автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Живопись XVIII века в Латгалии

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Каминска, Рута Артуровна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Автореферат по искусствоведению на тему 'Живопись XVIII века в Латгалии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Живопись XVIII века в Латгалии"

ИИНИСТЕГСТВО КУлоТУРЦ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ

На правах рукописи 75.034.7. (474).

КАЫИНСКА Руга Артуровна

ЗВОНИСЬ ХУШ ВША В ЛАТГАЛИИ

Искуест во ведени е 1?.00.04 - изобразительное искусство

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Мэсква - 1?Э2

Работа выполнена в отделе Изобразительного иску^стга и архитектуры Российского Института Искусствознания Министерства культуры Российской Федерации.

НАУЧНЫЙ РУКСВДИШЬ:

кандидат искусствоведения Л.И.Тананаева

СкИШЛЫШ ОППОНЕИтУ:

доктор исторических наук И.И.Свирида кандидат искусствоведения И.Л.Бусева-Лавыдова

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИсЛ 'ИЯ - Академия Художеств Латвии

Г~ о1

Защита состоится М 1952 г. в часов

на заседании специализированного совета Л 092.1и.0Г при Российской Институте Искусствознания Министерства ку ьтуры Российской Федерации (103009, Москва, Козицкий пер., 5).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского Института Искусствознания Министерства культуры Российской Федерации.

Автореферат разослан " " 1992 г.

Ученый секретарь специализированного совета доктор искусствоведения

Н.Е, Григорович

Общие положения работы. Диссертация посвящена изучению живописи ХУШ в. в Латгалий - восточного региона Латвии, своеобразие художественного наследия которого нашло конкретное выражение в сохранившимся материале памятников живописи эпохи позднего барокко и классицизма. Особенности культуры и искусства этого края предопределены его историей. С 1561 по Т"72 гг. Латгалия ("Вольские йнфлянты") входит ъ состав земель Речи Посполитой, с 1677 г. под именем Инфлянтского княжества приобретает статус отдельной административной единицы, а после первого раздела Польши в 1772 г. территория этого региона пере"одит во владения ~\)ссии, одновременно вливаясь в общее русло исторического развития всех областей Латвии. В рассматриваемая -период Латгалия представляет собой отдаленную провинции Речи Поспо.«итой, в культурной жизии которой отчетливо проявляются лсценты, дадаие возможность определить своеобразие ее художественного наследия, в том ч|'"ле и живописи, по сравнению с другими областями Латвии - Курземе (Курляндией) и Видземе (Ли$яяндией). В целом это связано со сложной структурой развития истории культуры Прибалтики Нового времечи. В этом аспекте определения тип цункционирлгания культурных т адиций или своеобразный "стиль культуры'Ч culture pattern ) обьединяет Лифяяндию, Курляндию и Эстонию. К другому ареалу принадлежат Латгалия и Литва. В Латгалий самое яркое пгоявление этот особый "стиль культуры" получает в ХУШ веке, в эпоху позянего барокко, что определяет и хронологические границы рассматриваемого атериала. Он принадлежит ареалу распространения спешщических культурник тра~ дкпи/, с чзашшх с понятием "сарматского мира" и четорик el-" искусства.

Исследование данного явления проводилось в несколько этапов. Первоначально был определен круг изучаемых памятников -живописных работ, сохранившихся " situ " на территории Лат-галии и в музейных собраниях Латвии, было проведено их обследование и фиксация. Во втором этапе изучались документальные и искусствоведческие источники, позволяющие атрибутировать отдельные произведения и определить круг их ближайших аналогий в ис-

С

куотве близлежащих территорий за пределами Латвии. Одновременно соответствующий материал изучался и непосредственно в музел-ных собраниях Литвы,. Белоруссии, Украины и Польши. Актуальность исследования. Представленный в диссертации материал обобщается впервые. В латышском искусствознании не существует трудов, охватывающих полностью материал искусства Ла'.талии ХУШ века, хотя последний занимает важное место в культурном наследии страны, и без его введения в науку не представляется возможным выстроить законченную концепцию искусства Латвии Нового времени. Актуальность настоящей диссертации обусловлена и тем, что в ней анализируется материал, принатчежащий к кругу наиболее проблемных вопросов истории живописи Латвии, которые до сих пор существуют наряду с достаточно изученными явлениями. Одним из таких вопросов является проблематика по днего барокко и взаимосвязь определенного исторического стиля с "рустикальны-ыи", "низовыми" пластами художественной культуры. На современном этапе изучения истории искусства Латвии без разработки этих вопросов и оценки материала истории живописи Латгалии не представляется возможной характеристика основополагающих линий развития искусства данного периода Латвии в целом

