автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.05
диссертация на тему:
Взаимосвязи выразительности и технологии в народном искусстве

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Далгатов, Идрис Далнатович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.05
Автореферат по искусствоведению на тему 'Взаимосвязи выразительности и технологии в народном искусстве'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Взаимосвязи выразительности и технологии в народном искусстве"

ГОСУДАРСТВЕННА КОМИТЕТ РСФСР ПО ДЕЛАМ НАУКИ № ВЫСШЕЙ ШКОЛН МОСКОВСКОЕ ЗМСШЕЕ ХУДОНЕСТВИШО-ПРОМЛЕШОЕ УТШШЕ /б. СТРОГАНОВСКОЕ/

На правах рукописи УДК: 7.02.021

ДЛЛГАТОЗ Идряс Лалгатович

ПЗАИМОСВЯЗИ ЗАРАЗИТЕЛЬНОСТИ И ТЕХНОЛОГИИ В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ / на материалах ювелирного искусства Дагестана /

17. 00. 05 - декоративное и прикладное искусство

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

1

/ / |

/ ! <

Москва - 1991

Работа выполнена в Московском ордена Трудового Красного Знамени высшем художественно-промышленном училище /б. Строгановское/.

Научный руководитель Официальные оппоненты

Ведущая организация

Защита диссертация состоится "

доктор искусствоведения профессор Тельтевский П. А. доктор архитектуры Хан-Магомедов С.О. кандидат искусствоведения Изиева P.A.

Дагестанский Государственный Университет им. В.И.Ленина, кафедра истории и теории культуры.

_1991 г.

в 12.00. на заседании специализированного совета К - 064Л0.01 при Московском ордена Трудового Красного Знамени высшем художественно-промышленном училище /б. Строгановское/ по адресу : 125080, Москва, Волоколамское шоссе, 9.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МВХПУ.

Просим принять участие и направить отзыв в 2-х экземплярах по указанному адресу.

Автореферат разослан "

1991. г.

Ученый секретарь специализированного совета

А.В

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Вопрос исследования традиционного пве-лирного искусства Дагестана, по праву расцениваемого как одно яз ценнейших достояний народной художественной традиция, с позиция сегодняшнего дня, со все большей остротой ставящего перед нами вопросы о путях эволюции народной художественной традиции в современных условиях, утоате, в ходе массового производства, целого ряла художественных достижения % находок, вызревавших в теченио многих поколений, приобретает- все большую актуальность.

Особое значение обротает вопрос о сущности народных хупозест-венных ноом. основных принципах художественной ооганизация поояя-вйлений ювелирного искусства, создававшихся в пусле народной тоа-диции, специфических средствах и приемах художественной выразительности, которыми операровалй в процессе создания произведений народные мастера.

Как явление народной культуры, произведения свелигаого искусства содержат в себе достаточно широкий круг возможных аспектов рассмотрения, одновременно охватывая магические, социальные, культурологические значения, реализующиеся в художественной фов^э произведения. Однако важно учитывать, что предметы,' относящиеся к традиционному ювелирному производству, одновременно очерчивая я совершенно особый круг категорий, связанных непосредственно с созданием произведения, материальным воплощением эстетической концепции. Художественные особенности произведений, несомненно, детврма-нированы технологическим содержанием в той же степени, в какой выбор техники определяется характером будушего произведения. Техническое исполнение непосредственно связано с особенностями внешнего образа, а анализ ювелирного произведения, как, несомненно, о любого произведения прикладного искуссгва, должен осуществляться лишь с позиции сопряжения эстетических взглядов и эстетика ыагеряально-

- я -

го воплощения. В отношении ювелирного искусства, специфика которого преаде всего в ингегшроваеном многообразии технологических оредств декора, последнее наиболее'справедливо.

Существование потребности такого рода свяаано также и с тем, что оперирование термином "художественная выпаяительность" в кон-, тексте ювелирного искусства мяогообоазно и часто поотиаоречиво, что мешает разрешению не только теооетических, но и практических вопросов развития современного дагестанского ювелирного искусства.

ПЕНЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Целью работы является исследование художественных а технологических особенностей традиционного ювелирного искусства Дагестана, анализ и осмысление художественных находок народных мастеров, воплощенных в различных концепциях декоративности, специфики художественно-образного мышления ювелиров, работавших в русле народной традиции.

