автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Взаимосвязь эстетических свойств художественных изделий из стекла с технологическими факторами спекания

  • Год: 2010
  • Автор научной работы: Сурнина, Наталья Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата технических наук
  • Место защиты диссертации: Ижевск
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
Диссертация по искусствоведению на тему 'Взаимосвязь эстетических свойств художественных изделий из стекла с технологическими факторами спекания'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Взаимосвязь эстетических свойств художественных изделий из стекла с технологическими факторами спекания"

На правах рукописи

Сурнина Наталья Александровна

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭСТЕТИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СТЕКЛА С ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ФАКТОРАМИ СПЕКАНИЯ

Специальность 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

004603965

Ижевск-2010

004603965

Работа выполнена в Ижевском государственном техническом университете

Научный руководитель: доктор технических наук, профессор

Черных Михаил Михайлович Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор

Соколова Марина Леонидовна кандидат технических наук, доцент Лазарева Елена Александровна

Ведущая организация: Вятский государственный университет

Защита диссертации состоится 27 мая 2010 г. в 15 часов 30 минут 1 заседании Диссертационного Совета Д 212.119.04 при Московскс государственном университете приборостроения и информатики по адрес 107846, г. Москва, ул. Стромынка, д.20.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГУПИ Автореферат разослан 23 апреля 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Дрюкова А.Э.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

В настоящее время значительно вырос интерес к использованию художественного стекла в дизайне и декорировании интерьера.

Особое развитие в последние десятилетия получили технологии теплой обработки стекла (при температурах 550°С - 850°С), поскольку они позволяют создавать высокохудожественные изделия и декорировать их в условиях малых предприятий без использования дорогостоящего оборудования.

Наиболее востребованной технологией в этой группе является технология изготовления художественных изделий спеканием (фьюзингом), при которой на цельном листе стекла составляют изображение из стеклянных деталей, крошки, прутков и других форм.

Известные преимущества спекания привели к росту количества предприятий, занимающихся изготовлением изделий по этой технологии. Однако отработка режимов спекания производится экспериментальным путем, что увеличивает затраты материалов и времени. Нередко производители сталкиваются с проблемой недостаточного качества изделий, поскольку при спекании ввиду разнородных по форме и тепловому расширению элементов, возникают значительные остаточные напряжения, которые зачастую приводят к разрушению изделия по прошествии некоторого времени.

В литературе отсутствуют научные рекомендации по влиянию режимов обработки и других факторов (свойств стекла, геометрии спекаемого комплекта и т.д.) на эстетические свойства изделий (изменение степени оплавления кромок, толщины деталей, четкости границ цветовых пятен, деформации формы деталей и т.д.), не рассмотрено определение величины остаточных напряжений при спекании стекол различного цвета и прозрачности. Отмеченное обуславливает актуальность проведения исследования спекания листового стекла.

Таким образом, актуальность работы заключается в разработке рекомендаций по улучшению эстетических и эксплуатационных свойств художественных изделий, получаемых спеканием.

Цель работы

Совершенствование дизайна художественных изделий из стекла, получаемых спеканием.

Задачи исследования

1. Разработать классификацию художественных изделий из стекла, получаемых спеканием.

2. Установить закономерности формообразования при спекании и выявить их взаимосвязь с дизайном изделий.

3. Изучить возможности определения остаточных напряжений оптическим методом и определить область его рационального применения при контроле качества изделий из стекла, полученных спеканием.

4. Разработать рекомендации по проектированию художественных изделий из стекла, получаемых спеканием.

Научная новизна

1. Предложена классификация по конструктивному признаку художественных изделий из стекла, получаемых спеканием.

2. В зависимости от факторов на начальной стадии спекания размеры в плане нижней пластины уменьшаются на 0,1 - 12%, а на последующих стадиях - увеличиваются на 0,1 - 3,5%; размеры в плане верхней пластины увеличиваются на 0,2 - 27%.

3. В угловых зонах течение стекломассы замедляется, что ведет к неравномерной деформации, визуально ощутимому искривлению профиля нижней пластины изделия и концентрации остаточных напряжений в угловых зонах. Неравномерность деформации размеров в плане достигает 5,5%.

4. Область определения оптическим методом величины остаточных напряжений и картины их распределения в изделиях из спекаемых стекол ограничена насыщенностью цвета стекла не более 17%, его прозрачностью не менее 7,5%, насыщенностью поверхности спекания газовыми включениями не более 90%, прозрачными кристаллическими -не более 65% и непрозрачными - не более 36%.

Практическая полезность

1. Выявленные закономерности формообразования изделий и установленные величины деформации дают возможность дизайнерам и конструкторам учитывать возникающие при спекании деформации на стадии проектирования изделия без изготовления опытных образцов.

2. Установленные значения факторов, определяющие допустимость использования оптических методов для контроля остаточных напряжений в изделиях, получаемых спеканием, а также выявленные виды брака изделий, причины его возникновения и предложенные способы предотвращения брака позволяют улучшить методики контроля и повысить качество изделий.

Апробация материалов

Результаты исследования докладывались на Всероссийской научно-технической конференции «Наука - производство - технологии - экология» (Киров, 2007), XIV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Томск, 2008), First Forum of Young Researchers в рамках International Forum "Education Quality - 2008" (Ижевск, 2008; i Class Sertificate), выставках - сессиях инновационных проектов студентов и молодых ученых Ижевского государственного технического университета (2007 и 2008 гг.), XII Всероссийской научно-практической конференции по специальности 261001 «Технология художественной обработки материалов» (Ростов-на-Дону, 2009), на научных семинарах кафедры «Технология промышленной и художественной обработки материалов» Ижевского государственного технического университета в 2007 - 2009 гг., а также на кафедре «Компьютерный дизайн» Московского государственного университета приборостроения и информатики.

Результаты исследования внедрены в учебный процесс подготовки специалистов по специальностям 261001 «Технология художественной обработки материалов» и 0706003 «Искусство интерьера» по технологии художественной обработки стекла.

Публикации

По теме диссертации опубликовано 7 статей, в том числе одна в реферируемом журнале по перечню ВАК.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии и 72 названий. Объем работы 174 страницы машинописного текста, включая 7 иллюстрации, 20 таблиц и 16 приложений.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации формулируются цель и задачи исследования, раскрывается её научная новизна i практическая значимость.

