автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Жанровое своеобразие басенного творчества Джона Гея

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Жиленков, Александр Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Жанровое своеобразие басенного творчества Джона Гея'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Жанровое своеобразие басенного творчества Джона Гея"

' московски ордена ленина и ордена тряювого красшго знамани пшгшжески! госшрсгвенннй зниверсимт имени в.И.Лвнина

Специализированный совет Д 053.01.06

На правах рукописи

ШШНКОВ Александр Иванович

жанровое своеобразие басшого творчества джона гея

Специальность 10.01.05 - литература стран Западной Еврош.йлертш а Австралии

АВТОРЕФЕРАТ диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва 1993

Работе выполнена в московской педагогическом государственном университете иж ш В.И.Ленина.

На нннй руководитель:

доктор филологических наук, профессор И.О.ШАЙТАНОВ

Офядвальнне оппонента: доктор филологических наук, профессор H.H.СОЛОВЬЕВА

кандидат филологических наук, досенг 1.В.С1ЩШ

Веддаая организация - Санкт-Петербургский государственны! университет.

Задата состоится " У m993 года в_^ часов на зг

седании специализированного совета Л 053.01.06 до щ>исунденав ной стелена доктора наук в Московском педагогическом топударет ном университете имени В. И.Ленина по адресу : Малая Пироговс» ушш.дом I. •

С диссертацией можно Ознакомиться в библиотеке МПГУиыеяи

В.К.Ленина,ул.Малая Плроговская,дом I,

■ Автореферат разослан

у»еныи секретарь

я

trjk0e в.п.

Творчество поэта к драматурга Джона Гея /1685 - 1732/ является ль» классического наследия английской литера*уры.Геи занимает эбое место в реду плсаталей.являвдих собой славу а гордость во-инадаятого столетия.

Каир басни,особенностям которого в творчестве ДК.Гея иосвящает-.г.зднов исследование, на сегодняшний день остается мало изучен-4,а ведь понимание сущности басни,по выражении Л.С.Выготского, ак самоа элементарной литературной формы" дает "клич ко всей ко-задай искусства". -

Басенное творчество Дж.Гея привлекает возможностью постановки проса о ханрообразуших принципам басни в контексте обшекультур-го мышления ХЯ1Х века.

Басни стали апофеозом литературной карьеры Ля.Гея.В Англии они язнаны величайший достижением,классическим наследием нашональ-а дитературы.За полтора века с момента их появления в £727 году издавала свыше трехсот пятидесяти раз.До конш XIX века басни я являлись хрестоматийным учебным материалом в английской школе, оизведения переводились на многие европейские языка, а так не т:э ыкн урду и бзнгали.

Васенянй аанр бал подготовлен всей предшествующем творчеством я,его пасторальными бурлескшаш шэмаш,-эклогаш,элегияаи,балла-;.я,то есть всем тем,к чему он обращался,будучи,по определению Форсгран,"поэтом назкого яанра". ,

Й ХЛП веке канр представлял собой нормативнув условность.^с-явая аанры в аз классическом ввде.Лж.Г'еи яришзл к одному из са~ ж эафэршлизованннх традишзй ганроз.к басне, в это же время з рамках всей Еанровоа системы происходил процесс каза от нормативности дозтйческого ьздленяя.Ок осуществлялся рамка способами,в частностнгпародированиег1 яакров.ЦжЛ'ей, например, ред тен как обратиться к басням уае Обладал опытом именно тако->."ухода от занра",.от пасторали ее бурлескным первоемысленивм.На-¡ду с пас^оральо басня стала одним из первых звеньев, о которого' ¡чалось разрренлз норметизной систе.'лы. жанров,. ' ''' ' . ■ Канр басни освобождался от сковывающей условности,от традишон-» проявлявшихся з нем "дидактизма" а "развлекательности", скорми-' . шазвшхея во взаимодействий с зкблеттаческш а карнавальным ви~-1ма худоазствеаного мышления, '

Басня ХЛГ1 века стремилась к внреботке средств болез глубоко-1 а индивидуального изображения дваствателыюстаДакими воямог -

иостяма в исследуемый период обладал в большей степени, нежели сичвские форш.канр романа.йодчивяясь императиву литературного щ цвеса,так *е щ в другие тр*дашоиные. «анра»бесенная фзрма«разв1 вая в образах лероон'ашах "ха^ктериость",максимально приближаясь жазви,стремилась к романному содержшив.0 меченные поошссы характеризуют басни в качества аереяэднод формн. .. 11ерехрдяая форма басни этомэнохн отела частным варааенявм ос него ■ яьления переходности, появдаемого » плане трехступенчатой периодизации мировой. исторан:аатичность - средние века - швов время, шугря 91 ои периодизации ХИЛ век, со терминологии С-С.Аверин-дава.эааервиет и подводит итог *рвфяекгивйо-традидионалистскому" состоянию культуры,при которой ханр в авторская индивидуальность сосуществует в определенно« равновесии. За его пределами побеждаеч индавидуальность, традиционализм теряет власть над художественным сознанием.

Зодход кбасеняоыу творчеству ДкЛ'ея, при которой учитывались ироисходашие в нем переходные протесы, обусловливает актуальное данного исследования. .

О научной разработанности пообяею .аааоового своеобразия басе) Гея иокно говорить,имея ввиду только труда зарубежных ученых.

Отечественному литературоведения Дд-Гаи. известен в основном к; драматург, ау^ор знаменитой "Олера нищего".Сатирическая направленность ^шрн" анализируется в пятом томе истории всемирной литер; турн,в.дассбрт9зди И. в. Сг Ушакова, учебных пособиях по истории ан ланскоа литературы.

