автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Взаимосвязь развития межнациональных отношений и национального состава семей
Полный текст автореферата диссертации по теме "Взаимосвязь развития межнациональных отношений и национального состава семей"
' АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ИН'ЛЙ'ХУГ ФИЛОСОФИИ И ПРАБА им. И.М.МШЮВА
На правах рукописи
РГБ ОД
2 7 Я!Ш ^
ТАШАТОВ ИБРАПШАИ МШЩиШЮЛИЧ
ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗЗШЯ ЬШШЩОНАЛЬННХ ОИЮШЕНИЙ и
ЮШИОНАЛЬШШ СОСТАВА СЕТЕЙ
С© .00.1Т - Социальная Философия.. \
автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата оилосойоких. наук
Ташкент - 1996
Рабом выполнена в Отделе социальной философии и социологии Института философии и права ии.И.И.Муыинова Академии неук Республики Узбекистан.
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ - доктор философских нвун, профеооор ХАНАЗАРОВ Я.Х.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ СППОНЕНШ - доктор философских наун, профессор КАДЫРОВ А.К.
8ащита состоится " 30 " денабря 1996г. в Хб-оо час на заседании специали8ированного совета Д 0X5.03.02 по защита диссертации на соискание ученой степени док юра ваун г Ив с тагу те философии и права иы.И.М.Муыинозе АН ГУ а по вдрэсу: 7DOITO Ташкент ул. Муииновв дои № 9.
С диссертаций кожво ознакомиться в Фундаментальней библиотеки Анадеиии наув Республики Узбекистан по вдросу: 700 170 Ташнент уп. Муиино?а, 13
Автореферат разослан " 29" ноября 1996г.
Ученый секретарь специализированного совета
долтор философских наук,
Л р О J в с с " "
кандидат философских наув, доцент Б СБОЕВ А.Б.
ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - Ташкентсяий государственный университет иы. М.Упугбвна.
Б СБОЕВ А.Б
ОЬЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Проблема межнациональных отношений занимает вакное место в жизни шшгонаииональних государств, однш из которых является Узбекистан. Руководство Республики, ее Президент И.А.Каримов делают все для укрепления взаимопонимания я согласия между национальностями, для оптичиаапии межнациональных отношений. А Основном Законе Республики - еа Конституция - сказано, что "все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковне права я свободы и равны перед законом без различия пола, раса, национальности, языка, религии, социального происхождения, .убеждений, личного п общественного положения"''" .
Б национально-смешанных браках проявляется одна из сторон межнациональных отношений а обществе. Эти брака объективно отражают происходящее усиление процессов межнационального общения. Особого внимания они требуют сейчас, когда наье общество нуждается в дальнейшем укреплении мира и стабильности. Сахра-нение же стабильности национально-смешанной семьи зависят во многом от состояния межнациональных отношении. Очевидно, нужно искать пути еще большей гармонизации межнациональных отношений как важной предпосылки укрепления нашюнально-смешагшых семей,
8 нанем общества происходит интенсивный процесс пересмотра прежних установок я догм на основе накопленного исторического опита. В определенных уточнениях нуждается и проблема национально-смешанных бр-зков, Зти -уточнения внесут свою толоку а дальнейшее разлитие медапиональных отношений, в укрепление духа общности пеле£? и стремлений всех наипй и народностей,Республики.
Сказанное выше со всей очевидностью подчеркивав? ность данной проблемы, что и преопределило выбор дагя тепы исследования. В обществе, которое мы создаем, "будут преобладать такие качества, как дружба я согласие между гразданачи, присущие нашему народу человечность, увахснав к общечеловеческим ценностям'"'.
Цель исследования. Основной целью диссертация является
^'-Конституция Республики Узбекистан. - Ташионг, 199^, -
С. .
^ Каримов 'Л. Узбекистан - государство С! великчм будущим. - 1а&кент, 139.2. - ?й.
исследование межнапионалымх отношений и их влияние на национальный состав семей, раскрытие механизма взаимосвязи процессов интернационализации и национального состава семьи.
Ллл реализации этой иели намечено решить в диссертации следующие задачи: .
- раскрыть сущность и форда национально-смешанных браков, их зависимость от характера национальных отношении;
- исследовать природу семейных связей с культурными особенностями народов, вступающих в межнациональный брак;
- раскрыть механизм нлияния миграционной подвияности населения на рост межнациональной брачности в Узбекистане;
- исследовать механизм »ушшиояирования и специфику семенных отношений в национально-смешанных семьях, предопределявших динамику разводов в этих-семьях;
- дать анализ межнациональной брачности до и после обретения независимости Республикой Узбекистан, определить и оценить начетитадиеся здесь тенденции, их перспективы;
Научная новизна исследования. За последние о0-70 лет произошло исключительно резкое увеличение численности населения и еще более значительный рост его многонаиионэльности. Сосредоточение значительной численности многонационального населения вызвэло в обществе изменения и сдвиги, которые требуют внимательного изучения и определенных выводов, полезных для проведения национальной политика в независимом Узбекистане. Одним из этих сдвигов является увеличение удельного веса межнациональных браков и семей. Эти процессы пока изучены слабо и в данном исследований преследуется ыель восполнить некоторые пробелы анализа. В частности:
- сравнить долю межнациональных браков, их национальный состав до 1;Я7 года и после него, что будет первой подобной попыткой;
- дать сравнительный анализ межнациональных браков тота-лктврного периода и первых лет независимости, причин изменений зяесь, что выполняется впервые в этоА »(«ре исследований;
- подвергается обстоятельному рассмотрению причины роста иумиграиионнчх процессов и их влияние на межнациональные браки,-гопрос, который до сего времени не был предметом освещения;
- приводится значительный сравнительный материал по государства« Центральной Азии, бывшим республикам СССР, показывали " я*: сторону и различия, что является первой попнткой
! (I гонись проблеме.
Степень Изученности проблемы. До начала 60-х годов межнациональные, или напионально-смеи,энные, браки не были объектом особого внимания и отмечались, как правило, в работах этнографов, изучавшие бит и культуру народов. Из своя? наблюдении и констатация они /елеко идущие выводов не делали, ибо он« занимались не проблемами перспектив национальной политики при социализме, а своими этнографическими вопросами. Однако, следует отметить, что публикации этнографов давали значительна и научно-достоверный материал для поедварятелышх выводов v познания социально-бытовых; первопричин смешанны* в национальном отношении бг.аков'*'.
