автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Языковые средства выражения авторской модальности в романе И. А. Бунина "Жизнь Арсеньева"

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Вихрян, Ольга Евгеньевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Автореферат по филологии на тему 'Языковые средства выражения авторской модальности в романе И. А. Бунина "Жизнь Арсеньева"'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Языковые средства выражения авторской модальности в романе И. А. Бунина "Жизнь Арсеньева""

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ имени ПАТРИСА ЛУМУМБЫ

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ МОДАЛЬНОСТИ В РОМАНЕ И. А. БУНИНА «ЖИЗНЬ АРСЕНЬЕВА»

(10.02.01 — русский язык)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

На правах рукописи

УДК 8.08 408.53

ВИХРЯН Ольга Евгеньевна

Москва—1990

Работа выполнена в ордена Дружбы народов Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Научный руководитель —

доктор филологических наук, профессор Л. А. Нови' ков.

доктор филологических наук, профессор А. И. Горшков,

кандидат филологических наук, доцент Н. А. Николи-

на.

Ведущая организация — Московский областной педагогический институт им. Н. К- Крупской.

Защита состоится «££. » ¡р^рйъЛЯ 199^ г.

в 15.00 в ауд. на заседании спедиализированного совета К.053.22.11 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в ордена Дружбы народов Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы по адресу: 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Университета по адресу: Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6.

Официальные оппоненты:

Автореферат разослан « ы»

»

Ученый секретарь специализированного совета кандидат филологических наук, доцент

ЖИДКОВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация посатцека анализу языкошх средств выражешя авторской модальности в романе И.А.Бунина "Еизнь Арсопьова", т.о. исследованию тоге творческого отношения автора к изображаемому, которое проникает произведение на всех структурных . уровнях.

Разработка я классифкшшя языковых приемов, выявляющих отупение автора, углубляет возможности стилистического анализа бунниского слога.

Актуальность исследования определяется необходимость*) целостного изучения языка художественной литературы в тесной ссязи с идейио-зстетическигл содержанием и композицией; неразработанностью такого существенного в аппарате исследования понятия, как авторская модальность.

Лежащая в основе работы теория "образа автора* В.В.Виноградова нуждается в дальнэйпгей теоретической разработке и конкретизации, особенно в аспекта "характера отношения автора я пзобраяееной действительности" /В.В.Виноградов/.

Авторская модальность исследуется на примере конкретного текста, что способствует более глубокому остош-гга «анровой споцяс^нки литературы, в дашгои случае, автобиографической.

Научная новизна работы заключается в той, что впервые раскрывается понятие авторской модальности как важнейшего со-стамлащэго теории "образа автора" гфшлэнктсльтга к жанру автобиографического романа, выявляется специфика авторской модальности в автобиографической прозе, систематизируются характерные языковыэ средства ео реализации.

Изучение языков;« средств выражения авторской ыодальностя вадезея с учетом современных методов анализа художественного текста, исправленных на сочетание типологического классифицирования с выходом на уровень интеграши художественного отела. Акцентируются те моменты пропздуры, которые позволяют показать через таксономию речевых при-'едэв эстетическое своеобразие текста.

З диссертации впервые дается обаая семиотическая дефиниция рассматриваемого понятия на уровне знаковш систем, обла-

дшзи* культурно-аксиологической значимость©, е ипенно юте». анТякйшя авторской модальности как категории лингвистической прагматики.

Вопреки распространенной}- взгляду, идеитифшируюгущу ея-морскую шдальность с образом автора, в ее содержание вкж>ча~ ' йтся лиеь непосредственные гвтсрские оцетпш, виражаехыз на 2сох уровнях художественной структуры текста, в денном сяу-, через протагониста - главного героя к одновременно повествователя, близкого автору. В то время как образ автора ; выступает по отношению к авторской модальности в виде неко- ' торой сверхкатегории, имеющей всеобъемяюЕлй характер.

Языковые средства реализации авторской модальности в ; романе И.А.Буннна "Жизнь Арсепьеса" впервые становятся объектом систематического изучения как один из факторов эстетичзс-кого преобразования речевого материала. Тем сами, ко-пергих, Ы'лсняотся сешотическая и ллнгвостилистачеекая специфика преовическей ларрации автобиографического типа, во-аторих, Епсрвые предпринимается попытка исследования с указанных по-опний языка и стиля самого крупного произведения И.А.Бутаиа.