В соответствии с указанной целью в ЗАДАЧИ исследования входили следующие основные вопросы:

- сбор и систематизация уже собранного материала, касающегося районов внутреннего Дагестана; выявление специфических черт и особенностей декоративного строения традиционных дагестанских украшений ;

- анализ художественно-технологического содешания изделий традиционного дагестанского юведишого производства, определение закономерностей сочетания технологий я технологических групп в целой форые произведения ;

- рассмотрение проблемы корреляционной взаимозависимости двух систем - художественных ювелирных технологий и художественно-образного языка, в его проявлениях, композиционных взаимосвязях, стиле, образной выразительности изделий ;

- 'шализ путей и возможностей развития традиций художествен-

них технологий в современных условиях как эволюционного процесса»

ОБЪЕКТОМ исследования выступает широкий по типологическому составу материал, охватывающий традиционные ювелирные изделия народностей и этнических групп Дагестана - в основном аваро-аядоцез-ской группы, включающие в себя предметы различного функционального предназначения - женские украшения, предметы обихода. Для анализа отбирались произведения, наиболее характерные для рассматриваемого периода и изготовлявшиеся на внутренний рынок»

ПРЕДМЕТ исследования определяется составом декоративных композиций, особенностями технического исполнения произведений.

ГРАНИЦЫ исследования : для разрешения поставленных задач использовался собранный в ходе летних экспедиций 1985-1990 гг. во внутренние районы Дагестана материал. Привлекались,, в рамках поставленных задач, собрания общесоюзных, республиканских музеев, частных коллекций. Хронологические границы исследования охватывают период XIX - начала XX вв.

МЕТОДЖА исследования. Основным методом исследования выо-тупает анализ конкретного натурного материала, позволяющий :

- дифференцировать используемые средства выразительности по их функции в системе декора ;

- предложить типологическую дифференциацию произведений, основывавшуюся на определенных комбинациях технологических структур в системе декора ;

- выявить некоторые общие закономерности, присущие различным стилевым направлениям дагестанского ювелирного дела.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Основные выводы работы могут быть использованы в качестве рекомендаций по возрождению и развитию художественных достижений народной традиции в условиях массового производства,, в работе Махачкалинского филиала НШХД,. возможно

также использование ее материалов при дальнейшей теоретической разработке ряда вопросов, касающихся ювелирного искусства Дагестана.

НОВИЗНА диссертационной работы заключаете? в попытке научного осмысления, искусствоведческой интерпретации комплекса выразительных средств традиционного дагестанского ювелирного дела, воплотившегося в особенностях художественно-технологической организации декоративной среды украшений.

ОБЬ В/1 И' СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация представлена в двух частях. Первая содержит основной текст исследования, введение, три главы и выводы, список литературы т- всего 140 страниц. Вторая часть - альбом иллюстраций, представленный в 51 таблице, список иллюстраций я список сокращений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во введении дано краткое обоснование теш исследования, выявляется ее актуальность. Определяются цели и задачи, методика исследования. Приводится критический обзор литературы по теме исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава диссертации "Основные технологические особенности, художественно-технологические средства традиционного ювелирного искусства Дагестана", основанная на анализе археологического, этнографического а также натурного материала, рассматривает основные виды художественных технологий, использовавшихся в традиционном ювелирном деле, формы художественных приемов, различающиеся по месту и функциям в системе декора.

Отраслевую специализацию, вычленение ювелирного дела в особую, бывшую уделом лишь профессионалов, область металлотехники, в Дагестане принято связывать с эпохой средневековья. В этой свя-аи представляется возможным отметить следующее: поскольку именно

уревнейшие технология, а именно ковка и литьё, послужили той поч-юй, которая позволила исторически подготовленному к дальнейшей 1ВОЛЩИИ дагестанскому искусству'обогатиться такими технологиями, сак чернь, эмаль, филигрань, инкрустация, не вызывает удивления шсьма часто обнаруживаемый в изделиях дагестанских ювелиров при-шг архаичной стилистики, сложившейся в условиях средневековой жудости технологических средств, над декоративными возможностями, 1редоставленными впоследствии сугубо ювелирными технологиями.

Отмечаемая на материалах резьбы по дереву, камню, металлотех-шкя рядом исследователей некоторая консервативность, наряду с высокой восприимчивостью к новым художественным формам, устойчивое :охранение ряда черт, становящихся принадлежностью народной тра-хиции в ходе последовательного, поступательного развития искусства обработки металла, составляет одну из существеннейших особенностей дагестанского ювелирного дела.

Исторический путь, пройденный дагестанским ювелирным искусством, уникальность культурно-исторической среды, в которой оно формировалось, а именно сочетание частичной обособленности, замкнутости районов внутреннего Дагестана, способствовавшей образованию локальных технологических форм и художественных традиций, с ощутимым влиянием стран переднего Востока, Закавказья и России, обусловили сложность декоративной системы дагестанских украшений, не утративших своей генетической связи с древней архаической культурой и в то же время впитавших в себя практически все существующие типы и виды форы художественной обработки металла.