Более полно творчество 1к.Гея изучено в англоязычной датерату ведении.Помимо срествувдеи обширнои литературы по драматургии и П08зш>а которой так или иначе затрагивались его басна.нёпосредо Еенао иосвйцены басням Гея монография шведской исследователь ниш Э.форсгрен /Стокгольм,1264/,три диссертации американских- ученых У.р.рэя /вельский ун-т, 1858/.А.Э.Грэхема /дринстонсхий ун-т, 1961 ¿».С.им /ун-^ мишвсот»,18б8/.В «вязи с разными задачам изучена творчества"Гая'к анализу Ьасен^обрадались П.М.Швкс' ЛЬкьЯоркде Т.Ноуэл /Нью-Йорк - Лондон, 1975/,в«г.Ирвин /Нью-Йорк,1940/.Щ,еда том изучения олужили йаски Дж.гея для. многочисленных статей.

а работах зарубежных литературоведов широко представлен истор ческаи фэн.дак глубокий анализ басенных текстов,констатируется "мастерство,с которым написано большинство басен Гея"/У.Р.Рэи/ и "оригинальная художественность басенм/Т.Ноэл/.йое исследователи

¡сходяли из аксиоматичного утверждения о Ея.1ее,как о"луЧшем из» зсех английских басногш;швп /Дж.С.ща/ .англаастея литературная Засня рассматривалась сквозь призму достижении Гея в изучаемом явн-зз, ■ • "

В данном исследования пошмзниэ своеобразия басен ¿еяв качестве цела диссертации означает определение песта двоен Дя.Гея в историческое оззвитив басенном форда, исследование их' переходного ха-зактера в связи с древнейшими видамя художественного мышления.

а отношении данной цели определялся кр.?г задач,решаемых в ходэ 1С следовании ¡выяснение генетических корней басен Дж.Гей,то есть ! с следование происхождения и основынх этапов развития яанра литературное баскн;Определение традиционного содзраания басенной форш Дя.Гея;доказательст£о того,что эмблематическое а карнавальное ¡ыт$кяв проявляется в содержании басенной форш,-показ своеобразия 'философского дидактизма" басен Гея;анализ путей преодоления древ-1еид!их ьидов мышления в басенкой обрезности,в композввдонных сред-:твах,ь идеологическое заданностп за счет развитая "памфлетного" удержания басенной форма.

В результате проделанной работы автором сил выдвинут ряд поло-гении .содержащих элементы научной новизна: литературная басня ХШ -(¿П1 веков,басня Джона Гея является переходной фрмоа от трэдасгон-юго,античного варианта литературном басни к басне Нового временя; фоцесс дерехода-ст- "градационного к ивдивздуальному обнаружится 1 Сфере взаимодействия басенной формы с рудаззнтаряньш вида-а ми-ролагического мышления - эм5ледатичесш< и карнавальны*!.

Понимание искусства как специфической <рорш общественного соз-шния стало методолбгической основой данной работы,а ее методикой

• исгорико-Георетяческий анализ,включзидяй в себя элементы срав-шгельно-исторячосхого и типологического методов.

Основные положения исторической поэтика д.Н.Ввселовокого.идец 1. м. Бахтина о влиянии на литературу традишонньх видов художестеен-

юго сознания,работы А.А.Нотебнд,Л.С.?ыготского,А.'г.Лосева,Л.Виндт, I. С. Авериншва.й.О.Шаатанова служила теоретической базой дассер-«а'циа.

• В возможности использования-материалов и выводов в лекционных сурсах по истории зарубежной литератур» Ш1 у ХИЯ вв.,спешаль-шх курсах и семинарах по проблемам истории и теории английской штературнои басни ХЛН века заклвчается няучно-прастаческвя зна-

чимость дассертагаи.

Основные положения диссерташи апробирована на заседаниях кафедры всемирной литературы шгУ им.в.И.Ленина.Но результатам исследования делались доклада на' научное конференции "Пуришевские чтения" /МШ,Уш.в.И.^енина,1990/.на первой. Всесоюзной конферен-ши литературоведов-англистов /москва, 1991/,на Всероссийской конференций по проблемам литература МП века /гаосква,1953/.

Основная часть работы изложена на 186 страницах машинописного текста и включает введение,три главы и заключение,к работе прилагается биолиоградоческми список отечественных к зарубежных исследовании творчества Джона Гея,а также свод оригинальных текстов ба сен Ген, использованных при анализе в данной диссертации.

ООЛЕРЗг'АК^Ч РАБОТЫ

Во введении наряду с обоснованием актуальности и нова-ль избра ной теш дается обшиа обзор литературы о басенном творчестве Джона Гея.Здесь же формулируется основная цель и-задачи исследования его методологические приншпы и методика. .

В первой главе "генезис и источники английской литературной ба сни" подчеркивается, что среди исторических вариантов аанра литер® турной, басни особенность английской литературной бает заключается £ достижении ею наивысшего художественного подъема в качества переходной фэргш от античного ьа^нта басни к варианту жанра Новс го времени. : - .

