автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Французский журнал "Тан модерн" и начало холодной войны, 1944 - 1954 гг.

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Куликова, Ольга Дмитриевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ярославль
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'Французский журнал "Тан модерн" и начало холодной войны, 1944 - 1954 гг.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Куликова, Ольга Дмитриевна

Введение.

1. Франция в годы холодной войны.

1.1. Социально-экономическое и политическое развитие

Франции после второй мировой войны.

1.2. Проблема ангажированности интеллигенции в послевоенный период.

2. Место «Тан модерн» в общественно-политической жизни страны.

2.1. Ж.-П. Сартр: этапы творческого пути.

2.2. Создание журнала «Тан модерн», его цели и задачи.

3. Роль «Тан модерн» в политических дискуссиях по проблемам международной жизни.

3.1. Оценка холодной войны и политики Франции на страницах журнала.

3.2. Освещение колониальных проблем в «Тан модерн».

3.3. Позиция «Тан модерн» по «германскому вопросу».

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Куликова, Ольга Дмитриевна

Холодная война это не только политика. Она влияла почти на все стороны человеческого существования, затрагивала всех и каждого, определяя мировоззрение и даже образ жизни. Создание атомной бомбы, наведшее на мысль о вероятном уничтожении всего живого на земле, перевернуло многие прежние представления о мире. В то же время развитие средств массовой информации в XX веке привело к тому, что манипулирование общественным сознанием, мнением людей, стало не просто реальностью - оно вошло в повседневную жизнь каждого человека, стало обыденным явлением. Пропаганда является великолепным орудием в руках противоборствующих сторон, и кто пользуется этим оружием лучше, тот, как правило, и выигрывает в конфликте.

Франция в первые годы холодной войны стала полем такой идеологической «битвы». Информационные войны, - понятие, которое воспринимается сейчас как проявление исключительно конца XX - начала XXI века, - уже тогда, в послевоенной Франции, бушевали вовсю. Это были войны за электорат, за влияние на возможно большую часть общества. Сам термин «информационная война» нами понимается как, во-первых, способ борьбы за определенные цели, идеалы, который состоит в пропаганде и односторонней трактовке событий средствами массовой информации; во-вторых, информационная война это столкновение двух и более противоборствующих сторон, происходящее в области информации, где в качестве оружия применяются СМИ. Цель информационной войны - создание собственного благоприятного образа и негативного образа противника в глазах общественного мнения. При этом, для ведения «военной кампании» могут создаваться специальные органы информации (газеты, телеканалы, телепередачи и т.д.). Но некоторые СМИ примыкают к одной из противоборствующих сторон по идеологическим соображениям, не получая от нее никаких указаний или денежного вознаграждения. Лучшим пропагандистским орудием в конце 1940-х - начале 1950-х годов, когда телевидение было слабо развито, стала периодическая печать.

Во Франции всегда считались с общественным мнением, с 1945 года постоянно проводились социологические опросы (как периодическими изданиями, так и соответствующим государственным учреждением -Французским Институтом Общественного Мнения) на различные темы, включая и внешнюю политику. Как писал известный английский журналист А. Верт, долгое время живший и работавший во Франции, «практическое значение имели не речи, произносимые Кэем или Шуманом*, а постоянное давление, оказываемое на правительство общественным мнением»1.

Общественное мнение французов во многом формировалось прессой, в которой с читателями делились своими взглядами ведущие интеллектуалы страны. Интеллигенция во Франции всегда была уважаемой частью общества, к ее мнению прислушивались. Она являлась выразителем и создателем общественного мнения. Интеллектуалы группировались вокруг различных издательств, журналов и газет в соответствии со своими идеологическими установками и политическими взглядами.

Что собой представляла в послевоенное время эта малочисленная, но очень влиятельная прослойка - интеллигенция? Как понимали термин «интеллигенция» во Франции, и в каком значении он будет употребляться в данной работе?

Во французских словарях «Гран Ларусс», «Пти Робер» и «Гран Робер» дается примерно одна трактовка этого понятия - люди, занимающиеся умственной деятельностью2. Французский историк Ж.-Ф. Сиринелли, автор нескольких работ по истории интеллигенции, более детально подходит к этому вопросу. Он отмечает, что в своих исследованиях под интеллигенцией он имеет в виду не какие-либо этические дефиниции, а определенную часть общества, Премьер-министры Франции. тесно связанную с искусством, литературой и наукой. В профессиональном плане интеллигенцию составляют писатели, журналисты, философы, преподаватели высших учебных заведений, ученые, артисты, художники и т.д.3 Именно лиц творческих профессий имеют в виду и другие французские авторы, когда пишут об интеллигенции изучаемого нами периода. В данной работе термин «интеллигенция» будет употребляться тоже только в этом смысле.

Французы считаются очень политизированной нацией, у которой, по мнению некоторых историков, «политика зачастую превалирует над другими формами интеллектуальной жизни»4. И хотя опросы общественного мнения, в частности, за 1951 год, показывают, что только 10 % населения очень сильно интересовались политикой, 39 % немного, а 51 % политические проблемы не волновали вообще5, все же во Франции существовала пусть не большая, но очень активная группа граждан, которая «задавала тон» всей общественно-политической жизни страны. Именно эта часть общества во многом предопределила взаимоотношения Франции с другими государствами, прежде всего с США, сделав из нее очень «неподатливого» союзника в холодной войне6.

Трудно представить себе общественно-политическую жизнь Франции без так называемых «толстых» журналов, каждый из которых выражал мнение определеннрй интеллектуальной группы. Одним из таких изданий выступал, основанный в 1945 году известным писателем и философом Жан-Полем Сартром, журнал «Тан модерн».

Тан модерн», выражавший взгляды левой некоммунистической интеллигенции, был одним из самых авторитетных и влиятельных журналов в послевоенной Франции. Как свидетельствовал А. Верт, такие журналы как «Тан модерн», «Эспри» и «Обсерватер»*, фактически не имели за пределами Этот еженедельник не раз менял название. Появившись в 1950 г. как «Обсерватер», в 1953 г. он стал именоваться «Обсерватер д'Ожурдюи». А в конце того же года руководство журнала посчитало нужным переименовать его во «Франс-Обсерватер». Наконец, с 1964 г. издание получило новое название - «Нувель Обсерватер».

Франции себе подобных «по глубине политического анализа, по мужеству и компетенции трактовки вопросов»7. «Тан модерн» был своеобразным орудием борьбы левой некоммунистической интеллигенции за свои идеалы на политическом и идеологическом фронте. Одной из главных тем журнала была холодная война.

Хронологические рамки данного исследования охватывают период с 1944 года (т.е. с момента освобождения от оккупации) по 1954 год. Нижняя дата понятна - именно Освобождение стало началом новой жизни для всех французов. Война заставила людей переосмыслить все свои довоенные жизненные ценности. После войны невероятную популярность приобрели философия экзистенциализма, один из ее основателей Ж.-П. Сартр и его теория ангажированности, т.е. вовлеченности интеллигенции в политику. В 1944 году был задуман журнал «Тан модерн». Верхняя хронологическая граница обусловлена целым рядом причин. Во-первых, в 1954 году сменилась редакция журнала - от основателей остались только двое: Ж.-П. Сартр и С. де Бовуар. Для журнала это было началом нового периода в его истории. В 1955 году с появлением «нового романа» заканчивается «век экзистенциализма», который принес Сартру мировую славу и «интеллектуальную гегемонию». Завершился важный период во французской литературе. Во-вторых, 1954 год -определенный рубеж и в истории Франции: разрешился ряд внешнеполитических конфликтов, которые занимали мысли общества: закончились войны в Корее и Индокитае, провален договор о Европейском оборонительном сообществе (БОС). «Тан модерн» принимал активное участие в обсуждении этих проблем и за прошедшие годы смог накопить немалый опыт борьбы за свои идеалы, который потом будет использовать во время войн в Алжире и Вьетнаме и т.д.