Исследование ювелирного дела в Дагестане существенно затрудняется значительным числом технологий и технологических приемов, бывших в ходу у дагестанских мастеров; их число доходит до двадцати. Ери этом существование различных рецептур черни, способов зо-

лочения, приемов гравировки и т.п. привносило дополнительное разнообразие в общий строй украшения.. Это делает сложной классификацию технологий, но все хе, взяв за основу дифференциации их функции в системе декора и различный декоративный потенциал, можно сделать попытку выделить технологии формообразующие, орнаментирующие и вспомогательно-сопутствующие. Это разделение, достаточно условное в силу существования значительного числа изделий, гае грань между формой и декором провести трудно, а порой и невозможно, все же позволяет выделить в особую группу технология, в которых художественная, декорирующая функция является единственной. Подобная дифференциация обуславливается также разделением цепи производства в большинстве случаев на ряд отдельных взаимосвязанных ступеней, включающих создание формы, орнаментацию, отделку изделий.

Лежащие в основе первой технологической группы приемы обработки металлов представляют собой древнейший пласт металлообработки, связанной прежде всего с тектонической организацией предмета, в условиях ювелирного искусства принимающей ярко выраженное декоративное звучание. В числе технологий выделяются: литьё; ковка; выколотка; монтировка, обладающие, в рамках технологических систем, определенным набором художественных приемов. Рассматриваются применительно к условиям Дагестана специфические особенности технологий, инструментарий народных мастеров.

Следующая крупная технологическая группа, согласно принятой классификации - декорообразутсщие технологии. Помимо чисто функционального аспекта, обособляя их в отдельную группу, следует отметить еще один существенный момент: лишь дополнившись сугубо декорирующими технологиями, с присущим им художественно-образным содержанием, металлообработка средневековья стала ювелирным делом

не по функция, а по сущности изготавливаемых украшений, приобрела свою специфику, свой, характерный пластический язык.

Ведущими орнаментирующими технологиями в Дагестане, безусловно, следует считать гравировку и сопутствующую ей чернь. Изделия с декором такого рода составляют большую часть дагестанских ювелирных украшений и представляют собой интереснейший объект анализа, в силу особой цельности и законченности системы, образованной разнообразными декорирующими приемами, с четко прослеживающейся "иерархичностью" между ними.

Проводимый анализ декорирующей пары "гравировка-чернь" позволяет сделать относительно функционирования данной художественно-технологической системы следующие выводы: технологической и декоративно-содержательной основой её с уверенностью можно считать гравировку, углубления образованного выемками которой орнамента впоследствии заполняются чернью. Истоки этого видятся в различном характере взаимодействующих технологических структур: самостоятельности, в художественном отношении, гравировки, обладающей в Дагестане широким "набором" приемов и видов, и, напротив, в заведомо сопутствующем характере черневой техники, существующей исключительно на основе и в рамках ведущей в технологической паре структурной единицы. В то же время, момент слияния двух технологических структур становится мощным художественным фактором, обусловившим эволюцию орнамента» отражающую возросшее совершенство системы орнаментации. Выделяются различные технологические интерпретации гравированно-черневого декора.

Параллельно с анализом гравированно-черневой системы орнаментации рассматриваются следующие технологические системы: эмалирование ; тиснение ; инкрустация, с определением характерных особенностей основных типов, форм бытования в Дагестане. Высказываются

предположения относительно причин, обусловивших местную специфику технологической трактовки.

Особенности внутреннего технологического строения декора дагестанских ювелирных изделий позволяет говорить о его системном характере, с присущей ему динамикой функционирования, констатировать наличие различных "подсистем''.

Наряду с присущими различным орнаментирующим технологическим формам художественными особенностями в рассматриваемых случаях отмечается общая схема функционирования технологических групп, базирующаяся на создании технологической пары, основанной на синтезе ведущей и ведомой технологических структур, когда сопутствующая технология "накладывается" на доминирующую художественно-образную систему, обогащая ее художественные возможности новыми качествами -живописностью, полихромией орнамента и т.д.

Пример иного типа взаимосвязи демонстрирует филигрань, объединяющая в рамках общей декорирующей системы две самостоятельные технологические структуры, обладающие несомненной самоценностью художественной формы. Взаимодействие их не вносит характера ярко выраженной зависимости во внутреннюю организацию технологического ансамбля я строится на их взаимном подчинении.

В качестве объекта анализа вводится категория "декорирующий технологический комплекс", в котором нашла свое воплощение «дна из наиболее характерных для ювелирного дела черт: художественные приемы адесь соединяются в своеобразные технологические блохи, характеризуемся самостоятельностью декоративной трактовки и ориентированные на усиление декоративного потенциала взаимодействующих технологических- единиц.

Характеризуя особенности технологического комплекса, нужно тзежде всего выделить его основную отличительную черту - он неиз-

менно представлен определенной бинарной структурой, взаимно ориентированной технологической парой, отличающейся близость® как по сущности технологических процессов, так и общностью по ряду стилистических признаков возникающей на их основе новой декоративной среды.

