автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Жанр симфонического мугама и его художественно-историческое значение
Полный текст автореферата диссертации по теме "Жанр симфонического мугама и его художественно-историческое значение"
министерство образования
азербайджанской республики
АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ имени УЗЕИРА ГАДЖИБЕКОВА
ргй ОД
1 1 и " На правах рукописи
2 5 ИЮП '»35''.
БАИ РАМАЛИ БЕЙ Л И НАРМИНА ЭНВЕР кызы
ЖАНР СИМФОНИЧЕСКОГО МУГАМА И ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННО ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Специальность 17.00.02—Музыкальное искусство
V
АВТОРЕ ФЕ Р АТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата иск}сствоведенся
БАКУ — 1994
Работа выполнена в Институте Архитектуры и Искусства Академии Наук Азербайджана.
Научный руководитель: — кандидат искусствоведения, профессор С. Д. Касимова.
— доктор педагогических наук, заслуженный педагог Азербайджанской Республики О. М. Раджабов.
— кандидат искусствоведения, доцент У. И. Иманова.
Ведущая организация: Азербайджанский Государственный Университет культуры и искусства им. А. Гусейн-заде.
Защита состоится ,. 5С *_иМ/ИА_________1994 г.
в ¡¿^часов на заседании Специализированного совета И 054.10.01 по присуждению степени кандидата искусствоведения4 Азербайджанской Государственной консерватории им. Уз. Гаджибекова.
(Баку, 370014, улица Ш. Бадалбейли, 98).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Азгос-консерватории им. Уз. Гаджибекова.
Автореферат разослан г ^С " Мс-,^______1994г.
Ученый секретарь
Официальные оппоненты:
Специализированного совета, кандидат искусствоведения
Ф. ХАЛЫГЗАДЕ
Ч -М .«¡'ГРП'ГГикл !'.'Ю1Ч
_?'Гх; ЛПроблемя вэяимояействня музыка.*».-л-.^^тт]) Ростркп I! Сгшаип - одни ия яктучльчоМяих я сегопнд*-■">ч музиг.ознчник. ?тим твимояействиом сйуелоялянн нногообрнэ- . ;:че-г.вчествгкимо сдвиги, прослеживавшиеся кап в композиторской.
неродло в ннроднпй и усттш-прсфессионзльноИ прпктико. Нчэ-мнны«? сдвиги связан» с рчэ.личинии структурам» и элечрнтямп об-уе?. нузчкчлпюГг снетеми, в тон числе и ттш<ии вяжчнчи ое состой-лвпичи каг с т и л ъ и и в н п . Стилевые и яанровые мояи-{якриии и гэяимоясЯстгня, новая <?оруы, конгломерат» - веч эти слякнн'-, б^еггндадентш.'? явления, вокдегнне современной снохой »итечеиятгк межрегкоиаями/к куямкпльимх комчуникяциА. пропотев-
♦ЧПТ искляччтрль.шй ннтерес длч рчукп.
Б рчж» 1'ПГ,оЗРИХ отспг п *чир симфонического мугчив.
П «Ю-5 - '-С-с ГО ян г,п ЗЧТООПТЛ "ГСрЯчуп ТО"Ку" пто<1дсчм КОЙТЯКТЧ ?<7ЯИК9Л»<Ч!»Х ку чадчгр Рестокп И ?чпппя, косвпцуяся пгпегектш» -рчя-Г'ИоТР!' "Г-ПЯЛЬЮ* »»уцщи устной трчппши С С»,ЧТРХв
»л»гог-'гс?!~кг.го т1'сп,",гтчр. С и иче пси« нуга»*» того периода .ч^мяг*. ргв*чми тш Рсчоко о<5рчзччми симфонического претБорени «я»;»«* *ппг»г Сбоэяочив *8»роРо-г.ти*своп явление неординарного , рч!' ДРЛИ РОЛД^НН? НОНОЙ В9ТВИ сичфгничесяой музыки - иггя''"счу /«про -- восточному/ симфонизму. Если учесть, что ^«•готчч в чч^пбяйцгенсгом композиторе кем творчестве ясно прочвр-чквг.етгя г°лвЯ каппово-стияистическиЯ пласт, оттвлкияяпцийбя от .тяпи'ччй ттвяипых сочинения, что некоторые из эти* традиций омзпли ноат"г!ствие н ни ряд родственных композиторских культур Состояв /л осогенноот» Среднеазиптско-Казпхстапского региона/, то проблем-! симфонического н^гамл как канровс-стилистического феноменп приобретает- ссобув впжмость.
В нвстоячее время, когда азербайджанская культуре переживает гярнод обновления. и многие явления ее истории оценигявтея Как бч зином, реноияп симфонического мугама »пелукигпот сямого пристального лнимакия о стороин. музыковедческой неуки.
направл«т, в первув очередь. но выявление-специфики «внрогого стиля симфонического мугямч нч основе оов«-•¡П|!И птпуг,п-!огч'чм хентяхтч восточной И ЗВППТГО» систем иуэм- '
• rú j. (...'i чз^ии.ья jmí>mri 'l hotiíu »lyruMHoa моиодим v; í¡ йчг-i; -
и »»пи-иголосия/. Народу с »ihm стывитея знаьча ссюимьнхнл, с <иций диьлектики общего и отдельного, сеипволол^гив^ой роли ук«-h.ts.túro и tute а развитии цзпрваления "мугамноП ышш" ъ а-i«iüh;K0h номпозитьринон творчестве, a Tíiíuuj спрелиллш!« xripuKTtfp.'i -не, воздействие на псчстпапкал гсмиоэигорсккб «кола Рр< «ьздзксг-•i¡ii-f(a захптянского региона.
