автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Юрий Федорович Самарин в общественной жизни России

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Иосифова, Павлина Стефанова
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Юрий Федорович Самарин в общественной жизни России'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Юрий Федорович Самарин в общественной жизни России"

„ * 3 - 1 911

москоесккл госуддрстоенкья живеРСитЕТ ИМЕНИ м. в. ломонос сз\

Истерический факультет

На лрам* рукописи

ИОСИФОМ Павпина Степаном

I

КРНП ФЕДОРОВИЧ САМАРИН В ОБЩЕСТВЕННОЙ И « 3 н и РОССИИ

Специальность 07.00.02.'- История СССР

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва - 1991

Работа выполнена на кафедре истории СССР периода капитализм* Исторического факультета Московского государственного университета им. М.Б.Ломоносова.

Научный руководитель - доктор исторических наук,

профессор Н.И.Цимбаеа . Официальные оппоненты - доктор исторических наук,

В.Я.Г^осул кандидат исторических наук * доцент б.Н.Билунов

Ведущая организация - Институт истории рабочего

движения и сравнительной политологии АН СССР

Защита состоится .5 ^¿S^y-1991 г. а Г часов на заседании специализированного совета K~0S3.05.27 по истории СССР в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова. Адрес: Москва, Ленинские горы, I корпус гуманитарных факультетов ИГУ, ауд. 550.

С диссертацией можно ознакомиться е научной библиотеке им. А.М.Горького МГУ (Ленинские горы, I корпус гуманитарных факультетов МГУ).

Автореферат разослан И Höi^pvPu 1991 г.

Ученый секретарь специализированного совета.

Л.Г.Кислягина

'••I -Л

ргацч;'!

Постановки т<««я, Поедкат и аадачи-исслааования.

Крий Федорович Самарин представитель того поколения русских мыслителей и общественных деятелей, которым суждено выло . дать России ноамй, принципиально отличный от предыдущего, культурный. общественный и политический облик. Но он не просто выдающийся мыслитель, общественник или публицист, который занимает важное место в общественной картине *0-х - 60-и гг. XIX века. Самарин из тех людей. которые не только осмысляют и анализируют историческую действительность, а переделывают ее, активно меняют ее облик.

Общественная деятельность Самарина настоль многообразная, что исследовательски к его личности можно обращаться с разных точен зрения: Самарин, как славянофил, его философские и исторические воззрения, его понимание религии, социальные взгляды, Самарин как деятель отмены крепостного права, его национальные взгляды.

Подобное многообразие определяется как спецификой того времени, е котором он кил, так и тем, что все его интересы и активность были направлены к «ивой общественной практике, ей определялись и диктовались.

Научный интерес к Юр им Самарину всегда существовал, но специального. комплексного. отвечающим на запросы современного уровня исторической, науки, исследования о нем не существует. Подобной цепи не ставится и в предлагаемой работе, поскольку • она не осуществима в рамках одной диссертации. Мы обращаемся к- Хрию Самарину как к политическому Деятели 40-х - 60-х годов' XIX века, при том как к политическому' деятелю "со стороны общества". Все его

интересы были направлены к практике, ею объединялись и объяснялись. Его политическая активность не выла зависимой, не определялась официальной правительственной линии, в диктовалась идеей "помочь" правительству. Поэтому его политические взгляды носили характер славянофильской "благомыслящей" оппозиционности. Нет такого крупного-общественного деятеля поколения 40-х - 60-х гг. XIX века взгляды, которого имели такое значение для современной текущей политической практики .

Юрий. Самарин, несомнено, является одним иэ крупнейших политических мыслителей России. О нем нельзя ска>ать, что это политик-теоретик в классической традиции Платона, Аристотеля, Гоббса, Монтескье. который анализирует государство, политические . институты. нормы и цели политической активности в процессе Формирования теоретических систем. Не стремясь создать новую или всеохватывающую политическую теорию. он не основе исторического анализа российского общества ицвт и, в соответствие со вонми взглядами, создает программы для разрешения неотложных политических проблем. Но если нельзя говорить о политическом учении или теории Самарина, то масштабность и разнообразие его интересов позволяют нам квалифицировать его идеи иак "политическую мысль", термин совсем рядом с "политической теории

Основной задачей диссертации является исследование становления политического мышления Самарина, его место в славянофильском учении, выделение его роли политического теоретика осуществляющего свои идеи на практике. Акцент ставится на вопрос как самаринская программа отмены, крепостного праве влияет *4 соотносится с изготовлением и приложением Положения 19 февраля 1861.г. В его многообразной

-г-

деятельности менее всего исследованы его национальные взгляды. Поэтому одной из основных целей работы - анализ национальных взглядов Ю.Ф.Самарина и их сопоставление с правительственной политикой и общественной практикой. Самаринские программы разрешения польского и остзейского вопроса в 1860-х гг. сыграли очень важную роль в правительственной национальной политине во второй половине XIX века, имели широкий отзвук в обществе и отразились на всей национальной политике в Прибалтике. Западных губерниях и Польше вплоть до Первой мировой войны. Поэтому мы считаем этот вопрос первостепенной важности для исследования.