Относительно рассматриваемой категории представляется возможным кратко резюмировать следующие основные положения:

- формирование технологического комплекса декора, основывающееся на стремлении к оптимальной юганизации декоративных форм, базируется на достижении единства пластических и полихромно-гра-фаческих средств декора ; так, характерные для ювелирных комплексов диады "гравировка-чернь", "гравировка-эмаль", "филигрань-эмаль" "тиснение-эмаль", "филигрань-зернь", "гравировка-гаушировка" основываются на внедрений в пластическую среду декора сопутствующего графического, цветового мотива. Для ряда декоративных структур, нужно отметить, справедливо и обратное соотношение;

- технологический комплекс в ювелирном искусстве отнюдь не является пассивной суммой произвольных факторов; состав и характер технологического содержания композиций задаются вполне определенными условиями взаимодействия отдельных технологических структур;

- основным условием формирования в-рамках комплекса взаимосвязей, обуславливающих достижение единства композиционно-пласти- -ческого решения, выступают подчинение и соподчинение структур, причем при этом определяющее значение имеют внутренняя качества технологий, их декоративный потенциал, законченность и значимость

их художественной формы. Закономерно в этой свяяи их разделение на технологии самостоятельные, сопутствующие и вспомогательно-ак-центирущие;

- И -

- в основу образования комплексов ложатся самостоятельные технологии. Самостоятельность декорирующих технологий находит свое выражение в возможности их появления в структуре декора вне интегрирующего комплекса, решения декоративной задачи силами ло--кальной технологии. Возможность последнего обусловлена наличием

в их строении относительно независимых "подсистем", характеризующихся своеобразием трактовки исходной технологической средовой основы. Так, в декоре дагестанских украшений обнаруживаются раз-линые типы и приемы гравировки /выемчатая, обронная, контурная, рубчаго-шгряховая, смешанная/, филиграни /гладкая ажурная, напай-ная, фоновая, объемная, рельефная /многоплановая/, тиснения /по литой матрице, по гравированной, с фальш-зерневым декором/, а также зерни;

- технологические комплексы не являются константным компонентом различных форм ттекора в дагестанском ювелирном деле, обнаруживая несомненную динамику, функционирования;

- образование в силу ряда причин исторического характера новых технологических комплексов в художественной среде дагестанского ювелирного декора предопределяв* соответствующую новым визуальным характеристикам коррекцию его сложившихся форм. Эволюция технологического содержания здесь с неизбежной необходимость! ведет к адекватной эволюции композиционно-пластических , прострш ственно-средовых характеристик устоявшегося ювелирного орнамента

- заимствование технологий, равно как и введение их в традиционные комплексы происходит с учетом их взаимного соответствия, наличия некоторых общих признаков, а также возможности сопоставления на композиционно-пластическом уровне воплощения.

Явление, обозначенное в качестве ювелирного технологического комплекса, представляется справедливым отнести ко второму уро

но организации декоративных средств в украшении, тогда как первым, исходным уровнем, "первоэлементом" образования декоративных построений, несомненно, следует считать частные технологические системы, или самостоятельные технологии, согласно принятой классификации.

Технологический декорирующий комплекс, который в целом можно определить как ряд последовательных технологических операций, направленных на создание замкнутой системы художественных средств и приемов, характеризующейся общностью признаков, единством пластических характеристик и единой функцией содержания - является неотъемлемым компонентом художественной системы дагестанского ювелирного декора и лежит в основе создания уже значительно более сложных композиционно-пластических построений.

'Во второй главе "Технологические структуры в декоре дагестанских ювелирных украшений" проводится анализ, закономерностей сочетания технологических средств в системе декора, изучается результат их взаимовлияния, опосредующего появление различных декоративных структур; выделяются типы изделий, дифференцирующиеся по характеру технологического решения.

Решение вопроса о типологической оценке декоративной организации различных изделий основывалось на выделении некоторых исключительно устойчивых элементарных схем, выступающих своеобразными архетипами их построения. В основу принципа выборочности признаков, служивших критериями дифференциации, лег принятый за исходный пункт подход к изделию, как прежде всего к носителю скрытых в нем закономерностей внутренней организации специфических средств я приемов выразительности в целостную структуру декора. Это обусловило некоторое сужение круга' анализа, оставляя за границами исследования, в частности, функциональное предназначение изделий,

определяющее их деление на наручные, нашейные и т.д. украшения, а также уровень семантических значений декора. Ори типологизации учитываются также и композиционные, орнаментальные факторы, однако технические принципы в этом плане представляются более емкими и точными, в значительной степени постулирующими образные свойства форм художественного выражения, стилистику каждой конкретной вещи.

В исследовании особенностей декоративной организации дагестанских украшений особое значение приобретает вопрос о комплексной организации технологических художественных средств. В этой связи нужно отметать, что вплоть до сегодняшнего дня раскрытие принципиальных вопросов о путях сложения художественной системы, как категории, бесспорно, присутствующей в вещах традиционного дагестанского ювелирного производства, связывалось с особенностями композиционно-орнаментальной системы, в то время как результаты исследования убеждают нас в наличии определенных системных закономерностей также и в составе технологических структур украшений.

. Роль ложащегося в основу строения изделий принципа системной организации технологических образований для нас заключается в том, что он выступает в качестве методологической предпосылки- построения своеобразной модели предмета исследования, давая соответствующую программу исследования.

