автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Грузинское советское литературное эссе (20-е годы)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Хелая, Манана Георгиевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. К вопросу о происхождении эссе. У истоков грузинского эссе
ГЛАВА П. Вопрос о жанровой специфике эссе
ГЛАВА Ш. Особенности грузинского эссе 20-х годов XX века
Национальная культура, безукоризненно застегнутая
В огне. . подобно хлебу выпеченному
Весельем окрашенное мучение
Бессмертная актерская душа
Свет пепла.
Европа или Азия?. Синтез?!
ГЛАВА 1У. Литературно-эстетический идеал в грузинском эссе 20-х годов XX века
Добротные . богатые мысли
Переломленный хребет поэзии (Валериан Гаприндашвили)
Поэзия - улыбка Джиоконды - вечная загадка
Сандро Цирекидзе, Али Арсенишвили) . III
Великое " Я ".
Искусство - рай . . . . ;.
Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Хелая, Манана Георгиевна
Рассматривая современную советскую литературную критику, следует отметить возросший интерес к эссеистическому жанру. В грузинской советской литературе возрастание интереса к эссе выражается не только в количественном увеличении произведений данного жанра, но и в противоречиях при его рассмотрении по сути,в разнообразных его оценках в прессе, на литературно-критических дискуссиях и т.д. Вслед за другими советскими литераторами одна часть современных грузинских литераторов признает эссе естественной и реально существующей литературнрй формой, другая рассматривает его как недопустимое для науки, вредное своеволие, третья, отождеотвляя эссеистические произведения с очерком, зарисовкой или эскизом, очитает вообще излишним существование самого термина "эссе" в литературоведении.
Несмотря на такое различие во взглядах, в современной грузинской литературе успешно развивается литературный жанр, который в силу своей специфики, характерных черт следует, по нашему убеждению, назвать эссеистическим.
С 20-х годов нашего столетия по сей день с жанром эссе связаны такие известные писатели, без всестороннего изучения творчества которых было бы затруднительно судить о характере и природе, о некоторых тенденциях новейшей грузинской литературы, реально оценить значение грузинской литературно-эстетической мысли для духовной жизни народа.
Для истории грузинской литературы представляет интерес -каким неповторимым взором, под каким самостоятельным углом (в отличие от других форм) освещает грузинское эссе те социальные политические или культурные явления, которые в те годы имели ме^сто в стране. Эссе - это ведь свободное, непринужденное суждение; это - своеобразная, исходящая из авторской концепции попытка по! знания предмета. Следовательно, есть два основных момента,предопределяющие интерес к нему:
1) эссе, чистосердечное до интимности, с точки зрения истинности отображения, может выявить многие интересные штрихи данного явления;
2) поскольку суждение (касающееся любого вопроса) происходит с позиции авторского творческого "Я" и в эссе главный акцент приходится на поиски и выражение духовных пластов автора по отношению к этим вопросам, то эссе может указать на многие значительные признаки творческого мира писателя.
Грузинское литературное эссе прошло интересный путь развития, хотя этот процесс и по сей день не завершен - эссе и сейчас развивается, в известном смысле совершенствуется, образовывается.
Эссеистическое творчество наших дней является по-своему переосмысленным продолжением литературно-научных традиций,созданных П.Ингороква, К.Гамсахурдиа, Г.Кикодзе, В.Гаприндашвили, Т. Табидзе, С.Цирекидзе, П.Яшвили, К.Капанели, Д.Шенгелая, Л.Киа-чели, Г.Табидзе, В.Барнова, Ак.Гацерелия. Со своей стороны,происхождение эссеистических произведений этих писателей имело определенные мировоззренческие, культурные, социально-политические предпосылки.
Весь этот процесс подразумевает много значительных моментов истории грузинской литературы. Руководствуясь азбучной истиной, что полноценное исследование грузинской советской литературы требует равного научного изучения всех литературных школ и • направлений, всех жанров, характерных для процесса ее развития, более или менее повлиявших на ее становление, становится совершенно ясной целесообразность более полного изучения грузинского эссе.
