автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Житийные памятники, посвященные Нифонту Новгородскому. Литературная история текстов

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Максимова, Дарья Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Житийные памятники, посвященные Нифонту Новгородскому. Литературная история текстов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Максимова, Дарья Борисовна

ВВЕДЕНИЕ. с. 4

ГЛАВА 1. ЛЕТОПИСНЫЕ ИЗВЕСТИЯ О НИФОНТЕ НОВГОРОДСКОМ

ИЗВЕСТИЯ О НИФОНТЕ В СОСТАВЕ НОВГОРОДСКИХ ЛЕТОПИСЕЙ 11-21 ИЗВЕСТИЯ О НИФОНТЕ В ЮЖНОРУССКИХ ЛЕТОПИСНЫХ СВОДАХ 21-24 ИЗВЕСТИЯ О НИФОНТЕ В ОБЩЕРУССКИХ ЛЕТОПИСНЫХ СВОДАХ. 24

ГЛАВА 2. ПОВЕСТВОВАНИЕ О НИФОНТЕ В СОСТАВЕ КИЕВО

ПЕЧЕРСКОГО ПАТЕРИКА (ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕКСТА)

СТАТЬЯ О НИФОНТЕ В ПЕРВОЙ КАССИАНОВСКОЙ РЕДАКЦИИ КИЕВО

ПЕЧЕРСКОГО ПАТЕРИКА. 37

СЛОВО О НИФОНТЕ ВО ВТОРОЙ КАССИАНОВСКОЙ РЕДАКЦИИ КИЕВО

ПЕЧЕРСКОГО ПАТЕРИКА. 46

ЖИТИЕ НИФОНТА" В "ПАТЕРЖОНЕ" СШЬВЕСТРА КОССОВА 54

ГЛАВА О НИФОНТЕ В КИЕВО-ПЕЧЕРСКОМ ПАТЕРИКЕ РЕДАКЦИИ ИОСИФА

ТРИЗНЫ 62

СЛОВО" О НИФОНТЕ В КИЕВО-ПЕЧЕРСКОМ ПАТЕРИКЕ СОФРОНИЯ

КАЛИСТРАТА ХОЛОШЕВСКОГО. 67

ЖИТИЕ НИФОНТА В ПАТЕРИКЕ ИЗДАНИЯ 1661 Г. 70

ГЛАВА 3. ЖИТИЕ НИФОНТА НОВГОРОДСКОГО, НАПИСАННОЕ ВАСИЛИЕМ-ВАРЛААМОМ

СОДЕРЖАНИЕ И КОМПОЗИЦИЯ ЖИТИЯ. 82

РУКОПИСНАЯ ТРАДИЦИЯ ЖИТИЯ (ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОТДЕЛЬНЫМИ СПИСКАМИ И

ВИДАМИ ЖИТИЯ) 84

ИСТОЧНИКИ ЖИТИЯ 102

ВАСИЛИЙ-ВАРЛААМ КАК АГИОГРАФ (СТИЛЬ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

ЖИТИЯ) 116

ВРЕМЯ И МЕСТО СОЗДАНИЯ ЖИТИЯ. 121

ГЛАВА 4. КОСИНСКАЯ НОВГОРОДСКОГО

РЕДАКЦИЯ ЖИТИЯ НИФОНТА

КОСИНСКИЙ СБОРНИК И ЕГО СОСТАВИТЕЛЬ БОРИС КОЗЫНИН 124

ОСОБЕННОСТИ РЕДАКЦИЙ ТЕКСТОВ КОСИНСКОГО СБОРНИКА 132

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КОСИНСКОЙ РЕДАКЦИИ ЖИТИЯ НИФОНТА (ИСТОЧНИКИ И СТИЛЬ) 135

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Максимова, Дарья Борисовна

Настоящее исследование посвящено изучению литературной истории житийных памятников, повествующих о Нифонте Новгородском.

Нифонт, новгородский епископ с 1130 по 1156 гг., - одна из самых значительных фигур новгородской и общерусской истории XII в. Однако до сих пор не существует полного монографического исследования, всесторонне освещающего жизнь и деятельность Нифонта. В то же время вопросов, так или иначе связанных с этим именем, касаются все исследователи, изучающие церковную и политическую историю XII в. -значение Нифонта Новгородского в ней было очень большим.1

О первом периоде жизни Нифонта ничего не известно. Судя по всему, постригся и подвизался он в Киево-Печерском монастыре, поскольку из Киево-Печерского монастыря у он был поставлен епископом в Новгород . Именно в качестве новгородского епископа (с 1131 по 1156 гг.) Нифонт проявил себя во всех областях новгородской жизни, а также участвовал во многих важных событиях общерусского масштаба, в которых играл далеко не последнюю роль. Время правления Нифонта было отмечено внутренней политической борьбой в Новгороде и установлением веча (к 1136 г.), частыми сменами князей на новгородском престоле, междоусобными бранями новгородцев с жителями соседних земель. В этих и других случаях Нифонт проявил себя (согласно письменным источникам, ранним и более позднего преиода) как строгий пастырь, миротворец и утешитель. Велико значение культурной деятельности Нифонта. При нем было построено и заложено более десятка церквей, в том числе знаменитый Спасо-Преображенский собор в городе Пскове. Инициативе Нифонта приписывается создание владычнего летописного свода середины XII в., ему принадлежат ответы на вопросы церковно-канонического характера, отраженные в "Вопрошаниях" Кирика. Одним из самых важных эпизодов в жизни Нифонта было его противостояние Клименту Смолятичу, поставленному в киевские митрополиты без санкции константинопольского патриарха. Преставился Нифонт в

1 См.: Филарет архиеп. Русские святые, чтимые всею церковью или местно. СПб., 1882. Январь, февраль, март, апрель. Изд. 3-е. С.519-527; Строев П.М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. СПб., 1882. С.219; Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. СПб., 1882. С.370; Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 1913. С. 375-390; Хорошев А.С. 1) Церковь в социально-политической системе Новгородской феодальной республики. М., 1980. С. 23-33, 28-31, 147; 2) Политическая история русской канонизации (XI - XVI вв.). М„ 1986. С. 45, 68, 71-72, 171, 174175; Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1990. С.113-114; Творогов О.В. Нифонт // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып.1. С. 281-282; Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М.,1998. Т.П. С. 19-20,26-29, 42.