В процессе настоящей работы выявлены ранее неизвестные

произведения живописи и документальные источники. Этот материал весьма актуален й для исследования дальнейших судеб латышского искусства. В качестве аналоги» он представляет существенный интерес и для более полного исследования истории искусства польских земель, а также Великого княкества Литовского. Степень изученности темы : её научная новизне История живописи Лачгалии как в целом, так и в границах рассматриваемого нами периода до сих пор не изучалась. До последнего времени исследователи не располагали подробным учетом сохранившихся произведений живописи в этом регионе. Проводимая при нашем участии работа по систематической инвентаризации этих памятников искусства в целом заг^ршена лишь недавно. Искусствоведами до сих пор практически не освоен и материал документальных источников по устории Латгалии. Они в основном сохранились si пределами Латвии.

Следовательно, публикаций, посвященных данному вопросу нет. Более того - до сих пор в искусствоведческой практике в Латвии фактически не существовало понятия "латгальская живопись". В трудах искусствоведов последних десятичетий, касающиеся воп; jcob истории искусс~ва Латвии в эпоху феодализма, упомянут» и воспроизведены только отдельные образцы живописи Латгалии, без тщательно разработанного и обоснованного определения их места в контексте общего развития истории живописи Латвии. Слабая разработанность проблематики пр,; наличии срав-нитслыо небольно?, группы сохранившихся par озкенннх памятников выдвигает на первцГ: план вопрос поисков прямнх и косвенных ИСТО'МК! <г., котор:." ПОМОГЛИ бы воссоздать ХОТЯ б'! птотет11""с~ xyti картину иаяви'|,:я живописи Латгалии, нам с: >'ть наиболее влг,-

у

ные её особенности. Ряд таких документальных источников по истории искусства Латгалии вводится нами в научный оборот впервые. В настоящей работе особое внимание уделено рассмотрению живописи в контексте определенных особенностей развития культуры региона.

Цель работы. Задачей настоящего иссяздования является разработка искусствоведческой оценки данного явления истории искусства Латвии. Р связи с этим нами предпринята попытка: а) освоения нового (фактологического материала, касающегося живописи Латгалии и введения его в научный оборот; б) установления исторических аналогий и художественного контекста этой живописи; в) характеристики живописи Латгалии ХУШ века в её историческом раз-вигии, и, по возможности, уточнения отдельных этапог. этого развития; г) выявление специфических особенностей латгальской живописи ХУШ века. Основным же содержанием нашей работы стада реконструкция художественного образа латгальских памятников в сложном взалмодействии отдельных изобпазительных структур и их элементов, насколько это позволяет выявлении"' и собранный фактологический материал, а также опыт изучения аналогий искусства других областей Латвии и земель бывшей Речи Посполитой. Метод исследования. Методологической основой иссчадования является комплексный анализ памятников истории культуры Латгалии, определение специфических её черт. В контексте развития духовной культуры этого края рассматривается путь исторического развития региональной живописи в течение ХУШ века. Наряду • с этим, с помощью сравнительного и стилистического анализа аналогий живописи сопредельных территорий, разделяющих историческую судьбу Латгалии, выработана характеристика отдельных

явлений, представленных в материале Латгалии лишь фрагментарно. Используя анализ иконографических особенностей ряда произведений, выявлены их первоисточники. Живописное наследие Латгалии рассмотрено в хронологической последовательности его развития в течение ХУШ века.

Источниковедческая база. В качестве документ?"ьных источников, сог-раащих сведения о латгальской живописи, в процессе работг Hiu-ш были обнаружены а использованы ряд архивных материалов. Среди них наиболее значительными являются документы из фонда Римско-католической духовкой коллегии Министерства внутренних -ел Центрального Государственного исторического архива Российской Федерации.в Санкт-Петербурге (ф.822), фонды историка Б. -Бреяго в Центральном Государственном историческом архиве Латвийской Республики (ф.6984) и Государственной биб~:ютека Латвийокой Республики (ф. РхЗ),' a 'i аг.же родового архива Плятеров в Центральном Государственгпм историческом архиве Литовской Республики (ф. 1276). Кроме того в настоящей работе использованы и ранее опубликован)-- е документы по истории Латгалии, а также материалы из архивных собран; ! Государственной Ин"пекции охраны нанятниког культуры Латвии и °ё Центра документации, Рундаль-ского дворца-музея и Национального музея в Варшаве.' Научно практическое значение. Исследование живописного наследия Латгалии открывает ряд о^щих черт, характерных для развития искусства земель Речи Посполитой даьлого перис а. Поднятая в настоящем исследовании проблематика и характеристика реализации и распространения "сарматского мира" дает исследователям "сгусства . излежаиих регионов возможность освоения материала лпчгик их аналогий. '¿ахтологически1 материал, а

также выводы, полученные в диссертационной работе, могут быть использованы искусствоведами и историками в разработке общих вопросов, касающихся воплощения идей культурно-идеологического комплекса сарматизма в искусстве, а также в установлении хронс логических и территориальных границ их распространения.

