автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Общее и особенное в национально-смешанных браках

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Попова, Людмила Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Якутск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Общее и особенное в национально-смешанных браках'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Попова, Людмила Николаевна

Введение

Глава 1. Общее и национально-особенное в функционировании межнациональной семьи.

1.1. Социально-философский и демографический аспекты исследования феномена межнациональных браков.

1.2. Социально-экономические условия Якутии и особенности межнациональных отношений в семейно-брачной сфере.

1.3. Дихотомия "город-село" в феномене межнациональных браков.

Глава 2. Социальные аспекты функционирования межнациональных браков.

2.1. Межнациональный брак в процессе интернационализации.

2.2. Преемственность в функционировании межнациональной брачности.

2.3. Тенденции и проблемы развития межнациональной семьи.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Попова, Людмила Николаевна

Актуальность исследования. За последние годы произошли значительные изменения семейно-брачной структуры населения страны. Они вызываются рядом факторов, следствием которых стали, в частности, уменьшение среднего размера семьи и упрощение ее состава. В семье реализуются основные социальные и демографические процессы. Влияние всей совокупности социально-экономических условий на демографические процессы осуществляется посредством института семьи. В условиях любого национального региона исследование стабильности семей, в том числе и национально-смешанных браков, позволяет выяснить роль общих и национально-особенных, этнокультурных факторов, усиливающих или ослабляющих стабильность общества.

Выбор супруга во многом показывает истинное положение и самооценку сознательно осуществляемого личностью выбора своего будущего, которое основано на реальном положении настоящего. В этой связи особое значение приобретает изучение национально-смешанных браков и семей, которые отражают в себе общее и особенное в этносоциальных и этнодемографических процессах.

Отправным пунктом исследования служит понимание семьи и брака как "слепка" органической целостности в общей системе социальных отношений, сложившихся в национальном регионе. Это позволяет разработать общую концепцию развития той или иной стратегии и тактики государственной семейной политики в современных условиях. Причем данная проблема должна быть рассмотрена в соотнесении развития конкретной нации во взаимодействии с другими. Актуальность такого подхода определяется, во-первых, необходимостью воздействия на общественные явления и, во-вторых, значимостью проблемы межнациональных отношений в целом, межнационального брака в частности.

В плане сказанного социально-философский анализ семейно-брачных отношений требует операционализации или определения основных понятий таких, как "межнациональный брак", "межнациональная семья", "специфика межнациональных семейно-брачных, семейно-бытовых отношений" и т.д. В нашем исследовании анализируется и рассматривается сущность и содержание данных понятий, их общность и различия в сопоставлении с межнациональными семейно-брачными союзами.

Брак, семья - явления социально-исторические, отражающие специфические формы взаимоотношений между мужчиной и женщиной. В отличие от брака семья - количественно и качественно новое отношение людей, она включает не только супружескую пару, но и детей, старших родителей и других близких к супругам людей. Семья характеризуется численностью, структурой, выполнением определенных социальных функций, главной из которых является осуществление естественного и социального производства и воспроизводства жизни. Члены семьи, будучи связанными брачными и родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, образуют относительно замкнутый производственно-потребительский коллектив. Семья по сравнению с браком представляет собой более широкий по объему и многообразный по характеру сложный комплекс отношений, прежде всего экономических и духовных, а затем родственных.

Существует настоятельная необходимость социально-философского анализа общего и особенного в процессе формирования и развития социального института межнациональных браков на примере конкретного региона, в частности, Республики Саха (Якутия). Межнациональное взаимодействие в области семьи и брака как процесс возобновления поколений является особой сферой социальной действительности. Являясь относительно самостоятельной формой воспроизводства общества, испытывающей сильное влияние других его сторон (воспроизводство производственных отношений, социальной структуры, культурных ценностей и норм и т.п.), воспроизводство самого человека как активного члена общества само заметно воздействует на них. В ходе такого взаимодействия складываются объективные требования ко всем процессам жизнедеятельности общества, в том числе и к воспроизводству человека человеком.

Научное осмысление межнационального брака в социальной философии может рассматриваться в двух смыслах: 1) широком -рассмотрение качественного своеобразия данного общества относительно межнациональных отношений (отношение государства, морали, права, духовной культуры к межнациональному взаимодействию), его целей (общественных идеалов), генезиса и развития самого явления межнационального брака, его перспектив; 2) узком - решение научных задач с помощью категорий социальной философии и пограничных с ней научных дисциплин.

