автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.01
диссертация на тему:
Земледельческие объединения крестьян-толстовцев (1917-1929)

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Петухова, Татьяна Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.01
Автореферат по истории на тему 'Земледельческие объединения крестьян-толстовцев (1917-1929)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Земледельческие объединения крестьян-толстовцев (1917-1929)"

й ии

2 й НО и .»355

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА. ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА

На правах рукописи

ПЕТУХОВА Татьяна Владимировна

ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КРЕСТЬЯН-ТОЛСТОВЦЕВ ( 1917 - 1929 ,)

Специальность - 07.00.01. - История общественных движений и политических партий

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

МОСКВА 1995

Работа выполнена на кафдре истории (естественных факультетов) Московского орена Ленина, ордена Октябрьской революции и ордена рудового Красного знамени государственного университетапмени К. В. Ломоносова.

Научный руководитель - кандидат исторических

наук, доцент Кулагина Г. М.

Официальные оппоненты - доктор исторических ' наук, профессор Митяева О.И. - кандидат исторических наук, доцент Шульгина P.M. Ведущая организация - Ульяновский государственный педагогический университет.

Защита диссертации состоится "___"___

1995г. на заседании специализированного Совета К. 053.05.45 при Московском государственном университете имени к.В.Ломоносова.Адрес: 1193Э9. Москва. Ленинские горы, ЯГУ,1-й корпус гуманитарных Факультетов,ауд.424.

С диссертацией кожно ознакомиться на кафедре истории (естественных факультетов) МГУ им.К.В.Ломоносова -1-й корпус гуманитарных Факультетов,ауд.424.

Автореферат разослан "_" __ 1995г.

УЧЕ'НЫП СЕКРЕТАРЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО СОВЕТА КАНДИДАТ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК. ДОЦЕНТ

В.Г.КОШКИДЬКО

ОЕЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность теки. В современных условиях особую значикисть приобретает осмысление опыта общественных движений, имевших отличкуп от официальной идеологии концепцию развития.

Общественная нисль сегодня активно обращается к не заслуженно забытому в советское время русскому духовному наследию.особое место з котором занимает религиозно-этическое учение Л.Н,Толстого.нашедаее отклик нэ только и душа:-: современников писателя, но и у представителей последующих поколений. Движение единомышленников Л.Н. Толстого, возникшее в 80-е годы XIX века, просуществовало до кон-,да 30-х годоз XX столетия, когда была прекращена деятельность его последнего оплота - коммуны ""¡изкь и труд" ъ Западной Сибири.

Обращение к идеям Л.Н.Толстого п его последователей актуально в связи с гуманистической.глубоко нравственной направленностью их мировоззрения. Поставленные великим писателен вопросы о смысле человеческого бытия. о границах свободы личности, а также проблема ненасилия обожаются з научной, общественно-политической литературе и на страницах прессы. Л. Н.Толстой представил и своеобразный взгляд на социализм, с стой то'-пси еренил опыт его последователе!!, пытавшихся воплотить в глзнь толстовскую концепцию социализма. представляет интерес и сегодня. Например, предлагается, как един из вариантов разрешения аграрного еопроса н современной России,обратиться к проповедуемой толстовцами системе единого налога Г. Лкордал. (1;

Исторкл земледельческих объединений толстовцев в

1.Дэвид Р. Толстой. Принципы ненасилия. 15.. "Сакура". 1933. С. 1У.

первые десятилетия советской власти имеет важное значение как опыт создания самоуправляющихся, независимых от государства коллективов, особенно в условиях современной ориентации российской экономию! на разгосударствление и ' создание различных типов собственности.Кроме того,идеи, вегетарианства.близости к природе, лежащие в основе мировоззрения толстовцев привлекают внимание к историк толстовского движения.

Хронологические рамки рамки исследования охватывают 191? - 1929 годы.Толстовское земледельческое движение, почти угасшее в начале XX века, получило новый импульс в своем развитии после революционных событий февраля-октября 1917г. Указанный период соответствовал этапу наиболее активного функционирования- толстовских коммун и артелей и завершился в 1929 году, когда толе-, товские земледельческие'объединения,исчерпав возможное- . "' та своего развитая в Европейской части России, начали • переселение на Алтай.

Территориальны рамки исследования-, определяются • -границами бывшего СССР, так как выявленные.авторов 89 толстовских коллективов существовали'не-только-на зем- ' лях современной России.но и в Казахстане. Киргизии, Прибалтике, на Украине. . .

Степень научной разработки проблемы.Толстовское . движение в России является "одной. из наименее изученных страниц отечественной - истории.Б кастойщШ момент нет • ни одной'работы.рассматривающей деятельность .толстовцев . в 20-е годы в ' качестве основного объекта' исследова- -кия. Не. стали предметом специального исторического анализа и толстовские земледельческие объединения!. Счита-. -лось, что толстовское • движение - не', оставило заметного -. следа в истории России. В-большой советской энциклопедии даже, не упоминается о существовании ?оястовцев После Октября, утверждается. что'' движение единомышленников ' Л. Н. Толстого "изжило себя в период нового революционно-

ционного подъема. (1)

Однако это не означает.что изучение проблемы находится на нулевой точке отсчета. Отдельные стороны деятельности толстовцев нашли отражение в отечественной литературе трех направлений:

- работы.посвященные борьбе большевиков с религиозно-философским учением Л.Н.Толстого к его последователями:

- исследования о сектантстве:

- литературоведческие труды о Л. Н.Толстом.касающиеся некоторых сторон жизни и деятельности его единомышленников.