Как было указано выше, некоторые грузинские и русские советские литературоведы отрицают существование жанра эссе, а соответственно и надобность изучения эссеистической литературы. Это, в некоторой степени, обусловлено трудной задачей установления его жанровой специфики.
Отказ от эссе, как от жанра, и отождествление его с другими литературными жанрами (очерк,.) нам кажется уклонением от проблемы, но не его решением. Строгая дефиниция эссеистического жанра весьма трудное дело. В разных энциклопедиях и словарях эссе часто характеризуется взаимоисключающими компонентами,хотя I эта трудность вызвана рядом причин. Эти причины, равно как и другие вопросы жанровой специфики эссе, требуют исследования, а не уклонения от них.
Н.Глушков пишет: "Эссей ("эссе") и "очерк" - разноязычные наименования одного жанра. Их противопоставление по формальным признакам почти бессмысленно. .Идейно-художественные структуры произведений эссеистов соответствуют нашей очерковой форме, которая в России была названа более точным, чем "эссей", термином "очерк"(73-153/ 15, 12). Следует отметить, что трудность точной дефиниции жанровой специфики эссе вызвана не только трудноуловимой природой, экспериментальным характером. В современном литературоведении также остро стоит вопрос и дефиниции других жанров. Известно, что при определении жанровой специфики романа, рассказа, новеллы и поэмы нет единодушия среди исследователей.
И.В.Рыбинцев пишет, что,согласно существующему в научной-литературе одному из соображений, "очерк не обладает жанровой спецификой, которая делала бы его отличным от традиционно художественных жанров - рассказа, повести, романа. Например,литературовед С.А.Максимов заявляет: определять жанровую специфику очерка - ". занятие в высшей степени бессмысленное".Отмахнуться от решения проблемы легче всего. Однако возникает вопрос: мы говорим о жанровой специфике романа, поэмы, басни, но почему же не желаем разобраться в жанровой природе очерка?" (/3-172/ II).
Н.Глушков идентифицирует эссе и очерк, отрицает жанровую специфику первого и требует "не усложнять проблему введением в обиход термина "эссей". наряду с термином "очерк" (/3—153/15)• Однако, С.Мансимов отрицает и жанровую специфику очерка, заявляя, что отграничение очерка от рассказа, новеллы и романа однозначными жанровыми компонентами является невозможным. Мы перефразируем слова И.Рыбинцева об очерке, но в применении эссе: Если возможен разговор о жанровой специфике романа, поэмы,очерка, то почему же не исследовать жанровую характеристику эссе? Считаем, что такая задача стоит в литературоведении.
В диссертационной работе вопросу о грузинском эссе предшествует небольшой экскурс в историю происхождения жанра. Это облегчило нам задачу изучения происхождения грузинской эссеисти-ки. Вслед за этим мы рассмотрели жанровую специфику эссе, его характер, попытались определить те признаки, которые отграничивают его от других жанров, после чего и стал вопрос о разграничении собственно грузинских ассеистических и других литературно-критических произведений, тем более что сами грузинские авторы крайне редко называют свои эссе этим именем. Чаще употребляемся то "литературная статья", то "зарисовка" или "портрет". Изредка бывает наоборот - произведения, названные "эссе", не являются эссеистическими. Такое несоответствие встречается не г только в грузинской или русской литературах. То же можно наблюдать и г зарубежной литературе: это имеет свои причины, о них ниже.
Начальными задачами нашей работы, как уже было сказано,мы считаем исторический обзор эссеистического жанра и, вслед за ним, попытку установления жанровой сущности.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Грузинское советское литературное эссе (20-е годы)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Текущий литературный процесс удостоверяет обостренное внимание грузинских писателей к эосеистическому жанру. Для вникания в сущность проблем культурных, исторических, социальных категорий настоящего или прошлого, современные писатели все более активно обращаются к указанной форме.