Научно-теоретический анализ, как правило, начинается с уточнения самого понятия "брак - семья". Явной стала необходимость разработки стратегии построения и формализации теории межнациональных брачно-семейных процессов. Имеется несколько подходов к существенным признакам семейно-брачных отношений вообще. Интеракционистский, внутренний подход, в рамках которого исследуется взаимодействие членов семьи, занимающих определенные, связанные с соответствующими ролями позиции членов семьи внутри данной малой социальной группы. Здесь семья рассматривается как закрытая система, имеющая слабую связь с окружающими институтами, группами. Для другого структурно-функционального подхода характерен анализ семейно-брачных отношений как социальной системы, состоящей из индивидов, имеющих свои статусы и роли. Связь между семьей и обществом определяется через понятие функции. И третий, наиболее распространенный, институциональный подход близок к культурно-историческому анализу семейно-брачных отношений. Индивид и культурные ценности здесь являются центральными понятиями.

Разработка социально-философского аспекта межнациональных браков позволила бы выйти на плоскость научного осмысления целого ряда проблем:

- межнациональный брак как своеобразный фактор формирования личностного, национального, интернационального сознания и самосознания;

- место и роль межнациональных браков в становлении и развитии национально-этнических общностей;

- традиционное и инновационное в функционировании межнациональных браков;

- социокультурная адаптация некоренных групп в конкретном регионе;

- устойчивость и продолжительность национально-смешанных браков.

Состояние и степень разработанности исследуемой проблемы.

Опыт исследований в любой области научного описания свидетельствует: ни анализ современного состояния, ни прогноз будущих демографических тенденций не может претендовать на научность, если нет ясного понимания их социально-исторического генезиса. Происходящие огромные демографические сдвиги не могут быть поняты и описаны без помощи серьезного и разностороннего социально-философского анализа имеющейся литературы и методологических подходов.

В научной литературе исследуемой проблематики преобладает историко-этнографическое и конкретно-социологическое изучение межнациональных браков. Существует значительный массив литературы данных направлений.

Следует иметь в виду, что, во-первых, никогда прежде не появлялось за короткое время так много научных трудов, посвященных семье и браку, как теперь. Во-вторых, сбор и обработка массового статистического материала, особенно по отдельным странам (Россия, США и др.), позволили поставить изучение семейной жизни различных национальных общностей на почву конкретных фактов. В-третьих, замечается общая тенденция связать воедино данные сравнительно-этнографических, исторических и экономических и конкретно-социологических исследований, чтобы наметить, хотя бы предположительно, общее направление развития семьи и брака и их ближайшее и дальнейшее будущее. Поэтому в диссертации выделяем лишь значимые работы по исследуемой проблематике.

В основе семейно-брачных отношений лежат, в первую очередь, экономические причины. Марксизм обосновал то положение, что определенный общественный строй создает определенную организацию семьи. Семейно-брачные отношения выражают разнообразные формы общения индивидов по поводу удовлетворения определенных, необходимых для жизни потребностей. "Индивиды всегда и при всех обстоятельствах "исходили из себя", но так как они не были единственны в том смысле, чтобы не нуждаться ни в какой связи друг с другом, - ибо их потребности, т.е. их природа и способ их удовлетворения, связывали их друг с другом (отношения между полами, обмен, разделение труда), - то им необходимо было вступать во взаимоотношения друг с другом". 1

Семейно-брачные отношения - это сложная система, в которой отдельные формы жизнедеятельности людей скреплены в целостный, вполне определенный мир и постоянно развивающийся способ реализации

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-у изд.-Т.З. С.439-440. потребностей. Эти отношения межличностные и складываются между супругами, между родителями и детьми, а также другими родственниками и объективируются посредством биосоциальной и институциональных форм предметной человеческой деятельности. Также они детерминируют содержание семьи как социального института. В рамках этих отношений происходит процесс создания семьи, что означает не столько рождение, сколько воспитание, социализацию детей, устройство домашнего очага, что требует немало энергии и времени. Формируется своеобразный микромир, среда, в которой вырабатываются и функционируют свои внутрисемейные правила, привычки и традиции. Содержание семьи составляют не только связь супругов и их детей с обществом, но и сама семейно-брачная деятельность.1

Семейно-брачные отношения неразрывно связаны с бытовой организацией - удовлетворения потребностей человека в пище, одежде, жилище, лечении, организации потребления и обслуживания.2

Бытовые и семейно-брачные отношения, хотя и взаимосвязаны, но не совпадают полностью. Последние шире по содержанию (рождение детей и их воспитание), глубже по морально-психологическим связям, богаче по эмоциональной окрашенности и выполняют более сложную задачу обеспечения социализации личности, выработки целей системы ценностных ориентаций.3

Данные определения должны быть рассмотрены через социально-философский анализ феномена межнациональных браков, которые представляют одну из специфических форм межнациональных отношений в конкретном регионе.

1 См.: Попов Б.Н. Семейно-брачные отношения у народов Северо-Востока СССР: сущность, специфика, структура и интернационализация // Интернационализация духовной жизни народов Якутской АССР. Сб.научных трудов. Якутск. 1989. -С.74-75.

