автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Жанрово-тематическая классификация дэгэрэн ырыа

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Ларионова, Анна Семеновна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Новосибирск
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Жанрово-тематическая классификация дэгэрэн ырыа'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Жанрово-тематическая классификация дэгэрэн ырыа"

# * #

«г> МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ

V РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ имени М.И. Глинки

На правах рукописи

Ларионова Анна Семеновна

Жанрово - тематическая классификация дэгэрэн ырыа

Искусствоведение (специальность 17.00.02 - музыкальное искусство)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Новосибирск - 1996г.

Работа выполнена в Отделе олонхо Института гуманитарных исследований Академии наук Республики Саха (Якутия)

Научный руководитель :

доктор искусствоведения Э.Е.Алексеев

Официальные оппоненты:

доктор искусствоведения С.С.Гончаренко

кандидат искусствоведения Н.М.Савельева

Ведущая организация — Чувашский государственный институт гуманитарных наук при Кабинете министров Чувашской Республики.

Защита состоится 1996г.

в_______часов на заседании диссертационного Совета

К 092.21.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.02 (музыкальное искусство) в Новосибирской государственной консерватории имени М.И.Глинки по адресу: 630099 Новосибирск, ул. Советская, д.31.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки.

Автореферат разослан "__"_____________1996г.

Ученый секретарь диссертационного Совета кандидат философских наук

Н.П.Коляденко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования определяется прежде всего остротой проблем развития восточных музыкальных культур на современном этапе и необходимостью их разработки, а также недостаточной исследованностью этих процессов в современной науке. А в наши дни, с учетом' общей обстановки в стране, вопросы изучения формирования, развития и отличительных особенностей культуры народов России приобретают особое значение. Ввиду глубинности корней, самобытности и роли этнических связей якутов - одного из самых многочисленных тюркских народов Сибири, изучение национального музыкального фольклора, его стилевых и жанровых особенностей может способствовать, во-первых, расширению общих представлений об этносах страны, во-вторых, заполнению существующих еще "белых пятен" в истории ее музыкальной культуры и, в-третьих, расширению и углублению профессиональных рамок молодой музыкальной науки самой Якутии.

В системе жанров якутского фольклора особое место занимает песенная лирика, представляющая собой одно из самобытнейших явлений якутской песенности. Для выявления ее особенностей необходимо исследование напевов дэгэрэн ырыа - особого вида подвижного ритмичного пения, связанного с повседневным бытом, с песнями промысловых, свадебных, родильных обрядов, а также с мелодикой обрядового танца осуохай. Он определяется особой исполнительской манерой, спецификой музыкального языка и средств выразительности. А поскольку дэгэрэн ырыа содержат в себе рудименты исчезающих и даже безвозвратно утерянных фольклорных музыкальных произведений, изучение этих напевов важно не только с точки зрения функциональной обусловленности их повседневным бытом и якутскими обрядами, но также и для выяснения эволюции музыкального мышления и становления жанра современной массовой песни якутов. Комплек-

сное исследование и систематизация дэгэрэн ырыа представит интерес не только для исследователей - музыковедов и фольклористов, но и для тех, кто занимается общими вопросами истории развития культуры как Якутии, так и связанных с нею регионов.

Предлагаемая работа ограничена рамками классификации жанра песенной лирики, обозначенной впервые как дэгэрэн ырыа якутским композитором М.Н.Жирковым. Дэгэрэн ырыа включает в себя, кроме рассматриваемого в диссертации жанра песенной лирики, синкретичные в своей природе песни типа дэгэрэн в олонхо, музыкальные разделы сказок, чабыргахи (скороговорки), входящие в повествовательный контекст произведений устного народного творчества, а также напевы осуохая (кругового танца), связанные с движением. В перспективе все эти виды требуют самостоятельного исследования, так как, думается, в связи с текстовым содержанием и танцевальным движением систематизация их демонстрирует свои, только им присущие закономерности.