В соответствии с этим в процессе систематизация выделяются три, достаточно широкие по видовому составу, типологические группы изделий, отражающие последовательное усложнение структуры декора изделий я строящиеся на :

- системах самостоятельных технологий ;

- системах "декорирующий технологический комплекс - ряд самостоятельных технологий";

- системах декорирующих комплексов.

Корня художественной системы украшений первого типа, на что указывает ряд авторов, лежат в значительно более глубоких, близких архаичным культурам, пластах народного творчества, по отношению к окончательно сложившимся к концу ХУ1П века орнаментально-графическим системам декорирования. Нужно отметить, что помимо несомненной типологической общности по характеру технологической организации, обнаруживающей себя а определенных комбинациях самостоятельных технологий, изделия этого круга обнаруживают и несомненную близость в стилистике, тесно связанную с характером декоративных средств, формирующих состав композиций. В целом относительно подобного типа декора утвердилось определение "структурного", как стоящего ближе к внутренним свойствам материала, проявляющего, в зависимости от применяемой к нему технологий, те или иные, скрытые в его природе, пластические качества, далцего рад свидетельств о неразрывной связи технологии и художественного образа. В ювелирном деле, с его разнообразием подходов к материалу, позволяющих выявить необычайное богатство фактурных й пространственных решений, как нигде можно видеть постоянную взаимосвязь ремесла и искусства.

Технологии обработки металлов обнаруживают себя здесь в своих "первичных", не отлившихся еще! в символы графических образов, проявлениях; каждый технический прием выступает носителем лишь только ему присущих качеств, воспринимаемых в роли определенного образного мотива, йастер не наносит тса или иной образ на поверхность материала, а "говорит" самим материалом, при помощи ряда техник и приемов выражая определенные декоративные идеи.

На основе анализа украшений со структурно-технологичнским декором, в рамках общего решения посредством создания системы само -

\

стоятельннх технологий, выделяются три основные подтипа изделий, присущие этой стилистической ветви дагестанского ювелирного дела :

- изделия, в которых конструктивной основой, диктующей характер распределения элементов декора, служит кованая металлическая пластина /пластинчатые/;

- украшения, собираемые из динамически подвижных объемов, свободно сочлененных деталей или включающие их.

Анализируются основные принципы композиционной организации, группировки декоративных средств различающихся по видовому составу, способу ношения, функциям и композиционному строению украшений, с позиции влияния принципов технологической организации на характер композиционного решения, художественные особенности изделий. Относительно различных видов украшени!, формирующихся по общему для них признаку организации декора на основе создания систем самостоятельных технологий, констатируются следующие присущие им общие черты, определяющие суждение о их стилистической однородности:

- этот специфический тип художественного решения возникает как форма оптимальной организации структурно-технологических декоративных средств; при этом стремление к богатству, полноте художественного образа, складывающегося из сумм пластических эффектов технологий, декоративных приемов, ограниченных в вариантах материального проявления, закономерно вызвало к жизни отчетливо про- . слеживаемую политехнологичность декоративной ткани произведений, где изделие насыщено самыми разнообразными приемами обработки металла. Обладающие, вне их объединения в систему взаимосвязанных элементов, относительно невысоким выразительным потенциалом, структурно-технологические средства декора обусловили появление худо-

несмеяной концепции, где произведение - всегда ансамбль технологий, увязанных между собой единой образной задачей, звучащих как один пластический аккорд;

- общность художественного языка используемых декоративных оредств задает условия взаимодействия элементов декоративной струк-,тура я характеризуется их взаимным соподчинением, как равноценных носителей выразительного содержания. Изделия не обнаруживают стро-1еого иерархического ряда технологических приемов по выполняемой яма функция в системе декора; выделить какую-либо технологию в качестве доминанты представляется неправомерным; примат одной технология над другим можно констатировать в рамках лишь определенной декоративной системы. Однако все же присвоение доминирующих свойств какому-либо техническому приему, подчинение ему остальных технологий осознавалось мастерами как важнейший художественный принцип; приводятся примеры преобладания в различных изделиях как зернового, так и сканного, монтированного, тисненого мотивов;

- структурно-технологические изделия характеризуются изначальной внутренней целостностью декоративной среды, берущей свое начало в едином, технологическом генезисе всех форм декора; специ-фзческий характер связи декора с формой предмета позволяет также говорить о целостности формы и декора, заложенной в концепции

этих украшений;

- одна из основных-особенностей, определяющая специфику данных Изделий и во многом детерминируемая характером технологических средств декора - композиционная ясность, сила звучания материала, которой обладают пластически завершенные композиции. Узор здесь образует умело разработанная структура изделий; для них становится отличительным свойством работа с металлом, выявляющая все его бо>-гатне и тайные качества.