2 Зуйкова Е.М. Быт и бытовые отношения при социализме. М., 1986. -С.45-48.

3 Харчев А.Г. Быт и семья как категории исторического материализма // Проблемы быта, брака и семьи. - Вильнюс, 1970. -С. 12-14.

Объект, предмет, основная цель и задачи исследования. Для определения основных черт межнациональных отношений выделяем объект исследования - феномен межнациональных браков в процессе взаимообусловленного развития национальных общностей.

Предметом исследования является взаимосвязь и взаимодействие общего и особенного в развертывании межнациональных браков как социально-исторического явления.

Цель исследования - разработка социально-философской концепции межнациональных браков и семей как социального явления, обоснование его в качестве "портрета" общего и особенного межнационального взаимодействия на современном этапе.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

1. Дать социально-философское обоснование введения в теоретический аппарат социальной философии современной трактовки категории "межнациональные отношения" и соотнести ее с дефиницией "межнациональный брак", выявить сущность и содержание, определить основные источники межнационального общения в семейно-брачной сфере.

2. Определить место и роль межнациональный брачности в национально-региональном процессе становления и развития отдельных национальных общностей.

3. Раскрыть содержание процесса межнациональной брачности как объективной и субъективной данности взаимообусловленного развития национальных общностей.

4. Осмыслить процесс интернационализации общественной жизни народов Республики Саха (Якутия) как фактор, определяющий специфику их исторического развития в условиях современного общества.

5. На материале сравнительного анализа коренного и инонационального населения определить соотношение общего и особенного в феномене межнационального брака у народов Якутии.

6. Рассмотреть ряд проблем национального и инонационального, связанных с самосознанием и самоопределением личности.

Методология и методы. Информационная база исследования. Основной метод исследования - социально-философский анализ с опорой на принципы всеобщей связи и развития, единства логического и исторического, системности и комплексности; диалектический подход, конкретизированный через ряд познавательных процедур для изучения процесса межнационального общения в сфере семейно-брачных отношений как одной из разновидностей рефлексии национальных общностей.

Изучение эмпирического массива носило строго конкретный характер, то есть на учет брались наиболее типичные материалы, отражающие характерные черты межнациональных браков Якутии. Системный, комплексный подход к теме находит свое воплощение прежде всего в том, что современное состояние межнациональных браков в Республике Саха (Якутия) рассматривается автором в прямой связи с ее социально-экономическим развитием, в диалектической связи со строительством нового демократического правового общества.

Использованы также социально-философские идеи о социальной стратификации и мобильности М. Вебера, Т. Веблена, В. Парето, Э. Дю-ркгейма, Т. Парсонса и других зарубежных обществоведов, обогативших науку институциональным подходом. На учет брались труды ученых -демографов, социологов и экономистов России и Якутии. Таким образом, комплекс разнородных, но дополняющих друг друга источников составил информационную базу исследования. Все методы сочетались в процессе исследования с теоретическими методами познания: абстрактного и конкретного, логического анализа и синтеза.

Научная новизна результатов данного исследования заключается в том, что сделан социально-философский анализ процессов межнационального общения в семейно-брачной сфере на материалах Якутии. В этой связи:

- раскрывается место и роль межнациональных браков в общей системе общественных отношений;

- рассматривается содержание понятий как "общее и особенное в межнациональных браках в сфере семейно-брачных отношений", "межкультурное взаимодействие", "национальная культура, традиции и обычаи", "национальное самоощущение и самосознание" и их диалектическая связь с общими процессами межнационального общения;

- сделан научный анализ в воссоздании особенностей социальных аспектов межнациональных браков Якутии, показаны объективное и субъективное общего процесса межнационального взаимодействия в социальной структуре региона;

- показываются и выделяются общие и специфические факторы, оказывающие воздействие на характер и темпы формирования и развития межнациональных браков. Выявление содержания данных факторов имеет существенное значение для прогноза межнациональных отношений в Республике Саха (Якутия);

- дается анализ эмпирического материала, позволивший определить позитивные и негативные тенденции в развитии общих процессов межнационального взаимодействия в сфере семейно-брачных отношений в многонациональной среде, причины их появления и возможные способы их разрешения;

- обоснованы некоторые методы и средства для последующего социально-философского осмысления межнациональных браков в соответствии с назревшими потребностями в процессе активного межкультурного взаимодействия на современном этапе исторического развития.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Категориальный аппарат исследования феномена межнациональных браков нуждается в социально-философском обосновании.

2. Социально-экономические условия Республики Саха (Якутия) как территориального региона накладывают отпечаток на межнациональные отношения, которые отражаются в семейно-брачной сфере.

3. Внутри национального региона, каким является Республика Саха (Якутия), существует проблемная ситуация в виде дихотомии город-село, которая отражается в общем феномене межнационального брака и присутствует в виде национально-особенного.