Изученность проблемы. Следует подчеркнуть, что дэгэрэн ырыа не стала пока предметом специального изучения. В музыковедческой литературе практически не разработана жанрово-тематическая ее классификация. В той или иной мере интересующие нас проблемы, в том числе терминологические вопросы и классификационный подход к этому типу пения, а также характеристика отдельных жанров песенной лирики затрагиваются в трудах этнографического, филологического, музыковедческого характера. Разносторонний материал о якутском музыкальном фольклоре и отдельные замечания о ритмике, ладе, форме, способе исполнения песенных стилей содержат работы Г.А.Григоряна, С.А.Кондратьева, Г.Г.Алексеевой, Н.Н.Николаевой. Их значение в накоплении и осмыслении музыковедческих знаний о национальной культуре народа саха бесспорно. Особый интерес представляют при этом труды М.Н.Жиркова и Э.Е.Алексеева, положившие основу в терминологической и класси-

фикационной области при изучении песенного фольклора в якутском этномузыковедении. Они разрабатывали проблему нотировок якутского мелоса, ввели нотографическое отображение микроальтерационных изменений звуковысот-ности в связи с нетемперированным характером мелодики народа саха. Э.Е.Алексеев фундаментально исследовал вопросы ладообразования, типологии видов и жанров, функционирования якутского фольклора.

Для разработки проблемы связи дэгэрэн ырыа с якутскими обрядами определенный интерес представляют этнографические труды А.Ф.Миддендорфа, В.Л.Серошев-ского. Кроме того имеется большое число нотировок песенной лирики, выполненных в течение века и принадлежащих А.В.Скрябину, Ф.Г.Корнилову, М.Н.Жиркову, Г.А.Григоряну, Э.Е.Алексееву, Н.Н.Николаевой. Этот материал использован в данном труде.

Цели и задачи работы. Поскольку при определении дальнейших путей развития культуры народа саха проблема сохранения и возрождения национального фольклора Якутии является одной из самых актуальных, то возникают вопросы исследования основных стилевых пластов народной музыки якутов. Этим обусловлена цель написания данной диссертации. Данная цель связана с назревшей в якутском музыкознании необходимостью комплексного осмысления дэгэрэн ырыа в плане классификации ладо-интонационной и метроритмической структуры, связи речевого и мелодического начал, содержания словесных текстов вокальных произведений. Кроме того комплексное осмысление песенной лирики народа саха требует рассмотрения взаимодействия напевов дэгэрэн ырыа с якутскими обрядами, а также выявления их региональной специфики, что крайне важно в исследовании песен данного типа.

Для достижения указанной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

- выявить жанровую специфику дэгэрэн ырыа;

- показать признаки дэгэрэн ырыа как древнего типа нения, соотносимого со временем развития эпического" стиля дьиэрэтии ырыа;

- определить функциональное назначение песенной лирики якутов;

- установить связь песенной лирики народа саха с якутскими обрядами;

- проанализировать песни данного типа с точки зрения их содержания, связи слова и музыки, особенностей лада, метроритма, интонационной сущности;

- осмыслить особенности региональных диалектов дэгэрэн ырыа;

- показать, что формирование крупных локальных типов пения связано, преимущественно с влиянием музыкальных традиций этносов, тесно взаимодействовавших с якутами.

Музыкальный материал. В источниковедческую базу включены нотные расшифровки архивных материалов Института гуманитарных исследований Академии наук Республики Саха (Якутия), записи фольклора Национальной вещательной корпорации Республики Саха (Якутия). Основными источниками для исследования служили изданные сборники якутских народных песен: Ф.Г.Корнилова "Саха бастакы ырыалара" (Якутск, 1969), А.В.Скрябина "Саха ырыалырын ноталара" (М., 1927), С.А.Кондратьева "Якутская народная песня" (М., 1963), "Саха народнай ырыалара" (Якутск, 1975), Э.Е.Алексеева и Н.Н.Николаевой "Образцы якутского песенного фольклора" (Якутск, 1982) и "Туллук-туллук до§оттор" (Якутск, 1968). В целом, совокупность как опубликованных, так и неопубликованных материалов обеспечила- исследовательскую базу для решения поставленных задач.

Научная новизна. Настоящая работа представляет собой первую попытку комплексного исследования дэгэрэн ырыа. Цели и задачи диссертации определили и научную новизну темы. Впервые автором разрабатываются принци-

пы выявления разнообразных групп напевов дэгэрэн ырыа как в функциональном, историческом, жанровом срезе, так и в стилистическом, диалектном контексте. Впервые в якутском музыкознании предпринято целенаправленное изучение связи дэгэрэн ырыа с якутскими обрядами, на основе чего ведется поиск функциональной обусловленности песенной лирики обрядовыми комплексами. Новым является также сравнение и классификация фольклора якутов по региональным типам пения, установления четырех локальных традиций исполнения песенной лирики якутов - центральной (приленской)", вилюйской, олекмин-ской и северной (с учетом связи о музыкой эвенков и эвенов).

