автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему: Взаимоотношения поколений: социокультурный аспект
Полный текст автореферата диссертации по теме "Взаимоотношения поколений: социокультурный аспект"
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Жукова, Светлана Александровна
Введение.
Глава 1. Социокультурная концептуализация взаимоотношений поколений.
1.1. Межпоколенный сегмент в возрастной стратификации социума.
1.2. Историко-культурологический анализ взаимоотношений поколений.
Глава 2. Коммуникативные ресурсы в контексте отношений между поколениями.
2.1. Возрастные социальные стереотипы и их влияние на межпоколенные взаимоотношения.
2.2. Практики межпоколенных взаимодействий.
Введение диссертации2000 год, автореферат по социологии, Жукова, Светлана Александровна
Проблема взаимоотношений между поколениями заметно обострилась в XX веке, что нашло отражение в программе действий Организации Объединённых Наций и Всемирной Организации Здравоохранения. 1993 год был объявлен годом пожилых и солидарности между поколениями под девизом «По пути к обществу для людей всех возрастов», 1994 год - объявлен годом семьи, а 1999 год - годом пожилого человека. В России, где проживает свыше 37,5 млн. пенсионеров, принята федеральная программа во исполнение Указа президента РФ от 13 июля 1996 года «О Федеральной целевой программе «Старшее поколение» на 1997-1999 годы1. И хотя сама по себе взаимосвязь поколений - проблема вечцая, нас не может не интересовать и волновать ее сегодняшние проявления в обществе, главным образом в контексте симбиотичности тех возрастных групп, которые могут быть обозначены как крайние на шкале возрастной периодизации. Речь идет о межпоколенных взаимоотношениях в рамках дети - пожилые люди.
В литературе отмечается стремительный рост численности пожилых людей. Увеличение доли пожилого населения привело к восприятию старости как специфической проблемы. В России неуклонно увеличивается доля пожилых, старых и очень старых людей. В последние годы число людей в возрасте 75 лет и старше увеличилось в 2,6 раза, а число людей в возрасте 85 лет и старше - более чем в 3 раза. Важные последствия для социального положения пожилых людей имело также произошедшее в последние сто лет сокращение размеров семьи и вовлечение женщин в производство. Эти процессы осложнили традиционные виды заботы о людях третьего возраста.
Демографические тенденции и дестабилизация социальной ситуации в нашей стране бросают вызов традиционным побуждениям к самосохранению и сохранению общества, что вызывает потребность в новом взаимодействии
1 Бреев Б.Д. К вопросу о постарении населения и депопуляции // Социологические исследования. 1998. №2. С. 61-66. между различными поколениями как в семье, так и в обществе. Семья является первым и наиболее индивидуальным уровнем отношений между различными поколениями. Однако, в настоящее время семья претерпевает демографические, культурные и социально-экономические изменения, отражающиеся на внутрисемейных связях. Указанные изменения создают не только проблемы, но и предоставляют новые возможности для конструирования отношений между различными поколениями.
Современная европейская цивилизация не располагает той особенной моральной аурой по отношению к пожилым, которая традиционно сохраняется в восточных культурах. В обыденном сознании и в системе ценностей западного человека биологическая интерпретация проблемы старения оказывается единственной или по крайней мере доминирующей. С этой точки зрения индивид рассматривается, главным образом, как субъект репродукции: реализовав эту функцию он становится обременительным для своего биологического вида. В настоящее время возникает парадоксальная ситуация, когда медицина преследует цель продления жизни, а сфера ценностей, включающих новый опыт человечества, не гарантирует пожилым чувства социальной полезности. По мнению Маргарет Мид, мы вступаем в префигуративный тип культуры, где взрослые учатся у своих детей. В результате опыт пожилых остается невостребованным. В нынешнем обществе не созданы механизмы, которые позволяли бы стимулировать социально содержательную деятельность лиц пожилого возраста и тем самым задерживать процесс разрушения личности.
Поскольку поколения существуют во времени, неизбежна проблема, связанная с отношением каждого поколения к прошлому, настоящему, будущему. Для России это особой остроты проблема. Отказ от идеологии прошлого привел к распаду «связи времен», чувства сопричастности к истории своей страны, своей родины. В общественном сознании фиксируется образ советского периода как некой «черной дыры», куда провалились без следа свершения и культура предшествующих времен. Такой образ негативно сказывается на самосознании «отрицающего» поколения, и его видения своего будущего и существования в настоящем. Для подрастающего поколения, когда внутренние структуры еще не сформировались в гармонически устоявшийся ансамбль, чрезвычайно опасна деструктуризация общественных структур. Деструкция может восприняться как норма жизни, что способствует отдалению поколений друг от друга.
Сложность изучения взаимоотношений поколений определяет мультидисциплинарность исследований: изучением поколений занимаются демография, генеалогия, педагогика, этнография, психология. Каждая из конкретных наук решает данную проблему в своём контексте. Важное место в процессе изучения межпоколенных взаимоотношений принадлежит социологии, прерогативой которой является изучение особенностей поколенного положения (статуса и роли людей различного возраста в данном обществе, их потенциальных возможностей), особенностей межпоколенной трансмиссии культуры, проблем поколенного единства, солидарности, адаптации каждого нового поколения в социокультурном, информационном пространстве. Поколенческий подход в социологии предполагает анализ сосуществования трех поколений: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения стариков. Однако, мы предлагаем рассмотреть взаимоотношения двух крайних поколений: поколения молодых (дети) и поколения пожилых, так как, по нашему мнению, в современном обществе утрачиваются уникальные отношения между детьми и их бабушками и дедушками, которые преобладали в недалеком прошлом.