4. В сфере семейно-брачных отношений интернационализация представляет собой процесс и результат взаимодействия, взаимопонимания и взаимоприспособления национальных общностей. В аспекте внешней рефлексии процесс интернационализации в семейно-брачной сфере протекает как взаимопроникновение национальных общностей.

5. В рамках системной интерпретации феномен межнациональной брачности обусловлен синхронным межкультурным взаимодействием всех индивидов, социальных организмов, национальных общностей. Общий процесс интернационализации общественной жизни накладывает отпечаток на его развитие как в современном, так и в традиционном обществах.

6. Проанализированы и обоснованы основные тенденции и проблемы развития взаимоотношений представителей различных национальных общностей в семье.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что предпринятое автором исследование позволило выявить наиболее достижимые для отдельных национальных общностей средства адекватного реагирования на вызовы изменяющихся объективных обстоятельств и сохранять себя одновременно как единую органическую систему. Кроме того, определено отличие социально-философского подхода к исследованию феномена межнациональной брачности от частнопредметных подходов, решающих задачи иного уровня. Основные положения и выводы, сделанные диссертантом, могут быть использованы при разработке концепции межнационального взаимодействия народов Якутии, выработке и реализации тактики и стратегии семейной политики региона, основным принципом которых должен быть национально-региональный учет социально-экономического развития жизнедеятельности населения. Отдельные положения исследования могут быть полезны в практической работе для социальных работников, педагогов и психологов.

Апробация исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях и методологических семинарах отдела этнических и социальных процессов института гуманитарных исследований Республики Саха (Якутия) (1998-2000гг.), кафедры философии Якутского государственного университета (2000г.), кафедры гуманитарных дисциплин и учебно-методическом совете Якутского филиала юридического института МВД России (1999-2000гг.).

Результаты, тезисы и выводы исследования были изложены автором на научно-практических конференциях: "Девиантное поведение несовершеннолетних Республики Саха (Якутия)" (Якутск, 1999 г.), "Права человека - история и тенденции" (Якутск, 1999г.), общереспубликанская конференция "Проблемы борьбы с преступностью" (Якутск, 2000 г.) и др. Основные положения и некоторые итоги исследования отражены в трех публикациях объемом 1.5 п.л.

Структура работы обусловлена комплексным характером и задачами исследования поставленной проблемы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Общее и особенное в национально-смешанных браках"

Заключение

Исследование феномена межнациональной брачности с позиции социальной философии показывает, что он выступает как "срез" конкретно-исторического толерантного состояния межнациональных отношений в конкретном регионе. Межнациональный брак, выступающий в диссертации как проявление диалектики "общего" и "особенного", фиксирует органический характер процессов общественного развития. Межнациональный брак - системообразующий элемент социальной структуры и социальных отношений в движении к их качественному обновлению. Переход от "общего" к "особенному" фиксирует содержательность достигнутого этапа развития всех этносоциальных сообществ региона. Этот переход конкретизирует всеобщую связь явлений, действительности и осмысливается в контексте объективаций внутренних и внешних противоречий интернационального в регионе.

Предложенный подход к феномену межнациональных браков основывается на уровнях: а) на уровне поиска диалектических противоположностей и их "снятия" в эмпирической действительности; б) на разделение общей системы на подсистемы, каждая из которых самореферентна и подразумевается как самодостаточная; в) на собственно философской интерпретации существующих социальных структур в национальном и инонациональном аспекте. Совмещение уровней в одной плоскости дает относительно полное представление о сложившейся социальной структуре этносоциальных сообществ их во всей их макро- и микро-совокупностей.

В исследовании теоретический и эмпирический материал группируется в две взаимоувязанные концепции: взаимосвязь и взаимозависимость этносоциальных сообществ региона и воспроизводства их частей как слепка в виде межнациональных браков через общий процесс интернационализации общества.

Под межнациональным браком, который выступает в качестве объекта исследования, мы понимаем супружеский союз представителей двух национальностей, непосредственно являющийся микросредой процессов интеграции и естественной ассимиляции. Межнациональный брак определяет формирование обновленного системного единства взаимодействующих этносоциальных общностей и развитие каждой из них. При этом его как рефлексивное взаимодействие следует отличать от ассимиляции. Последняя характеризует не субъект-субъектное, а субъект-объектное взаимодействие, в котором активность сторон является настолько асимметричной, что одна из них превращается в объект для другой. Если межнациональное в семейно-брачной сфере ведет к формированию наряду с межнациональным также национально-особенное, то ассимиляция связана с его поглощением. Продуктом межнациональных браков выступает развитие отдельной общности, продуктом ассимиляции - ее разрушение. Мерой межнационального в семье является сохранение национальной общности как целостности, в основе которого лежит оптимальное соотношение национально-особенного и межнационального. Содержание национального заключается в определении условий, необходимых и достаточных для устойчивого функционирования и развития всех национальных общностей в качестве целостных субъектов системы национальных отношений.