Впервые вводится в науку расшифрованный автором музыкальный материал (см. приложение). Он представляет собой нотировки песен Верхоянского и центральных улусов, причем в их полном объеме. Записи делались в 1987 году в Северной Якутии (Верхоянский улус), музыка которой до этого времени почти не фиксировалась. Впервые осуществлено и картографирование региональных типов музыкального фольклора народа саха. Следует подчеркнуть, что разностороннее исследование дэгэрэн ырыа тоже предпринимается впервые.

Методологическая база и источники исследования. Методологической основой исследования послужили разработанные в отечественной науке теоретические положения по изучению песенного фольклора. В частности, учитывался комплексный подход (К.В.Квитка, И.И.Земцовский, Э.Е.Алексеев) к изучению феномена дэгэрэн ырыа и сравнительно-сопоставительный метод (В.Я.Пропп, Б.Н.Путилов, Б.Барток) в исследовании локальных особенностей песенной лирики, позволивший обнаружить специфику манеры исполнения дэгэрэн ырыа и определить общие черты. Данный метод позволил также выявить связи напевов дэгэрэн ырыа с мелодикой песен, сопровождавших якутские обряды.

Важной методологической предпосылкой для освещения темы явился междисциплинарный подход на стыке этнографии, истории, филологии и музыковедения. Принципиальное значение в работе приобрели концепции развития раннефольклорного ладоинтонационного мышления, функционирования фольклора, разработанные Э.Е.Алексеевым.

При разработке и определении жанровой специфики этого материала автор основывался на достижениях науки в области изучения природы жанра: на трудах Б.Н.Путилова, И.И.Земцовского, Е.М.Мелетинского, С.Ю.Неклюдова, овик. И хотя основное содержание научно-исследовательских работ по вопросам музыкальной культуры не связано непосредственно с проблематикой изучаемой темы, их значение в накоплении и осмыслении обширных музыковедческих знаний о песенной культуре народа саха является бесспорным.

Практическая значимость диссертации. Результаты исследования будут использованы при сравнительно-сопоставительном изучении музыкальных культур различных этносов, в частности, р» связи с вопросом, касающимся микроальтерационных изменений и показательных для этого систем. Данная работа может также служить теоретической основой, источником фактов и материалов для разработки курсов народного творчества саха и истории музыкальной культуры Якутии для музыкальных училищ и гуманитарных высших учебных заведений.

Сами образцы песен могут быть использованы для дальнейших научных исследований, в том числе не только с фольклорных, но и с сугубо музыковедческих позиций. Практическая значимость диссертации заключается также в возможности включения ее материалов в подготавлива-' емые СО РАН, Академией наук Республики Саха (Якутия) и Новосибирской государственной консерваторией имени М.И.Глинки капитальные многотомные работы и сборники статей, посвященные музыкальной культуре народов Сибири, как их историческому прошлому, так и настоящему.

Апробация работы. Диссертация, обсуждалась на заседаниях отдела олонхо в Институте гуманитарных исследований Академии наук Республики Саха (Якутия) и кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории имени М.И.Глинки. Основные положения опубликованы в виде статей и тезисов, а в качестве докладов прочитаны на республиканской конференции "Фольклор народов Севера" (1992г.), республиканской конференции молодых ученых (1992г.), республиканской конференции, посвященной 100-легию со дня рождения П.А.Ойунского (1993г.), международной конференции "Языки, культура и будущее народов Арктики" (1993г.), международной конференции "Через толерантность к взаимопониманию и миру" (1994г.), III международной конференции по эпосу памяти А.Б.Лорда (1994г.).

Полученные сведения были использованы -при составлении учебных курсов "Якутской музыкальной литературы" для учащихся музыкального училища имени М.Н.Жиркова, а также при разработке программы по курсу "Музыкальная культура народов Якутии" в Высшей школе музыки (Якутск).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, списка литературы и приложения (карта, примечание и нотные расшифровки).

