автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.06
диссертация на тему:
Жанр автобиографии в литературах Восточной Африки 30-60-х годов XX века

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Сидорова, Инна Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.06
Автореферат по филологии на тему 'Жанр автобиографии в литературах Восточной Африки 30-60-х годов XX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Жанр автобиографии в литературах Восточной Африки 30-60-х годов XX века"

АКАДЕМИЯ НАУК СССР

ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ МИРОВОИ ЛИТЕРАТУРЫ имени А. М. ГОРЬКОГО

ЖАНР АВТОБИОГРАФИИ В ЛИТЕРАТУРАХ ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ 30—60-х ГОДОВ XX ВЕКА (КЕНИЯ, ТАНЗАНИЯ)

(10.01.06 — литература народов зарубежных стран Азии и Африки)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

На правах рукописи

СИДОРОВА Инна Николаевна

Москва — 199 0

Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы ордена Дружбы народов Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Научный руководитель —

кандидат филологических наук, доцент JI. А. Ромадинова.

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор А. А. Жуков, кандидат филологических наук. Л. Э. Ганкин.

Ведущая организация — Институт стран Азии и Африки при Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова.

Защита состоится 6Щ4П,1990 г.

в часов на заседании специализированного совета Д 002.44.03 по филологическим наукам при Институте мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР (121069 Москва, ул. Воровского, д. 25-а).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ИМЛИ им. А. М. Горького АН СССР.

Автореферат разослан « /7^ » 1990 г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат филологических наук

В. А. НИКИТИН

Институт мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР, 1990.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ

Азтуалыюстъ исследования. Больше исторические перепены, охватившие страны Африки в XX веке, вызвали существеннее сдвиги в мировосприятии африканцев, что нашло свое отражение б ' словесном творчестве народов континента, перекявгэдем процесс радикального обновления.

Автобиография стала одним из первых канров, обеспечптлих смену традиционных, основанных на каноне форм словесного искусства восточкоафрикансккх стран нобыш форма'.®, присущие пндивидуально-азторскоглу творчеству. Черта, основообразующие для романа, впервые появляются а недра:: автобиографического аалрэ, хотя последний, в отличие от восточноафриканского романа, еще не подвергался углубленному изучению. Проведенное в диссертации сопоставление ранней стадия современного литературного процесса в восточноафриканском регионе на языках суахили в Танзания и английском з Кении открывает возглсяность для выявления отологически:: аналогий в литературах эти\ стран и для определения специфических особенностей калздой кз названии литератур.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составляет марксистско-ленинское учение об искусстве. Теоретической основой работы являются фундаментальные труда по тео- , рии литературы советских исследователей, статьи я книги советских литературоведов-африканистов, а тагсхе работы по истории ,.соца о логии,- куль туре.- -

Основная цель исследования - рассмотреть развитие жанра автобиографии в восточноафрпканских литературах и определить его роль становлении современной прозы /прежде ъсего романа/'.. 3 соответствии с этим ъ диссертации ставятся следующие задачи:

- охарактеризовать социально-политические и культурно-ясторл^еохие условия возникновения жанра автобиографии в вос-точнсафрипансгсих литературах на примере наиболее развитых из них литератур Кении и Танзании;

- показать эволюцию этого нанра на материале конкретного анализа произведений англоязычных писателей Кении и суа- ■

хилиязычнкх - Танзании;

- раскрыть идейно-эстетическую сущность нанра автобиографии, еыявяз признаки, сбяияагощзе ее с романом;

- охарактеризовать преемственную свягь автобиографии и романа в литературах Кении и Танзании; /

- соотнести становление автобиографии в восточноафрикан-ских литературах и.литературах других регионов мира в рамках срав:штельяо-типологического анализа.

Научная новизна работы заключается в том, что в нзй впервые в африканистике проведено системно-типологическое исследование канра автобиографии как ключевого звена при переходе от традиционных форм словесного творчества к современным литературным фермам. Работа представляет собой определенную ступень в теоретическом осмыслении современного литературного процесса африканских стран; наряду с етиь; она вводит в науку новый конкретный материал, восполняя существовавший до сих пор пробег ^-изучении.африканских.литератур.

Практическое значение диссертация состоит в том, что ее обобщения и вывода могут быть использованы при создании истории литератур'зосточноафриканского региона и обобщающих теоретических работ, посвященных современно^ литературному процессу развивающихся стран. Материалы диссертации дополнят вузовские кури: по истории современных.литератур; в настоящее время они уяе применяются при изучении.литератур Африки в Университете друкбы народов им. П.Лумумбы, а также при написании студенческих.курсовых и дипломных работ по данной тематике.

Апробация работы.Диссертация обсуядена и. рекомендована к защите на заседаниях кафедон русской и зарубежной литературы УДН им. П.Лумумбы и Отдела литератур Азии и Африки Ж'ЛИ им. А.М.Горького лк СССР. Материалы исследования были использованы в докладах на конференции молодых ученых и специалистов Университета дружбы народов им. П.Лумумбы /Москва, 1981/, , на всесоюзной конференции "Современные литературы Африки и иддологичеекзя борьба" /Госква, ¡Ш АН СССР, 1983/, на 7 все' : союзной конференции африканистов "Новое ышлеше и Африка"

'./Москва, Институт Африки АН СССР, 1989/, на всесоюзной конфе-• • реншш "Взаимодействие культур и татэратур Востока л Запада" /Москва, ИМИ АН СССР, 1985/, По теме диссертации имеется

семь публикаций, а также пособие "Практикум по африканской литературе для спецкурса "Становление жанра автобиографического романа, в.восточноафриканских литературах".