В настоящее время Россия переживает всплеск интереса к творчеству Ж.-П. Сартра: переиздаются некоторые уже известные отечественному читателю труды философа (повесть «Слова», пьесы), переводятся ранее не издаваемые на русском языке работы («Фрейд», «Идиот в семье. Густав Флобер» и др.). Важным событием для российских историков и философов стало издание философской работы «Бытие и ничто» - основы основ сартровского послевоенного мировоззрения, книги, которая оказала огромное влияние на современников. Тема свободы, выбора и ответственности за все, что происходит в мире, которую разрабатывал Сартр, а вслед за ним и сотрудники журнала «Тан модерн» в своих статьях, до сих пор актуальна. А термин «ангажированность», который стал так популярен благодаря Сартру, и сегодня применяется по отношению к интеллигенции, в частности, к журналистам, но, к сожалению, не всегда в том смысле, который ему придавали левые французские интеллигенты. В обыденном сознании «ангажированность» с недавних пор стала синонимом продажности, корыстного служения чьим-то интересам. Истинный смысл этого понятия сегодня известен лишь немногим.

Без личности Сартра невозможно понять послевоенную историю французского общества и, в определенной степени, мировоззрение сегодняшнего француза, воспитанного на его наследии. В журнале «Тан модерн» Сартру удалось собрать достаточно сплоченную команду, которая пропагандировала и воплощала в жизнь его идеалы.

Во второй половине 1960-х годов в западной историографии холодной войны появилась концепция так называемой «взаимной мисперцепции», т.е. взаимного неверного восприятия. Согласно этому подходу, на базе страха и недоверия рождался миф о враждебности противоположной стороны, который и привел к мировой конфронтации. Здесь историки выделяют два «уровня» неверного восприятия: уровень массового сознания и уровень правящей элиты. До сих пор в рамках этого подхода историки изучали холодную войну преимущественно на примере СССР и США, причем в основном на уровне правящей элиты8. Роль общественного мнения в холодной войне также неоднозначно оценивается в историографии. Одни историки считают, что общественность не играла никакой роли в выборе политических решений.

Другие, например Дж. Гэддис, анализируя историю США, полагают, что общественное мнение подталкивало правительство к курсу мировой конфронтации. Наконец, часть исследователей, такие как С. Амброз, рассматривают общественное мнение как фактор, противодействующий политике конфронтации. При этом главным объектом анализа является американское общественное мнение9.

В основе методологии данной работы лежит принцип историзма, согласно которому любое явление рассматривается в его историческом контексте. Использование многофакторного и междисциплинарного подходов в совокупности с такими методами исследования как фактологический и проблемный призвано обеспечить комплексный и объективный анализ событий и явлений. Чтобы проследить роль индивида и коллектива в истории, применялись некоторые методы так называемой культурной или культуральной истории, которая рассматривает сочлененность и нераздельность социального и культурного как важнейшую познавательную особенность любого исторического объекта. Представители данного течения в историографии предлагают, в частности, в тексте источников «раскрыть своеобразие представлений, свойственных в этот момент данной социальной группе или входящим в нее отдельным индивидам»; ими признается «исключительная важность для исторического познания того, как именно в ходе социально-культурной практики интерпретировались культурные установления»10.

Историографический обзор В отечественной и в зарубежной историографии заявленная тема специально не изучалась. В советской литературе есть исследования, посвященные коммунистической печати Франции, в частности, газете «Юманите»11, а также отдельные очерки по истории «буржуазной» прессы: еженедельников «Экспресс», «Пуэн», «Нувель Обсерватер»12, ежемесячных журналов «Эспри», «Эроп» и др. Журналу «Тан модерн» отводится специальная глава лишь в работе B.C. Соколова «Французские общественнолитературные журналы периода IV республики»13. По мнению автора, именно так называемые «толстые» журналы, такие как «Эспри», «Тан модерн», «Табль ронд», «Нувель НРФ» и «Прёв», занимали ведущее положение в системе французской литературной периодики, а в политической и идеологической сфере являлись выразителями определенных общественных сил. Автор отмечает, что в этих изданиях взаимодействовали искусство, философия и политика. Для Соколова «Тан модерн» представляет яркий пример журнала «доктринального типа», так как его лицо определяется концептуально-теоретической направленностью публицистики. Позицию журнала по наиболее острым международным проблемам историк подробно не рассматривает, а лишь констатирует его антиколониализм. К литературе, по мнению автора, журнал был повернут только одной стороной - критической, и в этом историк видит определенный недостаток. В то же время Соколов справедливо отмечает, что «Тан модерн» есть документально достоверное свидетельство жизни и мысли Ж.-П. Сартра, его духовно-идейный и общественно-политический дневник14.

Признавая важность влияния «толстых» журналов на общественно-политическую жизнь страны15, французские историки пока не уделили специального внимания «Тан модерн». Во Франции издан лишь труд, посвященный другому изданию - католическому ежемесячнику «Эспри». Его автор - известный историк М. Винок16. Он хронологически ограничивает свою работу 1930 - 1950 годами (т.е. с момента создания журнала до смерти его основателя Э. Мунье). Особое внимание автор уделяет той среде, в которой журнал создавался (имеются ввиду католики), идеологическим и философским основам на которых строился «Эспри», попыткам сочетания левых идей и католицизма, взаимоотношения журнала с церковью. Одними из главных тем «Эспри» были холодная война и колониальная система; некоторое место отведено совместным акциям «Эспри» и «Тан модерн». В этих областях схожесть их интересов для автора очевидна.

Творчество Ж.-П. Сартра, основателя «Тан модерн», в нашей стране изучалось в основном философами и литературоведами. Достаточно глубоко исследованы такие компоненты философии Сартра, как экзистенциально-феноменологическая диалектика, концепция свободы и воображения, философия истории, методы психоанализа, этика и т.д.17 Отечественные исследователи философии, конечно, не обходили вниманием политические взгляды Сартра и его общественную деятельность. Однако эти проблемы до сих пор ни философами, ни историками не ставились в центр научного исследования. К сожалению, в отечественной историографии нет ни одной фундаментальной биографии Сартра, которая бы раскрыла все стороны его интереснейшей многоплановой жизни от рождения и до смерти.

Философская концепция Сартра советскими историками философии анализировалась с ортодоксальных марксистских позиций. Например, один из ведупщх исследователей его творчества М.А. Киссель в работе 1970-х годов писал, что в процессе своей философской эволюции Сартр сделал некоторые шаги «навстречу конкретному научному пониманию социализма, но не выдержал искуса обстоятельствами и сорвался в бездну нигилизма»18. М.А. Киссель тогда критически отнесся к попыткам Сартра реформировать марксизм. Но к 1990-м годам М.А. Киссель изменил свое мнение и теперь называет «Критику диалектического разума» - крупнейшим произведением творческого марксизма19. Что же касается экзистенциализма, то М.А. Киссель не считает его отдельным философским направлением, так как слишком разнородны были взгляды мыслителей - экзистенциалистов. Ангажированность исследователь квалифицирует как социально-ответственное действие. Мотивы сартровской общественной активности после войны он видит в том, что им руководила идея осуществления свободного социализма. Исследователи творчества Сартра всегда связывали его идейную эволюцию с политической.

Сартровская концепция свободы и ответственности - суть и основа всей его философии - советскими исследователями часто подвергалась жесткой критике.