Актуальность теми определяется необходимостью: изучить роли и значение деятельности как можно большего количества крупных общественных ' и политических деятелей России в XIX е.;

2) определить значение и степень влияния представителей разных общественных течений на действующую политику;

3) исследовать более полно процесс Формирования политического сознания в российском обществе в XIX веке, выделение нового типа политика - не служителя правительства, а независимого общественного деятеля:

4) современное историческое развитие, особенно в период после Второй мировой войны показало значимость и необходимость изучения зарождения, -развития и специфики национальных процессов, национальных программ и национализма и в частности русского национализма. Советская историография обходит национальные взгляды и программы Самарина с удивительным молчанием. Так *е . отсутствуют общие работы по русскому национализму XIX века;

В соответствие' с . этим определяется и научная новизна данного исследования. Диссертация представляет собой первый

-з- •

опыт изучения эволюции национальных взглядов Юрия Самарина, анализа его национальных программ о окраинам России, Вместе с тем о работе сделана попытка представить политическое мышление М.Ф.Самарина как органическое целое, доказать взаимную обусловленность его понимания государства, самодержавия, правительства, православия и нации; локаэать,-что политическое мышление Самарина и его практическая деятельность представляют совою завершительный этап слааянофильбтва как живого, общественно-политического движения 1840-х-1 860-Х гг.

Источники. Ю.Ф.Самарин оставил огромное по объему и разнообразное лисменное наследие. Оно является основным источником для изучения его места и роли в русском обществе в XIX в. Произведения Юрия Самарина можно группировать по темам, по' видам (статьи, записки, бройлеры, письма), по способу публикования.

Основные темы творчества Юрия Самарина - философия и религия, крестьянский вопрос, положение русской народности, национальные прог 5 мы в Прибалтике и в Польше, образование, история, литература. Специфика работ Юрия Самарина в том, что несмотря на то, что его политические взгляды раскрыты в разных степенях и нюансах почти во всех его произведения*. Первая работа, в которой отражены философские, богословские, исторические и политические взгляды этого мыслителя - это его магистерская диссертация о Стефане ' Яаорском и Феофане Лрокопоаиче. По цензурным причинам была обнародована только ее трь.ья часть. Первые две, где впрочем лучше раскрыты его политические позиции в'зто время, опубликованы только в его Сочинениях /1/. В 1840-х - 1860-х гг. во всех

1/ М.Ф.Самарин . Сочинения, т .1-10;12 . И. , 1877-1911 .

-4- '■'.-■

славянофильских куриалах и газетах, которые издавались а »тот период печатались статьи Юрия Федоровича по разным вопросам. Большинство из тех. которые писались • в 1840-х и первой половине 1В50-Х гг. имели общий историко-философский характер, отряжали и выли существеннС! частью идейных спор'ов между славянофилами и западниками.

Самая существенная и важная часть его письменных работ

- »то его записки, доклады, выступления и статьи по крестьянскому вопросу. Записки с 1656-1857 г. распространялись в рукописных копиях, а впервые печатались е Сочинениях (т.П-1У). С апреля 1856 г. в "Русской беседе" и в "Сельском благоустройстве" публиковалась серия его статей, которые повторяли и* расширяли основные его концепции, излояенные в Записках. Его выступления и доклады ео время работы в Самарском губернском комитете частично опубликованы а Сочинениях, а полностью хранятся в архивах Москвы и Самары. Доклады Самарина в Редакционных комиссиях полностью опубликованы- в Сочинениях и в Материалах Редакционных комиссии.

Второй по значимости и объему тематичной группой произведений Самарина (и особо важной для нашей работы) являются материалы по национальным вопросам. Главные из них

- "Письма из Риги", "Окраины России" и статьи по польскому вопросу. Нужно оУметить. что в бопь.шей части самаринские произведения подвергались цензурным, гонениям, но осо'бом неодобрением цензуры пользовались его работы по национальным вопросам. Исключением были статьи по польскому вопросу, написанные в 1863 г. Они не противоречили правительственной линии и без трудностей выходили в "Дне" И.С.Аксакова. Но отношение Самарина к ' балтийским немцам и критика правительственной политики в Прибалтике вызывали неодобрение

"5-

властей. Когда писались "Письма из Риги" (1648 г.) о публикации не могло быть и речи. Первый и последний раз <рни печатались в Сочинениях. (т.УП). Понимая что "Окраины России" как они были эадуманиы, не будут допущены к печати в России, он принял решение об их издании за границей. Тем не менее большие отрывки из них перепечатывали многие русские, газеты. Главные из них "Московские ведомости" М. Каткова и особенно "Москва" И.С.Аксакова. Эти перепечатки послужили и поводом закрытия "Москвы". После 1867 года практически осе работы Самарина издавались в Праге и в Берлине.

