автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.06
диссертация на тему: Зарождение и становление реалистической тунисской новеллистики (вторая половина XIX- 50-е годы ХХ в.)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Зарождение и становление реалистической тунисской новеллистики (вторая половина XIX- 50-е годы ХХ в.)"
г»
I i 6
од
академия наук республики узбекистан .
шопггут востокове/ЩИЯ им. лбу райхана беруни •
!
Ни1 правах-. рукописи
ЫИРЗААШДОВ ШТИЯР
ЗАРОЖДЕНИЕ И СГАНОШШЩ РШ.ШГИЧЕСКОИ ТУНИССКОЙ НОЕЕЛЛИОТШ
(вторая половина XIX - 50-о годы XX в.)
10.01.06 - Лигература народов зэрубатшьк стран Азии и Африки
'АВТОРЕФЕРАТ
лиооергацин на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Ташкент - 1993
'.Рабояа выполнена а Отделе литературы народов зарубежного Вооюка Института востоковедения Академии наук Республики Узбекистан.
Научный руководитель - кандидат филологических наук,
старший научный сотрудник Института востоковедения АН РУз
ИРИСОВ#А. И.
Официальные оппоненты:
- д.филол.н., директор Государственна музея литературы им. Напои АН РУз
ХАСЛНОВ С.
- к.филол.н., доцент кафедри арабской филологии ТашГИВ
КАСЫМХОДКАЕВ А.
Ведущая организация: Институт лияеритуры им.Алищера Новой
Академии наук Республики Узбекистан
Зашито диссертации состоится "ИЦ " С 1&)3 г.
в /5 час. на заседании специализированного совета
Д 067,70.21 по филологическим наукам (литературоведение) при Ташкентском государственном институте востоковедения (Ташкент, 60, ул.Лохути, 16, ТшГИВ).
О диссертацией ыоано ознаксцливься в библиотеке ТашГИВ.
Автореферат разослан "Л! п ■ Ь!.Ы М ¿с Р^ ащ г.
Ученый оекретарь <
специализированного соавч'е,
к.филоЛ.н., доцент " ' / Т.А.МУХТАРОВ
Ж
ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБО'Ш
Актуальность проблемы, и паши дни, когда Республика Узбе~ обрела подлинную независимость и самостоятельно выходи* (в арену международных отношений, создаются благоприятные усло-!ия для широкого развития взаимосвязей со странами всего мири,в 'ом числе арабского Мзгрибя, куда входит и Тунисская республика - страна с древней самобытно(1 культурой. В этой связи значитель-ю усиливаете«-наше внимание к богатому духовному наследию Туни-!а, его культуре,' литературе различи)« жанров, в частности но-еллистике, на конкретных материалах которой можно проследить аэштие данного жанра в арабской литературе- в целом.
Зарождения тунисской новеллистики тесно связано о обшнм провесом становления новой арабской литературы, попой прозы. 1)*о* роцвео неотделим от всего историко-культурного развития Туниса, биаствшннх двикений и страна, развШия. общественной'мысли,про-потительствп. ¿1 как следствие - ранние этапы ряэЬития тунисско-о просветительства -явились одновременно этапам^- зарождения но-тунисской литературы, ■ ■ '
Ужа на ранних ¡этапах формирования новой иро.-^ы основным ее энром становится новеллистика . <)то объясняется мобильностью шра, его демократичностью, связью с общеарабской литературной ' задициой, с народной литературой» Известную роль сыграло и то, го новелла явилась наиболее удобной формой приобщения к зппод->му литературному опыту, И как результат всего этого -- соврв-¡нная тунисская новеллистика полнее, чем другие жанры, отрпжо-' путь развития новой литературы и одновременно помогает оомыс-!нию професа взаимодействия культур Запада и Бостона в этой юти Магриба, Становление тунисской новеллистики стимулировало звитие и других прозаических жанров .- повести и романа АХ в. сюда - особая значимость из-.-юния денного жанра.
Актуальность роботы обусловлена текла значительным усилением ли современной лит^уз'-урн в контексте сацно-культурных процао-в, происходящих в арабском регионе в последние десятилетия. Хронологические рамки данной работы охватывают достаточно
1 итим термином мы будем определять всю совокупность малых □зпических форм, которые в арабском литературоведении именуит-"кисса" (новелла, рассказ). Шячо говоря, термины "новоллп" "рассказ" мы употребляем как сиионимч.
обширный отрезок времени со второй половины XIX до середины ¿0-х годов XX в. сто1? период вклочает несколько этапов литературного развития отраны, в том числе зарождения и становления современной тунисской новеллы в связи с обдим процессом становления новой литературы.
Степень изученности проблемы. Б арабистике бывшего СССР большое внимание уделялось исследованиям по египетской, сирийской, иракской литератууйм. Из магрибинских литератур в поле зрения ученых оказались марокканская и алжирская литературы. ТУниоская же литература п целом изучена относительно мало. Здесь мы имеем в виду прежде всего проблемы зарождения и дальнейшей эволюции современной тунисской срабоязычной прозы в целом и ее малых форм в частности. Авторы иыеаш&сн пока немногочисленных работ ¡¡соло-дум либо произведения отдельных писателей, либо то ¡¡ли иные периоды и развитии тунисской новеллистики, что по дает целостной панорамы эволюции этого «шнро в литературе Туниса.
Больыой фактический материал содержится в книге чешского ориенталиста С.Пангучека*, явившейся первым в европейской ароби-отико обобдаюшим очерком на данную тему, /штор осьенае*;' (с известными пробелами) историю становления тунисской литературы, тенденции ее развития, делает попытку раскрыть-специфику отдельных ее этапов в тесной -<$вязи с социальным, общественно-политическим развитием Тукиаа. Стремясь дать обадю картину литературного развития страны от раннего средневековья до 60-х годов XX в., С.Пангучек не мор, конечно, достаточно полно охарактеризовать особенности развития отдельных прозаических жанров, в том числе новеллистики. Нельзя согласиться! и с рядом высказанных автором положений и оценок,' наевшихся творчества новеллистов 30-40-х годов. Ток, ель- Урайби, -основоположника психологической новеллы, С.Пансучек относит к "видным представителям модернистского направления"; не получил заслуженной оценки аль-сашруш и т.п.
Вслед за переводом книги С.Пантучека в литературоведении появился ряд трудов, в той или иной мере освеашюших проблему становления и развития тунисской новеллы. Среди них отмены в порвуо очередь кандидатскую диссертаций Н.Абдолова^, в которой
1 Пантучек С. тунисская литература: Краткий очерк. - ¡4., 1У69.
И Абдодов ¡1. Особенности формирования сишбоядоьюй тунисской литературы .иА-лл вь.: ^юо... к.филол.н. - М.,
рассматривают:«) облиз проблемы развития т^1Исокой литературы, связанные и оелигиоэной реформацией, Основное внимание автора сосредоточено нп скрупулезном анализе творчества Махмуда ¡Дзсъади и ого гланного уруда ■• философской драмы "Плотина". Ь главе, посвященной тунисской прозе, исследователь пытается оплатить творчество некоторых тунисских новеллистов, опираясь в ряде олучаеа лишь на материалы и оценку тунисской критики. Вопросы, связанные о эволюцией денного жанра, им почти не затрагиваются.
