автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему: Женщина дворянского сословия в России конца XVIII - первой половины XIX века
Текст диссертации на тему "Женщина дворянского сословия в России конца XVIII - первой половины XIX века"
/ ■ П / >
- . у i ..< ;
/
/
\
/ 1и——-—»
Российский государственный гуманитарный университ~т
ЖЕНЩИНА ДВОРЯНСКОГО СОСЛОВИЯ В РОССИИ КОНЦА XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ тип (ПО МАТЕРИАЛАМ ТВЕРСКОЙ ГУБЕРНИИ)
Специальность 24. 00. 02 - историческая культурология
Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии
На правах рукописи
БЕЛОВА АННА ВАЛЕРЬЕВНА
Научный руководитель - академик Российской
Академии образования, профессор С.О. Шмидт
Москва 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Начало жизненного пути дворянки в России конца
XVIII - первой половины XIX века. Институтское образование^_29
1.1. Требования, предъявлявшиеся к дворянке при определении ее в институт_35
1.2. "Психология" институтки__58
1.3. Домашнее воспитание как "альтернатива" институтскому образованию______________83
1.4. Культурная природа и результаты институтского
образования__121
Глава II. Замужество в жизни русской дворянской женщины конца XVIII - первой половины XIX века_141
11.1. Критерии оценки брачного партнера или партнерши_142
11.2. Процедура, предшествовавшая церковному таинству
венчания_157
Глава III. Письменное общение в жизни русской дворянки конца
XVIII - первой половины XIX века_184
Глава IV. Тверские дворянки конца XVIII - первой половины XIX века: православный тип дворянской женщины_212
IV.!. Елизавета Николаевна Лихачева__213
IV. 2. Дворянки из рода Манзей _;_238
Заключение__;_2 8 3
Список источников и литературы_286
Список сокращений___309
Приложения_310
Приложение 1. Генеалогические таблицы_311
Приложение 2. Родовая принадлежность женщины-дворянки как проблема социальной организации дворянства в России конца XVIII
- первой половины XIX века__340
Приложение 3. Дворянки из рода Мальковских___3 67
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. В контексте изучения дворянской сословной культуры России конца XVIII - первой половины XIX века особую научную актуальность может приобрести исследование культурного облика женщины-дворянки. Данная проблема заслуживает специального рассмотрения ввиду повышенного интереса в современных отечественных исторических и историко-культурных исследованиях к анализу антропологической и тендерной проблематики. Женщина-дворянка выступала в качестве непосредственной носительницы и своеобразной хранительницы известных, подлежавших активному воспроизводству, традиций и ценностей. При этом особый научный интерес может представлять выявление тех социокультурных функций, осуществление которых в среде российского дворянства было связано с женской его частью. Изучение роли женщины в дворянской сословной культуре способствует решению важной с культурологической точки зрения проблемы воспроизводства культуры российского дворянства.
В свете повышенного внимания, которое уделяется в современных исследованиях по истории отечественной культуры XVIII-XX вв. изучению культуры российской провинции1, специального анализа заслуживает проблема исторической реконструкции культурного облика провинциальной дворянки. С учетом отмечаемого С. О. Шмидтом "взаимовлияния" столичной культуры и культуры провинции в рамках феномена "так называемой усадебной культуры"2 можно предположить особую роль провинциальной дворянки в деле воспроизводства культурного этоса российского дворянства конца XVIII - первой половины XIX века.
В указанное время Тверской край представлял собой в социокультурном отношении уникальное в своем роде явление отечественной культуры. Это обсуждалось среди прочего, в частности, на проходившей 19 декабря 1996 года в Твери научио-
1 См.: Очерки русской культуры XIX века. М., 1998. Т. 1; Российская провинция XVIII-XX веков: реалии культурной жизни: Материалы III Всероссийской научной конференции. Пенза, 1996. Кн. 1, 2; Русская провинция. Культура XVIII-XX веков: Сб. ст. М., 1993.
2 Шмидт С.О. Изучение культуры российской провинции (XVIII - начало XX в.) и задачи краеведения // Шмидт С.О. Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии. М., 1997. С. 32 6.
