автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Жизнь и литературная деятельность Гавриила Кикодзе

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Надарая, Нино Калистратовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Жизнь и литературная деятельность Гавриила Кикодзе'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Надарая, Нино Калистратовна

ВВЕДЕ НИЕ

ЧАСТЬ I.

ГЛАВА I. БИОГРАФИЯ ГАВРИИЛА КИКОДЗЕ . II

ГЛАВА П. ОБЩЕСТВЕННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И НАУЧНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Г.КИКОДЗЕ

ЧАСТЬ П.

ГЛАВА I. ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА ГАВРИИЛА КИКОДЗЕ

ГЛАВА П. ТЕМАТИКА ОРАТОРСКОЙ ПРОЗЫ.

ГЛАВА Ш. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СТОРОНА ОРАТОРСКОЙ

ПРОЗЫ.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Надарая, Нино Калистратовна

Гавриил Кикодзе оставил неизгладимый след в общественной жизни Грузии второй половины прошлого столетия, в истории ора -торской литературы.

Как известно, вторая половина XIX века является переломным периодом в общественно-культурной жизни страны. С 60-х годов прошлого столетия на общественном поприще выходит новое поколение т.н. ' шестидесятников-'. Эти передовые общественные деятели, ставшие во главе большой и длительной борьбы для обновления всех сфер общественной жизни Грузии, были воспитаны на прогрессивных идеях русских революционеров-демократов, русского осво -бодительного движения. Поколение Ильи Чавчавадзе, Акакия Цере -тели, Якоба Гогебашвили и др. правильно определило будущий путь страны и народа; оно поставило перед собой ряд важнейших задач и сумело провести их в жизнь. С их именем связано возрождение национально-освободительного движения, грузинской национальной культуры и литературы. Поистине, это был единый, мощный процеес, который в равной мере предусматривал как преобразование всей социально-политической жизни страны, так и грузинской литературы, прессы, театральной жизни и т.п. Все, кому была дорога. бу -дущее нации, до последнего отдавали свои силы служению этому святому делу.

Вот с этим славным периодом и совпадает время жизни и деятельности Гавриила Кикодзе, каждодневной заботой и непрерывной мыслью которого было развитие, просвещение и нравственное со -вершенствование родного народа. Так что его творчеством и общественной деятельностью двигали те же прогрессивные идеи, кото -рыми питались передовые деятели тогдашней Грузии. Созданная в стране конкретная историческая обстановка, а также необходимость преобразования жизни во многом определили характер и основное направление литературной и общественной деятельности Г.Кикодзе. Для воссоздания полной, действительной картины общественной жизни Грузии второй половины XIX века весьма важное значение имеет исследование жизни и деятельности Г.Кикодзе, ибо он вел непре -станную, активную общественную деятельность. Что же касается его ораторской прозы, то она является неотъемлемой частью многовековой грузинской ораторской прозы и поэтому велико художест -венное и историко-познавательное значение творчества Г.Кикодзе.

Жизнь и деятельность Г.Кикодзе, того же Гавриила епископа имеретинского, отнюдь не однообразно, причиной тому опять-таки время и объективные условия. Любая сфера общественной жизни страны требовала к себе в то.шремя особого внимания и, будучи еди -номышленником и соратником нового поколения грузинских прогрессивных деятелей, он неустанно боролся в их рядах, вместо того, чтобы, следуя своей прямой обязанности, первым делом призвать народ к религиозному образу жизни. 'Шестидесятники своим твор -чеством значительно подняли культурный уровень грузинского на -рода, всячески содействовали его просвещению. Сказанное в пол -ной мере следует отнести и к деятельности Г.Кикодзе. Доказательством тому кроме творчества служит его общественно просветительская и научная деятельность. Насколько ошутим его вклад как гражданина в духовную жизнь Грузии! как творца в развитии грузинской литературы П половины XIX века, настолько же возрастет и актуальность научного изучения литературной и общественной дея -тельности Г.Кикодзе.

Целью нашей работы является монографическое изучение и ос -мысление жизни и литературного наследия Г.Кикодзе. Еще в прош лом веке наблюдались отдельные попытки создания самостоятельного труда о нем. В 1897 году в г.Кутаиси вышел в свет биографи -ческий очерк под заглавием: "Сокровищница святозарного Гавриила'.'

Вполне справедливо отмечал тогда М.Келенджеридзе, что "этого мало для характеристики неустанной деятельности этой удиви -тельной личностич/2.12.34/. Вот почему в 1902 году он обратился к тогдашнему епископу имеретинской епархии Леониду с просьбой разрешить напечатать программу, публичное обращение относительно сбора материала для создания монографической работы о деятельности Г.Кикодзе /4.6/. С этой же целью тот же М.Келенджеридзе в 1903 году через журнал "Мцкемси" ("Пастырь") обратился к грузинской общественности с призывом снабдить его материалом, от -носящимся к биографии и деятельности Г.Кикодзе /3.20/. Чуть раньше, в 1895 году протоирей Д.Гамбашидзе опубликовал обращение того же содержания /3.11/.

В результате принятых мер в редакцию поступил довольно-таки обильный материал, но после кончины Г.Кикодзе число новых поступлений о нем значительно возросло. В 1903 году М.Келенджеридзе издал маленькую книжку под названием: "Последние дни имеретинского епископа Гавриила", которую он снабдил программой, включающей 74 вопроса связанных с биографией Г.Кикодзе. Программа была разослана имеретинскому духовенству. В результате было собрано множество сведений. Помимо материала со всех уголков Грузии М.Келенджеридзе стал получать деньги, необходимые для публикации книги. Собранный таким образом материал долго ждал своего будущего издателя. Вначале публикация книги намечалась в 2-х томах, но затем по неизвестным причинам дело издания затя -нулось.

По содействию Н.Николадзе был издан только 1-ый том "Гав риил - епископ имеретинский" (1913 г.)- В него вошли богатый биографический материал, сведения почерпнутые автором из архивных дел и личной переписки, а также выписки из прессы, воспоминания различных лиц и многое другое. Работа эта является по -пыткой создания книги о жизни и деятельности образцового граж -данина, крупного представителя грузинского ораторского искусства Г.Кикодзе. В настоящую работу включен уже утерянный сегодня для нас материал, содержащий в себе сведения не только о деятельности Г.Кикодзе, но определенным образом проливающий свет также и на различные стороны общественной жизни Грузии второй половины XIX века.

Рассматривая жизнь и литературное наследие Г.Кикодзе, мы главным образом опираемся на указанные нами выше работы предше -ственников и на те публикации, которые мы черпали из грузинской, русской и иностранной прессы, а также на неизвестные доселе ма -териалы добытые нами в архивах и музеях гг. Ленинграда, Тбилиси, Кутаиси и Сухуми. Следовательно, работа является первой полной монографией о жизни и творчестве Г.Кикодзе. Наша цель ставит перед нами соответствующие задачи, а именно - по возможности подробно и тщательно проследить не только жизненный путь, т.е. биографию Г.Кикодзе, но и исследовать его общественно-просвети -тельскую и научную деятельность. Основная же часть нашей работы будет посвящена изучению его богатого ораторского наследия. Нужно отметить, что исследуемые вопросы в работе не изолированы яруг от друга, так как взаимосвязана деятельность Г.Кикодзе как гражданина - общественного деятеля, мыслителя и творца. Только так осмысленный труд может дать нам ясную и непреложную картину жизни этой выдающейся фигуры своего времени.