Ошибочным, на наш взгляд, представляется вывод Н.Лбдолова о том, что ху дотает гонная проза Туниса ¿0-40-х годов не создала значительных произведений и что "авторы роэделязт прежде всего религиозно-реформистские настроения, разрабатываю? политическую тематику и решают отческие проблемы, не выходч за рамки этиче-зкич предписания Корана"-1. С налей точки зрении, этот тезис а известной мерс можно отнести линь к отдельшы представителем тунчс-зкоп прозм 20-х годов. Нго никак польза применить к характеристике последующего »топа, когда на литературную арену заходит поколение новеллистов ¿О-х годов. -
шзивазт интерес: статьи Н.Лбдолова, касаашиися социальной до-'ерииниооваииости героев произведений тунисских новелл.
Отдельные аспекты литературного процесса з Тунисе рсвеле.чи , I статьях. З.Д.Намитоковой. Части о проблему развития тунисской птаратуры рассматриваются о небольших по обьо:.;у работах ¿О.Н.са-здовского, :4С,Ки;;тева, ь.и'уотер, Л.Степанова. Однако они но трвиля своей задачей специальное исследозанио новеллистического пнрл и, сстеетвзнно, при врет езопх достоинствах их работы но орут воссоздать картой зарождения ¡1 з'волоции тунисской повалли» ¿спроси, связанные с иехорпчзекпм развитом 7ункас::оП Г.уозн, тала та;гае о?рс«зн:ш з фуидймс'нтпльшм '/рудзх И. м.Кричдоэского, >Й.И^ьпзкого, в пзисязнмх Л.Л. Долининой, поелл-изшиг? арабской !Т91;а?уре и цело:«.
№*:ное значение для диссертанта имели теоретические пололе-!."., касал^исек обоих закономерно сто-,1 развития арабв::ой прозы, ¡оказанные а исследованиях и.И.Кирпиченкэ, У.Л.Али-зеде, и.!1. 'рнсова, Ь.Б.Чукоза, Л.ь.^рбншалпзва, п та;гае в реботлх 'по гз-киинскш.) литературам С.13.Про:хогиной,' И.д.Никифоровой а ¡'.и.
1 Абдолов ¡1. Особенности формирования аробоианчной гунис-ой литературы Х1л-лл вв.: Лвтореф. дисо... и.филол.и. - 'Л., - (З.ХЬ.
Дкугашьнли.'Методологический интерес представляют для нашего исследования и другие работы о современных литературах арабских и африканских стран, ■.
Значительную помощь в работе над диссертацией оказали, также' ' труди ученик, воссоздавших обдую картину культурной и интеллек-' туальной мизни Туниса. Зто книги Н.И.Ворончаниной, А.И.Куприна, 3,И.Ленина, Н.А,Иванова, И.Зицда.
Большой интерес для разработки избранной нами теш имеют публикации по сиакным проблемам, как, например, книга В.И.Максимен-ко "Интеллигенция в странах Магриба" (М. ,1УШ), Из числа исследований арабских ученых, поовяленньк современной литературе Туниса, й частности малому прозаическому жанру, мы особо выделим труди Мухаммеда Салиха вль-Дкабири - тунисского писателя и литературоведа, посвятившего серию книг и статей тунисской новелле. В его работах более или менее полно отражена эволюция современной но-веилистшси Туниса. Особенно полезной для нас явилась книги аль-Длабири "Туниооний рассказ. Зарождение и пионера" (Тунис,1У7о).
Книга другого тунисского литературоведа Ладила бея Ащура "Идейной и литературное движение и Туниса" (¡(аир, Юио) - это сборник лекций аитора, где содержится много полезных сведений, относящихся к эпохе просветительства, даны подробные биографический сведения о ряде тунисских писателей.
Отметим такие статью -Аза ад-дина аль-Мадани."Взгляд на рас-скиз и роман в Тунисе", опубликованную в журнала "аль-ХаГшт ас--сакафшййсГ (1У77) и представляющую собой очерк семидвситилсвиаго пути развития прозаические жанром в Туниса.■ -
В ряда работ тунисопик литературоведов йодзрайтся эаслуашшй"-шшз внимания оцэики творчества отдэльных новеллисгои (аль-Бааруш, ад-Лу 'а/шО.
В процесса исследования темы нами широко использована и Тунис-. окая печать - газеты, курналы, длюлиа богатую информацию о развитии новеллистики п стране (журналы: "аль- Алам аль-адаби", "аль-Фикр", "Киеве"; газеты: "аль-Амаль", "аз-Заман" ими.др.).
Из работ, опубликовании* на европейских языках, кроме отмоченной зц.иа книги О.Иинтучека, следует назиать монографию 1.1. ЗЛ'ази о вуиийоком романе и раськаэе, книгу Дшфара Мадщш "Литературная прооса в Тунису 1904-1У03 гг." (Тунис, ГУ7У), "Иктори'и арабской ¿¡п¥йрн?ури" Абл аль-д-^чилк, "Иазорио арабской литаратурц" зява.шго, "ил;';дг,|1нв в ирьбекуу ли?дратур>" Г.йьета. Оудолы'ию
интересующие пас факты удалось почерпнуть из фундаментального труд» К.Броккольмана, я твкче из исследований по истории арабской, литературы таких европейских авторов, как Р.Ншсольсон, Р.Блашар, Х.ЛЛМ'ибб. ■ _
Цель и задачи диссертационного исследования. Цель данного исследования - дать комплексный анализ процесса зарождения и ' становления в литературе Туниса такого жанра милой прозы, кок реалистическая новелла, выявить основные этйпы и направления в развитии тунисской арвбоязычной новеллистики, показать идейно-тематическое й художес'твенно-эотетичоское своеобразие данного жанра на каждом этапе его развития. Б соответствии с этой целью поставлены следующие конкретные задачи.
' 1. Определить основные вехи развития налой арабоязычной прозаической формы в Тунисе на широком срциально-иоторическом и культурном фоне.
<!. Выделить главные истоки современной тунисской новеллы и их роль в ее формировании. .' ■
3. Проследить поэтапно общий ход эволюции тунисской новеллы от традиционного жанра маками через переходные, художественно- ■ публицистические жанры к современной новеллистике.
4. Охарактеризовать раннюю тунисскую новеллу на материале , творчества наиболее крупных писателей-реалистов; осветить разработку теоретических проблем новеллистики.
а. «Цзть.анализ произведений писателей, представляющих тунио-скую реалистическую новеллистику 30-о0-х годов XX в., выявить их идейно-эстетические позиции и особенности творческого метода.
Восполнение имеющегося пробела в изучении современной тунисской литературы должно способствовать не только определению специфики становления новой литературы Туниса, но и выявлению общих закономерностей литературного процесса в арабских странах, о также его значимости в духовной жизни этих стран.
Методологической основой диссертации послужили принцип объективной социально-исторической обусловленности явлений художественного творчества, принцип историзма, общетеоретические положения о роли художественной культуры я общественном развитии, духовной «изни народов. Диссертант опирался в овоем исследовании на труды теоретиков литературы, ведущих ерабиМов-литературовэ-дов, поовяшеннке проблема?.! новеллистику, реализма, Й процесса изучения литературных произведений тунисских новеллиотов исполь-
- и -
зовьны методы сравнительного ышшаа, комплексного подхода, к изучаемым явлениям.