02Х!ШЙ8_Е£Йй2й£,.Ьй§й!й. Ilpr всей актуальность проблс-ni ¡¡им-йоничегкого нугрна как ивщкво-стчлиптическпго Деникине онь ак-тичткв eqe не ставилась в музыковедении. Наличие ряда публикаций /в rioíbtnHCTBE свеем глвтей/ так или иначе расачвтривавцих сочинения не рвчоьт щ.-да, ибо £ них анализируется отдельный образцы чтнрв и, чвце всего, в контекста эевецвния авторского стиля, что этнпаь не ссзгает целостной картины явления. Заметы та кий, что йольяая чпеть этих публиксций относится к периоду аесгивеаятнх годов, когда многие актуальнее проблемы сегодняшнего музыкознания ецг только намечались, ¿о сих пор детально не освежена и не систематизированы эстетические и музыкальные принципы и закономерности канровогс стиля симфонического- мугама, долкцым образок не, оценен его инонациональный резонанс, не обобщены "показатели" «го эволюции, которой он был подвержен тык se, как и лкбоК другой жанр искусства, и,наконец, не выявлены его диалектическая связь о явлениями мугвмного симфонизма 70~х - 30-х.годов, его место во ЕС8Й онстемб азербайджанского композиторского #йорчесгва, в целом г системе исторического развития нугамного щанра. Зсе зти волрооы впервые расснотренк в настоящей диссертации. Кроме; того, новизну продотавляот георетиче кий и методичек!«? подхода к изучений явления KOfftßicra восточной в западной лг&вмк культур: ивнр • симфонического wvrsйв anepstíé анализируете^ с точки зрения, эзак-хоДййствяя праттрристкеико-ареквкнык бакснсиерноетей' inoren мурии-йой монодии и сим^оничег.кого многоголосий m резных уровнях ciuera стялк-.......
QE95SÜ2§££§S_U§SS2£íb-S£S22I258B2£- Результаты, выводы дак-i?ü8 ряйатв McijyT ввй<в определенное практическое применение мж «. йаучних-изысканиях» сьязяйных с проблемок« ваакцодайстэия муеы-квлыт культур Востока и Запада, «айрового взаимодействия. ку-гамиого симфонизма,\так в в деле нузыкального образования - в кур-
срх !'гтгг!1'и ''згчбпйдчфнгкой музрки.
ЛП-Р/ ■ Диссертация обсуждалась в.Азгосконсорвато-
рии им. Уч. ("¡пяибгковв на кафедре истории и теории азербайджанской народней музгки. Некотопне положения исследования изложены в публикациях в нпучно-периодических изданиях, в тезисах вузовской на-¿-.чно-теоретической конференции. ' ; '
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во пленении, наряду с постановкой проблемы, отмечается специфика термина "жанровый стиль" /термин С.Сохора/,,рас- . криваются принципы методологии музыкально-стилевого анализа и исследования явлений взаимодействия восточной и западной музыкальных культур, выделяются основные взаимосвязанные аспекты проблемы-собственно музыкальный, эстетический, коммуникативный.
Пе2взп_глвва "Жанповый стиль симфонического мугама квк результат контакта двух систем музыкального мышления" состоит из трех рчзпелов.
Парный раздел "Проявление художественного крнояв первоисточника кяг еппрделя»,",ря огобенпсгть жанпового стиля симфонического м'трчо" негит вводном- хар^кт^р и разрабатывает проблему названного контакта. УГрнп сим^оничегкого мугама причисляется к наиболее сложном вчдпм жпнрово« устрновки, определяемой как "воссоздание" /термин Г.Головинского/: "охранительная" по отноиенип к исходному жанру направленность этой установки в подобных случаях усиливается, 'т.я. сопротивление исходного материала, оказываемое творческой фантазии, композитора, значительно возрастает за счет каноне.' Поэтому проблема степени сохранения снатекы канона в симфонических мугамах выделяется в качество ключевой, связанной с отражение ем глубины контакта восточной и западной музыкальных систем и тем самым с выявлением сущности канрового стиля произведений.
Как ясно, в условиях композиторского искусства, т.е. во-первых, письменного творчества и, во-вторых, доминирования индивидуального начала над типическим,амбивалентно функционируюпио в устно-профессиональной иузкхо явления канона и импровизации должны проявлять себя по-кному. Так, в симфонических мугамах импровизация в се тмяи/тонном внрчженшт и зкачекип крк ячяпмп музы-
/ . 4.
, мльного созидания отсутствует /в современных образцах ну го иного симфонизма есть примеры ее цитирования/. Реализация импровизации ацеоь происходит в специфической форме свободно!» интерпретации композитором традиционного канона, т.е. линь на станин т" .ело сочинения, но отнюдь не на стадии исполнения: замнеел и исполнение не совМецены в творчестве одного созидателя - исполнителя.