Выше мы указывали, что Г.Кикодзе мог сказать свое высокое слово в различных сферах духовной жизни народа и внести в любую из них свою лепту: он заботился, например, об открытиях школ; непосредственно по его личной инициативе и на его средства было открыто несколько школ. Одна из основных и важных сторон его многогранной деятельности - это просветительская деятельность. В предлагаемой работе мы не довольствуемся привлечением одних го -лых фактов , сколько именно было открыто школ и где по инициативе Г.Кикодзе, разъясняем какое политическое и историческое зна -чение придавал он делу просвещения народных масс, какой неотложной задачей представлялось ему расширение просветительской сети.

По инициативе Г.Кикодзе велись реставрационно-восстанови -тельные работы многих историко-культурных памятников древней Грузии. В Кутаисском историко-этнографическом музее хранится специальный фонд "Описание монастырей имеретинской епархии". Достаточно одним взглядом окинуть весь этот фонд, чтобы удостове -риться в том, с каким усердием и рвением, с какой любовью забо -тился Г.Кикодзе о восстановлении и реставрации грузинских исто -рических памятников.

Особо надо отметить его бескомпромиссную борьбу с антина -родной просветительской политикой царского самодержавия. Говоря это, мы имеем в виду весьма нашумевшую в 70-90-х годах перепис -ку между попечителем Кавказского Учебного Округа К.П.Яновским, экзархами Палладием , £всевием и Гавриилом Кикодзе. Г.Кикодзе смело, логично и убедительно дискутировал со своими оппонентами по различным вопросам, в том числе отстаивал права и достоинст -во грузинского языка. Он был непреклонным, ставя непременным условием, чтобы обучение учащихся в грузинских народных школах проводилось на родном языке. От его острого взгляда не усколь -зает и известная брошюра Г.Мухранского "О существе национальных индивидуальностей и об образовательном значении крупных народ -ных единиц. В ней автор выявляет якобы историческую закономер -ность о необходимости и неизбежности слияния малых национальных языков с языками крупных народных единиц (естественно, в том числе и грузинского). Г.Кикодзе как и другие прогрессивно мыс -лящие грузинские общественные деятели был возмущен основной мыслью этой теории и в своем письме к Г.Мухранскому на высоком научном уровне четко и основательно доказал несостоятельностьь и ложность его теории. Решительное и смелое выступление со стороны Г.Кикодзе, к тому же публично, было равносильно подвигу в момент, когда царское правительство всеми силами старалось ущемить права грузинского языка.

Общественно-просветительская деятельность Г.Кикодзе рас -сматривается в работе в свете социально-культурных условий об -щественной жизни Грузии второй половины XIX века. В нашу же задачу входило показать насколько прогрессивной являлась его об -щественно-просветительская деятельность.

Перу Г.Кикодзе принадлежит также научное сочинение "Осно -вание опытной психологии". Книга затрагивает много проблем фи -лософского порядка. Она привлекает интерес ученых специалистов, в первую очередь, затронутыми в ней передовыми для своего вре -мени материалистическими взглядами и положениями, научным под -ходом к исследуемым проблемам и их решением. При анализе работы становится очевидным, какое место следует отнести ей в развитии психологической науки XIX века. В диссертационной работе мы ссылаемая на высказывания о сочинении Г.Кикодзе ученых прошлого столетия, современников автора ^Психологии".

Психология" Г.Кикодзе даем нам возможность определить и сферу его научных интересов, отдельные вопросы его мировоззрения.

Вторая часть диссертационной работы посвящается рассмотрению ораторской прозы Г.Кикодзе. Его ораторская проза является органической частью грузинской литературы. Грузинская же ораторская проза, как неоднократно отмечалось в научной литературе, в значительной мере служила упрочению национально-государственных идей. Во второй половине XX века началось интенсивное изучение образцов грузинской духовной ораторской прозы; она стала для ученых объектом специального изучения. Авторы этих исследований определяют роль ораторской прозы и отводят ей важное место в развитии истории грузинской духовной литературы. Как верно отметил проф. Р.Барамидзе,"эта сфера литературы не выпадала из общего литературного процесса эпохи; светская и духовная проза раз -рабатывала идентичные проблемы"/2Л.92/. Это в основном касает -ся ораторской прозы ХУП-ХУШ веков. Так что, духовная ораторская проза имеет большую историке- -познавательную и художественную ценность.

Г.Кикодзе является одним из выдающихся представителей грузинской ораторской литературы, творческое наследие которого научно еще не изучено. В работе рассмотрена ораторская проза Г.Кикодзе с точки зрения тематики и художественного мастерства. Несмотря на религиозный характер его духовной ораторской прозы, предметом своих проповедей Г.Кикодзе почти всегда выбирал те проблемы, обработкой которых занималась светская литература.Например, проблемы просвещения, труда, воспитания, искоренения нравственных пороков и прочее. Этим объясняется широкая попу -лярность проповедей Г.Кикодзе. Русская и грузинская пресса отзывалась о его ораторской деятельности и всегда давала ей высокую оценку. Вот что пишет по этому поводу известный грузинский ученый Ал.Цагарели: "Проповеди преосвященного Гавриила являются очевидным свидетельством и ярким памятником своего времени, незыблемой и непреложной картиной современной жизни. Я не думаю, чтобы мы, грузины, имели другой такой материал для истории ли -тературы. Каждое его слово сказано искренне, смело и прямо, твердо и громогласно. Подобных проповедей, так непоколебимо и верно отображающих действительную жизнь, нет в некоторых даже и более богатых духовных литературах" /4.5/.

Нашей главной задачей является выявление существенных признаков тематики и художественного мастерства ораторской прозы Г.Кикодзе, так показать, насколько ему удалось расширить жанровые рамки христианского ораторского слова, и на этом фоне раз -работать глубоко национальную и государственную проблематику. Разобраться в этом было бы невозможно без сравнительного изучения ораторского наследия Г.Кикодзе и античной, христианской и грузинской оригинальной ораторской прозы. В этой связи, в пер -вой главе второй части нашей работы мы специально затрагиваем вопрос об основных тенденциях развития христианской ораторской прозы, грузинской ораторской литературы, влияния античной риторики на христианскую ораторскую прозу, затем переходим к анализу ораторского наследия Г.Кикодзе с точки зрения тематики и художественной его ценности. Определяем значительную роль его литературной деятельности в общем развитии грузинской духовной литературы.