2 За неимением источников мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть сведения, данные священником

А.Хойнацким в "Волынских епархиальных ведомостях" за 1873 г., об игуменстве Нифонта в Святогорском Волынском монастыре до епископства в Новгороде ("Волынские епархиальные ведомости". 1873. № 12. Часть неофиц. С.442-444; 1876. №3. Часть неофиц. С.49). 4 апреле 1156 г. в Киево-Печерском монастыре, куда он отправился на встречу с присланным из Константинополя митрополитом Константином. Мощи Нифонта почивают в Киевских пещерах.

Источники, которые дают материал для исследования деятельности Нифонта, разделяются на вещественные, изобразительные и письменные. К вещественным и Л изобразительным источникам относятся булла (именная печать) Нифонта , поздние иконные изображения Нифонта, В т.ч. с ковчегами с частями его мощей4, антиминс Николо-Дворищенского собора (1148г.), в котором Нифонт называет себя архиепископом5. Письменные источники, сообщающие о деятельности Нифонта, в свою очередь, подразделяются на несколько групп: 1) актовые материалы, к ним относится грамота князя Всеволода Мстиславича Пантелеймонову монастырю (1146-1155 гг.), в которой князь ссылается в своих действиях на благословение "епискупа Нифонта"6; 2) надпись на пергаменном Евангелии-апракос (РНБ, Погод. 18, 1463 г.) о том, что в 1144 г. Нифонт "положи(?) в святей Троици Евангелие и сосуды сребреныа служебный и священие церковное и патрахиль свою" (л. 169 об.); 3) памятник письменности церковно-канонического характера, именуемый "Вопрошания" Кирика; 4) известия о Нифонте в составе русских летописей; 5) собственно "литературные" памятники о Нифонте - созданные в разное время жития епископа.

Из письменных источников для воссоздания жизненного пути и деяний Нифонта достаточно детально изучались лишь некоторые летописные известия о Нифонте и "Вопрошания" Кирика. Именно на этих источниках в основном и строится исследование

3 См.: Янин В.Л. Именные буллы русских епископов XI - н. XIII вв.// Сов. Археология. 1966. №3. С. 197-207; Янин B.JL, Гайдуков П.Г. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1998. Т. III (Печати, зарегистрированные в 1970-1996 гг.). С. 29, 36, 119, 262. Всего найдено пять печатей, принадлежавших Нифонту.

4 См.: Опись Спасо-Мирожского монастыря 1831 г., хранящаяся в Древлехранилище Псковского государственного музея-заповедника (№№ 65, 67).

5 Фотокопия и текст антиминса Нифонта приведены в исследовании: Рыбаков Б.А. Русские датированные надписи XI - XIY вв. М., 1964. С.28-32. См. также: Янин B.JL, Гайдуков П.Г. Актовые печати Древней Руси. С. 36; Хорошев А.С. Церковь в социально-политической системе Новгородской феодальной республики. С. 30-31 (см. здесь также библиографию на с. 31). В связи с этим источником возникает вопрос о том, кто был первым архиепископом Новгорода - Иоанн, ставший главой новгородской церкви после смерти Нифонта, или Нифонт. В пользу Нифонта-архиепископа говорит не только именование им себя архиепископом в антиминсе, но и упоминание в летописях и - вслед за ними - в Киево-Печерском патерике и Житиях Нифонта XVI и XVII вв. "патриарших грамот" Нифонту (следовательно, между Нифонтом и патриархом существовали непосредственные отношения, минуя киевскую митрополию), а также упоминаниев летописях того обстоятельства, что в 1156 г. Нифонт прибыл в Киев на встречу с константинопольским митрополитом Константином (встреча их не состоялась вследствие скоропостижной кончины Нифонта в Киево-Печерском монастыре). (См.: Макарий митр. История русской церкви. М., 1888. Т. 3. Прил. 7. С. 297; Голубинский Е.Е. История русской церкви. М., 1997(репринт. изд.). Т. 1 (1-я половина). С. 310; Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988. С. 261; Лихачев Д.С. "Софийский временник" и новгородский политический переворот 1136 г. // Исторические записки. М., 1948. Т. 25. С.248; Хорошев А.С. Церковь в социально-политической системе Новгородской феодальной республики. С. 31; Поппэ А. Митрополиты и князья Киевской Руси // Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988 - 1237 гг.) / Под ред. К.К.Акентьева. СПб., 1996. С. 516 и др.) разных аспектов деятельности Нифонта. До последнего времени тексты, посвященные Нифонту или так или иначе связанные с его именем, использовали в основном историки, культурологи и исследователи церковного канонического права, рассматривавшие их в контексте определенных исторических и культурных процессов, происходивших в Древней Руси. Имя Нифонта часто упоминается в исторических исследованиях о п новгородской и общерусской политической жизни сер. XII в. : опираясь на летописи и другие источники, ученые восстанавливают картину событий, происходивших в то время, и указывают на то, что новгородский политический переворот 1136 г., в результате которого был изгнан из Новгорода князь (Всеволод Мстиславич) и образовалось "большинство основных новгородских республиканских учреждений, составлявших о отличительную особенность Новгорода в течение более трех столетий" , "отнюдь не замкнулся пределами этого города"9 и породил целую цепь последующих событий, уже общерусских по масштабу и по их результатам. Значительное усиление роли епископа, ставшего в сущности главой новгородского государства, ведавшего судом, внешней политикой и иноземной торговлей Новгорода, безраздельного обладателя Детинца и Софии и хранителя новгородской казны и обширных земель, привело к неизбежному участию епископа в противостоянии разных городов (суздальцев и новгородцев10, киевлян и черниговцев11) и в междоусобных распрях князей (в 1148 г. князь Изяслав заточил Нифонта за несогласие последнего с церковной политикой Изяслава в Киево-Печерский монастырь, а в 1149 г. князь Юрий Долгорукий, заняв Киев, освободил его из заточения.)12

Много исследований посвящено борьбе Нифонта с Климентом Смолятичем, вторым митрополитом из русских, поставленным на митрополичий престол князем Изяславом без

1 л санкции константинопольского патриарха. Нифонт, с его явно прогреческой ориентацией, открыто выступил против поставления Клима на соборе русских епископов, собранном князем Изяславом в 1147 г., за что и терпел потом гонения от Изяслава и его "поборников". Эти события были началом длительной истории становления автокефальности русской церкви.

6 Грамоты Великого Новгорода и Пскова / Под ред. С.Н.Валка. M.-JL, 1949. Грамота № 82.

7 См., например: Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв.; Лихачев Д.С.: 1)"Софийский временник" и новгородский переворот 1136 г. С.244 - 251; 2) Русские летописи и их культурно-историческое значение. Л.Д947. С.197-199; "Внутренняя жизнь Великого Новгорода до сер. XYI в. (Краткие сведения из летописей и других источников) / Подг. К печати М.Н.Тихомиров // Новгород. К 1100-летию города. Сб. статей. М., 1964. С.299-300 и др.

