автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Якутская драматургия ХХ в.

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Билюкина, Алла Афанасьевна
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Якутская драматургия ХХ в.'

Текст диссертации на тему "Якутская драматургия ХХ в."

$ Ко?.

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

БИЛЮ1ШНА Алла Афанасьевна

ЯКУТСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ XX в. ИСТОКИ, ЭВОЛЮЦИЯ, КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Специальность 10.01.02 - литература народов Российской Федерации

Диссертация в виде научного доклада насоискание ученой степени доктора филологических наук

/

/

На правах рукописи

шие от

;удил ученую степень / С'

1

\

МО

\

Работа выполнена в отделе" литературы и искусства Института гуманитарных исследований АН Республики Саха (Якутия)

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Имихелова С.С., доктор филологических наук, профессор БалдановС.Ж., доктор филологических наук, профессор Тобуроков H.H.

Ведущая организация - Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств.

Защита состоится «. 3% 1998 г. в ч. на засе-

дании диссертационного совета Д 003.26.01 в Институте монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН по адресу: 670047, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6.

С диссертацией в виде научного доклада можно' ознакомиться в библиотеке Бурятского научного центра СО РАН по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6.

Диссертация в виде научного доклада разослана

ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИО ТВКА '

«_»

1998 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат филологических наук

Дырхеёва Г.А.

Общая характеристика работы

Актуальность темы. Драма как род литературы и основа театрального искусства всегда свидетельствовала о состоянии социальной и духовной жизни народа. Более того, драматургия и театр, являясь составной частью культуры, воздействуют на духовное состояние общества, формируют его идеалы и нормы. Актуальной задачей представляется изучение идей и представлений народа, отразившихся в литературе для театра.

Постепенно уходит в прошлое эпоха, когда утрачивались системные связи с культурным наследием, когда ограничивались художественные искания лучших представителей народной интеллигенции. И обнаруживается, что в жизни якутского (да и любого другого) этноса существовали живые созидательные силы, которые содействовали его выживанию как в экстремальных условиях Севера, так и под воздействием политики унифицирования личности и этносов на протяжении многих лет. В советскую эпоху накапливался опыт социализации человека в окружающем мире, социально-историческое воздействие накладывало неизгладимый отпечаток на литературу и искусство (и литературоведение). Сегодня остро ощущается необходимость выхода к культурной обусловленности социальной истории, к задаче восстановления целостности национальной культуры.

Изучению якутской драматургии, отображающей жизнь и борение человеческого духа в его взаимодействии с миром, предшествовали появившиеся в 1920-х годах просветительские статьи драматурга А.И.Софронова, содержавшие призыв к художественному освоению тем и проблем народной жизни и объяснявшие особенности национального восприятия пьес разных жанров. В "Очерках якутской литературы" (М.-Якутск, 1937) Н.М.Заболоцким впервые была предпринята попытка теоретического осмысления ЯД как уже сложившегося рода литературы, воспроизводящего напряженную борьбу идей и человеческих страстей в переломные периоды жизни народа. К сожалению, затем на долгие годы из литерат/рного процесса было изъято творчество репрессированных писателей-драматургов В.В.Никифорова, А.И.Софронова, П.А.Ойунского, Н.Д.Неустроева. «Очерке истории якутской советской литературы» (М., 1955) предала во многом схематизированная и упрощенная картина живого Тературногашроцесса.

. ' С 60-х годов началось полнокровное осмысление литературной ¡шзни Якутии. Речь идет о таких обобщающих трудах, как сборник татей "Якутская советская литература и искусство" (Якутск, 1964), >черк истории якутской советской литературы" (М., 1970),

«История якутской литературы (середина XIX - начало XX века)" (Якутск, 1993). Исследованию жизненного и творческого пути писателей-драматургов посвящены монографии Г.К.Боескорова, Г.П.Башарина, В.А.Семенова, Д.К.Максимова, А.А.Билюкиной. В перечисленных трудах была дана объективная картина драматургического процесса, преодолены нормативность и субъективизм в оценке творчества реабилитированных писателей, подход к литературным явлениям неотрывен от анализа поэтики пьес, главное внимание уделялось историческому бытованию якутской драмы. В целом же ее история, проблемы ее генезиса, функционирования и художественного мастерства ее создателей требуют изучения в свете происходящей переоценки исторического и литературного процесса, привлечения ранее недоступных материалов.

Общие закономерности развития драмы, проблематика и поэтика жанров представлены в трудах А.Аникста, В.Волькенштейна, Е.Горбуновой, С.Владимирова, В.Фролова, В.Сахновского-Панкеева, В.Хализева и других исследователей. Изучению драматургии национальных республик России, представляющей богатый художественный материал, истории ее становления и развития посвящены труды А.Богуславского и В.Диева, А.Ахмадулина, Б.Зингерман, В.Найдакова и С.Имихеловой, А.Поламишева, Г. Кар-дашевского и других авторов из разных республик бывшего СССР. Эти исследования выявили общие для национальных драм жанрово-стилевые свойства и закономерности развития и показали ускоренный и специфический, сложный путь развития каждой из них. Методологические разработки и другие ценные теоретические положения перечисленных авторов не только помогли диссертанту исследовать происходящие в якутской драматургии процессы, но и вписать ее в контекст национальных литератур России.