Каждый симфонический мурпм дол*но пчегчптпивпть d ка»ггтве самостоятельно? канповой модели, воплоерп^еИ самые типичные, существенные признаки мугяма во всей многозначности этого терминп. То есть интерпргтания систем» канона в ппокзвел.ениях отличается высоким уровнем обеления. Тем не менее в них в разной степени прослгки»в«тся связи с традициями той или иной мугамной иколы, того или иного fie представителя /в частности, мугамн С.Алескеро-ва и Т.Еакиханова выросли из исполнительских версий Ахмеда Бяки-Х8НоваГ.
' " Таким образом, при творческом.претворении мугама процесс музыкального созидания неизбежно дополняется и усложняется Новн-•ми стадиями: это обобщение композитором традиции художественного канона, создание его индивидуализированной модели и приспособление своего идейного замысла и своей техники к этой модели. •' В Следующих двух разделах главы анализируются особенности '"технологии" претворения мугамного канона ни уровнях содержа-тельной программы и стиля музыкальной концепции жанра симфонического мугама.
В разделе "Содержательная программа *аиря" говорится о пэпч моцвйствии двух типов мировосприятия, опрггрлнгщих сугргсть- ост тического различия искусства Востока и искусства ?тппгм. С^чпа из вакнейоих точек соппикосновеиия этих искусств является ennti-ственная профессионализму специфическая ннтеллгктуаячю-нсичоло гическая углубленность гочеркания. его ггн-ипл.нятость н-ч нсль-«остью, биток. • •
' В ГИМ<Л0НИ"РСКГ* WVrnMB* Яркость ТПОИ''ГГКОЯ личности кочпо?л тора определяет степень иичивидуплизпгии, переосмысления И';*од-НОЙ"прОГРП1'МН".
• В произведениях утверждается новое оригинальное тпровое ci пеожпние, в котором органично сочетаются conpiпеннее вкаенио и рп и черт' традиционного мироощущения. Концепция "человек и ни зпгс. раскрывается бесконфликтно /отоюгл и характер симфонизма
птю1ИЬ1'ний/, что об'ясняется, по-видимому, самой традиционной вог.то^ноя /гветокор/ установкой на музыку как средство достижения яуирвнпр гармонии.
В гвяэн с особенностями прочтения простоанственно-временных сно::сгв многоголосия в импровизационных разделах, в симфонических мугнмих отмечается явное ослабление в сравнении с первоисточником (¡илософско-зтической струи в пользу других традиционных образно-имоциональных начал. В то же время, многоголосие, развитая симфоническая фактура создают широчайшие возможности для обогащении и обновления "монодийной" образности, которая вместе а многоголосием как бы обретает аонтекст, а отсюда и возможность современного образно-эмоционального прочтения.
Традиционные краски богатейшей образной палитры мугама-дсстгяха передаются срепствами композиторского творчества, но не путем копирования, а в основном путем раскрытия их бесконечных шансов. Суммирование в одной жанровом стиле все* этих нюансов," ранее опробованных изолированно дп\т' от другая других жанрах аэепбййчжанскоА прг^е гсгонпльной м«знки, и создает новизну худо-
тргткенно-обрчзной гигт^ин рроизвгдрниР.'..............
ОЛррзнг-змописнплмкмг •'пврестпоЛка" первоисточника режиссиру-етпя в грорч^еягния.» следующими каноническими принципами, напря-»/VI) связпнними'с его сопеомательноЯ стороной: I/ образно-эмоцио-нпл'-ной нюгопгпектностью; 2/ внутрижанровыч контрастом дестгяха, об1'гловленн1'М художественной идеей многогранного эапечатления м-ра - на нг-е сориентирован жанр симфонического мугана; 3/ образ-но-эмспионпльноЯ символикой лада. Зти принципы в конечном счете , определяют "скрытую прогрпммность" /Б;Курбанов/ произведений, мвг-шетральнуо направленность неповторимой авторской содержательной концепции.
Характер отражения действительности в симфонических .ыугамах, связанный с образной красочностью, в сочетании с экспрессивное^ тью высказывания, обращает нас к эстетическим традициям, нормам национальной культуры, к ее обцевосточньм истокам, вызывая ассоциации с некоторыми произведениями азербайджанского искусства ■ прошлых веков и современности. •
Особый интерес представляет своеобразная прогрпммность "Ги-лнетпн Га я ти-'"и раза", откриттпцпя интгррснмв перспектив« дляг
И.
нмоь мугймного симфонизма в отношении современного прошении . г,шэов классической восточной поэзии в музыке.
Жанровое содержание произведений - свидетельство возможности (оибочного, оригинального переосмысления образно-эмоциональной программы-концепции мугама, отвечающего запросам современного человека и, вместе с тем, не порылаищиго связующих нитей с вековыми национальными художественными традициями. Тем самым эти сочинения иожно считать одноЯ из ванных отправных вех на пути к создание Оолее сложны:: и глубоких идейных концепций в произведениях мугам-ного симфонизма 70-90-х годов.
В разделе "Стиль музыкальной концепции жанра" в произведениях выделяются уровни тематизма, фактуры и композиционной структуры. Б основу их рассмотрения полокет» т'ткие осногополпггш'цие, сЛ'един »ЧИе критерии сигтем мугпмной монопиь и симфонического мныоголо-сия, как прогтрннствснно-впем^нние.