Главной функцией всякого национального является воспроизводство себя в новом качестве. Введение дихотомии "город-село" позволяет усматривать в ее воспроизводстве противоречия.

Исходя из этого, межнациональные браки следует рассматривать, как адаптивно-адаптирующий аппарат этносоциальных сообществ в межкультурном взаимодействии.

Межнациональное в сфере семейно-брачных отношений следует рассматривать в плане этносоциальном как один из каналов повышения защитной реакции перед необратимым процессом интернационализации.

Проблема нашего исследования заключалась в попытке слежения и, таким образом, контроля над обобщенными условиями системного воспроизводства. Насколько каждая система, понятая в нашем исследовании как этническое, "открыта" для взаимопроникновения друг для друга. Является ли этот процесс взаимозависимым от социально-экономических условий? Могут ли быть межнациональные браки одним из механизмов внутренней саморегуляции этнического в процессе интенсивной интернационализации? Цель исследования заключалась также и в том, чтобы произвести социально-философский анализ действия причин, в которых непредвиденные последствия через механизм обратной связи перестраивают первоначальные условия. Этническая система посредством межнациональной брачности производит процесс селективного отбора, профильтровывания и сама приспосабливается к новым условиям.

Интернационализация в семейно-брачной сфере представляет собой процесс рефлексивного взаимодействия национальных общностей. Будучи внутренне противоречивым явлением, она характеризует единство тождества и различия национальных общностей, их сближения и обособления, зависимости и самостоятельности. В аспекте внешней рефлексии процесс интернационализации семьи протекает как взаимопроникновение национальных общностей, функционирующих одновременно в качестве объектов и субъектов взаимодействия; в аспекте внутренней рефлексии он фиксируется как взаимоопосредование внешних и внутренних условий развития национальных общностей.

Межнациональные браки способствуют ускорению интеграции этнических общностей, распространению двуязычия, трансформации

129 бытового уклада. Однако следует подчеркнуть, что межнациональные браки - не главная причина процесса интернационализации жизни, скорее, следствие, результат нового климата в отношениях между равноправными народами. Благодаря межнациональным бракам выравнивается количественный состав семьи в среде различных национальностей, распространяются сходные формы и типы семей, развиваются демократизация и гуманизация внутрисемейных отношений, расширяет свои границы процесс эгалитаризации главенства.

Существует необходимость показа реальной диалектики традиционного и нетрадиционного, что логически выливается в решении проблемы соотнесения уровня философской, общесоциологической теории с уровнем эмпирического описания социальных объектов. И в этом смысле, Якутия - благодатнейший полигон для изучения изменений социальной структуры, основных тенденций и закономерностей социального развития других регионов, где происходит пересечение традиционного и нетрадиционного.

 

Список научной литературыПопова, Людмила Николаевна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абрамов A.B., Винокурова У.А. Народы Севера: поиск национальной идентичности // Малочисленные народы Севера Якутии: состояние, проблемы. Якутск, 1993. -С.15-23.

2. Антонов А.И. Микросоциология семьи: Методология исследования структуры и процессов. -М.: Нота-Бене, 1998. -357с.

3. Антонов А.И. Потребность семьи в детях и рождаемость // Проблемы социологического исследования семьи / Отв. ред. З.А. Янкова. -М.: ИСИ АН СССР, 1976. -245 с.

4. Аргунова Т.В. Якутско-русское двуязычие: социолингвистический аспект. -Якутск: ЯНЦ СО РАН. 1992,- 86 с.

5. Арутюнян Ю.В., Дробижева JIM. Многообразие культурной жизни народов СССР. -М.: Мысль, 1987. -303 с.

6. Арутюнян Ю.В. О национальных отношениях в постсоветских обществах: межличностный аспект. Социс, 1999. №4, -С.58-62.

7. Багдасарова Л.Б. Социально-философские аспекты форм этнонационального сознания и самосознания. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. -Ставрополь, СГУ, 1997. -153с.

8. Барашкова A.C., Емельянова А.Г. Демографический анализ межнациональных браков Якутии // Сб. национальные отношения в регионах страны: история и современность. -Якутск: ЯНЦ, 1992, ч.П,1. С.148-153.

9. Барашкова A.C. Будущее якутской семьи // Языки, культура и будущее народов Арктики,- Якутск, 1993, ч.Ш,- С 84.

10. Барулин B.C. Социальная жизнь общества. Вопросы методологии. -М., 1987. -184с.

11. Болтенкова Л.Ф. Интернационализм в действии. -М.Мысль. 1988. -221 с. Борисов М.Н. Преобразование быта на Крайнем Севере. -Якутск: Кн. Изд-во, 1976. -88 с.