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литератур».

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ .

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его цель п задачи, характеризуется степень изученности предмета диссертации в советской и зарубеяной нау*..}.

Преимущественное внимание советских исследователей до • сдх пор привлекают африканские литературы на европейских языках. Среда литератур на ефриканских языках в больпей степени оказалась освоенной литература на языке суахи • /исследования

A.А.Нукова, Ю.К.Щеглова, Л.Э.Ганкина/.

Англоязычная проза Восточной Африки изучена советскими исследователями более обстоятельно /работы В.Н.Вавилова, Е.Я. Суровцева, Л.Э.Ганкина, диссертация Э.В.1:лиевоь, .

Изучение канров, появившихся в литературах Африки в новейшее время, началось с романа /исследования М.Д.Никишоро-еой о романе Тропической и.Северной Африки, С.В.Прожогиной. о романистике Маграба, Г.Я.ДкугалвЕли об алжирском ро; ше,

B.Н.Бавило'ва и Е.Я.Суровцева об англоязычном, Е.А.Ряузовой о португалоязычном, Н.Д.Ляховской о франкоязычном романе Тропической Африки, М.Л.Вольпе о романе Эфиопия/. Яанр автобиографии, подготовивший становление романа, остался вне поля зрения наших исследователей. Среди зарубежных литературоведов ему уделяет внимание Д.Олни /США/, охарактеризовавшей в своей книге "Скани мне, Африка" /1973/ спец; }пческие задачи авторов африкан им жизнеописаний. Картина изученности а$ря-кансгшх литератур в зарубежном литературоведе^л в целом примерно такая же, как в советском: литературы на европейских языках исследоьаны полнее, чем на африканских.

В предлагаемой диссёртаЩТ^ш^ анализир; гея •: :ановление совремешшх лите^' тур в Восточной Африке на английском язнке и на суахиль; доказывается, что исключительная роль в это..; становлении принадлежит канру

2-728 3 '

автобиография, в котором отразилось формирование в африканском обществе концепции личности, ке скованной авторитетом традиции.

В П веке б духовной етзчи народов Тропической Африка , произошла глубс::ие изменения, связанные с формированием не-' ционального и -личностного самосознания африканцев в условиях коренных общественных преобразований. Как подчеркивают совет-, сгае африканисты И.Ч.Потехин, Б.В.Аядрканов, Е.С.Ерасов и др., • становление национального самосознания происходит в ходе освободительной. борьбы африканских народов» По словак Е.ВЛдд-рибнова, яыекно антиколониальная революция, объединившая на-, роды без различия племенной принадлежности, языка и культуры, активно способствовала формированию "единого государственного национального самосознания''.

Рост самосознания африканцев нашел своз вырааение правде всего в сфере'идеологии: в восточяоафриканских странах большой популярностью в период антиколониальной борьбы пользовалась политическая концепция патафркканязма, заявившего об общности судэб и необходимости объединения угнетенных народов. При этом, если в годе борьбы против колониализма доминировала лозунги общности всех представителей черной, расы, в освободившихся африканских странах проводится политика обшенерод-; ной консолидации и интеграции в рамках гоеддарстнешаж границ.

Одновременно с процессом становления надэтшческого /общегосударственного/ национального самосознания развивался другой процесс - формирование личностного самосознания африканцев, что связано прежде всего с разложением традиционного об-■ щества, при котором происходило выделение индивидуума из коллектива. Значительно ускорило этот процесс внедрение и упрочение в Восточной Африке капиталистических отношений при сохраняющейся -многоукладности: в глубинных районах региона существуют родо-племенные связи, а на поберенье но изжиты достаточно развитые феодальные отношения. Оба процесса, формирование личностного и национального самосознания, развивавшиеся параллельно, подкрепляли и ускоряли доуг дата.

Жанром, напоолее голно выразившим личностное начало на ращем этапе формирования современной литературы в странах Восточной Африки, явилась автобиография. Одновременно она со-

действовала укреплению национального самосознания африканцев, осознанию ими принадлежности не только к своему племени ии» клану,-но.а.к.сЗохее ащрокоЯ человеческой общности.

2 первой глазе - "Еанр автобиографии в период становления современной литературы в Восточной Африке" - определяется ' роль автобиографии на раннем этапе формаровежя современных ' литератур Африки; проводится сравнений возникновения а развития жанра автобиографии в зосточноафриканскпх и гападччх лг-тературах.

Автобиография - это сдпа пз рысновидпостей худскеотвен-по-дохгументельного жанра наряду о мемуарами, записками, дневниками. Все эти формы объединяет ярко .вирааекноё лл-люсгнсе начало. Не случайно автобиография появляется б литературах разных стран в те периоды их исторического развития, когда разрушаются архаические !< раздаются козне социальною структуры, причем человек начинает ощущать свою сai.roстоятельность и самоценность. ТадоЕа автобиография американского просветителя Б.'Зракклина, написанная ь период формирования североамериканской нация; в России - жизнеописания протопопа Аввакума и инока Еллфапия, созданные з ХУТ1 веке.

