автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему: Живость язображения как признак художественности литературного произведения
Полный текст автореферата диссертации по теме "Живость язображения как признак художественности литературного произведения"
ИНСТИТУТ ШРОВОЙ. ЛИТЕРАТУРЫ им. А.М.ГОРЬКОГО АН СССР
ФУНТ МИНЬ ХЬЕН
КИВОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ КАК ПРИЗНАК ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Специальность 10.01.08 - Теория литературы
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
На правах рукописи.
Ханой, Ростов-ш
1990
Работа выполнена на кафедрах теории литературы филологического факультета Ханойского пединститута и Ростовского государственного университета.
Научный руководитель - профессор Нгуен Лыонг Нгок.
Научный консультант - канд.филологических наук, доцент
В.В.Курилов 2/1 Ауо/Г-
Официальные оппоненты: доктор филологических наук
доктор филологических наук, профессор Н.И.Никулин
Ведущая организация - Чечено-Ингушский государственный
университет йм. Л.Н.Толстого
Автореферат разослан "
Защита^ис^рмции состоится 159/г.
в 7/~ часовТй заседании Специализированного совета 1002.44.01 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук при Институте мировой литературы им. А.М.Горького АН СССР (г.Москва, ул.Воровского, 25-а).
С содержанием диссертации можно ознакомиться в библиотеке Института.
Ученый секретарь
специализированного совета, кандидат филологических наук
А, а!. Ушаков
Актуальность исследования. Высокохудожественное литоратуряоэ произведение подобно прекрасному повру, оотканному нз предаетно-изобразительных деталей и олов. Но оно одновременно, как вцпунлоо зеркало, в котором отракаетоя(реальный мир во всех его красках, звуках, движении так, как его видит, поникает или какш его хочот ввдёть писатель.
Литературоведение в комплексе своих дисциплин с разных сторон пытается понять и объяснить слсзнооть и своеобразие, аизнь и развитие поэтических творений. Особое место в литературоведческих исследованиях занимает изучение художественности литература. Оно дает представление о самой суиноотн искусства олова, его внутренних законах.
Ее анализу в последнее время в советской и вьетнамской науке о литературе уделяется особое внимание, что заметно по большому количеству публикаций по проблемам худоаеотЕенноота* Ученых
I. См.: Цейтлин А. Белинокий - мастер Ьуоской критики // БзленскеЗ - историк и теоретик литература. М.1 1949; Мотылева Г. О типичности и художественности // Лит.газета, 18 января 1955; Товма'сян С. К вопросу об объективных критериях сценки произведения иокуоотва. М., 1959; Шамота Н. О худокеотвенности. М., 1954, 2-е изд. М., 1958; Поопелов Г.Н. Эотетичеодоэ и ху-докественное. М., 19в5; Гей Н.К. Искуоство олова. М., 1967; Худояеотвеннооть // Словарь литературоведческих терминов. М., 1974; Гзй Н.К. О худовественнооти литературы. М., 1975; Род-нянская И.Б. Худояеотвеннооть // КЛЭ. Т. 8. М., 1975; Бахткн М.М. Эстетика оловесного творчеотва. М., 1979; Корыялов С.М. О критериях худокеотвенности // Принцшш анализа литературного произведения. М., 1984; Федоров В.Б. О природе художественной реальнооти. М., 1984; Типа В.И. Художественность литературного произведения: Вопроса типологии. Изд-во Красноярского ун-та, 1987 и др.
На вьетнамоком языке: Чыонг Тинь. Худояеогвеннооть литера-« турного произведения // 0 культуре и искусстве: Сборник.Ханой, 1976; Нам Мок. Критерии народности литературного произведения //
занимает сама сущяооть художественности, ее особенности и критерии, Характеризуя такую направленность исследования художественности, Н.К.Гей писал: "Наряду о общими критериями существует бесчисленное множество чаотных, вроде простота, ясности,понятности, пластичности, наглядности изображения, экономности художественных оредотв при макоимальада выходе содержания. Говорят о живос-ги и эмоциональности образов, прозрачнооти отиля .
Среди различных черт художественности, постоянно называется такое ее качеотво, как живость изображения ладей, событий человеческой жизни, картин быта, предметной среды, явлений природы и т.п. Выраяения "вивооть персонажа", "кивость действия", "кивость образов" встречаются в работах Гегеля, В.Г.Белинского,
H.А.Добролюбова, Н.ГЛернышевского, Ф.Энгельса. Они постоянно употребляютоя советскими и особенно вьетнамскими литературоведами при характеристике эстетического достоинства и силы воздействия поэтического произведения. "Живооть" изображения явлений действительности считается во вьетнамской науке о поэтическом творчестве одним-из непременных условий худокеотвеннооти, особенно
в реалистическом творчестве, которое основано на верном воспроизведений реальности.
Однако "кивость изобракения" как особое качество словесно-художественной образности теоретически не исследована, не определены ее критерии, носители, взаимосвязь с другими признаками художественности, изобразительности и выразительности. Это и послукило причиной обращения к изучению сущности "живости изображения" и-ее проявления в тексте произведения. Таким образом,
Художественная литература-кизнь-писатель. Коллективный труд. Ханой, 1978. С. 368-370; Нгуен Кыонг. Художественность литера. турного произведения // Художественная литература-жизнь-пиоа-тель. С. 370-375.
I. См.: Гей Н.К. Искусство слова. М., 1967. - С. 336.
актуальность предпринятого исследования обусловлена, с одной стороны, важностью "живости изображения" как эстетической характеристики литературного произведения и ее неразработанностью в науке о поэтическом творчестве, с другой.
Живость изобракения можно считать важнейшей литературоведческой категорией, поскольну она представляет собой, о нашей точки зрения, самый оинтетический признак художественного качества произведения. Она сочетает яркость, пластичность воспроизведения явлений жизни и сильное воздействие образов на читателя. Ее изучение дает врзможность глубоко понять взаимоотношения идейности, правдивости, образности, изобразительности, интересности, увлекательности и прочих признаков произведения и, следовательно, полнее оовоить саму суть художественности. Все это имеет самое прямое отношение к пониманию степени художественного достоинства каждого конкретного поэтического произведения и к проблемам его целостного или частичного анализа в науке, критике,. вузовском и школьном преподавании литературы.