В первой главе рассмотрена область применения художественных изделий и стекла, отмечена их важная роль в формировании архитектурно-пространственной среды и декорировании интерьера. Рассмотрены три группы технологий художественной обработки стекла: обработка стекла в горячем (при температуре выше 800°С), холодном (при комнатной температуре) и теплом (при 550 - 850°С) состояниях. Показано, что технологии обработки стекла в теплом состоянии являются наиболее перспективными и востребованными при производстве единичных и мелкосерийных изделий, поскольку обладают хорошими формообразующими способностями, возможностью декорировать изделия разнообразными способами, не требуют сложного дорогостоящего оборудования и продолжительной подготовки специалистов. Одной из наиболее востребованных технологий этой группы является спекание деталей из листового стекла за счёт диффузии при размягчении стекломассы в процессе нагрева. Спектр художественных изделий, получаемых спеканием очень широк: витражи, детали мебели, ювелирные украшения, панно и картины, филенки, полотна дверей, межкомнатные перегородки, абажуры, декоративные элементы зеркал и т.д. Процесс термообработки изделия при спекании состоит из нескольких стадий. Сначала заготовку нагревают до максимальной температуры (700 -850°С), затем выдерживают при этой температуре и отжигают. Отжиг включает в себя резкое охлаждение до верхней температуры отжига (500 - 600°С), выдержку при этой температуре, медленное охлаждение до нижней температуры отжига (около 400°С) и охлаждение до комнатной температуры.

Во второй главе классифицированы изделия, получаемые спеканием, по конструктивным признакам. По наличию основы изделия разделены на две группы - с основой или без нее. В первом случае основа располагается под рисунком или на рисунке. Если основа располагается под рисунком, ее форма и размер могут совпадать с формой и размерами изделия или быть меньше его. В последнем случае основа бывает цельной или составной. Если изделие

выполняют без основы, то его детали располагают вертикально или горизонтально.

Изучены возможности изготовления художественных изделий сочетанием спекания с другими технологиями. Наиболее широко его применяют в сочетании с технологиями холодной и теплой обработки стекла, а также с технологиями изготовления витражей."

Также описана методика экспериментальных исследований. Для исследования формообразования изделий при спекании использовали плоские образцы, состоящие из нижней и верхней пластин. Верхняя пластина располагалась в центре нижней. Образцы получены из стекла компании Spectrum: нижняя - из бесцветного прозрачного стекла (100SFS), верхняя - из цветных. Использовали пластины двух форм - квадратные со сторонами 50, 62, 100 и 125мм и круглые диаметрами 70 и 125мм, двух толщин - 3 и 6мм (высота образцов составляла 6 и 9мм). Отношение площади верхней пластины к нижней равнялось 0,35, 0,50 и 0,70. Цвета верхних пластин выбраны: холодный (синий 132SF), теплый (красный 151SF) и нейтральный (черный 1009SF). Материал плит (прокладок) - алебастр и фибробумага (показатель шероховатости Rz равен 0,02 и 0,12мм соответственно). В зависимости от дизайна изделия может быть востребована различная степень оплавления верхних элементов - от незначительного скругления кромок до интенсивного растекания элементов по нижней пластине. Отмеченным требованиям соответствует диапазон температур нагрева от 740 до 820°С при времени выдержки от 5 до 30 мин.

Образцы спекали в печи DF-10-072, максимальная температура нагрева которой составляла ЮОО'С. Температуру нагрева фиксировали встроенной в печь термопарой, температурно-временной режим обеспечивали программируемым реле-регулятором ТРМ-501.

Для исследования остаточных напряжений оптическим методом в художественных изделиях из стекла, получаемых спеканием, использовали образцы, состоящие из нижней и верхней квадратных пластин. Верхняя пластина, имеющая различные цвета, располагалась в центре нижней, полученной из бесцветного прозрачного стекла. Образцы изготовлены без включений и с газовыми, прозрачными кристаллическими и непрозрачными включениями. Образцы спекали в печи DF-10-072. В ходе исследования использовали полярископ-поляриметр ПКС-250М, с помощью которого определяют как численные значения остаточных напряжений без выявления картины их распределения (метод ахроматической интерференционной картины), так и для выявления картины распределения напряжений с одновременным определением их приблизительных значений (метод полихромной интерференционной картины).

Третья глава посвящена исследованию процесса формообразования изделий при спекании. Исследовали влияние на формообразование температурно-временного режима, формы в плане, толщины, отношения площадей, толщин, цвета спекаемых пластин и материала плиты.

Формование изделий спеканием происходит за счет свободного течения вязкой стекломассы под действием сил земного притяжения и поверхностного натяжения. Показано, что точечное спекание деталей происходит приблизительно при 700°С (рисунок 1).

с£

Ээ £

аго'с

В50'С

Рисунок 1 - Формоизменение образцов в процессе спекания: а - вид сбоку; б - в

плане

При повышении температуры нагрева до 740"С поверхность спекания увеличивается, а острые кромки оплавляются и под действием сил поверхностного натяжения скругляются. При этом размеры в плане верхней пластины увеличиваются (рисунок 2). Характер деформации нижней пластины зависит, в первую очередь, от температуры нагрева. Если она не превышает 780°С, то нижняя пластина под действием силы поверхностного натяжения стремится принять округлую форму, размеры пластины в плане уменьшаются, а толщина увеличивается. Степень деформации зависит от ряда факторов, и в отдельных случаях деформация в плане достигала 11%, что необходимо учитывать при дизайн-проектировании изделий. На равномерность деформации пластин влияет наличие угловых зон, затрудняющих течение стекломассы. При квадратной исходной форме верхняя пластина становится выпуклой, а нижняя -вогнутой. Разность степеней деформации с краю и в середине пластин может достигать 4 - 5% от исходного размера, что тоже необходимо учитывать при дизайн-проектировании.

.. .Ттак=7 .Н=6мм 10-820'С ... , а=50мг, 1=5,30« (, Ь=100 ЛИН ....................... им;

\ >

------- -

£ес,%~ 12 10

Им=ЗМк Ттах-7 I. Н=6щ «0-82СГС «, а=50м . 1=5,30 м, Ь=10 мин Змм; ►................-

2

1

720 740 760

780

а

800 820 Т,*С 720 740 760 780 600 820 Т,'С

Рисунок 2 - Влияние температуры нагрева на степень деформации в плане верхней пластины при выдержке равной 5мин (линии 1) и ЗОмин (линии 2): а - с краю пластины; б - в середине

При температуре нагрева выше 780°С уменьшение вязкости стекломассы и, как следствие, сил поверхностного натяжения и изменение соотношения между ними и силой притяжения ведет к тому, что нижняя пластина начинает осаживаться, уменьшаясь по толщине и увеличиваясь в плане. Накопленная при более низких температурах деформация сжатия компенсируется деформацией растяжения. В результате степень деформации в плане при температурах 740 и 820°С может быть практически одинаковой (рисунок 3).

