автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.08
диссертация на тему:
Взаимодействие социально-экономических и культурных факторов в развитии сельских регионов

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Аванесов, Юрий Мелкумович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.08
Автореферат по искусствоведению на тему 'Взаимодействие социально-экономических и культурных факторов в развитии сельских регионов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Взаимодействие социально-экономических и культурных факторов в развитии сельских регионов"

ЮКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ

На правах рукописи

АВАНЕСОВ Юрий Мелкумович

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ РЕГИОНОВ.

17.00.08 - теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва - 1992

Работа выполнена на кафедре теории культуры, этики и эстетики Московского ордена Трудового Красного Значен« государственного института культуры

Научный руководитель - кандидат философских наук,

профессор Р.И.Ибрагимов

Официальные оппоненты - доктор философских наук,

А.С.Мигунов

- кандидат философских наук, "доцент А.С.Фриш

Ведущая организация

- Санкт-Петербургский государственный институт культуры им.Н.К.Крупской

ча

Зашита состоится " - ЦМШтг г.

га заседании специализированного совета Л 002. СП.03 по присух нив ученой степени кандидата наук в Мгсковскоч ордена Трудово Красного Знамени государственном института культуры по адресу 141400, Московская обл., Химки-6, ул.Библиотечная, 7.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке института.

9

Автореферат разослан

£'¿-$992

г.

Ученый секретарь специализированного сонета профессор

Р.И.Ибрагимов

РОССИЙСКАЯ I |

'ССУйЛЛ:

. * ' ' 1

КНЫи".-*'1 •"'"Ь'кцдя ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЧ

Кризисное состояние как сельскохозяйственного производства, ак и культуры деревни вызывает на современном этапе большую оза-оченносгь общественности. Система, сложившаяся за последние есятилетия в аграрном секторе, не только не дала полояитель-ых результатов, но и породила крупные противоречия между эконо-ическам и духовным развитием. Предпринимаемые попытка государ-твом нормализации обстановки оказывались неэффективными и не рилосили желаемого результата.

Актуальность темы исследования. Одн^ из основных причин астоя в аграрном секторе явилось нарушение естественных процес-ов из-за волюнтаристского вмешательства в аеазкедеятел1:юсть кре-¡тьянства. Как результат - стагнация материальной и духовной ультуры, образовавшая своеобразный духовный вакуум, который :?ал незамедлительно заполняться массовой культурой городской :реды, порой по содержанию и характеру неприемлемой в сельских •словиях. Преобразования, происходящие в обществе, позеолили ■лубке вникнуть в сущность сложившихся реалий и задуматься над грячинами культурной деградации и.социальной деформации, коториз 1ашш свое выражение в жизнедеятельности крестьянства, демокра-'аческие перемены, связанные с ликвидацией административно-ксмавд-юЯ системы, открыли путь для развития многоукладной эколог гаш сршфованпя хозяйств, основанных на личной инициатива и пред-флшгавостл, В связи с гтим актуализирую-гся воцросы, сьяэан-шв с социальными последствиям корггшых преобразований эконо-шческих отношений з аграрном производстве, равно как и с куль— Трньош аспектами этиэс изменений. Складывающаяся тенденция тахоьа, сто чем глубде идущие процессы, связаннее с возрождением сель— ¡кой ыногоухлалности, тем острее встают проблемы социокультурного ирактера. Необходим скрупулезный анализ, ¿теоретическое осмнсле— ые этой цроблемы с целью выл злен¿я логики происходящих процес-:ов и их закономерных связей, что позволит максимально сократить ьегатиЕныв моменты в процессе формирования новых аграрно-жонокичесмх отношений. .

Анализ системы сельскохозяйственного производства г "уялч-;еятельности крестьянства в целом невозиозен без изучения гало* сатегорал, как "саморегуляция*, механизмом копрой является

г

взаимодействие объективных и субъективных факторов. Функционирование этого механизма невозможно без задействования творческого . потенциала личности на основе реализации eé ценностных установок, духовной культуры в предметно-практической деятельности. Активизация роли субъективного фактора в процессе духовного и экономического возрождения села приобретает на данной этапе особу» значимость. .