Анализ процессов межпоколенных взаимоотношений, адекватных социально-экономическим, политическим, культурным реалиям современного этапа развития, выявление дезорганизующих факторов, ведущих к конфликтным ситуациям, социальной напряженности, нуждаются в научном обеспечении и требуют новых подходов. Социокультурный подход включает в себя историко-культурологический анализ форм взаимоотношений поколений, изучение влияния социокультурной среды на дистанцированность поколений, а также осмысление коммуникативных ресурсов в контексте отношений крайних возрастных групп и рассмотрение различных моделей межпоколенного взаимодействия. Особенно значимым является социокультурный подход в связи с формированием такой отрасли социологии знания, как социология социальной работы.
Актуальным представляется социокультурный анализ межпоколенных взаимоотношений поколений в контексте институциального преобразования современного российского общества и выделение основных тенденций в развитии отношений между поколениями. В современных условиях превращения рынка в главный социальный регулятор происходит существенное углубление возрастной стратификации, в этой связи необходимо определить положение, занимаемое крайними возрастными группами в социальной реальности России.
Самостоятельным социальным фактором влияющим на межпоколенные взаимоотношения являются возрастные социальные стереотипы. Несмотря на то, что подобные представления реально воздействуют на рассматриваемые нами возрастные группы, исследовательские или аналитические работы в этом направлении в отечественной социологии скорее исключение, чем правило. Между тем, социальные представления редко опираются на специальные научные теории и экспертные знания о возрастных особенностях пожилых и молодых. Общественное мнение и сегодня подпитывается лишь разнообразными историями, слухами и мифами, и если о возрастном периоде детства и подростничества известно из личного опыта, то о пожилом возрасте и старости информации минимизирована. Знание о возрастных особенностях и возрастных кризисных состояниях должно стать достоянием общественности, а не только сферой компетентности узкого круга специалистов.
Разработанность проблемы
В целом можно сказать, что проблемы детства и отрочества, старости и старения изучались параллельно. XVIII век остро поставил проблему ценности детской жизни; в XIX веке (80-е годы) общественное признание получила такая категория, как отрочество; в начале XX века - юность; 20-е годы нашего столетия - старость. В начале 20-х годов нашего века бурно развивались этнографические исследования изучающие возрастные изменения личности, представленные в работах Р.Бенедикт, Ф.Боас, К.Леви-Брюль, М.Мид.
Возрастные процессы рассматриваются с трех позиций:
1. Индивидуальное развитие («онтогенез», «жизненный путь»).
2. Социально - возрастные процессы и возрастная структура общества («возрастная стратификация», «возрастные группы»).
3. Возрастной символизм (отражение возрастных процессов и свойств в культуре) .
В реальном исследовании указанные основания тесно переплетаются.
Возрастная специфика периода детства и старости представлена работами зарубежных - Э.Берна, С. Бовуар, К. Виктор, JI.C. Выготского, Э.Эриксона, и отечественных ученых: Б.Г. Ананьева, В.Д. Альперовича, Л.И. Анцыферова, Д. Бромлей, К. Рощак, А. Рубакина. Значительную роль в разработке общебиологических, физиологических, нейропсихических механизмов старения принадлежит П.Б. Баннову, A.B. Брушлинскому, В.И. Коренчевскому, И.И. Мечникову, JI.3. Тель, Д.Ф. Чеботареву, В.В. Фролькису.
Социальные различия между возрастными группами тесно переплетаются с различиями между поколениями. В истории социологии существовали две традиции в подходе к поколениям. Первая, позитивистско-натуралистская традиция, возникшая из духа позитивизма О. Конта и направленная на поиск объективных исторических ритмов и общих законов
2 Кон И.С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе // Социологические исследования. 1978. №3. исторических изменений. Вторая, романтически-гуманитарная традиция, ориентирована на поиск внутреннего единства, качественной определенности данной исторической эпохи. Следуя за В. Дильтеем, ее представители считают основой социального прогресса исторический опыт поколения. Связь индивидуального жизненного пути с историческими событиями, значимыми для всех людей, живущих в данный период времени, рождает новое, культурно-историческое понятие поколения, для которого существенна не только хронологическая одновременность существования группы людей, сколько общность их значимых социальных переживаний и деятельности. Представителем культурно-исторического направления в изучении поколений является К. Маннгейм. В рамках структурного функционализма проблема поколений ставится иначе. Если Маннгейма молодежь интересовала как субъект социального обновления, то для Т. Парсонса она - прежде всего объект социализации, а проявление недовольства, социального протеста рассматриваются как формы девиантного поведения. Социологическая категория «поколение», в отечественной социологии представлена в работах JI.H. Когана, В.И. Боряз, А.И. Афанасьевой, B.C. Павлова. Наиболее полный, на наш взгляд, анализ понятия поколение представлен в работах И.С. Кона, A.B. Толстых.
Теория возрастной стратификации социума позволяет рассматривать общество как совокупность возрастных групп, и, таким образом, отразить обусловленные возрастом различия в способностях, ролевых функциях, правах и привилегиях. Данный вектор исследования взаимоотношений поколений представлен в работах В.И. Ильина, В.В. Радаева, Р.В.Рывкиной, Н.Е. Тихоновой, О.И. Шкаратана. В условиях превращения рынка в главный социальный регулятор происходит существенное углубление социально-возрастной стратификации. Ослабление государственного регулирования занятости, появление безработицы, приводят к тому, что молодежь начала сталкиваться с очень серьезными проблемами трудоустройства, а пожилые активно выталкиваются на пенсию как рабочая сила, утратившая эффективность и былую работоспособность.