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается научная значимость темы, состояние ее научной разработанности, история изучения интересующих автора проблем. Определены также цели и задачи исследования, дана характеристика источниковой базы, показана научная новизна, обосновывается структура диссертации.

В первой главе "Вопросы методологии ц терминологии" рассмотрены методологические установки и методы, уточняется терминологический аппарат, так как недостаточная

изученность песенной лирики требует особой тщательности терминологических дефиниций и четкости методологических аспектов. При классификации напевов дэгэрэн ырыа необходимо учитывать сравнительно-сопоставительный подход, установившийся в фольклористической науке. При этом подчеркивается, что, основываясь на данном методе,-целесообразно исследовать однотипные жанры фольклора тех народов, которые длительное время контактировали между собой.

При классификации всего массива песенной лирики необходимо учитывать его внутреннюю • иерархичность. Сравнительный анализ якутских традиционных песен сопровождается систематизацией песен на более низких уровнях по признакам тождества и различия. В якутском музыкальном фольклоре нижним уровнем является разовое индивидуальное исполнение конкретной песни, так как второе воспроизведение этой же песни тем же исполнителем часто представляется как ее вариант, более или менее свободная интерпретация.

Иерархическая группировка' напевов производится по определенным существенным признакам. Этими признаками являются ладоинтонация, метроритмика, формообразование, тембр, функции песен. При систематизации учитывается совокупность данных критериев.

В данной главе рассматриваются также основные этапы классификации жанров в литературе прошлых лет. Выявлены два этапа в классификации якутских народных песен.

Первый этап начинается с выделения двух основных пластов якутской традиционной песенности (А.Ф.Мидден-дорф, 1878): хороводного хорового, под которым подразумевается осуохай, и песенного компонента "сказок" (этнограф имел в виду поющиеся разделы олонхо). Данный период характеризуется делением песен по содержательному признаку. В.Л.Серошевский систематизирует их по словесному тексту в соответствии с филологическими принципами. Выделяются жанры: героические песни, любовные, гимны. Исходя же из функции песен, В.Л.Серо-

шевский делит их на игровые, плясовые, шаманские, упоминая также хоровые. Им делается попытка введения в научный обиход якутской терминологии.

Особое место в якутском этномузыковедении занимает монография .М.Н.Жиркова "Якутская народная музыка", написанная в 1947-1949 годах. Исследования М.Н.Жиркова открывают новый, второй этап в изучении и классификации песенных жанров традиционного фольклора народа саха. Именно М.Н.Жирков впервые вводит в научный оборот такие основополагающие понятия, как дьиэрэтии ырыа и дэгэрэн ырыа. За основу классификации он принимает терминологию самих носителей фольклора. Здесь следует подчеркнуть, что трактовка жанров самими исполнителями народной музыки отличается от исследовательской жанровой классификации музыковедов. Так, У.Нохсоров определяет песенные жанры следующим образом: дьиэрэтии (протяжное пение с кылысахом), кутуран (шаманское пение и песни мэнэриков), сыЬалыйан (напевное протяжное пение), ордоотоон (громкое зычное пение), осуохай (круговой танец), дьиэрэнкэй (скорый танец с подскоком), дьаала ыры^ (свободная песня). К дэгэрэн ырыа У.Нохсоров относил подвижные, ритмичные песни, передающие топот скачущего коня, к дьаала ырыа - ритмически организованные песни-восхваления. Кроме того термином дьаала ырыа обозначался определенный исполнительский прием.

В дальнейшем развитии этномузыковедческой мысли в систематизации якутских музыкальных жанров берутся за основу принципы М.Н.Жиркова и его классификация фольклора саха. Термин дэгэрэн ырыа трактуется в расширительном плане, вплоть до придания ему определяющего стилевого значения. Позже композитор Г.А.Григорян дает дэгэрэн ырыа подробное и близкое к музыковедческому определение. К дэгэрэн ырыа он относит также песни, в которых могут быть использованы стихи современных авторов.

Первую попытку функциональной дифференциации жанров якутской народной песни мы встречаем в статье Э.Е.Алексеева "Новое в традиционных стилях якутского музыкального фольклора", написанной в 1965 году. В ней ученый пишет о колыбельных песнях, а также обращает внимание на бытование игровых напевов, исполнявшихся во время коллективного лова рыбы. В дальнейшем якутские музыковеды стремятся именно с функциональных позиций определить жанры якутской песенности.