Изучение отечественными исследователями проблем, связанных с историей толстовского движения, хронологически мокно разделить на два периода:1) 20-е -конец 80-х голов XX века - время, когда к толстовцам подходили с позиций идеологического противоборства, классозоп нетерпимости и борьбы с реякгаознш дурманом. 2)современный период . начавшийся с конца 80-х годов, связан с отказом от узкоклассозого подхода к изучению общественных движений.Для него характерно более объективное осмысление значения толстовского движения '.в российской истории.

Развитие'отечественной историографии невозможно представить без .учета теоретического 'наследия В. ¡'..Ленина, окззкзаЕсего сильное влияние на первом этапе изучения лбйшвиг едшвзаяедошов Л. Н. Толстого. 3. и. Ленин подходил - к толстовству "с; точки зрения характера русской резолюции и. двигугях'свл ее". Толстовская идеоло-- гля.орневтаровЕишая на ненасилие л психологию крестьянства, не. отвечала, по кяенкэ В. И. Ленина. задача!.«., сто-язгкы перед -страной на буржуазно-демократическом зтзсе революции. Поэтому.толстовцы стали рассматриваться как зрз^дебякй элекзат. (2)

. 1. Большая советская энциклопедия. М., 1577. с.49. 2. Си.: Ленин З.И. '■ Поли,, собр. соч. ТЛ7. С.206-212; Т.20. С. 103-104; Т.37. С. 111; Т. 43. С. 296; Т. 49. €.347.

Ленинская трактовка -толстовского движения стала ориентиром для видных деятелей партии и советского государства -

A.B. Луначарского. Е. Е. Ярославского, В. Д. Еокч-Еруевича. Несмотря на обидаость идеологических оценок, каждый из них ¡шел свой подход к деятельности толстовцев, д. В. Луначарский признавал, что толстовство имело прогрессивное значение только с точки .-зрения критического отношения к самодержавным порядкам старой России, отмечая необходимость борьбы с народничеством, идеализмом и пассивностью.присущим религиозно-философскому учению Л.Н.Толстого. Тем не менее,он давал толстовству положительную оценку к считал его приверженцев идеологами крестьянства.(1) Е. Е. Ярославский утверждал.что толс-tosctdo после Октября пе может привлечь к себе широкие крестьянские массы,сужая его социальную базу до рамок узких интеллигентских кружков "из бывших людей".(2! С точки зрения изучения проблем историк толстовского земледельческого движения представляют интерес работы Ь.Л.Бонч-Бруевича.который бал лично знаком с толстовцами к обиался с ними в практической деятельности. Он отразил конкретную работу, последователей Л. Н.Толстого по созданию коммун и артелей. (3)Взгляды

B.Д.Бонч-Бруевича на участие толстовцев б деле социалистического строительства менялись исходя из общего курса антирелигиозной политики.

Идеологические установки видных деятелей партии и советского государства оказали существенное влияние на труды антирелигиозников 1920-х - 30-х годов - Ф. М. Путинце-за.К.И. Шахновйча.М.Гсльфанда. С. и. Морозова, которые стремились показать обособление сектантских коллективов от системы со-

1.См,:Луначарский А. В. об атеизме и религии. М. ..'"Мысль*. 1972.;

2. Ярославский Е.Е 0 Толстом .»"толстовцах".//"Антирелигиоз-НИК".Н7.1928. С. 22.

3.Бонч-Бруевич.8.Д.раскол и сектантство

8 России.//Избранные соч.Т.М.. 1959. С. 165. Его se; Кривое зеркало сектантства. // Избранные атеистические сочинения. М. .1973. СЛ47-148.

^езтской кооперации.(1)

С конца 1930-х и до середины 1960-х годов наблюдается арлабле:-:ц& интереса исследователей к проблемам изучения толстовского ■ •. дБкгётга.сатузшт изменилась с Попзлегагем работ К,с!бансва''А.И.. Заслуга его состояла в тсц,>:то га впс-рвкэ предпринял погсяку определить роль толс-тсзстза з'сектантстком деиг.£гглн и деле социалистических пре-обрзгсгэааЗ с '■ крпзлзчекпе« пгрокого круга источников толс-тсгскйМ прсг.схга-егптз, Оп еиеркг? описал Фонд В.Г.Черткс-в Рупоттсп' отделе Российской государственной йбл;:оз'тучакЛ оборот большое" количество иатеркз-."злгзсзщзгосл 'о&ц-зстгепной деятельности -толстопцев по бсрь-С& с го"одо:5,.оргпл;;г^:;! "сектантской" кооперация, дозукеи-тоз. : то"сТо~цез к ссйимястеческс;?у пе-

р-?ус7рсПсг'у ;л"?^::'!,к-пог1Тпка ссгстсксЯ власти з целом. Слизко. • Н2сС:-:ол:;ггэ .. от:-:-з?г.*ь. что ' А. й. Клабаяоз рассматривал толстс::!:-?'::';™ ?рзгоз соззтскоз зластп, что скупалось на тра/ггзг;:? ":: -'"ктс",:'! оСг;Л пзправлгнност;: его псс-

в о-') гэгл Сил* Г7?гпр:п«та пояггп отоЯт-то? узкого тогзтегцс-г как сзг.гозтсз;3,3. ¡йитппгага зидзла в зтг-бсксэ интсллтгктскоз й спсеП оспсзз.'предс-

..котср-уга гр;*!™: к-'п-т^гзшк: патгизруальногэ п ре-

!.Пут;"::;аз ЛЛ1. ■ Пол:пт:"сгкг1 роль сздайтстпаЛ!., 1923: Его 'Р5Т-?ТГ0. с::;?;угшЛ1. ; 1331. Его ::э Политическая рз.'ь и прз'ЖГЛ-' сскт.К.«1935. Его :::з ТолстсЯ.толстопство и

. п.культура*ЛИТ,19^С.22:ПЛ!.Пгх-

атгтпп-Г "2-3, "'1531. с.£Э-1С0:Гял^Сд"д П.-Толстой и толстоп-г,Ыг в еготз кр::*Ж5. Сарзтоз,' 1923: бб. Лез тояс-

?С,1 к'^'Л столп а- . ГТОЕСЕСКНЛ!., 193*.Порогов-

СЛ!.Сс:-гг1:;тс::::2-колкозу.й,'Л.-. 1931.-,,. / 2. кг.:£з:-:сз АЛТ. нлтеркагя. о рзяскогнсз сектакстйз а грзспзз В.Г.Чортксза.У/сзккск;! Отдута. рук(ияс?3 Государственной бкб-г.:с?л ;"£1Ш.28. Л!.. 1956. С.54-57.: Его'

'га. Рйлкпт'юэ 'екда'стсо, и согремзшойть. П.-, "Наука", 1939.