Критерием литературной эволкша для жанра басня ыог би ллуззм изменчивый принцип создания ее образов и,конкретно,состав действ:

ших лиц. ' ;' ■ _

В античном басне персонаж выступал как"носитель функции "/Прош в.Я./.которая приписывалась конкргндау образу или группе персонажен- - животных,ботов,лодей. Постепенно в ту же эпоху функция нале

но закрепилась за персонален, что обусловила его трансфорг^шда в

максимально обобщенный тип. ■ ,

Басенный персонаж-тип действует и на переходном этапе эволюпш

«

"ТбаетГноваго ^ени.одаако.появляотся персонажи-характеры'

Изменение пр.шшшов создания образов басен влечет изменение в< яенрово* да,в связи с чем в выделяется два основных вида бася» античного и Нового_ьрем.еЖд-

- 6 -

Данный подход к эволюции басенной образности и жанровой формы 5уег выяснения факторов,обусловливающих преодоление господство-, иеи на протяжении почти двух тысяч лег жанровой традиции. А основе жанровой традиции басни лежит тредашояэлизм худоиест-яого мышления,прежде всего.мифологичесхого и присущих ему син-тичесхих !{орм - эыблематизма и- карнавальности. Специфические особенности мифологического мышления,э также пер-ытные фетишистские,тотемистические,анимистические,магические добавления, мидшогическкв медиташи во многом определили своеоб-ве басенных сшетов и образности.

Происхождение басни из мядологми яодтьорядаетса те«,что многоленные тотемистические шф отразились,прежде всего,в гак назы-мой "зверинои" басне и баснях о богах а героях. "Шфологаческии еэио бросается в глаза в универсально распространенных сюжетах" летинскш Е. У. / басен.

^оновными ступенями процесса трансформации туа в б зет являиг-деритуализещя и десакрализация, эволюция мимических образов явных к мистическим героям.обожествленному человеку,а затем собст-:но человеку, перенесение внимания с коллективных судеб на индн-.уальные.с. чем связано появление ряда повнх сэязтов а некоторых )уктурных изменений.

Синкретично сушествоваааие в мнфалопш форт ааблеметического арнавального- ншяеквя проявляются на разных уровнях жанра бес-вплоть до Нового времени.

Эмбчематиза пронизывал ■эстетические представления народов и древ-•о мира ,и средних ъеков.и кв--- видно иэ анализа конкретных басен, 1звестной степени^присущ эстетическому сознанию а а Новое время, I вполне можно говорить об эмблематическом мышлении данных зпох. тому цредстаэлявт интерес исследование эмблемы,этого "средства юсофска-хуяркествэнного постижезия действительности ...средства (яактного и лаконичного ¿впечатления такого познания,..*/мхаи~ » A.M./ как источника традишоннога содержания басенном формы. Связь басни с эмблематизмом могла быть также возможна на осно- _ многообразно проявляющейся общности структур,лзыка,знаковой се-1тики образов/см. ."осев -д.,'Иотебна АЛ. .веселовсти А.И. и ДР-А :од басни от эмЗлематизма означал одновременно и преодоление фэвого традиционализма,-¿то обнаруживается .лревде везго.на об-тот уровне басни.

Ййразрыьно связанным с айлеиьтизмом в-басне окааиаается керне-ьальное мышление. Эмблештичность карнавала про называет веч его образную систему.в беоне обнаруживается карнавальная йнверсия отношений между символическими образамя:подвергаться осмеянию могут тр дишонно "высокие",почитаемые символы тотемных животных,богов.

Как эыблемное,так и карнавальное мышление втят опосредованно через структуру образов и сшеты на функция жанра, "дидактическу»"; или "развлекательную?

Проблема связи басни с мифологией,генетических истоков жанре в мицюлогии.в истории науки рассматривалась неоднозначно и породила, до кралнеи мере, два теоретических направления, первое из хоторых восходит к рационалистической концепции Лессинга и представлено й.Э.Лерра с его учениками.Второе напревлепе восходит к романтачес код теории л.Гримма и представлено немецкой школой ОЛрузиуса.А.Уб ратом и другими.

Обе научные школы .исследуя генезис басни,тесно увязывали этот вопрос со структурными особенностями басенной формы, первичностью моральн о лоучения или повествования.

ксторико-функшональныи анализ помогает снять крайности в вопросе о приоритете структурных частей басни. На наш взгляд, функция жанра исторически крякрзгка',,поэтоыу нельзя распространять признаки фольклорной басни да риторическую или литературную и решать возрос о происхождении басшз, исхода из ко'шфетно-исторического ее ис пользования. .

Сюжетная и образная системы в этом плане оказывается более консервативными, нежели. фуннши.

Анализ и образного,и статного уровней басни приводит к выводу о генетических корнях басни именно в мифологическом соанании.Хоро-шо знакомив народной фантазии со времен первобытного анимизма и тотемизма образы,'когда религиозное сознание переносило человечес-. кие черты и отношения на мир ¡тавотных так же,как впоследнтвие -на мир богов .раскрывает одну из причин выбора животных в качестве, первоначально, основных персонагей басвш

. Восприятие в античности и мифологии,г басни как "вымысла относительно сущности" такге приводит к выводу об их генетическом родстве а раскрывает причину органического с^ествсваная ыифологичш

ких сшетов и образов в баснях. ^

разнообразие басенных персонажей,их. устойчивая змблематическая

' . - 7 -

семантйка огревает в баснях этапы самого мифологического мышления.

выделяется несколько этапов мифологического мышления в баснях, которые,в целом,соответствуют этапам развития греко-римской ммфэло-гии - это древнейшие пласта мифологического мышления "нелитературною периода" ми^ологиигрудименты эпохи героики,"олимпийского периода у $ологаип и,наконец,периода "позднего героизма".

Яри смене этапов обнаруживается тенденция от зооморфных образов Засен /древнешаке слои мифологии/ и их повзводных - чудовищ и зооротнеи к образам богов и героев /олимпииского периода/ и оче-иовеченннм образам животных,богов,а,затем,появлению самого человека, как равноправного персонала /дозднегероическии период/,

Басня Нового времени - это жгшр,долучившии импульс к изменению за,счет, появления в ойраззх персонажей черт "характерности".