В ходе данного исследования выявлен ряд неизвестных до сих пор живописных произведений, проведена их 8трибуция. Собранный н»ми материал используется для разработки списка и Свода памятников культуры Латвии, осуществляемой автором в настоящее премя.-

Апробация работы. Работа была обсуждена на отделе Изобразитель ного искусства и архитектуры Российского Института Искусствозн: кия Министерства культуры Российской Федерации (Москга) и реко^ мевдована Ученым советом к защите. Основные положения диссертации были отражены в ряде публикаций, перечисленных ниже, и изложены в докладах на межреспубликанских и международных конференциях (Рига 1987, 1989 гг., Варшава 1989 г., Таллинн 1990 г.! Общий объем публикаций - 4,9 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, тре....глав, заключения и приложений. В приложении включены примечания к тексту, библиография и альбом иллюстраций. Основное содержание работы.

Введение. Во введении обоснован выбор теми настоящего исследования, определены его цель и задачи, представлена историография, вводящая в круг изучаемых пробдес, даны краткие характе-• ристики основных источников. Глава I. Монументальная п декоративная киьопиоь. Глава посвящена анализу памятников монументальной и декоративной живописи

региона, которые рассматриваются в оощем историческом контексте жизни края. Её характеризует чередование периодов экономического процветания и упадка, нашедших прямое отражение в активности создания архитектурных ансамблей костелов, монастырей, дворцов. С ними связаны и основные заказы в сфере монументально-декоративной живописи. Инициаторами с'троитг-льства в Латгалии выс-упали дворяне, среди которых выделяются несколько родов сг.шх магнатов (Плятьры, Борхн, Вейсенгофы, Гильзены и др.). Ими создавались обширнейшие дворцовые комплексы, вокруг которых постепенно вырастали города (Краслава, Дагда), они субси провали церковное строительство, приглашали художников для отделки новых зданий. В целом благодаря их усилиям дворянская культура наряду с деятельность» католической церкви определ/яа своеобразие художественного наследия Латгалии данного г^риода. При рассмотрении этого наследия наряду с анализом сохранившихся памятников местной живописи ч их аналогий, большое вннмание уделяется систематизации данных об,утраченных произведениях, выявленных в процессе пас зящей работы.

Материал рассматривается в хронологическом порядке. В пределах характеристики отдельных хронологических этапов сначала дается анализ примеров наиболее последовательного воплощения концептуальных идей эпохи и автора - т.е. ансамблей росписи я их целостности. Затем проводится исследование отдельны;, образцов монументальной живописи, сохрани*.лихся в первоначальном ансамбле отделки интерьера, после чего анализируются отельные элементы декора и убранств., интерьеров, не связанные с аутентичной с ^дой их со: тания и предназначения.

С точки зрени функционального назначения монументальной

и декоративной живописи в художественном наследии Латгалии можно выделить несколько групп произведений, созданных в -ериод с конца ХУЛ по начало XIX веков. Они ппедставляют сферу как сакрального, так и светского искусства. Это, во-первых, ансамбли живописи, определяющие основную концепцию решения пространства интерьера. В Латгалии они в основном представлены образцам»! иллюзорной живописи'эпохи позднего барокко, восходящей к росписи типа "квадратуры". Ко второй группе относятся произведения, являющиеся с^ганической составной частью отделки интерьера, которая в целом определена пластическим декором (стукко, резьба по дереву). В-третьих - это группа предметов убранства (в основном - католических костелов), созданных с использование».! композиционных принципов и техничесих приемов декоративной росписи, но нередко утративших первоначальную связь с определенным ансамблем. В основном это иллюзорная роспись силуэтной резьбы по дереву, воспроизводящая отдельные предметы церковного убранства.

Периоды, наибетее благоприятные для широких заказов монументально -декоративных произведений жгвописи, связаны с концом ХУЛ - началом ХУШ веков и сс второй половиной ХУШ века, что предопределено активностью строительной деятельности в это время, которая в первую очередь отмечается в севере создания сакральных ансамблей католических костелов и монастырей. Первые десятилетия ХУШ века, связанные с катаклизмами политической истории (Северная ^ойна - I700-I72I гг.) и их последствиями в экономической и общественной жизн^ края, гч оставили за собой значимого следа в области архитектуры л монументального искусства.

