автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Ф. И. Тютчев и Ю. Ф. Самарин
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Захаров, Эдуард Владимирович
Введение.
Глава 1. Литературно-биографические факты личных взаимоотношений Ф.И.Тютчева и Ю.Ф.Самарина.
1.1. Письма Ф.И.Тютчева к Ю.Ф.Самарину.
1.2. Ю.Ф.Самарин о Ф.И.Тютчеве в своих письмах.
1.3. Ф.И.Тютчев о Ю.Ф.Самарине в своих письмах.
1.4. Ф.И.Тютчев и Ю.Ф.Самарин в переписке, дневниках и воспоминаниях современников.
Глава 2. Литературно-эстетические взгляды
Ф.И.Тютчева и Ю.Ф.Самарина.
2.1. Вопросы литературно-эстетических взглядов
Ф.И.Тютчева и Ю.Ф.Самарина в научной литературе.
2.2. Исходные принципы литераторов.
2.3. Проблема натуральной школы.
2.4. Замечания о творчестве И.С.Тургенева.
2.5. Вопросы о свободе словам цензуре.
2.6. Литературно-критический этюд о Ф.И.Тютчеве в письме Ю.Ф.Самарина к И.С.Аксакову.
Глава 3. Характеристика идейных взаимосвязей в публицистике Ф.И.Тютчева и Ю.Ф.Самарина.
3.1. К постановке вопроса.
3.2. Россия в представлении Ф.И.Тютчева и
Ю.Ф.Самарина (православие, монархизм, народность).
3.3. Запад в представлении Ф.И.Тютчева и Ю.Ф.Самарина (католицизм, польский вопрос, орден иезуитов).
Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Захаров, Эдуард Владимирович
Исследование творчества писателей неизменно требует обращения к широкому кругу вопросов общественной жизни. Во вступительной лекции к курсу истории всеобщей литературы А.Н.Веселовский подчеркивал: "История литературы, в широком смысле этого слова, - это история общественной мысли, насколько она выразилась в движении философском, религиозном и поэтическом и закреплена словом."1. В истории русской литературы выделяются писатели и поэты, проявившие свои таланты в различных сферах общественной деятельности. Такими являются Ф.И.Тютчев и Ю.Ф.Самарин. Неординарные личности, они сегодня становятся притягательным предметом изучения. Ф.И.Тютчев известен как гениальный русский лирик, но на периферии исследований оставалась его публицистика, позволяющая в полной мере раскрыть своеобразие его гения . Ю.Ф.Самарин главным образом характеризуется как представитель славянофильства, однако зачастую его фигура заслонена именами А.С.Хомякова, братьев И.В. и П.В. Киреевских и К.С. и И.С.Аксаковых, хотя он непосредственно участвовал в выработке основных положений учения. Идейный вклад Самарина в развитие русской мысли XIX века велик, это отразилось в его богословских, политических, литературных и философских трудах,
1 Веселовский А.Н. О методе и задачах истории литературы как науки// Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. С. 41.
2 Одно из первых замечаний об актуальности этой проблемы: Литературное наследство. Федор Иванович Тютчев. М., 1988. - T.97. - Кн. 1. - С.6, 185 некоторые из которых еще ожидают своего представления читателям. К философскому наследию Самарина обращались в конце XIX века3, опыт написания его биографии предпринят Б.Э.Нольде в 20-х годах4, затем в советское время ему посвящены научные исторические исследования его политической деятельности отечественных и зарубежных ученых5. В последнее время на страницах журналов и газет появляются отдельные статьи6, где отмечается недостойное забвение имени Самарина, которое по-новому предстает в свете современной научной мысли.
Весьма плодотворен метод сопоставительного анализа двух литераторов. Соотношение творческого наследия Тютчева и Самарина позволяет выявить неизвестные факты общественно-литературной жизни России XIX века, внести новые сведения в развитие литературно-исторических концепций. Тютчев и Самарин принадлежали к разным поколениям. Несомненны творческие связи Тютчева с поэтами "пушкинской плеяды", он был близок с П.А.Вяземским, А.М.Горчаковым, М.П.Погодиным. Рядом с Самариным, кроме его соратников, встают имена многих литературных и общественных
3 Миллер О.Ф. Ю.Ф.Самарин. Опыт характеристики.//Славянство и Европа. Спб, 1877.Неделя. -1876. № 19, 23, 26.; Колубовский Я.Н. Материалы для истории философии в России: Славянофи-лы.//Вопросы философии и психологии. 1891. - № б. - С.74-88; Введенский С.Н. Основные черты философских воззрений Ю.Ф.Самарина. - Казань.-1898.
4 НольдеБ.Э. Юрий Самарин и его время. Париж, 1926. - 2-е изд. - Paris: YMCA-Press, 1978.