12. Борисов М.Н. Малочисленные этносы Севера: вчера, сегодня, завтра (социологические очерки). -Рыбинск, 1995.-155 с.

13. Бойко В.И. Социальное развитие народов нижнего Амура / Отв. ред. А.П.Окладников.-Новосибирск: Наука, 1977. -279 с.

14. Бойко В.И. Опыт социологического исследования проблем развитиянародов Нижнего Амура.- Новосибирск: Наука, 1973,- 211 с.

15. Бойко В.И., Попков Ю.В., Попкова Т.В. Интернационализацияобщественной жизни народностей Севера (к разработке концепции):

16. Препринт. Новосибирск: ИИФиФ СО РАН, 19.97. -53 с.

17. Бойко В.И. Численность, расселение и языковая ситуация у народностей

18. Севера на современном этапе. -Новосибирск: Наука. 1988. -52 с.

19. Брагина Д.Г. Современные этнические процессы Центральной Якутии.

20. Якутск: Кн. Изд-во, 1985, -88 с.

21. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. -М.: Наука, 1983,- 412 с.

22. Бромлей Ю.В. Этнические процессы в современном мире. М.: Наука.1987,-446с.

23. Burgess Е., Locke Н. The Family.- N.Y., 1945. -356 P.

24. Bertalanffy L. General system theory. Foundation, development, applications.1. N.Y., 1986,- 402 P.

25. Васильев B.B. Порядок и хаос в развитии социальных систем: Синергетика и теория социальной самоорганизации,- СПб: Лань, 1999. -478 с. Васильева Э.К. Образ жизни городской семьи. -М.: Финансы и статистика, 1981. -96с.

26. Васильева Э.К. Семья в социалистическом обществе. М.: Мысль, 1985.-156с.

27. Голод С.И. Будущая семья: какова она?: (Социально-нравственный аспект).- М.: Знание, 1992,- 62 с.

28. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. -С-Пб.,1998,-271 с.

29. Голод С.И. Стабильность семьи: Социологический и демографический аспекты,- Л.: Наука, 1984. -136 с.

30. Гончарова Т.С. Семейно-брачные отношения народностей Севера в современных условиях // Языки, культура и будущее народов Арктики.-Якутск, 1993, ч.Ш,- С.87.

31. Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи

32. Социологические исследования. 1982, № 2,- С.48-59.

33. Джунусов М. С. О некоторых национальных особенностях образа жизни вусловиях социализма // Социологические исследования. 1975, № 2. -С. 1532.

34. Джунусов М.С. Введение в марксистко-ленинскую теорию наций. -Ашхабад: Ылым. 1988,- 402 с.

35. Дробижева JI.M. Духовная общность народов СССР. Историко-социологический очерк межнациональных отношений. М.: Мысль, 1981. -263с.

36. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. М.: Наука, 1991. -168с.

37. Елизаров В.В. Перспективы исследования семьи,- М.: Мысль, 1987. -173 с. Жизненный потенциал этнокультурного развития современной Сибири / Под ред. В.Н.Бойко; -Барнаул; Новосибирск; Москва: Изд-во АРНЦ СО РАО, 1999.-189 с.

38. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы / Отв. ред. А. И.Антонов.- М.: Наука, 1990. -127с.

39. Зацепин В.И. Семья: Социальная психология и этнические проблемы. -Киев: Политиздат Украины, 1989. -254 с.

40. Иванов Г.А. Этнос как социальная общность людей. // Социальное и этническое развитие народов Северо-Востока Российской Федерации. -Якутск ЯНЦ СО РАН, 1992.-С.4-11.

41. Исламшина Т.Г. Этнические ценности полиэтнического общества. -Казань,1996. -246с.

42. Карлов В.В. Этнокультурные процессы новейшего времени. М., 1995.219 с.

43. Кон И.С. Социальная психология. М.: МПСИ, 1999. 554 с. Кочетов А.И. Начала семейной жизни. -Минск: Полымя, 1989,- 447с. Кушнер П.И. Этнические территории и этнические границы. -М., 1951. -212 с.

44. Лаптенок С.Д. Семья и духовное развитие личности. -Минск: Беларусь, -126с.

45. Ларченко С.Г., Еремин С.Н. Межкультурные взаимодействия висторическом процессе. -Новосибирск: Наука, 1991. -172 с.1.zarfield Р., Oberstall A. Max Weber and Empirical Social Research //

46. American Sociological Review. 1965. Vol.30.1.vi Strauss C. Antropologie structurale. Paris, 1958.

47. Ле Пле Ф. Основная конституция человеческого рода. -М., 1897. -212с.

48. Луковцев B.C. Минуя тысячелетия. О социальном развитии народностей

49. Севера. М.: Мысль, 1982,- 176 с.