Наследие Латгалии рубежа ХУП-ХУШ веков невел ко - это в

равной мере относится как к сохранившимися памятникам, так и к сведениям о подобных произведениях живописи. Своеобразной чертой этого периода является возникновение связи с традициями в области декоративной живописи других" регионов Латвии. Примером монет служить отделка кафедры в костеле Индрица. Её атрибуция концом ХУЛ века (здание ко .тела датировано 16 П г.) до сих пор не подтверждена документальными данными. Однако, также как и декоративная резьба по дереву алтаря конца ХУЛ века этого костела, который расположен на границе с Курляндским герцогством, принцип отделки его кафедры находит прямые параллели в н:..;ледии ¡.скусства Курляндии. В истории искусства Латвии ХУЛ и ХУШ веков подобная декоративная живопись, представляющая композиции на отделы»" филенках, вмонтированных в корпуса ка^др, хоров о тана, господских лож, широко представлена в у ранствах лютеранских церквей Курляндии к Лифляидии. Концепция этого типа декорирогки кафедры в Латвии восходит к концу ХУ1 века (живопись кафедры церкви Св.Духа .в Бауске, 1598 г.). В ХУШ века подобный в-7!, отделки убранства а латгальских костелах дальпей-пего развития не получил.

Последующие сведения о п^ низведениях моиументалыю-декора-тквноЛ живописи в Латгалии относятся-к периоду кониа 30-х -ЧО-ц годам ХУШ века, но сами образцы росппси не сохранились. Документальные источникг позволяют установить, что в рто время здесь наиел применение принцип создания единого ансамбля отделки интерьера путей использования как пла ;ического, так и живописного декора .ггделга интерьера Иезуитского гостела я г.Лаугавьилс, Т73?-т7')6), В этот же период появл-'тсп и евн дения о работе в Х-ггалии профессионального н-'1пра (л гя-ш^м

случае зло живописец - :езуцт Ян (Иоганн) Гундлфингер (1703 - после 1750 гг.).

Наиболее значимая часть наследия монументально-декоративной живописи в латгальском регионе создавалась в 60-х - 70-х годах ХУШ века. Анализ этого материала указывает в первую очередь на опыт создания обширнейших ансамблей живописной отделки интерьеров как сакральных зданий, так и светских резидент ":.

Отличительной чертой сочетания общего и локального в латгальских художественных тра."тциях является ориентация творческой деятельности мастеров на репепщдо и переработку внешних импульсов, в основном связанных с искусством земель Центральной Европы. При этом известный плюрализм местной художественной культуры отражается как в форме "сосуцествования" в. одном хронологическом периоде (порой даже в пределах одного памятника) элементов разных исторически: стилей, так и в сочетании разных уровней их профессиональной реализации (росысь дворца в Крас-лаве, костей в Столерове и др.). В аспекте такой проблематики и раскрывается своеобразие монументально-декоративной кивописи Латгадии, имеи.эй прямые аналогии в истории искусства /.ругих регионов быв&ей Речи Посполктой.

Живописные ансамбли в интерьерах и убранствах костелов этого времени до сегодняшнего дня сохранились не полнос-1ью или утрачены вообще. Однако, исследователю доступен сравнительно широкий материал подробной их .фиксации. Это в первую очередь касается ансайгт росписи костела в Стсдерове (1769.1770 гг.), меньше можно обнаружить данных, относящихся к уб-/ ранству костела в Краолаь^ (1755-1767 гг.). Первый из них представляет собой небольшой деревянный сельский храм, отдел-

ка интерьера которого отличается четкостью воплощения принципов иллюзорной живописи барокко, в которую привнесены декоративные мотивы рококо, При интерпретации этого уникальнейшего ансамбля росписи в истории искусства Латвии, мы прибегаем к сравнительному анализу, иоподьруя аналогии в искусстве близлежащих регионов Великого княжества Литовского и Польши, поэ-волыодие определить первоисточники подобных концептуальных решений- они восходят к идзяи и прообразам работ А.Поццо <16421709 гг.), распространившимся в землях Речи Посполитой благодаря изданиям его трактата о живописи ( " "erspectJvae picto^um

tque srchitectorum"),графических образцов, а так г с миграцией самих мастеров-.швописцев.

В насоящем исследовании впервые предпринят иконографический анализ росписей Столеровского костела, следствии чего выявлен редкий мотив изображения Богоматери - композиция т.н. "БолЬшоГ семьи Марии" ^"Familia Magna Beatas Mariae Virginie") использована автором отделки потолка цёнтрадьного нефа. Б целом ансамбль росписи Столеровского костела характеризует определенный уровень художественной культуры регион-, отличающегося рустикализацией прообразов не орического стиля, их переосмыслением провинциальными мастерами-ремесленниками.