ЧАСТЬ I

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Жизнь и литературная деятельность Гавриила Кикодзе"

- 163 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Монографическое изучение жизни и деятельности Г.Кикодзе дало нам возможность восстановить некоторые моменты общественной жизни Грузии второй половины XIX века, определяя в ней в то же время и роль общественной деятельности самого Г.Кикодзе.

Для Г.Кикодзе в его творчестве и многогранной деятельности подспорьем служили суть те идеи, которыми были движимы грузин -ские шестидесятники. Будучи единомышленником и саратником шее -тидесятников, Г.Кикодзе непосредственно участвовал в осуществ -лении всех мер предпринятых ими, полностью разделял намеченную шестидесятниками программу преобразования общественной жизни страны. Одним словом, дела и речи Г.Кикодзе и прогрессивных грузинских общественных деятелей совпадали друг с другом, были в основном идентичными.

Творческая и общественная деятельность Г.Кикодзе была мно -гообразной. Несмотря на препятствия со стороны высшего правите -льства большую часть своей сознательной жизни он посвятил цели развертывания широкой деятельности по открытию школ. В первую очередь он заботился об открытии школ низшего типа, т.е. народ -ных школ, ибо, по его глубокому убеждению, для осуществления просветительской политики необходимо требовалось внедрение про -свещения в широкие массы населения.

С именем Г.Кикодзе связано открытие около 100 народных школ (в основном типа приходских школ).

В 1874 году Г.Кикодзе открывает на свои средства двухклас -ную народную школу в селении Бахви. В 1890 году по его личному содействию открылось женское училище, носящее в последствии имя Гавриила. В 1894 году при его непосредственном участии открыва ется Кутаисская духовная семинария. Открытие семинарии было весьма важным событием. Ученики, обучавшиеся в ее стенах, получали широкое для своего времени образование. Попасть в семина -рию могли и лица более низкого социального происхождения; существовали некоторые дополнительные льготы, по которым семинария могла быть доступной и для крестьянских детей.

В 1890 году в связи с неутомимой просветительской деятельностью Г.Кикодзе избирается почетным членом общества распространения грамотности среди грузинского населения.

Г.Кикодзе долгие годы работал педагогом в Тифлисской духовной семинарии. Его педагогическая деятельность оставила глубокий след в истории семинарии.

Педагогические идеи Г.Кикодзе - его взгляды на воспитание и образование как на единый процесс, учет индивидуальных особенностей ученика, нравственное воспитание молодежи - как новейшая задача школы, сочетание и чередование физических и умственных занятий - как основной принцип гармонического развития детей,широкое применение метода наглядности в обучении, необходимое ус -ловие - проведения учебы на родном языке и другие педагогические идеи были весьма передовыми для его времени, ибо тогда в школах господствовал метод заучивания наизусть (т.е. зубрежки) и физи -ческого наказания; помимо всего, обучение в школах ве было основано на твердой научной методологии.

В ту пору, когда Г.Кикодзе занимался преподаванием, в Гру -зии фактически не существовало педагогической науки и поэтому передовую методологию и воспитательные идеи Г.Кикодзе смело можно считать как бы основой грузинской научной педагогики (хотя он и не посвящал ей специальной работы). Заслуживают внимания выс -называния видного грузинского педагога Я.Гогебашвили относительно педагогической деятельности Г.Кикодзе.

Г.Кикодзе подвизался почти во всех сферах общественной жизни страны, превращая ее в широкое после своей деятельности.

На перифериях российской империи мало внимания уделялось реставрации и восстановлению исторических памятников. Обозревая ежегодно вверенные ему епархии, знакомясь на месте с состоянием отдельных исторических памятников, Г.Кикодзе принимал меры для их реставрации.

В 1874 году по его инициативе был отремонтирован храм в Дранде (сумма была выделена синодом по настоятельной просьбе Г.Кикодзе); в 1871 году - Бичвинтский монастырь (Пицунда), Мокв-ский храм, в 1873 - церковь св. Георгия в Илори; в 1868 - Гелат-ский монастырь; в 1884 году восстановительные работы вновь были проведены в Гелати и в Сванетии; одновременно был отремонтирован и Челишский монастырь, а в 90-х годах обновили Вардзию. По ини -циативе Гавриила были восстановлены исторические памятники Ку -таиси, Квитири и т.д.

В результате публичного обращения Г.Кикодзе в 1889 году к грузинскому населению был реставрирован древнейший исторический памятник Земо Никози (Картли); тому, что названные памятники дошли до нас сравнительно в хорошей сохранности, мы частично обя -заны стараниям Г.Кикодзе.

Под руководством Г.Кикодзе впервые был составлен специаль -ный комитет по собиранию древних церковных песнопений. Известный капельмейстер Ф.Коридзе записал на нотах древние грузинские гимны. Г.Кикодзе также положил начало исполнению древнегрузинских церковных песнопений во время богослужения. Надо полагать, что эта мера спасла от забвения многие шедевры грузинской полифони -ческой музыки.

В 1874, 1894-ом годах Г.Кикодзе проводит смелую и упорную дискуссию с высшим духовным правительством по поводу решения попечителя Кавказского Учебного Округа К.П.Яновского провести в школах Западной Грузии антинародную политику (а именно: зап -рещение обучения грузинского языка в народных школах,лишение преподавательских прав представителей грузинского духовенства, а также оскорбление национального достоинства мингрельцев и сванов и пр.). Г.Кикодзе весьма убедительно и логично доказывал в письменном виде всю несостоятельность и неприемлемость проведения правительством подобных мер.

Также логично и смело, с твердых научных позиций выступил он в своем письме против основной теории антинаучной брошюры Г.Мухранели "О существе национальных индивидуальностей и об образовательном значении крупных народных единиц". Критику этой теории Г.Кикодзе произвел под знаменем критики органической социологии, ибо автор брошюры, опираясь всецело на эти идеи, старался вывести из них некую историческую закономерность поглощения малых наций крупными народными единицами. В борьбе против оппонента Г.Кикодзе веским аргументом считал то, что народ, который внес в сокровищницу мировой литературы большой культурный вклад (независимо от того мал или велик он), не может исчезнуть бесследно. В этом и заключается, по его убеждению, историческая закономерность. В доказательство тому он в качестве примера приводит историю малочисленных народов, в частности Грузии и Арме -нии.

Непримиримое отношение Г.Кикодзе к лженаучной теории Г.Мухранели никоим образом не устраивало царское правительство и оп -ределенные круги тогдашнего высшего общества. Сомнительно отно -сились они и к его просветительской деятельности, не нравился им тон и содержание письма Г.Кикодзе, адресованного высшему духовному правительству; настораживали их также и его обличительные речи, точнее публицистический характер этих речей. В результате всего этого в обществе пошли кривотолки, злые слухи, порочащие Г.Кикодзе. Одним из таких слухов была клевета против него в связи с хищением некоторых ценностей из сокровищницы гелатского монастыря. Создалось т.н. целое "гелатское дело", тщательное изу -чение которого (с привлечением неизвестного доселе материала) показало, что поднятое против Г.Кикодзе "дело" в действительности являлось лишь клеветой. Однако, следует оговориться, что допущенные им ошибки и некоторая непредусмотрительность при обновлении отдельных церковных принадлежностей, незнание истинной им цены, были причиной тому, что два старинных перегородчатых медальона навсегда оказались потерянными для Грузии. Что же касается вывезенного в свое время графом Левашовым из Грузии древнейшего Евангелия, то оно было возвращено только благодаря настойчивым требованиям Г.Кикодзе.