В темчтизме симфпничроких мугимов отмечается развернутое использование метода цитировпиия, котерк'П в импровизационных разделах сочинений внппжен говерченно оригинально: основан ни мугамной традиции импровизации на канон. В материале цитаты каноническая схемп проходит стадию более иль; менее свободного аиторского "ре-лактипования" и лищь затем расцвечиваются его фантазией. Цитата о^личпется изнпчальной многовариантностью, которая дополняется многовариантностью ее потенциальных решений на стадии композиторской реализации канона.
При значительном качественном различии в своем использовании, и в ранних мугзмных операх, и в симфонических мугимах, и в других, более поздних жанрах мугамного симфонизма, цитита исполняет в принципе функцию охранительную по отношению к канону нугамв, а шире - к национальной традиции.
В целом прием цитирования в мугамнон симфонизме подразделяется на два вида: 1/ развернутое цитирование и 2/.фрагментврно-мон тажное, обусловленное опять-таки мугамным условием импровизации на канон - органичное.монтирование, комбинирование в контексте оригинального -Авторского тематического замысла, а возможно и тематических вкраплений, "миницитпт" первоисточника.
Особенно широко и разнообразно применяются каденционнне формул«, имеглие основополагающее значение в реализации на синтаксическом уровне произведения канона мугама в качестве лада.
Следствием импровизационности в тематизме соответствующих разделов симфонических мугамов являются его заметное временное и пространственное /в горизонтальном измерении/ сжатие и некоторое внешнее упрочение; Это вызывает ускорение тематического развептн-вания в пределах раздела, более резкое его интонационное обновле-, ние, возникновение некоторой контрастности тематического его становления. С пространственно-временными особенностями системы мно-• гогология связано также в целом существенное рвтиичвское и орнаментальное упрощение тематтма. Скрзвнное подтверждается cono.-. стрвлчнггм тематических фрагментов произведе(тий с их ггротовариоч-тр"и. Структурное г*птие и ритмико-орнаментальное' упрощение, "ас-кетизируя" импровизационный тематизм, сказываются на его эмоциональной стороно. При сохранении общего характера эмоции, согласно временным мепкем симфонизма, изменяется сама ее длительность, во многом утрачивается рафинированность, но при этом эмоциональный образ становится доступнее европейскому музыкальному восприятию.
Тематизм импровизационных разделов произведений представляет собой как бы тематическую квинтэссенцию того или иного раздела первоисточника. В компактной форме он передает самые существенные, канонические для раздела особенности - лацоинтоиационные, ритмические, синтаксическио. Используются характерные' приемы и особенности развития мугамной импровизации, имитируются типичные мугенные исполнительские формулы.
Прочная опора на канонические приемы и средства развития мугамной импровизации и согласование их с пространственно-временными параметрами многоголосия и симфонизма определили органичность соединения в тематизме произведений иугвмно-импг^визвционного и симфонического начал. Свою полнокровную жизнь в национальном композиторском творчестве, несмотря пв неизбежные .тогда содержатель-тельные потери, MvraMHafl И"провиявиия начала именно с симфонических мугамов.
Р МуГПМНОМ /чвкомиом/ симфонизм!! элгмг НТ» 1>сс ТОЧНОГО традиционного трчатизча ^»икп.ионирувт в гмтнтч* о развито!' многоголосной фактурой - хсттктернгРяич показателем реализации профессионального /коипозитор^кого/ музыкального мнилсиия.
Проблгмр Фактурного выражения в симфонических мугамах самым иепогррдственнмм образом затрагивает технологическую сущность контвята восточной и западной систем музыкального профессионализма. В фактуре симфонических мугамов проявляется ээтуоевыванио второстепенных копровых примет первоисточника при параллельном исполнении "шанровс-опоэнввательной функции" /термин Е.Назай-«инского/-. Отмечается временная противоречивость фактуры импро-' визационных разделов» выракаюцаяся в противоборство черт свободного развертывания монодии - импровизации с временной стабильности многоголосия, -в своего рода скрытой борьбе с нного-' голосием через активизацию монодийНо-импровизационных тенденций.
В работе выделены основные фпктутпшо приемы, связанные с>вув-' лированием вертикального фактора многоголосия и в"явлгнчгч важ-иейчих лвдокнтоняционнкг, сентвксичгских и *р. признаков мугвм-. ноИ импровияпнии', «грез котопне в произведениях прокладывает се^р гуть'лрпрояпй канон. Фактурное выражение мугамноЛ импровиза-пии в симфонических мугамах еще не очень тонко и разнообразно, 1 т.к. оперирование авторов пространственно-временной системой еце несколько осторожно. Но определившиеся здесь принципы взаимодействия закономерностей традиционной монодии-импповизации и многоголосия,как показало время, оказались верными и перспективными. .
Драматургическим следствием тематического и фактурного решения импровизационного темотизмо явилось сокращенно имсптпбоп и доли соответствующих разделов в общей композиции /при сохранении их ведущего образио-проматургичеокого значения/ и, как встречный процесс, - возрастание удельного вссп, мастабои и грт-матургичеокоП роли нримпровиэационннх епиэодов.