Из общей таблицы, составленной автором диссертации, выясняется, что этномузыковеды берут за основу при определении дэгэрэн ырыа различные его параметры, учитывая практическую функцию, содержание, состав исполнителей, исполнительские средства. При этом важно подчеркнуть, что из функционально определенных жанров бытуют лишь колыбельные, женские бытовые песни и различного рода песни-воспевания. Сложность функционального определения жанров возникает в связи с исчезновением многих видов песен, ранее игравших определенную роль в жизни человека.

Сохранившиеся жанры песен также нелегко определить по функции в связи с утратой традиционной области их бытования; в современный период они чаще всего звучат с концертной эстрады. В них можно усмотреть лишь связи с напевами якутских обрядов, так как в большинстве случаев эти песни проистекают из архаических, синкретичных по своей сути ритуалов. Отделившись от последних в процессе исторического развития, они образовывают новый жанр песенной лирики.

Во второй главе "Музыкальное и словесное содержание дэгэрэн ырыа в связи с якутскими обрядами", состоящей их двух разделов, исследуются содержание, ладоинтонационная и метроритмическая структуры дэгэрэн ырыа, и, соответственно, рассматривается вопрос связи слова и музыки данных напевов. Выясняется, что поэти-

ческую основу дэгзрэн ырыа характеризует широта охвата тем, связанных с различными явлениями жизни и природы.

Строение их стихотворной части подчинено общим закономерностям, свойственным якутскому народному стихосложению. Основу якутского стиха составляют семи-, восьми-, девятисложные построения, аллитерационный принцип, выраженный в соблюдении созвучности гласных и согласных. Силлабическая система якутских песен архаического содержания превращалась со временем в силлабо-тоническую.

При анализе текста дэгэрэн ырыа должна учитываться вторичность песен, поэтическая основа которых имеет конкретного автора. В данном случае такое произведение представляет собою явление более позднего происхождения, которое начинает функционировать " по канонам письменных, а не устных традиций, произведение, исключающее импровизацию текста и связанного с ним напева. По своим же глубинным мелодико-интонационным корням мелодии такого рода "авторских" сочинений часто являются продуктом древнего "дописьменного" типа культуры. Такие напевы используются в качестве материала для исследования с чисто музыковедческих позиций и в связи с интересом к мелодическим конструкциям, непосредственно отражающим традиционные нормы.

В ладоинтонационной сфере дэгэрэн ырыа выявлены три группы.

Первую составляют напевы древнего происхождения с узким звуковым амбитусом, использующие по терминологии Г.А.Григоряна принципы "раскрывающегося лада", нередко с целотоновой природой мелодики.

Вторую группу представляют более поздние, но еще не современные напевы, своей субсекундовой "вводното-новостью" дифференцирующие устой и неустой и формирующие функциональные отношения тонов с главным устоем.

Третья группа песен основана на определенных стабильных ладовых образованиях. Их можно, в свою очередь, разделить на две подгруппы:

1) песни пяти-шестиступенные, без четко выявляемых ладо-тональных структур;

2) песни, основанные на пентатонике, и диатонические, тональные.; Метроритмическая структура напевов дэгэрэн ырыа определенна, основу их составляет главным образом двухдольный метр, но встречаются трехдольные и сложные размеры. Показательны в этом плане песни "Кэ§э" ("Кукушка") на слова Кюннюк Урастырова и "Сээ дьигэ-дьигэ" (лирическая песня), где происходит постоянная смена метра, что зависит от слогового строения стиха. Такого рода песни содержат разнообразные ритмические конструкции: дробление, суммирование, пунктирный ритм, синкопы.

Слова и музыка в песенной лирике якутов находятся в прямой силлабической связи, то есть на каждый слог приходится один звук. Особенно часто так исполняют песни, текст которых представлен силлабо-тоническими стихами. Однако довольно часто встречаются также распевы слогов. В случаях, если ритм текста не укладывается в мелодическую формулу (это наблюдается в напевах, стихотворная структура которых основана на семисложнике), развитие происходит двумя путями:

1) текст дополняется добавочными слогами, чаще внесмысловыми. Кроме того может меняться конструкция текста, в котором формула мелодии алогично, нестандартно разделяет предложение;

. ... 2) за счет изменения количества слогов варьируется сама мелодия, сохраняя при этом основную формулу напева.