Полотенце с изучением наиионально-смеьанны< браков стало существенно меняться с начала ьО-х годов. Они стали однол из ci-ep пристального внимания общественшк наук, внимание которих на то или иное направление обращало руководимо тоталитарного многонаиионвл1ного государства СССР. В -увеличении численности и удельного веса наоионально-смеа,ан1шх браков и семей оно усматривало перспективное направление, работавшее на .ускоренное сближение и слияние наций.
Монографическое изучение- браков и семей в СССР било начато «.I .Харчевым, продолжено рядом других авторов вплоть до распада советского многонационального государства^. Ряд исследователей посвятили свои труды проблемам семейно-брачннх отношений в иентралыю-ааиатском peí ионе"*, наряду с которыми
X. См., например, Рорзш H.A. Распгострьйениость межнациональных браков в республиках Средней Азии и Казахстане в 30-х годах.// Советская этнография. - > 4. - 1970.
¿. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - М., IS93; Хорчев А.Г., Мапюковскии М.С. Современная семья и ее проблем«. - Й., 1978; Чуико Л,0. Ьраки и разводы. - М,, I9?t>; Балагушкин Е.1. Соаталь-ная сущность семьи. - Л., iä?ß; Соловьев Н.Я. Семья в социалистическом обществе. - л,, 1981; Сысенко 'i.A. Устойчивость брака. - М., L93I-, лакеев Г.А. Семейная тазнь и дета. - Волгоград, 198?; Шуман С.1'., Шуман U.U. пониикты в молодой семье. Причини, пути устранения. - Минск, ladö; Лаптенок С.Д> Нравственная сущность еемепю-брачнык отношений. - iL, I9S0; 1ребенииков И.В. Основы семейной даэни. - М., -[991 и др.
f. Кисляков H.A. ичерки история семьи и брака у народов Средяе*1 Азии и Казахстана. - Л., 19ь9; Хаь.имов Ä.X. 4-орчироза-нче и разлитие геуе»;но-бнтових отношений у народов Средней Азии. - Душанбе, L9W; Таштемиров У.Т. Современная социалистическая семья и тенденции ее развития: из опчтз республик Средней Азия. - Таккент, IS&i; Абрачяон С.М. Отражение процесса сближения наций на семе/но-бчтовом .укладе наропоя Срэкней Аяии и Казахстана // Соиетеная этнограф пя. - l'jdJ. - > 5 In др.; Оусо-Аолов A.A. ''в-щэииональные браки а СССР. - М,, 19Ь7.
появились работа, содержание которых отражало, как правило, состояние межнациональных брак!ов в одном из среднеазиатских республик или Казахстане*.
Работы, посзжценные миграции населения, оснещали происходившие изменения в размещении населения, его перемещения по территории СССР, ведшие к росту многонаииональнос.ти республик .
Таким образом, проблемы брака и семьи, в том числе наиио-нально-смеьанных семей, миграции населения были достаточно обстоятельно изучены в рамках бывшего СССР. Через всю эту литературу и научные публикации красной нитью проходила идея о том, что национальная проблематика фактически уже исчерпала себя, так как национальный вопрос реи.ен полностью и окончательно и поэтому речь мокег идти ныне только о дальнейшем совершенствовании национальных отношений и укреплении дружбы народе». Растущие количество и .удельннй вес межнациональных браков и семей только подтверждает вы вод о решенности национального вопроса.
Насколько искусственными я надуманными были эти "наводи", показали дальнейшие события и процессы, развернувшиеся на территории тоталитарного многонационального государства, начиная с апреля 1985 года. Пояснению сущности происходящих изменений, были посвящены многочисленные публикации, появившиеся, в част-
I. Нарыннбаев А.И. Опыт иошюлогического исследования межнационального брака // Нания и национальные отношения. - Фрунзе, 1906; Ханазаров К.Х. Межнациональные браки - одна из прогрессивных тенденций сближения социалистических напий // Общественные науки в Узбекистане. - 1964. - .« 10; 51усаев 0. Межнациональные браки и семьи в Туркменистане. - Ашхабад, 1977; Скачкова Н. Роль межнациональных браков а семена сгЬгладнии напий и народностей в период развитого социализма. - Алма-Ата, 1977; Салбиева Л. Межнациональный брак и семья как отражение национальных отношений нового типа. - M., 1979; ASaiiopima О.П. Линамика изменения разнонациональных браков в условиях интенсификации межнациональных отношении. - Ташкент, 19У0; Ачилова Р, Напия и семья. - Орунзе, IS87; и др.
Л. 11>пилвд В.А. Межреспубликанская мшгкыия и сближение наций в СССР. - Львов, 199b; Переведен'ев В.И. Методы изучения миграции населения. - И., "J.&7S»; Хорев В.Н.'Проблемы изучения миграции населения. - M., I97â; Корель Л.В. перемещения населения между городом и селом в условиях урбанизации, - Новосибирск, I9&2; йулляд-каноа И.P. Ilevioi радоеское развитие Узбекской ССР. - Ташкент, 198?; Воспроизводство населения и демо-гра!яческая политика в СССР. - М., £987; Максакова Л.П. Мигра-иия населения ^збв'йисгана. - Ташкент, Х98ь; и др.
ности, после распада СССР а провозглашения независимости прежде Формально-независимых республик. Они - первые смелые шаги по пути к создания подлинных общественных яауя, свободных о? давления и предписаний тоталитаризма и моноидеологии. Эти работы сыграли бесспорную позитивную роль в осмыслении сущности и исторической необходимости перехода к рыночной экономике, к демократии и гуманизму1. Глубокому анализу событий и процессов, предшествовавших провозглашению независимости, помогли трудч ведущих философов, социологов и историков Узбекистана'*,
йорводя итоги ва/яснению степени изученности проблемы, нельзя не заметить, что вопрос оказался сложным и запутанным: с одной стороны - десятки солидных по объему книг, и, с другой стороны - их крайняя односторонность в подаче и анализе материала, обусловленная их опорой на марксистско-ленинскую теории ускоренного сближения и слияния нации при социализме. Однако, написанные видными исследователями, они помогли нам объективно содержащимися в них фактами в уяснении характера и сущности явлении и процессов.