практической конференции "2 00 лет Тверской губернии: время, события, люди"1. Расположение Тверской губернии в непосредственной близости от двух столиц делало возможным на ее территории особенно интенсивное взаимопроникновение столичной и провинциальной культур. По-видимому, это проявлялось не только на уровне общей модели культурного развития, но и в сфере конкретного социокультурного взаимодействия представителей местного дворянства и дворянства обеих столиц. Это делает особенно актуальным анализ проблемы культурного облика провинциальной дворянки именно на примере тверских историко-культурных реалий.
Важное значение для развития "историко-культурного краеведения"2 имеет выявление и введение в научный оборот источников для изучение истории и культуры провинциальной дворянки, среди которых особое место занимают материалы областных личных архивных фондов. Реконструкция женской "исторической индивидуальности" на основании данных сохранившихся в частных дворянских архивах относится к сфере одного из "перспективных направлений тендерной истории", условно называемого "персональной, или новой биографической историей"3.
Также весьма важной с научной точки зрения представляется проблема социокультурной типологии провинциальной дворянки в зависимости, в частности, от свойственных ей ценностных ориентаций, которыми определялись ее психология и мироощущение, поведение и образ жизни. Анализ православного типа провинциальной дворянки имеет особое значение для изучения проблем религиозной антропологии, "неотделимых", по словам Н.Л. Пушкаревой, от "истории женщин"4. Научная актуальность исследований религиозно-антропологического характера применительно к женской теме определяется, по мнению Н.Л. Пушкаревой, впервые обратившейся к
1 Особое внимание этому было уделено в докладе С.О. Шмидта "Тверь и тверичи в культуре России".
z Шмидт С.О. Вступительное слово // Российская провинция XVIII-XX веков: реалии культурной жизни: Материалы III Всероссийской научной конференции. Пенза, 1996. Кн. 1. С. 19.
3 Репина Л.П. Тендерная история: проблемы и методы исследования // ННИ. 1997. № 6. С. 52.
4 Пушкарева Н.Л. Семья, женщина, сексуальная этика в православии и католицизме: перспективы сравнительного подхода // ЭО. 1995. Ж? 3. С. 55.
разработке данной проблематики на отечественном источниковом материале, недостаточной изученностью такого рода сюжетов в российской историографии XX в.1
В целом проблематика настоящей диссертации позволяет не только выявить некоторые новые аспекты в историко-культурном и краеведческом изучении российского дворянства и пополнить научные сведения о нем информацией об отдельных конкретных, а именно тверских, его представительницах, но и внести определенный вклад в исследование особенностей непосредственного функционирования дворянской сословной культуры конца XVIII - первой половины XIX века с учетом регионального своеобразия.
Весомым аргументом в пользу актуальности темы исследования является то, что она отвечает необходимости научной разработки сюжетов, связанных с изучением так называемого тендерного аспекта культуры, культуры повседневности и истории частной жизни на отечественном источниковом материале, в том числе касающемся истории российского дворянства.
Наименование темы диссертации допускает разные подходы. Ввиду широты анализируемой проблемы мы ограничимся рассмотрением ее на локальном историко-культурном материале.
Объектом исследования в диссертации является культурный облик провинциальной дворянки и ее роль в дворянской сословной культуре России конца XVIII - первой половины XIX века, а предметом -социокультурный тип провинциальной дворянки, определявшийся православным мироощущением и образом жизни.
Хронологические рамки исследования охватывают целостный в историко-культурном отношении период, содержание которого определялось формированием и вместе с тем своеобразным расцветом сословной культуры российского дворянства. Именно в конце XVIII -первой половине XIX века основные достижения отечественной "высокой" культуры были одновременно достижениями дворянской культуры. По мнению С.О. Шмидта, в этот исторический период "многие представители дворянства... играли выдающуюся роль в становлении и развитии нашей культуры, русского литературного
1 Там же.
языка, ставшего затем нашим разговорным языком"1. Позднее, "со второй половины XIX в., особенно после отмены крепостного права", как полагает С.О. Шмидт, поддерживая общепризнанную точку зрения, наметилось ^снижение роли дворян в развитии культуры и просвещения"2.