Анализ исторического развития взаимоотношений поколений отражает две точки зрения: 1) глобальный всеобщий разрыв между поколениями, который постоянно увеличивается (М. Мид, С.Н. Паркинсон); 2) подчеркивается маятниковый характер межпоколенных взаимоотношений, прериоды конфликтов чередуются с периодами преемственности (X. Ортега-и-Гассет, J1. Фойер). В чистом виде, по мнению И. Кона, эти две позиции существуют лишь в спекулятивных, глобальных теориях. Как только проблема становится предметом эмпирического исследования, выясняется, что обе крайние точки зрения не состоятельны и межпоколенные отношения являются 3 отношениями «селективной преемственности» .
Исторический аспект развития взаимоотношений между поколениями раскрывают работы, В. Белова, В.В. Колесова, A.A. Коринфского, A.B. Толстых. Этнологические работы Т.А. Бернштам, М.М. Громыко представляют интерес для анализа отношения к старости в русской культуре, роли возрастной дифференциации в социальной и семейной жизни. Проблемы взаимоотношения поколений в современной семье исследовали М.Д. Александрова, О.В. Бойко.
Особую ценность для анализа межпоколенных взаимоотношений в России представляют работы Б. Дубина, Ю. Лотмана, в которых раскрывается связь изменений, происходящих в нашей стране с культурно-исторической традицией развития общества.
В настоящее время усиливается внимание к геронтологической проблематике в контексте осознания статуса пожилых как особой социальной проблемы (М.Э. Елютина, В.Д. Альперович, А.И. Рубакин, В.Д. Шапиро). Истоки «социализации» старости связаны с такими процессами, как изменение характера труда в индустриальном обществе по сравнению с аграрным;
3 Кон И.С. Ребенок и общество. М. 1964. С. 108. географическое разделение поколений, вызванное ростом крупных городов; распространение нуклеарной семьи; резкое ускорение темпов научного и технического развития, которое обесценило эмпирический опыт старших поколений. А.П. Назаретян считает, что дестабилизация ситуации в нашей стране, фрустрированность сознания людей, живущих в режиме выживания, могут привести к тому, что авторитарность и неприязнь станут «естественной» моделью отношения к пожилым людям4.
Межчеловеческая общность строится в диалоге, суть которого не во взаимном размежевании, а в обеспечении общности мироориентации, нравственной и социальной солидарности. При этом, наряду с ценностной рациональностью традиционного общества и целевой рациональностью современного, может быть выявлена рациональность общения, ориентированная на взаимопонимание. Проблема общения как осознание взаимного непонимания и разобщенности индивидов была освещена почти одновременно в теории «интерсубъективности» Э. Гуссерля, «диалогике» М. Бубера, теории «экзистенциальной коммуникации» М. Бахтина, Г.Г. Гадамера, Ю. Хабермаса, К. Ясперса.
Для решения исследовательских задач особую ценность представляют работы Д. Майерса, В. Ядова, Е. Ярской-Смирновой, в которых отмечается негативное воздействие социальных стереотипов. Социокультурный анализ возрастных социальных стереотипов в обществе к старению и старости осуществляется в работах Р. Атчлей, К. Виктор, М. Елютиной.
Теории социального дистанцирования поколений друг от друга представлены работами западных социологов Р. Батлера, X. Издебской, Н. Смелзера способствуют проведению нами анализа категории социальной дистанции, представленной работами Э. Богардуса, Р.Парка, Э. Наберушкиной.
4 Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы развития мировой культуры. (Синергетика исторического прогресса): Курс лекций. Издание второе, доработанное и дополненное. М.: Наследие, 1996. С. 93.
Проблема взаимоотношения и взаимодействия поколений на Западе, в частности в Америке, является одной из приоритетных в социологических исследованиях. Анализ теорий возрастных различий представлен S. Newman, В. Smith, содержательную динамику межпоколенных программ обосновывают R. Ward, М. МсСгеа, проблему конструирования взаимоотношений поколений рассматривают G. Calhoun, Е. Kingson.
Аналитический обзор по проблеме межпоколенных взаимоотношений свидетельствует о том, что в отечественной литературе последних лет нет исследований в которых комплексно рассматриваются проблемы взаимоотношения поколений. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает анализ аксиологических аспектов взаимоотношений поколений: каким образом возможно гармонизировать эти взаимоотношения, учитывая различные варианты их взаимозависимости и противостояния, согласия и противоречий.
Цели и задачи исследования
Цель исследования заключается в проведении исторического и социокультурного анализа генезиса межпоколенных взаимоотношений; выявлении символических барьеров, препятствующих эффективному взаимодействию поколений; экспликации коммуникативных практик позитивных взаимодействий поколений «бабушек (дедушек) и внуков». Достижение указанной цели исследования предполагает решение следующих задач:
• развить теоретические основания анализа категорий «возраст», «поколение»;
• рассмотреть историко-культурологического аспект взаимоотношений поколений, показать специфику межпоколенных отношений в условиях трансформации современного российского общества;
• раскрыть различные способы концептуализации старости как типа рациональности межпоколенных взаимодействий;
• проанализировать коммуникативные ресурсы межпоколенных взаимодействий, рассмотреть влияние возрастных социальных стереотипов на межпоколенные взаимоотношения;
• эксплицировать практики позитивных взаимодействий поколений «бабушки (дедушки) и внуки»;
• адаптировать ирландскую образовательную программу «Созревание плодов» и провести социологическое исследование социальных аттитюдов к старению и старости у детей;
• определить динамику коррекционного воздействия образовательных межпоколенных программ.