Дэгэрэн ырыа имеют свои истоки в обрядовой музыке календарного и некалендарного циклов. К празднику летнего календарного цикла относится Ысыах - цраздник, на котором исполнялся танец осуохай. Осуохай бытует до наших дней, что позволило выявить близость с ним

напевов дэгэрэн (общность их заключается в устной передаче информации, отсутствии конкретного автора, вариативности традиций ^воспроизведения обряда или на-рратива). Переход фольклорного образца в сферу лирики (лирический жанр) основан на том, что, отойдя от обряда, он превращается в самостоятельный жанр народного творчества. Традиционные мотивы дэгэрэн изначально были непосредственно связаны с танцем, но со временем утратили первоначальную функцию и, отделившись от него, стали исполняться с разнообразными текстами, образуя новые жанры песенной лирики в соответствии с их новым содержанием и назначением. Особенно ярко истоки танцевальности обнаруживаются в ладоинтонаЦи-онной, метроритмической сферах, а также в композиционной структуре бытовых лирических песен. Так, песня "Стерх", записанная М.Н.Жирковым от артистки хора В.Шарабориной-Кумаровой из Олекминского района, совершенно очевидно основана на танцевальной мелодии.

Развитие напевов дэгэрэн, близких осуохаю в ладоин-тонационном и метроритмическом отношениях, шло от узкоамбитусных напевов древнейшего происхождения к широким мелодическим построениям с богатой ритмикой и постепенней их диатонизацией.

Что же касается песен, связанных с другими обрядами, то выявление в них отдельных реликтов обрядовых напевов, не связанных с танцем (таких, как трудовая песня, колыбельные, свадебная, плач девушки), зафиксированных, но не бытующих ныне, помогло обнаружить некоторые общие закономерности и интонационные особенности дэгэрэн ырыа.

Так, трудовые песни содержат яркие кварто-квинтовые интонации с четкой метроритмикой, что, в целом, свойственно подобным песням многих' народов, например русской трудовой песне. Само завоевание кварто-квинто-вых интонаций в якутской песенности, по-видимому, тесно связано с данным жанром.

Тембровое своеобразие, звукоподражательные элементы и внесмысловые слоги определенней группы песен связаны с промысловыми обрядами, в частности с охотничьими манками. Охотничьи ритуалы многих народоЕ содержат звукоподражания животным и птицам, которые воспроизводятся каждым народом по-своему, н? основе специфики своего "национального слышания". Так, подражание вороне у русских воспроизводится словосочетанием "кзрр-карр", у монголоязычных - "хэрэ", у якутов - "даах", "хаах" и "хоох", то есть у разных народов имитации криков одного и того же животного или птицы звучат по-разному. Впоследствии эти звукоподражания из якутских промысловых обрядов в переработанном виде переносились в песни, при этом отбор шел в направлении воспроизведения наиболее ярких, необычных, запоминающихся тембровых интонаций. Быть может, поэтому таналай ырыата (нёбная песня), например, содержит в себе специфические призвуки, исполняемые тем же способом, как у эвенов и эвенков передается хорканье оленя.

Жанр таналай ырыата представляет собой сконцентрированный комплекс элементов из двух обрядов: охотничьего и осуохая. Таким образом, этот жанр двухфункционален по истокам, а если учесть и последующую его роль в качестве бытовой женской песни, которую пели за шитьем, то он представляется многофункциональным.

Песни, связанные со свадебным обрядом, впоследствии образовали особую группу: любовные песни, туойсуу ырыата, песни-воспевания возлюбленной и возлюбленного, шуточные, песни-плачи. Колыбельные песни также имели своим истоком ритуальную функцию и отчасти были приурочены к родильному обряду.