5 Соловьева И.Н. Либеральное дворянство в период подготовки и провидения крестьянской реформы 1861 г. (Ю.Ф.Самарин): Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1951; Исаков С.Г. Остзейский вопрос в русской печати 1860-х гг.//Уч. зап. Тартувского ун-та. - Тарту, 1961. - Вып.107. ; Дудзин-ская Е.А. Общественная и хозяйственная деятельность славянофила Ю.Ф.Самарина в 40-50-х гг. XIX в.//Исторические записки. - 1984. - Т.110. - С.312-333.; Thaden Е.С. Conservative Nationalism in Nineteenth-Ctntury Russia. Seattle, 1964.; Thaden E.C. Samarin's Okrainy Rossii and Official Polici in the Baltic Provincts//Russian Review, 1974, № XXXIII. P. 405-415.; Hucke Gerda. Jurij Fedorovic Samarin. Seine geistesgeschiechtische Position und politische Bedeutung. Munchen, 1970; Calder D.C. The political Thought of Yu.F.Samarin 1840-1864. New Yourk and London, 1987.
6 Плотникова И.П. Поднадзорный славянофил Самарин//Литературная Россия - 1990. - 8 июня.; Воропаев В.А. "Катехизис необыкновенно замечательный'7/Литературная учеба. - 1991 - № 3.
С.129-131.; Пивоваров Ю.С. "Самарин, а не ваши Скитальцы."//Мир России. Universe of Russia. -1995. - T.4. - № 1. - С.181-212. См.таюке: Йосифова П.С. Ю.Ф.Самарин в общественной жизни России): Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1991.; Цимбаев Н.И. Ю.Ф.Самарин.//Самарин Ю.Ф. деятелей: М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, А.И.Герцена, В.Г.Белинского, И.С.Тургенева и др. Из всех значительных русских литераторов-публицистов середины XIX века, относящихся к группе "отцов и детей", наиболее интересны в соприкосновении своего творчества, главным образом публицистики, Тютчев и Самарин. Они познакомились осенью 1844 года в Петербурге, куда незадолго до этого почти одновременно приехали. Тютчев уже имел богатый жизненный опыт. Его дипломатическая служба, поэтическое творчество и личные качества позволили ему занять видное место в петербургском светском обществе. Самарин же в то время был молодым человеком из знатной семьи, только что окончившим университет и подающим большие надежды в своих начинаниях. Тютчев, хорошо разбиравшийся в людях, отметил достоинства Самарина, о чем можно судить по письмам последнего7. Хотя по характеру они не похожи друг на друга (достаточно отметить, что Самарин не был женат и всю жизнь посвятил общественному служению), их объединяла общая идейная направленность мировоззрений. В своих трудах Самарин по сути развивал положения, вынесенные на обсуждение Тютчевым в публицистических статьях конца 40-х годов. Трудно выявить полноту источников, повлиявших на их взгляды, но бесспорно, что каждый искренно и навсегда сделал выбор в пользу своего отечества, глубоко осознав его прошлое, настоящее и будущее. На протяжении с 40-х по 70-е годы, на основе изучения документов, замечается их внимание друг к другу. Сопоставление фактов (например, Самарин являлся автором проекта крестьянской реформы, а Тютчеву было поручено перевести текст проекта на фран
Избранные произведения. М., 1996. С.3-14.; Медовичева Т.А. Предисловие.// Самарин Ю.Ф. Статьи. Воспоминания. Письма. М., 1997. С. 5-14.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Ф. И. Тютчев и Ю. Ф. Самарин"
Заключение
В работе последовательно освещены этапы взаимоотношений Тютчева и Самарина: от общих биографических фактов, через определение их литературно-эстетических позиций, к обоснованию сходства идеологической направленности в их публицистике. Подобная логика, задействование неизвестных архивных материалов позволили глубже проникнуть в атмосферу творческих индивидуальностей литераторов. Исследование многообразия жанровых форм сочинений Тютчева и Самарина расширяет представление о своеобразии их мировоззрения.
Исходным пунктом служило осознание различия индивидуальностей Тютчева и Самарина, органично проявляющееся в своеобразии их творчества и личной жизни. В работе учитывалась различная степень изученности творчества литераторов. Настоящее исследование является корректирующим при анализе тютчевских произведений. В отношении же творчества Самарина намечены дальнейшие пути литературоведческого изучения его наследия.
Сходство идеологических позиций Тютчева и Самарина обосновывается традиционным в русской мысли единством: Православие, самодержавие и народность. Следовательно, нравственно-религиозный аспект изучения стал определяющим при анализе публицистических сочинений Тютчева и Самарина.
Здесь же научно доказано положение, в разное время высказанное К.В.Пигаревым, В.В.Кожиновым, о том, что Ю.Ф.Самарин являлся единомышленником Ф.И.Тютчева1. Рассмотренные биографические, литературно-эстетические и идейные аспекты взаимосвязей между Тютчевым и Самариным подводят к выводу о схожем характере их позиций по литературно-историческим, нравственно-рлигиозным, общественно-политическим вопросам. Во-первых, изучение литературно-биографических сведений позволило на документальной основе убедиться в наличии между ними дружеских отношений, несмотря на разность в возрасте, различие характеров. При этом был задействован весь возможный на данный момент литературно-исторический материал, подтверждающий их расположенность друг к другу. Выяснилось, что они имели общих знакомых и близких людей: И.С.Аксаков, М.П.Погодин, А.О.Смирнова, Э.Ф.Раден, великая княгиня Елена Павловна, Я.П.Полонский, И.С.Тургенев, И.С.Гагарин, Д.А.Оболенский и др. Кроме того сопоставление двух неординарных личностей предопределило дальнейшие поиски материалов для создания единого контекста историко-литературных исследований в этом направлении. Исследование значительно обогатили архивные материалы, которые, кроме новых фактов, позволяют уточнить датировку документов в ранее опубликованных работах о Тютчеве и Самарине. Например, определена точная дата записки Самарина к Погодину, опубликованной в тютчевском томе «Литературного наследства» . Актуальность выбранной темы диссертации подтверждается новыми найденными фактами, которые дополнят комментариями второй том летописи жизни и творчества Тютчева, а также готовящееся полное собрание сочинений поэта.