Объект исследования
Объектом исследования выступают отношения между пожилыми людьми и детьми.
Предмет исследования - возрастные социальные стереотипы; социальные аттитюды к старению и старости среди детей; коммуникативные практики межпоколенных взаимодействий.
Методы исследования - групповое неформализованное интервью, наблюдение, социально-психологический анализ рисунков.
Гипотеза исследования
В современном обществе имеют место возрастные социальные стереотипы носящие дискриминационный характер в отношении наиболее социально незащищенных возрастных групп - детей и пожилых людей, способствующие вытеснению их проблем на периферию социальной политики и препятствующие установлению позитивных межпоколенных взаимоотношений. Дети разделяют существующие в обществе предрассудки в отношении старости и пожилых людей. Знание возрастных особенностей личный контакт способствуют формированию позитивного образа старости у детей, стимулирующему взаимному влиянию крайних возрастных групп.
Научная новизна диссертационного исследования
• сделано новое обобщение современной отечественной и зарубежной литературы по проблеме взаимоотношений поколений;
• рассмотрены основные тенденции изменения межпоколенных взаимоотношений в результате преобразования современного российского общества;
• выделены эвристики основных исследовательских социогеронтологических программ в контексте межпоколенного взаимодействия;
• представлена авторская интерпретация социокультурных факторов межпоколенных взаимодействий;
• самостоятельно рассмотрены и выделены основные коммуникативные практики межпоколенных взаимодействий;
• предпринято оригинальное исследование-тренинг «Созревание плодов», позволяющее определить социальные аттитюды детей в отношении старости, пожилых людей;
• предложена авторская модель развития позитивных взаимоотношений между крайними возрастными группами.
Положения, выносимые на защиту:
• Понятия «возраст», «поколение» имеют важное значение как объяснительные категории не только для микроструктурного анализа, но и в контексте трансформации всего социального организма. Понятие «возраст» выступает признаком принадлежности к одному поколению и служит одним из оснований для стратификации общества, позволяя проанализировать индивидуальное развитие, социально-возрастные процессы, возрастной символизм.
• Проблема взаимоотношений поколений имеет многомерный комплексный характер. Социокультурный анализ межпоколенных отношений предоставляет новые возможности для социологического исследования в контексте симбиотичности крайних возрастных групп, позволяет продемонстрировать значимость специфики межпоколенных отношений от политических, социально-экономических факторов, исторических прецедентов, ментальных установлений общества.
• В современной России при прочих равных условиях (пуэрилистическое сознание, доминирование таких ценностей, как продуктивность и результативность, замыкание индивидуального сознания на бытийном круге собственных проблем, на индивидуально выгодных проектах поведения, перераспределение монополии на знания в пользу молодежи, отказ от опыта предыдущих поколений) на процесс межпоколенного дистанцирования поколений существенное влияние оказывают социальные интерпретации возрастных особенностях, консервирование негативного образа старости, активно поддерживаемое масс-медиа, содержательное изменение воспитательных функций старшего поколения.
• В широком спектре современного социогеронтологических исследований именно социокультурная перспектива анализа старости представляет объяснительную адекватность в контексте межпоколенных отношений. Старость предстает в качестве основного звена механизма преемственности общественных отношений, культуры, морали и опыта. Изменение информационной составляющей межпоколенной коммуникации (содержания, темпов, форм передачи знаний и опыта от поколения к поколению) не снимает с повестки дня значимость эмоционально-нравственного воздействия старшего поколения на детей.
• Аттитюды детей к старению и старости в современном российском обществе характеризуются негативным стереотипным восприятием периода старости как конца жизни, сопровождающегося болезнями, немощностью, зависимостью. Образ пожилых людей конструируется прежде всего на основе фенотипических, визуальных признаков (стоматологические дефекты, морщинистая кожа, седые волосы), которые могут трансформироваться в брезгливое, неприязненное отношение к старым людям.-Однако, негативное восприятие не распространяется на взаимоотношения между детьми и их бабушками и дедушками, что можно объяснить частыми позитивными контактами в семье.
• Компенсаторная основа практик межпоколенного взаимодействия между детьми и бабушками и дедушками может быть конкретизирована следующими положениями:
- конденсирование информации о возрастных особенностях, потребностях, нуждах, предпочтениях;
- установление эмоциональных межличностных контактов как возможного механизма решения проблемы одиночества у пожилых людей и эмоциональной тупости у детей;
- перераспределение семейных функций в направлении снятия чрезмерной загруженности работающих членов семьи.
Теоретические и методологические основы исследования.
Диссертационное исследование опирается на социологические традиции исследования межпоколенных взаимоотношений, проводится в русле структурно-генетического подхода, позволяющего рассмотреть межпоколенные отношения в контексте трансформации онтологических и ментальных структур человеческого бытия. Диссертационное исследование опирается на концепцию возрастного символизма И.С. Кона, возрастной стратификации общества В.И. Ильина, В.В. Радаева, Р.В. Рыбкиной, О.И. Шкаратана; социального дистанцирования от непосредственного социального окружения Э. Богардуса, Э. Дюркгейма, Е. Гоффмана, Р. Парка; методология антропологической рефлексии, принципы социокультурного анализа стереотипизации Д. Майерса, Е. Ярской-Смирновой.