Якутский театр, в 80-е годы вышедший на мировую сцену и позитивно влиявший на духовную и культурную жизнь народа, испытывает недостаток в современных пьесах. Знание истории зарождения, становления и развития национальной драматургии позволяет увидеть заложенные в ней внутренние р'езервы и возможности. Современный художественный опыт, взаимодействуя с национальной традицией, «национальной духовной энергией» (Г.Ломидзе), по-новому освещает пройденный драматургией путь. А изучение генезиса, истоков национальной драматургии сегодня как никогда представляется насущно необходимым. Как справедливо замечено, «нуждаются в более четком обозначении закономерности формирования драматического рода литературы (в частности, его соотношение с обрядовыми действиями)» (Хализев, с. 6).

Цель работы — системное исследование зарождения и развития якутской драматургии, начиная от фольклорных истоков и до ее современного состояния, изучение специфики претворения народнопоэтических и культурных традиций, предпринятое в монографиях и статьях диссертанта. В связи с этой целью решались следующие задачи:

• исследовать истоки якутской драматургии, закрепленные в фольклоре и языческих мифах, обрядах, представляющих собой духовное и культурное наследие народа;

• раскрыть концепцию личности в якутской драматургии, в связи с этим выявить особенности ментальное™ народа саха, взаимосвязи в ней духовного и материального мира человека, этноса и общества; связать поэтику якутской драматургии с национальной ментальностью: языческими, мифологическими, фольклорными представлениями;

® выявить контактные и типологические связи якутской драматургии с литературами других народов России, раскрыть ее национальное своеобразие в неразрывной связи с общими закономерностями развития национальных литератур, с тем влиянием, которое оказывали на ее рождение и развитие русская и мировая классическая драма;

• дать монографическое описание жизненного и творческого пути ведущих якутских драматургов А.И.Софронова, П.А.Ойунского, Н.Д.Неустроева, Суорун Омоллона, С.П.Ефремова в аспекте освещения истории якутской драматургии.

Методы и источники исследования. В изучении якутской драматургии проводился историко-функциональный метод, позволяющий рассмотреть развитие драматургии как единый исторический процесс, связанный с культурными традициями и общественной жизнью народа. Основными способами изучения являются сравнительно-сопоставительный и целостный анализ конкретных произведений в сочетании с обобщениями типологического характера, позволяющими вывести закономерности возникновения и развития таких важных для якутской Драматургии жанрово-родовых образований, как социально-бытовая пьеса, поэтическая драма, психологическая и философская драма и комедия, инсценированная проза и др., закономерности как специфические, так и общие, неразрывно связанные с развитием мировой драматургии XX века. Каждое значительное произведение якутской драматургии рассматривается с двух взаимодополнительных точек зрения - как результат определенного культурного материала: общественно-политической, культурной обстановки и духовного состояния общества и как проявление уникальной структуры.

В качестве источников исследования использованы: 1) драматические произведения писателей Якутии и других народов России; 2) материалы Центрального государственного Архива РС (Я), Архива ЯНЦ РАН, Архива ЛЧ ЙЭ РАН, Архива ЛО ИВ РАН; 3) монографии и статьи по якутской и мировой литературе и драматургии, по театру, этнографии, истории и философии.

Научная новизна работ, представленных к защите, заключается в том, что в них впервые проведено исследование якутской драматургии как целостной художественной системы. Драматургический процесс рассматривается в социокультурном контексте, в неразрывной связи с процессом пробуждения национального самосознания народа.

Впервые на большом фактическом материале фольклора, религиозных обрядов и обычаев этноса прослежено возникновение и развитие элементов драматизации, становление народной драмы, ставшей предтечей профессиональной драматургии. Выявлены общие закономерности воздействия якутского фольклора на развитие драматургии: от непосредственного воплощения его в драматизированную форму до фольклоризма в драме как идейного и стилеобра-зующего фактора. Трактовка личности с позиций коллективизма в якутской советской драме следовала за основным - коллективным пафосом фольклора. В творчестве самых ярких якутских драматургов эта трактовка не противоречила идее самоценности личности, лежащей в основе романтического мироощущения.

В опубликованных монографиях диссертанта впервые исследована драматургия каждого историко-литературного периода в Якутии как самобытная художественная система со свойственной ей концепцией мира и личности, с соответствующими этой концепции проблематикой и жанрово-стилевыми чертами. Исследованы жизненные и творческие пути писателей А.И.Софронова, Н.Д.Неустроева, П.А.Ойунского, Суоруна Омоллона, С.П.Ефремова, идейное, поэтическое своеобразие и новаторство их драматургии, выявляющей тенденции развития действительности, сущно'сть и эволюцию национального характера. Рассматривается соотношение драмы с лирическими и эпическими жанрами литературы и разнообразными формами культуры (ритуальными и публичными действиями). Исследование якутской драматургии в контексте российского и мирового культурного пространства позволило определить национальную самобытность и общечеловеческое значение её художественных открытий.