Большая часть письменного наследия Юрия Федоровича составляет его корреспонденция. Основными его корреспондентами были члены слафянофильского крупна (К.С. и И.С.Аксаковы, А.С.Хомяков, кн.В .А.Черкасский , А.И .Кошелев) , а также А.Н.Попов. Н.А .Милютин, А .0 .Смирнова, баронесса Е.Ф.Раден. Немногочисленные, но важные для понимания взглядов Самарина - письма Н.В.Гоголю, А.И.Герцену, К.Д.Кавелину.

Сохранившейся часть огромного эпистолярного наследства Л.Ф.Самарина хранится в фонде Самариных (Ф.265, Р0 ГБЛ).

6 значительной своей части работы Мрия Самарина были опубликованы в собрание его Сочинений, куда вошла и избранная переписка до 1853 г. Изданием трудов занимался брат Самарина - Дмитрий Федорович. Но он и его ¿ын Петр Дмитриевич не успели закончить это дело. 6 фонде Самариных в Р0 ГБЛ хрг-нятся три подготовленные к изданию тома . Там же находг. .ся и некоторые статьи и выступления, которые Д.Ф. и П.Д.Самарины не собирались публиковать.

Аля понимания влияния произведений Юрия Самарина на . общество большое значение имеют статьи, комментарии и отзывы на его публикации, которые выходили при жизни Самарина.

-е-

Особо интересной для нашей работы являлась реакция русской и зарубежной пресс« на выход "Окраин России". Она доказывает значимость самаринских взглядов на эту проблему для русского и остзейского общества .

Веяным источником для характеристики общественной деятельности и особенности его личности являются воспоминания, письмо и дневники мыслителей и общественников того времени (А.Н.Герцен, Б.Н.Чичерин. Ф .И.Буслаев. С .М.Соловьев, И.С.Аксакоэ и др.)

Несмотря на постоянный интерес к личности Юрия Самарина, в литературе существует только одна комплексная специальная работа о его «иэненном пути в целом. Это книга Б.Э.Нопьда "Юрий Самарин и его время" /!/• Автор анализирует Самарина как политического мыслителя и практика. как либерала. Больше всего Нольде уделяет внимания значению его деятельности по крестьянской реформе. Второй по значимооти проблемой для этого автора - становление и развитие самаринских политических и социальных взглядов, его понимание самодержавия, власти в России. Место Самарина □ славянофильстве Нольде не исследует. Анализ и оценка национальных взглядов Юрия Федоровича в этой работе тоже не даются. Но в целом зто произведение является историческим исследованием на высоком профессиональном уровне, великолепным образцом своего времени и не утратило свою значимость до сегодняшнего дня. Богатство документального материала. позволяет пользоваться книгой в качестве источника некоторых моментов жигненного пути Самарина. Тем не менее существует много аспектов анализа и вопросов.

1/ В-Э.Нольде. Юрий Самарин и его время. Paris. 1926.

на которые автор не дал или не мог дать ответа, на этом этапе исторического исследования периода 1840-х - .1860-х гг.

Советская историография интересовалась Самариным, в первую очередь, как деятелем крестьянской реформы. Вряд ли существует работа, посвещенная реформе »361 г.,- где не упоминается участие Юрия Самарина. Ко только две работы относятся непосредственно к его деятельности. Первая диссертация Н.Н.Соловьевой "Либеральное деорямство а период подготовки и проведения крестьянской реформы 1861 г. (Юрий Самарин)", написана-в 1951 г. /1/ Но она. к сохалени». не аышла как монография. В ней, главным образом, рассматривается второй, активный период подготовки реформы -участие Самарина в работе Самарского губернского комитета, о Редакционных комиссиях и его деятельность как мирового посредника. Период подготовления собственной самаринской программу отмены крепостного права (с 1848 до открытия губернских комитетов по крестьянскому делу), исследуется е статье £.А.Дудэинской "Общественная и хозяйственная деятельность ела нофила Ю.Л.Самарина е 40-х - 50-х годах XIX в. /г/

К сожалению, в русской дореволюционной и советской исторической литературе не существует ни одного произведения, где бы давалась оценка или хотя бы короткий анализ его национальных взглядов.

1/ Со,, увьева H.H. Либеральное дворянство в период подготовки и проведения крестьянской реформы 1661 г. (Ю.Ф.Самарин) АКД. И., 1S51.

2/ Дудзинскар Е.А. Общественная и хозяйственная

деятельность славянофила И.Ф.Самарина в 40 - 50-х годах XIX в. // Исторические записки т.110 .1984. с.312-333 .