Упор делался на том, что сартровская теория свободы может привести как к примирению с любой действительностью, так и к протесту против нее. Например, Гайдамавичене И.П.20, рассматривая не только основные философские труды Сартра, но и его драматургию, пишет, что вывод о зависимости свободы человека от бытия других людей, от общества, выступает у Сартра в ошибочной форме. Безграничное понимание нравственной ответственности, когда каждый человек ответственен не только перед самим собой, но и перед всеми и за все, по мнению исследователя, переходит в другую крайность - безответственность.

Большинство отечественных историков философии основную часть своих работ посвящают анализу и сравнению двух главных послевоенных произведений Сартра - «Бытие и ничто» и «Критика диалектического разума». В целом, все они положительно оценивали желание Сартра изучать марксизм, но при этом, естественно, критиковали его за попытки переосмыслить учение К. Маркса. В 1990-х годах это положение изменилось в сторону большей благожелательности по отношению к творчеству Сартра в этом направлении.

В зарубежной историографии среди лучших биографий Ж.-П. Сартра можно отметить работу А. Коен-Соляль, литературоведа и специалиста в области французского языка21. Эта работа в свое время получила превосходные отклики, как одна из самых полных биографий Сартра, восстанавливающая многочисленные детали его интереснейшей жизни. В военное время, как пишет автор, с Сартром произошла самая большая метаморфоза в его жизни: в 1944 году он, профессор философии, написавший до этого пару книг, убежденный индивидуалист, мало интересующийся внешней политикой, вдруг становится известнейшим политически активным писателем, проявляющим свой талант в самых разнообразных жанрах22. Автор рассматривает этот важный период в жизни Сартра как переходный этап - от одной философии к другой, от одного мировоззрения к другому. Она не ставит жесткой рамки, поделившей жизнь Сартра на период до выхода «Бытия и ничто» (1943 г.) и после (как это иногда делают историки философии). Коеи-Соляль анализирует моду на экзистенциализм и популярность самого Сартра во многом связывает с этой модой. Период с 1945 по 1956 года в истории интеллектуальной жизни Франции для Коен-Соляль - это года Сартра. Они прошли под знаком его небывалой популярности и огромного влияния. Созданный им журнал «Тан модерн» только укрепил это влияние. Автор отмечает также большую роль в жизни Сартра так называемой «сартровской гвардии» - ближайших друзей, сподвижников из разряда талантливых молодых интеллектуалов, большинство из которых сотрудничало с «Тан модерн».

Французские исследователи уделяли внимание разным аспектам творчества и жизнедеятельности Сартра . Например, Э. Барилье рассмотрел взаимоотношения двух знаменитых интеллектуалов Сартра и Р. Арона, друзей в детстве и юности, врагов в зрелые годы24. Это хроника противостояния двух философов и общественных деятелей после войны. Автор явно больше симпатизирует Арону, который для него олицетворяет разум, благоразумие, реализм и реформаторский путь развития. Но философии и личности Сартра тем не менее уделяется основная доля внимания. Публичное противостояние Сартра и Арона, их постоянный антагонизм и споры автор представляет как воплощение интеллектуального, морального и политического диспута сорока послевоенных лет. Но он рассматривает это противостояние только на основе самых главных произведений Сартра и Арона, практически опуская все их выпады друг против друга. Тем самым теряется некий психологический момент их противостояния, и спор переводится в чистое теоретизирование.

Журналисты М. А. Бумье и Ж. Камер опубликовали статью, основанную на новых документах из архива французской службы безопасности, содержащих данные о слежке за рядом видных интеллектуалов, таких как А. Мальро, С. Синьоре, Колюш и Сартр25.

В отечественной историографии до сих пор нет работ, посвященных общественно-политической жизни французской интеллигенции в целом, без которой невозможно в полной мере понять все общественные процессы, происходившие во Франции после войны. Из работ, которые можно причислить к истории интеллигенции, а, точнее, отдельных ее представителей, можно назвать диссертацию Толстых Ю.А. о А. Мальро и труд, посвященный известной писательнице и одному из редакторов «Тан модерн» Симоне де Бовуар, написанный историком Н.И. Полторацкой. Монография Полторацкой под названием «Большое приключение благовоспитанной девицы»26 представляет собой обширный комментарий интереснейших мемуаров С. де Бовуар. На основе этих воспоминаний Полторацкая рисует яркую картину послевоенной жизни французских левых интеллектуалов, обращая внимание и на некоторые психологические моменты, касающиеся настроений, царивших в интеллектуальной среде после войны, природы отношения Сартра и Симоны де Бовуар к Советскому Союзу и США, популярности Сартра в обществе, взаимоотношений Сартра с Французской коммунистической партией и т.д. Создание «Тан модерн» как одно из важнейших событий в жизни Симоны де Бовуар так же рассматривается в работе, хотя и без подробностей.

Ю.А. Толстых на примере А. Мальро анализирует ангажированность интеллигенции в ее правом варианте27. При этом автором ставится задача отойти от принципа «партийно-политической» ангажированности, которая вообще не рассматривается в теоретическом контексте. На наш взгляд, сам феномен ангажированности Ю.А. Толстых представляет несколько однобоко, лишь как членство и деятельность в партии, что, может быть, ведет к недооценке влияния этого понятия на героя исследования. Автор считает, что для Мальро культура и творчество занимали гораздо более важное место в мировоззрении, чем политическое действие.

Во французской историографии есть несколько крупных историков, специализирующихся на изучении истории французской интеллигенции. В основном это представители так называемой культурной (или культуральной) истории - особого направления в современной французской историографии28.

Одними из ведущих представителей этого направления на сегодняшний день являются Ж.-П. Риу и Ж.-Ф. Сиринелли. Под их руководством был издан четырехтомный труд под общим названием «Культурная история Франции». Последний том посвящен двадцатому веку29. Риу и Сиринелли, рассматривая культурную жизнь Франции, выявляют влияние идеологических связей на политическую культуру страны в послевоенное время. В этом, по их мнению, следует искать ключ к французской политической жизни в целом. На взгляд историков, вторая мировая война сильно изменила идеологические силы и тем задала тон всем послевоенным поколениям французской интеллигенции. Холодная война, в свою очередь, также имела настолько широкое влияние, что многие исследователи считают правомерным говорить о таком феномене как «культура холодной войны». Под ее воздействием претерпела значительные изменения и коммунистическая культура, которая в определенной степени доминировала в интеллектуальной среде. С другой стороны Риу и Сиринелли отмечают процесс «американизации» французской культуры, которая повлекла за собой некоторое противодействие со стороны собственно французских культурных деятелей. Исследователи также подчеркивают значение Ж.-П. Сартра в культурной и общественно-политической жизни Франции, а создание «Тан модерн» рассматривается как одно из важнейших событий послевоенной жизни.

Похожие проблемы анализируются в совместной работе П. Ори и Ж.-Ф. Сиринелли «Интеллигенция Франции от дела Дрейфуса до наших дней»30. В ней также прослеживается влияние теории ангажированности на послевоенную интеллигенцию. Послевоенные годы названы эрой ангажированности. Авторы согласны с утверждением некоторых французских историков, таких как А. Коен-Соляль и М. Винок, что конец 1940-х - 1950-е годы вполне можно назвать «годами Сартра», настолько велико было его влияние на послевоенную жизнь. По мнению Ж.-М. Сиринелли, все послевоенные годы можно рассматривать через призму влияния Ж.-П. Сартра, так как он был духовным лидером не одного, а нескольких поколений французов. Сиринелли отмечает, что секрет популярности Сартра заключается в том, что он дал обществу философию, которая отвечала настроениям того времени. Тогда предпочитали политизированную литературу, и Сартр анализировал все современные проблемы именно в этом ракурсе. Более того, он сделал ангажированность условием статуса интеллигента, моральным императивом послевоенной интеллигенции31. В другой своей работе Сиринелли рассматривает историю интеллигенции через петиции и манифесты, которые были для нее одним из способов выражения своих идей, одним из методов отстаивания своих идеалов и формирования общественного мнения32. Изучение манифестов интеллигенции, по мысли Сиринелли, может выявить общественный резонанс определенных политических событий. Чаще всего, замечает Сиринелли, петиции оставались громкими призывами, не получавшими достойного отпора от сторонников противоположной точки зрения. Но иногда один манифест мог повлечь за собой, как выражается историк, настоящую «войну петиций», как это было во время войны в Алжире. Автор выделяет вклад Сартра и «Тан модерн» в интеллектуальную и общественно-политическую жизнь Франции (Сартр участвовал во многих акциях послевоенной интеллигенции).