лигаозного крестьянства. Она рассматривала толстовцев как идеологов мелкобуржуазного крестьянства, которые " не будучи течением религиозного сектантства" оказывали на последнее значительное влияние. Еместе с тем. 3. В. Калиничева по-прежнему характеризует толстовцев как противников большевиков, глубоко враждебных теории научного социализма. Крах земледель-чески-трудовых идеалов толстовства она относит к дореволюционному периоду, следуя ленинским оценкам.(1) В литературе 1970-х годов о Л.Н.Толстом более широко осмысливаются взаимоотношения писателя и его последователей.Для изучения толстовского движения важное значение имеет утверждение С.По-зойского о том, что толстовцы не подходили догматически к наследи» великого писателя,что их мировоззрение явилось результатом преломления идей Л.Н.Толстого в их умах в , новых общественных условиях.(2)

В 80-е годы частично сохраняется взгляд на толстовцев как пропагандистов' реакционных сторон учения Л.Н.Толстого. Однако предпринимается попытка исследования толстовского движения не с идеологических.а с общих исторических позиций. Образец социологического подхода к анализу толстовства дает С.Г.Петров,изучавший влияние толстовцев среди различных

1. Калиничева З.В.К вопросу о

возникновении толстовства.//ЛГПЙ им. А.И.Герцена.17-е Герце-новские чтения.Научный атеизм, этика, эстетика. Научные докл. Л., 1974. С.56-63;Ее же.К.вопросу о социальной сущности идей толстовства.//ЛГПИ им. А. И. Герцена. 18-е Герценовские чтения. Научный атеизм, этика, эстетика.'Научные докл. Л.. 1975. С.53-59;Ее же.К анализу причин'краха "земледельчес-ки-трудовых" идеалов толстовства. //ЛГПИ т.. А. И. Герцена. 19-е Герценовские чтения.Научный'атеизм, этика, эстетика.Научные докл. Л.,1976.с.18-23;Ее же.К вопросу о политической платформе толстовства в 1917-1923 гг.//ЛГПИ им.А.И. Герцена. Общественная зизнь и религия. Сб. науч.трудов. Евп.2. Л.,1976. С. 83-89.

2.С.Позойский. К истории отлучения Л.Н.Толстого от церкви. М. ,1979, С. 165-170.

групп населения с конца XIX века до периода 1920-х годов. Он привел к выводу,что социальной базой толстовства был середняк в деревне и некооперированный кустарь в городе, не понявшие политики диктатуры пролетариата.что процесс втягивания этих слоев в социалистическое строительство привел к полному исчезновению толстовства, особенно среди горожан.(1!

Таким образом. у:;:е в рамках первого этапа изучения толстовского движения прослеживается определенная эволюция в сторону более объективного исследования движения последователей великого писателя, хотя идеологические установки четко просматриваются в позиции авторов.

Второй, современный, период б освещении истории толстовского движения открылся публикацией воспоминаний кресть-ян-толстсвцез,непосредственных участников коммун и артелей. В научном плане интересны не только сами воспоминания.ко и примечания.написанные Л.И.Зубаревым и А.Б.Рогинским.характеризующие деятельность толстовских центров, их периодические издания, содержащие биографические сведения об авторах воспоминаний. (2) Ксточниковую базу исследования расширили публикации документов по истории существования толстовских коллективов на Алтае,- раскрывающие причини исчезновения толстовских земледельческих объединений.(3) Подготовившая материалы Г. А. Даценко определяла толстовское движение как религиозно-утопическое. основкзающееся на взглядах Л.Н.Толстого о преобразовании общества путем нравственного сакоусозергенс-тзозания. (■!) М.П.Александрова обратилась к тслстозской пдео-

1. Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-1930.И.,"Книга,19ВЭ С. 459-473.

2. Петрове.Г.Толстовство в первые послеоктябрьские годы.//Великий Октябрь и крах непролетарских партий в России. Калинин. 1989. С. 145-150; Его з:е. ■ Толстовство и средние слои.//Городские средние слои- в трех российских революциях. !1 , 1989. С. 171-177.

3. "Советские архивы", N'5.1991. С. 35.; "Отечественные архиВЫ". КЗ. С. 73.

4. "Советские архивы". N5,1991. С. 35.

логии как средству поиска нравственных опора здзни.{!) С.Савельев осветил в небольшой статье один из аспектов идеологического подавлен;« толстовцев через Антирелигаозну» комиссий при ЦК ВКП(б).Он указал на существование Идейного протаво-борства толстовцев и большевиков еще в дореволюционное ' время. Но его вывод о .том, что толстовцы не приняли Октябрьскую . революции, в отличие, от Февральской.представлайтай спорным. С. Савельеву удалось рельефно показать связь идеологических государственных структур с карательный! органами: (2).