В западноевропейской литературе канр автобиографии впервые возник в Древней Греция. Античные автобиографические форш восходят к ЛИ - УН вв. до н.э. /"Труды и дни" Гесиода/. Истоки античной автобиографии М.М.Бахтин усматривает е мифологических метаморфозах и гражданской поминальной рочк /эн-ког.яоне/. Отсюда два типа автобиографий и биографий в древнегреческой литературе: платоновский /получивший законченное выражение у Платона/, в основе которого лсрит "гизнеиный пуп. ищуцего истинного познания", сопряженный с кризисом и пере-рокдгнгям, я риторический /"овнешненная" биография/, основу которого составляет эякомсок.

3 древнерусской литературе автобиографии Аввакума и Епи-фшмя построены на основе того же принципа дидактической иллюстративности, что я традиционная христианская биограф-ля •• житие. По изображение собственной судьбы у этих авторов идет,

1 См. ь работе: '¿ср?-гг времени и хронотопа в романе. -М.!!.Гсхтан. Лятературпо-крмотеокне стать:!. М., 1966.

Ь

о чем пишут, в частности, А.Н.Робинсон и Н.С.Демкова1, по "вум направлениям: Аввакум, выходя за рамки житийного схематизма, создает очен- полную картин,, современной ему жизни; Епифаний сосредоточен в большей степени на движениях своей души. 4

Сделав поправку на время и локальную специфику формирования вг~точноафриканских автобиографий, можно выявить типологи-че^тсие схождения между ними и вышеназванными автобиографиями.

В восточноафриканских литературах, как и в античной, и в древнерусской, автобиография отразила становление личностного самосознания в услс~яях крушения привычных социальных устоев, г когда у индивидуума появляется необходимость соотнести себя 'с изленившимся и расширившимся в границах миром. Этот аспект 1 самосознания реализуется в риторической автобиографии. Другой аспект наае выражение в платоновской автобиография, которая предполагает поиск смысла своей жизни в новых исторических условиях. •

Деленив автобиографии нн двй тип в, достаточно условно, поскольку этот жанр предполагает соотнесение личности с ее окружением, с обществом. В одном случае внимание рассказчика в большей степени обращено на внутренний мир автобиографическо-' го героя, в другом акцент делается на самооценке героя как ' общественной, личности, гражданина, поэтов автор такого жизнеописания проявляет больший интерес к социальной аизни свое- -> времени.

В Восточной Африке начала XX века различные формы словесного искусства г"осредованно отразили пестроту социальных ук. ладов этого региона: в крупных городах на побережье существовали письменные памятники, литература средневекового типа, во внутренних районах всецело господствовал фольклор. Поэтому разными были и пути, которыми шла англоязычная литература народа кикуйю, к моменту колонизации бесписьменного, и литература суахили, имеющая классическое письменное наследие. , 1,„'рвое произведение литературы кикуйю - автобиография лидера национально-освободитез^ного двивения Кении Даомо Кениаты /"Лицом к горе Кения", 1938/ родилось йакти зеки без опоры г

См.: А.Н.Робинсон.Жизнеописания Аввакума и Епифашя. М., 19СЗ; М.С.Леикова,::итие протопопа Аввакума. Л., 1974. б

па фольклорную традицию, представляющую созершешю иной /аяо-гаглкнй, коллективный/ тип художественного творчества.

Картина суахялийской словесности более слезла.. С одной стороны, существует богатнй фольклор суахили, о другой - средневековая литература, чье появление связано с распространением ислама в данном регионе, в форме лирических стихов машаири и ■ эпических поэм тендя. Несмотря, на тс, что вопросы об источниках сюжетов суяхилийских эпических поэм, о глкянчл восючноаф-рктсанокого фольклора на тенди в процессе становления этого жанра е^е нуждается в обстоятельном изучении, фактом, не вы-зыва-оат-1 сомнении у исследователе;?, является самобытность тенди, уникальность их тексгоэ. Согласно наблюдениям Ю.К.Щеглова*, по сюжетным я коггпозпциошзаиг признака!-: тенди чаще похожи ча новеллу ч роман, чел на классические образца устного эпоса, хотя еуахидийскиг погш впчтали в себя .ч глнсяестзо фольклорных черт и мстивоь. В целом родовое начало в теядк преобладает над индивидуальном, но говореть о появлении в них элементов индивидуального творчества здесь уже мсзго без сомнения.

Специфическую роль в переходе к отражения жизязчнэгэ опыта отдельного человека в письменной литературе суахили сыграли средневековые хроники, создавшие »:отау для восприятия индивидуумом уже ке только коллективного 01!ыта такой ст-носителгно большой социальной группы, как род, но и малой, какой является семья.

Автобиография, подготовившая появление романа, в традиции словесного искусства Кении могла опереться липа на сказку, которая из фольклорных форм ближе всзгр стоит к роману*1. Их сближает характер иоьествоьания, который зыступает в обоих случаях а качестве чисто художественного вымысла, не претендующего нг< достоверность, а также специфический интерес. к формированию и су^бе отдельной личности. В литературу же Танганьики /н;:::е Танзания/ автобиография входила в то время, когда в ней щгрохо бытовала эпическая позиа утенди, нахопив-

^ См. Ю.К.1Г,еглов. Эпическая, поэзия суахили. Памятники книжного эпоса, !.!., 1270.

о

' См. об этом: З/.'.Меле'лпгстшй. Введение в историческую поэтику эпоса и романа, 1£3б.