В условиях коренных изменений в системе общественных отношений значение общественного сознания крестьянства как реальной преобразувдей силы должно актуализироваться в процессах, направленных на стабилизации социально-экономической обстановки в деревне. Это правде' всего диктуется необходимостью решения одной ив важных общественных задач, которая;, соотоит в том,чтобы направить потенциальную энергию общественного сознания крестьянства, его духовной культуры на прогрессивное преобразование всей его кизнй^ деятельности и, в частности, сельскохозяйственного производства.

Генезис духовной культуры крестьянства можно правильно / осмыслить з том случае, если рассматривать ее как явление,-¿а ко* хорое влияет не только характер предметно-практической деятельности, но и природных факторов, географической ореды. Выест.4 с тем в условиях измзнения концептуальных, подходов в исследовании общественного развития и Ъгхода от упрощенного марксистского понимания этого процесса, особую теоретическую значимость сохраняет анализ роли социальных факторов в стратегии экономического развития аграрного, производства, равйо как и социальных аспектов arpo-* -прошшлбнйсй"интеграции, так как социальные факторы находятся в тесном взаимодействии с эконошческими, развитие которых во"многом огфвдаияетоя естестведао-климагическимл уоловиямл. Необходимо выявить сущность данного взаимодействия для последующего определения механизма саморегуляции и саморазвития культуры. Из этого и исходит диссертант, полагая, что диалектика^факторов вертикальной и горизонтальной детерминации и еоть ядро взаимодействия социально-экономических и духовных факторов, что и предопределяет фуннциональность-процессов саморегуляции культуры.

Осмысление вышеуказанных аспектов и бцредедяет актуальность данно.1 темы. •

Учитывая весь комплекс проблем и противоречий, оложивашхоя в аграрном секторе, диооертантом выдвинута следующая гипотеза ио-

длвлдвания: на процесс развития культуры в.сельском типе социальной организации влияют факторы вертикальной детерминации, определяющиеся презвде всего внутренней логикой саморазвития культуры,.и факторы горизонтальной детерминации, характеризующиеся механизмом взаимовлияния, главны;,1 образом, культурных сил города и села.

Степень научной разработанности проблемы. В научной я публицистической литературе проблемам развития культуры села уделяется больше внимание. Усилиями фалосоЛов, юристов, ученых-аграрников; политологов исследовались различные аспекты развития культуры крестьянства.

За последние 4-5 лет / 1987-1992 гг. / было опубликовано ' : ряд .работ и статей, затрагивающих насущные проблемы жизнедеятельности сельских регионов, вдшчая их экономические и социокультурные аспекты. Широко известны работы таких авторов, как ' А.Бокдаренко, Л.Гордон, Т.Заславская, Р.КАршшская, Т.Кудрина, П.Свмуш, ВЛеснокова, Г.Шалев, А.Яблоков, И.Яковенко.

Анализу исторического развития культуры крестьянства посвящены работы А.Авреха, А.Алексеева, Ю.Бородал, С.Никольского, В.Липецкого, А.Салуцкого, В.Селюнина. Работы этих авторов сыграли позитивную роль в осмыслении развития культуры крестьянства, помогли выработать критическое'отношение к историческому простому. :...

Определение критериев аосяедования сельского типа социальной организации проележяваотоя в работах таких ученых как Ю.Ару-■ твнян, А.Бокдаренко, Т.Засдавская, Р.Ибраглмов, Т.Корина, В,Мак-. сииов, П.Симуш, В.Староверов.

Диссертационные исследования 'О.Фомина, С.ДжалмакановаД.Мо-наховой посвящены социальным аспектам агроцромыпшенной интеграции на современном этапе. Этому же аспект^ крестьянскоГ жизнедеятельности посвящены работы В.Куйдина, Н.Новокрященова.'Н.Степных, Т.Цушковой.. ' , .' • '

В последнее время отечественны? учекые все больше обрацают внимание на социальные аспекты хозяйственной, экономической деятельности. Среди.них выделяются работы Л.Абалкина, В,Кудрявцева, Ы.Петракова, Б.Ракитского, А.Шохина.

Исследуя роль личности в процессах взаимодействия экономических и духовных факторов в сельских регионах, диссертант опирался на работы Э.Ильенкова, К.Свасьяна, И.Фролова, ВДсрби-

нина, Ш.Ахшишкова. В вопросах, касахлцихся социально-культурных аспектов развития сельских регионов, диссертантом использованы .тикке работы Б.Клсйнера, Л.Когана, З.л1аркаряна.