Таким обрагой,изучение толстовского движения во второй период развития отечественной историографии по исследуемой проблеме значительно продвинулось вперед.в смысле более.объективного освещения событий ка ■■ основе прежде недоступных исследователям источников. Отличительной чертой историографии этого периода являлось стремление преодолеть ранее-дозвлеваие ' идеологические стереотипы. ' ■ •• •

Таким образом, изучение .толстовского дшаения во второй;' период развития, отечественной историографии Чпо исследуемой проблеме-значительно продвинулось вперед ^ смысле более обь~ ' ективноро'освещения- событий . на основе г.регде недоступных исследователям источников! 0тлич11тельнрй чертой историографии., этого периода являлось стремление' преодолеть ранее довлевшие

■ идеологические стереотип«,;: . ' . V-'

Толстовское движение относится к.числу пенсе • изученных , проблем не .только в отечественной. но ив .зарубежной истори- ' ографии. Обобщающих работ • по " истории.. толстовского": .дшезнйя.. нет. В . литературе 192'0-1930-х следует Екделять кодекс эмигрантских :нздан:Щ. носвященных учзю:й Л, Н. Толстого .й. его' по следователям .В*: нем .в основном, отражено отаошещ1е: различных кругов эшгращщ .в деятель.носта толстоэшв:.и шровозаре-

1. Александрова и. П. Крестшз путь идеала. //"Сзобокщя .ц^дъ".

■ Н3.1993. С. 204-207. / ; "'-V; ; Г- •.■'•'■ '2. Савельев С. Бог и -комиссары. <К потеря:! кошссин пощхшэде-нию отделшйя дёрт-оттсеуйзрства .пря щ БКй{б) . - дзгпфа-лигиозной юшссш). //Религия п демократия, Еа пути к. свободе совет. БШ, 2'. Ш/:вПрс^ессв.;1993,'р,2а1-207.. :';Ч .

\

нип их учителя.(1) В то же время за границей издавались работы эмигрантов-толстовцев, отстаивающих свою точку зрения иа характер толстовского движения . (2) В 1953 году выада в свет книга К.Петруса.носящая мемуарный характер и освещающая раз. личные стороны жизни религиозных земледельческих коллективов первых лет советской власти.(3)

Аналогичный характер имела и книга М,Поповского. изданная в Лондоне в 1983г. Несмотря на публицистичность изложения, автор предпринял попытку определить роль толстовских коллективов в советской истории довоенного периода. (4) Профессор .. Инднанского университета У. Здзертон в отзыве на пуб-ликацкв воспоминаний крестьян-толстовцев отмечал аналогичные попытки воплощения христианских идеалов в кизнь путем создания кооперативных объединений в ряде, стран.ОН анализировал методологические . подходы советских и западных историков, предлагая им в качестве аксиомы считать.что толстовское земледельческое движение не имело' каких-либо политических целей,(5)

Состояние отечественной и заруСегщоП историографии по исследуемой.проблеме позволяют сделать вывод о необходимости дальнейшей научной разработки как толстовского движения в целом.так и истории толстовских земледельческих объединений. 1 Цель исследования состоит в изучении деятельности толстовских земледельческих объединений в 3917-1929.В связи с этим автором.поставлены.следующие задачи: • -'-' проанализировать идгякие истоки толстовского земледельческого движения," . ' " - выяснить роль.общественных организаций толстозцез в акти-

1.В. А.Каклакоз..ТолстоЕство й большевизм. , Пари:;:. 1921. : Зайцев К. Толстой как . .явление религиозное. Харибйн. 1937. 2.См.:Булгаков ■ В.Ф. ТолстоП-мора-.лист. "Пламя"'.-1923. Его',хё. Толстой, Ленан. • Ганди. Пра-га.-"Пламя"Л93р.. З.Петрус К. Религиозные кскмуны . в СССР:Нью-Йорк. 1953. 4.' .Поповский И. Русские мугшси рассказывают. Последователи Л.Н.Толстого в Советском Союзе. 1913-1977. Лондон. 1383. 5. "Новый кир" 213. 1939. С. 256-257.- •

визации толстовского земледельческого движения -после Октябрьской революции,

- рассмотреть численность, формы организационного устройства толстовских коммун и артелей, их количественный и социальный состав, территориальную локализацию.

- охарактеризовать особенности хозяйственной,духовной и культурной, общественно-политической жизни толстовских коллективов,

- определить их место в общем потоке религиозного движения к коммунальной жизни, а также роль в советской истории 1920-х годов.

- проанализировать взаимоотношение . толстовских земледельческих объединений с государством и определить значение деятельности толстовцев для социалистических'преобразования в деревне.

Источниковая база исследования представлена разнообраз-' ними источниками,сгруппированными автором по принципу их Функционального назначения.

Пепвая группа источников. - неопубликованные материалы из пятнадцати фондов четырех архивов Москва, Государственного архива Ульяновской области,Отдела рукописей Российской государственной библиотеки ...

По характеру содержащихся в них сведений документы первой группы можно подразделить на три подгруппы:1)документы о деятельности толстовцев я их ' организаций, земледельческих объединений;2) материалы о взаимоотношениях с государственными организациями; документы из личных фондов деятелей Коммунистической партии и советского государства.

Документа первой подгруппы, отражающие практическую деятельность и идеологи© толстовцев в послеоктябрьский период, в основном, отложились в личных фондах видных, деятелей толстовского движения - семейном.архиве Чертковых (Ф.435 Отдела рукописей Российской государственной - библиотеки ■. /далее ОР РГБ/. П.И. Бирюкова/®. 41 Российского государственного'архива литературы и искусства /далее РГАЛИ/) и его-дочери 0.П.Бирюковой (Ф.760 'ОРРГБ).И.й.Горбунова-Посадова (Ф. 122.РГАЛИ).В них содержатся документы Московского'вегетарианского общества. . сведения о деятельности местных и- центральной оргашза-

ции Общества истинной свободы в память Л.Н.Толстого, письма толстовцев з зти -организации и толстовские журналы,где они рассказывают о своей работе, материалы о создании коммун и артелей и их документы. Ватное значение имеют источники, раскрывающие мировоззрение последователей Л.Н. Толстого.