-8-

Только о работе С.Г.Исакова "Остзейский вопрос в русской печати 1860-х гг." раскрывается влияние "Окраин России" и самых основных концепций Самарина по остзейскому вопросу о конце 1660-х гг. /1/

с*

Поэтому для работи mд второй главой диссертации пришлось пользоваться в основном источниками (произведения Самарина, посвященными польской и балтийской проблематике) и зарубежной литературой. Существует диссертация английского историка Л.Кальдера "Политическое мышление Юрия Самарина 1840-1864 гг.", но в ней уделяется небольшое место только "Письмам из Риги". Польский вопрос и "Окраины России" остаются внэ цели работы автора. Он интересуется в основном развитием взглядов Самарина на самодержавие, религию и политической стороной его участия в крестьянской реформе /2/. Среди всех исследователей национальных вопросов в России следует выделить американского историка Э.Тадена. Хотя а монографических работах этого автора /3/ .не уделяется много места конкретно Самарину, заслуга его состоит в том. что он доказал принципиальное отличие национальных взглядов Самарина от правительственной политики и выделил его место среди националистических течений в России во второй половине XIX века . Существует и отдельная статья Таденз "Окраины России" Юрия Самарина и официальная политика в Балтийских провинциях", которая более

1/ Ис.чкоа С .Г. Остзейский вопрос а русской печати 1850-х гг. Тарту,. 1961. Учение записки Тартуского университета вып. 107.

2/ Caldcr 1-.Р. The Political Thought of Vu .F.Samarln. 1 8401 864. N.Y . ¡L.Garland, 1907.

3/ Thaden E.C. Conservative Nationalism 1n Nineteenth-Century Russia. Seattle. 1964.: ed. and co-author. Russification 1n the Baltic Provinces and Finland 1855-1914. Princeton, 1981 ; Russia's Western Borderlands, 1710-1870. Princeton, 1984.

обстоятельно раскрывает национальную программу Самарина о решении Остзейского вопроса /1/.

А.пио<Г>виия результатов исследования и и« поактичзскоа nqnoniy зоеаиив.Отдельный положения работы изложены в публикации. Диссертация обсуждалась ма кафедре истории СССР, периода капитализма МГУ и была рекомендована к защите. Положения диссертации могут быть использованы при написании работ по истории русской общественной и политической мысли XIX века, по русскому национализму XIX в., в общих и специальных курсах по истории России XIX века.

Структура диссертации, Работа построена по хронологическому и проблемному принципу и состоит из введения, двух глав и заключения. После библиографии, в приложении дана хроника йизни Ю.Ф.Самарина.

Содсоианис диссертации, во введении даны постановка темы исследования, источниковедческий и историографический обзоры.

Глава перв- . Юрий Самарин в_ПЯПИТИЧеСКРЙ. , ffgghffe

В главе даются краткие биографические данные о ранних годах ииэни Самарина, сведения о семье и окружении, лрослежи еается

становление философских, исторических и политических взглядов Самарина в 1840-х гг. Во втором параграфе анализируется самаринская .программа отмены крепостного права, в третьем параграфе рассматривается его работа в

1/ Thjjjten g.fi. Samarin's pkralny Ross11 and Official Policy 1n the Baltic Provinces. - Russian Review, XXXIII, 1974. pp. 405-415.

-(0-

Самарском губернском комитете и в Редакционных комиссиях.

Юрий Федорович Самарин (1019-1076) родипся в Петербурге. До семи лат он воспитывался в придворной сродв. где языком общения был* Французский. 8 1826 г. семья переселилась в Москву. В 1Ö35 г. Юрий. Самарин поступил в Московский универитет на отделение словесности и-филологии. И» всс-х преподавателей в университете самое большое влияние на Самарина оказал М.П.Погодин. D 1839 г, Самарин зокончил университетский курс. Сдачу магистерских экзаменов он готовил гместе с К.С.Аксаковым, который сильно повлиял нл воззрения Юрия Федоровича и ввел его в литературные салоны Москвы 1840-х гг. В этот период он познакомился с философией Гегеля, которая вместе с религиозными, философскими и историческими взглядами А ,С .Хомякова оказала решительное влияние на формирование самаринских идейных концепций .

В литературе часто подчеркивается "особое" место Юрия Самэринд в славянофильском кружка. О нем говорят клк о "западнике среди славянофилов" (Г.. Хукке) /1/. Попытки поставить Самарина в отдельном плене от остальных славянофилов свидетельствуют только об отсутствие у этих авторов предварительного ответа на вопрос, что такое "славянофильство".

Понимание славянофильства как относительно целостной идеологической нонцепции и политической программы модернизации России в середине XIX века в европейском варианте, при сохранение российские специфики, разрешает нам представить его как зародышевый вариант классической партии в том смысле, что оно стремится к реальному влиянию

Г/ Hue ко 'SEE! ГйгТ] Fedorovlc Samarln. Seine gelsgechlcht che Position und politische Bedentung. München , 1970. s .H . ■

и участию одной определенной общественной группы о текущей политике. Славянофилы (каждый в отдельности и все вместе) стрсмипись к созданию нооой , собственной модели политической структуры государства и общества.