Сочинение Г.Кикодзе "Основание опытной психологии" создавалось в те времена (1858 г.), когда невзирая на широкую пропаганду материалистических идей русских революционеров-демократов и отдельных попыток создания опытной психологии, основываясь на научные данные естественных наук, официальная русская психологическая наука в сущности оставалась религиозно-идеалистической по своему характеру.

Естественно, что и "Опытная психология" Г.Кикодзе не могла составить исключение.

В своем сочинении Г.Кикодзе рассматривал главным образом два основных вопроса: сущность души и взаимоотношение тела и души.

Автор задался целью произвести наблюдения над душой, опи -раясь исключительно на факты. Методом исследования ему обычно служил эксперимент, но при исследовании свойств души, т.е. психических свойств, он применял естественно внутриопытный метод.

Рассматривая взаимоотношения сознания и бытия Г.Кикодзе признает объективное существование мира, воздействующего на нас посредством и вследствие раздражения. Раздражение соответствующей системой передается мозгу, где в сущности и происходит ощущение. Это на самом деле материалистический тезис в "Психологии" Г.Кикодзе, но он непоследователен в его развитии и уступает место идеалистическому тезису, а именно: мозг является централь -ным органом ощущения, а само ощущение управляемо нематериальным началом.

Г.Кикодзе правильно представляет себе в общих чертах про -цесс познания: ощущение, представление, рассуждение и заключение, хотя он не производит их подробного, ступенчатого рассмотрения.

Вопрос познаваемости объективного мира Г.Кикодзе решает также в религиозно-идеалистическом аспекте; бога он объявляет всезнающим, а знания человека о вселенной - поверхностным.

Г.Кикодзе противник теории врожденных идей; подобные идеи он критикует на примере кантовского априоризма. Понятие Канта Г.Кикодзе постигнуто не до конца и не верно, в результате он ее воспринял в несколько упрощенным виде. Следовательно, критика Канта, которая требовала от него более веских и убедитель -ных аргументов, у Г.Кикодзе не получилась.

Причиной деятельности психических функций Г.Кикодзе счита -ет потребность человека. Такая мысль по сути своей не к лицу представителю духовенства, хотя и весьма прогрессивна для того времени.

При всестороннем анализе проблемы свободы воли Г.Кикодзе исходил из христианского миропознания. Эту проблему он рассматривал неразрывно от проблемы добра и зла.

Взаимоотношение духа и материи автор также освещает с религиозной точки зрения. Он полагает, что душа бессмертна, вечна, подлежит развитию, но не росту (физическому). При уяснении воп -' роса о взаимоотношении духа и материи как двух субстанций Г.Ки -кодзе отмечает, что физические и химические силы суть средства для зачатия и развития организма, тогда как процессом развития управляет нематериальное начало.

Прогрессивный взгляд Г.Кикодзе относительно определения средой психических свойств человека, отрицает идею субстанциональности души, что и является ведущим в его сочинении.

Несмотря на некоторые прогрессивные материалистические по -ложения, сочинение в сущности носит идеалистический характер и ничем не выделяется от других сочинений подобного рода.

Что же касается ораторской прозы Г.Кикодзе, то это одна из прекрасных страниц грузинского духовного красноречия. Она явля -ется органическим продолжением блестящих традиций христианской и грузинской оригинальной ораторской прозы.

В свое время ораторское искусство Г.Кикодзе привлекло вни -мание английского ученого С.Малана, с 1867 года переведшего не -сколько образцов из ораторского наследия Г.Кикодзе. Эти образцы, вместе с переводом "Краткой истории грузинской церкви" Пл.Иосе -лиани, являлись первой попыткой ознакомления английской общест -венности с грузинской церковной историей и литературой. В дис -сертационной работе особое место уделяется изучению материала, касающегося взаимоотношений Г.Кикодзе и С.Малана.

Хранящееся в фондах Института рукописей письмо, написанное по грузински по всем признакам должно принадлежать С.Малану.Анализ письма дает нам право утверждать это.

С.Малан привлек наш интерес и тем, что он был первым кол -лекционером грузинских книг в Англии. Об этом красноречиво сви -детельствует письмо Уордропов, адресованное И.Чавчавадзе, кото -рое хранится в фондах Института рукописей.

В ораторской прозе Г.Кикодзе можно встретить почти все виды ораторского слова, распространенные в практике христианского духовного врасноречия.

В отношении формы ораторских речей, в его творчестве мы встречаем главным образом слово и поучение.

Слово построено синтетическим методом в соответствии с требованиями христианской ораторской прозы, а поучение - аналитическим.

В тематическом отношении ораторская проза Г.Кикодзе близка к грузинской ораторской прозе ХУП-ХУШ веков. Основное направле -ние ораторской прозы данного периода определялось разработкой гражданской тематики и публицизмом.

Если истоком публицизма ученые считают ораторскую прозу этого периода, то в том случае, ораторскую прозу Г.Кикодзе еле -дует считать естественным продолжением грузинского публицизма. Мы имеем полное право говорить об этом, ибо его ораторское на -следие носит гражданский характер и имеет публицистическую нап -равленность; в своем ораторском творчестве Г.Кикодзе ставит также национальные и государственные проблемы, что со своей стороны было обусловлено конкретными историческими условиями. Наблюдается также идентичность в проблематике разрабатываемых тем в творчестве Г.Кикодзе и шестидесятников.

Помимо религиозной тематики Г.Кикодзе в своем творчестве затрагивает также и другие сферы, как например: вопросы воспитания, нравственного облика современного общества, зависти, неве -жества, лености, суеверия, пьянства, честолюбия, взяточничества, порицания пороков духовенства и представителей правосудия. Па -раллельно Г.Кикодзе проповедывал о любви, добродетели, добропо -рядочности, трудолюбии, пользе просвещения и образования, чувстве долга и пр.

Г.Кикодзе некоторым отдельным темам придавал национально-государственное значение, особо важным и проблематичным считал он изображение конкретных пороков грузинского общества. Именно поэтому дыхание эпохи, ее пульсация так сильно ощутимы в его творчестве. В этом и состоит публицистический характер его ора -торской прозы.

В художественном отношении проза Г.Кикодзе основана на традициях античной или же христианской ораторской прозы, она осно -вана на художественных и нравственно-этических принципах христианского миропонимания.

Художественная проза Г.Кикодзе отличается простым, ясным языком. Ораторское слово состоит из введения, основной части и заключения.