I. Абдуллаев Т. У. Диалектика национальных и общечеловеческих ценностей в сфере быта, - Ташкент. 1994; Арифханова С.М.
Нравственные принципы ислама как компонент культуры народов Центрально-азиатского региона. Автореф-т дис. на кандил!«та фи-лос.на/к /АВД,/. - Ташкент. 1994; Ачилдиев A.C. Проблема взаимодействия национального самосознания и национальной культуры.
- Ташкент, I9S4; Ьабаходтаев М.А. Межнациональные отношения в Республике Узбекистан. - Ташкент, Х994; Джаббаров Ж. Язывовой фактор в Формировании локвльнои я мировои цивилизации. - Ташкент, 1994; Касеев С.С. Некоторые аспекты реи-ения национального вопроса в Узбекистане. - Ташкент, 1У94; Келатак б.угун бош-ланади. Тошкент, МУЪ; Кульма tob U.M. Идеи гуманизма в духовных ценностях .узбекского народа. - Тви:кент. АКЦ. 199&; Нипаноя М.Н. Обновление духовной жизни наций. - Ташкент. 199^; Узбекистан-нинг мчллий истиклол «шкураси. - Тошкент, 1Э93; Хоназэров К,, Мансурова Г. Давримиэ ва тилимиз муаммолэри. - тоа.кент, 1993; Хужамурадов И.Р. Проблему Формирования национального /этнического/ самосознания узбекского народа и влияние на него ислама. AM. - Ташкент, 1934; Ввкхова JC.A., Назаров п.. Умуминсонии кад-риятлар ва мэчгавий камолат. - 'Хоцкент, IS93; Эрназаров Р.У. Диалектик« наиионапьннх и общечеловеческих ценностей, АКЦ.
- Ташкент, 1У94; и лр.
¿. См.на след. стр.
Метогологическая и теоретическая база исследования. -Tpvnu ведущих современных философов, посвященные фундаментальна проблемам мироздания, общества и человека, пи вопросам национальных отношений, брака и семьи. В диссертации исполь-зочану матеоиэлы и выводы работ философов, этног гадов, историков , социологов, данные периогической печати. Автором привлечены материалы Зсесопзн;« переписей населения 1:Ъ9, 1970, 1..V9 и гг., кагаюмшеся межнациональных семей, статистические данные ер^ива Госкомстата республики о браках и разводах, о уиграиионнои подвижности населения. Для выяснения но-чейших тенденций в oieре нашего исследования нами были обсто-телько изучены архивы ЗА1Сов Мирзо-Улух^бекского и Сабир-Рахи-мовского туманов гор.Ташкента о браках за 1983-19^5 гг., Центрального Дома бракосочетания "Извруз" юр.Ташкента.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Разнообразный тактический и статистический адатрриал, выводы на основании его соепоставитального анализа, а такие конкрет-но-социоло!ичесние данные могут быть использованы научными раоотниками в дальнейшем углубленном изучении новевших процессов и явлении в обществе, в исследовании современного состояния национальных и межнациональных отношении, напионально-сменанннх браков и семей, в конкретизации и.систематизации знании по сменянным бракам и семьям, в определении их тенденции и перспектив в связи с планированием управления межнациональными отношениями. »Материалы и выводы диссертации могут быть использованы такие при чтении лекпий и проведении семи-
Шрололченче сиоски со стр.6:
Абгусачедо! А.Э. Соииал таракки"! ва иодом. - Тошкент, 1934; Атамуратов С. Национальное самосознание и интернаиио-нельное воспитание. - Ташкент, 1991; Валиев А. Проблемы развития духовной культуры. - Ташкент, 1992; Аута ев Н. Узлшиня енглэш чаврити. - Tou-'Кент, 19S0; Ьорм.урадов Б. Характерные особенности и основные тенденции интернационализации общественной дизни. - Ташкент, i9?9; Тошлонов Т. Миллии ва динии уриьонотлвр. - Тои.кент, 1986; Уиурзакова О.П. Закономерности гйлв-гения быта и традиций социалистических наций. - Ташкент, iyVi; Хаирулласв М.М. Культурное наследие и история философском. мчали. - Тьи.кент, хЬ&и; /супов Э., Туленов 1афуров.
масала бъ.чча иплса&яй су<ботлор. - Тоикеьт, 1990; 1 pf.-'v :э«г ов С. из языке единства. - Ташкент, 1.,у1.
- а -
нарскях занятий по социальной философии и истории Узбекистана, при проведении научно-просветительской и воспитательной работы среди населения, решения вопросов повышения культуры межнационального общения, гармонизации межнациональных отношении.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы исследования,
определяется степень ее научной разработанности, Формулируются
цель, задачи, научная новизна работы, ее теоретическая и практическая значимость.
В 1-главе - "Отражение характера я особенностей межнациональных отношений на национальном составе семей" - рассматривается вопросы взаимосвязи псоаессоа в сфере экономики, политики я культуры в современном мире с национальным составом семьи, изменение в национальном состава семей в течение первой пепины XX в.
В диссертация раскрывается содержание, понятия национальные отношения; адтор высказывает свое мнение о необходимости различения понятий "национальные отношения* и "межнациональные отношения", без чего может иметь место определенная путаница в разработке данной важной научной проблемы. В работе тайке уделено внимание показу механизма.действия межнациональных отношений, их зависимость от способа производства, влияния на них социальных отношений,'идеологии в других факторов.
Развитие напий $ межнациональных отношений в современном мире, как подчеркивается а диссертации, определяется тенденцией к беспрерывному росту и учащенно обмена материальными и духовными ценностями , преодолением прежней замкнутости национальной жизни. Эти объективные процессы всемирного характера ведут ко все более четкому формированию двух тенденций: с одной стороны, происходит складывание и укрепление всемирного хозяйства, единой общечеловеческой цивилизации как общего завоевания я сокровимниич материальных и духовных ценностей, созданных всем« паролями земли; с другой стороны, имеет место рост, обогащение и укрепление наций, как наиболее совершениях сопавльно-этиячео-к«т обшностей, гознетаих внутри себя оптимальные условия для двль.чеишего развития отчества, для реализации новых спершании
в области науки, техники, технологии и духовности.