Однако, несмотря на частоту использования по отношению к сло-весно-художествешшму произведению выражения "живость действия", "живые персонажи" и т.д., в литературоведении до сих пор не предпринималась попытка выделить критерии "жиеости изображения жизни" в поэтическом творении. Феномен "кивости? художественного образа теоретически не изучен. Именно такая попытка предпринимается в диссертации. В этом и состоит научная значимость и актуальность представляемого диссертационного исследования.
2. Цель и задачи диссертации. Основная цель диссертации -обоснование необходимости введения в систему литературоведческих понятий живости изображения мира в произведении, определение этого понятия, раскрытие его содержания и своеобразия проявления в
эпосе по сравнению с драмой. В- соответствии о этим в диссертации ■ решаюгоя следующие задачи: I) Рассматривается сущность понятия "живость изображения действительности в литературном произведении", его соотношение о близкими ему понятиями, 2) Выделяются условия "кивости изображения жизни в литературном произведении". 3) Вычленяются разданные нооители "живости" такие, как персонаж, автор, произведение. 4) Устанавливаются особенности проявления "кивости" в эпических произведениях.
3. Научная новизна диссертации. В ней впервые предпринята попытка'теоретического анализа такого свойства художественного изображения действительности как его "живость", строится само понятие "живость изображения", определяются его признаки и соотношение с родственными понятиями. В диссертации выявляются предпосылки "живости изображения", выделяются по принципу нарастания объема художественные образования, которые выступают ее носителями. "Живость изображения" рассматривается как самый синтетический и специфический признак художественности, связанный с органической целостностью и самодвижением поэтического образа в соответствии с его внутренними существенными чертами. Показана также обусловленность живости изобракения высокой организованностью произведения, единством всех его компонентов, внутренней и внешней формы, соответствием динамической и структурной сторон произведения. Исследуется воздействие кажущихся живыми образов на читатели.
В диссертации впервые во вьетнамском и советском литературоведении раскрывается связь живости изображения жизни в произведении с 'особенностями его о оде рта пня и своеобразием авторского художественного видения мира, обозначаются объемы определяемого понятия, исследуется специфичность проявления "живости изобраяения" в эпосе по сравнению с-драмой, обусловленная их поэти-
ческой структурой.
4. Прзшшш исследования основываются на фундаментальных положениях современного марксистско-ленинского литературоведания - прежде всего на учении о целостности и органичнооти литературного произведения, единстве его содериания и форыя, о худоаеот-венности как специфическом признаке поэтичеокого творения. В работе используются целостный и элементы системного подхода л литературному произведению. При этом автор опирался на идеи, изложенные в работах Ю.Б.Борева, И.Ф.Волкова, Н.К.Гея, М.С.Когана, Д.М.Яашманова, Ю.М.Яотмана, Б.С.Мейлах, Г.Н.Поолелова, В.Н.Садовского, Л.М.Цилевича, М.Б.Храцченко и др.*
I. Од.: Борев Ю.Б. Системно-целостный анализ художественного произведения (0 природе и структуре литературоведческого метода // Вопросы литературы. 1977. № 7. - С. 119-142; Борев Ю.Б. Методология анализа художественного произведения (Вместо введения) //Методология анализа литературного произведения. И., 1988; Системные исследования. Методологические проблеш. Ежегодник. 1979. М., 1980; Гей Н.К. Художественность литературы. М., 1975; Гей Н.К. Проза Пушкина: Поэтика повествования. М., 1989; Гиршман М.М. Проблема целостного анализа художественного произведения. Донецк. 1974; Каган М.С. Система и структура // Системные исследования. Методологические проблема. Екагод-ник 1983. Ы., 1983; Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., Просвещение. 1972; Мейлах Б.С. К определению понятия "художественная система" // Исследования по языку и литературе. Л., 1967; Поспелов Г.Н. Целостно-оистемное понимание литературных произведении // Поспелов Г.Н. Вопрооы методологии а поэтики. М., 1983; Садовский В.Н. Основание общей теории сио-тем. Логико-методологический анализ. М., 1974; Тшофеев Л.И. О системности в изучении литературного творчества // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л. 1982. С.39-53; Храпченко М.Б. Размышления о системном анализе литературы // Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М. 1976; Цилевич Л.М. Принципы анализа литературного произведения как худокеотвенной системы // Филологические науки. 1988. № I. С.9-13.
Все конкретные общенаучные литературоведческие подходы применяются с учетом ведущих принципов материалистической диалектики: I) необходимости рассмотрения любого явления, в том чиоле и художественного произведения в единстве и борьбе его противоположных сторон; 2) признания любой социальной системы, в том чиоле и литературной конкретно-исторической целостностью.
Указанные методологические поселки позволяют наиболее эффективным образом представить каждое литературное произведение как художественный организм, выявить особенности "живости изображения" е нем действительности как одного из признаков гстетичеокого совершенства поэтического создания. Системный подход проявляется в том, что исследование художественности с точки зрения "живости литературного изображения" основано на рассмотрении произведения как системы систем образного освоения писателем жизни или целостной системы художественного видения.
5. Практическая и' научная ценность. На основе диссертации может быть разработан особый спецкурс, основные положения и выводы ее могут быть использованы в общих курсах по теории литературы, введению в литературоведение, в литературно-критической практике и в вузовском и школьном преподавании искусства слова.
6. Материал и источники исследования. Диссертация строится на основе обобщения научной практики советской и вьетнамской теории литературы и обращения к литературным произведениям разных стран и опох. Главный художественный материал, привлекаемый для анализа, - это роман^.М. Достоевского "Униженные и оскорбленные", Э.Л.Войнич'"Овод"; "История Кьеу" Нгуен Зу, повести "Мать о ружьем" Нгуен Тхи, "Тьи Фео" Нам Као, рассказ "Старик Хак" прслед-него. Выбор именно этих произведений объясняется тем, что хотелось
- 9 - ■
показать феномен "живости изображения" в произведениях различных . литератур, эпох, направлений и жанров. С этой же целью в диссертации для иллюстрации ее отдельных положений частично привлеяают-оя такие известные произведения как пьеоы Шекспира, ^Шан B.Itoo ' "Отверженные", Бальзака "Евгения Гранде", "Утраченные,иллюзии", Л.Толстого "Война и мир", "Лампа гаснет" Нго Тат То, "приключения крупного сверчка Мена" То Хоан, "Сетования Чыонг Чана" Нгуен А'й' Куаяа, "Берег прорван" и "Вперед в атаку" Нгуен Динь Тхи, "Лео' . сану? Нгуен Чунг Тхань, "Сияние" Нгуен Тхьеу Нам, "Ветер псдня?" • Дао Хонг Кама, "Пламя" и "Романс" Нгуен By.