50. Луковцев B.C. Сближение народов и культура межнационального общения в Якутии // Интернационализация духовной жизни народов Якутской АССР. -Якутск: ЯИЦ СО АН СССР, 1989,- С.55-64. Луман Н. Теория общества. -М., 1999. -289с.

51. Максимов П.С. Национальные отношения и тенденции их развития в республике.//Межнациональные отношения в регионе (по материалам Якутской АССР). -Якутск, ЯНЦ СО РАН, 1990.-С.14. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.-Т.З. -525 с.

52. Мархинин В.В. Основные закономерности процесса интернационализации общественной жизни: социально-философский анализ,- Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1989,- 239 с.

53. Мархинин В.В., УдаловаИ.В. Межэтническое сообщество: состояние, динамика, взаимодействие культур. -Новосибирск, 1996,- 190 с. Мархинин В.В., Удалова И.В. Этнос в ситуации выбора будущего. -Новосибирск: Наука, 1993,- 205 с.

54. Махаров Е.М. Универсальность толерантности // Толерантность, -Якутск, 1994.-С.8-16.

55. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. -М.: Наука,1989. -112 с.

56. Мокеров И.П., Кузьмин А.И. Экономико-демографическое развитие семьи. -М.: Наука, 1990. -102с.

57. Мостахова Т.С. Демографические аспекты развития семьи в Якутской АССР.// Семья у народов Северо-Востока. -Якутск, ЯФ СО АН СССР, 1988.-С.25-30.

58. Мнацаканян М.О. Об интегративной теории национально-этнической общности. Социс., 1999. №9. -С.60-66.

59. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х годов / Отв. ред. JIM. Дробижева. -М.: НЭА РАН, 1994. -273с. Национальные отношения в регионах страны: история и современность. -Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992.4.1. -156 с.

60. Национально-языковые отношения в СССР: состояние и перспективы. -М.: Наука, 1989,- 224 с.

61. Национализм и противостояния модерна. Колхаун К., // РЖ, Социологические и гуманитарные науки, серия 11, -М.: ИНИОН РАН, 1998. №2. -С.65-75.

62. Национальные процессы в СССР / Сб. статей. Отв.ред. М.Н.Губогло. -М.: Наука, 1991.-261 с.

63. Новиков А.Г. О менталитете народа саха. -Якутск, 1995,- 97 с.

64. Обозов H.H. Психология межличностных отношений. -Киев: Лыбидь,1990.-191 с.

65. Осипов Г.В. Теория и практика социологических исследований в СССР,-М.: Наука, 1979.-343с.

66. Ощепкова А.П., Этштейн М.З. Сибирская семья: особенности развития и формирование нравственной культуры личности. -Томск: Водолей, 1996.128 с.

67. Parsons Т. Structure and Process in Modern Societies.- N.Y. 1961,- P. 37-39/ Петраков A.A. Демографический мир семьи. -Ижевск: Удмуртия, 1988.-162с.

68. Петраков A.A. Социология городской семьи. Ижевск: Удмуртия, 1981. -164с.

69. Попов Б.Н. Социалистические преобразования семейно-брачных отношений у народов Якутии: историко-социологический аспект. -Новосибирск: Наука, 1987. -320 с.

70. Попов Б.Н. Семейная культура народов Северо-Востока России: традиции и инновации. -Новосибирск: Наука, 1993. -262 с.

71. Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее. Якутск: ИСКРО РС(Я), 1993,- 63 с.

72. Попов Б.Н. Семейно-брачные отношения у народов Северо-Востока СССР: сущность, специфика, структура и интернационализация // Интернационализация духовной жизни народов Якутской АССР. Сб. научных трудов. -Якутск. 1989. 239с.

73. Попов В.Б. Социальные аспекты воспроизводства национальной интеллигенции Якутии в современных условиях. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Якутск, 1996. -С.70.

74. Попков Ю.В. Интернационализация как социальный феномен: общее и особенное. Автореф. диссертации доктора филос. наук,- Новосибирск. 1999,-48с.

75. Русские: этносоциологические очерки / Отв. ред. Ю.В. Арутюнян. М.: Наука, 1992.- 461с.

76. Руткевич М.Н. Теория нации: философские вопросы. Вопросы философии. 1999. №5.-С.19-32.

77. Седельников С. С. Позиции супругов и типологические особенности реакции на развод // Социологические исследования. 1992, №2,- С.38-46. Семенов B.C. Конфликты и согласие в современной России,- М.:ИФРАН, 1998,- 158 с.

78. Семья: Проблемы и перспективы // Сб.статей. Сост. В.Я.Белич. -Днепропетровск: Проминь, 1982. -95с.

79. Семья и формирование личности / Ред. А.А.Бодалев,- М.: НИИОП АПН СССР, 1981,-96с.

80. Семья у народов Северо-Востока СССР // С. научных трудов. -Якутск: ЯФСОАН СССР, 1988. -105с.