Комплекс документов второй подгруппы представляет собой официальные материалы партийных и государственных учреждений. отражающих деятельность толстовских коллективов.Здесь находится материал о политике государственных органов в отношении толстовских коммун и артелей" и обращения самих земледельческих объединений в государственные учреждения с жалобами, просьбами и т.д.Сюда относятся документы Государственного архива Российской Федерации /далее ГАРФ/ (Ф.130,А-353). Государственного архива Ульяновской области/далее ГАУ0/(Ф.Р-ЗЗС).Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории/далее РЦХИДНИ/(ФЛ7). в которых детализируется история взаимоотношений толстовцев и советского государства,открываются грани жизни толстовских коллективов.В фонде.Народного комиссариата земледелия Российского государственного архива экономики/ далее РГАЭ/ содержатся документы, освещающие участие толстовцев в деле создания ■ коллективных Форм 'жизни,а также документы рабочих. анархических.коммунистических- коллективов, использованные автором для сравнения(Ф.478).

Третью подгруппу источников составляют материалы личных Фондов деятелей .Коммунистической партии и советского государства. В документах В.Д.Бонч-Бруевича(Ф.3690Р РГБ).П.Г.Сми-довича- (Ф.Р-5408 ГАРФ),Е.Е.Ярославского(Ф.89 РЦХИДНИ) конкретизируется идеологический аспект з подходе партийных и государственных органов к толстовскому движению вообще и толстовским коммунам и артелям в частности.

Во вторую группу источников входят опубликованные документа Коммунистической партии и советского государства, имеете ватное значение для выяснения- социально-экономической.н Политической обстановки, в которой функционировали толстовские земледельческие коллективы:резолюции и постановления партийных .съездов.решения пленум ЦК»РКП«5)-ВКП(б). законода-

тельные документы первых лет советской власти. (1)

Третью группу источников составляют теоретические работы идеологов толстовского движения:В.Ф.Булгакова, И. К.Горбу-нова-Посадова. Н. Н.Апостолова,В. Г.Черткова. С.Д.Николаева; Ф.Н.Страхова и др., излагающие основы толстовского миропонимания и отражающие отношение единомышленников Л.Н.Толстого к общественно-политической жизни страны первых лет советской власти.(2)

Четвертую группу источников представляют периодические издания.Прежде всего, это. толстовская пресса-журналы "Голос Толстого и Единение","Единение"."Истинная свобода".издававшиеся в Москве,киевский журнал "Братство",харьковское издание "Открытое слово".ротапринтные и стеклографию. издания-"Бюллетень Московского вегетарианского общества". "Письма к друзьям Толстого". "Письма ЫБО", "Ежегодник Общества Истинной свободы в память Л.Н.Толстого" и др.,

К пятой группе следует отнести как опубликованные, так и неопубликованные документы личного происхождения: письма, воспоминания участников толстовских поселений. Несмотря на то.что личные документы несут на себе отпечаток мировосприятия автора.необходимо отметйть.что достоверность сведений. содержащихся в них не вызывает сомнения, так как они подтверждаются свидетельствами, других лиц и официальными документами. Воспоминания и переписка особо взхаш' для реконструкции культурной и духовной сферы жизни - крестьян-толстовцев. -'..■' .- -

Характеризуя состояние источниковой. Сазы в цеад,'к§об-

1.КПСС в резолюция и решениях съездов/конференций к пленумов. ЦК. М.. 1983, Т. 2.: Декреты советской власти. Т. 1,У, 4957:

2.Апостолов Н,Н.Религиозно-анархические идеи и современный политический психоз.киев.1919;Булгаков В. С.Христианская этика. м.. 1917; Его же Лев Толстой - и нага .современ-. ность.М.. 1919;И.И. Горбунов-Посадов. . В чек ; истина. ' ' и жизнь. Вып. 1. М., "Посредник", 1921; Николаев С.Д.В зап^ту. проекта земельной реформы ,Г. Джорджа. М.. 1906: Страхов Ф. Н. По ту сторону политических интересов. М.. "Посредник", 1907;.Чертков В.Г. Наша революция.Насильственное воспитание или христианское освобождение. М.. 1907.

холимо отметить,что она не представляет собой комплекса хорошо сохранивзихся документов. Тем не менее, материал, имеющийся з распоряжении автора, позволяет объективно рассмотреть истории толстовских'""земледельческих объединений.

/Ваучказ ¡юшгзнз диссертации состоит в том. что в ней вперЕке - предметом •. специального исследования стала деятельность толстовских земледельческих объединений первых лет советской , власти.Особое внимание уделено изучению документов толстовского происхождения. Автор подходит к проблеме с позиций современного - уровня развитая исторической науки.

V Практическая значимость работы.Материалы диссертации могут быть использованы при изучении"и написании истории ' Отечества, общественных движений 1920-1930-х годов, религиозного движения в СССР, а также .при - дальнейшем исследовании толстсзского дздаения...,'

. Апробация .исследования. Диссертация была обсуждена, одобрена и;рекомендована к защите на заседании кафедры исто-р;ш естественных факультетов ИГУ имени М. В. Ломоносова. Основ-"еыэ положения -И выводы диссертации излагались в докладах на научном-семинаре и проблемной Группе кафедры, на меявузовской ■ научной' конференций ■; "Кризис . общества: экономика, политика. кульгура'Л'еэдртау,, 1994/,. Ряд концептуальных выводов нашел отракеняе в трех публикациях автора:

'. Структура. йгссертащпг. Работа "состоит из. введения, трех глав.заключения и.прило-ения, списка источников и литературы.