5-758 7

тагя ряд признаков, свойственных уже индивидуалъно-авторско-т"У творчеству.

Далее в глазе ^.осматриваются элементы, связывающие автобиографии как художественно-документальный жанр с романом: принцип отбора м-^ериала, ассоциативность художественного / мышления, сосредоточенность на раскрытии психологических и идеологических процессов в развитии личности, освоение принципов сюкетосяодения, пространственно-временной динамики изображаемого, овладение такими еще новыми для восточноафрикан-. ск^й литературу художественным средствам!, как пейзан, портрет, изображение бы^а.

Ход развития европейской литературы свидетельствует, что .-¿акр романа возникает впервые иле ае возобновляет свое существование в те исторические эпохи, когда происходит осво- ; / бокдение об: зственного сознания от авторитарных догм, способ- ' ствукаее выдвижению личности в. лцестве, новей оценке челоБе- . : ка в художественном творчестве.

: Е литературах Восточной Африки роман такяэ появляется ' в персод радикальных -изменений з обществе и национально-освободительной борьбы, когда происходит пробуздение личности, намечается ее выход в политическое мышление. Автобиография, предварившая появление романа, стала тем канрол в восточноафрикан-ских литературах, в котором непосредственно отразилось формирование концепции личности ь идеологической зшзни восточноаф- -Р"*санских стран. Основой формирования этой концепции стало осознание значимости своего народа, его уникальности и само" ценности, отсюдр обилие этнографического материала в ранних . автобиографиях /Дк.Кениата "Лицом к.горе Кения", "Мой народ ■■кикуйю", У.С.Фарси "Куруа и Дото"/. Появление темы личности е востсчяоафрикансккх литературах начинается о осознания себя автором как части определенного коллектива, этнической и социально? целостности и развивается к осознанию своей инди- ' видуальной человеческой значимости.

. По мере усложнения проблемы личности, ее внутреннего обогащения, усчощшютсл и ^ руктурные особенности жанра: в автобиографическом повествовании появляются черты, сближающие его с художественным'' произведением,/жизнеописания М.Ги-кару, М.Гатеру, Шаабана Роберта/.

В течзние трех десятилетий, начиная с 80-х . дов XX зека, автобиография как аанр, отраляюпдай становление самосознания личности в восточноафриканском оощзство, з принципа исчерпала себя; к началу 60-х годое литературы Кения и Танзании подошли к рубежу, обозначившему появление новой литера- • турной формы - рсмана._.

Истоки танзанийской и кенийской автобиографии принадлежат к разным историческим эпохам, хотя их и разделяет короткий отрезок временя. Первая автобиография в истории суахиг'й- • ской литературы была записана со слов известного работорговт-ца Типпу Типа немецким профессором I.Броде в К02 - 1303 гг.,-• это "Кизнь Хамеда бин Мухамеда эль-Мурдкеби, или Типпу Типа, написанная им самим", появившаяся на фоне традиционных жанров ¡ литературы суахили.

Качало развития жанра автобиографии в кенийской литературе связано с появлением пационально-осЕободательного двяяения? ' оно было положено книгой Дж.Кениаты "Лицом к г- э Кения" /1958/. Специфика этого произведения определяется единством, документальности, публицистичности /обвинение колонизаторов, захвативших земли.кикуйю/, этнографичкости в сочетании с приемам: художественного осмысления действительности.

1Снига ДБ.Кепиаты, отражающая традиционный быт кикуйю, -родоначальница бытописательских произведений, появившихся во ■.. второй половин.? 60-х - начале 70-х годов /"Земля обетованная" Грейс Сгот, "Сосуд жизни" Асалаше Казамби, "Возможно ли ото?" и "Посвящение з муэтины" Оле КУлета/.- Однако они лишены'по-, литкческого пафоса произведения Кениаты и.в то же времг не подшшаглс^ до подлинной худокественности..

Более продуктивное направление развития современной кенийской литературы, рассматриваемое в следуюнг4 главе диссертации, с-1зе.но с совершенствованием и обогащением средств . изобретения человека.

lio второй главе - "Ганр автобиографии в литерату. з Кении 50 - годов XX века" - прослеживается рост худо )ст-венного уровня кенийских автобиографий, ^называющий i преаде •нсего в изображении челог 'ta, постепенное накопление в рамках жанра черт, сблягающих его с романом.

50-е годы - это десятилетие, когда антиколониальная борь- ,

ба кенгнекого народа вступила в решающую фазу, заверипвпуга-ся вооруженным восстанием I952-IS56 гг., известным под названием May May. Позднее литератур?., уза т. присущих ей как виду 'искусства форькх, отразит события этих лет. Но первой на чих otkj0Iкается автобиография, на денном этапе отличительной чертой которой стала публицистичность.

Г.!ояйзо Коьнангег один из руководителей освободительного движения в стране, излагает историю борьбы своего народа в ■ политической автобиографии "Говорит народ Кении" /1255/, показывая первые антиколониальные протесты к первые политичео-киз организации, участие в.освободительном движении разных слсе!' населения t- крестьян, рабочих, городских пизоз. Автобиографических данных М.Коинанге сообщает нашего, отбор фактов из личной жизни. подчинен принципу их связи с участием его в политической жизни, т.е. автобиографический элемент по.ггчикен главнрй задаче повествования - показать движение за независимость Кехш на этапе, предшествуищем восстании May i'.fay. В конце книги в приложениях даются документы, отражающие историю борьбы кенийского народа вплоть до момента выхода книги.из печати.