Апробация работы. Главные положения и рекомендации, полученные в результате работа, докладывались диссертантом и обсувдалйоь на научных конференциях и заседаниях: "Целостность литературного произведения и принципы ее анализа" (Ханой, ноябрь 1984);,"О Ойэ-цифическом предмете художественной литературы" (Ханой, апрель 1985); "Живость как один из элементов^ художественности произведения" (Ханой, ноябрь 1985). По теме'диссертации в научных журналах-опубликованы 3 статьи.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введэндя, •■ двух глав, заключения и библиографии. Объем диссертации 190 о'тра-нйц основного текста. Библиографический список включает . наименовании.
СОДЕРЕШЕ РАБОТЫ
Во введении раскрывается актуальность темы, формулируются цель в задачи работы в ее основные положения, вносящие новое в разработку изучаемой проблемы, указываются основные принципы исследования и определяется значение диооертации.
В первой главе "Сущность понятия "вивость изображения действительности" в литературном произведении" как признав его ху-дозеетвэнности1' рассматриваются оущнооть а основные признаки понятия "янвооть изображения", ее факторы в специфика проявлена« в -поэтичоодогл творении.
В разделе 1.1 доказывается шсль о том, что живость.хшохя-отЕенаогр изобоакендя.любоголведмета возникает тогда, когда этот предает с помощью его изобракения предстает перед наши как дознанное перевитое конкретное и как самолвияушееоя по своей индивидуальность или оущности целое. Органическая целоотнооть изобракенного являвнля еезни, его самодвижение как особой индивидуальности оо своими существенными чертами - это саше важные признаки кивооти худоаественяого воссоздания предмета. К шш следует добавить особость воспроизводимого явления действительности, умение писателя выделить в нем ведущие, главные черты, составляющие основу его своеобразия, качественной определенности. [;; Живость создаетоя не только содержательными сторонами произведения, но и его формальными элементами, а следовательно, выступает как органическое единство различных особенностей содержания и формы: I) правдивости отражения жизни, самостоятельности и глубины авторской позиции; 2) яркой, "живописной" изобразительности и силы выразительности формы, ее неповторимости; 3) конкретности, ясности, а также динамики худоаественного изображения человека.
природа, предметного мира.
В разделе 1.2 указываются основные носители живости художественного изображения жизни. Ими являются все образы, получившие в произведении более или менее подробную детализацию. Ими могут быть образы персонажей, событий, бытовых картин, явлений природа; образ повествователя и образ автора-творца. Живость образа персонажа создается особенным синтезом таких категорий образа, как конкретное и об!дее, объективное и субъективное. эмоционально-чувственное и логическое. Но их соединение не .-всегда ведет к живости изображения. Возникновение живости связано не только с количеством указанных составных компонентов, но и с качеством каждого из них и своеобразием их сплава.
Условием живости образа является органическое и гармоническое объединение глубокого общего и многообразного конкретного. Обобщение должно быть глубоким проникновением в оущность характера пероонака и закономерности его судьбы в тех или иных общественных условиях. А конкретизация - предельно индивидуализирующим воссозданием всех сторон его жизни: поведения, поступков, внешности, речи, мышления и .т.д., включенных в различные бытийные и бытовые ситуации, которые выявляют основу характера героя и процесс его развития. Единство субъективного и объективного в образе также становится предпосылкой, которая определяет силу художественного изображения. Но это опять - единство не любого субъективного и объективного. Бедное, предвзятое, ложное субъективное автора не может отать предпосылкой для возникновения живости художественного раскрытия богатой и многосторонней действительности. Поэтому, если.субъективное автора (общественно-эстетические идеалы, мировоззрение, глубокое познание предмета, пафос)
способствует художественному освоению эстетического предмета, оно является достаточным основанием для возникновения живости образов.
Кивость образа возникает также только при гармоничном сочетании эмоционально-чувственного и рассудочного, логического, понятийного. При рассудочном построении образа он делается схематичны/, лишенным авторского чувства, авторского сопереживания, ' поэтому он оставляет читателя равнодушным. И наоборот, если "рассудочное" как глубокое обобщение закономерностей судьбы персонажей, которые к тому же несут в себе общечеловеческие черты и имеют общечеловеческую значимость, сопрякено с авторским восторгом, удивлением, смехом и т.д., то образ вызывает у читателя веху в его реальность. ■'Нивость изображения предмета как его общее свойство возникает лишь при гармоничном и органическом соединении всех составных элементов и признаков образа. Но она присуща не любому образу, а только обладающему внутренней целостностью. И приведенные признаки в их единстве служат воплощением этой внутренней целостности и самодвижения изображенного предмета как единицы художественного воссоздания действительности.
Не в меньшей степени, чем образом персонажей, живость может быть присуща и изображениям явлений природы. Ее картины нередко занимают в литературном произведении большое место и могут иметь .самое разное значение, выступая иногда самостоятельным предметом авторского интереса. Кивость'образов природы также определяется .. их конкретностью, точностью подробностей, многоаспектностью, ди-
наыидой и верностью изображения, д также такой его особенностью как способность одной детали вызывать у -читателя яркое представление о воссоздаваемом явлении. Последний признак играет большую роль и при описании внешнооти персонажа, но при ивобраеепин явлений природы он встречается гораздо чаще в более значш. Поэтому чем богаче изображение природы, чей более признаков реальности (цвет, свет, запахи, ввуки, движение, объем и т.п.) оно оодерант, тем оно живве. Особенно важны в образах природа зрительные детали, совдающие наглядность оловесных описаний.