В связи со сказанным диссертант четко обосновывает своп позиция, заключающуюся в том, что долго бытовавшая в условиях тоталитарного социализма теория ускоренного сближения, якобы с неизбежностью ведущая к слиянию нация, была научно не обоснованной, в сущности своей лохной и порочной, противоречащей как объективному ходу исторического развития человечегт ¡а, так и хлубоко научному анализу данной проблемы. Но мере продвижение общества вреред происходит не только унеличение общи* черт у них, но и обратный процесс,- внутреннее саморазвитие наций, ведущее к появлению у них новмх недонторкмых особенностей и граней.
S диссертации отмечается, что межнациональные отнои-ения -суть комплексные отношения; aro - совокупность вконсмическик, соияально-иолиткческвх и духовно-культурных отношений, допол-няемчх особенностями нации, такими кьк национальный характер, наииошльиые чувства, национальная гордость, которые являются конкретннми проявлениями более общего понятия национальное самосознание. Склад характера, психологические и змоиионаяь-нне особенности народов, обусловливаемые природными Факторами, своеобразиями социально-политического и культурною развитая ньродов, придает каждому из них то своеобразие, которое нельзя отрицать.
йаиия - исключительно.сложны« общественный феномен, своими корнями уходящий в глубину веков и даже тысячелетии. Связать образование нации только с периодом превращения рыночных отношении в господствующие упрощает картину, открывает путь к манипулированию ими в узко-политических целях. Она, являясь крупнетим социально-экономически.« обраяочанием, обладает исторически обоснованными специфическими интересами в o.iepe полигики, хозяйственной жизни и культуры, Поэтому когда в одном государстве вместе пропивают несколько наций шш их части, то создается сложный клубок взаимных притязание, недомолвок и не-пойольстпа, который пока челоаечество, с.удя по пактам, eue не научилось везде и во всех случая* мудро, оперативно и vnuip решить.
lia этом .j.©ne, пи^ет диссертант, четно в.деляйтся политика независимого Узбекистана в едае межнациональных опю^ени.;,-политикв мира-и согласия между нароиьми мак внутри i псуцарства, так и чо взаимоотношениях со всеми юсульрстни. Созданная в
Узбекистане и пол «ерпинаемая разумными мерами созидательная обстановка мира и соишсия наилучшим образом отвечает требованиям переходного периода от тоталитарного режима к риночнмм отношениям, направления всех усилий общества на решенчв задач преобразования общества. Мы создаем государство "основанное на принципах гуманизма, обеспечивавшее права и свобода граждан, независимо от национальности, вероисповедания, сопельного положения и политических убеждении"-1'.
Характер межнациональных отношений зависит от сложного комплекса об'-ектязнчх и субъективных ¡акторов, экономических, политических, социальных и культурных условий, от исторических традиций и непосредственного общения л>одей. Равенство наций во всех сферах лизни определяет атмосферу межнациональных отношений. Дружественнее отношения способствует расширению контактов ппедстанителеь национальностей, ведут к знакомству с хозяйственной и духовной культурой других народов.
В диссертации проводится и обосновывается та мчсль, что. в такой атмосфере взаимного уважения и сотрудничества происходит становление и укрепление как национального самосознания, тэк и интернационалистских принципов и чувств. Автор при этом критикует бытовавиее ранее толкование сущности и содержания национального и интернациональною как .упростительское, ко1да Фактически интернациональное противопоставлялось национальному. Национальное рассматривалось как явление, близкое к национализму и представляюцее-как бы подпочву для национализму. Поэтому все суждения всегда сопровождались многочисленннмя огозорками-прелупреждениями и реверансами в сторону интернационализма. На деле же, поется в диссертации, интернациональное ие более как говокупность лучших сторон и аспектов национального. Интернациональное вне национального это пустой звук, абстракт. По тому кто йопется за развитие интернационального, тот долтен начинать счои усилия с развития национального и всегда прочно стоять на национально» почве, которая тем плояо-по^ней, чем I, и ре и глубже она связана с другими передовыми национальными культурами.
¡3 работе показана взаимосвязь нации я гемья - субъектов общественных отношений. Национальная и семейная структура общества предшишапт ^неинее азаимодекствие через конкретного
1. Каои7ов И. У •беигтэн: гной путь обновления и псоггеега. - Тпи'кент, - О.!'!.
человека. Поэтому нания - относительно устойчивая общность, целостность которой подвергается испытанию межреспубликанской миграцией, культурным влиянием и учащением межнациональных браков, ироходя испытание, на)ия еще бипее сплачивается и укрепляется. Насколько прочны внутринациональные связи, нити я отношения и как жестокие испытания упрочивают и укрепляют наиви мы видели на примепе народов, насильственно выселенных в 19431944 гг. с мест исторического расселения и подвергавшихся в течение доеолько долгого периода,г вплоть до 19Ы5 года,- планомерному воэдеИогвкю беспримерной по суровости ассимиляции. Это испытание для крымско-татарского народа продолжалось более сороке лет.
Ме-шэнионэльные браки - один из показателей объективного проиессе сближения народов, характерный пример смешения компонентов одного народа с другим. Это смешение полезно с биологической, и с социальной точек зрения. Давно известно, что в истории человечества смешение народов, различных племен в одно целое оздоровляло общество, инжектируя в него новую, свекую кровь носителей другого опыте, других генов и других качеств . С учетом этого, в диссертации подчеркинается значение национально-смешанных браков для развития и сближения народов, подъема ях уровня материальной я духовной культура.
Межнациональная семья представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она об единяет не структуру супружеских отношений, ко и детей, родственнаокв. Она - одна из форм социальной общности людей, предполагающая единство духовных интепесов и стремлений всех своих членов. Здесь более рельефно отражаются национальные взаимоотношения. В нек непосредственно или опосредованно отражаются различные Формы общественного сознания той или иной исторической эпохи. Семья, как и напия, категория философская. Она исторически меняется как и общество.
Устранение социального неравенства между полами, заключение брака на основе свободы ^выбора я любая обусловливают доминирование нравственной основы в брачно-семеиных отношениях. Межнациональная семья демонстрирует, как правило, синтетическое единство национального своеобразия в общих черт наций. Единство моральных ценностей и мврововоззренчеекчх установок супругов способствуют распространению межнациональных браков. Сей ¿акт существования межнациональных браков говорит о взаим-
- и -
ном признании супругами wrтяаниональннх ценностей, о гоизме-рпчисти .уровней развития культур.