Книга М.Коянанге отражает новый этап в развитие общественного сознания Кении. М.Коинанге, в отличие от Кочиаты, разрабатывает идею политического самосознания не кикуйю, но кенийца, т.е., члена новой надзтническсй социальной общности; • та же идея отразилась и в названии книги.

Одним ii'3 первых произведений, содержащих в себе значительный элемент художественности, стала автобиографическая повесть Мути Гккару "Страна солнца" /1958/. Она повествует о нравах и сбычаях народа кикуйю, наблюдаемых автором с раннего детства в родной деревне, о произвола колониальное властей, а такке э зарождении освободительного движения в Кении и об участии в нем автора, что станет одной из ведущих тем в кенийской литературе 60 - 7П-х годов /Карари Нджела, Бяру-хиэ Итоте, Джозайк Кариуки, Годвак Бачира, Джон Карски, Стивен Нгубия, г.'еда Мванга/.

Б производит М.Гикару выдзляется два позествователь-н?:х плана: один сооытийный - э^о собственно биография автора, которая построена традиционно, па строго хронологической

основе: рассказ о родственниках, воспоминания о детстве я отрочестве, затем воспоминания, сзязаядае с началом садестьк-тельной Е13НИ, ознаменовавшаяся: переездом ь ropos, ноаас r,no-чатлекия, рассказ о своей трудовой деятельности. ГтсроЪ план повествования оформлен как яублицйстлческий мешлог пзтора, насыщенный. документальным?! данными.

Среди проблем, волнуюиизс автора, центральное место занимают две: вопрос о земле, который бил глазнш для я се:; кикуйю /борьба за нззависимость велась л этой стране иод сна-менем треботшния возврата местное наеллоцию земель, отобранных прл колонизации для белых поселенцев/, и dücoehü вопрос.' Эти проблемы не обошли своим ниманяем ь литорагурныа предшественники Н.Гикару Д^.Кениата и М.Коинанге. Но если у дъух последит-: писателей преобладает s повеотвоз шля зтлогрлфач-кость /Лк.Кениата/ и публицистичность /М.Г.оипдге/, то и.Гя-кару, говоря об гтих проблема;: в масштабах страны, соотносит их со своим личным ог"том и с опытом своей семьи, индивидуальным и.одновременно типичным.

Жанр автобиографической повести 50-х гсдоз отражает су-щестзешпге сдвиги в развитии кенийской прозы: усиленна политической тенденциозности, публицистичности и в то :.:е время пояски новых средств художественной выразительности, что осо-.' бенно заметно з книге М.Гикару "Страна солнца", Обратявпись к принципам автобиографии ПО - 40-х годов /автобиографический герой, этнографизм, документальность, публицистичность/, М.Ги-кару идейно а тематически расширяет границы гдкра, в «го книге б полную силу звучит теша политической борьбы, чего не било у Дж.Кенлаты.

Мастерство писателя проявляется при введении в повествование элементов традиционного словесного искусства: сказок, лесе:!, пословиц и поговорок. Автор ке применяет их в качестве иллюстрации к рассказу, обращение к ник диктуется сатем стетом. Совершенствуется и повествовательная техника: монологическая речь автора дополняется диалогической.

Начинаг с книги М.Гккару, в которой процесс сшопо^на-,яил становится художественной доминантой, в произведения кенийски:: евтороз непосредственно входит субъеетивное, личностное начало.

Завоевание независимости поставило перед литературой '•'.-вовне проблем, срлзаннле с общественно-политическими измене- ' ■ ; ная1,.-1 в стране, с ноьыи пониманием.личности и ее места з из-■кзнивсеРся исторической реальности. Эти проблем; выявляются 'в книге М.Гатеру "Дитя двух миров" /1964/, зпзрвке подымаю- ". ;; щой тему г.'лргйяальности африканца новой формация, Оозобонда-.' /; :ясь от ксшшашюй заЕиспмос"'!, африканцы оказывались перед ^всобходгаоогчыэ определить свое отноишяе к двум тарам - гра- . . дииаощгому африканскому и современнее' западному. Сложность . заключалась в том, что африканскиг интеллигент зачастую но тувстаоьзли сес'я полностью принадлежащим:; ня тому, ня друго- • • Однако М.Гатеру ощуцает себя человэком, принадлвкздим

обоям шрам, рассматривая свою ыаргмтальность как ярчдмупест-...ео обогЕг.сние личности.

■ Книга М.Гатеру явилась ногам шагом в развитии rtajipa автобиография в кенийской татература, От прздаоствующпх жизнеописаний го повесть отличает больший охват дизнойного мнтери-ела. Он обращается к ом/долечию ко только сс ременной африканской ш:зи'И, но и к европейской, азиатской и америквнекой действительности; в поисках образования_аг—>р кял в Индии, СЕД, Англии, Зто дает ©ь^у возможность широких сопостамений, взгляда на современный мир в общечеловеческом масштабе.

Пя сатсль стремится к освоению современных средств худо" косвенного отображения действительности, ему удалось пока- ' па?ь те глубокие поремекн в мирояогзрения и психологии авто-6 ^графического героя, которое произошли сод влия:шем изменив' шейся действительности.