Тем не мензе, яри рассмотрении различных аспектов взаимодействуя социально-экономических и духовных факторов в сельском типе социальной организации диссертант столкнулся со сложностями, обусловленными нехваткой материала по этой тематике; фактически ни пдна работа не была специально пссвящена этой проблеме. В связи с этим в данном исследовании пришлось опираться на различные научные статьи, которые так или иначе касались рассматриваемых аспектов. Ото статьи таких авторов, как Э.Абрамян, К.Ва-вллое, Ю.Левада, С.Маневский, Ю.Сидоренко, В.Туровский. Перечисленные авторы в своих исследованиях не касались непосредственно оельской жизнедеятельности, во использованные ими подходы ломоглг диссертанту углубить теоретический анализ процессов саморегуляции на основе взаимодействующих факторов в сельских регионах. /

Автор использовал переодлческие издания, такие как "Сельская кизнь", "Лолоде-й. села", где оперативно фиксировались тенденции, формирущиося в условиях радикальных перемен и стазов-лешш рыночных отношений, а такае да результаты ряда конкретных социологических исследований.

Учатывгя недостаточную разработанность данной проблемы и ее актуальность, диссертант избрал объекте»: исследования механизм взаимодействия социально-эконокичеек/л и духовных факторов в сельском типе социальной организации, а предметом исоле.тованш-факхоры,-01федшшгдие сущность данного механизма в влияющие на его функционирование.

Дель исследования. Целью диссертационного исследования является анализ сосгоя:шз и развития основных факторов /ахово-ма^о-геогрф1ческиЛ, технический, экологический, семейно-быто-вой, нравственный, преемственность как фактор внутренней детерминации сельскэй культуры/, которые определяют специфику взаимодействия эконоа^шх села и духовной культуры сельского населения, ¿днная цель реа/шэовивалась через реаение синтезированных и одиг-врвмоннэ самостоятельных научных задач;

- проанализировать тенденции акоюикческах преобразование в современной дерернэ;

- раоемст^-егь аспекте духовна! вухыурн. которые наиболее

гесно примыкают к этому процессу;./-.',... -

- /определить систем факторов,' обучавчивающлх.взаимодей-.' .. ствие. экономического развития и культуры; • .

- исследовать.место и роль„личности в этом процессе;

- выявить соцао-кулыурные аспекты преобразования производственных 'отношений на селе;. ,

' - уточнить понимание взаимосвязи' мезду географической средой и другими условиями,' определяющими характер социачьно-эконо-мического и. духовного развития;

- выявить прачинно-следственнке связи, ■ влияющие на процесс саморегулгциа культурного развития современного сала;

- исследовать основные условия взаимовлияния сельской и городской культуры;

- наметить основные пути, определяющие перспективы развития культуры села; • ;

■ В'своем исследовании диссертант опирался на методологию системного полхода, охватывающего в единстве принципы осмысления структурно-функциональной организации изучаемого объекта'и его диалектического развития. Большое, влияние на формирование методологических основ .диссертационного исследования оказала работы А.Чаянова - в аспектах аграрно-экономичэских отношений,- • а таюз П.Симуша, В.Староверова, Т.Кудриной, Ю.Арутюняна,: Т.Заславской; воззрения как отечественных,'так ж зарубежных авторов, которые активно занимались проблемами диалектики общественного бытия и общественного сознания, культуры а производства, материальной, и духовной культуры, объективных и субъективных факторов. *

Научная новизна и теоретическая значимость данного исследования состоит в-том, что в нем впервые проведен анализ тенденций развития взаимодействия социально-экономических -и духовных факторов на селе в условиях коренных преобразований аграрных отношений, а также специфики процессов саморегуляции культуры крестьянства. На: философском и социологическом материале теоретически разработаны основные положения, которые отражают эти аспекты реалий, лереяиваемых селом .'в сегодняшних условиях и накачаны пути его выхода из кризисной ситуации. Несмотря на то, что отечественными обществоведами рассматривались социокультурные стороны крестьянской жизнедеятельности, они оказалась отраженными лишь фрагментарно, тем более это относится к культурным аспектам •

сегодняшних преобразований в.сельской местности, затрагиваю- ■ щих.основы общественной ¿шзнд. Что яе касается такого явления как "саморегуляция культуры", то оно и вовсе-оставалось до сих пор вне поля зрения исследователей. Б связи с этим, научная новизна диссертации. состоит, такне в ток, что в. ней делается попытка определить механизм саморегуляции культуры села, показав, что за внешне хаотичным движением элементов социокультурной сис- • теш и различных информационных потоков, обнаруживается строгая логическая последовательность отражающая закономерные связи.