Степень научной разработки проблемы. В современной отечественной историографии интерес к проблеме культурного облика русской дворянки, по-видимому, является следствием известной концептуальной переориентации исследований с макропроцессов на ""микроисторию" отдельного человека и групп"3, а потому его можно считать спровоцированным интенсивной разработкой сюжетов по социальной истории, в том числе истории отдельных сословий, по истории культуры, включая провинциальную, по тендерной истории и по истории частной жизни в России. Все эти сюжеты в той или иной мере проливают свет на отдельные аспекты в изучении роли и места женщины в дворянском обществе и культуре.
В отечественной историографии Х1Х-ХХ вв. можно выделить ряд тем, в рамках научной разработки которых затрагивались вопросы, вносившие определенный вклад в исследование проблемы культурного облика русской дворянки. К их числу относятся следующие: социальная история русского дворянства XVIII - первой половины XIX века, включая особенности сословной политики абсолютизма в отношении дворянства4, правовые аспекты социальной эволюции
1 Шмидт С.О. Изучение культуры российской провинции (XVIII - начало XX в.) и задачи краеведения // Шмидт С.О. Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии. М., 1997. С. 321.
2 Там же.
3 Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. Учеб. пособие. М., 1995. С. 14.
4 Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века: Борьба за наследие
Петра. М., 1986; Он же. Время петровских реформ. Л., 1989;
Дворянство и крепостной строй России XVI-XVIII вв. М., 1975;
Каменский A.B. ^Под сению Екатерины...": Вторая половина XVIII
века. СПб., 1992; Карпович М.М. Имперская Россия (1801-1917 гг.) // Вернадский Г.В. История России: Московское царство. Тверь-М., 1997. Ч. 2; Кизеветтер A.A. Русское общество в XVIII столетии. Ростов н/Д, 1905; Ключевский В.О. Курс русской истории // Соч.: В
9 т. М., 1989. Т. 4, 5; Корф С.А. Дворянство и его сословное управление за столетие 1762-1885. СПб., 1906; Романович-Славатинский А. Дворянство в России от начала XVIII века до отмены крепостного права. Киев, 1912; Соловьев С.М. История России с древнейших времен: В 15 кн. М., 1964-1965. Кн. 12-13; Троицкий
русского дворянства XVIII - первой половины XIX века1, история культуры русского дворянства XVIII - первой половины XIX века2 и генеалогические аспекты истории русского дворянства XVIII - первой половины XIX века3. В рамках названной проблематики рассматривались некоторые вопросы социального и правового положения дворянской женщины, делались попытки выяснения ее места в культурной жизни российского общества. Однако поскольку в основной массе
С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII веке: Формирование бюрократии. М., 1974; Он же. Россия в XVIII веке: Сб. ст. и публикаций. М., 1982; Экштут С.А. Благородное сословие России // Социум. 1995. № 1(44). С. 26-35; Яблочков M.I. История дворянского сословия в России. СПб., 1876.
1 Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Киев, 1909; Развитие русского права в первой половине XIX века. М., 1994; Рикман В.Ю. Дворянское законодательство Российской империи. М., 1992; Цатурова М.К. Русское семейное право XVI-XVIII вв. М., 1991.
2 Богословский М.М. Быт и нравы русского дворянства в первой половине XVIII века. М., 1906; Ключевский В.О. Западное влияние в России после Петра // Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. М., 1983; Он же. Евгений Онегин и его предки //' Он же. Литературные портреты. М., 1991; Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII - начала XIX в. М., 1983; Он же. Очерки истории русской культуры XVIII века. М., 1987; Лотман Ю.М. Роман A.C. Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий. Л., 1980; Он же. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб., 1994; Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. М., 1994-1995. Т. 2, 3; Очерки русской культуры XVIII века. М., 1985-1989. Т. 1-4; Очерки русской культуры XIX века. М., 1998. Т. 1; Старикова Л.М. Театральная жизнь старинной Москвы: Эпоха. Быт. Нравы. М., 1988; Фадеев A.B. Новые черты в культурном облике русского общества // История СССР с древнейших времен до наших дней: В 2 сериях, в 12 т. М., 1967. Серия первая. T. IV. С. 569-608; Шмидт С.О. Общественное самосознание noblesse russe в XVI - первой трети XIX в. // Cahiers du Monde russe et sovietique, V. XXXIV (1-2). Janvier-Juin. 1993. Pariz. P. 11-32.
