автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Оптическое стекло в декоративно-прикладном искусстве

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Мерзликина, Юлия Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Оптическое стекло в декоративно-прикладном искусстве'

Текст диссертации на тему "Оптическое стекло в декоративно-прикладном искусстве"

' £/¿7- /■//. У

МИНИСТЕРСТВ© ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ им.С.Г.СТРОГАНОВА

На правах рукописи

*

МЕРЗЛИКИНА ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА

ОПТИЧЕСКОЕ СТЕКЛО В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

17.00.04. - Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва -1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение......................................................................................................3

Глава I. История развития оптического стекла.....................................10

1.1. Появление и развитие оптического стекла...............................10

1.2. Краткий обзор использования оптического стекла в художественном стеклоделии..........................................................................17

Глава И. Основные свойства оптического стекла, используемые в ху

дожественном стеклоделии..............................................................30

II. 1. Своеобразие оптического стекла как материала. Его основ

ные оптические свойства..................................................................30

II.2. Особенности формообразования в художественном оптиче

ском стекле........................................................................................38

Глава III. Основные выразительные средства художественного языка

оптического стеклоделия..................................................................47

Глава IV. Основные направления художественного оптического стеклоделия..............................................................................................66

IV. 1. Камерная пластика..................................................................70

IV.1Л Пластика формы.............................................................81

IV. 1.2. Пластика иллюзорного пространства..........................92

IV.1.3. Пластика внутренней структуры..................................96

IV.2. Монументально-архитектурная пластика............................104

Заключение.............................................................................................116

Приложение 1.........................................................................................122

Приложение 2.........................................................................................125

Приложение 3.........................................................................................138

Приложение 4.........................................................................................140

Краткий словарь терминов...................................................................146

Библиография........................................................................................149

ВВЕДЕНИЕ

Современное художественное стекло - одна из тех областей декоративно-прикладного искусства, где идёт постоянный поиск новых путей развития, новых средств выразительности, новых идей организации художественного произведения. Для решения этих задач художники используют самые различные методы и материалы. Особое место среди них занимает оптическое стекло. Оно возникло как материал для производства линз оптических приборов. Со временем увеличивалось число потребителей, совершенствовалась рецептура, отрабатывались технологически совершенные приёмы обработки такого стекла. На сегодняшний день технология изготовления и обработки оптического стекла является одним из высокоточных производств, настолько же определяющих лицо науки и техники XX века, как и освоение космоса, лазерные технологии и создание мировой компьютерной сети.

Но было бы неверно ограничивать сферу применения оптического стекла только наукоёмкими отраслями. Начиная с середины шестидесятых годов оптическое стекло становится объектом творческих изысканий художников. В материале обнаруживаются качества, имеющие большую ценность не только для науки и военного приборостроения, но и для художественного творчества. За те тридцать с небольшим лет, что прошли с начала развития художественного оптического стеклоделия, оно оформилось в самостоятельное направление декоративно-прикладного искусства. Но, к сожалению, относительно малый удельный вес художественных произведений из оптического стекла, рассредо-точенность центров его производства и небольшое количество мастеров препятствует созданию теоретических основ этого направления художественного стеклоделия.

Как уже было сказано выше, оптическое стекло имеет первостепенное значение для оптико-механической промышленности и сопутствующих производств. Это обеспечивает ему высокотехнологичную базу развития, но и ограничивает возможности распространения; так как варка оптического стекла - процесс дорогостоящий, сложный и потому невозможен вне специальных производств. Но этих заводов во всём мире не так много. Они, как правило, узко специализированны на изготовлении стёкол определённых свойств, а художественные изделия из оптического стекла не являются основным видом их продукции.

Так, например, в России художественное оптическое стекло получило развитие лишь на базе Лыткаринского завода оптических приборов, где создан цех художественных изделий. Имеются и другие центры оптического производства, но в них не произошло слияние двух составляющих: художников по стеклу и необходимой материально-технической базы.

Такое слияние произошло в Чехословакии, где был в наличии широкий круг подготовленных художников и большие возможности реализации их творческих исканий в заводских мастерских. Благодаря этому в конце 60-х - середине 70-х возник феномен чехословацкого оптического стекла. Появилась целая плеяда талантливых художников, интересы которых лежали в этой области.

Другим путём развивается художественное оптическое стекло в США. Здесь оптическое стекло для художественных целей выделено в отдельное производство. Рецептура варки стекла несколько упрощена: исключены некоторые процессы, придающие стеклу специальные характеристики, важные для оптико-механического производства, но сохранены его основные оптические свойства, ценные именно для художественного творчества. Такое стекло получило название «новый хрусталь». Самым крупным производителем «нового хрусталя» считается амери-

канская фирма «Stueben Glass», ориентированная на создании эксклюзивных образцов камерной пластики.