Осношшмп- источника;.»: дли ншшсашя настоящей работы .послу-,нили произведения тунисских новеллистов, публиковавшиеся как отдельными изданиями, так и в периодической печати, критические но-следования -арабских (тунисских) ьвгоров, а такие отдельные рассказы. тунисских писателей, изданные в перевода на русский длил,
г.яучнел новизна диссертации определяется .прежде всего что б йен впервые в арабистике. бившего СССР предпринята попытка деть комплексный анализ закономерностей и особенностей зарождения и становлении ревлнстичоской новеллистики ь литературе ^инее. i¡poc;ier¿i!Ba« елочный путь формирования современной туаисакой новеллы а тесной связи с о&лм процессом становления новой тунисской литературы на широком социально-историческом п культурном фоне, диссертант•попытался воссоздать целостную картину развертывания 3'íoro процесса со второй поломит л1л до середины уО-х годов .ÍA в.
Б púfjvi'íe вынилна^сд основные истоки зарождении тунисской новеллистики, главные этапа и характерный "узловые моменты" ее ' эеолации, ваннаЯшие факторы, определившие тот процесс, и пре&по всего тесная взаимосвязь ме.кду развитием манра новеллы и обшим духовным рост о vi тунисского общества, ii работе раскаивается вклад художественной литературы в пробуждение национального самосознания тунисского народа, его борьбу за независимость, против избивших себя традиций, морально-этических норм.
в диссертации освежается творчество многих тунисских новеллистов, -до сих пар не изученных или недостаточно изученных в ориенталистика. При анализе сломных,"противоречивых явлений литератур-, кого процесса ь.ÏVhugû:прослеживается взаимосвязь реалистического метода с другими направлениями - романтизмом, модернистскими течениями и др. Ь работе использован и впервые введен в научный обиход значительный литературно-критический материал, относящийся к процессу зарождения и развития жанра малой прозы.
Практическая значимость ..исследования определяется тем, что воссозданная в работе панорама развития тунисской новеллистики макет оить использована при сравнительном анализе литературного процесса в ируглх странах арабского региона, при изучении культуры зтих стран, и при написании истории пационильних ли'.'Ома-vyp С'.\.пн :4нг,д<6а, учойникез по отделшым магричичским лите,,нгу-
ч >; ■ ■'. ' ' , '
Анализ фактического материала, приведенного в диссертации, содерярипшся ь hc;í гиподы и обобщения позполнот надеяться,, что данная робота '""дет полезной для студенток, преподаеатолеП,. специалист си, заннма^аихся изысканиями в области1 арабистики.
Апсобонал геоультат'оэ"иссло;'.31?ан:{Я. Дюоэртппия обсукдена и" рекомендована ¡с защите на расой; "н.гк злсеяашых сектора Jvmtie-го и Среднего Ьостока Отдела литератур народов зорубекной /¡зпп Института востоковедения, Академии наук России при участии »еду- • ших спац.юлистон по современным литературам раэЕиюкыгхся • стран и Отдела литератур народов зарубочного йостока Института роста--коиедения Академии наук Госнублики Узбекистан.
■ Осгошио поломемня. и выводи исолвлованид чаяли страдание- и 7 публикациях, и рмступлениж овтоуа на ЬсесооэноК конференции вф~ рикоцлетоп' "Современные литературы Африки и идеологическая борьба" UL, iVai), Республиканской научной конференции, посвялокпой бО-летио образования УзСЗг' и Компартий Узбекистана (Гаакент,сентябрь 1:'о4), всесоюзной научной конференции молодых ученых но оо'--шесго-'итим паукам, посвященной 70-летио Jt3jJUtGi/i (Тамкент,.сентябрь■ 1VC-ÍÍ) . '
(??;<ук?уца диссерта ции. i-аботл состоит из введения., двух глав и заключения о приложением списка использованной литературы,вкла-чпклего iyi названия. ••••'•
: ' UÜÍÜJ3¡ÍU¡Í¡ GU/£,P«(AI1.M PAÍjOÍViÍ
óo введении охаракторизоаАнн'актуальность проблемы,степень е<; изученности, хронологические рамки, цель и задачи исследования, его научная новизна и практическая значимость.
Ц_первой главе - "истоки современного новеллистического творчество в Тунисе (вторая половина XIX - 20-е'годы.XX в.)" - про-злетавэютсл первые три основных этапа становления новеллистического -танра в тунисской литературе.
Ivaк показано в работе, в первой половине XIX н. начался процесс активного проникновения европейцев в арабские страны,котоный упуовскдался европеизацией общественной жизни и общественного дознания. Арабский мир втягивался в мировые торговые отношения, )Т0 способствовало расширении не только экономических, политичо-:ких, но и культурных контактов с Западом. 11росветитзльотво,иефор
: - ю -
ыиатшсое движение в религиозной сЦйре, изменения в ценностных: ориентыциях высших олоев общества привели к культурному подъему в арабских странах, получившему название "Нахда" ("подъем"). Будучи явлением всеарабским, "Нахда" иапытала и влияние просветительских концепций Запада. Именно в просветительской концепции сторонники прогресса видели единственный путь к преодолении экономической и культурной отсталости, возрождении нации, модернизации государства. Ранний этап просветительства в Тунисе был, можно сказать, и эпохой проведения политики "просвещенного абсолютизма". Основоположником тунисского просветительства стал Хайр ад-Днн ат-Туниси (, выдающийся государственный деятель и ученый.
Некоторые исоледователи рассматривают просветительство на Арабском Востоке как светское направление "Нахды" - в отличие от религиозного. Но это деление достаточно условно. В Тунисе,например, религиозное направление не получило столь широкого распространения, как в д>угих арабских странах. Тунисский'вариант "Нахды" хь. -ктеризуется в целом слитностью обоих направлений. Уже на первом этапе тунисское просветительство в лице шейха М.Кабаду заявило о саоей опоре на-"очищенный" ислам. В дальнейшем большое воздействие на тунисских просветителей' оказали идеи известного афганского ученого и политического деятеля Дкамаль ад-Дина аль-Афгаки (1639-1ДО7). ' '
О деятельностью первого поколения тунисских просветителей в сушнооти и совпадает первый этап формирования новой тунисской литературы - этап еа зарождения; который, можно сказать, берет свое начало с появления первых документов тунисского просветительства ("Хартия независимости", №7), произведений первых тунисских просветителей и Первых периодических изданий.
Как показывает анализ литературных произведений этого периода, на данном этапе тунисская литература в целом, еле сохраняет черты старой, средневековой худомественно-эс*етичеокой системы. Проза была представлена гласным образом эпистолярным жанром ра-саидь и традиционной макамой. Господствующее положение занимает поэзия, сохраняющая свои традиционные жанры, образы, темы, стихотворные размеры и т.д. Однако по мере распространения просве-ти*альоккх идей, пробуждения национального самосознания в поэзию постепенно входит новое содержание: призывы к просвещению,критика социальной действительности, антифеодальные, а затем и антико-
лонмзлыме мотивы. Новое обозначается и в эстетической системе. При .-этом стнринио граней мехду поэтическими жанрами ведет к на-pyiieiitüi композиционны* основ традиционной касыды.
.Ii нкчг.ле ö'.V-x годов XIX' в, п периодической печати Туниса наряду с первыми переводами произведений европейских писателей появляются первые рассказы тунисских авторов (М.Кабаду п др.), написанию рифмованной прозой л :хйнре мякзми. Завершается этот период з начале UO-x годов, с устаноалонием в стране французского протектората (R4JI).