.у'.ч^

?0;в&здеш$ рас^нгазтся- .акгуалы1ость темы, степень - ее • кз^е:-т!;0ст1!.л<ар21гкр^йуят&я хронологические и территориаль-' газ рает'тадэдазиш.опрзасиштся цель и задачи диссерта-. 'iii3.cs нзучтщя нОсИзпз в практическая значимость. ." . 0 'пэрзсД "Ззете^эльчеСки-трудоБые идеалы в теории . я практика толстовского, .движения." анализируются внутренние ■средгшсцяет сктгзпзащт толстозс..ого: земледельческого движе-. ¿т •■ послоОй^брьсксй резолюций. В качестве-, главного побуди-

тельного мотива к созданию коллективных форм жизни у толстовцев выступали мировоззренческие установки, так как их целью было создание "строя идейных землепашцев". Поэтому автор серьезное.внимание уделяет изучению особенностей миропонимания толстовцев в начале XX века по сравнению с 30-90 гг. XIX века.Для мировоззрения последователей Л.Н.Толстого к началу 1920-х годов был характерен отход от догматизма в восприятии идей писателя к свободно-религиозному мировоззрению. На ряду с сохранением базовых черт учения Л.Н.Толстого: религиозности.рационализма.идеализма ненасилия, вегетарианства. гуманизма, анархизма. - произошло осознание ими роля коллективных методов в деле общественного переустройства б отличие от индивидуализма.присущего учению великого писателя. Усиливается активный потенциал толстовства. Земледельчес-ки-трудовая направленность мировоззрения единомкаленкиков Л.Н.Толстого и новые черты,четко проявившиеся в революционной демократической атмосфере, призели к активизация толстовского земледельческого движения.

Своеобразное восприятие толстовцами февральской и октябрьской революций,которые они рассматривали как единый революционный процесс,способствовало дальнейшему развитию организационных Форм толстовского движения и разработке конкретной программы практической деятельности,изложенной П.И.Бирюковым в статье "Новая .жизнь" 27 октября 1917г. (1)

Последователи Л.Н.Толстого приветствовали революционные события в России,но осмысливали их с точки зрения особенностей своего мировосприятия. Революционное движение имело для них ценность,прежде всего,"теоретически".Толстовцы полагали, что революционеры своей деятельностью доказывали "ложность" неразумного классового общества.Двигателем революционного процесса в России они считали мощный .наплыз идейных течений,которые,разлагающе действуя на умы людей,расшатали обветшавший монархический строй царской России.Реиавдую роль в этом деле,по их мнению,играли "анархизм", "толстоизы",'"социализм". (2) Опираясь на приоритет сознания над бытием, еди-

1. ОР РГБ. Ф. 435. К. 55. Ед. 22. Л. 1-12.

2. РГАЛИ. Ф. 41. Оп. 1. ЕД. 37. Л. 29.

номышленники писателя определяли особенности российской революции и главную задачу толстовского движения - содействовать усиленному движению сознания народа для осуществления на практике идеалов мира, братства, добра, справедливости.Отсюда вытекало неприятие толстовцами теории классовой борьбы, диктатуры пролетариата.революционного насилия. Рационализм, гуманизм идеологии толстовцев определили их подход к конкретным проблемам строительства социалистического общества. Отрицая гражданскую войну,белый и красный террор, революционное насилие над крестьянством в период продразверстки, последователи Л.Н.Толстого пришли к выводу,что необходимо изменить характер социалистического учения,вносимого в народные массы.У них сложилась своеобразная концепция "гуманного социализма",суть, которой заключалась в том.чтобы пробудить нравственное стремление в народе к справедливой • братской жизни путем революции сознания."Гуманный социализм" не мыслился толстовцами без религии как регулятора общественной аизни.

Эти идеологические установки обусловили конкретную программу деятельности толстовцев.В ней выделялись три направления: пропаганда,педагогическая деятельность,созидание "новых форм ^хизни".Под последними подразумевалась деятельность толстовских земледельческих объединений.Два первых направления имели подчиненный характер и должны были способствовать распространению толстовского миропонимания и воспитанию новой личности, подготовленной к жизни на братских Началах.

Автор анализирует роль'общественных организаций единомышленников Л.Н.толстого.прессы, их кооперативных организаций ■в создании толстовских земледельческих поселений и приходит к выводу, что процесс активизации земледельческого движения толстовцев бил результатом общего оживления толстовского дзилсения после октября 1917г.

Во второй главе "Своеобразие- толстовских земледельческих . объединений" характеризуются особенности толстовских земледельческих коллективов. На основании изученного архивного материала и толстовской прессы автору удалось выявить 89 толстовских земледельческих объединений, ареал распростране-

ния которых связан с территориями.где было возможно эффективное ведение земледельческого хозяйства, и районами традиционного расселения так называемого "свободомыслящего сектантства".