Однако живость изображения персонагей, явлений природы, бытовой обстановки и т.п. адяиоит не только от свойств самого изображения, но и от особенностей художественной рэчи, описывавшей предметный мир произведения. Живости изображения способствуют точность олова, их экономное использование, вернооть интонации, синтаксического рисунка фразы, а также образные словеедко выражения, особенно тропы и сравнения. Так, фраза из "Рсдавтвяов" К.Г.Паустовского: "Мороз крупной солью лежит в пустых водоемах" вызывает зрительное представление как благодаря точности словоупотребления, так и за счет неожиданности и верности сравнения ("мороз крупной солью").
Кцвость образов повествователя и автора иной природа, нежели, например, живость изображения персонажей, а .создавая дптги-ми. средствами. Так, образ автора выступает носителем гарюппче-ского соответствия между предметом изображения и речевш стилем его словесного описания. Сама живость образов повествователя -автора создается определенностью их идейной, психологичэокой и "наблюдательной" позиций, а также единством а особенностями их слова, речевой манеры. Повествователь и автор предстают перед нами прежде всего как позиция и голос, что и создает своеобразие их живости.
- 14 -
В равдаде 1.3 выделяются шзяачане объемы понятия "кивоотт. ■ппбопчйайя" по отношению в перооааяу. Ими выступают: изображение поотупка пероовака, изображение персонака, изображение предвечного мира произведения, в аотором живет персона*, ,и изобраке-нге всей картина мира, аотатичеояого предавта в делом, который воссоздается в произведении. При этом выделяемые объемы кивооти иаобраеения рассматривается как системные образования.
Первой онотеыой можно назвать сочетание реалий предметного мара произведения, связанное о поступком персонажа. Еивость изо-бшЕянш оляого вакипго поотупка персонажа рассматриваетоя как "клеточка" художественного организма. В ней рисуется живой поступок героя, когда с помощью деталей разного рода персонаж рао-крываэт какие-то свои существенные черты в многосторонности внешнего (поступок, речь, кеотн, мишка и т.д.) а внутреннего (размышления, перекивания, настроения). Кроме того, поступок совершается в определенной ситуации, обстановке, месте, времени, что усиливает впечатление его реальности, иллюзии жизненности и объективности.
Вторая система - это изображение одного персонажа. О нем можно говорить как о живом, если оно раскрывает характер героя во всей его многосторонности, сложности, целостности и самодвижении, а в целостном самодвижении его жизни - его судьбу в диалектическом единстве закономерного и случайного. Здесь многостороннее видение автором персонажа сочетается с целостностью его художественного изображения. Соответствие поведения, поступков, переживаний персонажа его характеру, а его судьбы - законам жизни дает читателю полное впечатление "самодвижения" и объективности эстетического предмета. И именно многостороннее ведение персонажа в единстве его характера и судьбы благоприятствует худо-
жеотвенному воссозданию его кал особой и полноправной индивидуальности. Стало быть, живость изображения персонажа возникает лишь тогда, когда он изображается как познанное, перевитое конкретное и как самодвижущееся по своей индивидуальности или характеру целое.
Третья система - живое изобцакение тех явлений предметного мира, которые составляют окружающую персонажей общественно-природную среду. По отношению к героям изображенные явления могут или обусловливать оудьбу персонажей, или создаваться ими, или нести на себе отпечаток их жизнедеятельности, или быть обгектоь их осознания, переживания рефлексии. Бели эти явления предметного ¡.:«ра произведения изображены в единстве своего многообразия, как живущие своей "собственной жизнью" в их специфичности и взаимодействии, то по отношению к ним тоже мокно говорить о живости их. изображения.
И, наконец, мо>шо говорить о живости изображения всех явле-
изображения той картины жизни, которая дана в поэтическом творении. Каждое произведение несет в себе фрагмент бесконечной разви-1 вающейся действительности со воеми ее связями, противоречиями, конфликтами. В нем как бы дышит и смотрит на нас сама жизнь. Живость всего изображения, образа мира связана не только с точностью отражения реалий, подробностей бытия (среды, обстановки, времени, места и т.п.), но прежде всего с глубиной проникновения в него писателя. Поэтому, чтобы достичь живости всего изображения, писатель должен знать жизнь по-настоящему, изучать ее, "бросаться" в ее бурный поток.
Для того, чтобы изобракение действительности могло стать
кивым и быть лишенным "догматизма" и "схематизма", писатель должен уметь выделять в нем важное »"углубить" сущность кавдого
произведения в их целостности, о живости
воссоздаваемого явления и противоречия. И когда автор "углубляется" в сущность изображаемого, перед ним открывается направление его внутреннего двикения, логика и перспективы этого развития. Именно в этом оостоиг додераательная основа айвпуп изобпакения действительности.
Живость изображения кивни в целом тесно связана с определенностью содераанад произведения, единством всех его сторон, наличной в произведении обобщающей авторской итеи. объединяющей вое отороны содергания. Но не любая идея моиег вести к кивости образной системы.. Односторонняя или ошибочная идея неминуемо скажется на уровне и качестве художественности, конкретности изображения. Во главное в другом - чтобы основная идея произведения действительно была бы его центром, фокусом, собирающим в целое весь мир. поэтического творения и отражением внутренней логики изображаемой
8ИЗНИ.
"в лучших произведениях глубокая и вешая мнсль становится пйьеливягшей основой не только художественного единства изображения всех событий и явлений действительности, но и многообразного отношения автора к ней. Глубокое и верное понимание предмета определяет отношение писателя как к предмету в целок, так и к его отдельным сторонам, их отрицательную или положительную оценку. Именно из такого органического слияния глубокого познания предмета и вытекающего из позиции эмоционального отношения к нему возникает кивость изображения.
Живость изображения - это не только его объективное качество, но и способность вызывать у читателя разнообразные переживания, как это происходит и в кизни при восприятии ее различных явлений. А степень эмоционального воздействия произведения на читателя зависит от вокренносги и глубины авторского отношения
к нзобракаемому. Все это составляет содержательную основу живоста изображения. В свою очередь эти особенности содержания определяют выбор соответствующих ему формальных элементов (предметно - изобразительные детали, сюжет, художественная речь, композиция) для ах "объективации", конкретизации и выражения. Таким образом, возникает совершенная художественная Дюрмя. следствием которой и отановится живость изображения.