В данной диссертационной работе автор анализирует новые явления в культуре крестьянства, пороаденные сегодшшними экономические преобразованиями'на' селе, и выявляет основные противоречия, связанные о социокультурными аспектами этих экономических преобразований. . ■ .

Диссертантом делается попытка рассмотрения личности в кач©-'. стве своеобразного центра, в котором фокусируется весь спектр, социально-экономических.и духовных отношений, определяющие характер жизнедеятельности крестьянства.

Практическая значлмость диссертационного исследования заключается в том, что разработанные в нем положения и выводы могут найти применение и продолжение в дальнейших научных разработках, кас-лацахся различных аспектов развития культуры крестьянства, культуры сельскохозяйственного производства. '

Основные положения исследования могут быть использованы в процесое цреподавания таких предметов, как теория культуры, социология, философия.

Выводы диссертационного исследования могут быть активно использованы при дальнейшей разработке стратегии развития аграрных отношений.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования были отражены в научных публикациях, в . лекционной и преподавательской работе. Апробация была также -, осуществлена в выступлениях на ХХУП научной конференции аспирантов Московского государственного института культуры / 1989г./, а такле на общенаучной конференции по теме "Актуальные проблемы культуры" /апрель 1991 г./. •

Структура, рцшотпчии определена в соответствии с целью и задачами исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы данного исследования, степень.ее научной разработанности в обществоведческой литературе, изложены цели и задачи, сформулированы методологические принципы и определена научная новизна и практическая значимость диссертационной работы.

Глава 1 - "Влияние экономических перемен на культурное развитие села". В данной главе проведан анализ взаимовлияния экономика и духовной культуры, который вскрывает группу накопившихся противоречий:

- мезду экономически;/! и духовным развитием в деревне;

- ме."кду необходимостью перестройки производственных отношений в сельскохозяйственном производстве и перевода основной ¡лассы сельского населэния на путь изменения слояишегося уклада;

. - медду научно-техническим прогрессом в аграрном производстве и возникновением вследствие этого социальных требований, касающихся активизации человеческого фактора;

- мезду взаимоотношением интересов личности и коллектива, коллектива и общества; ' • _

Основным из перечисленных противоречий, по мнению диссертанта, является противоречие менду экономическим и духовным развитие?.! на села. Ввделяя это-'противоречие как глазное,' диссертант конкретизирует в' первой главе содержание и значение следующих его сторон:

- преобразования производственных' отношений и' внедрения новых форм организации•труда;• ■ *

- активизация человеческого фактора, развития интеллектуальных, нравственных качеств личности, возрождения духовной культуры крестьянства. .

■ Экономические и духовные'факторы полностью раскрывают'свое значение лишь при рассмотрении их в' единстве, во взаимодействии и взаимосвязи. При этом возникает необходимость выявления сущности механизма взаимодействия экон<змической и духовной сферы.

Основной методологический принцип материалистической социологии в отношении анализа общественных.явлений состоит в признании определяющей роли экономических факторов по отношению к духовным. В то время последние выступают как мощный рычаг ускорения экономического, организационно-хозяйственного развития, являясь катализатором повышения эффективности труда и совершен-

сгвованая щюазводстЕенных отношений."'.

Прелде чем исследовать механизм взаимодействия экономических к духовных факторов, необходимо оцределитъ их состояние на современном этале. Этому посвящен первый папаграй. В нем • автер црезде всего характеризует уровень развита нашего сельскохозяйственного производства, нарушение'соответствий внутри его, а такае меаду ржа и слоьшзшимися в аграрном секторе производственными .отношениями. Исследуя' закономерности экономических перемен, диссертант.показывает, что они связаны с внедрением новых форм хозяйствования, которые незамедлительно могут отразиться на социальной и духовной сферах. Отсвда следует, что осуществлять различные инновации в аграрном секторе экономики надо постепенно,-так как.необходимо учитывать:';/

а/ традиции слоаиь^шеся ь жизнедеятельности; • '

б/ социально-демографическую структуру сельского населения! в/ уровень развития, социальной инфраструктуры; ..... г/ духовно-психологические, национально-этнические особенности населешл различных сельских регионов.