Концепция авторской модальности как ваяиейезго состоз-яящаг© в структуре "образа автора" впер-ыо реализована в анализе конкретного литературного прдаэссдешя русской гито-ретуры.

Цель диссертации - изучение остотичосии обусловленного употребления язь-косых средств, иыраксощих авторскую сдельность в романе И.А.Бунина "Жизнь Арсеньева". Изучение авторской модальности рассматривается как основное организующее осою в структура художественного текста.

Реализация этой цолн конкрети'^тся в виде постановхн рада конкретных задач:

1) определение авторской модальности как ЕЫршешя по, шдаи автора;

2) выяснение организующей роки авторской ыодалыюсти в язшео и композиции романа как определяющей составной часта категории "образа автора";

3) описание специфических языковых приемов авторской ь'одадьности;

4) изучение пашгейших художественных приемов и язшео-

erst ерздето сыраягеняя авторской модальности в идиолекте И.А.Бу гака.

Испояьзуеупз иггаглг исследования материала осковывазтся га отодологкн изучения языка художественной литературы (В,В. Елггзградоз), а такта на разработках в области стилистики тонете (В.В.ОдтшовЬ

Для шюгочнелекпых наблюдений и описаний использовались сбгу.о приемы изучения художественной семантики языковых еда-ют» эясиэити компонентного анализа и статистического «гтода.

Источником исследования служит текст романа 1!.А.Букина "ЗЗкзиь Арсеньева" (И.А.Букин. Собр. соч. в 9-ти тт.-Т.б.-Н., IS6S).

Теоретическое значение работы заключается в разработке епторской модальности как составной части "образа пзтора" к кзтодятси анализа языковых средств ез выражения а литературном произведении автобиографического жанра.

Практическая шнность работы состоит в тел, wo ее результат иогут быть использованы в преподавании ряда вузовских дисциплин: стилистает, лингвистического анализа худохестзои-ггэго текста, з спецкурсах и спецсеминарах по 1!зучз{зяз язнка писателя.

Дпообаитя работа. Диссертация обсуждена на заседаю:! обсего и русского языкоз нагая Университета дружбы щрз-дог, ггу. Ü.JIy!jyi^u. По материалам исследования npot-irsirj до:'," г.сг,и па язучио-теоретичоских яонфзреищях холодах учзкцг я сястяажпстов историко-фмологического факультета УДД ии.П.Лу-ьдтгбы /1985, 1986 гг./. По те::е работы ог^убликозег» 3 статьи.

Структура п обтс?г работе. Осгэзгкэ пгтл и зм.йчтг pc^in еярзявйяяя 03 Гфустуру, ¿"ССвр7й!Г1Я cfeetim В 184 <Я|!3£ЯС1 егйгжзпясгэг» текста сеется? яз оездегега« тс-гт глйп, захгзгз-mm и emena яатературн.

ООДЕРШИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается выбор теш, отаечаэтгл еа шг-" ту ал ь кость и тадизна, определяются дам н зад&та нссяедовшгая, указываются катоды и кстотапш работы. /

В нерпой главо "Авторская модальность как компонент ка: тегории образа автора и организующее начало целостного акели-эа худогостпошого текста" с целью выявления адекватного иод-ходе к решению поставленной проблемы рассматривая?-^ различные концепции интерпретации худоткстсе^зго проязведеняя. . Нааболео праеклешы признается котлексныЯ анализ худокест- ' сэшюго текста (Е.З.Вииэградоп, ВЛ£.Еирмунс*иП, В.Н.Тынякоа, -Б.А.Ларин, Г.А.Гуковский и др.), прадусяа'гривгзвдП интерпро- '. таща идейио-иомпозишонной и языковой структур промзведашш..

''Сбрал автора" В.В.Виноградова кок поэтическая са&рхка-■ тогорня, об1ЛД1»шюцая на уровне речевой структуры вдейшй и .