Во-вторых, исследование литературно-эстетических взглядов Тютчева и Самарина определило их направленность к целостному осознанию лите
1 Пигарев К.В. Из откликов современников на смерть Ф.И.Тютчева// Известия АН СССР. Серия литературы и языка. - 1973. - Т. 32. - Вып. 36. - С.536. Кожинов В.В. Тютчев. М., 1994. С.315. ратурно-художественных явлений. К тому же впервые на страницах работы подробно анализировалось письмо Самарина, содержащее литературно-критический очерк о Тютчеве. Это в совокупности с другими его высказываниями раскрывает особенности воззрений славянофила на литературный процесс России середины XIX века, что также не являлось предметом исследования в литературоведении.
И последнее: проанализирована тютчевская публицистика в сопоставлении с его лирическим и эпистолярным наследием, рассмотрены основные положения публицистики Самарина, что позволило воспроизвести логическую последовательность развития художественно-публицистических идей в их творчестве. Здесь наиболее убедительно проявилось своеобразие религиозно-нравственных воззрений Тютчева и Самарина, потому что, изучая проблему взаимоотношений России и Запада, невозможно игнорировать вопросы религиозного содержания.
Таким образом, выявление биографических фактов взаимоотношений Тютчева и Самарина, сопостовление двух имен позволяет более полно осветить проблемы творчества того и другого: зарождение идеи у Тютчева и затем развитие и применение на практике Самариным. Подход обусловлен изменением тенденциозных представлений в отношении общественно-политических взглядов Тютчева и Самарина. Кроме этого, исследуется политическая лирика Тютчева, недооцененная в прошлом. Предметом изучения явились архивные материалы РГАЛИ, ОР РГБ, РГАДА, причем многие материалы по творчеству Самарина представлены впервые, некоторые из которых публикуются в приложении.
Список научной литературыЗахаров, Эдуард Владимирович, диссертация по теме "Русская литература"
1. Самарин Ю.Ф. Сочинения. В 12 т. М.: Изд-во А.И.Мамонтова, 1877-1911.
2. Самарин Ю.Ф. Ответ гг. ф. Бокку и Ширрену по поводу «Окраин России» Ю.Самарина. Berlin: B.Behr's Buchhandlung, 1870. - 114 с.
3. Самарин Ю.Ф., Дмитриев Ф.М. Революционный консерватизм. Книга Р.Фадеева «Русское общество в настоящем и будущем» и предположения петербургских дворян об организации всесословной волости. Berlin: B.Behr's Buchhandlung, 1875. - 146 с.
4. Самарин Ю.Ф. Избранные произведения / Сост. и автор вступ. статьи Н.И.Цимбаев. М.: РОССПЭН, 1996. - 608 с.
5. Самарин Ю.Ф. Статьи. Воспоминания. Письма / Сост. и автор вступ. статьи Т.А.Медовичева. М.: ТЕРРА, 1997. - 280 с.
6. Samarin IU. F., Rahden Е. F. The correspondence of IU. Samarin and baroness Rahden (1861-1876). - Ontario. Canada: Wilfrid Laurier University, 1974.-384 p.
7. Тютчев Ф.И. Сочинения Ф.И.Тютчева. Стихотворения и политические сатьи / Сост. И.С. Аксаков. СПб.: тип. Тренке и Фюсно, 1886. - 584 с.
8. Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений / С критико-биографическим очерком В.Я.Брюсова. Ред. П.В.Быков. Пг.: Т-во А.Ф.Маркс, 1913. -712 с.
9. Ю.Тютчев Ф.И. Поитические CTaTbH.-Paris:YMCA-press, 1976.-172 с.11 .Тютчев Ф.И. Лирика. В 2 т. / Изд. Полгот. К.В.Пигаревым. М.: Наука, 1965-1966. - 447 с. 511 с.
10. Тютчев Ф.И. Сочинения. В 2 т. / Поготовка текста, сост. Коммент. К.В.Пигарева. Вст. Статья Л.Н.Кузиной и К.В.Пигарева. Т. 2. Письма. М.: Художественная литература, 1984. - 447 с.
11. Тютчев Ф.И. Незавершенный трактат «Россия и Запад» // Литературное наследство. Т. 97. Кн. 1. М.: Наука, 1988. - С. 183-230.