Явление жанрово-стилистических "отклонений" в панках.раздела рассматривается как результат "преобразовании комчотзргп облика фактуры, ее "драматургии",, бгз которих "невозможна и ог^То'и'-ос-■ квя драматургия музмки!" /С.Скребков. Хучокргтп'-нитс пгмгипч музнквлмшх-стилей. - 1973, с.?19/.
Особенности .(¡«ктури симфонических мугймов обусловили обобщение в них жанпоного контраста аастгяха - заострение его на стн-ке импровизпционних и неимпровиавционник эпизодов. В определенной непе'' ч<»ррз дгт( р'ичшровпннне каноном смени жанровнх типов фз'ктурн происходит утвг-пждгние национальной драматургической 1рплинии - традиции контрастов дестгяха, Несомненно обогащающее сферу симфонизма.
ПпйОж иг! взеимоя» Истиня принципов европейского симфонического и мугпмного формообразования - одна из краеугольных в му-гвмном симфонизме. Сущность этого взаимодействия можно раскрыть, опипаясь на положение Б.Асафьева о двух, неот'емлемых друг от друга, сторонах музыкальной формы - кристаллической и процессу-плыю-дина'мичеокой. Будучи философским по смыслу /отражение пространственно-временных свойств прерывности и непрерывности/, ото положение с равнин правом может быть спроецировано и на восточную музыку. ■
Характерный признак мугамной конструкции - ее многочастная' членимость. Раздел'шо'бе здесь выступает основной единицей структурного упорядоченияоформления и тонально-ладового разграничения тематизма. Разделы шо'бе, в также теснифы, ренги, зерби-мугпми в' дестгяхе можно уподобить многочисленным граням формы - кписталли нугама. Кристаллическая мугямная форма есть результат активно мпленпправленного процессе ладомело-дического. становления. "Распаду" мугамной композиции вследствие ее цикличности и и^провизанионнос.ти /определенной степени мобильность развалов в "построении композиции/ здесь противостоит ' "энергия чглпса" /Э.Купт/.- Этот Формообразующий процесс, отмв-. ченный игглрд'-влтеллми под рвэннми углами зрения, Т.Джани-аадв опречелила как-"лгстнкчное восхождение". Его медленно, по внутренне н"ппяжгнно ртскривлюцаяся логика устремления к кульминации ' таит а себе огромные потенции для достижения при симфониззцм . м'.тпча качественного роста в смысле "интенсивно-психическом" . /['.Асафьев/. ', 1
В симфонических мугвмах ппетворекие "лестничного восхоще» ния" обостряется "процессуальными тенденциями, связанными с . \ нормами европейского формообразования, факторами собственно . сии^сикческого об'единения /всевозможные лейтобразования.
"ирлн"/ Отсюда - состыковка и группировка шо'бо с прилегающим« к ним неимпровиэацион/шми разделами или же нескольких оо'бе с их ж импровизационными разделами и, в свою очередь, как следствие, - распадение композиций симфонических мугамов.при их внутреннем единстве, на крупные части - блоки, связанные с определенными фазами драматургического развития. Внутри одночастной конструкции образуются субформы европейского типа, что свидетельствует об усложнении лежащей ь основе произведений т ,:>дици-онной кристаллической формы мугама. "Кристалл" приобретает менее правильные и самые разнообразные очертания, а драматургия "лестничного восхождения" - более неравномерный, укрупненный характер.
Анализ симфонических мугамов свидетельствует, что в них ярко выражен полиморфизм структуры - действие различных йормообпазуо щих принципов. Предъявляется, что в яти* сочинениях произошло открытие и утверждение нового типа смешанной формы, где "смеше-г ние" основано на регионально противоположных истоках. Форму сим Аоничегких мугамов можно ^слонно определить как пегионально-двпйственн1'» смеваннуп ^прму. Не ли исходить из определения Л.Ма зелем смешанной формы, тг> к таким формам относятся "одночастные /нециклические/ формы, сочеташдое черты нескольких, ранее сложившихся типичны* форм" /Мазель Л. Строение музыкальных произве дений. -И.; 1986, - с.кбб/.
Регионально-двойственняя сменянная форма, симфонических мугамов же сочетает, с одной стороны, признаки нескольких различны) европейских форм /выбор их не ограничен и не постоянен/, в с другой стороны, - черты формы мугама.
Степень свободы претворения "лестничного восхождения" в ато( смешанной форме монет бить различной. В "Гвлистан Еаятн-В'ираз^1 трактовка ступеней - блокоа "лестничного вссхокдения" как контрастных ладоьых сфер на основе их родства - перспективная находка Ф.Амирсва в мугамном симфонизме, позволяющая расковать прочтение важнейшего, канонического мугамного принципа, оставая в его пределах.