Рисунок 3 - Влияние температуры нагрева и времени выдержки на степень деформации в плане нижней пластины при выдержке равной 5мин (линии 1) и ЗОмин (линии 2): а - с краю пластины; б - в середине

За счет увеличения в процессе нагрева и выдержки толщины нижней пластины (при температурах до 780°С) высота комплектного образца увеличивается (рисунок 4 а, б), но в несколько меньшей степени, чем толщина нижней пластины, поскольку верхняя пластина растекается и ее толщина уменьшается. Деформация ен имеет наибольшее значение при температуре 780°С. При более высоких температурах г„ уменьшается из-за уменьшения толщины нижней пластины, в результате, как отмечали, ее осадки под действием силы тяжести. Погружение верхней пластины в нижнюю ускоряется (рисунок 4 в) вплоть до выравнивания заподлицо с нижней пластиной.

Ки=3мм, Ттм=74С ....................1_______.. Н=6мм, а=50мм, Ь -82(УС, 1=5, ЗОмин ^Шмм;

т! / „2

V N

> т,

-.....-1 -......-4-

720 740 760 780 800 820 а

720 740 760 780 800 820 Т/С

1 (

>

2

Ьи=3мм, Н=6мм, а=50мм, Ь-ЮОмм; Т™»=74О-820'С, 1=5, ЗОмин

в

;унок 4 - Влияние температуры нагрева на степень деформации по толщине всего комплекта (а), нижней пластины (б) и высоты выступа верхней пластины (в) при выдержке равной 5мин (линии 1) и ЗОмин (линии 2)

Форма пластин оказывает определенное влияние на течение стекломассы и юрмообразование изделия, так как наличие угловых зон затрудняет течение, ызывая уменьшение степени деформации размеров в плане до 2% от величины азмера.

Исследование влияния цвета на формообразование образцов показало, что во сем диапазоне температур спекания (740 — 820°С) в несколько большей степени сформируются верхние пластины из черного и красного стекла в сравнении с иним, но разница в деформациях не велика (1 - 2%) и не может иметь рактического значения для формообразования изделий.

На формообразование образцов оказывает влияние и отношение площади ерхней пластины к нижней К5. Если К5 не превышает 0,7, то верхняя пластина астягивается в плане во всем диапазоне температур (740 - 820°С), а нижняя -жимается в плане при отношениях К5 равных 0,35 - 0,6. Если отношение К8 ревышает 0,6, то наблюдается обратная картина: верхняя пластина сжимается, а ижняя - осаживается по толщине и растягивается в плане под действием озросшей силы тяжести.

Если отношение толщины верхней пластины к нижней не превышает 1,5, то нижняя пластина сжимается при нагреве до 740 - 820"С, при меньших значениях отношения при температуре 820°С пластина осаживается и растягивается из-за

изменения соотношения сил тяжести и поверхностного натяжения. Верхняя пластина непрерывно увеличивается в размерах в плане до 13% от исход* величины размеров.

При спекании образцов на гладкой алебастровой плите пласта деформируются в большей степени, чем при спекании на шероховат фибробумаге. Разница деформации в плане образцов, полученных спеканием алебастровой плите и фибробумаге, достигает 11% у нижних пластин и 4,5% • верхних.

Четвертая глава посвящена изучению влияния различных факторов возможность определения оптическим методом величины остаточн напряжений в художественных изделиях, полученных спеканием. Метод осжн на анализе полихромной и ахроматической интерференционных карт] возникающих в результате двойного лучепреломления при прохождении св< через анизотропную среду. В ходе исследования методом экспертных оцеь определяли качество (четкость и яркость) интер1ференционных карт] Исследовано влияние оптических свойств стекла (цветового тона, насыщенно« цвета и прозрачности) и насыщенности поверхности спекания включения (газовыми, прозрачными кристаллическими и непрозрачными). Установлено,1 цветовой тон не влияет на качество интерференционных картин. При увеличен насыщенности цвета стекла с 0,2 до 35% качество полихромЕ интерференционной картины снизилось с 4,25 до 1 балла, а ахроматической -2,25 баллов по пятибалльной шкале (рисунок 5). С увеличением прозрачное образца с 28 до 82% качество полихромной интерференционной карти улучшается с 4 до 5 баллов, а ахроматической - с 3,5 до 4,5 баллов.

Рисунок 5 - Зависимость качества интерференционных картин от оптических свойств стекла: а - насыщенности цвета; б - прозрачности стекла (1,2 -среднестатистическая оценка качества полихромной и ахроматической интерференционных картин соответственно)

В наибольшей степени качество полихромной интерференционной картины худшается при введении в образец прозрачных кристаллических включений зри насыщенности включениями равной 0,8 качество картины снижается римерно до 2 баллов), в наименьшей - газовых (при той же насыщенности ключениями качество картины снижается всего до 3,5 баллов; рисунок 6). На ачество ахроматической интерференционной картины более всего влияют епрозрачные включения (при насыщенности включениями до 0,8 качество артины ухудшается примерно до 2 баллов), менее всего - газовые (качество артины снижается до 3,5 баллов).

баллы

баллы-

Уг.%

с=50мм ........................Т™=76 ¿зНООмм 1С, М0м У„=18; 24 53%:

,1

>

2

20

30

40

50 У„,%

Рисунок 6 - Зависимость качества интерференционных картин от насыщенности включениями: а - газовыми; б - прозрачными кристаллическими; в -непрозрачными (1,2- среднестатистическая оценка качества полихромной и ахроматической интерференционных картин соответственно)

При качестве интерференционной картины оцененной ниже трех баллов точность определения величины остаточных напряжений считаем низкой из-за размытости картин и отсутствия четких контуров. Поэтому значения факторов, соответствующих качеству картины равному 3 баллам, считали предельными, ограничивающими возможности определения остаточных напряжений с

использованием полярископов и поляриметров в художественных изделиях и стекла, получаемых спеканием (таблица 1).