12. Н.Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. В 2 т. / Ред. и коммент. Г.Чулкова. Вступ ст. Д.Благого. М.: ТЕРРА, 1997. - 416 с. 544 с. (Тексты печатаются по изданию: М.; Л.: Academia, 1933-1934)* *
13. Аксаков К.С. Эстетика и литературная критика/Сост., вступ. ст., коммент. Кошелев В.А. М.:Искусство, 1995. - 526 с.
14. Аксаков И.С. Сочинения. 1860-1886. В 7 т. Т. 1, 2, 4, 7. М.: Тип. М.Г.Волчанинова, 1886-1887.
15. П.Аксаков И.С. И.С. Аксаков в его письмах. Ч. 1-2. М.: Тип. М.Г.Волчанинова, 1886-1896.
16. Аксаков И.С. Биография Федора Ивановича Тютчева. М.: Книга и бизнес, 1997. - 327 с. (Репритное воспроизведение издания: М.: Тип. М.Г.Волчанинова, 1886.)
17. Аксакова B.C. Дневник (1854-1855)/Ред. и прим. Н.В.Голицина. -СПб.: Огни, 1913.-174 с.
18. Алтунян А.Г. «Политические мнения» Фаддея Булгарина (Идейно-стилистический анализ записок Ф.В.Булгарина к Николаю I). М.: УРАО, 1998.-208 с.
19. Аммон Н. Тютчев поэт - художник, мыслитель и поэтический борец // Ф.И.Тютчев. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей. - М. 1911. - С. 12-31.
20. Анненкова Е.И. Проблема соотношения искусства и религии в восприятии славянофилов // Славянофильство и современность. Сборник статей. СПб.: Наука, 1994. - С. 48-76.
21. Анненкова Е.И. «Славяно-христианские» идеалы на фоне западной цивилизации. Русские споры 1840-1850-х гг.// Христианство и русская литература. Сборник второй. Спб.: Наука, 1996. - С. 128-145.
22. Аношкина В.Н. Юбилей А.С.Пушкина и современные проблемы изучения его наследия// А.С.Пушкин. Проблемы творчества и эстетической жизни наследия: Межвузовский сборник научных трудов. -М.:МПУ, 1999. С. 4-15.
23. Антоний (Храповицкий) Митрополит. Церковность или политика? //Десятина. 2000. - № 9-10.
24. Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П.Погодина. Т. 1-22. СПб.: Изд. А.Н.Мамонтова, С.Т.Филиппова, 1888-1910.
25. Белинский В.Г. Поли. собр. сочинений. В 13 т. Т. 10, 12. М.: АН СССР, 1956-1959.
26. Белый А. Поэзия слова. Пг.: Эпоха, 1922. - 315 с.
27. Бердяев H.A. А.С.Хомяков. Томск, 1996. - 159 с.
28. Благова Т.И. Родоначальники славянофильства: А.С.Хомяков и И.В.Киреевский. М.: Высшая школа, 1995. - 326 с.
29. Благой Д.Д. Гениальный русский лирик // Благой Д.Д. Литература и действительность. М.: Гослитиздат, 1959. - С.423-456.
30. Благой Д.Д. Жизнь и творчество Тютчева// Полное собрание стихотворений. В 2 т. Т. 1./ Ред. и коммент. Г.Чулкова. Вступ ст.
31. Д.Благого. М.: ТЕРРА, 1997. (Тексты печатаются по изданию: М.; Л.: Academia, 1933-1934). - С.7-66.;
32. Благой Д.Д. Тютчев, его критики и читатели // Тютчевский сборник (1873-1923). Пг., 1973. - С. 76-103.
33. Бородкин М.М. О поэзии Ф.И.Тютчева. Доклад, прочитанный в Русском собрании и Харьковском отделении 2 фев. 1904 г. Харьков: Харьковский отдел Русского собрания, 1904. 23 с.
34. Бородкин М. М. Славянофильство Тютчева и Герцена. Речь, произнесенная в торжественном собрании СПб. Славянского Благотворительного Общества 11 мая 1901 г. СПб., 1902. - 40 с.
35. Брандт Р.Ф. Материалы для исследования. Ф.И.Тютчев и его поэзия // Известия отделения русс. яз. и словесности Императорской Академии наук. СПб.: Императорская АН, 1911. - Т. XVI. - Кн. 2. - С. 136237.
36. Брюсов В .Я. Ф.И.Тютчев, летопись его жизни // Русский Архив. -1903. Кн. III. - № 11. - С.481-498; № 12. - С. 641-652.
37. Брюсов В.Я. Федор Иванович Тютчев// Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений / С критико-биографическим очерком В.Я.Брюсова. Ред. П.В.Быков. Пг.: Т-во А.Ф.Маркс, 1913. - С. 3-74.
38. Будовниц И.У. Русская публицистика XVI века. М.;Л.: АН СССР, 1947.-311 с.
39. Буланов A.M. Рациональное и сердечное в теории познания и в эстетике славянофилов// Славянофильство и современность. Сборник статей. СПб.: Наука, 1994. - С.77-91.
40. Буслаев Ф.И. Мои воспоминания. М. :Фон-Бооль, 1897. - 387 с.