Приведенная в главе таблица констатирует факт развития песен дэгэрэн из обрядовых комплексов. Со временем эти песни, в силу объективных причин, утрачивали связь с обрядом, приобретая новые черты, связанные с новыми функциями. При этом в одной песне

концентрировались черты, свойственные напевам различных обрядов, что, безусловно, обогащало напев, меняя его качественные характеристики как в плане средств выразительности, так и в ^отношении новой роли в жизни человека. т

Функциональное определение жанров дэгэрэн ырыа весьма сложно, поскольку в них отсутствуют жесткие установки, границы и критерии дифференциации. Если обрядовые напевы сопряжены с традиционными устоявшимися канонами, то в жанре песенной лирики такие каноны отсутствуют. Механизм становления дэгэрэн ырыа скорее представляет собой процесс, когда при исполнении песен в быту выбирали наиболее полюбившиеся мелодии, услышанные во время обряда, и потому для нас обрядовая функциональность напевов дэгэрэн зачастую остается основополагающей.

В третьей главе "Региональные особенности дэгэрэн ырыа" исследуются проблемы формирования локальных традиций каждого из жанров песенной лирики. Становление диалектных стилей - процесс сложный и неоднородный.

Основой формирования устоявшихся региональных групп со своими неповторимыми особенностями песенного строя послужило неравномерное и волнообразное расселение народа саха, который формировался постепенно, на основе смешений различных этнических групп автохтонного и южного происхождения. Заселение Якутии народами тюркского происхождения шло стадиально. Г.В.Ксенофонтов высказал предположение о трех стадиях: первая группа, оттесняемая последующими, сформировала северных якутов; вторая группа заселила реки Вилюй и среднюю Лену; третья группа освоила центральные улусы. Этот волнообразный принцип заселения подтверждается современными историко-этнографическими исследованиями и новыми открытиями археологов.

Картографирование региональных групп саха выявило четыре ведущих стилистических диалекта: вилюйский -этэн ыллыыр, распространенный в Сунтарском, Вилюй-ском, Нюрбинском, Верхневилюйском улусах, расположенных в бассейне реки Вилюй; центральный (приленский)

- тардан ыллыыр, распространенный в Якутском, Мегино-Кангаласском, Хангаласском, Таттинском, Намеком, Ам-гинском, Усть-Алданском, Чурапчинском улусах, расположенных в среднем течении реки Лены; олекмин-ский - близкий тардан ыллыыр; северный - муоралы тойук

- охватывает Верхоянский, Абыйский улусы, расположенные по рекам Яна и Индигирка.

Критериями определения стилистических групп служит манера исполнения, метроритм, тембр и иногда ладоинто-нация. Характеристика этих стилей, данная Э.Е.Алексеевым по отношению ко всему музыкальному фольклору якутов, непосредственно относится также к дэгэрэн ырыа.

Центральное (приленское) пение выделяется постоянным введением распевов слогов, мелодические построения в них обычно украшаются орнаментально форшлагами и мордентами. Четкая акцентность метроритмики, хореический склад мелодики при доминировании двухдольности также служат определяющей чертой приленской региональной традиции.

Вилюйское пение характеризуется четким произнесением текста, что проявляется в редком использовании распевов с синкопами и ритмически сложных конструкций. Нередко встречаются трехдольные напевы. В ладоинтона-ции песен часты минорные образования, а также больше-секундовые и терцовые кадансы восходящего и нисходящего движения к устою. В тембровом отношении нередко используются кылысахи, что приближает и* к манере пения в стиле дьиэрэтии.

Олекминскому пению свойственны напевность мелодий с особым перетеканием из тона в тон, отсутствие орнаментальных украшений, распевы слогов, которые приближают его к манере тардан ыллыыр приленского

региона, отсутствие орнаментальных украшений. Метро-ритмика в основном связана с трехдольным метром и с синкопированным ритмом либо с ямбическим затактом. Встречающиеся двухдольные метры генетически связаны с олекминским осуохаем. Ладоинтонационность основана на минорных трихордах с субквартовой каденцией, выраженной формулой:

устой - субкварта - устой.

Исполнение песен северными якутами резко контрастирует с остальными региональными стилями. Они поют зажатым горлом, несколько гнусавым голосом, их форшлаги темброво отличаются от других локальных традиций некоторой затушеванностью. Четкая двухдольность песен данного региона сочетается с прихотливостью ритмического рисунка. В ладоинтонационном отношении доминируют пентатонообразные напевы.