.Обосновывая необходимость научного прогнозирования' сойиаль-ных последствий экономических перемен по всем .этим направлениям, диссертант • останавливаемся на анализе уже слокивжхся поалед- -ствий прошлых преобразований в системе аграрных отношений. .

.Искусственность этих преобразований, противоречивштг. объективным потребностям развития сельскохозяйственного производства, сказалась и на состоянии социально-духовной сферы. Стагнация • . культурьг уаиЗолёё" остро проявилась б сельских регионах... Управ-„ ■ ление сельскохозяйственным производством бьио _схиснут(отй5удар-ственнымд шютитутами., действия которых основывались 'на абсолютизации общественной соботвенностн. Е итоге - окостенелость системы сельскохозяйственного производства и, как следствие, окостенелость мьшшения людей, породившая догмы, выдаваемые за иормы : общественной нравственности. Одна из догм состояла в утверзде-нии незыблемости утвердившихся форы собственности на средства дро:'.зьодства.-Слвдовагально, аморальным считалось' любое ;представление об альтернативе общественной собственности. Косность .общественного: сознания, усвоившего эту догму, проявляется в том, что. люди прот;шостоят экономическим нововведениям на селе. Современное село характеризуется социальной напряженностью, так как цро-

всходящие процессы, который направлены на использование различных фор* собственности, вклачая частную, натаскиваются на сло-хикаиеся-'з сознании крестьян стереотипы. Они очень крепки и для их изменения необходимы реальные практическае иагл в сторону улучшения.социально-экономического состояния села. / Анализ объективных факторов сельскохозяйственного производства свидетельствует о необходимости радикальных изменений в системе экономических отношений на селе, с целью внедрения новых форы хозяйствования. Для этого надо создать равные стартовые условия для коллективных и фермерских хозяйств, без чего практические усилия, направленные на преобразование системы аграрных производственных отношений, останутся тщетными. При этом опыт развития аграрного сектора доказывает невозможность функционирования одних и тех же форм организации труда, ибо при выборе этих форм нужно учитывать специфику природных и исторических усло-' вий, отличающих регионы друг от друга. Любая форма организации сельскохозяйственного труда должна создаваться и осваиваться на сугубо добровольной основе, а ее-эффективность проверяться црэк-, тихой хозяйственной деятельности. Это- позволит определить пра- • вильноеть того или иного выбора. ....

Изменение социально-экономических?'отношений на селе, внедрение различных видов сельскохозяйственного производства, многообразие форк собственности создадут необходимые предпосылки для культурного преобразования села.

Во втором параграфе исследуется механизм взаимодействия экономики и духовной культуры в сельском типе социальной организации, что привело к необходимости рассмотрения личности как овоеобразного "среза" данного взаимодействия. Дня того, чтобы разобраться в приоритетах личности, надо определить принципы, характеризуюцие в нашей литературе понимание сущности человека) на основе марксистского положения о том, что она представлена совокупностью общественных отношений, не дает нам полынного понимания внутреннего мира человека. Последний, по мнению дио-сертаита, усвоенной индивидом определяется духовной культурой. Недооценка духовной культуры, ее детерминации условиями жизнедеятельности привела к негативным.последствиям.

Диалектика производственных отношений и производительных сил по своей оути есть взаимодействие экономических и духовных

факторов, с той только разницей, что в первом случае человек рассматривается у*е непосредственно включенным в производственную деятельность, а во втором учитывается весь комплекс отношений, которые формируют личность до непосредственного участия в производственной сфере. Это особенно характерно доя сельской местности, где особенностью типа социальной организации является более тесная связь условий, которые влияют на формирование духовной культуры личности до ее включения в хозяйственную жизнь.