U v о р о >л о т-а п в истории новой тунисской литературы органически тест связан с деятельностью второго поколения тунисских просветителей (Ь.Сфар, Ьельходт.а, Ьардани), актнгно спо-собствовагаеГ! дальнейшему развития литературного процесса в '.Тунисе. '¿чо7 о?ап "окно условно датировать началом ВО-х годов XIX - началом XX Пропаганда просветительски идей требовала развития периодики, и з стране появляются: все новые гззетц и пурна-лн, усиливается значение публицист иши "Именно в ней' зяро^дог-тсл черты ног.ого и тунисской литературе. Публицистика тех лот широко использует традиционный ~анр маками, который, однако, претерпели от овол:ог,!''^ и дает начало нол'.-гл переходник жанрам, так сказатьi макале-оче-уку, панаме-фельетону, • Нодвлиетол цели" комплекс произведений, наяисшм'К в ¡raupe очерков путешествий^ яизн&описй-НИЙ, ИйучшК СОЧПНЗИ'Ш, У?» жанры, которые ведут свою история со сродних покои, п зпоху просветительства, в соответствии с духом временя, ^бпречт в себя элементы нового еодер.т.пния и посгеаенио обновляй? своя форму. Наиболее заметным явлением а. проелотигель-стой литературе второго этапа стало творчество рекха М.Снусн.
Как подчеркнуто в работе, два ранжгс этапа в истории новой тунисской литературы составляют как бы ее предысторию и одновременно - предыстории современной новеллы, без рассмотрения которой нельзя понять специфику становления данного япнрп.
Третий- з ч а п развитии новой тунисской литературы условно мо'кно отнести к началу XX в., а ого .завершение - к началу 3U-x годов XX в. То были годы подьема освободительной борьбы тунисского народа, когда просветительская-идеологии вотупоот а тесное взаимодействие с идеологией национально-освободительного движения. Характерная черта донного этапа - последовательная эвол-опдя художественно-публицистических "аиров от макомы-очерка„ маквмн-фельстони соответственно к очерку-рр.ссказу, фельетону-
- ¡а -.
рассказу, a 'затем iç первач современным тунисским новеллам. Значительную роль в эволюции переходных жанров сыграло творчество просветителей Дкадави и ас-Сувайси. Именно с этим периодом связано рождение тунисской новеллы (ас-Сувайси "Хайфа.ва Сарадк ' аль-Лайд", ХуОо). Как и другие зарождавдиеся тогда малые прозаические формы, сочинение ас-Сувайси во многом сохраняет еде традиционнее черты средневековых повествовательных жанров. Вместе с тем н нем четко обозначайся признаки нового, "разм'ываашие" старые формы (обращение к современности, реальные герои, известная публицистичность интонации, упрощение языка).
Истоками формирования новых жанров выступали как классическая литература, так и фольклор, Влияние клаосическоЦ литературы на новую художественную прозу обнаруживается и в яаике произведений. От народной литературы чаше заимствуются олементи сказочного сюжета, сказочные образы, хотя семо произведение может отвечать духу нового времен::. Среди такта сочинений - рассказы Ризки ("Волшебница из Туниса"), Хасанв Хусни Абд аль-Ваххаба ("Пооюд--нля ночь в Гренада") и др.-
Немаловажным фактором становления ианра новеллы явилась развившаяся с тот пориод публицистике.
Большое влияние на становление новой литературы в Тунисе оказали переводы произведений европейских авторов, а такке сочинения литераторов других арабских.стран (Египта, Сирии, Ливана). Переводи шполиялиоь о нспанокого, итальянского, французского языков. Они uïiporfû публиковались в периодической печати. Переводились и сочинения Л.Толсзого ("Воскресение",•"Анна Каренина").
Переводная литературе с«екп. рла пислояед Туниса хорошей школой масторстес и по служили ксгочншшм для развитии их литературного творчества. Первоначально рвоиросуранение получает перовод-паресказ.национальная с./^п.гьцм произведений иностранных авторов, Переводчики по-своему йсредсл^аш'". их названия, давали героям арабские имена, переносил;: меего действия из Европы ъ Северную Африку, что влекло зе «сбой нзмен-миш битовых реалий, особенностей языка героев, а порой и подлегшую идейную трансформацию произведений иноязычного евтора, что наглядно видно из анализа твор-ч ее visa многих ранних тунисских новеллистов (¿!. ель-Душайрики "Иоторнл последнего из бани Сирсдяей", ¡4.Панашу 'конфликт в суде", бен .иа'бан "Жестокости азартной игры" и др.).
i'MBiiïïie прогрессивных тенденций ь туниоской литературе шло
- J3 -
в острой борьбе как с колонизаторами, тек и о традиционалистами. Но несмотря пи все трудности^ новое пробивало себе дорогу, » и этом слонном, противоречивом процессе рождается новая тунисская проза, в том числе такой ее жанр, как новелла,
*12_в'££Ш1В /5422 ~ "формирование реалистической, тунисской новеллистики (3U-5Ü-0 года XX в.)" - подробно рассматривается ч о т в a р т'и й эта пв развитии этого жанра, ¿рнный этап приходится на период обострения - в условиях усиления колониального гнета - акономичесного и политического кризиса, годи второй мировоЛ войны и крутого подъема антиколониального национально-освободительного движения. Для итого отппа характерны развитие и углубление реалистических тенденций в тунлсской литературе,утверждение в ней новых чанров, л том число современной новеллы.
В начале 30-х годов на литературную стезо вступили Абд аль-Халик. аль-Башруш, iáa.-шуд Ьойром ат-Тулиси, Мухаммед аль- УряГ.би, ат-Т«дяпни бен Салим, Али ад-/|у'адяи. Эти Писатели во главе с ас-Онусн явились основоположниками современного новеллистического ионра в тунисской литературе.
Молодые новеллисты группировались вокруг журнала "аль- Алом аль-адаби" и образовали первую•в Тунисе литературную школу»"школу короткого рассказа". Их пору.принадлежат рассказы»ставяио • класоикой новой тунисской прозы, первые литературоведческие статьи, поевяшеиныа искусству новеллистики, а также множество статей литературно-критического характера.
Молодое поколение тунисских писателей» сгруппировавшееся вокруг журнала "аль- Алзм'аль-адаби", было тооно Связано о народными массами. Оно несла в литературу демократические взгляды и выступало против традиционных этических, нравственных норм.-Воль-шая часть их была хорошо образована и неплохо разбиралась в социальны«, политНчзоних, идоологичовких и других проблемах современности, что находило выражения в их гво'рчоотво, преяде всего в публицистикой наошая оо злободневностью, актуальностью тем и сгаетов. Скесто о тон з художественной практике гуниаскчх новеллистов 30-х годов их стремления к отображению правды жизни не г'егдп получало адекватное воплощение.
В ранних и дяяе в более поздних реалистических произведениях тунисской литературы, в новоллистике у отдельных авторов слушается еще влияние просветительской идеологии и литературы с ее назидательностью и дидактикой. А реалистический нетод находи?
свое выражение "лидь в'правдивости каких-то бытовых обстоятельств". На начальном этапе запоздалого развития реализма все это вполне закономерно.
"Переходные" жанры, подготовившие появление реалистической новеллы, привнесли в литературу интерес к живой повседневной действительности, а затем и стремление к психологической и социальной типизации персонажей с явно выраженной сатирической тенденцией. Становление в 30-е годы тунисской новеллы идет как становление новеллы бытовой. Но оно выходит за рамки обычного бытописательства, в ней постепенно накапливаются социальные черты.К этому следует добавить демократизм ранней тунисской нсвэллы, ее гуманистический пафоо. Если в новеллах, создашь« в начале 30-х годов, еле заметны отдельные элементы "переходного" этапа, то уже к концу 30-х и'в 40-е годц тунисский рассказ постепенно приобретает характерные черти современного новвдлисгвчоского жанра, в своем, естественно, национальном варианте.