Таблица 1 - Условия, позволяющие определять величины остаточны: напряжений в художественных изделиях, получаемых спеканием

№ п/п Фактор Значение, %

Диапазоны значений факторов, позволяющих определить как распределение, так и уточненную величину остаточных напряжений

1 Длина волны проходящего света X, нм без ограничения

2 Насыщенность цвета стекла Р, % не более 17

3 Прозрачность стекла а, % не менее 7,5

4 Насыщенность включениями: - газовыми уг; - прозрачными кристаллическими ук; - непрозрачными у„ не более 90 не более 65 не более 36

Диапазоны значений факторов, позволяющих определить распределение остаточных напряжений и их приблизительную величину

5 Насыщенность включениями: - прозрачными кристаллическими ук; - непрозрачными ун 65-69 36-45

Диапазоны значений факторов, позволяющих определить точную величину остаточных напряжений в произвольной точке

6 Насыщенность цвета стекла Р, % 17-27

7 Прозрачность стекла а, % 7,5-9

8 Насыщенность газовыми включениями уг без ограничений

Отмечено, что остаточные напряжения имеют максимальную величину по контуру спекания элементов изделия, а на величину остаточных напряжений влияет форма элементов. Так, если величина остаточных напряжений после спекания в углах верхней квадратной пластины составила 1МПа, то вдоль кромки круглой - 0,5МПа при допустимом значении, равном 3,5МПа. Показано, что при правильно спроектированном температурно-временном режиме и применении стекол, ТКЛР которых различаются незначительно, можно получать художественные изделия не только с плавными по форме, но и с угловыми декоративными элементами при уровне остаточных напряжений, не превышающих допустимые. Форма нижних пластин не влияет на величину остаточных напряжений по контуру спекаемых элементов.

В пятой главе представлены результаты промышленного опробования. Рассмотрены плиты, прокладки для спекания, изготовленные из различных материалов, составы антиадгезионных смазок. Установлена степень адгезии спекаемого стекла с материалом плиты, подложки и смазки, дана характеристика образующейся фактуры поверхности изделия. Наиболее рационально применять прокладки из фибробумаги, уложенные на плиту, керамические плиты, покрытые смазкой на основе каолина и алебастровые плиты. В этих случаях на изнаночной стороне изделия образуется равномерная глянцевая фактура, а адгезия стекломассы невелика.

Был изготовлен ряд художественных изделий: панно «Лилии» (420x290мм) и «Пара» (290x210мм), витраж «Абстракция» (850x450мм), дверца туалетного столика «Цветы полевые» (290x210мм) и унифицированные декоративные элементы (квадратные со стороной 60 мм, ромбовидные - 80x1 Юмм), которые используют для оформления зеркал, филенок, мебельных фасадов и т.д. (рисунок

г

д

Рисунок 7 - Художественные изделия, полученные спеканием: а - панно «Лилии»; б - панно «Пара»; в - проект туалетного столика и дверца «Цветы полевые»; г - витраж «Абстракция»; д- унифицированные элементы и изделия,

декорированные ими

Типовой технологический процесс показан на рисунке 8. Помимо спекаю -при создании панно «Пара» и декорировании изделий унифицированным элементами использована склейка силиконовым герметиком «Момент», а пр создании витража «Абстракция» - пескоструйная обработка фона.

Контроль качества

Рисунок 8 - Технологическая последовательность спекания изделия

16

Исследованы различные виды дефектов, образующиеся при спекании, озможные дефекты разделили на две группы: характерные для всех технологий Зработки стекла в диапазоне температур 600 - 900°С и характерные только для 1екания. К первой группе относят образование трещин, помутнение верхней и джней поверхностей изделия, его деформация, образование фактуры и острой [зубренной кромки, изменение цвета стекла. Эти дефекты связаны, в первую 1ередь, со свойствами стекла (низкой теплопроводностью, изменением вязкости т.д.) и превращениями в его структуре при нагревании. Ко второй группе 5фектов отнесены образование пузырей между слоями стекла и возникновение >ещин в изделии при спекании элементов с различным тепловым расширением т.д. Эти виды дефектов связаны с особенностями изготовления изделий иканием. В работе рассмотрены причины возникновения дефектов, их природа предложены способы предотвращения.

Основные результаты и выводы

1. Разработана классификация художественных изделий из стекла по конструктивному признаку.

2. Выявлены степень и характер влияния факторов на формообразование изделия. В начальной стадии спекания размеры в плане нижней пластины уменьшаются на 0,1 - 12%, на последующих стадиях - увеличиваются на 0,1 - 3,5%; размеры в плане верхней пластины увеличиваются на 0,2 -27% в зависимости от конструктивно - технологических факторов.

3. В угловых зонах течение стекломассы замедляется, что ведет к неравномерной деформации, визуально ощутимому искривлению профиля пластин изделия и концентрации остаточных напряжений в угловых зонах. Неравномерность деформации размеров нижней пластины в плане достигает 5,5%, верхней - 4%.

4. Установлены значения факторов, ограничивающие применение оптических методов определения величины остаточных напряжений в изделиях, получаемых спеканием. Насыщенность цвета стекла не должна превышать 17%, насыщенность газовыми включениями - 9%, прозрачными кристаллическими - 65%, непрозрачными - 36%, а прозрачность стекла должна быть не менее 7,5%. При насыщенности прозрачными кристаллическими включениями от 65 до 69% и непрозрачными - от 36 до 45% возможно оценить лишь распределение остаточных напряжений и определить их приближенную величину, а при насыщенности цвета от 17 до 27 % и прозрачности стекла равной 7,5 -9% - уточненную величину остаточных напряжений в произвольной точке. В остальных случаях не представляется возможным определение распределения остаточных напряжений и их величины с использованием полярископов и поляриметров.

5, Видами брака изделий, характерными для спекания, являются трещит, помутнение лицевой и изнаночной сторон и их непривлекательна фактура, недостаточная или чрезмерная деформация, крупные пузыр воздуха* оставшегося под изделием и газовые включения, изменени цвета стекла, зазубренная кромка и волнообразная деформация кра основы, неровная кромка верхних элементов и их смещен» Установлены причины возникновения брака и предложены способы ег предотвращения.

6. На основе результатов исследования разработаны научнообоснованны технологические процессы спекания художественных изделий i цветного стекла.

Публикации по теме диссертации

Статья, опубликованная в журнале, рекомендованном ВАК

1. 1. Сурнина, Н.А., Черных М.М. Выявление остаточных напряжен] оптическим методом в художественных изделиях из стекла, получаем! фьюзингом // Дизайн. Материалы. Технология. - 2009. - №3 (10). - С. 62 - 6

Статьи, опубликованные в журналах и сборниках научных трудов

1. Сурнина, Н.А., Черных, М.М. Витражи. Классификация и конструкции

Дизайн. Материалы. Технология. - 2007. -№1. - С. 37-41.

2. Сурнина, Н.А., Черных, М.М. Промышленные технологии изготовлен витражей // Дизайн. Материалы. Технология. - 2007. - № 1. - С. 42-45.