В работе нашли отражение идеи историко-культурного направления исследования межпоколенных взаимоотношений С.Г. Спасибенко, A.B. Толстых, комплексного подхода к процессу старения и активизации старости
16
Б.Г. Ананьева, М.Э. Елютиной, Л. Торнстона. Теоретике - методологическими источниками диссертационного исследования явились идеи современных отечественных социологов, анализирующих особенности социальной стратификации в современной России.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты данного исследования позволяют восполнить пробелы в социологической науке по проблемам взаимоотношений между поколениями, коммуникативных ресурсов и механизмов межпоколенного взаимодействия. Полученные результаты исследования имеют прямое отношение к разработке практических мер, способствующих налаживанию межпоколенных связей. Основные материалы работы могут быть использованы в школьных образовательных программах, органами социальной защиты, общественными организациями с целью улучшения контактов между поколениями. Теоретическое содержание работы и результаты эмпирических данных могут быть использованы в учебных курсах по социологии и теории социальной работы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Взаимоотношения поколений: социокультурный аспект"
Заключение
Одним из индикаторов социального неблагополучия, характеризующего современное российское общество, является нарушение межпоколенных связей, ведущее к потере универсальных норм и ценностей, воплощенных в обычаи и традиции. Акцент на объективных дезадаптирующих факторах, таких как экономическая нестабильность, рост социальной неустроенности и маргинализации в отрыве от косвенных факторов социальной реальности не может способствовать полной каузальной картине дистанцирования поколений. Социокультурный анализ предлагает новый взгляд на проблему взаимодействия поколений дедов и внуков.
В нашем понимании социокультурный подход к данной проблеме непосредственно связан с историко-культурологической интерпретацией взаимоотношения поколений, социологическим анализом перемен в современном российском обществе и их влияния на межпоколенные взаимоотношения крайних возрастных групп. Перемены в России, полностью отвергающие опыт предыдущих поколений, ведут к конфликту и разрыву между поколениями. В настоящее время идет процесс освоения идеи индивидуальцости как важнейшего социального достояния. Этот процесс идет в двух направлениях: с одной стороны экономическая предприимчивость, с другой - сфера частной жизни, персональных связей и отношений. Молодежь при этом имеет некоторые стартовые преимущества - пластичность, свободу от репрессивно-уравнительных стереотипов, реальный запас дружественных форм общения. Наибольшие же социальные, культурные, эмоциональные дефициты испытывают на себе старшие. Существуют различия в ценностных ориентациях и предпочтениях молодых и пожилых, которые проявляются в предпочтениях частной и государственной сферы производства и потребления. Разделению поколений способствует тот факт, что молодое поколение использовало предоставленные шансы на восходящую мобильность, а старшее поколение скатилось по статусной лестнице вниз. Таким образом, реформы, произошедшие в России, не внесли в жизнь пожилых людей каких - либо улучшений.
Для России была характерна положительная мотивированность к пожилым людям. Однако, дестабилизация социальной ситуации в нашей стране, фрустрированность сознания людей, живущих в режиме выживания, влияют на отношение к пожилым людям. Характерное для современного общества преимущественное распространение знаний среди молодежи в сочетании с высокими темпами научно-технического развития и социальных новаций постепенно разрушило устойчивую ассоциацию между старостью и авторитетом, заменив ее образом старости как жизненной фазы, не найдя ей достойных функциональных эквивалентов, кроме номинации «зависимые». Социальные экспектации старости окрашены как правило в мрачные тона. Образ пожилого человека ассоциируется с больным, социально незащищенным человеком, находящемся в положении социального изгоя. Однако, теоретически идет процесс изменения представления о старости в сторону более позитивного.
Негативные представления о старости трансформируется в социальные стереотипы, которые служат основанием для возникновения социальных дистанций между поколениями. В качестве причин дистанцирования поколений в современной России при прочих равных условиях можно выделить следующие:
- отсутствие информации о возрастных особенностях;
- консервация негативного образа старости, активно поддерживаемая средствами массовой информации;
- содержательное изменение воспитательных функций старшего поколения.
Чтобы помочь престарелым активно включиться в политическую и общественную жизнь, необходимо выделить такие интересы старшего поколения, которые сближают его с другими возрастными группами. Именно интересы активизируют жизнь людей, выступают побудительным мотивом, который направляет деятельность субъектов на удовлетворение потребностей. Сущность интереса состоит в необходимости реализации данной потребности посредством включения субъектов в общественные отношения142 . Общность интересов рождает единство целей и единство действий, вследствие чего возникает общественное согласие, проявляющееся в поддержке. От «конфликта поколений» и дилеммы зависимости \ независимости необходимо перейти к тактике согласия и социального взаимодействия, основанной на общих интересах и взаимной зависимости поколений.
Развивающиеся межпоколенные практики способствуют объединению поколений. Выделяют три вида практик межпоколенного взаимодействия: 1) пожилые люди, предоставляющие услуги детям и подросткам; 2) дети и подростки, предоставляющие услуги пожилым людям; 3) дети, подростки и пожилые люди, обслуживающие людей других возрастов. Компенсаторная основа практик межпоколенного взаимодействия между детьми и бабушками и дедушками может быть конкретизирована следующими положениями:
- конденсирование информации о возрастных особенностях, потребностях, нуждах, предпочтениях;
- установление эмоциональных межличностных контактов как возможного механизма решения проблемы одиночества у пожилых людей и эмоциональной тупости у детей; I
- перераспределение семейных функций в направлении снятия чрезмерной загруженности работающих членов семьи.