Л здесь возможны два вида взаимодействия производства и духовной культуры: либо оно .идет по пути абсолютизации хозяйственной стороны жизнедеятельности индивида, оправдываемой тем, что в процессе предметно-практической деятельности происходит изменение его социальной.роли, либо оно дат по пути учитывания духовных интересов и запросов личности, и соответственно этому организуется хозяйственная деятельность. В последнем случав,считает диссертант, зизиедеятепьность дояша строиться на.взаимодополнении предметно-практической деятельности и духовной куль- ' туры, на их единстве, обеспечивающем органическое сочетание эко-' комических и культурных интересов личности. Для движения по этому (итглальному пути, необходимо предварительно определить уровень и особенности функционирования духовной культуры села на основе социологического ана-чпза, который помог'ои выявлению:

- интеллектуального уровня, и общей эрудиции .'кадров;

- уровня развитая материальной базы культуры;

- особенностей битового уклада;

- культурных традиций, определяющих степень развития бытовой культуры;

- уровня доступности культурных ценностей для населения;

- духовных интересов населения и т.д.

Изучение этих кашотентов, которые объективируются в предметной деятельности, позволит определить.механизм синтеза личностной и предметной форм культуры сельскохозяйственного производства, что явится важнейшим моментом при определении стратегии аграрного сектора. ' '

Анализ механизма взаимодействия экономики и духовной куль-; туры позволяет сделать следующие' выводы:

- сельский тип социальной организации по сути никогда не исследовался как хивой процесс саморазвития, определяющийся

внутренними закономерностями. Насущные проблемы сала зачастую рассматривались через призму увеличения производства продовольствия." Отход от такого традиционного понимания развития сельских регионов вызван тем, что обострились противоречия мезду духовной культурой и экономикой, нравственными и эстетическлли ценностями, и производственным процессом, человеком л материальными факторами производительных сил;

- идеалом человеческого бытия является не столько реализация личности в 'предметно-црактпческой деятельности, сколько ее нацеленность на совершенствование себя, своего внутреннего мира, с целью достижения гармонии с окружающей действительностью. Лия возроздения духовных устоев сельских регионов есть необходимость применения этого положения, с учетом того, что поиск оптимальных условий предметно-црактпческой деятельности должен сочетаться с особенностями функционирования духовной культуры;

- взаимодействие экономических и духовных факторов осуществляется через общественные отношения, носителем которых является личность. Следовательно, для правильного осмысления данного взаимодействия необходимо изучить саму личность и те условия,которые влияют на формирование ее духовной культуры;

- личность, являющаяся носителем духовной культуры, обеспечивающим ее преемственность, сохранение л продолжение традиций, не колет слепо подчиняться экономическим законам, сколь необходимы не были бы их требования. Анализ аграрного сектора страны убедительно свидетельствует, что экономические отношения, не соответствующие духовным интересам, системе сложившихся традиций, со временем подвергаются переосмыслению с Далью их коре1 *ого преобразования. Попытка радикальной реорганизации экономических отношений на селе являются убедительным доказательством того, что личность, внутренний .мир которой' хранит традиции духовности, рано или поздно осознает не ,ответствие экономических отношений этим традициям;.

- осмысление механизма, взаимодействия экономических и духовных факторов в сельоюос региона^ во многом поможет ответить на актуальные вопросы, связанные со стратегией развития сельскохозяйственного производства и возрождением культуры села. Изучение закономерностей действия этого механизма раскроет причины социально-экономических ч политических бед, переживаемых сог-^е-

менной деревней и поможет найх^ьыход из кризисной ситуации.'.

■ Услов: ч совершенствования механизма взаимодействия экшо- -•. мики с соц—льно-культур;^ сферой в сельской местности рассматривается во в;ооой-г1аве - "Диалектика процессов саморегуляции . кулыур-^кГселе". . '. ■

- Культурное развитие села имеет своп внутреннюю логику,характеризующуюся закономерными связями-, определяющими сущность саморегуляционных процессов. Саморегуляция функционирования и развития культуры - вто сло-ше'Ьшх механизм, обусловленный, комплексом объективных и субъективных факторов. Конкретное изучение этих ¿акторов в взаимосвязи даст возмашость'глуб-че видеть, все грани культурных процессов в деревне, а это правде всего зависит от того, насколько сила абстрактного мышления способна вникнуть в сущность, данного .'феномена, не выходя за рамки реально наблюдаемых явлена. ■

Такое заключение исходит из понимания культуры как не"только актуальной.совокупности ценностей, но и способа организации общественной системы вр.аимодетерминации элементов ее структуры, пред» ставленных разными сферами кизнедеятелькости людей и различными типами и видали их социальной организации. Следовательно, культура и саморегуляция культуры далеко не одно и тоге. Первое есть порождение человеческой деятельности, второе - следствие взаимодействия культурной среды, возникшей в процессе этой деятельно--сти с человеком. ••