J Быкова Л.А. Родословные книги Тверской губернии 178 5-1917 гг. как источник по истории русского провинциального дворянства: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1993; Веселовский C.B. Род и предки
A.C. Пушкина в истории. М., 1990; Генеалогические исследования: Сб. ст. М., 1994; Дворянские роды Российской империи. СПб., 1993. Т. 1; СПб., 1995. Т. 2; М., 1996. Т. 3; История родов русского дворянства: В 2 кн. М., 1991. Кн. 1, 2; Карнович Е.П. Родовые прозвания и титулы в России и слияние иноземцев с русскими. Репринтное воспроизведение издания 1886 г. М., 1991; Руммель
B.В., Голубцов В.В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. СПб., 188 6-1887. T. I-II; Савелов Л.М. Библиографический указатель по истории, геральдике и родословию российского дворянства. 2-е изд. Острогожск, 18 98; Он же. Статьи по генеалогии и истории дворянства. СПб., 18 98.
исследований речь шла не об изучении проблемы собственно дворянской женщины, а лишь о привлечении сюжетов, с ней связанных, с целью более подробного анализа других специальных проблем, выводы, которые в них делались, носили достаточно общий и вместе с тем узкопрофильный характер.
Более или менее специальное исследование культурного облика дворянки невозможно вне контекста изучения истории и культуры повседневности. В этой связи в отечественной историографии конца XIX в. следует отметить работу Н.Д. Чечулина "Русское провинциальное общество во второй половине XVIII века", посвященную "исследованию быта, нравов этого общества", рассмотрению особенностей "провинциальной жизни"1. Однако описанию непосредственно культурно-бытового и нравственного облика женщины на страницах этого исторического очерка уделено незначительное внимание2. Н.Д. Чечулин объясняет это тем, что женщины "вообще мало выступают пред нами в памятниках того времени"3. Тем не менее наряду с упоминанием о появлении "хорошо воспитанных, светских и
,/ 4
разумных молодых девушек, следовавших моде , подчеркнуто сохранение в целом провинциальными дворянками второй половины XVIII века религиозного благочестия5. В.О. Ключевским выявлен тип светской дамы XVIII в. - "кокетки", которая "вся жила для света, а не для дома"6. Также в отечественной историографии конца XIX в. особого внимания заслуживает работа В. О. Михневича7, в которой автор, определяя жанр ее как "очерки судеб русской женщины"8 и имея в виду прежде всего дворянку, видел свою задачу в том, чтобы "изобразить общий, целостный тип русской женщины прошлаго (XVIII.
A.B.) столетия, в ея главных, характеристических культурно-
1 Чечулин Н.Д. Русское провинциальное общество во второй половине XVIII века: Исторический очерк. СПб., 1889. С. 1.
2 Там же. С. 36-37, 82-83.
Там же. С. 37 .
4 Там же. С. 82.
5 Там же. С. 3 6, 83.
6 Ключевский В.О. Западное влияние в России после Петра // Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. М., 1983. С. 98-99; Он же. Курс русской истории // Сочинения: В 9 т. М., 1989. Т. 5. С. 154.
Михневич В.О. Русская женщина XVIII столетия. Репринтное воспроизведение издания 1895 г. М., 1990.
8 Там же. С. 18.
исторических чертах, отбросив все случайное и аномальное, в то-же время - очертить ея судьбу и ея развитие, в их существенных моментах и, наконец, обозначить и выяснить ея интеллектуальное влияние и общественное значение"1. Для решения поставленной задачи им анализировались отдельные этапы жизненного пути дворянской женщины и некоторые сферы ее деятельности. При этом он усматривал определенные различия в сфере занятий и интересов провинциальной помещицы и столичной "барышни-маркизы"2, "светской дамы"3 и "отшельницы"4, посвящавшей себя "душеспасительным делам"5. В исторической православной литературе начала XX в. упоминается о встречавшихся в помещичьем быту XIX в. "типах" благочестивых "матерей и хозяек"6.
В современной отечественной историографии следует отметить известные работы Ю.М. Лотмана' о дворянской культуре, в которых анализируются "интересы и занятия дворянской женщины"8 и особый "женский мир"9, причем предметом исследования являются "как те особенности, которые эпоха накладывала на женский характер, так и те, которые ж