По количественному составу толстовские- котут н артели варьировали от 5-10 человек до 70-100. при средней численное--ти в 46-47 едоков, что составляло нижнюю границу средней численности хозяйств по стране в 1920г. Наибольшая активность толстовцев в создании земледельческих коллективов приходится на 1920-1925 гг.Срок их существования- был недолгим г два -три года, самые сильные - до пяти лзт.По социальному состазу толстовские коллективы в советское время значительно отличались от дореволюционного периода,когда они были' пре;::.;уд;ст-венно интеллигентскими. После Октября интеллигенция, |фйалкзл толстовские идеи, по-презнему оставалась дущ-эй этого ния.но не преобладала численно. Значительную прослойку объединениях стало представлять крестьянство, лричэ:.: ио только беднеГщее, но и среднее.осередяячжшис толстовских.коммун и артелей было связано с общей тенденцией иэхсаеййз .социальной базы толстовского дзигх-нкя в первые геда -соботс1;о2 власти в сторону крепких хозяев. Около трата состава'коллективов были ремесленники и кустари, рабегак'была ке:с»ого. Последний факт объясняется неприспособленность:) ! тоясшсксП идеологии к интересам рабочего'класса, елш:;1£м Е рабочей' среде других политических'партий'V! обз;ес.твг2ЮЫл'язхзгда, '

В религиозном ошш'шщ толстозекпе штс-кт^и ко однородны. В этом смысле их нельзя назвать соботзк.зЗ толстовскими, так как вместе с едгшо^ьгщдеадхка;:; Л. К. Толстого с них кили представители сектантски; течеявй. -ембод&е христиане, молокане, духовно-евангельские хркстканз. Ошао Успешное сожительство было возможно лишь в-ток случае, если сектанты отказывались от сектантской обрядности к порохоетгс к религиозному свободомыслии.' По этому признаку . толморекпе коммуны и артели могяо считать сдстоящш из лиц свободт но-религиозного мировоззрения,

В качестве особенности состава толстозекгх коллектаеов следует, отметать преобладание мужчин среди.,кх унзетшеов,, а такке людей шлодого возраста. Среди крестьяя-толстогцес до

перехода к толстобокому мировоззрению были представители различных политических течений: анархисты.народники,большевики, эсеры.В отечественной историографии 1920-х - конца 1980-х годов утвердилось мнение о толстовских объединениях как оплоте "бывших людей".озлобленных ка социалистическую действительность.Безусловно, среди толстовцев были выходцы из прежних эксплуататорских классов.но они не преобладали численно.

По характеру возникновения толстовские земледельческие коллективы можно подразделить на три группы: 1)возникшие на основе бывших помещичьих имений, 2) путем объединения крестьянских наделов(Чаще всего, такиб коллективы возникали при содействии обществ Истинной свободы в- память Л. Н. Толстого и других общественных организаций толстовцев).3) созданные ка базе детских приютов.4)братские поселения ручников -земледельцев. обрабатывающих участки земли без использования тягловой силы животных Формы создания толстовских земледельческих объединений были традйционны - товарищество.артель,коммуна, однако. и в этом вопросе толстовцы исходили из степени развитая сознания участников.К концу 1920-х годов в толстовской среде утвердилось мнение об определяющем влиянии уровня духовно-нравственного развитая членов коллектива на выбор формы объединения. Первой ступени сознания соответствовало товарищество, второй- артель.третьей -коммуна-община, как высшая форма. (1) Интересно отметить.что общее направление развития коллективных форм у толстовцев и деятелей советского государства совпадало.Но последние не связывали его с проблемами нравственного развития общества. В толстовской среде шли идейные споры вокруг смысла создания толстовских земледельческих объединений.В этом проявился рационалистический подход последователей Л.Н.Толстого к практике земледельческого движения в целой.Большая часть толстовцев тяготела к высшей форме организации - коммуне /71.555/.на втором месте стояла артель /22%/. менее популярным было товарищество /6.5%/. Следует отметить,что сектанты.жившие среда-толс-

1.РГАЛИ.Ф. 122. ОП. 1-ЕД. 2042. Л. 4об.

товцев.стремились создавать свои коллективы в форме артели. Это ясно видно по материалам переселенческого списка N2.(1) Эти же сведения позволяют установить еще одну закономерность - в толстовских коммунах была сильна середняцкая прослойка.Это корректирует взгляд на коммуну как на исключительно бедняцкую организацию.

Внутренняя ннзнь толстовских коллективов строилась на демократических началах.что выгодно отличало их от сектантских. тяготевших к авторитаризму. Главным условием вступления в коллектив было стремление человека устраивать сво© зшзнь на основе миропонимания в духе Л.Н.Толстого.Мировоззренческие особенности определяли не только.организационные принципы и формы земледельческих объединений, но и весь уклад хозяйственной, культурной и духовной жизни толстовских коллективов. Это выразилось в непопулярности животноводства и осо- . бом уважении к огородничеству и другим вегетарианским направлениям хозяйства,Считая земледельческий труд первейшей , обязанностью человека, толстовцы много сил уделяли .организации хозяйства, поэтому им удавалось досточно быстро достичь определенных успехов,хотя они-были не -в .лучших условиях, чем другие' коллективы этого'se.региона.Наиболее-сильным удалось вывести свои хозяйства на'уровень .образцовых. Система ручничества, которая рассматривалась 'противниками толстовцев как образец патриархальщины й- рупшностк, яме- • ла с их точки зрения несколько иной- смысл.Последователи Л.Н.Толстого стремились • показать.что какдый Еалггсцяй рабо~. тать на земле имеет достаточно скл. чтобы корката» себя . .своим. трудом, даже без привлечения кивотньк. С этсЯ далью толстовцы' занимались интенсивными методами земледелия. Чх. ощт накболеа рельефно проявился после переселения ез-Алтай.-где гм удалось добиться небывалых агрономических . результате© -для кестжос климатических условий.Хозяйственная деятельность кекмун л артелей толстовцев не монет на' современном этапе .расскатри- • ваться со старых позиций, их нельзя относить'к патриархаль^ формам производства.По уровню обеспеченности- тсэеш)3. учас-• тии в кооперации, оказании ' помощи • окрестному крестьянину

1. ОРРГБ. Ф. 435. К. 98. Ед. 1. Л. -87-89.130,131. '

земледельческие объединения трудно упрекнуть в замкнутости и оторванности от общего процесса коллективного строительства в деревне.