3 грссертзпии отмечается, что чекнеииональные браки -проявление пречде всего биологического смешения народов. Человек - существо не только биологическое, но и социальное. Он -член общества, принадлежит к той или иной социальной общности /семья, класс, нация/. Человек включен а в культуру. Поэтому биологическое смешение дополняется социальным и культурным смешением нароов.
; изнь семьи тесно связана с бытом. Национальный быт болев традииионен, меньше подвергается изменениям, что обуслоаяява-ется влиянием психоло1ических Акторов, национальны* чувств, представлении, передающихся из поколения в поколение. В семей-но-бчтовой Ыере национальное традиции выступают кик нравственные принципы, правила, регулирующие отношения в семье и в быту. Поэтому сдержанное отношение к мехяапиональкым бракам нельзя рассматривать как показатель консервативности.
«йетгиаиионэльнме браки относятся к однородным бракам как особенное к об нему. Но, особенное как категория, в отличие № orimero, илеет споп спепифику. Аналогично меюациовальная семья имеет присущие ек особенности. Семейный быт в таких семьях в большинстве случаев носит смененный характер, где сливаются зоедийо различнче элементы двух национальных культур и двух разновидностей национального быта, обогащенных влиянием других на родов.Нечто подобное наблюдается и в применении и использовании языков в ртих семьях.
В диссертации подробно освещается вся совокупность изменений, имевших viscto в экономической, социально- политической и культурно-духовной жизни населения Узбекистана, начиная о первых десятилетий начала текущего века и до завоевания независимости. Этот период был исключительно противоречивым а виго-чел в себя первые три десятилетия пробуждения национального самосознания, национальных движений, возяикиопейия первых национальных периодических издании, складывания национальной журналистики, романистики, выхода на широкую саяэь с европейской, а через нее - с широкой общечеловеческой цивилизацией. Последовавшие четем несть десятилетий узбекский народ был превратен, наряду с гругми naponavw бнчшего СССР, в строительный материал для возводимого здания коммунизма.
¿ля достижения згой игла ясл уногоняичонзльная страна бчлэ
1В -
подчинена единому планированию и развивалесь как Всесоюзный народно-хозяйственный комплекс. С социально-политической точки зрения пповодилась"политика всестороннего добровольного сближения напий и народностей на основе их свободного расцвета и развития", за пышнои Фразеологиек которой скрывалась политика ускоренной руссиФикаиии, С середины ЗО-к годов в до середины ЗО-х годов в СССР ппоистогят перемешивание и сближение нэиий и народностей, которые превосходили по темпам асе что было известно в истории.
В »тот период в Узбекистане раскрепощение кенщинч, демо-крьтияания структуры семьи, распространение новчх праздников, обрядов и традиции, появление общих черт в образе жизни всех иаиий и народностей, запрет многоженства и ранней выдачи девочек замуж, рост многонациональное™ Узбекистана, создание широком сети шьол и высших учебных заведении, и.ульт.уряо-прос-ветительских учреждении, возникновение современных промышленных центров,- все это вместе вызвало небывалое учаяение общения наролов, их тесное совместное прочивание, труд и отных.
В диссертации подчеркивается, что именно в ям шятидес-ятилетие, при постоянном идеологическом давлении сверху и непрерывном функционировании пропагандистской машины тоталитарного режима создались .уникальные, и, во многом насильственно организованные государством искусственные условия для небывалого учащеная межнациональных браков, роста числа и удельного веса наиионально-смеийнных в обществе. В гтих условиях
формируются лве тенденции в сфере межнациональных браков: с о?ной стороны - увеличивается удельный вес или доля межнациональных бракоа во всех соииально-дечогоафчческих группах, и, с другой - зэклшчаются все чаще браки межлу представителями этнически неродственных наций и народностей.
Об'-ектизно-полезная сторона процессов и явлений 19?Ь-198Ь годов в сфере семекно-брачных отношении заключается в том, что кореннме народы Центральной Азии,- узбеки, таджики, казахи, туркмени, киргизы, каракалпаки,- широко и ускоренными темпами приобщились к европеискои, через нее - к общечеловеческой битовой культуое, включая архитектуру и дизайн чилья, коммунальное удобства, орханизокию и проведение свадеб, других семенных тор-вств, опрепелелие места в семье эмансипиро"анной женпини и т.п.
Дружественна й характер межнациональных отношений, «вменение структуры семьи, языковая компетенция, образовательный и культурный уровень населения - все это вместе взятое способствовало создании в Узбекистане национально-смешанных семей ■ браков. Здеся межнациональные браки представлены в основном супругами из числе центрально-азиатских народов. Следуюцяй тип национально-смешанных браков представлен русскоязычным населением. Это объясняется тем, что у народов, исповедующих ислам, некоторые поведенческие отношения сложились под воздействием религиозных запретов. В целом превалирует скрчтое общественное осуждение сменанны х браков. Отношение родителей, родственников сказывается на создании таких семей. Наблюдения показы вают, что болшвнство узбекских семей опасаются размывания, потери национальных особенностей, возникновения конфликтов и траний на почве национальных различий.
Но П-й главе - "Изменения в межнациональных брачных отношениях в Узбекистане" - исследуется влияние интенсификации. межнациональных отношений и ее воздействие на национальный состав семей, роль миграционных процессов в :1Том процессе.
Современное производство, пишется в диссертации, вовлекает в пропесс национального развития народы самых отдаленных уголков земного шара. Все народы оно связывает нияями экономических связей. Взаимозависимость нации в масштабах всего мира, все более усиливаясь, постепенно преодолевает прежнюю отчужденность народов, неуклонно ведет к йх сближению. Ео мере выхода из экономического кризяса^прежние республики, ныне ставшие независимыми государствами, все сильней чувствуют необходимость установления экономических отношений на базе равноправия и взаимовыгодного сотрудничества. Сегодня икономяческое вх развитие невозможно представить в отрыве от экономических связей, что воило бы в глубокое противоречие с тенденциями, нарастающими в мире.