Основу словесно-художественной картины жизни составляют изобиженные в лсоизврпучяи отлельчне явления кияни {персонажи, события, явления природы, быта, обстановки). Они составляют предметный, или изображенный (образный) мир литературного произведения. Отдельные подробности, части, на которые распадается и из которых складывается изображение человека, природы, обстановки, события называют деталями предметной изобразительности. Наиболее богатым выступает изображение человека. Оно состоит из сочетания различных деталей внешности, поступков, поведения, высказываний, размышлений и т.д. героя. Характер персонажа, выделение в нем ■'^лавного, отношение к нему автора и передаются через подбор и сочетание определенных деталей его изображения. Эти предметно-изобразительные детали в известных различных сочетаниях составляют первую важную сторону произведения, его "чувственно-конкрет-ность". Именно они дают возможность читателю ясно и четко представить себе изображенный предает, создают иллюзию реальности всего, -что описано художественным словом.
Развитие событий жизни персонажей создает сюкет_литературного произведения. В нем все поступки персонажей располагаются в последовательную цепь так, чтобы раскрыть не только процесс развития жизненных противоречий, но и изменения в характерах и судьбах персонажей. При этом сам сюкет делится на свои составные части -эпизоды, между которыми существуют временные, причинно-следствен-
ные и другие связи. Он, таким образом, непосредственно реализует конфликт и ситуацию, создает движение изображенного предмета, развертывает картину "непрерывных изменений" мира.
В создании живости всего изображения действительности в литературном произведении участвует и композиция как структураый аспект художественной формы. Композиция создает единство всех частей, компонентов произведения, связывает их в целоотную картину жизни, где отдельные ее составляицие соединены.до художественным законам.
Художественная речь, языковая ткань произведения включает в себя использованные автором лексико-фрааеологические ресурсы языка, семантику художественной речи, ее оинтаксис, фонетику и ритмику. Важными для образного изображения казни являются такие формы художественной речи, как повествование, описание, авторские рассуждения, высказывания персонажей (их монологи и диалога). Они должны так искусао и творчески сочетаться, чтобы ооздать подлинную яркую образность отражения бесконечного и незавершенного мира человеческой жизнедеятельности в конечном и завершенном "эс-, тетическом организме" художественного произведения. За словеоной системой читатель должен видеть кивую, подлинную действительность во всем многообразии ее свойств, связей и признаков. Именно такая образность "языковой ткани" с ее целостностью и динамичностью вносит свой вклад в создание живости изображения жизни.
Итак, чивость изображения как признак художественности литературного произведения заключает в себе не только ее разные носители (живость образа персонажа, образа явлений природы и образа автора-творца), но и различные объемы изображения (кивооть изображения одного вавного поступка персонажа, самого героя во всех его поступках, тех явлений предметного мира, которые состав-
дяст окружающую персонажей обще ственяо-природцую среду, и всей казненной картянд как общественного организма). Это различные стороны кивооти всей художественной картины мира, изобрааенной в произведении. И она как специфическое художественное свойство твет eme птгия пяой оообнй ппизнак - высокую степень организованности всего произведения.
В дисоертации проводится оазличив композицией как отоувтупой áoDKH {ее делением на элементы и связями между ними) и организацией произведения как соединением.в целое всех его оторон, придающим произведению сходотво с организмом. Лишь организация относится ко всему произведению в целом и ко всем принципам его построения. Она способна создать не только аивость всего изображенного, но и кивость его отдельных слагаемых: пер-оовака, образов природа, автора и т.д.
При такой трактовке художественная организапия- существует как единство разных систем и всех компонентов и элементов произведения, его статических и динамических структур, внешней и внутренней формы, процесса саморазвертывания осмысления бытия в осмысленное бытие, его образ. Она заключает в себе не только системы художественного раскрнтия-оценки-объяснения-изобраяения эстетического предмета, но и особое видение-освоение автором действительности. Чем многостороннее и многонаправленнее образное видение-освоение творцом казни, тем ярче и живость изобракенного. Таким образом, совершенная худокественная организация становится индивидуальной и получает способность быть носителем авторского сознания и авторской творческой энергии, выступать саморазвертыванием творческой индивидуальности в образе автора.
Сове оке иная художественная овганиэвпия способна' создавать оообое художественное качество произведения. Оно возникает из взаимодействия совершенного изобрагения предмета и четкого вон-
лощения в образах видения мира и творческой манеры, авторской индивидуальности. И тогда произведение заключает в себе живость изображения персонажей и образа автора. Именно в атом двойственность живости художественного организма произведения.
В каждом литературном творении можно выделить следующие аспекты видения-освоения жизни автором, связанные с "живостью изображения" персонажей и мира.
1. Точка художественного видения - это образное освоение автором персонажа в одном важном поступке в тот или иной мсмент его развития. Другими словами, точка художественного ведения-освоения - это изображение важного поступка персонажа в определенном месте и времени. И именно конкретность времени,' места, обстоятельств способна сделать изображение одного важного поступка героя живым.
2. Система точек образного видёния-освоения - это изобраае-ние Персонажа в одном законченном сЬжетном эпизоде, как правило, развернутом, который обычно называют сценой. Здеоь дается отно-^ шение персонажа к другим в одной конкретной ситуации, или лишь
к одному действующему лицу в разных ситуациях, или к одному какому-нибудь особому явлению, которое волнует именно этого персонажа, - пейзажу, памятной вещи, спектаклю, картине, музыкальному произведению и т.д., в различное время, в разных местах. Через поступки, отношения обнаруживается известная сторона характера героя или ряд сторон, если при едином образком освоении авторш они тесно связаны между собой.
3. Группа систем точек образного видения-освоения создает живость изображения каждого персонажа во всех его поступках и взаимЬотношениях. Она гарантирует образное видение-освоение творцом героя во всех его существенных сторонах и в процессе
необходимого изменения его в бесчисленных случайностях конкретных жизненных ситуаций. В ней внутреннее единство всехточек образного видения-освоения способно полностью раскрыть и осветить целостность индивидуальности и характера любого героя и ¿го самодвижение. Последовательность расположения группы систем точек образного видения-освоения может полностью осветить сложный путь жизни того или иного персонажа.
