ТВ (1991), А в 1992 году претерпела реорганизацию система Гостелерадио, которая распалась на множество самостоятельных телерадиокомпаний, получивших некоторую финансовую самостоятельность. Телепродукция на глазах начала превращаться из «идеологизированного мифотворчества в товар. А, вернее, в обертку, в упаковку рекламных клипов» 8 Телепроизводитель начал отдавать предпочтение программам, имеющим наибольший рейтинг. И в первую очередь в поле его внимания, естественно, попали программы с обратной связью, как наиболее рейтинговые и технологичные.
Период пятый - ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НТВ (1996 - 2000)
К 1996 году на шести основных национальных телеканалах в среднем более 100
программ ИТВ различных жанров и тематики выходило в эфир еженедельно, что более, чем в 10 раз превысило количество подобных передач в 1991 году. Значительную часть из них составили разнообразные «ток-шоу», бездумно скопированные с западных образцов: «Поле чудес» (1990), «Счастливый случай» (1991), «Устами младен-ца»(1992), «Проще простого», «Брейн-ринг» (1993), «Любовь с первого взгляда».
Совершенно новое явление для ИТВ - появление в этот период чисто коммерческих программ. «Лотто-миллиои», «Звоните прямо сейчас», «Шпилька». Общественное направление в рамках ИТВ свелось к минимому. Его отчасти компенсировало еще одно открытие 90-х годов - формирование информационных ж^прОо с обратной связью - «Времечко», «Иванов, Петров, Сидоров», «Открытые новости», «Сегоднячко». Этот
' Ворарсий Р. Тшевидение на перепуты: - М.Институт истории и социальных проблем телевидения, 1998, С 82-83
жанр по-своему уникален и не имеет аналогов в мире. Его можно назвать «народн новости». По своим признакам он имеет очень много общих черт с фольклоре напоминая иногда лубок, иногда - частушки или просто посиделки на завалин Объектом своего внимания программы этого жанра определяют не официаль признанные «общественно-значимые» события действительности, а собьп обыденной жизни, имеющие значимость для отдельно взятого «маленького человека) Существенным стал тот факт, что среди программ ИТВ все чаще вновь нача появляться программы социальной направленности: «Глас народа», «Жди мен «Старая квартира». Бурно в эти годы развивается техническая база ИТВ. Наконец, и отечественное телевидение пришли компьютерные технологии («Субботний вечер РТР», «Глас народа», «Что?Где?Когда?», «Пресс-клуб», Спорт на Рен-ТВ ). Испо. зование интернета в ИТВ еще более расширило возможности общения. Начале формирование «интерактивного сервиса»: телешоппинг, телебанк, телеобучен телесправочная.
Таким образом, начиная с 1957 года до середины 90-х годов 20-го в< сформировался новый тип вещания с активной обратной связью. От перв предпосылок и отдельных элементов он эволюционизировал в систему, обладающ; рядом признаков, обогатился рядом только ему свойственными художественны средствами и новыми функциями.
В ГЛАВЕ 2 - СТАНОВЛЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ИНТЕРАКТИВНО1 ТЕЛЕВИДЕНИЯ рассматривается концепция Interaktiv media, которая начг разрабатываться западными теоретиками с начала 80-х годов и объективно отразк процессы, развивающиеся в электронных СМИ на Западе и, прежде всего, в США.
Формирование ИТВ на отечественном телевидении имело свои особенности, оторые были обусловлены особенностями общественно-политических процессов в тране в этот период и отсталостью технической базы. В главе дается анализ этих 1Собенноетей.
Особое место в главе занимает анализ взаимодействия телеаудитории с елекоммуникатрром. Автор делает вывод, что ИТВ формирует новые, по сравнению с радиционным телевещанием, функции. Среди достаточно широкого диапазона йункций преобладает коммуникативная функция. Причем, коммуникация или >бщение в ИТВ имеет двусторонний характер и, следовательно, на первый план по начимости выходит процесс взаимодействия двух участников телевизионного »бщения, двух субъектов - коммуникатора и телезрителя, а также телезрителя и
елезрителя. Возникает широкое поле публичного, массового общения.
Активизация каналов обратной связи позволяет людям непосредственно
'чествовать в разнообразных видах коллективного творчества и производить влияние -I социально-политическом. Например, в самоуправлении. Это - принципиально новая формула взаимодействия. Она основана на взаимной направленности информации.