появление черт "характера1*,несмотря на всю условность применения юнягия к басенным персонажам,преобразовывают бвенэ в ХЛ11 веке в злояное повествование, на которое .предположительно,оказал влияниз канр романа.

Стремление к"ромачностая свойственно литературным жанрам ХЯТТ. века. Для {¿ногат традиционных жанров это стремление было ограничено иредвлагщ ах жанровой содераательноста,в том числе для баенк в ез античном,традяшониоа варианте. ■

Басня ХХШ века стала своеобразной переходной формой от антич-аод к басне Нового времени,где "характер" представлен более рельеф' исобенйость английской литературной басня ХЛЯ века заклзочазт-:я в том, что она развивала одновременно два внутрижан-эовых направления:как "дидактическое",так и "развлекательное".

, "Двдактическии"вид басни поддерживался в Акглзз'ХШ! века.в ос-тавном,критикой и понимался достаточно узко как нравоучительный,адресованный дет ян литературной жанр. ■ '

-Вне интересов критики.проходил процзес становления "развлекатель-зого" вида басни,функция которого сводилась,в основном,к нравообла-адниа,политической сатире. ' . ' .

а басенном творчестве Джона Гея наиболее ярко проявилось сосу-цэствовакие данных видов басщ.Подобяое соотношение отало возмож- • зым благодаря достаточной гибкости басенкой структуры, ее двуеди- ' ади природе и прямому влияние жзира памфлета.

Ьмблеиатвзм образов п сюхетов,"дидактизм" а "развлекательность"

- 8 -

композиции - прочно сьязызаюг б ас кг Лз*Гея с аащювой традавдеи.

Собственно басенному творчеству Джона -Гея предшествуют своеобразно его подготовившие перевода Гея "басен древних п.. новых". _ .

Переводы' Дя.Гвя^шфологическазс сшетов,изображенных Овидием и г'ергилием, сначала появились в "Сборнике Поэм и Переводов" Линтотта в 1712 году и позднее,в [717 год?,в поэтическом сборнике Газа "Оза

Ш^лох-ичеисий материал "аетачорфэз" ^ввдия в определенной мере предоставлял те образца описательности,которые понимались соьремен •' ними Геи яозташ как- походный ¡иомене для самостоятельного творческого повскз.Главныв приншпы подхода Овидия к Шфугплвстическая наглядность воплощения мода,его пелхологизашя'.то есть.» сданости» очеловечивание - оказалась актуальным для литературы начала ХУП1 ьека.в "херектерологаи" Овидия ключевую роль играла "превращения", "иетачорфоза не уничтожала индивидуальности:новое обличье,наоборот символически витало то главное,чем одержим человек..."/Озеров.С.

о произведениях Да. Гея описательно более подробном,"реалистичес ким изобретением орадаетоз прододаалось "опредмечивание" человечье них страстей по образцу •'«"¡етаморфоз" ^видая. .

Развлекательная,по традиции понимаемая наш а как описательная, сторона переводных Ашсров.не заслоняла присущего ш дидактизма,Харг ктерологаческая.. описахельность или нравописательыость гадав прои: • растала как аз развледательного.^ак из назидательного элементов,® есть' нз всего состава переводного канра.

Шаг в "прошло е", обр аиь.-.г. к "древниу" не стаао шагом назад в творчестве Га.1,а явилось этапом в поиске художественных средств изображения современников и соврешнности,поиска точек сбприкоско вения с действительностью через условдан ряд мифологических -образ символов а сшетов,через традицию,познавая новое,'

Переводы,несмотря на частое по отношению к ним употребление термина "басня",не были баснями в собственном смысле слова",но поз бор сюжетов,йанера ах перевода сьидетельств^га; о поиске среди А?е : них художественных дори такой,которая максимально, выражала идею - аанра басня - "поучения через развлечение".

Именно салаз "реалнстичзской" ош5сательностя,змбяешгизма и <££ »нтасягпхн как способов познания современного человека получил наис '. лее яркое художественное воплощение в жанре басни,ставшей в творчестве Д£.Геа непревзойденным в английской литературе образцом к

"Глава втораяГГрадииия худояаственного мышления в басенном творчестве £иона1ея". Под аанровои традишеи здесь понимается относительная устойчивость содержательных и структурных элементов басенкой форда, ее функшй.В основе ханровоя традиции басни лежит традиционализм художественного мкдления.прежде всего,миологического а дрисдоих ему синкретических фзрм - эиблематизма и карнавольности.

#1Уьмблемзтичность образа? Традиьия художественною мышления в образности басен Дя.Гея проявляется,прежде всего,в их эмблематич-ности,точнее,идеологическои общности с геральдшкои.

Баснописец в..бирал. такие образш добродетельного идеала,которые неслучайно напоминали геральдические образа.Несмотрл на спою многозначность и обобщенность басенные образы оставались прочно связанными с рудиментами микологического сознания - эмблемаизмом и однол из его <|орм - геральдикой.

Геральдика всегда была знаковым воплощением сословного мышла -ния.Цс:-видимому, аналогично геральдике,законы сословного мышления проявились и в "регламентации" басенных образов в соответствии с общественным положением персонажей и их нравственной сущностью: лев и быв - монарх;лис и хамелеон - придворный;англьйскии дог /мастиф/ и спаниель - помешик;муравеи,медведь,лошадь, обезьяна - поли-тик;дворовые собаки.осел,ячмень - простолюдины и т.п.

Оаность содврзсан"я басенных и гербовых образов сводилась баснописце«,к утверждению добро детали.Герб представлял наглядно.ветест-венно, зрительно и в то ае время заши<|рованно некое "вневременное™, {¿оральное кредо сословной культуры, дворянские честь и достоинство.