Изучая политическую историю интеллигенции, Ариан Шебель д'Апполониа рассматривает многообразные теории ангажированности. Среди них она выделяет «прометеевскую» ангажированность А. Камю, критическую -Р. Арона, радикальную - Ж.-П. Сартра, персоналистскую - Э. Мунье и коммунистическую, в разработку которой большой вклад сделал Л. Арагон . Автор подчеркивает, что нельзя сводить всю ангажированную интеллигенцию в единую модель. Разбирая интеллектуальные споры времен холодной войны, исследовательница замечает, что, если ошибка нейтралистов состояла в уверенности, что Франция имеет право выбора в существующей ситуации (быть нейтральной или нет), то ошибка атлантистов заключалась в представлении, что союз с США есть решение всех французских проблем. Шебель д'Апполониа, как и большинство французских историков, выделяет роль Сартра и его журнала «Тан модерн» в общественно-политической жизни страны, особенно в кампании против колониальной системы. Она подробно изучает причины конфликтов Сартра с ведущими сотрудниками журнала (с Ароном, Мерло-Понти, Лефором, Этьемблем), анализирует такой феномен, как мода на экзистенциализм и ее проявления - популярность квартала Сен-Жермен-Де-Пре, кафе «Флор» и т.д.

Тема ангажированности интеллигенции является одной из важных проблем для французских исследователей. Известный историк Антуан Прост представляет ангажированного человека центральной фигурой двадцатого века34. Прост раскрывает общие черты разных теорий ангажированности, выявляет ее истоки и выделяет четыре самые важные теории - сартровскую, персоналистскую, коммунистическую и католическую. Прост отмечает, что для Сартра ангажированность представлялась как «взятая на себя историчность». Т.е. с одной стороны человек есть бытие-во-времени, с другой - бытие-для-других. Человек должен создать социальные узы чтобы реализоваться. Согласно Просту, ангажированность связывает индивидуальное с коллективным, строит индивидуальные связи во времени. Но на сегодняшний день, считает автор, проблема ангажированности для современников перестала быть актуальной: фигура ангажированного человека ушла в прошлое.

Проблему коммунистической ангажированности раскрывает в своих статьях профессор Марк Лазар35. Он представляет французских коммунистов как некое социо-культурное сообщество, со своими правилами, культурой, языком, со своим особым мировоззрением, в котором партия занимает главное место. Но коммунистическая ангажированность не есть нечто раз и навсегда установленное - со временем ее формы менялись определенным образом, что и показывает в своих статьях Лазар. И Прост, и Лазар отмечают одну особенность, которая роднит коммунистов с католиками - в мировоззрении первых партия занимает то же место, что Бог у вторых. Коммунистическая теория ангажированности, как они отмечают, имела огромное влияние на современников. По сути, коммунисты были самой политически активной частью населения Франции.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что французская историография отводит довольно большое место изучению культурных процессов и их влиянию на общественно-политическую историю своей страны. Особое внимание уделяется в том числе и Жан-Полю Сартру, которого французы воспринимают как символ ангажированности. Изучение трудов Сартра вошло сегодня в академическое русло, его философии посвящаются международные конгрессы, по всему миру организовываются «общества Сартра». Во Франции действует группа сартровских исследований. Но работы, посвященной журналу «Тан модерн», во французской йсториографии нет.

История холодной войны - главная тема исследований международных отношений второй половины XX века. Историография этого вопроса необычайно обширна и проследить ее в рамках данного труда не представляется возможным. Однако необходимо сказать о некоторых новейших тенденциях.

В 1990-е годы и в отечественной и в зарубежной историографии наметились некоторые изменения в трактовках событий, но до сих пор идут споры о мере ответственности каждой из противоборствующих сторон за конфронтацию36. Исходя из новых источников, исследователи поставили перед собой новые проблемы, как то - анализ механизма принятия решений в СССР и странах восточного блока, природа, происхождение, эволюция и разрешение международных кризисов периода холодной войны, взаимосвязь внутренней и внешней политики, политики и идеологии, формирование взаимных представлений и т.д37.

Отечественные и зарубежные исследователи холодной войны уделяют определенное внимание прессе как средству пропаганды, психологической атмосфере и общественному мнению38. Но главным объектом их исследований является не европейское, а американское и, в меньшей степени, советское общественное мнение.

Источники

В работе над диссертационным исследованием использовались источники различного характера: пресса, результаты опросов общественного мнения, мемуары, публицистика, интервью, сборники документов.

Пресса. Периодические издания являются важнейшим источником для изучения общественно-политической жизни Франции. С одной стороны, посредством прессы определенные силы, политические или общественные, влияли на общественное мнение. С другой - газеты и журналы являлись выразителями взглядов определенных слоев французского общества.

Основной массив источниковой базы данного исследования составляют

-3Q статьи общественно-литературного журнала «Тан модерн» за 1945-1954 года , написанные ведущими журналистами, публицистами, писателями и общественными деятелями Франции и Европы (Ж.-П. Сартр, С. де Бовуар, М. Мерло-Понти, Р. Арон, К. Бурде, Е.-Н. Дзелепи, Р. Стефан, Ф. Жансон, JI. Де Вилльфосс и др.) «Тан модерн»предСтавляет собой ценный источник, во многом проясняющий позицию части общества по важнейшим вопросам послевоенной политики, психологические истоки этой позиции. Журнал вел активную кампанию за мир, поддерживал движение нейтралистов, жестко критиковал американскую политику, выступал против перевооружения Германии и войны в Индокитае. Этой тематике отводилось центральное место среди других сюжетов. Из материалов журнала нами были выделены статьи, отражающие позицию «Тан модерн» по важнейшим международным проблемам послевоенного времени. Эти статьи, в свою очередь, были разделены на три группы: материалы, посвященные холодной войне и политике США, СССР и Франции в этом глобальном конфликте; статьи, дающие представление о позиции команды журнала по колониальным проблемам, особенно по войне в Индокитае, ситуации в Тунисе и Марокко; и, наконец, материалы, касающиеся вопроса о перевооружения Германии и договора о создании Европейского оборонительного сообщества.

При написании диссертации использовались публикации католического ежемесячника «Эспри»40, издаваемого известным философом-персоналистом Э. Мунье и публицистом Ж.-М. Доменаком. Статьи, написанные ими и их сотрудниками, дают представление о позиции журнала и его читателей по вопросам, волновавшим послевоенное общество. «Эспри» активно и последовательно выступал против плана Маршалла, подписания Атлантического пакта, войны в Индокитае и проекта Европейского оборонительного сообщества. Многие акции протеста «Эспри» проводил совместно с «Тан модерн» - их позиции совпадали практически по всем вышеперечисленным проблемам.

Ценным источником служит влиятельная газета «Монд»41. Она считается главным выразителем идей нейтрализма, и дает богатый материал, касающийся одного из течений этого движения (так называемого жильсоновского нейтрализма), а также сведения о борьбе вокруг проблемы европейской интеграции и ЕОС. Особый интерес представляют публикации на эту тему известного общественного деятеля профессора Э. Жильсона и директора «Монд» Ю. Бев-Мари.