Приведенная в диссертации обобщенная схема композиционно!) структуры симфонических мугамов в основных чеотях совпадает с
описание!: исследователями унифицированной моделью мугвмной композиции, с ниглядной композиционной моделью М«К'»мн1(Х кянроп, изображаемой Р.Плиховнм. Последняя, по' его утврпгдриив, "взятки в своем логическом срезе,.. .основана на, универсальной закономер ности, которая составляет Фундамент любого -л'плменного гтрсизввле-ния искусства" /Ю.Пляхов. "Удожественкчй кп'нон в системе ппофес-сионшьиой мрноднг. -Автореферат диго, ... док.искусств. -Кнен, 19ЯЯ, . ;.?б/. •• • ; •{ ; ' •
В кгпие глчви годводитг^' зяклв«^лие, что жанровый стиль симфонического мугвмв представляет о'обой резной степени свободы композиторскую "импровизацию" на мугпмный канон, делается вывод о целостней /система канона - нерасторжимый' на части художественное организм/ и зонной /выявление в каноне внутреннего, суд-ногтного уровня/ его трактовкев произведения«,сохранявшей единство всех аспектов понятия мугам. Подобная трактовка рассматривается как следствий сильно выраженной охранительной по отпоив- * нив к национальному' мировой установки симфонического мугамп. Она проявляется, как было показано, на всех уровнях его стиля через параллельное действие мугамно-охранительных принципов /прекде всего "режиссирования", скрытой программностью первоис- , точника. особого рода цитирования, активности*моно^ийних тенденций и "лестничного восхождения*'/. • • ч*..
Выражение диалектики традиционного вйсточ^ого и евпопеЯскогй типов музыкального мышления на всех уровнях жанрового стиля • • свидетельствует о его региональной двойственности, неоднозначности.
ОрсеоСгпзир симфонизма состоит в новизне /региональной, кпн- , рово-стилистическоп/ контокстп его действия. . Птот' К£Йтокст.-мугямность /термин Г'.Меспвой ч "."яурпов!)/ - нес4т^,в своей основе оппрдрлрнную гпань отпйжрния дейстяительности. Симфонизм чрргпрт в нр" твои пви»уцие гилы, свою энергию, вырастает из него йз-ча синтеза с "птамностью, основанного на универсальных мг'знкнльно-логичггких закономерностях, он приобретает совершенно ср(,ц1'(*1:'"рокор "звучание".
Во_втопоР_главе освежается "Художественно-историческая роль ■ жанра симфонического мугама в композиторском творчестве Азьрбай- ■
К:.
ажвна и Среднеазиатско-Казахстанского региона". В исторической ретроспективе рождение жвнра симфонического мугама - результат почти полувековой эволюции азербайджанской профессиональной музыки, итог многолетних композиторских опытов по претворению ыу-гнма во всех жанрах - сценических, симфонических, камерных. Симфоническая дилогия Ф.Амирова ясно обозначила в азербайл энской музыке "поиски альтернативы канону" /И.Лрановский/ «а зонального традиционного жанра, определив существование ноного художественного феномена - мугамного /восточного/ симфонизма. В главе дается справка об этом термине, о сомом явлении, которое за ним стоит, отмечается, что "Гюлистан Еаяти-Шираз",' открывший второй этап ь истории симфонического мугама, во многом определил переход к современным формам мугамного симфонизма.
Академик Е.Асафьев писал, что "песенность - правдива:. русская интонация, в не песня вообще как протокольный документ или диплом на подлинную народность определяет и организует симфонию на русском яэнке" /Е.Асафьев. Избранные труды. Т.'). -М.; 1957, -с.91/. Точно в таком же ключе сленует понимать и термины "мугвм-ныИ", "мугвмность" в приложении к симфонизму. И именно, симфоническим мугамрм"впервые в симфонической музыке удалось наиболее полно высветить вгеь бсгвп/й художественный смысл ярчайшего явления музыки Востока, отряженного в понятии "мугамность".
Став первой творческой лабораторией в опробовании симфонического существования мугама-дестгяхв как жанра , сочинения ■;" Ф.Амировв и Нияэи тем самим оказались в самом русле, решения проблема наиболее действенного отражьния национкл^-.-.о^о в азербайджанском компс&иторском творчеств. Сни угверлили и закрепили очень специфические эстетические и музыкально-логические основы стиля, ставшего той благодатной почвой, на которой ¡последствии смогли окончательно созреть явления' мугамного симфонизма и родственных симфоническому мугаму жанров.
Основываясь на «тнровсм обозначении, являющимся первостепенным показателей художественного родства, в целом в азербайджанской музыке-'выделяются три группы жанров европейской профессиональной системы, преломляющих мугам: I/ е мугпмнын' кянгювым обозначением; 2/ с обозначением какого-либо мугамного признака -
1Г>.
лпчв, исполнительской мг!нс|ш » тл. /Рпнрн этих двух групп условно ш»?огем рпгпонялыто-плоЯгтпсннгми по обозначению и стилю/: ?/ г. рвпопрРскич обоэпячгнцрм, но с чрозвнчаРно ярко внражешшм яе"стгцр?1 в стиле мттомного канона. В работе приводится таблица "типология пп1!пслс-рт!''лг''тичоского взаимодействия восточной и европейской спетом музыкального профессионализма в азербайджанском композиторском. творчестве", раскрывавшая связь каждой из жанровнх гр.'чш с особенностями трактовки мугамного канона.