Для истории литературы представляет большой интерес этот искренний жанр, где без прикрас, кристально чисто рисуются народные идеалы, стремления. Историческое исследование эссеистического материала дает возможность обогатить, более полными сделать знания о характере и природе грузинской литературы, о ее некоторых тенденциях.
Грузинское литературное эссе на пути своего развития включает много важных интересных моментов. Мысли, воззрения, думы, проявленные в них, - наилучшее отображение пульса соответствующей эпохи.
I) Малый историко-генезисный экскурс, предшествующий рассмотрению грузинского эссе, описывает условия происхождения жанра.
На раннем этапе культурно-литературного развития страны эссе не зарождается (А.Смит).
ЭссеистическиЙ жанр проявляет черты, характерные как для науки, так и для искусства. Поэтому оно может появиться лишь в стране с научными и литературными традициями, только параллельно с ними.
Зарождение эссе характерно для этапа позднего ренессанса для периода усиления в искусстве личностно-индивидуальных поисков.
Эссе, в котором происходит "досужее" рассуждение проблем, по словам А.Смита, не создается посредством стресса и страстного импульса. Однако, говоря не о сочинении отдельных произведений, а о происхождении эссеистического жанра, вида "досужей" литературы, то эссе, как одно из проявлений интроспективного мышления, рождается именно в кризисную; переходную,переломную эпоху.
В грузинской литературе мировоззренческие предпосылки эссе прослеживаются в творчестве романтиков. Еще более явной является генетическая связь эссеистического жанра с критическим реализмом, где человек - предмет объективного познания.
В Грузии зарождение эссеистического жанра произошло в первой трети XX века - в трудное и полное противоречиями время. Данное явление было обусловлено единством определенных культурно-литературных, социальных, исторических факторов.
То, что эссе не ограничилось творчеством 20-х годов, а в последующие годы развилось, обогатило грузинскую литературу многими отличными, интересными образцами, еще раз удостоверяет закономерность и естественность появления эссеистического жанра.
2) Жанровую специфику эссе коротко можно охарактеризовать следующим образом:
Основной признак эссе - неподвластность точным категорическим определениям. Внутреннее стремление к новому, неожиданному является его жанровой спецификой. Это удостоверяет и "эластичное" название -?)опыт".
Эссе - одна из форм самовыражения. Поэтому оно является искренним и нонконформистичным. Принцип эссеиста - "предлагаю то, во что верю, а не . то, во что должно верить" - отличает его цель (показать по отношению к объекту собственное движение души) от целенаправленности авторов произведений других жанров' (отображение или познание объекта непосредственно).
Самопознавательный и субъективный характер эссе предопределяет его диалогизированную монологичность, его некатегоричную, непоследовательную, вероятностную, недидактическую природу,его парадоксальность и гипотетичность, в некотором смысле дилетант-ность.
Эссе характеризуется ассоциативным суждением, фрагментарностью, незаконченностью, мозаичностью.
Форма, отображающая естественное течение процесса сознания - эссе включает в себе элементы и научного рассуждения и художественно- творческого мышления. Однако, оно не является механическим соединением этих двух форм. Эссе нерасчлененная, естественная, целостная, законченная в самом себе единица.
3) Изучение грузинских эссеистических произведений указывает на одну его особенность, в частности на его национально-познавательную природу. Для грузинского эссеиста заинтересованность личным "Я" неотделимо от познания национального характера.
Каждая новая литературно-культурная идея или идеал, по мнению грузинских эссеистов, станет приемлемым лишь после того,как основным моментом будет рассматриваться самопознание национального характера и все остальное сгруппируется вокруг этой константной единицы.