8 Лихачев Д.С. "Софийскийвременник".С.250.

9 Там же, с. 245.

10 См. Н1Л под 1134 и 1135 гг.

11 См. там же под 1135 г.

12 О летописных сообщениях о Нифонте см. гл.1 настоящей работы.

J Лихачев Д.С. "Софийский временник".С.245-248; Творогов О.В. Климент Смолятич // Словарь книжников и книжности Древней Руси. С. 227-228; Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. Л.,1992, С.94-95; Поппэ А. Митрополиты и князья Киевской Руси. С.79-81,455-456 и др. 6

Не обойдена вниманием исследователей и храмоздательная деятельность Нифонта14.

Причем изучение этого аспекта жизнедеятельности Нифонта не сводится лишь к фиксации и уточнению по летописям дат возведения и закладки множества храмов, строившихся при Нифонте; делаются попытки систематизировать факты архитектурных приемов, изменившихся в новгородском зодчестве при Нифонте, и связать это с художественной волей" епископа15. Не остаются без упоминания в исследовательской литературе и засвидетельствованные летописями усилия Нифонта по изменению внешнего и внутреннего облика храма св. Софии в Новгороде, когда Софийский собор был выбелен снаружи, верх его покрыт свинцом, притворы расписаны фресками и создан новый киот для иконостаса16, в результате чего патрональный храм Новгорода совершенно преобразился. И, разумеется, очень большое число исследований посвящено жемчужине" древнерусского зодчества, последней и, вероятно, лучшей постройке

Нифонта - храму Спаса-Преображения во Пскове (упом. в HI Л под 1156г.)17.

Построенный по греческим канонам крестово-купольного храма, вероятно, греческими мастерами, вобравший в себя лучшие традиции киевского, псковского и новгородского зодчества, храм этот стал одной из красивейших построек Пскова и соборной церковью

18

Спасо-Мирожского монастыря, основание которого также приписывают Нифонту .

Культурная деятельность Нифонта не ограничивалась созданием храмов. Нифонту приписывается инициатива создания не только знаменитого антикняжеского "Софийского временника", легшего в основу H1JI19, но и Жития Антония Римлянина, написанного, как говорится в дошедших до нас поздних списках жития, по повелению епископа Нифонта

10 учеником Антония Римлянина Андреем , а также знаменитого памятника церковно

14Некрасов А.И. Великий Новгород и его художественная жизнь. М.,1924; Каргер М.К. Новгород Великий. M.-JL, 1966. С.25,40; Лихачев Д.С."Софийский временник". С.250-251.

15 Это пытался сделать А.И.Некрасов, но Д.С.Лихачев опровергает его, замечая, впрочем, что "самое появление новых архитектурных приемов при Нифонте - симптоматично" (Лихачев Д.С. "Софийский временник". С.250).

1 Гордиенко Э.А. Большой иконостас Софийского собора (по письменным источникам) // Новгородский исторический сборник. Новгород, 1995 .№2(12). С.211.

17 Опись Спасо-Мирожского монастыря. СПб., 1831; Болховитинов Е. История княжества псковского. Киев, 1851.4.3. С.99; Алферова Г. Собор Спасо-Мирожского монастыря // Архитектурное наследство. М., 1958. № 10. С.3-32; Лагунин И.И. Строительная летопись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове (ХП-ХХвв.) // Археология и история Пскова и Псковской земли. Псков, 1986. С. 15-17 и др.

18 Этот вопрос до сих пор остается дискуссионным (см., напр.: Макарий, митр. История русской церкви. T.III. С.77; Серебрянский Н. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М.,1908. С.217; Творогов Л.А. Открытие новых материалов по истории старого Пскова // "Псковская правда", 1946 г. 9 февр., а также главу 3 настоящей работы).

19 Лихачев Д.С. 1)"Софийский временник". С.257-265; 2) Русские летописи. С.203-211; Творогов О.В. Нифонт // Словарь книжников.С.281.

20 Вопрос об инициативе составления легендарного Жития Антония Римлянина, исходящей якобы от епископа Нифонта, остается одним из самых дискуссионных (см.: Строев П.М. Библиологический словарь. СПб., 1882. С. 16; Хорошев А.С. 1) Политическая история русской канонизации. С. 71-72; 2) Церковь в социально-политической системе Новгородской феодальной республики. С. 24-25; Топоров В.Н. Святость и святые.С.19-20, 26-29,42). канонического права - "Вопрошаний" Кирика . Ответы Нифонта Кирику, зафиксированные в "Вопрошании" (наряду с некоторыми другими источниками, в т.ч. новгородскими летописями), послужили благодатным материалом для воссоздания образа

22

Нифонта как личности - строгого наставника и духовника . И в самом деле, портрет Нифонта, рисуемый исследователями, кажется не совсем далеким от действительного облика новгородского епископа, отличавшегося, судя по летописям, "Вопрошанию" Кирика и некоторым другим документальным источникам, неутомимой энергией, предприимчивостью, активной жизненной позицией, непримиримым характером, и вместе с тем - удивительной гибкостью, снисхождением к человеческим слабостям -которых и сам Нифонт, будучи живым человеком, не был лишен.

О дне кончины новгородского епископа не существует определенного мнения - из

23 за путаницы в сообщениях о преставлении Нифонта в письменных источниках . Много вопросов возникает относительно канонизации Нифонта - окончательно не установлен год официального признания Нифонта святым, неясно, как развивалось почитание Нифонта в Киеве и в Новгороде до середины XYI в.24

Многие из обозначенных проблем могут быть решены только при условии обнаружения дополнительных, не известных пока источников. Исследование житий Нифонта, созданных в разное время и по разным стилистическим принципам, позволяет в первую очередь проследить их литературную историю и одновременно, в процессе изучения, разрешить некоторые вопросы собственно исторического характера, касающиеся роли епископа Нифонта в русской истории XII в.

Жития Нифонта до настоящего времени не были предметом специального изучения. Между тем житие, написанное Василием-Варлаамом, было известно исследователям уже в серед. XIX в. Архиеп. Филарет указывал на это Житие в ряду других произведений Василия-Варлаама, характеризуя творческую манеру этого агиографа, которую он ценил очень невысоко25; исследователь привлек Житие Нифонта, написанное Василием-Варлаамом, в качестве источника при написании биографии Нифонта Новгородского26 и

21 Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI - XIII вв. М., 1978. С. 20, 23, 32, 34, 102 и др. Личность Кирика, одного из составителей "Софийского временника", автора трактата "Учение, имже ведати числа всех лет", сама по себе уникальная (см.: Симонов Р.А. Кирик Новгородец -ученый XII в. М., 1980 и библиографию в этой книге; Пиотровская Е.К. Кирик Новгородец// Словарь книжников.Л., 1987. Вып.1. С.215-217) свидетельствует о том, какие незаурядные деятели окружали Нифонта.