3. Сурнина, Н.А. Использование дефектов, возникающих в стекле при спекаш для декорирования изделий И Сборник материалов Всероссийской научн технической конференции «Наука - производство - технологии - экологи? в 8 т. Т.5 / Вятский государственный университет. - Киров: Издательст Вятского государственного университета, 2007. - С. 185-187.

4. Сурнина, Н.А. Дефекты изделий, возникающие при спекании // Современн: техника и технологии: труды XIV Международной научно-практическ конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 3 т. Т. 3. - Томе Издательство томского политехнического университета, 2008. - С. 543-545.

5. Surnina, N.A. The History of Stained-Glass Panels. XX- XXI centuries // Fi Forum of Young Researchers in the framework of International Forum "Educati Quality - 2008" - Ижевск: Издательство Ижевского государственно технического университета, 2008. - С. 274 - 280.

6. Сурнина, Н.А. Формоизменение стекла при фьюзинге // Материалы } Всероссийской научно-практической конференции по специальности 2610 «Технология художественной и промышленной обработки материалов».

Ростов-н/Д: Издательство Ростовского государственного строительного университета, 2009. - С. 31 - 32.

Сурнина H.A., Иконникова A.A. Изготовление художественных изделий из стекла с применением технологий фьюзинга и обжиговой живописи: учеб.-метод. пособие к лаб. и практич. занятиям для студентов специальности 261001 «Технология художественной и промышленной обработки материалов», специальности 0706003 «Искусство интерьера». - Ижевск: Издательство Ижевского государственного технического университета, 2009 г.-20 с.

В редакции автора

Подписано в печать 19.04.2010. Усл. печ. л. 1,16. Заказ №167. Тираж 100 экз. Отпечатано в типографии Издательства ИжГТУ. 426069, Ижевск, Студенческая, 7

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Сурнина, Наталья Александровна

Введение

ГЛАВА 1. Технологии художественной обработки стекла. Спекание 9 листового стекла

1.1 Применение художественных изделий из стекла в интерьере

1.2 Технологии обработки стекла

1.2.1 Технологии обработки стекла в горячем состоянии

1.2.2 Технологии обработки стекла в холодном состоянии

1.2.3 Технологии обработки стекла в теплом состоянии. Спекание 17 листового стекла

1.3 Формообразование и фиксация формы художественных изделий из 22 стекла при спекании

1.3.1 Нагрев заготовки до максимальной температуры

1.3.2 Выдержка при максимальной температуре

1.3.3 Отжиг

1.3.3.1 Резкое охлаждение

1.3.3.2 Выдержка при верхней температуре отжига

1.3.3.3 Медленное охлаждение до нижней температуры отжига

1.3.3.4 Охлаждение до комнатной температуры 3 О

ГЛАВА 2. Классификация художественных изделий из стекла, 31 получаемых спеканием. Методика экспериментальных исследований

2.1 Классификация художественных изделий из стекла, получаемых 31 спеканием

2.2 Методика экспериментального исследования формообразования при 38 спекании

2.2.1 Форма, размеры и свойства образцов

2.2.2 Температурно-временные режимы спекания образцов

2.2.3 Оборудование, оснастка

2.2.4 Приборы и измерительный инструмент. Методика измерений

2. 3 Методика экспериментального исследования остаточных 48 напряжений оптическим методом в художественных изделиях из стекла, получаемых спеканием

2.3.1 Форма, размеры и свойства образцов

2.3.2 Температурно-временные режимы обработки образцов

2.3.3 Оборудование, приборы и измерительный инструмент

ГЛАВА 3. Формообразование изделий при спекании

3.1 Формообразование и фиксация формы художественных изделий из 62 стекла при спекании

3.2 Влияние факторов на формообразование художественных изделий

3.2.1 Статистическая обработка результатов

3.2.2 Температура нагрева, время выдержки и формообразование 69 изделия

3.2.3 Цвет стекла и формообразование изделия

3.2.4 Форма пластин и формообразование изделия

3.2.5 Отношение площадей верхней и нижней пластин в плане и 78 формообразование изделия

3.2.6 Отношение толщин верхней и нижней пластин и 80 формообразование изделия

3.2.7 Материал плиты и формообразование художественных 83 изделий из стекла

ГЛАВА 4. Выявление остаточных напряжений оптическим методом в художественных изделиях из стекла, получаемых спеканием

4.1 Результаты исследования

4.1.1 Влияние факторов на качество интерференционной картины

4.1.2 Влияние формы пластин на величину остаточных напряжений 100 в изделии

 

Введение диссертации2010 год, автореферат по искусствоведению, Сурнина, Наталья Александровна

Стекло обладает комплексом полезных для человека свойств - высокими эстетическими и экологическими показателями, прозрачностью, химической стойкостью и достаточной прочностью, обеспечивающей функциональную надежность конструкций.

Стекло широко используют в строительстве, в технике, производстве художественных изделий, сувениров и другой продукции.

В настоящее время значительно вырос интерес к использованию художественного стекла в дизайне и декорировании интерьера, что подтолкнуло к возрождению старых технологий и поиску новых решений в производстве декоративно-художественных изделий из стекла.

Особое развитие в последние десятилетия получили технологии теплой обработки стекла (при температурах 550 - 850°С), поскольку они позволяют создавать высокохудожественные изделия и декорировать их в условиях малых предприятий без использования дорогостоящего оборудования [1].

Наиболее востребованной технологией в этой группе является спекание художественных изделий из стекла при 740 - 850°С (фьюзинг), при которой на цельном листе из стеклянных деталей, крошки, прутков и других форм составляют изображение.

Спекание имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с другими технологиями:

1. возможность создания детализированного изображения со сложными цвето-тоновыми переходами;

2. получение разнообразной фактуры и рельефа на поверхности изделия, изменение макроструктуры стекла при его декорировании (рисунок

1.1);

3. широкие возможности декорирования изделий не стеклянными элементами; л

4. возможность использования очень мелких и сложных деталей;

5. относительно простой технологический процесс;

6. высокая прочность изделия, поскольку детали соединяются за счет диффузии с однородной основой;

7. применение простого оборудования и не дорогих материалов;

8. возможность сочетания с другими технологиями.

Рисунок 1.1- Фактура поверхности изделий, полученных спеканием

Однако в литературе отсутствуют научные рекомендации по влиянию режимов обработки и других факторов на эстетические свойства изделий, не рассмотрено определение величины остаточных напряжений при спекании стекол различного цвета и прозрачности. Отмеченное обуславливает актуальность исследования спекания художественных изделий из листового стекла.