кошоэиШЮ1 кшй плени кок стилевое единство, позволяет, с од" кой стороны, организовать авторский "поток сознания? с другсП . - произвести целостный анализ лрокзвадоная.

Ваяшйшим состсвляюп&м в структура образа автора признается авторское отношен:, е к тому, что он , ; изображает в художественной произведении, другими елочек!, евторская цодояьиость.

Авторская и о д а л ъ п о с т 1| есть категория, гзят&я в аспекте оценочного отношегаш автора к нзобраяасисцу; ото ьыразкенке некоторой остетчаской и этической позиций ¡автора в определенной «ругу идей.с помощь» средств пестрое!-«: (сошоэиши) и языка литературного произведения.

В самой способе оргшзюашш текста усматривается опро-деяеншй угол зреют, определенная с ц с т о и а авторских оценок, которая и составляет авторскую гл дельность - оргашзуюдаЙ центр, ядро образа автора как сверхкь-•ге горим.

Гкестго с тем, ь'э следует полностью отождествлять авгерс-куа модальность с "образом автора". Авторская «одолыюсть -одам кз аспектов "образа автора": это рассмотрение изобрезга-шя о точки зрения оценки, выраженной в система изобразительных средств и композиционных приемов; это ведущая, но лишь часть образа автора. Есть случаи, на соотносимые с авторской

апперцепцией, когда "писатель... вяечет. за собой вевь ;

языковых сознаний! например, о скпза.

В систему авторской кодальности входят дань непосредственные авторские оценки, вы-ршквеика на всех структурных уровнях через протагониста- главного героя и одновременно повествователя, близкого автору, который является носителем авторской идеи, главным обрвэои, в прозе от первого липа, когда "... образ рассказчика, к котороыу прикрепляется художественное повествование, колеблется, расширяясь до пределов образа автора?

В романе И.А.Бунянэ "Жизнь Ареекьепа" согласую схсиа, : предложенной Я,А.Яовиков1яг, выявляется еледук^ая структур» отношений: писатель - «втор - протагонист - авгт? «удояе-етввшюго изображения, т.о.

Г А "

я - № - о) ,

где вездое по следующее "звоке® по все« щи парсузтреу близко предыдущему и вместо с тем понятие "писатель", разумеется, гораздо таре понятия "автор", теа ко ?сак "протагонист " вкло-езн и систсиу образа автора кек часть целого, Но с другой стороны, в данном случае повествоватеяь-протагекяст и герой ("объект") идентичны, »то одно и то т зята.

Отсэдо следует вывод о том, что в соответствии с теорией егтврекей йедаяьвоети- отнесение писателя СП) к произведений, структург«м схема которого;

А

Пр - О

будет агезлопта» отвеаекяэ пР°?йго"иста к объекту. Предста-сям де!5{уп снет*чу отногззкий в виде пропорции:

( /\\ П - (Пр - о)

» Пр - о .

градов В,В, 0 теории художественной речи. 41., 1571,- . С, 127,

^Гем же, С. 191.

^Новиков Л.А, Стилистика орнаментальной прозы А.Белого. -й., 1990. - 126 5

2-ееб

Б налу задачу входит исследовать авторскую апперцепцяо, т.е. исследовать отношения по схеме

на всех уровнях художественной системы: идеологическом, кои' позиционном и,глазное, языковом.

Б сешотическом аспекте авторская модальное? представляет собой категорию прагматического характера, вклочкющуп омоштонЕльно-оиеночное содержание языковых единиц, которая может быть представлена в виде линейней схеш: "номииашя -оценка" (например: "первое в вязни путеиествие-самое необыкновенно© из всех последующих путешествий"). Б этой связи авторская модальность макет быть обозначена как авторская апперцепция, позволяющая осознавать шр кал единое обрьзное пеяоэ.

Авторская модальность как категория семиотики, подобно образу автора, галгет многоуровневый характер, включающий идеологический, структурный (композиционный) и языковой планы,

Б более общем смысле авторская модальность - способ преломления авторского восприятия жизкч в художественной форт, Б известном смысле систему авторских модальных оценок можно рассматривать как выходящую за пределы литературного произведения и раскрывающую личность самого художника.