Баять, например, ли«ератур!¡ум деятельность ас-Онуса. Она весьма многогранна, Ь едоке новеллах он отдает предпочтение картинам быта тунисского нерода и ставит наиболее актуальные для своего времени проблемы,
Ему принадлежав рсоездзы "Несчастный венюс", • "Лертва государственного г.йрзБОриЗа", "Призяэцзния молодого мусульманина и прекрасной парижанка", "¿юбицая", "Развратная жеганша" и многие другие. В них виражен явный провес« против обветшавших морально-этических устоев вэотофшго общества и адновремзнно - критика западного обраеа низнн. . • '•'■■
Продолжавшееся воздействие йроове®игельской идеологии, знакомство с европейской обааотвзиной шезьо, рост свемких тенденций з культуре, образовании, йодьеи антифеодального, наци-онально-ойвободательногй /шииешш - вез это заставляет прогрессивную интеллигенции переоомшшнгь весь уклад яшэни традиционного тунисского общества, 5тому способствовало,интенсивное развитие публицистики в 30-е годи, Главными и в публицистике, и в литературе становятся проблемы личности и социальной справедливости. Ь 30-е годы одним из первых в тунисской литературе эту тему поднял, сдахюв ее главной в своем творчества, адь-Вашруд (19111944).
Произведения ^ухаммада аль-Башру;иа впервые появились в 1У30-гг. на страницах муулала "аль- Алом аль-адаби". Сн публику-
- Ib -
ет рассказы "ат-Таййиб Бугдир", "Кто является волшебницей?", "Лена Ахмада ¡Ларуды", "Порабощение сыновей", "Пустыня" и др. Дзйствие в них происходит в среде деревенских жителей, рабочих и мелких тунисских буржуа.
3 своих произведениях аль-Башру.ш показывает, что в современных условиях личность порабощена и лишена элементарных прав, и это во многом связано с патриархальными обычаями, феодально-мусульманскими этическими нормами. Особенно трагическим видится ему положение в семье и обществе тунисской яеншины. Б 30-е годы представители прогрессивной тунисской интеллигенции начинают воспринимать положение женаин з стране как острую социальную проблему. Среди наиболее активных борцов за эмансипацию тунисской хешины был Мухаммад аль- Урайби. К венской проблеме обращается и аль-Хади аль-гОбайди. Но наиболее остро она поставлена в новеллах аль-оашруша. В семейном деспотизма, в принудительных браках он видит порабошзнио не только женщины, но и мужчины - порабоше^ ние личнооти как таковой, т.е. женский вопрос "он рассматривает как часть общей проблемы высвобождения личности от всяческого гнета, социального и духовного. Об этом убедительно свидетельствует, например, его рассказ 'Порабощение сыновей" ("Исти'абад аль-баннн"-, 1У30).
^йствие в новелле аль-1.ааруща развертывается обычно в деревенской ореде. Писатель умеет видеть красоту деревенского' пейзажа, причем в его новеллах пейзад неоаг определенную идейную нагрузку.
Образы у аль-Ьашруша строятся по контрасту: та, кто порабощает человеческую личность, й их жертвы.''Но среди героев новелл' аль-Башруша начала 30-х годов есть и еша одно деление, еие один контраст, '¿то те, кто безропотно покоряется традициям, и те, кто восстает против них. Таких героев-бунтарей мы встречаем в новеллах "Порабощение сыновей", "Непорочная", "ат-Таййиб Бугдир".
Наиболее ярким представителем эаой группы тунисоких писателей был Махмуд Байрам ат-Туниои. Его "тнорчэотао характеризуется сплавом старых традиций и новаторства. В середине 30-х годов ии-сатель обращается к средневековой жанровой форма - ыакаме, верное, к пародии на нее, к фэльетону-макаме, который, в отличие от макамы-фельетонп более раннего периода (начала XX в.), представлял собой пароли» fia средневековый жанр. Обычно это били проникнутые юмором aa-i.-oiwo картинки, ¿эдьетону-макамы во ».йогом под-
- 16 - 1 готовили становление тунисской новеллы, о частноегг. ¡аористической. Писатель подвергает о сменит:, и певуч тунисскуо буржуазию, и проявления средневекового прошлого ("Сообщество кладйниенскнх нжиих", "Сообщество кладбиденских ни,иве выдвигает кандидатом на выборы в Большой Совет шейха Дншара"). Б макамах ат-Туииси нашла свое воплощение обострявшаяся в 30-е годы борьба мекду старым и новым и связанная с ней эволюция в мышлении тунисского общества.
Ат-'Гуниси пишет в 1У36-1У37 гг. и ряд новелл, которые можно назвать собственно юмористическими ("Отель Абу аль-Коэали", "Электрик", "дамский парикмахер", "^1дя Али Райе", "Мельница прошлого и мельница настоящего", "Мясник ан-Пвди яль-Килани", "Ьи-лет на поезд", "Молочная овца" и др.К В их осново лежат построенные на "жизненном материале .анекдотические ситуации. 11 о вгшш отметить то, что во всех юмористических рассказах ат-Туниси проступает социальная подоплека события или поступка.^
Автором разнообразных по жанру новелл бил аль- Урзйби (1У1и-1940). Становление его как писателя проходило под сильным влиянием французской литературы. Туниоское литературоведение ставит обычно акцент на присущем его новеллистике психологизма. Ему принадлежат новоллы: "Сегодняшние довушни", "27-я ночь рамадана", "^1алог в темноте", 'Трамвайный билет", "Тунис посУ, "Он", "Не-пел" и др.
Тема любви - одна из ведущих в творчестве аль- Урайби. Оно переплотаотся у него о темой человеческого бытия. Он хочет,чтобы изменился взгляд на женщину, возвеличивает женщину как источник либви, красоты, зстетичеспого начала в жизни. Гоалистичаский метод аль- Урпи.би обогатил формирующийся тунисский реализм проникновением в психологическую о^еру, во внутренний мир человека. Д>у-гая заслуга пль- Ура^бн в становлении новой тунисской литературу состоит в том, чг'о он приблизил язык художественной щюехк современному разговорному языку. Особенно '¿то. заметно в длалогах.
Аль- Урайби жил и творил в очень сложной политической обстановке, вызванной стремлением колониальных властей подавить освободительное двпкениз в Туниса. 9 апреля 1936 г. была расстреляна рабочая демонстрация в Бизерте. В стране обьявяяетсп поенное положение, начинается аресты, были разгромлены редакции многих газет. Среди тех, кто подвергался репрессиям,били сль-1*ируд|, Ьай-ром ат-Туниси, оль- Урайби, вд-д/гв;1>:.и и др. Обстановка террора
- L'P -
вызывает y писателей состояние духовного кризиса} их творчество, но словам аль-Кашруиа, превращается в "литературу упадка.и разочарования".