22 См.: Серебрянский Н. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908.С.217; Смирнов С. Древнерусский духовник. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. М., 1913. С. 104-132; Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси. М.-Л., 1966. С. 150-213 и др. ъ См. рассмотрение этого вопроса в гл. 1,2, 3 и 4 настоящего исследования.

24 См. разбор всех имеющихся на сегодняшний день точек зрения на эту проблему в гл. 3 настоящей работы.

25 Филарет [Гумилевский]. Обзор русской духовной литературы. СПб., 1857. С. 146.

26 Филарет, архиеп. Русские святые, чтимые всею церковью или местно. СПб., 1882. Январь - апрель. Изд-е третье. С. 519-527. даже привел текст грамоты константинопольского патриарха Нифонту, находящийся в этом Житии Нифонта.

В.О.Ключевскому также было известно Житие Нифонта, созданное Василием-Варлаамом. В труде "Древнерусские жития святых как исторический источник" исследователь кратко охарактеризовал эту редакцию и попытался обрисовать круг ее возможных источников, вовлекая в анализ главный из них - Слово о Нифонте в составе Второй Кассиановской редакции Киево-Печерского патерика27.

Н.П.Барсуков в своем труде "Источники русской агиографии" указал два литературная памятника, посвященных Нифонту Новгородскому - Житие Нифонта редакции Василия-Варлаама и Сказание о Нифонте в "числе прибавочных статей Патерика Печерского"28. Исследователь ничего не говорит об источниках Жития и Сказания, лишь приводит, вслед за В.О.Ключевским, датировку Жития, написанного Василием-Варлаамом (1558 г.).

Митр. Макарий, характеризуя книжность серед. XYI в., называет Житие Нифонта в числе других произведений, созданных Василием-Варлаамом: "Житие св. Нифонта, епископа новгородского, - творение известного пресвитера Василия, бедное содержанием и переполненное многословием"29. Датой создания жития митр.Макарий также называет 1558 г. и указывает, опираясь на исследование В.О.Ключевского, в качестве главного источника жития, Слово о Нифонте из Киево-Печерского патерика.

В 1862 г. Житие Нифонта редакции Василия-Варлаама было опубликовано в серии "Памятники старинной русской литературы"30. Издатели не указали, по какой рукописи

Я1 было осуществлено издание (отметив лишь, что текст печатается "по рукописи XYII в." ).

Настоящая работа посвящена исследованию всех известных на сегодняшний день житийных памятников, посвященных Нифонту Новгородскому.

В первой главе анализируются летописные известия о Нифонте в составе новгородских, киевских и общерусских сводов - как источники для созданных впоследствии литературных памятников, посвященных новгородскому епископу, а также как самоценные, имеющие свою литературную историю, тексты.

Вторая глава посвящена рассмотрению литературной истории Слова о Нифонте в составе Киево-Печерского патерика с учетом всех известных его редакций.

27 Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988. С. 260-262.

28 Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. Спб., 1882. Стб.409-410.

29 Макарий митр. История русской церкви. Спб., 1891. Т.VII. С.430.

30 Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко. Спб 1862. Вып.4. С. 1-9.

31 Там же. СЛ.

В третьей главе исследуется Житие Нифонта, написанное Василием-Варлаамом: его содержание и композиция, источники, место и время создания, художественно-стилистические особенности, здесь представлен текстологический анализ четырнадцати известных списков Жития.

Четвертая глава рассматривает - подобным образом - еще одну редакцию Жития Нифонта, неизвестную ранее: созданное в 1687 г. новгородским книжником Борисом Ияковлевым Козыниным Житие новгородского епископа, отличающееся от Жития Нифонта, написанного Василием-Варлаамом, простотой стиля и фактографически насыщенным содержанием.

В приложение к исследованию дается сводная таблица летописных известий о Нифонте и публикуются все известные литературные памятники, рассказывающие о новгородском епископе: статья о Нифонте в Первой Кассиановской редакции Киево-Печерского патерика, Слово о нем в составе Второй Кассиановской редакции, "житие" Нифонта в польском "Патериконе", глава о Нифонте в Киево-Печерском патерике редакции Иосифа Тризны, Слово о Нифонте в патерике Софрония-Калистрата Холошевского, Житие Нифонта в славянском печатном патерике 1661 г., Житие Нифонта редакции Василия-Варлаама с разночтениями по всем известным спискам, Житие Нифонта, созданное Борисом Козыниным.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Житийные памятники, посвященные Нифонту Новгородскому. Литературная история текстов"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Литературная история формирования редакций Жития Нифонта Новгородского эедставляется следующим образом.

Ядро произведений о новгородском епископе составили летописные известия иево-Печерского монастыря, повествующие о видении, преставлении и погребении ифонта в Киево-Печерском монастыре в 1156 г. Отразившиеся, как предполагается, в невском летописном своде (читающемся в Ипатьевской летописи), они в неизменном вде вошли, в качестве дополнительных статей, в Первую Кассиановскую редакцию иево-Печерского патерика. Во Второй Кассиановской редакции летописная статья о ифонте стала полноценным Словом о новгородском епископе, приобретя заглавие, шяв соответствующее положение в основном корпусе патерика (тринадцатое слово) и ретерпев некоторые текстуальные изменения: повествование становится более оследовательным, содержание пополняется сведением о том, что до поставления гшскопом в Новгород Нифонт был черноризцем Киево-Печерского монастыря, зложение событий получает некоторое риторическое распростарнение. Литературная бработка летописной статьи позволила создать патериковый рассказ об одном из одвижников Киево-Печерского монастыря и ввести его в состав патерикового нсамбля.