Положения, выносимые на защиту. Ведущим направлением в якутской драматургии XX века является реалистическая драма, но в ней всегда были сильны романтические тенденции, идущие от на-

родного театра и фольклорной поэтики. Романтические тенденции набирают силу в 20-30-е и 80-90-е годы, отмеченные кризисным состоянием общества и обостренным интересом к народной эстетике.

Якутская драматургия начала XX века и конца столетия, несмотря на различный художественный опыт, одинаково внимательна к народнопоэтической традиции. Примат общечеловеческих ценностей как ее мировоззренческий принцип проявился особенно весомо в пьесах А.Софронова, П.Ойунского, Суоруна Омоллона, С.Ефремова 20-30-х годов и со всей настойчивостью и последовательностью был восстановлен в пьесах и спектаклях 80-90-х годов. Эта общность вызвана обостренной реакцией драматургов на переломные моменты в жизни общества, вызванные нарушением народно-гуманистических принципов.

Романтизм в якутской драматургии как художественный метод 5 предполагает присутствие трагического контраста между идеалом и действительностью. Кроме того, романтизм проявился в формах национально-поэтической образности, которые и обусловили истоки и формы проявления романтического мировосприятия. Несмотря на преобладание реалистического мироощущения, во многом связанное с переработкой опыта русской классической литературы и воздействием принципов соцреализма в советскую эпоху, лучшие достижения якутской драматургии напрямую связаны с синтезом реалистического и романтического начал, который и помогал живым явлениям выстоять в сложных условиях XX века.

Практическая ценность исследования заключается в том, что в нем заложены основы изучения истории якутской драматургии, её периодизации, истоков и закономерностей её развития. Теория и методология исследования, основные концептуальные выводы могут лечь в основу нового взгляда на советский период в истории литератур народов России. Выявленные и изученные исторические факты литературной и театральной жизни, ранее изъятые из обращения, способны стать началом для дальнейших научных изысканий в работах культурологического характера. Монографичес кие исследования диссертанта используются в практике преподавания истории якутской литературы XX века в вузе, в якутском литературоведении и критике.

Апробация и публикации исследования. Для защиты диссертации представляются пять монографий (1-5). Исследования диссертанта апробированы в виде научных докладов на международных, всесоюзных и региональных конференциях (Казань, 1978; Новосибирск,

1987, 1980; Ташкент, 1980; Фрунзе, 1980; Улан-Удэ, 1988; Иркутск,

1988, Омск, 1985, Якутск, 1987, 1972, 1993, 1995, 1996, 1997 и др.) Всего опубликовано 60 научных книг и статей, посвященных разным

аспектам теории и истории якутской драматургии, литературному и театральному процессам, фольклору, критике и их взаимодействию.

Основные работы обсуждались в отделе литературы и искусства Института гуманитарных исследований АН РС (Я), в секторе литературы народов РФ ИМЛИ им. А.М.Горького, в Союзе писателей Якутии, в СТД Якутии, на филологическом факультете и кафедре философии ЯГУ.

Содержание работы Языческие обряды якутов — истоки якутской драмы

Многовековое движение национальной культуры, ее языческих мифов, обрядов и фольклора в развивающемся этносе породило в их недрах жанры литературы, в том числе драматургии (4, с. 1-80). Ряд исследователей (Гроссе, Харузина, Всеволодский-Гернгросс) обрядовые действа с их диалогом и пантомимическими плясками называли драмой. В исследовании диссертанта прослежен исторический путь возникновения элементов драматизации в обрядовых действах. Вскрыты их отличительные видовые черты и одновременно общие структурные и содержательные художественные линии, позволяющие говорить о многовековом выделении драмы из обряда.

В раннеродовом обществе у предков якутов существовал комплекс верований и обрядов, исходивший из представления о родстве между человеческим племенем и тотемами — видами животных, растений, предметов. Тотемизм содействовал укреплению единства племенного коллектива, регулировал социальные отношения между членами рода, этические нормы. Например, у людей Ергета божеством был лебедь, у предков рода и наслега Хочо - ворон, у племени Хангалас - орел и т.д. В выборе тотема и исполнении обряда значительную роль играли моменты психологических и эстетических оценок и элементы драмы. Исполнение обряда требовало внутреннего перевоплощения в тотем, понимания его знакового содержания. Действо представляло драматизированное общение с духами челойека, вступающего в контакт, преодолевая страх перед ними. Текст обряда был канонизирован, состоял из монолога и диалога. Сакральные формулы и поэтические тропы содействовали медитативности текста. Текст обряда сопровождался театрализацией жертвоприношения, символических атрибутов обряда, бутафории, жестов и манеры поведения так, как подсказывало воображение и интуиция участника. В « тотемных плясках обнаруживаются попытки создания элементарного художественного образа» (Авдеев, с. 76).Театрализация служила драматизации текста, для усиления психологического и

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА

эмоционального воздействия слова и магических приемов обряда. Тотемные обряды с элементами драматизации выделили исполнителей и зрителей. Они возбуждали воображение древнего человека, утверждали сознание нер