Писителей 3ü-4ü-;t годов тунисские исследователи порой называют "потерянным" поколением. Л ото отчасти верно применительно к их духовному миру, внутренним ощущениям, связанным с мучительным выбором пути, поисками своего цеста о ииэни. Поколение, воспитанное в отрогом соответствии с мусульманскими канонами,ведет поиски новых путей развития нации, нового социального порядка. Оно стремилось к перестро,.хо идеологии при сохранении тредицион- • ной основы ислама. Но эти поиски велись в условиях постоянного столкновения о влиянием Запада, идей, к восприятии которых ато- • поколение внутренне eue не было готово. Отсмда разочарования, сомнении в правильности избранного пути. Но уже а 40-е годы появляются произведения, свидетельствушйе о постепенном.усвоении пока еде единичными представителями традиционного общества отдельных морально-этических норм Запада. Для иллюстрации место привести произведения Мустафы ХраИфа, в частно .'и его новоллу "аль~ Хади Дли" (1944). Пп примере своего героя писатель показывает первые признаки сближения tío стока и Запада, причем, что особенно интересно, - на уровне деревни.
Заметной вехой в истории становления тунисской новеллистики стало творчество Али ад-,Ц/*ад*и ( 190У-1У49), автора сотен рассказов, очерков, пссен, пьес. Ёго творчество приходился на период середины 30-х - конца 40-х годов.
Тунисская литературная критика посвятила немало старей личности и творчеству ад-Д/'аджи, характеризуя его лак писасолн-реа-лпетп. При этом отмечались особенности его реслизма; ироничность, тяготение к сатирическому изображению мизнешцх явлений^ социальных типов.. Произведения вд-Ду'адхи отражали хшэнь почти всех слоев тунисского рблосгва, постоянно сохраняя при этом яркую гу-чанистнческув окраску, сочувствие простому народу ("Мечта моего деда" » "Ахлам дяадди"; "Светлый уголок" => "Ар-Рукн ан-иаййир"; "Кто вспомнит соседей из Зу Салама?" = "А кан таэаккури дкийран би эй Салаг.:?" и др.).
tí публицистических произведениях ад-Д/гаджи ого гуманизм обретает еле более активны;! характер и выралсае? стремлений писателя пробудить народ к борьбе за л.учиую зиэнь ("Орден ереси" -"ílnitntía нурукирйл" и др.).
- Ш -
Лд-(Цу-'вджи создает и .собственно юмористические ногодлц, особенно б саредине 30-к годов. Они наполнены глубоко!! наблюдательностью и тонким юмором ("л!оя соседка" « "д-карратг.", Г-Ш; "¡¡а бешогу Хаммам аль-анф"*« " Ала шати Хоммам 8ль~п;!ф", 1'лЗо).
При чтении произведений вд-Дуга.1ии 40-х годов возникает впечатление, что его герои как бы списаны с натуры. G большой теплотой выписывает он-образы простых лядей ("Смерть дядоики Ьахи-ра" я "Мавт амм Бахнр", 1946).
Несколько в стороне от излюбленных: те:,; творчества ад-^/'шш". стоят его новеллы морально-философского характера, как "Наблюдатель звезд" ("Раи он-нуджум", Ю'14).
Вместо с тем писатель создает и произведения, исполненные романтических грез, рассказы-мечты, л которых, звучат ноты усталости от жестоких реалий жизни, стремление уйти в мни иллыэнй ("Мечты Хади" - "Ахлам Ходи", 1У44).
Ваяно отметить и еле один аспект творчеству дчн
тунисокой и вообле арабской литературы оообуи сложность всегда представляла проблема взаимоотношении! литературного s: разговорного языков. Развитие прессы, публицистики', потребность в праг-дивом изображении жизни народа обусловили необходимость обрша-ния писателей к разговорному языку, о гчтигс - к диалекту.Именно од-ДО'адан начинает постепенно вводить в опок рпзс::азы тунис ский диалек", испальзук ого в диалогах героев ("Потухший фешорь" = "Ллъ-Ыисбак ать-музлим", 193d),
IVnuccKoe литературоведение называет Али лд~,чу 'пики основоположником роалисткчоской новеллы. На нпч взгляд, офозополокпи-ком зтого кпнра »'Тунисе слодукт «чити-гь пль~1-ам,;у;.т. Туииооков литературоведение явно недооценивает отого писи-.-ел,!. Именно он в самом начало 30-х годои одним из первых в тунпаскол литературе обратился !: народной жизни. Иго крестьянские расскажи пг.агда вписывались в социальный контекст и были откечэкы т-тумльмо'"! проблематикой, протестом против изжиьлж себя тиадигдй. Что ка-еэегсл од-^'а,ши, то ого произведения яялял'сч, несомненно,более прелыми, они значительно продвинули вперед процоос утверждения в тунисской литературе реалистического метода. Ь новеллах ад-/|у'адяи присутствует обычно конкретно-историческая ситуация, индивидуализированы характеры героев, представлявши различные слои тунисского общества; И лзык писатели отрачосг то стремления к отражению реалий самой кизни.
- 1У -
И середине 50-х годов накал национально-освободительной борьбы резко возрастает. К атому времени многие писатели старшего поколения прекращают свою творческую деятельность, уходят из жизни. Молодое же поколения писателей еше только набирало «иди. Оно активно участвовало в национально-освободительном движении и не имело практической возможности откликаться на животреиеиу-шие проблемы литературными произведениями. Литература явно не поспевала за бурными событиями тех лет.
Но развитие литературного процесса продолжалось. Одним из наиболее примечательных явлений середины 50-х годов стали новеллы Тахира Гиги. В качестве примера приведем его новеллу "Желудок рассказывает" ("Ватн йатахаддяс", ЬЗоа), Герой рассказа -.молодой безработный. Постоянно голодны;}, он остро ошушает свое бесправке, гневно протестует против социальной несправедливости и готов вступить в борьбу с миром ситых богачей. Персонаж Гиги как бы олицетворяет собой весь порабощенный тунисский народ,решительно встающий на борьбу за овои права.
Б этот период а культурной жизни Туниса произошло два крупных события: в 19эа г. были основаны книжное издательство "Ки-таб аль-баас" и журнал "аль-Фикр", Они дали ошутм<ый толчок культурному развитию страны в канун обретония ею национальной независимости (19о6 г.), положившей начало новейшему этапу в истории 1униеа и тунисской литературы.
В заключении подведены обшие итоги и сформулированы основные выводы из проведенного исследования.
Анализ изученного материала показывает, что зарождение и развитие тунисской новеллы следуот рассматривать в тесной свази с процессом становления новой тунисской литературы, с общественным движением в стране, о тунисским просветительством, которое соотносится с обшим культурным подъемом в арабских странах ("Нахда"), Начало этого процеоса восходит ко второй половин» XIX в., к первым тунисским просветителям, сыгравшим значительную роль в развитии национальной культуры, общественной мыслив ее секуляризации. Особенно большое значение имели выход периодических изданий, зарождение публицистики.
На ранней стадии тунисского просветительства литература сохраняет все черты традиционной эстетической системы, средневековой литератуг.м, Тнадициочный ч&чр макомы послужил основой и для ранней .туниолкин «ублажатики. оара-хденио огдедьнг« племен-
- ¿'j - . .
той новой художезтгенно;! прозы идет ¡n> шагом ь !it:Q!C,cco овз.' ..-• цн:Г макамной 'структуры через пнреходн .п.- ху/юкчегъен »с-дублиц: -отческие жанры к первым' тунисским новеллам.
Пер кие попытки создании тунисской новеллы нриннвледгат ni'co--т^лнм-п'росвегитоллм, которые использовали, художественна; литератур;,' как* рупор своих идеи, идей мусульманской реформации и и-.и:;-ю с тсм'ь^тгсгияели в своих расс;;стх острые проблемы соврем,',!--пой им' делстпитольности. Ьольяую роль в формировании туппсоко,' и^аоллис.пши сыграли пресса, переводи гш литература, литератур1 щ.угкх арабских сгиеч и 'ираматуртил, К истокам современной ту-' tiv.ccuuli нине.'.'лы следует отнести п отдельные ?шчры народно;-: .литературы (сказку, сипу, притчу, ипкодпы;* рассказ, анекдот).