С появлением в XYII в. нескольких редакций Киево-Печерского патерика Слово Нифонте в его составе изменялось от редакции к редакции. "Особая" роль была тведена Слову о Нифонте в первом печатном издании Киево-Печерского патерика (на ольском языке), осуществленном в 1635 г. (где текст, посвященный Нифонту, уже азван "житием"). Польский "Патерикон", в контексте сложной церковной обстановки ервой трети XYII в., имел острую полемико-публицистическую направленность, лову о Нифонте, повествующему, в числе прочего, о борьбе епископа за "чистоту" равославия, отводилась в польском издании особенная роль: в тексте "Жития 1ифонта" акцентирован эпизод противостояния Нифонта Клименту Смолятичу, вставленному на митрополичий престол без участия византийской церкви; указание ta этот эпизод как на один из самых важных в патерике есть в "Предисловии к итателю православному". В целом же Слово о Нифонте в польском "Патериконе" не (ретерпело изменений по сравнению со Словом во Второй Кассиановской редакции атерика (стало лишь иным расположение его в составе патерика, поскольку издатели Патерикона" избрали свой принцип организации текстов).

Кардинальные изменения в Слове о Нифонте произошли в составе Киево-[ечерского патерика редакции Иосифа Тризны (ок. 1647 г.). Эта редакция впервые азомкнула границы патерикового повествования, замыкающегося исключительно округ Киево-Печерского монастыря. Впервые в Слове о Нифонте появляются звестия, связанные с Новгородом, почерпнутые из новгородских источников, етописи типа Новгородской Первой (об усмирении Нифонтом новгородцев, раждующих с Суздалем и Ростовом, о постройке церквей, об отказе Нифонта венчать патерике соединились киевская и новгородская линии повествования о Нифонте; есмотря на незавершенный характер редакции и некоторую литературного еобработанность Слова о Нифонте в составе патерика Иосифа Тризны, изменения, роизошедшие в этой редакции, оказались плодотворными.

Они завершились в первой славянской печатной редакции патерика 1661 г. 1овые сведения о Нифонте, включенные в Слово о нем в редакции Иосифа Тризны, в ечатном издании 1661 г. не только были приведены в порядок, но и приобрели арактер стройного повествования, оформляющегося агиографическими итературными параллелями, превращающими разрозненные эпизоды летописного роисхождения в единое житие - "патерикового" характера, созданное в рамках бщелитертурного процесса П-ой половины XYII в.

Самостоятельное Житие Нифонта было создано в XYI в., в; связи с фициальной канонизацией новгородского епископа, известным агиографом Василием-»арлаамом. Главным его источником стало Слово о Нифонте в составе Второй кассиановской редакции Киево-Печерского патерика. Василий-Варлаам полностью аимствовал это Слово, сделав его основой Жития Нифонта, развив некоторые его пизоды (о детстве Нифонта, его жизни в Киево-Печерском монастыре до поставления пископом в Новгород, о грамоте константинопольского патриарха Нифонту и др.), набдив повествование чрезвычайно обильными раторическими распространениями, ополнив его некоторыми сведениями из деяний Нифонта в новгородской и псковской гмле, большая часть которых была основана, скорее всего, на легендарных преданиях, создав, таким образом, типичное похвальное житие макарьевского времени -[ногословное, риторичное, малособытийное. То обстоятельство, что до Василия-•арлаама не была создана ни одна редакция Жития Нифонта, что упоминания памяти [ифонту не было в Прологах вплоть до конца XYII в., что в своей редакции Жития

Нифонта Василий-Варлаам не использовал (кроме Слова о Нифонте во Второй ■Сассиановской редакции Киево-Печерского патерика) дополнительных источников о Зифонте (в первую очередь - новгородских летописей), что рукописная традиция Китая Нифонта редакции Василия-Варлаама не получила большого распространения, :видетельствует, как представляется, о невысоком развитии почитания Нифонта до его санонизации в Новгороде и Пскове (тот факт, что мощи Нифонта находились в Киево-Течерском монастыре, сыграл в этом, очевидно, немаловажную роль). Бедное фактами Житие Нифонта редакции Василия-Варлаама вследствие изменения >бщелитературной обстановки и, как представляется, усилившегося почитания 1ифонта после его канонизации, стало в XYII в. малопопулярным и 1аловостребованным.

Неслучайным поэтому кажется факт составления в 1687 г. новгородским нижником Борисом Козьшиным новой редакции Жития Нифонта Новгордского. В оде составления Трефологиона новгородских святых книжник не посчитал нужным [спользовать в качестве готового текста Житие Нифонта редакции Василия-Варлаама. 1е удовлетворило Бориса Козынина (вероятно, вследствие неполноты новгородских и сковских известий) и Житие Нифонта в редакции Киево-Печерского патерика 1661 г. )н создает свою редакцию Жития Нифонта, используя как василиево, так и атериковое житие епископа, привлекая, в качестве дополнительных источников, две едакции Жития Всеволода-Гавриила (Василия-Варлаама и псковского книжника ригория),- новгородские летописи, а также рассказ о чуде 1561г. и неизвестный сточник повествования о чуде Нифонта с новгородским купцом, посягнувшим на его игру. Житие Нифонта под пером Бориса Козынина обрело простоту стиля и аполнилось фактографическими подробностями.

Таким образом, нам удалось проследить литературную историю текстов, освященных новгородскому епископу Нифонту, от первых упоминаний о нем'в оевнейшем русском летописании XII в. до создания совершенного его Жития в конце YII в.

 

Список научной литературыМаксимова, Дарья Борисовна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Абрамович Д.И. Исследование о Киево-Печерском патерике как историколитературном памятнике. СПб., 1902.

2. Абрамович Д.И. Киево-Печерский патерик. KieB, 1931;

3. Азбелев С.Н. Новгородские летописи XYII века. Новгород, 1960.

4. Алферова Г. Собор Спасо-Мирожского монастыря // Архитектурное наследство. М.,1958. № 10. С. 3-32.

5. Арсений Усинин. Краткое исторической описание Косина

6. Николаевского.монастыря.СПб., 1906.

7. Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. Спб., 1882.

8. Белоброва О. А. Житие Феодора Едесского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1986. Вып.1. С.175-177.

9. Э.Васенко П.Г. Книга степенная царского родословия и ее значение в древнерусской исторической письменности. Спб., 1904. ).Веселовский С.Б. Ономастикон. М., 1974.

10. Внутренняя жизнь Великого Новгорода до сер. XYI в. (Краткие сведения из летописей и других источников) / Подг. К печати М.Н.Тихомиров // Новгород. К 1100-летию города. Сб. статей. М., 1964.

11. Волынские епархиальные ведомости. 1873. № 12. Часть неофиц. С.442-444; 1876. №3. Часть неофиц. С.49.

12. Горский А.В., Невоструев К.И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. М., 1869. Отд. 3. Ч. 1.•.Грамоты Великого Новгорода и Пскова / Под ред. С.Н.Валка. M.-JL, 1949.