Эссеисты 20-х годов XX века с различных позиций подошли к тому своеобразию народного характера, которое они назвали "выдержкой грузинского духа"; по-разному оценивают они также ту черту грузинского характера, благодаря которой несчастья встречают с "радостью". Эта черта, по мнению Г.Леонидзе, предопределяет наличие в грузинской литературе "поэзии радости"; грузинскому характеру, по мнению эссеистов, присуща "актерская душа". I
Данный момент ими воспринимается также различно, часто совершенно взаимоисключающе. Несмотря на бунтарский ищущий дух эссеистического творчества, в нем сильно проявилась тенденция романтизации прошлого. Одним из важных моментов национального самопознания в грузинской эссеистике следует считать вопрос культурной ориентации. Все три позиции - европейская, азиатская и синтетическая ориентации - здесь проявились с одинаковой четкостью. Однако, пафос представителей азиатской позиции предопределен не столько типологическим исследованием грузинской культуры, сколько, по нашему мнению, социологическими соображениями.
Своеобразие эссе 20-х годов XX в. - восприятие личного "Я" неотделимой частью народного характера - доказывает внутреннюю связь литературы данного периода с литературой XIX века.
4) Дух эпохи, специфичные социально-политические, культурные, психологические факторы придали неповторимый облик литературно-эстетическому идеалу деятелей 20-х годов XX века, который ясно отобразился в их эссеистическом творчестве.
В эссе 20 годов XX века проявился изначально существующий принцип грузинской литературы - гражданственное назначение искусства. Наперекор традиции ортодоксального символизма в эссе грузинских символистов позиция гражданственности чаще решена положительно.
Вопрос эстетического идеала грузинской литературы 20-х годов XX века невозможно решить однозначно. Характерное для этой эпохи стремление к эстетизму проявилось в утверждении идей "чистого искусства". Данная позиция, вместе с идеей "гражданственности", создает интересный диалог в грузинском эссе. Диалог часто, проистекает в рамках одного эссе.
Судя по эссеистическому творчеству "голубороговцев", суть их деятельности проявляется в обновлении эстетического идеала,переосмыслении понятия "прекрасного", в созерцании грузинской культурной действительности с непривычных ракурсов, в желании эстетического совершенства человека. Это одно из проявлений духа революционной эпохи - духа стремления к созданию нового, "невиданного" идеала.
В эпоху активности, урбанизма, рушения старого и строения нового, в революционную эпоху, по принципу обратной реакции,эстетическую ценность получило стремление к камерному, интимному,таинственному. Эта тенденция обусловила наличие нескольких важных моментов, что весьма интересно отобразилось в грузинском эссе: а) эстетика таинственного, скрытого определила появление понятия "невысказанного, созерцающего поэта"; б) обостренное внимание к писательской, поэтической потенции создало необычные критерии оценки. Типичным проявлением эстетики таинственного являются поэтические творчества Сандро Цирекидзе и Али Арсенишвили.Завершенный облик "прекрасного" 20-х годов невозможно представить без неразгаданного, таинственного. Подобную эстетику следует считать естественной для эпохи еще с неопределенными устремлениями.
Одна из важнейших тенденций, характерных для 20-х годов i это интерес к внутреннему миру личности. Именно влечение к интроспекции совместно с другими факторами создало почву для зарождения эссеистического жанра в Грузии.
- 164
Список научной литературыХелая, Манана Георгиевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
2. Ленин В.И. Доклад на П всероссийском съезде профессиональных союзов 20 января 1919 г. Поли.собр.соч.,т.37,с.435--453.
3. Маркс К.Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд., т.2, 651 с.
4. Книги и статьи на грузинском языке*)
5. Абуладзе М.С. Из истории литературных течений в грузинской литературе XX века. АН ГССР, Инст.ист.грузинской лит.им. Ш.Руставели, Тбилиси: Мецниереба, 1977, - 148 с.
6. Авалиани Л.А. Паоло Яшвиж. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1977. - 211 с.
7. Алхазшпвили Ш. Поэзия пес p(us wtlra. Литература и прочее, 1924-25, №1, с.60-61.
8. Арсешнгвили А. Котэ Марджанишвили. Баррикада;, 1924,6 янв.
9. Арсенишвили А. Гвоздями забитая мечта. Картули Ситква, 1923, 9 дек.