В третьей главе"Взаимоотношения толстовцев и советского государства" анализируется подход толстовцев к первым социалистическим преобразованиям и политике военного коммунизма, выделяются отличительные черты аграрной концепции толстовцев, их понимание целей и задач кооперация. Толстовское 'двиЕение отразило индивидуалистическую и коллективистскую тенденции в сознании' крестьянства в двух диаметрально противоположных точках зрения на проблему участия 'толстовцев в коммунистическом переустройстве деревни.Индивидуалистические настроения ВЕфааали С. Т. Семенов и М. П. Новиков, Коллективистские - П.И.Бирюков и И. М.Трегубоз. Именно второй подход был близок участникам земледельческих объединений,сознательно желавших принять участие в коллективном строительстве в деревне. Но. проводить ее они собирались на основе собственных идейных установок.-это вызвало обвинения толстовцев в обособленности, противопоставлении советской и сектантской кооперации.

. советское государство имело ряд побудительных мотивов для привлечения толстовцев-и сектантов к коллективному строительству: они использовались для приобретения постоянной., подготовленной рабочей силы для советских, хозяйств.для заселения пустующих!-.имений.создания в них коллективных об' разцовых хозяйств.С другой стороны, государство видело' в них идеологических противников ,'и -опасалось усиления ..влияния толстовской идеологий в массах. Это и определило противоречи-ву:о ■ политику .'штзотншс. структур.' по отношению к ним .В документах партия и пр'авительстза рекомендовалось шрокое привлечешь- сектантов, к которым относили и.толстозцев, к осуществлению задач'социалистического ■ строительства в деревне, ко-' созданная., при Наркомане комиссия по заселению, свобод-. ных земель сектантами и старообрядцами (ОРКОИСЕКТ) - работала вяла. Это гызквадо- недовольство - в сектантской среде. В док... ладной'зайиске .на. ймя.'¡1.Г. ййщовича: - : 'уполномоченного ВЦИК : па -палигпозньсг ¿едам-. толстовцы в числе других сектантских ■;; течений отвечали. чТо' "она- оказалась' маленьким винтиком, все-

цело зависящим от общего хода всей огромной государственной машины СССР."(1) Различную позицию по отношению к толстовцам и их земледельческим объединениям занимали власти разных уровней. У В. Д. Бонч-Бруевича.П. Г.Смидовича толстовцы находили нередко понимание и сочувствие. Местная власть.чаще всего, требовала жесткого подчинения своим решениям.значительно осложняя жизнь толстовских коллективов.Печати коммун и артелей отбирались.детские приюты закрывались, наиболее активные участники арестовывались.(2)Нельзя возлагать всю ответственность за репрессии" в отношении толстовцев исключительно на представителей власти. Как свидетельствует документальный .материал. отдельные коммуны сами провоцировали столкновения . (3)

К концу 1920-х годов политическая линия государства в области экономической резко изменилась.Начался активный демонтаж принципов постепенного развития рыночных отношений и налаживания устойчивых хозяйственных связей мекду городом к деревней.1925 год стал переломным в хизни толстовских и сектантских коллективов.Как отмечал А.И.Клибанов."в масштабе грандиозных социально-экономических преобразований, к которым приступила страна проблема использования культурно-хозяйственных элементов сектантства потеряла самостоятельное значение. "(4) Политика государственных органов стала принимать все более идеологизированный и жесткий характер. К 1929 году слоилась ситуация, делавшая невозможным существование толстовских коммун и артелей в Европейской части страны.поэтому единомышленники великого писателя обратились в советскому правительству с просьбой разрешить им выехать на Алтай, чтобы в спокойной обстановке завершить свой социальный эксперимент.

Таким образом, политика советского государства по отно-

1. Г АРФ. Ф. Р-5408. Оп. 1. ЕД. 29. Л. 7-8. 2.0Р РГБ.Ф. 435. К. 1. Ед. 45. Л.З, З.ОР РГБ. Ф. 345.К. 62. Ед. 49. Л. 10.

4-Клибанов А.Я. Религиозное сектанство и современность. М.. 1959. С. 250.

гению к толстовским земледельческим объединениям строилась на основе дореволюционного принципа:"вместе бить и врозь идти": (1) Период нэпа был тем временем, когда государство, несколько ослабив прессинг в социально-экономической и политической областях, получило феномен толстовских земледельческих объединений.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования. Толстовское движение определяется автором, как религиозно-этическое. носящее социалистический характер.Преклонение перед крестьянством и идеализация крестьянской общины. занимавшей центральное место в социальной конструкции толстовцев позволяют считать его крестьянским и утопическим.Толстовское дЕИлеппе не имело глобального значения в масштабе страна.Ко единомышленники л. Н. Толстого и не ставили себе такой задач;:, видя смысл своей деятельности в постепенной репродукции своего ненасильственного образа жизни.Автор анализирует возможности дальнейшего исследования проблемы а современное значение опыта толстовских земледельческих объединений.

В приложении даются табящн. характеризую^ толстовские коллективы,биографические справка участников толстовского движения.

По теме диссертации опубликованы следующие работу: 1.Взаимоотношения толстовцев к советского государе-теа/1917-1925Л Рукопись депонирована в ШОК АН СССР м«1874 от 1.07.1991. 2.Общественно-политический кризис начала 1920-х годов в освещении толстовской печати. //Патерпалы ме:::~ вузоссксй конференции" Кризис общества: экономика,политика, культура." Караганда. 19Э-1. С. 79-31. 3. Толстовство как пг-нск внхода из духовного кризиса. //Материалы ногазузозской конференции "Кризис общества: экопо;г.!ка, политика, культура. "Караганда. 1994. С.168-170.

1. Бонч-Бруевяч В-Д.-Избранные соч. Т. 1. М. .1959. С. 187-188.

у.-гту амс 805 тл? 100