Еще одно течение в движении нейтралистов представлено еженедельником «Обсерватер»42, который был создан в 1950 году известными журналистами К. Бурде и Р. Стефаном. Необходимо отметить, что оба основателя «Обсерватер» активно сотрудничали и с «Тан модерн». Они помещали в журнале Сартра статьи об американской политике, войне в Индокитае и договоре о Европейском оборонительном сообществе. Позиции обоих изданий по вопросам международной политики были очень близки. Материалы, печатавшиеся в «Обсерватер», во многом перекликались с материалами в «Тан модерн», оба журнала не раз выступали с совместными политическими акциями.

Коммунистическая ежедневная газета «Юманите»43 печатала на своих страницах общие оценки, даваемые Коммунистической партией Франции международной политической ситуации. Она выражала и формировала мнение коммунистического электората на важнейшие события, происходящие в стране и в мире. «Юманите» активно включилась в борьбу за мир и кампанию против Европейского оборонительного сообщества. Ж.-П. Сартр и команда «Тан модерн» в 1952 году сближаются с коммунистами на почве совместной борьбы за эти цели. И хотя отношения Сартра и ФКП всегда были довольно сложными, позиции «Юманите» и «Тан модерн» по некоторым сюжетам совпадали.

Материалы опросов общественного мнения. Французский Институт Общественного Мнения (ИФОП) с 1945 года регулярно проводит опросы общественного мнения во Франции на самые различные темы, в том числе и политические. Результаты опросов частично публикуются в газетах, таких как «Монд». ИФОП издает специальный журнал «Зондаж», выходящий раз в три месяца, где данные опросов представлены в наиболее полном виде44. Публикации ИФОП представляют собой важный источник по изучению общественного мнения Франции, и помогут нам проследить динамику изменений в настроениях французов по таким вопросам, как отношение к политике СССР и США, место и роль Франции в холодной войне, Индокитайская война и вопрос о перевооружении Германии.

Теоретические труды Ж.-П. Сартра. В диссертации использовались некоторые философские труды Жан-Поля Сартра, без которых невозможно говорить о «Тан модерн», так как на философии Сартра основывались идеологические принципы журнала. «Бытие и ничто» (1943 г.) - самый известный и значительный философский труд Сартра, книга, оставившая глубокий след в умах военного поколения французов и повлиявшая на всю послевоенную философию. На русском языке эта работа впервые была издана только в 2000 году45.

Бытие и ничто» - оригинальный вариант философской концепции, построенной на основе синтеза идей Декарта, Гегеля, Гуссерля и Хайдеггера. Сам Сартр называл «Бытие и ничто» произведением о свободе, поскольку именно это понятие стоит в центре его философских размышлений. В этой работе Сартр по-новому взглянул на такие вопросы, как суть человеческого бытия, проблема выбора и ответственности. Без «Бытия и ничто» невозможно понять ни дальнейшей жизни самого Сартра, ни жизни нескольких поколений французов.

Другая работа - «Экзистенциализм - это гуманизм»46, написанная как лекция в 1946 году, разъясняет и дополняет сартровскую концепцию свободы и ответственности.

Эссе «Что такое литература?», созданное в 1947 году, было помещено по частям в журнале «Тан модерн» и отдельно вышло в сборнике «Ситуации» (1948 год)47. Оно во многом разъясняет сартровскую концепцию ангажированности и доказывает, что литература есть свободное общение между писателем и читателем, высшая форма человеческой коммуникации. Литературу Сартр рассматривает через призму своей философии свободы, выбора и ответственности.

Другое фундаментальное произведение Сартра - «Критика диалектического разума»48. Первый том «Критики.» вышел в 1960 году и имел своей целью дать философское обоснование марксистской социальной теории. Хотя эта работа не вписывается в хронологические рамки данного исследования, тем не менее она представляет для нас важность, так как позволяет обозначить дальнейшее развитие сартровской философии, его идей о свободе и ответственности.

Мемуары и публицистика. Воспоминания очевидцев событий, происходящих в послевоенной Франции, а также публицистические произведения тех лет содержат интересный фактический материал, представляющий ценность для исследователя.

О своих детских годах Ж.-П. Сартр рассказал в автобиографической повести «Слова», за которую был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1964 году. В Советском Союзе первый перевод повести на русский язык был осуществлен уже в 1966 году и интерес к ней не утихает до сих пор, судя по тому, что ее уже неоднократно переиздавали49. Сартр великолепно передает не только свои детские впечатления, но и ту атмосферу, в которой он рос, которая сформировала его как личность.

Мемуары Симоны де Бовуар, одного из редакторов «Тан модерн» и гражданской жены Сартра, знавшей его очень хорошо, представляют собой ценный источник для изучения левой французской интеллигенции. С. де Бовуар за свою жизнь написала четыре книги воспоминаний под названием «Воспоминания благовоспитанной девицы» (1958 г.), «Зрелость» (1960 г.), «Сила вещей» (1963 г.) и «В конечном итоге» (1972 г.). К ним примыкают еще две книги автобиографического плана - «Очень легкая смерть» (1964 г.) и «Церемония прощания» (1981 г.). Для нас наиболее ценным источником

50 является «Сила вещей» , которая хронологически охватывает период с момента Освобождения до 1960-х годов. В своих мемуарах писательница раскрывает психологическую атмосферу, царившую во Франции в те годы, рассказывает о создании «Тан модерн», о работе журнала и его сотрудниках, о взаимоотношениях внутри коллектива. Из ее воспоминаний можно узнать об отношении Сартра к Советскому Союзу и США, о собственных поездках С. де Бовуар по Штатам, о ее впечатлениях об американцах и их настроениях в начале холодной войны. В мемуарах выявляются некоторые интересные детали относительно совместных акций «Тан модерн» с другими французскими изданиями, и компании против колониальной системы. Это во всех смыслах важный источник для изучения работы команды «Тан модерн».

В числе мемуарной литературы следует упомянуть и воспоминания видного философа и социолога Р. Арона, одного из основателей «Тан модерн»51. Это чисто политические мемуары, в которых анализируются изменения в политических взглядах автора с начала 1930-х годов и почти до смерти - мемуары были написаны в 1982 году, за год до смерти Арона. Хотя Арон почти не вспоминает о своем сотрудничестве с «Тан модерн», тем не менее его мемуары - важный источник по изучению общественной атмосферы Четвертой республики.

Материалы, собранные и изданные сотрудниками журнала «Коментер» в сборнике «Раймон Арон 1905-1983: история и политика»52, включают воспоминания об Ароне многих известных французских интеллектуалов, таких как К. Роа, К. Леви-Стросс, А. Фабр-Люс, Ж.-М. Суту, и сотрудников «Тан модерн» Ж.-Ж. Соломона и П. Ури. В этих статьях содержаться не только воспоминания о личных встречах, но и анализ философской, моральной, социологической, исторической концепций Арона, его взглядов на внешнюю политику, идеологию, государственный строй Франции и колониализм. В сборник включены несколько статей и речей самого Арона за 1930-1983 года, представляющих из себя ценный источник по истории послевоенной правой интеллигенции.