В других странах художественное оптическое стекло также не стало массовым явлением. Работают с ним единичные мастера, а их творения занимают особое место в галерее произведений современного художественного стекла.

Актуальность выбранной темы обусловлена прежде всего тем, что несмотря на достаточно длительный период развития, оптическое стекло пока ещё не стало объектом целенаправленного искусствоведческого исследования. Специалисты в области современного художественного стекла решают более общие вопросы, связанные с анализом сегодняшнего состояния художественного стеклоделия, обозначением главных тенденций его развития. Так, монографии по современному искусству стекла представляют собой некое подобие энциклопедического справочника или рекламного каталога, где важно не упустить ничего хоть сколь-нибудь значимого и оригинального из всего обилия идей и подходов, применяемых на сегодняшний день художниками. Они дают объективную картину направлений современного стекла, но не анализируют, да и не ставят задач проанализировать какое-то из этих направлений детально.

Происходит обращение к проблемам оптического стеклоделия и в периодических изданиях, таких как Декоративное Искусство СССР, Стекло и керамика, Glass Review, Umeni a Remesla, Sklar a Keramik, Glass, American Glass Review и других. Внимание искусствоведов привлекают не главные тенденции, а конкретные события, произведения, художники. Здесь важен фактический материал, а не общие закономерности. В периодической печати с большей вероятностью можно найти анализ какого-нибудь конкретного произведения, обзор творчества какого-либо из мастеров, обращение к новостям выставочной жизни. Но и

в журнальных статьях нереально ожидать подробного исследования вопросов, которые важны для нас в этой работе.

Художественное оптическое стекло с момента своего возникновения находилось на границе науки и искусства. И для того, чтобы раскрыть всё своеобразие этого материала, его значение для художественного творчества, не достаточно находиться на позиции искусствоведа; необходимо привлечь понятия и законы оптики, определить свойства оптического стекла и его специфические отличия от обычного стекла или хрусталя. Эти сведения до сегодняшнего момента разбросаны по десяткам узкоспециализированных книг. Но все они раскрывают лишь некоторые проблемы оптического стеклоделия, преимущественно технические.

Следовательно, для создания теоретических основ художественного оптического стекла необходимо объединить в одно целое результаты научных исследований в области физической оптики (конечно, в той только части, которая интересует нас применительно к художественному стеклоделию) и выводы, сделанные искусствоведением при рассмотрении произведений из оптического стекла в контексте современного декоративно-прикладного искусства.

Наша работа ни в коей мере не претендует на создание глобальной теории. Но нам представляется очень важным восполнить пробел в той части искусствоведения, который касается этой пограничной области на стыке искусства и науки, объясняет своеобразие именно оптического стекла, проявляет все его характерные свойства и обозначает все те возможности, которые этот материал открывает для художников.

Таким образом, целью данной работы является определение своеобразия художественного оптического стекла в современном декоративно-прикладном искусстве, раскрытие его особых свойств и анализ художественно-выразительных средств оптического стеклоделия.

В рамках обозначаемой цели требуется решение следующих задач:

1. Исторический обзор оптического стеклоделия, что позволит определить истоки художественного оптического стекла.

2. Анализ исторического развития художественного оптического стеклоделия, выявление его основных центров.

3. Анализ основных оптических свойств и их влияние на приемы формообразования в оптическом стеклоделии.

4. Выявление основных художественно-выразительных средств оптического стеклоделия, сопоставление их с художественным языком других видов искусств, определение их значимости для художественного языка оптического стекла.

5. Систематизация основных направлений и формальных течений, существующих в оптическом стекле. Выявление взаимосвязей материальных свойств стекла, выразительных средств и композиционных приемов при анализе произведений художественного оптического стекла.

Как говорилось выше, оптическое стекло лежит в пограничной области между искусством и техникой уже по своему происхождению. Но и по художественной природе оптическое стекло является своеобразной коммуникативной зоной, где происходит взаимообмен самых различных видов искусства. В этом слиянии очень ярко проявляется своеобразие оптического стекла.

Для решения основных задач диссертационной работы предлагается использовать следующие методы исследования:

- изучение современных теоретических работ по вопросам этого раздела художественного стеклоделия как отечественных авторов, так и зарубежных специалистов в периодической печати и монографических исследованиях;

- привлечение законов физической и геометрической оптики для объяснения основных свойств оптического стекла, имеющих особое значение для художественного стеклоделия;

- комплексное искусствоведческое исследование проблем оптического стеклоделия, включающее всесторонний анализ произведений декоративного искусства из оптического стекла;

- проведение экспериментальной части исследования. Создание образцов изделий, подтверждающих результаты научных изысканий. Выполнение творческих работ, использующих палитру выразительных свойств оптического стекла.