Практики межпоколенного взаимодействия положительно влияют на молодых и пожилых: частые взаимоотношения с детьми и подростками способствуют возникновению ощущения персональной непрерывности у пожилых людей, повышая жизненную активность; межпоколенные контакты улучшают физическое и эмоциональное самочувствие пожилых; дети
142 Васильев В.А. Общность интересов - основа общественного согласия// Социально-гуманитарные знания, 1999. № 1. начинают более полно понимать изменения происходящие с возрастом и не боятся своего старения, особенно если они находятся в контакте с людьми всех возрастов и воспринимают жизненный цикл полностью через опыт старшего поколения; дети, которые развиваются и взаимодействуют с пожилыми людьми приобретают способность видеть в них личностей, а не стереотипные образы и могут изучать историю со слов старших взрослых, которые представляют культуру и образ жизни прошлых лет; контакт с больным пожилым человеком может подготовить детей к заботе о своих родителях и пожилых людях в будущем.
В результате проведения исследования - тренинга, на основе образовательной программы межпоколенного взаимодействия в школе, среди детей 7-11 лет мы пришли к следующим выводам:
1)дети разделяют существующие в обществе стереотипы в отношении старости и пожилых людей;
2) конструирование образа старости детьми происходит на основе фенотипических признаков;
3) негативное отношение к пожилым людям и старости подвергается коррекции, этому способствуют: а) знание о специфических особенностях людей пожилого возраста; б) личный контакт с представителями людей третьего возраста; в) формирование представлений о структурной организации возрастных этапов человеческой жизни; г) привлечение в образовательные программы пожилых людей, занимающих активную жизненную позицию. Прослеживается позитивная динамика коррекции возрастных стереотипов у детей в результате проведения образовательных программ развития позитивных межпоколенных коммуникаций.
При всей тяжести реальная перспектива в настоящее время -сосуществование межпоколенных различий. При явном падении интереса к политике и недовольстве экономикой узлом напряжения сегодня прежде всего являются формы общения, принципы самопонимания, представления о
131 значимом партнере. Изменений возрастных стереотипов, сокращение социальных дистанций, устранение дискриминационной политики в отношении пожилых людей должны стать приоритетными направлениями социальной политики и социального развития структуры российского государства.
Мы благодарны и признательны Е.Р. Ярской-Смирновой за предоставленные материалы для проведения эмпирического исследования, преподавателям и аспирантам кафедры социальной работы за ценные советы и замечания.
Список научной литературыЖукова, Светлана Александровна, диссертация по теме "Социальная структура, социальные институты и процессы"
1. Авдеева Н., Ашмарин И., Степанов Г. Человеческий потенциал // Человек. №1,1997. С.29-34.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика., М., 1989.
3. Актуальные проблемы социальной геронтологии. Самара, 1997.
4. Александрова Т. Годы и заботы., М., 1991.
5. Альперович В.Д. Социальная геронтология. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 1997. 576 с.
6. Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ. Ростов н/Д: изд-во СКНЦВШ, 1998.
7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды., т. 1-2, М.,1980.
8. Андреев Д.А. Умберто Эко: взгляд в XXI век // Общественные науки и современностью 1997.№5.
9. Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории. М.: Прогресс, 1977.
10. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс, 1992. 525 с.
11. И.Белов В. Лад // Избр. Произв. М., 1984. Т.З. С. 128.
12. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX -начала XX в.: Половозрастной аспект традиционной культуры / АН СССР , Ин-т этнографии им. Миклухо-Маклая. Л.: Наука. 1988.
13. Бобахо В.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность// Общественные науки и современность. 1996. №3 С. 61-69.
14. Богданович Л.А. Молодость в старости. М.,1984.
15. Болдырев А.И. Проблемы человека в русской философии XI11 в., М., 1984.
16. Борзикова Л., Семенов А. Аттитюды и их связь с поведением // Социальная психология за рубежом. М.: 1974.
17. Бреев Б.Д. К вопросу о постарении населения// Социс №2, 1998.
18. Брушлинский A.B. Проблема развития в психологии мышления // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978.
19. Вагнер Г.К. Тысячелетние корни., М., 1991.
20. Васильев В.А. Общность интересов основа общественного согласия // Социально-гуманитарные знания. 1999. №1. С. 48-61.
21. Взаимодействие поколений в семье., М.,1977.
22. Волков А.Г. Почему изменилась российская семья // Семья в России. № 1-2, 1999. С. 40-53.
23. Волынанский М.И. Перспективы занятости пожилых людей: международное сравнение// Российский журнал социальной работы №1 -1996.
24. Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования.,М.,1956.
25. Гордин В.Э. Чем старость обеспечим., М.,1988.
26. Городская и сельская семья., М.,1987.
27. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века. М.: Наука, 1986.
28. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. М.: Русский язык, 1980.
29. Демин В.Н. Тайны русского народа., М., 1997.
30. Диоп A.M. Место и роль престарелых в странах Африки// Impact of science on society, № 153, 1989
31. Донченко А.П. Фактор времени в нравственном становлении и развития личности., Ленинград., 1988.