В главе подробно рассматриваются два участника телевизионного общения в ИТВ -соммуникатора и телезрителя - в процессе взаимодействия. Подвергается анализу IX мотивация, функции, роль и задачи. Одним из важных выводов является тот |)акт, что одна и та же телевизионная аудитория имеет тенденцию менять свою спо-:обность к активному восприятию телепродукции в условиях ИТВ. Этот факт подтвер-кдает исследование, проведенное автором на базе Мурманской студии телевидения.
Участвуя в телевизионном процессе в качестве субъекта, телезритель ^посредственно или опосредованно может корректировать, изменять ход передачи и :е конечный результат. Он может реагировать эмоционально: смеяться, негодовать, 'дивляться. Он может спорить с ведущим или с другим телезрителем-участником фоцесса. Он может давать информацию, производить какие-то действия. И все это тановится содержанием программы. То есть зритель может стать полноправным
соавтором передачи. Здесь надо отметить, что это может произойти только в слу1 если телекоммуникатор сознательно пойдет на это взаимодействие. В этом случае будем иметь дело с общественным направлением ИТВ, в настоящее время тол формирующимся. В ином случае мы столкнемся с тем, что мы назвали тесйакгаиа, есть псевдодемократическим направлением ИТВ, которое использует каналы обрат связи для манипулирования аудиторией.
Роли участников телевизионного общения в общественном направлении ИТВ фиксированы изначально и могут в процессе передачи меняться. В связи с этии* фиксированы и тексты, а действие в большой степени склонно к импровизации стилистике «живого» эфира. Перечисленные качества ИТВ обеспечивак
безусловным приоритетом обратных связей.
Принципиально важным является вопрос о соотнесении отдельной личности :
теля-субъекта и аудитории в целом. Автор выдвигает гипотезу о том, что само качес аудитории в условиях функционирования ИТВ меняется. Аудитория ИТВ рассг ривается коммуникатором не как пассивная масса, а как конгломерат, совокупнс отдельных личностей и уже одно это определяет характер взаимодействия двух су б" тов общения. Аудитория ИТВ в любой момент готова выдвинуть из своих рядов уч, ника, деятеля, творца, идею, сенсацию, результат. То есть аудитория ИТВ - актив] участник общественного диалога. Это обстоятельство в корне отличает ее от аудито монологического вещания, выступающей в качестве объекта информационного воз; ствия со стороны коммуникатора или пассивного потребителя. В то же время эти аудитории могут быть тождественны друг другу - это те же телезрители, кото минуту назад смотрели или игнорировали очередную пропагандистскую рекламную монологическую передачу, телесериал или концерт. Но открывается кг обратной связи, и качество той же самой аудитории меняется. Этот факт мы мо: лишь констатировать, опираясь на исследование, проведенное автором на I
урманской студии телевидения,'' но механизм, влияющий на изменение качества ■диторни и способность ее к сотворчеству и активному действию в условиях ункционирования ИТВ пока не изучен. Многочисленные исследования телеаудитории |учают ее не в состоянии взаимодействия, а в состоянии восприятия, то есть как >ъект воздействия коммуникатора. Тогда, как в ИТВ зритель способен оказать «действие на коммуникатора.
Так, например, американские психологи Ч.Осгуд и П.Танненбаум, сторонники >гнитивного соответствия, утверждают, что не только общественное сознание ввергается воздействию, но и общественное сознание воздействует на шмуникатора. Определяющим фактором в силе и направленности этого воздействия гдет наличие у телезрителя установки и к коммуникатору и к самой информации.10 То ть когнитивистская интерпретация предмета рассматривает журналистское «действие на аудиторию, как на процесс взаимодействия сознаний, при котором тановки превращаются в убеждения, чувства, волеизъявления. Но следует отметить, о телезритель, который потенциально становится субъектом взаимодействия в ИТВ, о - лишь определенная часть всей телевизионной аудитории. Чтобы изменить свой атус и перейти от качества объекта восприятия к субъекту взаимодействия, лезритель должен соответствовать трем условиям:I.Он должен обладать рядом 1чностнь1х характеристик - быть активным, готовым к публичному проявлению, 2.0н шжен иметь выраженный мотив обращения к коммуникатору, 3. Он должен иметь хническую возможность вступить во взаимодействие.
>ром проведен социологический опрос на базе Мурманской студии телевидения в 1988-оду с целью изучения особенностей поведения телеаудитории в условиях тонирования ИТВ.