10. Арсенишвили А. Сандро Цирекидзе.- Кавкасиони,1924, № 1-2, с.65-66.
11. Арсенишвили А. Выдуманные века. -Бахтриони, 1922,3 июля.
12. Асатиани Г.Л. Поэзия и поэты (критические письма).- Тбилиси: Литература да хеловнеба,1963.- 236 с.
13. Асатиани Г.Л. У истоков.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело,1982.-460 с.
14. Асатиани Л. Вольтерианство в Грузии. Очерк.- Тифлис: Госиздат, 1933.- 133 с.
15. Фамилии и инициалы авторов исследованных в работе статей из грузинских периодических изданий приводятся согласно публикациям в прессе того времени.- 165
16. Апхаидзе Ш. Близкие портреты. Валериан Гаприндашвили.-Рубикони, 1923, 28 янв.
17. Апхаидзе Ш. Перспективы грузинской поэзии. Меоцнебе ниа-мореби, 1919, Ш I, с.9-10.
18. Апхаидзе Ш. Свободный стих. Баррикада, 1922, I февр.
19. Апхаидзе Ш. Именем патриотизма. Социалистфедералисти, 1921, 13 июля, 20 июля.
20. Восточная культура.- Сборник статей /Под общ.ред.В.Габашви-ж/.- Тбилиси, 1980, 436 с.
21. Барнов В. Бесики. Бахтриони, 1922, 2 февр.
22. Барнов В. Галактиону Табидзе. Галактиони, Тбилиси,1927.
23. Барнов В. Для поэзии. Поэзиис дге, 1924, 5.
24. Бакрадзе А. Резкий окрик. Критика, Тбилиси,1983, J& 4, с.109-134.
25. Буачидзе Г. Белый Малларме. В кн.: Стихи и проза.Стефан Малларме. Кутаиси: Сабчота Сакартвело,Кутаисский фил., 1979, с.184-218.
26. Буачидзе Т. Фридрих Бицме.- В кн.: Буржуазная философия XI в. Тбилиси: Ганатлеба,1970, 24-40 с.
27. Важа Пшавела. Думы. Иверия, 1902, 4, 6 янв.
28. Важа Пшавела. О „Витязе в тигровой шкуре".- В кн.: Полн. собр.соч.Важа Пшавела в 5-и т.-ах, т.5,Тбилиси: Сабчота Сакартвело,1961, с.48-102.
29. Вартагава И. Наше национальное самосознание.- Иверия,1901, 15, 16, 17 июня.
30. Гамсахурдиа К. Илья Чавчавадзе. Ломиси,1922, 17 сент.
31. Гамсахурдиа К. Истинный европеец. Ломиси,1922,22 окт.
32. Гамсахурдиа К. Родина безродных. Фрагменты.(Из трилогии: "Искусство: слово, образ, музыка).- Цисарткела,1920, № 12-13, с.88-90.
33. Гамсахурдиа К. К технике высказывания.- Цисарткела,1920, У& 12-13, с.91-92.
34. Гамсахурдиа К. Стиль и дух. Цисарткела, 1920,JS 12-13, с. 93-96.- 166 232. Рубикош. 1923, 31 июня.
35. Гамсахурдиа К. Мозаики. Магиченекие канделябры.- Хеловне-ба,1921, № 2, с.1-3.
36. Гамсахурдиа К. Новая Европа. Литературный Париж.- Кавкаси-они, 1924, 3-4, с.208-218.
37. Гамсахурдиа К. Рождение трагедии из духа мистики; Илиони, 1922, В 3, с.6-15.2.!36. Гамсахурдиа К. Гёте или Мистик. Илиони,1922, J£ I, с. 28- 39.
38. Гамсахурдиа К. Критика и творчество. Илиони, 1922, $ 2, с.29-31.
39. Гамсахурдиа К. Л1 <*cuse (Я обвиняю!).- Совдалист-федера-листи, 1921, 10 июля.
40. Гаприндашвили В. Давид Гурамишвили. Параллели.- Меоцнебе ниамореби, 1920, № 4, с.10-16.