В работе учтены напевы, привнесенные из одного региона в другой, которые в процессе вживания в иные локальные традиции перерабатывались в соответствии с ними, но в то же время в процессе переработки сохраняли и некоторые черты, свойственные локальной стилистике тех мест, откуда они были привнесены.

Таблица региональных напевов

Группа Подгруппа Тип Подтип

1 2 3 4

Концертная Центральная (приленская) Тардан ыллыыр Распевы с орнаментикой. Двухдольный метр. Хореическая структура

Группа Подгруппа Тип Подт ни

1 2 3 4

Вилюйская Этэн ыллыыр Отсутствие распевов с орнаментикой. Кылысахи. Трехдольный метр. Ямбическая и хореическая структуры

Олекминская "Гардан ыллыыр Распевы, отсутствие орнаментики. Трехдольный метр. Ямбическая структура

Камерная Северная Муоралыы тойук Прихотливость мелодики и своеобразие тембра. Двухдольный метр. Хореическая структура

В приведенной сводной таблице выделены два основных типа пения, резко различающиеся по манере и, по аналогии с дьиэрэтии ырыа, разделенные на концертный и камерный. Концертный пласт представлен тремя региональными стилями: центральным (приленским), ви-люйским, олекминским. Для него характерна яркая открытая подача звука и некоторая театральность исполнения. Пение северных якутов отличается камерностью, некоторой самоуглубленностью благодаря приглушенному исполнению, при этом тон под воздействием форшлага воспринимается как дрожащий звук.,

В формировании крупных региональных исполнительских традиций основополагающим явилось влияние музыкальной культуры соседних этносов, контактировавших с якутами в течение многих веков задолго до прихода русских. Так, мелодии вилюйских и олекминских регионов близки танцевальной музыке эвенков, а на возникновение

северной манеры пения существенно повлияли эвенские песни. Однако данный факт не исключает и других не исследованных еще моментов в становлении определенных диалектных групп -музыкального фольклора народа саха.

В заключении диссертации подведены итоги, сформулированы основные положения и выводы, на основе которых можно сделать следующее резюме.

Проживание и тесное взаимодействие якутов с русским народом предопределили путь развития якутской музыки через русскую к европейской музыкальной системе. Сейчас, в связи с расширением коммуникационных возможностей, огромное влияние на якутскую песенность оказывает западная массовая культура, что свойственно и другим странам мира.

Такие ярления и процессы развития современной музыки получают неоднозначную оценку. С одной стороны, нивелируя и унифицируя национальные черты, они играют подчас негативную роль. С другой - заложенные исторически объективно в самой природе музыки этносов, они способствуют развитию и росту культуры, становлению новых жанров. В любом случае, чтобы не произошла полная унификация национальной музыки народа саха, с особой остротой должны ставиться вопросы сохранения и возрождения якутского фольклора. В их число входит исследование особенностей музыкального фольклора, включая проблемы дальнейшего изучения региональных стилей и углубленного. всестороннего рассмотрения песен типа дэгэрэн ырыа, представляющего собой одно из самобыт-нейших явлений якутской песенности. В этом разделе диссертации намечены также дальнейшие перспективы изучения феномена дэгэрэн ырыа.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Музыкально-стилистические особенности поющихся частей якутских сказок / / Фольклор и современная культура: Сб. научных трудов. - Якутск, 1991. - С.166-170.

2. К вопросу типологии традиционных песен стиля дэгэрэн ырыа // Поэтика эпического повествования:

Сб. научных трудов. - Якутск, 1993. - С.123-133.

3. Взаимовлияние культур народов Севера на примере якутского музыкального фольклора // Языки, культура и будущее народов Арктики. - Якутск, 19.94. - С.83-85.

4. Якутский музыкальный фольклор как фактор толерантности // Терпимость: идея и традиции. - Якутск, 1995. - С.82-86.

5. Связь слова и музыки в якутском фольклоре

(К постановке вопроса) / / Устный эпос: проблемы истории, теории и сказительства: Материалы Третьей международной конференции памяти Альберта Бейтса Лорда. 15-21 августа 1994 г. - Якутск, 1994. - С.21-23.

Формат 60x84 1/16. Печать офсетная. Гарнитура Times. Усл. п.л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ №47

Якутский научный центр СО РАН ГУП "Полиграфист"

6778891, Якутск, ул. Петровского, 2