Эстетические эталоны эпохи позднего барокко в Латгалки воплощены и в работе маг - ера-профяссионала, чья творческая деятельность прямо связана с художественной культурой и современными традициями искусства среднеевропейских земель. Таким автором является яшиписец Ф.Кастадьди (Гастольди ) С1730— I8T4 гг.), работав:по заказу местных магнатов Пляторо* иг' живописной отделко,. каменного костела в Крчм-.^в (бчгпего

кафедрального собора Л^тгалии). Им был создан фрагментарно дошедший до нас цикл фресок по сухой штукатурке с изображением алтарных картин, и .частично самих ретаблей. В цело!« эта живопись была подчинена строгому архитектурному решению интерьера, а в её содержании подчеркивался паралелизм деяний борца эр установление христиш.сгва - Св.Людовика и ^ундатора местного кос тела Константина Людовика Плятера, способствовавшего укре1ленив позиций католицизма в Латгалии.

Из созданных в ХУЫ веке росписей отдельных алтарных рет;^ лей до на; зго времени в регионе сохранился только образец иллю зорной фресковой живописи эпохи позднего барокко в костеле в Пиедруя (1759-1774 гг.), отделка интерьера которою в целом объединяет как живописный декор (ретаоль центрального алт-ря), так и стукковую пластику (боковые алтари). Его характеристика дана в контексте аналогичны:; памятников живописи Литвы и Белоруссии.

Среди латгальских светских резиденций особо выделяется живописная отделка дворца Плятеров в Краславе. Недавно открытый ансамбль росписей интерьеров этой магнатской рези^нции в основном создан в конце СО-х - начале 70-х гг. ХУШ века. Выявленные в процессе настоящего исследования документальные источники дают возможность уточнить атрибуцию отдельных периодов строительства и отделки, а также определить имя архитектора, которым является представитель известной семьи Паракко, входящей в круг зодчих' "вильнюсского Марокко". (При анализе рослнсп дворца в Краславе били использованы материалы и заключения сотрудников Рундаяьского дворца-музея, которые первыми предложили вариант реконструкции общего замысла этого ансамбля). Привлекается также опыт аналогий, связанный в первую оче-

редь о изучением дег.ельности польских живописцев Я.Б.Шгерша (1737-1ЕТ7 гг.) и А.Смугдевича (1740-1810 гг.) на территории соседних земель в данном периоде. Это позволяет одени'-ь живо-Нись Краславского д" эрца в связи с художественными традициями более широкого региона.

Отдельную группу в латгальском наследии представляют образцы росписей второй половины ХУИ века, сохранившиеся в костелах в виде полихромкой"отделки.силуэтной резьбы деревянных ре-таблей алтарей и феретронов. В настоящем исследовании впервые предпринята попытка систематизации этой групп-' декоративной живописи и осмысления её в ряду аналогичных явлений других кате тических областей Латвкч, а также определения первоисточников подобных композиций. Они восходят к идеям А.Поццо, Реализованным в оформлении,пышных литургических празднеств, особенно распространившихся м регионах деятельности католической церкви в Европе г- эпоху барокко. В Латаалии подобные образцы полихром-цой отделки убранства костелов сохраняют свою актуальность до начала XIX века, -.то доказывает анализ ряда произведений (костел Феймани, £укмуйаа и др.).

В целом, материал сохранившихся памятников второй половины ХУШ века позволяет определись общие отличительные черты монументально" и декоративной живописи. Латгалии по сравнению, о другими областями Латвии. Они заключаются в распространении католической иконографии, сравнительно широком применении иллюзорной живописи барокко типа "квадр туры", в ориентации художественных интересов в сторону искусства католиче-ских регионов Центральной Европы.

Гдава П.. Сакральная живопись' Латгалии. Обиирнейшую часть на-

следил живописи Латгалии составляют церковные коллекции : зртин. Это до сих пор абсолютно неисследованный и трудно систематизируемый материал, представленный алтарными картинами, образами для переносных алтарей-феретронов и отдельными произведениями или фрагментами бывших циклов картин. Обычно это масляная живопись на ■ члсте, темперной живописи или случаев использования деревянных основ мало. Среди этих картин доминируют работы неизвестных провинциальных мастеров "средней руки", в творчестве которых можно проследить путь постепенного преобразования популярнейших мотивов европейской :;пвогчси, её классики ("локализация" композиций А.дель Сарто, П.П.Рубе..са, А-.ван Дейка и др.).