Цель работы: совершенствование дизайна художественных изделий из стекла, получаемых спеканием.

Поставленная цель определила задачи исследования:

1. разработать классификацию художественных изделий из стекла, получаемых спеканием;

2. установить закономерности формообразования при спекании и выявить их взаимосвязь с дизайном изделий;

3. изучить возможности определения остаточных напряжений оптическим методом и определить область его рационального применения при контроле качества изделий из стекла, полученных спеканием; 6 ч

4. разработать рекомендации по проектированию художественных изделий из стекла, получаемых спеканием.

Научная новизна

1. Предложена классификация, по конструктивному признаку художественных изделии из стекла, получаемых спеканием.

2. В зависимости от факторов на начальной стадии спекания размеры в плане нижней пластины уменьшаются на ОД - 12%, а на последующих стадиях - увеличиваются на ОД - 3,5%; размеры в плане верхней пластины увеличиваются на 0,2 - 27%.

3. В угловых зонах течение стекломассы замедляется, что ведет к неравномерной деформации, визуально ощутимому искривлению профиля нижней пластины изделия и концентрации остаточных напряжений в угловых зонах. Неравномерность деформации размеров в плане достигает 5,5%.

4. Область определения оптическим методом величины остаточных напряжений и картины их распределения в изделиях из спекаемых стекол ограничена насыщенностью цвета стекла не более 17%, его прозрачностью не менее 7,5%, насыщенностью поверхности спекание газовыми включениями не более 90%, прозрачными кристаллическими -не более 65% и непрозрачными - не более 36%.

Практическая полезность

1. Выявленные закономерности формообразования изделий и установленные величины деформации дают возможность дизайнерам и конструкторам учитывать возникающие при спекании деформации-на стадии проектирования изделия без изготовления опытных образцов.

2. Установленные значения факторов, определяющие допустимость использования оптических методов для контроля остаточных напряжений в изделиях, получаемых спеканием, а также выявленные 7 виды брака изделий, причины его возникновения и предложенные способы предотвращения брака позволяют улучшить методики контроля и повысить качество изделий.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Взаимосвязь эстетических свойств художественных изделий из стекла с технологическими факторами спекания"

5.2 Основные результаты и выводы

1. Разработана классификация художественных изделий из стекла по. конструктивному признаку.

2. Выявлены характер и степень влияния факторов на формообразование изделия. В начальной стадии спекания размеры в плане нижней пластины уменьшаются на 0,1 - 12%, на последующих стадиях -увеличиваются на 0,1 - 3,4%; размеры в плане верхней пластины увеличиваются на 0,2 - 27% в зависимости от конструктивно — технологических факторов.

3. В угловых зонах течение стекломассы замедляется, что ведет к неравномерной деформации, визуально ощутимому искривлению профиля пластин изделия и концентрации остаточных напряжений в угловых зонах. Неравномерность деформации размеров нижней пластины в плане достигает 5,5%, верхней — 4%.

4. Установлены значения факторов, ограничивающие применение оптических методов определения величины остаточных напряжений в изделиях, получаемых фьюзингом. Насыщенность цвета стекла не должна превышать 17%, насыщенность газовыми включениями - 9%, прозрачными кристаллическими - 65%, непрозрачными - 36%, а прозрачность стекла должна быть не менее 7,5%. При насыщенности прозрачными кристаллическими включениями от 65 до 69% и непрозрачными - от 36 до 45% возможно оценить лишь распределение остаточных напряжений и определить их приближенную величину, а при насыщенности цвета от 17 до 27 % и прозрачности стекла равной

126

7,5 - 9% - уточненную величину остаточных напряжений в произвольной точке. В остальных случаях не представляется возможным определение распределения остаточных напряжений и их величины с использованием полярископов и поляриметров.

5. Видами брака изделий, характерными для фьюзинга, являются трещины, помутнение лицевой и изнаночной сторон и их непривлекательная фактура, недостаточная или чрезмерная деформация, крупные пузыри воздуха, оставшегося под изделием и газовые включения, изменение цвета стекла, зазубренная кромка и волнообразная деформация края основы, неровная кромка верхних элементов и их смещение. Установлены причины возникновения брака и предложены способы его предотвращения.

6. На основе результатов исследования разработаны научнообоснованные технологические процессы спекания художественных изделий из цветного стекла.

1. Аль-Нуман, Л. А. Витраж в архитектуре [Текст] / Л.А. Аль-Нуман. -М.: АМА-Пресс, 2006. - 208 с.

2. Райли, Н. Элементы дизайна. Развитие дизайна и элементов стиля от Ренессанса до постмодернизма [Текст] / Н. Райли; консультант П. Байер, пер. с англ. А. Анохина и др. - М.: ООО «Магма», 2004. - 544 с.

3. Соловьев, С.П. Стекло в архитектуре [Текст] / С.П. Соловьев, Ю.М. Динеева. -М.: Стройиздат, 1981.-191 с.

4. Байер, В.Е. Архитектурное материаловедение [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.Е. Байер. - М.: Архитектура-С, 2005. - 254 с.

5. Литой витраж в архитектурной среде и его технология [Текст]: Методическая разработка / Сост. С.С. Медведев. - Ижевск: Издательство УдГУ, 2001.-30 с.

6. James Carpenter Design Associates Inc. [Электронный ресурс]. -http://www.jcdainc.com. - 14.02.2010. с

7. Повитков, Г.Ф. Строительное стекло: свойства и применение [Текст]. В 2ч., 4.2. Строительные изделия из стекла: Учеб. пособие / Г.Ф. Повитков, Ю.Г. Саксонова. - Саратов: Издательство Саратовского государственного технического университета, 2006. - 86с.

8. Клиндт, Л. Стекло в строительстве. Свойства, применение, расчеты [Текст] / Л. Клиндт, В. Клейн; пер. с нем. П.И. Глазунова, Т.Ф. Гусевой, З.А. Липкинда; под ред. И.П. Трохимовской, Ф.Л.Шехтера. — М.: Стройиздат,-1981.-287с.

9. Лясин, В.Ф. Новые облицовочные материалы на основе стекла [Текст] / В.Ф. Лясин, П.Д. Саркисов. -М: Стройиздат, 1987. - 192 с.

10. Ланцетти, А.Г. Изготовление художественного стекла [Текст]: Учеб. для худож. вузов и худож.-пром. училищ / А.Г. Ланцетти, М.Л. Нестеренко. — 2-е изд., перераб и доп. — М.: Высш. шк., 1987. - 304 с.