41. Бухштаб Б.Я. Ф.И.Тютчев// История русской литературы. Т. 7. -М.; Л.: АН СССР, 1955. С. 695-719.
42. Введенский А. Реальность внешнего мира // Вера и разум. 1901. -№ 7. - С. 297-305.
43. Введенский С.Н. Основные черты философских воззрений Ю.Ф.Самарина. Казань: Казанский университет, 1898. - 20 с.
44. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. -406 с.
45. Вещикова И.А. Публицистика в истории русской культуры// Русская духовная культура. М., 1995. - С. 335-347.
46. Виноградов И.А. От составителя // Тютчев Ф.И. Россия и Запад: книга пророчеств. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1999. - 206 с.
47. Воропаев В.А. «Катехизис необыкновенно замечательный.» // Литературная учеба. 1991 - № 3. - С. 129-131.
48. В память Ю.Ф.Самарина. Речи, произнесенные в Петербурге и в Москве, по поводу его кончины. СПб., 1876. - 74 с.
49. Вяземский П.А. Записные книжки (1813-1848). М.: АН СССР, 1963.- 394 с.
50. Гагарин И.С. Дневник. Записки о моей жизни. Переписка / Сост-е, вступ. Статьи, пер. с франц. и коммент. Р.Темпеста. М., 1996.
51. Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Славянофильство, его национальные истоки и место в истории русской мысли//Вопросы философии. 1966. - № 6. - С. 121-197.
52. Герцен A.C. Собр. соч. В 30 т. Т.27. Кн.2. М.:АН СССР, 1963.-493с.
53. Гиллельсон М.И. П.А.Вяземский. Жизнь и творчество. Л.: Наука, 1969.- 390 с.
54. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.: Интрада, 1997. - 415 с.
55. Гиппиус В.В. Ф.И.Тютчев// Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. Л.: Сов. писатель, 1939. - С. 5-23.
56. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями / Сост., вступ. ст. и коммент. В.А.Воропаева. М.: Сов. Россия, 1990. - 432 с.
57. Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого. М.Гослитиздат, 1959.- 309с.
58. Голицын В.М. Москва в семидесятые годы // Голос минувшего. -1919.-№5/12. С. 111-162.63 .Градовский А.Д. Национальный вопрос в истории и в литературе. -СПб.:Кожанников, 1873. 309с.
59. Григорьев Ап. Литературная критика. М.:Худ. лит, 1967.- 379с.
60. Гридни С.Ю. К характеристике религиозного содеожания в политических взглядах Ф.И.Тютчева // Религия, умонастроение, идеология в истории. Сборник статей. Брянск: Брянский унив-т, 1996. -С. 132-141.
61. Гуревич A.M. А.И.Герцен // Русская критика о Пушкине. Избранные статьи / Сост., вступ статья, и коммент. А.М.Гуревича. М.: МГУ, 1998. - 296 с.
62. Дедков И.А. Публицистика// Литературный энциклопедический словарь. -М., 1987. С. 313.
63. Державин Н.С. Герцен и славянофилы // Историк-марксист. 1939. - № 1. - С. 125- 146.
64. Дмитриев С.С. Славянофилы и славянофильство // Историк-марксист. 1941. -№ 1.- С. 14-23.
65. Достоевский Ф.М. Полное собр. Соч. В 30 т.- JL: Наука, 1978. Т. 18. -371с.71 .Дунаев М.М. Православие и русская литература: Учебное пособие для студентов духовных академий. В 5 ч. Ч. II. М.: Христианская литература, 1996. - 480 с.
66. Дудзинская Е.А. Общественная и хозяйственная деятельность славянофила Ю.Ф.Самарина в 40-50-х гг. XIX в. // Исторические записки. -1984. Т.110. - С.312-333.
67. Дудзинская Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. М.: Мысль, 1983. - 264 с.
68. Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX века. Л.: Наука, 1982. - 362 с.
69. Ермилова Л.Я. Психология творчества поэтов-лириков Тютчева и Фета. М.: Худ. лит., 1975.-241 с.
70. Ефимова М.Т. Юрий Самарин в его отношении к Лермонтову// Пушкинский сборник. Псков.: ЛГПИ, 1968. - С.40-47.
71. Ефимова М.Т. Ю.Самарин о Гоголе// Пушкин и его современники. Уч. записки Ленинградского гос. пед. института. Псков. - 1970. - Т.434. -С.135-145.
72. Иван Сергеевич Аксаков и его «Биография Федора Ивановича Тютчева». Комментарий/ Науч ред., автор сопр. статьи В.Н.Касаткина, автор сопр. статьи и коммент., составитель, указ. и альбома иллюстр. Г.В.Чагин. М.: Книга и бизнес, 1997. - 175 с.
73. Из откликов современников на смерть Ф.И.Тютчева. Публикация К.В.Пигарева // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. -Т.32. -Вып.6. 1973. - С.536-538.
74. Ильин И.А. Одинокий художник / Сост., предисл. И примеч. В.И.Белов. М.: Искусство, 1993. - 348 с.
75. Исаков С.Г. Остзейский вопрос в русской печати 1860-х гг. // Уч. зап. Тартувского ун-та. Тарту, 1961. - Вып. 107. - С. 52- 74.