Только органический синтез групп систем точек образного видения-освоения писателем жизни (или организация всего произведения) может образовать живость изображенного. Многостороннее и многонаправленное видение-освоение автором жизни гарантирует целостность и внутреннее единство изображения. Последовательность расположения всех поступков персонажей в сюжете может дать читателю впечатление "самодвижения" действительности кал общественного организма, изображенного в произведении.
В разделе 1.4 диссертации доказывается и обосновывается положение,что живость изображения - это самый синтетический и специфический признак художественности литературного произведения.
Живость можно считать оянодл саятр.тштепкго« качеством художественности потому, что она определяется не только глубиной познания предмета, но и целостностью его конкретного изображения, его выразительностью, естественностью, динамичностью, ясноотыэ, неповторимостью. В нее входят все структурные элементы образа и произведения.
Специфичность живости изображения как признана художественности обнаруживается при ее сопоставлении о образностью и с другими близкими ей понятиями: действительностью, конкретностью, достоверностью, объективностью и др. Понятия "действительность", "объективность" характеризуют независимость изображаемых явлений жизни от авторского сознания. Понятие "конкретнооть" не включает
в оебя "самодвиаение""динамику" изображенного предмета. А понятие "достоверность" не содержит в себе естественность, гибкость целоотного проявления индивидуальности в процессе саморазвертывания образов. Понятие "изобразительность" не" обязательно сопря-кено о представлением о "целостности" изображения -или его "пластичности". Блике всего к понятию "живость изображения" понятие "образность". Но "образность" - это лишь специфичность, а не до-qTOHHCTBo художественного отражения мира. Кивость изображения -это признак, качество художественного образа.
Благодаря богатству своего содержания кивость становится одним из центральных признаков художественности изображения явлений действительности в произведении. И можно согласиться с Н.А.Добролюбовым, который писал: "Но правда есть необходимоз условие, а еще не достоинство произведения.•0 достоинстве мы судим по широте взгляда автора, верности понимания и кивости изображения тех явлений, которых эн коснулся" '
Во второй главе "Живость эпического произведения" освещается своеобразие проявления "¡кивости изображения" в эпическом произведении- на основе анализа ряда эпических произведений вьетнамской, русской й зарубеаной литературы, таких, как "История Кьеу" Нгуен Зу, "Тьи Фео" Нам Као, "Униженные и оскорбленные" Ф.М.Достоевского и "Овод" Э.Л.Войнич. В ней сделана попытка практического использования понятия "кивость изображения" при изучении повествовательного художественного текста. Почти все определенные в первой главе понятия (индивидуальная художественная организация и ее различные степени, кивость изображения персонажа с ео основными признаками, кивость всего изображенного я лроизподешш
I. Добролюбов H.A. Полн. собр. соч.: В Г,~ти т. !'.-JI. ПЕЛ. Лит. критика и статьи (I859-I8GI). Т. 2. IS35. - С. 32П.
и т.д.) попользована как средотва практического анализа их художестве ннооти.
В разделе 2.1 рассматриваются художественные особенности эпоса в указанных произведениях. Как известно, основными категориями эпоса являютоя персонаж и событие. В большом эпичеоком произведении, как правило, много персонажей и событий, в ореднем и малом - их меньше. Но почти всегда в. повествовательна/, произведении есть главный герой, который выступает его художественным центром. Характеры эпических персонажей тяготеют к сложности, многосторонности. Особенно в романе, самой типической форме эпоса, сложная'и многосторонняя личность - это центр художественной системы произведения. Поэтому в эпическом произведении основным нооителем живости изображения выступает образ персонажа. Живость изображения в эпосе - это прежде всего живость изображения героя. В этом, а точки зрения автора диссертации, и заключается главная особенность проявления живости изображения в повеотвовательнда произведении. В драме не менее, а может быть, более важна живость изображения действия. Именно действие в драме должно быть представлено конкретно, пластично (даже если оно ноаит внутренний ■характер), во всех его частностях, скачках и т.д. оно должно создавать иллюзию реально развертывающегося события. А кив се ть изображения персонажей - это живость прежде всего действующих лиц, т.е. участников действия.'
Эпический ке образ - "это образ, в основе которого лежит
развитый многосторонний, человеческий характер, представляющий
собой определенную индивидуальность, показанный в известном за-
т
конченном моменте своего жизненного пути . Оттого живость эпического образа и завирит от многосторонности изображения персо- ■
I. Тимофёев Л.И. Основы теории литература. Изд-е 5-е. - М.: .
Просвещение, 1976. - С. 348.
нака. В первую очередь он .определяется богатством его изобраие- • ния. Эпический персонаж изображается через его поведение, поступки, обрисовку его внешности, высказывания, раздумья, она, переживания. Он дается в его взаимоотношениях о другими персонажами, в их восприятии, в его отношении к природе, обществу, различным сторонам действительности. Его характер может раскрываться черва предметы, окружающие персонаж, обстановку, в которой он живет.
Такими персонажами можно считать князя Волковойого ("Униженные и оскорбленные"), Артура ("Овод"), Тьи Кьеу ("История. Кьеу"), Тьи Фео ("Тьи Фео"). Они как сложные многосторонний лич-норти участвуют понти во всех главных событиях произведения. Их жизнь протекает в самых разных местах и временах. Герои в драме (как Эзоп в "Лисе и винограде", Орсино и Оливия в "Двенадцатой ночи" и отарик в "Пламени" и т.д.) представляются по-иному, нежели в эпосе. Характерам драматических персонажей Присуща изве-отная однолинейность. Эта специфика центрального героя определяет и особую специфику художественной ойстемы произведения: образное видение-освоение. Однако "однолинейнооть" характеров персонажей была свойственна дореалистичесдой драме. А драме присущи сосредоточение . на "немногих и резко выракешшх стремлениях человека" (В.Е.Хализев). В ПХ-Х2 вв. драма также стала стремиться создавать многоплановых персонажей, но в них всегда на первом плане волевые решения человека, его поступки, борьба. В драме акцентируется способность иццивида активно реагировать на происходящее своими поступками, эмоциями, мыслями, высказываниями.'
Со сложным характером центрального персонажа в эпосе тесно связаны и многосторонность,.мяогонаправленность и многообразие синтеза групп систем точек образного видения-освоения автором жизни. И вместе с ними создается богатый мир предметно-изобра-зитольных деталей. Это доказывает анализ художественности изо-
- 25 -
бранения Тьи Фео, Тви Кьеу, Артура, Волковского.