Герб был графическим выражением сословного мышления;басня ,в какой*» то степе ни. Так ае.вбо а утверждении. баснописцем ХЯИ веха идеала добродетели проявляется аялософскяй до своему характеру дидактизм. • •/•'_-..

г» утверэдении морального кредо'/достоинства и. чести/ сословной ' культуры баснописец во многих баснях давал практические советы.Непригодно тлйчать истинное от лояного, уметь распознавать сущность ■•• йрв&ч~та независимо от вида, который он дреобретает.В басне '.Н31» "ьоробей и Две Совы "первого сборника воробей смеется над лохнои мудростью сов.Несоответствие вила и сути рождает в этой басне ко-» . мизм»Образ сов пародиен, а исходной точкой для пародии берется ничто иное как эмблемаая смысл образа птищ1,совы,

В движении литературных образов,басенных образов к индивидуаль-

- 10 -

ным характерам такого рода связь утрачивается.Проиесс "очеловечива ния" басенных образе» на'ался.как уже было сказано,как отражение изменении в мифологии »повлиявших и на (фольклорные жанры /сказки, например/ и даже дидактическую,научно-познавательную литературу /характерология бестиарим.мвхвнически соединявшая вмблемныа звера-ныи образ с предполагаемым "характером^.

В процессе" очеловечивания" -звериных персонален отражается археология способов осмысления природа,поэтому неслучайно он в из вес ной степени противоречит осмыслению миьоткых в неуке Нового времени,в частности,в йилосо|ян ТУШ ве.<о в духе декартовского предсп ления о иивотных как о механизмах.

Особенности образности басон Лжона Гея были ¿о многом обусловлены эмблеыатвчноа тр дашеи художественного мышления,подчинялись законам сословного мшменяя, что выразилось»пренде ьсего.в структу] ной. и идеологической обшносли с английской геральдикой.

*2."Жанровая структура и традиция карнавала".Традишя художественного .Лишения в басне .Ежона -Гея не исчерпывается стилевым богатством в эыблематязмоы образности.

Рудименты микологического сознания в виде стает ов о иетамор1оз: и кьрнавадьность мотивов становятся у английского басномсш емкими композиционными средствами,оказывая наиболее существенное влияние ка специфическую разработку сгаетных мотивов.

Структурный мотав многих басен Да.Гея основан на сскете о "щ>е1 ращениях",в басне >2 "Спаниель и Хамелеон",.-¿й'Царедэорец я Проте: ЛЗЭ "^ец и Оштер",л42 "фокусник" И др.

Как правило,баснописец добивался выразительности и "развлекзта ности" повествования танке а традиционными,Едвоими от античное ба брлевскои басни,приемами,в болышнетве случаев,детализируя мотивы сшета. '

Дкл еа не ограничивался разработкой исключительно структурных мотивов,налртвв,от стремился к разработке "свободных" образов я мотивов.

а /.бличестве&чом отиооения трактовка, мотивов у Рея по составу богата и широка и не ограничивается главным И необходя№м;мотивы он расчленяет и детализирует.многие бас&и являются ,по сути.разрЕ ботанным дополнительным мотивом.

Ь качественном отношении состава мэтиьов.то есть трактовки мотивов в отношении места в сшете.ьтно выделить как структурные , та* я свободные мотньы.к .ним в баснях Гея могли относится и со*«

- II -

превращениях", и выразительно примененные подробности дан подчер-вания спхетно важных моментов - подробного пересказа "прёдысто-а" персонажа, перечисления в описании действии персонажа,характе-стика персонала и т.д. "Развлекательность", помимо "(рнт<.отическои"основы,таким образом, здаетсл за с»ет сложности и разнообразия мотиве*'- сз-.-Ги.-йроьоз-енческая подоплека классических метаморфоз,обусловленная антично»; ¿одогиел,конечно,была чужда баснописцу английского Просвещения. Гей т'радииаонен в том,и по отношению.к античности,» по отноше-о к своему раннему творчеству, что' превращение людей а кие от них, этения и предметы /"тривиальные вещи"/ помогали ему создавать бо-= ярко и. выпукло,нежели это можно было сделать иными средствами, ловечесьие типы.

Одновременно,он идет дальше прежнего художественного опыта,рас-■шает через фантастические образы подлинные стношения в ^бществен-л жизни,ее реалии и наделяя новой функцией традиционным прием. Геи не скрывает за "сверхестестьеншм" идеологическая смысл сю-га,напротив,в авторских комментариях,высказываниях персонажей, зс^фоовкоа" в "шраля" этот с шел открывает ся.поясняется, утвер-вется.

3 большинстве произведений "метаморфозы" дидактически насыщены используется баснописцем в качестве эффектною композиционного иема,актуализирующего идеологическое' содержание; басен. „ Ашмание к структуре,к особенностям вотивов сгаета позволяет кяе обнаружить на новом уровне ранее не замечаемую исследователи преемственность басен £зопв в творчестве Гея,как например, :ве "человек и Дев попутчики" "основного эзоповского сборни-

■ а басня'*1 "лев,Тигр в сгранних"нврвого сборника басен Лж.Гея. ¿ажнешзим и исторически глубоко традиционным пришлпом создан стаета басни в творчестве Гея являлась также нарнавальность.

■ 0. а.Бахтин отмечал.что'влиякие кьрнавала - в самом широком знании этого слова - было огромным во Рсе эпохи развития литературы,

это влияние было в. болниниве случаев подспудным, не прямым, тру- .