Ю .Ф.Самарин. И.С.Аксаков и В .А .Черкасский были слаоянофильскими политиками-практиками. Из них только Самарин обладал способность» и стал теоретиком политической практики, опираясь на тооретико-идеологичаскуга основу "старых славянофилов". Его общая политическая программа, как и каждый ее элемент стремились всегда к приложению. Не меняя их своей ochodo, составные понятия Самарин приспосабливал к моменту и к месту. Его политическая деятельность диктовалась формулой "здесь и сейчас". "Особая" позиция Самарина среди остальных славянофилов не значит, что его идейные? и политические взгляды можно ставить в отдельную плоскость от славянофильской идеологии. Именно он дает славянофильству относительно завершенный вид как политической теории. Он вводить эту теории в практику, и бо» его деятельности невозможно доказать славянофильскую политическую утопию. Самарин не. только один из ярких представителей славянофильства, он претендует на роль лидера о годы апогея его развития. На протяжении ÍBSO-x гг. в глазах московского и, особенно, петербургского общества; и правительства не кто другой, а Самарин олицетворяет и представляет славянофильство.

Келание Юрия Самарина посвятить себя научной деятельности не осуществилось. По настоянии отца, в конце 1844 г. он поступил на службу и уехал в Петербург. Первые впечатления от духовной атмосферы государственного центра николаевской России были удручающими. 6 письмах к московским друзьям -появляются упреки в пасивности ■ и настаивания

действовать /XII, 149-155/. Самярин выл перемм из славянофилов, который осознал необходимость и сделал перпыи шаг к перенесению слаоянофильсних теоретических взглядов в общественно-политическую действительность. Ему принадлежит первая попытка сделать из приятельского круика единомышлеников реальную общественную силу, опоэиционну» правительственной политике.

Взгляды Самарина на русское самодержавие в 184 0-х с. отражены.о его письме к г. Погону /XI1,60-69:4*7-«57/ и и его магистерской диссертации. Окончательно они оформились в середине 1850-х гг. Монархист, он никогда не отстаивал незыблемости монархии и какой-либо политической Формы правления. В современной России самодержавная монархия представлялась Самарину не только самой подходящей, но и единственной формой правления, которая могла обеспечить мирную, бескровную модернизацию, второй важный пункт его взглядов на ■ самодержавие - в России оно име<>т не божественное происхождение - русский народ сем выбрал и

форму, и самого монарха. Личность императора не является для Самарина наместником бога на земле как в византийской государственно-православной традиции. а представителен русского народа, всех его нпассов и сословий.

Работа в Риге (1846-1848), встреча с реальной политикой привела его к выводу, что правительственная линия в послепетровском времени отступила от своих оригинальных "народно-самодержавных" принципов, что на данном моменте правительство не в состоянии вез целостного реформирования своей государственной машины произвести преобразование даже в одной маленькой части империи. В Киеве (где он служил с 1849 по • 1853 г.) он окончательно решил посвятить себя практической реформаторской деятельногти. Здесь Самарин

окончательно выбрал для себя путь политического деятеля "на пользу государства". Именно на пользу, а не на службу. Даже в те годы, когда он находился на государственной службе, Самарин никогда не осознавал и йе чувствовал себя государственным служащим и чиновником-исполнителем. Всегда, когда участвовал в разрешении конкретных политических вопросов и составлял программы, он осознавал себя предстали телом общества и. конкретно, представителем одного общественного направления - славянофильства.

Самарин стал признанным экспертом по крестьянскому делу и по балтийскому вопросу, но зкслертом не правительственным, а общественным. Хотя- он всегдп ставил общегосударственные интересы на первое место при разрешении любой проблемы, под государственными интересами он подразумевал не интересы самодержавия, правительства или какого-либо класса, а интересы общенациональные и всесословные или, вернее, национальные и надсословные. Он не хотел и не осознавал себя помещиком, заинтересованной стороной в ходе крестьянской реформы и изо всех сил старался защищать национально-государстренмые интересы, так, как. он,их понимал. В этом и состоит разница субъективных позиций Самарина и остальных славянофилов, которые проявляли активное участие в крестьянском деле. Хомяков и Кошелев, хотя и понимали и разрабатывали тезис о государственной необходимости отмены крепостного права, в ходе реформы осознавали себя в первую очередь как помещики. У Черкасского классовое сознание было на равном уровне с государственном осмыслением вопроса, но у него было стремление служить государству, нежели быть его общественным помощником, хотя формальные Функции, которые он выполнял, были как у Самарина. Кроме того, теоретико-

-ц-

политическое мышление Черкзссного и Хошелеоа имело оолео скромный размах, чем самаринское.

Эволюции взглядов и работу Сокор^ма на крестьянекул реформу можно разделить на несколько этапов:

1) 1848-1853 гг. - период, когда он лично, для себя иыясняп значимость и необходимость реформы, исторически и-юридически обосновывал ее;

2) 1853-1856 гг. - хозяйственная деятельность и работа нлд запиской "О крепостной состоянии и переходе от него к граяданской свободе";

3) конец 185G г. - май 1059 г. - разработка собственной, конкретной программы реформы и работа в Самарском губорнсном комитете по изготовлении проекта;

4) июнь 1859 г. - 1360 г. - кульминационный этап - работа в Редакционных комиссиях;

5) 1861 г. - 1862 г. - работа в Самарском губернском комитете по реализации Положения 19 февраля 1861 г.