Во второй главе рассматривается йдейно-коыпозиционша строение романа И.А.Бунана "Жизнь Арсеньева".

Художественное автобиографическое произведение отлича-отся от мемуаров: в нем художественный эффект достигается преадо всего за счет выраженной авторской иодалькоста, т.о. того творческого, целостного взгляда автора на мир, который эстетически преобразует изобретаемые факты бпографш.

Центра»кое место в идеологической структуре занимает проблема духовного и физического роста Алексея Арсеньева, рассказ о фор&гаровакии художника, а тагесо идея постепенного познагая мира. При этой акцентируются на сами события, а нх восприятие. Таким образом, вся идейная организация романа служи? тому, чтобы с максимальной адекватностью выразить авторскую под ель »гость, относенне автора к изображаемому им

б

взросления героя.

Авторская модальность на уровне языковой композиции выявляется ео взаимодействии двух субъектных речевых сфер: повествователя-прстагониста и героя, которое по мере развертывания сягета сблюшотся.

Взаимодействие структур»« уровней можно представить в йядз схемы:

Архитектоническое построения знаменует стадиальность нравственного становления личности: каждая книга романа очерчивает опрэделеккый период в жизни А.Арсеньэиа, каждая глава повествует о каком-то существенном - большом или малом - событии, помогающем раскрыть с наибольшей значимостью внутрен-1яй :с:р героя, его отношение к миру внешнему.

В диссертант немечена содержательно-событийная канва произведения, которая в свете теории авторской модальности представляет собой скорее динамику физического и духовного формирования персонажа, творческого характер* его личности, чем собственно Фабульное рпзвертывакиэ, выполняющее, таким образом, вспомог мтельнуа функция,

В архитектонике романе обнаруживается структурный принцип авторской апперцепции: конструкции целого ряда абзацев, их соепяеиия строятся по схеме: " коист-'Жфуюзяй ряд - ктглт-тирувсий, оценочный ряд", например: ТЗладенчэство свое я вспо-кпне» с печалыз, Каядоо цладотдагство печально: скуден тихий мир, в котором грезит жизиьв еще не совсем пробудинааяся для

- низки, всем й всему еще чужая, робкая и нежная душа. Золотое, счастливое время{ Пет, это время несчастное, болезненно-чувствительное, жалкое."

Такая архитектоника воплощает авторское видение, автораку» модальность, проявляющуюся в стиле повествователя-прота- / v гони ста ..

- Б числе художественных приемов, являющихся стилеобраэув-вдми благодаря своей частотности и значимости в нар-зативноЙ структуре, оказываются такие, как остраннение , оксюморон, прием использования графических возможностей языка (кавычек,

• курсива), цветопись, а также построения более высокого пла-

;, на (вэеймодеЙствие различных типов речи и пространственно-вре-

• кенной континуум романа).

В .третьай главе дается лингвостилистический анализ компо-вмнйонив-речевой структуры романа с позиций теории авторской ■ модальности.

Прием согрешения играет особую роль, поскольку И.А.БуииИУ

• в "Жизни Арсойьева" необходимо было раскрыть становление художника слова, показав при этом, насколько необычно, "остраннен-too" ьидится мир маленькому герою,

2 главе рассматриваются следующие основные способы роали-ешции »того приема:

2) усиление кекого-лябо определенного признаке веда или явления, реализуемое гиперболическими конструкциями,самой структурой лексического значения слов ("... всего же поразительнее оказалась е городе вакса... За всю мспо жизнь не испытывал я от ведай, виденных мною на земле - а я видел много! -. такого восторга, такой раЯости, как на базаре в этом городе, дер*« в руках коробочку ваксы"){ ;

2) постановка вещей или явлений в необычные (странные) йссоцнативше ряды, лингвистически представленные построения-ш с непривычной, "остранненной* синтагыатикой словесных ря-

'дов (речка, прохладно пахнуаая лоэшшш, ; V сиростью шэнны, умирающий вечер, окно, всю ночь сере»«©« к а к к м-т о д л инныы немых д ь я- , ш о я о м);

3) изображение вещей и явлешй как противоречия друт е Другое, заостренное до существенного различия, до странное-

тп , разновидность пункта второго, сформирована оксюморонами • (неотразимо привлекательно в о н я-я о навозной жижей и свиными захутами, бтарик Данила -ласковый лешиЯ с сивыыи кудрями).