Хярзктер Волковского с разных сторон образно раскрывается в отношениях к другим героям. По отношзнию к матера Нелли он предстает любовником-обманщиком, а графине Клестовой - корыстолюбивым и тайным любовником. По отношению к Наташе - наглым и желающим сделать ее жертвой своих любовных притязаний и жестоким мучителем. Болконской дается в романе и как отец, видящий в своем сыне средство для достижения своих корыстолюбивых целей. Он изображен и коварным хозяином, который приводит Николая Сергеевича к банкротству. В своих исповедях, обращенных к Ивану Петровичу он предстает и искренним,и заносчивым, и распутным, и бесстыдным. Такова многосторонность изображения Волконского.
Он женился на девушке, крайне некрасивой и выглядящей старше своего возраста, из-за большого приданого. Сразу же после свадьбы Волковской начинает безжалостно мучить свою жену и оставляет ее, забрав деньги. Из-за денег он также обманывал мать Нелли. Волковский препятствует любви своего сына к Наталии, тая как у нее нет больших денег и знатности. Для того, чтобы Алексей, его сын, разлюбил Наталию, Волковский благоприятствует его встречам с богатой и красивой Катериной. Во всех этих поступках глубоко отражаются главные особенности индивидуальности и характера Болконского: корыстолюбие, эгоизм, жестокость, беспощадность, распутность. В изображении писателя все воплощенные поступки становятся индивидуальными, предстают индивидуальными поступками и действиями персонажа.
Во всем романе лишь один раз встречаетоя рзобюжение внешности Волковского, какой ее ввдит рассказчик Иван Петрович. По его замечанию, у Волковского лицо красиво, но неприятно и фальшиво, так как в нем всегда^что-нибудь принужденное. При более тщательном наблюдении можно увидеть, что за этой маокой возника-
ег жеотояое, эгоистичное, товарное. Талое изображение портрета Волковокого ясно выявляет его индивидуальность и характер.
"Внутренние аонологи" очень редко используются для выражения раздумий Волковокого, Во всем романе зто средство изображения персонажа используется лишь в его отношении к Ивану Петровичу - рассказчику как конкретному герою произведения. Если автор как повествователь может широко употреблять "внутренний монолог" для изображения персонажей (арзура и Джеммы в "Оводе", Тви Кьеу и Хоан Тхье в "Истории Кьеу", Тьи Фео и Ба Кьен в "Тьи Фео"), то рассказчик как маока автора способен лишь воссоздать краткий. "внутренний монолог" героя. Но для раскрытия характера и индивидуальности героя это гипотетическое воссоздание становится необходимый, когда у Волковского возникает несоответствие мевду внешние (диалогами, поступками, жестами) и внутренним (раздумьями и эмоциями). Такое использование "внутренних монологов", которые верно отражают сущность характера в сопоставлении с внешним проявлением, способно предать живость изображению персонажа.
• Чувства Волковского изображены в тесной связи с его индивидуальностью и характером. Он радуется, когда побеждает своего противника и приводит его к банкротству; смеется над добротой и наивностью. Ему нравится раздражать кого-нибудь. Все эти чувства составляют живость изображения индивидуальности и характера Волковского.
Итак, почти все средства изображения героя, способствующие живодти этого изображения (характерные поступки, привычки, индивидуализированный портрет, личные монологи и эмоции, особая речь персонажа и т.д.) используются для образного освоения Волковского. Это доказывает мысль, что живость создается многосторонностью изображения, и саморазвитием героя в соответствии с его характер»
-27 -
Изображение героя в таких сложных и богатых общественных отношениях присуще образному вадению-освоению человека в эпосе. Драматичеояий персонаж, как правило, дается в более узкой системе социальных и личных отношений, что доказывается на основе анализа связей с другими персонажами Эзопа в "Лисе и ¡винограде", Оливии в "Двенадцатой ночи".
Важной особенностью эпических произведений является пткггг-стлие повествователя или рассказчика. В разбираемых произведениях, встречаются и прямой повествователь, за которым стоит автор СОвод", "История Кьеу", "Тьи Фео"), и рассказчик как особая личина автора (Иван Петрович в "Униженных и оскорбленных"). Отсутствие в драме повествователя или рассказчика можно, очевидно, считать причиной однолинейной разработки характеров персонажей и однообразия системы точек образного видения-оовоения. В эпосе ке присутствие повествователя способствует широте и многообразию изображения действительности в ее целостности.
Данные особенности эпического искусства или его художественной организации находят свое единство в повествователе или рассказчике. Высокой степенью этого соединения считаются гибкость, динамичность и естественность синтеза групп систем точек образного видения-освоения автором жизни. И в овою очередь, такая живость воплощения образа автора способна привести к живоо-ти изображения персонажей, событий, среда.
В разделе 2.2 дается также ачялиз живости изображения.ьпи-ческих пегаояакей на основе выдвинутых.в первой главе критериев. Здесь сделана понытка показать своеобразие проявления живости изображения в эпосе по сравнению с драмой путем выявления ее самых важных признаков: целостности изображения персонажа; его самодвижения в соответствии с характером, полного проявления
характера героя в его речах, поступках, переживаниях и т.д. В эпосе кивость персонажей, прежде всего центрального,героя, обусловлена целостностью его личности или слоаным, многообразным характером и развертыванием его жизни в самой разной обстановке в различных пространственно-временных: координатах. В драме кивость персонажа связана с целостностью личности, обладающей в значительной мере однолинейным характером* который проявляется в быстро протекающем действии и составляющих его поступках и высказываниях героев в ограниченных пространственно-временных рамках.
При эпическом изображении"самодвикение" персонажа происходит в системе событий, основанных не на о,ином, а на ряде конфликтов. В таких уоловиях индивидуальность, характеры и судьбы персонажей могут изменяться постепенно, а сам процесс изменения может протекать более сложным путем, нежели изменение характера в драке. "Самодвижение" драматического действующего лица происходит всегда в постоянно меняющейся обстановке, в непрерывном разрешении цепи резких конфликтов с помощью поступков. При этом медленное развитие характера героев и быстрое изменение их судьбы, которые вытекают из необходимого порядка событий, соединяются с более острым конфликтом.