В зависимости от изменения содержания меняется и стиль слова (высокий, средний и простой). Каждому из них соответствует свой ритм.

Художественную орнаментацию Г.Кикодзе использует весьма умеренно. Часю встречаются тропы и фигуры, обычно используемые как христианской, так и античной ораторской прозой. Г.Кикодзе прибегает к употреблению риторических возгласов, обращений, со -поставлений, вопросов, примеров, параллелей, эмфазы, рефренов, анафоры, контраста, доксологическому окончанию и т.п.

Ведущим художественным средством в творчестве Г.Кикодзе является контрастность композиции, что определяется присущей для христианского миропонимания контрастностью двух противоположных начал: добра и зла, вечного и преходящего.

С христианской точки зрения следует объяснить также своеобразное изображение времени в ораторском искусстве Г.Кикодзе.Когда оратор произносит свою речь, слово в какой-либо христианский праздник, он ведет беседу в настоящем времени и поучения дает в том же настоящем времени. Этим автор как-бы подчеркивает веч -ность религиозного акта, его повторность. Известно, что в христианской литературе времени присущ этический критерий. Поэтому вечное прошлое и вечное настоящее едины в священной истории, в ораторской прозе вообще, ну и следовательно, также у Г.Кикодзе.

С целью ощущения диалогичности сопоставления правильной собственной мысли и ответа оппонента Г.Кикодзе часто обращается к диатрибе. Диатриба лежит в основе христианской проповеди.

Итак, ораторская проза Г.Кикодзе в свое время шагала в ногу с требованиями века, разрабатывая злободневные проблемы эпохи; она служила борьбе за нравственное усовершенствование народа, являвшимся основным принципом грузинской общественной жизни во П-ой половине XIX века. Вот, в сущности, характерные признаки, в силу которых возрастает познавательная и историческая ценность ораторского творчества Г.Кикодзе.

Ораторская проза Г.Кикодзе отмечена художественной простотой; используемыми художественными средствами. Автору удается придать ей яркую выразительность и динамичность. Проза Г.Кикодзе заслуженно и достойно считается неотъемлемой и органической частью грузинской ораторской литературы.

 

Список научной литературыНадарая, Нино Калистратовна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма

2. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т. М.: Искусство, 1976, т.2. - 719 с.

3. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М.: Художественная литература, 1976. - 827 с.

4. Ленин В.И. Лев Толстой, как зеркало русской революции. М.: Политиздат, 1980. - 24 с.2. К н и г и

5. Аристотель. Риторика (на груз.яз.). Тбилиси, изд-во ТГУ, I98I.-246 с.

6. Барамидзе А.Г. Сулхан-Саба Орбелиани. Жизнь и литературная деятельность. Очерк (на груз.яз.). Тбилиси, Сабчота Са -картвело, 1959. - 188 с.

7. Барамидзе Р.Г. Иоанн Болнели (на груз.яз.). Тбилиси,изд-во АН ГССР, 1962. - 102 с.

8. Барамидзе Р.Г. Грузинская историческая и ораторская проза (на груз.яз.). Тбилиси, Сабчота Сакартвело, 1979.- 340 с.

9. Бердзенишвили Н.Н. Вопросы истории Грузии (на груз.яз.). -Тбилиси, Мецниереба, 1971. 357 с.

10. Гагоидзе В.А. Очерки развития истории грузинской философ -ской и социальной мысли XIX в. (на груз.яз.). Тбилиси, Ганатлеба, 1971. - 403 с.

11. Древнегрузинский рассказ. У-ХП вв. (на груз.яз.). Тбилиси, Сабчота Сакартвело, 1979. - 507 с.

12. Канделаки Н.И. Грузинское красноречие (на груз.яз.). Тбилиси, Сабчота Сакартвело, 1968. - 650 с.

13. Кант И. Критика чистого разума (на груз.яз.). Тбилиси, изд-во ТГУ, 1979. - 535 с.

14. Кекелидзе К.С. Этюды из истории древнегрузинской литературы (на груз.яз.). Тбилиси, изд-во ТГУ, 1956. - 343 с.

15. Кекелидзе К.С. История грузинской литературы (на груз.яз.).- Тбилиси, Сабчота Сакартвело, I960, т.1. 720 с.

16. Келенджеридзе М.А. Епископ имеретинский Гавриил (Его жизнь и деятельность).(на груз.яз.). Кутаис, 1913. - 322 с.

17. Келенджеридзе М.А. Последние дни жизни епископа Гавриила (на груз.яз.). Кутаис, 1903. - 23 с.

18. Кикнадзе Гр.К. Вопросы стиля речи (на груз.яз.). Тбили -си, изд-во ТГУ, 1957. - 374 с.

19. Клдиашвили Д.С. Мемуары (на груз.яз.). Тбилиси, Сахелга-ми, 1932. - 376 с.

20. Кукава Т.Г. Очерки из истории грузинской общественной и философской мысли первой половины XIX в. (на груз.яз.). -Тбилиси, изд-во АН ГССР, 1956. 179 с.

21. Леонидзе Г.Н. Искания из истории грузинской литературы. ХУП-ХУШ вв. (на груз.яз.). Тбилиси, Сабчота Мцерали,1949, т.1. - 322 с.

22. Лолашвили Ив.Ал. Из литературной деятельности Сулхан-Саба Орбелиани (на груз.яз.). Тбилиси, изд-во АН ГССР, 1959.131 с.

23. Менабде Л.Н. Сулхан-Саба Орбелиани. Монография (на груз.яз).- Тбилиси, Саблитгами, 1953. 167 с.

24. Орбелиани С.В. Собр.соч.: В 4 т. (на груз.яз.). Тбилиси, Сабчота Сакартвело, 1963, т.З. - 370 с.

25. Проповеди Гавриила епископа имеретинского (на груз.яз.).-Тифлис, 1884. 584 с.

26. Проповеди Гавриила епископа имеретинского (на груз.яз.). -Тифлис,' 1885. 465 с.

27. Проповеди Гавриила епископа имеретинского (на груз.яз.).-Кутаис, 1913, т.1. 542 с.

28. Проповеди Гавриила епископа имеретинского (на груз.яз.). -Кутаис, 1913, Т.П. 414 с.

29. Проповеди Иоанна Болнели (на груз.яз.). Тифлис, I9II. -88 с.

30. Слова и речи Гавриила епископа имеретинского (на груз.яз.). Тифлис, 1865. - 374 с.

31. Слова и речи произнесенные епископом Имеретии Гавриилом (на груз.яз.). Тифлис, 1870. - 512 с.

32. Слова и речи епископа Гавриила (на груз.яз.). Тифлис, 1882. - 374 с.

33. Сокровищница святозарного Гавриила. Кутаис, 1897. - 212с.

34. Тавзишвили Г.Г. История народного образования и педагоги -ческой мысли в Грузии (на груз.яз.). Тбилиси, изд-во инта пед.наук, 1948. - 385 с.