Наиболее продуктивным признано рассмотрение эволюши приема остранкения в связи с формированием главного персонажа на примере движения и развития тематических групп лексики в тексте, усложнения композиционных приемов (образцы монтажного письма, опоясывающие конструкции, различные средства субъектная шя повествования).

Сстраннение может относиться непосредственно к субъекту • повествования, демонстрируя его взгляд на самого себя, и ка-

изменений его физического облика. Причем происходит • , с.^/хтурная и речевая объективация субъекта (следует помнить, однако, что в автобиографической прозе субъект и объект рассказа . идентичны, что усложняет язчковую ситуации и является г ^сьма своеобразным способом » .гния авторской иода: 1 ^о-ти): "... однажды,.. я вдруг увидел себя в небольшое трюмо

и на минуту запнулся: на меня с удивлением и даже некоторый страхом глядел уде довольно высокий. стройный н худощавый мальчик«.»» Полагаю, что случилось это осенью, судя по том;/, что,помнится, загар мальчика 8 зеркало бул бледный.... а более точно эийю только, что мальчик мне понравился своей стройность»... н что произошло несколько испуганное удивление» В силу чего? Очевидно, в силу того, что я вдруг уу'г'л (как посторонний) свою привлекательность,., свой уяэ ;огольно высокий рост, свою худощавость и свое живое осмыслен. о выраяа-иао: внезапно увидал, одним словом, что я уже но ребеьок,' смутно почувствовал, что з жизни моей Наступил какой-то пере- . яои.

Здесь происходит как б» раздпоегао субъекта (структурная схема которого "суб-мжт - объект"), что на языковом уровне . выраяаотся, наряду с личным «эстоимешеи я, вяедешем суда-сш'.телыюго мальчик: !» меня глядел кальчяк, загар паяьчи- ;; на, мальчик ынэ покрасился - а субстантивированного прилага-

основу деления полояена уточкэнная класси$якапяя Н.И. Киевского. См.: Киевский м.и. Остпанекие как одно нэ средств художественного отражения щэт// Вопросы русской литературы. -ВипЛ. -Львов, 1972. -С. 64.

тельного посторонний вфставной конструкции я увидал Скок посторонний). И.Букиным использован прием возвращающегося изображения, который разрушает объективизм повествовышг, что особо подчеркивает авторскую апперцепцию, отношение автора к переменам, происходящем в жизни персонажа: с удивлением и деже некоторым страхом - произошло несколько испуганное удивление; довольно высокий, стройный и худощава/мальчик - мальчик мне понравился своей стройностью, увидал свой уже довольно высокий рост, свою худощавость. Словесный ряд, связанный с ростом, развивает лексемы высокий рост, стройность, худощавость.

3 ряде случаев остраннение становится иэ средством, а целью изображения, отражая творческие находки героя, с поьо!дь» которых он хочет художественно выразить свои оценки действительности: сильное сорокалетнее тавотное в воинской сбруе (полицейский пристав); грубо-великолепная сила молодого жеребца (об оперном певш); какая-то премилая собачка, уши у которой совсем как завязанный бант.

Своеобразие остраннокия как одного из важнейших средств выражения авторской модальности в романе заключается з изменении его функций в идейно-композиционной организации: из способа показа роста персонажа оно прекращается в форму художественного оцензвакия Арсеньевна окружающего.

Особую ценность с точки зрения теории авторской ыодальностн представляет языковой анализ сиены авторских точек зрения, что позволяет проследить динаг^ику оценок:

"Детство стало понемногу связывать пеня с жизнью,- теперь в моей памяти ужо изльксэ? некоторые.* лииа, некоторые картины усадебного быть, некоторые события...

1Ь этих событий на первом шете стоит мое первое в кизш путешествие, самое далекое и сшое необыкновенное из всех шит последующих путешествий. Отец с матерью отправились в ту заповедную страну, которая называлась городом, и взяли меня с собой...