Дальше jortx литературчше- предшественников он продвинулся в создании образа автора, в котором отразились чертн кенийца новой эпохи, в "роцикновонии во внутренний мир как главно-то героя, так и ль.дей, с которыми сталкивала егс гязнь. До МЛ' :еру авторы кенийских автобиографий и« ставили подобной г.ели, В арсенале художественных средств писателя речевые характеристики персо- тжей, портрет, пейзаж. Этот писатель ближе воех подошел к рубеж;/, который.обозьачнл з современной кенийской прозе.начало эры романа.

В третьей главе. - "Еанр автобиографии в литературе Танзании" - исследуется формирование этого жанра в современной

литературе на языке суахили.

Центральное место в глазе отводится анализу автобиографической. дилогии "Моя ;кизнь" /1946/ и "Поело пятидесяти" /1260/ основопологетка совреме" 'ой художественной литорат} • . ри Танзании Шаабана Роберта /1209-1962/, язхяэеогося, в от-, личие от упомичаетЕхся вшзе авторов, профессиональным ль ."з~ ратором. Ему пркнадлс.-а1т не только заслуга отобрелсе^шч перемен в общественном сознании, фсрлирсоакяа кощелцик личности ■■ в суахилийском обществе, но и освоения и введения л литературу суахили ряда нових га:>роз /литературная скаякс, аьтэблс-графия, просветительская повесть/. Б преиззедепигге Шас.бг.на Роберта автобиографический персона." прлблиязетсч к худолестзея-■но:.у образу, что имеет существенное значен: в процессе становления романшг- жанров. Осваивая совремегашз литературчыо . формы, Шаабая Роберт умело используе. з своем творчестве дэ-стижеетя средневековой суахилийской литературы л фольклора. Шаабан Роберт вонел в суахилайскую культуру хагс 'создатель современного литературного языка.

Годы твсрчества Шаабана Роберта совпали с нарастаниом национально-освободительного двнпенпя на его родине, сн успел стать свидетелем провозглашения независимости в стране в ма' 1961 года,- Характер воспитания ¡ социальное положение /чиновник в колог'алыюй администрация/, а также особенности общественной ситуации в Танганьике СО-х годов зо многом определили его идейные позиции. Как отмечате и«:следователи творчества писателя /А.А.Еуксв, П.К,:"сглов, ?.Арнольд/, его мировоззрение связано с pt ^ветигельекпмя идеями, базирующимися на сис^ме этических ценностей, заимствованных и у христианской, и у мусульмане. ой религии, но приспособленных Шаабаном Робертом к требованиям нового времени./сам он мусульманин/. По.кнешзо Шаабана Роберта, существу! общечелове ~!ские ценности, присущие всем людям независимо от цве;а когти, религиозной п-чнад-леяности, политических убеждений, и ети взг да, приобретающие в кати дни особенною актуальность, легли в основу его литературной деятельности.

Концепция нового человека, разрабатываемая Шаабаном Робертом, неотделима от идеи воспитания эмансипированной, прогрессивной личности, сознательно интегрирующейся в обществе,

спс'однок от голоклального гнета, реализующем гуманистические идеалы. Z?:■iбzv^ ГсОерт связывает появление такой личности с Оймосовериенст:?свлнге?<1 людей. Концепция личности, сложившаяся ч егтоочографии "Моя г^зяь", обогатилась в книге "После пятидесяти"- где воплощено политическое самосознание не только аглгрльиканца, ;ю л африклда, которого волнуют судьбы вссго континента.

В повести ,;1?о& глзчь" наличествуют романные элементы: годаиепг.осхь отобран-т-х из аисни фактов главной идее произ- . ьеде"/!'7., до,л,атсччо глубокоз отрачениз внутреннего мира герое, рнслп:тие его хаоактс'ре е шогсстороянлх связях с действительностью; ьчабан Бсеерт прякешет новые для лстергтурц суахили, средства художественного освоения действительности /например, . . лоргрс-*/.

Оаисолее 1'.лодотворшй период в творчестве Шаабана Роберта -50-е года, именно тогда оыло создано болыяияетво его прозаических произведений: "Кусадшдага",. -'лдалч и его братья", "Влггь Сити б,:нти О^ад", "Утубора".

1дайная эволюш'я Шаабана Роберта проявилась прежде всего з ^о/лтигаппя аЕтоблограши, что в свою очередь привело к ры-льции худокественкой структуры какр&. В повести "После Ютхидеонт!»" Шаабаи Ройепт описывает своп общественно-политическую деятельность; в ней сод;е.(жится не только рассказ о себе, но и рассугдений о смысле ьпзни, и лирические раздумья в стихотаорьой форме. Публицистичность становится здесь доминирующим г.ршгшюм повествования.

"Моя киз'гь" и "после пятидесяти", будучи идейно и тематически связанными ме/гду собой, тем не менее ссдерглт судзст-■ зонные различил в трактовке национальной ж.цзнт, характера автора, в художественной структуре. Если в "Моей -~изни" Шаабан Гооегг впервые в во от эчногйриканской автобиографте сгавит проблем африканца как творческой личности, необходимости реапизаций духовного потенциала современного 'лшгачь.и-энца, то в "После пятидесяти" он акцентирует новое политическое мьлмение соотечественника, В отличие от псвестл "Моя жизнь" политическая тема не возникает эпизодически, а становится одной из главных и форма вырагзния ее здесь ух.е ин?л: появляется историческая и политическая конкретика.