32. Дубин Б. Старшие и младшие: Три поколения на переходе (По материалам опросов Всерос. центра изуч. общ. мнения ВЦИОМ) // Дружба народов. 1994. №2.
33. Дудченко О.Н., Мытиль A.B. Социальная идентификация и адаптация личности // Социс. 1995. №6.
34. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. С. 272-278.
35. Егоров В.К. История есть смена поколений. М.:Молодая гвардия, 1986.255с.
36. Егорова Е.А. Эволюция процесса постарения населения России // Проблемы социального и демографического развития. М. 1995.
37. Елизаров В.В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики// Социс №2, 1998.
38. Елютина М.Э. Социальная геронтология в структуре профессиональной подготовки социальных работников// Российский журнал социальной работы №2, 1996.
39. Елютина М.Э. социогеронтологические теории // Российский журнал социальной работы. 1997. №2/6.
40. Елютина М.Э. Старость в пространстве культурно-исторического бытия // Актуальные проблемы социальной геронтологии: Материалы междисциплинарной научной конференции / Под ред. М.Э. Елютиной.-Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1998.
41. Елютина М.Э. Пограничная ситуация: На краю «чуждого мира» // Теория и практика социальной работы/ Под ред. В.Н. Ярской. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1995.
42. Елютина М.Э. Геронтофобная установка как временная лакуна между поколениями // Декада науки 58. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1995.
43. Елютина М.Э. Социокультурный колорит старости // Социокультурные проблемы нетипичности / Под ред. Е.С. Смирновой. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997.
44. Елютина М.Э. Геронтологическое направление в структуре человеческого бытия. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1999.
45. Жукова С.А. Культура межпоколенных взаимоотношений // Культура, власть, идентичность: новые подходы в социальных науках. Под ред. Е.Р.
46. Ярской-Смирновой. Саратов: Издательско-коммерческое предприятие «Волжский сад», 1999. С. 313-317.
47. Жукова С. А. Технология межпоколенных коммуникаций // Международный Год Пожилых Людей: социальные исключения по полу и возрасту / Материалы межрегиональной конференции. Саратов: Изд. дом «Пароход», 2000. С. 48-51.
48. Жукова С.А. Возрастные социальные стереотипы и их вылияние на межпоколенные взаимоотношения // Поволжских гуманитарный журнал, 1999, №2. http:// www. ssea. Runnet.ru/journal. htm.
49. Злаков В. Трудиться понять ближнего // Человек. №5,1998. С. 80-89.
50. Кларин В.М., Петров K.JI. Русская религиозная философия воспитания XIX -XX в. М.1994.
51. Клюев A.B., Косов Ю.В. В фокусе общечеловеческих проблем. Ленинград. 1989.
52. Козловски П. Современность постмодерна // Вопросы философии. 1995. №10.
53. Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1986.
54. Кон И.С. Социология личности. М.1989.
55. Кон И.С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе // Социс. 1978. №3.
56. Коул М. Культурные механизмы развития // Вопросы психологии. 1995. №3
57. Коринфский A.A. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М.: Моск. Рабочий, 1994.
58. Кудрявцев С.Г. Методологическое значение ленинской трактовки понятия "поколение". М.1974.
59. Кузнецов В.Ю. Единство мира и единство культуры // Философия и общество. 1999. №4. С. 141-153.
60. КуусиП. Этот человеческий мир. М. 1988.
61. Лебедева Л.Ф. Социальная политика в отношении престарелых // США: Экономика. Политика. Идеология. 1997. №7.
62. Левинсон А. Вверх идут одни старики// Новое время, 1992. №24. С.36-39.
63. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1995.
64. Лотова И.П. Особенности социально-психологической адаптации престарелых к условиям проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания // Медико-социальная экспертиза и социальная реабилитация. 1998.№1.
65. Майерс Д. Социальная психология. Пер с англ. СПб.: ЗАО «Изд-во Питер», 1999. -668.
66. Маккихан И. Состояние здоровья пожилых в Москве// Социс. 1995.№3.
67. Мангейм К. Диагноз нашего времени. Пер. с нем. и англ. М.: Юрист,1994.
68. Маршак А.Л. Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи// Социс. 1998. №12. С. 97.
69. Медведева И., Шишова Т. Уроки песочницы: полемические заметки// Очаг. 1998.№6.
70. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М.: Наука, 1988.
71. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (Синергетика исторического процесса): Курс лекций. Издание второе, доработанное и дополненное. М.: Наследие, 1996. 184 с.
72. Население третьего возраста / Под ред. Д.И. Валентея и др. М. Мысль, 1996.
73. Нетопина С.А. Трудности взросления. М. 1990.
74. Нетрудоспособное население: социально-демографические аспекты. М.: Наука, 1985. 206 с.
75. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. М.1989.
76. Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна, 1995.
77. Павловский В.В. Социология молодежи и ювенология// Социс. 1999. №5. С. 46-51.
78. Пайя П. Старение и старость глазами демографа// Impact of science on society. 1989. №153.
79. Паркинсон C.H. Законы Паркинсона. М., 1989. С. 207-296.
80. Патрушев В.Д. Песионер: его труд, быт и отдых // Социс. 1998. №10.
81. Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М.: Высшая школа, 1990. 175 с.
82. Проблемы развития личности в современном российском обществе: материалы круглого стола// Социс №1, 1996.
83. Преемственность поколений: круглый стол// Человек. 1996. №5.
84. Проблемы человека в западной философии. М. 1988.
85. Психология личности. Тексты. М.1989.