э уловимым..." '• „

Б баснях гея карнавалмоегь проявляется в изображении разнообраз-£ ^ народно-праздничного «еселья: народных празднеств, обрадов, марочных увеселении.ритуалышх моментов и иеримошй. Ритуал функционирует как средство организации басенного материа-я рассматривается здесь как особая повествовательная форма.

- 12 -

Так,в основе композиции басни л¿5 ■"■"ис пра сыерта" первого ее пика летг изображение похоронного ритуала.Пародийное переосмыс." шв ритуала влияет на спешдаку всех редуцированных .средств и -х комического.' ^ ' . •

а басенном твошестве £ея кроме пародирования ритуала прасу! вуюг и другие мотивы,еще содержащие элементы карнавального мира: батальные сцены,различные игры,брань,^.'.марочные увеселения,опксг от которых у 1ея подчинены дидактической задаче показать я обля порок во всех его проявлениях.

пр^рка с ятого «^аврентия глазами обезьян становится ддяАея в басне ¿40 "&ве Обезьяны" первого сборника поводом осудить люде кое чванствог//Мы смеемся над обезьянами,а они смеюгс* над нагла. Что же мы для них?истинные обезьяны.//

Гей дает замечательное по своед зримости описание работы бааг ганных артистов.Подробность описания дана вплоть до шрковых тер минов.и в то же время очевидна классическая сдержанность:описаге ности ровно столько, чтобы увидеть действа в человека,но ш задерживаться на нем излишне.Но дах» в подробности присутствует обобщенность.Перед .нами скорее гра^ческии контур, нежели живопи« ь восприятии отвлеченночаорализущего мышления сатириков и ы< радистов образы маскарада,традиционные карнавальные мотивы - 'кос томные перевоплощения, масочность,общая коллективная словесная в физическая с обода — утратила свои полояитилыши полюс, свою £ыб$ лентность,стали чисто отрицательными.Отвлеченные басенные образ! восходадие в своих истоках к символичности карнавального ыира.чг то используемые Дк.Геем /скупость.глуность.Любовь,Время,Фортуна, Забота/,пронизаны дидазстизмоы,точнес?лросветительским" двдакгиэг одам из основных понятии которого явилось понятие "добродетели' "мораль" или "житейская мудреет ь"?Смысл »вкладывавшийся в . понятие "добродетели" исторически менялся.

Античные баснопасвд сводили"добродетель" к способности'челов* в своей жизни придерживаться так называемой "золотой середины".

Басня Цросвеценш; т^кже несла известят практичность и учила как жить,но не ради' существования,а рада жизни добродетельной, ч бы добронравие как ценностная категория подчиняла всю яизнвдълт «ость индивида. ■ '•

1 просветительских басношсдев'"""мораль",выводимая из "принт и составляла сущность идеологии басни - "философского дидаетиэм

... - 13 -приводила к образованию нового, а отношении идеологии,типа бас-

1 - "философско-дадактического?

¿йон Геи в своих, баснях был близок к христианскому пониманию эбродете:.л, воспри ннвие му от стоицизма- идеи аскетизма,терпимости, ¿прения,но,вместе, с тем,в отношении ¡-ея к добродетели присутствс-эж-" аспекты близкие'к английской (¿плософии раннего Просвещения, язывавшей понятие добродетели о земными интересами и счастьем еловека.

дкДеи .так же как и Щефгсбери,абстрагировал добродетель от об-ества.но не был склонен к компромиссу между частным и общественным и настокчав в своих требованиях:Будь добродетелен!отвергни редуготовленный теёе срам". £к:с путл баснописца состоит в том,что н первые- выразил в своах произведениях понятие неортодоксальной алософяи о добре и зле.Во втором сборнике басен особенно отчетля-

0 видно как Геы .изменяет традиционные, я дусшз от античности,темы асен.в соответствии с поучениями Ще<$гсбери,то есть с позиции абст-йктных духоьньк принципов,а не с точки зрения "яитеискои мудрое— и",как в античное басне.

Многочисленные отступления в жизни люден от добродетельною идеа-са-становились материалом басен и поводом для поучений монархов

1 придворных, политиков а простолюдинов,родителей а детей,муячкн

I аенаин для. того .чтобы она, стремились к высшей мудрости - добро-детели.-1

. йверкдая идеал добродетели ,Лд.£еи в то не время решительно осушает все,что отвлекает, уводят в сторону от него,поэтому понятно :ребовьщае:доьольствуясь своим уделом,избегая крайностей,сторонись :трастеИ и невоздержанности ит.п. .

Критическая часть идейной*'программы басен Гея сводится к тому» ■но они.учат чуждаться-пороков...,видеть идеал а независимости от !лира,цротивопоставлять видимость и сущность вещей.

• Положительная программа - не практическая мораль выгода образует Итог и вше од всей идеологической'коишпщи басен Гея, а то,что на-зивается суцностьп <аш>софскоц'нравственности - душевная добродетель, перед котором ничтожно всякое благо я бессильно всякое зло; добровольный осознанным аскетизм философа,а не довольство своим скромным уделом по необходимости.

Глава третья."Преодоление жанрового традиционализма в'басенном тйорчестве Джона Гея", традиционализм преодолевался в с се ре'басен-

ной образности и идеологи"еского содержания басенной форма:в пе хода о1? "иасочиости " образов персонажен к созданию более индав дуализированных образов,в которых шшзлякггсл черты ^характерное а также ^"политизадии" нравоучительного содержания басен,в теад шш к нравообадчигельству.

■ Большая индивидуализация басенных образов достигается .преяд всего,пародийным переосмыслением традиционных значении басенных образов и появлением в них новых вариантов значений.