41. Гаприндашвили В. Двуликий Янус. Швилдосани,1920, № 2-3, с.19-20.
42. Гаприндашвили В. Проблема Сонета.- Меоцнебе ниамореби, 1919, № I, о.11-13.
43. Гаприндашвили В. Заметки о лирике. Меоцнебе ниамореби, 1919, lb 3, с.12-14.
44. Гаприндашвили В. Заметки о лирике. Кавкасиони, 1924,11? 3-4, с.204-207.
45. Гаприндашвили В. Выдержки в поэзии. Рубикош,1923,18 марта.
46. Гаприндашвили В. Сандро Цирекидзе. Баррикада, 1922, 7 янв.
47. Гаприндашвили В. Элизиум лирики. Меоцнебе ниамореби,1923, В 9, с.13-14.
48. Гаприндашвили В. Две стихии. Бахтриони,1922, 24 июля.
49. Гаприцдашвили В. Поэзия и природа.- Рубикони,1923,28 янв.
50. Гаприндашвили В. Пейзаж наоборот.- Баррикада,1922, 22 янв.
51. Гаприцдашвили В. Стефан Малларме. Меоцнебе ниамореби,2, с.П-16.- 167
52. Гаприндашвили В. Богема.- Швилдосани,1920, № 2-3,с.16-18.
53. Гаприндашвили В. Декларация (новая мифрлошя), Меоцнебе ниамореби,1922, № 7, с.9-12.
54. Гаприндашвили В. Магия слов. Меоцнебе ниамореби, 1921, В 6, с.12-14.
55. Гаприндашвили В. Две стихии. Бахтриони,1922, 24 июля.
56. Гаприндашвили В. Улыбка Джиоконда. Рубикони, 1923,8 апр.
57. Гаприндашвили В. Элизиум лирики. Меоцнебе ниамореби,1923, № 9, с.13-14.
58. Гаприндашвили В. Terror aritCc^uus .-Меоцнебе ниамореби, 1921, $ 5, с.12-16.
59. Гацерелия А. О новом стихосложении. Мемарцхенеоба, 1928, № 2, с. 29-34.
60. Гацерелия А. Демна Шенгелая. Мемарцхенеоба, 1927, № I, с. 67-70.
61. Гомартели И. Письма об искусстве. Цисарткела, 1920, № 4, с.71-84.
62. Гомартели И. Колау Надирадзе. Цисарткела, 1920, Л» 9, с. 89-96.
63. Гришашвили И. Переведённая литература. Хомли,1923, 30 сент.
64. Дадиани Ш. Сандро Цирекидзе. Рубикони, 1923 , 31 июня.
65. Джорджадзе А. Соч, в 5-и томах, т.1. Вокруг национальной проблемы.(Полемические статьи).- Тифлис,I9II.- 271 с.
66. Ддорджадзе А. Соч.в 5-и томах,т.2,Наше обществоДифлис,1911»-296 с.- 168
67. Дзсорджадзе А. Соч. в 5-и томах, т.З. Воззрения, философия, искусство, религия.- Тифлис,I9II.- 215 с.
68. Ддорджадзе А. Соч.в 5-и томах, т.4. Материалы к истории грузинской интеллигенции.- Тифлис, I9II, 301 с.
69. Донали. Поэт и рифма. Хомалди,1922, № 3, с.28-29.•2.72, Евгенидзе Ю.Ф. Вопросы грузинского романтизма.- Тбилиси: Изд.Тбилисского университета,1982. 244 с.
70. Жгенти В. О самой поэтике (в виде вступления).- Литература и прочее, 1924-25, № I, с.62-71.
71. Жгенти В. Литература и современность. Избр.литер.-Кр.письма.- Кн. I,Тбилиси: Мерани,1976. 766 с.
72. Яшшли П. Поэт в грузин. Бахтриони, 1922, I июля.
73. Япшиж П. Семь лет. Баррикада,1924, 6 янв.