Цель самаринской программы отмены крепостного права была "без уиасоо революции" обеспечить интересы обоих противостоящих классов а такой степени, чтобы сохранить социальный мир и дать возможность России развиваться кап конкурентной Западной Европе великой силе. Его классовая позиция объективно сказалась при изготовлении отдельных проектов, но лишь в нюансах, а не в целостной его программе.

До открытия Самарского губернского комитета у Юрия Самарина была конкретная, целостная программа, которую он представил прааитепьству и опубликовал. Ее можно передать в следующих тезисах: крестьянин имеет историческое право на землю; в силу этого крепостной порядок должен уступить место порядку ."временно-обязанных отношений". Такой переходный период необу |им, поскольку только тогда можно "улучшить быт

крестьянину, на разоряя помещиков" или создать крепкое мелкое крестьянское . хозяйство, сохраняя крупное землевладение. Только так можно сбалансированно решить социальный конфликт.

Самарин, как и остальные славянофилы, считал, что в сфере экономики и "технической цивилизации" Западная Европа давно опередила Россию, что этот опыт мокко и нужно заимствовать. Он был против того, чтобы копировать и принимать ' за универсальные европейские политические структуры.

Самаринский план выкупа крестьянской земли оказался, наверное, самым большим вкладом в крестьянской реформе» 1861 г. Этот план - своеобразное сочетание консерватизма ¿сохранение срочнообяэанных отношений и помещичьего хозяйства) и радикализма (стремление добиться полного перехода обрабатывавшейся крестьянами земля к ним с возможно меньшими затратами). Самаринским план несет заряд большего экономического эффекта, чем проекты о немедленном выкупе, которые дествительно привели бы к разорению мелкого крестьянского хозяйства. :

Одним из центральных моментов самаринской программы является понимание места и роли общины. Для него община -форма разрешения социального вопроса, русское национальное воплощение начал общественной справедливости в славянофильском понимании. Учитывая ее экономическую неэффективность по сравнению с индивидуальным наследственным хозяйством, он настайаает не только на ее сохранения, но и на необходимости ее упрочнения в переходном периоде, во имя избежания пролетаризации крестьянства. Тем не менее. Самарин ясно осознавал необходимость мобильности сельского населения и неизбежной частичной пролетаризации. Передвижение крестьян

'• ■ . не- -

являлось важнейшим фактором урегулирования и перераспределения земли, освоения новых районов и создания крепкого крестьянского хозяйства. Самарин полагал, что организация крестьян в общине и уменьшенная зависимость от помещиков облегчат процесс миграции. Но pro прогноз оказался неверным. Славянофильская идеализация общины, особенно d ее социальной Функции, была глубоко утопична. Община с ее круговой ^лорукой, в большей степени, чем помещик, стала тормозом .мобильности крестьян во время переходного периода.

Несмотря на то, что самаринская программа была адекватна историческому моменту, в наибольшей степени приложима, до конца выдержана в конструктивном духе, она имела один основной недостаток для политической практики. Она вошла в шизнь не как результат многостороннего, а только двухстороннего компромисса (между реформаторами и крепостниками)..

За период 1848 -1861 гг. самаринская программа все время эволюционировала субъективно, но объективно не претерпела радикализации. Но при вс.ей ев незавершенности, при всех сделанных уступках помещикам, сама по себе, уже как действуки|ий эакок, программа не предопределяла крах крестьянской реформы и совсем не обязательно вела к революции 1905 года. Даже при сохранении общины с ее круговой порукой (что на наи взгляд, является самым слабым пунктом самаринской программы с точки зрения открываемой ею перспективы капиталистического пути развития), даже при утопичности взгляда- Самарина и его единомышленников на роль самодержавия как гаранта поступательно-прогрессивного хода реформы. Положение 19 Февраля 1861 г. было достаточно гибким в плане- его дальнейшей трансформации. Поступательное развитие кр .тьянской реформы по программе Редакционных..

комиссий было обречено не заторможение в ближайшее будущее потом/, что ее не приняла как свою ни одна крупная политическая или социальная сила. Она оказалась ■ ничья. Крестьяне и помещики о равной степени считали себя ограбленными. Самодержавие и дворянство чувствовали себя в равной степени вынужденными в силу обстоятельств пойти на реформу. Программа реформы была оптимальной для своего времени. но никто ее не воспринял как таковую. Как теоретическая концепция самаринская программа отмены крепостного права была национальным всесословным решением, но на практике не еоспринялась даже как классовая.