К двум автобиографическим повестям Еаабана Роберта тесно пришкает биография известной занзибарской певицы Сити бинти Саад. "Еизкь Сити бинти Саад" /. 58/ можно рассматр^шъ как часть автобиографии писателя не только потому, что он был лично знаком с певицей и описывает своз встречу с ней, но и потому, что знаменитая современница является на*{ 6l aro вторым "я", настолько полно она воплощает aro концепции творческой личности, исчерпывающе изложенную в автобиографических повестях.

Принцип автобиографичности в произведенное L'aa6ana Ро- ■-. берта получает разнообразное воплощение*, в образе автора глк' такового /иЫоя жизнь", "После пятидесяти"/, в образе реального человека, близкого ему духовно /"Еазнь ги Сглтл Саад"/, в образе вышшлс чого героя с элементами автобиогпафпзгд /Тту-бора"/.

В бС-е года жанр автобиографии разв^шат М.Р.ьясуру я . П.Угула, которые, опираясь на наследие Саиб ала Роберта, создают произведения, обобщающие жизненный и нравственны]; опыт ' . нового поколения танзанийских писателей. Ка этом этапе развитие жа'гра автобиографии идет в русле принципов, разработанных, Шаабаном Робертом. Если один из наиболее типичных представ? те-ей этой тенденции П.Угула в .оем жизнеописании "1>~чь -превосходи : вещь" /1966/ открыто использует проблематику и художественные приемы автобиографии Саабана Роберта, ю внося существенно новых элементов в сложившуюся структуру жанра, то Ы.Ньясуру в своей книге "Хорошо бы стать снова моло;~!?'". /1965/ предлагает несколько отличный вариант повествования, в котором отсутствует открытая дидактика и ■ зидателъность авторской ^ечи.

Существенного вклада в развитие концепция личности М.Нья-суру и II. У Г}'л а не внесли основываясь а положениях, выдвинутых Шаабаном Робертом. Испытав ha себе сильное идейног влияние Шаабана Роберта, эти писатели значитель .о уступают ел^у в художественной выразительности своих произведений., которые не стали заметным явлением танзанийской литера^ ры.

В Заключении обощаются найжодвшяТ^сделашыв в работе.

В системе жанров современных литератур Восточной Африки автобиографии принадле-лт, безусловно, очень важная роль, хотя она и не столь очевидна, как роль повести я романа. Значэ-

hiio i аира автобиография определяется ею специфической перехода-.cj.m это та сгущал, с которой начинается оозое.-шз нового тлп-л с-ювеоного искусства, обращенного, в от.глчке от предшествующих форм словесного творчества /в Африке это фольклор лчбо литература средневекового типа, подчиненные строгого канону/ ;{ конкретности повседневной жизни. Взамен следования вялonj автобиография первым из жа^ов современной латературн гссточноафр^канскиг стран утаер,эддет принцип следования правде :'1изтн, явлгацяйся оснозой реалистического искусства.

0-;г.чс<аление кщ;а автобиографии в литературах Восточной Африка отзосзтс.«: * 30 - 40-м годам XX ьека, когда в африканских страна*/., огсъачошгкх отрокам кучьтурнш движением за "возвращение к /стокам", ичелпиг антиколониальную направленность, лробу^-йстсл япт*рес к традиционной культуре, укладу, к раз-•нссбрззким прсгалеьт: традиционной аизни. 'этот интерес запечатлен в большинстве рашпх автобиографий, которые, представляя япнр, рожденный с переходам для Африки .а ее слозесного искусства эпоху, геплоцгхг эту иотошко-культурную переходность в самоЧ своей структуре, соединял воспроизведете традиционного начала /обрядов, мифологических представлений, осо-б'зтасстей трдацкогшого быта/ и начала нового,современного /отображение формирования гражданского и личностного сознания африканца, внимание к новым социальным и политическим реалг:я:дЛ

Зознлкноъеиие современной африканской литературы и ее наиболее ранней формы - автобиографии связано с разрушением традиционных форм коллективности и поиском средств передачи гизпевсспряятпя и личного опыта обособившегося от своого клана индшвидууыа в меняющемся tape. Это обособление связано с последующим осознанием принадлежности к новей, белее широкой нлдптнической общности, формирующейся в пределах цзлой страны /государства/, а в более позднее времл - и к общечеловеческой культуре: такова автобиография кенийвд М.Гатеру "Дитя дзух миров", вышедшая в 60-е году, где специфическая ¡.¡аргяналькость африканского интеллигента, человека новей формации, осознается, как несомненное достоинство.

С усложнением концепции личности, отраженной в восточно-африканских автобиографиях, их авторы стремятся обогатить свою

изобразительную палитру, приближая этот документалъно-^удожас?-' взнт-шй яапр к яатграм собственно художественным - p.objctí. п особенно, роману, так г.в, на:: и автобиография, юслро.ззводяце-щ жизненный путь личности в обществе. Б да^ьнейчем, с развитием нового худо^оствзнного оознашя, автобиография захокомсо-но уступает место итим формам.

Но вместе с том а развитии плнра автобиография в и Танзании заметна и немалая, разгар, определяемая, л частность 0 различием хонкр~ткой историко-поляшческой ситуации в этих странах. Раз вит. ie зганра автобиографии з !"енли, выдачи^ в-шее значчгетьнсе количество гмин, непосредственно сзг-зано с глубоко драматическими событгпи освободи ельной борьба кенийского народа, выливпейия в воокгаелное восстание híay Viay. Отсюда в кенийских автобиографиях колониального периода преимущественный интерес к явлениям общественной еизнл, к становлении самосознания и борьбе кянийсгсгх г.асс /хотя в icix отражено и формирование внутреннего мира личности, что заметно, например, в автобиографии М.Гкхару/; лись в произведении М.Га-теру, созданном уле в период независимости Кении, в центре повествования оказывается мировосприятие и проолемы личности.