35. Тевзадзе Г.Г. И.Кант (на груз.яз.). Тбилиси, изд-во ТГУ, 1974. - 534 с.

36. Церетели Ак.Р. Собр.соч.: В 15 т. Тбилиси, Сахелгами, 1950, т.1. 503 с.

37. Хундадзе Тр.С. Просветительская политика царской России в Грузии (на груз.яз.). Тбилиси, изд-во НИИ начальной и средней школы, 1939. - 163 с.

38. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977. - 320 с.

39. Амфитеатров Я.К. Чтения о церковной словесности или гомилетика. Киев, 1846, ч.1. - 276 с.

40. Амфитеатров Я.К. Чтения о церковной словесности или гомилетика. Киев, 1846, ч.П. - 302 с.

41. Багратиони-Мухранский Г.И. О существе национальных инди -видуальностей и об образовательном значении крупных народных единиц. Тифлис, 1870. - 49 с.

42. Брандес М.П. Стилистический анализ. М.: Высшая школа, 1971. - 190 с.

43. Будилова Е.А. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке (Вторая половина XIX в. начало XX в.). - М.: изд-во АН СССР, I960. - 348 с.

44. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковных служителей. Харьков, 1892. - 160 с.

45. Гассе Ф.Х.А. Церковная история. Казань, 1869, т.1. -266 с.

46. Говоров А.А. Основной принцип церковной проповеди и выте -кающие из него предмет и задачи церковного красноречия. -Казань, 1895. 45 с.

47. Давыдов Г.Д. Ораторское искусство. Пенза, 1928. - 64 с.

48. История новой философии в России в сжатом очерке. СПб.: 1890. - 115 с.

49. Кирион. Епископ. Краткий очерк истории грузинской церкви и экзархата за XIX в. М.: 1901. - 345 с.

50. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.:Наука, Ленинградское отделение, 1967. - 372 с.

51. Любкез Ф. Реальный словарь классической древности. СПб.: 1888. - 678 с.

52. Обозрение сванетских приходов (Из записок преосвященного

53. Гавриила епископа имеретинского. М.: 1867. - 32 с.

54. Обозрение абхазских приходов в 1868 г. (Из записок преосвященного Гавриила, епископа имеретинского). М.: 1869. -54 с.

55. Обозрение абхазских приходов в 1869 г. (Из записок преос -вященного Гавриила, епископа имеретинского). М.: 1870. -24 с.

56. Обозрение абхазских приходов в 1871 г. (Из записок преос -вященного Гавриила, епископа имеретинского). М.: 1872. -13 с.

57. Обозрение абхазских и самурзаканских церквей в 1870 г. -М.: 1871. 35 с.

58. Обозрение абхазских приходов в 1872 г. (Путевые записки Гавриила епископа имеретинского). М.: 1873. - 36 с.

59. Основания опытной психологии архимандрита Гавриила. СПб.: 1858. - 336 с.

60. Пастырско-миссионерский календарь. Настольный справочник для духовенства, миссионеров и церковных людей. СПБ.: 1908. - 504 с.

61. Певницкий В.Ф. Церковное красноречие и его основные законы, СПб.: 1908. - 304 с.

62. Постановления апостольские. Казань, 1864.

63. Поторжинский М.А. Образцы русской церковной проповеди XIX в. Киев, 1882. - 732 с.

64. Православная богословская энциклопедия или богословский энциклопедический словарь.-П.: 1903, тЛУ. 543 с.

65. Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии. П.: Наука и школа, 1920. - 99 с.

66. Размышления о красноречии вообще и особенно о проповедни- 178 ческом красноречии. Из соч. Аббата Грюблета. М.: 1793.218 с.

67. Руководство к церковному красноречию. М.: 1833. - 338с.

68. Св.Григорий Богослов. Слово 36-е о себе самом. Творения св.отцов в русск.пер.-де. М.: 1844, т.III. - 478 с.

69. Св.Григорий Двоеслов. Пастырские правила. СПб.: 1874.

70. Св.Иоанн Златоуст. О священстве. СПб.: 1872. - 128 с.

71. Слова и речи Гавриила епископа имеретинского. Кутаис, 1893. - 514 с.

72. Состав Св.правительствующего всероссийского синода и российской церковной иерархии на 1895 г. -П.: 1896. 213с.

73. Черты религиозногдерковного быта Имеретии. Из епархиального отчета за 1872 г. преосвященного Гавриила епископа имеретинского. М.: 1873. - 22 с.

74. Христианская наука или основания св.герменевтики и церковного красноречия творения Блаженного Августина, епископа иппонийского. Киев, 1835. - 355 с.

75. Еремин И.П. Лекции по древнерусской литературе. Л.: изд-во Ленингр.ун-та, 1968. - 208 с.1. VVbVS • wsw v v^ . S4S273. ^иххл . ^Ъ&СО -v^vx^ лм274.^Ъ^ ^о^АоН^^ SV.CLVqvs^J1. VVNSIV). vW- 179 -3. С т а т ь и

76. Асатиани Л.Н. Грузия и Англия (на груз.яз.). Литературу-ли Сакартвело, 1942, 9 сент.

77. Бакрадзе К.С. Приятная новость (на груз.яз.). Дроэба, 1885, 19 мая.

78. Бакрадзе К.С. Письмо в редакцию (на груз.яз.). Иверия, 1897, 12 февр.

79. Бакрадзе К.С. Обращение к комиссии кутаисского совета (на груз.яз.). Иверия, 1895, 27 июнь.

80. Беридзе Г.В. Письмо в редакцию (на груз.яз.). Иверия, 1896, 25 март.

81. Библиография (на груз.яз.). Иверия, 1894, 12 апр.

82. Бочоришвили Ан.Т. Основания опытной психологии Г.Кикодзе (на груз.яз.). Психология, 1950, № 7, с.8-23.

83. Вина общества (на груз.яз.). Дроэба, 1885, 12 июнь.

84. Гавриил Кикодзе. Слово произнесенное при открытии подгото -вительных училищ (на груз.яз.). Дроэба, 1880, 12 февр.

85. Гавриил епископ имеретинский. Редактору Гамбашидзе Д. (на груз.яз.). Мцкемси, 1889, № 9, с. 5.

86. Гамбашидзе Д.С. Относительно сбора материала для создания биографии епископа Гавриила (на груз.яз.). Мцкемси,1895, № 22, с.18-19.

87. Гвелесиани Гр.Н. Письмо в редакцию. Иверия, 1896, 27 февр.

88. Гогебашвили Я.С. Г.Кикодзе как педагог (на груз.яз.).

89. В кн.: Соб.соч.: В 10 т. Тбилиси, 1954, т.З. с.207-210.

90. Гогебашвили Я.С. Достойная память (на груз.яз.). Иверия, 1896, 12 май.

91. Епископ Гавриил. Письмо в редакцию (на груз.яз.). Иверия, 1890, 6 май.

92. Заведующая библиотекой Джинова Ел. Письмо в редакцию (на груз.яз.). Иверия, 1897, 15 ноябрь.