Ценный источник представляют воспоминания известных личностей, высказанные в интервью, в которых раскрывается интеллектуальная атмосфера послевоенной Франции. В 1990 году (через десять лет после смерти Сартра) журнал «Тан модерн» посвятил своему бывшему директору три номера. Большинство материалов касались философского и литературоведческого анализа его произведений. К сожалению, не было статей, посвященных собственно работе Сартра в журнале. Но две статьи, на наш взгляд, заслуживают пристального внимания. В одной из них известный издатель Франсуа Масперо вспоминал о том, как философия и жизнь Сартра повлияла лично на него и его знакомых. Он, в частности, говорил о том, насколько сильно Сартр воздействовал на формирование его личности: можно сказать, если бы Масперо в свое время не увлекся чтением Сартра, он никогда бы не стал издателем. А «Тан модерн» был для него главным ориентиром в политическом, эстетическом и моральном плане. Масперо великолепно помнил атмосферу, окружавшую имя Сартра в конце 1940-х годов. Отметим, что Масперо - яркий представитель поколения, выросшего на творчестве Сартра53. Еще одна статья, по сути, посвящена той же теме: журналист и романист М.-А. Бурнье рассказывает о своих встречах с Сартром в начале 1960-х годов и о том впечатлении, которое на него произвел известный философ54.

К 2000 году - двадцатилетию со дня смерти Сартра - было приурочено издание нескольких новых работ о Сартре. А журнал «Нувель Обсерватер» опубликовал в одном из номеров «досье», в котором поместил интервью Клода Ланзманна, возглавлявшего «Тан модерн» с 1986 года. Он вкратце обрисовывает то влияние, которое Сартр в свое время оказал на него и подтверждает верность своего журнала сартровским идеям55.

К публицистическим произведениям принадлежит коллективная работа «Дело Анри Мартена»56. 15 видных журналистов, писателей и общественных деятелей, среди которых были Сартр и некоторые сотрудники «Тан модерн», написали эту книгу в 1952-1953 годах. Своей книгой они выразили протест против осуждения моряка А. Мартена, выступавшего за прекращение войны в Индокитае. «Дело Анри Мартена» представляет собой по сути сборник статей, написанных различными авторами, о жизни А. Мартена, его отношении к колониализму, о судебном процессе над ним и кампании в его защиту. Сартр составил к этим статьям обширные комментарии. Эта работа представляет собой яркое свидетельство протеста против колониальной политики французского правительства.

Чтобы понять суть персоналистской теории ангажированности и основы работы журнала «Эспри», близкого «Тан модерн» по духу и проводившего с журналом Сартра множество совместных акций, необходимо проанализировать статью П.-Л. Ландсберга «Размышления над личной ангажированностью»57. Эта статья - великолепный пример манифеста ангажированной французской интеллигенции - впервые была опубликована в журнале «Эспри» в 1937 году.

Необходимо выяснить, насколько персоналистская теория близка к сартровской теории ангажированности и не является ли она истоком размышлений Сартра в данной области.

Документальные материалы. Многие документальные материалы, касающиеся государственного строя Четвертой республики и проблем международной политики, были опубликованы в отечественной печати. Текст конституции, принятой в 1946 году, дан в сборнике «Конституция и другие законодательные акты Французской республики»58. Текст договора о ЕОС и доводы некоторых его противников (Ж. Дюкло, Э. Деладье, Ж. Фабиани и др.), высказанные в речах и статьях, опубликованы в сборнике «Франция и европейская армия»59. Реакцию США на эти события можно найти в сборнике документов «Внешние отношения Соединенных Штатов»60. Необходимо упомянуть речь Черчилля в Фултоне (1946 год) - событие, которое является одним из ключевых моментов начала конфронтации двух блоков. Впервые она была опубликована на русском языке только в 1998 году61. Наконец, данные об основных политических, экономических и социальных событиях, происходящих во Франции и в мире в течение каждого года, можно почерпнуть из документального издания «Анне политик»62, созданного А. Зигфридом.

Цель данной работы - проследить вклад команды «Тан модерн» в общественно-политическую жизнь и психологическую атмосферу Франции в 1945-1954 годах на общем фоне французской прессы, и, прежде всего, других, близких «Тан модерн» по духу «толстых» журналов. Изучать «Тан модерн» в отрыве от остальной левой некоммунистической прессы было бы неправильно, так как это вырвало бы журнал из некоего социально-культурного контекста, и анализ его деятельности вышел бы однобоким. Особое внимание будет уделяться внешнеполитическим проблемам, рассматриваемым в «Тан модерн»:

26 необходимо определить позицию журнала по этим вопросам и его лепту в формирование общественного мнения Франции.

Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи: охарактеризовать социально-экономическое и политическое развитие Франции после Освобождения и до 1954 года, дабы определить ту внутриполитическую атмосферу в стране, в которой работала команда «Тан модерн». Особый упор здесь должен быть сделан на рассмотрении внешней политики правительств Четвертой республики, так как именно она являлась одной из главных тем журнала; проанализировать философию Ж.-П. Сартра и его теорию ангажированности, которые определяли всю жизнь писателя, его окружения и части французского общества; рассмотреть историю создания «Тан модерн» со всеми конфликтами, которые пришлось пережить журналу в эти годы; выявить позиции «Тан модерн» по важнейшим проблемам послевоенной мировой политики, ставшим причинами ожесточенных дебатов и раздоров во французском обществе: имеются в виду противостояние СССР и США и роль Франции в холодной войне, колониальные конфликты и проблема перевооружения Германии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Французский журнал "Тан модерн" и начало холодной войны, 1944 - 1954 гг."

Заключение

1. Телеинтервью, данное К. Бланшмэзоном М. Швыдкому. Канал «Культура». 26 февраля 2001 г.

2. Burnier М.-А. On ne peut pas etre sartrien. On ne peut pas etre anti- sartrien. // TM., 1990. № 531-533. Vol. 2. P. 911.

3. Quelqu'un «de la famille». Entretien avec Francois Maspero // TM., 1990. № 531-533. Vol. 2. P. 1011.

 

Список научной литературыКуликова, Ольга Дмитриевна, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1. Источники1. Пресса1. Esprit. 1945-1954.

2. France-Observateure. 1953.3. L'Humanite, 1954.4. Le Monde, 1949-1950,1954.5. Observateur. 1950.

3. Les Temps modernes. 1945-1954.

4. Теоретические труды Ж.-П. Сартра

5. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл. В.И. Колядко. М.: Республика, 2000. - 639 с.

6. Сартр Ж.-П. Фрагмент из «Критики диалектического разума» // Эстетические исследования. Методы и критерии. М., 1996. С. 173-216.

7. Сартр Ж.-П. Что такое литература? // Сартр Ж.-П. Ситуации. Антология литературно-исторической мысли. Пер. М.-С. Р. Брахман, С. Великовского, С.Н. Зенкина, М. Зониной, И. Стаф. М.: Ладомир, 1998 431 с.

8. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. С. 319-344.1. Мемуары и публицистика

9. П.Сартр Ж.-П. Слова / Пер. с фр. Ю. Яхниной, Л. Зониной. СПб., «Азбука», 2000. 304 с.

10. UAffaire Henri Martin. Р, Gallimard, 1953. 292 p.

11. Aron R. Memoires: 50 ans de reflexion politique. P.: Jullard, 1983. 778 p.

12. Beauvoir S. de. La forse des choses. P.: Gallimard, 1963. 686 p.

13. Burnier M.-A. On ne peut pas etre sartrien. On ne peut pas etre anti- sartrien // Les Temps modernes. 1990. № 531-533. Vol. 2.

14. Eloge de l'engagement //.Le nouvel observateur. 2000. № 1836. P. 14.

15. Landsberg P.-L. Reflexions sur 1'engagement personnel 11 Vingtieme siecle. Revue d'histoire. 1998. № 60. P. 118-123.

16. Quelqu'un «de la famille». Entretien avec Francois Maspero // Les Temps modernes. 1990. № 531-533. Vol. 2.

17. Raymond Aron. 1905-1983: Histoire et Politique. Temoignages, hommages de l'etranger, etudes, textes // Commentaire. Fev. 1985. Vol. 8. № 28-29. 541 p.