Га протяжении всего столетия можно выявить два направления в местной сакральной живописи. 0;м предопределены ориентацией на европейские образце или приверженностью "про писаниям" ремесленной традиции, о'.-:еченкой известным консерватизмом. Между этими основными линиями ¿уществутт разные градации их взаимного влияния и переплетения. В целом, её художественный уровень отличается крайне иирокой амплитудой - от примитива до мастерского воплощения традиций европейской живописи. В настоящем исследовании систематизация этого материала связыв?ятся с определением его места в истории культуры рег.^на. Особое внимание уделяется вопросам истории деятельности разных конфе-сиЯ в Латгалии. В этой связи отмечает~я особая роль католической церкви в жизни краг так как основу наследия латгальской сакральной живописи ХУЕ века состава ¡от именно пронзг-едвния в католических костелах. Необходимо подчерки; ь, что в этом периоде традиции древнерусской живописи, принесенные ^ Т-тгалию

тарообрядцами, а позле - православные.;, в основном функциони-овали в своей замкнутой среде русской диаспоры, не проявляя ркий местной, региональной окраски. Мало заметный еле;" в ре-ионе оставила униатская церковь в ХУШ веке, совсем исчезли ризнаки деятельности лютеранских приходов.

Влиятельнейшими заказчиками з сфере церковного искусства в атгалии в ХУШ веке являлись представители католи-еских моча-еских орденов, деятельность которых до сих пор подробно не ана-изироваласть, их вклад в историю архитектуры и искусства не зучался. Однако, они оставили за собой заметим след в истории ультуры региона, определяя и подчеркивая его связи с миром заемного христианства. Сре?и монашеских орденов своей активностью собо выделяются иезуиты (обосновавшиеся в Латгалии около 1630 • ),за ними следутэт доминиканцы (г Латгалии с 1694 г.), бернар-инцн и ниссионеры-лазаряне. (в Латг.лии с спедины ХУШ века).

. катер *ал церковной кивопис!' в настоящем исследование рао-матривается в хронологическом поряд: ). Дается характеристика аиболее типичных :го явлений в пределах отдельных атапов. При тог учитываются специфика иконографии, неравномерность общего удожествеиного уровня, особенности воплощения принципов исто-ического стиля в провинциально", среде. На основе анализа отельных произведений удалось определить первоисточники их ком-озиционных решений, позаимствованных из графических версий абот мастеров Запада.

Нижняя хронологическая граница рассматриваемого материала пределяется образцами живописи рубежа ХУП-ХУЬ веков.. Следую-ий этап развития латгальской церковной живописи относится к 0-м годам - середине ХУШ века. Наиболее широко представлена

деятельность художников второй половгчы - конца XIЛ века (верхняя хронологическая граница материала).

Примером локальных традиций в живописи конца ХУЛ - начала ХУИ века является образ "Св.Христофора" из бь:гвей композиции ретабля алтаря в Савелинкской каплице. Б отличии от него чудотворный образ "Аглонской Богоматери" принадлежит той линии в истории живописи этого края, которая ближе к традициям, выработанным западными мастерами, и связана с прототипами, культивируемыми среднеевропейскими живописцами ренесанса и барокко в рамках определенной икнографиче~кой программы типа "католической" мадонны с младенцем.

В се^-здине столетия линию, ориентированную на общие европейские традиции в Лшгалии приставляют несколько образов. Это картина с изображением Св.Марги Магдалины в костеле Индрица и алтарны: образ "Св.Троицы" из костела в Пуша. К этому периоду от^сятся и первые точ-о датируемые работы, сохранившиеся в костеле Эверсмуйжа - картиш> "Св. Петр" (Т745 г.) и "Св. Розалия" (1746 г.).

Во второй половине столетия, наряду с .аботами этого уровни (алтарный образ "Св.Януарий" в костеле Аглона, картины "Св. Ян Непомукн,"Св. Франциск Ксаварий" в костеле Аыбели и др.), выделяются те, в которых заметна доминанта местной ремесленной традиции.

Среди работ месткгт мастеров интерес представляет случаи локализации в их работах прообразов исторических стилей, в частности рококо. Примером подобных годификаций являются образ "Св. Антонина - епископа Флоренции" из каплицы в Гурниеш! и изображение "Богоматери кармелитов" из костела в Лг зли. В

этой же связи можно выделить и ряд образов, наглядно показывающих постепенную рустикализацию определенного иконографического содер зния и конкретного приобраза композиции (решение темы "Раскаяния апостола Петра" в картинах чз костелов Варкава, Пилцене, каплицы в Гурниеши).

Особое значение в церковной живописи второй половины ХУШ века приобрели варианты наиболее популярного образа Богом, тери. Для местного искусства типичны вариации известнейших иконографически" канонов - образа Ченстоховской Богоматери, образа Марии из базилики Санта Мария Мадяоре в Ринз (т.н. "Снежной" Богоматери), "Богоматери с четками" и др.

Материал сакральной ;:;ивоп"си последней трети - конца ХУШ века существенных дополнений к панораме наследия латгальской живописи не добавляет. Мокко лишь отметить в этом периоде появление имени местнои автора (Я.М.Свирский), значима также факты, свидетельствующие о заказах местных горожан (образы для церкви в Каплава 1789 г.).