Далее, пп основе положений первой главы,рассматривается ряд характерных в смысле жанрово-стилевой тенденции образцов мугамного симфонизма 70-90-х годов /'» симфония "Мугам" И.Кулиева,
симфония "Мугамвары" Л.Ллизаде, "Симфония - Мугам" И.Гаджиева, "Симфонические ренги"'Т.Лкперова , симфонические'мугомы "Нава", "Хунавн", "Рвхвб" Т.Еакиханова/ В них, в общих чертах, ня содержательном, тематическом, фактурном и структурно-композиционном уровнях прослеживаются "отзвуки" и эволюция стилистических традиций симфонических мугамов. Особый интерес в плане повторения ' жанрового опыта представляет мугэштя "триадв" Т.Рвкихвногв, сумевшего взглянуть на симфонический мугам по-новому: расширить. его содержательную программу, активизиповать импровизационное-нячпло, открыть путь в симфонизм ."непопулярным" мурамвм.
Квк сргдстрльствует обзор нчзвпнннх сочинений мугамного симфонизма, епча возможность новых жанровнх решений в'этой сфере счпнъ'широко: Спмне'рт личные варианты'сочетания мугпмй-дестгяха, 1чютг1у>'рптч;тьгтогп цугпг'э,' пяягр , тгсггг*фч; зерби-мугама, аиыг-сга* и н^рпдннх »пттои с симфонизмом, друг с другом, С европей-с.г.тчХ пппп>'и - ттов!! широкие гррспективн нннегсних поисков в национальном ксчттситорском творчестве и в мугамном симфонизме п частности.
Приглгкагт вменение тот факт, что многие из регионально-двойственных жанров единичны'по образам. I так квк свежие узнровкп идпи пока е^е не иссякли, композиторы, по-видимому, чпсто стропятся не к повторению прошлого опыта жанрового взви-'".'Р'^тг:'!!, а к новым его вариантам - фиксации какой-то иной грччя рэнропого синтеза восточно-традиционного в европейским, ,
п.
.Лплге в рлэвр ряосй^р^влртся инонациональное жанрово-стили-
* [ .
стичегкое воздействие, гимфонических мугамов, попутно приводится ряд внг-квзивпний авторитетны;« музыкоцрдов по этому поводу. Уже с самого появления кзнпа нр вчзмвало сомнения его'потенциальное жпнрово-стилистическое воздействие на родственные композиторские культуры .Востока. Реально оно проявилось с разной силой по отношению к разным национальным композиторским школам. Конечно, взрыв интереса у композиторов, в частности, Среднеазиатско-Казахствн-. ского региона к своему традиционному копровому наследию непозволительно связывать исключительно с воздействием симфонических мугамов: ото закономерная тенденция времени, обусловленная многими факторами. Но нельзя и не видеть действенной роли этих сегодня "классических" образцов восточного симфонизма в стимулирований указанного процесса.
В работе выделяются две Формы инонационального стилистического воздействия симфонических мугамов - иантювс-эстетичегкая и технологическая. Первая Форма в музыке Сррднрвзиатско-Каэпхстан-ского региона проявилась в повторрнии ичри взаимодействия восточной и звпяпноР сиете« музыкального ппоФессионелизчя ня уровне кчнрп /нрл^Я вяд симфонических, рркеетровнх мпкомов, кгев.кву/. Пик зтогп явлгния причолит','я нп £0-е годы.
;Вторяя Формя врчдг^гТрил связана с использованием в рамках обмчниг европейски* сиифпни"еских, в возможно и несимфонических панров композиторского творчества указанного региона лишь некоторых отдрльнь'х, предельно широких технологических закономерностей, принципов восточного симфонизма. Опосредованные музыкально-стилистичсркир связи с симфоническими мугамоми отмечаются в произвольно выбрпшк»' образце макетного симфонизма - "Симфонии ма-комов" /1977/ Т.Шпхиди.
Связи с традициями симфонических мугамов в произведениях данного напрсвления указанного региона продиктованы в конечном итоге родством традиционных истоков, о отсюда вытекает и родство способов симфонического воплощения'отих истоков. Способы же эти впервые определили симфонические мугамы Ф.Амирова и Нияви.
Вопросы инонационального жвнрово-стилистического воздействия симфонических мугвмов прямо сталкивают нас с чрезвычайно емкой и
иаэриыией сегодня проблемой общерегиональной стилистической специфики восточного симфонизме, решение которой, возможно, дело недалекого будуцего.
Во втором разделе главы "Ханр симфонического мугама в диалектике общерегионального, национального и интернационального в истории мугама" рождение симфонического мугамв и вызванных иь к жиени жанров рассматривается в эстетико-философском разрезе. Рылая региональная общность'мвкамного жанра в них достигает нового масштаба общности - интгпнпционального. В самой этой общности как бы ретроспективное напоминание о далеки* жанровых истоках гт одновременным ич переосмгслением через национальное \'тгтржпгпиг /"г1то возвращение назад есть движение вперед"/ /Г.Гг-гпь. Спипненря, т. 10. -Н., 1932, -с.ЗИУ.
Рс-гиональнпя общность приобретает смисл предпосылки, отдаленного провозвестия более высокой но уровне интернациональной общности, внгтуппющей синтезом антитез регионального общего и национально отдельного. Таким образом, исторический процесс развития мугама с возникновением на нынешней его ступени симфонической версии предстает диалектичным, подчиненным внутренней логике, путем развития жанра, полный борьбы противоречивых тенденций общего и отдельного, путем отрицания и возвращения к исходу в его новом качестве.