76. Йосифова П.С. Ю.Ф.Самарин в общественной жизни России): Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1991. - 24 с.
77. Казин А.Л. Историософия Тютчева.// Христианство и русская литература. Сборник второй. Спб.: Наука, 1996. - С. 216-219.
78. Кантор B.K. Русская эстетика втор, половины XIX века. М.: Искусство, 1978. - 397 с.
79. Карасев П.С.Проблемы теории публицистики.-JL:ЛГУ, 1973.40с.
80. Касаткина В.Н. Вера и неверие Ф.И.Тютчева// Религиозные и мифологические тенденции в русской литературе XIX века. Межвузовский сборник научных трудов. М., 1997. С.76-87.
81. Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И.Тютчева. М.: Просвещение, 1978. -175 с.
82. Касаткина В.Н. Поэтическое мировоззрение Тютчева. Саратов, Саратовский ун-т, 1969. - 254 с.
83. Киреевский И.В. Критика и эстетика. 2-е изд., испр. и доп./Сост., вступ. ст., примеч. Ю.В.Манн. - М.: Искусство, 1998. - 463 с.
84. Кожинов В.В. О главном в наследии славянофилов // Вопросы литературы. 1969. - № 10. - С. 115-134.
85. Кожинов В.В. Соборность поэзии Тютчева//Тютчев сегодня. Материалы IV Тютчевские чтения. М., 1995. - С. 19-29.
86. Кожинов В.В. Тютчев. -2-е изд. М.: Соратик, 1994. - 493 с.
87. Козлик И.В. В поэтическом мире Ф.И.Тютчева. Ивано-Франковск, 1997. - 198 с.
88. Колосов Г.В. Публицистика как творческий процесс. М.: МГУ, 1977. - 321 с.
89. Колубовский Я.Н. Материалы для истории философии в России: Славянофилы//Вопросы философии и психологии.- 1891.- № 6.- С.74-88.
90. Кондаков И.В. Литература как феномен русской культуры// Художественная литература в социокультурном контексте. Поспеловские чтения. М., 1997. - С. 56-69.
91. Коринфский A.A. Тютчев как поэт-гражданин. К 100-летию со дня рождения/Публ. подг. А.М.Разодеевой // Русская словесность. 1996. - №1 -С.26-31.
92. Королева И.А., Николаев A.A. Ф.И.Тютчев: Библиогра-фический указатель призв. и лит. О жизни и деятельности, 1818-1973 /Под ред. Пигарева K.B. М.: Книга, 1978. - 263 с.
93. Ю2.Кочетков В.И. Слово о Федоре Ивановиче Тютчеве //Ф.И.Тютчев. Русская зыезда:Стихи.Статьи.Письма. М.,1993.- С. 5-18.
94. ЮЗ.Кошелев В.А. Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов (1840-1850-е годы). Л.: Наука, 1984. - 193 с.
95. Ю4.Крупчанов Л.М. Русская литература 1840-х первой половины 1850-х годов//История русской литературы XIX века. 40-60-е годы. - М.: МГУ, 1998. - С. 3-42.
96. Ю5.Кузьмичев И.К. Жанры русской литературы военных лет (19411945). Горький, 1962. - 421 с.
97. Юб.Кулешов В.И. История русской критики XVIII начала XX веков. - М.: Просвещение, 1991. - 432 с.
98. Кулешов В.И. Славянофилы и русская литература. М.: Худ. литра, 1976.-274 с.
99. Кулешов В.И. Славянофильство, как оно есть. // Вопросы литературы. 1969. - № 10. С. 135-144.
100. Ю9.Лазурский В.Ф. Воспоминания о Толстом. М., 1911. - 102 с. 1 Ю.Левицкий С.А. Очерки по истории русской философской и общественной мысли. Т. 1. - Frankurt/Main: Посев, 1983. - 216 с.
101. П.Лежнев А.З. Два поэта. Гейне. Тютчев. М.: Худ. лит., 1934. - 204с.
102. Литературное наследство. Федор Иванович Тютчев. Т.97. Кн. 1-2. -М.: Наука, 1988-1989.
103. Литературные взгляды и творчество славянофилов. 1830-1850 годы / Под ред. К.Л.Ломунова. М.: ИМЛИ,1978. - 412 с.
104. Лихачев Д.С. Возникновение русской литературы. М.; Л.: АН СССР, 1951. - 369 с.
105. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб.:Искусство, 1996.- 848с.
106. Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике кон. XV нач. XVI века. - М.;Л.: АН СССР, 1960. - 407 с.
107. Маймин Е.А. Нужны конкретные исследования// Вопросы литературы. 1969. - № 10. - С. 103-114.
108. Маймин Е.А. Русская философская поэзия. Поэты-любомудры, А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев. М.: Наука, 1976,- 190 с.
109. Манн Т. Собр. соч. В 10 т. М.:Худ. лит., 1961. Т. 10.- 389 с.
110. Манн Ю.В. Русская философская эстетика. М.: МАЛП, 1998.381с.