С помощью повествователя или независимо от него (при свободном использовании всех средств словесного художественного изобра-кения) иннивитпгальность.героя многообразно и полно проявляется не только в диалогах, монологах, поступках, поведении, жестах. Она также непосредственно обнаруживается во внутренних монологах, а опосредованно - в пейзане и обстановке. Это доказывает роль пейзажа в разбираемых произведениях. Так, банановый сад при свете луны, в котором происходит встреча Тьи Фео и Тхи Но, разбудил любовную страсть у мужчины ("Тьи фео");
природа вокруг могилы девушки действует по-разному на Тьви Кьеу
и ее сестру и брата в "Истории Кьеу"; обстановка комнаты Ивана Петровича действует на душу Маслобоева и вызывает у него решение помочь своему другу (в "Униженных и оскорбленных").
Проанализированные существенные признаки нивости изображения персонажа находят свое самое полное проявление в эпосе. Они во всей совокупности встречаются в изображении как Болконского, Нелли,_ Артура и Джеммы, так и Тви Кьеу, Хоан Тхье, Тьи Фёо и . ~ Ба Кьена, и долгая жизнь этих персонажей в памяти читателя обусловлена именно живостью их изображения.
В разделе 2.3 проводится также анализ живости образа автора* Изучаемые в этой главе литературные творения - это произведения законченные, но их миры предстают перед нами, с одной отороны, как становящиеся картины действительности, как ее самодвижение.; с другой стороны, в них много высказываний повествователя или рассказчика, обращенных к читателю с целью общения с ним и его убеждения в своем ведении жизни. Образное видение-освоение лежит в основе творческой индивидуальности автора (а не его жизненной индивидуальности). Оно концентрированно проявляется в совершенной организации произведения, так как то или иное образное видение-освоение жизни, выраженное в рассказе, является воплощением авторской позиции. В сопоставлении с отношением к героям и событиям повествователя (в "Оводе", "Истории Кьеу", "Тьи Фео") или рассказчика (Ивана Петровича в "Униженных и оскорбленных") более четко проявляется образное видение-освоение жизни автора.
Образ автора-творца создается по-разному в зависимости от его места в произведении. Если образ автора и образное соответствующее ему видение-освоение тесно связаны с повествователем (не как конкретным персонажем), то живость образа этого повествователя проявляется в самих свойствах художественной организации произведения.
А когда образ автора и образное соответствующее ему видение-освоение создаются о помощью образа раооказчика (или конкретного героя), то живость образа автора определяется свойствами художественной организации, созданной именно этим конкретным героем как рассказчиком. Они, по оути, - это черты-свойства синтеза групп оиотем точек образного видения-освоения или оамого автора, или раооказчика.
В анализируемых произведениях очень своеобразны и все системы образного видения-освоения автором жизни. Но во всех них можно выделить и общее: гибкость, динамичность и естественность изображения. Именно эти черты и способствуют созданию живости образа автора. Но лишь у настоящих писателей они помогают и созданию живости изображения действительности.
Гибкость синтеза групп систем точек образного вццения-оово-ения отвечает требованию максимального воплощения искусством действительности. Она способствует целостности раскрытия и изображения предмета. Разумеется, определяя гибкость и подвижность сочетания.предметно-изобразительных деталей, основных средств изображения словами, искусное совмещение точек образного видения-освоения, одновременно может раскрыть самые разные проявления целостности изображения жизни, что присуще, например, "Истории Кьеу" и "Оводу".
Динамичность синтеза групп систем точек образного видения-освоения более всего служит изображению изменений в действительности. Она помогает живому изображению предмета в процессе его "самодвижения". "Динамичность" и "самодвижение" - это различные, но единые свойства художественного оргавизма произведения. Именно единство различных точек образного видения-освоения как разных художественных образований способно создать живость изобра-
кения "самодвижения" действительности. Примеры такой "динамичности" мы найдем в "Униженных и оскорбленных" и в "Тьи feo".
Естественность синтеза групп систем точек образного видения-освоения в эпосе создает последовательность изображения. Она благоприятствует раскрытию процесса сложного изменения характера героя и его судьбы. Если в ней их необходимое изменение проходит в бесчисленных случайностях, и оно дает читателю сильное и ясное представление о логике этого изменения, то можно считать, что они создаются именно естественностью изображения. Рва выступает как художественное достоинство "Озода" и "Тьи Фео".
Итак, живость образа автора не существует отдельно от живости изображения персонажа, явлений природы, картин быта.
В заключении подводятся основные итоги исследования. В дополнение к сделанным наблюдениям автор добавляет, что от жиеозги изображения действительности зависят как художественная увлекательность произведения, так и его жизнь в веках.
Основное содержание диссертации отражено в следующих опубликованных работах:
1. Фунг Минь Хьен. Целостность литературного произведения и принципы ее анализа // Всевьетнамская конференция по актуальным проблемам филологических наук (Ханой, ноябрь, 1984): Тезисы докладов. Ханой: Наука и техника. 1984. - С. 12.
2. Фунт Минь Хьен. Об одном признаке художественного качества произведения // Вестник гуманитарных наук. Ханой. 1985.
й I. - С. 45-51.
3. Фунт Минь Хьен. Некоторые рассуждения о специфическом предаете художественной литературы // Всевьетнамская конференция по актуальным проблемам теории литературы (Ханой, апредь, 1985): Тезисы докладов. Ханой: Наука и техника. 1985. - С. 86-87.
4. Фунт Минь Хьен. Живость как один из элементов художественности произведения // Всефилологическая. факультетская конференция по проблемам: Современная теория литературного произведения и принципы его анализа (Ханой, ноябрь, 1985): Тезисы докладов. - Ханой: Наука и техника. 1985. - С. 38.
5. Фунт Минь Хьен. Замечания о некоторых концепциях структуры худояественности // Литературный журнал. 1986. № I. -
С. 89-95.
6. Фунт Минь Хьен. Живость - самый синтетический и специфический признак художественного качества литературного произведения // Литературный журнал. Ханой. 1987. № 3. - С. 16-24.
Подписано к печати 3.12.90г. Тираж 100
60x84/16 2,0 п.л.
Заказ 3050
Ротапринт ОРПМ ШШС