Но^к этому положению народы пришли через долгий путь экономического, социально-политического и культурного развитии. С тех пор, когда вступление в межнациональный брак в большинстве случьев било настоящим подвигом, в корне изменился психологический климат вокруг национально-смешанных семей. Исследования показывают, что повеемзетннй рост того явления наблглдют-ся, начиная с РО-х годов. Бистров экономическое развитие Узбе-
кяствва в качестве составное сырьевой частя Единого народнохозяйственного комплекса многонационального тоталитарного государства сопровождалось количественным ростом межнациональных браков. Была создана соответствующая промышленность для обслуживания хлопководства, ибо Узбекистан был огноннЛи хлопковой базой этого государства. Ьшш создана такье промышленность по добыче * вывозу иеннеМвх подземных богатств, в том числе золота, урана, вольфрама н др. В результате произошли изменения не только в территориальном расселении населения Узбекистана, но я в национальном и социальном составе населения»
Эти изменения отразились и в едере семейно-брачных отношений в виде роста количества и доли национально-смешанных браков в общем количестве браков я семей. Но данным, относящимся х 19Р6 году, от общего количества Ь3381 браков национально-смешанных было Ь2¿4, то есть £1,9 процента^ По переписи населения СССР 1959 года, в стране из ЬО.Э млн. семей национально-смешанных было 0,2 млн., что составляет В том же 1959 году в Узбекистане, согласно данным Переписи населения, межнациональных браков было всего Эти цифры требуют специального в детального изучения. Однако, нельзя не обратить внимания на то, что а 19£>9 году по сравнению о 19'Ъ годом в Узбекистане процент смешанных браков уменьшался о 11,9* до 8,2*. Этот спад обьясняется, очевидно, господством всеобщей гифории в середине 30-х годов в стране после "победа социализма" я "торжества дружбы народов", в результате чего ороиент смешанных браков подскочи довольно резко в те годы. Положение же в каше 5(Ъх годов обусловлено тем, что многона-. , пнональность Узбекистана за 1937-1969 гг. главным образом 89° 88 счет направления в республику высококвалифицированны* специалистов из Центра в приглашением в нее русскоязычного населеняя ■э глубинной Роосяя, то есть увеличением в составе населеняя значите льиого контингента русскоязычных, слабо или вовсе не знакомых с языком, культурой к обычаями коренною населения ■ живущих плотными "островхамв" в республике в промышленных хоро-
1. Борзых Н.П. Распространение межнациональных браков в республиках Средней Азии и Казахстане в 1930 годах // Советская ьтногрефи. - 19?0. - » 4. - С.9£.
2. Козлов В.И. Национальный состав населения СССР: этно-гра1нческвй обзор. - И., 198^. - С.¿68.
лаг как Навои, Раратшан, Алмалык, Беговат, Чирчик.
В этот период произошло сосредоточение узбекского я в целом коренного населения з сельской местности, русскоязычного населения - и городах. По двнннм переписи населения 1959 года, из обшей численности русских в Узбекистане 1.090.728 человек 912,694 чел., то есть 3?,7 процента проживали в городах. Из облей численности узбеков в республике в &.0'8,27? чел., 1.015. 480 чел., то есть 20,2 процента проживали в городах, составляя •'7,2 процента городского населения Узбекистана. Это означало, что 7Э,8* узбеков проживают в селе. В сельских местностях Узбекистана чсего ii.i-.77.124 человека, из них русских было 178,034 чел., то есть они составляли лишь 3,3 процента сельчан1.
Подобное "теориториальное распределение" населения, разумеется,- отнюдь не способствовало росту количества и удельного яеса национально-смешанных браков. Более того, "территориальная поляризация" населения путем распределения его по национальностям между городом и селом постепенно углублялась: в 1970 г., согласно данным переписи населения, уже всего 89,1 процента ругских прокипало в городах. В том же юду в сельской местности Узбекистана проживало 7.478 тысяч человек, из них русских было 1о1,2 тмсяч человек, то есть 4,2 процента .
Эти цифры дат кое-какой материал для анализа происходивших процессов, а именно: за 19Ь9-197П гг. процент межнациональных браков в Узбекистане увеличился ввего-на-всего на ¿,Ь% и главным образом за счет браков представителей населения евро-пейскогоп5§Ш8ШяШжду собой и браков языково- и культурно-родственных народов между собой. Очередная Всесоюзная перепись населения состоялась в 1979 г. Ее показатели по межнациональ-нчч бракам оказались более чем красноречивыми: по Узбекистану в 197У году по сравнению с 1970 годом межнациональных браков на 0,4 процента ниже. Это свидетельствовало о формировании в недрах Узбекистанского облества скрчтогосгпрртияленяя национальной политике, о пробуждении национального самосознания и его укреплении в стремлении миллионов прр выразить свой протест против ущемления национальных интересов и достоинсгаа, создания
1. Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 года. Узбекская ССР. М., 1962. - 0.138-143.
2. Итоги Всесоюзной переписи населения ДЭ70_£0Д8.- Национальный состав населения СССР, Том 1У.' союзных и автономных республик, крчев, областей и национальных округов. - М. - 1973. - С.г02-Л0.
привилегированных условий одной нации, что сводило иа-нет все t рассуждения о равенстве и равноправии напий я народностей в СССР, об их всестороннем расцвете я добровольном взаимном сближении.
Дальнейшие переписи населения СССР 1979 и 1989 гг. по свочм данным стали фактически против национальной политики в стране работать, не говоря о других отраслях народного хозяйства. Этичи обстоятельствами можно объяснить то ненормальное положение, что данные переписей населения, в отличие от других стран, не печатались поляостьго и открыто, а выдавались, после долгой обработки а "уточнений", в виде отдельных малообъемных книг. Хотя в 70-80-х годах в Узбекистане проживали представители более че*» 120 наций и народностей, в книге ЦСУ СССР, изданной в связи с йЬгами переписи населения 1979 года были приведены данные только по 12 "наиболее многочисленным национальностям , сгифрч же по переписи населения СССР JJ989 года были опубликованы отрывочно. Это обстоятельство нам мешало досконально и всесторонне изучить происходящие изменения в национально« составе населения, в его размещении, в миграция населения и т.п. и обосновать сдвиги в области национально-смешанных браков и семей. Поэтому, несмотря на огромный рост многонациональное«! Узбекистана, подъем интенсивности общения разнонационального населения, за 1979-1989 гг. межнациональных семей стало больше в республике всего на 2,в % ,
Таким образом, общая картина по Узбекистану выглядит еле- i дующим образом: 1926 г.- 11,9*, 1959 г.- 8,2#, 1970 г. - 10,8*. ■ 1979 г.- 10,At, 1989 г. - 12,1%, Для сравнения приведем денные по СССР: 1959 г.- 10,2«, 1970 г.- I3.55C, 1979 г.- 14,9* и 1989 Г.-данные не опубликованы. Так, по этим пифрам можно заключить, . что показатели по межнациональным бракам были всегда заметно ноте чем в пелом по СССР. Определлщим образом на вти показатели влияла позиция узбекского населения, которое составляло не менее 60* населения Узбекистана. Это подтвердилось при исследовании нами межнациональной брачноети за 1988 г.: узбеки-мужчины, составляющие более 71< населения, дали 28Й межнациональных <Jpa-
1. См.: Численность а состав населения СССР. Ifr данным Всесоюзной переписи населения 1979 года. - М., I98b. - C.IIQ-III.