Как въехали мы в город, не помня. Зато как помюз городское утро! Я висел над пропастью, в узком ущелье из огромных.никогда мною не виданных доков, ызня ослеплял блеск солнца, стекол, вывесок..."

Б отрочзство: "Сказочная дорога в город, в котором я не был со времена моего первого знаменитого путешествия, самый

город, столь волиебный некогда, - все было теперь уже совсем кз то, что прежде, ничем не очаровало мета. Гостиницу... я нашел довольно невзрачной..."

Енопеская точка зрения: "Город был теперь совсем другой, совсем не тот, в котором шли мои отроческие годы. Все было простое, будничное..

Смена оценок дается в развитии словесных рядов. Сначала необыкновенное путешествие, сказочная дорога, город - волшебный, заповедная страна; потом - все... уже совсем не то, ничем на очаровало; город был тепеоь совсем другой, все было простое, будмчное; в детстве: висел над пропастью, в узком • ущелье... никогда... не виданных доков, ...ослеплял блеск <у-—ч. стекол, вывесок; в отрочество: го ста утл ну я надел до-вс. невзрачной...

В главе рассматривается дин язя: к а сближпния оценочных позиций повествователя и героя. Остранкзкие кок прием по мере о то ix сближения постепенно теряет j значение и уменьшается.

Данная система отношений, или система авторской модальности, изменение субъектных сфер, двойные и множественные худого»? ственкые описания одного и того же позволяют ка только выявить композиционную структуру произведения, ко ощ. оделить и идеологическую его направленность, посмотреть, как духовное развитие человека влияет на измене wie точки зрения на окру*Ш5щео, а также проанализировать языковые средства пзобрагег i роста героя.

В диссертации дается классификация типов речи l ромага.

Авторское повествование представлено субъектными речевые! сфераг! повествователя и персонажа. Причем субъектная речевая ссгера персонажа организована при noworji разнообразных средств, тагам как различные способы субге^ивгини повйстзосамит, внутренняя речь, прямая речь глазного героя, творческие поиски героя (стяхотворккэ и прозаические наброски, записи).

^чу^оа" слово попет быть организовано в виде прямой рэчп ' других персонажей; отдельных слов и словосочетаний, заклячоп-7ЕК э кавычки, характеризующих речэгкэ пдакы других героов; различных цитат (точных и неточных),из художественной литературы (А.С.Пупкин, И.Ю.Лериоитов, Н.Е.Гоголь, Л.Н.Толстой,

В.Гете и многие другие), религиозных книг, церковных мояитв, древнерусских памятников (летописей, "Слова о полку Игореве", "Вития протопопа Аввакума" и другие), устного народного твор-"вства (сказок, пословиц, песен).

Существует такая особенность идиостиля романа, как переходные от авторского повествования к "чужому" слову фермы, куда входят стилизации церковного и канцелярского стилей.

В "Жизни Арсеньева" доминируют различные формы монологической речи. Такое построение закономерно для автобиографического произведения, соответствуя этому типу авторской модальности, поскольку определяющим моментом становится самораскрытие героя.

Б этой связи основной плест в речевой структур© романа составляет авторское повествование, анализ которого в исследовании связывается с рассмотрением субъектных сфер повествователя и персотт на фоне различных художественных прившв с целью демонстрации авторской апперцепции.

На основе анализа классификации видов речи в романе делается вывод о том, что для идиостиля ".А.Бунина, может быть, как ни дня какого другого, становится чрезвычайно характерным многообразие используемых форм "чужого" слова (термин {•'.М.Бах-тика) , пересекающихся и взаимодействующих с позициями рассказчика и героя,что, в свою онерадь, дает возможность исследовать оценочный эффект их столкновения. При этой система оценок носит эксплицитно выраженный характер, чаще с положительной акпрессией.

Б системе авторской модальности различные тепы "чужого" слова содержат, как правило, конететируадув часть структуры, оценочная часть включается в авторское повествование. Важно подчеркнуть, что оценки рождаются именно на стыке "чужого" и авторского повествования, что можно продемонстрировать *ш примере извлечений из художественной литературы, призванных почазать то заметное влияние, которое оказала классика не нравственное развита* Арсеньева, рост его творческого воображения. Изобилие подобных включений позволяет говорить о высоком уровне духовной культуры растущего героя:

"Пушкин поразил меня своим колдовским прологом к "Руслану":

• У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе той...