Следующий, выделенный в процессе исследования тип изделий, характеризующийся существенным, по отношению к предыдущему, усложнением технологической структуры, основывается на возникновении новой декорообразувдей системы, складывающейся взаимодействием технологического орнаментального комплекса и ряда локальных технологических форм. Возникающая таким образом в качестве основы художественного решения, технологическая диада "декорирующий технологический комплекс - ряд самостоятельных технологий" находит свое проявление, на уровне элементов декора, прежде всего, в совмещении структурно-технологических и орнаментально-графических образных мотивов, что закрепляется в дагестанском ювелирном искусстве, как вариант стиля.

Общая технологическая формула, будучи доминантой стилеобразо-ваняя, дает, в сжатом виде, информацию о характере произведения, выступает инвариантной основой, базой, на которой развивается рассматриваемая в своих основных проявлениях вариантность различных форм и типов декора, предусматривающая, при отчетливо прослеживающихся разночтениях, сохранение основного стилеобразугацего признака - синтеза структурно-технологических и орнаментально-графичес-кях выразительных средств. Совмещение является внутренней сутью вещей 8того крута, при этом проблема целостности образа, выступающего в данном случае сложным"сплавом разноплановых средств декора, в Изделиях этого типа не исчерпывается умелым соотнесением, аранжировкой объединенных лишь общим декоративным пространством различающихся по внутренней природе художественно-технологических средеш.« Интеграция различающихся по образной сути компонентов декора в общей композиции, в творчестве дагестанских мастеров, в полной мере наделённых художественным чутьем, закономерно привела к появлению определенных эволюционных факторов, вызванных кжизни моментом в за-

имосвязи двух стилеобразувдих направлений.

Став принадлежностью традиции, этот принцип технологической организации получил в дагестанском искусстве формальную законченность художественно-выразительной системы, функционирующей и развивающейся по своим внутренним законам, обладающей разнообразием образной трактовки. В строе декора украшений данной типологической принадлежности достаточно четко просматриваются локальные особенности, предопределившие появление качественно своеобразных художественных решений, но все же уникальность изделий данной группы, ни в коей мере не охватываемая неким кругом излюбленных композиционных а- орнаментальных решений, как представляется, с особой ясностью проявляет себя не в отличительных, а в сходных чертах изделий различной региональной принадлежности, предопределенных их внутренним родством. Сравнительный анализ украшений позволяет обнаружить з этой связи следующие тенденции:

- стремление к гармонизации возникающей декоративной среды композиционными средствами.

Изделия подобного рода, основнвшздиеся на прямом, без попытки установления гармонических корреляций, совмещении элементов декора, говорящих на различных образных "языках", а часто принадлежащих и к различным культурным слоям, представляется справедливым отнести к промежуточному звену в формировании специфического художественного языка украшений данного типа.

- Графическое обогащение и трансформацию вплетаемых в ткань стилизованного цветочно-растительного узора элементов структурно-технологической орнаментики.

В этой связи выделяются следующие художественные решения: элементы высокого рельефа, входящие в графическую структуру орнамента пластически-выразительными акцентами - литые "шатры", наклад-

ные полосы, медальоны, литые напайные петля, дифованные полусферы прорабатываются графическим орнаментом. Трансформируются в скульптурные цветочные розетки под влиянием растительной орнаментики литые шатровидные формы. Эволюционирует также такой специфический элемент структурного декора, как камень в высоком глухом касте, замещаясь идентичным по форме и пропорциям, смонтированным из листового металла, декоративным элементов , боковая и в особенности верхняя поверхность которого прорабатываются в ключе гравярованно-черневой орнаментики; определенное эволюционное движение отмечается и в среде наименее мобильной, относящейся к группе модульных деталей-подвесов.

- Пластическое переосмысление, на основе эффектов структурно-технологического порядка, строя графической орнаментики, с приданием ей пространственной глубины, разнообразного фактурного звучания.

Анализ гравированно-черневого декора дагестанских ювелирных украшений дает возможность выделить одно из главных его отличительных качеств: изначально графячный по своей художественно-образной природе гравярованно-черневой орнамент в интерпретации дагестанского .мастера обнаруживает заметное тяготение к рельефу, обретает пластический характер. Орнаментальная система переосмысливается с позиции пластической выразительности; мастер активно вторгается в массу металла - глубина выборки фона достигает в некоторых изделиях полутора и более миллиметров. Гравированный декор также дает еще одну возможность проведения непосредственной параллели с одним из центральных качеств структурно-технологической орнаментики - установкой на выявление звучания самого материала, проявляющейся в фактурной проработке различными способами фона изделий.

Даже выйдя из русла непосредственного пластического формотворчества, изделия сохраняют в себе художественную природу декоративности, эмоциональную образность, свойственную изделиям со структурно-технологическим декором, но воплощаемую уже декоративными средствами совершенно иного характера. Применяемые здесь пластические средства перекликаются с найденными ранее, но не повторяют их, трансформировавшись в новые художественно-технологические приемы.