86. Рожков А.Ю. Молодой человек 20-х годов: протест и девиантное поведение// Социс, 1999. №7.
87. Российская социологическая энциклопедия. Под ред. Г.В. Осипова. М.: Изд-во «Норма-инфра», 1998.
88. Рощак К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте. -Автореферат, М. 1990.
89. Рубакин А. Похвала старости. М.: «Советская Россия», 1979.
90. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. Забылиным М. Репринтное воспроизведение издания 1880 года. Симферополь: Соратник, 1992. 607 с.
91. Симонова Н.И. Пожилые в семье: Взаимоотношения между поколениями // Социально-экономические проблемы нетрудоспособных. М. 1991.
92. Ситниченко JI.A. Человеческое общение в интерпретациях современной западной философии (критический анализ). Киев: Наукова думка, 1990. 109с.
93. Смелзер Н. Социология. М. 1993.
94. Смысл жизни в русской философии Х1Х-ХХ вв. М.1995.
95. Соколова В.И., Юзефович Г.Я., Отцы и дети в меняющемся мире. М. 1991.
96. Соловьева Л. Пожилые люди и общество // Полис. 1991. №6.
97. Солник С. Истоки и следствия нового конфликта «отцов и детей» // Социс. 1992. №6.
98. Сонин М.Я., Дыскин A.A. Пожилой человек в семье и обществе// Социальная защита. 1996. №2.
99. Социальная геронтология: современные исследования: Реферативный сборник. М : РАН ИНИ по общественным наукам, 1994.
100. Социальная расслоенность и социальная мобильность. М.: Наука, 1999. 191 с.
101. ЮО.Социальная стратификация. Вып. 2. Под ред. Белановского С.А. М. 1992.
102. Спасибенко С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни// Социально-политический журнал. 1995. №4, №5.
103. Специфика философского знания и проблема человека в истории философии. М.1988.
104. Тель Л.З., Баннов П.Б. Старение: физиология, эволюция, терапия. Алматы, Казахстан, 1994.
105. Тендрякова М.В. Первобытные инициации в современной культуре // Этнографическое обозрение. 1991. №6.
106. Тихонова Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. М.: «РОССПЭН»,1999. 320 с.
107. Толстых A.B. Возрасты жизни. М.1988.
108. Толстых A.B. Взрослые и дети. М.1988.
109. Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология: Вводный курс/ Пер. с англ. -М.: ООО «Изд-во ACT», Львов: «Иннициатива», 1998. 496 с.
110. Торнстам Л. Помощь пожилым и престарелым в Швеции: семья и общество// Impact of science on society. 1989. №153.Ч
111. Ю.Трансформация социальной структуры общества и стратификацияроссийского общества. М.: Институт социологии РАН, 1996. Ш.Туглова Э.Г., Захаров M.JI. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров. М.1988.
112. Федоров Н.Ф. Сочинения. М.1994.
113. Филд Дороти. Социальные связи в старости: результаты Боннского и Берклинского лонгитюдных исследований // Иностранная психология. 1997. №8.
114. Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению. М.1989.
115. Фомина В.Н. Социология престарелых / Социальные проблемы развития общества / материалы к VIII Всемирному социологическому конгрессу. Вып. 5. Часть 1. М. 1974.
116. Фролькис В.В. Старение и биологические возможности организма. М. 1975.
117. Хрестоматия по возрастной психологии. Составитель JI.M. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна.
118. Чеботарёв Д.Ф. Слово о старости. М.1992.
119. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М. 1991.
120. Черноушек М. Психология жизненной среды. М. 1989.
121. Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М.: Наука, 1983.128с.
122. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Иностранная литература. 1988. №10.
123. Эффективность социальной работы: Методологический семинар / Составитель- редактор В.В. Колков. М.: Институт социальной работы, 1998.
124. Югоно Р. К «новой» старости// Impact of science on society. 1989. №153.
125. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: 1979.
126. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. №1.
127. Ярская В.Н. Благотворительность и милосердие как социокультурные ценности // Российский журнал социальной работы. 1995. №2.
128. Ярская В.Н. Время в эволюции культуры. Саратов. 1989.
129. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1997.
130. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.
131. Bearing Fruit: a Program for Primary Schools About Being Young and Growing Old // National Council for the Elderly Publication. 1993. №30.
132. Calhoun G., Kingson E., Newman S. Intergenerational Programs and Public Policy: A Context for Growth and Change // Intergeneration programs: Past, Present, and Future. USA. Taylor&Francis.l997. P. 143-160.
133. Fry C.L. Age, Aging, and Culture// Handbook of Aging and the Social Sciences. N.Y. Van Nostrand Reinhold. 1996. P. 117-129.
134. McCrea J., Smith T. Types and Models of Intergenerational Programs// Intergeneration programs: Past, Present, and Future. USA. Taylor&Francis.l997. P. 82-94.
135. Newman S. History and Evalution of Intergenerational Programs// Intergeneration programs: Past, Present, and Future. USA. Taylor&Francis.l997. P. 55-81.
136. Park R.E. Race and Culture. N.Y.: The Free Press, L.: Collier-Macmillan Limited, 1950. P. 256-260. Перевод с англ. В.И. Ильина.
137. Troll E.Lillian Early and Middle Adulthood. Monterey. California, 1975.
138. Ward C. The Context of Intergenerational Programs// Intergeneration programs: Past, Present, and Future. USA. Taylor&Francis.l997. P. 21-36.