13. Греков Б.Д. Киевская Русь. М.; Л., 1949.

14. Греков Б.Д. Новгородский дом св. Софии. СПб., 1914. 4.1.

15. Демин А.С. Русская литература II полов. XYII н. XYHI века. Новые художественные представления о мире, природе, человеке. М., 1977.

16. Дианова Т.В., Костюхина Л.М. Водяные знаки рукописей России XVII в. По1. SJfматериалам Отдела рукописей ГИМ. М., 1980.

17. Дмитриев Л.А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. Эволюция жанра легендарно-биографических сказаний. Л., 1973 .

18. Дмитриев Л.А. Литературные судьбы жанра древнерусских житий (церковно-служебный канон и сюжетное повествование) / Славянские литературы. YII международный съезд славистов. М., 1973.

19. Дмитриева Р.П. Василий (Варлаам) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 112-116.

20. Дмитриева Р.П. Повесть о Петре и Февронии. Л., 1979.

21. Древнерусские патерики / Изд. подг. Л.А.Олыпевская и СН.Травников. М., 1999.

22. Еремин И.П. Лекции и статьи по древнерусской литературе. Л., 1968.

23. Каган М.Д. Рукописание Магнуша, короля Свейского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2, ч.2. С. 314-315.

24. Каган М.Д., Турилов А.А. Сказание о иконе Богоматери Толгской //Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1998. Вып.З. Ч. 3. С. 400-407.

25. Кадлубовский Аре. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902.l.Kaprep М.К. Новгород Великий. М.-Л., 1966.t&e

26. Каталог славяно-русских рукописей Псковского музея-заповедника (XIY- нач.ХХ вв.) / Сост. Н.И.Осипова. Псков, 1991. Ч. 1. С. 53-54.

27. Киево-Печерский патерик (Подг. текста Л.А.Ольшевской, комм. Л.А.Ольшевской и Л.А.Дмитриева // БЛДР. СПб., 1997. С. 296-488, 640667.

28. Клосс Б.М. Никоновский свод и русские летописи XYI-XYII вв. М., 1980.

29. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как историчеашй источник. М., 1988.

30. Конявская Е.П. Авторское самосознание создателей Киево-Печерского патерика // Филологические науки. 2000. № 4. С.86-93.

31. Ю.Кошкин И.С. Стиль "плетение словес" и его эволюция в русской агиографии XVI в. /

32. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. СПб., 1994. >1.Кучкин В.А. Фрагменты Ипатьевской летописи в Киево-Печерском патерике Иосифа

33. Леонид, архим. Систематическое описание славянороссийских рукописей собрания графа А. С. Уварова. М., 1893. Ч. 2. С. 491-492.

34. Лихачев Д.С. "Софийский временник" и новгородский политический переворот 1136 г. // Исторические записки. 1948. № 25. С. 239-265.

35. Лихачев Д.С. Новгород Великий. Очерки культуры истории Новгорода XI-XVII вв. Л., 1945.

36. Лихачев Д.С. Новгородские черты в "Слове о полку Игореве" // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 38. С. 509-513.

37. Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. Л.,1947.

38. Лихачев Д.С. Семнадцатый век в русской литературе // XYII век в мировом литературном развитии. М.,1969. С. 299 328.

39. Лихачев Д.С. Текстология / Изд. третье (при участии А.А.Алексеева и А.Г.Боброва). СПб., 2001.

40. Лурье Я. С. Летопись Новгородская Дубровского // Словарь книжников и книжности

41. Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 52-54.

42. Лурье Я.С. Общерусские летописи XIY XY вв. Л., 1976.

43. Макарий Булгаков. История русской церкви. М., 1888. Т. 3. Прил. 7.

44. Макарий Булгаков. История русской церкви. СПб., 1891. Т.7. С.427.

45. Макарий Булгаков. История русской церкви. СПб., 1898. Т.8. С. 43.

46. Макарий, архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860.

47. Макарий, архим. Обозрение древних рукописей и книг церковных в Новгороде и его окрестностях// ЧОИДР. М., 1861. Апрелыпонь. Книга2. Ч. 3. (Материалы славянские). С. 1-40.

48. Новгородская первая летопись Старшего и Младшего изводов / Под ред. А.Н.Насонова. М.; Л.,1950.

49. Новикова О.Л. Новгородские летописи XYI века /Автореф. канд. дисс. СПб., 2000. 89.Новикова О.Л. Рукописные книги Сыркова монастыря // Опыты по источниковедению.

50. Древнерусская книжность: археография, палеография, кодикология. СПб., 1999. С. 152 194.fS$

51. ОЛДП: 1878, вып. 48; 1879, вып. 61; 1881, вып. 72.

52. Пак Н.В. Житийные памятники о Николае Мирликийасом в русской книжности: Диссертац. сочин. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. СПб., 2000.

53. Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко. Спб., 1862. Вып.4.

54. Ю2.Паславский Н.В. Исихазм в украинской средневековой философской мысли // Православие в Древней Руси. Л., 1989. С. 5460.

55. ЮЗ.Перетц В.Н. Киево-Печерский патерик в польском и украинском переводе // Славянская филология. Сб. статей. Вып. 3. М., 1958.

56. Ю4.Петров Н.И. Описание рукописных собраний, находящихся в г. КиевЪ. М., 1897. В, И.

57. Ю5.Пигин А.В. Из истории русской демонологии XYII в. СПб., 1998.

58. Пиотровская Е.К. Кирик Новгородец// Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1. С.215-217.

59. Погодин М.П. Древняя русская история до монгольского ига. М., 1871. Т. 3. Отд. 1.

60. Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. X1XIII вв. СПб., 1992.

61. Поппэ А. Митрополиты и князья Киевской Руси // Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988 1237 гг.) / Под ред. К.К.Акентьева. СПб., 1996.

62. Ю.Приселков М.Д. История русского летописания XI-XV вв. Л., 1940.

63. Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 1913.

64. Прохоров Г.М. Материалы постатейного анализа общерусских летописных сводов // ТОДРЛ. Л.,1999. Т. LI. С.137-205.

65. ПСРЛ. Л, 1929. Т. IY. Ч. I. Вып. 3.

66. ПСРЛ. Л, 1925. Т.5. Вып.1.15.ПСРЛ. М., 1962. Т. 1.

67. ПСРЛ. М., 1962. Т. 2. И7.ПСРЛ. М., 1965. Т. 30. И8.ПСРЛ. М.,1965. Т. 9 -10.

68. ПСРЛ. М.; Л., 1949. Т. 25.

69. ПСРЛ. Пг., 1915. Т.4. Ч. 1. Вып. 1.