111. Маркович В.М. Вопрос о литературных направлениях и построение истории русской литературы XIX века // Известия РАН. Сер. Литературы и языка. 1993. - Т.52. - № 3. - С.26-32.
112. Матвеев П. Тургенев и славянофилы//Русская старина. -1904. № 4. - С. 180-192.
113. Машинский C.B. С.Т.Аксаков. Жизнь и творчество. М.: Сов. писатель, 1961. - 387 с.
114. Медовичева Т.А. Предисловие.// Самарин Ю.Ф. Статьи. Воспоминания. Письма. M.: ТЕРРА, 1997. - С. 5-14.
115. Мещерский В.П. Мои воспоминания. В 3 ч. СПб., 1897-1912.
116. Миллер О.Ф. Ю.Ф.Самарин. Опыт характеристики // Славянство и Европа. СПб.:, 1877.-417 с.
117. Милюков А. Н. Литературные встречи и знакомства. Спб., 1890. -241с.
118. Минтслов С.Р. Обзор записок, дневников, воспоминаний, писем и путешествий, относящихся к истории России и напечатанных на русском языке. Новгород, 1921. - 587 с.
119. Морошкин М.Я. Иезуиты в России, с царствования Екатерины II и до нашего времени. Ч. 1. СПб., 1867-1870.
120. Некрасов H.A. Поли. собр. соч. и писем. В 12 т. Т. 9. М.:Худ. лит., 1950. - 839 с.
121. Никитенко A.B. Дневник. В 3 т. М.: Гослитиздат, 1955.
122. Нольде Б.Э. Юрий Самарин и его время. Paris, 1926. 2-е изд. -Paris: YMCA-Press, 1978. - 245 с.
123. Папство и его борьба с Православием. М.: Стрижев, 1993. -96с.
124. Переписка дочерей Ф.И.Тютчева. (Предисловие, примечания Л.В.Гладковой, И.А.Королевой. Перевод Л.В.Гладковой)// Русская словесность. 1996. - № 1. - С.87-90.
125. Переписка Ф.И.Тютчева с В.И.Ламанским (Публикация, вступительная статья и комментарии Г.В.Чагина) // Религиозные и мифологические тенденции в русской литературе XIX века. Межвуз. сборник науч. трудов. М.: МПУ, 1997. - С.97-103.
126. Переписка Я.К.Грота с П.А.Плетневым. В 2 т. Спб., 1896.
127. Пивоваров Ю.С. «Самарин, а не ваши Скитальцы.» //Мир России. Universe of Russia. 1995. - Т.4. - № 1. - С.181-212.
128. Пигарев K.B. Жизнь и творчество Тютчева. М.: АН СССР, 1962. -376 с.
129. НЗ.Пигарев К.В. Ф.И.Тютчев и его время. М.: Современник, 1978. -333 с.
130. Пирожкова Т.Ф. Славянофильская журналистика. М.: МГУ, 1997.-221 с.
131. Плотникова И.П. Поднадзорный славянофил Самарин // Литературная Россия. 1990. - 8 июня.
132. Полонский Я.П. Сочинения. В 2 т. М: Худ. лит., 1986.
133. Попов В.П. Славянофильство и творческие искания русских писателей XIX века. Краснодар, 1995. - 410 с. ( Диссертация).
134. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1984. - 396с.
135. Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. -М.:МГУ. 1965. -360 с.
136. Прохоров Е.П. Публицист и действительность. М.:МГУ,1973.368с.
137. Публицистика//Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Т. XXVA. СПб., 1898. - С.746.
138. Пустовойт П.Г. III Тютчевская конференция. 25 декабря 1991г.// Известия РАН. Серия литературы и языка. -1992. Т.51. - Вып.З. - С.91.
139. Пушкин A.C. Полн.собрание соч. В 16 т. Т. 12.; 14. М.: АН СССР, 1941.-572 с.
140. Пыпин А.Н. Характеристика литературных мнений от двадцатых допятидесятых годов. Исторические очерки. СПб.:Колос, 1906.- 519 с.
141. Пыпин А.Н., Спасович В.Д. История славянских литератур. 2-е изд., доп. 1-2 т. Т.2. СПб., 1879-1881.
142. Райнов Т. Духовный путь Тютчева. Пг., 1923. - 106 с.
143. Розадеева М.А. Евхаристическое богословие Ф.И.Тютчева //Религиозные и мифологические тенденции в русской литературе XIX века. -М., 1997. С.88-96.
144. Россия и Запад: горизонты взаимопонимания. Литературные источники первой четверти XVIII в. Вып. I. -М.: Наследие, 2000. 496 с.
145. Савельев П.И. Два реформатора: К.Грот и Ю.Самарин //Алабинские чтения. Материалы науч.-исслед. конференции. Самара, 1993.-С. 53-68.
146. Свербеев Д.Н. Записки (1799-1826). Т.1-2. М., 1899.
147. Симич О. В. Консервативное мышление Тютчева и современность // Тютчев сегодня. Материалы IV Тютчевские чтения. -М.,1995.-С.38-54.
148. Сквозников В.Д. Пушкин. Историческая мысль поэта. М.: Наследие, 1998. - 232 с.