• Казалось бз, • какой пустяк - несколько хорогях, пусть дгжэ прзкраскяс, ка рэдкость прекрасных стихов! А глэя тен они на "^еь зек вопли со все ное существо, стали одной на висдих радостей, пережигах той-на земле... •

У Гоголя необыкновенное впечатле'ио произвели ка 'Старосветские полесгнш"... Каюте кззпбеошвд строки! Кап дпг.г-) "о звуча? о;я дл.т ;/оия я до сих пор, с детства дойдя а меня бяз возврата, того оказавшись в числе того самого важного, из пего образовался как внраяался Гоголь, "тазгезишй состав." , ... Из анализа азаяетдействия различных типов речи в идейно- •. ,

• (г :)зп13тониоЯ структуре ромсиа с позишА. авторской тдаль-; ::о-т в следует, что духовное развитие героя связывается прелдэ всего с фэрктровашец ого экогяокагьноЯ сфэры, очезызаззад пряг:ое воздействие на нравственные свойства лично ста. Болея', •гого, сака закови агошопалького 1к>с<5рсгр!зм янзш даетуодог -ебчс'сет«отичвской схе:ай авторской модальности: "изобраяэнао - .. опотая."

Основная задача, решаемая при посредстве введения з сло-Аесвуэ ткань романа многочисленных взаимодействующих типов ■ речи, - показать духовный и творческий рост Арсеиьева.

Прием использования графических возможностей языка демонстрирует, как средства гра&ясл, яаляясь одюш из способов показа авторской аппорцепип!, служат для иэобрст.в: развития героя через освоогае ни неизвестных реалий: когда глпие понятия приходят в детское сознаше екосто с ко вы я и язвестнкгз! словки к, сг.о не усвоенные, получая? в тексто графическое офэргиекле в казичкпх: среди кустов пробирайся "разбойник* -нуг?нк с топором за поясом; отец много "промотал", вот-вот п последнее "зйтрзщйт" с золотка, "глугал* крапива и т.д.

И.А.Букин относится к числу писателей, видящие тир з зиа-читольной степени сквозь призму "борьбы противоположностей4», поэтому к числу валких речевых средств показа авторской ;то- ; дальности в романе относится оксюморон, необходимый для изображения "диалектики дуга»" героя, диалектики жизни через противоречие.

Наибольшее количество оксюморонов связано с авторскими

модальными опенками, выражаемыми оценочной лексикой, принадлежащей к семантическим группам "чувства, омоши", "душевные качества", что указывает на разрешаемую в романе проблему ду-уовного становления героя, например: болезненный восторг; скорбные радости; :мукс любви; горестно-счастливые дни; счастье вины; был в детстве добр, нежен, - однако с истинным упоением, с удовольствием зарезал однажды молодого грача с перебитым крылом.

Существенную роль в системе изобразительных средств романа играет цветопись. Выявляется :• 15;"жшС!олее частотных цветов» которые регистрируют в процентном содержании обшую употребляемость пветообозкачешй в порядке убывания в романе в целом, в также в каждой из пяти книг "Жизни Арсеньева". Спектр И.А. Бунина, анализируемый по отдельным книгам и по роману в цело«, отражает "борьбу за господство" (тершш А.Велого) наиболее употребительных цветов. Б первой, второй, третьей книгах наблюдается наличие синего, кеггого, золотого цветов в числе до-миниругндих. В четвертой, пятой книгах и романе в целом д&ккдо тона вытеснены серый цветом, что отражает тенденцию изиеизкш спектра восприятия мира героем в направлении некоторой утраты красочности.

Особенность авторской модальности в сфере цветописи заключается в том, что цветообоэначекия, характеризуйте развитее псрсошжа, не сходят в число доиинируюсзос.

Исследование яарратишого времени и пространства роивна играет выгну» роль з изображении развития героя с позиций 62-тсрспой ьэдалькэста, поскольку произведете в цахоа распого-секо па цространстЕ31ПЮ-Ере^15»й ос::.