11. Warm Glass, www.warmglass.com. — 1.04.2010. '

12. Гулоян, Ю.А. Справочник молодого рабочего по производству к обработке стекла и стеклоизделий [Текст] / Ю.А. Гулоян, О.А. Голозубов -М: Высш. шк., 1989. - 224 с.

13. Саркисов, П.Д. Технологии стеклодувных работ [Текст] / П.Д. Саркисов, В.Д. Казаков. - М.: Высш. шк., 1973. - 222 с.

14. Шпачек, Я. Ручная выработка сортовой посуды и бытового художественного стекла [Текст] / Я. Шпачек, К. Пешек; пер. с чешского. — М.: Легкая индустрия, 1974. - 128 с.

15. Бессмертный, B.C. Тенденции развития современных способов декорирования стекла и изделий из него (обзор) [Текст] / B.C. Бессмертный, Н.И. Минько, В.П. Крохин и др. // Стекло и керамика. — 2003. — №11. - С. 13 -15

16. Матосян, J1.C. Дизайн и современное художественное стекло [Текст] / JI.C. Матосян // Стекло и керамика. - 2000. - №8. - С. 27 - 28

17. Энтелис, Ф.С. Формование и горячее декорирование стекла [Текст] / Ф.С. Энтелис- 2-е изд., перераб и доп. - СПб: Санкт-Петербург, инж.-строит. ин-т, 1992. - 140 с.

18. Китайгородский, И.И. Технология стекла [Текст] / И.И. Китайгородский, Н.Н. Качалов, В.В. Варгин и др.; под ред. И.И. Китайгородского. - М.: Издательство литературы по строительству, 1967. -564с.

19. Литвиненко, С. Технологии гравирования [Текст] / С. Литвиненко. -Киев: Витражная мастерская, 2006. - 112с. - (Библиотека стекольщика).

20. Гулоян, Ю.А. Декоративная обработка стекла и стеклоизделий [Текст]: Учеб. для сред, проф-техн. училищ / Ю.А. Гулоян. — М.: Высш. шк., 1984.-191 с.

21. Казакова, Л. В. Мировое художественное стекло XX века. Основные тенденции. Ведущие мастера [Текст] / Л.В. Казакова. — М.: Пинакотека, 20071 - 272 с.

22. Дворникова, O.K. Витраж: возможности современных технологий [Текст] / O.K. Дворникова, О.В. Кириленко, Н.В. Туголукова // Труды XIV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 3 т. Т. 3. - Томск, 2008. - С. 503 - 506.

23. Казакова, JI. В. Скульптура из стекла XX - начала XXI веков [Текст] / Л.В. Казакова // Стекло. - 2008. - №3. - С. 6 - 11.

24. Гулоян, Ю.А. Выработка выдувных изделий из стекла [Текст]: Учеб. пособие для прф.-техн. училищ / Ю.А. Гулоян. - М.: Стройиздат, 1988. -256с.

25. Гулоян, Ю.А. Твердение стекла при формовании (обзор) [Текст] / Ю.А. Гулоян // Стекло и керамика. - 2004. - №11. - С. 3 - 8.

26. Сергеев, Ю. П. Выполнение художественных изделий из стекла [Текст]: Учеб. пособие для художественных вузов и училищ / Ю.П. Сергеев! - М.: Высш.шк., 1984. - 240 с.

27. Бах, X. Виды брака в производстве стекла [Текст] / X. Бах, Ф.Г. Баукке и др.; под ред. Г. Иебсена-Марведеля и Р. Брюкнера; сокр. пер. с нем. Л.Г. Байбурт и др.; под ред. Н.Н. Рохлина. -М.: Стройиздат, 1986. - 648с.

28. Жерновая, Н. Ф. Химия твердого тела [Текст]: Конспект лекций / Н.Ф. Жерновая. - Белгород: Издательство Бел-ГТАСМ, 2002. - 193 с.

29. Голованова, С.П. Физическая химия в технологии художественной обработки материалов [Текст]: Учеб. пособие / С.П. Голованова; ЮжноРоссийский государственный университет. - Новочеркасск: ЮРГТУ, 2002. — 116с.

30. Гулоян, Ю.А. Особенности изменения деформационных характеристик стеклообразующих расплавов [Текст] / Ю.А. Гулоян // Стекло и керамика. - 2009. - №8. - С. 3 - 8.

31. Гулоян, Ю:А. Некоторые особенности явлений переноса в стекловаренных печах [Текст] / Ю.А. Гулоян // Стекло и керамика. - 2009. -№6. - С. 3 - 7

32. Зубехин, А.П. Технология изготовления и художественной обработки стекла. Введение в специальность [Текст]: Учеб. пособие / А.П. Зубехин, С.П. Голованова, Е.А. Лазарева и др.; под ред. А.П. Зубехина. — Новочеркасск: ЮРГТУ, 2004. - 160 с.

33. Нагибина, И. М. Интерференция и дифракция света. Основы теории и применения [Текст]: Учеб. пособие для вузов / И. М. Нагибина. - Л.: Машиностроение, Лен. отд., 1974. - 360с.

34. Ермоленко, Н.Н. Термические свойства стекла [Текст] / Н.Н. Ермоленко. - Минск: Издательство министерства высшего, среднего специального и профессионального образования БССР, 1962. - 235 с.

35. Галимов, Э.Р. Стекла: сырьевые материалы, основы технологии, свойства и методы их определения [Текст]: Учеб. пособие / Э.Р. Галимов, А.В. Корнилов и др. - Казань: Издательство Казанского государственного технического университета, 2002. - 80 с.

36. Кудряков, О.В. Строение неметаллических материалов: керамика, стекла, ситаллы [Текст]: Учеб. пособие / О.В. Кудряков. - Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2002. — 51 с.

37. Шелби, Дж. Структура, свойства и технология стекла [Текст] / Дж. Шелби; пер. с англ. Медведева, Е.Ф. - М.: Мир, 2006. - 288 с.

38. System 96. Firing Guide [Электронный ресурс]. - www.system96.com. -11.11.2009.

39. Uroboros Glass. Kiln Firing Guidelines [Электронный ресурс]. -www.uroboros.com. — 13.11.2009.

40. Bullseye Glass Co. Bullseye TechBook [Электронный ресурс]. — www.bullseyeglass.com. — 10.09.2009.

41. Алексеенко, М.П. Когезия и адгезия горячего стекла. [Текст] / М.П. Алексеенко; под ред. проф. К.С. Евстропьева. -М.: Машиностроение, 1969. -173 с.