сов В.П. Теория когнитивного диссонанса и ее критика. Автореферат кацд. Дисс., Л.,1973
Проблема мотивации обращения аудитории к ТВ достаточно широко изучен Американский исследователь Ч.Уинник выделяет 6 категорий мотивов обращени получение информации, развлечение, стимулирование беседы, социальная интеграци сопровождение обычных дел, ради компании. Е.Прохоров выделяет следующ! мотивы: ориентационный, престижный, утилитарный, рекреативный, проведет свободного времени, познавательный, установление контакта с людьми. Н.Богомоло! выделяет мотивы: информационный, эмоциональный, прагматический, социальны ради компании.
Аналогичные формулировки мы встречаем и у других исследователей. Практичеси все они не делают различий между монологическим телеэкраном и ИТВ. А между те при любом обращении телезрителя к ИТВ мы обнаружим, что его мотиващ непременно будет носить более сложный характер, чем обычно. Основно] доминирующий мотив будет проявляться на фоне социального в разных е! выражениях. «Социальные мотивы» - термин условный, так как пока еще нет чет( выработанной шкалы мотивации обращения зрителя к ТВ. Ч.Уинник называет у «социальная интеграция», Е.Прохоров - «установления контактов с людьми: Н.Богомолова - «эмоциональные». Именно они становятся в ИТВ определяющими. М их назовем коммуникативные, что по своим функциям смыкается с понятием «социальные», но имеет некоторые нюансы психологического свойства.
В начале 80-х годов 20-го века была предпринята попытка ввести терми «неврачебная психотерапия», под которой подразумевалась работа с практическ здоровыми людьми, испытывающими трудности психологического характера. Сред множества методик особую популярность получил так называемый транзактны анализ, открытый и описанный Э.Берном в 50-е годы. Он предложил рассматриват любое общение, как взаимодействие, назвав единицу общения трансакцией. Э.Бер утверждает, что человек не способен выжить и сохранить психическое здоровье, есл
не получает в достаточной степени общение с людьми. Человек, общаясь, [рабатывает собственную стратегию с целью привлечь внимание к себе или бавиться от чувства неполноценности. Э.Фромм видит два способа победить чувство иночества и бессилия. Первый путь - «бегство» в ирреальный мир, и другой -гивная добровольная деятельность, направленная на достижение единства с людьми, иродой, собой - самоактуализация. ИТВ помогает самоактуализации личности.
Другая психологическая потребность, удовлетворению которой также способствует ГВ, - самораскрытие, то есть сообщение другим личной информации о себе, ¿ериканский психолог С.Джурард, вплотную занимавшийся этой проблемой, пишет: [отребность самораскрытия должна быть реализована, поскольку ее подавление 1жет стать причиной возникновения не только психологических проблем, но и зличных психических и физических заболеваний.»" Близка к самораскрытию - потребность самопредъявления (т.е.управление ечатлением), которую также способно удовлетворить ¡1711, вместе с которым на певизионный экран проник огромный пласт современной культуры - повседневность, ыденность. Он привнес в телевизионный язык новую стилистику, новые жанры и |рмы. Многие передачи ИТВ сродни фольклору. ИТВ - это современный певизионный фольклор.
Главное, на чем мы заострим внимание, это то, что ИТВ, по сравнению с другими зновидностями средств массовой коммуникации, наиболее близко межличностному щению. Именно поэтому коммуникация является сутью и смыслом существования ГВ. Эти позиции базируются на современных концепциях теории личности в нтексте разработки проблем психологии восприятия и общения. Они основываются трудах И.И.Мечникова, И.М.Сеченова, Н.К.Михайловского. В советский период / линию продолжили Л.Г.Выготский, С.Л.Рубинштейн, В.П.Зинченко. Особенно
>ня управления впечатлениями и социально-психологические исследования. Сб.статей, II
ценными для раскрытия нашей темы являются исследования В.М.Бехтерев: А.А.Бодалева, А.Н.Леонтьева, А.А.Леонтьева, так как именно они впервые психологические эксперименты включили общение. Эта исследовательская стратеги была направлена на тот факт, что сам процесс общения способен воздействовать н участников процесса, динамично меняя их установки, мысли, и даже поступки.