иачнчм этапом и развитии новел. :стшси и вообще •ц.учисско,", литературы стали ЗО-Л'-е годы ЛЛ л., которые; можно считать периодами ллот.еши и закрепление, .г.внра новеллы и формирования ы run элементов реализма. Активизация няционодьно-отзободителыю-ю ,ш)п.-.?нин, новые проблемы обусловили обращение .тунисских-пи- ' сотслей к новым темам, новым объектам изобиаизння.
«.'сновное направление в новеллистике 30-х.годов - освоение быта и нрг.поз тунисского народа. Однако ото не.простое бытописательстве . лы в первых образцах битовой новеллы звучат социальные мотивы, протест против порабошенпн, личности., иашишит1 себя тр^.ди 'дюнного жизненного уклада. Тунисская новелла формируйте.-; Km: новелла реалистическая. Реализм стаЛор-.г.-ся магистральный путем развития тунисской новеллы. Но он ;м-.чзг оачу гад-нуы особенность - активно даапмодойотруо* с романтизмом.и 'сеч-т.^.енталпзмем. ■ ■
3 32-40-О годы в тунисской новеллистике начинает огладываться 1аэличные чанроиые ¡{.ормы. Так, аль-'Урайби-мтаю считать основоположником психологической ноие.члы. Современная тунисская -юмористическая новелла берет начало в творчестве от-Туниси и ад-,цу гшш!. Склашта-исл и другие монроные форми-нолеллы морально-психологического характера, новеллы-минпат-орн и т.д.
Ь творчестве новеллистов-реалистов последу,олеге периода идет дальнейшее утверждение реалистического метода с более '.".:!•-роким охватом жизненных явлений, более глубоким проникновением' во внутренний мир человека. Одной из велулих станоьитол патриотическая теми, борьба тунисского народа за свое национальное :: социальное освобождению, завершившаяся обретение,-! г l-J./j г. i о-
- '¿L -
;:y д;и.с\'иеиного оуве^еши'о'са l'y низа.
("мозчиа иояо.ге.ши дизсертации oruaieau ь слоауаыих публики mían автора :.
i. Антиколониальная (5орьбо в творчестве туниссиой пиюквль-HiüiU Надк.'пы Sa аир // Арабской литература (средневековье и oí'u-(нлл-зшоедь) : C!ii.научи. трудой ТашГУ. - Гаркан?, - U.iii.óú?.
- G.j.j-iú'i. - 0,о п.л.
Махмуд Тауиука л e»'i> рассказ и // Истории, '.жогшмльй п кудьуу(.о народ он Средне ..зпи м стран зарубежного Ьосгог.п; ¿ßu. в iln.iuí а,) C!G<V, 13i2«lV от iü.Oö.ed. - 0,7 ti.л.
iivHi героев рассказов Хноипа haßpu // Социальные проблеял л литературе народов зарубежного востока. - Ташкент: van, rJui.
- С. 11О--LJo. - 1,2 п. л.
-'1„ .i.ii. Гологой в Гунисе // Социальное развитие и духовный прогресс: Тезисы докладов научно-теоретической конференции аспирантов и молодик ученнх, посаншепной 60-летни образования Узбекской ССР и Компартии Узоекистана. - Там. .»г, сонтябрь, 1Лйг.
- Ташкент, i9u4. - - О, i п.л,
ó. Соплеменная литература Гунлеа и ¡теологическая борьба .// Созреме)шые литературы Африки и идеологическая борьба: lia tu -риалы -Ьсесоязной конференции, состоявшейся в Москве j¿i-14 октября I-Jaj г. - J., Í9U>. - G.¿<W-&54. - ü, 4 п.л.
о. »»учтьфа аль-iûpcu // Писатели Азии и Африки в борьба aà мир и социальный прогресс (к 30-летии J Ташкентской конференции писателей Азии и Африки). - Ташкент: аган, íüiiü. - 0.-ó, j¡ .ti.л.
7, Тунис новеллистн Али ад-д. о.кий // ааркшунослик. i.
- Гошкент: -mi, 1990. - C.Ioo-iiw. - 0,2а п.л. - На узб.из.
Ь, Махмуд дульид - »уставил Тунис хиксянависи // Ыаркщуно-:-лик. - па узб.яз. - и печати.
r«¿-> '
1ШШГ ДОЮНАЧЛ. МЛ13!.',У1Ш
jj'inn î/шю адабиётвда реалнстшс новелла ьанршиЫг паЦцо бу-jiucm ш шакллашшп аарабип комплекс тяуни этллган, лазкур канр га|;а!(1',иётипшг r.ap tíiip босцичига кос булган гоявпй-текатш хавда бадииР-зотетик хусусиятлар курсатнлгаи. Уибу тададжот aaí/oiiarim тунпс адабиёгшш урганш сохаспдага буишгщнн тулдиршга хнзтат цпладп. ' •
М7-хчл1тф ш;гн[Молп-тар1шш хавда мала uni; хаёт фонвда Тушюда новелла 'пара'ккиётшшнг аоосип даврларини белгплачга харакат цпл-ган. уамоиавш! тунпс новелласшпшг асоспй шнбаълар:* ва уларшшг нпвелла рнво:.;идаги роли курсатилган. Тунис нонелласшшнг анъана-ши маг.ог.л нанридап каццай оралпк б^ншП-публнцистго; .каирлар ор-К'хли хознрги новеллистшшга боск^чма-боскич уеиб утш даврлари кузатилган'. Ддстлабкп тупис новелластшнг хус.усиятларп йирик реалист ёадячилар икоди г.шсолхща тавсифлаб берплган. Новеллистика сохасддагц иазарий м.уаммоларвпнг ишгашши ёрнпшган. XX аср-нилг üO-50-пилларп тулис реалистак новелластшнг шодкери булгап одибллр асарларл тахлил кшпшган.
Диссертация асосода тарихийлик прницшш, халцларнкнг юти-Monii таравд-ётл ш маънавий Хаётдда бадипй падашштн'дпг роли туг--рнсодаги удуиназарш коццялар ётади. Диссертант уз тадкикотвда адабиёт назаршюи намоявдаларишшг, етакчи арабщунос адабкётшу-носларишг ноцеллнстика, реализм тугрпсвдагп асарларлга таяниб ш курган. Ацабкй асарларни урганш караёнвда ипёспп тахлил, ур-ган.члаотгая ходисаларга комплекс ёццоиув кетодларк кулланган.
Ушбу ишшнг ёзшшшига тунпс хшшянавдсларншшг алочгда Ha;:¡p этилган ёкк вантлп матбуотда богашган асарлари, шушшгдзк араб (тункслнк) муаллифларшшг танкцдий талдадотларп, тунпс .здкблпрп >;икояларшинг рус тилнда чоп этнлган тарыааларл acoco! и;анба бу-. либ хизмат кшвди. Хуоусан М.Кзбаду, ас-СауоиГ, ас-Сугайсии, риз-щш, X.>í.yciinii, М.ал-йушайриций, И.Гпнащу, бнн Ща'бан, ач-1ашр.уш, ат-Тунисий, ал-Урайбий, бии Салим, ад-Ду'ог.та'"., т.Dira ^а бонща-ларнинг асарлари тахлил объекта килпб олищда.