выделение третьей крупной группы изделий обусловлено своеобразием их технологической организаций, основывающейся на сочетании в масштабах одного отдельно взятого изделия двух и более слож-ноорганизованних технологических комплексов. Выделяются1 следующие типичные комбинации:

- гравировка-чернь - гравировка-эмаль;

- гравировка-эмаль - инкрустация;

- гравировка-чернь - инкрустация;

- гравировка-чернь - гравировка-эмаль - инкрустация по костя - инкрустация по стали.

Останавливает на себе внимание тот факт, что синтезируемые в изделиях средства декора имеют одну общую природу происхождения и основу орнамента - в качестве исходного пункта целостности выступает однородность технологического генезиса художественно-образных средств, возникающих на основе гравировки как общей отправной точки Формирования образной специфики декора.. Технологическое родство, поддерживаемое родством орнаментальных мотивов, определяет закономерности взаимосочетания декоративных форм. Вновь, уже на качественно новом уровне, проявляется тип взаимосвязи, зафиксированный нами в украшениях со структурно-технологическим декором, при котором достигается единство композиционно-пластического и цветового решения, а именно соподчинение художественно-технологических при-

емов. Примат определенных технологических форм, выступавших в качестве ведущего декоративного мотива, не является фиксированным, всецело определяясь замыслом и основной художественной концепцией произведения..

Относительно художественных особенностей изделий данного типа технологической организации отмечаются следующие присущие им черты:

- разнообразие видов декора, базирующегося,несмотря на единство композиционно-орнаментальной основы, на достаточно широком вариантном исполнении орнамента;

- достаточно редкое использование элементов структурно-технологического свойства "в чистом виде";

- сохранение и творческое развитие художественных находок и декоративных эффектов структурно-технологического плана, стремление сохранить основные черты традиции, воплощенясйв найденных формах элементов декора;

- способность дагестанского мастера к органичной трактовке устоявшихся форм декора, с сохранением их идейно-образной основы, новыми технологическими средствами;

- одной из характерных особенностей изделий данного типа следует считать их значительно возросшую насыщенность материалами -кость и рог, сталь, золото и серебро, цветные камни, специальным образом, фактур!о обработанная кожа, стекло, пластмассы, эмаль различных цветов и оттенков определяют значительно возросшую "мно-гососгавносгь" декоративного образа.

В целом изделия данного типа позволяют сделать вывод, что тенденции к сохранению основных принципов структурно-технологической орнаментики - полятехнолопгчности, насыщенности материалами», пластической организации декора изделия и выявлению особенностей материалов а также фактурного звучания сохраняются, при этом прин-

цип политехнологичности, наряду с сохранением остальных, получил еще большую интенсивность.

Третья глава диссертации "Технологический аспект единства, художественно-образного решения предметов традиционного дагестанского ювелирного производства, возможность эволюции народной традиция в современных условиях в контёксте адекватности художественно-технологическому решению традиционных изделий" посвящена месту и роля технологического фактора в формировании стилевого единства, образной специфики традиционных дагестанских ювелирных изделий и суммирует выводы предыдущих глав.

Особенности художественно-технологической организации традиционных дагестанских ювелирных изделий с особой полнотой и отчетливостью раскрывают черты дагестанской художественной традиции. Определенная близость стиля, свидетельствующая о целостности художественной культуры - закономерное следствие длительности традиция металлообработки, органичности и естественности хода развития народного искусства. При этом значение технологического фактора в процессе достижения художественной целостности различных форм декора я соответственно различных типологических групп изделий видится в разрезе двух взаимосвязанных аспектов, стоящих на путях формирования декоративных образований: органичная интерпретация различных декоративных средств достигалась на основе традиций структурно-технологической орнаментен, посредством комплекса определенных художественно-технических приемов.

В контексте адекватности использования и развития художественно-технологической традиции дагестанской оереброобработки рассматриваются также современные изделия массового производства художественных промыслов Дагестана. Указываются некоторые примеры отхода от основных принципов художественной организации произведений на-

родного искусства, а также прямой утраты достижений художественного наследия прошлого. Делаются предположения относительна основных путей эволюции народной художественно-технологической традиции в современных условиях..

^а основании изложенного в работе материала, отражающего проблему роли технологического фактора в становлении особенностей художественного языка народного дагестанского ювелирного дела, технологический аспект формирования декоративной образа выделяется в качестве одного из ведущих художественных факторов, определяющего такие основополагающие категории художественного решения, как стиль, внутренняя цельность декоративной среды изделий.