Раскрытие основной идеи диссертации - определение эстетических качеств оптического стекла, используемых в художественном стеклоделии - диктует нам следующую структуру работы:

1. Введение - где автор обосновывает причину своего интереса к избранной теме, очерчивает современную ситуацию в искусствоведении по этому вопросу и определяет свои задачи в данной работе. Здесь же описываются методы ведения научного исследования.

2. В первой главе даётся краткий исторический обзор оптического стеклоделия, описывается история его возникновения и развития. В отдельную часть выделяется история использования оптического стекла в художественном творчестве.

3. Вторая глава целиком посвящена характерным свойствам оптического стекла и их взаимосвязи с формообразованием в художественном оптическом стеклоделии. Без этих базовых сведений не прояснить художественной природы данного материала.

4. В третьей главе раскрывается художественная природа оптического стекла, сопоставляются его художественно-выразительные средст-

ва с формальным языком других видов искусств и архитектуры, выявляется их взаимовлияние.

5. В четвертой главе анализируются основные направления оптического стеклоделия, его основные формальные течения. Делаются выводы на основе анализа художественных произведений ведущих художников.

В заключительной части проводится подытоживание исследования, определяется его практическая значимость для художников, искусствоведов и намечаются дальнейшие шаги в развитии данной области.

После заключительной части приводится библиографический список литературы, использованной в работе над диссертацией. Он включает в себя труды по вопросам физической и геометрической оптики, литературу по технологии обработки оптического стекла. Но основную часть библиографического списка составляют работы художественных критиков и теоретиков искусства по проблемам современного декоративно-прикладного искусства и дизайна.

В приложение автором вынесены сведения технологического характера, необходимые для прояснения природы стекла, но уводящие от главной мысли исследования несколько в сторону.

Также, в приложение вынесена экспериментальная часть диссертации, где мы предполагаем проиллюстрировать положения основной часта исследования практическим выполнением образцов в материале. Автором были созданы изделия элементарных форм, которые демонстрируют в действительности основные свойства оптического стекла. Так же и в творческих работах диссертанта стремление проявить эстетические качества художественного оптического стекла привело к ряду интересных результатов. Анализ этих результатов, выводы из практической работы, подтверждённые фотоматериалам^ составляют основное содержание этого раздела диссертации.

Глава 1

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПТИЧЕСКОГО СТЕКЛА

Появление и развитие оптического стекла

История появления стекла восходит к истокам человечества. Первоначально это были природные стёкла, находившие применение как предметы культа, украшения и быта. Позднее человек овладел процессом производства стёкол, и историю развития стекла по праву можно назвать одновременно и частью истории культурной жизни людей.

О стекле написано много. Тысячи страниц популярной и специальной литературы отражают богатый, веками накопленный опыт стеклоделия. И всё же до сих пор природа стекла, равно как и сама история развития стеклоделия, остаются во многом неразгаданными, неосвещёнными.

Сегодня, как никогда прежде, стекло - один из важнейших материалов, без него не обходится практически ни одна из сфер производства, транспорта, строительства, связи, ни одна из областей науки, ни одно из направлений практической медицины, ни одна из областей нашего быта. Стекло в той или иной форме сопутствует нам всю жизнь.

Как и все новые материалы, стекло в первый период после своего возникновения было предметом роскоши. И период этот был достаточно длителен - куда дольше, чем эпоха современного его пользования. Наиболее древние находки стеклянных предметов (на территории Египта и Месопотамии) учёные датируют четвёртым тысячелетием до нашей эры. Египтяне делали каменные бусы, покрытые тонкой стеклянной глазурью. К пятнадцатому веку до нашей эры они научились изготавливать стеклянные сосуды, навивая горячие и мягкие стеклянные полоски на

глиняные формы. Непременный признак архаических стёкол - густо насыщенный цвет.

Подлинный переворот в стеклоделии был совершён примерно две тысячи лет назад благодаря открытию способа выдувания из расплавленного стекла, и в течение долгого времени это было основным методом изготовления стеклянной посуды. Уже в то время (так это делают и теперь), стекло изготавливали, расплавляя песок вместе с содой или с поташом добавляя при этом различные примеси, меняющие оптические и другие его свойства. Окраска стекла происходит путем добавки в шихту специально подобранных окислов металлов. Этот метод почти так же стар, как и само стекло. Уже в древности знали, что добавка окиси меди дает зеленое стекло, окиси железа — коричневые тона, окиси кобальта — красивые голубые тона. Изготовление оконного стекла �