Усиление функции обратной связи позволяет людям непосредственно участвовать разнообразных видах коллективного творчества, как собственно культурном, так 1 социально-политическом. Например, в самоуправлении. Это - принципиально нова: формула взаимодействия коммуникатора и телезрителя, максимально приближенное I реальности, но все же существующее в условном телевизионном пространстве Поэтому оба участника моделируют свое поведения, в соответствии со своими целями задачами, установками. Каждый из участников этого взаимодействия, сознательно или подсознательно выбирает «маску», или иначе - модель поведения. От выбора «маски» коммуникатором и телезрителем будут зависеть форма, жанр и структура программы, а также степень влияния телезрителя на телепрограмму, степень зрительской активности и сотворчества. В диссертации приводится таблица моделей взаимодействия коммуникатора и телезрителя в НТВ, в зависимости от избранных «масок».
В ГЛАВЕ 3-й «КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОГРАММ НТВ» характеризуются основные виды обратной связи в НТВ, формулируются главные признаки программ ИТВ, анализируются функциональные особенности и жанровое их разнообразие, приводится классификация, описываются различные модели взаимодействия зрителя и коммуникатора. Впервые предпринимается попытка проанализировать архитектонику этого типа вещания.
Признание телевещания важнейшим каналом массового общения стало возможным лишь с осознанием роли обратной связи в телепроцессе. Этому помогло возникновение и развитие кибернетики, как науки. Именно кибернетический подход подтолкнул исследователей телевидения к изучению обратного потока информации от адресата к
ггочнику. Интерпретацию этого важнейшего элемента мы находим, начиная с знца 40-х годов, у известных зарубежных теоретиков. Мелвина де Флера, У.Шрамма, ж. и М.Райли, Ли Левингера, К.Шеннона. Но они рассматривают проблему в рамках юрии информации и социальной психологии. В СССР подобные исследования эявляются позже- в конце 60-х годов.Это, прежде всего, научные исследования и юретические труды в области психологии, социологии, истории журналистики. !одели взаимодействия телекоммуникатора и телезрителя, сформулированные Г.Багировым, Е.П.Прохоровым, С.А.Муратовым, А.Н.Алексеевым, Ю.В Воронцовым рядом других теоретиков отличаются большей социализацией, чем у их зарубежных зллег, концентрируют больше внимания на социопсихологической стороне
шевизионного процесса.
Технический арсенал средств обратной связи в телевещании к концу века был
зстаточно обширен: почта, телефонная связь, телемосты, телеграф, факсимильная, одемная, пейджинговая связь, компьютерные сети. Все эти каналы использовались >статочно активно и в разнообразных формах.
Обратная связь в ИТВ может быть опосредованной, то есть в цепочку аимодействия телезрителя и коммуникатора в этом случае подключается еще одно ено - посредник, который некоторым образом отсеивает, анализирует, обобщает ж препарирует информацию, идущую по каналу обратной связи. Этим посредником эжет быть редактор, комментатор или цензор. Обратная связь может быть юсредована временем. То есть информация, идущая по каналу обратной связи шадает к коммуникатору через некоторое время. Обратная связь может быть •посредственной. В этом случае она устанавливается между взаимодействующими оронами в момент телевизионного эфира без посредников. Из этих элементов в зличных сочетаниях, модификациях и пропорциях конструируются основные модели редач ИТВ, которые имеют весьма широкий диапазон, постоянно обогащаясь за счет
развития собственных «интерактивных» элементов, а также трансформируя различ жанры и элементы программ «монологического» вещания.
Выбор канала обратной связи во многом зависит от того, какую функционалъ задачу ставит телекоммуникатор, как инициатор процесса. Она же диктует выбор фо программы и схему взаимодействия телекоммуникатора и телезрителя. За время св существования ИТВ освоило все основные функции телевидения: раЗвлекателы информационную, культурно-образовательную, социальную. Но каковы бы не б содержание и форма программы ИТВ, в ней всегда присутствует ярко выражен коммуникативный акцент, что является одним из главных признаков ИТВ.