18. Публикации документов, статистика, справочные издания

19. Дипломатический словарь / Под. ред. А.А. Громыко, А.Г. Ковалева, П.П. Ковалева, C.JI. Тихвинского. М., «Наука», 1986. 3 т.

20. Конституция и другие законодательные акты Французской Республики. По состоянию на январь 1958 года / Пер. с фр., сост. М.А. Крутоголов. М., Госюриздат, 1958. 527 с.

21. Франция и «европейская армия». Сборник материалов. М., Изд-во ин. лит., 1954. 264 с.23. «Я глубоко восхищаюсь и чту доблестный русский народ» // Источник. 1998. № 1.С. 93-99.

22. L'Annee politique. Revue chronologique des principaux faits politiques, economiques et sociaux de la France de la Liberation de Paris. P., 1949, 1955.

23. Foreign Relations of the United States. 1952-1954. Vol. V. Pt. I. Wash., 1983. P. 689.

24. Grand Larousse de la langue francaise en sept volumes. P., 1986. T. 2, 4.

25. Le grand Robert de la langue francaise. Dictionnaire alphabetique et analogique la langue francaise de Paul Robert. Deuxieme edition entierement revue et enrichie par Alain Rey. P., 1986. T. 3, 5.

26. Le Petit Robert. Dictionnaire alphabetique et analogique de la lange francais par Paul Robert. Redaction dirigee par A. Rey et J. Rey-Debove. Le Robert, P., 1981. V,l.

27. Le Petit Robert 2. Dictionnaire universel des noms propres alphabetique et analogique. Redaction dirigee par A. Rey. Le Robert, P., 1988.

28. Sondages. Revue francaise de l'opinion publique. Trimestriel. Paris. 1949, 1951,1953 1955, 1958.1. Литература

29. Абаньяно H. Мудрость философии и проблемы нашей жизни. СПб., 1998.-312 с.

30. Амброз С. Эйзенхауэр. Солдат и президент / Пер. с англ. Ю.А. Здоровова, А.А. Миронова. М.: Изд. «Книга, лтд.», 1993. 560 с.

31. Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр: Свободное сознание и XX век. М., Моск. рабочий, 1994. 333 с.

32. Арзаканян М.Ц. Де Голль и голлисты на пути к власти. М.: Высш. шк. 1990.-240 с.

33. Ахалкаци Д.С. Корейская война (1950-1953) и советско-американские отношения // Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (19451985). М., Междунар. отношения, 1995. С. 191-214.

34. Бессмертный Ю.Л. Как же писать историю? Методологические веяния во французской историографии 1994-1997 гг. // Новая и новейшая история. 1998. № 4.

35. Беттельхейм Ш. Экономика Франции после второй мировой войны / Пер. с фр. Е.А. Менжинского и Э.П. Плетнева. М., Изд-во ин. лит-ры, 1956 228 с.

36. Бюмье М.А., Камер Ж. Талантливы, но ох как «неблагонадежны» // За рубежом. 1997. № 1 (1866). С. 9.

37. Великовский С. Сартр литературный критик // Вопросы литературы. 1986. № 9.

38. Верт А. Франция 1940-1955 / Сокр. перевод с англ. А.О. Зелениной, И.С., Тихомировой. М., Изд. ин. лит., 1959 616 с.

39. Висков С.И., Кульбакин В.Д. Союзники и «германский вопрос» (19451949). М.: Наука, 1990. 304 с.

40. Гайдамавичене И.П. Проблема свободы и нравственной ответственности в драматургии Ж.-П. Сартра // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1967. № 6. С. 54-62.

41. Гэддис Д. Новая история холодной войны: первые впечатления // История холодной войны: новые подходы и интерпретации. Саратов, 2001. С. 328.

42. Дзелепи Э. Секрет Черчилля (к третьей мировой войне 1945.) / Пер. с фр. Н. Яковлева. М.: «Прогресс», 1975 - 308 с.

43. История дипломатии / Под ред. А.А. Громыко и др. М., Изд. пол. литры, 1974. Изд . 2 -е. Т. 5. Кн. 1.

44. История Франции / Ред. А.З. Манфред, В.М. Далин, В.В. Загладин, С.Н. Павлова, С.Д. Сказкин. М.: Наука, 1973. Т.З.

45. Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 года. В 2 кн. М.: Межд. отношения, 2000. Кн. 1.

46. Канинская Г. Н. Радикалы и радикализм в послевоенной Франции. М.: Наука, 1999. 240 с.

47. Канинская Г.Н., Наумова Н.Н. Борьба классов и партий во Франции в годы IV республики (политические партии IV республики). Яр., 1989. 96 с.

48. Киссель М.А. Дороги свободы Ж.-П. Сартра // Вопросы философии. 1994. №11. С. 171-188.

49. Киссель М.А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра. Л., 1976. 239 с.

50. Константинова Т.П. Коммунистическая печать Франции. 1944-1947. М., Изд-во Моск. ун-та, 1973. 48 с.

51. Крутоголов М.А. Государственный строй современной Франции (Четвертая республика). М., Изд-во ак. наук СССР, 1958. 304 с.

52. Кузнецов В.Н. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм. М., Изд-во Моск. ун-та, 1969. 287 с.

53. Кузнецов В.Н. Французская буржуазная философия XX в. М., «Мысль», 1970. 319 с.

54. Кузьмина Т.А. Мораль, общество, история в философии Ж.-П. Сартра // Историко-философский ежегодник'95. М., Мартис. 1996. С. 72-96.

55. Кукаркин А. Чарльз Чаплин и его фильмы. М., Наука, 1966. 248 с.

56. Леффлер М. Холодная война: Что «мы теперь знаем?» // История холодной войны: новые подходы и интерпретации. Саратов, 2001. С. 29-62.

57. Маетны В. Выиграло ли НАТО холодную войну? Взгляд через стену // История холодной войны: новые подходы и интерпретации. Саратов, 2001. С. 76-95.

58. Михайловский Е.Г. Республиканский фронт во Франции (1955-1957): Учебное пособие. Яр.: Яросл. гос. ун-т., 1998 124 с.

59. Молчанов Н.Н. Генерал де Голль. М.: Междунар. отношения, 1980. -504 с.

60. Молчанов Н.Н. Четвертая республика. М.: Изд-во соц.-эк. литературы, 1963,- 607 с.

61. Наринский М.М. Борьба классов и партий во Франции 1944 1958 гг. М., «Наука», 1983 - 368 с.

62. Наринский М.М. Нейтрализм в годы «холодной войны»: альтернатива французских интеллектуалов // Европейский альманах. История. Традиции. Культура. М., 1992. С. 107-118.

63. Наумова Н.Н. Голлизм в оппозиции: Партия Объединение французского народа в политической жизни IV Республики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 190 с.

64. Нежинский Л.Н. Предисловие // Советская внешняя политика в годы холодной войны (1945-1985). Новое прочтение. М.: Междунар. отношения, 1995.

65. Новиков Г.Н. Голлизм после де Голля. Идейная и социально-политическая эволюция 1969-1981 гг. М., Наука. 1984. 304 с.

66. Орлик И.И. Запад и Прага в феврале 1948 года // Новая и новейшая история. 1998. № 2. С. 2-12.

67. Покровская С.А. Характер и особенности антивоенного движения во Франции // История антивоенного движения в капиталистических странах Европы (1945-1976). М., Наука, 1981.

68. Полевой В.М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. М., Сов. художник, 1989. ч. 3. 456 с.

69. Полторацкая Н.И. Большое приключение благовоспитанной девицы. Книги воспоминаний Симоны де Бовуар. СПб., Изд-во С-Петерб. ун-та. 1992 -248 с.