149. Сладкевич Н.Г. Очерки истории общественной мысли в России в конце 50-х начале 60-х гг. XIX века. - Л.: ЛГУ, 1962. - 328 с.
150. Смирнова А.О. Записки, дневник, воспоминания, письма./ Под ред. Цявловского М.А. М.: Федерация, 1929. - 423 с.
151. Соловьев B.C. Поэзия Ф.И.Тютчева// Вестник Европы. 1895. -№4. - С. 736-752.
152. Соловьева И.Н. Либеральное дворянство в период подготовки и провидения крестьянской реформы 1861 г. (Ю.Ф.Самарин): Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1951. - 23 с.
153. Страхов H.H. Федор Иванович Тютчев // Заметки о Пушкине и других поэтах. Киев, 1897. С.169-271.
154. Струве П. Б. Юрий Самарин: Опыт характеристики и оценки.// Русская литература. 1992. - № 2. - С. 87-91.
155. Сухотин С.М. Из памятных тетрадей//Русский архив. 1894. - №2. - С. 226-259; № 3. - С. 418.; № 5. - С. 147.; № 6. - С. 241-272.; № 7. - С. 433446.; №8. -С. 581.; №9. - 52-53.
156. Толстой JI.H. Полн.собр.соч. В 90 т. Т.62. -М.: Худ. лит.,1953.573с.
157. Трубецкой С.Н. Разочарованный славянофил/УВестник Европы. -1892. -№ 10. С. 64-83.
158. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем. В 28 т. Сочинения. Т. 14. Письма. Т. 10. M.; Л., 1966. - 578 с.
159. Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания. Дневник./ Пер. Е.В.Герье. М.: Мосполиграф, 1928-1929.
160. Унамуно М. Де. Избранное. В 2 т. Т. 2. Л.:Худ. лит.,1981.-350.
161. Ученова В.В. Гносеологические проблемы публицистики. M.: МГУ, 1971.-238 с.
162. Ученова В.В. Публицистика и политика. М.: МГУ,1979.-286 с.
163. Фет A.A. Мои воспоминания. В 2 ч. М., 1890.
164. Филевский И. Религиозно-философские воззрения Ф.И.Тютчева. -Харьков, 1904. 73 с.
165. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высш. шк., 1999. - 398 с.
166. Хомяков A.C. Сочинения богословские. СПб.: Наука, 1995.-479с.
167. Хомяков A.C. Сочинения.- В 2 т. М.: РОССПЭН, 1994.
168. Цимбаев Н.И. И.С.Аксаков в общественной жизни пореформенной России. М.: МГУ, 1978. - 416 е.
169. Цимбаев Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. М.: МГУ, 1986. - 263 с.
170. Цимбаев Н.И. Ю.Ф.Самарин // Самарин Ю.Ф. Избранные произведения. М.: РОССПЭН, 1996. - С.3-14.
171. Чаадаев П.Я. Статьи и письма / Сост., вступ. Статья и коммент Б.Н.Тарасова. М.: Современник, 1989. - 623 с.
172. Чагин Г.В. Федор Иванович Тютчев (185 лет со дня рождения). /Новое в жизни, науке, технике. Лит-ра. М.:3нание, 1988. - 64 с.
173. Чагин Г.В. Тютчевы педагоги // Литературное общение и формирование творческих индивидуальностей писателей XVIII-XIX веков: Межвузовский сборник науч. трудов. - М.:МПУ, 1998. С. 77-86.
174. Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы. М.: Гослитиздат, 1953. - 429 с.
175. Чичерин Б.Н. Москва сороковых годов/Вст. Статья и коммент. Т.Ф.Пирожковой. М.: МГУ, 1997. - 304 с.
176. Чулков Г.И. Летопись жизни и творчества Тютчева. М.; Л.: Academia, 1933. 307 с.
177. Чулков Г.И. Ф.И.Тютчев и его эпиграммы.//Былое. 1922. - № 19. -С. 61 -79.
178. Шеллинг. Ф. Система трансцендентального идеализма. -Л.:Соцэкгиз, 1938.-480 с.
179. Эсалнек А.Я. Принцип преемственности в развитии науки о литературе // Художественная литература в социокультурном контексте. Поспеловские чтения. М.:МГУ, 1997. - С. 158-167.
180. Янковский Ю.З. Патриархально-дворянская утопия. М.: Худ. лит-ра, 1981.-405 с.
181. Calder D.C. The political Thought of Yu.F.Samarin 1840-1864. New Yourk and London: Garland Publishing, Inc., 1987. - 328 p.
182. Hucke Gerda. Jurij Fedorovic Samarin. Seine geistesgeschiechtische Position und politische Bedeutung. Munchen, 1970. - 241 c.
183. Russia religious thought / Ed. by J.D.Kornblatt and R.F.Gustafson. -Madison; London, 1996. 347 p.
184. Thaden E.C. Conservative Nationalism in Nineteenth-Century Russia. Seattle: Universiti of Washington, 1964. - 452 p.
185. Thaden E.C. Samarin"s Okrainy Rossii and Official Polici in the Baltic Provincts // Russian Review. 1974. - № XXXIII. - P. 405-415.1. Архивные материалы