42. Лазарева, Е.А. Технология изготовления художественных изделий из стекла [Текст]: Учеб. пособие /Е.А. Лазарева - Новочеркасск: ЮРГТУ, 2002. -99 с.

43. Легошин, А.Я. Стеклодувное дело [Текст]: Учеб. пособие для техникумов / А.Я. Легошин, Л.А. Мануйлов. - 3-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 1976.- 119с.

44. Гулоян, Ю.А. К теории твердения стекла [Текст] / Ю.А. Гулоян // Стекло и керамика. - 2004. — №12. — С. 3 — 5.

45. Сулименко, Л.М. Основы технологии тугоплавких неметаллических силикатных материалов [Текст]: Учеб. пособие / Л.М. Сулименко, Е.М. Акимова. - М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2004. - 116 с.

46. Минько, Н.И. Контроль производства и качества продукции [Текст]: Учеб. пособие / Н.И. Минько, В.И. Онищук, Н.Ф. Жерновая. - Белгород: Издательство БелГТАСМ, 1998. - 109 с.

47. Зимин, B.C. Стеклодувное дело и стеклянная аппаратура для физико: химического эксперимента [Текст]. - М.: Химия, 1974. - 328с.

48. Баинова, А.Б. Особенности релаксационных процессов в макроскопически неоднородных и аморфных материалах [Текст]: дис.кандидата физико-математических наук: 01.04.07. - Красноярск, 2004. -118с.

49. Bullseye Glass Co.: The Bullseye TechBook [Электронный ресурс]. -http://www.bullseyeglass.com. - 4.08.2009.

50. Гулоян, Ю.А. Физико-химические основы технологии стекла [Текст]: Учеб. пособие для высших и средних специальных учебных заведений, систем научного и производственного обучения / Ю.А. Гулоян. - Владимир: Транзит-ИКС, 2008. - 736 с.

51. Солинов, В.Ф. Новые представления о процессах стекловарения [Текст] / В.Ф. Солинов // Стекло и керамика. - 2004. - №10. - С. 5 - 7

52. Наука и техника: Химия. Сода [Электронный ресурс]. -http://www.krugosvet.ru. - 22.07.2009. - (Энциклопедия онлайн «Кругосвет»).

53. Аппен, А.А. Стекло. Справочник [Текст] / А.А. Аппен М.С. Асланова, Н.П. Амосов и др.; под ред. Павлушкина, Н.М. — М.: Стройиздат, 1973. - 487 с.

54. Зисман, Г.А. Курс общей физики [Текст]: учеб. пособие. В 3 тт. Т. 1. Механика. Молекулярная физика. Колебания и волны / Г.А. Зисман, О.М. Тодес. - 7-е изд., стер. — Спб: «Лань», 2007. - 352 с.

55. Саркисов, П.Д. Стекло и материалы на основе стекла [Текст] / под ред. П.Д. Саркисова. - М.: Издательский дом «Интелект», 2010. — 210 с.

56. Бондарев, Б.В. Курс общей физики [Текст]. В 3 кн. Кн. 3. Термодинамика. Статистическая физика. Строение вещества: Учеб. пособие /• Б.В. Бондарев, Н.П. Калашников, Г.Г. Спирин. - 2-е изд., стер. - М.: Высш. шк, 2005.-366 с.

57. Стельмашенко, В.И. Методы и средства исследований в процессах оказания услуг. Практикум [Текст]: учеб. пособие / В.И. Стельмашенко, Н.В. Воронцова, Т.Н. Шушунова. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. - 384 с.

58. Гмурман, В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика [Текст]: Учеб. пособие для вузов / В.Е. Гмурман. — 10-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 2004. - 479 с.

59. Литвиненко, С. Технология фьюзинга [Текст] / С. Литвиненко. - Киев: Витражная мастерская, 2005. - 150с. - (Библиотека стекольщика).

60. Мотовилова, М.В. Исследование термического расширения листовых стекол для отработки технологии спекания «фьюзинг» [Текст] / М.В. Мотовилова, О. А. Артемьева, Л.Ю. Штирц // Труды XIV международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых

Современные техника и технологии»: в 3 т. Т. 3 / Томский политехнический университет. - Томск, 2008. - С.516 - 518.

61. Шерклифф, У. Поляризованный свет [Текст] / У. Шерклифф; пер. с англ. - М.: Мир, 1965. - 430 с.

62. Матвеев, А.Н. Оптика [Текст] / А.Н. Матвеев. - М.: Высш. шк., 1985. -351с.

63. Калитеевский, Н.И. Волновая оптика [Текст]: Учеб. пособие для вузов / Н.И. Калитеевский. - 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1995. - 463с.

64. Цумпе, К.А. Машины и приспособления для выработки стеклянных изделий [Текст] / Карл А. Цумпе; перевод с нем. Г.Е. Гладштейна; под ред. А.Я. Школьникова. - М.: Государственное научно-техническое издательство литературы по легкой промышленности, 1957. — 124 с.

65. Повитков, Г.Ф. Технология производства керамики (Огнеупорные материалы и изделия) [Текст]: учеб. пособие / Г.Ф. Повитков. - Саратов: Издательство Саратовского государственного технического- университета, 2004. - 66 с.

66. Warm Tips [Электронный ресурс]. - http://www.warmtips.com/. — 16.03.2010. I

67. Копчекчи, Л.Г. Напряжения в стекле в вершинах трещин [Текст] / Л.Г. Копчекчи, Л.А. Шитова // Стекло и керамика. - 2001. — №8. - С. 3 - 5.

68. Солнцев, С.С. Разрушение стекла [Текст] / С.С. Солнцев, Е.М. Морозов. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 152 с.

69. Рашин, Г.А. Диагностика пороков сортовых и тарных стекол [Текст] / Г.А. Рашин, Е.П. Рашина, Н.Н. Рохлин. - М.: Легкая индустрия, 1980. - 144с.

70. Безбородов, М.А. Самопроизвольная кристаллизация силикатные стекол [Текст] / М.А. Безбородов. - Минск: Наука и техника, 1981. — 248с.

71. Справочник по производству стекла [Текст]. Т.2. / под ред. И.И. Китайгородского, С.И. Сильвестровича; Государственный научно-исследовательский институт стекла. - М.: Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1963.-815 с.

72. Панкова, Н.А. Теория и практика промышленного стекловарения [Текст]: Учеб. пособие / Н.А. Панкова, Н.Ю. Михайленко. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: Издательство РХТУ им. Д.И. Менделеев, 2003. - 104с.