81. Сиверцева Т.Ф. Семья в развивающихся странах Востока. -М.: Наука. 1985. -164 с.

82. Современная семья у народов зарубежной Европы: опыт этносоциологического исследования / O.A. Ганцкая, H.H. Грацианская, Н.С. Кашуба и др. -М.: Наука, 1993.-191 с.

83. Соловьев Н.Я. Проблемы быта и семьи. Вильнюс: Минтис, 1970.-247с. Соловьев Н.Я. Семья в социалистическом обществе. - М.: Политиздат, 1981,- 63с.

84. Солодников В.В. Накануне развода // Социологические исследования. 1988, №1.-С.52-58.

85. Солодников В.В. Дети развода // Социологические исследования. 1988, № 4,- С.58-62.

86. Солодников В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигмы // Социологические исследования. 1994, № 6. -С.130-138.

87. Сорокин II Кризис современной семьи: (Социологический очерк) // Ежемесячный журнал. 1916, № 2, 3.

88. Сорокин П. Рец. на кн.: Лилина 3. От коммунистической семьи к коммунистическому обществу// Вестник литературы. Пг., 1920, № 8.19 Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном городе. -Д.: Наука, 1987.-174 с.

89. Сатир Вирджиния. Как строить себя и свою семью. Пер. с английского.-М.: Педагогика, 1992,- 190 с.

90. Социальная и культурная дистанции (Опыт многонациональной России). Под ред. JI.M. Дробижевой,- М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. -388 с.

91. Социальные проблемы труда у народностей Севера. Сб. статей. Отв. ред. В.И.Бойко,- Новосибирск: Наука, Сиб. отд-е, 1986. -213 с. Социология семьи. Проблемы, теории, методология и методики. М.: Наука, 1989. -112с.

92. Сусоколов A.A. Межнациональные браки в СССР,- М.: Мысль, 1987. -142 с.

93. Суханов JI.B. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976. -215с.

94. Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. -М.: Финансы и статистика, 1981. -199с.

95. Сысенко B.JI. Семья сегодня. -М.: Статистика, 1979. -119с.

96. Сысенко B.JI. Супружеские конфликты. М.: Мысль, 1989. -173с.

97. Тартаковский А.Д. Конфликты в сфере семейно-брачных отношений ипути их устранения. Душанбе: Маориф, 1989.-189 с.

98. Теория общества. Сборник /Пер. с нем., англ./ -М.: "Кучково поле", 1999.416 с.

99. Тощенко Ж.Т. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция. Этносоциологические очерки. М.: РГГУ, 1997. -214с.

100. Фундаментальные программы исследований брака и семьи. -М.: ИСИ АН СССР, 1986. -198с.

101. Харчев А.Г. Брак и семья в советском обществе,- Л.: Лениздат, 1955. -96 с. Харчев А.Г. Быт и семья в социалистическом обществе. Л.: Знание, 1968. -40с.

102. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. 2-е изд. -М.: Мысль, 1979. -365 с. Харчев А.Г. Семья и общество. -М.: Наука, 1982. -128 с. Харчев А.Г. Марксизм-ленинизм о браке и семье. М.: Советская наука, 1959,- 38с.

103. Homans G.C. The Human Group.-N/Y/, 1950. -P. 101.

104. Черныш М.Ф. Национальная идентичность: особенности эволюции. Социологический журнал. 1995, № 2. -С.66-86.

105. Чечот Д.М. Брак, семья, закон: Социально-правовые очерки. -Л.: ЛГУ, 1984. -208с.

106. Шимин Н.Д. Семья как общественное явление: Опыт социально-философского анализа. Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1989- 188с. Ширлина Н.С. Социально-профессиональное самоопределение личности. -Н-Новгород, 1995. -26с.

107. Эволюция семьи и семейная политика в СССР. / А.Г. Вишневский, Е.М.141

108. Бубнова, Ю.М. Лукашук и др. М.: Наука, 1992. -138 с.

109. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.

110. М.: Политиздат, 1980. 238с.

111. Этнокультурные процессы в национально-смешанной среде // Сб. ст. -М.: Изд-во института этнографии, 1989. -219 с.

112. Этнокультурные процессы. Традиции и современность. Сб. научных трудов. -Л., 1991. -261 с.

113. Этносоциальные процессы в Сибири // Темат. сборник под ред. Ю.В.Попкова. Вып.2.,Новосибирск, 1998. -309с.

114. Этнические процессы в современном мире. Отв.ред. Ю.В.Бромлей. -М.: Наука, 1987. -446с.

115. Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов зарубежной Европы. -М.: Наука, 1987. -194с.

116. Юркевич Н.Г. Советская семья: Функции и условия стабильности. -Минск: БГУ, 1970. -208с.

117. Юркевич Н.Г. Этика и психология семейной жизни. Минск: Нар.асвета, 1989. -284с.