Относительно вопроса соотношения образного строя изделий с особенностями их технологической организации констатируются следующие основные положения:

- одно из своих наиболее выраженных проявлений своеобразие дагестанского ювелирного дела находит в необычайно широком спектре применяемых технологий и художественных приемов. Дагестанские ювелиры виртуозно владели практически всеми известными в ювелирном деле приемами обработки металла, техниками' обработки металла,. - черньюг филигранью, насечкой золотом и серебром по металлу и кости, целым рядом других.. При этом уже сам отбор техЕМческих средств естественно принимает характер творческого акта, непосредственным образом влияющего на эмоционально-выразительный строй создаваемой вещи,

- Изделия традиционного дагестанского ювелирного производства позволяют выделить тенденции, говорящие о непосредственно-технологическом происхождении ряда орнаментальных мотивов^ что связано в первую очередь с длительностью традиций художественной обработки ' металла, обусловившей накопление ряда находок структурно-

технологического плана. Технологические, ремесленные основы труда становятся в связи с этим одним из основополагающих организующих начал в дагестанском ювелирном деле; богатством структурно-технологических эффектов во многом определяется своеобразие художественно-образного решения дагестанских ювелирных.украшений. Одним из наиболее важных аспектов в этой связи становится стремление к выявлению внутренних качеств материала, обнаруживающего, при различных технологических подходах к нему, значительное богатство фактурных, пространственно-пластических, цветовых решений. При этом определяющее влияние традиций ремесла проявляется также и в использовании художественно-технологических находок, связанных и с художественной обработкой древесины, керамики.

Творческое переосмысление традиций и тенденций структурно-технологической орнаментики, находящей свое проявление на более сложных уровнях организации декора, является чрезвычайно важным аспектом формирования художественного языка дагестанского ювелирного искусства. Одной из наиболее характерных особенностей дагестанского ювелирного дела, своеобразным "врожденным" его художественны« качеством следует считать пластическую выразительность; при этом анализ связей между различными формами декора позволяет говорить о близости данной категории с традициями структурно-технологической аментики.

- СпециФ . и художественное своеобразие дагестанского ювелирного декора во многом определяются введением структурно-технологических элементов в среду графического орнамента, что придает дагестанским украшениям особый колорит.

- Своего рода эстетической категорией, неотъемлемым компонентом представлений об эстетической ценности произведения в ювелирной деле Дагестана выступает высокая степень насыщенности де-

коративной ткани украшения различного рода художественно-техническими эффектами. Одной из наиболее характерных черт народного ювелирного искусства Дагестана становится политехничность декоративных структур украшений.

- Различные типы орнаментации, отражающие дифференциацию декоративных приемов на образно-пластические и образно-графические выразительные средства, устойчиво связываются с различными технологическими группами форм декора, подразделяющимися на уровни самостоятельных технологий и технологических комплексов.

- Художественное многообразие произведений традиционного дагестанского ювелирного дела поддается типизации на основе некоторых Общих признаков их технологической организации. Черты народной художественной традиции находят свое проявление в излюбленных приемах, сложившихся путях и методах технологической организации образно-выразительного ряда в произведениях. При этом взаимосвязь технологического и художественно-выразительного содержания в дагестанском ювелирном искусстве с особой яркостью проявлено в таком, задающем наиболее общие характеристики произведений, факторе, как некоторые устоявшиеся формы технологического структурирования декора, группировки художественно-выразительных средств Анализ декоративного строя традиционных дагестанских ювелирных украшений позволяет прийти к убедительному выводу о глубокой образной содержательности, различных типов технологических образований, существенно разнящихся по природе образной выразительности, и лежащих в основе образной специфики произведений.

Технологический фактор во многом выступает основой художественно-образной целостности различных типов произведений, обуславливая единство эстетических представлений и способность технических приемов к органичному эволюционированию, с сохранением при-

сущих первичным формам декора природы декоративности.

Таким образом, анализ технологической организации дагестанских украшений позволяет говорить о значительной роли технологического фактора в становлении и эволюции художественного языка дагестанского ювелирного дела, в формировании качественных черт дагестанской ювелирной традиции.

ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ СЛБДУШИЕ РАБОТЫ :

1. Технологические структуры традиционных ювелирных украшений Дагестана XIX в./Тезисы доклада на XI научно-теоретической конференции аспирантов и преподавателей МВХПУ /б. Строгановское/,-М., 1989.

2. Характер декора дагестанских пластинчатых браслетов конца XIX - начала XX вв. - Художественная культура Дагестана XIX века. Сб. трудов Дат. ФАН СССР, Махачкала, 1989, - 0,7 а.л.

3. Место техники тиснения в формировании декора аварских ювелирных украшений /Тезисы доклада на XII научно-теоретической конференций аспирантов и преподавателей МВХ15У /б. Строгановское/, -М., 1990.

4. Черты структурного декора в традиционных аварских ювелирных украшениях. - Депонировано в НЮ Информкультура от 4.06.1990,

№ 2281, 0,4 а.л.

5. Технологический строй в традиционных аварских ювелирных украшениях. - Депонировано в НЮ Информкультура от 19.06.1990, » 2308, 0,4 а.л.

6. Черты общности в декоре ювелирных изделий Дагестана XIX века. - Художественное творчество Дагестана а молодежь. Сб. трудов Дат. ФАН СССР, Махачкала, 1991, - 0,5 а.л.