Глпва птопая. Национальные взгляды в политической теории Сдмлрина . '

Во второй главе рассматривается становление национальных взглядов Юрия Самарина на основе его письма а первой половине 1840-х гг., дается разоернутый анализ его первого политического произведения по национальным вопросам "Письма из Риги". Во втором параграфе прослеживается участие Самарина при разрешении польского вопроса в 18631864 гг. В. третьем параграфе анализируется его русификаторская программа о Прибалтийских губерниях на основе самого крупного произведения автора по национальным вопросам - "Окраины России", дается оценка целостных национальных воззрений Самарина.

У каждого политического мыслителя есть главная тема, которой подчинены все остальные. У Самарина - зто государство. Но не ' государство, как институт вообще, а русское государство, точнее - Российская многонациональная империя. Он горячо доказывает превосходство православия над католицизмом и протестантством, но не с точки зрения теолога, а считая, что это самая подходящая религия в

Российскрй империи. Он - sa. либеральную крестьянскую реформу, ио не от того, что сам убежденный либерал, а потому, что только такой реформой Россия обеспечит себе стабильное будущее. Он - за свободу личности, но о имперской России, Самарин - националист, но . не на основе эмоционального патриотизма и нетерпимости •к другим нациснальнам культурам, а в силу убеждения, что в русском государстве первое место должна занимать русская нация. Он одинаково- далек как ог фанатичного шовинизма, таи и от восторженного патриотизма. О чувствах его не скажешь словами "пламенная любовь к отчизне, к русскому народу". Самарин никогда не идеализировал какие-то особые русские национальные качества, никогда не разделял разные нации в качественном отношении - высшая, низшая; никогда не отрицал принципиально право существования одной нации за счет другой. Он - нациоиалист-гссударственнин. И в буквальном и в переносном смысла он не родился, а с тал русским. Суть его национализма не в том, что он русский, а в том, что он государственный.

В период 1840-1643 гг. у Мрия Самарина формировались целостные програичив воззрения на будущее России. Их можно проследить в его письмах к А.Н.Попову, А.С.Хомякову и, главное, а письме к г. Могену- В самой краткой формулировке они следующие!

1) Российская империя - огромная по территории, самобытная и способная восторжествовать над западной Европой;

2) в ней налицо внутренние и внешние основы для достижения 9Той цели; самодержавие как форма правления, или скорее "принцип монархический", и православие! за ними стоит живая сельская община,. хранительница русского народного духа ; внешние осноьы - возможность использовать западную культуру

с ее научными достижениями; духовное единение со славянскими народами, невходящими в империю и находящимися в процессе возрождения национального сознания.

За несколько лет прошедших от написания письма к г. Могену (1840) до "Писем и» Риги" (1848), во взглядах Самарина произошла значительная эвопмция. Если в 1840 г. ои видел Россию в идеализированном плане - едииную Россию, где на основе самодержавия и православия консолидировалась русская народность, то в 1848 г. Самарин осознает Россию как многонациональную империю. 8 границах этой многонациональной империи, называемой Российской, можно сказать, неожиданно для него, русская народность оказывается не только не господствующей, а, как кажется ему. униженной и бесправной.

в "Письмах и» Риги" овмгрусиггстея новая. его собственная историко-политмческая концепция русской государственности. В петровский период "космополитизма и подражания", русская народность потеряла свою господствующую роль в сиоей собственной стране. Нарушилась, как считал Самарин, связь: самодержавие - православие - русская народность. Увеличивая свои территории и превращаясь после Петра I е многонациональную империю, стремящуюся соперничать с западным миром, государство нарушило и ослабило сущность каждого и» своих трех составляющих компонентов.

Самодержавие уже не представляет, по мнению Самарина, интересов русского народа, всех его сословий. а защищает в первую очередь и исключительно дворянство, независимо от того, русское оно, н'емецкое или польское. Самодержавие все чаще и ошибочно отождествляется с правительством, которое все славянофилы считали "немецким" . и в большой степени коррумпированным. В »тем состоит са»«ый глубокий пласт критики в "Письмах из Риги". Самарин фактически обвиняет -'20-

правительство' в трм, что оно изменяет своей народной и православной сущности.

В ходе разрешения польского кризиса (1853-1954), затеи во время разжигания Остзейского вопроса (1867-1869). окончательно оформились- самаринские национальные в_1Гляды, его теория построения современной империи по национальному принципу.

Как'видит Самарин государственное устройство РоссийскоЛ империи в целом, какое место в ней имеют "инородные племена"; до какой степени должна охватить их русификация и как ев вестиТ

Самые общие выводы и» самаринских произведений следующие!

1V для России в конце XIX века самая подходящая форма правления, которая дает возможность быстрой, эффективной модернизации, которую моино осуществить реформами "сверху" и без "укасов революции" - самодержавная "народная монархия": русская нация и присущая ей органически религия (православие) должны быть. господствующими,

привилегированными во всех областях империи; конституционная форма в этот момент крайне неподходящая, поскольку она теперь возможна только на основе олигархической конституции; федеративная, с другой стороны, бы привела к распаду империи, что в государственно-национальных взглядах Самарина недопустимо, поскольку бы помешало выполнении "исторического предназначеиил России";

2) все остальные, народы, входящие в состав империи, могут сохранять свой национальный облик на традиционно-культурном уровне; "пусть они сохраняют свои обычаи, .свой язык" в бытовом .общении, пусть развивают свою национальную литературу ( ли есть традиция), но при обязательном знании,.