Диссертатшда собпц СССР ХУДУДВДаги адабпётшунослпкда бирин-411 булкб Тунис адабцётида реалистпк новеллаиянг к/кудга келшш • хавда гсакллашлштшг колушштлари ва хус.усиятларп ког/плпкс тахлил этишга харакат юшшгая. Диссертант XIX асршшг га;кзшчл лрлидан XX асршшг элл11гиичи'£шлларзт урталарпга кдпар давстл слган бу глпа-ёшшнг яхлит манзарасшш гавдалантйпиига интиладп. Вича иаркшунос-
лнида хали ургашш.чаган ёхуд чала ургапялган бир «агор тупо лпк новеллистдаршшг изодп хам ёритшкущ; реалистпк метод-инг бошка инодий йуналппшапи - романтизм, модернпстик оцншшр
I боищагар билан алоцаоп хаи тадщщ отшюдн» Муаллнф кичнк ясрии жанршшг иу:л:/дга келшш ва шакллашяш караёнига онд катта /лаадагп тоттй-танкцднй штерпалларда'н сГ.ойдаланпб, .уларни ил-ай таоыилга олиб кпрган.
Т.уппс новеллистшаси тараккиётншшг нища баён дп/шо берпл-тавспфи араб шштакасидагъг Оосща машакатлар адабий дараёпи-
II кпёспй тазуош этшща, б.у . .анлакатлар ыадашштшш урганишдл, уштгдек, Ыагриб мамлакатларн шшшп адабиётларк тарихшш, апсида олннган магрибий мамлакатлар юзасдцаи .умушшштир.увчп аоар-ар хавда дарсликлар яратшида нулланиши мушшн.
RESUME ;
In tliio wor!; is p.recíuntod a corapltix cuialysia of tho origino an'l devaloprnont iu litsraturo oí Tunisie, tho gonro cif rniror pt'oae, aucli ua tho rao.liatic ahort o tory. ïlio ideal and tlieua-tic, tha oosthatic and artistic specificitles oí tha givon f;onro in oach stop of its devalopraoiit aro ahora,
Tho outhor modo £»i offort to detornina tha bnoio . pcrrioda of dnvolopmcint oí ihinor - arabic-languaga prose fcrn® in Tuul-í3íq on u broad social-historicol and cultiirol backeround, ïha œajor -oouroQa of tha confcomporary Tunisien riovnlla and thoir rolo iu ito formation oro oinglcd out,.ïha atcps of tho îjtmernl ovol'utionary path oí tho Tunisien n avalla ir oía tho tra-ditloiiol rnoqoin t¡e»ro have baon i'ollowed tlrrou^h t'aa intorwodi-ato litarory-oflsoyo <u¡d contoiuporary ehort-story wrlfcing, A charoctoriaotioii oí enrlior Tuin oian novallna ia give.T on tho bciüia of v/orke'of kiox-q or lena oicnificant writaru of tlio roo-liat uchcol. An olnboration of tho thaorotical problema of ahort rtory in bi'ou^ht to light. An niiíilyuiu of tnu Víorko of
v •'• ' ■ , ■ wbo r.epruuojrt tho ïui:ioini> roolitit ■¿¡lurt-Eitoz-y uchool i f t:.' j930«3950u io t,iven, Jrol«din¿, -thu iüual-nc.ithutic poai-t;lí\>:,- r;>; J piu'ticuljarilioa of tho croativo. ¿utkoO:: app'jnrb:¿. X ii (.h'jcu
'Chin proaant roL'onrch wcvrk £i llu in 'I.« i*.i ti; ti uludy c_
;;ontctópcTo^y Tuniuior¡ litoro tvro. ïho I-oai«> of tho diese» tí» Hct rosta on ]-rii:oi_ploj cu liiatoriu-!.!, tho yor.ornl tli-jorulier.l po~ uitio;;a of tho rolo of ortiatic oulture iii aucinl J'jvolopMUüt oi.'ci tho --pi ritual lifo of peox>lco. Tho di.'jnoi'U'tio,, r.vitrjr • uueu v.'ithir hlu r/ork tiia rorkj of thuoi'iuU. of 11 toratcío,it:-cluJirj; lcadli.jj Arabio literatura uchelo-J bIsb 'Jico tlio problema oí ci'íU't i- tory TO'itixv, wd ruóla:.:,.'.. I¡> ]h'i><:<j:-!U of litorary production .¡iuthoiUí oí cw.n>ocativo r»>nlyüln nr« ¡'uu>~ tcilíiii^ a co:,iplor nppi-oacb to tbu a^puctu utuOlud.
ï;jo bruic t>cm-cc:i foi- tin» v/i'i i'S ' of I.;.' u r."u I: orí tho v/.vi-tjur.u of ïui:i!jjo;i tiovalla '.vr.it cru, iiübliui:«.'! i o ijcp'jríto boo't-, ntjsi in poriodicalo, ciútioal resjoarohou Avab (ï«»Jcio ¡Jocllau./ f-'id aluo iiidividunl L'ti.iriu;; \>v ïtiBicitiîj writorj ¿'"jVJjaUoù in < Rásoj nu trauolatloj). Soi.:q of tho autboiv.; v/liooo v/oi-!;.:; v/cro ano-lyssed aro I.;.Kabadu, ni- Smisi,al- Suvnioi t Klsldl, ¿i- IInjjii,k. tianoahu, bin ahaboiiá, nl-Iiaühursha, al- ïuniaai, ni- Vroili ,
biu- üaliuu, al-du- adj.i, T. ttii;i anJ (jfcborü,
'filia in Ihe firat diusortati orí by an . VLrabiat of tlia formar USSR thnt ntteupta to (i-ivo a ccmplerc ai.alyaia of tUa natural davalopv.iant and part.xoüliaritiaü of tlia founding and dcvolop— r.ient 01 rea lia i sliort-at ory wri tlng in Iiiiji::iau litaraturo.-'JMícj diaaertati ov) writer nttoujptüi} to to doacriba coúiplately tliot procena fron tlia secoud half of tlio X91íj. cer.tury to tiio alil-1950u. í¡'lui vvork.'i of iiiany Tiroiaiau writera aro oxarairod, oieon¿ Ihots .thouo li fctK mí not-at-all studied in Orioritíiliaru, cuá í.1ü.ü work uxaninoo tlie iriturcpnnoctionj of tpo raaliat ¡.ie t-Uod v:.i.tL otiiar tundonc.1 c.t, roKanicisu, Liodorniuin, and au orí.'¿ha outlior had i.i lí o of iiiipoi'tnri t litorary-criticEil uatariala o mi i.adü t!m firat antro-Juctiojiu ir.to a scientifie prao'úico,relatad «o tiia proouoti oí' foiindin[s and dbvelopln¡j uinor prosa na a ^ü.'U'o.
Tho üü tafclishuori t in this '.vorlc of t!ui panorama of dave.lop-i:.out of tí;e l'uniüiaii . oliort - atci'y. • tr.ny.t. uuefnl for tlio con-paralivo oiiolyaia of LUa litorary prooeoa in otlior countrien of tlie Arab rabión, in t)¿o sti'dy of the cultura of tbcaa countries, and also in tin¿ vu-iting of tha liiatory of literatura in the couiitriea of tiio Ma^hi-ib, anl in . Gorioral.iaad v/orka ar;d textboolM oj) thu individual tla&bi'ilp litarature.