74. Имедашвили К.И. Человек на рубеже истории. В кн.: Име-дашвили К.И. Тридцать лет спустя. Тбилиси: Сабчота Сакарт-вело, 1977, с.8-44.
75. Ингороква П. Чахрухадзе. Поэт. Путешественник. Эссе из средневековой восточной поэзии. Кавкасиони,1924, № 1-2, с. 271-320.
76. Какабадзе Д. Старый Тифлис. Швиди мнатоби,1919,№ I, с.163-164.
77. Капанели К. Тоска ж любовь. Лейла,1924, № 3,с.16-17.
78. Кекелидзе К.С. Периоды истории древней грузинской литературы.- В кн.: Кекелидзе К.С. История древней грузинской литературы, т.1, Тб.,1980, с.31-42.
79. Кекелидзе К.С. Тамариани.- В кн.: Кекелидзе К.С. История грузинской литературы, т.2, Тб.,1958,с. 215-232.
80. Киачели Л. Некоторые задачи грузинского романа.- Иверия, 1923, II нояб.
81. Кикнадзе Г.К. Вопросы стиля речи.- Тб.: Изд.ТТУ, 1957.372 с.
82. Кикодзе Г. Арифиони в Эрети.- Арифиони,1928, JS 1,с.369--370.
83. Кикодзе Г.Д. Методы современной критики.- В кн.: Г.Д.Кикод- 169 зе. Избранные сочинения в 3 томах, т.2, Тб.,1964,с.88-95.'
84. Кикодзе Г.Д. Важа Пшавела.- Гантиади, 1915, JS 15,с.21-24.
85. Кикодзе Г.Д. Жизнь и моральный идеал.- В кн.: Г.Д.Кикодзе. Избранные сочинения в 3 томах, т.2, Тб.,1964, с.269-316.
86. Кикодзе Г.Д. Чувство трагичного в лирике Н.Бараташвили.-Сакартвело, 1916, 20,23 нояб.
87. Кикодзе Г.Д. Чувство трагичного в грузинской поэзии.- В кн.: Г.Д.Кикодзе. Избранные соч. в 3 т-ах, т.2, Тб.,1964, с.31-76.
88. Клдиашвили С. Исток грузинской прозы.- Бахтриони,1922, II сент.
89. Клдиашвили С. Лунатики, Сандро Цирекидзе.- Бахтриони,1922, 2 окт.
90. Кобидзе Д.В. Грузинско-персидские литературные отношения.-Тб.: изд. ТГУ, 1983.- 485 с.
91. Кортасар X. Преследователь.- Хомли,1972, № 8,о.21-60.
92. Котетишвили В. Александр Казбеги.- Кавкасиони,1924, № 1-2, с.89-102.
93. Котетишвили В. Завоевание олова.- Рубикони,1923,П февр.
94. Котетишвили В. Литературное мышление.- Рубикони,1923, 21 янв.
95. Котетишвили В. К Азии.- Лейла,1920, № 2, с.3-4.
96. Книги и статьи на иностранных языках4179. я do то Т. W. Фсг io^ciy oiC0 Form.—^ in: л0 О г no
97. Tw^C^ cenUi^- Second Series ^on d ок.; Oxlcrc\ Uni-vers Preys, p- S3 .4 182 Iss^H- — tnc чс. Co реЛ i a Briironrml cot. V. 8,aiC^o-Xoholcn-IToronto; 1968, Г H6-T-1?.4 183 — ofi о n r\ a I re Universe^ oi ч
98. X(Xe Far Pierr-e Xeirouse . T. Sepilerne ^ Paris ^ S • WZ 4184. Sc^oCes R. kCoiws C. Cfcmeivts.— ; Scfto^es
99. K^ Ic^ovus C. iCem^Kits ol {{it ^ ИСЫ. Utw 'Jorfc, jo. 1-10.4185. Wa С ker И. fbe i^'nk e\ efг ay I StJ . —w. A x ve. ъ. sueu, 1966. m p.