70. Проэктор Д.М. Мировые войны и судьбы человечества. Размышления. М.: Мысль, 1986-318 с.

71. Ратиани Г.М. Франция: судьба двух республик. М.: «Мысль». 1980. -470 с.

72. Розанцева Н.А. Франция в ООН (1945-1950 гг.). М., Наука, 1984. 224с.

73. Рыкунов В.М. Свет и тень философии Сартра // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1990. № 6. С. 45-54.

74. Смирнов В.П. Новейшая история Франции 1918 1975. М.: Высш. школа, 1979. - 376 с.

75. Снегирева Т.И. Из истории антивоенного движения во Франции после второй мировой войны // Французский ежегодник 1968. М., Наука, 1970.

76. Соколов B.C. Французские общественно-литературные журналы периода IV республики (1946-1958). Критика и публицистика, JL, Изд-во Лен. ун-та, 1983.- 192 с.

77. Стрельцова Г. Я. Критика экзистенциалистской концепции диалектики (Анализ философских взглядов Ж.-П. Сартра). М., «Высш. шк.». 1974. 128 с.

78. Телеинтервью, данное К. Бланшмэзоном М. Швыдкому. Канал «Культура». 26 февраля 2001 г.

79. Толстых Ю.А. Андре Мальро и голлизм. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени к.и.н. Екатеринбург, 2001. 23 с.

80. Тузова Т.М. Ответственность личности за свое бытие в мире. Критика концепций французского экзистенциализма. Минск, «Наука и техника». 1987. -156 с.

81. Филитов А.М. Германский вопрос: от раскола к объединению. Новое прочтение. М.: Междунар. отношения, 1993. 240 с.

82. Филитов А.М. Как начиналась «холодная война» // Советская внешняя политика в годы холодной войны (1945-1985). Новое прочтение. М.: Междунар. отношения, 1995.

83. Филитов А. М. «Образ врага»: роль мисперцепции в формировании менталитета и политики «холодной войны» // XX век: основные проблемы и тенденции международных отношений. М., 1992. С. 125-141.

84. Филитов A.M. «Холодная война»: историографические дискуссии на Западе. М.: Наука, 1991. 200 с.

85. Французская литература 1945-1990 / Ред. Н.И. Балашов, Т.В. Балашова, С.Н. Зенкин. М., Наследие, 1995 928 с.

86. Фултонская речь Черчилля // Источник. 1998. № 1. С. 88-93.

87. Черкасов П.П. Распад колониальной империи Франции (Кризис французской колониальной политики в 1939-1985 гг.) М., Наука, 1985. 325 с.

88. Черкасов П.П. Франция и Индокитай (1945-1975) (Эволюция французской политики в Индокитае). М., Наука, 1976. 168 с.

89. Чубарьян А.О. Новая история «холодной войны» // Новая и новейшая история. 1997. №6,

90. Чуешов В.И. Введение в современную философию: Учебное пособие / В.И. Чуешов, З.И. Дунченко, О.И. Чеснокова, 2-е изд., испр. Мн.: «ТерраСистемс», 1998. - 128 с.

91. Язькова А.А. Восточная Европа в политике СССР и США (1944-1945 гг.) // Новая и новейшая история. 1991. № 3.

92. Ageron C.-R. La survivance d'un mithe. La puissance par l'Empire colonial. (1944-1947) // La puissance francaise en question! 1945-1949. P.: Publ. de la Sorbonne, 1988.

93. Alberes R.-M. Jean-Paul Sartre. P., 1953. 144 p.

94. Avril P., Vincent G. Le IV Republique. Histoire et societe. P.: MA, 1988. -204 p.

95. Barilier E. Les petits camarades. Essai sur J.-P. Sartre et R. Aron. P.: Julliard: L'Age d'homme, 1987. -165 p.

96. Becker J.-J. Histoire Politique de la France depuis 1945. P., 1988. 192 p.

97. Berstein S., Milza P. Histoire de la France au XX siecle. Ed. Complexe, 1995.- 1408 p.

98. Beverez N. Raymond Aron. Lyon, la Manufacture, 1986. 253 p.

99. Chebel d'Appollonia A. Histoire politique des intellectuels en France. 19441954. Bruxelles, 1991. T. 1-2.

100. Cohen-Solal A. Sartre. P.: Gallimard, 1985. 728 p.

101. Colombel J. Sartre ou le parti de vivre. P.: Grasset, 1981. 320 p.

102. Frank R. Le dilemme francais: la modernisation sous influence ou 1'independence dans la decadence // La puissance francaise en question! 1945-1949. P.: Publ. de la Sorbonne, 1988.

103. Gacon J. Quatrieme Republique 1944 1958. P: Messidor / Ed. Sociales,1987.-260 p.

104. Girault R. Les decideurs francais et leur perseption de la puissance francaise en 1948 // La puissance francaise en question! 1945-1949. P.: Publ. de la Sorbonne,1988.

105. Histoire culturelle de la France / sous le direction de Rioux J.-P., Sirinelli J.-F. P.: Seuil, 1998. T. 4. Le temps des masses. Le vingtieme siecle.

106. Lacroix-Riz A. Puissance ou dependance francaise? La vision des «desideurs» des affaires etrangeres en 1948 1949 // La puissance francaise en question! 1945-1949. P.: Publ. de la Sorbonne, 1988.

107. Lancelot A. La participation des Francais a la politique. P., 1971. 128 p.

108. Lazar M. Le parti et le don de soi // Vingtieme siecle. Revue d' histoire. 1998. № 60. P. 35 42.

109. Lazar M. L'invention et la desagregation de la culture communiste // Vingtieme siecle. Revue d' histoire. 1994. № 44. P. 9-18.

110. Leroux A. La France des quatre pouvoirs. Essai pour une politique humaniste. P., PUF,1989. 313 p.

111. Melandri P., Vaisse M. De la prise de conscience de l'impuissance a la quete de l'influence // La puissance francaise en question! 1945-1949. P.: Publ. de la Sorbonne, 1988.

112. Motrin J. Histoire politique de la presse 1944-1949. P., 1949. 188 p.

113. Ory P., Sirinelli J.-F. Les Intellectuels en France, de l'Affaire Dreyfus a nos jours. P.: Colin, 1986. 264 p.

114. Prost A. Changer le siecle // Vingtieme siecle. Revue d'histoire. 1998. № 60. P. 14-26.

115. Rioux J.-P. La France de la Quatrieme Republique. P.: Ed. du Seuil. 1983. Vol. 2.-386 p.

116. Sirinelli J.-F. Histoire des intellectuels (4/4): Un intellectuel dans le siecle. J.-P. Sartre, www.sonoteka.libfl.ru

117. Sirinelli J.-F. Intellectuels et passions francaises. Manifestes et petitions au XX siecle. P., 1990 372 p.

118. Smirnov Y., Zubok V. Nuclear Weapons after Stalin's Death: Moscow Enters the H-bomb Age // «Gold War International History Project Bulletin», Issue 4, Fall 1994, Washington, USA, p. 1,14-18.

119. Soutou G.-H. La guerre de Cinquante Ans. Les relations Est-Ouest. 19431990. P., Fayard, 2001 768 p.

120. Tous les Sartre // Le nouvel Observateur. Du 13 au 19 janvier 2000. № 1836. P. 10-11.200

121. Wall I. M. L'influence americaine sur la politique francaise. 1945-1954 / Traduit de l'amer. par Raviart P.-E. P.: Balland, 1989. 515 p.

122. Winock M. Histoire politique de la revue «Esprit». 1930-1950. P., Ed. du Seuil, 1975. 448 p.

123. Winock M. La France politique. XIX XX siecle. Seuil, 1999. - 576 p.201