уХгаБОлюпия образности? Пародия кек средство преодоления тре ционного содержания часто использовалась Геем в; творчестве :в 6} лескннх иаслоралях,в комедиях,а так и в баснях,что вполне ос ватствовала литературный пристрастиям в Англии, начала ХУШ вен $уакшя дьродии в поэтическом творчестве Гея не всегда своди лась к хощческои.Опвраясь на осшеяенпе щг*эдаи отечественной рави.в частности,вывода О.Н.Тпяшова о различении комической фс ш пародии и ее1-серьезной" футда, наблюдения зарубежных ксслег взтелей /карт ц. Дин/, веоб хода :о констатировать "некомичность" $5 шя пародии и в творчестве Гея.

Постоянство в обращении ®2.Тея к пародии на означало ее- неиэ ыаниссти б отношении .цели и конкретных форм.

Вела в рань и творчестве ,в пародийных поэмах,отсутствовал с лачитеяышй пафос /чвртБ,прЕоуаая,в основном, бзряееяам ЗЬиСвифа •ю в поздних вксаеришигах Тея <; пародией дает о себе знать нас тейчивая тенденция к сатирическому пафосу,

Ь бьсащш творчестве Гея,где примера использования парода как приема Ыоьма многочисленны - ато а пародирование стихотво| . шд любовных посланий _в басне Н4 "Стихотворец и Роза" "а парой вьнив фантастических рассказов путешествующих писателей в басш НО "Слон а Книготорговец", и пародия на становящуюся в начале ХШ£ века английскую национальную классику - на размышления Г) лета над черепом Йорика в басне>16 "Вороны,могильщик и Червяк, Ееде* я др. особенно заметно стремление автора во втором сбор) кэ" »¡ридагь пародии сатираяескуч направленность,пародируя судопроизводство в басне ]»24 "Ищейка и Меделянская Собака",пародир политвков и их парламент ,к«е дебаты в басне Л43 . "Совет Конек" )

Источником пародия,поводом к пародийному аереоСмысливашт стаковется вибяемше значения басенных образов.

- 15 -

Ь преодолении традиции в баснях Гея, в дазяешя от максимально бщенного, эмблематического смысла бесенных образов к индивйдуаль у появляются новые варианты значений в классических образах, н и тот же персонаж в различных ситуациях в баснях Гея олицзт-нет различные стороны маски-порока, в этом олицетворении огра-гся этап худ жественного мышления,когда маска-тип наминает все ьше индивидуализироваться, постепенно в следующем веке перехода военный характер. '

Отказ от традиционных значении, в образах пройсхедил также в ре связей жанра басни о карнавальным дощенаеы* • карнавальные «редства"пародийдого развекчания"/М.М.Бал,яя/обна-ававгея в отношении к басенным образам языческих богов.Пародв-эние сверхестаственнкх образов в баснях Джона Гея мокко рас-гривать как переход от классической "звериной" басни к басням еловевескими персонажами. ;

1еи в баснях,как и в пасторалях,на отказывался "ов целого плас- , античных аллюзии,выполнявших в тексте ХИН века роль куль-«ои иамятр"/1Лаитанов Я.О /.однако исследователи З.Форсгрен и .Опеке отмечали своеобразие в использовании образов класся-¿их богов и богинь. В отличие от фе не лона и Лафэнтена.мьрвелла зупа об этих божествах Гей ни разу не ясезал серьезным тоиоы, рывая, что все юр^численше поэты,конечно,разнились в своем от-}нни к шфолог^ссго.му.

Гаккм образом, разнь^' фэр**ы пародии использовалась в баснях Гея ср дство преодоления градиционализшд/бвяь то эмблематика или ,на пути к принципиальному обновлению жанровой образности,пере-I к образам-персонажам "социальным тйпаы.в определенной степе->бладагаиа характерность!). Бо многих баснях,особенно второго шика.жиЕотЕые "очэловзчбю",социально тишшрованн и индяви-

1ВНЫ. , .■

¡ереонажнчдюдв .которые обладает со сальным херактеоом.не отлился ярко выраженной Характерность:- ,то есть их индивидуальность ющает в себе какие-то общие.существенные особенности сошаль-аазни человека,ко с менее значительной степеньгз псахологдчее-вьрззительности.

;ак в первом .так и ¿¡о втором сборниках дифзйреншашя персона-■лвден происходит,главным образов,по роду занятии и по обшест-юму положении.

¡.Ш^М^тшоаашзя^. типа шроков/с$улосрь,тщеславие.../.

Общественный заказ обусловливал процесс индивидуализации образов, наделяя их "характерностью", что в начале Ш века привело басенные образы к "характерам", и изменило критерии художественности бсюеннол формы.В начале ХДЯ века происходил отбор наиболее ьыра-зитепьных фигур пресонажел.На примере басенного творчества Дж.Гея это особенно заметно.Не удовлетворяясь поучаадеи фигурой пастуха, а затем земледельца, аесощироваващхсяс патриархальностью,усилий вается личностное,авторское начало,появляется фигура самого автора, и теперь о»нка действительности дается не через "вторые руки! а самим автором с позиции неизменного принципа добродетельности.

"Памфлетное содержание басенной формы".Реанимированный клао сишзмом из античного прошлого в качестве, дидактического жанре, ' ьнглииская литературная басня к началу ХКII века стремилась использовать ];огени!£л дчдактйзма т;.кже в-сошальш-по.,,чгической, нравообличительнои сатире.Своеобоазке "нр2ьообдичительнпго " вида английском литературное басни заключалось иь только в разработ ке традиционной.повестаовательносги,но и в сиеш^риноа образности определенном круге персонажей,к к правило,люден,а такде в тематике и сатирическом пад[осе произведении.