2. Но дзнным Госкомитета Узбекистана по итогам Всесоюзной переписи населения 1989 г.
ков. Русские,*составляя 8,населения, дали I6i межнациональных браков, татары, составляя. 2,Ъ% населения, дали IOi межнациональных браков.
Эти нифры при их внимательном изучении дают материал еще для одного наблюдения: если узбека, русские и татары, составляющие в общей сложности, по данным Всесоюзной переписи населения 1979 года, 8S,?2 процента населения Узбекистана^ дали tit всех межнациональных браков, то ни остальные более чем 100 ШШй! Народностей, представители которых проживают дисперсно по всей республике и составляют около L7& населения, в межнациональные браки вступают и нормируют национально-смешанные семьи почти в три раза чаще^чем численно-крупные нации. Здесь мы видим во всей наглядности роль растущей миграции населения в увеличении количества и доли межнациональных семей.
Таковы факты и выводы, сделаннШРЗа основе изучения изменений в сфере смешанных браков в условиях существовав®! тоталитарной сверхдержавы СССР, в состав которой входил Узбекистан.
■Последний раздел Л-й ¿лавы посвящен анализу тенденций, Формирующихся на объективной основе после провозглашения независимости Республики Узбекистан, й диссертации отмечается, чго обретение Узбекистаном подлинной государственной независимости открыло качественно новую страншу в его жизни. Руководство республики предпринимает последовательно шага, направленные на разумное и эффективное использование тех богатых людских ресурсов, уникальных природных залежей и неисчерпаемых возможностей, которыми расходагает независимый Узбекистан. Оно осуществляет национальную политику, добиваясь сплочения всего народа Узбекистана независимо от социального положения, национальности, вероисповедания, пола и убеждений для претворения в жизнь планов а наметок превращения республики в одно из передовых государств современности.
Вместе с тем, в республике проводится огромная работа пэ национальному возрождению узбекского народа, по созданию всех условий для равноправного развития языка, культуры, национальных особенностей а обычаев в традиция проживающих здесь наций и наропностей. В республике Функционируют свыше девяноста цапа-
I. См.: Итоги Всесоюзной переписи насвлаьая 1979 г, в кал Численность и состав населении СССР. М., - 1$8Ь. - С.НО,
ональнвх культурных центров, организационно оформлено общественное движение' "Халк бирлиги", объединяющее в своих рядах представителей всех наций и народностей, желающих совместно и согласованно действовать в благородном деле превращения Узбекистана в современное гуманное демократическое государство, опирающееся на передовую технику, науку и технологию, на общечеловеческие завоевания в труде и быту.
С целью выяснения того, какие наметились новые тенденции в семешо-брачных отношениях после провозглашения независимости Узбекистана, мы изучили первичные материалы в Доме бракосочетания "йавруз" г.Ташкента, в Сзбир-Рахимовсном и Мирзо-Ул.угбекском районных отделениях ЗАГСов за 1988 и 1993 хт., то есть ш период, когда еще не било общенародного движения за придание узбекскому языку статуса государственного и когда КАСС владела положением в управлении страной, совпоставляется с 1S93 годом, когда положение изменилось коренным образом и Узбекистан у*е два года шел по пути независимости. Мы свой выбор остановили на одном из врестшигах в столице государства Домов бракосочетания и на одном "старогородском" районе столицы. где преобладает коренное население со своими традиииями и обычаями, и один "новогородской" райотдел SAICa , в района с крупнейшими промаоенннми предприятиями с исключительно многонациональным населением.
В Доме бракосочетания "Мавруя", гдэ регистрируются только первичиые браки и куда обращаются только те молодые пары, которые горды за свои выбор и српружесний союз, за 1983-1933 гг. процент национально-смешанных 0 рак о а упал с ¿8,¿ до 18,OÍ, то есть на S6.IÍ. Эту тенденцию незначительно, но все же такк поддерживает "сгарогродской" Сабир-Рахимовский район /29^ и ¿8&/. В "новогородском" Мирзо-Улугбекском раьоне наблюдается несколько иная картина /38# и 42-/. Мы берем за основу показатели по Дому бракосочетания "Навруз" и считаем, что налицо тенденция к определенному уменьшению процента и доли мсжнамионильных браков. Это вполне облснимо, учитывая рост на^ионалшого само-. . сознания, происходящие промессы наииональнох'о нозролденим, меры по выправлению перекосов и извраиений в национально!, политика, освобождение сознания миллионов от ш.нседненного давления идеологии, проповедовавшей слияние наниИ как высшее благо для человечества.
13 Заключении работы подведены итоги проведенного исследования, сформулированы вывода на основе анализа проблемы, даны рекомендации и предложения по совершенствованию межнациональных отношений, тепденций развития межнациональных браков с учетом региональных особенностей.