отмечается схожесть художественно-исторического смысла и характера развития жанров симфонического мугама и мугамнои опери. Оба эти явления, ставшие вехами в ис'/ории контактов лвух типов музыкального профессионализма, схожи еше и '• тем, что,родившись, сразу же нашли продолжение в творчестве не только своих создателей - Уз. гаджибекова и Ф.Амирова, - но и других их современников и развивались именно в рамках определенного музнкально-истопического перигда, после котопого, через некоторый спок, их агтмичегкие и музгкально-гтилистическио традиции били ппополжрны нл качественно более зрелом уровне. ?са-дрш'р л тих ж-нров - реоультят поисков новых форм и способов отп-^усния >'Г!1п. Поисп« оти бесконечны.
Ш'БШСЛЦШ:
1 . <к.Эм1фииун анацан олмасишн GO илли^и. "Елм во h>Jai'",lfji>3,8 4.
"ó формообразовании и мугамном симфонизме / lia прш.пч t t; нических мугамов üj.A).ii:iTOi>a/". Тезисы научно-теоретической ■ конференции, носвяшеннсй 70-летла Ф.Амирова и Ы—ж-.тпы liiuiau. Азгоеконеервьтория им. Уа.Гедкибекова, IV декабря 1002 г. / Принято к лечнти/.
>.."Художшк-ло^атор''. "Ахтарыш1' /издание АйербЫдаалской Национальной творческой академии/. 199-1, май,
i. '.'Симфонии муршлларыи пнкишафында дени мэрЬ.эла", ■''Сакьлштрин еэси" /еженедельник/. /Принято к печати/.
X V Л Л с о
¡¡ирг ид Г?рб цлдпни,'].ртшиш гаринлыгли элагдон бир чих*кайр в.-> уол;. !ларчи у:зэ '(нхарплмаашп из раит ¿аратмиадар.Онлвркк ирлснн-да еилТтмнк мугомлар да вар.Ьазнрдл б.у жанрда 9 нуиунэ ^азнлмнш- ■ д!ф,0ил;)р!-:и музллифлэри Ф.Эмиров,Ни^аи, С.Злэскяров вэ Т.Бякыха-т^дур.Сипфппик мугомларын ^аранмаои бир сира мусигпмунаслиг лроб-'лемлэриии дэ поддана атннидир.
Диассртзсидада субут о лу-ну р ни, симфонии мугаиларнн яанр услу-бу мугаи канону осноьшда озунызхоуп Иимпровизэ"дир. Канон еистеми бутоя иэкилдэ, Зэ"ни канолуи бэдии организмииин Ьясоэлррэ белунмэз-лиди ила трактовка слунур.
Дисссртаси^а ишиндэ симфоилк мугачлариц Лзэрба^чан бэотэкар ;]арпдмчилнгн оистеминдэ Дери мул^янлэюдирилир'. Ф'.Эниров вэ Ни^зи-нин бу жаирда Заздчглары нумумлл.эрдэ го^ри-милли жамр-услуб бахнч-дян т,ч"сир уоэ чыхчрнлыр.Бу тэ"смр иубЬвсиэ'ки, Шэргии илк иилли блстэкзрлиг мэктпбиня дэ сирсфг отмиадир.Хусусилэ Орта Аси^а вэ Газахнстан рокиоиу.чда дартшыш эсэрлэрдэ.сиифоник ыугамларла эН"энэ-г'Л плагэлэр Ьэр поДлян эввэл эн"онэвИ мэнбээ гоЬумлугундон ирэли колир,!Ы|3 бу мэнбээ эсасыпда исэ симфоник тэчэссумун гоЬумлуг млпи.иотллри диссортас!^ада узэ чнхарнлыр.
Лнсоуртаси^ада Ь.-ипштн мугам оимфониэми, муоиги мэдэни^этлэ-ринин блр-Оирилп у.чбу Оаглилнги ними бир сира акту ал мэсэлэлэр дэ пп Ьэллппп танмышднр.
S V K K A F Y
Interaction of music and culture of the East and West have given a Ufa to many unprecedented genre and stylistic phenomena. There la a symphonic mughan among them (9 genre samples created by P.Anirov, Nitazi, S.Al&skarov and T.Bakykhanov) adducing numbers of urgintly musical problems.'
It ia established in the Thesis that a genre style of the symphonic mugham is a distinctive composer's "improvization" on Btagham canon. The canon system is the subject of composition Integrally (canon is an indissoluble into parts art organism) and regionally (internal and essence level is distinguished in the canon system).
With respect to the National tradition (canon) influencn of
•m *
principles is discovered in different styles of compositions. This £• a special citing, activity of monody processes etc.
An artistic and historical role of the mughams within Azerbaijan composers creative work systems is determined, non-national genre and stylistic impact of the genre samples of F.RmiroV and Niyazi are revealed in the work. This impact wan shown with different strength with respect to various national composers of Orient.
Links with traditional symphonic mughams in compositions of the Central Asian - Gazakbatan region in particular, dictated by relationship of traditional origin. Hence, a kinship of symphonic Incarnation of these origins appears as well.
Kuinbero of other actual questions are reflected in the Thenis related with the taugham'B syniphonism and contact of musical cultures.