В общем в латгальской католической живописи на протяжении всь^о ХУШ века доминируют традиции позднего барокко, хотя в середине века можно встретить и' использование отдельных декоративных мотивов рококо, а в девяностых годах - элементы, предвещающие классицизм. Сакральное искусство являете.: одной йр наиболее консервативных сфер местной живописи в отношении рецепции современных импульсов европейского искусства. Определяющим в регионе остается влияние запад о-христианских традиций художественной культуры, в русле которой развивается и сакральное искусство других областей Латвии. Отличительной чертой латгальского наследия является абсолютная доминанта

католической иконографии. Интенсивны сгчзи с русской художественной культурой в Латгалии наблюдаются лишь в последующие периоды.

Глава Ш. Портрет в Латгалии. Эта часть диссер ации посвящена анализу портретной живописи ХУШ века. Используя документальные материалы, публикации историков и опыт исслс.ования аналогичных портретных галерей на территории соседних земель Речи Пос-политой, нами дается краткая характеристика местных художественных коллекций и роли портрета в них. До настоя^го времени в Латгалии сохранились считанш"1 образцы портрета ХУШ века. Они сосредоточены в костелах, Фундаторамг которых являлись ::зображек..ые латгальские дворяне. Сведения о бывших дворцовых галереях найдеы в истог./ческой литературе и документальных источниках. Согласно им - в латгальских собраниях живописи доминиров;л портрет. Ро всех упомянутых в литературе дворцовых коллекциях еще в XIX веке сохранялись портреты предков их владельцев и ближайших родстве :'чиков. В регионе доминировал определенный тип портретных собраний - родовая галерея. Такимг собраниями владели как ыа наты, так и средиес дворянство. Во дворцах латгальских магнатов создавались и портретные галереи более широкох-о содержания и функционального назначения. Выходя за узко семейные рамки, они включали изображе ия известных общественных и церковных деятелен современности, королей, представителей разных е-ропеПских дворов. С некоторыми из них латгальских дворян связывали родственные отноиения, с другими - общность прядворикх культурных интг^есов, развитых в окружении польских королей, австро-венгерских, са'-понских монархов. Однако подобный тип собраний в Латгалки не бил повс ш'^ным

.тгениеы. Сведений о функции и роли портрета в жизни цветных горожан - ремесленников, городского патрициата и чиновников эбиар;-кить не удалось.

Некоторые дополнительные данные г ближайших аналогиях латгальских портретов можно найти в музейных собраниях Литвы, Белоруссии я Польши (портретные собрания Плятеров, Огиньских, Вейсенго^юв, Борхов и др.). В первую очередь они связаны с семейными галереями родственников латгальских дворян, владеющими землями га пределами Инфлянтского княжества. Зти данные помогают восстановить общую картину развития портрета в Латгалии и выявить его отличительные черты по отношению к портрету других регионов Латвии.

ПортРет Латгалии рассматривается, в связи с проблематикой искусства "сарматского типа". Нар,ду с общеевропейской портретной традицией именье концепция сарматского портрета оставила характерный след в истории искусства Латгалии. Его распространение в этом крае предопределено историческими связами Латгалии с регионами,входящими в ареал становления и функционирования специфического кутьтурно идеологического комплекса сарма-тизма, породившего и общую для "сарматского мира" концепцию, трактовки человека в портрете. ^ ХУШ веке традиции этого типа

портрета, с армировавшегося в конце ХУ1 века, попляются уже

/

в своей завершающей стадии. Специфика его содержания, характерные черты художественных приемов в.это время связаны в основном с деятельностью цеховых мастеров-ремеслашпжов. Характерным примером подобного типа является портрет Мцхала Ри-ка - фундатора костела и монастыря бернардинцев в Виляны. Портрет датирован 1772 годом, е'го автор неизвестен.

Другая линия латгальского портр та представлена изображениями местных магнатов - Константина Людовика Плятера и Августы Плятер, бывшими фундаторами костела в К^аславе. Зти произведения связаны с именем живописца Ф.Каотальди (1.730-1814 гг.) и согласно литературным данным датированы 1760/62 гг. Использованная в чих схема композиции парадного барочного портрета дополнена элементами, характерными для живописи рококо, а сарматская внешняя атрибутика в портрете К.Л.Плятера привлекается лишь в качестве "местного акцента".в характеристике физического облика портретируемого. Ряд по;.эбнит решений, отвечающей этой линии латгальского портрета, можно обнар„,кить как в наследии сопредельных стран, так и в истории портрета других областей Латви; .

Продолжение этих двух течений в истории латгальского портрета (т.и. локального сарматского портрета и изображений, ориентированных на образгч более космополитического западноевропейского искусства) находш. еще в конце ХУШ - начале XIX века. Характеристика подобных явлений дана на примере анализа "Портрета сьященника" из кашшцы Гурниепи и ка^гин, изображающих дворян латгальской провинции - Марцына Карницкого и его супруги Софии Каршщг.ой, фундаторов костела в Ландскарона.