представления англичан о "нравоучительном" варианте литературное басни, ыогля быть связаны с гак называемой прозаической "эзоповой" басней а, непосредственно,с тлаввои фигурой этих произведений - с Эзопом.5зоп:стал той. универсальном ф5Г5Р°и,максимально об< щенкол маской,с помощью которой баснописцы обличала нравы совреме! ного общества, а многочисленные "путешествия" Эзопа являлись основой. для развития повествоввтельности в данном виде английской литературной басш.ланная. чорма басна использовалась в качестве аргумента в литературных длсЕусскЯх.политических спорах»'этических декларациях. -

Потенши дла художественного ;воплоаения. сошально-^.олитическои ■ проблематики жанр басни изначально, с -античных времен,черцал в сбл кении о другими жанрами,проповедью шш сказкой,анекдотом адв эпиг раммои. -

В ХУЩ ьеке1 прежние жакоовые связи,^.е ослабли,поэтому в анг-лиискод литературе в данный период появляется новый вид басни -басня-памфлет.

Тр&дниш" басенной формы преодолевалась с развитием в ней памфлетного содержания,памфлетности - характерной чертой литературы

- 17 -

далекого Просвещения.

tí с*оем влиянии з аанр басни памфлет актуализировал "вневремен-сть" содержания традиционном бэсепнон форда. Через призму "вечнах" фологичзских сбрззов басж& стала оцениваться современная кревст-нность.

С прзблинением к аизни жанра úsem изменялись способы выражэ-я авторской позашш. сочно ст ь", и но ска з от а ль но с г ь басеншх об-зов и сюжета перестала быть доминирупцвм требованием к жанру. ■ -легориа "рассказа" использовалась как второстепенный аргумент»-, о главная алея открыто и пространно выражалась в "мораля".Алле- ' ризм ка; основной способ басенное тлпиа дши и екрагеная авторе- , и лозягаа приобретал лаьфяетдае черти,взгккяясь от универсальной огозначности к ограниченной однозначности свисла бэоекксго текс-. однозначность сшсла басен щюнвлялась и а конкретных особен-стях формы .'двойных заглавиях, авторегеих ркмеркех "к cede" а сгрук-рнои части бьсни "рассказе",ограначашях в вьборе теми для струк-рноа части "морали", узко направленной сатире. литературная басенная форма использовалась а а целях сошедьно-лософской иолемаки.В басне фзлософская проблематшса актузлизиро-лась злободневным материалом, пропускалась ispes призму личных гладов автора о порочности обпесгвенных- крзвоз.СкЕозь сагярлчео-• заостренные басенные образы угадывались знакома совремзннпкез 1гуры. Автор лодадрнтвает содаальнуо принадлежность образов,соз-¡ет"портреты" современников,"портрета полипных лйц,яо вто зе врв-i и обоощенйя:совремеанни долитик.совремзнша. военачальник..." Шчьаов п.О./Приблшянность басен Гея непосредственно к согааль-m действительности совпадала с линзой,проводимой л дояумзнталь- ■ !х публишстаческих жанрах.Характерология аддисояовсгага эссе.памф-.тов свиста, поучении Дефо продолжалась и'басвяма Дн-Гея.

¿ 'истории литературы тенденшя развития худснесменного явления > всегда приводила к четкб выраяекнвы, предполагаемым "коннчным" >рйач. Движение образов английской литературной басн к "харахте-jm" гак и не полнило своего окончательного оформления а пах. iter,не столько. нуждашиися в оценочном приходе,сколько позволяю-ы увидеть на одном из уровней яенрэ реэультзтыиборьбн" традпши новаторства.где консервативное мышление .исчерпав худоиедтвенные ЗйДсгра.не дает каких-либо действенных импульсов басенной форме? зявке на "характер" в английской лигвратдонои баске так и не бил

SüJíffllü.-!—:--—:

Опыт эволхшии басни в условиях иных национальных литератур п< вервдает псдобнуй жанровтю тенденшо. Одним из наиболее показате: ных в етом примеров является история русской литературной басни, в просветительсном варианте которой привлекательно тяпилогичесш сходство с английской,прояБЛящееся»црекде ьоего.в их "переходы! характере. '

Помимо эволюционных аспектов,сопоставление нашокальных вьри; -ов жанра представляет интерес и с то-1ки зрения проблемы рецеоц басен Дд.Гег» в России,так как переходность басен Гея была тем ф тором, благодаря которому'они не толь о ' органично вписались в п реводную английскую литературу,но и заполнили относительн. своб ную нишу "нравоучительной" басни в сазди русской литературе ХУ1 века.

данные ¿¿кгы должны стать предметом дальнейшего исследования в главных взаимодополняющих направлениях:изумят проблем реце ции басен Дк.Гея в России в связи с типологией эволюши басенн формы в английской и русской литературах.

Б "Заключении" подводятся итоги исследования,делаются вывода Основное содержание диссертации отрахзно в работах: ¿.Особенности Оа^зн Икона Гея//Депонировано в ШИШ АН СССР. М470 от 13.06.91г.//указатель "новая советская литература и

обдественным наукам.Литературоведение%12,1991 г. ..

2. Проблема , комического в поэзии Лдона Гея//Гезисы докладов дерЕ Всесоюзною, конференции лит ершт уроведов-англистов. «фоква, М11Г У иы

В.И.Ленина, 1991 Г.,с.16-17.

3.Тенденции развития аанра басни Лаона Гея/Дезисы докладов на^ ной конференции "1У-ые Пуришевские чтешя,Всемирная литератур в контексте культуры'.Мс"""10