ИТВ, возникнув на определенном этапе развития телевещания, базируется на на ленном опыте и традициях. Поэтому, говоря о жанрах, мы должны констатировать, ч ИТВ, в основном, используются уже известные телевизионные формы и жанр несколько трансформированном варианте. Это концерт, конкурс, викторина, п{ конференция, дискуссия и др. Но ИТВ породило и новые, только ему свойственные же и формы. Такие, как политическое шоу («Общественное мнение»), народные нов («Открытые новости», «Времечко»), телевизионный фольклор («Иванов, Пел Сидоров»), Особое значение в этой связи следует уделить ток-шоу - а
распространенной форме ИТВ. По модели это - всегда взаимодействие коммуникатс многочисленных зрителей-собеседников. Но если мы внимательно посмотрим на лк программу ИТВ, это всегда «сеанс массового общения», будь то «Общественное мне» «12-й этаж», или «В концертной студии «Останкино». Более того, даже совсем не похс внешне на ток-шоу такие передачи, как «Ночной полет» (во «Времечко») и «Стг телевизор» тоже являются ни чем иным, как сеансами «массового разговорного обще1 с той лишь разницей, что многочисленные собеседники находятся не на одной съемо» площадке, а рассредоточены и пребывают за кадром. Их объединяет телевизионный э
) по своей сути это то же «ток-шоу», так как строится по той же модели взаимодействия пекоммуникатора и телезрителя. Напрашивается вывод, что «ток-шоу» - не жанр, а |дель общения, рожденная новым типом вещания. Именно поэтому среди «ток-шоу» так юго жанрового разнообразия. Есть «ток-шоу»-дискуссии («Я - сама»), есть «ток-шоу» -ры («Поле чудес») и т.д.
Для того, чтобы осмыслить ИТВ как систему, важно увидеть структурные принципы ее строения. Элементы, из которых строятся самые сложные модели ИТВ, мы можем наружнть в привычном всем «монологическом» вещании, в смежных видах искусства, едствах коммуникации и даже в реальной жизни. Это четыре основных базовых емента: зрелище, вопрос, суждение, действие. Но только когда к каждому из [шеназ-ванных элементов добавится соответствующая пара и вступит с ним во 1имодействие, возникнет феномен ИТВ:
Каждая из приведенных моделей имеет несколько подвидов, которые различаются местом и степенью активности телезрителя и телекоммуникатора, их функциями, а также жанровым своеобразием той или иной программы.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ автор приходит к выводу, что возникновение нового типа телеве-щания во второй половине XX века было далеко не случайным. ИТВ, как принципи-ально новый тип коммуникации, общения или взаимодействия совершенно естественно возникает на новом витке развития человечества, следуя логике исторического развития. Именно этот тип коммуникации способствует продвижению человечества к единству. ИТВ способно поднять статус телевидения до статуса мировидения.
Модель 1-я ЗРЕЛИЩЕ -Модель 2-я ВОПРОС -Модель 3-я АРГУМЕНТ -
РЕАКЦИЯ ОТВЕТ
КОНТРАРГУМЕНТ
Модель 4-я ДЕЙСТВИЕ -
КОНТР-ДЕИСТВИЕ
Анализ восприятия программ ИТВ аудиторией убедительно показывает, что : вид вещания не только в несколько раз усиливает степень влияния массового сознг на ТВ. ИТВ также способно выполнять и ряд социальных функций, способство] совершенствованию общественного устройства.
В то же время не изученность ряда важнейших аспектов - в первую оче[ механизма самого процесса взаимодействия, изменения состояния аудиторш процессе телеконтакта ставит ряд проблем перед практиками. Отсутст разработанных методов и профессиональных приемов, а также четкой шк критериев не позволяет использовать в полной мере потенциал возможностей ИТ1 практике.
В ПРИЛОЖЕНИИ дается список программ ИТВ в хронологическом поря, начиная с 1957 по 2000 год, графики, иллюстрирующие динамику роста количе< программ ИТВ по периодам, схемы основных моделей взаимодействия коммуникап и зрителя.
К работе прилагается СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. По темам отдельных разделов работы автором опубликована одна книга и
восемь статей в периодических изданиях общим объемом - около 10 п. л.
1 .Морально-психологический аспект бригадного подряда. По материалам
телевизионного цикла «Товарищ бригада». - Мурманиздат, 1982 ( 187 стр.)
2.В стране Вообразилии \\ Советская культура. - 1983. - 30 августа.
3.Смотри, предлагай, спорь\\ Журналист. - 1984. - №12, с.6-7.
4.КВН - река времени \\ Искусство кино. - 1997. - № 4, с. 10-13
5.Случай Александра Гордона \\ Искусство кино. - 1998. - № 2,с.44-47
6.Жанр - обратная связь \\ Искусство кино. - 1998. - № 5, с. 115-120 7.3релище иного рода \\ Искусство кино. - 1998. - № 7,с.50-55
8.Время жить вместе \\ Обозрение ТЭФИ. - 1998. - Вып. 3 (6), с.37-41
9. О людях поступка \\ Искусство кино. - 1998. -№4, с. 32-35
чпл. Зл*. 211