70. ПСРЛ. Пг., 1917. Т.4. 4.2. Вып.1.

71. ПСРЛ. СПб., 1841. Т. 3. Вып. 4.123.ПСРЛ. СПб., 1851.Т. 5.124.ПСРЛ. СПб., 1862. Т.9.

72. ПСРЛ. Спб., 1908. Т. 21. 1-я половина. 4.1.

73. Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси. М.-Л., 1966.

74. Ромодановская Е.К. Русская литература на пороге нового времени. Новосибирск, 1994.

75. Руди Т.Р. Житие Юлиании Лазаревской. СПб., 1996.

76. Рукописные книги собрания М.П.Погодина. Каталог. Вып. 4. (В печати).

77. Рыбаков Б.А. Русские датированные надписи XI XIY вв. М., 1964.

78. С.Б.Веселовский. Ономастикон. М., 1974.1. SO

79. Серебрянский Н. О редакциях жития преподобного Саввы Крыпецкого. СПб., 1903.

80. Серебрянский Н. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М.,1908.

81. Симонов Р.А. Кирик Новгородец- ученый XII в. М., 1980.

82. Словарь русского языка XI- XYII вв. М., 1978. Вып. 5.

83. Смирнов С. Древнерусский духовник. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. М., 1913.

84. Соколов П. Русский архиерей из Византии. Киев, 1913.

85. Строев П.М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. СПб., 1882.

86. Творогов JI.A. Открытие новых материалов по истории старого Пскова // "Псковская правда", 1946 г. 9 февр.

87. Творогов О.В. Климент Смолятич // Словарь книжников и книжности Древней Руси.

88. Творогов О.В. Нифонт // Словарь книжников и книжности Древней Руси. JL, 1987. Вып.1. С.281-282.42,Тихомиров М.Н. Рукописи Новгородского музея // Новгородский исторический сборник. Новгород, 1939. Вып. 5. С. 10-19.

89. Толстой М. Святыни и древности Великого Новгорода. М., 1862.

90. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. HI998. Т.Н.

91. Уидольский В. Иосиф Тризна, редактор Патерика Печерского // ЧОИДР. М., 1846. Кн. 4. Раздел IV. С. 5-10.

92. Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1990. Д ,

93. Федотова М.А. К вопросу о житии Саввы Вишерского // ТОДРЛ. СПб., 2001. Т. 5S.C

94. Федотова М.А. Житие Ефрема Перекомского // Книжные центры Древней Руси: Севернорусские монастыри.СПб., 2001. С. 152-198.

95. Филарет Гумилевский. Обзор русской духовной литературы. Спб., 1857.

96. Филарет архиеп. Русские святые, чтимые всею церковью или местно. СПб., 1882, Январь, февраль, март, апрель. Изд. 3-е.

97. Филимонов Г. Сводный иконописный подлинник. СПб., 1874.

98. Франчук В.Ю. Киевская летопись. Состав и источники в лингвистическом освещении.1. С. 227-228.1. Киев, 1986.

99. Хорошев А.С. Политическая история русской канонизации (XI-XVI вв.). М., 1986.

100. Хорошев А.С. Церковь в социально-политической системе Новгородской феодальной республики. М., 1980.

101. Христианские древности и археология. М., 1862. Кн. 4.

102. Шахматов А.А. Киево-Печерский патерик и Печерская летопись. СПб., 1897.

103. Шахматов А.А. Обозрение русских летописных сводов XIVXVI вв. М.; Л., 1938.

104. Шахматов А.А. Общерусские летописные своды XIV и XV вв. ЖМНП, 1900. № 9, № 11; 1901. № 11.

105. Шахматов А.А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908.

106. Шибаев М.А. Софийская первая летопись Младшей редакции / Автореф. дисс. канд. ист. наук. СПб., 2000.

107. Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI- XIII вв. М., 1978.

108. Юхименко Е.М. Старообрядческие издания "Истории об отцах и страдальцах Соловецких" Семена Денисова: Вопросы текстологии и связи с рукописной традицией // Труды ГИМ. Вып. 95. Русская книжность: Вопросы источниковедения и палеографии. М., 1998. С. 59-77.

109. Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908.

110. Яковлев В.В. Летопись новгородская третья // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1993. Вып. 3 (XYII в.), ч. 2. С. 287-289.

111. Янин В.Л. Именные буллы русских епископов XI- н. XIII вв.// Сов. Археология. 1966. №3. С. 197-207.

112. Янин В.Л., Гайдуков П.Г. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1998. Т. III (Печати, зарегистрированные в 1970-1996 гг.).6Лсводная таблица летописных известий о нифонте новгородском

113. ТЕКСТЫ О НИФОНТЕ В КИЕВО-ПЕЧЕРСКОМ ПАТЕРИКЕ

114. Тексты публикуются по правилам, принятым в ТОДРЛ (1997. Т. 50. С. 858).)1

115. Статья о Нифонте в составе Первой Кассиановской редакции Киево-Печерскогопатерика

116. Текст публикуется по списку I половины XVI в.: РНБ Софийское собрание, №1364, л. 282 об.-283 об.)

117. Испр. по другим спискам, в рук. еси

118. Слово о Нифонте в составе Второй Кассиановской редакции Киево-Печерскогопатерика

119. Текст публикуется по списку II полов. XVI в. РНБ, Софийское собрание, № 1363, л. 81об. 83)

120. О блаженнЪм НифонтЪ, бывшу епископу Новаграда, како въ святомъ монастырЪ Печерском въ божественом откровении видЪ святаго Феодосиа.

121. Бывшу же (л.82 об.) сему блаженному епископу Нифонту въ святомъ Печерьскомъ монастырЪ, велию же вЪру имЪа к преподобнымъ, якоже преже речено есть. Не по мнозЪ же времени постиже его болЪзнь. Дивно же видЪние повЪда преже болЪзни своея треми деньми.

122. Испр. по другим спискам, в рук. и6S

123. Сицевыи чюднии мужи въ томъ святемъ Печерьском монастырЪ быша, иже мнози от нихъ апостоломъ причастницы быша и престоломъ ихъ намЪстницы, якоже настоящее слово в послании семъ извЪстно явить намъ.3

124. Житие Нифонта в составе русского перевода "Патерикона" Сильвестра Коссова (РГБ, собр. Нило-Столбенской пустыни, № 31)

125. Текст публикуется по настоящей рукописи. Л. 146 об. -148 об.)