Основное.содержание диссертации изложено в следующих публикациях. автора:
1. Межнациональные браки: проблемы и тенденции. В сборнике // Актуальные проблемы развития национальных отношений
в СССР. Материалы республиканской научно-теоретической конференции. - Ташкент: МГУ, 1989.- 0,2 п.л
2.проблемы семьи и брака в полнтпко-восг.тательной работе вуза. В сборнике // Перестройка и высшая школа. Материалы конференции.- Ташкент: Узбекистан, J-S85.- 0,2 п.л
3. ^ вопросу о тенденциях развития межнациональных браков. В сборнике // Актуальные проблемы межнациональных отношений и интернационалистского воспитания студенческой молодежи. Материалы научно-практической конференции. - Ташкент: Узбекис-тон, 1990. - 0,2 п.л
4. К вопросу о разводах в межнациональных браках. В сборнике //проблемы национального и интернационального воспитания .студенческой молодежи. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. - Ташкент: Узбекистан, T99I. - 0,2 п.л
5. Независимый Узбекистан: Новна тенденции в семейно-брач-ннх отношениях. Ташкент: Узбекский государственный университет мировых языков, 1995. - 0,8 п.л
6. О некоторых тенденциях межнациональных, отношений в современном мире. 'Лаколэлар туплаш // Узбекистан - миллатлэр-аро хамжихатлик йулида. - Тошкент: ТЩЦУ, 1996.- 0,6 п.л
. шадчл шыт
"Узбакистонда миллаглараро муиосабатлар ва улар:инг оллаларгпнг шшлий таркнби Узгармида напоён бУлпши" поили дисссртацияяд икки бобдая иборат б^либ, I баб да ан&хгдсхкгшжн езшят таракниёти ва шнлаб чикариш кучларшшнг ривожлашш натикасида миллаглараро муиосабатлар, ицтиоодий, сиёсий ва ыадашй-цаънавий алокалар :,ил са.;ии кенгалиб ва кадаллашиб бораётгаклига тарцхий ва каёигй фактлар асосида иурсатилган. XX аср даяоиида Узбекиотон катта тарихнй й?лни босиб утда, миллим озодлзш гояларл шаллланди, хогин-кизлар срикликка чикди, ресггубликада савод-излик бартара]5 килннди, саноат ва или иарказлари барпо этадди, дозирги заной саноати, кишлок х/налигл, таклиоти лратилда. П(унинг натижасида ахо.чпшпгг миллий гаркибн узгардп ва киллатлараро шко^лар comí ва салмоги ошиб борда. 1036 килда Узбокиатснда таршбот ва гашикот оркалл эзага квлтиршгган сунъаИ кутариняилшс сайаб-яи мпллатаараро нзшо^лар II,G фоизгатенг будда. Кешн^алик ииллий онг уоиши штгжасида 195Э йилда £,2, 1970 ¡шлда 10,8, 1979 иилда 10,4, В89 i-ллда аса 12,7 ?оизга тонг будда. Ху-йоса пг/ндан иборахки, бир ьшллат вакилларидан иборат оилалар ь-амиятшиг замшш ва асоси б/либ колыокда.ка ?урли ыиллат вакияларядан тавиил топган оилаларшгаг салмоги 10 "гоиз стро-'ндадир.яа 1959-IC89 йиллар орасида зуравоюшк тнзншкинг миллатларии аралаикгираб го'ориш сиёсагива карамак,, tíoo-í'yni 2,5 tonara Усди. Ж (буцца.Г юиюх на оилал%
Узбекистан иустакилликка эришгаодан ке"-ин соллр б/ла-ётгаи узгарныларш бшшш макса,цида утказилган тадкиком.-р oí *ии куроатиди«!, шллатдарншг уз яадрини бшгаб олива, узрузини англаб олиш, ииялиГ; ыадашют, тил, ан'.ана >:а урр-одатларшиг уиклашшм, Утшшдаги иилллй сиёсат сохаоидага хато, аиддяй камчшик га a?paBO!uan$l&Ses№H бартара? килиаикл наиьгаоида шллил етца^дои аралаш шшохларгсшг аота-сокшг кана.лб бормовда. Лшо, крп киллагла дтвлатдар бор экан, шшш-лар орасидагм иктисодий, кддаоШ.-сис-сн;. па иада..лй-иадашй алокалар конга.;ий ва чукурлаииб борара вкан, икллий кихатдин аралаш (икохлар па оилалар вакллаттш хайда дошо uan-..уд булицЁ! иукаррар нароадцр.
a i m k a k x
This thesis, aained "Helatlona batmen the nationality a a and their Influence on tne Xa-nlly" consists of two cnapters,
ine first cnapter - "the nature of relations between the nationality^ and its influence on tne national group of the family" covers the probleco of interaction jroceaa of interna • '¿lonalitatlon and natioaalitya of a family,
ihe modern world ie defined by tendencies of intenoifj^ cation of tne relations, links and connections between tne utntea, countrys and nations. It iB tne objeotif basic for the creation of the interetnnlo faailye.
Tills work deala with tne interethnlo marriages as one of the indeiea of objective process of the intimacy of nations.
In modem conditions interethnlo marriages are rising up in all ;:ocial-der.ot;raphic groups, nore often marriages are contracted between the representatives of nations and nationalltya, who are ethnically unrelated,
•jtoe non-ant agonistic nature of interethnlo relations, the change of the family structure, the linguistic competence and cultural levels of the population promoted the ore».
tion national-mixed marriages in Uzbekistan. But, the policy of the totalitar regime 10 create soviet people was aiga. against the interests, cultures and lans<- ^jes of all nations, iuat's why the percent of interethnlo familys changed very snail• in Uzbekistan tixmin ia 1959 e, in I97Q - i.0,8*, in xy79 - 10,4b and in 19B9 - 12, 7-f of the familys were nationals-mixed.
i'ue second chapter "ihe cnan^es in the national ¿roup of tns family in modern conditions" covers the problems connected with tne changes in this branch of the cocioty in the conditions of the indepeudenoe and sovereignty. Independence cretead all conditions for rising of aational consciousness, of national culture, lansua^o, traditions. The consolidation.of uabek people become more etron^.it is naturally in i-nis conditions tnat the shart. and the percent ¿e it the national-oixed marriages don't grow. But, the development of modern society is connected with the further inten-cifioation of xeXnitanu economical, political, social uid c;iltural relations, links and connections between tho states, countrys and nations, it means that tne objective basis axial existes and *x±a will exist in society.
neceosa^Cf or Qbeiter ^fiiiiyeiiSifij
relations and correct solution of their problems.
n»a«m*»» k ■•hktk 28. XI.9Sr. 3a*a» » 151 Tapais 1.93 3ks. QweHMaa» aa ptTaapH«T« iliAII Pita/d-Mita ys6«Ka«?ait.