Каадый тип культурной организации представлен своими отличительными чертами. В сельских регионах к ним относятся непосредственная близость труденика к живой природе,' зависимость производства от погодных условий, особенности пространственного рассредоточения сел и деревень, и многим другим, что и определяет село как систему особого качества. £а специфика выражается и в особенностях процесса саморегуляции сельской культуры, который отличается от аналогичного процесса, протекающего в городской среде. ■•';

Процесс саморегуляции культуры в сельских.регионах предполагает функционирование так называемых модусов-или механизмов, с помощью которых и осуществляется этот процесс. К основным модусам моано причислить, на-мой взгляд, следующие:

- мехшшзм вертикальной детерминации, действие которого

/ ...

определяется'внутренними закономзрностяки развития сольского типа социальной организации;

- механизм горизонтальной детерминации, дойотше которого обусловливается взаимодействием села как социально-культурного образования о другими типами и видами социальных образований; / - совокупный механизм, характеризующийся : эоимодейстЕием провесов вертикальной и горизонтальной детерминации;

Для того, чтобы определить сущность и роль каждого иь представленных механизмов, необходимо изучить ооновные факторы,' которые влияют на них и приводят их в движение. При этом, между такими факторами и названными механизмами нет жесткой и однозначной обусловленности, в том смысле, что казднй фактор опродвляет какой-то один механизм. Калдый из факторов иоаот многообразно атиять на все механизмы одновременно.

РазЕивая мысль о естественных фичинах саморегуляцгонншс процессов, диссертант пришел к выводу, что на «их влияют факторы Езртикальной а горизонтальной детерминации,

В первом параграфе при исследовании внутренних тенденций саморазвития.* культуры в сельских регионах, горгикалъна^ детерминация рассматривается через действие механизма, который объединяет в единое целое и личностные, л шйериально-вещэственнив факторы. Действие вертикальной детерминации обнаруживается _в_проом-ственности культурных традиций, которые влияют на духовный мир личности, ее мировоззрение и нравственные качества. В связи о гтиы сельская ссиъя бил а рассмотрен/!, как носитель этих тради» цзй, а, следовательно, как фактор объективации механизма вертикальной детерминации, непосредственно затрагивающий духопноэ развитие личности^ Касаясь ли матер/альнэ-ве-тественнцх факторов с действии рассматриваемого механизма, диссертант считает, что юля являют с эконсщшо-геохра^ачзскиэ, которые влияют на характер социокультурного развит ад, диктуя ту или иную форму организации сельскохозяйстгениого произгоястиа. Взаимодействие эти., дпух факторов, которыз ямягтся даажителями механизма РвртякалыюЯ догнр-ыинации, является супностьо внутренних тенденций сяморьзяитил сельской культура.

Для исследования супностя развития селюгой кулыуры бил использован системный анализ; отдельная деревня рассматривалась как элемент единой аграрно-»коишяческоа системы. Здесь лш речк

об изучении малых деревень о тоф& эреьвя мс связи о сельскими ' поседениям, которые являются лчагвуи культуры и выявления специфических принципов духовной^кошунэтсации в процессе их консолидации Иначе, говора« зёобходиш рассматривать любую деревах» к как индиьидуельный социокультурный организм, в как своеобразный коллективный субъект, значимость которого кохет бить осознана при рассмотрении ого в целостном процессе развития духовной культуры крестьянства и остслешш этого коллективного субъекта' как елё-^ мента'единой пространственной системы аграрно-экономичеокого функционирования. , ;

Для определения сущности -саморегуляции культуры было необходимо также рассмотреть механизм горизонтальной детерминации, что . и бьио сделано во втором параграфе.