Отсюда и относительное постоянство сшетчой схем', которая сохраняется достаточно стабильно в этих автобиографиях: описание традиционной удзни племени, которую герой наОлвдаат з детстве, годы учебы, формирование новых представлений, связанных с переходом от зизчи з деревне к k-лэпи в городе и т.п.

Автобиография в литературе Танзания на якже суахили, достигшая наивысших завоеваний в дилогии "1>"оя яззнь" а "Поело пятидесяти" ее классика Еаабана Роберта, заметно отличается от кенийских автобиографий, чт о"в ко? юч}Гом~ счет л обус ломе го ~~ историческими различиями общественного уклада лрибреьсньж и глубинных областей Восточной Африкп. !1!аабач Роберт - типичный уродской житель /мелкий служалзгй в колониальной ацмитастра-Д^ь/, уяе не связанный непосредственно с сельскими "корилш"; соответственно основное вникание в его автобиографиях уделено дробяе!йвм обособленной личности и едва ли не в первую очэ-.редь - необходимости получения образования. Вопросы гражданской. жискя потгтчают освещение главным образом во второй книге его дилогии, вшеддей в канул независимости,

Типологически автобиографии Саабана РхЗерта находятся на более шагой стадии, чем зрелые образцы »того канра в кенийской литературе, отракая метгьаеа развитие личностного мировосприятия, что вообще характерно для произведений на африканских языках з регионе Тропической Африки, .остаюдахся, на что указывает исследс^тели Д.р:.1:еглов, Л.Э.Ганкин/, литера-г турой, рассчиташюй на "кассового", малообразованного читателя. Недаром автобиография в Танзания практически нз эволюционирует после Шаабана Роберта, свидетельствуя о более медленных тешах развития личностного сознания в суахилиязычной среде; косвегао свидетельствует об этом же в тот факт, что в литературе суахили до спх пор иреяуупественно развивается повесть /бытовая с элемента:.« социальной критики, авантарно-развлека- ' •те- ная и т.д./, а ле роман, "озно предполокить, что одним из сдергивающих факторов является в данном случае влияние пред-шествуищеи достаточно архаичной традиции суахилийской литературы, прс вляющейся, в частности, в автобиографиях Шаабана Роберта.

Таким образом, сравнительное рассмотрение судей автобиографического кайра в восточноафрикансюг: литературах на английском языке и на языке суахлля помогает уяснить специфику становления в атях литературах современных канровше форм.

По тр'.'П диссертации опубликованы следующие работы:

1. Нравствопно-философсзше поиски в повести Паабана Роберта "(..„я кизнь". - В сб. Проблем;; взаимосвязи литератур стран Азия и Африки с русской советской литературой. - !,!., 1983. -0,5 а,л.

2. Практику?.! по африканской литературе для спецкурса "Становление жанра авто' 1графического романа . восточноафриканскях литературах". М., 1С65, - 2,5 а.л.

3. Просветительские черты творчества Шаабана Роберта /на материале повести "Еизнь Сити бинти Саад"/. - В сб. Взаимосвязь советской литератур с литературами стг->.н афроазиатского и латиноамериканского континентов. - М., 198С. - 0,5 а.л.

4« Становленив прозаических канров в. кенийской литературе. -В сб. Взаимосвязь советской литературы с литературами стран 10

афроазиатского я латиноамериканского континентов. - №,, 1906; -0,7 а .Л.

5. Повесть Шаабана Роберта "После пятидесяти" как вирогание его идейных позиций. - М., ИМЛИ им. А.М.Горького АII СССР, 1986. - 0,25 а.л.

6. Жанр автобиографии - предыстория ноьохХ» худогсстг^шого мышления /Кения, Танзания/. - В кн. У всесоюзная конференция, африканистов "Новое юшеше и Африка" /Тезисы дэ::ла,-:оу и научных сообщений/, - !.!., Институт Африки АН СССР, ГЭ69. - ' Зш. 1У, ч. II. - Литературоведение, языкознание. - 0,2 а;л.' '

7. Автобиографическая повесть Еаабана Роберта "После пятидесяти" /в соавторстве с Л.А.Сэменксвой/. - 3 сб. Актуягь:се 'проблемы филологии. Труды научной конференции молодых учелилг и специалистов Университета друнби народов.им. и.Луг^мбьг. Москва,.1981. - Деп.. з 1ШИ0Н АН СССР 20.07.81, « Л02-1. -0,5 а.я; .

Тематический план 1990 г., № 369

Подтгиоано к печати чап. Усд.пгч.и. I

9.08.90. Формат 60x90/16. Ротапркнтная пе-->-,2о, Уч.-кзд.л. 1,24. Усл.кр.-отт. 1,375. Тираж 100 экз. Заказ 733. Бесплатно Издательство Укиверситата Друяоы народов Т179ЯЗ. ГСП-1. Москва. ул.Отошигикяяза.З__

Типография Издательства УДИ 117923, ГСП-1, Москва, ул.Орджоникидзе,3