126. ЖИТИЕ СВЯТОГО НИФОНТА ПЕЧЕРСКОГО

127. Егда убо бысть в Печерскомъ манастыри, имЪа велие благоговЪние къ святымъ Печерскимъ Антонию и Феодосию. Прежде третию денми болезни своея изшедъ от утрини, зЪло мало успе и, почивая, таковое видЪние (л. 148) имЪ.

128. На правом поле почерком основного текста: От цариградскаго патриархи Росия крестилася, от сего и до сего дне посвящение митрополитом своимъ емлеть.2 -2 Так в рукописи.

129. И тако святый Нифонтъ, трынадесятъ дней немощъства, къ Спасителю отиде. И положен есть в пещери святаго Феодосия. С нимже купно насыщается видЪния пресвътлЪйшаго образа Божия, Емуже да будеть слава во вЪки. Аминь.4

130. Слово о Нифонте в составе Киево-Печерского патерика редакции Иосифа Тризны

131. РГБ, ф. Троице-Сергиевой лавры, № 714)

132. Текст публикуется по настоящей рукописи, л.275-277 об.)

133. О блаженнЪмъ НифонтЪ, архиепископЪ Новгородскомъ, како во святЪмъ монастыри Печеръскомъ Божиимъ откровениемъ виде святаго Феодосия, тамо же и преставися.

134. Таже поволЪнием блаженного Нифонта церковь Святыя Софии притворы исписаша иконописцы, и свинцом извнЪ верхь ея покры. Того же лЪта и церковь совершиша каменную Пресвятыя Богородицы на Торгу.

135. В то же лЪто во ВолховЪ рецЪ два иерея в водЪ утопоша, и не повелЪ блаженный Нифонтъ пЪти над ними.

136. В то время прииде блаженный Нифонтъ в Киевъ, позванъ великимъ княземъ Изяславомъ и митрополитом Климомъ. Ставил бо его великий князь своими епископы

137. На правом поле почерком рукописи: "6640 декабря в 9 день":

138. Живяше же в Печерскомъ святом монастырЪ, велик» вЪру имы ко преподобным отцемъ, якоже прежде речено бысть. Не по мнозЪ же времени постиже его болезнь, и прежде тоя болезни треми денми дивно видЪние (л.277) повЪда.

139. Слово о Нифонте в Патерике Софрония-Калистрата Холошевскогоа Далее в рукописи одно слово неразборчиво; ^Дописано сверху другим почерком (правщика рукописи).

140. РГБ, Музейское собрание, № 4706) (текст публикуется по этой рукописи, л.225-227)

141. О блаженнЪм НифонтЪ, бывшем епископЪ Новаграда, како въ святомъ монастыри Печерском въ божественЪм откровении видЪ святаго Феодосиа. Слово 99.

142. Бывшу же сему блаженному епископу Нифонту въ святомъ Печерьскомъ монастырь, велию же вЪру имЪа к преподобнымъ, якоже преже речено есть. Не по мнозЪ же времени постиже его болЪзнь. Дивно же видЪние повЪда преже болЪзни своея треми деньми.

143. Житие Нифонта в составе Киево-Печерского патерика издания 1661 г.

144. Текст публикуется по настоящему изданию, л. 261 об. 266 об.) Надпись над гравированным изображением епископа Нифонта:. Нифонтъ, епископъ новгородский.

145. Подпись под изображением:.Нифонтъ увЪщанъ в небЪ неразлучно жити, Не дадый от Востока Россовъ разлучити.

146. Житие преподобнаго отца нашего Нифонта, иже бысть епископъ новгородский, неизволивый освященну быти митрополиту киевскому кромЪ благословенна патриархи Константинаграда. ИмЪяше умрЪти, видЪ преподобнаго Феодосия, обЪщающа ему мЪсто съ собою.®

147. На левом поле: тщаливый строитель православия бысть; ж На левом поле: возведше церкви.

148. Обаче ревность сицева аще и велика бЪ, но болшая несоравненно приспЪ, иже мужественный сей ревнитель показа, изимая от правилнаго преступления самую российскую церковь, отнюду же на болшая слава сему православия наставнику восия, еже сице бысть.

149. На правом поле: пять епископовъ въ православии утверди;

150. На левом поле: съ митрополитомь Климомь неправилно освященным служити не хотЪ; *На правом поле: за православие не пущен был на престолъ;

151. На правом поле: князь, гонивый святого, побЪжденъ, святый же отпущен на престолъ; в#а правом поле: Матфея 9;

152. На правом поле: патриархъ посланиемъ своимъ причте святаго къ древним исповЪдникомъ; 3 На левом поле: грядущу митрополиту от патриарха прииде святый Нифонтъ в Киевъ, послушание воздал,

153. И не по мнозЪ постиже его ту болЪзнь зЪлна, яже честную пред Господемъ смерть сего преподобнаго предвари. Тогда повЪда братиямъ дивно видЪние, еже прежде трехъ дний, нежели разболЪся, видЪ.а

154. На правом поле: Иисуса 8 , Евр/еям/ 3;в На правом поле: явися ему преподобный Феодосий, обЪщая мЪсто съ собою.

155. О преставлении къ Богу родителей блаженнаго отрока.

156. О поставлеии святого отца Нифонта на епископию Великому Новуграду, и како видЪ святого Феодосия Печерьскаго в Божественнем откровении.

157. Патриархъ же Цариграда, слышавъ яже о святемъ НифонтЪ, наносимую скорбь на зятаго от Клима митрополита, восхитившаго столъ святительский на ся своимъ зволениемъ, и приела вселенский патриархъ Цариграда ко святому послание, сице2Kb.1. П о с л а н и е.65

158. О СвятЪмъ ДусЪ сыну и сослужебнику нашего смирения радоватися о осподЪ(л.158), доброму пастырю Христова стада словесныхъ овецъ, господину шскопу Великаго Новаграда Нифонту.

159. О преставлении святого отца нашего Нифонта

160. Молитва. Но обаче молю ти ся, Владыко мой73 Исусе Христе, милостивъ уди души моей, да не усрящутъ ея противныхъ лукавства, но да приимутъ ю ангели вой, проводять74 ю75 отъ темныхъ мытарствъ и приводяще ю к Твоего милосердия вЪту.

161. И сие изрЪкъ и крЪстнымъ знамениемъ знаменався, и глаголя: "Господи, въ уцЪ Твои предаю (л. 160) душу мою". И тако успе с миромъ, мЪсяца апрЪля въ 18 ,ень, на свЪтлыя недЪли в суботу.

162. На этом заканчивается список Р,4.84а нет А,Б,В,Г;5.85а нет А,Б,В,Г;6 доб. суетнаго и О;