Работы популярнейших портретистов своего вымени, принад-яеиащие латгальским дворянам, не сохранились. Среди их авторов ПОЕНО упомянуть В.Вияе Лзбрен (1755-Тр42), Дж.Б.Лампи (17511030), И.1^асой (1758-ТР38), А.Гра$фа (1736-1813) и Я.Т'уетеиа (1762-1835).

Особым явлением, подчеркивающим связь сарматской традицией искусства XIX века, полно считать портреты че:ы П стогсц-

:шх - фундаторов коса ела в Аглоне. Они принадлежат к типу т.н. вымьшлеь..их портретов, аналогии которых обнаружены как в описях не сс 'ранившихся латгальскь; коллекций, так и в истории портрета Злиздежащих бывших "сарматских" земель.

Все анализируемые группы латгальских портретов вполне соотносимы с аналогичными явлениями в истории искусства сопредельных регионов, в первую очерель - с портретным наследием, Польши и Великого княжества Литовского. Спецификой портрета Латгадии по сравнению с искусством этого жанра в других областях Латвии является именно распространение сарматского портрета. Другая же часть наследия латгальского портрета ХУШ века связана с общими дл,1 всей Латвии традициями развития портретной живописи позднего барокко и рококо.

Заключение. В этой части диссертации вкратце изложены основные выводы н: стоящего исследования.

В искусстве Латгалии ХУШ века выявляется связь с традициями искусства земель Центральной Европы. Эти импульсы доминируют здесь по причине принадлежности данного региона Латвии к ареалу культурных традиций "сарматского мира". Основные заказчики в сфере строительства и изобразительного искусства - латгальские дворяне проходили своеобразный процесс "аккультурали-зации", в котором ведущими оказались влияния культуры" славянских стран.

В истории искусства ХУШ века в Латгалии отразилось влияние католицизма на духовную культуру региона в целом. Церковь в данном случае послужила катализатором в выборе художественных ориентиров, важнейшие из которых связаны с католическими регионами Епропы.

Характерный путь "провинциализа-.ии" образцов европейского барокко, "накладывание" их на субстрат местной художественной культуры определяет специфику латгальского наследия, а также находит аналогии в истории искусства польски;, земель.

Периодизация латгальской живописи ХУШ века соотност!а с опытом истории искусства соседних регионов г определена доминантой влияния традиций барокко, хотя четкие цезуры между отдельными периодами не всегда удается определить ввиду фрагментарности- сохранившегося материала.

Латгальская живопись ХУШ пка представляет интерес как явление, указывающее хронологические и территориальные границы распространения концептуальных идей исторического стиля и амплитуд" его реализации на раз«' (X уровнях художественной культуры. Представляя форму реализации творческого потенциала своеобразной "пограничной об-асти" между художественными традициями Центральной и Северо-восточной Европы, живопись Латгалии является не только существенным звеном истории искусства Латвии, но и важным элементом общей панорамы истории искусстга ук-данных регионов.

Основные положения диссертации излолены в следугагх работах.

1, Ieskate îe.ge.gloznieoïbas vësturê Iatgalê.// Materinll feodSllsoa poema tat'-ljes eialcslae v»sturei.- I d,-RXga, 1986.-lpp.75-106. 1,5 п.д.

2. Исследования латгальской живописи "¡УП пека // ).'ш киплн конференции "ГО-е гады в искусстве и всг"гстгог-:г.ч;т Îlr.î бдлтшГ. - Г-.та, ТРГ7 - с. ei-ff. ^.3 п..-.

5» Restaurierung dei Kunstgegenstflnde des Barocka. Lett.. ind.// Hestaurlertmg der Kunstgegenstande im B- ltikum— Katalog.- Та"linn,19^0.-S.27-43. 2,5 п.л.

4. Peculiarities o£ Baroque art in Latvia.//

Доклад в симпозиуме "Реставрация искусства барокко в Прибалтике" - тезисы: Таллинн, 1990 - с.12. 0,3 п.л. Портретная живопись ХУШ в. в Латгале. // Доклад на конференции "Зеодализм в регионе Прибалтики" - тезисы: Рига, 1989 - сс. 20-21. 0,3 п.л.

В печати:

X. Niektftre cerhy malarstwa e^oki barokowej и Latgalii.// Biuletyn Historii Sztuki.- PAN , Warazawa,1991.

0,6 п.л.

2. Fieraivas vardi Sto].erovaa baanicai .// Ssnatne un Häksla.- Riga,1991. 1,0 п.л.

/? /C^/UtUfL^