и пользовании русского языка в административной и общественной сфере (т.е. они должны быть билингвистичными. если хотят обязатепьно сохранить свою национальную культуру) они могут исповедопать свою. религию, но при привилегированном положении православия.

Особое мнение имел Самарин о Царстве Польском. Сн прекрасно видел и осознавал масштабность и целостность польской национальной культуры, высокой степени консолидированности польской нации и сомневался в возможности русифицировать зту область даже на

административно-социальном уровне. Он считал, что для самой России было бы лучше .если Царство Польское не входило в ее состав. но на данном этапе не видел возможность политического отделении Цгрствг от империи. Самаринский взгляды по польскому вопросу пучша всего выражены о статье "Современный обьем польского вопроса" /1/.

3) русификация окраин России должна, по мнению Самарина, охватить административную и общественную сферу, немедленно, через законодательные акты; культурно-образовательную сферу - за более длительный период после, безоговорочного введения русского языка во всех школах империи, а духовно-религиозную сферу - за еще более длительный период и то необязательно, без запретных и насильственных мер. а правительство должно создавать условия для добровольного перехода.

Самарин бесспорно прав в одном - в XIX веке, а как история показала даже и в XX в. ни одно Государство не может существовать без единонациональной идеи. Но. такая идея прогрессивна только тогда, когда является естественным, невынужденным результатом относительной экономической.

1/ И.».Самарин. Сочинения, т.1. с. 325-353. -22-'

общественной и политической стабильности страны. Таким примером, и то с большими оговорками, может быть Британская империя.

Единонациональная идея прогрессивна уже без оговорок, для те* народов, которые потеряли или не достигли государственного самоопределения. а их социальное, экономическое и культурное развитие заторможено отсутствием национального государства. Таких примеров в XIX вене много -Италия. Греция, Сербия, Болгария, Польша.

Самаринская национальная программа в Прибалтике могла иметь прогрессивную роль для лытышского и эстонского крестьянства. Такой роли, все таки, несмотря на враждебность польского общества в целом, сыграла она а социальном и экономическом отношении в Польше. Но поскольку в практике управления Александра III балтийская политика заимствовала из самаринской программой только административно-законодательные меры, которые еще в его рекомендациях носили элемент насилия, она превратилась а реакционную и насильственную по отношению к местным народностьям. а ее охранительский характер в сущности углублял чувства страха перед внутреннем, в случае "нерусским" врагом, в национальном самочувствии русского народа.

Но гак нак политическая практика всегда богаче^ конфликтами и подвластна личностям, которые ее ведут, нужно четно разграничивать политику в. действии от теоретических взглядов, .на которые она опираестя. Поэтому нам кажется неправомерно указывать на Самарина как теоретика национальной политики конца века« Он остается прежде всего политиком реформаторской эпохи.

Но к концу 1 860-х и в начале 1870-х гг. Самарин уже думает, что в национальных окраинах нужно в первую очередь

доказать господство русской нации и только тогда, или в лучшем, случае. одновременно проводить общественную и экономическую модернизацию по русскому образцу. Эти взгляды лучше всего раскрыты о первом выпуске ' "Окраин России" и в статье "Последнее слово по польскому вопросу". Но идея о реформах "сверху". которая на определенном этапе была опрлпдпна в собственно русских территориях, в окраинах, гдэ к социальному прибавлялось и национальное недоверие, закономерно и быстрее такая реформа приводила к насилию и неэффективности.

Поэтому более правильно оценивать национальные взгляды Самарина об утверждении господство русской нации в окраинах как утопичные. На практике, в руках способных или

ограниченных политиков, утопичные политические теории быстро дают реакционный результат, е силу того, что любая утопия превращается о антиутопию оо всех пунктах, где она расходится с естественным историческим процессом. Взгляды Самарина были обьектом одобрения и восхищения, страстной критики и отвержения как во время его жизни, так и о последующих эпохах. Поскольку эти взгляды относятся к принципам, которые до сих пор действуют в реальной политике, они будут подвергаться разным оценнам и в будущем. Одно невозможно отречь даже при минимально обьективном историческом анализе - способность Юрия Самарина создавать глобальные политические концепции, его стремление к синтезу между государственной политикой и общественными интересами.

этот невозможный, идёальный синтез "государство - обцестоо". * » •

По теме диссертации опубликована статья: Ю.Ф.Самарин и его "Письма из Риги". - Вестник Московского университета, серия 8. История, 1 990. N б С.3-13

-14- ' \ Л..: - ■'■ . '-„. - .

. Тип. мииг, ЗА*, юг., г. 100.