93. Зарапишвили И.О. Два слова о грузинском церковном пении (на груз.яз). Иверия, 1898, 17 апрель.

94. Из воспоминаний преосвященного Гавриила (на груз.яз.). -Мцкемси, 1896, № 4, с.II-12.

95. К.Г.Еще раз о доносах (на груз.яз.). Дроэба, 1861, 18 янв,

96. Келенджеридзе М.А. Дома^шняя хроника (на груз.яз.). -Мцкемси, 1903, № 21, с.7.

97. Кикодзе М.С. Несколько примеров благотворительности епис -копа Гавриила (на груз.яз.). В кн.: Сокровищница свято -зарного Гавриила, Кутаис, 1897, с. 52-54.

98. Коридзе Ф.И. Грузинская музыка (на груз.яз.). Иверия, 1899, 12 март.

99. Кутелия Л.С., Добролюбов Н.А. Об "Основании опытной психологии" архимандрита Гавриила (на груз.яз.). Мнатоби,1943, № 7, с. 17-33.

100. Медзмариашвили Н.К., Канделаки Н.И. О грузинском пении (на груз.яз.). Мцкемси, 1887, № 13, с. 12.

101. Некролог (на груз.яз.). Моамбе, 1896, Ш 15, с.1.

102. Новости (на груз.яз.). Иверия, 1894, 9 янв.

103. Новости (на груз.яз.). Иверия, 1887, 5 июнь.

104. Орбелиани Ал.В. Пение иверийцев (на груз.яз.). Цискари, 1861, № I, с. 142-160.

105. Очевидец. Открытие Алисубанской народной школы (на груз, яз.). Мцкемси, 1881, № 8, с. 14.

106. Очевидец. Погребление епископа Гавриила (на груз.яз.).

107. Мцкемси, 1896, № 5, с.17-18.

108. Очевидец. Домашняя хроника (на груз.яз.). Дроэба, 1883, 18 июль.

109. Письмо к редактору (на груз.яз.). Дроэба, 1883, 17 апрель.

110. Письмо Муравьева А.Н. (на груз.яз.). Мцкемси, 1896, №4, с. 35-36.

111. По поводу служения епископа Гавриила в имеретинской епар -хии (на груз.яз.). Мцкемси, 1885, № 17, с. 12-13.

112. Прибытие наместника Дондуков-Корсакова (на груз.яз.). -Дроэба, 1882, 12 сент.

113. Слово,произнесенное епископом Гавриилом перед благородной общественностью Имеретии и Гурии (на груз.яз.). Дискари, 1861, № 4, с.18-19.

114. Слово, произнесенное Гавриилом епископом имеретинским (на груз.яз.). Цискари, 1864, № 8, с. 12-14.

115. Схиртладзе С.С. И впредь скажет свое слово потомство (на груз.яз.). В кн.: Схиртладзе С. Письма, 1877, с.85-86.

116. Тифлис, 10 марта (на груз.яз.). Иверия, 1896, 12 март.

117. Умикашвили П.В. О языках малых наций (на груз.яз.). Кре-були, 1872, № I0-II-I2.

118. Хонели-Бахтадзе И.С. Некролог по кончине Гавриила спископа имеретинского (на груз.яз.). Квели, 1896, № 8, с.1.

119. Церетели Ак.Р. Слово, произнесенное в Гелати на годовщину смерти епископа Гавриимь(на груз.яз.). В кн.: Сокровищница святозарного Гавриила. Кутаис, 1897, с.56-58.

120. Чавчавадзе И.Г. Слово, произнесенное в Гелатском монасты -ре в день погребления епископа Гавриила (на груз.яз.). -Иверия, 1896, 14 март.

121. Чавчавадзе Ил.Г. Грузинская народная музыка (на груз.яз.).

122. Собр.соч.: В 10 т. Тбилиси, 1953, т.У, с. 146-148.

123. Чкония И.С. Полвека назад (на груз.яз.). Иверия, 1901, 9 август.

124. Чрелашвили Ст.О. Биографическое письмо (на груз.яз.). -Иверия, 1883, 15 апр.

125. Аверинцев С.С. Проповедь. В кн.: БСЭ. 3-е изд., 1975, т.21, с. 282.

126. Добролюбов Н.А. Основания опытной психологии. Сочинение архимандрита Гавриила. Современник, 1859, № 3, с.4-10.

127. К экзарху Грузии от епископа Гавриила касательно неудобств подчинения религиозно-начального образования народа гру -зинскому духовенству. Закавказская речь, I9II, 25 сент.

128. Меликова-Толстая С. Античные теории художественной речи. -В кн.: Античные теории языка и стиля. М. и Л., 1938,с. 147-167.

129. Нахов И.М. Лукиан из Самосаты. В кн.: Лукиан. Избранное. М., 1962, с. 5-25.

130. Некролог. Русский Паломник. - 1896, № 7, с. 3.

131. Некролог. Исторический вестник. - 1896, т.Х1У, с. 666.

132. Новости. Русская мысль, 1894, 3 янв.

133. Пантин И.К. Борьба Н.Г.Чернышевского и М.А.Антоновича за материалистическую теорию познания. В кн.: Очерки по истории философии в России, сб.ст. М., I960, с.61.

134. Письмо епископа Гавриила к экзарху Грузии о выборе смотрителя тифлисского и кутаисского духовных училищ лиц только русского происхождения. Закавказская речь, I9II, 19 сент.

135. Письмо епископа Гавриила к экзарху Грузии о продаже некоторых замечательных по древности священных принадлежностей из Гелатского монастыря. Закавказская речь, I9II, 23 сент.

136. Погребление епископа Имеретии Гавриила. Кавказ, 1896, 13 март.

137. Приветственная речь Его императорскому величеству государю императору, сказанная преосвященным Гавриилом. Церковные ведомости, 1888, 12 март.

138. Сванетия и Мингрелия. Миссионерские записки преосвященного Гавриила. Православное обозрение, 1874, т.З, с. 27-52.

139. Скворцов В.М. Блаженный Августин как психолог. В кн.: Труды киевской духовной академии, 1870, т.4, с.113-136.

140. Френберг Л.А. Античное литературное наследие в византий -скую эпоху. В кн.: Античность и Византия, М., 1975,с.36.

141. Завещание Г.Кикодзе. Институт рукописей им. акад.К.С.Ке-келидзе АН ГССР, М.А.Келенджеридзе, д.101, л.23.

142. Из воспоминаний Ав.С.Такаишвили. Илья Чавчавадзе на похо -ронах Г.Кикодзе. Государственный музей грузинской лите -ратуры им. Г.Леонидзе ГССР, д.10734-6, л.1-10.

143. Из писем епископа Имеретии Гавриила. Институт рукописей акад.К.С.Кекелидзе АН ГССР, ф. М.А.Келенджеридзе, д.209, л.1-5.