Каздый тип социальной организации не может существовать изолированно, не взаимодействуя с другими. Это взаимодействие является содержанием горизонтальной детерминации, объясняющей воздействие!; внешних факторов вознщшовение"возмохных флуктуаций /отклонений/ во внутренней логике развития сельской культуры. Вместе о тем такое воздействие является гарантом стабилизации социально- , экономических отношений и объективно влияет на общий баланс культурных сил в стране. Диалекшка общественного развития такова, что сельский и городской тип/н/ социальной организации являются противоположными, о одной отороны, я активно взаимодействующими, с другой. Поатому в данном параграфе была рассмотрена логика взаимовлияния сельской и городской культуры. Исследуя ее, диссертант особое внимание уделал процессу урбанизации. До сих пор считается, что процесс урбанизации носит закономерный характер, но по мнению диосертанта, ато понимается односторонне. Внутренние•тенденции '. саморегуляции обеспечивали защищенность человеческого существования на селе. Это никоим образом не могло цривести к стагнации социальных регуляторов. Следовательно, ее причины надо искать в процессе урб; члзации. Какой бы объективный характер он не- носил, нужно его оценивать о учетом противоречивости его воздействия на село. Задача состоит в том, чтобы выделить позитивные моменты урбанизации, не подрывающие саморе1уляционные процессы на селе.

Усиление культурного взаимодействия между двумя типами социальных образований во многом определяется развитием агропромышленной интеграции, говоря о которой, хотелось бы особо выделить цроб-

лецу диффере1йцсрованнаго подхода с учетом территориальных особенностей т/э учетом сущности сельснэй жизнедеятельности.

В условиях изменений сельской жизнедеятельности развитие промышленности во многом должно определяться факторвми, которые диктуется перестройкой сельской хизни, потребностями различных форм организации сельскохозяйственного производства, что в конечном итоге предопределяет стратегию взаимодействия аграрного сектора о промышленностью. В контексте этой проблемы диссертантом были рассмотрены факторы, влияющие на. сопло-культурный баланс между городом и селом:

•. _ взаимодействия сельской хизнедеятельности с индустрией;

- взаимодейотвия социальной и экономической сфер города и села;.'.

- взаимодействия духовной культуры города и села;

Исследование взаимодейотвия цромьшшенности о аграрным сектором не мохет не затронуть фоблеыы социальной сферы в сельских регионах, ТЭ1? как сложившаяся ситуация в этой области является главным тормозом экономических реформ. В то ае время очевидно, что в оложившейоя обстановке необходим поиск неординарных, нестандартных решешЛ, которые бы способствовали ускорению этих рефоры. По мнению диссертанта эта решения могут- выглядеть следующим.образом:'

.'-. 1. Внедрение законодательных актов, регламентирующих правовой механизм финаноово-инвеотищошюй политики, а такие политики, направленной на приоритетное создание материальной базы социальной инфраструктуры.

'2. Обеспечение строительных программ, основанных на учете взаишых интересов производителей сельскохозяйственной продукции и коллективов промышленных предприятий, что позволит осуществить коренную реконструкцию организационной структуры управления развитием социальной инфраструктуры.

. V 3. Создание необходимых условий'для улучшения функционирования имеющейся социальной базы на оонове учета региональных особенностей. . .

4. Максимальное / если не'абсолютное / раокрепощенио сущностных сал социальных оубъектов о использованием их потенциальных возможностей, основанных на личной инициативе, предприимчивости, экономическом интересе.

üce это создаст необходдаКе предпоскпки для развития само-> регуляционных процессов на селе. Следует отметить, что опыт их развитая мдено будет использовать и в городе, хотя кахдьШ. тип ооц'ишьного образования имеет свою специфику са>;орегулящш. Так сельскаД-тггГхарахтеризуется иным соотношением факторов горизонтально.! и вертикальной детерминации по сравнению о городским. Тем не менее в основе этих процессов и в городе, и на селе легат ыалоктика'взаа"оде£ствия экономических л духовных факторов.

Глубокое и всестороннее -зучение этой диалектики дает ключ к покл-.'лния дши-ллки происходящих в общество процессов и открывает еоз.'лсшюом для научного прогнозирования перспектив его культурного развития. •

В заклгченил делаются общие выводы, намечаются пути даоъ-HotUero исследования затронутых проблем.

Осиопшв ис:.вкти ддоеврхащш отражены в ьуйцшах^ях: 1. К вопросу о еаыорегудяцал культурных процессов на селе// Актуальные проблемы культуры: общенаучная конференция 18-26 апреля 1991 г.. - И. - 1991. - С. 70-72.

г. Социология. Программа я учебно- мвтадэгавехде материмы. МГИК, Uoexra 1992, Вт.*. Член авторского коллектива. .