Аатсрсегз интерпретация среизкл в роиавз цц-зт достсточг:э сйожцуэ оргшкзецет, ссязшщугэ» с одной сторона, с взаипздей-ствиегл субъеетшк речзЕыг сфер рассказика к героя на ¿она общей тевденшн к их сб^якенко и, с другой стороны, с каг©г; уровнэвыл строакпеи темпоральной структуры, с "какой" срес?н-них планов и разнообразные субьектЕя® дефорцашягд сравни, отрежеэеяс! рляд.. <ные иаигиги взрослегает ¿.Арсеньеве.

Закпоу?тае. Исследовяше показало, что наделение авторе- • пой кодалыюсти как ядра категории "образа автора" позволяет . широко я плодотворно использовать данное понятие в анализе особенностей художественного произведения, в первую очередь, романов о зт о би о г ра ди чз с х о го типа, где повествователь-протагонист является одновременно и ведуедш персонажем, близким автору; понятно авторской модальности оказывается операционально нзобходиькм при исследовании прозаической наррании подобного типа, ее идейно-эстетического смысла, комлозиционной л языковой структуры.

Типология языковых средств выражения авторской модальности в "Назш Арсеньева" позволяет продемонстрировать различ-

способы показа "чужого" слова в авторской повествователь-¡. ."; дорспеятиве, различные способы сообщения авторского праг-цаттгчзского (модального) • компонента разнообразным стилисти- . "сзсгси маркированным единицам и комплексам единяц.

скявлено несколько основных х: ..^ественкых приемов а: • , жегая.авторской ь»дальклс?а, ттпшчнкх для идиостнля П.Бунина.' К таэдвыи, в первую очередь, относятся остраннеше и оксюморон, способствующие,наряду с другими приемами, раскрытию идейного зашела и позволяю п-ие сделать следующий вывод: основная особенность языковой семантики ропака в ссе;а теории авторской модальности видится в том, что идиолекту И.А.Бунима свойственна стилеобраз'ующая остранненность, необычность синтагматичес- ' ких связей языковых единиц, подчас граничащая с пяос~оксаль-ностьо, на Зоне великолепна'! отточенности, гысоко" ■ ориировакно-сти языка, что проистекает также из общей структур! динамического развертывания словесных рядов.

Эстетическая функция языка отчетливо реализуется в авторской модальности и делает ее важнейшим средством анализа худо-яеетЕвнной прозы исповедального типа, где авторская позиция выражается открыто и последовательно адрез повествователя-протагониста.

В целом работа затрагивает вопросы, общие для ряда внутрп-лингвиетичееких диспиплин: сункилональной стилистики, истории литературного языка, теории художественной речи, а кроме того, литературоведения и семиотики, сто позволяет квалифицировать ее как исследование, нацеленное на решение пограничных научных проблем, кэсмотря. на локализованнсть объекта.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:

1. Авторская модальность в стилистике художественной речи ; (композиционный и языковой уровни) // %нкцйоналъно-семэн-тичесчий п стилистический аопэкты анализа те*«та: Сб.науч. тр. -М., 1985. -10 С. - Деп. в ИНШН АН СССР 4.09.85г.,

V 22349.

2. Повествователь и выражен«« авторской модальности в тюкано И.А.Букшш "Еизнь Арсеньева" // Литература и стилистика художественного текста: Сб.науч.тр. -И., 1983. -9 С. - Деп. в ЯШ! АЛ СССР 7.08.8ог., » 2С320.

3. Художественное слово И.А.Бунина // Русск.рачь - 1907. - .

- ... С. 104-107.

Тематический план 1990 г., № 358

Подписано к печати 29,06.90. Формат 60x90/16. Ротапринтная печать. Усл.печ.л. 1.0, Уч.-изд.л. 0.99, Усл.кр.-отт,1,125. Тирак 100 экз. Зак. 686. Бесплатно Издательство Университета-дружбы народов _Н7923. ГСП-1. Москва. уя.Опяжокикидае.З_

Типография Издательства УДН 117923, ГСП-1, Москва, ул.Орджоникидзе,3