144. Ломоури Н.И. Кончина епископа Гавриила. Государственный музей грузинской литературы им. Г.Леонидзе ГССР, д.19678, л. 1-3.

145. Материалы о Г.Кикодзе. Институт рукописей им.акад.К.С. Кекелидзе АН ГССР, ф.Ал.Цагарели, д.II, л.З.тт, v YbSS.

146. Архивные и музейные материалы

147. Обращение канцелярии епископа Имеретии к М.А.Келенджерид-зе. Институт рукописей им. акад.К.С.Кекелидзе АН ГССР, ф.М.Келенджеридзе, д.200, л.1-3.

148. Описание монастырей имеретинской эпархии. Кутаисский государственный историко-этнографический музей, д.19, л.I-I8.

149. Письмо архимандриту Серапёну от епископа Гавриила. Кутаисский государственный историко-этнографический музей,д.566, л.1-2.

150. Письмо Гварамадзе И.О. к И.Г.Чавчавадзе. Институт руко -писей им. акад.К.С.Кекелидзе АН ГССР, ф.И.Чавчавадзе, д. 479, л.1-5.

151. Письмо епископа Имеретии Гавриила к Т.Мухранекому. Государственный музей просвещения ГССР, д.209, л.1-27.

152. Письмо М.Т.Махарадзе к епископу Александру. Институт рукописей им. акад.К.С.Кекелидзе, ф. епископа Александра,д.907, л.1.

153. Письмо И.М.Меунаргия к Я.С.Гогебашвили. Институт рукописей им. акад.К.С.Кекелидзе АН ГССР, ф. Я.С.Гогебашвили,д. 389, л.1-8.

154. Письмо С.Малана к Гавриилу Кикодзе. Институт рукописей им.акад.К.С.Кекелидзе АН ГССР, ф. , д.127, л.1-2.

155. Письмо о Г.Кикодзе. Институт рукописей им.акад.К.С.Кекелидзе АН ГССР, ф. М.А.Келенджеридзе, д.101, л.7-9.

156. Письмо Ев.С.Такаишвили к Н.И.Марру. Институт рукописей им.акад. К.С.Кекелидзе АН ГССР, ф. Н.И.Марра, д.44, л.12.

157. Письмо М.Уордропа к И.Чавчавадзе. Институт рукописей им. акад.К.С.Кекелидзе АН ГССР, ф. И.Г.Чавчавадзе, д.596, л.1.

158. Переписка между членами общества распространения грамотности среди грузин. ЦГИА ГССР, ф.481, д.279, л.1-8.

159. Дело об обновлении Челишского монастыря. ЦГИА ГССР, ф. 489, оп.1, д.23025, л.1-15.

160. Дело о назначении Гавриила епископом Имеретии. ЦГИА ГССР, ф. 489, оп.1, д.2098, л.7.

161. Дело относительно ходатайства преосвященного Горийского Гавриила о преобретении у него для духовных семинарий из -данной им книги "Основания опытной психологии". ЦГИАЛ СССР, ф. 796, on. 141, д.99, л.5.

162. Дело по прощению ученика среднего отделения семинарии Ге -расима Кикосзева об увольнении его из Тифлисской в Псков -скую семинарию. ЦГИА ГССР, ф.440, оп.1, д.176, л.81.

163. Докладная записка преосвященного епископа Имеретии Гавриила с просьбою о назначении следствия по делу о гелатских драгоценностях. ЦГИАЛ СССР, ф. 796, оп.163, д.303, л.1-4.

164. Канцелярия попечителя Кавказского учебного округа. ЦГИА ГССР, ф. 422, д.3486, л.15.

165. Конференция С.-Петербургской духовной академии. ИА Ленской области, ф. 277, оп.1, д.2223, л.14-15.

166. Обозрение абхазских и самурканских церквей епископом Гав -риилом. ЦА (Сухуми), ф.1, д.28, л.1-18.

167. Обозрение ахалцихской епархии епископом Имеретии. ЦГИА ГССР, ф. 489, оп.21, д.22979, л.1-18.

168. Обозрение самурзаканских церквей епископом Гавриилом. -ЦГИА ГССР, ф. 796, оп.151, Д.ШО, л.1-21.

169. Об открытии имеретинского епархиального Гавриловского женского училища. ЦА (Кутаиси). - ф.2, д.1, л.1-3.

170. Об открытии Кутаисской духовной семинарии. ЦА (Кутаиси), ф.5, д.1, л.1-8.

171. Об открытии приходского училища в с.Бахви епискошш Гавриилом и передаче 12 200 р. в 1874 г. ЦА (Кутаиси), ф.21, оп.1, Д. II434, л.1-4.

172. О передаче менгрело-сванетской епархии епископу Гавриилу.-ДА (Кутаиси), ф.21, оп.1, Д.9529, л.П.

173. О передаче абхазской епархии имеретинскому епископу Гав -риилу. ЦА (Сухуми), ф.1, д.26, л.2.

174. О пожаловании имеретинскому епископу Гавриилу ордена св. Анны и 250 рублей. ЦА (Кутаиси), ф.21, оп.1, д.10163, л.1-2.

175. О постройках и обновлении церквей. ЦА (Кутаиси), ф.21, д.12771, л.1-15.

176. О проведении катехетических бесед епископом Гавриилом. -ЦГИАЛ СССР, ф. 796, оп. 149, Д.1753, л.12.

177. Ответ имеретинского епископа Гавриила на донесение попечителя Кавказского учебного округа Яновского К.П. к экзарху Паладию. Институт рукописей им. акад.К.С.Кекелидзе АН ГССР, ф. Г.Кикодзе, д.51. л.1-18.

178. Отношение екзарха Грузии Евсевия к обер-прокурору Св.Синода графу Д.Толстому. ЦГИАЛ СССР, ф.796, оп.157, Д.112, л.8-24.

179. Отношение епископа Гавриила управляющему делами совета общества восстановления христианства на Кавказе. ЦА (Кутаиси), ф.21, оп.1, д.9995, л.1-5.

180. Отношение епископа Имеретии в Св.Синод. ЦА (Кутаиси), ф.21, оп.1, д.9996, л.8.

181. Письмо В.Морфиля к И.Чавчавадзе. Институт рукописей им. акад.К.С.Кекелидзе АН ГССР, ф. И.Чавчавадзе, д.551, л.1.

182. Рапорт Д.С.Гамбашидзе к епископу Гавриилу. Государствен -ный музей просвещения ГССР, д.1882, л.1-7.4Л2. Свидетельство о венчании Герасима Кикодзе. ЦГИА ГССР, ф.440, оп.1, д.366, л.З.3. Диссертации

183. Махатадзе Н.Г. Гражданские мотивы в памятниках грузинского красноречия ХУШ в. Дисс.канд.филологических наук (на груз.яз.). - Тбилиси, 1933, - 163 с.

184. Нижарадзе М.Н. Амвросий Некресели. Жизнь и творчество (на груз.яз.). Дисс.канд.филологических наук. - Тбилиси, 1971, - 180 с.